В социальной психологии под рефлексией понимают. Рефлексия как механизм процесса саморегуляции. Значение социально-психологической рефлексии

Социальная рефлексия - это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Вот что пишет об этом Е. Мелибруда: «Человек, который является объектом моего восприятия, не просто источник сигналов, которые я получаю и обрабатываю. Я воспринимаю его также как субъекта, воспринимающего меня, думающего обо мне, оценивающего, понимающего меня... Я не только ввожу его в свой внутренний мир... но и делаю эту личность как бы присутствующей во мне в качестве кого-то, кто в свою очередь вводит меня в свой внутренний мир». Представление о том, что думают обо мне другие, - важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир - самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Пояснить этот тезис можно на примере знаменитого «окна Йогари».

Каждая личность есть совокупность четырех психологических пространств.

В начале общения можно следующим образом изобразить объем каждого из названных личностных пространств:

Таким образом, раскрывая другим в процессе общения своей внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души.

Аттракция

В данном контексте этот термин означает механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему. Причем не важно, какого знака это чувство: легче понять друга и врага, чем чужого и чуждого вам человека. Аттракция не гарантирует формирования «объективного» взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни. Хотя, с точки зрения А. Маслоу, аттракция - это путь к объективности: «... восприятие любящего человека... позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не сможет тот, кто не любит». Источник таких богатых познавательных возможностей аттракции А. Маслоу видит в том, что любящий человек менее склонен к управлению, манипулированию, «улучшению» объекта любви. Если принимаешь человека таким, какой он есть, считает замечательный психолог-гуманист, значит, ты объективен в своих оценках.

Каузальная атрибуция

Наконец, обратимся к третьей ситуации социального познания - механизму каузальной атрибуции. Ситуация совместной деятельности предполагает понимание партнерами друг друга. Без этого она просто не может быть успешной, а то и совсем состояться. Но не только необходимость объединить усилия запускает механизм причинного приписывания. Судя по многочисленным исследованиям, «познавать» причины поступков других людей и отвечать на вопрос: «Что за этим стоит?» - стойкое человеческое пристрастие.

«Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает. Если какая-нибудь дрянь - монета или запонка - падает со стола, то обычно закатывается она под трудно отодвигаемую мебель. Я ползаю по полу и, поднимая голову, вижу, как буфет смеется» (Ю. Олеша, «Зависть»). Наверное, каждый из нас вспомнит не один эпизод из собственной жизни, когда вещи воспринимались одушевленно, по образу и подобию людей, то есть наделенными намерениями и смыслами. Но если в отношении неживых предметов такое восприятие и такая оценка их «действий», скорее, исключение, то при взаимодействии с настоящими людьми - это норма, правило, социально-психологическая закономерность. Данная удивительная способность толкования поведения присуща каждому человеку, она составляет багаж его житейской психологии. В любом общении мы каким-то образом, даже не задаваясь специальными вопросами, получаем представление о том, «почему» и «зачем» человек что-то сделал. Можно сказать, что человеку дано одновременно с восприятием поступка другого человека воспринимать и его «настоящую» причину.

В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков, - каузальная атрибуция, по-простому - причинное приписывание. В этом разделе четко выделяются теоретическая и экспериментальная линии изучения процесса каузальной атрибуции. Теория пытается возвести в ранг научного анализа те неосознаваемые когнитивные процессы, которые происходят в голове у «наивного испытуемого», занимающегося причинным приписыванием. Наиболее известны схемы каузального анализа, созданные Э. Джонсом и К. Дэвисом, а также Г. Келли. Они отвечают на вопрос, как человек это делает и на основе чего.

Однако наиболее интересный и практически значимый раздел данной дисциплины - это изучение истинности совершаемых нами приписываний, происхождение закономерных ошибок и искажений.

Мысленно проведем небольшой эксперимент. Вы договорились с друзьями встретиться в метро в конкретном месте. Все собрались, нет только одного. Так или иначе общий разговор и мысли каждого возвращаются к причинам его отсутствия. Один думает: «Саша вечно опаздывает, никак не усвоит привычку выходить заранее». Другой размышляет: «Что-то задержало Сашу, видимо, транспорт подвел (или другая внешняя причина)». Наконец, тому, кто договаривался, может прийти в голову и такое объяснение: «Я неправильно указал Саше место встречи, он ждет нас в другом». Знакомые рассуждения? Какое из них пришло в голову первым лично вам? В различных тематических вариациях данные утверждения составляют три основные причинные схемы.

Иначе говоря - три привычных способа интерпретации причин поведения другого. Первая схема - приписывание причин случившегося себе (я договаривался) или автору ситуации (он договаривался, он и сказал неправильно). Это личностная атрибуция. Склонные к данной схеме люди всегда знают «автора» произошедшего события. Вторая схема - объектная атрибуция, приписывание ответственности тому, с кем нечто произошло. В нашем случае - опаздывающему. Наконец, третья схема - ситуационная атрибуция. «Виноватыми» оказываются обстоятельства.

В жизни мы время от времени пользуемся всеми тремя схемами, но тяготеем, испытываем личную симпатию к одной-двум. Причем что очень важно: используемая схема представляется нам самим не субъективным психологическим пристрастием, а отражением объективной реальности, так сказать, истиной в последней инстанции: именно так и есть, я же знаю. Увы, «...люди склонны думать, что их реакции на реальные вещи основаны на точном восприятии этих вещей. Вместо того, чтобы скромно считать свои впечатления о мире всего лишь его интерпретациями, мы рассматриваем их в качестве объяснений мира или правильных представлений о нем» (Э. Пайнс, К. Маслач). Часто наши дети, наши ученики и воспитанники становятся заложниками каузальных схем взрослых. Ведь одну и ту же поведенческую реакцию взрослый может расценить как «нечто, сделанное назло», «спровоцированное обстоятельствами», «непосредственную детскую реакцию на неудачный комментарий» и др.

Конечно, наши атрибуции не могут быть сплошь ошибочны. Психика, среди прочего, - адаптивный инструмент и, естественно, порождаемые ею сентенции должны соотноситься с реальностью. Но в мире социальных отношений не стоит уповать на безошибочность наших психических построений. Мир этот настолько сложен, перегружен случайностями, индивидуальными смыслами различных людей, что применение любых интуитивных или неосознаваемых шаблонных схем чревато смешными и трагическими ошибками. Пример тому - ошибки каузальной атрибуции.

Социально-психологическая рефлексия- это способность субъекта воспринимать и оценивать основные параметры своих собственных взаимоотношений с другими членами группы.Соц.-психолог. перцепция способность воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений других членов группы между собой. Следует различать интрагрупповую(оценка взаимоотношения своих товарищей по группе, членом которой он сам является) к и интергрупповую(воспринимает и оценивает группу,членом которой он не является(учитель оценивает своих учеников)) соц.-психол. перцепцию.Между этими понятиями есть глубокая связь Пример: познание субъектом взаимоотношений в группе происходит в неразрывной связи с оценкой собственной позиции и сквозь призму этой самооценки. Для изучения соц.-психол. рефлексии и перцепции были разработаны специальные и экспериментальные методы. Различные экспериментальные приёмы выявляют разные аспекты соц.-психол. рефлексии: уровень притязаний- метод «Выбор в действии» и атосоциоматрица, самооценка- атосоциограмма.для изучения соц.- психол. перцепции более продуктивный метод-аутосоциоматрицы, где результаты охватывают такие основные характеристики взаимоотношений, как отношения членов группы к друг к другу, положение членов группы и социометрические установки.


37.Характеристика коммуникативных барьеров и обратной связи в процессе общения. В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах:-обратной связи; -наличия коммуникативных барьеров; -существования различных уровней передачи информации. Обратная связь представляет собой информацию, содержащую реакцию реципиента (лица, получающего информацию) на поведение коммуникатора (человека, передающего информацию). Цель предоставления обратной связи - помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей. Передача обратной связи может осуществляться разными путями: прямой и косвенной. В первом случае информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего. Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации в виде риторических вопросов, насмешек, иронических замечаний, неожиданных для партнера эмоциональных реакций. Коммуникативный барьер. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, а добиться ее адекватного понимания партнерами. От чего же зависит адекватность восприятия информации? Одна из причин - наличие или отсутствие коммуникативных барьеров. Это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается, теряет изначальный смысл или вообще не поступает реципиенту.


38.Понятие социальной перцепции. Функции и источники социальной перцепции. Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения. Основные функции психологии социальной перцепции: 1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение.Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.

1

Целью работы является изучение механизмов формирования социальной компетентности студентов высшей школы в процессе изучения социологии и разработка критериально-диагностических параметров социальной рефлексии и социальной компетентности. В работе раскрыты понятия: социальная рефлексия, социальная перцепция и социальная компетентность. Социальная компетентность рассмотрена нами в качестве продукта рефлексивной деятельности студента, детерминирующей процессы раскодирования актов социальной перцепции. Для измерения выделены структурно-функциональные (когнитивный, эмотивный, деятельностный), определены критериально-уровневые характеристики социальной компетентности. Выделены ключевые объекты рефлексивного анализа курса «Социология»: кризис семьи и проблемы первичной социализации; проблемы национальной и культурной идентичности россиян; ценностные ориентации молодежи, патриотизм как фактор консолидации; проблемы развития гражданского самосознания личности, способной к преобразованию общества. Основные показатели социальной компетентности: осмысление концепта социальной рефлексии; способность к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия; способность к проектированию жизненных стратегий.

компоненты и критерии социальной компетентности.

компоненты и критерии социальной рефлексии

социальная рефлексия

социальная компетентность

социальная перцепция

рефлексивная практика

рефлексия

рефлексивные методы

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с

2. Горбунова, М. Ю. Эмоции акторов и социальные трансформации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012 . – № 2. – С.47-52.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.

4. Ильязова Л.М., Соколова Л.Б. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Электронное текстовое издание. – URL: http://credonew.ru/content/view/464/30.

5. Компетентность социальная Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.

6. Марковская И.М. Основы социально-психологических знаний: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 61 с.

7. Тряпицина А.П. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – Изд-во «Питер», 2013. – 304 с.

8. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. [Под ред. А.А. Орлова]. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – Вып. 1. – С.117-137.

9. Юрова Т.В. Педагогическая рефлексия: диагностика и условия развития. –Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 224 с.

Круг проблем современного образования закономерно связан с многоаспектными и многоуровневыми проблемами общества, обусловленными реорганизацией всех сфер социальной жизни. Качество образования сегодня рассматривается в терминах рыночной экономики и определяется качеством продукта-выпускника, который создает система.

Введение новых федеральных профстандартов, связанных с реализацией парадигмы компетентностного подхода, предъявляет высшей школе новые требования к подготовке кадров.

Очевидно, что вопрос о формировании комплекса необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов не просто важен, но и крайне актуален.

В настоящее время учеными и вузовскими коллективами разрабатываются компетентностные модели, в структуре которых существенную роль играют социальные компетенции.

Формирование у студентов социальной компетентности связано с необходимостью изучения, осмысления и понимания глобализационных процессов социокультурной трансформации современного общества. Высокий уровень социальной компетентности мы рассматриваем не только как существенный фактор успешной адаптации молодого поколения к новой социальной реальности, но и успешного, созидательного участия в ее преобразовании и совершенствовании.

Социальная реальность предъявляет членам общества бесконечное множество фактов взаимодействия на межличностном, социальном и профессиональном уровнях, требующих от «социальных акторов» адекватной включенности в драматургию события .

Успех социального взаимодействия индивидов зависит от уровня социальной компетентности всех субъектов образовательного процесса вуза, формирование и развитие которой представляет собой специально организованный, целенаправленный и управляемый педагогический процесс, основанный на практикоориентированном и компетентностном подходах в изучении дисциплин гуманитарного цикла.

В целостной системе личности, структурными элементами которой являются социальная перцепция - социальная рефлексия - социальная компетентность, социальная рефлексия функционирует как системообразующий механизм, совершенствуя который мы приходим к пониманию того, как меняется личность в результате таких преобразований. Социальная компетентность рассматривается нами как некий продукт социальной рефлексии, детерминирующий личностное и про-фессиональное саморазвитие, взращивание смыслов в образовательном процессе и в социокультурном пространстве.

Подготовка будущего специалиста, основанная на компетентностном подходе, предполагает решение ряда педагогических задач, включающих рефлексивные практики когнитивной, эмотивной и деятельностной направленности.

Особый ресурс, обеспечивающий эффективность формирования социальной рефлексии студентов, сосредоточен в учебной дисциплине «Социология», предлагающей к обсуждению широкий спектр социальных вопросов, актуальность которых определяется временем, а решение знанием социальных теорий и технологий, умением использовать их в социальной практике.

Изучение данной дисциплины предполагает проецирование ее содержания на профессиональную деятельность будущего специалиста, поэтому компетентностный подход в организации образовательного процесса на основе инновационных технологий является одним из ключевых условий формирования социальной компетентности студентов.

Социальная компетентность, по мнению И.А. Зимней и А.В. Хуторского, является интегральной совокупностью множества компетенций социального плана . А.П. Тряпицина также отводит социальным компетенциям ключевую роль в формировании профессиональной компетентности .

По мнению ряда западных специалистов (В. Э. Уайта, Ю. Хабермаса, Т. Кавела) социальная компетентность раскрывает степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации (эмоциональный компонент), достижение реальных целей в особом социальном контексте (деятельностный компонент), использование подходящих теорий и методов и позитивное развитие как результат умственной активности (когнитивный компонент). Социальная компетентность демонстрирует адекватность социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать и понимать других людей.

В поисках подходов к разработке структуры социальной компетентности и выбора диагностического инструментария мы опирались на исследования западных психологов, в частности В. Э. Уайта, который первым обратился к изучению этой проблемы. Он рассматривает социальную компетентность как определенную способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

Ю. Хабермас (Habermas) конкретизируя данное понятие, подчеркивает, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с которыми сталкивается человек в социуме.

В современной западной социальной психологии социальная компетентность определяется, как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации (К. Х. Рубин и Л. Роуз Крэснор) .

В процессе построения структуры социальной компетентности мы опирались на трехкомпонентную модель социальной компетентности Т. Кавела, включающую социальные способности, представления и достижения. В качестве критерия социальной компетентности им выделяется результативность межличностного взаимодействия, социального достижения .

Решая задачу формирования социальной компетентности, необходимо понимать механизмы, обеспечивающие этот процесс. Самым эффективным способом познания мира, механизмом «вживания» исследователя в духовную суть событий культуры и социума, благодаря которому человек учится осмысливать свои желания, мотивы поступков и на основе этого выстраивать стратегию своего поведения и продуктивной деятельности, по мнению Йохана Хейзинга, является рефлексия. Именно рефлексия позволяет формировать социальную компетентность личности .

Термин «рефлексия» несмотря на достаточно определённое конвенциональное значение в философии, психологии, педагогике, социологии имеет разные определения. Локк различает два вида опыта - чувственный опыт (ощущения) и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания о себе, как способ обращенности к самому себе, как метод познания внутренней сущности.

Рефлексия как механизм самоанализа и самокоррекция личности, по мнению Карена Хорни, ведет к сближению «реального и идеализированного образа Я», а самореализацию в профессиональной деятельности он считает «якорем спасения».

Принципиальной трактовкой рефлексии В.А. Лефевром стало понимание рефлексии через категории «смена позиции» или «рефлексивный выход». Кроме того, впервые рефлексия стала рассматриваться как средство управления изменением, развитием систем деятельности .

Современная философия сущность рефлексии в основном сводит к трем процессам - компонентам содержания самой рефлексии: первое, рефлексия - это процесс обращения назад; второе - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний, качеств; третье - это осмысление индивидом социальных реалий в процессе социализации на основе жизненного опыта. В формировании социальной компетентности существенное значение имеет третий компонент рефлексивного процесса, в котором рефлексия обретает особый смысл и новое качество .

Социальная рефлексия представляет собой рефлексивный акт, направленный во внешний план - социум с целью его осмысления, понимания и в случае необходимости - преобразования.

Говоря о социальной рефлексии, следует учитывать ее органичную связь с другим свойством психики - социальной перцепцией, описанной американским психологом Дж. Брунером как факт социальной обусловленности процесса восприятия, понимания и оценки людьми (социальными акторами) «социальных объектов и фактов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей и событий» .

Исходя из этого, социальная рефлексия обнаруживает свойство механизма, обеспечивающего процесс раскодирования актов социальной перцепции, что играет особую роль в образовательном процессе.

Процесс развития социальной рефлексии у студентов, направленный на взращивание личностно-профессиональных и социально-значимых компетенций, реализуемых в социокультурном взаимодействии, способен обеспечить осмысление социальной реальности с опорой на социологическое знание и собственный опыт.

Таким образом, и социальная рефлексия, и социальная компетентность отражают степень конструктивности личности как субъекта социального взаимодействия на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровне.

Исходя из этого, социальная компетентность рассмотрена нами в качестве продукта рефлексивной деятельности студента, которая детерминирует динамику процессов социальной перцепции. Эти процессы обеспечивают новый уровень восприятия социальных объектов и фактов, качественно новый уровень их изучения, а главное, понимание и оценку самих себя, других людей, социальных общностей и событий.

Для измерения нами выделены структурно-функциональные компоненты социальной рефлексии, определены критериально-уровневые характеристики социальной компетентности.

Структура социальной рефлексии включает когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, каждый из которых имеет определенную функциональную специфику. Исходя из понимания нами социальной рефлексии как механизма раскодирования актов социальной перцепции, функциональные компоненты описывают актуальные и проблемные зоны социальной реальности, а также сам процесс ее осмысления и осознания, что и является основой формирования социальной компетентности и ее показателями.

Наличие когнитивного компонента социальной рефлексии выражено в способности к осмыслению концепта социальной рефлексии во всем его многообразии. Во-первых, это рефлексивный анализ и осмысление социальных процессов, связанных с национальной самоидентификацией, с развитием гражданского самосознания и формированием чувства патриотизма; осмысление условий становления здоровой семьи, через осознание культурных традиций и ценностей, поведенческих паттернов и семейных сценариев, во-вторых, это рефлексивный механизм раскодирования актов социальной перцепции.

Эмоциональный компонент социальной рефлексии выражен в способности к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия (социального партнера, социального оппонента); анализу уровня социальной аттракции субъектов общения, определяемых как симпатия, дружба, любовь; анализу уровня аффилиации, т.е. потребности в социальном общении.

Деятельностный компонент социальной рефлексии выражен в способности интерпретировать современные социальные и политические дискурсы; в способности выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности; в способности осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск признаков социальной идентичности, общность ценностей в группе, обществе и т.д.). Способность проектировать жизненные стратегии (социальные паттерны и сценарии отношений в сфере семьи, учебы, работы).

В таблице 1 представлены структурные и функциональные компоненты социальной рефлексии.

Таблица 1

Компоненты социальной рефлексии

Компоненты социальной рефлексии

Структурные компоненты

Функциональные компоненты

Когнитивный компонент социальной рефлексии

(способность конструировать знание и понимание)

1.Осмысление концепта социальной рефлексии.

2. Осознание социальной рефлексии как механизма раскодирования актов социальной перцепции.

3. Осознание социальной рефлексии как значимого фактора, обеспечивающего процесс национальной самоидентификации.

4. Осознание социальной рефлексии как фактора развития гражданского самосознания и патриотизма.

5. Осознание социальной рефлексии как фактора, обеспечивающего становление здоровой семьи, через осознание семейных ценностей и коррекцию поведенческих паттернов и семейных сценариев.

Эмоциональный компонент социальной рефлексии

(способность чувствовать и понимать, что чувствую (ют)

1. Способность к рефлексивному анализу эмоционального состояния субъектов социального взаимодействия.

2. Способность к рефлексивному анализу уровня социальной аттракции субъектов общения.

3. Способность к рефлексивному анализу уровня аффилиации.

Деятельностный компонент социальной рефлексии

(способность делать, понимать, что делаю)

1. Способность интерпретировать современные социальные и политические дискурсы.

2. Способность выделять «индивидуальный» и «социальный»уровни идентичности.

3. Способность осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск признаков социальной идентичности, общность ценностей в группе, социуме и т.д.).

4. Способность проектировать жизненные стратегии.

В качестве критериев социальной компетентности нами выделены: рефлексия знания и понимания (когнитивный компонент), рефлексия чувств (эмоциональный компонент), рефлексия действий (деятельностный компонент). Показателями критериев социальной компетентности являются знания, умения и навыки, имеющие уровень выраженности (высокий, средний, низкий).

Когнитивный компонент демонстрирует уровень знаний и понимания того, что знает студент о структурно-функциональных компонентах социальной рефлексии, механизмах действия и направленности, понимание механизмов социальной рефлексии в формировании социальной компетентности. Эмоциональный компонент характеризует умение чувствовать, понимать, что чувствуешь сам и что чувствуют другие, демонстрируя умение оценивать эмоциональные состояния, уровни социальной аттракции, уровни аффилиации субъектов социального взаимодействия. Деятельностный компонент характеризует действия социальной направленности и сознательное управление ими. Критериями являются умение интерпретировать современные социальные и политические дискурсы; умение выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности; навык анализа публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, групповая идентичность, общность ценностей в группе, социуме и т.д.); умение проектировать жизненные стратегии и т.д.

В таблице 2 указаны критерии и уровни социальной компетентности.

Таблица 2

Критерии и уровни социальной компетентности

Компоненты

Критерии

Когнитивный

(знаю, понимаю, что знаю)

Рефлексия знания и понимания

Знает, понимает

Знает, недостаточно понимает

Знает, не понимает

Структурно-функциональных компонентов социальной рефлексии

Значения социальной рефлексии в формировании социальной компетентности

Эмоциональный (чувствую, понимаю, что чувствую(ют)

Рефлексия чувств

Способен

Недостаточно готов

Эмоционального состояния,

Уровня социальной аттракции,

Уровня аффилиации

субъектов социального взаимодействия

Деятельностный

(делаю, понимаю, что делаю)

Рефлексия действий

Способен

Недостаточно готов

1. Интерпретировать современные социальные и политические дискурсы.

2. Выделять «индивидуальный» и «социальный» уровни идентичности.

3. Осуществлять анализ публичного дискурса в СМИ (патриотические настроения, гражданственность, поиск социальной идентичности, общность ценностей в группе, социуме и т.д.).

4. Проектировать жизненные стратегии.

Социальная компетентность отражает интегративную сущность личности (когнитивную, эмоциональную и деятельностную), являясь продуктом социальной рефлексии, а ее содержание и направленность находят свое выражение в знаниях, ценностях, убеждениях, аналитических, конструктивных и преобразующих способностях, умениях и навыках субъекта образовательной деятельности осознавать и проектировать жизненные стратегии.

Наличие социальных компетенций студента и уровень их сформированности определяется в ходе анализа его образовательных продуктов, включающих контрольные работы, рефераты, курсовые проекты, слайд-презентации, рефлексивные дневники, тестовые задания, экспресс-анкеты, рефлексивные карты, формы и активность интерактивного взаимодействия (беседа, дискуссия, инсценировка, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, социально-психологические тренинги и т.д.).

Библиографическая ссылка

Юрова Т.В. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ. КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24606 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УДК 101.1:316(045)

Чекушкина Елена Николаевна

кандидат философских наук, доцент

кафедры философии Мордовского государственного

педагогического института имени

М. Е. Евсевьева

[email protected]

Elena N. Chekushkina

Candidate of Philosophy, lecturer

Chair of philosophy Mordovian State Pedagogical Institute [email protected]

Социальная рефлексия в гуманитарном знании1 Social reflection in the humanities

Аннотация. В статье анализируется роль и виды социальной рефлексии в гуманитарном знании.

Ключевые слова: знание, деятельность, познание, сознание, социальная рефлексия.

Abstract. ne article analyzes the role and social reflection in the humanities.

Keywords: knowledge, activity, cognition, consciousness, social reflection.

Выявление и изучение роли социальной рефлексии в гуманитарном знании определяется кризисным состоянием современной цивилизации, множеством социальных, политических, экономических, духовных и других процессов и проблем, существующих в обществе и требующих порой незамедлительного решения. Философский анализ социальной рефлексии является важнейшим средством обоснования, уточнения и создания некоторой личностной программы социальной самореализации человека; направлен на развитие стремления человека к самоутверждению, поиску истины; устремлен на формирование общественно-значимых ориентиров и прояснение развития социума.

Радикальные общественные изменения актуализируют рост самосознания социальных субъектов различного уровня от отдельных личностей, групп до всего человечества. Изучение субъективной стороны социальной реальности включает в себя исследование рефлексии, выражающей ее сложность и специфику.

1Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта 2.1.2 «Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 гг.

ния, идентификации, самосознания, самосовершенствования личности, творческих и диалогических процессов, а также коммуникации .

В кратком философском словаре рефлексия определяется как «принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам; необходимый момент всякого философствования, осмысление предельных оснований культуры, бытия и мышления, предметное рассмотрение знания, самопознание, раскрывающее строение и специфику духовного мира человека» .

Латинское «reflecto» означает «отражение», позднелатинское «reflexio» -это «обращение назад». В самом общем смысле рефлексия - процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения. В узком смысле «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного .

Щедровицкий Г. П. отмечает, что рефлексию необходимо рассматривать в «контексте процедур преобразований различных видов деятельности» . Им она понималась как сугубо деятельностная позиция. Схема деятельности разворачивается за счет рефлексии, ее конструктивным принципом служат связи кооперации.

В центре внимания Лефевра находится рефлексия, которой обладают любые типы конкретных субъектов: индивид, группа, организация, государство и т. д. Согласно мыслителю, сознание всегда «эгоцентрично»: оно выталкивает человека в центр мироздания и заставляет взять на себя... всю полноту ответственности за этот мир» .

В современной науке наблюдается интенсивный рост теоретических и прикладных исследований рефлексивных процессов, глубокий анализ их теоретических и методологических оснований. Исследования ХХ века показывают важность анализа рефлексивных аспектов социальных процессов, ценность использования понятия «рефлексия» в социо-гуманитарном знании. Понятие «рефлексия» выступает в качестве особого объекта изучения.

Научные подходы к определению рефлексии представлены двумя направлениями: 1) «экстерналистский», определяющийся развитием науки с точки зрения социокультурной детерминации; 2) «интерналистский» - это противоположный подход, ориентирующийся на внутренние источники развития научного познания.

«Экстерналистский» подход воспроизводит «освещенное» еще Гегелем традиционное понимание рефлексии, ориентирующееся на понимание человеческого сознания как самодетерминирующего феномена.

Недостаточная разработанность «интерналистского» подхода проявляется в недостаточно четком понимании механизмов и степени контроля научного самосознания за развитием науки. Согласно Н. С. Автономовой, «научная рефлексия, в конечном счете, есть «рефлексия практики», т. к. путь рефлексивного движения «детерминирован извне гетерогенными ему (сознанию) факторами» и что научное сознание способно «сознательно контролировать формы, условия и основания процесса познания» .

Традиционный подход исходит из того, что рефлексия обеспечивает конкретизацию целей развития науки, определяемых актуальными социокультурными проблемами. А. П. Огурцов высказывает ценную методологическую мысль о необходимости преодолеть традиционное понимание рефлексии о дополнительности смыслополагающей и смысловыявляющей работы сознания, заключающейся в проникновении во внутреннюю структуру деятельности и выявлении ее целевой направленности в познании мира .

По мнению Л. А. Микешиной, рефлексия есть форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своего мышления, собственных действий, а также мышления и действий других - в целом культуры, науки и их оснований .

Социальная рефлексия - это очень важная функция и механизм, без которого не может быть понят ни один предмет из области гуманитарного знания . Ее результатом является концептуальное выражение социальной теории, позволяющее объяснить сущность, динамику и движущие силы социальной системы.

Социальная рефлексия представляет собой когнитивное основание для адекватного изучения глобальных проблем, создавая возможности для эффективного поиска путей решения возникших затруднений. Она есть процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; знание или понимание субъектом самого себя ; процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого является воссоздание и воспроизведение особенностей друг друга; раскрытие того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, когнитивные представления и эмоциональные реакции. Социальная рефлексия - это способность человека неоднократно обращаться к началу своих мыслей, действий, умение стать в позицию наблюдателя, размышляя над тем, как познаешь, что ты делаешь, в том числе и самого себя.

С. Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывал особый способ существования человека в мире. Он выделяет два способа существования человека: реактивный и рефлексивный. Реактивный - это обычное существование и отношение человека к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Рефлексивный способ существования выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе» .

Стремление понимать и осознавать свои собственные чувства и действия, разъяснить себе тайны мира обнаруживается на всех ступенях развития культуры. Социальная рефлексия представляет способность отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Она «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир: помогает осознать и осмысливать свои поступки, отношения, ценности, конструкты, при необходимости их перестроить, найти новые для этого основания.

Изучение работ, посвященных рефлексии, свидетельствует о том, что она исследуется в следующих основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

В кооперативном аспекте рефлексии акцент, как правило, ставится не на ее процессуальных различиях в их проявлениях, а на результаты рефлексии как деятельности по рефлектированию. Он обеспечивается коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов. Важной является кооперация их совместных действий. Рефлексия интерпретируется как «освобождение» субъекта из процесса деятельности и «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней.

В кооперативном аспекте анализируются субъект-субъектных виды деятельности, с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий. По мнению К. Х. Момджян, необходимым условием существования общества и индивидов является кооперация и координация их взаимных усилий, что без их взаимодействия и взаимовлияния невозможно никакое социокультурное явление .

Рассматривая рефлексию в связи с динамикой кооперативных отношений, Г. П. Щедровицкий отмечает, что для него рефлексия «в ее изначальном и сущностном существовании есть всегда особая кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов и коопе-рантов» .

Исследования И. С. Кона, В. А. Лефевра, В. А. Петровского и др. направлены на выявление специфики коммуникативного аспекта. Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия. Она включает в себя размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица, что отличает его от философского употребления этого понятия. Согласно И. С. Кону, рефлексия - это «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» .

В. А. Лефевр утверждает, что «происхождение рефлексии и все, что с этим связано, может быть понято только исходя из отношения коммуникаций между индивидами» . Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности позволяет партнерам предсказывать и прогнозировать действия друг друга, корректируя свои действия, воздействовать на партнера, проникать в глубины взаимопонимания или, наоборот, намеренно вводить партнера в заблуждение.

В. А. Петровский выделяет два вида рефлексии: ретроспективная и проспективная. Ретроспективная рефлексия выступает в форме ретроспективного восстановления акта деятельности и приводит к возникновению активности. Она направлена на ориентацию в системе условий, способствующих жизненно-значимому эффекту и построению соответствующего образа. Проспективная рефлексия представлена «динамикой переживания потребности в ходе осу-

ществления деятельности и новизной в системе предметных условий. Результатом проспективной ориентировки являются некоторые предметы, которые прежде не воспринимались «как средства, ... выступают теперь в качестве новых возможностей действования его избыточных по отношению к исходной цели деятельности возможностей» .

Считается, что индивидуальная рефлексия (личностная) является вторичной формой: персонифицированным и интериоризированным процессом, который в своей первичной и действительной форме был межиндивидуальным. Этой межиндивидуальной, или коммуникативной рефлексии, по мнению В. А. Лефевра, отдается предпочтение по сравнению с классической рефлексией (т. е. самосознанием), последняя считается более поздним филогенетическим образованием. Например, согласно общему генетическому закону культурного развития, как это описывает Л. С. Выготский, психическая функция появляется на сцену дважды: сначала в социальном плане, только потом - в психологическом . В контексте личностно-ценностного направления современные исследователи трактуют рефлексию как форму психической деятельности, которая проявляется в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций, она характерна для личной интровертированности.

Личностная рефлексия выдергивает человека из бесконечного потока жизни и заставляет встать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Такую способность можно рассматривать как переосмысление стереотипов собственного опыта. Она представляет одну из важных характеристик творчества. Рефлексия - «зеркало», отражающее происходящие в человеке изменения. Человек становится для самого себя объектом управления; основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Развитие личности обычно рассматривается в двух аспектах: а) когда человек конструирует себя, присваивая имеющиеся в культуре ценности, нормы, способы и формы деятельности; б) появляется способность развивать себя и совершенствовать окружающую действительность, преобразуя культуру, создавая что-то новое. Оба аспекта свидетельствуют о том, что совершается переход к самосовершенствованию: у человека возникают новые потенциальные возможности. Появлению возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.

Исследуя рефлексию в контексте проблематики мышления, выделяют интеллектуальную рефлексию. В свое время Н. И. Гуткина была против выделения этого понятия, обосновывая это тем, что любая рефлексия протекает на фоне интеллектуальной деятельности, и каждый тип рефлексии предполагает наличие интеллектуального компонента . С ней солидарен А. З. Зак, который также высказался против этого выделения, отмечая, что рефлексия есть единое универсальное действие - и при познании мира вещей и при познании своего внутреннего мира .

Интеллектуальная рефлексия в контексте индивидуального сознания (самостоятельного мышления) может возникнуть только в том случае, если мышление человека сосредоточено на духовных содержаниях, пребывает в них, созерцает их и познает их. Одним из основных условий возникновения интеллек-

туальной рефлексии считается процесс обучения. Это основное условие отличает интеллектуальную рефлексию от личностной рефлексии (классической рефлексии) и от коммуникативной (нетрадиционной) рефлексии, которые возникают и формируются часто спонтанно в культурной среде (без выбора личностью определенных паттернов культуры) .

В коммуникативном - рефлексия выступает в качестве механизма познания другого человека. Объектом рефлексии выступают представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. В личностном - объектом познания является сама познающая личность, ее качества, свойства, поведенческие характеристики, система отношений к другим. В интеллектуальном - способность анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексия есть процесс решения различных задач.

Рефлексия занимает определенное место в любом научном исследовании. Исследование рефлексии направлено на изучение ее, прежде всего, как процесса. Научная рефлексия связана с накоплением (расширением) и структурированием (свертыванием) знания. Уметь накапливать, обобщать, структурировать знания - это необходимый этап любой исследовательской работы. Новые направления развития неизбежно приведут к рефлексии и снова к свертыванию.

Наличие двух форм познания связано с внутренней и внешней позициями познающего субъекта: а) субъект, занимая внутренние позиции - думает, принимает решения и т. д. Но при этом он не знает и не задумывается над тем - как он это делает; б) субъект, занимая внешние позиции по отношению к самому себе, не только думает, но и наблюдает за тем, как думает, делает и контролирует свои действия.

Итак, социальная рефлексия - это форма теоретической и практической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира общества. Она является не только фундаментальной основой собственно философствования , но и также обязательным условием конструктивного преодоления устаревших знаний; дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, конструировать эффективные и блокировать неэффективные действия; позволяет управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.

Литература

1. Автономова, Н. С. Рефлексия в науке и философии / Н. С. Автоно-мова. - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983. 161 с.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-т. - Т. 2-З. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. 368 с.

3. Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол наук/Н. И. Гуткина. -М., 1983. 24 с.

4. Зак, А. 3. Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста: автореф. дисс. ...канд. психол. наук /А. З. Зак. - М., 1976. 16 с.

5. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М. : Эксмо-Пресс, 1998. -909 с.

6. Кон, И. С. Открытие «Я» /И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1978. 367

7. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев / под ред. А. П. Алексеева. - М. : РГ-Пресс, 2012. 496 с.

8. Мартынова, Е. А. Философия в системе гуманитарного знания / Е. А. Мартынова // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 2. С. 6061.

9. Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.

10. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. - М. : Высшая школа, КД «Университет», 1997. 448 с.

11. Огурцов, А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание / А. П. Огурцов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / отв. ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск, 1987.

12. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

13. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. - М. : «Когито-Центр», 2009. 447 с.

14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989.

15. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2007. 576 с.

16. Чекушкина, Е. Н. Рефлексия как основание педагогической деятельности: социально-философский анализ / Е. В. Мочалов, Е. Н. Чекушкина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 2 (18). С. 110-114.

17. Чекушкина, Е. Н. Социальная рефлексия и творчество: механизмы самосовершенствования / Е. Н. Чекушкина, Е. Н. Родина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. -С. 16-19.

18. Яшкова, А. Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентности / А. Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). С. 116-119.

1. Avtonomova, N. C. Reflection in science and philosophy / N. C. Avtonomova. - Samara: Publishing house of Kazan state University, 1983. 161 p.

2. Vygotsky, L. S. Collected works. Problems of development of the psyche / L. S. Vygotsky / Ed. by A. M. Matyushkin. - M. : Education, 1983. 368 p.

3. Gutkin, N. I. Personal reflection in adolescence: author. diss. ... candles. the course of studies of science / N. I. Gutkin. - M., 1983. 24p.

4. Zack, A. 3. Psychological characteristics of reflection in children of younger age: author. diss. ...candles. the course of studies. Sciences / A. H. Zack. - M., 1976. 16 p.

5. Ilyin, I. A. The path to the evidence /1. A. Ilyin. - M. : Eksmo-Press, 1998.

6. Kon, I. S. Open «I» /1. S. Kon. - M. : Politizdat, 1978. 367p.

7. Short philosophical dictionary / Ed. by A. P. Alekseev. - M. : WG-Press, 2012. 496p.

8. Martynova, E. A. Philosophy in the system of humanitarian knowledge / E. A. Martynov // Humanities and education. - 2010. - № 2. P. 60-61.

9. Mikeshina, L. A. Philosophy of science: Contemporary epistemology. Scientific knowledge in the dynamics of culture. Scientific research methodology: textbook. manual / L. A. Mikeshin. - M. : Progress-Tradition: MSI: flint, 2005. 464 p.

10. Momjian, K. H. An Introduction to social philosophy / K. H. Momjian. - M. : Higher school, KD University, 1997. 448 p.

11. Ogurtsov, A. P. Alternative models of analysis of consciousness: reflection and understanding / A. P. Ogurtsov // Problems of reflection. Modern comprehensive study of/ resp. Ed. I. C. Ladenko. - Novosibirsk, 1987.

12. Petrovsky, V. A. Personality psychology: the paradigm of subjectivity / V. A. Petrovsky. - Rostov n/D: Phoenix, 1996. 512 p.

13. Reflexive approach: from methodology to practice / edited by C. E. Lepskaya. - M. : Cogito Center, 2009. 447p.

14. Rubinstein, S. L. Fundamentals of General psychology: in 2 t. / S. L. Rubinstein. - M. : Education, 1989.

15. Encyclopedic dictionary of philosophy / edited by E. F. Gubsky, Century, Korableva, C. A. Lutchenko. - M. : INFRA-M, 2007. 576p.

16. Chekushkina, E. N. Reflection as the basis of pedagogical activity: social-philosophical analysis / E. C. Mochalov, E. N. Chekushkina // Humanities and education. - 2014. - № 2 (18). P. 110-114.

17. Chekushkina, E. N. Social reflection and creativity: the mechanisms of self-improving / E. N. Chekushkina, E. N. Rodina // Theory and practice of social development. - 2014. - № 12. P. 16-19.

18. Yashkova, A. N. Subjectivity as a psychological prerequisite for the development of career competencies / A. N. Yashkova // Humanities and education. -2012. - № 2 (10). P. 116-119.

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление ». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.

Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый - это объекты внешнего мира; второй - деятельность собственного ума.

На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Рефлексия по Локку - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Он указывал на возможность «удвоения» психики, выделяя в ней два уровня: первый - восприятие, мысли, желания; второй - наблюдение или созерцание структур первого уровня. В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, - только рефлексией.

В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию :

  • Осознания (Выготский Л.С, Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов СЮ. и др.);
  • Мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн СЛ., Семенов И.Н., Степанов СЮ. и др.);
  • Творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.),
  • Общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева СВ. и др.);
  • личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С, Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.).

Л.С Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».

Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна Он подчеркивал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».

С понятиями «рефлексия » и «самосознание » С.Л. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? - что я сделал? - кем я стал?». Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными. В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге - жизни человека.

По словам Я.А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Среди современных разработчиков тории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова.

В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка » (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

А.В. Карпов пишет:

«Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».

В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает:

«Рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания».

Функции рефлексии

Рефлексия выполняет определенные функции . Ее наличие:

  • позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);
  • позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
  • рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.

В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии.

С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:

  • Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к 6удующей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимании и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма;
  • Коммуникативная рефлексия - рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций:

  • познавательную;
  • регулятивную;
  • функцию развития.

Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.

Выделяются несколько этапов осуществления личностной рефлексии :

  • переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых;
  • апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
  • переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности . Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

Интеллектуальная рефлексия - предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют:

  • экзистенциальную;
  • культуральную;
  • саногенную.

Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю.М. Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Н.И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:

  • Логическая - рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
  • Личностная - рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
  • Межличностная - рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.

Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев выделяют следующие виды рефлексии в процессах педагогического общения :

  • Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
  • Коммуникативная рефлексия - заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я - глазами других»).
  • Личностная рефлексия - осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Е.В. Лушпаевой описывает такой ее тип, как «рефлексия в общении », который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».

  • личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);
  • социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»);
  • рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия.

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Уровни рефлексии . А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:

  • 1-й уровень - включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;
  • 2-й уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;
  • 3-й уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;
  • 4-й уровенъ заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.

Формы рефлексии

Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени : ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

Исходя из этого, И.С. Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

Во внутри субъектных формах различают:

  • корректирующую;
  • избирательную;
  • дополняющую.

Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.

Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи.

С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.

Межсубъектные формы представлены:

  • кооперативной;
  • состязательной;
  • противодействующей рефлексией.

Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели.

Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.

Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

Академик М. К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, - конструктивной и контрольной . С позиции конструктивной функции рефлексия - это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия - это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении.

Опираясь на работы Б.А. Зейгарник, И.Н. Семенова, СЮ. Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы :

  • рефлексия в области самосознания;
  • рефлексия образа действия;
  • рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы.

Рефлексия в области самосознания - это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензи-тивной способности человека. Она различается тремя уровнями:

  1. первый уровень связан с отражением и последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;
  2. второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;
  3. третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия - это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.

error: