Закон неравномерности развития систем. Закон неравномерности эволюции Закон неравномерного развития народов

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности, на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса.

Механизмом а) развития социальной структуры общества и одновременно механизмом б) его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов (в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тыс., семейно-брачных отношений более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа – нация, народность, племя.

На рис. 3.8 изображена траектория социального прогресса, которая совпадает с кривой развития социальной структуры большинства стран мира. Здесь видно, что кривая медленно движется в сторону первобытной и средневековой эпох, а затем стремительно взлетает вверх. Именно такой развивался научно-технический и социальный прогресс. На этой кривой можно взять любую точку, опустить перпендикуляры на оси ОХ и OY , тем самым определив а) количество статусов в социальной структуре данной страны и б) реальный (в отличие от хронологического времени) уровень ее развития или реальное историческое время.

Две страны – Франция и Россия в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек (проекция на ось OY), и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре намного меньше. Действительно, в XVIII , как и в XX веке, Монголия по сравнению с Россией или Францией представляла более отсталое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, а стало быть вместо 40 тыс. профессиональных статусов у нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Если опустить перпендикуляр на ось ОХ, то получится, что количество статусов Монголии соответствует количеству статусов России и Франции XII века. Как это понимать? Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одном и том же исторической периоде – в XVIII веке. Но реально по уровню своего социального развития монгольское государство находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию социальной структуры (совокупности пустых, незаполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития, иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания. С ее помощью можно, к примеру, объяснить, почему в конце XX века развалился СССР.

Для объяснения причин построим новый график, на котором изобразим бывшие союзные республики, расположенные в своем реальном историческом времени. Иначе говоря, если центральный промышленный регион России, прежде всего Москву и Ленинград, взять за эталон научно-технического и культурного развития всей страны, то прибалтийские республики по некоторым параметрам окажутся даже чуть впереди, а вот среднеазиатские – далеко позади. Киргизия или Казахстан до прихода советской власти в 20-е годы представляли собой отсталые феодальные страны с первобытным кочевым и пастушеским хозяйством. Переселение туда русскоязычного населения искусственно подтянуло их до некоторого среднесоюзного стандарта, поскольку стали открываться промышленные предприятия и развиваться сфера обслуживания (рис. 3.9).

Проведенные еще в советские времена социологические исследования свидетельствовали о том, что различие между уровнем социального, культурного и экономического развития союзных республик (Молдавия, Эстония, РСФСР, Казахстан и др.) составляет от 15–20 до 40–45 лет. Возможно, что по идеологическим причинам ученые дали намеренно меньшие цифры, чем было на самом деле. Если принять во внимание всю совокупность факторов, в том числе исторических, то разрыв может оказаться на порядок выше (рис. 3.9).

Таким образом, СССР представлял собой крайне гетерогенное образование: районы, застывшие на уровне первобытного хозяйства (Чукотка), объединялись с технически передовыми обществами. Такое разношерстное и громоздкое образование не способно долго существовать. Скорость социального развития в целом определяется в таком случае не по передовым, а по самым отсталым элементам общества. Еще в 20-е годы А. Богданов, автор знаменитой «Тектологии», говорил о том, что, согласно общей теории систем, прочность и темпы развития целого определяются наиболее слабыми элементами. В пример он приводил военную эскадру, спешащую к месту боя. Ее боеспособность в значительной степени определят не линкоры и миноносцы, а отставшие суденышки тылового обеспечения, подвозящие боеприпасы. При эффективной организации общества все его элементы должны развиваться с одинаковой скоростью.

Распад великой Британской империи, а еще раньше татаро-монгольской и многих других, также представлявших собой крайне разрозненные образования, свидетельствует о том, что крах СССР был неминуем. Отсталые республики Средней Азии и передовые регионы Прибалтики удержать вместе могли только политические силы. А они часто носят внешний по отношению к социальному устройству общества характер. Если же учесть очень сильные различия в типе культуры и религии, существовавшие между различными регионами СССР, то указанный выше вывод может получить силу вполне логичного теоретического доказательства.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор), о котором речь впереди, неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики – законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других – медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX века, вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма народные обычаи и нравы.

Типология обществ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В литературе описаны самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, варварские и цивилизованные и т.д.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делятся на дописьменные, то есть умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии общества также делятся на два класса – простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху-вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

Переходной формой от простого к сложному обществу служат вождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) зато, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху-вниз из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называют ранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.

Вождество – иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя.

В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Количество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами.

Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и тропическая Африка.

В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний – охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным – существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели – бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него – земледелие. Таким образом, огородничество – переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги – деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы – отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции – признаки постиндустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш – соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации – первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается через процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций (рис. 3.10).

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Он подразделил всемирную историю натри стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Этой исторической триаде другие ученые предлагали свои варианты, в частности, это концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш) , доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В. Л. Иноземцев), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения.

НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКОН

НЕРАВНОМЕ́РНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКО́Н

один из имманентных законов капиталистич. общественно-экономич. формации. На монополистич. стадии капитализма приобретает особо важное в развитии Лениным теории социалистич. революции, стратегии и тактики революционной борьбы пролетариата за . Господство частной собственности на средства производства, произ-ва и погоня капиталистов за прибылью обусловливают неравномерность развития капиталистич. экономики – отд. предприятий, отраслей нар. хозяйства, целых стран. Эта неравномерность присуща капитализму с самого его возникновения; она рассматривается Марксом в "Капитале" и Лениным в "Развитии капитализма в России" при исследовании домонополис-тической стадии капитализма.

Неравномерность развития усиливается благодаря борьбе двух противоположных тенденций: тенденции к быстрому росту произ-ва и тенденции к загниванию. Порождаемая монополиями экономич. задержки технич. прогресса приводит к застою и отставанию ряда старых отраслей пром-сти. Новые отрасли, свободные от тормозящего груза старых капиталовложений, быстро вырываются вперед, используя преимущества новой техники. В этих условиях технич. прогресс открывает перед нек-рыми странами, позднее других вступившими на путь индустриального развития, возможность при благоприятно сложившихся конкретно-историч. условиях догнать и опередить своих ушедших вперед соперников, перепрыгивая через ступеней технич. развития, к-рые отняли у более старых стран целые десятилетия. В результате с небывалой быстротой меняется соотношение сил между странами, происходит непрерывная смена мест отд. стран на пром. карте мира.

На монополистич. стадии капитализма завершен территориальный раздел мира и происходит ожесточенная за его передел. В историч. обстановке безраздельного господства империализма во всем мире эта борьба выливалась в форму империалистич. войн. 1-я и 2-я мировые войны, в свою очередь, привели к дальнейшему обострению неравномерности развития капиталистич. стран. В итоге 1-й мировой войны резко изменилось соотношение сил в капиталистич. мире. США продвинулись далеко вперед в экономич. отношении по сравнению со странами Европы. Значительно ослабли не только потерпевшая поражение Германия, но и Англия, а также Франция. В дальнейшем герм. вновь вышел на арену борьбы за мировое и развязал 2-ю мировую войну. В результате 2-й мировой войны преобладающая роль США в капиталистич. части мира еще более усилилась. В последующий период темпы экономич. роста США замедлились, а страны Зап. Европы и Япония развивались значительно быстрее, что привело к сдвигам в соотношении сил между США и др. капиталистич. державами. Однако в последние годы темпы экономич. роста США возросли, в то как в Зап. Европе и Японии они резко снизились. С неравномерностью экономич. развития капиталистич. стран в эпоху империализма тесно связана неравномерность их политич. развития. При общей для всех капиталистич. стран в период империализма тенденции к господству реакции соотношение классовых сил и обстановка для борьбы рабочего класса складываются в различных странах по-разному. Не одинаково развиваются в отд. странах политич. , организованность и революционность пролетариата, его отношения с осн. массами крестьянства и др. слоями. Это обусловливает разновременность вызревания политич. предпосылок социалистич. революции. Ленин отмечал, что "пролетарская растет во всех странах неравномерно, так как все страны стоят в разных условиях политической жизни, и в одной стране слишком ослаблен , а в другой – он сильнее. Если в одной стране верхушечная пролетариата слаба, то в других странах бывает так, что на время буржуазии удается расколоть рабочих, как это случилось в Англии и Франции, – вот почему пролетарская революция развивается неравномерно" (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 37, с. 117).

В разных странах происходит и неравномерное высвобождение рабочего класса из-под влияния бурж. идеологии, и рост политической сознательности. Н. р. к. з. в период империализма является основой всемирно-исторического вывода Ленина о возможности победы социалистической революции первоначально в одной, отдельно взятой капиталистической стране.

Из Н. р. к. з. в период империализма Ленин сделал о неизбежности мировых империалистич. войн в условиях полного господства империализма во всем мире. Возникновение социалистич. системы, выступающей оплотом сил мира и непримиримым борцом против империалистич. агрессии в любой форме, социализма в мировую систему и колониальной системы привели к резкому и прогрессирующему изменению соотношения сил между социализмом и империализмом. В документах и решениях XX, XXII и XXIII съездов КПСС, на совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960 творчески решены проблемы войны, мира и революции, что имеет большое значение для понимания действия Н. р. к. з.

Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 2, с. 591; Ленин В. И., О лозунге Соединенных Штатов Европы, Соч., 4 изд., т. 21; его же, Империализм, как высшая капитализма, там же, т. 22, гл. 7–10; его же, Военная программа пролетарской революции, там же; Μотылев В. В., Неравномерность развития совр. капитализма, М., 1966.

Л. Леонтьев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА ЗАКОН" в других словарях:

    В эпоху империализма, основное содержание созданного В. И. Лениным, развитого КПСС и др. коммунистическими и рабочими партиями учения об общих закономерностях развития капитализма, международных отношений капиталистических стран в эпоху… …

    Революционный процесс распада мировой системы капитализма и подтачивание его «внутренним разложением»(см. В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 38, с. 44). Переход от всемирного капитализма к всемирному социализму,… … Большая советская энциклопедия

    - («Империализм, как высшая стадия капитализма»,) произведение В. И. Ленина, в котором он первым из марксистов раскрыл экономическую и политическую сущность Империализма, новой стадии, в которую к началу 20 в. вступил в своём развитии… … Большая советская энциклопедия

    Мировая система капитализма - совокупность стран с капиталистическим общественным строем, связанных между собой экономическими, политическими и другими отношениями, В основе их общности господство однотипных, капиталистических производственных отношений, хотя степень их… … Научный коммунизм: Словарь

    Состояние народного хозяйства (общественного производства) страны (группы стран, экономического района) в определённый исторический момент. У. э. р. – обобщающее понятие и характеризуется несколькими группами показателей: 1) производство… … Большая советская энциклопедия

    Одна из левых, наиболее радикальных версий марксизма, разработка которой принадлежит в первую очередь В.И. Ленину. В Советском Союзе и в др. странах т.н. социалистического лагеря М. л. являлся ядром официальной коммунистической идеологии. М. л.… … Философская энциклопедия

    - (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

    Общественно экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму первой фазе коммунизма. Основные признаки К.: господство… … Большая советская энциклопедия

    - (франц. impérialisme, англ. imperialism, нем. Imperialismus, от лат. imperium власть, господство) монополистический капитализм, высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической революции. Переход к И. произошёл на рубеже 19 и … Большая советская энциклопедия

    I Интеграция (лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый) понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. … … Большая советская энциклопедия

Экономический словарь-справочник

Закон неравномерности экономического развития - специфический экономический закон капиталистического способа производства, который выражает внутренне необходимые, существенные и устойчивые связи между общим поступательным развитием предприятий, отраслей, различных сфер экономики, стран и регионов мирового хозяйства, с одной стороны, и неравномерным прогрессом отдельных элементов системы производительных сил и производственных отношений (экономической собственности) в пределах отдельных отраслей, сфер экономики тех или иных стран и в масштабах мирового хозяйства, его отдельных регионов и стран - с другой. Общий поступательный прогресс различных звеньев национальной и мировой экономики обусловлен действием закона роста потребностей отдельного человека, трудового коллектива, социальных слоев, классов, наций. Неравномерность прогресса отдельных элементов системы производительных сил и отношений экономической собственности в различных составных частях национального и мирового хозяйства вызвана неодинаковым размещением природных ресурсов в масштабе планеты, разнообразием климатических условий, биологической природы людей, классов и наций (их менталитета), научных открытий и соответствующими революционными сдвигами в структуре технологического способа производства, борьбой между отдельными слоями, классами, экономической политикой государства и другими факторами. Простейшей формой действия этого закона является неравномерность и стрибкоподібність развития отдельных предприятий и отраслей экономики. В свою очередь, неравномерность развития тех или иных предприятий выражается в форме скачкообразного развития отдельных монополистических объединений внутри отрасли, страны, а транснациональных корпораций - в пределах мирового хозяйства и его регионов. Как известно, исходной точкой переворота в технологическом способе производства средства труда, а сама промышленная революция началась с машины - орудия (рабочей машины) в текстильной промышленности. Изобретение такой машины, с одной стороны, развязало противоречие между техникой и человеком, поскольку количество операций, которыми одновременно обладает рабочая машина, освобождает от ограничений, присущих ручном орудию рабочего. С другой стороны, появление рабочей машины вошла в техническую противоречие с двигателем, что тогда существовал, и повлекла необходимость усовершенствования паровой машины. Эти противоречия одновременно наполнялись специфическими социальными формами, борьбой классов Так, борьба наемных рабочих за повышение заработной платы, сокращение рабочего дня и т.п заставляет капиталистов вводить новую технику. Таким путем были изобретены сельфактори в прядении и другие машины. Впоследствии переворот в технологическом способе производства в одной из сфер промышленности, обуславливает переворот в других сферах. Эта своеобразная, но неравномерная цепная реакция в развитии производительных сил осуществляется вследствие существующей системы общественного разделения труда, тесной связи между различными отраслями промышленности, количественных и качественных пропорций в их развитии В последние десятилетия среди простейших форм З. н. э. д. наиболее неравномерно происходит развитие монополистических (в т. ч. олигополистический) объединений внутри страны и транснациональных корпораций в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, Поскольку на долю примерно 2 тыс. таких объединений приходится 75% мирового капиталистического производства (500 из них контролируют более 80% всех капиталовложений за рубежом, а могущество отдельных превышает экономический потенциал некоторых стран), то неравномерность развития ТНК распространяется на целые регионы мирового хозяйства Завершения процесса формирования мирового хозяйства, территориального раздела мира (захват колоний и т.п.) приводит к неравномерному развитию отдельных стран и целых регионов. Одной из специфических черт З. н. э. г. является то, что борьба за внешние рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала и т.д выступает важным фактором усиления неравномерности развития отдельных стран, целых регионов мирового хозяйства. Специфический характер действия этого закона в последние десятилетия проявляется в неравномерности освоения передовых достижений науки и техники, неравномерности процесса развертывания НТР в различных странах. Усиление интернационализации производительных сил, в т. ч. науки, создает возможность стремительного взлета отдельных государств за счет использования изобретений, патентов, лицензий. Именно это является одной из важных причин превращение Японии во вторую страну мира (по уровню экономического потенциала). Важную роль в этом процессе играет степень консолидации, энергичность того или иного народа, развитие образования, квалификации, воспитания молодежи и т.д. Действие С. г. н. э. в значительной мере зависит от особенностей развития и функционирования в той или иной стране закон адекватности производственных отношений (экономической собственности) характеру и уровню развития производительных сил, в частности оптимального сочетания различных форм собственности. С распадом бывшего СССР в сфере действия З. н. э. г. оказалась Украина и другие государства СНГ.


Закон неравномерности экономического и политического развития государств и цивилизаций (далее - «закон неравномерности») является эмпирическим законом, который подтверждается всей человеческой историей. Этот закон проистекает из диалектического принципа изменчивости и многообразия мира. Он заключается в том, что государства и цивилизации в процессе своей эволюции проходят определенные этапы, на каждом из которых имеют различную динамику развития. Так, например, по мнению О. Шпенглера, «всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость» .

По существу, закон неравномерности можно свести к трем основным постулатам:

Государства и цивилизации развиваются неравномерно во времени;

Срок жизни государств и цивилизаций ограничен;

Государства и цивилизации развиваются неравномерно относительно друг друга.

На конечность жизни государственных образований указывал еще Платон в «Государстве». Он утверждал, что общество с идеальным устройством нелегко вывести из равновесия, но, в конце концов, все, что рождается, обречено на распад. Даже идеальное устройство не может существовать вечно и, в конце концов, надломится. Это является проявлением ритма жизни, как в животном, так и в растительном царстве .

К. Леонтьев определял «долговечность государственных организмов» в 1000-1200 лет . Действительно, сейчас в мире нет ни одного государства, которое сохранилось бы с начала новой эры. Даже те государства, которые существуют тысячу лет, за время этого пережили периоды распада. Правда, затем они возрождались в новом виде, но это были уже совсем другие государства, принципиально отличающиеся от прежних. Так, например, современная Польша - принципиально отличается от прежней Речи Посполитой и по территориальному размаху и по этническому составу и по элитной составляющей и по государственному устройству и ценностям. Также и Московское царство уже не было прежней Киевской Русью.

Цивилизации являются более устойчивыми образованиями, чем государства. К. Леонтьев, в частности, отмечал, что культуры, «соединенные с государствами, большей частью переживают их». В качестве примера он приводил греческую и индуистскую цивилизации. Он, в частности, писал: «...Эллинская образованность и эллинская религия боролись с христианством еще долго при Византийских императорах, тогда как последние черты эллинской государственности стерлись еще до Р. X., отчасти во времена римского триумвирата, отчасти еще прежде. Религия индусов и связанный с ней быт живут давно без государства и в наше время, не поддаваясь англичанам» . По мнению С. Хантингтона, цивилизации живут «очень долго»; «они эволюционируют, адаптируются и являются наиболее стойкими из человеческих ассоциаций» .

Однако период существования цивилизаций тоже ограничен. Как указывал Данилевский, «ни один из культурно-исторических типов не одарен привилегией бесконечного прогресса». В качестве примера он приводил греческую и римскую цивилизации. По его оценке, срок жизни римской цивилизации «с окончания Пунических войн и покорения Греции до III века от Рождества Христова» составлял 400 лет. А греческой цивилизации «от начала V века до Рождества Христова и до окончания плодотворной деятельности Александрийской школы тоже в III веке» - 600 лет .

Здесь следует отметить, что относительно короткий срок жизни греческой и римской цивилизаций был определен Данилевским потому, что он считал цивилизациями только общества, достигшие определенной зрелости, а весь предшествующий период считал подготовительным к созданию цивилизации. «…Период цивилизации каждого типа сравнительно очень короток, истощает силы его и вторично не возвращается - отмечал он. Под периодом цивилизации разумею я время, в течение которого народы, составляющие тип, выйдя из бессознательной чисто этнографической формы быта..., создав, укрепив и оградив свое внешнее существование как самобытных политических единиц., проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе» .

Надо отметить, что данный тезис Данилевского является дискуссионным и не разделяется большинством сторонников теории цивилизаций. Превалирующее мнение состоит в том, что срок жизни цивилизации следует отсчитывать от времени возникновения культурно-исторического типа до его исчезновения. С этой точки зрения срок жизни цивилизаций может составлять 3000 лет и более. Столь долго, существуют, например, китайская и индуистская цивилизации. Примерно столько же существовала уже погибшая цивилизация Древнего Египта. Правда, надо понимать, что на этом пути данные цивилизации прошли несколько турбулентных периодов кризиса, распада и последующего возрождения. В этом контексте встает естественный вопрос о том, следует ли считать такое возрождение возникновением новой цивилизации или продолжением старой?

Сам Данилевский не отрицал преемственности цивилизаций. Напротив, он считал, что «преемственными» являются такие цивилизации, «плоды деятельности которых передавались от одного другому, как материалы для питания, или как удобрение той почвы, на которой должен был развиваться последующий тип». Таковыми преемственными типами были, по мнению Данилевского, «египетский, ассирийско-вавилоно-финикийский, греческий, римский, еврейский и германо-романский, или европейский» . Но если рассматривать под этим углом западную цивилизацию как наследницу античной Греции и Древнего Рима, то можно, утверждать, что она существует около 3000 лет. Ну, а российская (православная) цивилизация, если рассматривать ее как наследницу Византии, существует около 1700 лет. Просто следует понимать, что для китайской и индийской цивилизации каждое последующее возрождение осуществлялось в основном на собственной этнической основе, в то время как у западной и православной цивилизации происходила смена этнического базиса.

Таким образом, очевидно, что некоторые цивилизации смогли обеспечить преемственность своего развития, другие же исчезли, навсегда. Поэтому с точки зрения стратегического прогнозирования международных отношений важнейшее значение имеет вопрос о том, почему так произошло - почему одни цивилизации смогли выжить, хотя и в новом, преобразованном виде, а другие навсегда закончили свое существование? Не случайно, все видные исследователи цивилизаций уделяли данному вопросу особое внимание.

Так, Данилевский объяснял причины гибели цивилизаций разложением их обществ и разочарованием народа в существующих идеалах и ценностях. Он отмечал, что период жизни цивилизаций заканчивается «творческая деятельность в народах известного типа: они или успокаиваются на достигнутом ими, считая завет старины вечным идеалом для будущего, и дряхлеют в апатии самодовольства (как, например, Китай); или достигают до неразрешимых, с их точки зрения, антиномий, противоречий, доказывающих, что их идеал... был неполон, односторонен, ошибочен, или что неблагоприятные внешние обстоятельства отклонили его развитие от прямого пути - в этом случае наступает разочарование и народы впадают в апатию отчаяния» .

Тема гибели цивилизаций красной лентой проходит через работу О. Шпенглера «Закат Европы», где он рассуждает о кризисе, упадке и неминуемой гибели западной цивилизации. Сравнивая современное ему состояние Запада с периодом «падения античного мира», он писал: «…Мы уже сегодня определенно ощущаем вокруг нас первые признаки того, касающегося нас самих и по течению и длительности вполне тождественного с первым, события, которого заполнит первые века ближайшего тысячелетия и которое будет „падением Запада“» .

Несколько более оптимистический взгляд на будущее западной цивилизации присутствует у А. Тойнби. Он отрицает, что гибель западной цивилизации, также как и других цивилизаций, предрешена. Полемизируя со Шпенглером, он отрицает «шпенглеровскую догму о том, что роды и виды обществ обладают предопределенными жизненными сроками по аналогии с индивидуальными организмами, являющимися представителями своих биологических родов и видов». «…Живая цивилизация, как, например, западная, не может быть априори приговоренной к повторению пути цивилизаций, уже потерпевших крушение», - заключает он .

Тойнби считал, что развитие (рост) цивилизаций является «поступательным движением», которое требует возникновения постоянных вызовов - внутренних или внешних, на которые данная цивилизация должна давать ответ. «Рост достигается в том случае, когда индивидуум, меньшинство или все общество в целом отвечает на вызов и при этом не просто отвечает, но одновременно порождает другой вызов, который в свою очередь требует нового ответа. Процесс роста не прекращается до тех пор, пока это повторяющееся движение утраты равновесия, восстановления его, перегрузки и нового нарушения сохраняет свою силу», - указывал он .

Таким образом, по мнению Тойнби, развитие цивилизации зависит исключительно от творческого потенциала элиты данного общества, от ее способности отвечать на вызовы или, если вызовы отсутствуют, такие вызовы создавать. Если же этого не происходит, то цивилизация останавливается в своем развитии. Анализируя в этой связи т. н. «задержанные общества» он отмечает, что в них «вся энергия общества уходит на поддержание ранее достигнутого положения. Для движения вперед нет ни стимула, ни необходимого энергетического запаса. Это типичная иллюстрация отрицательной неудачи, когда сами лидеры попали под воздействие гипноза, пытаясь обучить остальных: в этих условиях движение замирает на мертвой точке» .

Тойнби считал, что кризис цивилизации наступает вследствие разложения элиты («творческого меньшинства») конкретного общества. Здесь его мысли в целом совпадают с идеями Данилевского. Тойнби обратил внимание на то, что «творческое меньшинство, дав успешный ответ на вызов» не всегда «духовно обновлялось», чтобы «творчески ответить на следующие один за другим вызовы» и «предпочитало почивать на лаврах, растеряв свои творческие потенции, или впадало в пресыщение и необузданность, которые вели их к гибели» .

«...Распад надломленной цивилизации, - как считал Тойнби, - начинается с отделения пролетариата от группы лидеров, выродившейся в правящее меньшинство» . Такой распад происходит в результате «внутреннего взрыва», который является следствием «раскола и разногласий» конкретного общества. «Существуют „вертикальные” трещины между территориально разделенными общинами и „горизонтальные” - внутри смешанных общин, подразделенных на классы», - отмечает он. При этом «вертикальный» раскол общества ведет к распаду цивилизации или страны на ряд «локальных государств», что «служит основанием для кровопролитной междоусобной войны». «Война эта изматывает общество до тех пор, пока одной из противоборствующих сторон не удается нанести сокрушительный удар противнику и установить единоличную власть и твердый порядок», - указывает Тойнби .

«Горизонтальный» раскол, возникает, по мнению Тойнби, вследствие нарушения элитой общественного договора и приводит к народному восстанию. Он, в частности, пишет: «Творческое меньшинство, заключив некогда добровольный союз с нетворческими массами, пользовалось какое-то время их доверием ввиду очевидности выгод, дарованных обществу творческими усилиями избранных. Однако с течением времени правящее меньшинство утратило способность и право быть лидером, так как оно растратило творческую энергию и созидательный порыв. Это меньшинство, лишенное вдохновения, но продолжающее удерживать власть, оказалось неспособным управлять через доверие и пошло на нарушение общественного договора. Вместо того чтобы уступить власть, оно прибегло к силе. Эта политика привела к еще большему отчуждению большинства от правящего меньшинства. Подобная ситуация всегда чревата таким бедствием, как восстание» .

Промежуточную позицию между Шпенглером и Тойнби занимал С. Хантингтон. Он не отрицал стратегического ослабления западной цивилизации, но также не предрекал ее скорого конца. Он, в частности, писал: «...Постепенные, неотвратимые и фундаментальные перемены также имеют место в балансе силы между цивилизациями, и могущество Запада по сравнению с мощью других цивилизаций будет и дальше снижаться. Когда превосходство Запада исчезнет, большая часть его могущества просто-напросто испарится, а остаток будет рассеян по региональному признаку между несколькими основными цивилизациями и их стержневыми государствами» .

В то же время Хантингтон отмечал, что ослабление западной цивилизации будет протекать медленно. «Для подъема западного могущества понадобилось четыреста лет. Спад может занять столько же», - указывал он. Далее Хантингтон сослался на книгу Шпенглера, отметив, что «„закат Запада“ был центральной темой в течение всей истории двадцатого века», но тем не менее «растянулся на все столетие». Вместе с тем Хантингтон предупреждал, что процесс ослабления Запада может неожиданно ускориться. При этом он привел пример СССР, где процесс ослабления сначала был «умеренным», но он быстро ускорился «перед самым дном». «Упадок Запада все еще находится на первой, медленной фазе, но в какой-то момент он может резко прибавить скорости», - подчеркивал он .

Другим обстоятельством, на которое обратил внимание Хантингтон, является то, что процесс ослабления западной цивилизации «не идет по прямой», он «крайне неравномерен, с паузами, откатами назад и повторными утверждениями западного могущества». К тому же Хантингтон считал, что «открытые демократические общества Запада скрывают в себе огромные возможности для восстановления». Кроме того, он указывал на то, что в отличие от многих цивилизаций Запад имеет два центра силы Европу и США. При этом США являются новым, более динамичным центром силы. «...В 1940 году началась американская фаза западного господства, и в 1945 году Соединенные Штаты в течение краткого времени доминировали в мире в степени, почти сравнимой с объединенными силами союзников в 1918 году. Послевоенная деколонизация еще больше сократила влияние Европы, но не Соединенных Штатов, в результате чего на смену традиционной территориальной империи пришел новый транснациональный империализм», - указывал Хантингтон .

Большую роль в исследовании закона неравномерности сыграл видный британский политолог, профессор Йельского университета (США) Пол Кеннеди. В 1987 год он написал фундаментальный труд «Взлет и падение великих держав», где рассмотрел динамику развития мировых империй с 1500 года до наших дней. Основными объектами его исследований были Китай, Япония, Россия, исламский мир, европейские державы и США. По словам самого Кеннеди, его книга ставила своей целью «проследить и объяснить, как различные великие державы росли и приходили в упадок относительно друг друга в течение пятисот лет с формирования «новых монархий» Западной Европы до возникновения трансокеанской, глобальной системы государств» .

Важнейший вывод, к которому пришел Кеннеди, состоял в том, что экономическое и политическое развитие государств относительно друг друга идет неравномерно. «Соотношение сил между ведущими мировыми державами никогда не является постоянным, - отмечал он. - В основном это связано с неравномерным уровнем роста различных обществ, а также технологическими и организационными прорывами, которые дают большее преимущество одному обществу над другим» .

Из приведенной цитаты видно, что Кеннеди не просто констатировал действие закона неравномерности, но видел его прямую связь с изменением соотношения сил в мире. Он пояснил эту мысль следующим образом: «Через всю книгу проходит мысль о том, что в международной системе богатство и сила или экономическая мощь и военная мощь всегда являются относительными и должны восприниматься как таковые. А поскольку они относительны и поскольку все общества подвержены неумолимой тенденции к изменению, то международные балансы никогда не могут быть постоянными, и со стороны государственных деятелей было бы ошибкой считать, что они, когда либо, станут таковыми» .

Примечательно, что еще до Кеннеди к такому же выводу пришел лидер российской социал-демократии В. И. Ленин. В своей знаковой работе «О лозунге Соединенных Штатов Европы», написанной в августе 1915 года, Ленин утверждал, что «при капитализме невозможен равномерный рост экономического развития отдельных хозяйств и отдельных государств». «Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма», - подчеркнул он. При этом Ленин привел в пример Германию, которая после 1871 года усилилась раза в 3-4 быстрее, чем Англия и Франция», а Япония, по его словам, «раз в 10 быстрее, чем Россия». Он также отметил, что сила государств «изменяется с ходом экономического развития» и что «проверить действительную силу капиталистического государства, нет и быть не может иного средства, кроме войны». Единственным недостатком этого анализа было то, что Ленин ограничил действие закона неравномерности эпохой капитализма, в то время как он применим ко всей человеческой истории .

В своем исследовании Кеннеди уделяет большое внимание соотношению экономической и военной мощи. Он прямо указывает, что вторая неразрывно связана с первой. Однако он предостерегает от автоматической экстраполяции экономической мощи на военную. По его словам, «относительная экономическая и военная мощь нации не увеличиваются и не падают параллельно друг другу». «Большинство исторических примеров, приведенных здесь, показывают, что существует значительная задержка между траекторией относительной экономической мощи государства и траекторией его военного и территориального влияния», - указывает он .

Другой важный вывод, к которому приходит Кеннеди, состоит в том, что экономическая и военная мощь государства должны находиться в адекватном соотношении, а само это соотношение диктуется конкретными условиями международной обстановки. Он, в частности пишет: «Все же история последних пяти сотен лет международного соперничества показывает, что самой по себе «военной» безопасности недостаточно. Она может на краткосрочный период сдерживать конкурирующие государства и наносить им поражения..., но если в результате этих побед нация перенапрягает себя географически и стратегически, она, вероятно, обнаружит, что ее экономический рост замедляется, что будет иметь ужасающие последствия для ее долговременной способности обеспечивать как потребление своих граждан, так и свои международные позиции» .

Поэтому, указывал Кеннеди, руководители ведущих мировых держав всегда стоят перед сложным выбором: сколько средств выделять на оборону и безопасность, а сколько на социально-экономическое развитие страны. По его мнению, великие державы современной эпохи «вынуждены отвечать на двойной вызов, перед которым стояли все их предшественники». Во-первых, этот вызов состоит в «неравномерности экономического развития, что делает некоторых из них более богатыми (и обычно более сильными) по отношению к другим». Во-вторых, - этот вызов состоит в «конкурентной и иногда опасной обстановке за рубежом, что понуждает их выбирать между военной безопасностью в настоящий момент и долговременной экономической безопасностью». По мнению Кеннеди, в этом вопросе нет, и не может быть какого-то «единого правила», которое было бы общеприемлемо для всех ситуаций

Соотношение экономических сил империалистических держав изменяется с небывалой быстротой. Рост военных сил империалистических государств также происходит неравномерно. Изменившееся соотношение экономических и военных сил неизбежно приходит в столкновение со старым распределением колоний и сфер влияния. Завязывается борьба за передел уже поделённого мира. Проверка действительного могущества тех или иных империалистических групп происходит путём кровопролитных и опустошительных войн.

В 1860 г. первое место в мировом промышленном производстве занимала Англия; Франция шла за ней следом. Германия и Соединённые Штаты Америки тогда ешё только выходили на мировую арену. Прошёл десяток лет, и быстро растущая страна молодого капитализма - Соединённые Штаты Америки - обогнала Францию и поменялась с ней местами. Ещё через десятилетие Соединённые Штаты Америки обогнали Англию и прочно заняли первое место в мировом промышленном производстве, а Германия обогнала Францию и заняла

третье место после США и Англии. К началу XX века Германия оттеснила Англию, заняв второе место после США. В результате изменений в соотношении сил капиталистических стран происходит раскол капиталистического мира на два враждующих империалистических лагеря и возникают мировые войны.

В силу неравномерности развития капиталистических стран в период империализма мировой капитализм не может развиваться иначе, как через кризисы и военные катастрофы. Обострение противоречий в лагере империализма и неизбежность военных столкновений ведут к взаимному ослаблению империалистсов. мировой фронт империализма становится легко уязвимым для пролетарской революции. На этой основе может произойти прорыв фронта в том звене, где цепь империалистического фронта всего слабее, в том пункте, где складываются наиболее благоприятные условия для победы пролетариата.

Неравномерность экономического развития в эпоху империализма определяет собой и неравномерность политического развития, означающую разновременность вызревания политических предпосылок победы пролетарской революции в разных странах. К числу этих предпосылок относятся прежде всего острота классовых противоречий и степень развития классовой борьбы, уровень классовой сознательности, политической организованности и революционной решимости пролетариата, его способность повести за собой основные массы крестьянства.

Закон неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма составляет исходный пункт ленинского учения о возможности победы социализма первоначально в нескольких странах или даже в одной, отдельно взятой, стране.

Маркс и Энгельс в середине XIX века, изучая домонополистический капитализм, пришли к выводу, что социалистическая революция может победить лишь одновременно во всех или в большинстве цивилизованных стран. Однако в начале XX века, особенно в период первой мировой войны, положение коренным образом изменилось. Капитализм домонополистический перерос в капитализм монополистический.

«Неравномерность экономического и политического развития,- писал Ленин,- есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране»1.

Это была новая, законченная теория социалистической революции, созданная Лениным. Она обогатила марксизм и двинула его вперёд, раскрыла революционную перспективу пролетариям отдельных стран, развязала инициативу в деле натиска на свою буржуазию, укрепила их веру в победу пролетарской революции.

В период империализма завершается образование капиталистической системы мирового хозяйства, в связи с чем отдельные страны превратились в звенья единой цепи. Ленинизм учит, что в условиях империализма социалистическая революция сначала побеждает не обязательно в тех странах, где капитализм более всего развит и пролетариат составляет большинство населения, а прежде всего в тех странах, которые являются слабым звеном в цепи мирового империализма. Объективные условия социалистической революции созрели во всей системе мирового капиталистического хозяйства. При таких условиях наличие в составе этой системы стран, недостаточно развитых в промышленном отношении, не может служить препятствием к революции. Для победы социалистической революции необходимы наличие революционного пролетариата и пролетарского авангарда, объединённого в политическую партию, наличие в данной стране серьёзного союзника пролетариата в лице крестьянства, способного пойти за пролетариатом в решительной борьбе против империализма.

В эпоху империализма, когда революционное движение растёт во всём мире, империалистическая буржуазия вступает в союз со всеми без исключения реакционными силами и всемерно использует пережитки крепостничества для увеличения прибылей. В силу отого ликвидация феодально-крепостнических порядков невозможна без решительной борьбы с империализмом. В этих условиях пролетариат становится гегемоном буржуазно-демократической революции, сплачивая вокруг себя массы- крестьянства для борьбы против крепостничества и империалистического колониального гнёта. По мер,е решения антифеодальных и национально-освободительных задач буржуазно-демократическая революция перерастает в революцию социалистическую.

В период империализма в капиталистических странах растёт возмущение пролетариата, накапливаются элементы революционного взрыва, а в колониальных и зависимых странах развивается освободительная война против империализма. Империалистические войны за передел мира ослабляют систему империализма и усиливают тенденции к объединению пролетарских революций в капиталистических странах с национально-освободительным движением в колониях.

1 В.И. Ленин, О лозунге Соединенных Штатов Европы, Сочинения, т. 21, стр. 311.

Пролетарская революция, победившая в одной стране, является вместе с тем началом мировой социалистической революции и могучей базой её дальнейшего развёртывания. Ленин научно предвидел, что мировая революция будет развиваться путём революционного отпадения ряда новых стран от системы империализма при поддержке, оказываемой пролетариям этих стран со стороны пролетариата империалистических государств. Самый же процесс отпадения от империализма ряда новых стран будет происходить тем скорее и основательнее, чем основательнее будет укрепляться социализм в первой стране победившей пролетарской революции.

«Исход борьбы,- писал Ленин в 1923 г.,-зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай и т.п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена»1.

Закон неравномерности экономического и политического развития капитализма в период империализма - открытый В. И. Лениным объективный закон, согласно которому экономическое и политическое развитие капиталистических стран при империализме происходит скачкообразно, что ведет к периодическим переделам уже поделенного мира, общему обострению борьбы между империалистическими странами, делает возможной победу социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране.

По мере развития общего кризиса капитализма неравномерность развития капитализма обостряется. В силу наличия капиталистической частной собственности, погони за прибылью и анархии производства неравномерность развития присуща капитализму на всех стадиях его существования. Однако лишь с переходом к империализму неравномерность его развития приобретает скачкообразный характер. Это обусловлено резким ускорением процесса концентрации и централизации производства и капитала, установлением господства монополистического капитала, крупными сдвигами в развитии науки и техники, позволяющими одним капиталистическим странам в короткие сроки перегнать другие. Важную роль при этом играет вывоз капитала, укрепляющий позиции монополистических группировок одних стран в ущерб другим. Скачкообразный характер экономического развития приводит к тому, что вырвавшиеся вперед империалистические страны требуют передела уже поделенного капиталистического мира в соответствии с изменившимся соотношением сил. Это ведет к росту межимпериалистических противоречий, к применению соперничающими империалистическими группировками военных методов борьбы, следствием которых были первая и вторая мировые войны.

Анализ действия закона неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма позволил В. И. Ленину сделать вывод огромного исторического значения о возможности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране. Прорыв империалистической системы происходит в наиболее слабом ее звене. В 1917 г. таким звеном оказалась царская Россия, которая была узловым пунктом всех противоречий империализма: экономических, политических, социальных, национальных. В результате Великой Октябрьской социалистической революции возникло первое в мире социалистическое государство - СССР, наступил общий кризис капитализма. После второй мировой войны от империализма отпал ряд стран Европы и Азии, ставших на путь социализма, рухнула колониальная система империализма. Образовалась мировая социалистическая система. Возникла реальная возможность предотвращения мировых военных конфликтов силами мира и социализма. Изменились формы проявления противоречий между империалистическими державами.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии Л. И. Брежнев указывал: «Возросшая мощь международных монополий сделала конкурентную борьбу еще более беспощадной. Правительства капиталистических стран предпринимают одну попытку за другой, чтобы сгладить противоречия, договориться о совместных мерах по преодолению кризиса. По такова уж природа империализма, что каждый норовит получить преимущества за счет других, навязать свою волю. Разногласия обнаруживаются в новых формах, противоречия вспыхивают с новой силой» (Материалы XXV съезда КПСС, с. 28). Обострились противоречия между основными центрами современного капитализма - США, Западной Европой, Японией и внутри военно-политических блоков, прежде всего в НАТО, и н интеграционных экономических группировках, в первую очередь, в «Общем рынке», между развитыми капиталистическими и развивающимися странами.

Закона неравномерности

Акселерация — это ускоренное физическое и отчасти психи- ческое развитие в детском и подростковом во

txt fb2 ePub html

Шпаргалки на телефон - незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по педагогике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по педагогике - и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа - воспользуйтесь этой формой.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связ

Сущность закона неравномерности развития

  • Педагогика — Сущность закона неравномерности развития
    Сущность закона неравномерности развития развития развитие
  • Педагогическая психология — Сущность закона неравномерности .
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше.
  • Теория обучения — Сущность закона неравномерности развития
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше.
  • Педагогика — Особенности воспитания детей младшего школьного возраста.
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра.
  • Педагогика — Понятие акселерации
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития
  • Педагогическая психология — Особенности воспитания детей младшего.
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра.
  • Теория обучения — Особенности воспитания детей младшего школьного.
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра.
  • Педагогическая психология — Понятие акселерации
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра. Понятие акселерации.
  • Шпаргалки по педагогике
    Сущность закона неравномерности развития . Практическая педагогика опирается на закономерности фи- зического развития : 1) в более молодом возра. подробнее ».

Найдено похожих страниц:10

Закон неравномерности развития общества

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса.

На рис. 3.8 изображена траектория социального прогресса, которая совпадает с кривой развития социальной структуры большинства стран мира. Здесь видно, что кривая медленно движется в сторону первобытной и средневековой эпох, а затем стремительно взлетает вверх. Именно такой развивался научно-технический и социальный прогресс. На этой кривой можно взять любую точку, опустить перпендикуляры на оси ОХ и OY , тем самым определив а) количество статусов в социальной структуре данной страны и б) реальный (в отличие от хронологического времени) уровень ее развития или реальное историческое время.

Две страны – Франция и Россия в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек (проекция на ось OY), и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре намного меньше. Действительно, в XVIII , как и в XX веке, Монголия по сравнению с Россией или Францией представляла более отсталое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, а стало быть вместо 40 тыс. профессиональных статусов у нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Если опустить перпендикуляр на ось ОХ, то получится, что количество статусов Монголии соответствует количеству статусов России и Франции XII века. Как это понимать? Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одном и том же исторической периоде – в XVIII веке. Но реально по уровню своего социального развития монгольское государство находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию социальной структуры (совокупности пустых, незаполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития, иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания. С ее помощью можно, к примеру, объяснить, почему в конце XX века развалился СССР. Для объяснения причин построим новый график, на котором изобразим бывшие союзные республики, расположенные в своем реальном историческом времени. Иначе говоря, если центральный промышленный регион России, прежде всего Москву и Ленинград, взять за эталон научно-технического и культурного развития всей страны, то прибалтийские республики по некоторым параметрам окажутся даже чуть впереди, а вот среднеазиатские – далеко позади. Киргизия или Казахстан до прихода советской власти в 20-е годы представляли собой отсталые феодальные страны с первобытным кочевым и пастушеским хозяйством. Переселение туда русскоязычного населения искусственно подтянуло их до некоторого среднесоюзного стандарта, поскольку стали открываться промышленные предприятия и развиваться сфера обслуживания (рис. 3.9).

Проведенные еще в советские времена социологические исследования свидетельствовали о том, что различие между уровнем социального, культурного и экономического развития союзных республик (Молдавия, Эстония, РСФСР, Казахстан и др.) составляет от 15–20 до 40–45 лет. Возможно, что по идеологическим причинам ученые дали намеренно меньшие цифры, чем было на самом деле. Если принять во внимание всю совокупность факторов, в том числе исторических, то разрыв может оказаться на порядок выше (рис. 3.9).

Таким образом, СССР представлял собой крайне гетерогенное образование: районы, застывшие на уровне первобытного хозяйства (Чукотка), объединялись с технически передовыми обществами. Такое разношерстное и громоздкое образование не способно долго существовать. Скорость социального развития в целом определяется в таком случае не по передовым, а по самым отсталым элементам общества. Еще в 20-е годы А. Богданов, автор знаменитой «Тектологии», говорил о том, что, согласно общей теории систем, прочность и темпы развития целого определяются наиболее слабыми элементами. В пример он приводил военную эскадру, спешащую к месту боя. Ее боеспособность в значительной степени определят не линкоры и миноносцы, а отставшие суденышки тылового обеспечения, подвозящие боеприпасы. При эффективной организации общества все его элементы должны развиваться с одинаковой скоростью.

Распад великой Британской империи, а еще раньше татаро-монгольской и многих других, также представлявших собой крайне разрозненные образования, свидетельствует о том, что крах СССР был неминуем. Отсталые республики Средней Азии и передовые регионы Прибалтики удержать вместе могли только политические силы. А они часто носят внешний по отношению к социальному устройству общества характер. Если же учесть очень сильные различия в типе культуры и религии, существовавшие между различными регионами СССР, то указанный выше вывод может получить силу вполне логичного теоретического доказательства.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор), о котором речь впереди, неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики – законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других – медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX века, вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма народные обычаи и нравы.

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В литературе описаны самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, варварские и цивилизованные и т.д.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делятся на дописьменные, то есть умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии общества также делятся на два класса – простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху-вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

Переходной формой от простого к сложному обществу служат вождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) зато, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху-вниз из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называют ранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.

Вождество – иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя.

В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Количество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами.

Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и тропическая Африка.

В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний – охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным – существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели – бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него – земледелие. Таким образом, огородничество – переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги – деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы – отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции – признаки постиндустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш – соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации – первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается через процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций (рис. 3.10).

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Он подразделил всемирную историю натри стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Этой исторической триаде другие ученые предлагали свои варианты, в частности, это концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш) , доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В. Л. Иноземцев), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения.

В доиндустриалъном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией (рис. 3.11).

2.11.6. Закон неравномерности развития систем

Формулировка закона: развитие частей системы идет неравномерно — чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей. Развитие частей системы идет неравномерно, поэтому неравномерность является причиной возникновения технических и физических противоречий. Изменение в одной части ТС приводит к цепной реакции технических решений и рано или поздно происходят изменения во всех частях ТС.

Закон справедлив на всей линии развития ТС:

1. В период развертывания ТС (из-за неравномерности развития) возникающие противоречия разрешаются путем создания новых полезно-функциональных связей — система постоянно обрастает множеством подсистем и увеличивает полезные функции.

2. В период свертывания ТС, возникшие противоречия разрешаются путем исчезновения связей и систем — их функции передаются соседним системам или их заменяет идеальное («умное») вещество, запрограммированное на выполнение функции, которую выполняла до этого целая связь или система.

Механизмы возникновения неравномерности:

1. Возникает потребность в увеличении главной полезной функции.

2. Для увеличения главной функции требуется усилить (выделить) какое-то свойство элемента системы — это начало специализации элемента, дифференциации свойств в системе.

3. При усилении одних свойств элемента нарушается взаимодействие (согласованность) с другими элементами, возникает противоречие.

4. Противоречие разрешается появлением новых полей, веществ, связей, этим достигается новый уровень согласованности между элементами системы — краткий миг гармонии в «жизни» системы (точка равновесия).

Равновесие — термодинамическое понятие. Поэтому часть принципов термодинамики (и современной синергетики) вполне подходят для объяснения и процессов неравномерного развития техники. По принципу Онсагера: движущая сила любого процесса — это появление неоднородности в системе. Для термодинамических систем — это градиенты температуры, концентраций компонентов, химических потенциалов, причем возникают необратимые процессы теплопроводности, диффузии, химические реакции. Технические системы в этом смысле следует отнести к неравновесным термодинамическим системам — в процессе совершенствования ТС всегда имеются неравномерно развитые части. Совершенствование ТС — это следствие творческой деятельности человека. Смысл творчества — повышение степени организованности и управляемости окружающего мира. Из второго закона термодинамики следует, что при увеличении степени организованности материи в одном месте тут же возрастает степень дезорганизованности (энтропии) в другом месте. Любое прогрессивное изменение вызывает где-то и регрессивное. Творчество (созидание) является причиной деградации в другой части. Творческая деятельность человека также имеет крайне неравновесный процесс; за творчество необходимо «платить» падением энтропии в других областях деятельности.

2.11.7. Закон перехода с макро- на микроуровень

Формулировка закона: развитие рабочих органов идет сначала на макро-, а затем на микроуровне, то есть используются вместо вещественных рабочих органов систем (колес, лопаток и т.д.), невещественные на микроуровне (молекулы, атомы, ионы, электроны и т.д.). Закон действует на всей линии развития ТС, а основной его смысл — в увеличении главной производственной функции системы.

Макроуровень — условное понятие, отражающее лишь особенности мышления человека, и связанное с предметами, соизмеримыми с человеком. Нужен определенный запас знаний, тренировка, некоторые приемы воображения, чтобы расширить видение реального мира. Это один из видов психологической инерции и с его преодоления начинается элементарная культура изобретательского творчества. Возможности экстенсивного развития ТС (то есть увеличение функций за счет изменений на макроуровне) быстро исчерпывается, а рост массы, габаритов и энергоемкости ограничивается физическими пределами. Поэтому переход на микроуровень неизбежен и это единственный путь интенсивного развития ТС.

Возможны три направления перехода с макро на микроуровень:

1. Увеличение степени дробления вещества и объединение дробных частей в новую систему. Это направление развития рабочих органов ТС можно изобразить следующей линией: вещество сплошное  слоистое  волокнистое  матричное  мелкие частицы  агрегаты молекул  молекулы  атомы  ионы  элементарные частицы. Причем, если нужны частицы вещества, а непосредственное их получение (или введение в систему) невозможно, то частицы получают разрушением вещества более высокого структурного уровня.

2. Увеличение степени дробления «смеси» вещества с пустотой (переход к капиллярно-пористым телам) осуществляется по линии: вещество сплошное  сплошное с одной полостью  перфорированное вещество  капиллярно-пористые материалы (КПМ)  КПМ с определенной структурой  КПМ, в порах которого находится другое вещество  цеолиты  гели.

3. Замена вещественной части системы на полевую. На любом из этапов дробления вещества (или «смеси вещества с пустотой) может возникнуть препятствие для совершения следующего шага развития — или нет такого вещества, или резко ухудшается другая часть (свойство) системы, или существует запрет со стороны законов природы. В этом случае увеличения главной производственной функции можно достичь путем замены части системы веществом, способным при взаимодействии с полем выполнять требуемые действия, или самим полем. Причем, источником (носителем) поля могут быть «по совместительству» вещества, уже имеющиеся в системе или во внешней среде. Если в системе нет веществ — источников полей, то необходимо использовать внешнее поле, имеющееся во внешней среде или специально введенное, например, энергию ветра, солнечной радиации, магнитного поля земли. Причем, чем мельче частицы в системе, тем легче поддаются они действию полей, то есть повышается их управляемость. Если в системе нет веществ-источников поля и нет возможности использовать внешние поля, то в систему необходимо включить вещества, которые могли бы стать источником поля. Часто поля получают при введении в систему веществ, способных к фазовым переходам первого-второго родов (сжимающиеся или расширяющиеся вещества, биметалл, нитинол). Например, множество изобретений основано на переходе вода-лед (использование для прессования и развальцовки «ледяной» технологии), вода- пар (для развальцовки). Развитие современных ТС идет в направлении увеличения степени дробления (дисперсности) рабочих органов. Например, переход в производстве зеркального листа с роликового конвейера на ванну с расплавленным оловом; или переход от цепной завесы в трубчатой печи для обжига цемента — к расплавно-термическому обжигу клинкера на ванне чугуна.

  • Плата за капитальный ремонт многоквартирного дома в 2018 году Налог, целью которого, по словам чиновников, стала оплата капремонта жилых зданий, является очередной регулярной пошлиной. […]
  • Ст 583 закона n 212-фз Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из […]
  • Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) появилось в связи с проведением очередного этапа реформирования системы […]
  • error: