Война и мир краткое содержание все кратко. Анализ и вывод

Глава 1. В июле 1805, перед началом войны Третьей коалиции против Наполеона , фрейлина Анна Павловна Шерер собирает у себя в Петербурге светский вечер. Приехавший первым из гостей князь Василий Курагин жалуется на своих сыновей: «покойного дурака» Ипполита и «беспокойного» Анатоля. Чтобы остепенить кутилу Анатоля, Шерер предлагает устроить его брак с княжной Марьей , дочерью известного чудака князя Болконского, который сейчас безвыездно живёт в деревне.

Лев Толстой. Война и мир. Том 1. Часть 1

Глава 2. На вечер к Шерер собирается высшая знать столицы. Толстой яркими красками живописует пустоту и лицемерие этой среды. В числе прочих приезжает молодая княгиня Лиза Болконская (беременная жена Андрея , брата княжны Марьи) – женщина болтливая и пустоватая. Входит и Пьер – незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, толстый и рослый юноша, мечтательный и рассеянный до чудаковатости, но простой и добросердечный. Он только что вернулся из-за границы, где воспитывался десять лет.

Глава 3. На вечер к Шерер приезжают также дочь князя Василия Элен – ослепительная красавица, и князь Андрей Болконский , муж беременной княгини – молодой человек, за чей внешней сухостью и даже высокомерием видны непреклонная воля и ум. Глядя на собравшееся общество, Андрей не скрывает презрительной ухмылки, но, увидев Пьера , приветствует его радостно и сердечно.

Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа

Глава 4. Французский эмигрант, виконт Мортемар, рассказывает гостям Анны Павловны о недавно расстрелянном по приказу Наполеона герцоге Энгиенском – члене французского королевского дома. Пьер с неловким видом ввязывается в спор с Мортемаром. К изумлению присутствующих Безухов заявляет, что казнь герцога была государственной необходимостью, а Наполеон – великий человек, который вывел Францию из пучины кровавой анархии . Всеобщее возмущение Пьером кое-как заминает удачно сказанной фразой князь Андрей.

Глава 5. После вечера у Шерер Пьер едет ужинать к Болконскому. Тот собирается ехать адъютантом русского главнокомандующего Кутузова на войну, которая вот-вот начнётся. Мечтатель-Пьер объявляет, что, по его мнению, кампания против Наполеона несправедлива. Князь Андрей в ответ лишь усмехается. Его мало заботит моральная сторона войны: он жаждет её, мечтая о геройских подвигах.

Глава 8. В гостиную дома Ростовых вбегает младшее поколение этой семьи. Толстой знакомит читателя с ним. Это дети графа и графини: 13-летняя Наташа – необычайно живая, шаловливая и непосредственная девочка; её пылкий и стремительный старший брат Николай и младший – Петя, ещё совсем ребёнок. Их сопровождают друзья – 15-летняя племянница Ростовых Соня и спокойный, расчётливый Борис Друбецкой – сын знатной, но бедной княгини Анны Михайловны.

Молодой офицер Борис готовится идти на войну. Туда же отправляется и студент Николай, который даже решил бросить ради этого университет.

Глава 16. Рассевшись за богатым столом, гости начинают разговор на главную тему – о войне с французами, которая вот-вот будет объявлена императором Александром . Часть присутствующих патриотически жаждет борьбы с неприятелем; другие, напротив, считают, что России не следовало бы мешаться в европейские дрязги. Серьёзный тон беседы нарушает Наташа, которая на спор с братом Петей встаёт из-за стола и под общий смех громко, перекрикивая всех, спрашивает мать, какое будет пирожное.

Глава 22. Отец князя Андрея, Николай Андреевич Болконский, в прошлом видный военачальник, генерал-аншеф, впал в немилость при императоре Павле и с тех пор живёт с дочерью, Марьей , в своём имении Лысые Горы. Человек сурового и деятельного склада, вольнодумствующий безбожник, старый Болконский постоянно занят то писанием мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то наблюдением за хозяйством. Марье он тоже устанавливает поминутный распорядок дня, заставляя её даже изучать алгебру и геометрию.

Вместе с Марьей и её отцом в имении живёт молодая и легкомысленная француженка, мадемуазель Бурьен, которую старый князь приютил, сжалившись над её сиротской бедностью.

В Лысых Горах ждут приезда князя Андрея: тот должен привезти отцу беременную жену, а сам – отправиться на войну. Княжна Марья, девушка некрасивая, но глубоко религиозная, участливая и кроткая, с добрыми лучистыми глазами, утром получает письмо от своей московской подруги Жюли Карагиной.

Жюли сообщает в нём о наделавшей много шума смерти графа Безухова и о том, что Пьер по просьбе отца был признан законным сыном и унаследовал всё громадное состояние. В письме Жюли есть и ещё более важная новость: Марье в светской среде подыскали жениха – повесу Анатоля Курагина, и думают устроить сватовство через жену её брата Андрея и княгиню Друбецкую.

В ответ Марья пишет Жюли: «Брак, по-моему, есть Божественное установление, которому нужно подчиняться. Как бы ни было тяжело для меня, но если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу, не заботясь об изучении своих чувств в отношении того, кого он мне даст в супруги».

Глава 24. Семья Болконских садится обедать. Старый князь видит жену сына впервые, но с первых же слов прозревает ничтожный характер Лизы – и больше не интересуется ею. Он опять заговаривает о войне, сетует, что умер его кумир – Суворов , в резких и отрывистых репликах обрисовывает мельчайшие подробности заграничных событий. Князь Андрей поражается, как его отец, живя в деревне, мог собрать столько сведений и так тонко вникнуть в самую подноготную европейской политики.

Ещё по теме...

  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 9 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 8 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 7 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 6 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 5 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 4 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 3 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 2 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 1 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 9 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 8 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 7 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 6 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 5 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 4 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 3 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 2 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 1 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 20 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 10 – краткое содержание
  • Разговор князя Андрея с Пьером на пароме («Война и мир»)
  • Разговор князя Андрея с Пьером в Богучарово («Война и мир»)
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 14 – краткое содержание

ТОМ ПЕРВЫЙ

Июль 1805 г. У фрейлины императрицы Марии Федоровны Анны Шерер проходит большой свет­ский прием. На нем присутствует важный гость - князь Василий Курагин. У него ленивая манера общения, как у актера, задействованного в старой пьесе. Анна Павловна, наоборот, чрезвычайно ожив­лена и порывиста, она следует своему амплуа эн­тузиастки, которое сложилось у нее в обществе. Следует даже тогда, когда этого не хочется. Свет­ская беседа переключается на политику: говорят о Бонапарте, об императоре Александре. Князь

Василий заводит разговор о месте первого секре­таря в Вене - он мечтает пристроить туда своего сына.

Анна Павловна советует Курагину женить от­прыска на княжне Болконской, она богата, правда, отец ее умен и скуп. Князь Василий полагается на Анну Шерер в устройстве этой женитьбе.

Гости все прибывают. Приезжает высшая знать Петербурга. За князем Василием заезжает его дочь Элен, вместе они должны ехать на праздник к английскому посланнику. Приезжают княгиня Болконская - она беременна, поэтому светские вечера посещает довольно редко, - князь Иппо­лит, аббат Морио и др. Всех гостей хозяйка салона тут же подводит к маленькой старушке в высоких бантах, та говорит словно заученные речи, отда­вая дань вежливости. Приезжает толстый моло­дой человек, коротко стриженный, в очках, оде­тый по моде, - Пьер Безухов. Это незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Бе­зухова, который доживает свой век в Москве. Пьер еще нигде не служил, он недавно приехал из-за границы, в настоящее время живет у князя Васи­лия. Это первый выход Пьера в свет. Пьер умен и робок, он очень отличается от остальных гостей, не участвует в глупой беседе, обрывает собесед­ника на полуслове. Вместе с тем он искренне же­лает услышать что-нибудь умное. Анна Павловна опасается, как бы он не выкинул чего.

Анна Павловна подзывает Элен. Она подходит, красивая, величественная, в роскошном наряде, идет мимо расступившихся мужчин «прямо, не гля­дя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красо­тою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины».

Появляется молодой князь Андрей Болконский, муж «маленькой княгини». Болконский - человек небольшого роста, красивый, у него усталый ску­чающий взгляд, мерный шаг, он полная противо­положность своей жены.

Очевидно, что никого из гостей он не жаждет ви­деть, впрочем, свою жену Болконский тоже. Анне Павловне он сообщает, что едет на войну адъютан­том Кутузова, а жена будет жить в деревне. Встре­чаясь с Пьером, Андрей неожиданно улыбается доб­рой и приятной улыбкой.

Анна Павловна обещает князю Василию взять­ся за Пьера. Князь удаляется, его догоняет запла­канная женщина - неимущая княгиня Друбецкая. Она просит, чтобы ее сына Бориса взяли в гвар­дию. Князь Василий вспоминает, что в начале сво­ей карьеры ему помог отец княгини Друбецкой, чувствует некий укол совести и обещает помочь.

В гостиной разговаривают о Наполеоне. Пьер вы­сказывает свою искреннее восхищение этим че­ловеком. Андрей Болконский признает его вели­чие, однако говорит, что его некоторые поступки трудно оправдать.

Постепенно гости расходятся. Анна Павловна обсудила с маленькой княгиней Болконской пла­ны женить Ипполита - сына князя Василия - на княжне Мери. Пьер едет к Андрею, тот учит его свет­ской хитрости, мол, нельзя всегда говорить, что думаешь. Андрей спрашивает, кем намерен стать Пьер - военным или дипломатом, тот не желает быть ни тем, ни другим. Когда Пьер вернулся из- за границы, отец отправил его в Петербург, чтобы найти себе достойное занятие.

Пьер спрашивает, зачем Андрей отправляется на войну. «Иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - отвечает Болконский. Появляется жена Андрея, заводит глу­пую беседу.

Болконский холоден, она это чувствует и корит его за перемены в характере. За ужином Андрей говорит Пьеру: «Никогда, никогда не женись, мой друг; не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты оши­бешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным. А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по ме­лочам».

Андрей говорит, что его жена - прекрасная женщина, из тех, с которыми можно быть спокой­ным за свою честь, однако он многое отдал бы за то, чтобы не быть женатым. Приводит в качестве аргумента поздней женитьбы Бонапарта: «Свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу». Женщины, когда они показывают свое истинное лицо, становятся эгоис­тичными, тщеславными, глупыми и ничтожными. Андрей советует Пьеру не ездить к Курагиным и не начинать вести их образ жизни, не пускаться в кутежи и гусарство.

Однако, не успев покинуть Болконского, Пьер едет к Анатолю Курагину. Кутеж в самом разгаре. Семеновский офицер Долохов - человек бедный и без связей, при этом известный игрок и бретер - держит пари с англичанином, что выпьет бутыл­ку рома, сидя на окне третьего этажа с опущен­ными наружу ногами. Захмелевший Пьер поры­вается повторить этот номер. Его отговаривают, затем все уезжают гулять.

Князь Василий Курагин выполняет обещание, данное княгине Друбецкой. Ее сын Борис посту­пает на службу прапорщиком в гвардейский Се­меновский полк. Друбецкая приезжает в Москву к своим богатым родственникам Ростовым, у них с детства воспитывался ее сын. У Ростовых празд­нуют именины матери и младшей дочери Наташи. Граф Ростов хлопочет по хозяйству. Друбецкая сообщает хозяйке петербургские сплетни, гово­рит, что сын князя Василия Анатоль и Долохов - совершенные разбойники, но готовы головы свои сложить за императора. Наташа за глаза называ­ет Пьера смешным, в гостиной подходит к нему, краснея, приглашает танцевать, чем чрезвычайно его смущает.

С отцом Пьера графом Безуховым случается шестой удар, доктора объявляют, что надежды больше нет. Главнокомандующий Москвы приез­жает, чтобы самому проститься с графом Безухо­вым. Провожает его похудевший и побледневший князь Василий. Он заводит со старшей княжной разговор о завещании. Она верит, что Пьеру ниче­го не останется, так как он незаконный. Князь Ва­силий сообщает, что умирающий писал письмо императору с просьбой об усыновлении Пьера. Пись­мо не было отправлено, но император знает о нем. Необходимо найти старое завещание и показать его графу, пока он не умер. Княжна сообщает, что завещание в мозаиковом портфеле под подушкой у больного.

Приезжают Пьер и Анна Михайловна Друбец­кая. Пьер в растерянности, его зовут на соборова­ние. Он подходит к постели больного, но тот уже никого не видит и ничего не понимает. Пьер чувст­вует содрогание в груди, и слезы затуманивают его зрение.

В приемной идет борьба за мозаиковый порт­фель. Старшая княжна выкрала его, Анна Михай­ловна пытается портфель отнять. Ей это удается. Граф умирает.

В имении князя Николая Андреевича Болкон­ского ждут приезда молодого князя Андрея с кня­гинею. Генерал-аншеф князь Николай Андреевич еще при императоре Павле был сослан в деревню, с тех пор он безвыездно живет в Лысых Горах с дочерью, княжной Марьей, и компаньонкой. При смене царей ему был разрешен въезд в столицы, но он им не воспользовался. Отец Андрея - чело­век строгий, в качестве людских пороков прини­мает праздность и суеверие, в качестве доброде­телей - деятельность и ум. Он самостоятельно воспитывает дочь, пишет мемуары, решает зада­чи по высшей математике, вытачивает табакерки, в общем, без занятия не сидит. Болконский очень любит точность, следует распорядку. Его дочь очень его боится. Она получает письмо от подруги Жю­ли Карагиной и присланную ею книгу. Читает мо­сковские новости. Жюли переживает, что молодой Николай Ростов оставил университет и поступил в армию.

Умер граф Безухов. Три княжны получили от него совсем немного, князю Василию не досталось ничего, основной наследник - Пьер, кроме того, он признан законным сыном.

Пьер становится владельцем самого большого состояния в России. Анна Михайловна хочет же­нить на Марии сына князя Василия Анатоля, кра­сивого повесу. Мария отвечает, что знала Пьера сызмальства и ей жаль его.

Приезжает князь Андрей с женой. Маленькая княгиня обнимается с Марией, Андрей морщится, будто музыкант, слышащий фальшивую ноту. Княжна Марья смотрит на брата с теплотой и лю­бовью, княгиня не перестает болтать, жалуется, что муж покидает ее. За обедом по настоянию от­ца Андрей излагает ему план предполагаемой кам­пании.

Старый князь считает Бонапарта ничтожным французишкой, имевшим успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых. Андрей воз­ражает, называет Бонапарта великим полковод­цем и удивляется, как может его отец, сидевший столько лет безвыездно в деревне, в подробностях знать и обсуждать все военные и политические обс­тоятельства Европы последних лет.

На следующий день вечером Андрей собирается уезжать. Марья просит его быть снисходитель­ным к маленьким слабостям других. Это свойство ее натуры, она всех старается понять и пожалеть. Ей тяжело с отцом, но она судить о нем не смеет. Ее расстраивает его насмешливое отношение к Бо­гу. Марья просит брата принять ее подарок - об­разок. Андрей говорит, что никогда и ни в чем не может упрекнуть свою жену, но он с ней несчаст­лив. Он просит отца позаботиться о жене. Отец по­нимает, что Андрей женился неудачно. Они про­щаются. Отец дает сыну последние наставления. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет.. - Он неожиданно за­молчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Нико­лая Болконского, мне будет… стыдно!» Князь Анд­рей просит отца в случае его гибели воспитать его еще нерожденного сына.

Здесь искали:

  • война и мир 1 том 1 часть краткое содержание
  • краткое содержание война и мир 1 том 1 часть
  • война и мир краткое содержание 1 том 1 часть

Меню статьи

Главные герои:

  • Пьер Безухов – молодой человек, незаконный сын графа Кирилла Безухова. Любимый положительный герой автора, который на протяжении романа проживает полную перемен и испытаний жизнь. После смерти графа Безухова, по завещанию отца получает огромное состояние и внезапно, неожиданно даже для себя становится очень богатым.
  • Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона, в доме которой часто собираются гости. Женщина с устоявшимся мнением и традициями.

  • Анна Михайловна Друбецкая – княгиня, которая очень беспокоилась о своем сыне Борисе. Просила князя Василия замолвить слово перед государем, чтобы он был переведен в гвардию, и тот пошел ей навстречу. Сыграла решающую роль при решении о разделении наследства находящегося при смерти графа Кирилла Безухова.
  • Борис Друбецкий – сын Анны Михайловны. В первой главе показан как порядочный молодой человек, по милости государя переведенный в гвардию. Длительное время жил и получал воспитание у Ростовых.
  • Граф Илья Андреевич Ростов – отец большого семейства, бойкий, веселый, самоуверенный старичок. Любит жить на широкую ногу, устраивать пиры.
  • Наталья Ростова – жена Ильи Андреевича, женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек…» Графиня привыкла жить в роскоши и не умела экономить.
  • Николай Ростов – сын графа Ильи Ростова, человек с веселым и общительным характером, которому чуждо уныние. Желая быть полезным Родине, принимает решение уйти на войну.
  • Наташа Ростова – главная героиня романа. В первой части первого тома – тринадцатилетняя, по-детски непосредственная, веселая девочка с задорным характером, двоюродная сестра и хорошая подруга Софьи.
  • Соня Ростова – двоюродная сестра и подруга Наташи, добрая девушка, которая влюблена в старшего брата подруги – Николая Ростова и переживает по поводу того, что он уходит в армию.
  • Вера Ростова – нелюбимая дочь графини Ростовой. Девушка красивая и умная, но, несмотря на это, производит на всех окружающих раздражающее, неприятное действие. В своей семье Вера ведет себя гордо и надменно, указывает сестрам на их недостатки и умышленно создает им неприятности. Вера производит впечатление девушки холодной бездушной и бессердечной.
  • Николай Болконский – отставной генерал, отец семейства Болконских. В первой части предстает как умный человек, во всех поступках предпочитающий точность. Он любит свою дочь Марию, но воспитывает её в чрезмерной строгости.
  • Мария Болконская – дочь Николая Болконского, очень богатая и знатная дворянка, добрая и нежная, верующая девушка, любящая людей и старающаяся поступать так, чтобы никого не огорчить. К тому же, она умная и образованная, ведь уроки алгебры и геометрии преподавал ей сам отец.
  • Андрей Болконский – сын Николая Болконского. Этот герой, в отличие от отца, обладает не настолько жестким характером. Его поведение на протяжении романа меняется. В первой части первого тома предстает перед читателем как амбициозный и гордый молодой человек, который уходит на войну, невзирая на просьбы беременной жены. Андрей – искренний друг Пьера Безухова, желающий во всем ему помочь.
  • Маленькая княгиня, Елизавета – жена Андрея, женщина, любящая светское общество. Она милая, улыбчивая, красивая женщина, однако, очень переживает по поводу того, что её муж уходит в армию и оставляет её в трудном положении. Ведь Лиза ждет ребенка.
  • Князь Василий Курагин – важный чиновник, аристократ, влиятельный человек, который служит при императорском дворе и лично знаком с императрицей. Родственник графа Кирилла Безухова, претендующий на его наследство, которое, по сюжету повести, получил не он, а Пьер Безухов.
  • Элен Курагина – дочь князя Василия. Блестящая красавица Петербурга с неизменяющейся улыбкой. Делает большие успехи в свете, приобретает репутацию женщины умной, однако, между родными обнаруживает такие черты характера, как вульгарность, грубость и циничность.
  • Анатоль Курагин , сын Василия Курагина – отрицательный персонаж в романе «Война и мир». Ведет себя развязно, часто совершает непристойные поступки, хотя и относится к аристократам.
  • Марья Дмитриевна – женщина, знаменитая прямотой ума. Она говорит то, что думает. Её знают и в Москве, и в Петербурге, и в царских кругах. С этой героиней читатель впервые знакомится на именинах у Ростовых, которые воспринимают её как долгожданную гостью.

Глава первая

Первая глава повести Льва Николаевича Толстого «Война и мир» показывает светское общество. События начинаются в 1805 году. В доме фрейлины и приближенной императрицы Анны Павловны Шерер часто собираются гости. Вот и теперь первым к ней зашел князь Василий, весьма влиятельный человек. Между ними завязывается беседа, в которой касаются разных тем: обсуждают военные события, политику, также не забывают упомянуть о том, как устроить будущее детей. Анна Павловна не скрывает, что недовольна старшим сыном князя – Анатолем.

Глава вторая

Гостиная Анны Павловны понемногу наполняется. Автор показывает различных по темпераменту людей, среди которых дочь Василия, Элен Курагина, «в шифре и бальном платье»; маленькая княгиня Лиза Болконская, которая вышла замуж в прошлом году; а также Пьер Безухов, представленный писателем как «массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде…», который ни своим внешним видом, ни поведением не вписывался в избалованное светское общество. Этот неожиданный визит даже вызвал беспокойство Анны Павловны, которая, кратко поговорив с Пьером, сделала о нем вывод как о молодом человеке, не умеющем жить. Впрочем, и сам Безухов чувствовал себя неуютно среди такого высшего общества.

Глава третья

Сама же хозяйка демонстрирует гостям виконта, молодого человека, считавшего себя -знаменитостью и аббата, посетивших её, как «что-то сверхъестественно-утонченное». Снова обсуждаются разные темы, из которых предпочтение отдается грядущей войне с Бонапартом. Вдруг в гостиную входит новый гость – Андрей Болконский, муж маленькой княгини, которого Лев Толстой характеризует как полную противоположность супруги. Андрей удивлен, увидев Пьера Безухова в большом свете.

Глава четвертая

Князь Василий собирается уходить. Его останавливает одна из пожилых дам, присутствовавших на вечере у Анны Павловны, и начинает, выражая тревогу и беспокойство, умолять о своем сыне Борисе: «Что вам сто́ит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию?» Князь пытается возразить, говоря о том, что просить самого государя трудно, но княгиня Друбецкая (так звали пожилую даму) настойчива. И Василий, наконец, уступает мольбам, пообещав сделать невозможное.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Марьи Болконской в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Тем временем Пьер Безухов, вмешавшийся в разговор виконта о казни герцога Энгиенского, в глазах Анны Павловны совершает крайне неприличный поступок. Выражая свое мнение о том, что Бонопарт в этом случае поступил правильно, и возбужденно доказывая свою правоту, Пьер не замечает, как все больше и больше вызывает недовольство хозяйки и недоумение окружающих.


Разрядить обстановку невольно пытается князь Ипполит, решая рассказать публике очень смешной анекдот. И ему это удается.

Глава пятая

В этой главе, после первого предложения, в котором упоминается, что гости стали расходиться, автор приступает к описанию одного из главных героев – Пьера Безухова. Итак, какие прилагательные использует он, чтобы показать характер этой неординарной личности? Во-первых, неуклюжий. Во-вторых, рассеянный. Но эти, казалось бы, отрицательные качества становились незначительными в свете добродушия, простоты и скромности, которыми обладал этот молодой человек.
Анна Павловна подошла к Пьеру и мягко сказала о своей надежде на то, что он все-таки изменит свое мнение. Андрей Болконский, проходя мимо, напомнил другу, что ждет его у себя.

Через короткое время Безухов и Болконский встретились вновь – уже в стенах жилища князя Андрея. По описанию автора, понятно, что Пьер чувствовал себя здесь, как дома. Завязался непринужденный разговор, но Андрей Болконский дал понять, что детские рассуждения друга о Наполеоне ему не интересны.

Однако, последовал вопрос, для чего же он идет на войну, на который князь ответил: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!»

Глава шестая

В комнату вошла жена Андрея Болконского – маленькая княгиня Лиза. Между ней и Пьером тут же произошел диалог. Пьер со своей детской непосредственностью не преминул выразить свое мнение о том, что недоумевает, зачем Андрею идти на войну. Он затронул больную тему супруги Болконского, и поэтому в её лице нашел поддержку. Лиза боялась расставания с мужем – особенно сейчас, во время беременности. Отчаяние и страхи взяли верх, и она, не стесняясь Пьера, стала высказывать мужу все, что думает о его желании уйти в армию и бросить ее в такое сложное время. Безухов, невольно ставший свидетелем начинающегося скандала как мог пытался успокоить Лизу, но ему это мало удавалось. Наконец, жена Болконского утихла и смирилась. Друзья пошли ужинать.

И здесь, за столом, Андрей преподал Пьеру ценный урок о том, как нужно выбирать себе спутницу жизни. «Не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо» – убежденно говорил он другу. И над этими словами стоит задуматься тем, кто решился вступить в брак.

Андрей смотрел на Пьера добрыми глазами, но все же осознавал свое превосходство перед ним. Он настоятельно советовал другу оставить «все эти кутежи», говоря, что светское общество не подходит для такой натуры, как у него. И взял с друга честное слово, что он не будет ездить к Курагиным.

Однако, Пьер Безухов нарушил его сразу же, выйдя от Андрея. Молодой человек снова направился к Анатолю, чтобы еще раз испытать вкус беспутной жизни. Там играли в карты и много пили. Не удержался и Пьер и напился до того, что тоже стал делать недостойные поступки, граничащие с безумием.

Глава седьмая

Обещание, данное княгине Друбецкой, было исполнено. Князь Василий замолвил перед государем слово о её сыне, и тот был переведен в Семеновский полк прапорщиком.

Сама княгиня оказалась дальней родственницей Ростовых, у которых она временно снимала жилье и где воспитывался её сын Борис.

У Ростовых был большой праздник – день рождения мамы и дочки. Их обеих звали Натальями. Это стало поводом для намечающегося шумного веселья.

В беседе с гостями выяснялись некоторые подробности. Например, то, что Пьер Безухов – сын богатого графа Кирилла Безухова, оказывается, был незаконнорожденным, однако, самым любимым из детей, и так как граф уже сильно болел, окружающие догадывались, кому же достанется его огромное состояние – князю Василию или все-таки Пьеру.

Не преминули поговорить и о недостойном поведении Пьера, который, связавшись с дурной компанией, Долоховым и Курагиным, еще сильнее скомпрометировал себя, чем на вечере у Анны Павловны, когда спорил с аббатом о действиях Наполеона. История с медведем, на которого дебоширы привязали квартального и бросили плавать в Мойку, вызвала противоречивую реакцию окружающих – одни возмущались, а другие не могли сдержать смеха.

Глава восьмая

В этой главе читатель впервые имеет возможность познакомиться с Наташей Ростовой – одной из главных героинь романа «Война и мир». В начале романа она предстает тринадцатилетней девочкой, веселой и беззаботной. Автор описывает её «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой».


Наконец, в виду именин вся молодежь – и Наталья, и сын Анны Михайловны Борис, и старший сын графини Натальи, Николай, и племянница Ростовых София, и младший сын Петя – разместились в гостиной.
В конце главы автор упоминает о том, что Борис Друбецкий и Николай Ростов были друзьями детства.

Глава девятая

В начале этой главы описывается племянница Ростовых Соня, которая живет у них и с которой очень дружит Наталья.

Граф-отец сетует на то, что его сын Николай Ростов, подражая своему другу Борису, идет на войну, на что молодой человек возражает: «Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе…»

Однако, влюбленная в Николая Соня едва сдерживает слезы. Разговор снова заходит о детях, и графиня Наталья упоминает о старшей дочери Вере, неглупой, хорошо воспитанной, с приятным голосом, к которой она относилась строже, чем к младшей, но которая, в отличие от Натальи Ростовой, не производит столь приятного впечатления на окружающих. Эта девушка играет второстепенную роль в сюжете романа.

Глава десятая

Наташа Ростова, спрятавшись между кадками с цветами, становится невольной свидетельницей сцены, произошедшей между Софией и Николаем, который, признавшись девушке в любви, целует её. Сама Наташа, в то время думающая, что любит Бориса, позвала молодого человека к себе, «обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи, и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала… в самые губы».

Глава одиннадцатая

Графиня Наталья, которая долго не виделась со своей подругой Анной Михайловной, желает пообщаться с ней наедине. Однако, её дочь Вера находится в комнате. Приходится прямо сказать ей, что она лишняя и предложить пойти к сестрам.

В соседней диванной комнате сидят две пары – Борис и Наташа, а также Николай и Софья. Вера не понимает чувств молодых людей, и между сестрами происходит словесная перепалка. Однако, самоуверенная Вера не чувствует, что наговорила неприятностей, напротив, считает себя правой во всех поступках.

Тем временем в гостиной продолжается диалог между Анной Михайловной и графиней Натальей. Разговор сначала идет о службе в армии Николая Ростова, затем княгиня принимает решение поехать к графу Кириллу Безухову, чтобы, пока не поздно, похлопотать о содержании для его крестника Бориса – и сообщает об этом графине. Граф Ростов предлагает позвать Пьера Безухова на обед, который состоится по поводу именин в четыре часа дня.

Глава двенадцатая

Анна Михайловна с сыном заехали в широкий двор графа Кирилла, а затем зашли в дом. Швейцар доложил князю Василию об их прибытии. В комнате царила атмосфера печали, ведь старший Безухов был неизлечимо болен, уже при смерти. Дав короткие наставления Борису по поводу службы в армии, князь Василий стал слушать Анну Михайловну. «Его необходимо приготовить, ежели он так плох» – убеждала она, и князь снова понял, что от этой женщины, которая так настаивает на своем, не так-то легко отделаться. А княгиня Анна Михайловна, попросив Бориса пообщаться с Пьером Безуховым и передать ему приглашение на именины Ростовых, расположилась в кресле. Она приняла твердое решение – «помогать ходить за дядюшкой».

Глава тринадцатая

Пьер Безухов остановился в доме своего отца. История, рассказанная про его непристойное поведение, была справедливой, и поэтому отношение к незаконному сыну графа Кирилла Безухова не отличалось доброжелательностью. На вопрос: «Могу я видеть графа?» последовал неприветливый, отрицательный ответ, и Пьеру, не получившему ожидаемого, пришлось уйти к себе в комнату.

Когда Безухову неожиданно нанес визит Борис, тот сначала удивился, хотя и встретил его дружелюбно и просто. «Граф Ростов просил вас нынче приехать к нему обедать» – сообщил гость после неловкого молчания, которое показалось долгим.

Молодые люди стали беседовать, и Друбецкому удалось опровергнуть предположение, что они с матерью хотят «получить что-нибудь от богача».

Борис Друбецкий Пьеру очень понравился, он расположился сердцем к этому умному и твердому характером молодому человеку.

Анна Михайловна сообщила князю о решении подготовить умирающего Кирилла Безухова.

Глава четырнадцатая

Графиня Ростова после отъезда Анны Михайловны долго сидела сама, а потом позвонила служанке и приказала позвать мужа. Сжалившись над бедной подругой, она решила помочь ей финансово, и с этой целью попросила у супруга пятьсот рублей. Он, расщедрившись, дал семьсот. Когда вернулась Анна Михайловна, новенькие ассигнации уже лежали под платком на столике.

Вот Борису от меня, на шитье мундира – произнесла графиня, доставая деньги и давая подруге.

Глава пятнадцатая

Наконец, гости начали съезжаться на именины. Уже сидело в гостиной немало тех, кто приехал поздравить виновников торжества, но более всего ожидали Марью Дмитриевну, женщину, знаменитую прямотой ума и простотой обращения, которую знала и Москва, и Петербург, а также в царских кругах.

Собравшиеся гости предпочитали разговаривать на военную тему. Вначале прислушивались к беседе, которая происходила между старым холостяком по фамилии Шиншин, который приходился двоюродным братом графини и поручиком Бергом, офицером семеновского полка. Затем приехал Пьер Безухов, и хозяйка, сказав ему несколько ничего не значащих фраз, взглядом попросила Анну Михайловну занять молодого человека.

Наконец, прибыла Мария Дмитриевна, которая «достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно-сиявшей и разрумянившейся Наташе» вдруг повернулась к Пьеру и стала его журить за непристойное поведение, которое молодой человек позволил себе в недавнее время. В конце концов, гости разместились за столами. «Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов…»

Глава шестнадцатая

На мужской половине стола разговор шел все более оживленно. Один из гостей – полковник – утверждал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и настаивал: «Мы должны драться до последней капли крови», Шиншин же недоумевал, зачем вообще воевать с Бонопартом.

Граф Николай заметил, что его сын тоже идет в армию. «А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На все воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует» – громко сказала Мария Дмитриевна. Вдруг раздался детский голосок Наташи Ростовой: «Мама! какое пирожное будет?»

На удивление, даже Мария Дмитриевна не рассердилась, увидев такую бестактность, но рассмеялась непосредственности девочки, а за нею – все гости.

Глава семнадцатая

Праздник был в самом разгаре. Вдруг Наташа обнаружила отсутствие своей двоюродной сестры и любимой подруги Сони и, оставив гостей, пошла её искать. Она увидела девочку лежащей «ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке» и горько плачущей. Причиной слез было то, что её Николенька уходит в армию, но не только это. Оказалось, Соню до глубины души ранили слова Веры, старшей сестры Наташи Ростовой, которая грозилась, что покажет маменьке стихи Николая и называла её неблагодарной.

Добрая Наташа успокоила подругу, и та снова стала веселой. Девочки вернулись в зал. Гости много танцевали, шутили, радовались такому замечательному мероприятию, проводимому в честь именин дорогих Натальи старшей и Натальи младшей. По всему было видно, что праздник удался.

Глава восемнадцатая

В то время, как в доме Ростовых царила радость, семья Безуховых переживала тяжелое горе, приближение скорой утраты: с графом Кириллом случился шестой удар. В приемной комнате собрались люди, в том числе и духовник, готовый соборовать умирающего.

«Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны», где, по описанию автора, «было темно, и хорошо пахло куреньем и цветами».

Василий вызвал девушку, которую он называл Катишь (это была его кузина Катерина Сергеевна), на серьезный разговор. Обсуждали завещание графа Кирилла и очень боялись, что все наследство может отойти его незаконному сыну Пьеру.

Князь Василий справедливо опасался этого, Екатерина же поначалу возражала: «Мало ли он писал завещаний, но Пьеру он не мог завещать! Пьер незаконный», но затем, узнав, что в силу письменного обращения графа, государь может удовлетворить его просьбу по поводу усыновления, тоже не на шутку встревожилась.

Василий с Катишь стали продумывать план, чтобы уничтожить завещание на имя Пьера, более того, хотели создать такую ситуацию, чтобы его аннулировал сам Кирилл Безухов. Бумага лежала под подушкой умирающего, в мозаиковом портфеле, и до неё так желали добраться княжна Екатерина и князь Василий.

Глава девятнадцатая

Анна Михайловна оказалась дальновидной женщиной. Она предполагала, что разгорится борьба по поводу наследства и поехала к Безуховым, срочно вызвав Пьера. Молодой Безухов боялся предстоящего свидания с умирающим отцом, но понимал, что это необходимо.

Княгиня и сын графа Кирилла вошли в приемную. Пьер, повинующийся своей руководительнице, сел на диванчик. Взгляды всех бывших в комнате устремились на этого молодого человека. Но в них было участие, даже уважение, и молодой Безухов почувствовал, «что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой-то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги».

«Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте» – решительно позвала Анна Михайловна Пьера, и он вошел в комнату, где лежал умирающий отец.

Глава двадцатая

Перед взором Пьера, который хорошо знал обстановку комнаты отца, предстала печальная картина: лежащий под образами отец «с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно-благородными крупными морщинами на красивом красно-желтом лице»; духовники, готовые соборовать отходящего в мир иной; две младшие княжны, Катишь со злобным выражением лица; Анна Михайловна, какая-то неизвестная дама; князь Василий, который постоянно крестился правой рукой, и другие.

Пьер приблизился к кровати отца. «Он смотрел на графа. Граф смотрел на то место, где находилось лицо Пьера, в то время как он стоял. Анна Михайловна являла в своем выражении сознание трогательной важности этой последней минуты свидания отца с сыном».

Глава двадцать первая

В приемной уже не было никого, не считая князя Василия со старшей княжной, которая при виде входящей Анны Михайловны с Пьером прошептала, что не может видеть эту женщину.

Катерина уже держала в руках мозаиковый портфель, который желала отобрать Анна Михайловна, настойчиво и притворно-ласково убеждая княжну не сопротивляться. Две женщины пытались выхватить спорную вещь друг у друга. Борьба продолжалось до тех пор, пока средняя княжна не выбежала из комнаты, где умирал граф. Катерина выронила портфель, который тут же схватила Анна Михайловна и пошла с ним в спальню.
Очень скоро она сообщила Пьеру, что его отец скончался.

Глава двадцать вторая

В имении старого князя Николая Болконского с нетерпением ожидали приезда молодого князя Андрея и его жены, княгини. Сам Николай отличался непростым характером, признавая за добродетели только деятельность и ум. Воспитанием младшей дочери Марьи он занимался сам, распределяя её жизнь таким образом, чтобы девочка не проводила время в праздности. Отец сам преподавал ей уроки алгебры и геометрии. Главной чертой этого пожилого человека была точность, доведенная до крайности.

В день приезда молодых князь Николай передал дочери письмо от Жюли Карагиной, подруги княжны, в котором сообщалось о том, что Пьер Безухов сделался графом, получив и титул, и практически все наследство от отца, став владельцем одного из крупнейших состояний в России. Кроме того, она рассказала о замысле Анны Михайловны устроить супружество Марьи с Анатолем Курагиным. В свою очередь княжна написала ответное письмо, в котором выражала жалость и к внезапно ставшему богатым Пьеру Безухову, и к князю Василию, оставшемуся ни с чем.

Девушка также сокрушалась по поводу войн, которые ведут между собой люди и печалилась, что так происходит. «… Человечество забыло законы своего Божественного Спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга» – искренне выражала она свое мнение в письме подруге.

Глава двадцать третья

Наконец-то князь Андрей Болконский со своей женой переступили порог дома своих родителей. Однако, в это время отец, князь Николай, спал и даже приезд таких дорогих гостей не мог стать поводом для того, чтобы нарушить столь привычный распорядок дня.

Почивать отцу осталось двадцать минут, и поэтому он предложил жене пойти сначала к княжне Марье.

По всей видимости, маленькая княгиня была в доме родителей мужа впервые, поэтому, увидев роскошную обстановку, не удержалась от восклицания: «Это дворец!»

Увидев, что Мария упражняется в игре на фортепиано, гости хотели неслышно выйти, но тут их заметила мадмуазель Бурьен, компаньонка княжны Болконской, и стала выражать восторг по поводу того, что долгожданные родственники, наконец, приехали.

Брата с женой увидела и Мария и присоединилась к радости по поводу их визита. Не остался в стороне и князь Николай, и хотя выражал свои эмоции более скупо, все же по причине приезда сына находился в хорошем расположении духа. И снова пошли разговоры на военную тематику, так волновавшую в то время людей.

Глава двадцать четвертая

Наконец, наступило время обеда, и князь Николай пошел в столовую, где его уже ожидали княжна Мария, мадмуазель Бурьен и архитектор князя, почему-то допускаемый к столу, хотя он был вовсе не из знати. Все расселись, и снова зашел разговор «о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях…»

Глава двадцать пятая

На следующий день князь Андрей собирался уезжать. Он волновался. Вот как описывает автор настроение молодого человека в то нелегкое время: «Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое…»

Вдруг послышались шаги княжны Марии. Она была огорчена, ведь так хотела поговорить с братом наедине. Смотрела на него – и не узнавала в этом сильном и мужественном молодом человеке своего прежде шаловливого братишку.



Сестра призналась, что сразу полюбила его жену Лизу, которая, по её мнению, была еще ребенком, но вдруг увидела презрительное и ироническое выражение, промелькнувшее на лице Андрея. Однако, он был очень рад общению с милой сестрой. Беседа протекала мирно и когда Мария упомянула о мадмуазель Бурьен, брат не преминул заметить, что она ему очень не нравится. Однако, добрая княжна попыталась оправдать компаньонку в его глазах, ведь она – сирота и так нуждается в хорошем к себе отношении.

Вдруг последовал вопрос, обескураживший Марию. Речь шла о том, как относится к ней отец, ведь было видно, что сестра Андрея страдала от тяжелого и крутого характера любимого папы. Более всего девушку удручало, что отец не верит в Бога. «…Как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться?» – сокрушалась она по поводу его религиозного мировоззрения.

(89.09%) 22 votes



К Анне Павловне Шерер на вечер приехал князь Василий. Они поговорили немного о политике и войне в Европе, и перешли на тему семейной жизни князя. Он жаловался ей, что его сын, Анатоль Курагин, очень много повесничает и его нужно женить. Анна Павловна предложила дочь князя Болконского, живущего в деревне и обладающего большим состоянием.

Стали подъезжать гости. Весь свет тех лет. Гости при входе совершали обряд приветствия с какой-то тётушкой, ни проявляя к ней никакого интереса. Приехали великолепная Элен и Ипполит, дочь и сын князя Василия. Подъехали Болконские: Лиза, находившаяся в положении, и ее муж Андрей. За ними приехал Пьер, незаконный сын умирающего графа Безухова.

Анна Павловна встречала всех и направляла их куда нужно, говоря пару фраз в тему. Так она ходила весь вечер и направляла темы разговора в нужное русло, представляя их в виде вращающихся веретен.

Все гости разбились на небольшие кучки, и в каждой такой кучке шёл свой разговор, которым управляла иногда появляющаяся Анна Павловна. В одной из таких кучек, Виконт рассказывал интересную историю про Бонапарта, в другой говорили про красоту Элен и тому подобное. Князя Андрея спросили, куда он собирается дальше? Он ответил, что уходит на войну, а свою жену отправляет в деревню к отцу. К нему подошел Пьер, и они разговорились. Оказалось, что они старые друзья.

Когда князь Василий хотел уже уехать с Элен на другой вечер, около дверей его остановила княгиня Друбецкая. Она начала говорить про своего сына, Бориса, и просила князя помочь ему в армии. Князь Василий помнил, что первыми успехами по службе он был обязан отцу Друбецкой, поэтому он согласился порекомендовать Бориса к Кутузову в адъютанты. После отъезда князя Василия и Элен, разговор снова зашел о Наполеоне. Виконт рассказывал про французского императора, но в беседу влез Пьер. Он начал спорить с виконтом и в конце концов, дело ничем не кончилось – их прервала Анна Павловна. Но тут Ипполит решил рассказать анекдот, но не успев даже начать, рассмеялся и это сгладило накалённую обстановку.

Гости начали разъезжаться. Ипполит не отходил от Лизы, даже в присутствие мужа. Он шептал ей что-то на ушко и помогал одеваться. Вместе с Болконскими уехал и Пьер, попрощавшийся перед этим с Анной Павловной. Когда они приехали домой, Андрей заговорил с Пьером по поводу того, что тот собирается делать дальше. Но Пьер, проживавший с 9 лет за границей и только недавно вернувшийся, не мог ни на что решиться. В ответ он спросил Андрея, зачем тот идет на войну? Князь Андрей смог сказать только, что жизнь, которую он здесь ведет ему не по нутру.

В комнату вошла Лиза, и Пьер с Андреев прервали свой разговор. Они начала говорить, что Андрей переменился с их свадьбы и стал другим. Она просила не оставлять её одну в деревне без её друзей. Но Андрею не нравился этот разговор, и он позвал Пьера ужинать. За столом Андрей говорил про то, что его жизнь уже кончена и отговаривал Пьера жениться, пока тот не станет ветхим стариком. Но Пьер видел в князе молодого и здорового человека с сильной волей и не понимал, почему он про себя так думает. Во время разговора Андрей попросил Пьера больше не участвовать в выходках Анатоля Курагина, у которого тот жил.

Пьер вышел в 2 часа ночи от Болконских и направился прямо к Курагину. Он решил, что обещание - это пустое, и его можно нарушить. У Анатоля было полно народу, и они затевали какое-то пари. Как только Пьер зашёл в дом, его сразу же напоили и попросили разбить пари. Семёновский офицер Долохов спорил с англичанином Стивенсом, что он сможет выпить бутылку вина, сидя на окне 3 этажа. Пьер разбил пари и Долохов полез. Он почти упал, но сумел удержать равновесие, и выпил всю бутылку. Пьер тоже хотел было полезть, но его отговорили.

Князь Василий исполнил свое обещание, и Бориса перевели в Семеновский полк. Сам Боренька в это время был дома у Ростовых, на именинах матери и дочери. Мать, Наталья, встречала гостей вместе с графом. Но такое скучное дело ей скоро надоело. Начался разговор о проделках Пьера, Курагина и Долохова. Оказалось, что они привязали к медведю квартального и заставили медведя плавать, а вместе с ним и квартального. За эту выходку Долохова разжаловали, Пьера сослали в Москву, а Анатоля выслали из Петербурга. Эта новость не могла не повеселить графа Ростова, но графиня остановила его. Также говорили, что князь Василий приехал в Москву к умирающему князю Безухову.

Послышался смех и в комнату вбежали дочь Ростовых, Наташа. Она подбежала к матери и, обняв её, весело рассмеялась. Гости также рассмеялись. За Наташей прибежала вся молодежь: Борис, старший сын Ростовых - Николай, племянница графа – Соня, и младший сын – Петруша. Все они весело посмеялись и ушли в другую комнату.

Гости продолжили разговор. Они говорили про молодежь: как воспитывать, как с ними общаться. Графиня Ростова сказала, что Наташу, она балует, а старшую, Веру, держала в строгости. Вера, сидевшая рядом, улыбнулась, но улыбка не была ей совсем к лицу. Гости разъехались, обещая приехать к обеду.

Наташа выбежала в гостиную и спряталась за цветком. За ней вошли Николай и Соня. Они поцеловались. Наташа тихо выбралась и встретила Бориса. Она тихонько обняла его и поцеловала. Но он сказал ей, что нужно немного потерпеть и он будет просить её руки. Всего 4 года. Они взялись за руки, и пошли в диванную.

В гостиной остались трое: Наталья, мать-Ростова, Вера и Анна Михайловна. Мать попросила Веру удалиться. Она пошла в диванную, в которой были остальные дети. Вера отобрала чернильницу и Николая, который переписывал стихи, и сказала Наташе, чтобы та не бегала. Дети ушли в детскую, оставив Веру, смотревшую в зеркало, одну.

Анна Михайловна жаловалась Ростовой, что у неё нет денег на обмундировку Бориса. Немного поговорив, она собралась и поехала к Безухову, просить денег, потому что он был крестником Бориса.

Анна Михайловна вместе с Борисом приехала к графу Безухову, но её не пустили. Она попросила еще раз сообщить, что приехала графиня Друбецкая с сыном и тогда их пропустили. Она увидела князя Василия и разговорилась с ним по поводу здоровья Безухова и его дел. Но князь был настроен скептически, он боялся, что она может претендовать на наследство умирающего. Но она разуверила его. Пришла княжон, племянниц графа, ухаживающих за больным. Она сказал, что улучшений не предвидеться. Бориса отправили к Пьеру, пригласить его к Ростовым на ужин.

История с медведем оказалась правдой, и за это Пьер был выслан в Москву и приехал к отцу. Он спросил у племянниц-княжон можно ли к отцу, но они ему отказали. Через несколько дней приехал князь Василий и Пьер всё время оставался у себя.

Когда к нему зашел Борис, он ходил по комнате и пронзал невидимого врага шпагой. Пьер не узнал Бориса и принял его за Николая Ростова, но после объяснения всё встало на свои места. Пьер хотел было поговорить с ним о политике, но Борис сразу заявил, что он не разбирается в ней. Друбецкой после минутного молчания заявил, что он не желает богатства умирающего и приехал только с матерью. Пьер был поражен подобной прямотой, но в тоже время был доволен решительностью молодого человека. Борис снова пригласил его к Ростовым и, перекинувшись с Пьером парой фраз, ушел. Он увидел мать, выходившую от старого графа. Она что-то причитала про его здоровье. Они уехали.

Графиня Ростова позвала мужа и попросила у него денег. Он позвал Митеньку, заведующего по делам, и приказал принести ему 700 рублей. Когда Анна Михайловна приехала от Безухова, она была опечалена. Она сообщила Ростовой, что граф совсем плох. Мать-Ростова приоткрыла платок с деньгами и сказала, что это на одежду Борису. Анна Михайловна и Наталья обнялись и заплакали, из-за того что были старыми подругами и помогали друг другу.

Гости собрались и ждали одну Марью Дмитриевну. Она не была очень богата, но обладала большими почестями и прямотой ума и характера. Гости ходили по залу и помаленьку вели разговоры. Прямо перед обедом приехал Пьер и уселся в центр стола, закрыв проход другим гостям. За ним приехала и Марья Дмитриевна. Она подозвала к себе Пьера и отчитала его за проделку с медведем. Все сели за стол.

За столом мужчины обсуждали вопросы войны: сражаться ли русским или остаться дома? Но Марья Дмитриевна угомонила их разгоравшийся спор. Неожиданно Наташа спросила у матери, когда подадут пирожное? Шалость не осталась в стороне, и все гости дружно смеялись и веселились.

Раздвинули столы для бостона, и взрослые ушли играть в карты. Молодежь собралась около клавикорды, и собирались что-то петь. Наташа хотела начать, но, заметив, что Сони нет, она вышла из комнаты. Соня сидела на сундуке и плакала. Радостная Наташа тоже расплакалась, и они сидели вдвоем и плакали. Оказалось, что Вера увидела стихи Николая к Соне и пригрозила ей, что всё расскажет матери. Наташа успокоила Соню, и они весело пошли к гостям.

Наташа прибежала к Пьеру и позвала его танцевать. Они прошли в общий зал и сели, дожидаясь. Наташа была счастлива, что будет танцевать с взрослым. Она приняла самую светскую позу и разговаривала с Пьером, пока все на неё смотрели.

Старички начали выходить из-за карт. Отец Ростов услышал знакомую мелодию начал танцевать с Марией Дмитриевной. Она почти не двигалась, зато граф плясал очень много. Он был хороший танцор. Он говорил музыкантам играть быстрее и сам начинал вертеться шустрее и шустрее. С последним звуком зал наполнился рукоплесканиями.

В это же время у Безухова случился шестой удар. Ему становилось все хуже. С ним приезжали прощаться важные государственные люди. Князь Василий нашел одну из княжон и начал говорить с ней о завещании графа. Он говорил о том, что все богатство записано на Пьера и они ничего не получат. Княжна сначала не поверила, но, услышав некоторые факты, она поняла, что деньги ей не достанутся. Князь спрашивал, видела ли она мозаичный портфель в котором было завещание. В нем было и письмо государю, чтобы тот признал Пьера законным сыном графа Безухова.

К дому старого графа подъехала карета с Пьеро и Анной Михайловной. Она повела его задним ходом в дом. Они быстро проходили комнаты. В одной из них Пьер увидел шептавшихся князя Василия и старшую из княжон. На их лице Пьер увидел страх и смятение, когда к ним неожиданно вошли. Анна Михайловна повела его дальше к покоям графа. Там собралось очень много разных княжон, князей, слуг и докторов. Пьер спросил о здоровье отца, на что ему рассказали про случившийся удар. Пьер почувствовал новое ощущение: все вокруг стали обходиться с ним более учтиво и уважительно. Началось соборование, и все вошли в комнату.

Все были в комнате графа и молились. Потом перенесли графа в другую постель. Он увидел Пьера и поманил его к себе взглядом. Пьер нерешительно сел у отца. Граф прохрипел, и его перевернули на другой бок, но рука его осталась на той стороне тела, и он не мог ей пошевелить. Пьер увидел это и понял, как близок отец к смерти.

Все вышли из комнаты. Пьер последовал за Анной Михайловной. В комнате он увидел, как она о чем-то спорила с княжной. Они держали мозаиковый портфель и спорили. Князь Василий разнял их, сказав, что он всё берет на себя. Зашла средняя княжна и сказала, что граф умирает. Все пошли к старику. Он умер. Пьер лег спать на диван, подложив под голову руку, а Анна Михайловна уехала к Ростовым, где рассказала о прощании отца с сыном.

В Лысых Горах, куда должны были приехать Болконские: Лиза с Андреем, все шло своим ходом. Николай Андреевич, отец Андрея, был в отставке, и воспитывал свою дочь дома сам. Он не выезжал в город, но к нему часто приезжали.

Княжна пришла к отцу на урок геометрии. Он передал ей письмо от Жюли Карагиной и сказал, что прочтёт последующее 3 письмо. Он начал учить её геометрии, но она ничего не понимала. Нет, она была не глупой, но вблизи отца, она не могла спокойно думать. Он начинал кричать на неё, и она начинала все больше путаться. Наконец, он отпустил её.

Придя в свою комнату, княжна принялась читать письмо. В нем писалось о смерти графа Безухова и переходе всего наследства Пьеру, о истории с князем Василием и сестрами-княжнами, о том, что Анатоля Курагина хотят сватать к ней и прочем. Дочитав, княжна принялась писать ответ. Она говорила, что не верит слухам про Безухова и думает, про Пьера очень хорошо, что князь Василий должен приехать к ним, но о женитьбе не было ни слова, и о приезде брата, Андрея.

Приехали Андрей с Лизой. Они не пошли к Николаю Андреевичу, т.к. он спал, и будить его, было нельзя раньше времени. Они отправились к княжне Марье. Она в это время играла на клавикордах вместе с мадмуазель Бурьен. Увидев Лизу, они начали обниматься, целоваться и смеяться. Девушки завели разговор про делишки в Петербурге, а потом перешли на личное. Андрей побыв с ними, отправился к отцу. Николай Андреевич одевался в тот момент, когда к нему вошел Андрей. Они говорили про военные дела и тактику русских в предстоящей войне.

В назначенный час все направились в столовую. На стенах висело геологическое древо, и князь Андрей пошутил по его поводу. Но сестра не поняла шутки, и хотела было вступить в спор, но пришел Николай Андреевич и все сели за стол. Николай Андреевич подозвал невестку к себе и стал расспрашивать её обо всем. Та, немного по смущавшись, начала бойко рассказывать про жизнь в городе. Князь, не много послушав её, отвернулся к архитектору, который также сидел за столом. Он снова начал говорить с Андреем о войну и планы Наполеона. Они разгорячились, но, вскоре успокоившись, стали обсуждать тактику движения войск.

До отъезда Андрея оставалось мало времени. Он собирал вещи, когда к нему пришла сестра. Они говорили про отца и Лизу. Маша взяв обещание с князя надела ему образок. Он пошел в комнату к жене. Она сидела за работой. Он спросил всё ли хорошо и поцеловал её. Потом он пошел к отцу. Тот писал письмо. Андрей, немного смущаясь, попросил его, когда Лиза будет рожать позвать акушера из города. Николай Андреевич пообещал. После он встал, дал письмо Андрею и сказал, что это Кутузову. Пожал сыну руку. Отец с сыном простились, и Андрей вышел из комнаты. Там его встретила Лиза и, упав ему на плечо, обняла его. Он усадил её в кресло и уехал.

fe9fc289c3ff0af142b6d3bead98a923

1805 год, Петербург.

На званом вечере в доме фрейлины Шерер собралась вся знать Петербурга. В ходе общей беседы речь заходит о Наполеоне, и все гости разбиваются на два лагеря – одни, в том числе и хозяйка, настроены против него, а другие, среди которых Пьер Безухов, незаконнорожденный сын богатого московского вельможи, и князь Андрей Болконский, восхищаются Наполеоном. Болконский грезит о славе, которую снискал Наполеон, и поэтому собирается на войну. А Пьер Безухов еще не определился со своим будущим, и пока проводит время в компании петербуржских повес, в которой заводилой является Федор Долохов. Очередная выходка молодых людей приводит к тому, что Пьера высылают из Петербурга, а Долохова лишают офицерского звания и отправляют в армию солдатом.

Москва. Дом графа Ростова. Званый обед в честь именин жены и дочери графа.

Пока в доме Ростовых, где собралась все дети графа – Николай, который мечтает отправиться в армию воевать с Наполеоном, Наташа, Петя, старшая дочь Вера, не принимающая участия в общем веселье, а также родственница Ростовых Соня, празднуют, в доме графа Безухова горе – умирает хозяин, и начинается настоящая охота за завещанием графа, по которому все его состояние переходит в Пьеру. Дальние родственники Безуховых, в том числе и князь Курагин, пытаются выкрасть завещание, но этому мешает Анна Михайловна Друбецкая. В результате все богатство переходит к Пьеру, он становится графом, входит в высшее петербуржское общество и женится на дочери Курагина – Элен.

Имение Болконских, Лысые Горы.

Здесь живет отец Андрея – Николай Андреевич и его сестра Марья. У старшего Болконского жизнь идет по налаженному расписанию, к чему он пытается приучить и свою дочь. И он не очень доволен тем, что в это расписание придется внести изменения, так как в доме появляется новый человек – князь Андрей, отправляясь на войну, оставил в имении свою беременную жену Лизу.

Осень 1805 года.

Русская армия отступает к Аустерлицу, чтобы соединиться с войсками союзников – армией Австрии и Пруссии. Главнокомандующий Кутузов стремится всеми силами избежать участия своей армии в сражении, так как считает, что она к этому не готова. Чтобы выиграть время, он отправляет навстречу французам отряд Багратиона, кроме того, заключает договор о перемирии с французским маршалом Мюратом.

В сражении принимает участие и юнкер Николай Ростов. Во время сражения под ним убивают лошадь, сам он ранен в руку, и, видя, что к нему приближаются французы, он, бросив в них свой пистолет, убегает. Но этого никто не видит, Николай награжден Георгиевским крестом за участие в сражении, а своим товарищам рассказывает о том, как он храбро сражался с врагом.

Под Аустерлицем русская армия все же вынуждена дать бой французам. Разные чувства обуревают всех героев. Князь Андрей ждет сражения с нетерпением, мечтая о подвиге и славе, а вот Кутузов на военном совете перед боем не показывает никакого интереса к предстоящему сражению, заранее предсказывая, что оно будет проиграно, так как армия - и не только русская, но и армия союзников - к нему не готова. Сражение состоялось в день годовщины коронования Наполеона, он уверенно бросил свои войска вперед. А вот в армии союзников сразу возникла паника, русские солдаты, увидев французов слишком близко, побежали от них. Болконский совершает подвиг – со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, но почти сразу же падает раненый. Он лежит на поле боя и думает о том, насколько мелкими были все его прежние мечты о славе и подвиге. Там же, на поле боя, его и видит Наполеон, в котором Андрей тоже разочаровался. Наполеон приказывает отвезти Болконского на перевязочный пункт и оставляет его вместе с другими тяжелоранеными у местных жителей.

В отпуск в дом отца приезжает Николай Ростов вместе со своим другом и командиром Василием Денисовым. В Москве все считают его настоящим героем, в том числе и его новый знакомый – Долохов, который просит Николая стать секундантом на его дуэли с Пьером. В Николая влюбляется Соня и отказывает сделавшему ей предложение Долохову. Долохов отправляется в армию, а перед этим обыгрывает в карты на крупную сумму Николая. Николай признается отцу, что проигрался, и тот собирает нужную сумму, а Николай, отдав долг, отправляется в армию. Туда же возвращается и Денисов после того, как, влюбившись и сделав предложение Наташе Ростовой, получает от нее отказ.

Декабрь 1805 года. Лысые горы.

Сюда приезжает князь Курагин вместе со своим сыном Анатолем. Курагин хочет выгодно женить сына, и княжна Марья представляется ему наилучшим вариантом. Старый князь Болконский не рад этому визиту, так как он не хочет расставаться с дочерью, да и Курагиных не очень уважает. А вот Марья, напротив, очень взволнована из-за этого визита. Но она случайно видит, как Анатоль обнимает ее компаньонку m-lle Бурьен, и отказывает ему.

Старый князь Болконский получает письмо от Кутузова, где описывается подвиг Андрея и говорится о том, что он погиб во время боя. Но при этом Кутузов пишет, что на поле боя тела Андрея не нашли, поэтому князь надеется, что сын жив. Его надежде суждено сбыться – Андрей возвращается как раз в ту ночь, когда его жена рождает. Во время родов Лиза умирает, и Болконский испытывает чувство вины перед женой.

Пьер Безухов тоже не испытывает счастья в браке. Его мучают подозрения о связи его жены с Долоховым – он получает анонимное письмо, в котором об этом прямо говорится. Ссорясь из-за этого с Долоховым, он вызывает его на дуэль и ранит, хотя раньше ни разу не держал в руках пистолет. Объяснившись после дуэли с Элен, Пьер уезжает из Москвы в Петербург, а ей оставляет доверенность на управление большей части своего состояния.

По дороге в Петербург Пьер знакомится с масоном Баздеевым и по приезде вступает в масонскую ложу. Его распирает желание изменить жизнь крестьян, и Пьер едет в свое имение под Киевом, где начинает всяческие реформы. Но хорошего результата от реформ добиться не удалось – Пьер ничего не знает об управлении имением, и его обманывает управляющий. Пьер возвращается домой, а по дороге заезжает в имение Андрея Болконского в Богучарово, который после Аустерлицкого сражения настолько разочаровался в своих идеалах, что решил отказаться от воинской службы. Андрей кажется вообще разочарованным во всем – вся его жизнь сосредоточена на его сыне. Вместе с Андреем Пьер едет в Лысые Горы, а по дороге рассказывает ему о своих новых взглядах на жизнь. И именно этот разговор помогает Андрею понять, что жизнь продолжается. Он успешно проводит те реформы, которые пытался совершить в своем имении Пьер. Отправляясь по делам в имение Ростовых, он знакомится с Наташей. Накануне Нового года Ростовы отправляются на бал, который был первым «взрослым» балом для Наташи. Там она танцует с Болконским, который после бала делает ей предложение. Ростовы принимают предложение, но старый князь Болконский настаивает на том, чтобы свадьба состоялась только через год. Андрей уезжает за границу.

Николай Ростов приезжает в отпуск в имение отца в Отрадное. Он чувствует, что любит Соню, о чем и объявляет родителям. Но те не рады этому признанию – они мечтают о более выгодной женитьбе для своего сына.

Наташа с отцом едут к Болконским в московский дом, но те не очень доброжелательны к ним – князю не нравится молодость невесты сына, а княжна Марья вынуждена поступать так, как ей говорит отец. В опере Наташа знакомится с Анатолем Курагиным, который начинает преследовать ее, рассказывая о своей любви, забрасывая письмами с признаниями и предложениями тайно поженится. Наташа решается на побег с Анатолем, и только вмешательство Сони и княжны Марьи помогают предотвратить этот поступок. Приехавший Пьер рассказывает Наташе о том, что Анатоль уже женат. Наташа посылает княжне Марье письмо, в котором отказывается от свадьбы с Андреем. Андрей, приехав из-за границы, узнает о романе Наташи с Курагиным. Пьер признается Наташе в том, что если бы был достоин ее, то просил бы ее руки.

Июнь 1812 года. Начинается война с французами, во главе которых стоит Наполеон.

Князь Андрей служит при штабе Кутузова, но, узнав о начале войны, просит перевести его в армию. Николай Ростов все так же служит в Павлогорадском гусарском полку, который отступает из Польши к русским границам. Однажды его эскадрон встретился с французскими драгунами, Николай взял в плен одного из них, за что получил Георгиевский крест.

Семья Ростовых живет в Москве. Наташа больна, но посещение службы в церкви, а особенно одна из молитв («Миром Господу помолимся») производит на нее столь сильное впечатление, что она постепенно начинает возвращаться к жизни. Петя Ростов просит отца разрешить ему отправиться в армию, но отец не соглашается – Петя еще слишком мал для войны. Но Петя очень настойчив – и граф все же решает узнать, как можно выполнить просьбу сына и при этом сделать так, чтобы он был в безопасности.

Старый князь Болконский живет вместе с дочерью в своем имении, откуда отказывается уезжать, несмотря на письма сына с просьбами отправится в Москву. Князь отправляет в Москву всех своих домашних, в том числе и сына Андрея Николеньку, а сам остается в Лысых Горах вместе с княжной Марьей, которая отказывается оставить отца. Вскоре с князем случается удар, его, парализованного, перевозят в Богучарово, где он спустя три недели умирает, попросив перед смертью прощения у своей дочери. После смерти отца княжна Марья решает ехать в Москву, но ее не выпускают из Богучарова крестьяне, и только вмешательство случайно оказавшегося там Николая Ростова помогает ей выехать из имения.

Перед Бородинским сражением Пьер Безухов приезжает в армию, желая своими глазами увидеть то, что там будет происходить. Во время сражения князь Андрей получает смертельное ранение, и на перевязочном пункте на соседней койке видит человека, которого долго искал, желая отомстить – Анатоля Курагина, которому в этот момент ампутируют ногу.

Во время сражения Пьер находится на батарее Раевского, где оказывает посильную помощь солдатам. Но он в ужасе от увиденного и потому уходит с поля боя, идя пешком в сторону Можайска.

После боя русская армия отступает к Филям. На совете Кутузов отдает приказ о дальнейшем отступлении, понимая, что Москву армия защищать не может. Французы вступают в Москву. Наполеон на Поклонной горе ждет делегации русских с ключами от города, но ему докладывают, что в Москве никого нет. В городе повсюду вспыхивают пожары.

Ростовы, вместе со всеми дворянами уезжая из Москвы, отдают часть своих подвод раненым. Среди них оказался и Андрей Болконский. Наташа узнает об этом и начинает за ним ухаживать. Пьер остается в Москве, мечтая убить Наполеона. Но его арестовывают французские уланы.

А в Петербурге жизнь течет все так же – званые обеды, балы, вечера. Приходит известие о том, что Москва оставлена, и Александр решает сам встать во главе своего войска. Кутузов отказывается заключать мир с французами. Александр настаивает на Тарутинском сражении.

Кутузов получает известие о том, что французы оставили Москву. С этого момента начинается отступление французов за пределы России, и теперь цель Кутузова – удержать свою армию от лишних нападений на тающую французскую армию. Кутузов отказывается возглавлять армию, как только войска переходят границу страны. Он награжден орденом Георгия I степени.

В Воронеже Николай Ростов встречает княжну Марью. Он хочет жениться на ней, но его сдерживает слово, данное Соне. И тут он получает от Сони письмо, написанное по настоянию графини Ростовой, в котором та пишет, что он свободен от данного ей слова.

Княжна Марья едет в Ярославль, где живут Ростовы, узнав, что Андрей находится у них. Но она приезжает уже в тот момент, когда Андрей близок к смерти. Общее горе сближает Наташу с княжной.

Пьер Безухов приговорен к казни, но по приказу маршала Даву, его, уже приведенного на место казни, оставляют в живых. В качестве пленного он движется вместе с французской армией по Смоленской дороге, где отряд пленных отбивают у французов партизаны. В этом сражении погибает Петя Ростов, прибывший к партизанам из штаба немецкого генерала с предложением об объединении.

Больного Пьера привозят в Орел, где он узнает последние новости о своих близких – его жена умерла, а князь Андрей был после ранения жив целый месяц, но потом тоже умер. Пьер приезжает в Москву в княжне Марье, чтобы выразить свое соболезнование. Там он встречает Наташу, настолько замкнувшуюся в себе, что она не замечает ничего вокруг – и только известие о гибели брата спасает ее. Встреча с Пьером, разговоры с ним побуждают в ее душе новое чувство – чувство любви к этому человеку.

За прошедшее время многое изменилось - Наташа вышла замуж за Пьера, у них 4 детей, умер старый граф Ростов, Николай Ростов женился на княжне Марье, и умело управляет ее именьями. Пьер становится членом тайного общества. Во время разговора Николая и Пьера о будущем России присутствует и сын Андрея Николенька, который, как и отец в свое время, начинает мечтать о славе.

Русская армия отступает к Аустерлицу, чтобы соединиться с войсками союзников – армией Австрии и Пруссии. Главнокомандующий Кутузов стремится всеми силами избежать участия своей армии в сражении, так как считает, что она к этому не готова. Чтобы выиграть время, он отправляет навстречу французам отряд Багратиона, кроме того, заключает договор о перемирии с французским маршалом Мюратом.

error: