Служба в армии научные роты. Научная рота. И как дела у пионеров солдатской науки

Моя служба в 10-й научной роте ВА МТО

Всем привет!

Сейчас начинается пора, когда у многих выпускников российских вузов волнует вопрос прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Перед ними встают вопросы, как наиболее продуктивно пройти службу и не потерять навыки и знания, полученные во время обучения в своём университете. Для граждан, получивших документ о высшем образовании со средним баллом успеваемости не ниже 4,3, имеющих различные научные достижения с 2014 года появилась возможность пройти службу в научных ротах.

На сегодняшний день функционируют 14 научных и научно-производственных рот, в которых могут пройти службу молодые люди, отвечающие высоким требованиям, предъявляемым со стороны Министерства обороны.

В июне 2016 года я получил степень магистра по направлению "Информационные системы и технология " в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС.

1 июля по традиции прошел замечательный концерт "День выпускника", а уже 7 июля я был призван в ряды Вооруженных Сил России.

Весенний призыв...

Еще в начале 2016 года я принял решение пройти службу в армии. На тот момент я писал выпускную квалификационную работу магистра, проходил стажировку в консалтинговой компании и подумывал о поиске новой работы. Как-то проходя по одному из корпусов своего университета, я заметил объявление о начале приема документов в одну из московских научных рот, к этому предложению отнесся скептически, но немного обдумав, через неделю уже присутствовал на встрече с представителями научной роты ВКС. Тогда я узнал, что научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для выполнения конкретных научно-прикладных задач и размещаются на базе научно-исследовательских учреждений, высших военно-учебных заведений Минобороны России. По окончании прохождения военной службы по призыву в научной роте с лицом, изъявившим желание продолжить научно-исследовательскую деятельность в учреждениях Министерства обороны, заключается первый контракт о прохождении военной службы, при этом присваивается первое офицерское воинское звание «лейтенант» . Это встреча меня сильно вдохновила, и я стал искать больше информации об этих ротах подготовки младших офицеров.

Для того, чтобы пройти отбор в научную роту нужно подать заявку и комплект документов до начала призыва, крайним сроком считается конец февраля и сентября соответствующие весеннему и осеннему призывам.

Всего рот существует больше десяти, каждая из которых по-своему уникальна и ориентирована на определенный род и вид войск, так есть рота ВКС (ВВС) в г. Воронеже, РХБЗ в г. Костроме, сухопутных войск в Москве, МЧС в г. Химках, войск связи, тыла, военно-медицинской службы в Санкт-Петербурге и др.

Я успел подать заявку в середине февраля и уже в апреле месяце получил подтверждение об успешном отборе в Военную академию материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева . В конце мая мне позвонил лично военный комиссар и пригласил на медицинскую комиссию, проходил я его относительно быстро, ибо меня, как добровольца, главврач велела пропускать без очередей.

Мой однокурсник выбрал научную роту воздушно-космических сил, расположенную в пригороде Москвы, я не стал конкурировать с ним, потому выбрал и ни капли не жалею академию тыла и транспорта (сейчас называется ВА МТО), которая расположена в историческом центре г. Санкт-Петербург рядом с Таврическим дворцом, в котором ровно 100 лет назад проходили важнейшие исторические события.

Как-будто это было вчера....

Повестка в военкомат была в 7-00, ранним поездом приехал в Москву и потопал в свой Даниловский военкомат, а далее в городской сборный пункт, где ожидали своей отправки больше ста призывников.

Мой однокурсник Саня Резов оператор научной роты ВКС, который докладывал в национальном центре обороны о своих разработках министру обороны

За нами с Санкт-Петербурга специально приехал офицер с научно-исследовательского института, а как позже выяснится с моего отдела. В тот день я познакомился со моим первым сослуживцем, с другом и товарищем, а ныне лейтенантом ЖДВ с Болдыревым Романом Сергеевичем.

с будущим лейтенантом Ромой Болдыревым

Ночевали мы в призывном пункте, где будущим операторам научных рот выделили лучшие места. На следующий день нас в торжественной обстановке проводили с московского военкомата с вручением памятных подарков, с наказом от ветеранов и общественных организаций.

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Курс молодого бойца проходил в учебной базе нашей академии территория, которой простилается вдоль Финского залива. Раньше там находился Форт-Ино одно из основных фортификационных сооружений, защищавших Санкт-Петербург с моря и суши. Вместе с нами проходили курс начальной военной подготовки абитуриенты различных институтов академии.

Каждую неделю проходили военные эстафеты, спортивные соревнования, конкурсы смотра строя и песни. Проводили концерты и КВН.

наш видеоролик для КВН

Соревновались с 18-летними парнями, хоть и в наших рядах не было кандидатов и мастеров спорта, мы в упорной борьбе занимали первые и призовые места. Если пели мы еще неплохо, занимали места, то эстафета нам давалась нелегко. Нас всего 32 бойца, из них 4 в наряде, примерно у 3-4 освобождение с сан.части, нас спасал сержант, зам.ком.взвода который наравне с нами участвовал в эстафете. Помнится выдался дождливый день, с утра песню спели плохо, торжественным маршем прошли с косяком – у замыкающего оторвался каблук берец. Следовательно, пирогов которые вручают за победу мы не получили, оставалось одно – это победа в военной эстафете, приуроченной ко дню военного строителя, профессионального праздника курсантов Военного института инженерно-технического. В тот момент каждый из нас выложился на все 100%, даже погода помогла нам той борьбе, когда пришла пора нашего старта небо над полигоном стало светлым, тучи рассеялись и выглянуло солнце как раз на 10 минут, нам большего было и не нужно. Мы победили в схватке и по результатам заняли второе место, что для нас, конечно, достижение, ведь мы одолели 18-20 летних абитуриентов, часть из которых прошла срочную службу, а вторая часть усердно готовилась к поступлению.

Учились в военной науке, ходили на лекции и практические семинары по тактике, РХБЗ, военно-медицинской подготовке и др. Занятий было так много, что мне стало казаться, будто я поступил на третье высшее, но в военное, ибо всегда строем и автоматом на плече.

Научная рота не курит....
На территории учебных заведений по закону нельзя курить,данный закон распространяется и на военные учреждения. Нам нельзя было не только курить, но ходить в чипок за сладким, не говоря уже о магазине в военном городке. Одиночное хождение или группой без разрешения было категорически запрещено.Тогда мы действительно боялись попасться сержанту или офицеру. Сейчас вспоминая это, появляется улыбка. Где мы только не хранили продукты, как пытались спрятать телефоны, как вечером подзывал меня здоровенный Марат возле сушилки и вручал казинак со словами: "Тема, ешь, быстрей". Как мы устраивали пир во время родительского дня, как "теряли" сменный фонд после стирки, как собирали голубику и искали яблони, как копали окопы и брали высоту.

Под конец начальной военной подготовки у нас прошел полевой выход и стрельбы. Конечно, эти полтора месяца запомнится нам на всю жизнь и только с положительной стороны.

Почему в плащах? Нет не РХБЗ тренаж, просто пошел сильный дождь и мы надели плащ в рукава

Этот период нас сильно сплотил, именно тогда мы стали настоящим коллективом и в конце августа были приведены к Военной присяге. Приводить к присяге и лично вручать отличительные значки операторов научной роты прибыли начальник Военной академии МТО генерал-лейтенант Топоров А.В. и начальник Научно-исследовательского института.

Небольшой видеоролик с участием операторов призыва осень 2015 и весна 2016

География призывников нашей научной роты обширна, начиная с Владивостока заканчивая Калининградом. И это не шутки. Выпускники технических и экономических ВУЗов России с Иркутска, Омска, Новосибирска, Пензы, Уфы, Ульяновска, Краснодара, Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга и др. Всех не вспомнить. Нас в роте 60 человек. И мне очень хочется, чтобы выпускники якутского СВФУ стали служить в научных ротах.

Стоит отметить, что наше поколение попало под реформу бывшего министра обороны Сердюкова, который закрыл военные кафедры ведущих университетов, провел масштабные сокращения военных ВУЗов, так с 2010 по 2012 год практически не было набора в военные вузы. 2010 год был объявлен годом "закрытых дверей", набор был уменьшен в десятки раз, например, в 2011 году на первый курс поступило всего 1500 курсантов, а это на всю Россию. Воспитанники суворовских училищ и кадетских корпусов не смогли поступить в военные вузы, но, благодаря, созданию научных рот, вчерашние кадеты смогли стать офицерами.

Нашему призыву выдали абсолютно новый всесезонный комплект полевого обмундирования.

Перед построением на тактическом поле

На базе обеспечения учебного процесса в г. Луга, где проходил мини-кмб у призыва осень.

Пока молодое пополнение училось ходить строевым шагом, мы чистили оружие, ставили палатки, готовили стрельбище.

Наша рота расположена в большом современном курсантском общежитии, территориально мы относимся к Военному институту инженерно-техническому там же столовая, сан.часть и дом культуры.

Отличительной особенностью научной роты является разделение деятельности на общевойсковую и научно-исследовательскую. Четыре дня в неделю уделено научной деятельности, в пятницу день боевой и специальной подготовки. С понедельника по четверг проходят тренажи и информирования. Во время специальной подготовки с нами проводят занятия по тематике материально-технического обеспечения войск (сил) научные сотрудники НИИ, доктора и кандидаты наук.

Боевая подготовка операторов научной роты включает тактико-специальную, строевую, физическую и другие предметы общевойсковой подготовки.

Спортивно-массовая работа проводится, либо в курсантском спортивном зале или в Таврическом парке.

Мне больше всего нравилось бегать по набережной и вокруг сада, маршрут проходит через Парламентскую ассамблею СНГ, музей воды, Смольный собор, администрацию губернатора, ленинград-центр и доходные дома. В общем, если будете в этих местах и увидите парней с футболкой Армия России, то будьте уверены это бегут военнослужащие академии МТО.

В субботу часть дня уделено самостоятельной подготовке и парко-хозяйственному дню. Раз в месяц проводят единый день информирования в академии, где выступают с актуальными докладами, а в июне месяце слушатели, то бишь высшие офицеры поставили спектакль по пьесе "концлагерь", данное мероприятия прошло в преддверии дня памяти и скорби.

В выходные дни мы посещаем культурно-образовательные центры, музеи, соборы, кинотеатры, игры КВН, концерты в Доме офицеров ЗВО и хоккейные матчи.

С недавних пор стали привлекаться к торжественным посвящениям в "Юнармейцы". В основном это хоккейные команды, в отличие от курсантов мы остаемся до конца игры, где накал страстей бывает и повыше, чем во взрослом хоккее. В общем, поддерживаем молодых спортсменов, чтобы зрителями были не только их родители, но и сторонние лица.

Доступная среда...

Мы участвуем в социальной помощи граждан, конкретно детям-инвалидам при проведении культурно-массовых мероприятий. Наши операторы не только ездят к ним с интересными номерами, так нашей роте Академия поручила шефство над социальным проектом Адмиралтейское танго – фестиваль танцев на колясках, которое проводится два раза в год с целью пропаганды культуры и красоты, гармонии и совершенства личности, а так же содействия самореализации личностного потенциала и развития творческих качеств участников.

К сожалению, пока во многих учреждениях культуры не организована доступная среда для колясочников. Не всегда есть возможность вызова специального такси. Мы на руках носили детей, помогали подросткам и взрослым.

Иногда, нам могут обратиться за помощью напрямую с отдела социальной защиты управы, например, чтобы помощь инвалиду подняться на свою квартиру, я один раз так ездил.

Посещение морского собора в г. Кронштадт.

Часть из ребят участвовала в проведении реконструкции праздничного салюта, посвященного 73 годовщине полного освобождения города Ленинграда от фашисткой блокады.

На "Дороге жизни" на берегу Ладожского озера

"Вы должны быть наголову выше курсантов по дисциплине и по культуре. Они учатся, чтобы стать офицерами 5 лет, вы 1 год" , – старшина научной роты

Мы наблюдали, как начинается рассос у первого курса, у нас так такого не было. Без нарушения ношения военной формы одежды, все передвижения в строю не нарушая дисциплину строя. Благо не было никаких нареканий со стороны патруля.

Одно из значимых событий в нашей роте случилось накануне Дня защитника Отечества, когда губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко посетил нашу роту для вручения памятных подарков и благодарственных писем научным сотрудникам и операторам научной роты. Мы к этому приезду старательно готовились.

Основное место нашей службы – научно-исследовательский институт военно-системных исследований, который выполняет военно-прикладные задачи по заказу Штаба МТО и других подразделений ВС РФ.

Каждый оператор закреплен за определенным научно-исследовательским отделом, который решает определенные задачи так, например, я занимаюсь проблемами функционирования системы материального обеспечения войск. Туда входят такие службы как продовольственная, вещевая и служба горючего. Также мы занимаемся логистическими процессами в системе МТО. У каждого оператора свой научный руководитель, с которым он решает эти задачи, рабочий ноутбук, доступ к информационно-справочными фондам.

Так за время службы в научной роте опубликовал 13 научных статей, получил 10 удостоверений о рационализаторском предложении, подал 2 заявки на получения патента на полезную модель, выполнял оперативные задачи в отделе. Часть наших парней участвовала и победила в конкурсе "Темп" от госкорпорации Росатом, они два раза съездили в Москву, где представили свои проекты.

Научная рота МТО участвует и в международных олимпиадах среди курсантов. Из операторов выбираются самые способные по таким предметам, как математика, иностранный язык, информатика и история. Им помогают готовиться научные сотрудники, преподаватели с академии. В целом в этом году показали хороший результат, а сама Академия заняла в общекомандном зачете первое место.

Здесь следят за тем, куда выпускники, да да именно выпускники научной роты устраиваются после окончания службы. Начальство института предлагает гражданские должности младших научных сотрудников. Это весьма удобно для тех, кто желает продолжить заниматься наукой, поступить в аспирантуру и параллельно работать.

Военнослужащие участвуют в различных конференциях и выставках с демонстрацией разработанных проектов. Лучшие разработки операторов принимают участие в международном военно-техническом форуме «Армия». В прошлом году один из наших операторов получил диплом второй степени и получил номинацию «Открытие года». Часть военных разработок, в которых принимали участие операторы начали поступать на вооружение и внедряться в систему материально-технического обеспечения Вооруженных Сил России. Такие высокие результаты дают стимул усерднее заниматься наукой, решать актуальные задачи способствующие к повышению обороноспособности нашего государства.

https://youtu.be/2Yqu_OvifCQ

Репортаж с научной роты

В заключении, хотелось бы сказать, что год проведенный в научной роте Академии МТО позволил мне овладеть не только новыми исследовательскими навыками, но и военными. Часть времени уходило на выполнение оперативных задач в отделе и в управлении, помогали адъюнктам. Если бы у меня заново был выбор куда пойти служить, я без раздумий снова бы выбрал научную роту при Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева

Почему я не стал лейтенантом?

Мне 24 года к этому возрасту курсанты уже имеют воинское звание "старший лейтенант". Готов ли я ехать в войска в разные округа и гарнизоны? Нет, мне Якутия ближе и жалко, что у нас воинские части расположены далеко в арктической зоне.

Избранное

Руководство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» получило благодарность за активное содействие в области военно-профессионального ориентирования и отбора кандидатов для прохождения службы в научной роте Военной академии связи.

19.02.2018 2926

В благодарственном письме ВрИО начальника Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, полковник С.Л. Ишимов отметил заслуги выпускника ЛЭТИ Александра Терехова , показавшего высокий уровень теоретической и практической подготовки, компетентность и ориентированность на результат при решении актуальных научно-прикладных задач.

Первые научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации были созданы в соответствии с решением Президента Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № Пр-864 и директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 315/4/1781. Их главная цель - решение конкретных научно-прикладных задач для укрепления обороноспособности страны. Научные роты формируются на базе научно-исследовательских учреждений и высших военно-учебных заведений Минобороны России и состоят из наиболее одаренных выпускников вузов, которые проходят военную службу по призыву.

За прошедшее время в обществе появилось большое количество мифов о научных ротах, которые искажают реальную картину военно-научной службы.

Правда ли, что в научных ротах служит только «золотая молодежь» и «ботаники»? Можно ли за год достичь каких-либо значимых результатов в науке? Чем отличается служба в научной роте от привычной всем армейской службы? Об этом рассказывает выпускник ЛЭТИ Александр Терехов .

Александр, считается, что научная рота - это элитное подразделение, куда набирают исключительно «ботаников» и «золотую молодежь», и рядовому выпускнику попасть практически невозможно. Так ли это на самом деле?

В 2010 году я поступил в ЛЭТИ на факультет электроники. Окончив бакалавриат по направлению «Электроника и микроэлектроника», я продолжил обучение в магистратуре на кафедре физической электроники и технологии. Пока учился в университете, пробовал попасть на военную кафедру ЛЭТИ, но безуспешно: по среднему баллу проходил, нормативы по физподготовке сдал, а вот состояние здоровья подвело. Как известно, для службы в ВМФ необходимо иметь категорию «А», а у меня была категория «Б».

Вернувшись по окончании обучения в родной город Салават (Республика Башкортостан), я решил отслужить в армии. В районном военкомате мне предложили отправить документы в научную роту, так как у меня было высшее техническое образование. Я подумал: «А почему бы и нет?», и отправил документы в три военных вуза, в которых проводился набор в научные роты на близкие мне специальности: Военно-медицинскую Академию имени С.М. Кирова, Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и Военную академию связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

Раньше всех ответ пришел из Военной академии связи. Несмотря на то, что мой средний балл по профильным предметам был 4,33, то есть меньше необходимых 4,5 баллов, мне удалось достойно показать себя на собеседовании и добиться права служить в научной роте. Я считаю, что одним из положительных факторов стало прохождение практики на ОАО «Завод Магнетон» в Санкт-Петербурге в сфере, близкой направлению научной роты. Могу сказать, что средний балл не является определяющим критерием. Отборочная комиссия учитывает опыт работы по специальности и наличие военных среди родственников. Поэтому бояться не нужно! Попасть в научную роту - вполне по силам многим выпускникам.

- Армейский быт - это казармы, наряды, караулы… А каков быт военнослужащих научной роты?

Обычно воинские части размещаются за городом, а на занятия по боевой и тактической подготовке солдаты выезжают в лес или в поле. Бытовые условия научной роты кардинально отличаются от того, что мы привыкли видеть в армии. Для нас был выделен этаж в отремонтированном общежитии курсантов Военной академии связи, расположенном в черте города. Мы жили в кубриках по 10 человек, у нас была своя чайная и кладовая комнаты, а также душевые и туалеты. А еще каждому выдавался личный ноутбук для научной работы. Здесь условия были даже лучше, чем в студенческих общежитиях!

А какой в научной роте распорядок дня? Как удается совмещать войсковую подготовку с научными исследованиями?

Сначала мы изучали устав, проходили курс общевойсковой подготовки. Три недели провели в военном городке, где нас обучали азам военного дела. Потом мы вернулись в академию и приняли присягу.

Затем прошло собеседование, по итогам которого нас распределили по трем взводам - «антеннщики», «сетевики» и программисты. Я попал в первый взвод, основу которого составляли ребята, обучавшиеся или имеющие опыт работы в сферах электроники, энергетики и антенн.

Утро было такое же, как и в обычных войсках: подъем в шесть часов утра, зарядка, завтрак. А затем после развода каждый занимался со своим научным руководителем из состава научно-исследовательского центра или кафедр академии. После обеда нам давали один час свободного времени, затем был еще один час учебных занятий, после которого было время на самостоятельную подготовку и работу над научным проектом.

В целом, все организационные процессы были отработаны, поэтому проблем не возникало. Офицеры относились к нам как к младшим научным сотрудникам, поэтому за время службы я ни разу не столкнулся с рукоприкладством или хамством. Отношения с сослуживцами строились на уважении и профессионализме.

Бытует мнение, что за год службы невозможно достичь каких-либо значимых результатов в науке. Можете доказать, что это не так?

В рамках направления «Исследование вариантов применения виртуальных приборов при организации автоматизированного рабочего места (АРМ) начальника лаборатории» я занимался созданием АРМ, которое позволяет проводить измерения при помощи персонального компьютера с подключенными к нему устройствами. Проект я выполнял в среде графического программирования LabView. Из всего состава роты я был единственным, кто имел навыки работы в данной среде.

Отдельно стоит сказать про научную инфраструктуру. В лабораториях Военной академии связи установлено новейшее оборудование для исследований. Я работал с анализатором спектра фирмы Rohde & Schwarz, измерителями мощности и датчиком поглощаемой мощности. Также я принимал участие в настройке аппаратных различных радиостанций.

Каждый месяц мы представляли научному руководителю отчет о проделанной работе, а в конце срока службы мы защищали итоговый отчет перед аттестационной комиссией, состоявшей из сотрудников научно-исследовательского центра и преподавателей кафедр. За время службы я опубликовал шесть статей по тематике моего проекта. Кроме того, мы регулярно участвовали в научно-технических конференциях, проходивших в военных вузах, и посетили Петербургский Международный Инновационный Форум.

Научная рота стала в последнее время более чем популярным местом прохождения службы. Многие молодые люди интересуются возможностями поступления в таковую. И действительно, современной армии нужны не только солдаты, но и различные специалисты. И в частности - узкого профиля. Сегодня востребованы не только медики, но также химики, специалисты в области высоких технологий, и многие другие. Исходя из этого Минобороны стало проявлять интерес к молодым людям, имеющим соответствующее образование.

Для них открывается возможность прохождения службы в научной роте, где они смогли бы продолжить деятельность в рамках своей ведущей специальности.

Итак, само понятие «научная рота» сформировалось к 2013 году. И формирование таковых было подтверждено соответствующим приказом Президента. Само же предложение касаемо формирования данных образований пришло от С. Шойгу, возглавляющего Минобороны. Данный подход оказался кардинально новым, поскольку ничего похожего в рамках армейских подразделений до этого не существовало. До указанного момента фигурировали только спортивные роты, которые изначально появились в СССР, и затем были сформированы вновь. Попасть в такую роту может перспективный спортсмен, чемпион с соответствующими спортивными званиями.

В целом, научная рота создаётся по аналогичной системе. И в неё отбираются молодые люди, которые уже имеют определённые достижения в науке.

Где есть научная рота, и в каком виде они представлены?

История научных рот началась в 2014 году, когда сформировали 4 таковых. Они появились в Москве и Питере, а также в Красногорске и Воронеже. Практика первых лет показала отличный результат, и потому перечень подобных образований начали расширять. На данный момент их существует более десятка, и в дальнейшем это число будет только увеличиваться. Ведь они оправдывают себя полностью, становясь площадками, развивающими науку для нужд армии, именно в тех направлениях, в которых это необходимо. Так что в будущем возможно создание даже отдельной общей структуры большего масштаба на базе первых рот.

На сегодняшний день отдельные роты существуют в рамках разных родов войск, решая именно их специфические проблемы. Так, в частности, есть 2 рота ВВС, 3 рота Воздушно-космической обороны. Также существует 5 рота сухопутных войск, 6 - Генерального штаба, 7 - связистов, 8 - медицины. Кроме того, представлена и 11 рота РХБ защиты. Все они являются научными. Каждая рота имеет отдельные взводы, каждый из которых занимается решением специфических задач, порученных именно ему.

Какие задачи решает научная рота?

Каждая научная рота имеет собственные цели и задачи, как и взводы. Однако в целом же все они созданы для решения ряда глобальных задач. Так, в частности, они должны:

  • Готовить кадры, готовые заниматься наукой в сфере военной промышленности или дальнейших научных изысканий для нужд оборонного комплекса;
  • Работать в рамках направлений, которые указываются вооружёнными силами, и исключительно в их интересах;
  • Решать прикладные задачи общего или детального характера, также в интересах ВС РФ.

Привлечение кадров с соответствующим образованием и с серьёзным потенциалом в области науки позволяет проявлять ещё большую активность в сфере новых разработок и создания новейшего оборудования в тех сферах, в которых это необходимо.

Так, в частности, рота ВВС работает даже над созданием схем новых самолётов, а также необходимого для их успешной эксплуатации оборудования. Молодым людям помогает весь имеющийся опыт Российской армии в данной сфере. Перед ними раскрываются все достижения прошлого, на базе которых они могут работать, внедряя передовые решения, пересматривая всё с учётом самого современного научного опыта. Молодым специалистам предоставляется основательный базис, который делает работу интересной и продуктивной. Они получают знания и навыки, которые далеко не всегда могли бы быть ими получены в обыденной жизни, вне армии.

Всё это и многое другое позволяет им стать высококлассными специалистами, которые будут востребованы оборонкой в любой момент.

Работы проводятся в самых разных направлениях. Так, 6 рота занимается безопасностью связи, развивая и совершенствуя её во всех аспектах. А 8 занимается медицинскими разработками, актуальными именно для армии.

Наука и армия

Нужно отметить, что большинство величайших разработок науки было создано в первую очередь для армии, непосредственно для ведения войны. В дальнейшем многие из них перешли уже в мирную жизнь, где оказались не менее актуальными и востребованными. Армия нуждается в науке и её передовых открытиях, достижениях. И потому вполне закономерно начать развитие науки именно в армейской среде, сделав её адаптированной под нужды оборонного комплекса.

Учитывая всё это, можно понять, что у научных рот действительно может быть большое будущее, ведь их достижения всегда будут востребованы. Наука в рамках армейских запросов позволит находиться на передовой новейших разработок, что в любом случае должно быть интересно для молодого специалиста.

Научные роты и мнение Минобороны

Появление научрот стало довольно внезапным шагом и необычным решением. Однако представители Минобороны отреагировали на новинку сугубо положительно - как и большинство других людей. Николай Панков, заместитель Министра обороны, отметил, что подобное нововведение будет способствовать выведению Российской Армии на передовую прогресса в общемировом отношении. И это касается как совершенства техники, так и категории, специализации, профессионализма военных.

Также отмечается, что научные роты не будут оставаться в своём изначальном виде. Они будут видоизменяться и прогрессировать. Вероятно, что в дальнейшем будет меняться и их организационная форма, и многое другое.

Ведь с самого начала была идея создавать роты для ведения конкретных исследований, в очень узких направлениях.

Например, данное образование в Воронеже было создано изначально сугубо для того, чтобы повысить эффективность установок, используемых в авиации. Также в задачи входило моделирование новых самолётов, а в дальнейшем - и защита связи. Красногорские же солдаты - учёные создают малогабаритную аппаратуру, необходимую для космических нужд. Однако с решением поставленных задач приходят новые, и меньше их не становится. Это создаёт оптимальные условия для дальнейшего развития научных рот, их совершенствования, вверения им новых задач, постановки новых целей. В дальнейшем их востребованность будет только расти, а не падать.

И потому научные кадры будут приглашаться в армию только с большей активностью. И для них будут предлагаться места именно в научных ротах.

На сегодняшний день таких рот всё ещё имеется мало, и конкурс на место в них очень большой. Практика показывает, что многие молодые люди изъявляют готовность оказаться в одной из них. Но конкурс очень велик, и удовлетворить подобное желание удаётся лишь небольшому числу . Однако, если не получилось попасть в научную роту, можно попробовать поступить в .

Хочется верить, что в будущем ситуация улучшится, мест станет больше, и достойные претенденты смогут попадать на такие места службы с большей лёгкостью. Не исключено, что всё изменится уже в самые ближайшие годы.

Основные задачи:

Научная рота ВУНЦ ВВС «ВВА» включает в себя три взвода:

  1. Взвод моделирования гидрометеорологических процессов и явлений, разделения воздуха высокого и среднего давления;
  2. Развития и совершенствования конструкции летательных аппаратов, авиационных двигателей, пилотажно-навигационных и радиолокационных комплексов;
  3. Взвод информационных технологий, прогноза развития программного и технического обеспечения; радиоэлектронной борьбы со средствами противника и оценки снижения заметности и защиты информации в АСУ.

Адрес: 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, дом 54а

3 научная рота (Войск воздушно-космической обороны)

Назначение роты – проведение перспективных исследований и разработок в интересах Войск воздушно-космической обороны. Рота дислоцируется на территории центра войсковой части 26302 в г. Красногорске, Московская область.

Основные задачи:

  • Участие в научной работе в интересах Войск Воздушно-космической обороны;
  • Получение научных результатов при решении прикладных задач в интересах Войск воздушно-космической обороны;
  • Подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации.

Адрес: 143405, Московская область, г. Красногорск, ул. в/г Павшино, 33/1

Научная рота № 5 сформирована на базе Московского высшего общевойскового командного училища и начала свое функционирование
с 1 июля 2014 г.

Предназначена рота для решения научно-прикладных задач в интересах:

— Национального центра управления обороной Российской Федерации;

— Главного командования Сухопутных войск;

— Управления физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основные научно-прикладные задачи относятся к области программирования, визуализации представления информации, автоматизации сбора и анализа данных, разработки систем помощи принятия решений, создания баз данных и 3D-моделирования. Резюме для рассмотрения кандидата для прохождения службы в качестве оператора роты подается до 20 марта (весенняя компания), до 20 октября (осенняя компания).

Адрес: 109380, г.Москва, ул. Головачева, д.2

Научная рота осуществляет прикладные научные исследования по приоритетным и перспективным направлениям развития и применения методов и средств защиты информации в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Основные задачи:

  • Участие в научной работе в интересах Вооруженных Сил;
  • Получение научных результатов при решении прикладных задач в интересах Вооруженных Сил;
  • Подготовка научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов РФ.

Научная рота КВВУ включает в себя четыре взвода:

  1. Взвод развития и совершенствования средств специальной связи, оценки и повышения эффективности защиты государственной тайны;
  2. Развития и совершенствования методов и средств защиты информации;
  3. Взвод развития и совершенствования обеспечения безопасности информации в автоматизированных системах;
  4. Развития и совершенствования средств и комплексов передачи информации.

По числу молодых людей, добровольно изъявивших желание отслужить в Вооруженных Силах. Тем не менее, есть и такие, которые бы и хотели отдать долг Родине, но боятся растерять за год службы свой интеллектуальный потенциал. Особенно это касается молодых ученых технических специальностей. Теперь таким можно не бояться и попробовать себя в качестве военнослужащего научной роты. С командиром одного из таких подразделений - научной роты Воздушно-космических сил РФ майором Сергеем Скворцовым встретился ведущий рубрики "Оборона и безопасность" Евгений Салтыков, чтобы из первых уст узнать, чем занимаются научные роты и служащие в них бойцы.

Расскажите, для начала, кем вы командуете, что за люди служат в научных ротах?

В подразделении, которым я командую, проходят военную службу выпускники лучших технических вузов России. Это уже взрослые ребята, которые окончили институт либо с красным дипломом, либо с высоким средним баллом. Что особенно хотелось бы подчеркнуть, все они добровольцы, поскольку принцип добровольности прописан в положении о научных ротах. Эти люди считают своим долгом отслужить в Вооруженных силах РФ и поскольку у них высшее образование, они могут максимально себя реализовать в этом стремлении, проходя службу в научной роте и своей научной работой содействовать укреплению обороноспособности нашей страны. Поэтому у них даже должность называется: "оператор научной роты".

Представители каких специальностей на данных момент проходят службу в вашей роте?

На сегодняшний день в нашей научной роте служат представители 14 технических вузов из 19 российских регионов. Специальности разные - физико-математические, программисты, мехатроники, есть теплоэнергетики. Их направленность связана напрямую с космической отраслью и теми средствами вооружения, которые сейчас стоят на боевом дежурстве.

Насколько тяжело попасть в научную роту? Говорят там у вас конкурс чуть ли не как в ведущие вузы страны?

Желающих . В определенный момент конкурс может составлять и 100 человек на место. Но если говорить об этом призыве, то на сегодняшний момент на 30 мест в роте под установленные требования подходят 140 человек из списка, которые предоставили военкоматы. Это те специалисты, тематика научных исследований которых подходит под утвержденную в этом году программу научных изысканий для моего подразделения.

На что направлены эти исследования, они как-то сочетаются с предметом работы оборонных предприятий?

Система деятельности научных рот построена таким образом, что все проводимые в них исследования связаны как с какими-то оборонными предприятиями, так и с научно-исследовательскими институтами. Одни работы направлены на испытание новых образцов вооружения, другие представляют собой научный поиск в разработке оружия, основанного на новых физических принципах, как это указано в военной доктрине РФ.

И насколько эти исследования успешны?

На сегодняшний день научным ротам было присуждено 16 правительственных наград, четыре из которых получила моя рота. Одними только операторами нашей научной роты за год опубликовано более ста работ в Высшей аттестационной комиссии и зарегистрировано более 80 рационализаторских предложений и шесть заявок на патенты. То есть ребята по научной деятельности довольно нагружены.

Сколько всего сейчас научных рот?

На данный момент их восемь, что почти сопоставимо с числом родов и видов войск, существующих в системе Вооруженных Сил России. На стадии формирования сейчас находится еще три научные роты. Запускается также новый проект — научно-производственная рота. Два таких подразделения сейчас готовятся к запуску. Их комплектование основано на несколько иных принципах.

То есть получается, что вы работаете только с уже сложившимися специалистами, а если вдруг захочет к вам школьник-гений, например, программист или человек с ограниченными способностями. Сможет ли он попасть на службу в вашу роту?

Вообще в положении о научных ротах прописано, что минимальный порог призыва в подразделение - студент третьего курса. Но я считаю, что если к нам придет гений, а мы очень часто выступаем на открытых площадках, таких как ярмарки вакансий и так далее, и он докажет, что по своему уровню он находится в одном ряду с выпускником МГТУ им. Баумана, то в любом правиле может быть исключение. Что же касается людей с ограничениями по здоровью, то у нас уже есть такой пример. Молодой человек из Братска написал письмо Министру обороны РФ. Сергей Кужугетович его рассмотрел и передал в комиссию, которая после прохождения определенного экзамена допустила этого молодого человека к службе в научной роте.

Кстати, в какой физической форме приходят служить в научные роты? Обычно мало кто из подобных ребят может похвастаться развитой мускулатурой…

Да, обычные представления о «ботаниках» именно такие - физически неразвитые, щупленькие, но умненькие. Не могу сказать, что все приходят именно такими, однако определенная доля таких ребят есть. Но в программах подготовки операторов научной роты оптимально сбалансированы умственные и физические нагрузки, благодаря которым они наращивают свои физические возможности. Если кто-то приходит в роту и не может подтянуться на перекладине ни одного раза, то уходя, они все подтягиваются минимум 10 раз. А вообще у меня сейчас есть ребята, которые подтягиваются 37 раз, жмут от груди штангу весом 160 килограммов и бегут 3 км в полной выкладке за 11 минут.

Получается, что боевая подготовка у них все же присутствует и иногда операторы меняют лаборантский халат на бронежилет?

Прежде всего, они военнослужащие, поэтому никто не отменял. Единственное отличие только в количестве часов. Для них немного изменили распорядок дня, в котором один день полностью посвящен изучению 13 дисциплин боевой подготовки. Также как и в общевойсковой роте у них есть и подъемы по тревоге и полевые выходы и огневая и строевая подготовка и РХБЗ и военно-медицинская подготовка. Это то, что их объединяет с обычными солдатами. Но помимо этого у них есть персональное рабочее место с высокопроизводительным компьютером и работа в лабораториях, где у каждого есть свой научный руководитель, либо доктор технических наук либо, кандидат, который стоит во главе научной работы или НИОКР.

Какого рода задачи они могут решать в течение службы?

Например, оператор может получить персональную задачу на разработку какого-то блока космического аппарата, начиная с математического либо теоретического обоснования его необходимости. Затем делается исследование, представляется опытный образец. Если за время этой работы срок службы по призыву оператора-разработчика истекает, то руководствуясь правилом преемственности, разработка передается оператору следующего призыва. Тот уже формирует техническое задание для этого блока, задействует более 20 предприятий, делает заказы и затем уже собирает этот блок в лаборатории. Примерно . Благодаря сложившимся в роте условиям оператор за время своей службы посещает три-четыре научные конференции, десять-одиннадцать выставок, мы показываем этих людей и под многих из них предприятия делают целевые проекты. У большинства ребят сейчас идет персональная материальная надбавка от оборонных компаний, которые заинтересованы в них как в своих будущих специалистах.

Бывает ли так, что после прохождения срочной службы оператор научной роты решает остаться в Вооруженных Силах РФ? Учитывая их образование такие люди должны получить офицерское звание?

Верно. Они получают звание лейтенанта и направляются для прохождения дальнейшей службы в НИИ Министерства обороны РФ. Таких от общего числа примерно четверть. А конкретно у меня из 60 человек 40 остаются трудоустроенными на предприятия ОПК. И это еще один из функциональных бонусов существования научных рот - мы отбираем элиту в ведущих технических вузах, работаем с ними в Вооруженных Силах, а потом предприятиям оборонно-промышленного комплекса.

error: