Как объяснить детям что такое части речи. Подборка правил: имя существительное. Порядок падежей при склонении

27.02.2010, 18:02

сын в 3 классе. не различает части речи. иногда может определить существительное. вернее будет сказать - у него все слова обозначают предмет. не может поставить к слову вопрос.
в гугуле ничего нет, тут тоже.
может, подскажете, как ему втолковать?

27.02.2010, 18:22

Если еще не пробовали - можно в игровой форме объяснить, без постановки вопросов. Возьмите игрушку, книжку, обьясните, что это называется "существительное". Деревья - тоже существительные, но их много. Как и кошки, лампы, вилки. Потом надо попрыгать, побегать - объясните, что вот это действие = глагол. Включите любое видео на Youtube, где люди что-то делают (в футбол играют, например). Мяч - существительное, ворота - тоже, а бегать, играть - глагол. С прилагательными и наречиями сложнее, но то же самое. И с обстоятельствами места \ времени(уже другая область, но смежная). Отрабатывать на картинках в течение недели, потом месяц во время прогулок проверять на всём, что окружает вас с ребенком. Картинок в сети полно на любые темы. Удачи.

27.02.2010, 18:44

Попробуйте сами ставить ему вопросы, а он будет на них отвечать. Это, конечно, ближе к членам предложения, но для начала тоже хорошо.

Например, берем предложение "Хитрая лиса спряталась". Спрашиваете сына:
- Про кого в этом предложении?
Он отвечает - про лису.
Вы ему: молодец, вот это существительное.
Теперь спрашиваете: что лисица сделала?
- Спряталась.
- Отлично, это глагол.
Потом: "Какая это лисица?"
- Хитрая.
- Правильно, это прилагательное.
Следующее предложение берете наоборот: "В сосновый бор лезет волк", т.е. постепенно добавляете более сложные случаи (существительные в косвенном падеже) и меняете местоположение подлежащего и сказуемого, чтобы нельзя было подходить механически, а надо было думать..

27.02.2010, 18:59

27.02.2010, 19:25

спасибо, будем и так пробовать.
а как тогда объяснить, что радость, к примеру, тоже существительное, но ее потрогать нельзя?

27.02.2010, 23:32

Имя существительное Кто? Что? Обозначает:1.конкретные ПРЕДМЕТЫ (дом,дверь,окно),2.живые существа(человек, птица, зверь) 3.явления природы (снег, ветер, дождь) 4.процесс, действия(стрельба, ходьба, рост) 5.абстрактные предметы (красота. дружба,любовь)
Рассуждаем, ставим вопрос, учим внимательному отношению к слову, докапываемся до смысла.И все-таки РАДОСТь существует,хотя и потрогать сложно, только ощутить.
Добавлю, что МЕСТОИМЕНИЕ- вместо имени (им.существительное, им.прилагательное), таким образом, указывая на предметы, признаки и количества,не называет их.
НАРЕЧИЕ так нарекли. назвали ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Обозначает ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ,ПРИЗНАК ПРИЗНАКА,ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА(неизменяемые слова: быстро, вдруг, очень,хорошо, весело,холодно, тепло, теперь, здесь и т. д.)

Рябинкина

28.02.2010, 00:47

Попробуйте объяснить не с позиции "Существительное", "Прилагательное"и др., а с позиции:Слова-действия(эти слова обозначают действия, т.е глагол),слова-предметы(сущесвтвительное), слова-признаки(прилагательное).А затем уже вводить определения существительного, прилагательного, когда ребенок привыкнет.

28.02.2010, 02:24

Попробуйте пойти от названия части речи.Существительное-оно существует,его можно потрогать,увидеть.Прилагательное-оно прилагается к существительному,отвечает на вопрос какой?-ая?-ое?-ие?Глагол - "глаголить"(говорить)что делает?предмет.

Я тоже так объясняла. Дошло легко и сразу. Задай вопрос к слову и получишь ответ.

28.02.2010, 17:34

и раньше делала я так как вы советуете. пока не доходит. объясняю, например, про прилагательное. говорю это слова обозначающие признак. это как например сбежал преступник. и просят - опишите его, какие его признаки? описываем - злой, толстый или худой, высокий или нет, глаза - зеленые, синие,карие. губы - узкие, пухлые, нос - большой, курносый, горбатый. по этим признакам его и находят. ты понял?
а он задумался и говорит: "мама, если преступник толстый - он далеко не убежит!" я - ему об одном, он - совсем о чем-то своем.....
разбираем "отговорила роща золотая" . о чем идет речь? о роще - это предмет. отговорила на какой вопрос отвечает? "Что?". я ему - разве это предмет? "Да!" - разве можно сказать: "Алеша, подай мне предмет "отговорила!" нельзя. значит, что это? предмет. и так по кругу.....
у меня в голове не укладывается! я отличницей была, все сама учила. я не знаю, что с ним делать(((((((или он актерски симулирует?

РеДиСиНка

28.02.2010, 17:43

Я думаю, тут налицо логопедические проблемы. Уверена, что не только в этом проблемы по русскому языку.
Мы вот много-много с логопедами работаем, вроде получше стало, хотя до сих пор...:001: (я тоже хорошо училась и то, что дочка так тяжело все воспринимает, для меня тоже было шоком, до сих пор (11 лет) мужской и средний род путает и т.п.)
По Вашему вопросу: моя любит рисовать и потому у нас "пошло", когда я перевела на яязык рисования.
Если слово можешь нарисовать - существительное.
Если это слово не назовет, что рисовать, а опишет предмет (=признаку) - прилагательное.
А если ты можешь это изобразить только движением (любит играть в Крокодила) - глагол.
Сложно, конечно, но как только не извращаешься

28.02.2010, 17:49

Я думаю, тут налицо логопедические проблемы. Уверена, что не только в этом проблемы по русскому языку
в моем понимании - к логопеду идут, когда не могут буквы выговаривать... а как эти проблемы хоть именуются? толковых логопедов не знаю, буду искать.

РеДиСиНка

28.02.2010, 18:05

в моем понимании - к логопеду идут, когда не могут буквы выговаривать... а как эти проблемы хоть именуются? толковых логопедов не знаю, буду искать.
Это до школы логопеды звуки ставят, а в школе - свои проблемы: дизграфия, дизлексия, несформированность не помню уже чего (это как раз те проблемы, про котоорые и Вы, и я пишу). Ими занимется школьный логопед, который либо есть даже в вашей школе (узнайте у учителя) или в ПМС-центре (центр психолого-методического сопровождения), кот. есть в каждом районе.
В нашем районе мы сначала просто пришли на консультацию, там нас протестировали, психолог посмотрел, логопед, дефектолог. Потом уже разработали с кем заниматься в 1-ю очередь, т.к. проблем выявилось куча (последсвия родовой травмы)

РеДиСиНка

28.02.2010, 18:07

Ой, только увидела, что Вы даже не из России. Тогда не знаю, наверное, у вас таких центров нет.
Тогда просто ищите школьных логопедов, занимающихся дизграфией и дизлексией.
Сейчас еще поищу тут топик на эту тему

РеДиСиНка

28.02.2010, 18:09

Вот топик про дизграфию и дизлексию (http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=2032932)

28.02.2010, 21:01

вот, спасибо! буду хоть знать с чем иметь дело. спрошу про логопеда в нашем городе и школе.
спасибо!!

28.02.2010, 22:25

а он задумался и говорит: "мама, если преступник толстый - он далеко не убежит!" я - ему об одном, он - совсем о чем-то своем.....
я не знаю, что с ним делать(((((((или он актерски симулирует?
Нет, имхо просто смотрит на мир под своим углом, весьма забавным. Просто с этим углом зрения учиться тяжеловато будет, так что надо всю эту картину мира загонять в общепринятые рамки. Увы.
И, имхо, пример с "отговорила роща золотая" сложноват. Попробуйте сначала что-то из повседневной жизни постепенно (Кошка. - Кошка прыгает. - Большая кошка прыгает. - Большая кошка прыгает тихо"), а потом, когда навык закрепится, "глокую куздру".
PS Делаю чисто гипотетическое предположение, что может вырасти интровертом.

Кочерга77

01.03.2010, 12:29

а что учителя говорят? должны же СОВЕТ дать.

01.03.2010, 12:55

про рощу золотую - это домашнее задание было!
а учительница советов не дает. как-то ее это не волнует. просила ее доп. заниматься с ним после уроков - вроде начали, через 2 занятия она опоздала, потом отменила (дела у нее. она еще в гороо должность занимает ответственную, часто в область ездит по работе). как-то это все замялось. сама с ним занимаюсь
он к тому же путает буквы И и Ы, вместо Ю пишет ЬУ. слова паровозом все писал "всесловавпредложениивоттак" (счас редко, но бывает), пропускает точки, запятые. без заглавных букв пишет. ну и путает русские буквы с украинскими
зато фантазер такой... учиться совсем не хочет...

01.03.2010, 13:22

PS Делаю чисто гипотетическое предположение, что может вырасти интровертом.

Он сейчас больше на экстраверта похож - гости, друзья - это наше все

РеДиСиНка

01.03.2010, 20:55

он к тому же путает буквы И и Ы, вместо Ю пишет ЬУ. слова паровозом все писал "всесловавпредложениивоттак" (счас редко, но бывает), пропускает точки, запятые. без заглавных букв пишет.
Ну просто буйный расцвет дизграфии.
Имейте ввиду - на учителя тут надежды мало, тот должны быть специальные логопедические упражнения, методики. + не каждый логопед справиться.
Мы вот сколько с учителем дополнительно занимались, становилось чуть-чуть лучше, но как заторопится или волноваться начнет - опять почти все ваши проблемы (+ куча своих) вылезают. В тетради красного цвета куда больше синего. "Обнять и плакать".
И школьный логопед занимался - все без толку
А вот теперь вроде пошел прогресс.

К примеру, что дочка рассказала:
- точки рисуют в виде жирных-жирных и вкусных слив. И ищут в тексте, где еще пропустили местечко для сливки
- про заглавные буквы, если пропустили, логопед говорит "Ну зачем ты хорошего челоека обидел, маленьким его сделал?".
Вроде глупости, а в голове откладывается и этих ошибок мы уже не делаем

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно - ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия - и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». уточнит - почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно - какое окончание у слова.

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название - падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный - именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама - это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный - родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего? » Сейчас пока нет - но «родим, и будет «. Родительный падеж.

Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»

Следующий падеж «Дательный «. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему? » (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».

Падеж «Винительный » - самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что? «. Однако есть важная деталь - окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

«Курица снесла яйцо » - «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже .

«Мама ест кашу » - «что?» кашу - винительный падеж . Это слово имеет окончание «у «, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а «.

«Мама положила ложку каши » - а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» - «каши».

«Мама увидела девочку » - слово «девочка» стоит в винительном падеже . Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» - характерный для родительного падежа , то и окончание слова «девочка » поменялось бы на «девочки «.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа - винить . Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого? » «винить что? «. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого? » «нет чего? «.

Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах :

«мыши» - родительный падеж (нет кого? мыши)

«мышь» - винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах :

«яблока» - родительный падеж (нет чего? - яблока)

«яблоко» - винительный падеж (винить что? - яблоко).

Творительный падеж . Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем? » «сделано чем? «. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем? » «сотворено чем? »

Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем? » мамой.

Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем? » собакой.

Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем? » грушей.

И самый последний падеж «Предложный «. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» - станет понятным. То есть «предложный» - предлагать и «договариваться о ком? о чем? »

Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем? » о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. - слово «папе» в предложном падеже: «о ком? » о папе.

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним . Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» - то слово папе тут будет в дательном падеже , а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» - то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи - подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

Например:

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

Определили падеж?

А вот так, когда мы задаем вопрос:

кто? - мышь - именительный падеж

кого? мыши - родительный падеж

кому? мыши - дательный падеж

кого? мышь - винительный падеж

кем? мышью - творительный падеж

о ком? о мыши - предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

Р- Рождения

В - Винили

Т - Творили

П - Предлоги давали.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам - чтобы легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Именительный - кто? что?

Родительный - нет кого? нет чего?

Дательный - «дать кому?» «дать чему?»

Винительный - «винить кого?» «винить что?»

Творительный - «сделано кем?» «сделано чем?»

Предложный - «о ком?» «о чем?» - перед существительным есть предлог.

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО ? или ЧТО ?

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович ).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака ).

Одушевленные и неодушевленные

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица ).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус ).

Число имён существительных

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок ). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция ).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети ). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы ).

Род имени существительного

РОД - постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль ).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля ).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо ).

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами - мяч (м. р.), на земле - земля (ж. р.), у моря - море (ср. р.).

  • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота ).

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь ).
  • Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода .

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть) кто? что?
  • Родительный падеж (нет) кого? чего?
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе ).

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам - СКЛОНЕНИЯМ .

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже единственного числа (линейкА, землЯ, мамА, папА, дядЯ ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О , а без ударения - гласная Е : врачОм - задачЕй, птенцОм - птицЕй.

Морфологический разбор

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие "части речи". Как можно добиться того, чтобы дети достаточно быстро научились различать части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».

Учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г. Люберцы

Богомолова Екатерина Анатольевна

Люберцы

2012 год

Много лет при изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) и т. д. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.

Хочу предложить приём, который мне удалось разработать. Я применяю его с 1998 года, и хочется отметить, что благодаря ему, дети достаточно хорошо усваивают эту тему.

Приведу часть урока по теме «Части речи. Имя существительное». Ознакомление с новым материалом. Цель этого урока – познакомить детей с понятием «части речи», познакомить с частью речи – имя существительное, учить определять имя существительное.

В начале урока, перед самым объяснением нового материала, мы с детьми говорим о том, что люди общаются между собой с помощью речи – устной и письменной. Затем говорим, что речь наша удивительно красива, неповторима. Тут же привожу примеры о красоте нашей речи – читаю стихи русских поэтов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И. А. Бунин)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф. И. Тютчев)

Кто-то из детей также приводит примеры, подтверждающие, что наша речь необыкновенно красива.

После этого я предлагаю детям представить нашу речь в виде сказочного цветика-семицветика из сказки В. Катаева. И наш цветок тоже волшебный. На доске открываю, заранее прикреплённый, большой цветик-семицветик. Затем обращаю внимание детей на то, что цветок состоит из частей – лепестков. А мы сегодня знакомимся с новой темой – Части речи. На нашем цветке, изображающем речь, каждый лепесток будет представлять определённую часть речи. И первая часть речи, с которой мы знакомимся – имя существительное. (на доске – табличка «имя существительное»).

Теперь я ребятам называю слова (окно, табурет, рисунок, кошка, друзья) и попутно предлагаю к каждому слову поставить вопрос. А на доске появляется запись: что? – окно; что?-табурет; что? – рисунок; кто?-кошка; кто?-друзья… Далее мы выясняем, что эти слова обозначают предмет. На доске я объединяю слова фигурной скобкой и пишу, что они обозначают предмет. Затем я называю другие слова (гроза, утро, мороз, радость) и также предлагаю поставить вопрос к каждому слову. Здесь ко всем словам подходит вопрос что? Затем мы выясняем, что к предметам эти слова не относятся, и я говорю детям, что эти слова обозначают явления. На доске аналогичная запись. После этого я говорю детям, что все эти слова (на доске) относятся к части речи – имя существительное. Далее мы вместе составляем определение, что такое имя существительное. При этом на одном из лепестков цветка прикрепляем карточки (имя существительное, кто? что? предмет, явление.) Вместе с детьми даём определение: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы: кто? что? (цветок с обозначениями является опорой для ответа некоторое время).

Во второй части урока мы делаем схематический рисунок «Части речи» в специальной тетради для правил. Рисунок выполняется в виде цветка, на одном лепестке дети пишут опорные слова (как на доске). В рабочей тетради и на доске, для закрепления, мы записываем имена существительные в два столбика: предмет, явления. Примеры дети приводят сами. Затем записываем под диктовку несколько предложений, решая орфографические задачи. В каждом предложении подписываем имена существительные.

В конце урока подводим итог.

На следующий день на уроке русского языка мы повторяем новый материал, я выявляю -- насколько хорошо дети усваивают тему. Если нужно, помогаю понять и запомнить.

Далее раздаю детям карточки из лото с изображением животных, игрушек, растений и так далее. Даю задание: каждый ученик по очереди должен при ответе сказать, что изображено на карточке и поставить к этому предмету вопрос. А также сказать: предмет изображён или явление.

После этого убираем все карточки с изображением явления (дождь, гроза), заменяем на карточки, обозначающие предметы. Ещё раз задаём вопросы: кто?, что? Выясняем, что предметы могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными. Таким образом, дополняем сведения об имени существительном. Далее выполняем упражнения для закрепления изучаемых понятий.

Знакомство с понятиями имя прилагательное и глагол происходит также с помощью волшебного цветка. В тетради для правил подписываем лепестки с названием частей речи, вопросы и что они обозначают.

Но перед этим я опять раздаю детям карточки из лото. Они называют, что изображено (с вопросом, что обозначает, одушевлённый предмет или нет). Затем прошу детей рассказать, какой это предмет. Дети подбирают подходящие прилагательные. Я сообщаю детям, что сегодня мы знакомимся с именем прилагательным, что оно обозначает признак предмета (беру примеры детей с вопросами). На доске и в тетради записываем: стол (какой?) высокий, письменный, обеденный; бабочка (какая?) красивая, лёгкая, маленькая и т. д. Обозначаем имена прилагательные. Выясняем, что они связаны (дружат) с именами существительными, т. к. они определяют их признак. На доске на одном из лепестков (рядом с им. сущ.) прикрепляем таблички: имя прилагательное, признак, какой? какая? какое? какие? Далее выполняем упражнения для закрепления.

Тема «Глагол» вводится аналогично теме «Имя прилагательное». Дети по карточкам называют предмет и что он умеет делать. При этом ставят к глаголу вопросы. Выясняется, что глагол обозначает действие. На лепестке волшебного цветка рядом с им. сущ. (с другой стороны) прикрепляются карточки: глагол, явление, что делать? что сделать? Выполняются упражнения для закрепления умения определять части речи по вопросам и по тому, что обозначает данная часть речи.

Таким образом, у детей абстрактное понятие « речи» конкретизируется, представляется в образе цветка, а части речи – в образе лепестков цветка. С его помощью можно изучать и другие части речи. Дети достаточно быстро усваивают эту тему, в дальнейшем хорошо видят связь частей речи в предложении и не путают, что является частью предложения, а что – частью речи.

Демонстрационные пособия, используемые при изучении темы «Части речи»

Источники:

  1. Бунин И. А. Поэзия и проза/ предисл., сост и примеч. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1986. – 384 с., ил. – (Шк. б-ка) с. 28
  2. Родная природа. Стихи русских поэтов /сост. Н. Боярская. – М.: изд. Детская литература, 1971. 192 с., ил. С. 155.

Имя числительное . Количество предметов, порядок при счёте. СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? (КАКОЙ?)

Имя прилагательное . КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Признак предмета.

Имя существительное . КТО? ЧТО? Предмет, явление .

Глагол

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Действие предмета

Местоимение указывает на предмет, явление, не называя его.

Наречие . Признаки действий, признаки признаков. КАК? КУДА? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?

error: