Система триз как метод развития творческого мышления. Методы и приемы триз в начальной школе. семинар-практикум Приемы триз технологии на занятиях по этикету

Татьяна Янова
Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста .

Согласно вступившему в силу ФГОС, одна из первостепенных задач в дошкольных учреждениях – это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а в формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира у детей.

Одной из эффективных, на мой взгляд, педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ .

Цель использования ТРИЗ – технологии в своей работе - это развитие творческой и мыслительной активности, умение самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.

Задача ТРИЗ - технологии – это обучение способам самостоятельного добывания информации, которое возможно и через поисковую деятельность , и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году, после посещения в 2010 году ряда семинаров одного из авторов ТРИЗ Сидорчук Т . А. на базе д/с №453. Заинтересовалась технологией ТРИЗ . Изучила материал по данной технологии, соответствующую литературу.

Работу выстроила в трех направлениях : с детьми , с родителями, с педагогами-специалистами, в частности с учителем-логопедом, т. к. работаю в группе компенсирующей направленности.

Для успешного использования ТРИЗ - технологии начала создавать соответствующую предметно - развивающую среду : оформила зону, изготовила дидактические развивающие пособия.

Первым пособием стал «Гномик» , универсальное пособие, представленное в виде образа человека , с обозначенными органами чувств. Дети интересовались, почему у него выделены сердце, уши и др. органы, обследовали свои органы, выяснили, что эти органы дают голове информацию о значениях признаков.

Следом появилось пособие «Круг признаков» для изучения и закрепления имен признаков. Так как дети в группе с общим недоразвитием речи, у большинства бедный словарный запас, я считаю, что это пособие способствует расширению и активизации словарного запаса детей,

Пособие универсальное используется на разных видах занятий, и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

Признаки мы с детьми изучали , используя технологические карты, начиная от простых (форма, цвет, размер и т д, к сложным (время, вес, направление и др.) .

Сначала ребята находили признак в помещении, затем вместе рисовали обозначение, помещали его на круг.

Следующим пособием стали «Умные качели» , пособие помогает научить детей устанавливать причинно-следственные связи, развивает связную монологическую речь.

Пособие «Природный и рукотворный мир» - учит детей классифицировать объекты природы и рукотворного мира, обосновывать свои действия, устанавливать причинно следственные связи, систематизировать знания детей, о том, что создано человеком, а что природой.

Пособие «Круги Луллия» вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.

Пособие «Волшебный экран» (СО) Пособие формирует у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширяет кругозор, обогащает словарь, развивает связную монологическую речь, развивает творческое воображение . Прослеживание предмета во времени есть нечто иное, как маленькая исследовательская работа.

Постоянно пополняю предметно-развивающую среду различными пособиями, играми.

Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр. Я начала такую работу с простых игр и упражнений : «Дорисуй» ; «Составь картинку из геометрических фигур» ; «На что это похоже?» ; «Найди сходства» ; «Найди различия» ; упражнения со счетными палочками (построй домик из 6, 12 палочек и др.) ; отгадывание и составление загадок.

Следующим этапом внедрения ТРИЗ стало знакомство детей с играми "Хорошо-плохо", "Наоборот", «Теремок» , «Да-нетка» , позволяющими развивать речевую активность детей.

Все пособия и игры дети могут использовать в самостоятельной деятельности .

ТРИЗ – технологию я использую практически во всех видах деятельности (как в образовательной , так и в играх и режимных моментах).

Занимаясь по технологии ТРИЗ , учу детей мыслить самостоятельно, решать поставленные перед ними задачи. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение . ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

В работе применяю различные формы работы с детьми :

- занятия : в форме дид. игры, игры-путешествия, КВН, викторины и другие;

В повседневной деятельности использую : целевые прогулки, дид. и сюжетные игры с использованием предметно-схематических моделей, опыты, эксперименты.

Занятия строю по правилу : Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Обсуждение проблемных ситуаций – мозговой штурм. (Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные).

Начинаю занятия с детьми с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов :

Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать ? Как быть если?

Для развития познавательного интереса у детей применяю активные методы и приемы :

- методику предметно-схематических моделей;

- метод эмпатии ;

- метод маленьких человечков;

Технологию экспериментирования;

Метод предметно-схематических моделей (мнемотехника) - система методов и приёмов , обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) ; таким образом , весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию;

Метод эмпатии - прием , активизирующий детскую фантазию : оживление, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.

Метод маленьких человечков (ММЧ) - моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное ) .

Технология экспериментирования - интеграция опытно- экспериментальной деятельности и ТРИЗ технологии , которая способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями познакомила их с методом ТРИЗ через беседы , консультации. Темы консультаций : «ТРИЗ в детском саду и дома» , «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ », «Нетрадиционные способы рисования» . Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями. Родителей удивили новые способности их детей. Они отметили, что дети не просто играют, а обследуют объекты, размышляют, умеют подобрать нужные слова . Родители дали положительную оценку использованию новой технологии в обучении их детей.

Вывод. В результате использования в работе методов ТРИЗ у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной , дети смело используют нетрадиционные приемы рисования .

Когда-то созданная в СССР Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) почти потеряла свою известность в 90-е годы прошлого века. Но сейчас технологии ТРИЗ снова набирают популярность в науке, промышленности и даже в гуманитарных дисциплинах. Сегодня «советскую теорию изобретательства» Генриха Альтшуллера изучают в университетах разных стран мира, и постепенно она снова возвращается в отечественную научную и образовательную деятельность.

Пройдя предложенные в данном тренинге занятия по ТРИЗ, вы сможете получить базовые знания решения изобретательских задач. Вы узнаете о составляющих элементах, методах, приёмах, программах теории Альтшуллера, познакомитесь с примерами использования ТРИЗ. И самое главное, наши уроки научат вас применять навыки эффективного изобретательства в вашей деятельности.

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов и методов, созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых.

ТРИЗ - не является только , хотя она и содержит рекомендации по совершенствованию творческого процесса. Теория Альтшуллера направлена на решение так называемых изобретательских задач. Изобретательская задача - сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречия, лежащие в глубине задачи, т.е. выявить первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину. Для этого нужны специальные умения и технологии, которые и будут рассмотрены в уроках нашего online-курса.

Применение ТРИЗ

Главной задачей ТРИЗ, по мнению автора этой теории, является помощь ученым-изобретателям быстро находить решение творческих задач из различных областей знаний. ТРИЗ позволяет решать многие творческие задачи. В соответствии с мнением людей, которые изучили теорию Альтшуллера, знание ТРИЗ даёт следующие преимущества (по информации книги «Основы ТРИЗ »):

  • Умение выявить суть задачи;
  • Умение правильно определить основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь;
  • Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.
  • Научиться находить пути отхода от традиционных решений;
  • Умение мыслить логически, алогически и системно;
  • Значительно повысить эффективность творческого труда;
  • Сократить время на решение;
  • Смотреть на вещи и явления по-новому;
  • ТРИЗ даёт толчок к изобретательской деятельности;
  • ТРИЗ расширяет кругозор.

Некоторые люди утверждают, что Теория решения изобретательских задач может быть полезна только в точных науках. Отчасти это правда: теория создавалась и была заточена именно под техническое применение. Но знание ТРИЗ, несомненно, поможет применение в гуманитарных науках и в бизнесе, в силу того, что основа методики ТРИЗ универсальна для любых творческих задач.

Как этому научиться

Если вы пытались разобраться в ТРИЗ самостоятельно, то наверняка столкнулись с рядом проблем.

  • Во-первых , учебные материалы ТРИЗ нужно адаптировать под сегодняшние задачи, в том числе не только технические, но и гуманитарные.
  • Во-вторых , методики ТРИЗ, изложенные во множестве учебников, слабо структурированы для процесса изучения этой теории.

Данный тренинг, состоящий из нескольких уроков-конспектов, направлен на изложение основ ТРИЗ и возможностей применения этой теории для решения любой творческой задачи.

Цель данного курса - структурировать материал, разложить все элементы ТРИЗ по полочкам, объединить все в единую систему. Главная идея занятий и уроков данного раздела сайта 4brain - сделать ТРИЗ доступным для всех. Обучение Теории решения изобретательских задач должно быть понятным и увлекательным. Ключевая задача наших занятий - дать базу знаний, а также ссылки на необходимые материалы для углубления в различные области ТРИЗ.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки ТРИЗ

Теория изобретательства, созданная Генрихом Альтшуллером, а позже дополненная его учениками и последователями сформировала свою достаточно строгую структуру. Классическая структура ТРИЗ, которая приводится на большинстве специализированных сайтах и книгах, выглядит следующим образом:

  • Законы развития технических систем.
  • Алгоритмы решения изобретательских задач: алгоритмы, приемы и методики.
  • Методы анализа ТРИЗ: вепольный анализ, ФСА, диверсионный анализ, системный анализ и другие.
  • Методы творческого развития личности и коллективов.
  • Информационный фонд состоящий из многочисленных таблиц, приложений, списков, помогающих в техническом творчестве.

Занятия данного онлайн-курса направлены на освоение именно этих базовых частей «теории изобретательства». Каждый урок соответствует определенной составляющей ТРИЗ. План занятий выглядит следующим образом:

Сколько времени займет обучение?

В целом в ТРИЗ нет специальных развивающих упражнений, которые нужно использовать для развития навыка успешного решения изобретательских задач. Хотя в ТРИЗ и есть отдельное направление по развитию креативного воображения и изобретательству в творческих коллективах, на нашем сайте данному направлению посвящен отдельный раздел «Творческое мышление».

Поэтому обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, а также их совершенствованием и практическим применением. ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы. А вот ознакомиться с базовыми методами можно за 1-2 недели интенсивного или за 1 месяц умеренного изучения.

…хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ - и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий. Но надеюсь, вас это предостережение не остановит.

Желаем вам успехов в освоении ТРИЗ!

Надежда Васильева
Методы и приемы технологии ТРИЗ в детском саду

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности , развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

ТРИЗ это уникальный инструмент для :

Поиска нетривиальных идей,

Выявления и решения многих творческих проблем,

Развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

Основные функции ТРИЗ

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) .

3. Развитие качеств творческой личности.

ТРИЗ , с одной стороны, - занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество.

Положительные стороны ТРИЗ :

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы

Публикации по теме:

Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду Мастер-класс «Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду» Подготовил: Коновалова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ.

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования в детском саду» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад «Морячок» Комбинированного вида Тема: Нетрадиционные методы рисования.

Методы и приемы обучения изобразительному искусству в детском саду "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" Наглядные методы и приемы обучения К наглядным методам и приемам обучения.

Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек» Развитие речи дошкольников (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.) Цель: активизировать знания.

Психологические приемы организации дисциплины в детском саду Уважаемые читатели, предложенный набор игровых упражнений поможет детям осваивать правила, а где выполняются правила, там присутствует дисциплина.

Технология ТРИЗ в детском саду (1 слайд) ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете.

ТРИЗ технологиии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих.

Наталья Макух
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ

Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».

Это метод - Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

ТРИЗ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Методическая цель:

Ознакомить учителей с ТРИЗ – педагогикой как научным и педагогическим направлением, в основу которого положена теория решения изобретательских задач Г.Альтшуллера; с целями и принципами ТРИЗ – педагогики; с типологией открытых задач; с методами развития творческого воображения (РТВ) и развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста; раскрыть понятие психологической инерции; показать практическое выполнение разнообразных творческих заданий.

1.ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?

Мы рады видеть вас в детской исследовательской лаборатории «Охотники за невидимками». Каждое заседание в нашей лаборатории проходит под девизом

«Разумно мыслить,

действовать, творить

на благо человека

себя и мир

преобразить».

«Чтобы что-то сделать по-другому, нужно уметь и видеть по-другому».

Большинство учителей и теоретиков во всем мире убеждены в том, что необходимо переходить от «передачи знаний» к «обучению жизни». Но нужно учитывать, что мы должны научить жить детей в демократическом обществе. Как писал один из известных французских педагогов Селестен Френе:

«Только с помощью свободы можно подготовиться к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовиться к социальной гармонии и совместной работе, только с помощью демократии можно подготовиться к демократии».

Школа должна быть первой моделью демократического общества, демократических отношений. Научить демократии нельзя отдельно, а только при условии, что такое обучение осуществляет каждый учитель на каждом уроке путем внедрения соответствующих подходов к обучению. Один из таких подходов – апробированный, интересный, творческий – мы предлагаем вашему вниманию. Это – ТРИЗ-педагогика. Цель ТРИЗ-педагогики – формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности.

Под методами решения изобретательских задач подразумевают приемы и алгоритмы, как разработанные в рамках ТРИЗ, а также зарубежные методы – такие, как «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, эмпатия и другие.

Что такое ТРИЗ? Краткая историческая справка.

1946 год – начинается работа над созданием научной технологии творчества, ее автор – Генрих Саулович Альтшуллер.

1956 год – первая публикация.

1989 год – была создана международная Ассоциация ТРИЗ. Появился программный продукт «Изобретающая машина».

1995-1997 года – этот программный продукт приобретен фирмами: «Форд», «Проктор энд Гембл», «Моторолла», «Самсунг» и другими.

Более 10 лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления детей разного возраста.

У педагога, который использует теорию, дети учатся с интересом, без усилий осваивают новые знания.

Сценаристам и писателям технологии развития творческого воображения помогают развивать сюжеты их произведений, придумывать неординарные фантастические объекты. Бизнесмены опережают конкурентов и повышают свои доходы.

Основное противоречие педагогики является противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно малой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Учить необходимо не конкретным знаниям, а учить учиться, причем быстро. Необходимо готовить детей к встрече с новыми задачами, с которыми им не приходилось раньше сталкиваться. Образование опирается на передачу знаний, часто устарелых еще до того, как они войдут в школьные программы. Как успеть за наукой? Возникает парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего.

Школа дает знания и учит подчиняться правилам, дисциплине. В развитых странах только 10 % населения занято в массовом производстве, это люди фабричной дисциплины. А ведь в жизни нужны инициативные, изобретательные, креативные. Обучение направлено в одну сторону, а идеалы – в другую. Молодежь втиснута в противоречие между «хочу» и «могу», но ее никогда не учили, как его решить.

ТРИЗ-педагогика получила распространение в Англии, США, России, Белоруссии.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

Методики и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции (курс РТВ – развитие творческого воображения).

Методология решения проблем, в основе которой лежат законы развития систем, общих принципов разрешения противоречий и механизмы применения их для решения конкретных творческих задач.

Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

2. ТРИЗ – ПЕДАГОГИКА

Обучение ТРИЗ начинается с 3- летнего возраста посредством игр: игры на формирование умения выявлять функции объекта; игры на определение линии развития объекта; игры на умение выявлять ресурсы объекта; игры на классификацию объекта.

Игра «Хорошо и плохо» - на объединение над- и под- системы объекта.

Огонь Листопад

Игра «Давай поменяемся» - на сравнение систем.

Выделяют типы творческих задач.

    Изобретательская задача.

Задача «Светофор»

Задача «Авария в лифте»

Задача «Портос».

    Исследовательская задача.

    Конструкторская задача.

    Прогнозная задача

Системный оператор

Если мы рассмотрим что-то

Это что-то для чего-то

Это что-то из чего-то

Это что-то часть чего-то

Чем-то было это что-то

Что-то будет с этим что-то

Что-то ты сейчас возьми,

На экранах рассмотри!

Объект для рассмотрения – цыпленок

Вывод: рост цыпленка зависит от таких условий: свет, тепло, вода, воздух, еда.

    Задача-открытие.

    Задача с дополнительным условием.

    Задача с недостающими данными.

Работа с такими задачами основана на дихотомии, методе сужения поля поиска. Главным способом работы с детьми является игра «Да – Нет».

    Я задумала число в пределах 100.

Какое это число? (55)

    Что это за сказка?

« Она пришла последней и всем помогла »

    МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ)

Кто из нас в детстве не мечтал о чуде, не хотел стать сильным и всемогущим волшебником? Но кто хоть раз задумался, когда и куда исчезли эти мечты? Становясь взрослым, человек начинает мыслить и действовать рационально, руководствуясь и полученными знаниями, и собственным опытом, подключая воображение только тогда, когда необходимо представить ожидаемый результат до осуществления задуманного. Фантазирование же считают уделом детей и чудаков.

Решая творческое задание человек, находится в плену обычных вариантов, подсказанных психологической инерцией. Как бороться с психологической инерцией?

    Не доверять первым решениям и ответам.

    Учиться видеть ситуацию с разных точек зрения.

    Развивать воображение.

Все ли рыбы плавают?

К методам развития творческого воображения относят тренинг «Круги Луллия».

На сектора помещены слова. Круги раскручиваются и с теми словами, которые попали под стрелку, нужно составить реальную и фантастическую ситуацию, рассказ о практическом применении объекта.

Проведение тренинга.

Тренинг «Мозговой штурм » - коллективный поиск путей решения задачи.

Тренинг «Синектика » - вид «мозгового штурма» с разрешением на критику.

Тренинг «Морфологический анализ » - комбинаторика, придумывание фантастических объектов в новых условиях существования.

Тренинг «Метод фокальных объектов » - перенос ассоциативных связей определенного объекта со случайными объектами или их признаками.

Доска

Солнце

Конфета

Паук

Тренинг «Думай о другом » - умение придумать, на что похожи разные предметы.

Тренинг «Эмпатия» - умение сделать незнакомое знакомым, а обычное – чужим. Представить самого себя с кем или с чем-нибудь.

Тренинг «Хорошо или плохо » - учить детей рассматривать какой-нибудь объект с положительной или отрицательной точки зрения.

    ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ ДЖАННИ РОДАРИ

    Прием «Круги на воде». Выбрать слово из 5-6 букв, записать его в столбик, подобрать к нему существительные

П – петух

А – арбуз

Составить из слова предложения.

Папа ел наши апельсины лежа.

Составить «Круги на воде». Слово АРБУЗ

Чтение предложения о падежах.

    Прием «Бином фантазии»

С помощью разных предлогов составляются словосочетания.

СНЕГ СОБАКА

    Прием «Произвольная приставка».

К слову добавляется произвольная приставка и появляется новая интересная идея.

4. Приемы составления сказок.

Структура сказки

  1. Цель, к которой герой стремится, а злодей препятствует достижению цели.

    Волшебные предметы.

    Волшебства.

    Превращения героев.

    Место событий.

Сюжет сказки составляется по опорным словам.

    СТРАНА ЗАГАДОК

Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4-5 летним детям.

будит

будильник

с перьями

подушка

со шпорами

офицер

Составить загадки. Слова: заяц, поезд.

    СМЕХА РАДИ

«Умное лицо еще не признак ума. Все самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица»

Барон Мюнхгаузен

Юмор имеет много форм. Это смешные истории, анекдоты, карикатуры, пародии, каламбуры, крылатые выражения. Как научить ребенка придумать смешную историю? Для начала фразы используем фразеологизм, а продолжить ее надо так, чтобы стало смешно.

Например:

Он взял быка за рога, поскольку держаться за хвост считал неприличным.

Кота покупали в мешке – корова бы в мешок не влезла.

Чтение фразеологизмов детьми.

    ИТОГ

Теория ТРИЗ – система не простая, она сложна для обучения в полном объеме. Поэтому с учащимися изучаются основы ТРИЗ, а не вся теория.

Детям было дано задание: нарисовать фантастическое дерево.

Вот что у нас получилось.

«Невозможно птицу научить летать в клетке. Невозможно нарастить «творческие мускулы», не вылетев на простор заданий «открытых», которые предполагают разнообразные подходы к решению, различную степень углубления в проблему, разнообразные варианты ответов»

Наша детская исследовательская лаборатория заканчивает свою работу. Пусть ваша работа с детьми сделает их свободными, учит думать, искать, решать проблемы самостоятельно, а главное – проявлять интерес к творчеству, воспитывать душу, способную делать добрые и прекрасные поступки.

error: