Глухость – шум при произнесении глухих согласных. Глухость – шум при произнесении глухих согласных а) при произнесении разных типов гласных звуков

Палатализация – смягчение согласных, возникающее в результате поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу (bit – ; meet – )

Веляризация – дополнительная артикуляция, в результате которой задняя часть спинки языка продвигается к мягкому нёбу (противоположность палатализации)

Аспирация – акустический шум (эффект) во время произнесения звука, возникающий при прохождении струи воздуха в промежутке между взрывом согласного и началом последующего гласного звука

Глоттализация – форма артикуляции, при которой звуки образуются в основном сужением или закрытием голосовой щели

Назализация – приобретение звуком носового тембра, выход голоса через нос и рот

10. Строение речевого аппарата

Речевой аппарат (в узком смысле) – это органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования; в широком смысле – органы речи, дыхания, ЦНС, органы слуха и зрения (для устной и письменной речи). К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

    маленький язычок (увула)

    надгортанник

    полость носа

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные . Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся:

    мягкое небо

  • задняя спинка зёва (фаринкс)

    нижняя челюсть

Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся:

    альвеолы

    твердое небо

    верхняя челюсть

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть, нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Дыхательные органы – это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

В более широком смысле ДО это:

    носовая полость

  • диафрагма

Гортань (ларинкс) – верхняя часть трахеи, состоящая из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:

    перстневидный хрящ

    щитовидный хрящ

    парный черпаловидный хрящ

работа ОР:

а) при произнесении разных типов гласных звуков:

Голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Губы же могут: растягиваться, сворачиваться в трубочку, округляться или же вообще быть не задействованными. Язык может находиться в передней части полости рта (гласных переднего ряда [и], [э]). При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) – в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию. Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами.

б) при произнесении разных типов согласных звуков:

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]). Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения. Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука. Работа голосовых связок заключается в их смыкании в момент начала говорения, в результате чего давление воздуха быстро возрастает, что создаёт дополнительное напряжение под голосовыми связками.

Классификация согласных

Согласные звуки делятся на звонкие, глухие и сонорные.

Глухими называются те звуки, в образовании которых шум преобладает над голосом. К этим звукам относятся: п, т, к, х, ф, ш, с, щ, ч, ц.

Звонкими называются согласные, в образовании которых принимает участие голос. К звонким согласным относятся: б, д, г, в, ж, з .

Сонорными называются согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. К сонорным согласным относятся звуки м, н, л, р. К этой же группе принадлежит согласный звук й .

По способу образования согласные делятся на взрывные (смычные), щелевые (фрикативные), слитные (аффрикаты), дрожащие (вибранты),

Взрывными, или смычными называются согласные б-п, д-т, г-к. Во время их произнесения струя выдыхаемого воздуха разрывает преграду, образуемую органами речи.

Щелевыми, или фрикативными называются согласные в-ф, с-а, ш-ж, х, щ. При произнесении этих звуков струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую органами речи.

Аффрикаты: два составные звука ц и ч .

Дрожащие, или вибранты - это р и р".

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие фонемы. Звонкость и глухость, твердость и мягкость присутствует в самой согласном звуке. При произнесении всех мягких согласных средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу.

В фонетике это положение называется «палатализация» согласных звуков.

Принцип работы над согласными звуками остается тем же, что и в работе над гласными, т.е. комплексные занятия по дикции, орфоэпии, дыханию и голосу. В правильном произношении согласных надо систематически тренироваться т.е. следить за артикуляцией звуков.

Согласные звуки необходимо произносить активно, внятно, четко. Особенно внимательно эти требования надо выполнять при произнесении согласных в начале и в конце слов. При нечетком, невнятном произнесении согласных звуков в начале и в конце слов страдает смысл всего текста. Часто, например, вместо слова идет говорят «иде», вместо слова город - «горо», вместо слова вор - «ор» и т.п.

Полезно вспомнить образное выражение См. Волконского, на которое ссылался К.С. Станиславский: «Гласные - река, согласные - берега».

Прежде всего необходимо научиться хорошо различать согласные звуки по звонкости и глухости, мягкости и твердости; усвоить, что звонкость и глухость, мягкость и твердость присущи самим согласным, и если при произнесении звуков возникают неточности, причину надо искать в недостатках артикуляции.

Студент должен знать, что разница между звонким и глухим звуком состоит в том, что в момент произнесения звонкого согласного голосовые связки сближены, напряжены, вибрируют, а во время произнесения глухих звуков голосовые связки ненапряжены и слышен шум.

Некоторые студенты вместо звонких согласных произносят глухие. Так, слово бар звучит как «пар», слово дом - как «том» и т.п.

Для усвоения различия между звонким и глухим звуками мы рекомендуем применить следующий способ: положить ладонь на то место, где находится выступ щитовидного хряща (так называемый кадык), и произносить по очереди звонкий и глухой звуки: д-т (д-т-д-т-д-т ) или какую-нибудь другую пару твердых звонких и глухих согласных, которые у вас звучат правильно. В момент произнесения звонкого согласного ладонь ощутит колебание голосовых связок, тогда как при произнесении глухого согласного колебание голосовых связок не происходит. Это ощущение поможет уловить ваш недостаток и овладеть правильным произношением звонких согласных.

Согласные следует произносить без добавления к ним какого-либо гласного. Для лучшего усвоения звонкости и глухости согласных звуков произнесите слова, смысловое различие которых основано на различии согласных звуков по звонкости и глухости, например: дам-там, дон-тон, зуд-суд и др.

Студентам, в речи которых отсутствует звонкость в каком-либо согласном звуке, полезно поупражняться в произношении ряда слов на звонкие и глухие согласные. Внимательно слушая, как вы произносите эти слова, вы сможете самостоятельно выявить неправильный звук. Проговорите слова с согласным, который звучит правильно, и сопоставьте их произношение с произношением слов с согласным, который звучит неправильно. Способ сопоставления поможет вам найти верное звучание для согласного, требующего коррекции.

Работая над согласными звуками, следует большое внимание обращать на такие их качества, как мягкость и твердость. Йотированные гласные, которые пишутся после мягких согласных, не влияют на мягкость согласного звука. Наглядным примером служат иностранные слова, личные имена и наименования, в которых после согласных пишется е, например: Марсель, Дрезден, Отелло, Ромео, термос, тент , а произносить надо везде твердые согласные: Марс[э]ль, Дрезден, От[э]лло, Ром[э]о, т[э]рмос, т[э]нт.

Некоторые студенты произносят твердо такие слова, как письмо, возьму, семь, восемь, семьдесят, восемьдесят . Это не столько орфоэпическая, сколько грамматическая ошибка. В этих словах мягкий знак на письме указывает на мягкость звуков. Следовательно, звуки с, з, м обязательно должны произноситься мягко.

Твердое произношение мягких согласных звуков является диалектным. Над его устранением надо систематически работать с первых занятий по технике речи.

Большое значение в русском литературном произношении имеют двойные согласные.

Диалектное произношение многих студентов характеризуется неправильным произнесением двойных согласных. В русском языке много слов, смысл, которых зависит от того, с одним или двумя согласными они написаны. Следовательно и произносить их надо в соответствии с написанием, например:

п о данный-п о дданный

в о дный-вв о дный

суд и ть-ссуд и ть

вод и ть-ввод и ть

верн у ть-вверн у ть

под е лка-подд е лка

под а ть-подд а ть

одар и ть-отдар и ть [дд]

потащ и ть-подтащ и ть [тт]

одел и ть-отдел и ть [дьдь]

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов: звуки речевые и неречевые, гласные и согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие. Дети учатся давать акустическую характеристику звуков, овладевают навыками фонематического анализа.

Ребенку, имеющему задержку психического развития, порой сложно усвоить такое количество терминов, но и родители мало, чем могут помочь своему малышу. По данным проведенного нами опроса только около 20% родителей безошибочно ориентируются в этих понятиях и способны помочь ребенку выполнить звуковой анализ слова или дать акустическую характеристику отдельного звука.

С целью довести до родителей необходимые понятия, в начале учебного года на родительском собрании, мы проводим круглый стол, на котором рассказываем о том, как выполнять дома задания логопеда, каков порядок работы по изучению звука, что значит дать характеристику звука, что такое звуковой, слоговой и звукобуквенный разбор слова, знакомим со всей необходимой терминологией. В помощь родителям выдается представленная ниже "Шпаргалка для родителей", в которой в краткой и доступной форме изложены все необходимые сведения. Если такой работы недостаточно и родители вместе с детьми продолжают допускать ошибки при выполнении заданий, то работа с родителями проводится уже индивидуально.

Шпаргалка для родителей "Звуки речи"

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук речи - то, что мы слышим и произносим.

Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].

При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять

А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])

В начале слова (яма, ель, ёж, юла);

После гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);

После мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я - [А]. Ю - [У], Е - [Э], Ё - [О] (ключ - буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л"], мяч - буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м"]).

Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:

  • глухие согласные звуки - голосовые связки не работают ("горлышко не дрожит") состоят из шума: К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;
  • звонкие согласные звуки - голосовые связки работают ("горлышко дрожит") состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р, 3 и их мягкие пары, Ж, Й.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;

  • всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц
  • всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.

Например: "Есть ли в слове "сон" звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сООО н. Какой первый звук в слове "сон"? Послушай, как я произнесу это слово: ССС он. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове "сон" и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове "сон" по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?"

Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!

Основные элементы фонетического строя языка, его простейшие единицы – звуки, функционирующие в качестве фонем. Фонема – это наименьшая звукоединица, способствующая различению пар слов по смыслу:

сын-сон

или по их грамматическому значению:

рука-руки

pen-pens

Аллофоны

В речи фонемы реализуются в виде конкретно звучащих вариантов – аллофонов. Все варианты одной и той же фонемы характеризуются наличием какого-то основного, общего для них одного или нескольких свойств, признаков. В то же время все варианты фонемы отличаются друг от друга, так как оказываются в различных фонетических условиях и обусловлены различными позиционными, комбинаторными и акцентными обстоятельствами.

Так, фонема [d] в слове do приобретает несвойственную ей черту – округление губ, которое вызвано влиянием гласной . В слове dry она становится заальвеолярной под влиянием заальвеолярного сонанта [r]. В сочетании said the man фонема [d] теряет апикальность и становится межзубной, приобретая несвойственную ей черту под влиянием соседнего согласного [ð]. В слове middle [d] произносится со взрывом, артикулируемым боковыми краями языка. Однако все эти аллофоны сохраняют основные характеристики фонемы [d] – она остаётся смычной шумной взрывной звонкой.

Замена одной фонемы другой приводит к изменению значения слова или к искажению звучания слова. Замена одного варианта фонемы другим не приводит к изменению значения слова, но воспринимается как акцент – диалектный или иностранный.

Гласные

Гласные английские звуки – звуки чистого музыкального тона. При их произнесении голосовые связки напряжены и вибрируют, выдыхаемый воздух свободно выходит через ротовую полость, не встречая на своём пути никаких преград. Проход для воздуха широкий, мышечное напряжение распределяется по всему речевому аппарату.

Согласные

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает полную или неполную преграду. Возникающее при этом трение воздушной струи о стенки преграды создаёт шум, наличие которого является принципиальным отличием согласных звуков от гласных.

Голосовые связки вибрируют при произнесении звонких согласных и сонантов, при произнесении глухих согласных они пассивны и не участвуют в артикуляции. Мышечное напряжение сосредоточено в месте преграды. Сила шума согласных зависит от ширины прохода: чем уже щель, тем сильнее шум. Звонкие согласные, при произнесении которых музыкальный тон преобладает над шумом, называются сонантами (сонорными ), остальные согласные – шумные .

Гласные звуки

Звук а. Нижняя челюсть опущена так, что расстояние между зубами равно примерно двум пальцам; язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов; губы образуют ровный овал, нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

Звук о. Челюсть опущена меньше, чем при произнесении звука а (на полтора пальца); губы несколько вытянуты вперед и округлены; кончик языка опущен и оттянут от нижних передних зубов; задняя часть языка несколько приподнята к мягкому нёбу.

Звук у. Челюсть опущена на расстояние, равное одному мизинцу; губы выдвинуты далеко вперед и округлены больше, чем при произнесении звука о; кончик языка отодвинут от нижних передних зубов на расстояние большее, чем при произнесении звука о, задняя его часть высоко поднята к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

Звук ы . Расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука у; зубы немного обнажены; кончик языка касается нижних передних зубов, средняя его часть приближается к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

Звук э. Нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев; зубы слегка обнажены; язык своим кончиком касается нижних передних зубов, а его средняя часть поднята к нёбу; нёбная занавеска поднята; связки вибрируют.

Звук и. Кончик языка касается нижних зубов; спинка языка напряжена и поднята к передней части твердого нёба; голосовые связки вибрируют, губы слегка растянуты и прижаты к обнаженным зубам; нёбная занавеска поднята.

Дифтонги

Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы е, я, ё, ю обозначают два звука: согласный й и гласный. Например: й+э=е; й+а=я; й+о=ё; й+у=ю.

Для правильного звучания этих гласных надо знать, каково положение речевого аппарата при произнесении звука й и каждой из гласных э, а, о, у.

Звук й. При произнесении звука й кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка напряжена и поднята к передней части твердого нёба, голосовые связки вибрируют; мягкое нёбо поднято. Звук й произносится одновременно с гласными звуками.

Рекомендуется поочередно произносить гласные в следующих парах: а-я; о-ё; у-ю; э-е. При этом вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют движениям артикуляционного аппарата при произнесении а, о, у, э.

Согласные звуки

Звуки б, п. Губы плотно сомкнуты; язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов; при произнесении звуков л и б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки бил; при звуке б голосовые связки вибрируют.

Звуки в, ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка каса-ется верхних зубов; нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно - кончик у нижних передних зубов; продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки в и ф; при звуке в связки вибрируют.

Звуки д, т, н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам; при звуке д и н связки вибрируют; при звуке д и то нёбная занавеска поднята; при звуке н нёбная занавеска опущена.

Звуки к, г, х. Выгнутая спинка языка касается твердого нёба; нёбная занавеска поднята; выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом - от этого образуются взрывные звуки к и г; если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук х; нёбная занавеска при образовании звуков к, г, х поднята; при звуке г голосовые связки вибрируют.

Звуки р, р". Образование звуков р и р" вызывается частыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха; при звуке р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов; при произнесении р" кончик языка колеблется у передних верхних зубов; голосовые связки вибрируют.

Звук м. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при произнесении звука а; выдыхаемый воздух проходит через нос.

Звуки л, л". При произнесении звука л кончик языка прикасается к верхним передним зубам; корень языка приподнят; нёбная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют; при произнесении звука ль кончик языка прикасается к верхним альвеолам; весь язык более напряжен, чем при произнесении звука л.

Звуки з, с. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних дёсен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верхним деснам и образует с ними узкую щель; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки з и с; рот приоткрыт (на 3 мм); нёбная занавеска поднята; при звуке з голосовые связки вибрируют; при произнесении з" и с" средняя часть спинки языка больше приближена к твердому нёбу (в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона).

Звуки ж, ш. Широкий кончик языка поднят почти к краю верхних альвеол, но не касается твердого нёба; между языком и твердым нёбом образуется щель; боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам; задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке образуется впадина (иначе ее называют ковшиком или чашечкой); зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед; при про-изнесении звука ж связки вибрируют.

Составные согласные звуки

Звук ц состоит из звуков т и с, причем те произносится без взрыва и плавно переходит в звук с.

Звук ч состоит из звуков т" и ш" которые произносятся без заметного взрыва.

Звук щ - это удлиненный мягкий звук ш"-ш". Кончик языка при произнесении щ несколько больше продвинут к передним зубам, чем при ш.

Мягкие согласные звуки

Все согласные могут звучать твердо и мягко, за исключением ж, ш и ц, которые никогда не смягчаются, и ч-щ, которые всегда произносятся мягко.

Мягкость согласных всегда вызывает существенные изменения в положении частей речевого аппарата. При образовании мягких д, т и н положение частей речевого аппарата будет несколько иным, чем при произнесении твердых д, т и н.

При звуках т", д" и н" кончик языка находится у нижних зубов, а передняя часть спинки языка плотно касается альвеол и передней части нёба. При д" и н" связки вибрируют; при т" голосовые связки спокойны.

error: