Презентация на тему кислород. Презентация по химии на тему "кислород" Скачать презентацию по химии на тему кислород


Кислород

путешествие






Лавуазье Антуан Лоран

Французский химик. Один из основоположников классической химии. Ввел в химию строгие количественные методы исследования. Положил начало опровержению теории флогистона. Получил кислород. Доказал сложный состав атмосферного воздуха, содержащего кислород и «удушливый воздух» (азот). Доказал сложный состав воды, установив, что она состоит из кислорода и водорода.


«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия».

(Я.Берцелиус)

« Живые организмы пьют воздух для того,

чтобы напитаться кислородом».

(Д. И. Менделеев)

« Первая обязанность того, кто хочет стать здоровым - очистить вокруг себя воздух».

(Р.Ролан)


Что вы знаете о кислороде?

И что вы хотите узнать о нем?


Цель урока:

Какие ученые

работали

с кислородом?

Кислород

А что такое

катализатор?

История открытия

Способы получения

кислорода

Нахождение

в природе

Физические свойства


Цель урока:

  • узнать значение кислорода
  • узнать историю открытия кислорода
  • узнать физические свойства кислорода
  • научиться давать характеристику

кислороду как химическому элементу и

как простому веществу

  • узнать о нахождении в природе
  • узнать о получении кислорода.

«Историко-информационная»









  • Он повсюду и везде: В земле, в воздухе, в воде. Он и в утренней росе, И в небес голубизне.






Общая характеристика

Химический знак - О

Порядковый номер - 8

Химическая формула - О 2

Молярная масса M (O 2) = 32г/моль

Валентность - II

Группа - 6 А

Период - 2


  • Кислород – восьмой по счету, Если вес за меру взять. Если ж мера – место в жизни, Номер надо поменять.


  • Газ без цвета, вкуса, запаха.
  • Тяжелее воздуха: 1 литр при н. у. весит 1,43 г, а 1 л воздуха – 1,29 г.
  • Плохо растворим в воде (рыбы дышат кислородом, растворенном в воде, в 100 л воды растворяется 5 л кислорода при температуре 0 градусов).
  • t кипения = – 182,9 градусов.
  • t плавления = – 218,8 градусов.


  • 2 HgO = 2 Hg + O 2
  • 2 H 2 O 2 = 2 H 2 O + O 2 (кат. MnO 2)
  • 2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2 (кат. MnO 2)
  • 2 H 2 O = 2 H 2 + O 2
  • 2 KNO 3 = 2 KNO 2 + O 2

2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2


Катализаторы – это вещества,

которые ускоряют химические реакции, но сами при этом

не расходуются.


  • Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных верблюдов. Перед смертью он объявил сыновьям свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить половину стада верблюдов, среднему я оставляю треть, а младшему – девятую часть стада». Сказал так и умер…

  • Братья, похоронив отца, стали делить наследство. Но 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9.
  • Помог им мудрец, подарив братьям своего верблюда. У них оказалось 18 животных.
  • 18: 2 = 9,
  • 18: 3 = 6,
  • 18: 9 = 2.
  • 9+6+2 = 17!
  • Верблюд, подаренный ученым, сыграл роль катализатора.

Получение кислорода в промышленности

  • Температура кипения азота -196ºС
  • Температура кипения кислорода -183ºС
  • Воздух
  • Охлаждение до
  • Жидкий кислород и газообразный азот
  • Каким способом можно разделить смесь кислорода и азота?


Кислород

1 вариант.

  • Химический знак кислорода: а) Н б) О в) К
  • Относительная молекулярная масса кислорода равна: а) 16 б) 32 в) 48
  • а) легче воздуха; б) плохо растворим в воде;

в) не поддерживает горение.

4. Название «Оxygenium» предложил:

5. Какие вещества образует химический элемент кислород? а) только простые вещества;

б) простые и сложные вещества;

в) только сложные вещества.

Ответы: 1 вариант – б, б, б, б, б.


Кислород

2 вариант.

  • Формула молекулы кислорода: а) О 2 б) О в) О 3
  • Относительная атомная масса кислорода равна: а) 16 б) 32 в) 48
  • Кислород обладает следующими свойствами: а) тяжелее воздуха; б) хорошо растворим в воде; в) не поддерживает дыхание.
  • Кислород в воде: а) малорастворим; б) хорошо растворим;

в) вообще не растворяется.

5. В 1774 году один учёный после проведённого эксперимента

написал: «Но что поразило меня больше всего – это то, что

свеча горела в этом воздухе удивительно блестящим

пламенем…» Это был: а) Пристли б) Лавуазье в) Шееле.

Ответы: 2 вариант – а, а, а, а, а.


  • Ежегодно в результате фотосинтеза в атмосферу Земли поступает 3000 млрд. тонн кислорода.
  • Основные поставщики кислорода – тропические леса и фитопланктон океана.
  • Человек в сутки вдыхает примерно 750 литров кислорода.
  • Полное прохождение атмосферного кислорода через систему биологического круговорота составляет 2000 лет!

Домашнее задание

§18, 19, 20 (физические свойства),

упр.1 - 3 (стр. 59).

  • Напишите сказку о приключениях кислорода или сочинение "Чтобы я сделал для сохранения чистого воздуха на планете Земля?"

Урок №2

Кислород

путешествие

в «Мир удивительного вещества».


  • «Опытно-экспериментальная».

Химические свойства кислорода.

I. Взаимодействие с неметаллами:

  • М.В.Ломоносов определил, что кислород окисляет вещества, т.е. вступает в реакции окисления.

сера горит в кислороде.


II. Взаимодействие с металлами.

Горение железа в кислороде.

Горение кальция в кислороде.

3Fе + 2О 2 = Fе 3 О 4

2Ca + O 2 = 2CaO


  • Что такое горение?
  • Что общего выделялось в результате реакций горения?


  • Что образуется в результате всех реакций?
  • Оксиды.

Оксиды бывают разные Твердые, жидкие, газообразные. По-разному называются И свойствами отличаются. Но в одном они едины Их вместе называют - оксиды.


SO 2

Na 2 O

N 2 O 5

Fe 2 O 3



«Третий лишний».

Определите лишнее вещество. Ответ мотивируйте.

  • СаО, СН 4 , N 2 О
  • SiО 2 , О 2 , Н 2 О
  • КОН, РвО, СО
  • Al 2 О 3 , ZnО, HCl

«Найди соответствие».

  • Найдите соответствие между формулой оксида и его названием. В своих тетрадях запишите к цифре соответствующую букву.
  • 1) SО 3 а. оксид азота (IV)
  • 2) ZnО b. оксид натрия
  • 3) NО 2 с. оксид серы (VI)
  • 4) SО 2 d. оксид цинка
  • 5) Nа 2 О е. оксид серы (IV)

Правильно ли ты сделал?

  • 1) 3 с. оксид серы (VI)
  • 2) ZnО d. оксид цинка
  • 3) 2 а. оксид азота (IV)
  • 4) 2 е. оксид серы (IV) 5) 2 О b. оксид натрия

Домашнее задание

§ 20 - 21, № 4 - 12, зад. № 1 - 3 (стр. 60);

подготовиться к практической

работе № 3, стр. 70.

Презентация "Кислород" может быть использована учителем химии в учебном процессе в качестве учебного электронного тематического пособия:

  • на уроках химии при объяснении нового и закреплении пройденного материала по теме "Химия простых веществ. Кислород";
  • во внеклассной работе - на факультативных занятиях и кружках;
  • при индивидуальных занятиях с учащимися;
  • при подготовке учащихся к практическим работам по получению, собиранию и обнаружению газообразных веществ.

Так, например, объяснение нового материала на уроке "Кислород" можно провести на основе беседы с учащимися. Учитель может построить ее на повторяющемся вопросе - что вам известно о:? И далее следует вопрос или вопросы, которые представлены в "Приложении" презентации. Учитель может перефразировать вопросы, изменить их последовательность, сократить их общий объем. Ответы учащихся учитель дополняет своим рассказом и показом соответствующих слайдов. Объяснение нового материала можно провести и по другой схеме: показ слайда (слайдов), затем рассказ учителя с элементами беседы; либо - сначала рассказ учителя, затем показ слайда (слайдов) и беседа с учащимися (если она уместна).

Учитель может приостановить презентацию для показа демонстрационных опытов, либо видеоопытов, а затем возобновить работу с ней.

Для большей заинтересованности учащихся в получении знаний по теме и активизации их на уроке учитель предлагает им выполнить заранее домашнее задание творческого характера. Задание в виде вопросов предлагается всему классу, либо оно распределяется по группам класса. Учащиеся должны подготовить ответы на вопросы. Вопросы, например, такие:

1. Кто и как открыл кислород? В какое историческое время это было?

2. Что надо понимать под круговоротом элементов в природе? Как осуществляется круговорот кислорода в природе?

3. Что интересного вам известно о кислороде и озоне? Какие важные функции на Земле выполняют эти два вещества?

Повторение пройденного материала по теме "Химия простых веществ. Кислород" учитель может провести также на основе презентации. Вопросы, которые представлены в "Приложении" презентации "Кислород" (слайды № 33 - 34), могут быть избирательно использованы при фронтальном опросе учащихся. Если возникают затруднения при ответах учащихся, то есть возможность вернуться к рассмотрению данного вопроса на основе соответствующего слайда. Наличие гиперссылок облегчат поиск нужного слайда.

Использовать презентацию "Кислород" могут и учащиеся при дистанционном обучении, при выполнении домашних заданий, подготовке к контрольным и практическим работам, самопроверке своих знаний по теме. На каждый вопрос "Вопросника" из "Приложения" презентации предлагается ответ - его можно найти с помощью гиперссылки: открывается нужный слайд.

Наличие такого электронного пособия, как презентация "Кислород" в кабинете химии, дает возможность учителю сократить время на подготовку к уроку, повысить заинтересованность учащихся в изучении темы, повысить уровень обученности и качества знаний учащихся.

Приложение в презентации "Вопросник к теме "Кислород" (с гиперссылками на слайды)

1. Назовите восьмой элемент "Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева" (слайд № 4)

2. Кем и когда был открыт кислород? (слайды № 6 - 9)

3. Почему элемент № 8 был назван кислородом? (слайд № 5)

4. Где и в каком виде (свободном или связанном) кислород встречается в природе? (слайды № 10 - 11)

5. Каков состав атмосферного воздуха? (слайд № 12)

6. Каков состав выдыхаемого человеком воздуха? (слайд № 13)

7. Перечислите известные вам загрязнители воздуха? (слайд № 14)

8. Дайте характеристику кислороду как химическому элементу (слайд №15)

9. Какие аллотропные модификации кислорода вам известны? (слайд №16)

10. Какими примечательными свойствами обладает озон в отличие от кислорода? (слайды № 16 -17)

11. На каких физических свойствах кислорода основаны способы собирания его? Как можно обнаружить кислород? (слайд № 18)

12. Как кислород получают в лаборатории? (слайды № 19 - 21)

13. Как кислород получают в промышленности? (слайд № 22)

14. Перечислите важнейшие химические свойства кислорода. Что такое окисление? Какие продукты, как правило, получаются в реакциях окисления веществ кислородом? (слайды № 23 - 24)

15. Что понимается под окислительно-восстановительными способностями кислорода? Какие функции преобладают у него? Приведите примеры. (слайд № 25)

16. Какие условия способствуют возникновению и прекращению горения? Почему скорость горения веществ в кислороде выше, чем на воздухе? (слайд № 26)

17. Чем отличаются процессы горения и медленного окисления? (слайд № 27)

18. Какие выводы можно сделать по химическим свойствам кислорода? (слайд № 28)

19. Почему кислород относят к "элементам жизни"? (слайд № 29)

20. Какая самая важная функция у кислорода на Земле? (слайд № 30)

21. Перечислите области применения кислорода (слайд № 31)

22. Как вы понимаете сущность круговорота кислорода в природе? (слайд № 32)

Откуда взялся кислород?

Природу этого химического элемента открывали 3 раза, Последним был известный французский химик Антуан Лоран Лавуазье, изучавший кислород, как компонент при горении.

Более 2 лет он изучал все реакции взаимодействия между различными элементами, что дало ему возможность утверждать о «жизненном газе», выделенном при горении азота, и тем он открыл новый элемент - кислород.

Сейчас каждый знает, что этот элемент жизненно необходим всему живому, его химическая структура тесно связана практически с каждым элементом известным на сегодня (исключение составляют инертные газы).

В составе атмосферы нашей планеты кислород прибывает в свободном (не связанном) состоянии.

Предположительно, по мнению ученых, на молодой, только созданной планете Земля кислорода практически не было. Он начал создаваться путем развития жизнедеятельности фотосинтезирующих организмов.

Основную часть поверхности составляли газы, которые сейчас можно встретить при вулканическом взрыве (пары воды, монооксид углерода, сероводород и пр.).

Процесс создания атмосферы начался с момента развития прокариот, которые под действием солнечных лучей усваивали кислород из углекислого газа, а взамен они выпускали - кислород, как побочный продукт реакции.

Так как прокариоты не нуждались в постоянном свободном кислороде для дыхания, а использовали анаэробное, то кислород накапливался в самой атмосфере и вступал во взаимные реакции с элементами на поверхности еще молодой планеты.

Практическое значение кислорода

До 65% массы тела человека занимает кислород. Это приблизительно 40 кг у взрослого человека. Он является самым распространенным окислителем на планете.

Кислород содержится в:

● составе пород земной коры

● мировом океане (в составе самой молекулы воды и растворенный в газовой форме)

● Атмосфера (свободный вид и в составе других газов)

Для человеческого организма он важен как элемент окислительно-восстановительных процессов.

Благодаря наличию в нашем организме кислорода мы можем перерабатывать жиры, углеводы, белки с извлечением необходимой полезной энергии для нужд человека.

Широко применение кислорода в медицине, как источник чистого вещества при реанимации тяжелобольных пациентов. Его вводят посредством специального кислородного аппарата и маски.

Также использование кислорода развито в:

● автомобилестроение для плазменной порезке как дополнительный газ;

● химическая промышленность, как главный окислитель многих процессов;

● стекольная промышленность для повышения качества горения;

● область металлургии для обогащения воздуха или его замены;

Как видно из списка кислород является неотъемлемой составляющей нормального функционирования всего живого на планете.

1. Элемент № 8 2. Oxygenium - Кислород 3. Джозеф Пристли 4. Карл Вильгельм Шееле 5. Антуан Лоран Лавуазье 6. Корнелиус Дреббел 7. Распространение элементов в земной коре 8. Нахождение кислорода в природе 9. Состав воздуха 10. Выдыхаемый воздух 11. Городской воздух 12. Общая характеристика элемента 13. Аллотропия кислорода 14. Озон 15. Способы собирания газа, обнаружение 16. Получение кислорода в лаборатории из перманганата калия 17. Получение кислорода в лаборатории из пероксида водорода (продолжение следует – см. следующий слайд) (продолжение) 18. Некоторые реакции, идущие с образованием кислорода 19. Получение кислорода в промышленности 20. Химические свойства кислорода. Отношение к простым веществам 21. Отношение кислорода к сложным веществам 22. Окислительное – восстановительная амфотерность кислорода 23. Условия, способствующие возникновению и прекращению огня 24. Медленное окисление 25. Выводы по химическим свойствам кислорода 26. Кислород – элемент жизни 27. Самая важная функция кислорода на Земле 28. Применение кислорода 29. Круговорот кислорода в природе 30. Приложение 1 «Вопросник к теме «Кислород» 31. Приложение 1 «Вопросник к теме «Кислород» (продолжение) 32. Приложение 2 «Некоторые химические свойства озона. Применение озона» 33. Автор работы Название кислороду Oxygenium дал А. Лавуазье C лат. оxygenium – “ рождающий кислоту” С греч. oxygenes – “ образующий кислоты” Английский ученый. В 1774 году разложением oксида ртути (II) получил кислород и изучил его свойства 2HgO = 2Hg + O2 1733 - 1804 Шведский ученый. В 1771 году провел опыты по разложению оксида ртути (II), изучил свойства образующегося газа. Однако результаты его исследований были опубликованы лишь в 1777 году. 1742 - 1786 1743 - 1794 С целью проверки опытов Шееле и Пристли в 1774 году получил кислород, установил его природу и изучил его способность соединяться с фосфором и серой при горении и металлами при обжиге. Изучил состав атмосферного воздуха. Создал кислородную теорию горения. Совместно с Ж. Менье установил сложный состав воды и получил воду из кислорода и водорода. 2H2 + O2 = 2H2O Лавуазье показал, что процесс дыхания подобен процессу горения. 1572 - 1633 Голландский алхимик и технолог. Получил кислород примерно за 150 лет до Пристли и Шееле при нагревании нитрата калия: 2КNO3 = 2KNO2 + O2 Его открытие было засекречено, т.к. использование полученного газа предполагалось для дыхания людей на подводных лодках Кислород занимает 1 место по распространенности элементов на Земле (по массе) 1 - кислород - 49 2 - алюминий - 7 3 - железо - 5 4 - кальций - 4 5 - натрий - 2 6 - калий - 2 7 - магний - 2 8 - водород - 1 9 - остальные - 2 10 - кремний - 26 В земной коре – 49 % (атмосфера, литосфера, гидросфера) В воздухе – 20,9 % (по объему) В воде (в чистой воде – 88,8 %, в морской воде – 85,8 %) В песке, многих горных породах и минералах В составе органических соединений: белков, жиров, углеводов и др. В организме человека – 62 % В 1774 г. А. Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов - азота и кислорода Кислород - 21% Азот - 78% Другие газы -1% Сжигание фосфора под колоколом: а – горение фосфора; б – уровень воды поднялся на 1 / 5 объема Примечание К другим газам (1%) относятся: углекислый газ (0,03%); инертные газы (в основном аргон - 0,93%); водяные пары Выдыхаемый человеком воздух содержит (в %, по объему) 1 2 3 1 – Кислород 16% 2 – Углекислый газ 4% 3 – Остальное: азот, водяные пары и пр. Отличается от лесного воздуха наличием выбросов: загрязняющих и ухудшающих воздух) ( от автотранспорта (в Москве - 90% всех загрязнений) от котельных установок от промышленных предприятий Автомашины выбрасывают в атмосферу: углекислый газ СО2, сернистый газ SO2, оксиды азота NO и NO2 , угарный газ СО, формальдегид НСОН, а также сажу Металлургические предприятия выбрасывают в воздух: сернистый газ, угарный газ, формальдегид, циановодород НСN Алюминиевые заводы фтороводород НF Целлюлозно – бумажныые комбинаты сероводород, хлор, фенол C6H5OH и формальдегид Химический знак – О Относительная атомная масса: Ar = 16 Изотопы кислорода – (99,75 %), Строение атома: (8p+ + 8n0) + 8 Заряд ядра: (+8) Электронная конфигурация атома: 1s22s2 2p4 Типичный неметалл. Сильный окислитель (по электроотрицательности уступает лишь фтору) Валентные возможности: в соединениях обычно 2-х валентен, реже – 3-х, (4-х) валентен Возможные степени окисления: - 2 , - 1 , 0 , + 2, (+4) (наиболее характерные степени окисления: 0, - 2) Химический элемент кислород образует два простых вещества, аллотропа - кислород О2 и озон О3 Некоторые сравнительные данные Кислород - О2 Образуются в природе При фотосинтезе Свет Агрегатное состояние (об.у) Цвет Запах Мr ρ (в жидк. сост., г/ см3) t пл., o C t кип, o C Отношение к воде Физиологическая активность Биологическая активность Химическая активность(об.у) (окислительная способность) Роль в природе 6СО2+ 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2 Озон - О3 Из О2 (при грозе; возд. УФ-Солнца) 3О2 <═> 2О3 - Q Газ Бесцветный (г) Без запаха 32 1,118 - 218,8 - 182,9 Плохо растворим Не токсичен В пределах нормы Газ t, либо УФСиний (г) О3 = О2 + О Резкий, раздражающий 48 1,78 - 192,5 - 111,9 Растворим в 10 раз лучше Токсичен Сильный антисептик Малоактивен (=) (Cильный о-ль при t) Дыхание, гниение, горение Более сильный окислитель (за счет атомарного кислорода) Защитный экран Земли от УФ излучения Солнца Озон образуется в атмосфере на высоте 10-30 км при действием УФ излучения на воздух и при грозовых разрядах Простейший озонатор Жидкий озон имеет вид индиго Внутрь широкой стеклянной трубки вставлена проволока. Снаружи трубка обмотана другой проволокой. Если к концам двух проволок приложить напряжение в несколько тысяч вольт, а через трубку пропустить кислород, то выходящий из нее газ будет содержать несколько процентов озона. а – вытеснением воды (над водой); б – вытеснением воздуха; 1 – вспыхнувшая тлеющая лучина 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 КМnO4 – перманганат калия; 1- стекловата 2 Н2O2 = 2 Н2O + O2 1 – капельная воронка с раствором пероксида водорода 2 – порошок оксида марганца (IV) – МnO2 (используется в данной реакции как катализатор) 3 – колба Вюрца Условия реакций – нагревание (t) 2 КМnО4 = К2МnО4 + МnO2 + О2 2КСlО3 = 2КСl + О2 2НgO = 2Hg + О2 3РbO2 = Рb3O4 + О2 2КNO3 = 2КNO2 + О2 Условия реакции – присутствие катализатора (K) 2Н2О2 = 2Н2О + О2 (К – МnО2) Условия реакции – действие электрического тока ((р. электролиза) 2Н2О = 2Н2 + О2 ) Кислород получают из воздуха газовой ректификацией Воздух охлаждают примерно до – 200 0С и под давлением сжижают Далее жидкий воздух подвергают перегонке Жидкий азот испаряется при – 196 ОС (t кип. жидкого азота) Жидкий кислород испаряется при – 183 ОС (t кип. жидкого кислорода) Газообразный кислород хранят в стальных баллонах, окрашенных в голубой цвет, под давлением 1 - 1,5 МПА 1. Отношение к простым веществам а) металлам б) неметаллам Реакции окисления, сопровождающиеся выделением теплоты и света, называют горением (вещества при этом воспламеняются) t 3Fe + 2О2 ═ Fe3О4 + Q (FeО · Fe2О3) t С + О2 ═ СО2 + Q t S + О2 ═ SО2 + Q t 2Mg + O2 ═ 2MgO + Q t 4Р + 5О2 ═ 2Р2О5 + Q Реакции окисления без горения t 2Cu + O2 ═ 2CuO + Q Воспламенения меди не происходит t N2 + О2 <═> 2 NO Q В реакциях окисления, как правило, образуются оксиды 2. Отношение к сложным веществам При полном сгорании углеводородов образуются оксиды - углекислый газ и вода: t СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О + Q метан t 2С2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + Q ацетилен При неполном сгорании углеводородов (например, при недостатке кислорода О2) образуются еще угарный газ СО и сажа С: t 2СН4 + 3О2 = 2СО + 4Н2О + Q t СН4 + О2 = С + 2Н2О + Q О - как окислитель: О0 + 2 → О–2 (1) (как правило) О - как восстановитель: О0 - 2 → О+2 (2) (например, в реакции со F2) 2Mg + O2 = 2MgO C + О2 = CО2 2F2 + О2 = 2F2О (1) (1) (2) Условия для Условия для прекращения возникновения горения горения 1. Нагревание горючего вещества до температуры воспламенения 2. Доступ кислорода 1. Прекратить доступ к горючему веществу кислорода 2. Охладить вещество ниже температуры воспламенения Медленное окисление - химический процесс медленного взаимодействия вещества с кислородом без воспламенения вещества В ходе этого процесса теплота выделяется постепенно и вещество не нагревается до температуры воспламенения Примеры: В процессах окисления (аэробного распада) некоторых веществ пищи и продуктов обмена веществ в клетках и тканях живых организмов выделяется энергия, нужная организму В процессе гниения (окисления) навоза выделяется теплота и др. Реакции веществ с кислородом - реакции окисления. Реакции окисления – составная часть окислительно – – восстановительных реакций (ОВР) Преобладающая функция кислорода – окислительная. При комнатной температуре О2 – малоактивен, при высокой – сильный окислитель В реакциях окисления, как правило, получаются оксиды (ЭО) Реакции окисления, сопровождающиеся воспламенением вещества, реакции горения Реакции горения всегда – экзотермические реакции (+ Q) Медленное окисление - химический процесс медленного взаимодействия вещества с кислородом без воспламенения вещества Кислород входит в состав воды, которая составляет большую часть массы живых организмов и является внутренней средой жизнедеятельности клеток и тканей Кислород входит в состав биологически важных молекул, образующих живую материю (белки, углеводы, жиры, гормоны, ферменты и др.) Кислород в виде простого вещества О2 необходим как окислитель для протекания реакций, дающих клеткам необходимую для жизнедеятельности энергию Кислород на Земле является окислителем № 1, т.к он обеспечивает протекание таких важных процессов, как: дыхание всех живых организмов гниение органических масс (помимо воздействия грибов и бактерий) горение веществ Кислород используют В чистом виде: В металлургии – при получении чугуна, стали, цветных металлов (для интенсификации окислительных процессов) Во многих химических производствах Как жидкий окислитель для ракет При резке и сварке металлов и сплавов В медицине - для приготовления лечебных водных и воздушных ванн, лечебных коктейлей В медицине - в кислородных подушках В чистом виде и в составе смесей: На космических кораблях, подводных лодках в подводном плавании, на больших высотах В составе воздуха: Для сжигания топлива (в двигателях автомобилей, тепловозов, теплоходов; на тепловых электростанциях, на многих производствах и др.) Кислород расходуется в природе на процессы окисления (дыхания, гниения, горения) Масса кислорода в воздухе пополняется в ходе процесса фотосинтеза свет 6СО2 + 6 Н2О = С6Н12О6 +6О2 Приложение 1 «Вопросник к теме «Кислород» Назовите восьмой элемент «Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева» (слайд № 4) 2. Кем и когда был открыт кислород? (слайды № 6 - 9) 3. Почему элемент № 8 был назван кислородом? (слайд № 5) 4. Где и в каком виде (свободном или связанном) кислород встречается в природе? (слайды № 10 - 11) 5. Каков состав атмосферного воздуха? (слайд № 12) 6. Каков состав выдыхаемого человеком воздуха? (слайд №13) 7. Перечислите известные вам загрязнители воздуха? (слайд № 14) 8. Дайте характеристику кислороду как химическому элементу (слайд №15) 9. Какие аллотропные модификации кислорода вам известны? (слайд №16) 10. Какими примечательными свойствами обладает озон в отличие от кислорода? Какие свойства озона использует человек в своей практической деятельности? (слайды № 16-17, 35) 11. На каких физических свойствах кислорода основаны способы собирания его? Как можно обнаружить кислород? (слайд № 18) 1. Приложение 1 «Вопросник к теме «Кислород» (продолжение) 12. Как кислород получают в лаборатории? (слайды № 19 - 21) 13. Как кислород получают в промышленности? (слайд № 22) 14. Перечислите важнейшие химические свойства кислорода. Что такое окисление? Какие продукты, как правило, получаются в реакциях окисления веществ кислородом? (слайды № 23 - 24) 15. Что понимается под окислительно – восстановительными способностями кислорода? Какие функции преобладают у него? Приведите примеры (слайд № 25) 16. Какие условия способствуют возникновению и прекращению горения? Почему скорость горения веществ в кислороде выше, чем на воздухе? (слайд № 26) 17. Чем отличаются процессы горения и медленного окисления? (слайд № 27) 18. Какие выводы можно сделать по химическим свойствам кислорода? (слайд № 28) 19. Почему кислород относят к «элементам жизни»? (слайд № 29) 20. Какая самая важная функция у кислорода на Земле? (слайд № 30) 21. Перечислите области применения кислорода (слайд № 31) 22. Как вы понимаете сущность круговорота кислорода в природе? (слайд № 32) Приложение 2 «Некоторые химические свойства озона. Применение озона» Окислительная активность озона О3 заметно выше, чем кислорода О2. Например, уже при об. у. он окисляет многие малоактивные простые вещества (Ag, Hg и пр.): 8Аg + 2О3 = 4Ag2О + О2 При действии на щелочные металлы и некоторые щелочи образует озониды: К + О3 = КО3 4КОН + 4О3 = 4КО3 + О2 + Н2О Качественно и количественно озон определяется с помощью следующей реакции: 2KI + Н2О + О3 = 2КОН + I2 + О2 Восстановленный йод обнаруживают с помощью крахмального клейстера. Озон используется для обеззараживании воды и воздуха, дезодорирования продуктов питания, как бактерицидное средство при лечении некоторых заболеваний человека, отбеливания тканей и масел, в различных химических синтезах. Автор работы Беляева Галина Брониславовна учитель химии ГОУ СОШ №1212 с углубленным изучением немецкого языка г. Москвы

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Презентацию на тему "Кислород" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Химия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 9 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Кислород O2

12.11.10. Купцова Анфиса Антиповна учитель химии и биологии Шатракасинской ООШ Моргаушского района Чувашской Республики

Слайд 2

Кислород как элемент.

1. Элемент кислород находится в VI группе, главной подгруппе, II периоде, порядковый номер №8, Ar = 16. 2. Строение атома: P11 = 8; n01 = 8; ē = 8 валентность II, степень окисления -2 (редко +2; +1; -1). 3. Входит в состав оксидов, оснований, солей, кислот, органических веществ, в том числе живых организмов- до 65% по массе.

Слайд 3

Кислород как элемент (продолжение).

4. В земной коре его 49% по массе, в гидросфере – 89% по массе. 5. В составе воздуха (в виде простого вещества) – 20-21% по объёму. Состав воздуха: О2 – 20-21 %; N2 – 78%; CO2 – 0,03%, остальное приходится на инертные газы, пары воды, примеси.

Кислород является самым распространённым элементом нашей планеты. По весу на его долю приходится примерно половина общей массы всех элементов земной коры.

Слайд 4

Физические свойства

Газ - без цвета, вкуса и запаха; в 100V H2O растворяется 3V O2 (н.у.); tкип= -183С; tпл = -219C; d по воздуху = 1,1. При давлении 760 мм. рт.ст. и температуре –183 С кислород сжижается

Слайд 5

Химические свойства

С неметаллами C + O2  CO2 S + O2  SO2 2H2 + O2  2H2O

Со сложными веществами 4FeS2 + 11O2  2Fe2O3 + 8SO2 2H2S + 3O2  2SO2 + 2H2O CH4 + 2O2  CO2 + 2H2O

С металлами 2Mg + O2  2MgO 2Cu + O2 –t 2CuO

Взаимодействие веществ с кислородом называется окислением. С кислородом реагируют все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и Ar, во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород - окислитель. 1. Неустойчив: O3  O2 + O 2. Сильный окислитель: 2KI + O3 + H2O  2KOH + I2 + O2 Обесцвечивает красящие вещества, отражает УФ - лучи, уничтожает микроорганизмы.

Слайд 6

Способы получения

Промышленный способ (перегонка жидкого воздуха). Лабораторный способ (разложение некоторых кислородосодержащих веществ) 2KClO3 –t;MnO2 2KCl + 3O2 2H2O2 –MnO2 2H2O + O2 Получение 3O2  2O3 Во время грозы (в природе), (в лаборатории) в озонаторе

Слайд 7

Способы получения кислорода (продолжение).

перманганата калия при нагревании: 2KMnO4 –t K2MnO4 + MnO2 + O2 Разложение этой соли идёт при нагревании её выше 2000 С. Нагрев 2KMnO4 Проверка собравшегося кислорода

Слайд 8

Способы собирания

вытеснение воды вытеснение воздуха =

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
error: