В чем заключается противоречивость прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса современных учёных

В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой исто­рии: пессимистический и оптимистический.

Пессимистический подход . Представители пессимистического подхода утверждают, что вистории господствует регресс , то есть такой тип развития, для которого характерен переход от выс­шего к низшему, процесс деградации, понижение уров­ня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиод разделил историю на пять веков: золотой, серебряный, мед­ный, бронзовый и железный. По Гесиоду , золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди раз­вращаются, в силу чего каждый последующий век ока­зывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный - железный - век, современный Гесиоду, де­монстрирует полный развал нравственности.

В XX в . появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи «конца истории», глобальных экологических, энергети­ческих и ядерных катастроф. Как правило, идеи общест­венного рефесса разрабатываются в период глубоких со­циальных кризисов и потрясений.

Оптимистический подход . Представители оптимистического подхода исходят из того,что в истории господствует прогресс , то есть такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более со­вершенному состоянию.

Представление о профессии - направленном измене­нии к лучшему - также возникло в древности. Так, Древне - греческий философ Демокрит делил историю об­щества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее), переход от которых характеризует­ся ростом культуры и улучшением жизни людей.

Но особое внимание проблемам общественного про­гресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в . М. Кондорсе . Он разделил историю на десять эпох, которые сме­няют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса яв­ляется возможность развития познавательной способно­сти человека.

Гегель всемирную историю характеризовал как про­гресс в сознании свободы. Он выделял восточную, гре­ко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм ), греко-римская - свободу некоторых (аристократия и де­мократия ), германская - абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, кото­рая является вершиной развития мировой истории.

Поступательное развитие общества . С точки зрения марксистской кон­цепции развития общества, прогресс связан с развитием производитель­ных сил общества, ростом производительности труда, освобождением людей от гнета стихийных общественных сил и эксплуатации человека человеком. Общественно-экономические формации рассматривались как законо­мерные стадии поступательного прогрессивного развития человечества.

Следует отметить, что большинство мыслителей при­знают динамический характер функционирования обще­ства и поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Это видно из развития материаль­ного производства, науки, культуры, социальной струк­туры общества и его политической системы.

Поступательное развитие общества представляет со­бой сложный, многогранный и противоречивый процесс. Общество, как мы отмечали, - это сложная система, включающая ряд подсистем (экономическую , социаль­ную , политическую и духовную ) и элементов. Развитие общества как системы не означает, что все подсистемы развиваются одинаково. Напротив, развитие различных сторон общественной жизни совершается неравномерно. Часто прогресс в одних областях общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей. Слу­чаи кризисов в тех или иных сферах общественной жиз­ни, отдельные попятные движения не меняют общей на­правленности поступательного развития общества, т. е. общественный прогресс является доминирующей тен­денцией развития общества.

Общественный прогресс по своей природе противо­речив. Так, например, прогресс в развитии науки и тех­ники наряду с положительными результатами имеет и негативные последствия: загрязнение природной среды радиоактивными и другими веществами, многочислен­ные нарушения экологического равновесия. Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и ду­ховно-нравственной сторонами деятельности человека. Имеют место углубление социального неравенства, многочисленные нарушения прав человека, проявления национализма, межнациональные конфликты.

Таким образом , общественный прогресс никогда не выступает в чистом виде. Его нельзя представить в виде относительно прямой линии. Он всегда сопряжен с по­пятным движением в определенном направлении, с утра­той некоторой части возможного развития.

Критерии общественного прогресса . Противоречивый характер общественного прогресса ставит вопрос о его критериях . В истории философии существуют различные подходы к проблеме критериев общественного прогресса. Французские просветители критерием прогресса считали развитие разума и науки. Для социалистов-утопистов (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн ) критерием прогресса выступала мораль, нравст­венный принцип. Гегель считал, что критерием прогресса является степень раскрытия идеи человеческой свободы . Для Маркса критерием поступательного развития общест­ва является уровень развития производительных сил .

Все эти критерии важны, но они применимы для изме­рения прогресса в отдельных сферах общественной жизни и недостаточны для характеристики всего прогрессивного

развития общества. Так, критерий разума - это частный критерий в сфере духовной жизни, критерий производи­тельных сил - это критерий в экономической сфере.

Общий критерий должен свидетельствовать о степени совершенства всего общества как целостного организма и самого человека как субъекта истории. Общим крите­рием общественного прогресса является положение чело­века в окружающей природной и социальной действитель­ности . Этот критерий указывает, что важнейшей ценно­стью и целью всего общественного развития является человек. В соответствии с этим выдвигаются такие интегративные показатели прогрессивного развития общест­ва, как степень политической и экономической свободы, уровень удовлетворения материальных и духовных по­требностей, средняя продолжительность жизни, состоя­ние здоровья и т.д.

Таким образом , общественный прогресс направлен к гуманистическим ценностям и приоритетам.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику основных трактовок социального де­терминизма - механической, диалектической, вероятностной.

2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории?

3. Что такое фатализм и волюнтаризм?

4. Почему широко распространено мнение, что цивилизационная и формационная концепции являются альтернативными? Воз­можно ли иное толкование?

5. Что такое прогресс в истории?

6. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

7. Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей в истории и не обращают внимание на роль в ней каждой лично­сти?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские программы.

2. Материальные производства. Социокультурная сущность труда.

3. Мир политической жизни человека и общества.

4. Социальная сфера общественной жизни. Социальное пространство и его составляющие.

5. Общественное сознание. Духовная жизнь общества.

6. Философия истории ее проблемное поле.

7. Источник, движущие силы и субъект исторического развития.

9. Модели исторического процесса.

10. Место России в мировом историческом потоке.

11. Философия культуры: основные стратегии.

12. Единство и многообразие культурного и исторического процесса.

13. Исторические формы отношения человека к природе.

14. Роль науки, информации и техники в развитии современного общества

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4-х т. / Под ред. В.В. Соколова и др. - М., 1969-1972.

2. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. - М., 1984. Т. 4.

3. Августин Аврелий. Исповедь. Петр. Абеляр. История моих бедствий / Сост. В.Л. Рабинович. - М., 1992. Кн. одиннадцатая.

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989.

5. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1999.

  1. Булгаков СИ. Свет невечерний. - М., 1994. Отд. 3. Гл. III.
  2. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

8. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // Соч.: В 3-х т. - М., 1971. Т. 3.

9. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1999.

10. Ивин А.А. Философия истории. – М.,2000.

11. История правовых и исторических учений. – М.,2004.

12. Макиавелли. Государь. - М., 1990.

  1. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии 1994 № 4.

14.Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. – М., 2001.

15. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

  1. Социальная философия / Под ред. Ю.В. Крянева, М.А. Кузнецова, Л.Е. Моториной - М.: Изд-во МАИ, 1996.

17. Социальные знания и социальные изменения. – М., 2001.

18. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.

  1. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.
  2. Философия культуры / Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. - М.: Изд-во МАИ, 1993.
  3. Серебренко Н.И., Соколов А.Э . Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н. Данилевского, О. Шпетлера, П. Сорокина // Философские науки. 1990. №8

Тема 6.2 Глобальные проблемы и будущее человечества .

  1. Современное общество и природа, характер взаимодействия
  2. Философия об общественном процессе, его содержании и противоречивом характере.
  3. Сущность глобальных проблем, их происхождение и пути решения. Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего.
Противоречивость прогресса
Примеры событий и социальных изменений, признаваемых прогрессивными Позитивные проявления и последствия Негативные проявления и последствия
Возрастание и совершенствование материально-производственной деятельности людей Возрастающее количество и качество материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей людей Разрушение природы, непоправимый ущерб среде обитания человека, подрыв естественных основ существования общества
Открытия в области ядерной физики Создание нового источника энергии Создание атомного оружия
Рост крупных городов - урбанизация Многообразные удобства городской жизни, развитая инфраструктура производства и быта Необходимость ежедневного нахождения на транспортных магистралях, загрязненный воздух, уличный шум, стрессы и другие «болезни урбанизации»
Возникновение компьютерных технологий Расширение возможностей творческого труда, повышение его эффективности Компьютерная игромания, новые болезни, связанные с длительной работой у дисплея

Цена прогресса. Это цена, которую человечеству приходится платить за пользование благами прогресса. Например, автопром загрязняет экологию, как следствие мы платим свои здоровьем за возможность ездить на автомобиле. Развитие некоторых отраслей дает возможность выполнения работы автоматами, из-за этого некоторые люди могут лишаться работы. Полеты в космос создают озоновые дыры. Геномодифицированные продукты и добавление антибиотиков, к примеру, в молоко дают долгий срок годности этих продуктов, но отрицательно сказываются на здоровье. И таких примеров может быть множество.

Проблема смысла и направленности исторического процесса. Основные модели исторического процесса. Все имеющиеся представления о направленности, цели и характере исторического развития можно свести к следующим моделям исторического процесса:1.Циклическа я. Суть ее в том, что различные общества, когда-либо существовавшие в истории, включая и современные общества, проходят одни и те же замкнутые циклы рождения, подъема, упадка и гибели (мифологические представления, античные философы, концепции локальных культур Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, циклическая модель общества П.Сорокина).2.Линейная . Представление о восходящем поступательном развитии истории, переходе общества от низших менее совершенных форм жизни к более совершенным. Линейная модель истории является прогрессистской. (философия Просвещения, позитивизм, теории технологического детерминизма У.Ростоу, О.Тоффлера).3.Спиралевидная . Данная модель является своего рода синтезом линейной и циклической (круговой) модели. Она также представляет историю как прогресс, но основывается на диалектическом понимании исторического развития, в котором каждый новый этап является одновременно и отрицанием, и сохранением предыдущих этапов развития (идеалистическая философия истории Г.Гегеля, исторический материализм К.Маркса).4.Постмодернистская и нелинейная модели . Постмодернистская модель основана на представлении о современном состоянии общества как «состоянии постмодерна» («постсовременности»), в котором история лишается смысла и единой цели своего развития, а притязание на такой смысл обнажается и разоблачается как метафизическое притязание на господство (философы-постмодернисты Ж.Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж.Деррида). Нелинейная модель формирует представление об истории не как о прогрессивном и линейном развитии, а как о процессе неопределенном и хаотическом (представители синергетики, представители постмодернизма). Синергетика говорит о всяком развитии как о процессе неопределенном. Мир стоит перед точкой бифуркации, где соотношения порядка и хаоса меняется и наступает ситуация непредсказуемости. Основное значение придается случайности как фактору, определяющему нелинейный характер исторического процесса и самоорганизацию общества.

Человечество как социальная общность .Социа́льная о́бщность (англ. community - общность, сообщество,объединение, единство, неразрывность) - реальное объединение людей, объективно заданное способомих устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъектсоциального действия.

Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющееразличные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожестьжизнедеятельности и сознания. Этимологически слово «общность» восходит к слову «общее». Философскаякатегория «общее» - это не похожесть, не повторяемость и не одинаковость, а единство различий,связанных между собой в рамках единого целого, или единое во многом (единство многообразного).

Cоциальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом(в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формойсуществования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе историческогоразвития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности - социальные общности.



Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражаетповседневную форму их коллективной жизнедеятельности - объединение. Социальные общностиразличного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей.

Многообразие. Современное человечество - это 6 млрд землян, тысячи больших и малых народов, около двухсот государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни. Одна из причин многообразия мира - различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека. В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого оружия. Естественная среда обитания влияет и на политическое устройство государств, и на отношения между людьми, и на складывающиеся формы собственности. В самом деле, почему появилась частная собственность на землю в Древней Греции и Риме? Среди других причин этому способствовали природные условия. Разнообразный ландшафт - горы, долины, леса, множество небольших рек - затруднял образование у древних греков и римлян больших общин. Твердые почвы требовали тяжелого труда земледельцев, суровые зимы побуждали заботиться о создании запасов продуктов, семян для будущего урожая. Все это заставляло надеяться прежде всего на собственные силы. Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Вот что писал об этом Г. Плеханов: "Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, можно сказать, что для каждого общества существует, в свою очередь, известная общественная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний, испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то же время другим обществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде, которая может быть - и действительно часто бывает - очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия... в процесс общественного развития". Вы уже знаете, что в каждую историческую эпоху, с момента появления первых цивилизаций, существовали различные их типы. Сохранилось ли это цивилизационное многообразие и в современном мире?

Взаимосвязь и целостность современного мира. Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой - целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее.

О многообразии современного мира говорят такие факты:
на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи;
в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства;
эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни;

Многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений;
велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.
Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.
Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного» (см. билет № 18).
Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанное™. Факторами его целостности являются:
развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения;
развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества - с другой;
развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;

Острота глобальных проблем (см. билет № 19), которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира. Глобализация порождает серьезные проблемы и противоречия. Отметим некоторые:
представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказались несостоятельны;
баланс природы и общества нарушен;
темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой;
нарастает разрыв между развитыми в экономическом отношении странами и странами «третьего мира»;
усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных различий

Противоречия современного общественного развития. 1. В истории человечества практически незаметно наступает новая эра. Она характеризуется выдвижением на первой план противоречия между обществом и природой в той его форме, когда небывалые ранее темпы производственной деятельности людей ведут к изменению состояния биосферы, грозящему человечеству самоуничтожением. Природа становится не в состоянии поддерживать такое положение в биосфере, в рамках которого человек как индивид и как вид мог бы приспособиться к изменению природной среды.

2. Такое положение возникло закономерно в связи с тем, что стихийно-естественное развитие общества не в состоянии нейтрализовать негативные последствия для человечества его производственной деятельности. Стремительно приближающееся время такого необратимого изменения природной среды, которое означает неизбежную гибель человечества, вынуждает человеческое общество начать смену естественно-исторического способа существования на искусственно-исторический процесс 1 .

3. Конфликт между материальным производством и сохранением качества природной среды, обеспечивающего существование человечества, реально возможно разрешить лишь путем сокращения объема материального производства. Здесь возможны варианты: сознательно проведенным сокращением численности населения планеты, или путем ограничения человечеством потребления при имеющейся численности населения, или различным сочетанием того и другого. Все это, в свою очередь, предполагает увеличение степени влияния субъективных факторов путем придания максимально осознанного характера всем общественно значимым формам деятельности. Наступает время творить историю сознательно, под контролем общества. Это не значит, что объективные законы общественного развития замещаются законотворчеством людей 2 . Но это означает, что общество уже ближайшего будущего должно действовать так, чтобы, изменяя объективные условия, включать в действие благоприятные для человечества закономерности, порождаемые этими новыми условиями 3 . Такое возможно лишь в условиях научно-обоснованного глобального планирования.

4. Жизненная необходимость четкой плановой организации жизни человечества требует усиления регулирующей роли государств и координации этой их деятельности. Здесь возможны варианты.

В настоящее время человечеству навязывается вариант создания единого управляющего центра. Его пытаются осуществить и небезуспешно, США установлением своего мирового господства с опорой на закономерности капитализма. А это означает использование капиталистического принципа выживания одних за счет других. В принципе это не исключено. Но такой вариант встречает противодействие других государств, а из-за колоссального сопротивления основной массы населения реализации принципа "благополучие одних за счет других" весьма вероятен социальный хаос. Поэтому реализация данного варианта может не уложиться в отведенное природой человечеству время разрешения главного на сегодня противоречия. На этом основании можно утвердить, что новая эра в истории человечества не будет связана с капитализмом.

Не будет она и коммунизмом, поскольку его основной принцип "каждому по потребности" в наступившем столетии невозможно осуществить в условиях ограниченных ресурсов и сдерживания материального производства.

Другой вариант связан с реализацией принципа совместного для государств глобального планирования.

Определенные предпосылки этого заложены деятельностью ООН, ОПЕК и ряда других международных организаций. Данный вариант предпочтителен по целому комплексу показателей, хотя и в нем имеется большое количество препятствий. Поскольку создание необходимых условий для планомерного развития человечества в большей мере обеспечивает установление общественной собственности на средства производства, будущее состояние общества больше всего сходства будет иметь с социализмом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

· Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.

· проблема «Север-Юг» - разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

· угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

· катастрофическое загрязнение окружающей среды;

· снижение биоразнообразия;

· обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;

· глобальное потепление;

· озоновые дыры;

· проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

· демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;

· терроризм;

· астероидная опасность;

· недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф;

· социальное неравенство - разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;

· возрастающая в результате роботизации безработица, в сочетании с отсутствием безусловного основного дохода.

· насилие и организованная преступность.

· Парниковый эффект;

· Кислотные дожди;

· Загрязнение морей и океанов;

· Загрязнение атмосферы.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи. Среди глобальных проблем наибольшую опасность для человечества представляют военная и экологическая проблемы. Экологическая ситуация с каждым днем ухудшается, а конфликты между цивилизациями, в частности европейской (западной) и мусульманской, обостряются

Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. С конца 60-х годов XX века глобальные проблемы человечества оказались в центре внимания ученых самого различного профиля – экономистов, социологов и философов, политиков, специалистов в области экологии, компьютерного моделирования. Исследования этих проблем проводятся в тесной связи с изучением перспектив развития мировой цивилизации.

Человечество в настоящее время находится, говоря языком синергетики, в зоне опасной бифуркации (лат. bifurcus раздвоенный – приобретение нового качества в движениях динамической системы). Реальной является как возможность дальнейшего развития современной цивилизации, так и ее общая гибель. Продлить существование человечества можно, лишь перейдя к управляемому развитию. Поэтому сегодня эта проблема является самой кардинальной. Она не терпит отлагательств и требует деятельного участия в ее решении всех людей, но особенно тех, кто управляет странами и народами, кто определяет политику, в чьих руках ресурсы. А здесь возникает другая проблема… По подсчетам экспертов ООН, которые были оглашены на Международной конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), необходимо было до 2000 года инвестировать в экологические проекты не менее 600 млн. долларов, чтобы снизить темпы разрушения природной среды. Однако такие капиталовложения сделаны не были и состояние среды продолжает ухудшаться.

Осознание этого факта приводит к концепции экологически приемлемого развития. Эта концепция является исходной для позиции Римского клуба – международной организации, созданной в 1968 году для анализа особенностей развития современной цивилизации.

В Международных конвенциях, а также в документе «Повестка дня на ХХI век» конференции в Рио-де-Жанейро изложены основы стратегии поддерживаемого, устойчивого развития – УР («Программа действий. Повестка дня на ХХI век» и другие документы конференции «За наше будущее». – Женева, 1993 год).

Ø Борьба с бедностью.

Ø Снижение ресурсопотребления современной техносферы.

Ø Сохранение устойчивости биосферы.

Ø Учет природных закономерностей в принятии решений, относящихся к политической, экономической и социальной сферам.

Концепция УР представляет собой по существу сценарий нулевого роста . Как заявлено, она нацелена на «удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность других поколений удовлетворять свои собственные потребности». Вместе с тем концепция УР наиболее пригодна для экономически развитых стран (с населением 1 млрд. человек), которые имеют средства для переориентации своих экономик на экологический стиль в ближайшие 20 лет, и это вызывает вопросы со стороны ряда развивающихся стран. Тем не менее предполагается, что, оказавшись лидерами в решении экологических проблем, развитые государства смогут со временем «вытянуть» другие страны на рубежи УР. Таким образом, концепцию УР можно было бы рассматривать как тактическое средство решения экологических проблем, дающее время, чтобы выйти на рубежи их стратегического решения. Однако преодоление экологических и других глобальных проблем требует перестройки мировоззрения людей, смены ценностей в области материальной и духовной культуры.

Основой устойчиво развивающегося общества всегда является человек, отошедший от привычного эгоцентризма и антропоцентризма, признающий самоценность природы, и познавший себя, свои истинные потребности. Под таковыми могут пониматься только те, которые гарантируют духовное качество личности, действительную полноту жизни человека и общества и тем самым позволяют на новых основаниях строить отношения с природой. В самых общих чертах, это, прежде всего, такие естественные потребности, как жизнь, безопасность, пища, познание, общение, творчество. По мере развития общества они приобретают все более содержательные и одухотворенные способы удовлетворения. Это предполагает отказ от ненужного, избыточного потребления, которое развращает и тело, и душу.

Сами по себе научные, правовые, политические и социально-экономические способы смягчения экологической ситуации при всей их важности и необходимости будут мало эффективны до тех пор, пока не сформируется новое экологическое сознание, новые нормы отношения к природе. То, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Человек должен почувствовать себя членом планетарного сообщества и отказаться от опасной антропоцентрической установки на господство над природой.

Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенными потерями, отступлениями, попятным движением в обратном направлении. Ж.-Ж. Руссо первым обратил внимание на противоречивость исторического прогресса, который, по его мнению, оказывает самое отрицательное воздействие на нравы людей и на жизнь общества в целом. Развитие науки и искусства, по Руссо, совместно с порождаемой ими роскошью, ведут к развращению нравов, к утрате добродетели, мужества и, в конечном счете, к гибели народов и государств. Он обращает внимание на то обстоятельство, что в ходе исторического развития прогресс в одних областях сопровождается регрессом в других. Обнаруживается вопиющий разрыв между развитием общества, успехами культуры и цивилизации, с одной стороны, считает Руссо, и положением народа, который своим трудом содержит все общество, а получает меньше всех, с другой. Позиция Руссо противоречива. В нем сталкиваются мыслитель и моралист. Как мыслитель он рисует поступательное движение в ряде важнейших областей жизни: в промышленности, земледелии, науке и т.д. Как моралист он переживает нищету народа и его бесправие, болеет за него всей душой. В результате - осуждение цивилизации, доходящее до отрицания прогресса в истории человечества.

Общество представляет собой сложный социальный организм, имеющий разные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), каждая из которых имеет специфические законы функционирования и развития. Внутри каждой сферы происходят различные процессы, совершается разнообразная человеческая деятельность. Все эти процессы и все виды деятельности взаимосвязаны между собой и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, при определенных условиях развитие тех или иных процессов и видов деятельности может стать тормозом развития других видов деятельности.

Так, на протяжении веков происходил прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, сложным механизмам, автомобилям, самолетам, космическим ракетам, мощным компьютерам и сложным технологиям. Но прогресс техники и технологий привели к разрушению природы, создав реальную угрозу существованию человека как вида. Развитие ядерной физики не только позволило использовать новый источник энергии и создать атомные электростанции, но и мощное ядерное оружие, способное истребить все живое на земле. Использование компьютеров, с одной стороны, расширило возможности творческого труда, ускорило решение сложнейших теоретических проблем, а с другой - создало реальную угрозу здоровью людей, занятых длительной работой у дисплеев.



И, тем не менее, можно с уверенностью говорить о том, что общество, в конечном счете, движется по пути прогресса. Об этом свидетельствуют наиболее общие показатели общественного движения. Прежде всего, следует отметить, что от эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств производства, развития новейших технологий и совершенствования организации труда. Происходит постоянное совершенствование качества рабочей силы вследствие расширения научных знаний и производственных навыков, приобретаемых человеком в процессе социализации и профессиональной подготовки. Одновременно с развитием производительных сил идет рост объема научной информации.

Наука становится производительной силой и все активнее участвует в создании материальных ценностей. Наука включается в процесс производства по нескольким направлениям: 1) через технику, технологию и предметные условия производства; 2) через развитие созидательных способностей участников производства; 3) через принципы организации и управления производством и обществом в целом.

Под влиянием прогрессивного развития общественного производства совершенствуются и расширяются общественные потребности и способы их удовлетворения. Вследствие развития производительных сил происходит совершенствование производственных отношений, которые создают необходимые и достаточные условия для удовлетворения потребностей и интересов всех слоев современного общества.

Относительность общественного прогресса – понятие общественного прогресса не применимо к некоторым областям общественной жизни. Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.

Вспомним факты из истории XIX-XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.)
Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Вы уже знаете, например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

:

1. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях.

2. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой.

3. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах.

4. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.

Рассмотрим примеры .

Противоречивость общественного прогресса Примеры
1.Прогресс в одной области не является прогрессом в другой. Рост производства прогрессивно влияет на материальное благополучие людей→отрицательное влияние на экологию природы.
Технические устройства, облегчающие работу и быт человека, → неблагоприятное влияние на здоровье человека.
2.Прогресс сегодня может обернуться катастрофой. Открытия в области ядерной физики (рентгеновские лучи, деление ядра урана) →оружие массового поражения – ядерное оружие
3.Прогресс в одной стране не влечет прогресс в другой. Тамерлан способствовал развитию своей страны → ограбление и разорение чужих земель.
Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровню развития народов Европы → разорение и стагнация общественной жизни в разоренных странах Востока.


Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Причины глобализации :

переход от индустриального общества к информационному.

переход от альтернативного выбора к многообразию выбора.

использование новых коммуникационных технологий.

Основные направления :

деятельность транснациональных корпораций (ТНК), имеющих свои филиалы по всему миру.

глобализация финансовых рынков.

международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов.

создание международных организаций в экономической и финансовых сферах.

Факторы глобализации :

изменение средств коммуникации – соединение в единый информационный поток всех регионов планеты.

изменение транспорта – быстрота и доступность передвижения из одной части света в другую.

характер современной техники – непредсказуемые последствия прогресса и НТР становятся угрозой всего человечества.

экономика – экономическая интеграция (производство, рынки и т.д.).

глобальные проблемы – решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

Позитивные последствия процесса глобализации :



стимулирующее влияние на экономику.

сближение государств.

стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике.

возникновение социокультурного единства человечества.

Негативные последствия процесса глобализации :

насаждение единого стандарта потребления.

создание препятствий для развития отечественного производства.

игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.

навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

оформление идеи соперничества.

утрата каких-то специфических черт национальных культур.

1. Противоречивость общественного прогресса

Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Ношо sapiens (человек разумный) как биологический вид стоит выше на лестнице эволюции, чем его предшественники - пите-кантропы, неандертальцы. “Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетике, от примитивных средств перевозки к автомобилям, самолетам, космическим кораблям” 1 . Прогресс техники всегда был связан с развитием знаний, а последние 400 лет - с прогрессом в первую очередь научного знания. Человечество освоило, окультурило, приспособило к потребностям цивилизации почти всю землю, выросли тысячи городов - более динамичных по сравнению с деревней видов поселения. В ходе истории совершенствовались и смягчались формы эксплуатации, и с победой социализма эксплуатация человека человеком вообще ликвидируется.

Казалось бы, прогресс в истории очевиден. Но это отнюдь не общепризнано. Во всяком случае, имеются теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.

И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней (например, уже известно, что длительная непрерывная работа с компьютерными дисплеями отрицательно сказывается на зрении, особенно у детей, дает дополнительные психические нагрузки, способные вызвать у некоторых людей психические отклонения) и кончая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью.

Развитие цивилизации принесло с собой явное смягчение нравов, утверждение (во всяком случае, в сознании людей) идеалов гуманизма. Но в XX веке произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества; Европу залила черная волна фашизма, объявившего во всеуслышание, что вполне правомерно порабощение и даже уничтожение людей, третируемых в качестве представителей “низших рас”.

До сих пор в ЮАР цепко держится за свои привилегии система апартеида, также основанная на разделении людей на “высшую” и “низшие” расы. В XX столетии мир время от времени потрясают вспышки терроризма со стороны правых и левых экстремистов, для которых человеческая жизнь - разменная карта в их политических играх. Широкое распространение наркомании, алкоголизма, преступности - организованной и неорганизованной - разве все это является свидетельством прогресса человечества? И разве все чудеса техники и достижение взаимодействия, закона, который выражает сущность исторического процесса, определяет его прогрессивную направленность его основные движущие силы

И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания относительного материального благополучия в экономически развитых странах сделали их жителей во всех отношениях более счастливыми.

Кроме того, в своих действиях и оценках люди руководствуются интересами, и то, что одни люди или социальные руины считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций. Переход от капитализма к социализму для представителей марксистского мировоззрения есть безусловный прогресс, несмотря на все сложности, возможные зигзаги и противоречия. Но с точки зрения буржуазии, ее классовых интересов, этот переход прогрессивным вовсе не выглядит. Однако дает ли это основание сказать, что понятие прогресса целиком зависит от оценок субъекта, что в нем нет ничего объективного?

2. Объективный критерий прогресса

Можно поставить вопрос так: существует или нет объективный критерий общественного прогресса? Если он существует, значит, руководствуясь им, возможно, выявив направленность социальных изменений, показать, что их оценка как прогрессивных или регрессивных имеет объективные основания, независимые от позиции субъекта и характера его интересов. Если же такого критерия не существует, тогда оправдана релятивистская трактовка прогресса, то есть его признание или отрицание произвольно и зависит от субъективных оценок.

С позиций материализма проблема эта решается вполне однозначно. Развитие общества - закономерный процесс. “Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда” 1 . Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами природы, о возможностях их использования в качестве материальных оснований человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений.

Чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. В сопоставлении с ним определяется прогрессивность того или иного общественного строя.

Развитие общественного человека в основной сфере ею деятельности - в производстве - есть база для его развития и во всех других сферах деятельности. Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали: “Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят” 1 . Человек - субъект, в отличие от других элементов производительных сил, и в общественном производстве лежат истоки всей его жизнедеятельности. Так, субъективные качества пролетариата, которые формируются в процессе его трудовой деятельности, сплоченность, чувство коллективизма, классовая солидарность и т. п., проявляют себя не только в производстве.

Итак, высшим и всеобщим, объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека 2 .


Должного и сущего, формирования норм и идеалов, соответствующих объективным требованиям, предъявляемым информационной цивилизацией к личности и обществу. 2. Существующие проблемы прогресса сферы морали Основными проблемами прогресса в сфере морали являются: 1. Добро и зло. В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение...


... % вместо 31,3 % в 2006 г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель первой части комплексной дипломной работы состояла во всестороннем анализе и оценке результатов функционирования растениеводства ООО "Прогресс-Агро" Песчанокопского района Ростовской области, выявлении нерешенных проблем отрасли, обосновании финансовых и связанных с ними организационно-управленческих мероприятий по повышению ее экономической эффектив




Что остальные факторы останутся неизменными. При снижении себестоимости 1 т рапса на 1 %, уровень рентабельности его производства возрастет на 0,35 %, притом же условии. 2.3 Пути повышения эффективности производства рапса в СПК “Прогресс-Вертелишки” Гродненского района Как было отмечено в п. 2.1, уровень рентабельности производства рапса упал за период с 1995 по 2004 гг. Проанализировав...

Так что принципы работы с ними (анализ и описание, построение рассказа по ним) в общем не будет кардинально отличаться от работы с плоскостными изображениями. Все иконографические произведения, рассматриваемые нами в качестве объекта анализа на уроке истории, объединяются и замещаются далее обобщающим термином "картина". Алиса в известном произведении Льюиса Кэрролла справедливо заметила, что " ...

error: