Советская историческая энциклопедия. Советская историческая энциклопедия Переселения русских крестьян в Казахстан

Важнейшей особенностью региональной власти в Сибири XIX-начала XX вв. было отсутствие четкой грани между внешней и внутренней политикой, незавершенность процесса оформления государственных границ, подвижность внутренних административных границ. Наглядным примером, подтверждающим это, стал Cтепной край (или Степное генерал-губернаторство), который просуществовал на территории бывшей Российской империи с 1882-го по 1917 годы. В это административное образование входили территории современных России и Казахстана.

35 лет Степного края

Степное генерал-губернаторство было образованно 18 мая 1882 г. в связи с необходимостью объединения пограничных с Китаем территорий под властью одного должностного военно-административного лица. Инициатором этого проекта выступил военный министр П. С. Ванновский. С образованием Степного края упразднялось Западно-Сибирское генерал-губернаторство, состоявшее из сибирских и казахских территорий, из состава которого передавались Акмолинская и Семипалатинская области. Третьей областью, вошедшей в новое генерал-губернаторство, стала Семиреченская, подчинявшаяся до этого Туркестанскому генерал-губернаторству (в 1897 г. она была вновь возвращена в состав Туркестана). Применительно к Западной Сибири, которая с 1882 г. была выведена из-под генерал-губернаторского управления, можно говорить, что она превратилась в своего рода «внутреннюю окраину», обладая более высоким статусом интегрированности в имперское пространство, в отличие от Восточной Сибири, Дальнего Востока и Степного края, где в значительной степени сохранялась автономная генерал-губернаторская власть.

Степное генерал-губернаторство, 1895 г.

Административным центром нового военно-территориального образования стал Омск. Генерал-губернатор Степного края был одновременно командующим войсками Омского военного округа и наказным атаманом Сибирского казачьего войска.

Степным краем за время его пребывания на карте России управляли следующие генерал-губернаторы: Г. А. Колпаковский (1882-1889), М. А. Таубе (1890-1900), Н. Н. Сухотин (1901-1906), И. П. Надаров (1906-1908), Е. О. Шмит (1908-1915), Н. А. Сухомлинов (1915-1917). 4 марта 1917 г. Степное генерал-губернаторство как административно-территориальная единица фактически перестало существовать.

Барон фон Таубе во главе степняков

Максим Антонович Таубе прожил долгую и интересную жизнь. Он появился на свет в Рождество Христово - 25 декабря 1826 года. Происходил он из дворян старинного эстляндского рода баронов фон Таубе. Их родоначальники были выходцами из Вестфалии и появились в Эстляндии и Ливонии в XIV веке. Через два столетия отдельные линии рода Таубе переселились в Данию, Швецию, Польшу, Саксонию и Пруссию. Видного положения фамилия достигла в XVII и XVIII вв. в Саксонии и Швеции. ронских линии рода фон Таубе, в Швеции - две графских и одна баронская, а в Германии две баронских. К эстляндской (т. е. российской) линии баронов Таубе и принадлежал Максим Антонович. Образование он получил в Дворянском полку, который располагался в Санкт-Петербурге. Постигнув азы военной науки, он в 1845 г. выпускается в первом офицерском чине прапорщика и сразу же поступает на службу в лейб-гвардии Литовский полк и одновременно прикомандировывается к офицерским классам артиллерийского училища. После их окончания в 1847 г. молодой офицер был переведен для несения службы в батарею лейб-гвардии конной артиллерии. Там он быстро растёт в чинах, участвует в Венгерском походе, получает военные награды.

В 1858 г. Таубе производится в полковники с назначением командиром 2-й легкой батареи лейб-гвардии конной артиллерии. За отличие в военных действиях по подавлению восстания в Польше в 1863 г. будущий степной генерал-губернатор был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и золотым оружием с надписью: «За храбрость ». В 1863-65 гг. Максим Антонович командует 3-м драгунским Новороссийским полком. С 1865-го по 1873 гг. он является начальником Николаевского кавалерийского училища с зачислением по армейской кавалерии. В 1866 г. М. А. Таубе был произведен в генерал-майоры. В 1873-75 гг. Максим Антонович командует 3-й кавалерийской дивизией, в 1874 г. он был зачислен в свиту Его Императорского Величества. В 1875-81 гг. М. А. Таубе являлся командующим 5-й кавалерийской дивизией в чине генерал-лейтенанта. С 1881-го по 1889 гг. он командует 12-м армейским корпусом, а в апреле 1889 г. назначается помощником командующего войсками Киевского военного округа.

Находясь на этой должности, Таубе и получил 24 октября 1889 г. назначение на пост генерал-губернатора Степного края и командующего войсками Омского военного округа одновременно со званием войскового наказного атамана Сибирского казачьего войска. Уже в Омске он получил чин генерала от кавалерии. Период генерал-губернаторства Таубе совпал со знаменательными событиями в жизни нашего края - приездом Цесаревича в 1891 г., строительством Великого Сибирского железнодорожного пути, учреждением в 1895 г. Омской епархии, возведением Успенского кафедрального собора.

Статс-секретарь А. Н. Куломзин, побывавший в нашем городе в 1896 г., даёт такую характеристику Таубе: «Это добрейший, крайне милый старик с очень доброю старушкой женою и двумя племянницами ». 5 июля 1900 г. Максим Антонович получил назначение в Государственный совет и отбыл из Омска.

Военные «за», милиция «против»

Уже при самом создании Степного генерал-губернаторства в 1882 г. слышались мнения о ненужности или временном характере чрезвычайной власти в этом регионе. В центральных ведомствах, прежде всего в МВД, считали, что она призвана обеспечить «путем последовательных преобразований введение окраин в устойчивый административный строй, приданный европейским губерниям». Некоторые чиновники МВД признавали, что новое Степное генерал-губернаторство «не достигает своей цели ни в административном, ни в политическом отношениях». Уже тогда отмечалось, насколько в разных условиях находятся составляющие генерал-губернаторство области. Наиболее продвинутыми с точки зрения устройства администрации и суда были Акмолинская и Семипалатинская области, которые даже более чем сибирские губернии были схожи с внутренними губерниями России. «Тихо и мирно развивается здесь жизнь населения; в означенных областях нет ни политических ссыльных, ни политической пропаганды; сюда не проникала даже зарождавшаяся в Сибири, как видно из дел, подвлиянием ссыльных поляков, мысль о сепаратизме; в этих областях не существует даже жандармского надзора », - пишет чиновник МВД Ф. К. Гирс.

Ему было непонятно, почему с этими областями нельзя поступить по примеру Уральской и Тургайской областей, которые с упразднением в 1881 г. Оренбургского генерал-губернаторства перешли в непосредственное ведение министерств. Объединение же в рамках одного генерал-губернаторства большей части казахов, по его мнению, могло иметь негативные политические последствия. Более практичным стало бы разделение Семипалатинской области между Акмолинской и Семиреченской областями, оставив последнюю под властью военного губернатора и сохранив преобладающее влияние здесь Военного министерства и Министерства иностранных дел. Опасной казалась ему также мысль, инициированная Г. А. Колпаковским, о переносе центра генерал-губернаторства из Омска в Верный (ныне Алма-Ата).

К вопросу о судьбе Степного генерал-губернаторства вернулись в правительственных кругах в связи с возвратом в 1897 г. Семиреченской области в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Оставшись всего с двумя областями, Степное генерал-губернаторство оказалось перед угрозой ликвидации.

Стремясь опередить события, М. А. Таубе предложил уже в 1898 г. образовать новое Омское генерал-губернаторство из Акмолинской и Семипалатинской областей, а также Тобольской и Томской губерний с центром в Омске. Воспользовавшись ситуацией, министр внутренних дел Д. С. Сипягин, негативно относившийся к институту генерал-губернаторской власти, поспешил в 1901 г. получить согласие Николая II внести в Комитет министров представление об упразднении Степного генерал-губернаторства. МВД аргументировало свою точку зрения тем, что Акмолинская и Семипалатинская области могут быть освобождены от генерал-губернаторского надзора, так как там были проведены административные и судебные реформы, а население достигло видимых успехов в развитии гражданственности. Омск связан с центром страны железной дорогой, а телеграфные линии соединяют не только областные, но и уездные города Степного края. МВД не видело причин сохранять Степное генерал-губернаторство и с военной точки зрения.

Военный министр А. Н. Куропаткин в свою очередь срочно телеграфировал в Омск, чтобы там подготовили материалы не только в пользу существования Степного генерал-губернаторства, но и обсудили вопрос о расширении его территории за счет Томской губернии. Рассматривался даже вариант включения в генерал-губернаторство Уральской и Тургайской областей. В 1899 г. Куропаткин, посетив Омск, записал в своем дневнике, что Сибирский военный округ, несмотря на то что стал фактически внутренним и резервным, должен играть важную роль, так как войска здесь должны нести караульную службу, а мусульманское население Акмолинской и Семипалатинской областей «может еще наделать нам хлопот как на религиозной почве, так и на огромной массе земель...».

Главными аргументами военных в этой дискуссии должны были стать обострившиеся отношения с Китаем, а также внутренние проблемы, вызванные напряженными отношениями между казахами, казаками и крестьянами-переселенцами. В ход пошли слухи об угрозах со стороны казахов «вытоптать лошадьми поля крестьян», об опасной агитации в Петропавловском уезде полковника запаса султана Валиханова, который, «шумно и демонстративно разъезжая по степи в форме и орденах» с толпой киргизов (так до революции называли казахов), способствует тем нарушению установленного порядка», о возросшей исламской угрозе. Местные власти доносили, что «с приездом г. полковника Вали Ханова киргизы вспомнили кое о чем таком, что им уже давно нужно было бы выбросить из головы».

Пугала и нарастающая напряженность в отношениях русского и казахского населения: «Взаимные отношения оседлого и кочевого населения начинают только обостряться, но не думаю, чтобы были налицо данные к дальнейшему смягчению этих отношений. Киргиз видит в православном крестьянине своего врага, выбившего его из колеи милой, вольной кочевой жизни и внесшего в степь новое веяние и чисто русское направление; крестьянин же, чувствуя отчасти свою беспомощность среди необъятных степей, с своей стороны также недолюбливает киргиза-иноверца ».

Из Омска уверяли, что «возмущение в киргизских степях представляется возможным, и если Андижанские события не отразились ощутительным образом на настроении умов кочевого населения Семипалатинской и Акмолинской областей, то лишь потому, что как в Ферганской области, так главным образом и в Семиреченской были приняты самые энергичные меры к предупреждению волнений в самом начале». Вспомнили даже полувековой давности восстание Кенесары Касымова. Впрочем, Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД парировал эти аргументы, заметив, что наличие генерал-губернаторской власти в Туркестане не спасло Андижан от восстания, а повторение «бунта», подобного движению Касымова, в нынешних условиях едва ли возможно. Кроме того, как доказывали тогда чиновники из МВД, мусульманский фактор в Степи не опасен: «Киргизы-кочевники, исповедующие магометанскую веру, в общем, индифферентны к религии, которая сводится у них преимущественно к обрядовой стороне. Если же в последнее время и замечается поступательное движение ислама, то оно проявляется, главным образом, среди племен, населяющих среднеазиатские владения ».

Однако большинство членов Комитета министров высказалось за сохранение Степного генерал-губернаторства. Военное министерство поддержало Министерство иностранных дел, опасавшееся восстания кочевников в приграничных районах Китая. Существовали сложности и в управлении казачьим населением. Окрыленный успехом, сменивший М. А. Таубе Н. Н. Сухотин уже настаивал на создании генерал-губернаторства, которое бы включало не только две степные области, но и все сибирские губернии. В условиях Русско-японской войны и первой российской революции Николай II, явно сочувствуя этому предложению, все же отложил решение вопроса до более спокойных времен.

В 1908 г. общественное внимание вновь было взбудоражено слухами об административном переустройстве Азиатской России. Очевидно, это было связано с децентрализационными намерениями П. А. Столыпина, который предусматривал разделение России на 11 областей, в их числе называлась Степная область, в которую бы входила Западная Сибирь. В противовес этим планам на страницах журнала «Сибирские вопросы » появилась статья А. Букейханова «Ненужное генерал-губернаторство ». В ней автор передавал всеобщее недовольство сохранением административно-политического анахронизма: «До конституции все боялись степного генерал-губернатора и его чичероне, управляющего канцелярией. Они вмешивались в дела всех ведомств и до такой степени надоели всем, что всегда все только и думали об упразднении Степного генерал-губернаторства ». Через два года законопроект о дальнейшем существовании Степного генерал-губернаторства за подписью 40 депутатов был внесен в Государственную думу. На этот раз под сомнение был поставлен вопрос самого существования института генерал-губернаторства, который пришел в противоречие с наличием объединенного правительства в лице реформированного Совета министров. Но за сохранение чрезвычайной генерал-губернаторской власти теперь уже высказалось МВД, заявив, что она необходима в условиях интенсивного переселенческого движения в Степной край. Вспомнили и о революционной опасности на окраинах империи. Так, Степное генерал-губернаторство просуществовало до 1917 г. и было упразднено революцией.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
В квартире дома на улице 20-й Амурской сегодня днем из-за старой газовой плиты произошло ЧП.
РИА Омск-Информ
07.02.2020 Автор: Анна Золкина Пострадавших среди жильцов дома нет. Сегодня, 7 февраля, в Центральном округе Омска случился инцидент - в одном из жилых домов по улице 20-й Амурской произошёл хлопок газа.
ИА Омск здесь
07.02.2020 Среди пассажиров есть пострадавшие. Фото: vk.com/55gibdd Сегодня, 7 февраля, около 10:00 часов в районе остановки общественного транспорта «Большевичка» произошла авария.
ИА Новый Омск
07.02.2020

Автор: Лидия Чесакова Участники фонда "Обнимая небо", помогающие пациентам паллиативных отделений, решились рассказать о серьёзных проблемах, мешающих им работать.
ИА Омск здесь
07.02.2020 Научно-исследовательская лаборатория «Изучение техногенных строительных материалов» была образована на базе Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета.
Министерство строительства и ЖКХ
07.02.2020

учреждено указом 18 мая 1882 в России. Состояло из двух областей, входивших в состав упраздненного этим же указом Зап.-Сиб. ген.-губернаторства, - Акмолинской и Семипалатинской, а также выделенной из Туркестанского ген.-губернаторства Семире- ченской обл. Адм. центром С. г.-г. был г. Омск. Ген.-губернатор края являлся одновременно командующим войсками Омского воен. округа и наказным атаманом сиб. казаков. В дек. 1897 Семиреченская обл. была изъята из С. г.-г. и возвращена в состав Туркестанского ген.-губернаторства. В составе 2 областей С. г.-г. существовало до окт. 1917.


Смотреть значение Степное Генерал-губернаторство в других словарях

Генерал — м. военный чин четвертого класса и выше, начиная от генерал-майора; собств. полный генерал, от инфантерии, от кавалерии, инженер-генерал и пр. что некогда генерал-аншеф.........
Толковый словарь Даля

Генерал — генерала, м. (латин. generalis - общий, главный) (дореволюц. и загр.). Высший военный Чин. -адъютант (генерал, исполнявший обязанности адъютанта при царе). -майор, генерал-лейтенант,........
Толковый словарь Ушакова

Генерал-бас — генерал-баса, м. (муз.). Сокращенный способ цифрового обозначения нот указанием на интервалы от самого низкого (басового) регистра.
Толковый словарь Ушакова

Генерал-губернатор — генерал-губернатора, м. Начальник края с высшей военно-административной властью в дореволюц. России.
Толковый словарь Ушакова

Губернаторство — губернаторства, мн. нет, ср. (дореволюц.). Пребывание в должности губернатора. Время его губернаторства было самым мрачным в истории нашего города. || Звание или должность........
Толковый словарь Ушакова

Генерал М. — 1. Воинское звание или чин высшего командного состава в армии. 2. Лицо, имеющее такое звание или чин. // перен. разг. Тот, кто играет ведущую роль в какой-л. области деятельности.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-адмирал М. — 1. Высший военно-морской чин, соответствующий чину генерал-фельдмаршала в сухопутных войсках (в Российском государстве до 1917 г.). 2. Лицо, имевшее такой чин.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-адмиральский Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: генерал-адмирал, связанный с ним. 2. Свойственный генерал-адмиралу (2), характерный для него. 3. Принадлежащий генерал-адмиралу (2).
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-адъютант М. — 1. Придворное генеральское звание (в Российском государстве до 1917 г.). 2. Лицо, имевшее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-адъютантский Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: генерал-адъютант, связанный с ним. 2. Свойственный генерал-адъютанту (2), характерный для него. 3. Принадлежащий генерал-адъютанту (2).
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-аншеф М. — 1. Высший генеральский чин (в Российском государстве XVIII в.). 2. Лицо, имевшее такой чин.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-аншефский Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: генерал-аншеф, связанный с ним. 2. Свойственный генерал-аншефу (2), характерный для него. 3. Принадлежащий генерал-аншефу (2).
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-губернатор М. — 1. Высшее должностное лицо местной администрации, обладающее военно-административной властью (в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых других странах). 2. Лицо, имеющее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-губернаторский Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: генерал-губернатор, связанный с ним. 2. Свойственный генерал-губернатору (2), характерный для него. 3. Принадлежащий генерал-губернатору (2).
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-губернаторство Ср. — 1. Крупная административно-территориальная единица, управляемая генерал-губернатором (в Российском государстве до 1917 г.). 2. Должность генерал-губернатора; пребывание в такой должности.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-директор М. — 1. Персональное звание для высшего начальствующего состава (в СССР в 40-50-х годах обычно на железнодорожном, морском, речном транспорте). 2. Лицо, имевшее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-инспектор М. — 1. Одна из высших военных должностей в вооруженных силах некоторых стран. 2. Лицо, занимающее такую должность.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-квартирмейстер М. — 1. Штабная должность в вооруженных силах некоторых стран. 2. Лицо, занимающее такую должность (обычно возглавляющее разработку и планирование военных операций).
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-лейтенант М. — 1. Второе по старшинству генеральское звание. 2. Лицо, имеющее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-лейтенантский Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: генерал-лейтенант, связанный с ним. 2. Свойственный генерал-лейтенанту (2), характерный для него. 3. Принадлежащий генерал-лейтенанту (2).
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-майор М. — 1. Первое по старшинству генеральское звание. 2. Лицо, имеющее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-майорский Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: генерал-майор, связанный с ним. 2. Свойственный генерал-майору (2), характерный для него. 3. Принадлежащий генерал-майору (2).
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-полковник М. — 1. Третье по старшинству генеральское звание. 2. Лицо, имеющее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-поручик М. — 1. Генеральское звание, соответствующее званию генерал-лейтенанта (в Российском государстве XVIII в.). 2. Лицо, имевшее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал-фельдмаршал М. — 1. Высшее воинское звание в сухопутных войсках (в армии Российского государства до 1917 г. и в армиях некоторых других государств). 2. Лицо, имеющее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Губернаторство Ср. — 1. разг. Должность губернатора. 2. Пребывание в должности губернатора.
Толковый словарь Ефремовой

Генерал — -а; м. [от лат. generalis - общий, главный] Воинское звание высшего командного состава в армии; лицо, носящее это звание. Генерал-майор (первое по старшинству генеральское звание).........
Толковый словарь Кузнецова

Генерал-адмирал — } -а; м. В российской армии с 18 в. до 1917 г.: высший военно-морской чин; лицо в таком чине (соответствовал чину генерал-фельдмаршала в сухопутных войсках).
Толковый словарь Кузнецова

Генерал-адъютант — } генера́л-адъюта́нта; м. В российской армии с 18 в. до 1917 г.: военный или гражданский чин адъютанта при императоре или фельдмаршале, занимаемый генералом; лицо в таком чине.
Толковый словарь Кузнецова

Генерал-аншеф — } генера́л-анше́фа; м. В российской армии с 18 в. до 1917 г.: высшая воинская должность главнокомандующего армией; лицо в такой должности.
Толковый словарь Кузнецова

По «Положению» 1891 г. центром Степного генерал-губернаторства был утвержден город

Омск

По «Положению» 1891 г. генерал-губернатор на территории Казахстана

Был наделен неограниченной властью.

По «Положению» 1891 г. в Казахстане разрешить замещение должностей волостных управителей без выборов мог

Министр внутренних дел.

По «Положению» 1886 г. низшим звеном судебной системы Казахстана, который рассматривал дела коренного мусульманского населения, был

«Народный суд».

По «Положению» 1886 г. дела коренного мусульманского населения рассматривало низшее звено судебной системы

«Народный суд».

По «Положению» 1886 г. в Казахстане судебное звено под названием «Народный суд» рассматривал дела

Коренного мусульманского населения.

По распоряжению военного губернатора в Казахстане созывались чрезвычайные съезды судей для рассмотрения дел

Жителей разных уездов и волостей.

По «Положению» 1891 г. к губернскому правлению центральных районов империи в Казахстане были приравнены

Областные правления.

По «Положению» 1891 г. в Казахстане были созданы городские полицейские управления в

Крупных областных центрах.

В крупных областных центрах Казахстана были созданы городские полицейские управления по

«Положению» 1891 г.

В конце XIX в. первые забастовки рабочих в Казахстане проходили стихийно и с явным преобладанием

Экономических требований.

Благоприятные условия для начала переселения русских крестьян в Казахстан создала

Отмена крепостного права в России.

Отмена крепостного права в России создала благоприятные условия для начала

Переселения русских крестьян в Казахстан.

Во второй половине XIX в., с целью ослабить остроту аграрного вопроса во внутренних губерниях России правительство

Начала переселенческую политику в Казахстане.

Свою социальную опору в национальных окраинах царское правительство видело в



Крестьянах-переселенцах.

Переселение крестьян из центральных районов России в Казахстан начинается в середине

Х гг. XIX в.

Во второй половине XIX в., условия для изъятия казахских земель и начала переселенческой политики подготовило объявление казахских земель

Государственной собственностью.

Казахские земели были объявлены государственной собственностью России по

Реформе 1867 - 1868 гг.

По «Временным правилам о крестьянских переселениях в Семиречье» от 1868 г. крестьянам-переселенцам предоставлялись земли в размере по

Десятин на душу.

По «Временным правилам о крестьянских переселениях в Семиречье» переселенцев освобождали от всех налогов и повинностей сроком на

Социальное расслоение казахских шаруа ускорила проводимая царизмом

Политика захвата казахских земель.

Во второй половине XIX в. по социально-экономическому положению к сельскому пролетариату в Казахстане относились

Жатаки.

Во второй половине XIX в. восприимчивыми к явлениям классового характера оказались порвавшие с родовой и патриархальной средой

Жатаки.

Организации банков и кредитных учреждений в Казахстане, во второй половине XIX в. способствовало

Освоение природных богатств.

Во второй половине ХIХ в. отделения государственного банка России открылись в городах Казахстана

Семипалатинске и Уральске

Первая ярмарка была открыта в 1832 г. на территории

Букеевской орды.

Одна из самых крупных ярмарок в Казахской степи открытая в 1848 г.

Кояндинская.

По переписи населения 1897 г. в числе наиболее крупных городов Казахстана были A) Верный и Семипалатинск.

Костанай и Акмолинск.

В 1862-1877 гг. в Восточном Туркестане против Китайского господства произошли восстания

Уйгур и дунган.

В 1862-1877 гг. против Китайского господства прошли восстания уйгур и дунган за восстановление своих наследных прав в

Восточном Туркестане

В 1862-1877 гг. за восстановление своих наследных прав в Восточном Туркестане, против Китайского господства, прошли восстания

Уйгур и дунган

В 1862-1877 гг. прошли восстания уйгур и дунган за восстановление своих наследных прав в Восточном Туркестане, против господства

Китая.

После подавления восстания уйгур и дунган в1862-1877 гг. в Синьцзяне между Россией и Китаем начались переговоры о возвращении Китаю

Илийского края.

После подавления восстания уйгур и дунган в1862-1877 гг. в Синьцзяне между Россией и Китаем начались переговоры о возвращении Илийского края

Китаю.

Жителям Илийского края выбор китайского или русского подданства предусматривал

Петербургский договор 1881 г.

Петербургский договор 1881 г. предусматривал выбор китайского или русского подданства жителям

Илийского края.

На основании Петербургского договора 1881 г. переселение уйгур и дунган в Семиречье продолжалось с

По 1884 гг.

На основании Петербургского договора более 50000 уйгур и дунган в 1881 - 1884 гг. переселились на территорию

Верховьев Иртыша.

На основании Петербургского договора в 1881 - 1884 гг. на территорию Семиреченского края переселились более 50000

Уйгур и дунган.

Книга «Двенадцать Муканов», изданная в 1905 г. в Казани обобщает духовный опыт

Уйгурского народа.

Духовный опыт уйгурского народа обобщает изданная в 1905 г. в Казани книга

«Двенадцать Муканов».

В литературе встречается название - Степной край . Административный центр - город Омск .

История

Степное генерал-губернаторство учреждено именным Высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату 18 мая 1882 года, в составе Акмолинской и Семипалатинской областей.

Должности помощника Степного генерал-губернатора учреждено не было.

Было образовано в 1882 году по инициативе военного министра П. С. Ванновского в связи с необходимостью объединения пограничных с Китаем территорий Российской империи в одном губернаторстве. С образованием Степного, упразднялось Западно-Сибирское генерал-губернаторство , из состава которого передавались Акмолинская и Семипалатинская области. Третьей областью, вошедшей в состав нового генерал-губернаторства, была Семиреченская , подчинявшаяся до этого Туркестанскому генерал-губернаторству .

Генерал-губернатор Степного края был одновременно командующим войсками Омского военного округа и наказным атаманом Сибирского казачьего войска .

В 1899 году Семиреченская область была возвращена в состав Туркестанского генерал-губернаторства.

Руководство

Генерал-губернаторы

Ф. И. О. Титул , чин , звание Время замещения должности
Колпаковский Герасим Алексеевич генерал от инфантерии 25.05.1882-24.10.1889
Таубе Максим Антонович барон , генерал от кавалерии 24.10.1889-05.07.1900
Сухотин Николай Николаевич генерал-лейтенант 14.04.1901-25.04.1906
Надаров Иван Павлович генерал от кавалерии 25.04.1906-08.06.1908
Шмит Евгений Оттович генерал от кавалерии 08.06.1908-24.05.1915
Сухомлинов Николай Александрович генерал-лейтенант 24.05.1915-01.03.1917?

Комиссар Временного правительства по Степному краю

Напишите отзыв о статье "Степное генерал-губернаторство"

Литература

  • Губернаторская галерея: генерал-губернаторы Западной Сибири и Степного края, 1819-1917. Председатели Омского областного исполкома, 1917-1989. И. П. Шихатов. Издание «Наследие. Диалог-Сибирь». Омск. 2000

УДК 94(571) ГРНТИ 03.23.31

СТЕПНОЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

(По данным всеподданнейших отчётов)

В.В. Гермизеева

Омский государственный технический университет Россия, 644050, Омск, просп. Мира, 11; [email protected]

На основе отчётов генерал-губернаторов и губернаторов проанализированы проблемы административного управления в Степном крае в начале ХХ века. Обращено внимание на вопросы, которые оказывали влияние на состояние управления (проекты по упразднению генерал-губернаторства, политика переселения, общественно-политическая ситуация). Состояние большинства административных учреждений не было лишено недостатков, но, стремясь их преодолеть, губернаторы и генерал-губернаторы, как правило, шли по традиционному пути, ходатайствуя об увеличении штатов и повышении окладов чиновников.

Ключевые слова: губернатор, управление, Акмолинская область, Семипалатинская область, Степное генерал-губернаторство, администрация.

STEPPE GOVERNORATE GENERAL IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY:

THE PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE MANAGEMENT (According to the most devoted reports)

Omsk State Technical University

Russia, 644050, Omsk, prosp. Mira, 11

The article analyzes the issues of administrative management in the Steppe region in the early XX century based on the reports of governors-general and governors. The author pays attention to the issues that influenced the state of governance (projects to abolishment the Governorate General, resettlement policy and social and political situation). The state of the most administrative offices had their shortcomings, but in an effort to overcome them, governors and governors-general went along the traditional way, asking for staff increasing and officials" salary increment.

Keywords: a Governor, management, Akmola region, Semipalatinsk region, Steppe Governorate General, administration.

В результате упразднения ЗападноСибирского генерал-губернаторства в 1882 г. было образовано Степное генерал-губернаторство с центром в Омске. В его состав входили Акмолинская, Семипалатинская и Семиречен-ская (до 1897 г.) области. Главное управление краем принадлежало генерал-губернатору, а областное управление образовывали губерна-

© В.В. Гермизеева, 2017

торы и правления, состоявшие из общих присутствий и канцелярий.

За последние двадцать лет работа по изучению административной политики самодержавия, а также деятельности администрации в Сибири и в Степном крае заметно активизировалась. Прежде всего, следует отметить отражение этих вопросов в исследованиях

А.В. Ремнёва, активно занимавшегося проблемами взаимодействия центральных и местных органов власти и реформирования сибирского управленческого аппарата . По истории Степного генерал-губернаторства следует отметить работы П.П. Вибе , А.П. Толочко , И.П. Шихатова и других. В них представлены проблемы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития края, личные судьбы генерал-губернаторов.

В данной работе обращено внимание на проблемы управления Степным краем в начале ХХ века, нашедшие отражение в ежегодных генерал-губернаторских отчётах. Структура этих документов была чётко регламентирована, но в начале ХХ века она претерпела некоторые изменения. В отчётах этого времени находят отражение вопросы, наиболее актуальные для развития того или иного региона. В частности, для Степного края - это политика переселения, представительство в Государственной думе, проведение в жизнь судебной реформы, размышления о необходимости введения земских учреждений. Много места в отчётах занимал раздел, посвящённый решению продовольственных вопросов, а также организации помощи населению, пострадавшему от неурожаев. Часто обращалось внимание на состояние путей сообщения и общую характеристику экономической жизни края. Соотношение этих сведений зависело от ситуации в конкретном году, но в каждом отчёте мы встречаем информацию о положении местных органов власти и указание на необходимость усиления их состава.

Интересен тот факт, что практически с момента образования имели место мнения относительно ненужности Степного генерал-губернаторства, учреждение которого рассматривалось как временная мера. После исключения из его состава Семиреченской области в 1897 г. генерал-губернаторство оказалось под угрозой ликвидации, так как Акмолинская и Семиреченская области, по мнению центральной власти, были довольно схожи с внутренними губерниями Российской империи. В 1901 г. министр внутренних дел Д.С. Сипягин представил на рассмотрение Комитета министров вопрос об упразднении генерал-губернаторства. Основным аргументом было то, что в Акмолинской и Семиреченской областях были проведены административная,

военная реформы, построена железная дорога и пр. Тем не менее большинство членов Комитета министров оказались сторонниками сохранения Степного генерал-губернаторства, и в итоге решение вопроса было отложено на неопределённый срок .

В 1908 г. в Государственной думе был поднят вопрос об упразднении должности генерал-губернатора Степного края и его канцелярии. В законодательном предположении обращалось внимание на необходимость ликвидации должностей, являющихся пережитком прошлого и требующих значительных расходов на своё содержание . Вновь аргументом в пользу упразднения звучало то, что правления Акмолинской и Семипалатинской областей совместно с губернаторами могут оперативно решать все насущные вопросы местного управления. В то же время, товарищ министра внутренних дел С.Е. Крыжановский обращал внимание на довольно ограниченный состав правлений, на обширность задач, стоящих перед чиновниками. Следовательно, по его мнению, объединяющее и контролирующее начало в лице генерал-губернатора необходимо было сохранить. Кроме того, упразднение должности могло привести к ослаблению власти в крае. Одним из оснований для осуществления проектируемой меры должна была стать экономия государственных средств, но это обстоятельство не имело решающего значения, так как упразднение должности генерал-губернатора и его канцелярии повлекло бы необходимость усиления личного состава областных учреждений .

Обсуждение обоснованности существования Степного генерал-губернаторства в начале ХХ в. было представлено и на страницах периодических изданий. Так, в одном из номеров журнала «Сибирские вопросы» его наличие объясняли желанием правительства создать «местный оплот на случай возможных столкновений с центробежными освободительными стремлениями». П. Головачёв называл существование генерал-губернаторства административным архаизмом, влекущим за собой не только лишнее обременение государственного бюджета, но и тормозящим развитие края «на началах истинного самоуправления» . На страницах журнала отмечалось, что канцелярия степного генерал-губернатора является «совершенно ненужной передаточной инстанцией, бесцельно тормозящей дела и

обходящейся казне свыше 100 тысяч в год, не считая содержания генерал-губернатора и штата его свиты» . Поэтому имела место точка зрения, что упразднение генерал-губернаторства будет с радостью воспринято всем населением, а также чинами местных учреждений разных ведомств, так как последние тратят много времени на то, чтобы избежать лишнего вмешательства генерал-губернатора Степного края в решение тех или иных вопросов . Канцелярия генерал-губернатора, по мнению автора статьи, совершенно изжила себя ещё в конце Х1Х в.: «В старину, когда в Западной Сибири не было ни управлений государственными имуществами, ни особых межевых учреждений, как нынешняя межевая переселенческая партия, ни городских архитекторов и т. д., в канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири были сосредоточены должности лесничего, землемера, инженера, архитектора, агронома и т. д. Весь этот громоздкий аппарат, рассчитанный на удовлетворение разнообразных потребностей государственной и общественной жизни, перешёл по наследству в Степное генерал-губернаторство... Все эти должности ныне перешли в состав местных учреждений разных министерств, что нисколько не мешает благополучному существованию сепаратного сверхведомственного учреждения, именуемого Степным генерал-губернаторством» . Далее в статье обращено внимание на значительные суммы, необходимые на содержание генерал-губернатора и его канцелярии, а также на своевременность ликвидации должности, но были высказаны сомнения в подобном исходе: «Как это упразднение лишнего, отжившего своё время учреждения, ни ласкает наш слух, ни радует наше сердце, мы всё же сомневаемся в том, что этот законопроект воплотится в дело» .

Окончательное решение по проекту было принято на заседании 22 июня 1912 г. Государственный совет постановил отклонить одобренный Государственной думой законопроект об упразднении должности генерал-губернатора Степного края.

Несмотря на дискуссии, продолжавшиеся более 20 лет, Степное генерал-губернаторство просуществовало до 1917 г. Более того, генерал-губернаторы в своих ежегодных отчётах периодически указывали на необходимость увеличения состава канцелярии и окладов содержания чиновников .

Среди важнейших вопросов о состоянии местного управления в Степном крае, которые наиболее часто были представлены в отчётах губернаторов и генерал-губернаторов, следует отметить следующие: качественный состав служащих областных правлений, недостатки в деятельности полицейских учреждений и крестьянских начальников, проблемы организации делопроизводства в учреждениях в связи с постоянным увеличением объёма работы. Общую тенденцию можно проиллюстрировать небольшим отрывком из отчёта генерал-губернатора Е.О. Шмита за 1910 г.: «Ощущается недостаток людей, недостаток органов, при помощи которых можно бы было управлять обширным Степным краем».

В.С. Лосевский, ставший акмолинским губернатором в конце 1906 г., в своём первом всеподданнейшем отчёте за 1907 г. довольно много внимания уделил качественному составу служащих областного правления, уездных учреждений, характеристике крестьянских начальников. При этом вывод его был неутешителен: многие чиновники не соответствовали занимаемой должности, не справлялись с возложенными обязанностями. Пути решения проблемы были традиционны: увольнение отдельных чиновников и подготовка ходатайств об увеличении штатов и окладов содержания.

Степной генерал-губернатор И.П. Нада-ров также отмечал несовершенство местной власти, так как её представители по причине «чрезмерно-огромной работы» были далеки, по его мнению, от понимания истинных нужд населения. Администрация, «получающая за свой труд, по большей части, совершенно недостаточное содержание, по громадности территории края, редкости населения», «по неудовлетворительности своего состава и организации, по отсутствию живой связи с населением, лишённым всякой общественной самодеятельности, решительно не в состоянии не только проявить какую-нибудь творческую работу и инициативу, но и с успехом осуществлять все возлагаемые на неё жизнью задачи» . Совершенствование власти на местах И.П. Надаров связывал с расширением штатов, увеличением жалованья служащим, с введением в крае земского самоуправления. Он отмечал, что административные мероприятия, направленные на культурный и экономический подъём населения, не успевают за быстрым темпом жизни,

поэтому местная власть «не в состоянии разобраться и правильно осветить» их .

В докладе о колонизации Степного края, генерал-губернатор Е.О. Шмит обращал внимание на возросший в связи с переселением объём работы у чиновников различных ведомств, что негативно отражалось на состоянии делопроизводства и приводило к более продолжительному разрешению дел .

Акмолинский губернатор А.Н. Неверов, давая характеристику деятельности областных и уездных учреждений, отмечал, что делопроизводство многих из них достигло пределов, при которых сложно гарантировать оперативность в управлении. Кроме того, губернатор считал, что вполне своевременным является вопрос о повышении материального вознаграждения чиновников, так как с конца XIX в. цены на отдельные продукты возросли в три раза, а оклады содержания остались прежними .

Рассуждая о роли полицейских учреждений, генерал-губернатор Е.О. Шмит отмечал: «Полиция представляется главным жизненным нервом административного управления; обслуживая население, она является тем звеном, которое соединяет разнородные классы населения и помогает правительству в его заботах о благе и преуспевании края». В то же время, по мнению генерал-губернатора, «в степных областях слово «полиция» представляется почти пустым звуком», так как по закону эти функции возложены на ограниченное количество полицейских чинов. Акмолинская область с населением 1,4 млн человек в полицейском отношении обслуживалась пятью уездными начальниками, пятью их помощниками и небольшим числом полицейских урядников и стражников. В Семипалатинской области их состав был ещё более ограничен. При таком положении, как отмечал Е.О. Шмит, сложно гарантировать порядок и спокойствие в областях, населённых людьми, различными по вере, национальностям и обычаям. Напротив, для целого ряда преступлений, таких как скотокрадство, лесоистребле-ние, грабежи, открывался широкий простор . Иллюстрируя проблемы в этой области, генерал-губернатор указывал на слабый нравственный уровень и отсутствие сознания служебного долга у отдельных служащих, а также обращал внимание на случаи краж городовыми при производстве обысков

в частных квартирах. Для решения проблем в этой сфере в 1912 г. были учреждены 38 должностей становых приставов для поддержания порядка и спокойствия среди разнородного населения края.

В отдельных отчётах обращено внимание на крестьянских начальников, осуществлявших надзор за крестьянским общественным самоуправлением и имевших довольно широкие полномочия. В Степном генерал-губернаторстве было учреждено 28 таких должностей: в Акмолинской области - 16 и Семипалатинской - 12. Именно от крестьянских начальников зависело состояние обширных территорий с разнородным населением, поэтому для них было важно не только знание законов, но и понимание местных условий. При характеристике деятельности крестьянских начальников в отчётах можно встретить примеры небрежного отношения к своим обязанностям, так как на должности могли попадать люди «случайные, без достаточной подготовки» . Обращая внимание на пестроту состава этих должностных лиц, губернаторы во всеподданнейших отчётах традиционно видели один и тот же путь решения проблемы: поднять институт крестьянских начальников на должную высоту, поддержать их престиж в глазах населения, уменьшить размеры участков, увеличить содержание и обеспечить реальный контроль за их деятельностью со стороны непременных членов областных правлений.

Таким образом, как губернаторы областей, так и генерал-губернаторы Степного края в своих отчётах отмечали своевременность увеличения состава административных учреждений и повышения окладов содержания, что позволило бы привлечь на службу лучшие силы и дать возможность выбора. Говоря о проблемах управления, Е.О. Шмит с сожалением указывал на то, что такая ситуация наблюдается в различных сферах жизни края: число священников, врачей, мировых судей, ветеринарных врачей и других местных работников «крайне недостаточно». Поэтому генерал-губернатор считал, что «только при увеличении числа местных деятелей возможно правильное руководство и бдительное наблюдение за разнородным населением степей», и планомерная работа «по устроению края тогда пойдёт вперёд крупными шагами» .

В целом те или иные вопросы, связанные с состоянием местных административ-

ных учреждений, находили отражение практически в каждом генерал-губернаторском отчёте о развитии Степного края, а также в отчётах губернаторов областей. По мере развития региона переустройства требовала система организации местного управления, в основном регулируемая положениями, изданными ещё в конце XIX в. Поэтому как местные губернаторы, так и генерал-губернаторы, обращая внимание на существующие проблемы, ходатайствовали об учреждении новых должностей и повышении содержания служащих, что, по их мнению,

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

должно было повысить качественный состав чиновников и эффективность управления в целом.

Проблемы функционирования и взаимодействия власти, разграничение предметов ведения на федеральном уровне и на уровне субъектов, организация государственной службы актуальны для современной России. В связи с этим обращение к историческому опыту административной деятельности в Российской империи, особенно с учетом региональной специфики, всегда будет иметь большое значение.

1. Ремнёв А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX - начала XX веков. Омск, 1997. 253 с.

2. Ремнёв А.В. Учреждение Степного генерал-губернаторства // Областная научно-практическая конференция, посвящ. 275-летию г. Омска. Секция: История Омска и Омской обл., Омск, 1991. С. 35-38.

3. Степное генерал-губернаторство в административных планах самодержавия конца XIX - начала XX вв. // Степной край Евразии: историко-культурные взаимодействия и современность: тез. докл. и сообщ. IV междунар. науч. конф., посвящ. 170-летию со дня рождения Г.Н. Потанина и Ч.Ч. Валиханова. Омск, 2005. С. 36-41.

4. Вибе П.П. Генерал-губернаторы Западной Сибири и Степного края // Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М., 1994. С. 59-60.

5. Толочко А.П. Степное генерал-губернаторство (Степной край). 1882 - февраль 1917 гг.: из истории социально-экономического развития, культурной и общественной жизни // Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов (XVШ-ХХ века): тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию образования Омской области. Омск, 1998. С. 21-25.

6. Шихатов И.П. Губернаторская галерея: Генерал-губернаторы Западной Сибири и Степного края. 1819-1917. Председатели Омского областного исполкома. 1917-1989. Омск, 2000. 224 с.

7. Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 1276. Оп. 4. Д. 14. Л. 2, 4-13.

8. Головачёв П. Сибирские вопросы в Государственной Думе // Сибирские вопросы. 1906. № 1. С. 5.

9. Сибирские письма // Сибирские вопросы. 1908. № 13. С. 23-30.

10. V. Ненужное генерал-губернаторство // Сибирские вопросы. № 45-46. С. 7-10.

11. Всеподданнейший отчёт степного генерал-губернатора генерала от кавалерии Шмита о состоянии Степного края за 1913 г. Омск, 1913. 30 с.

12. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 543. Оп. 1. Д. 492. Л. 4.

13. Всеподданнейший отчёт степного генерал-губернатора генерала от кавалерии Шмита о состоянии и

1. Remnev A.V. Samoderzhavie i Sibir". Adminis-trativnaya politika vtoroy poloviny XIX - nachala XX vekov. Omsk, 1997. 253 s.

2. Remnev A.V. Uchrezhdenie Stepnogo general-gubernatorstva // Oblastnaya nauchno-prakticheskaya kon-ferentsiya, posvyasch. 275-letiyu g. Omska. Sektsiya: Is-toriya Omska i Omskoy obl., Omsk, 1991. S. 35-38.

3. Stepnoe general-gubernatorstvo v administra-tivnyh planah samoderzhaviya kontsa XIX - nachala XX vv. // Stepnoy kray Evrazii: istoriko-kul"turnye vzai-modeystviya i sovremennost": tez. dokl. i soobsch. IV mezhdunar. nauch. konf., posvyasch. 170-letiyu so dnya rozhdeniya G.N. Potanina i Ch.Ch. Valihanova. Omsk, 2005. S. 36-41.

4. Vibe P.P. General-gubernatory Zapadnoy Sibiri i Stepnogo kraya // Vibe P.P., Miheev A.P., Pugacheva N.M. Omskiy istoriko-kraevedcheskiy slovar". M., 1994. S. 59-60.

5. Tolochko A.P. Stepnoe general-gubernatorstvo (Stepnoy kray). 1882-fevral" 1917 gg.: iz istorii sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya, kul"turnoy i ob-schestvennoy zhizni // Stepnoy kray: zona vzaimodeystviya russkogo i kazahskogo narodov (XVIII-XX veka): Mezhdunarodna-ya nauchnaya konferentsiya, posvyaschennaya 175-letiyu obrazovaniya Omskoy oblasti: Tezisy dokladov i soob-shcheniy. Omsk, 1998. S. 21-25.

6. Shihatov I.P. Gubernatorskaya galereya: Ge-neral-gubernatory Zapadnoy Sibiri i Stepnogo kraya. 1819-1917. Predsedateli Omskogo oblastnogo ispolkoma. 1917-1989. Omsk, 2000. 224 s.

7. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arhiv (dalee RGIA). F. 1276. Op. 4. D. 14. L. 2, 4-13.

8. Golovachev P. Sibirskie voprosy v Gosudar-stvennoy Dume // Sibirskie voprosy. 1906. № 1. S. 5.

9. Sibirskie pis"ma // Sibirskie voprosy. 1908. № 13. S. 23-30.

10. V. Nenuzhnoe general-gubernatorstvo // Sibirskie voprosy. № 45-46. S. 7-10.

11. Vsepoddanneyshiy otchet stepnogo general-gubernatora generala ot kavalerii Shmita o sostoyanii Stepnogo kraya za 1913 g. Omsk, 1913. 30 s.

12. Gosudarstvennyy arhiv Rossiyskoy Fede-ratsii. F. 543. Op. 1. D. 492. L. 4.

13. Vsepoddanneyshiy otchet stepnogo general-gubernatora generala ot kavalerii Shmita o sostoyanii i

нуждах колонизационного дела в Степном крае. Омск, 1909. 24 с.

14. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 115. Л. 84.

15. Всеподданнейший отчёт степного генерал-губернатора генерала от кавалерии Шмита о состоянии Степного края за 1910 г. Омск, 1911. 34 с.

16. Всеподданнейший отчёт степного генерал-губернатора генерала от кавалерии Шмита о состоянии Степного края за 1912 г. Омск, 1913. 24 с.

Гермизеева Виктория Викторовна - кандидат исторических наук доцент (Россия), доцент кафедры «Отечественная история» Омского государственного технического университета; e-mail: [email protected]

nuzhdah kolonizatsionnogo dela v Stepnom krae. Omsk, 1909. 24 s.

14. RGIA. F. 1284. Op. 194. D. 115. L. 84.

15. Vsepoddanneyshiy otchet stepnogo general-gubernatora generala ot kavalerii Shmita o sostoyanii Stepnogo kraya za 1910 g. Omsk, 1911. 34 s.

16. Vsepoddanneyshiy otchet stepnogo general-gubernatora generala ot kavalerii Shmita o sostoyanii Stepnogo kraya za 1912 g. Omsk, 1913. 24 s.

Germizeeva Vitoriya Vitorovna - Cand. Sc. {History}, Associate Professor (Russia), Associate Professor of the Russian History Department at Omsk State Technical university; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.06.2017г.

УДК 94(571.1) (574) «1916-1917» ГРНТИ 03.23.55

К ЮГУ ОТ ОМСКА: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ 1916 - НАЧАЛА 1917 ГОДА В СТЕПНОМ КРАЕ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Окончание. Начало в № 2 (24)

А.А. Штырбул

Омский государственный педагогический университет Россия, 644033, г. Омск, наб. Тухачевского, 14

Статья посвящена важнейшей составной части грандиозного национально-освободительного движения и восстания среднеазиатских народов Российской империи 1916 года против царизма - событиям в Степном генерал-губернаторстве (Степном крае), а также политическим последствиям данных событий в регионе. Приводятся сведения о причинах и организаторах восстания.

Ключевые слова: региональная история в контексте истории России, Степной край, политический кризис, национально-освободительное движение.

TO THE SOUTH OF OMSK: EXTREME EVENTS IN 1916 -BEGINNING OF 1917 IN STEPPE REGION AND THEIR IMPACTS

Completion. Beginning in № 2 (24)

Omsk State Pedagogical University

Russia, 644033, Omsk, nab. Tuhachevskogo, 14

The article is devoted to the events in the Steppe Governorate General (Steppe region) as well as the political consequences of these events. These events are the most important part of the Grand National liberation movement and the uprising of the Central Asian peoples of the Russian Empire in 1916 against of tsarism.

Keywords: regional history in the context of the Russian history; Steppe region; a political crisis; National liberation movement.

error: