Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки. Виды и формы научной коммуникации Научное сообщество и принципы коммуникации

  • 10. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты
  • 11. Диалектика как философская теория развития
  • 12. Современные дискуссии о диалектике. Особенности социальной диалектики
  • 13. Диалектика и синергетика
  • 14. Многомерность феномена человек. Основные философские концепции в понимании человека.
  • 15. Происхождение человека. Осн. Концепции антропосоциогенеза
  • 16. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность.
  • 17. Экзистенциально-феноменологическая, социально-культурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания.
  • 18. Понятие сознания, его струкура и функции. Феномен бессознательного.
  • 19. Антропологический кризис как явление техногенной цивилизации.
  • 20. Аксиологические параметры бытия человека в мире.
  • 21. Свобода и ответственность как экзистенциальная проблема бытия.
  • 22. Понятие соц. Реальности. Общество как развивающаяся система.
  • 23. Понятие социальной структуры и типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации
  • 24. Основные концепции исследования социальной реальности в современной философии (Марксистская концепция социума, концепция социального действия Вебера, модель социализма Парсонса. И др.)
  • 26. Статус и функции социального субъекта. Роль народа и личности в истории
  • 27. Альтернативность истории. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы в понимании истории.
  • 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
  • 29. Понятие и типы цивилизации в истории общества.
  • 30. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Структура культуры и её основные функции
  • 31. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как формы духовного освоения реальности.
  • 32. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация и диалог культур.
  • 34. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания.
  • 35. Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение. Феномен паранауки.
  • 36. Проблема начала науки. Основные этапы исторического развитии науки.
  • 37. Классический, неклассический и постклассичечкий типы научной рациональности.
  • 38. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.
  • 39. Структура и специфика эмпирического исследования.
  • 40. Понятие и функции научной теории. Проблема и гипотезы как формы научного поиска.
  • 41. Метатеоретические основания науки. (Научная картина мира, идеалы, нормы, философские основания науки и др.)
  • 42. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
  • 43. Природа и типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.
  • 44. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Специфика философскоого анализа науки.
  • 45. Объект, предмет, цель и задачи научного исследования.
  • 46. Методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
  • 47. Методы теоретического исследования.
  • 48. Основные черты системного метода научного исследования
  • 49. Обоснование результатов исследований. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение).
  • 50. Язык науки. Определение и их роль в формировании научной терминологии.
  • 51. Становление и развитие диалектической логики.
  • 52.Основные принципы, законы и категории диалектического мышления и специфика их проявления в научном познании.
  • 54. Коммуникация и ее специфика в современном мире. Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.
  • 55. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм. Формы научного этноса.
  • 56. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
  • 57. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации.
  • 58. Проблема технической реальности. Функции техники, ее статус в истории цивилизации
  • 59. Проблема социальных последствий развития современной техники
  • 60. Инженерное мышление и технократические представления о развитии общества
  • 61. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.
  • 62. Соотношение науки и техники: линейная и эволюционная модели.
  • 63. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления.
  • 64. Философия и футурология. Социальное прогнозирование и его особенности.
  • 65.Понятие и системная природа глобализации.
  • 66. Парадоксы социодинамики современных обществ и глобальные проблемы человечества.
  • 67.Эпоха «глобализма» и проблемы сохранения и развития национальной государственности и культуры.
  • 68. Интегративные тенденции в развитии и науки и перспективы синергетического стиля мышления.
  • 69. Проблема исторического самоопределения Беларуси и приоритеты развития современного белорусского общества.
  • 54. Коммуникация и ее специфика в современном мире. Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.

    Научные коммуникации в широком смысле – это все виды взаимодействия и взаимосвязи между учеными и иными участниками научной деятельности. Специфика этих коммуникаций в том, что они почти на 100% информационные, хотя в некоторых случаях ученые попутно обмениваются или делятся материальными ценностями (например, оборудованием, химикатами и т.п.). Кроме того, необходимо подчеркнуть профессиональный характер общения между учеными.

    Формы научной коммуникации:

    Форумы, конгрессы, конференции, симпозиумы, совещания, семинары и другие массовые мероприятия с заслушиванием и обсуждением докладов, проведением круглых столов и других обменов мнениями;

    Личные контакты и переписка, в том числе электронная;

    Издание книг, статей, докладов, отчетов, интервью и других материалов, в том числе в электронном виде;

    Подготовка фильмов, теле- и радио- передач, другой широковещательной продукции;

    Интернет и иные сети, сайты, форумы, «невидимые или виртуальные колледжи», поисковые системы и т.п.

    Научные архивы, библиотеки, электронные базы данных, музеи и иные формы сбора и предоставления для изучения материалов, имеющих научное значение;

    Научные торжества, специализированные места творчества, отдыха, оздоровления, иные мероприятия и учреждения, создающие условия для общения ученых в непринужденной обстановке;

    Привлечение ученых к работе государственных и общественных организаций.

    Роль научных коммуникаций зачастую важнее роли научных исследований. Общение ‑ постоянно действующий механизм поддержания достигнутого научного уровня и дальнейшего развития науки, так как благодаря нему:

    Вклады отдельных ученых преумножаются и сливаются воедино, многократно дублируются (копируются) научным сообществом, в результате чего наука хорошо сохраняется и совершенствуется совместными усилиями миллионов людей;

    Научная информация становится достоянием общества, пробуждает широкий интерес к науке, привлекает к науке новых работников и учеников;

    Зачастую в общениях рождаются новые истины;

    Проверка со стороны многочисленных коллег – лучшее средство избавиться от ошибок и придать результатам исследованиям убедительный и общепринятый вид.

    55. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм. Формы научного этноса.

    Наука существенная и очень влиятельная часть современной культуры. Она:

    Развивает технологическую мощь человечества, увеличивая количество и улучшая качество потребляемых благ;

    Пополняет эрудицию, развивает разум, упражняет творческие способности и способствует иному самосовершенствованию людей;

    Является главным источником информации и влиятельнейшим фактором в формировании мировоззрения;

    Разрешает или участвует в разрешении всех проблем, стоящих перед человечеством;

    Разрабатывает исследовательские методики и создает системы ценностей, применяемые во многих областях культуры (зачастую наука подается как образец глубины, точности и тщательности для других сфер человеческой деятельности);

    Способствует оздоровлению людей, развивая здравоохранение, изобретая средства защиты, безопасности, сохранения экологии и т.п.;

    Создает более эффективные методы управления, общения и других форм социальной жизни;

    Создает угрозу глобальной катастрофы в виду нарастающего истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды, кроме того, существует угроза скоротечного коллапса цивилизации, рода людского или всего живого на Земле в результате одного или нескольких научных открытий, высвобождающих опасные стихии.

    Ценность науки как материальна, так и духовна.

    Материальная , она же инструментальная ценность науки состоит в то, что она выступает «ведущим инструментом» более полного удовлетворения человеческих потребностей. В качестве непосредственной производительной силы наука играет решающую роль в создании средств производства, иных орудий и методов осуществления человеческой деятельности, а также создает предпосылки для массового производства потребительских благ (продукции, работ, услуг).

    Мировоззренческая же ценность науки заключается в глубоком влиянии на всю духовную сферу, на все формы общественного и индивидуального сознания. При этом ученые активней других участвуют в формировании общественного мировоззрения, государственных и партийных идеологий.

    Сциентизм (учение, абсолютизирующее роль науки в жизни общества) связывает решение всех настоящих и будущих проблем человечества с дальнейшим развитием науки.

    Антисциентисты же считают и достигнутый научный уровень и так крайне опасен, поэтому призывают взять науку под жесткий общественный контроль и всячески ограничивать ее развитие в опасных и непредсказуемых направлениях. В качестве факторов, способных обуздать губительные научные тенденции, называют мораль и религию, чувство естественной красоты и тягу к единению с природой.

    Отечественные ученые ищут золотую середину между крайностями сциентизма и антисциентизма.

    НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

    ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

    З.В. ГЛАДКОВА

    Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.

    Определяется значение коммуникации в современной науке, рассматриваются виды коммуникаций: формальные, полуформальные, неформальные.

    Ключевые слова: коммуникативность, научная коммуникация, научное сообщество, научная деятельность.

    Коммуникация, информация и научные знания сегодня рассматриваются как движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни. Информационно-коммуникационные технологии, будь то традиционные или современные их формы, предоставляют людям во всем мире новые и надежные возможности развития. Вместе с тем, некоторые страны, и, прежде всего, наименее развитые, не имеют полноценного доступа к информации и к информационным обменам, что резко снижает их шансы на перспективы долгосрочного и устойчивого развития.

    Проблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях и аспектах. Во-первых, как передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. Следствия этого процесса самые разнообразные - от прямой передачи информации до воздействия на сознание и поведение участника коммуникации. Одно из социальных последствий этого процесса - возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей саму действительность и выдающей себя за нее. Безусловно, такого рода коммуникативность оказывает значительное влияние на существование и развитие наук об обществе и культуре, по сути, отбирая их базовую функцию «фабрики смыслов», реализуемую через систему образования. Во-вторых, коммуникативность исследуется как профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации, экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также «невидимые колледжи» - неформальные объединения, личное общение конкретных ученых.

    Научные коммуникации являются средством популяризации результатов научной деятельности и активизации процессов обмена новыми знаниями. Р. Мертон в статье «Наука и демократическая социальная структура» (1942) предложил концепцию устойчивого и универсального этоса науки - совокупности поведенческих нормативов, общеобязательных для научного сообщества . Одним из основных нормативов научной деятельности по Мертону является коллективизм. Этот императив предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, то есть сообщать свои открытия ученым тотчас после проверки, свободно и без предпочтений. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат сообществу. Предъявление научному сообществу достигнутых научных результатов и реализация принципа коллективизма осуществляется в процессе научных коммуникаций.

    Как известно, к средствам научных коммуникаций относят всевозможные формы обмена и распространения научной информации: различные способы издания научной литературы, живое общение, средства связи. Традиционные (или классические) средства научных коммуникаций обычно подразделяют на формальные, полуформальные и неформальные .

    Формальные и полуформальные коммуникации - это документальные источники информации. К ним относятся, прежде всего, формальные документы, официально опубликованные в научных изданиях: журнальные статьи, сборники научных трудов, материалов конференций, монографии. Полуформальные документы - это рукописи, препринты, научные отчеты, текстовые сообщения и т. д.

    Неформальные коммуникации связаны с общением и разнообразными формами обмена опытом. Можно выделить такие основные виды неформальных коммуникаций:

    Личное общение узкого круга специалистов, занимающихся одной и той же задачей;

    Специальные семинары, конференции, симпозиумы, охватывающие более широкий круг специалистов, зачастую представляющих несколько смежных наук;

    Написание ведущими специалистами статей, учебников и научно-популярных книг, ориентированных на широкую аудиторию учащихся, студентов, специалистов, ученых.

    Необходимо подчеркнуть важность использования всего спектра возможных средств для достижения основных целей научных коммуникаций: развития науки и образования, повышения квалификации специалистов, развития новых технологий.

    Основным результатом научной деятельности, циркулирующим в научных коммуникациях, является новое научное знание. Оно фиксируется, прежде всего, в новых публикациях и диссертационных работах. На определенном витке «жизненного цикла» научное знание, представленное в первоисточниках, переходит из разряда результатов в разряд средств научных коммуникаций, создавая информационноресурсную и коммуникационную основу для дальнейшего развития науки.

    В процессе развития общества и научного знания изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые объекты, средства и методы исследования, а также формы научного информационного обмена, методы разделения и кооперации научного труда и т. д. Уровень технико-технологического развития общества определяет как набор средств, так и формы представления результатов научной деятельности, обусловливая возникновение новых моделей научного информационного взаимодействия.

    В современной науке требуются новые методологии проведения семинаров, конференций, круглых столов в реальном пространстве. В этой связи возникает также задача конструирования коммуникативных команд и проектных групп.

    В настоящее время происходит объединение таких сфер деятельности, как бизнес и наука. В результате происходит заимствование из бизнес-менеджмента некоторых современных технологий управления, таких, как проектирование рабочих групп, построение сетевых организаций, управление проектами. Методы, разработанные в теории организации и теории организационного поведения, могут быть задействованы для моделирования наиболее успешных стратегий и подходов в организации, представляющей научный проект.

    Если рассматривать научные дисциплины с точки зрения теории организации социальных систем, можно сделать вывод, что дисциплинарная наука внутри каждой дисциплины имеет сетевую структуру, характеризующуюся такими свойствами, как :

    Децентрализованное управление;

    Неформальные отношения;

    Горизонтальные связи;

    Самоорганизация.

    Коммуникативные сети всегда существовали в рамках отдельных дисциплин, и именно они определяли то или иное дисциплинарное единство в системе науки. Современная ситуация в системе научного знания способствует развитию единого междисциплинарно-сетевого пространства, которому должны быть присущи все перечисленные свойства сетевой организации.

    На современном этапе становления информационного общества в условиях развития информационно-коммуникационных технологий появились новые средства научных коммуникаций, которые развиваются в электронной среде. Прежде всего, это средства глобальной компьютерной сети - Шег^. Новые формы представления информации в этой среде - это разнообразные цифровые форматы: от текстовых до мультимедийных. Цифровое представление информации открывает широчайшие возможности фиксации, обработки, передачи и хранения информации; обеспечивает многообразие визуализации данных, интеллектуализацию обработки, переносимость форматов и компактность хранения, предоставляет широкий набор инструментальных средств для дистанционного доступа, передачи информации, а также интерактивного общения.

    Электронный текст, существующий в сети Интернет в форме гипертекста, - это не просто источник знаний, но и коммуникативный элемент одновременно. Любой источник информации, вписанный в по-ликонтекстуальную и интердисциплинарную структуру сети, непредсказуемым образом сразу попадает в ее интердисциплинарный контекст, актуализирует новые смыслы, порождает новые связи.

    Ныне принято говорить, что время одиночных научных талантов безвозвратно ушло в прошлое, что идеи производят теперь исследовательские «комбинаты» и целые «фабрики» знаний. Это суждение верно лишь в том смысле, что ныне изменился характер отношений между индивидуальным и коллективным творчеством.

    Острая потребность в непосредственном личном общении между учеными осознавалась ими с тех пор, как возникла сама наука. Представление ученым новых идей, критика и одобрение этих идей на су-

    де своих коллег являются важным фактором, как в развитии научных идей, так и в моральном стимулировании ученого.

    Специфика общения в науке обусловливается самой природой творческой деятельности, неудовлетворенностью существующим уровнем научного познания и коллективными действиями, направленными на его приращение. Научное познание и научное общение неразрывно связаны. Наука - это постоянное столкновение идей, внутренний спор и спор прямой, непосредственный. Без научного общения нет науки.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Баркова О.В. Формирование электронной библиотеки как направление развития научных коммуникаций [Электронный ресурс] // Б-ки нац. акад. наук: пробл. функционирования, тенденции развития. - Электрон. дан. (1 файл). - Киев, 2GG5. - Вып. 3. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/articles/2GG5/G5bovrnk.html. - Загол. с экрана.

    2. Мирская Е.З. Р.К.Мертон и этос классической науки // Философия науки. -Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. - М., 2GG5.

    3. Москалев И.Е. Сети научных коммуникаций: междисциплинарный подход // Философия науки. -Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. - М., 2GG5.

    4. http://typo38.unesco.org/ru/unesco-home/unesco-themes/ci.html.

    TYPES OF COMMUNICATIONS IN MODERN SCIENCE

    The types of communications (formal, semiformal and nonformal) in modern science are presented.

    Гладкова Зоя Владимировна, окончила МГТУ ГА (2008), аспирантка МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - социальные коммуникации, философия науки.

    Научная коммуникация - это совокупность видов профессионального общения в научном сообществе.

    Предмет исследования в науке (что стали изучать в науке, с точки зрения коммуникации):

    1) научные публикации, как происходит научная публикация

    2) Функционирование системы научно-технической информации.

    3) Информационное собрание, на которых ученные деяться своими достижениями: конференции, симпозиумы, конгрессы и т.п.

    4) Личные контакты ученных (знакомство с ученными).

    Научное сообщество

    В широком смысле слова:

    Совокупность людей профессионально занимающихся наукой.

    В узком смысле:

    Подгруппа специалистов, изучающих определенную научную проблему.

    Исторические типы в научных сообществах:

    1. Школы и академии древнего мира. Формируются первые научные сообщества (академии Платона, Аристотеля).

    2. Университет кие сообщества (в эпоху средневековья, когда формировались университете). Уже структурированное сообщество, разделены по направлениям.

    3. Дисциплинарные научные школы, сообщества. Сообщество внутри какой то дисциплины (психологов, философов и т.п.).

    4. Междисциплинарные сообщества - объединяют специалистов различных профилей.

    5. Гибридные сообщества: вкл. специалистов практики, различные лаборатории на производстве.

    Как создаются научные сообщества (нс) - научные школы

    1) формальный способ, при котором НС создаются властными способом, административными мерами для решения определенных задач.

    2) Неформальная организация НС. - естественная консолидация ученных по их интересам.

    Научные школы создаются очень долго, около 40 лет, но разрушить модно очень быстро, перестать финансировать или уволить.

    Проблемы мирового НС:

    1. Снижение интереса к науки

    2. Старение научных кадров (28-43 наиболее плодотворный для науки)

    3. Утечка умов (Всемирный пылесос США сейчас).

    Специфика научной коммуникации:

    1. Всякое научное произведение диалогично. Оно связано с другими исследованиями.

    2. Национальный характер аргументации точки зрения. Мы апеллируем к разуму, а не к вере. Логичность, последовательность текста, рациона ныне аргументы.

    3. Эмпирический характер обоснования. Ученный свои доводы подтверждает эперическими данными.

    4. Ориентация на достижение согласия

    5. Готовность изменять свою позицию в силу предъявляемых аргументов и обоснований.

    6. Информационная открытости и прозрачность. Без чего невозможно движение науки вперед и нормальная научная коммуникация.

    С точки зрения Томаса Куна ("структура научных эволюций") - научная коммуникация это острая конкурентная борьба за право быть первым.



    Виды научной коммуникации:

    По статусу участников:

    Учитель- ученик

    Коллега - коллега

    Демократическая

    П дисциплинарному признаку:

    Внутри дисциплинарная

    Междисциплинарная

    По форме:

    Непосредственная (личная, конгрессы, симпозиумы и т.п.)

    Вертуальная

    По степени личной вовлеченности:

    Формальная

    Неформальная (входит в проблемную научную группу и обсуждается все там.

    По национальному признаку:

    Внутри национальная

    Международная

    По целям:

    Оппонирующая

    Согласительная

    Происходит рост электронных публикаций, который сильно убыстряем процесс коммуникации.

    Размываются каноны и статусные роли (все равно, кто автор академик или аспирант).

    Ширится многобрачия референтных групп.

    Нет сомнений в том, что сделать открытие в науке — дело важное и нелегкое. Не менее важно сделать его достоянием общественности и внедрить в практику, сделать полезным. Какие пути и средства для этого существуют, какие препятствия обычно встречает новация, какие трудности встают перед ее разработчиками? Рано или поздно об этом задумывается любой ученый.

    Наука как часть человеческой культуры

    Существование обычного человека, человеческого сообщества немыслимо без внедрения в его жизнь научных открытий и изобретений. Мы пользуемся ними во всех сферах жизни. Наука дает нам возможность развиваться интеллектуально, физически, творчески. Ее открытия используются в здравоохранении, образовании, промышленности, сельском хозяйстве, буквально во всех сферах жизни общества. Из года в год растет качество и количество материальных благ.

    Однако, несмотря на очевидную ценность научных открытий для нашей цивилизации, в средствах массовой информации можно встретить такое мнение: новейшие научные открытия в области вооружения — прямой путь к уничтожению человечества в случае мировой войны. Кроме того, интенсивное использование природных ресурсов истощает природные запасы, приводит к необратимому загрязнению окружающей среды. В случае перехода некоторой «красной черты» неизбежна глобальная катастрофа, следствием которой будет полное вымирание человечества.

    Международная научная ученых разных стран по вопросам глобальной безопасности), надо надеяться, сможет найти пути и средства предотвращения этих угроз существованию человечества.

    История возникновения научной коммуникации

    Общение специалистов по вопросам их научной работы происходило всегда, даже в древние времена. Доказательство тому — существование античных философских школ, где древние мыслители еще в VII-VI веках до нашей эры обменивались мнениями о своих работах, спорили, искали истину.

    Имеются неопровержимые доказательства того, что и в Древней Руси существовали школы для людей «всякого звания». Русские писцы и чтецы славились и за пределами страны. К преподаванию в этих школах и училищах допускались только духовные лица после проверки их знаний и поведения.

    Конечно, в те времена понятия о научной коммуникации, о путях распространения научных знаний еще не было, хотя фактически она уже существовала. Только во 2-й половине XX века особенности процесса обмена научной информацией стали предметом отдельного изучения.

    Значение коммуникации в науке

    Общение профессионалов в научных сообществах — непременное условие развития научной теории и практики. Научная коммуникация — это творческое взаимодействие ученых, обмен информацией по общей проблеме:

    • позволяет выявить новые подходы к ее содержанию;
    • найти новые методики изучения;
    • правильно интерпретировать полученные теоретические данные и практические результаты;
    • увидеть новые перспективы исследования и применения научных результатов;
    • стимулирует творческое сотрудничество и соавторство научных работников;
    • позволяет быстро перестроить направление, содержание научных усилий в случае определения наиболее перспективных линий исследования;
    • привлечь новые научные кадры, выявить наиболее талантливых исследователей из числа молодых ученых.

    Международная научная коммуникация объединяет ученых разных стран для решения общечеловеческих, глобальных, проблем: экологических, медицинских, межнациональных, политических и т. д.

    Каналы научной коммуникации

    Обмен осуществляется различными путями.

    1. Личные, непосредственные, связи — беседы, доклады и дискуссии, письма. Происходит очное обсуждение проблемы, совместный поиск новых научных аспектов.
    2. Тиражирование, распространение научных знаний в специальных журналах, книгах — опосредованный обмен научными данными.
    3. Связи смешанные: на конференциях, научных выставках, презентациях используются и личное общение, и обмен научными публикациями, материалами, демонстрация опытов, их обсуждение, оценка.
    4. Научно-технический прогресс дал возможность общаться ученым с помощью телефона, Интернета.

    Их контакты по характеру бывают официальными, формальными, адресными, межличностными и, наоборот, неофициальными, неформальными, безадресными, безличностными. Современные научные коммуникации предоставляют ученым широкие возможности для профессионального общения.

    Перспективы развития

    Решение проблем научных коммуникаций расширяет границы их развития. Одна из проблем — неумение ученых своевременно и понятно рассказать о сути своих открытий и изысканий, о перспективах использования научных наработок. В результате полезные, необходимые труды годами пылятся в личных архивах.

    Другая проблема: практически отсутствуют опытные научные коммуникаторы — специалисты по созданию и поддержке межнаучных контактов. Они могли бы профессионально наладить разнообразные внутренние и внешние связи мирового научного сообщества, разработать разнообразные и интересные формы и методы популяризации науки и ее отдельных представителей.

    Научная коммуникация — это и взаимодействие ВУЗов с так называемыми целевыми аудиториями. Интерес вызывают публикации, адресованные представителям конкретных специальностей в промышленности, сельском хозяйстве. Организуются научные конференции, где происходит обмен опытом, знакомство с новыми разработками. Научное сообщество активизируется в продвижении своих достижений, используя разнообразные коммуникационные форматы.

    Научные знания — в массы

    В настоящее время пристальное внимание в научном мире уделяется совершенствованию контактов науки и социума.

    Вопросы популяризации науки, формирования научного видения мира у населения, поиск точек соприкосновения научных коммуникаций с социальными коммуникациями — важные направления развития науки. Но и здесь существуют нерешенные задачи.

    Например, ученые не испытывают необходимости рассказывать широким массам о своей работе, не заинтересованы, поскольку это никак не влияет на их научную карьеру. Журналисты не стремятся получать научные сведения об открытиях от самих их разработчиков. Они плохо владеют научной терминологией, не умеют популярно изложить научный материал. В результате население получает обрывочную, расплывчатую информацию не из первых рук, порой существенно искаженную.

    То есть, проблемы развития средств научной коммуникации существуют и на внешнем, и на внутреннем уровнях.

    Развитие межкультурных и научных связей

    Существует необходимость совершенствования форм и содержания межкультурной научной коммуникации. Современные народы активно используют чужой национальный опыт во всех сферах жизни и так же активно предоставляют собственный для изучения и использования.

    Межнациональное общение - это одно из средств познания мира, но достаточно сложное, так как связано с разницей в традициях, с личными представлениями (не всегда объективными) о людях другой национальности, с особенностями понимания и толкования языковых кодов.

    Межкультурная научная коммуникация занимается проблемами общения научных кадров разных стран, популяризацией отечественной науки во всем мире. Молодые люди выезжают за границу для обучения в престижных вузах и затем, возвращаясь на родину, внедряют в жизнь новейшие достижения мировой науки, рассказывают о культуре других народов.

    Научная коммуникация — это общение ученых разных стран на личном и общественном уровне, обмены кадрами между вузами, стажировки, научные конкурсы, совместные научные разработки, издание печатных материалов. Перед субъектами культурной и научной коммуникации встает задача овладения иностранными языками с учетом их смысловых конструкций. Это поможет избежать искажений смысла при переводе устного или письменного текста с одного языка на другой.

    Итак, подведем итоги…

    В настоящее время научная коммуникация — это способ налаживания взаимодействий внутри и вне научных сообществ. Она имеет свои цели и задачи, формы и методы функционирования. Ее важность признана на разных уровнях государственной власти, поэтому предпринимаются существенные меры для развития.

    В 2016 году создано профессиональное сообщество - ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), целью которого заявлено развитие сферы научных коммуникаций в России. Именно с этого времени стали всерьез обсуждаться вопросы подготовки специалистов новых профессий - научных коммуникаторов, научных пресс-секретарей, музеологов, медиаменеджеров.

    Руди Амина Шамильевна

    В статье представлено видение функционирования науки как коммуникативного по своей природе процесса. Осуществляется анализ специфики научных коммуникаций. Фиксируется сравнительная свобода взаимодействия субъектов научной сферы от привычных коммуникативных обстоятельств. Уровнем наибольшей свободы научных коммуникаций указан уровень "незримых колледжей". Подчеркивается диалектический, дискурсивный характер науки.

    Адрес статьи: От№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/4-2/34.11^1

    Источник

    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

    Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 136-138. ISSN 1997-292X.

    Адрес журнала: www .gramota.net/editions/3.html

    © Издательство "Грамота"

    Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

    EDUCATIONAL, CHARITABLE AND PUBLIC ACTIVITY OF THE MEDICAL INTELLECTUALS IN OSSETIA (THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)

    Rubaeva El"ma Muratovna, Ph. D. in History North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov rubaevaemmdo@i-dist. ru

    The article deals with the problem of the moral civil responsibility of the intellectuals. The author refers to the history of the formation of the medical intellectuals in North Ossetia. Civil and social responsibility, unselfishness, compassion for the fate of the people contributed to their active participation in various educational, charitable and public organizations, which favored progressive social development. The sanitary and educational activity of the medical intellectuals was aimed at the prophylaxis and prevention of "mass" epidemics.

    Key words and phrases: literacy diffusion; the medical intellectuals; civil responsibility of the intellectuals; sanitary-educational activity; moral obligation; mountain youth; discriminatory policy of authorities; charity; Vladikavkaz City Council.

    Философские науки

    В статье представлено видение функционирования науки как коммуникативного по своей природе процесса. Осуществляется анализ специфики научных коммуникаций. Фиксируется сравнительная свобода взаимодействия субъектов научной сферы от привычных коммуникативных обстоятельств. Уровнем наибольшей свободы научных коммуникаций указан уровень «незримых колледжей». Подчеркивается диалектический, дискурсивный характер науки.

    Ключевые слова и фразы: научные коммуникации; научное сообщество; «незримый колледж»; формальные и неформальные взаимодействия.

    Руди Амина Шамильевна, д. филос. н., доцент

    Омский государственный университет путей сообщения amina_rudi@mail. т

    ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

    Одним из самых перспективных на сегодня направлений в области исследования научных коммуникаций является изучение форм коммуникации в науке на уровне формального и неформального взаимодействия ученых. Различение формального и неформального взаимодействия ученых относительно. Формальное взаимодействие тем успешнее, чем короче канал передачи информации, чем более общение тесное, частое, контекстуальное. Неформальные связи могут формироваться на основе формальных, так же как возможна и обратная цепочка. Конструирование ситуаций непосредственного общения, например конференций, является наиболее привычным средством стимулирования, оживления коммуникативных процессов в науке. С помощью этого организационного приема могут быть созданы устойчивые коммуникативные сети (например, конференции, проводящиеся со строгой периодичностью), сформированы определенные дискурсивные поля. Социализация ученого в профессиональном сообществе определяет область его профессиональных интересов, стиль и методологию его исследований, уровень овладения им рабочими навыками . В коммуникативном пространстве его личных контактов с коллегами он будет узнавать о промежуточных и конечных результатах их исследований задолго до публикации последних. В неформальной научной сети -социальном образовании в науке, известном под названием «незримый колледж» - информация о новшествах в соответствующей области распространяется быстрее ввиду непосредственности контактов . Одной из характеристик научной коммуникации является степень свободы научного поиска. Свобода, будучи главным атрибутом мышления, обусловливает успешность науки как сферы интеллектуальной деятельности человека. Потенциально ограничивать научный поиск может государственная власть (внешний фактор) и доминирующая парадигма (внутренний фактор). Если «официальная» наука может соответствующим образом отразить давление на нее власти и общественной идеологии, то неформальные коммуникативные сети в процессе своего функционирования менее контролируемы. Если парадигма сдерживает исследовательский процесс, то век самой парадигмы конечен . В науке, как ни в какой другой коммуникативной среде, невозможен фактор приближенности к источнику правильной мысли, так как заведомо известна неабсолютность истин. В научных коммуникациях обнаруживается важное условие равноценности субъектов -признание права каждого (независимо от возраста, статуса, финансового достатка, зачастую - от политических, идеологических, экономических факторов, прочих стереотипов и стандартов, привычно затрудняющих различные коммуникации) на достижение истины. Для демонстрации свободы научных коммуникаций полезна апелляция к теории Ю. Хабермаса о коммуникативной рациональности, которая не довлеет над мыслящим субъектом жесткостью требований, а рождается во взаимодействии субъектов . Научная рациональность возникает, соответственно, в научной коммуникации, а не предшествует ей, являясь продуктом

    № 4 (66) 2016, часть 2

    сознательного, но непроизвольного выбора коммуникантов. Непроизвольность задается нормативностью научных коммуникаций, которая в мельчайших деталях регламентирует все структурные компоненты процесса коммуникативного взаимодействия. Указанная свобода существует во имя одной ценности - знания, защищенного от искажения и погрешностей особой системой регламентации коммуникативного процесса его получения. Процедурное оформление процесса научной коммуникации имело место уже в средневековье, когда работы схоластов переписывались в европейских университетах и распространялись среди интересующихся темой коллег. Таким образом обеспечивалась оперативная связь между исследовательскими центрами. Научное общение - один из наиболее формализованных, регламентированных видов коммуникации. Эта особенность обусловливается важностью принимаемых решений, охватом заинтересованных в них лиц и высокой степенью их социальной ориентированности.

    В научном взаимодействии степенью весомости научного и коммуникативно-организационного авторитета определяются коммуникативные роли, стиль общения, коммуникативные интенции, характер текста. Коммуникатор, как правило, ориентирован на реализацию трех основных коммуникативных задач: сообщение информации об исследуемом объекте, аргументацию и доказательство истинности сообщаемого, определение собственного вклада в формирование представленного сообщения. Действия коммуникатора подчинены при этом специальной системе требований, призванных а) верифицировать предоставляемую им концепцию, б) способствовать тому, чтобы действия субъектов были понятными друг другу, в) обеспечивать коммуникантам чувство свободы в данном коммуникативном пространстве. Еще специфика научной коммуникации определяется доминантой письменного канала передачи информации, подразумевающего не одновременные ее передачу и получение (кодирование и декодирование), а отложенные, в том числе на неопределенный срок. Причем использование этого канала в качестве преимущественного настраивает автора сообщения на некоторый инвариантный образ адресата, с потенциально свойственными ему характеристиками (картина мира, категориальный аппарат, система ценностей, механизм восприятия, логика мышления). Читатель, в свою очередь, побуждаем освоенными текстами к формированию собственного отношения к поставленным проблемам и к собственному творчеству. В процессе опосредованного письменными текстами общения формируются устойчивый характер коммуниканта в научной сфере и, конечно, унифицированный комплекс языковых средств (категориальный аппарат). В то же время нивелирование конкретных субъективных качеств коммуникантов позволяет целиком фокусироваться на осмыслении, анализе, верификации, интерпретации текста. Если личность адресата (адресанта) хорошо знакома коммуникатору, как это имеет место в сложившихся «незримых колледжах», то ввиду высокой контекстуальности общения, знания парадигмальной установки, понимания сути авторской позиции возможна экономия времени и коммуникативных средств, предназначенных для введения в суть дела или для аргументации, ненужной в случае известной обеим сторонам ак-сиоматичности некоторых посылов. Коммуникативное поле науки - непрерывно развивающейся системы знания о развивающемся мире - диалектично. В первичном своем значении, являясь искусством вести беседу, искусством спора, диалектика соответствует содержанию научно-коммуникативных процессов, наиболее интересных и плодотворных в случае встречи противоположных теоретических построений. Наука, несмотря на множество своих дисциплинарных ипостасей, исследует единый объект - мир, и соответственно, должна стремиться к собственной содержательной и формальной целостности. Процедура анализа малопримечательна без осуществления после всех аналитических действий синтеза. Интенсификации научных коммуникаций способствуют поведенческие особенности ученого, не преобразующего мир, а познающего его. Ученый прежде всего нуждается в овладении культурой поиска, получения, восприятия, интерпретации, осмысления информации. В коммуникациях он выступает в роли и отправителя, и получателя сведений о мире. Ему необходимо целенаправленное развитие навыков подготовки информации для передачи другим участникам коммуникации (в том числе «растянутой» во времени и в пространстве) и готовности к восприятию передаваемой кем-либо информации. В этом случае журналы существуют не только для того, чтобы печататься в них, но и для того (в первую - хронологически - очередь), чтобы читать. Невладение опубликованной информацией означает профессиональную некомпетентность. Формат статьи - это актуальный способ представления результатов исследований, быстро и удобно доводимых до целевой аудитории в условиях перенасыщенного информационного поля. Наличие различных отделов в периодическом печатном издании позволяет охватить как можно больший диапазон тем, смежных по отношению друг к другу в определенном объектном пространстве. Фактически коммуникативная теория служит средством научной рефлексии и самокоррекции. Вопрос о вдохновении, творческом импульсе, волнующий каждого ученого, фактически отправляет вопрошающего к сфере научного общения, формального и неформального, прямого и косвенного, опосредованного и непосредственного, по специальной теме, смежной или совершенно сторонней: биолога могут вдохновить в его работе рассуждения математика, даже если исследователи не объединены единым объектом, но они -носители научного мировоззрения, субъекты единого научного коммуникативного пространства, приверженцы одного принципа исследования - принципа научной рациональности. Закономерным явлением развития науки как коммуникативной системы является возникновение в ней новых дисциплинарных областей. Познание бесконечного многообразия действительности является единым неразрывным процессом смены теорий, концепций научного исследования. Всякая последующая стадия научного развития возможна лишь на основании стадии предшествующей с сохранением всего накопленного ранее ценного, служащего единству корпуса научного знания. Таким образом, отмечается обязательность для существования науки возникновения новых идей, отрицающих в отдельных моментах старые концепты, но с необходимостью сохраняющих, дополняющих и развивающих их. Такое движение в истории науки объясняемо постольку, поскольку изменчива сама постигаемая наукой реальность.

    В XX в. философии науки становится совершенно очевидным, что ни одна научная теория не может объяснить всё с абсолютной однозначностью и доказательностью, иначе она становится тупиковой для вырабатывания новых научных конструкций. Теория должна быть эвристичной, возможность быть опровергнутой, оспоренной, доработанной - лучшая ее судьба. Состоятельность теории определена рамками конкретной системы координат. В ходе развития научного познания возможно обращение субъекта познания от последующей теории вновь к предыдущей, совпадение теорий. Так, теория относительности не отменила механики Ньютона, а лишь указала границы ее применимости. Более того, определенность границ применимости механики планетарными условиями не отразилась на таких случаях астрономической практики, как, например, расчет траектории движения искусственных спутников Земли. Именно в научной коммуникации обеспечивается сочетание преемственности и новаций, интеграции и дифференциации - ключевых механизмов развития науки. Можно заключить, что все процедуры научной деятельности являют собой коммуникацию, характеризуемую, прежде всего, двухуровневой структурой, диалектичностью, свободой и регламентированностью, прозрачностью, использованием специального языка и преимущественно письменного канала речи.

    Список литературы

    1. Денисов С. Ф. История и философия науки: в 2-х ч. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. Ч. 1. Наука и ее институциональная специфика. 292 с.

    2. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ.; сост. В. Ю. Кузнецов. М.: АСТ, 2003. 605 с.

    3. Прайс Д. Д. де Солла. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1966. С. 281-385.

    4. Соболева М. Е. К концепции философии языка Юргена Хабермаса // Логос. 2002. № 2 (33). С. 97-119.

    FORMS AND PECULIARITIES OF SCIENTIFIC COMMUNICATIONS

    Rudi Amina Shamil"evna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Omsk State Transport University amina_rudi@mail. ru

    The article considers science functioning as a process communicative in its nature. The author analyzes scientific communication specifics and concludes on the relative freedom of the scientific sphere subjects" interaction from habitual communicative circumstances. The "invisible colleges" level is considered as a level of the maximum freedom of scientific communications. The paper emphasizes the dialectic, discursive nature of science.

    Key words and phrases: scientific communications; scientific community; "invisible college"; formal and informal interactions.

    Философские науки

    В статье раскрываются отдельные факторы и формы проявления противоречивости исторического сознания в контексте модернизационных процессов в российском обществе. Автор показывает, что противоречивость исторического сознания проявляется в виде противостояния западничества и славянофильства, в форме противоположных оценок советского прошлого и современных реформ в России. Делается вывод о необходимости диалога национально и либерально ориентированной истории как условия выявления и реализации культурного потенциала исторического сознания.

    Ключевые слова и фразы: история; историческое сознание; противоречивость; модернизация; культура; западничество; славянофильство; кризис исторического сознания; раскол; диалог.

    Свирида Надежда Николаевна, к. филос. н., доцент

    Сургутский государственный педагогический университет nadSvirida@yandex. гы

    ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

    Я заметил, что почти у всякого образовалась в голове своя Россия, и оттого бесконечны споры.

    Н. В. Гоголь

    В переломные периоды, когда одновременно говорится о кризисе и возрождении России, когда сталкиваются противоположные и взаимоисключающие оценки прошлого и современного состояния общества, «историческое сознание и историческая память становятся мощным фактором, влияющим на поведение людей, их образ жизни» . Являясь связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, историческое сознание выполняет в обществе «функции интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов» , но также может обладать разрушительной силой в поляризованном обществе. Поэтому вопрос о роли исторического сознания становится особенно актуальным в эпоху

    error: