Фауст - герой одноименной поэмы гете. «Фауст» Гете главные герои «Фауст» Гете главные герои

«Фауст» главные персонажи — олицетворение добра и зла, чистоты и веры.

«Фауст» Гете главные герои

Фауст – главный герой драмы Гете, воплощает философские воззрения Гете. Фауст (имя значит «счастливый», «удачливый») полон жажды жизни, знаний, творчества.

Маргарита – возлюбленная Фауста, воплощение живой жизни, земная простая девушка, созданная для счастья. Юность, скромность, чистота влекут Фауста. Ее природное чувство собственного достоинства вызывает уважение даже у Мефистофеля.

Мефистофель – один из центральных персонажей трагедии Гете. Он представляет мир нечистой, дьявольской силы, заключив договор с которым, Фауст надеется достигнуть безмерных знаний и наслаждений.

Елена — воплощение красоты, эстетический идеал, открывающий новую эпоху в существовании Фауста.

Вагнер – антипод Фауста, кабинетный ученый, для которого книжное знание должно открыть сущность и тайны природы и жизни.

«Фауст» Гете характеристика главного героя

Фауст — не просто обобщенный, типичный образ прогрессивного ученого. Во время спора на небесах он представляет все человечество, хотя и относится к лучшей его части. Таким образом, он символически представляет собой человеческую популяцию; его судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражают все человечество, а вроде указывают на «здоровый рецепт» существования каждого человека: живи общими интересами, произведения, работай ради общего благосостояния — в этом есть счастье.

«Фауст» Гете характеристика Мефистотеля

Мефистофель – черт-искуситель, заключивший сделку с Фаустом.
Мефистофель в адской иерархии не занимает высокого места. Мефистофель – порождение тьмы. Излагая Фаусту свою, дьявольскую, концепцию мироздания, он сообщает, что в основе всего сущего лежит тьма, породившая когда – то свет.
Он стремится извратить тягу Фауста изведать мир во всей его полноте. Вовлекая его в круговорот жизни, черт разворачивает перед ним множество соблазнов: разгульную жизнь, полную чувственных удовольствий, любовь, деятельность на государственном поприще. Но исполняя каждое желание, «блажь» своего спутника, Мефистофель, в конечном счете, все представляет в ложном свете, преследуя цель унизить Фауста и развенчать его высокие порывы и устремления. Так, гибнет возлюбленная Фауста Гретхен и вся ее семья.
Характер Мефистофеля, как и его облик, неоднозначен. То он «романтический фантом», дьявол из средневековых легенд, требующих с Фауста непременную расписку кровью, то светский человек, щеголь, повеса в духе XVIII века.
Отрицанье Мефистофеля исполнено скепсиса, иронии, иногда просто веселого остроумия.
Оружие Мефистофеля не только колдовство, но и плутовство. «Не можешь ты без вечных штук, Вздор, небылицы, что ни звук», — говорит Фауст черту. Знакомство Фауста с Маргаритой – результат плутней Мефистофеля. И смерть Фауста – следствие обмана Мефистофеля, воспользовавшегося слепотой своего спутника.

«Фауст» Гете характеристика Маргариты

Маргарита — она несчастный человек, живет в пригороде, хорошенькая, скромная, благовоспитанная, набожная, заботливая, она очень любит детей. У нее есть младшая сестра. Девушка добродетельна, о чем свидетельствует песня «Баллада о фульском короле», которую она пела. Любовь, какой показывает ее Гете – испытание для женщины, к тому же разрушительна. Маргарита безответно любит Фауста, становится преступной. На ее совести 3 преступления (она обрекает себя на полное одиночество) – подсыпает снотворное матери, в один несчастный день мать не просыпается от передозировки снотворного, поединок Валентина и Фауста, Валентин оказывается обреченным, он сражен рукой Фауста, Маргарита оказывается причиной гибели брата, Маргарита топит младенца-дочь от Фауста в болоте (хтоническая среда). Фауст ее бросает, она ему интересна только пока он ее добивается. Фауст забывает о ней, он не чувствует обязательств перед ней, не помнит ее судьбу. Оставшись одна, Маргарита делает шаги, которые приводят ее к раскаянию, прощению. Маргарита принимает на себя всю ответственность, платит жизнью за душу. Когда Фауст умрет, среди праведных душ, отправленных навстречу его душе, окажется душа Маргариты.

«Трагедией длинною в жизнь» можно назвать бессмертное произведение Иоганна Гёте, ведь окончательно поставил в нём точку гений литературы незадолго до своей смерти. Главный герой, именем которого и названа трагедия, Фауст искал и нашёл смысл жизни, доказал нераздельную связь между добром и злом.

1 часть: Фауст и Маргарита

Фауст проштудировал десятки томов философских исканий, изучил юриспруденцию, познал медицину, внял богословию, но так и не достиг ответов на свои главные вопросы. Получая всё новые и новые знания эрудированный и почтенный человек, пришёл лишь к выводу, что мир непознаваем, а люди очень далеки от совершенства. Учёный угнетён, чем больше дверей с загадками природы человека он открывает, тем дальше от него манящая разгадка. Отчаявшись, Фауст уже решается покончить с жизнью, но его останавливает колокольный звон.

Как представитель тьмы, в жизнь Фауста вмешивается , поспоривший с Богом на душу учёного. Темный рыцарь явился, чтобы искусить неугомонного правдоискателя. Его цель — доказать Всевышнему, что все люди глупы и недостойны высших истин. Но недальновидный Мефистофель обманулся и выбрал не того учёного. Ему бы обратить свой взор на антипода Фаусту — Вагнера, что погряз в пыли научных трудов уверенный, что истину искать нужно в книгах и манускриптах. Фауст же готов к испытаниям жизни и принимает вызов самого Сатаны.

Следуя с Мефистофелем, Фауст вкусил вина, но не увлёкся хмелем. Принял участие в обманных действиях, но не возжелал за счёт этого личной выгоды. И даже совратил юную деву, чем обрёк несчастную на незаслуженные страдания. Но Фауст был по-настоящему влюблён в Маргариту и, узнав об участи постигшей её после его ухода, он всем сердцем возжелал спасти свою возлюбленную. А когда понял, что опоздал и исправить ничего нельзя, искренне страдал вместе с ней. Так Мефистофелю было доказано, что человек достоин «высоких» чувств.

2 часть: Труд на благо общества

Действие переносится в античный мир, где Фауст сочетается браком с прекрасной Еленой. Фауст и Мефистофель сводят знакомство с императором и предпринимают ряд мер по улучшению благосостояния его подданных.

На закате жизни Фауст озаряется идеей строительства плотины. Он вкладывает в это дело остатки своих сил и слепнет. Но работа идёт, и душа учёного поёт. Он нашёл искомое — смысл в работе на благо окружающих. В реальном труде на результат здесь и сейчас, а вовсе не в пробирках и рассуждениях. Фауст не догадывается, что звуки стройки это козни Мефистофеля. Ему невдомёк, что это лемуры (ночные духи) копают его яму. Герой стоит на краю собственной могилы, а не у котлована.

Вспомнив про контракт с Мефистофелем, Фауст просит именно здесь остановить мгновенье его жизни.Дьявол не собирается упускать душу, за которую столько сражался. Но он проиграл. Фауст, глупый, по его мнению, человечишка, не остановился в своих поисках до самого конца. Глаза героя закрываются на веки, а душа улетает в объятия Господа, оставив разъяренного Мефистофеля с носом (поскольку Фауст до последнего дня своей жизни трудился на благо человечества).

Цитаты Фауста

Я шлю проклятие надежде,

Переполняющей сердца,

Но более всего и прежде

Кляну терпение глупца.

Я проклинаю самомненье,

Которым ум наш обуян,

И проклинаю мир явлений,

Обманчивых, как слой румян.

И обольщенье семьянина,

Детей, хозяйство и жену,

И наши сны, наполовину

Неисполнимые, кляну.

В любом наряде буду я по праву

Тоску существованья сознавать.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.

В лучах воображаемого блеска

Мы часто мыслью воспаряем вширь

И падаем от тяжести привеска,

Главная тема трагедии «Фауст» Гете - духовные поиски главного героя - вольнодумца и чернокнижника доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за обретение вечной жизни в человеческом обличье. Цель этого страшного договора - воспарение над действительностью не только с помощью духовных подвигов, но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.

История создания

Философская драма для чтения «Фауст» писалась автором в течение всей его творческой жизни. Она основана на наиболее известной версии легенды о докторе Фаусте. Идея написания - воплощение в образе доктора высших духовных порывов человеческой души. Первая часть была закончена в 1806 году, автор писал ее около 20-ти лет, первое издание состоялось в 1808 году, после этого она претерпела несколько авторских доработок при переизданиях. Вторая часть была написана Гете в преклонные годы, а издана приблизительно через год после его смерти.

Описание произведения

Открывают произведение три вступления:

  • Посвящение . Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
  • Пролог в театре . Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
  • Пролог на небесах . После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.

Часть первая

Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни. Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите - невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва - также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.

Часть вторая

Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса. Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.

Главные герои

Фауст

Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого - он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности - жизнь, труд и творчество на благо своего народа.

(На изображении Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля )

Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями. Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях - то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.

Маргарита

Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита - образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.

Анализ произведения

Трагедия имеет сложное композиционное построение - она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая - 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.

(Образы Иоганна Гёте в работе над "Фаустом" )

Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения. Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен. Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.

Итоговый вывод

«Фауст» - уникальное произведение, затрагивающее извечные философские вопросы наряду с научно-социальными проблемами своего времени. Критикуя недалекое общество, живущее плотскими удовольствиями, Гете при помощи Мефистофеля параллельно высмеивает систему немецкого образования, изобилующую массой бесполезных формальностей. Непревзойденная игра стихотворных ритмов и мелодики делает «Фауст» одним из величайших шедевров немецкой поэзии.

    Кто же главный герой трагедии Гёте, чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище». Фауст - человек с высокими стремлениями....

    В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные...

  1. Новое!

    О небо, вот так красота! Я в жизни не видал подобной. Как неиспорченно-чиста И как насмешливо-беззлобна! И. Гёте «Фауст» - произведение, над которым Гёте работал почти всю жизнь и которое изменялось вместе с автором. В центре трагедии...

  2. Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни. Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, какие...

    Легенда о Фаусте сложилась как выражение страстного протеста против неверия человека в собственные силы. Эта легенда отражала веру в человека, в силу и величие его разума. Она подтверждала, что ни пытки на дыбе, ни колесования, ни костры не сломили этой...

  3. Новое!

    Читавшие «Фауста» в завершенном виде знают, что после беседы Фауст вернулся к горестным мыслям, чуть не покончил самоубийством, но потом решил жить; он отправляется на прогулку за город и встречает веселящийся народ. В конце прогулки к Фаусту пристает...

9 КЛАСС

ЙОГ АНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ

ФАУСТ

Действующие лица:

Фауст

Мефистофель

Маргарита

Валентин

Вагнер

3 ы б е л ь

Студенты, солдаты, горожане, дети, простой люд.

Действие происходит в средневековой Германии.

Посвящение

Опять вы близитесь, фигуры туманны,

Что мне уже появлялись прежде.

Или держу вас? Или опять той омане

Мои чувства благосклонно поддались?

Вы ринете! Владычествуйте же, нестриманні,

Когда уже вы так властно поднялись;

Моя душа мятежно молодеет,

Когда от вас чудовний дух повеет.

Вы принесли веселых дней картины

И образов навеки милый рой;

И первой любви и дружбы тени

Встают, словно в сказке престарій.

Вспомнились жизни зигзаги звинні,

Прошлый сожалению, и потери боль горький,

И имя тех, что их изменчивая судьба

В цвету стяла, словно цветы в поле...

Песен моих не слышат нежные души,

Что слушали песни юношеских дней;

Развеялись наши дружеские беседы,

Кругом чужие, хоть, может, и не безразличны,

И их слава не радует чувств;

А те, что их, как родные, поздравят, -

Разбросаны, где-то по миру бродят.

И вновь меня привиддя пленили,

Как будто зовут в молчаливое царство иена.

Бывший пение мой, почти остановившийся,

Раздается вновь, словно волшебная арфа;

Я стрепенувсь, и слезы зазвенели,

И сердце вдруг відтало аж до дна...

Настоящее издалека еле мечтает,

А что прошло - опять живет и действует.

Пролог в театре

Директор театра, Поэт и Комический актер рассуждают о художественное искусство. Должно ли искусство служить широкой общественности, должен оставаться верным своему высокому предназначению? Этот разговор является отражением взглядов самого автора на искусство.

Пролог на небе

Господь, архангелы (Рафаил, Гавриил и Михаил) и Мефистофель

Архангелы поют хвалу деяниям Господа, что создал Вселенную. Они рисуют картину природы, величие которого невозможно постичь умом.

Это пение Мефистофель прерывает своей саркастической репликой: «Господи, ты опять нас явился, спрашиваешь, как обстоят у кого дела...» Оказывается, не все на земле так прекрасно, как кажется. Сам Мефистофель является свидетелем лишь «скудности человеческой» на земле.

Господь пытается отрицать такое отношение к людям и приводит пример: жизнь ученого Фауста - своего верного и усердного раба. На это Мефистофель отрицает, что «его мнения на безумство больные», что он не похож на других рабов, что в нем нет покорности и спокойствия. Он отмечает противоречивую, раздвоенную натуру Фауста:

Его мысли, на безумство больные,

Парят где-то в неопределенной дали.

То с неба бы он сорвал лучшие зари,

То пил бы он все радости земные;

Не вдовольнять той бредятины.

Мефистофель предлагает Господу паре. Он говорит, что может дать Фаустові земные радости, которые захватят его и заставят забыть о высокие порывы к знаниям. Бог соглашается и позволяет Мефістофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, считая, что ощущение выведет Фауста из тупика. Мефистофель уверен, что выиграет, что заставит Фауста «...ползать в пыли». Если Фауст признает себя довольным жизнью, его душа будет отдана Мефістофелю.

Начинается грандиозная борьба добра и зла.

Часть первая

Сцены И-II

Кабинет ученого заполнен толстыми книгами и научным оборудованием... Ночь. Доктор Фауст работает над рукописью. Его мысли окутаны грустью: много лет он пытался познать тайны мира, но теперь, в конце жизни, старый ученый увидел и понял всю бесплодность человеческого разума и всей науки.

В философию я вник,

До края всех наук дошел -

Я Уже и врач, и юрист,

И, на несчастье, богослов...

Ну и к чему же я довчивсь?

Как дураком был, так и лишивсь.

Хоть имею докторское звание

И десять лет наугад

Туда и сюда, навкрив-наискось

Вожу я учеников своих за нос, -

А сердце разрывается в самого:

Не можем знать мы ничего!

Фауст с приятелем Вагнером гуляют по городу. Люди уважают Фауста. Приятель говорит, что врач должен гордиться этим. Однако тот отвечает, что, леча людей, он не всегда уверен, помогает им улучшить жизнь. Фауст признается Вагнерові, что в нем живут два противоположных человека, не уступают друг другу. Одна палка и несется к земле, а другая - за тучи, готова вырваться из тела.

На прогулке к друзьям присоединяется какой-то черный пес. Сначала Фауст пугается: пес кажется ему призраком. Но приятель успокаивает его. Фауст берет собаку к себе.

Сцены III -IV

Фауст обращается в злого духа, проклиная землю, мечты, науку, даже самого Бога. В этот момент перед ним появляется Мефистофель и предлагает доктору богатство, власть, признание. Но все это не нужно Фаусту. Единственное, что может его заинтересовать - это возвращение молодости. Тогда Мефистофель соглашается вернуть доктору молодость при одном условии: здесь, на земле, Мефистофель будет слугой Фауста, но там, в аду, доктор отдаст сатане свою душу.

Сцены V - VI

Мефистофель ведет Фауста в город и показывает, какое веселое жизнь может быть у него, если он согласится подписать договор.

Чтобы развеять последние сомнения Фауста, Мефистофель показывает доктору повод прекрасной Маргариты. Старый подписывает договор.

Мефистофель дает Фаусту кубок, опорожнив который, старый доктор превращается в юношу...

На площади маленького города - очень весело. Смех и шутки не захватывают лишь одного человека - Валентина, брата Маргариты, который вынужден идти на войну и оставить сестру совсем одну. Юноша волнуется за судьбу девушки и молит Бога защитить Маргариту от зла и искушения. Друзья Валентина - Зібель и Вагнер - обещают заботиться о девушке.

В эту минуту на площади появляется Мефистофель и начинает творить чудеса.

Сцены VII - XVII

Мефистофель возвращает Фаусту молодость, он сводит доктора с ведьмой, которая омолодила его, дав выпить волшебного напитка, и сделала его более восприимчивым к наслаждениям. Фауст теперь молодой, красивый, кровь его кипит, и он не знает больше сомнений в своей решимости познать все наслаждения жизни и постичь высшее счастье. Мефистофель радуется с того, что заставил его забыть о тягу к знаниям

Решив соблазнить Фауста земными радостями, он знакомит его с Маргаритой, или Гретхен, - чистой и целомудренной девушкой из небогатой семьи.

Увидев Маргариту на улице, Фауст подходит к ней, но девушка разговаривает с ним коротко и неприветливо - она спешит покинуть площадь. Фауст бросается в сумм. Но Мефистофель обещает помочь покорить ее сердце. Он уверяет Фауста в том, что девушке понравятся удивительные подарки, которые принесет ей юноша. У дверей Маргариты Мефистофель оставляет сундук с подарками.

Маргарита находит драгоценности и, поддавшись искушению, примеряет украшения.

Дальнейшие действия Мефистофеля еще более коварные. Благодаря его чарам, эта скромная, кроткая и наивная девушка не просто становится возлюбленной Фауста, но впоследствии, по его совету, соглашается усыпить свою мать, чтобы та не мешала их свиданием.

Сцена XVIII

Маргарита молится в храме:

Взгляни милостиво,

За грех мой Бога вмилосердь!

Мечом пробита,

Сожалением увита,

Ты зриш святого Сына смерть.

Отца ты зовеш

И вздохи шлешь ты

К небу, скорби полная доверху.

Кто знает,

Как терзает

Это сердце боль трудный?

Как душа моя страдает,

Чем дрожит, чего жаждет -

Видно лишь тебе одной!

То бы куда пошла я -

Тягостная, тяжелая, тяжкая

На серденьку печаль!

То одна сижу я -

Тоскую, тоскую, тоскую я,

Терзает душу сожалению.

Оросила я ции цветы

Росой, ах! слез моих,

Когда я рано утром

Для тебя рвала их.

Как лучи веселые

Заиграли сквозь окно,

Рыдая, в постели

Сидела я давно.

Спаси! Одринь позор и смерть!

Взгляни милостиво,

За меня Бога вмилосердь!

Но в ответ слышит слова Мефистофеля: «От неба ты отпала и аду отдана!». Маргарита слышит голоса духов и теряет сознание!

Сцены XIX - XXIV

До брата Маргариты Валентина, доходят слухи, что его сестра уже давно не является примером морали. Проходя мимо окна Гретхен, Валентин случайно встречается с Фаустом и Мефистофелем. Догадываясь, что один из них сестрин любовник, он бросается в драку. По знаку своего компаньона («Смелее, доктор! Шпагу! Вперед!») Фауст принимает бой. Вместе с Мефистофелем они соревнуются с Валентином. Фауст убивает брата Маргариты.

Маргарита бросается к брату, пытаясь облегчить его страдания, но тот отталкивает сестру, проклинает ее и предсказывает позорную смерть.

Маргарита теряет разум.

В минуту отчаяния она убивает своего новорожденного ребенка. Безумну женщину запирают в тюрьму как воровку. Она приговорена к смертной казни.

Фауст с Мефистофелем незаметно проникают в тюрьму, чтобы вызволить женщину. Но им надо спешить. Все надо сделать ночью, пока спят сторожа.

И Маргарита начинает ругать любимого за холодное отношение к ней. Затем женщина рассказывает о том, как утопила ребенка. Она говорит Фаусту, что нет худшей судьбы, чем ходить с больной совестью всегда с оглядкой, нет ли позади врагов или засады - и отказывается идти за ним на волю. Он решил вывести ее силой. Но Маргарита па удивление оказывается решительной и снова отказывается.

Фауст и Мефистофель оставляют тюрьму вдвоем, так и не уговорив Маргариту идти с ними. «Я покорюся Божьему суду», -отвечает девушка. Уходя, Мефистофель говорит, что Маргарита обречена на мучения. Однако голос выше извещает: «Спасена!». Предоставив преимущество лютой смерти и раскаянию перед бегством, устроенной дьяволом, Маргарита спасла свою душу.

II часть

Последний монолог Фауста

Фауст снова старый и чувствует, что жизнь подходит к концу. К тому же он ослеп и находится в полной темноте, один на один со своими мыслями. И он все еще стремится осуществить свою заветную мечту: построить плотину, чтобы завоевать у моря кусок земли, каждый год поглощает морской прилив, лишая ее плодородия.

Мефистофель уже чувствует близкую смерть Фауста и созывает лемуров, злых духов, чтобы подготовить ему могилу. Он надеется, что душа Фауста попадет в его руки, согласно давней договоренности. А Фауст, вдохновленный идеей строительства, продолжает отдавать приказы строителям, не догадываясь о том, кто они есть такие.

В его воображении возникает такая грандиозная картина богатой, плодородной и процветающей страны, где живет «народ свободный на земле свободной», что он проиВНОсит сокровенные слова о том, что хотел бы остановить мгновение:

Край гор лежит гнилое болото,

Весь край струїть грозит;

Его мы поднести осушить

И тем наш подвиг совершить.

Миллионам мы настачим места здесь -

Стихию зборе их свободный труд.

Простели поля широкие,

Стада обильные заиграют на раздолье,

Крутые холмы сведет трудящийся люд,

Укроет их узорами сооружений -

И заживет в этом крае, как в раю...

Пусть попробуют где плотину прорвать ту -

Одолеет группа прорыв затамувать.

Служит этому делу заповедной -

Это верх земных премудростей:

Лишь тот жизни и свободы достоин,

Кто бьется день за них.

Пусть же возраст и молодое и старое

Жизненные блага из боя здесь берет.

Когда бы увидел, что стою

С народом свободным в свободном краю,

Я мог бы в восторге крикнуть:

"Остановись, хвилино, хорошая ты!

Произнеся последние слова, Фауст падает на руки лемуров и умирает. Мефистофель уже предполагает миг, когда согласно договоренности завладеет Фаустовой душой, однако здесь появляются небесные силы, и начинается борьба злых духов с добрыми. Ангелы разбрасывают розы, что загораются от огненных дыханий бесов и пекут тело Мефистофеля. Не выдержав борьбы, бесы убегают, а ангелы несут душу Фауста на небеса.

Душа Фауста спасена.

Перевод с немецкого - М. Лукаш

error: