Темы семинаров по фгос для учителей физики. Районный семинар учителей математики, физики и информатики. требования комплексного подхода

«Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности»

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

11 ноября 2015 года на базе МОУ СОШ № 7 с.Стародубского состоялся семинар для учителей физики общеобразовательных организаций Будённовского района по теме «Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности», в котором приняли участие 19 человек из 19 учреждений района.

Цели семинара: систематизировать знания слушателей о федеральном государственном образовательном стандарте, современном уроке в свете внедрения ФГОС второго поколения;

организовать обмен опытом работы учителей по проблеме семинара;

сформировать мотивационную готовность участников к педагогической деятельности по реализации стандарта.

Задачи семинара:

сформировать мотивационную готовность слушателей к педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностной парадигмы образования.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Для того чтобы уровень современного урока был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? На все эти вопросы попыталась ответить Копылова Е.Г., учитель физики МОУ СОШ №7 с.Стародубского, которая в рамках семинара дала урок физики в 10 классе по теме «Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства».

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Тема мастер-класса учителя физики МОУ СОШ №8 п.Катасон Кудрявцевой Т.В. «Повышение познавательной активности учащихся через внеурочную деятельность». Татьяна Викторовна своим выступлением подчеркнула, что если учитель не владеет, достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. А, следовательно, активизировать познавательную активность учащихся в предметной области «Физика». Учителя-предметники на данном этапе семинара выступили в роли разработчиков исследовательского проекта по теме «Шумовое загрязнение».

В ходе семинара учителя физики стали активными участниками круглого стола «Создание условий для личностного роста ученика», на котором выступила Кудренко Н.В., директор МОУ СОШ № 7 с.Стародубского.

Одним из условий личностного роста ученика является рост педагогического мастерства самих учителей. А это значит, что современный учитель физики должен владеть новым видом методической продукции - технологической картой урока.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Результатом круглого стола стало создание технологической карты урока по физике по теме «Проводник» (7 класс).

Штраух Г.И., зам.директора по УВР МОУ СОШ №7 с.Стародубского, провела практическое занятие с педагогами по теме «Интерактивные плакаты как структурный элемент преподавания физики».

Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. По сравнению с обычными полиграфическими плакатами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.

Галина Ивановна познакомила с технологией создания мультимедийных интерактивных учебных материалов - Web 2.0 LearningApps.org. С помощью данного мультимедийного приложения учителя физики создали интерактивный плакат, который в оригинальной и красочной форме отразил ожидания и впечатления участников от прошедшего семинара.



27.11.2014

Районный семинар для учителей физики

«Инновационная деятельность педагога в условиях внедрения и реализации ФГОС» или «ФГОС: как обучать по-новому»

26 ноября 2014 года на базе МОУ СОШ № 12 п.Терек был проведён научно-практический семинар для учителей физики общеобразовательных организаций Будённовского района по теме «Инновационная деятельность педагога в условиях внедрения и реализации ФГОС» или «ФГОС: как обучать по-новому», в котором приняли участие 17 человек из 16 учреждений района.

Каждый участник семинара посетил урок физики в 7 классе по теме «Сила» (Гетманова И.Н., учитель физики МОУ СОШ №12 п.Терек), который позволил ответить на вопрос: как на сегодняшний день педагогам, включившимся в работу по ФГОС, правильно организовать образовательный процесс по новой форме.

В ходе семинара учителя физики стали активными участниками круглого стола «Из опыта работы», на котором выступила Филипенко Д.А., педагог-психолог МОУ СОШ № 12 п.Терек, с темой «Психолого-педагогическое сопровождение учителя в условиях внедрения ФГОС», целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности. Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-то изменять в своей работе.

Тема выступления учителя физики МОУ СОШ №8 п.Катасон Кудрявцевой Т.В. «Новые подходы к профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС ООО» позволила раскрыть такие понятия, как профессиональная компетентность педагога, требования, которые предъявляют к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время.

Учителя физики побывали в интерактивном музее «Инновационная деятельность на уроках физики», организованном Копыловой Е.Г., учителем МОУ СОШ №7 с.Стародубского, где были рассмотрены формы и методы использования интерактивной доски и флеш-презентаций на уроках.

Полунова И.И., учитель МОУ СОШ №1 с.Покойного, познакомила с особенностями современного урока в аспекте содержания ФГОС. Квик-настройка, проведенная Гетмановой И.Н., позволила педагогам настроиться на оптимистичный рабочий лад, психолог Д.А. Филипенко провела анкетирование с целью выявления слабых и сильных сторон при проведении и организации семинара.

Педагоги отметили высокий научно-методический уровень организации и проведения семинара, огромное значение его в совершенствовании профессионального уровня, повышении квалификации, распространении передового педагогического опыта. 27 марта 2013 года прошли очередные заседания районный методических объединений, приоритетными направлениями в работе которых стали:

  • - использование новых цифровых технологий в рамках внедрения ФГОС;
  • - применение интерактивных средств на уроках с целью повышения мотивации и эффективности учебного процесса;
  • - развитие творческих способностей воспитанников;
  • - использование системно-деятельностного подхода с внедрением ресурсного и учебно-лабораторного оборудования для роста результативности и успешности учащихся.

Творческий подход руководителя районного методического объединения учителей физики к своей деятельности позволил провести обучающий семинар-практикум «Мастерская по обмену опытом работы по использованию интерактивных средств обучения» на базе МОУ СОШ № 2 г. Будённовска, директор Припадчева Т.И., руководитель м/о Купаева Г.В.

Программа семинара




20.06.2017 Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» и «Просвещение» 14 – 16 июня 2017 года провели обучающий семинар по теме: «Актуальные вопросы преподавания астрономии и физики в условиях модернизации системы образования».

В новом учебном году предмет «Астрономия» вернется в российские школы, поэтому на семинар вынесен обширный круг вопросов. Обсуждение, в первую очередь, коснулось проекта стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии, а также методических рекомендаций по его внедрению и реализации. Стандарт по астрономии предполагается внести в формате изменений в федеральный компонент ГОС 2004 года, а также во ФГОС среднего общего образования 2012 года.

На семинар были приглашены ведущие методисты по физике ИПК, ИРО и центров развития образования, а также учителя высшей квалификационной категории.

Программа семинара была плотной и насыщенной выступлениями ведущих специалистов в области изучения астрономии и физики.

На семинаре выступила Демидова Марина Юрьевна , доктор педагогических наук, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ», руководитель ФКР ЕГЭ по физике. Тема ее выступления: « Система оценки учебных достижений по физике и астрономии: основные подходы, модели инструментария оценочных процедур».

Особый интерес вызвало выступление Никифорова Геннадия Григорьевича , кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории дидактики физики Института содержания и методов обучения РАО, заместителя председателя Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике. Он продемонстрировал новое оборудование для ОГЭ и ЕГЭ, показал ряд фронтальных экспериментов для обучающихся 10-11 классов.

Генденштейн Лев Элевич, автор линий учебников издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», кандидат физико-математических наук начал свое выступление с метода исследования ключевых ситуаций и реализации системно-деятельностного подхода при изучении физики, а также рассказал, как пробудить интерес к решению задач помощью постановки их условий.

Автором была представлена полная информация о принципах построения учебников, о методических особенностях, методах и компонентах УМК, о форме подачи материала, а также новых возможностях использования учебно-методического комплексав условиях реализации требований ФГОС.

Особый акцент сделан на особенностях внедрения метода исследования ключевых ситуаций в преподавании физики в 7-11 классах; практико-ориентированный подход.

Булатова Альбина Александровна , автор линий учебников издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», учитель высшей квалификационной категории, рассказала, как организовать учебно-исследовательскую деятельность с помощью фронтальных экспериментов.


Отсутствие исследовательской и проектной деятельности порождают известные вопросы учащихся «Откуда это появилось?», «Для чего мы все это учим?». Эти вопросы, с одной стороны, указывают на дефицит смыслов, возникающий у школьников в ходе обучения, с другой – на желание преодолеть этот дефицит. Последовательное выстраивание образовательного процесса и образовательного пространства, в котором «естественным» образом ведется исследовательская деятельность, может существенным образом изменить отношение подростков к учебе.

Еще до проведения эксперимента необходимо подвести учащихся к выводу о том, что существует проблема , которая может быть разрешена только опытным путем. Потом с участием школьников надо спланировать и выполнить эксперимент , результаты которого могут дать решение этой проблемы. После выполнения эксперимента в форме самостоятельного опыта, школьников следует провести коллективное обсуждение его результатов и сформулировать выводы .


Кошкина Анжелика Васильевна , автор линий учебников издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», методист Архангельского ИРО, учитель высшей квалификационной категории рассказала, что целью современного качественного образования не может быть только приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Поэтому очевидно, что задача учителя - не столько передать ребёнку сумму знаний, сколько научить его учиться, мыслить, ведь только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Как этого достичь?

Ответ на этот вопрос сегодня дают Федеральные государственные образовательные стандарты, выдвигающие требование достижения не только личностных и предметных, но и так называемых метапредметных результатов. Последние предполагают, что ученики будут владеть универсальными учебными действиями информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.


Корнильев Игорь Николаевич , автор линий учебников издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», кандидат физико-математических наук, руководитель центра проектно-исследовательской и инновационной деятельности ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования». Тема его выступления: «Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики и астрономии». Игорь Николаевич обратил внимание на возможности применения подручных средств для проведения различных исследовательских работ.

Проектная деятельность, применение метода проектов связано с большими преимуществами:

  • Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
  • На всех этапах выполнения проекта применяется системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.
  • Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
  • Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность

Игорь Николаевич привел классификацию типов проектов:

  • По характеру проектируемых изменений: а) инновационные; б) поддерживающие.
  • По направлениям деятельности: а) образовательные; б) научно – технические; в) социальные.
  • По особенностям финансирования: а) инвестиционные; б) спонсорские; в) кредитные; г) бюджетные; д) благотворительные.
  • По масштабам: а) мегапроекты; б) малые проекты; в) микропроекты.
  • По срокам реализации: а) краткосрочные; б) среднесрочные; д) долгосрочные.

Семинар завершил свою работу «Круглым столом». Методисты, учителя, авторы, представители издательств еще раз обратили внимание на факторы повышения качества образования и эффективные подходы, методы преподавания физики и астрономии.

Внимание!

СЕМИНАР учителей физики СЕМИНАР учителей физики ОБОШИ Суджанская школа-интернат «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего образования». «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего образования». г Суджа Новикова Людмила Викторовна Учитель физики










Операции Результат Действие Структура деятельности Мотив 1 Потребности Цель и задача Рефлексия 6














Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода


Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Включение в систему знаний и повторение. 1 Мотивирование к учебной деятельности. Выявления места и причины затруднения. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Самостоятель ная работа с самопроверкой й по эталону. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Реализация построенного проекта 7


Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Формулирование темы урока Учитель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучащиеся осуществляют учебные дейст-вия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует ОтличияОтличия


Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет, что запомнили обучающиеся Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ОтличияОтличия


Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».


Ресурсы: 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М. ВИТА-ПРЕСС, Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе



Каждый новый день Марафона вносит в общий разговор российского учительства об обновлении школы свой вклад. Исключением не стала и профессиональная встреча учителей физики и информатики. Ведь новации в преподавании этих предметов могут ответить на самые актуальные вопросы школьного образования – цифровизации и применения на практике полученных знаний.


Недаром на первой лекции «Цифровая экономика и цифровая школа. Национальный приоритетный проект» Алексей Семенов , академик РАН и РАО, подчеркнул, что цифровая школа пока существует только на уровне инициативы, но движение в этом направлении – отчетливая тенденция. Вслед за развитием компьютерных технологий революционно меняется и психическая деятельность человека. Однако школа пока остается «островком доцифровой цивилизации», и в ее преобразовании учитель информатики становится одной из ключевых фигур.

И на всех других площадках темы модернизации школы, содержания образования, функций педагога, нового подхода к освоению знаний были продолжены. Учебный материал по физике дает детям возможность самостоятельно искать ответы на вопросы, строить гипотезы и проверять их опытным путем. Практика учителей Раменского района подтверждает, что система экспериментально-исследовательской работы дает более высокие результаты, чем традиционное преподавание. Что представляет собой урок, основанный на научном методе познания, рассказала коллегам методист МОУ МЦ «Раменский дом учителя» Галина Попова на семинаре-практикуме «Методика изучения физики в основной школе на базе естественнонаучного метода познания и самостоятельных экспериментальных исследований учащихся». В нем органично проявляются межпредметные связи, универсальные учебные навыки, практическое применение знаний. Иллюстрацией к ее выступлению стали рассказы учителей-участников эксперимента о своих методических открытиях.

О познании физического мира через интересную и личностно значимую для ребенка деятельность говорил и заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Сергей Ловягин на лекции «Изучаем физику по-новому. Опыт трансформации физического образования в школах Новой Москвы и Хорошколе». В его практике есть опыт построения образовательной среды таким образом, что несколько ключевых элементов – лабораторный практикум и демонстрационные эксперименты, решение задач и исследовательские мини-проекты – позволяют принципиально изменить подход к преподаванию физики.

Участники Марафона, которые пришли за ответами на более локальные вопросы, выбирали лекцию «Особенности оценивания заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по физике». Здесь Антон Гиголо, кандидат технических наук, член федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по физике ФГБНУ «ФИПИ» в активном диалоге с аудиторией пояснял особенности заданий, комментировал возможные проблемы и специфику оформления ответов на экзамене. Большое количество педагогов, включая учителей начальной школы, заинтересовались лекцией «Вслед за Пойа, или Как решить задачи по информатике», которую читала Людмила Босова, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заведующая кафедрой МПГУ. На этой встрече обсуждалось, как помочь ребенку выработать эффективный алгоритм получения желаемого результата. Метод анализа по Пойа позволяет сосредоточиться не на конкретных типах задач, а открывает возможность понять, проанализировать, выбрать приемы, найти ключевую идею. Это универсальный подход для разрешения любой проблемной ситуации.

Немалое количество педагогов собралось, чтобы обсудить вопросы преподавания астрономии, которая после долгого перерыва возвращается в школу. Как сделать изучение этой науки увлекательным и современным? Об этом шла речь на лекции доктора физико-математических наук Виктора Чаругина «Отражение современных проблем науки в школьном курсе астрономии». Оказывается, рассказ о звездном небе может быть не только захватывающим, но и содержать в себе связи со многими другими областями науки и искусства. Ведь астрономия вносит свой вклад в осмысление окружающего мира с древнейших времен до сегодняшнего дня. Учителя узнали о последних открытиях и исследованиях астрономов: обнаружении экзопланет, поиске внеземных цивилизаций, гравитационных волнах, о высокотехнологичных телескопах – одним словом, о достижениях, в которых новейшие технологии позволяют глубже исследовать мир вокруг нас. И, будем надеяться, будущие выпускники обновленной школы продолжат этот поиск.

Елена Куценко

error: