Юриспруденция профессионально прикладная физическая подготовка специалиста. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущего юриста. В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессио

УДК 378.096

А. Г. Миронов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ АЙКИДО

Аннотация. В работе рассматриваются и обосновываются педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо, которые относятся ко всем ее элементам: целям и задачам, содержанию, средствам и методам, учебной и внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, студенты юридических факультетов вузов, физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, айкидо, педагогические условия.

Abstract. The article considers pedagogical conditions of improving professional-applied physical state of future lawyers through aikido, which regard all the elements of training: the purposes and tasks, the contents, means and methods, educational and extracurricular activity of students.

Key words: professional competence, students of law faculties, physical training, professionally-applied physical preparation, aikido, pedagogical conditions.

Актуальность проблемы

Стратегической целью современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности как совокупности разносторонних компетенций выпускников вуза, дающих возможность успешно действовать в многочисленных ситуациях профессиональной деятельности, эффективно реализовывать приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, личностные и профессионально значимые качества при решении новых, нестандартных профессиональных задач . Это в полной мере относится к будущим юристам . В основу содержания профессионального образования юриста при компетентностном подходе должна быть положена ориентация на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В содержании профессиональной компетентности работников юридических специальностей выделяют следующие взаимосвязанные стороны:

Гносеологическая - наличие определенных знаний, необходимых для выполнения профессионального долга, постоянное их обновление, совершенствование;

Нормативная - объем полномочий (прав и обязанностей), установленных законом или уставом органа (организации);

Функциональная - способность выполнять свои профессиональные обязанности на основе правового опыта;

Личностная - осознание юристом своего предназначения, оценка своих профессиональных способностей, самокритичность, способность к самоанализу и самовоспитанию своих профессиональных качеств .

Ухудшение криминогенной обстановки в мире приводит к росту числа работников государственных силовых структур, погибающих при исполнении своих служебных обязанностей. В Российской Федерации, по сведениям

Н. В. Ческидова , за 1995 г. при исполнении служебного долга погибли 470 (в США около 100) и ранены 1750 сотрудников правоохранительных органов. В 8,9 % случаев работники правоохранительных органов не смогли применить оружие и приемы самозащиты при нападении преступника. В последние годы эти показатели постоянно увеличиваются. По результатам исследования Центра Юрия Левады в России выявлено, что профессия милиционера (полицейского) является рискованной, каждый третий житель страны (29 %) считает крайне опасной работу сотрудников милиции (полиции) .

Выявлено, что наиболее часто при преследовании преступников погибают молодые сотрудники . Одной из причин их гибели является недостаточный уровень профессионально-прикладной физической подготовленности, обусловливающей функциональную и личностную составляющие профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов. Существенный вклад в их формирование должны вносить учебные занятия по дисциплине «Физическая культура».

В учебной программе по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов одной из основных задач физического воспитания выступает обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей их психофизическую готовность к будущей профессии . Профессионально-прикладная физическая подготовка определяется в литературе как специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии. Между тем анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что проблема совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов в процессе обучения в вузе остается в настоящее время недостаточно исследованной.

Существование противоречия между социально и личностно обусловленной необходимостью повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности выпускников юридических факультетов вузов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопросов ее формирования в процессе физического воспитания, с другой, обусловливает актуальность нашей работы.

Цель исследования - выявить и теоретически обосновать педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических факультетов вузов на основе применения айкидо.

Для достижения этой цели нами применялся метод теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования

Основными задачами профессионально-прикладной физической подготовки являются:

Развитие специальных физических качеств, обеспечивающих успешность осуществления избранной профессиональной деятельности;

Воспитание профессионально важных для данной профессиональной деятельности психических качеств;

Формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;

Повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий профессиональной деятельности;

Сообщение специальных знаний для успешного усвоения студентами практического раздела профессионально-прикладной физической подготовки и применения приобретенных умений, навыков и качеств в профессиональной деятельности .

Комплексное решение этих задач обеспечивает необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности выпускника вуза к предстоящей трудовой деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка строится на основе реализации принципа органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности . Конкретные задачи профессиональноприкладной физической подготовки будущих юристов определяются исходя из объективных требований профессии к человеку.

Поэтому первым педагогическим условием выступает определение задач профессионально-прикладной физической подготовки на основе изучения факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к определенным физическим и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями. На основе анализа научно-методической литературы нами выделены отдельные составляющие функциональной и личностной сторон профессиональной компетентности юристов, работающих в правоохранительных органах, развитие и формирование которых должно выступать в качестве задач профессионально-прикладной физической подготовки при обучении в вузе. К ним относятся физические и психические свойства личности.

К психическим свойствам, характеризующим особенности развития познавательной, эмоциональной, волевой сфер личности, характер и свойства темперамента, относятся:

Высокая психическая работоспособность в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок (познавательная сфера);

Высокая нервно-психическая устойчивость, самообладание, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением (эмоциональная сфера);

Самостоятельность и инициативность; настойчивость и упорство; целеустремленность; смелость и решительность (волевая сфера):

Уверенность в себе (характер);

Низкая тревожность (темперамент).

К физическим свойствам, определяющим профессиональную компетентность юристов, относятся:

1) хорошее физическое здоровье;

2) специальные физические качества:

Способность проявлять быстроту во всех ее элементарных формах (скорость реакции, скорость одиночного движения, частота движений) в условиях силового противоборства с правонарушителем;

Скорость бега и выносливость, проявляющиеся в погоне за правонарушителем;

Силовые и скоростно-силовые качества, проявляющиеся в условиях силового противоборства с правонарушителем;

Ловкость, проявляющаяся в способности действовать в вариативных ситуациях в условиях дефицита пространства и времени;

3) профессионально-прикладные двигательные умения и навыки, позволяющие обеспечивать общественную и личную безопасность, и прежде всего навыки силового противоборства.

В соответствии с концептуальными положениями синергетического подхода решение задач развития специфических физических и психических свойств, необходимых работникам правоохранительных органов для успешного решения профессиональных задач, может быть осуществлено и осуществляется на практике через применение различных средств физической культуры.

Одним из эффективных, на наш взгляд, средством является айкидо -японский вид боевого искусства, который требует от человека не только отличной физической подготовки, но и умения мобилизовать свою психику в необходимый момент. Решающими факторами при выработке силы духа являются: концентрация внимания и медитация. Они нацелены на выполнение предельно точных движений и на воспитание способности человека мгновенно реагировать на любое движение соперника . Воспитание самообладания, трезвости мысли и хладнокровия сопровождается одновременно физической подготовкой, многочасовыми учебно-тренировочными занятиями по совершенствованию техники, развитию силы, выносливости, координации, выработки инстинктивной реакции. В айкидо формируется связь между мыслью и движением. В нужный момент эта связь срабатывает на подсознательном уровне, и необходимые приемы выполняются бессознательно.

Овладение умениями и навыками применения боевых приемов айкидо обеспечивает, с одной стороны, преимущество сотрудников правоохранительных органов в силовом противоборстве с противником, с другой, существенно сокращает риск утраты здоровья и возможной гибели. Поэтому вторым педагогическим условием выступает выбор в качестве содержания профессионально-прикладной физической подготовки ограниченного комплекса боевых приемов из всего арсенала айкидо, овладение которыми на уровне умений и навыков необходимо для обезвреживания и задержания правонарушителей в условиях непосредственного силового противоборства.

Деятельностный подход к профессиональному образованию предполагает формирование у студентов отношения к профессионально-прикладной физической подготовке на основе применения айкидо как к личностно значимому виду деятельности, включение в которую обеспечивает не только формирование готовности к эффективному решению профессиональных задач, но и личную безопасность в ситуациях, представляющих угрозу для здоровья и жизни (третье педагогическое условие). В основу формирования этого отношения должны быть положены мотивы сохранения здоровья, безопасности, достижения успеха, самоутверждения в профессиональной деятельности. Эти мотивы по своему содержанию характеризуются направленностью на достижение определенного результата - здоровья, безопасности, успеха, самоутверждения. Для их формирования можно использовать мотивационные

тренинги причинных схем и личностной причинности, помогающие студентам осознать, что они, и только они, являются подлинной причиной положительных или негативных последствий (результатов) своего поведения и деятельности. Наряду с ними можно в полной мере задействовать и процессуальные мотивы, непосредственно связанные с переживанием чувства удовлетворения от самой деятельности. Для этого необходимо использовать методы и методические приемы повышения эмоциональной привлекательности учебных занятий: игровой и соревновательный методы, создание благоприятного психологического климата в учебной группе, отношения сотрудничества с преподавателем, разнообразие применяемых средств и форм организации учебной деятельности и т.п.

Четвертым педагогическим условием являются единство и взаимосвязь общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки. Необходимость этого условия обусловлена существенной зависимостью эффективности реализации специальных физических качеств в структуре профессионально значимых двигательных действий (преследование правонарушителя, применение боевых приемов, связанных с задержанием правонарушителя и т.п.) от общего уровня развития быстроты, силы, скоростносиловых качеств, выносливости и ловкости. Развивая в процессе общей физической подготовки эти физические качества, мы создаем предпосылки (только предпосылки) для их проявления в осуществлении профессиональных двигательных действий. Для того чтобы эти предпосылки были максимально использованы, необходимо дополнять общую физическую подготовку средствами профессионально-прикладной физической подготовки. Эти средства выступают в виде физических упражнений, моделирующих ситуации осуществления профессионально значимых двигательных действий с максимальным проявлением того или иного физического качества.

Пятым педагогическим условием выступает выбор средств и методов, обеспечивающих единство и взаимосвязь развития физических и психических качеств. Развитие психических качеств личности осуществляется только в процессе такой деятельности, которая предъявляет максимально возможные требования к их функционированию. Поэтому при выборе средств профессионально-прикладной физической подготовки необходимо, с одной стороны, учитывать их тренировочный эффект (содействие развитию физических качеств), с другой - их воспитательный потенциал (содействие развитию психических качеств). К физическим упражнениям, требующим быстроты и точности познавательных процессов (восприятия и мышления), распределения и переключения внимания относятся спортивные игры. Кроме того, они содействуют развитию быстроты и ловкости. Выполнение упражнений в рамках соревновательного метода, с одной стороны, обеспечивает формирование высокой нервно-психической устойчивости, с другой, требует от студентов максимального проявления тех или иных физических качеств, существенно влияет на их развитие. Реализация данного педагогического условия обеспечивает максимально возможную эффективность осуществления профессиональной деятельности на основе наиболее полной реализации: двигательного потенциала, обеспечивающего пространственные, временные и динамические характеристики профессиональных двигательных действий; потенциала познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности, обеспечивающего качество управления этими действиями.

Осуществление профессионально-прикладной физической подготовки на основе применения айкидо требует высокой профессиональной компетентности в области данного вида восточных единоборств (шестое педагогическое условие). Преподаватель должен владеть боевыми приемами айкидо. Не менее значимым является владение методикой обучения боевым приемам. При этом процесс обучения должен отличаться ярко выраженной профессионально-прикладной направленностью, предполагающей раскрытие перед студентами вуза связей изучаемых приемов с конкретными ситуациями профессиональной деятельности, в которых они могут и должны применяться.

Характерной чертой айкидо, в отличие от других видов спорта, является отсутствие соревнований. Вместо них в конце каждого семестра обучения после прохождения определенного количества учебно-тренировочных занятий в вузе применяется система зачетных испытаний, в которых студенты по заданию преподавателя демонстрируют технику боевых приемов, искусство страховки и самостраховки. Выступление студента по программе оценивается преподавателем по определенным требованиям и критериям. Поэтому следует связывать овладение боевыми приемами айкидо не только с подготовкой к профессиональной деятельности (хотя это и остается главной задачей профессионально-прикладной физической подготовки), но и с зачетными испытаниями. Поэтому седьмым педагогическим условием являются единство и взаимосвязь профессионально-прикладной физической подготовки на основе применения айкидо с зачетными испытаниями. Такая мотивация, будучи сформированной у студентов в процессе занятий по физической культуре, выступает дополнительным мощным личностным фактором, побуждающим проявлять активность не только на учебных занятиях, но и за ее пределами, в форме самостоятельных занятий.

Заключение

Таким образом, нами выделены следующие педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо:

Определение задач профессионально-прикладной физической подготовки на основе изучения факторов профессиональной деятельности и ее условий;

Выбор в качестве содержания профессионально-прикладной физической подготовки ограниченного комплекса боевых приемов из всего арсенала айкидо, овладение которыми на уровне умений и навыков необходимо для обезвреживания и задержания правонарушителей в условиях непосредственного силового противоборства;

Формирование у студентов отношения к профессиональноприкладной физической подготовке на основе применения айкидо как к лич-ностно значимому виду деятельности;

Единство и взаимосвязь общей физической и профессиональноприкладной физической подготовки;

Выбор средств и методов, обеспечивающих единство и взаимосвязь развития физических и психических качеств;

Высокая профессиональная компетентность преподавателя в области айкидо;

Единство и взаимосвязь профессионально-прикладной физической подготовки на основе применения айкидо с зачетными испытаниями.

Выделенные нами условия относятся ко всем элементам профессионально-прикладной физической подготовки: целям и задачам, содержанию, средствам и методам, к студентам и преподавателям, учебной и внеучебной деятельности. В своей совокупности они являются необходимыми и достаточными для повышения эффективности формирования психофизической готовности будущих юристов к предстоящей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания в вузе. Игнорирование любого из этих условий приведет к тому, что задачи профессионально-прикладной физической подготовки будут решаться с большими затруднениями или станут вовсе не решаемыми.

Список литературы

1. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.

2. Волкова, О. П. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ / О. П. Волкова // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. -С. 34-36.

3. Зимняя, И. А. Компетентность человека - новое качество результата образования / И. А. Зимняя // Проблемы качества образования: материалы XIII Всероссийского совещания. - М. ; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн. 2. - С. 4-13.

4. Cериков, В. В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе / В. В. Сериков // Известия ВГПУ. -

2003. - № 1. - С. 7-13.

5. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. -

2004. - № 8. - С. 26-31.

6. Юридические услуги Online. Компетентность как показатель профессионального

мастерства юриста. Структура компетентности. - URL: http://yurist-

online.com/uslugi/yuristam/literatura/deont/33.php

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 1. - С. 3-16.

8. Ческидов, Н. В. Средства и методы развития профессиональных качеств сотрудников уголовного розыска в процессе физической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ческидов Н. В. - М., 1996. - 173 с.

9. Кто знает, какая профессия несет в себе высокую смертность? - URL:

http://otvet.mail.ru/question/22395235/

10. Михеев, П. П. Физическая подготовка сотрудников милиции с применением специальных и подручных средств / П. П. Михеев. - Брянск: ОСШМ МВД России, 1997. - 143 с.

11. Физическая культура // Примерные программы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших учебных заведений. - М. : Логос, 2001. -С. 45-62.

12. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. -

2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2002. - 480 с.

13. Матвеев, Л. П. Теория и практика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учеб. для институтов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

14. Астафьева, О. Синергетика, философия, культура / О. Астафьева. - иКЬ: http://www.rags.ru/akadem/all/12-2001/12-2001-32.html

15. Драндров, Г. Л. Противоречия традиционной системы физического воспитания школьников и пути их разрешения / Г. Л. Драндров, Н. Н. Кисапов, В. Т. Ни-коноров // Образование и саморазвитие. - 2007. - № 2. - С. 145-151.

16. Формирование синергетики как общенаучной исследовательской программы теоретического освоения самоорганизации. - иКЬ: http://www.philsci.univ.kiev.ua/ ЫЪИо/ВоЪг^ше^М.Ы^

17. Москвичев, М. А. Методика специальной физической подготовки работников уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. пед. наук / Москвичев М. А. -М., 1998. - 119 с.

Миронов Алексей Геннадьевич старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола)

Mironov Aleksey Gennadyevich Senior lecturer, sub-department of physical education, Mari State University (Yoshkar-Ola)

E-mail: [email protected]

УДК 378.096 Миронов, А. Г.

Педагогические условия совершенствования профессиональноприкладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо / А. Г. Миронов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 4 (24). - С. 160-167.

Изучена проблема недостаточной профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов юридической специальности. В ходе исследования рассматривались понятие, особенности, задачи ППФП, пути её реализации, а также предложены варианты преодоления проблем формирования ППФП на стадии обучения в вузе.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, особенности личности юриста, физические свойства, психические свойства, задачи профессионально-прикладной физической подготовки, актуальные проблемы.

Актуальность темы исследования. Каждая профессия предъявляет своим специалистам определённые требования. Например, работа в правоохранительных органах является одной из напряжённых и экстремальных. Она требует от своих сотрудников умения действовать в чрезвычайных условиях, условиях высоких физических и психических нагрузок .

Повышение уровня преступности в стране и мире приводит к росту числа работников государственных силовых структур, погибающих при преследовании преступников. Всего в России в 2010 г. МВД России потеряло 410 офицеров, которые погибли при выполнении служебного долга. В 2011 г. погибло 322 сотрудника органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск .

Для сравнения, данные по смертности сотрудников полиции США: в 2009 г. было убито 48 полицейских, а при исполнении в целом умерло 124 сотрудника правоохранительных органов. В 2010 г. от вооружённых нападений было убито 59 сотрудников полицейских ведомств США .

Чаще всего при исполнении служебных обязанностей погибают молодые сотрудники. Одной из причин является недостаточная профессионально-прикладная физическая подготовка.

Цель исследования. Изучение проблемных моментов в формировании ППФП у будущих юристов.
Задачи исследования:
- определить, что такое ППФП;
- определить особенности личности, важные для профессии юриста, которые развиваются посредством ППФП;
- выявить задачи ППФП;
- выяснить, какими способами формируется ППФП на уроках физической культуры;
- исследовать проблемы формирования ППФП;
- рассмотреть пути решения этих проблем.

Понятие профессионально-прикладной физической подготовки можно рассматривать в широком и узком смыслах.

«В широком смысле слова ППФП —это компонент всей системы физического воспитания, главная цель которого—формирование физической культуры личности. Она должна быть направлена на создание высокого уровня сформированности специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, создающих условия для формирования культуры образа жизни, духовного и психофизического здоровья.

В узком смысле слова ППФП —это процесс, имеющий прикладной характер, основной задачей которого является формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии и развитию профессионально важных способностей» .

Иными словами, сотрудник правоохранительных органов, силовых подразделений и т. д. должен быть не только физически и психически подготовлен к различным экстремальным ситуациям, но ему и развиваться необходимо в гармонии с культурой общества (в том числе и с физической культурой). Достижение такой гармонии гарантирует личности социальную уверенность, психическое спокойствие.

Чтобы раскрыть задачи ППФП юристов, нужно выяснить, какие особенности личности предпочтительны для работы в данной сфере.

В своей научной статье А. Г. Миронов поднимает этот вопрос и, в сравнении с другими авторами, достаточно полно его раскрывает. Он разделяет особенности личности на психические и физические свойства. От себя хотелось бы пояснить: психические свойства—это наи- более существенные особенности личности, они влияют на эмоции, свойства характера, темперамента и проявляются во взаимоотношениях с людьми; физические свойства—это качества, которые характеризуют физическую подготовку человека, готовность совершать те или иные действия. К психическим свойствам А. Г. Миронов относит высокую психическую работоспособность в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок; высокую нервно-психическую устойчивость, самообладание, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением; самостоятельность и инициативность, настойчивость и упорство, целеустремлённость, смелость и решительность; уверенность в себе, низкую тревожность. К физическим свойствам относит хорошее физическое здоровье, специальные физические качества, такие как способность проявлять быстроту во всех её элементарных формах и силовые и скоростно-силовые качества, необходимые в условиях силового противоборства с правонарушителем, скорость бега и выносливость, проявляющиеся в погоне за правонарушителем, ловкость как способность действовать в вариативных ситуациях в условиях дефицита пространства и времени, профессионально-прикладные двигательные умения и навыки, позволяющие обеспечивать общественную и личную безопасность, и, прежде всего, навыки силового противоборства.

На основе особенностей можно выделить задачи ППФП:

1) формирование прикладных психофизических качеств;

2) развитие прикладных специальных качеств;

3) освоение прикладных умений и навыков.

Профессионально-прикладная физическая подготовка у юристов формируется ещё во время обучения в вузе. Существенный вклад в этот процесс вносит дисциплина «физическая культура». Во время выполнения предусмотренных учебным планом заданий у студентов формируются соответствующие психофизические качества, необходимые в дальнейшей работе.

Для развития внимательности можно использовать такие виды деятельности, как спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис). Студенту в процессе игры приходится фокусировать своё внимание на разных объектах, для успешной игры он должен уметь быстро переводить своё внимание с одного объекта на другой. Для воспитания поведения в ситуациях высокой эмоциональной напряжённости возможно использовать гимнастические и акробатические упражения, эстафеты. Выносливость развивается благодаря кроссовой, лыжной подготовке и т. д.

В чём же заключается актуальная проблема ППФП?

1. Современные методические комплексы предусматривают такие темы и задания, которые многим студентам неинтересны. Отсюда низкая посещаемость занятий по физической культуре. Например, согласно РПД на гимнастику и лыжную подготовку отведено 15 ч, на спортивные игры — 21 ч, хотя в то же время на единоборства выделено всего 8 ч . При этом студенты отдают предпочтение таким направлениям физической подготовки, как рукопашный бой, самбо, айкидо, и намного меньшее количество студентов предпочитают заниматься лыжными гонками и гимнастикой. Возможно, следует изменить средства ППФП, сделать перерасчёт часов для изучения видов спорта исходя из пожеланий студентов.

2. На последних курсах обучения в вузах нет не только такого раздела, как ППФП, но и вообще дисциплины «физическая культура». Это приводит к весьма быстрому снижению уровня физической подготовки выпускников.

3. Несмотря на то что государственные стандарты высшего профессионального образования требуют более активного внедрения ППФП в процесс обучения, в юридических вузах она практически не реализуется. Это, пожалуй, самая главная проблема. В соответствии с методическими рекомендациями обязательное обучение на основе ФГОС на ступени основного общего образования начало осуществляться с 2015/16 учеб. года, на ступени среднего (полного) общего образования планируется с 2020/21 учеб. года . Про обязательное обучение на основе ФГОС в высших учебных заведениях ничего не говорится. Мы полагаем, что эту проблему нужно решать на законодательном уровне путём внесения изменений в законы об образовании.

Выводы . Профессионально-прикладная физическая подготовка играет большую роль в деятельности будущего юриста. Она формирует личностные качества специалиста, такие как характер, выдержка, готовность к экстремальным ситуациям, а также улучшает его физическую подготовку и т.д. В настоящее время существуют проблемы, касающиеся осуществления ППФП в вузах.

Список литературы

1. Право на оружие и статистика гибели полицейских [Электронный ресурс] // Вооружён, значит защищён. — URL: http://vooruzhen.ru/news/95/5317/ (дата обращения 18.03.2016)
2. Методические рекомендации по разработке учебных программ по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] // Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр» г. Тольятти. - URL: http://rcentr.tgl.ru/images/FGOS/ Fizra/fizramedrecprog.pdf (дата обращения 18.03.2016)
3. Миронов, А. Г. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо / А. Г. Миронов // Образование и саморазвитие.- 2011.- Т. 5, № 27. - С. 64-69.
4. Муханов, Ю. В. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов органов внутренних дел / Ю. В. Муха- нов, В. А. Золотенко // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России.- 2011.- № 50. - С. 119-122.
5. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала по физической культуре (сетка часов) при трёхразовых занятиях в неделю [Электронный русурс] / Муницип. казён. образоват. учреждение доп. профес. образования «Ресурсный центр» г. Тольятти. - URL: http://rcentr.tgl.ru/images/FGOS/Fizra/fizraraspvrem. pdf (дата обращения 18.03.2016)
6. Чермит, К. Д. Семантика и взаимосвязь понятий «физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая подготовка» / К. Д. Чермит, М. М. Эбзеев, Н. Х. Хакунов, Д. Е. Бахов // Учён. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2007.- № 6. - С. 93-98.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 3

В требованиях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемых к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, указано, что в области физической культуры студент должен:

    понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

    знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

    владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

    приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функц-ионирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершен-ствовании, организации здорового стиля жизни.

Пособие включает 4 темы соответственно предусмотренным программой обязательным темам лекционных занятий.

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

1.1. Определение понятия ппфп, её цель и задачи

В существующей специальной литературе имеются различные форму-лировки, определявшие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка». В данном разделе используется упрощённая формулировка, не искажающая само понятие.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определённой профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психи-ческих и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии геолога-поисковика, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах ППФП как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Итак, цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

    ускорению профессионального обучения;

    достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

    к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

    к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления обшей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

    к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

          формировать необходимые прикладные знания;

          осваивать прикладные умения и навыки;

          воспитывать прикладные психофизические качества;

          воспитывать прикладные специальные качества.

Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных конкретных задач.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путём самостоятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовке можно получить также в учебном материале и по другим дисциплинам («Техника безопасности» и др.). Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Возьмите пример со спортсменами-альпинистами. В ходе своей спортивной практики они узнают многие сведения о влиянии горной гипоксии (недостаток кислорода) на организм человека, о путях преодоления её и т. п. Эти же знания необходимы геодезистам, геологам, гляциологам, работающим в горах. Можно привести ещё массу подобных примеров о прикладных знаниях, которые приобретаются в спортивной практике и могут быть использованы специалистами различного профиля в своей работе.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определённых профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными и различными видами конного спорта и т. д.

Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности , необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Например, все представляют, что инженеру-строителю для выполнения контрольных и других профессиональных обязанностей необходимо иногда подниматься на строящееся высотное здание или сооружение. Но ведь с непривычки далеко не все могут по временно сооружённым переходам, щитам и лесенкам без поручней подняться на значительную высоту. Боязно.

Ну и где лучше привыкать к этой непривычной высоте – на стройке под насмешливым взглядом рабочих или заблаговременно в годы учёбы в учебном заведении?

О том, что эту, казалось бы, простейшую жизненную задачу нужно решить ещё на занятиях по ППФП, даёт представление очень наглядный и убедительный пример, который привёл в одной из своих работ профессор Н. Г. Озолин. Говоря о том, что при формировании какого-либо умения или навыка надо занимающегося постепенно подводить при обучении к выполнению упражнения в «рабочей» обстановке, он подчеркнул, что можно без труда выработать у занимающихся прочный навык хождения по бревну, лежащему на земле, но мало кто из них сразу же пойдёт по бревну, поднятому на высоту нескольких метров. Боязнь упасть, излишняя мышечная напряжённость не позволяют сразу проявить выработанный навык. Нужна специальная тренировка с постепенным усложнением задачи – постепенным повышением высоты установки бревна. А то, что гимнасты, прыгуны в воду быстрее и лучше справятся с вышеприведённой задачей, чем, например, штангисты, пловцы или бегуны, вполне очевидно не только для специалистов. Этот пример показывает возможность и необходимость в ряде случаев воспитания прикладных психических качеств посредством именно специально подобранных физических упражнения при подготовке человека к избранной им профессиональной деятельности.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путём закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т. д.

Принципы физической культуры.

Сознательность и активность,

Наглядность,

Доступность,

Систематичность,

Динамичность.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

ППФП - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

4.Витамин «А». Значение. Основные функции. Авитаминоз.

Значение. Витамин А содержится во многих продуктах, но, к сожалению, в очень небольших количествах. К таким продуктам можно отнести зеленые и желтые овощи, зелень, бобовые, некоторые фрукты (яблоки, абрикосы, черешня и т.д.). Лучшими источниками витамина А являются печень, рыбий жир, яичный желток и цельное молоко.

Витамин А:

Помогает нормальному функционированию иммунной системы.

Оказывает благоприятное воздействие на дыхательную и кишечную системы.

Помогает в борьбе с кожными заболеваниями.

Играет важную роль в формировании костей и зубов

Необходим для роста новых клеток, замедляет процесс старения.

Авитаминоз- заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.

Часто встречается полиавитаминоз, одновременная недостаточность нескольких витаминов.

Основные физические профессионально важные качества (ПВК) юриста.

Активность, инициативность, находчивость, смелость,

Решительность, настойчивость, целеустремленность,

Умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность

Чувство ответственности за свои действия и поступки,

Организованность, собранность, аккуратность в работе.

Коммуникативная компетентность;

Нервно-психическая устойчивость;

Адекватная самооценка;

Высокая мотивация достижения успеха.

Закаливание. Виды. Принципы.

Закаливанием - система гигиенических мероприятий, сущность которых заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма, в постепенном приспособлении к воздействию неблагоприятных метеорологических факторов внешней среды или иных погодных факторов.



Воздухом

Принципы:

Постепенность, последовательность увеличения времени процедур;

Дозированность;

Систематичность;

Учет индивидуальных особенностей организма (возраст, пол, состояние здоровья и др.).

Основные психические ПВК юриста.

Устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;

Развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

8. Определение «Физическая подготовка»

Физическая подготовка - это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности.

9. Определение «Спортивная деятельность»

Спортивная деятельность - это мероприятия, которые осуществляются субъектами сферы физической культуры и спорта для развития спорта

1

Предметом статьи является исследование современных форм физической культуры и массового спорта в процессе профессионально-прикладной подготовки специалистов для судебной системы. В ходе формирования профессионально важных качеств внимание уделяется подготовке не только физической, но психической, с целью профилактики таких состояний, как: депрессии, тревожность, агрессивность, так как психический уровень здоровья студентов является одним из важнейших условий для развития профессионально важных качеств. Результаты исследования помогли выделить основные профессионально-важные качества специалистов судебной системы. Были определены основные задачи дисциплины «физическая культура» на первом этапе обучения. Разработанная технология позволяет эффективно воздействовать на психофизические качества студентов и добиваться поставленных целей.

современные формы физической культуры и массового спорта

психическая подготовка юристов

физическая подготовка юристов

профессионально-прикладная физическая подготовка юристов

1. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. Профессионально-прикладная физическая подготовленность студентов, смена парадигмы // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 12. – С 24-27.

2. Ефимов-Комаров В.Ю., Ефимова-Комарова Л.Б. «Новые технологии в многоуровневой системе образовательного процесса по физической культуре как важного фактора сохранения здоровья студента и специалиста». Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления. – 2008. – № 1. – С. 67-72.

3. Кабачков В. А., Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. – М.: Советский спорт, 2010. – 296 c.

4. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б. Х. Ланда. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2011. – 348 с.: ил.

5. Ромашов А.А. Здоровьесберегающие технологии для работников судебной системы //Антология научной мысли. К 15-и летию РАП. – М.: РАП, 2013. – С. 1033-1037.

В настоящее время совершенствование непрерывного образования является важной задачей, особенно для программ по физической культуре. Сегодня внимание этой проблемы сконцентрировано на возможности использования средств физической культуры и формирования профессионально-важных качеств (ПВК) специалистов профильных вузов, а именно обеспечивающих подготовку кадров для судебной системы.

Профессионально-важные качества для различных профессий изучены достаточно широко и входят в программы подготовки этих специальностей. Также имеются работы, посвященные формированию ПВК у юристов (Чергинец В.П., 2004, Миронов А.Г., 2012, Кузнецов А.Ф., 2012, Фадеев А.В., 2012).

Профессионально-прикладная физическая подготовка работников судебной системы изучена недостаточно, что свидетельствует об актуальности данного исследования.

В связи с переходом общества от профессий тяжёлого труда к труду умственному, где наблюдается резкое снижение двигательной активности и возрастание психического напряжения на организм человека, требуется внесение изменений и коррекция используемых средств физической культуры в рамках подготовки специалистов.

Современная учебная деятельность протекает в условиях постоянного эмоционального напряжения, что проявляется в снижении мотивации и отрицательном отношении к учебе , в том числе и к будущей профессиональной деятельности.

В первую очередь профессионально-прикладная психофизическая подготовка ориентирована на использование средств физической культуры для личного совершенствования. Вследствие проводимой работы необходимые знания, умения и навыки формируются в процессе учебных занятий и совершенствуются самостоятельно в виде прикладных знаний, ориентированных на успешную реализацию в будущей профессии [В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, А.Э. Буров. 2010].

Профессиографические исследования трудовой деятельности судей показали, что их двигательный режим в течение трудового дня достаточно статичный. Как правило, это длительное пребывание в малоподвижной, сидячей позе, работа с документами, что приводит к снижению функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата, быстрой утомляемости, наличию состояний физического и психического перенапряжения и ухудшению работоспособности.

«При значительных физических, психических напряжениях и перенапряжениях, отрицательных эмоциях, связанных, в том числе с содержанием и условиями труда, профессионально-прикладная физическая подготовка для специалистов судебной системы, должна воздействовать не только на физическую составляющую организма человека, но и на психическую, с целью профилактики таких состояний как: депрессии, тревожность, агрессивность» [Ромашов А.А., 2010 г.].

Выбор средств, способствующих формированию ПВК, должен происходить с учетом воздействия на два аспекта: физический и психический, что отвечает современной тенденции формирования и укрепления «индивидуального здоровья», в условиях изменения характера труда, где «постоянно увеличивается его интеллектуальная составляющая» .

Уровень здоровья студентов является одним из важнейших факторов, влияющих на продуктивность образования, в том числе и развитие ПВК.

Цель работы: разработать физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на формирование профессионально-важных психофизических качеств будущих работников судебной системы.

Задачи исследования:

  1. Выявить профессионально важные психофизические качества работников судебной системы.
  2. Уточнить основные задачи учебной дисциплины «физическая культура» с учетом специализации вуза и этапов обучения.
  3. Разработать физкультурно-оздоровительную технологию для очной формы обучения юридического факультета. Экспериментально проверить её эффективность.

Для уточнения содержания педагогической физкультурно-оздоровительной технологии, а также задач физического воспитания на разных этапах обучения, нами был проведен предварительный педагогический эксперимент.

Целью эксперимента являлась оценка уровня психофизических качеств студентов в динамике учебного года и проверка возможности их коррекции средствами физической культуры.

Исследование проводилась по тесту Г. Ю. Айзенка. В тестировании приняло участие 130 студентов (40 % юношей и 60 % девушек) очной формы обучения юридического факультета 1 курса, (n=130), см. диаграмма № 1.

Диаграмма № 1

Оценка психического состояния студентов 1 курса по тесту Айзенка в динамике учебного года, начало 2010 - конец 2011 (n=130)

Полученные данные свидетельствуют о том, что состояния тревожности, агрессивности, ригидности в средней степени и более испытывают большинство студентов. Сравнивая результаты, полученные в сентябре 2010 года и мае 2011 года, отмечается рост тревожности и агрессивности в среднем на 7-8 %. Наличие более чем у 50 % студентов подобных состояний затрудняет учебный процесс, в том числе и формирование ПВК.

С учетом вышеизложенного нами была разработана экспериментальная педагогическая технология с использованием средств из арсенала техники пилатес, силового функционального тренинга и стретчинга, а также специально подобранных методических приемов. В первую очередь, технология направлена на снижение уровня тревожности и агрессивности, формирование ПВК, облегчение процесса социализации, особенно на начальном этапе обучения в ВУЗе.

Для проверки эффективности технологии были отобраны и сформированы две группы: экспериментальная (n=30) и контрольная (n=30) с примерно одинаковыми показателями психофизического состояния.

В конце каждого занятия по физической культуре проводились комплексы упражнений, продолжительностью от 15 до 30 минут, с постепенным повышением координационной сложности и интенсивности упражнений на протяжении всего эксперимента.

Дополнительно участники экспериментальной группы занимались три раза в неделю в секции пилатес, а студенты контрольной группы посещали занятия в секциях волейбола и атлетической гимнастики. Объем учебных часов в двух группах был одинаков и составил 8 часов в неделю.

Результаты тестирования, полученные в начале и конце учебного года, позволили выявить определенные закономерности в экспериментальной группе: масса тела уменьшилась на 0,7 кг (2 %), длина тела увеличилась на 0,1 см (0,07 %), а окружность грудной клетки увеличилась на 0,4 см (0,4 %), однако, все эти изменения недостоверны при 5 % уровне значимости (р> 0,05) (таблица № 1).

Таблица 1

Динамика показателей физического развития студентов 1 курса 16-17 лет (девушки), участников педагогического эксперимента (

Контрольная

Экспериментальная

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки, см

Динамометрия правая кисть

Динамометрия

левая кисть

Силовые показатели к концу учебного года улучшились. Сила правой кисти увеличилась на 2 кг (8 %) (р<0,05), сила левой кисти увеличилась на 1 кг (4 %) (p<0,05).

Сравнительный анализ результатов двигательной подготовленности студентов 1 курса (таблица № 2), участников эксперимента, полученных в начале и конце учебного года, позволяет говорить о достоверном (р<0,05) изменении показателей в тестовом упражнении на сгибание-разгибание туловища, соответственно на 2,88 (16 %) и гибкости на 7,24 (22 %). В беге на 1000 м и прыжке в длину с места средние показатели увеличились, но прирост недостоверен (p>0,05).

Таблица № 2

Результаты физической подготовленности студентов 1 курса (16-17 лет, девушки) (n=30) в октябре 2011 (н) и апреле 2012 (к)

Контрольная

Экспериментальная

Бег 60 м, с

Бег 1000 м, с

Прыжок в длину с места, см

Сгибание-разгибание туловища, за 30 сек

Наклон вперед из положения сидя, см

Ориентируясь на оценочные нормативы для данного возрастного периода, следует отметить, что общая, силовая выносливость, гибкость участников как контрольной, так и экспериментальной группы находятся на достаточно низком уровне.

Результаты исследования психических качеств участников экспериментальной группы (таблица № 3) позволяет говорить о снижении тревожности на 3,0 (24 %) и агрессивности на 3,0 (24 %) по сравнению с контрольной группой на 0,7 (7 %) и на 1,0 (6 %). Изменения считаются достоверными при 5 % уровне значимости (p<0,05). Показатели фрустрации и ригидности уменьшились незначительно, на (p>0,05).

Таблица № 3

Результаты исследования психических качеств участников экспериментальной и контрольной группы в динамике учебного года (2011-2012 г.)

Контрольная

Экспериментальная

Тревожность

Агрессивность

Фрустрация

Ригидность

Улучшение показателей психических качеств студентов наблюдается в обеих группах, что обусловлено естественным процессом социализации. Но в экспериментальной группе эти изменения достоверны.

Выводы

  1. К профессионально-важным качествам специалистов судебной системы относятся: общая выносливость, статическая выносливость мышц туловища, концентрация внимания, способность организма противостоять психическим напряжениям и отрицательным эмоциям.
  2. Основными задачами дисциплины «физическая культура» для будущих специалистов судебной системы на первом этапе являются: социализация личности, снижение уровня тревожности и агрессивности.
  3. Физкультурно-оздоровительная технология включает комплексы специально подобранных упражнений из арсенала техники пилатес, силового функционального тренинга, стретчинга продолжительностью 30 минут в структуре урока и в объеме 4,5 часов занятий во вне учебное время в секции пилатес.
  4. Экспериментальная технология позволила достоверно улучшить показатели (p<0,05) в сгибании-разгибании туловища на 16 % и гибкости на 22 % соответственно. Уровень агрессивности и тревожности также снизился на 24 % (p<0,05). Другие психофизически показатели улучшились, но изменения недостоверны (p>0,05).
  5. Разработанная физкультурно-оздоровительная технология позволяет эффективно воздействовать на психофизические качества студентов в условиях образовательной деятельности в рамках профессионально-прикладной физической подготовки в ВУЗе.
  6. В процессе образовательной деятельности необходимо акцентировано развивать все физические качества, так как общий уровень физической подготовленности студентов находится на достаточно низком уровне.

Рецензенты:

Кабачков В.А., д.п.н., профессор, доцент, руководитель управления массовой физической культуры, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва;

Буров А.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Физическое воспитание» ФГБОУ ВПО «Астраханского государственного технического университета», г. Астрахань.

Библиографическая ссылка

Ромашов А.А., Васильев О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15904 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
error: