Час игры: "Кто хочет на загадки находить отгадки". Наблюдение над разнообразием пословиц

Час игры: Кто хочет на загадки находить отгадки

Задачи:

1. Развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь детей.

2. Способствовать активизации познавательной деятельности.

3. Знакомить учащихся с жанрами устного народного творчества.

Оборудование: кроссворд.

Ход классного часа

Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нужны и кто их придумал?

Они возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загадок.

А наши мальчики готовы отгадать трудные загадки?

(Мальчики отгадывают ряд загадок.)

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко.

Будет ровная площадка. (Бульдозер.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

Толстый тонкого побьет.

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь.)

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор.)

Полюбуйся, посмотри -

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник.)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот. (Экскаватор.)

В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь - останешься жить, а нет - пеняй на себя! В древнегреческом мифе говорится, что крылатый лев с головой женщины - Сфинкс - загадал царю Эдипу трудную загадку: «Утром - на четырех, в полдень - на двух, а вечером - на трех ногах. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Маленький ребенок ползает, на двух ногах - взрослый человек, а на трех ногах - старей с палочкой». Побежденный Сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился. Этим древние люди хотели сказать, что человек может разгадать любую тайну природы.

Давайте вспомним сказки, в которых главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти жизнь. (Учащиеся называют сказки.)

Загадка - это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом развлечения.

Большое количество загадок построено по принципу перечисления признаков предмета, например: «Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает». Что это? {Книга.)

Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления. (Учащиеся предлагают свои варианты загадок. Например:

У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая летит. (Рубанок.)

Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мед.

От рогатого берут

И детям дают. (Молоко.)

Я пушистый.

Мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот. (Клубок.)) "

Другие загадки указывают на происхождение предмета.

От воды родится - воды боится. (Соль.)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш.)

Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка.)

Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет.

Землю рыть я помогаю.

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад. (Экскаватор.)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар.)

Конь стальной

Овса не просит,

А пашет и косит. (Трактор.)

Жужжит, но не летает.

От пыли дом спасает. (Пылесос.)

Во многих загадках используются образные выражения, сравнения с другим предметом, чаще - с живым существом. Например: «На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются». (Глаза.)

Или:

Сидит на ложке,

Свесив ножки. (Лапша.)

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого.

Что ни шаг- То овраг. (Лестница.)

Два братца

Пошли в реку купаться. (Ведра.)

Жар-птица летает,

Золотые перья роняет. (Огонь.)

Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое лень? (Часы.)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)

В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные на путанице похожих по звучанию слов: «Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали, Толька водитель не спал».

Вопросы к этой загадке такие: «Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?» (Водителя звали Толька, номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо.)

Загадки-шутки, основанные на игре слов, заставляют мысль работать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: «Бежало сорок волков, сколько у них у шей хвостов?» (Ни одного: у шей хвостов не бывает.)

С помощью загадок можно составить кроссворд, да не простой, а тематический, например о животных, о растениях, о транспорте и т. д. Я предлагаю вам разгадать «Цветочный кроссворд».

По горизонтали:

3. Он стоит на тонкой ножке,

Словно аист, в поле чистом

И накрылся, как шапчонкой,

Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик.)

7. У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки –

Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха.)

По вертикали:

1. Крошечные чашечки развесил,

Словно бусы, он на стебельке

И, должно быть, думает о лесе.

Солнечной лужайке и реке. (Ландыш.)

2. Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

4. Твой глазок на ножке твердой

Затерялся в колосках.

Все же ты, красавец гордый,

Гость ненужный на полях. (Василек.)

5. На лугу со всех сторон

Легкий-легкий,

Тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон. (Колокольчик.)

6. Белая, пушистая.

Густая и душистая

Завесила село –

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро

Метелью занесло. (Черемуха.)

8. Этот цветок называют звездой.

Так бы его вы назвали и сами,

В нем лепестки разбежались лучами

От сердцевинки, совсем золотой. (Астра.)

У каждого жанра фольклора был свой прославленный собиратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился 25 апреля 1847 года). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззрение крестьян.

Загадки русского народа

Маленький да гнутенький

Весь дом стережет. (Замок.)

У нас под лавкой

Медвежья лапка. (Полено.)

Стоит столбом,

Горит огнем:

Ни жару,

Ни пару.

Ни угольев. (Свеча.)

Без рук, без ног,

Рубашки просит. (Подушка.)

Светленько,

Чистенько,

Посмотреть любенько. (Зеркало.)

Стучит, бренчит, вертится;

Ходит весь век,

А не человек. (Стенные часы.)

Полная конюшня

Красных коров;

Черная зайдет.

Всех выгонит. (Кочерга и раскаленные угли.)

Ни свет ни заря

Пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

В брюхе - баня,

В носу - решето,

На голове пупок,

Всего одна рука,

И та на голове. (Чайник.)

Черна, мала крошка;

Соберут немножко,

В воде поварят –

Ребята съедят. (Каша.)

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек

И все без застежек. (Кочан капусты.)

Стоит древо,

Древо ханское,

Платье шамаханское,

Цветы ангельски,

Когти дьявольски. (Шиповник.)

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке. Отгадайте загадки И. Ефимовой и Е. Григорьевой. Отвечайте хором.

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой... (велосипед).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

Тебе подарит... (телефон).

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пестрой юбке танцовщица.

Музыкальная... (юла).

Идет спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит... (черепаха).

На столе передо мной

Закружился шар земной.

Арктика, экватор, полюс...

Уместил всю Землю... (глобус).

Сто березовых солдат,

Взявшись за руки, стоят.

Днем и ночью,

Круглый год

Охраняют огород.

Те солдаты с давних пор

Называются... (забор).

- Итак, что же такое загадки? Для чего они нужны? (Дети отвечают.)

Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразительность.

Жизнь не стоит на месте, развивается наука и техника, появляются новые виды товаров, дающие почву для рождения новых загадок.

Загадки невпопад

Прошу внимания и порядок,

Я предложу вам ряд загадок.

Кто отгадает их получше.

Тот ценный приз сейчас... (получит).

Ростов. Жарко солнце греет.

На горе раскинут он,

А внизу река синеет,

И течет красавец... (Дон).

Я считаю очень точно,

Посчитал я все и всем.

Умножаю три на восемь

Получаю... (24).

Городов я видел массу,

Но хочу в Москву давно.

Побежал скорее в кассу,

Чтоб купить билет... (в Москву).

Видел я медведя в клетке,

Мимо льва я проходил.

Вдруг гляжу: сидит на ветке

Серый жадный... (воробей).

Из распахнутых ворот

Вдруг свирепый лай раздался,

Это лаял серый... (пес).

В детстве плохо я учился,

Однажды сильно простудился.

Отец за это дал мне порки,

А доктор прописал... (таблетки).

За окном поля, равнины,

Я поездке очень рад.

В главный город Украины

Приезжаю - в... (Киев).

Сестра на базаре фасоли купила,

И суп из нее она долго варила.

Суп получился плохой из фасоли:

Забыла она положить в печку... (дрова).

Спасибо за то, что вы мне помогали.

За все те отгадки, что здесь сочиняли.

А так как антракт всему делу венец,

С вашего разрешения... (конец).

Дополнительный материал

Поиграем - угадаем

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то грозно бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшке лучший друг.

Угадайте, кто? (Индюк.)

Да! Индюк! Признайтесь, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать.

Я запутался, однако,

Он верблюд или... (собака)?

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает. Кто? (Кошка.)

Верно, верно! Угадали,

Будто где ее видали!

А теперь давайте с вами

В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята:

Тут - лисички, там - опята.

Ну а это на полянке Ядовитые... (поганки).

С. Михалков

- Загадки относятся к малым жанрам фольклора, они отличаются краткостью и лаконичностью, с их помощью можно увлекательно провести время. Со временем в них появлялись новые реалии: «Без головы, без языка, а говорит на всех языках» (радио), «Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы» (холодильник), «Висит груша - нельзя скушать» (лампочка).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:

Что видно только ночью? (Звезды.)

Что за тварь людей питает, а церкви освещает? (Пчела.)

Некоторые загадки созданы путем изменения отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

Стоит пендра,

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

«Не лазай на пендру,

Там кандра -

А ундры - нет». (Печь, дед, кот, каша и утка.)

Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:

- Она черная?

- Нет, красная.

- А почему белая?

- Потому что зеленая. (Красная смородина.)

Некоторые загадки строятся на отрицании:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа.)

В некоторых загадках описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от первого лица:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут.

Я все терплю и всем добром плачу. (Земля.)

А иногда появляются новые отгадки к традиционным загадкам: «Сто одежек и все без застежек» (брак швейной фабрики).

Устное народное творчество

Ответы к стр. 4 — 6

Загадки

1. Эрудит
Что такое логическое фольклор? Допишите предложение.

Фольклор - это произведения устного народного творчества.

2. Схема
Вспомните произведения фольклора. Заполните схему.

3. Соберите
Соберите загадку. Нарисуйте или запишите отгадку.

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь.)

4. Соответствие
Отгадайте загадки, укажите ⇒ тему. Запишите отгадки.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. О книге

Книга .

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. О природе

Журавли .

Утка в море,
Хвост на заборе. О доме

Ковш .

5. Поиск
Вспомните, какие бывают загадки. Заполните таблицу. Для выполнения задания пользуйтесь учебником и учебной хрестоматией.

Вид загадки Текст загадки
1. Описание свойств, признаков Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
2. Загадки-противопоставления Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
3. Загадки-сравнения Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал - там и пропал. (Сахар)
4. Загадки-описания действий Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
5. Загадки-вопросы Кто на себе дом носит? (Улитка)

6. Точное слово
Подчеркните слова, которые помогают найти отгадку.

Что это такое: синий, большой, с усами и полностью набит зайцами?

(Троллейбус)

Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.

(Подушка)

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.

Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, …

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - ...

Для предсказаний сей предмет незаменим.
Волшебники все пользуются им.
Он круглый и прозрачный, как стекло,
Увидеть будущее в нем совсем легко.

Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".

(Золушка)

Один глаз, один рог, но не носорог?

(Корова из-за угла выглядывает)

Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик.

(Пальцы и перчатки)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино).

Верещунья белобока,
А зовут ее... (сорока).

Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - (соловья).

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
(Часы)

Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
(Шапка)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, лед)

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)

Очень странный почтальон:
Не маггл, не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несет посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон? (Сова)

Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный.
(Светофор)

Кто приходит, кто уходит,
Все ее за ручку водят.
(Дверь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От морозов стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)

Кто меня сделал, не сказывает. Кто меня не знает, принимает. А кто знает, на двор не пускает.
(Фальшивая монета)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Хохотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол.
(Веник)

Стоит толстуха -
Деревянное брюхо,
Железный поясок.
(Бочка)

Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

По краям две острых палки,
Посредине стоит то,
Что воскликнут все ребятки,
Коль услышат вдруг его.
(Колокол)

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

Тридцать два молотят,
один поворачивает.
(Зубы и язык)

Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Лето)

Зубов много, а ничего не ест.
(Расческа)

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка)

Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь.
(Вдох)

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
много разных новостей.
(Газета)

Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности. Иногда я говорю правду, иногда я лгу. Но если я лгу, то близок к правде. Кто же я?
(Сон)

Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на 2-х ногах, к вечеру же на 3-х ногах?
(Человек. Утро – детство, вечер – старость)

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит (петух)

Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовой стала.
(Мочалка)

В этот месяц таит все, в этот месяц снег идёт, в этот месяц все теплей, в этот месяц женский день.
(март)

Сидит Пахом
На коне верхом,
Сам неграмотный,
А читать помогает.
(Очки)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель)

Эти чудо - кирпичи я в подарок получил,
Что сложу из них - сломаю,
И все сначала начинаю.
(Кубики)

Без языка живет,
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.
(Радио)

Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, взял да замолчал (петух)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

Не лает, не кусает, а к будке привязана.
(Цепь)

Сидит птах на белых горах, дожидается из мертвого живого (курица-наседка)

В лесу тяп-тяп, дома ляп-ляп, на колени возьмешь - заплачет.
(Балалайка)

Едет вниз - дорогу ломает, едет вверх – строит.
(Собачка на молнии на куртке)

Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу.
(Гамак)

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река).

Теплый, длинный-длинный день,
В полдень - крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,

(Времена года)

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
(Чайник)

Льется речка - мы лежим.
Лед на речке - мы бежим.
(Коньки)

Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый.
(Гребешок)

Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
(Ветряная мельница)

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.
(Спички)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка - только раз,
Та, что выше, - каждый час.
(Стрелки часов)

Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
(Язык, глаза, уши)

Маленькая собачка свернувшись лежит -
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)

Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
(Дятел)

Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста - золотая верста.
(Неделя)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...
(Cнегири)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Зима)

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шалопаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Галоши, сапоги)

На что взглянет этот глаз -
Все картинке передаст.
(Фотоаппарат)

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и...
(Cовы)

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)

Если б встала, до неба достала б.
(Дорога)

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(Шоссе)

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

Выросло дерево от земли до неба.
На этом дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц.
А седьмое - красное.
(Год, месяцы, недели, дни)

К вечеру умирает, по утру оживает.
(День)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я...
(Лето)

Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)

Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)

Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь.
(Клубок)

Черный, проворный,
Кричит "крак" - червякам враг.
(Грач)

Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.
(Ребенок, взрослый, старик)

Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)

Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)

На стене, на видном месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы.
(Почтовый ящик)

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные...
(шары)

Пыль увижу - заворчу, заверчу и проглочу.
(Пылесос)

Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит...
(Сорока)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее...
(Cорока)

В Москве говорят, а у нас слышно.
(радио)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Я подмышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять.
(Градусник)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж)

Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей -
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят!
(Почтовый ящик)


Беленькие перышки, красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя-петушок)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился...
(парашют)

В огне не горит,
В воде не тонет,
В земле не гниет.
(Правда)

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки.
(Зима)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Фонарь)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы, зубы, рот)

Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Гголовой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?..
(Индюк)

Все меня топчут, а я все лучше.
(Тропинка)

Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днем он - забияка, поутру - часы.
(Петух)

Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас.
(Антенна)

Я молча смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я.
Глубокое, как река,
Я дома, на вашей стене.
Увидит старик - старика,
Ребенок - ребенка во мне.
(Зеркало)

В маленьком амбаре
Держат сто пожаров.
(Спички)

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)

Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят - нипочем
Не угнаться за...
(мячом)

Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.
(Газета)

Кто так заливисто поет
о том, что солнышко встает?
(Петушок)

Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да потом ещё бьют батогами.
(Ковер)

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
(Время)

Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заводите -
Колесики начнут крутится.
Поставьте и она помчится.
(Заводная машина)

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время)

Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

У меня есть дерево,
На нем двенадцать веток;
На каждой ветке тридцать листьев;
Одна сторона у листа черная,
Другая - белая.
(Год, месяцы, дни, ночи)

Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)

Ежедневно в шесть утра,
Я трещу: вставать пора!
(Будильник)

Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Кран)

Каким инструментом можно щи хлебать?
(Ложка)

Что возвратить нельзя?
(Время)

Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ"
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

Я над речкой лежу, оба берега держу.
(Мост)

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ушки)

Тебе дано,
А люди им пользуются.
(Имя)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
(Гармонь)

Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле...
(Ножки)

Стою на крыше, всех труб выше.
(Антенна)

Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает.
(Дверь)

Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
(Холодильник)

Днем спит, ночью летает.
(Сова)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу.
(Выключатель)

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...
(Воды)

Дом из жести, а жильцы в нем - вести.
(Почтовый ящик)

Как начнет говорить-разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать.
(Чайник)

На шесте - дворец, во дворце - певец.
(Скворец)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятел)

Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдет - сделает наоборот.
(Зонт)

День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но все я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ.
(Антенна)

Запылал у чудища изумрудный глаз.
Значит, можно улицу перейти сейчас.
(Светофор)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)

Каким гребешком никто не причесывается? (петушиным)

Что за судья без языка?
(Весы)

Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Что это за гости?
(Времена года)

На чужой спине едет, а на своей груз везет.
(Седло)

Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это - (утка).

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Есть, ребятя, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня?
(Коньки)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает.
(Петух)

Очень любят молодца, а бьют, колотят без конца. (Мяч).

Маленькая головка на пальце сидит.
Сотнями глаз во все стороны глядит.
(Наперсток)

В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пуп. Рука одна, да и та на спине. Что это?
(Чайник)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?..
(Май)

Я - услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю. (Самовар)

Скатерть бела
Весь мир одела.
(Зима)

В каком месяце люди говорят меньше всего
(В феврале)

Течет-течет - не вытечет; бежит-бежит - не вы-бежит. (Река)

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
(Валенки)

Два раза родился, ни разу не крестилка, всем людям пророк (петух)

У тридцати двух воинов один командир.
(Зубы и язык)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

У меня который год
ежик в комнате живет.
Если пол намазан воском,
Он натрет его до лоска.
Ответ (Полотер)

Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут.
(Часы)

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись...
(Дятел)

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)

Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.
(Стол)

Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)

А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десять братьев двух шуб хватает?
(Варежки)

Наклонилась над рекой -
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка.
(Удочка)

Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате?
(Ванна)

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)

Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся.
(Берега)

Очень быстрых два коня
По снегам несут меня -
Через луг к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)

В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поет и не играет - она дом обогревает.
(Батарея отопления)

Пять братьев -
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.
(Петух)

Сам дней не знает, а другим указывает.
(Календарь)

Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная … (миска).

Поезд едет тук - тук – тук…
К нам в купе приносят вдруг
Что за жидкость? Отвечай!
Проводник принёс нам … (чай).
Чтоб ладошки не обжечь,
Пассажира уберечь,
(И гостей всех уберечь)
Когда пьёшь горячий чай,
Установку получай:
Эта посуда стеклянная,
(В недавние годы главная)
В поезде главная.
Стакан его начальник,
А сам он …. (подстаканник).

Если работает она,
Не будет голодная семья.
(Печь)

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).

Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил … (ухват).

Раньше, как таз деревянный,
Служил людям постоянно,
Были ручки для захвата
У старинного … (ушата).

Чтобы в баньку ходить,
И водицу в нём носить,
У такого таза
Две ручки сразу.
Из него водой плескай – ка!
Вот так таз с названьем … (шайка)!

Вот щипцы для маникюра,
Вот щипцы для гвоздей,
А эти (щипцы) старинные
Для сластён были важней.
(Щипцы для сахара)

Рисую всегда, то мордашки, то лица.
Палитра моя – это разные лица
Я им помогаю быстрей превратиться
В злодея, в красавицу, в синюю птицу,
В зверя, в Баб - Ёшку,
В страшилку, в Кощея,
В смешную матрёшку,
В кота, в Бармалея.
Клиент мой – актёр.
Я классный … (гримёр)

В театре работает,
Одежду бережёт,
Он гладит и штопает,
Блёстки крепит, шьёт.
Актёру примеряет
Пиджак, например,
Его профессия … (костюмер).

Знает каждый человечек,
Что из глины лепят … (глечек).

Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда … (глиняная).

Деревянное дно и ни одно –
Сверху и снизу оно.
По кругу дощечки кривые,
Слегка выгнуты, не большие
И скреплены не гвоздями,
А подпоясаны ободами.
(Бочка, кадушка)

Есть знак «точка»,
На ветке - «почка»,
А схожа с кадушкой
В хозяйстве … (бочка).

Есть слово «пушка».
Есть – «лягушка»,
А есть посудина … (кадушка).

Для дождевой воды,
Что течёт из водосточной трубы,
(Что течёт по крыше до земли),
У глиняной хатки
Стояла … (кадка).

Есть дымковская игрушка –
«Водоноска» название,
На плечах её
Дуга деревянная.
(Коромысло)

Длинное, невысокое,
Кем – то оцинковано,
Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Названье открыто
Но эта посудина
Просто …. (корыто).

Без работы – холодная она,
А после работы – красна от огня.
(Кочерга)

Железная нога – это … (кочерга).

Помогает управится
У печи красавица:
Снять колечки с плиты,
Чтоб чугунок поставил ты.
(Кочерга)

Поправить топку
Поможет ловко
Помощница огня
Трудягя … (кочерга).

У неё одна нога,
Ох, горячая она.
(Кочерга)

Полновата, широка,
Гладка и высока.
Как зовут её, ребята,
Она чуть тяжеловата.
Вольёшь и десять литров
В горшка сестру … (макитру).

У горшка есть сестра –
Широка, высока,
Полновата и добра.
Звать её … (макитра).

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)

Сколько горошин может войти в один стакан?
(Нисколько, т.к. горошины не ходят.)

Золотое решето, черных домиков полно. (Язык)

Я любой девчонке
Прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита -
Для того и сшита.
(Панама)

На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)

Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Санки)

От дома начинается,
У дома и кончается.
(Дорога)

Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"? (Желток не может быть белым.)

Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет! (Волшебная палочка)

Чего хочешь -
Того не купишь,
Чего не надо -
Того не продашь.
(Молодость и старость)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)

Москву заводили, во что первый гвоздь колотили? (В шляпку.)

Два близнеца, два братца,
На нос верхом садятся.
(Очки)

Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты…
Верно, (сковородкою!)

Что это такое: летит, шуршит, а не шуршавчик? (Брат шуршавчика.)

Я работаю в театре.
Просто тётя я в антракте.
А на сцене – то царица,
То бабуля, то лисица.
Знает Коля и Лариса,
Что в театре я …(актриса)

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)

Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)

Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Упадет - поскачет,
Ударишь - не плачет.
(Мяч)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (попугай).

Что всегда идет,
А с места не сойдет?
(Часы)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел -
Я побежал.
(Воздушный шарик)

Неприступно, одиноко,
На скале крутой, высокой,
Мрачной глыбою на вид
Он у озера стоит.
Сквозь старинные бойницы
В гладь озерную глядится. (Замок)

Из какой посуды нельзя ничего поесть?
(Из пустой.)

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(Язык)

С хвостом, а за хвост не поднимешь
(Клубок)

Какое слово начинается с трех букв "Г" и заканчивается тремя буквами "Я"? ("Тригонометрия".)

Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
(Зеркало)

Эта вещь функциональна:
Ею можно подметать.
Ну а можно (ведь не тайна!)
На ней под облака летать.
Марки «Нимбус» вещь бывает,
В квиддич все на ней играют. (Метла)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет,
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)

Тема урока: Загадки. Какие бывают загадки. Пословицы. Какие бывают пословицы.

Цели урока:

А. Обучающие: Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре.
Б. Развивающие: Развитие логического мышления и познавательной активности.
В. Воспитательные: Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.

Задачи урока:

1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки и пословицы.
2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3. Прививать интерес к народным загадкам, пословицам.

Место урока в серии других уроков: Урок из раздела «Устное народное творчество».

Тип урока: Урок изучающего чтения.

Оснащение урока: Реквизит для инсценировки- костюмы Бабы Яги, Емели, Хозяйки, самовар, метла, балалайка, ключ, клубок с пряжей; аудиокассета с музыкой «Вместе весело шагать»; компакт диск с иллюстрациями отгадок, с видами загадок, с темами пословиц.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес?

А зачем? (Ответы детей.)

Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный осенний лес за загадками да пословицами не ходили? Да за мудростью народной?

Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок»

II. Повторение жанров произведений фольклора

Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». На предыдущих занятиях мы с вами уже использовали один лепесток. Кто помнит, как он назывался? (Былины.)

Правильно. Давайте, ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка. (По мере повторения лепесточки переворачиваются.)

Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.)

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Отрываем лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь.

III. Работа над понятием «Загадка»

1. Остановка «Царство Бабы-Яги»

Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Неожиданно появляется Баба-Яга.

Яга. Кто нарушил мой покой? Что вы тут делаете? Ходите, шумите, мне, Яге, спать мешаете!

Учитель. Это ребята в сказочный лес за народной мудростью отправились. Не подскажите ли, куда нам следует идти?

Яга. Не только не подскажу, но и отсюда никуда не отпущу! Здесь при мне и останетесь!

Учитель. Нет уж, Баба-Яга, ты нам не мешай, отпирай ворота, мы и сами дорогу найдём!

Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто мои загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!

Загадки:

1) Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес )

2) Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна )

3) Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина )

4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег )

5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.)

Гость гостил,
Золотой мост мостил-
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз )

Лежит брус во всю Русь.
Если бы руки да ноги, то бы встал
Да до неба достал. (Дорога )

По мере отгадывания загадок просматриваются иллюстрации с диска.

Учитель. Ну что, Баба-Яга, отгадали мы твои загадки. Можем теперь идти?

Яга. Э-э-э, нет! Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.

Учитель . Что ж, ребята, разберёмся, что такое «загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.

2) Работа с учебником

Чтение сильным учеником понятия «загадка» на с. 21.

Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание.

Вывод.Загадка - короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия.

IV. Наблюдение над разнообразием загадок

Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.

Загадки интересно разгадывать. Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Поэтому все - и дети и взрослые- любят загадки. А теперь вы узнаете, какие бывают загадки, как они строятся, как их нужно читать.

1) Виды загадок

Баба-Яга. Ну ладно, так и быть. Расскажу вам, какие загадки бывают.

Просмотр по порядку слайдов с видами загадок и чтение их в учебнике.

Чтение загадок в учебнике (с.22-23) и их отгадывание.

Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.

Яга. Ну, ничего не поделаешь. Хоть и весело мне с вами, да деваться некуда. Хорошо вы,детки, работали. Придётся мне вас отпустить. Вот вам ключ. Счастливого пути!

V. Физкультминутка

Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь».Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».

VI. Работа в тетради

Остановка «Емелина печка»

Звучит русская народная музыка, появляется Емеля.

Учитель. Ребята! Узнаёте этого героя?

Кто это?

Из какой сказки?

Емеля, здравствуй, встречай гостей! Не подскажешь,правильно ли мы за народной мудростью идём?

Емеля. Здравствуйте, друзья! Как не помочь хорошим людям! Укажу дорогу! Да вот напасть - печка моя сломалась! И пока вы задания в тетради не выполните, она не поедет.

Работа в тетради (с. 11)

1) Соответствие

Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.

2) «Соберите загадку». Напишите отгадку

3) Точное слово

Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.

Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.

VII. Работа с пословицами

Отрываем, ребята, следующий лепесток и продолжаем путешествие.

Звучит музыка. Дети совершают движение «по кругу».

1) Работа с понятием «пословица»

Остановка «Избушка лесника». Сидит Хозяйка, вяжет.

Хозяйка. Здравствуйте, ребята! Слышала, слышала! Вы по сказочному лесу путешествуете, мудрость народную ищите.

Учитель . Верно, хозяюшка! Не подскажите, правильно ли мы идём?

Хозяюшка. Идёте верно. Только устали наверно. Присаживайтесь, отдохните, да о пословицах поговорите.

На доске надпись:

Учитель. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет. одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.

Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословиц делается пауза, а важные слова выделяются голосом.

Обратите внимание: они напечатаны жирным шрифтом.

  • Красна птица пером, / а человек - умом.
  • Чем дальше в лес,/ тем больше дров.

2) Наблюдение над разнообразием пословиц.

Работа с учебником. (с. 26-27)

Чтение пословиц самостоятельно.

Выделение тем пословиц.

Чтение вслух понравившихся пословиц и объяснение смысла.

3) Работа в тетради (с. 12)

Соответствие.

Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.

Собери пословицы.

Проверь себя.

VIII. Домашнее задание

Выучить наизусть 5 понравившихся загадок и пословиц.

IX. Итог урока

Хозяйка. Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой. Вот вам волшебный клубочек. Он вам укажет дорогу.

Музыка.

Учитель. Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каких двух видах фольклора мы сегодня узнали подробнее?

error: