Школьные реформы Екатерины II. Путем просвещения. Как Екатерина II создала сеть публичных школ в России Школьная реформа 1786

4 период -- школьная реформа 1782--1786 гг. -- первая попытка создания государственной системы народного образования.

В 1782--1786 годах была осуществлена школьная реформа. Указом 7 сентября 1782 г. была создана Комиссия по учреждению в России народных училищ под руководством графа П. В. Завадовского. Был разработан План к установлению народных училищ в Российской империи, в соответствии с которым во всех губернских городах предстояло открыть всесословные государственные четырехклассные народные училища, а в уездных - аналогичные двухклассные малые народные училища. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года) Ф. И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и шефом Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким.

Главные народные училища -- начальные учебные заведения в Российской империи. Первое главное народное училище было открыто в Санкт-Петербурге. в 1783 г. Его директором был один из авторов проекта системы народных училищ педагог Ф.И. Янкович де Мириево.

Главные народные училища состояли из 4-х классов. Первые два класса соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе -- пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3 классе -- повторение катехизиса; арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание. 4 класс имел два отделения, обучение в нем длилось соответственно два года. В 4 классе изучалась история (всеобщая и русская), география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались языки: латинский и один из новейших. Кроме того, желающие могли подготовиться к должности учителя малых народных училищ. Для этого изучался курс методики обучения ("Способ учения").

В каждом училище было до 6 учителей. Учитель арифметики был одновременно и учителем российской грамматики, латинского языка, физики и архитектуры, учитель истории -- учителем географии и естественных наук. Во главе училища стоял директор или смотритель.

Главными попечителями училищ были губернаторы или генерал-губернаторы. Все училища находились в ведении приказа общественного призрения.

В Главные народные училища принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В них применялись прогрессивные для своего времени методы обучения и учёта знаний учеников, использовалась классно-урочная система.

После школьной реформы 1804 г. Главные народные училища были преобразованы в гимназии.

Малые народные училища -- начальные учебные заведения для непривилегированных сословий с 2-годичным сроком обучения в Российской империи.

Программа обучения малых народных училищ соответствовала программе первых двух классов главных народных училищ. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения (краткий катехизис и священная история); во 2 классе -- пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование.

В основе обучения в малых народных училищах лежало разработанное Ф.И. Янковичем де Мириево "Руководство учителям первого и второго класса народных училищ".

Обучение в малых народных училищах было бесплатным, но книги и пособия ученики приобретали за свой счет. Малоимущим ученикам учебники выдавались бесплатно.

В каждом училище было по два учителя. Во главе училища стоял директор или смотритель. Свидетельство об окончании малых народных училищ не выдавалось.

После школьной реформы 1804 г. малые народные училища были преобразованы в Уездные училища.

Выводы по второй главе

В результате изучения четырех периодов в развитии школы и просвещения XVIII в. сделаны следующие выводы.

В XVIII в. были достигнуты значительные успехи в истории математики.

Основными центрами развития математики, как и всей науки в XVIII в., являлись академии наук, при которых работали крупнейшие ученые. По сравнению с XVII в. значительно увеличился выпуск периодической литературы. Несмотря на все трудности, развитие наук все более ускорялось и приобретало международный характер.

С момента организации Академии наук начинается большой и богатый научными событиями период развития математики: основание университетов и гимназий, появление великих русских математиков, создание математических обществ и др.

Открытие Московского университета в 1755 г. с двумя гимназиями при нем для дворян и разночинцев, расширение сферы научных исследований в России, обучение наиболее способных выпускников российских учебных заведений способствовали формированию нового политического мышления. Увы, многие попытки возрождения школ оказались не очень успешными.

Главными причинами было отсутствие учителей и неспособность найти среди государственных деятелей лиц, сумевших бы поставить народное образование на ноги.

Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.

Школьная реформа Екатерины II (1782-1786) предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786).

Федор Иванович Янкович последователь Я.А. Коменского. Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.

Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества. Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате «О человеке», о его смертности и бессмертии раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.

Николай Иванович Новиков – один из самых значительных деятелей русской культуры и общественности XVIII в., просветитель, писатель. Он издал более тысячи книг по самым различным отраслям знаний – истории, педагогике, медицине, сельскому хозяйству, издавал сочинения русских и иностранных писателей, учебники, детские книги, книги для народа, выпускал газету «Московские ведомости», одиннадцать журналов, опубликовал памятники русской исторической литературы.


28.Теоретическое обоснование и реализация идей элементарного образования И. Г. Песталоции

Важнейшей частью учения о природосообразном образовании является теория элементарного образования. Цель элементарного образования - дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире.Песталоцци вводит понятия о простейших элементах этих направлений. Простейший элемент числа - единица, как самое простое и самое наглядное число, с которым ребёнок в своей жизни встречается первым и осознаёт первым. Простейший элемент формы - линия, как первый элемент «азбуки наблюдения». Простейший элемент слова - звук. Первоначально дети обучаются узнавать именно эти самые простые элементы с тем, чтобы потом, используя принцип постепенного добавления информации, переходить к следующим ступеням.

Таким образом, обучение детей познанию природы стоит на трёх слонах - чтении, счёте и наблюдении. При этом необходимо понимать, что лишь параллельные занятия этими тремя видами деятельности способны привести к гармоничному развитию личности. Они не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны и взаимопроникающи. Действительно, обучение письму, например, возможно лишь на базе умения ребёнка как читать, так и рисовать; первоначальное обучение арифметике и геометрии возможно лишь на речевой основе, используя уже развитое умение излагать суждения. Изложенная методика позволяет медленно, но верно формировать у детей правильные понятия. С её помощью можно добиться двоякой цели - вооружения учащихся знаниями и развития их мыслительной способности, воспитание самостоятельности мышления.

Федор Ивановичи родился в 1741 году в Каменице-Сремской недалеко от Петроварадина.

Когда турки захватили Сербию, семья Яновичей была одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переехали в Венгрию. В Венгрии семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были присуждены определённые привилегии.

Образование Федор Иванович получил в Венском университете. Там он изучал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.

После окончания университета попал на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, который стал впоследствии Карловацким митрополитом.

В 1773 году Федор был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате. Находясь на этой должности, он принял участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, которая уже была введена в Пруссии. Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям.

В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево, по имени села, которое принадлежало его предкам в Сербии.

В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с местной учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции.

При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии. Он и рассказал императрице про Янковича. В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не подчеркивало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им был разработан план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, делался перевод и переработка учебных руководств. В его обязанности входило подготавливать материалы по разным проблемам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.



План школьной реформы 1782-1786 был составлен Федором Ивановичем. Согласно его разработкам, народные училища должны создаваться двух типов: главные и малые. Главные были в губернских городах, а малые находились в уездах. Малые училища были двухклассными. Первые два класса по учебному плану совпадали с планом первых двух лет главных училищ. Там учили письму, чтению, арифметике, чистописанию, катехизису. В главных училищах обучение проходило в течение четырех лет. Здесь в старших классах изучались такие дисциплины, как Закон Божий, арифметика, русский язык, география, история, геометрия, механика, физика, архитектура, иностранный язык. Обучение было бесплатным, но учителям внушалось, чтобы они не пренебрегали деньгами родителей.

В 1783 году в Петербурге был открыто Главное народное училище, сделавшееся учительской семинарией, где обучали будущих педагогов для народных училищ. Для успеха в учебе очень важную роль играли знания учителя. К 1786 году был подготовлен первый выпуск учителей.

В итоге в конце XVIII века всего было 228 народных училищ. В них обучались боле 22 тысячи человек, из которых полторы тысячи - это девочки. Реформа не решила полностью вопрос об образовании российских детей, но уже появилась система единых учебных планов

В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии.

В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте. При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

2. Школьная реформа 1782-1786 гг. Ф.И. Янкович де Мириево.

В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ, во главе с Петром Завадовским. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.

Согласно реформе, разработанной Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).

В школах первого разряда должны были обучать - в первом классе: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м - после повторения предыдущего - пространному катехизису без доказательств из священного писания, чтению книги «О должностях человека и гражданина», арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию.

В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, должны были учить пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию.

Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов - курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости от способностей каждого.

В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.

Методика обучения согласно Янковичу должна была состоять из совокупного наставления, совокупного чтения, изображения через начальные буквы, таблиц и опроса.

Янкович был сторонником живого преподавания предметов в противовес бытовавшем тогда схоластическому и механистическому методам обучения. Впоследствии, его методики были распространены, кроме народных училищ, на духовные училища и военные корпуса.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 155, кн. 3, ч. 1

Гуманитарные науки

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

УДК 94(47).04"1786/1788"

НАЧАЛО ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В КАЗАНСКОМ НАМЕСТНИЧЕСТВЕ (1786-1788 гг.)

Г.В. Ибнеева, Г.Р. Кинзябулатова Аннотация

В статье анализируются первые результаты реализации в Казанском наместничестве школьной реформы, подготовленной правительством Екатерины II. Исследование опирается на делопроизводственные документы 80-х годов XVIII в.: полугодовые ведомости о состоянии училищ и исторические ведомости о состоянии народных училищ в Казанском наместничестве. Авторы рассматривают процесс подготовки к открытию Казанского главного народного училища, характеризуют преподавательский состав, а также социальный состав учащихся. В статье вскрываются проблемы, связанные с финансовым обеспечением народных училищ, отмечается, что основным источником материальной поддержки служили пожертвования местных благотворителей.

Ключевые слова: Российская империя, наместничество, школьная реформа, главные и малые училища, национальная школа.

Вторая половина XVIII в. - это время становления и развития государственной системы средних и начальных учебных заведений в Российской империи. Основой этих процессов послужили реформы, проводимые правительством Екатерины II. Именно тогда произошла институционализация системы школьного дела, способствовавшая в целом созданию государственной системы образования. Реформа в области образования, проведённая в 80-е годы XVIII в., стала одним из важнейших направлений преобразовательной деятельности правительства Екатерины II.

Создание массовой общеобразовательной и всесословной школы могло закрепить результаты социально-экономических преобразований, проведённых правительством Екатерины II. Первый этап становления масштабной системы школьного образования в Российской империи приходится на начало 80-х годов. Изучение данной стороны российской истории указанного периода имеет несомненную научную значимость. Именно централизованная система управления народным образованием давала возможность перехода к более современным формам экономической, социальной и культурной жизни Российской империи.

Началом становления государственной общеобразовательной системы в Российской империи стало создание Комиссии об учреждении училищ, а также утверждение «Устава народным училищам в Российской империи», который дал новой учебной системе прочную законодательную основу.

Практическое значение Устава 1786 г. в истории народного образования определялось тем широким пониманием задач и объёма просвещения, на котором строились все предшествующие проекты образовательных реформ. Одним из их общих признаков было то, что характеристика школ и школьного реформирования составлялись по определённой схеме. В Уставе 1786 г. присутствовало понятие типа школы, определялась продолжительность обучения в ней, излагались основы учебного плана, перечислялись общеобразовательные предметы .

В настоящей статье решается задача показать первые результаты (17861788 гг.) проведения школьной реформы в Казанском наместничестве. В дополнение к уже известным в литературе источникам по теме к исследованию были привлечены полугодовые ведомости о состоянии училищ и исторические ведомости о состоянии народных училищ в Казанском наместничестве, другие неопубликованные материалы общероссийского содержания.

Мы не будем подробно останавливаться на Уставе народных училищ 1786 г., так как он до мельчайших подробностей проанализирован исследователями, лишь обратим внимание на те моменты, которые важны при рассмотрении вопроса о создании в Казанском наместничестве главного народного училища.

По Уставу 1786 г. учреждались учебные заведения двух типов - главные и малые народные училища . Первые открывались по одному в каждом губернском городе, а вторые - по одному в каждом уездном городе. Главное училище являлось четырёхклассным с пятилетним курсом обучения (в последнем классе обучение было двухгодичным), малое - было двухклассным. На главные возлагалась задача подготовки учителей для малых училищ. Оба учебных заведения носили общеобразовательный характер. В каждом главном училище предусматривалось 6 преподавателей: два учителя для 3-4 классов, по одному для 1 и 2 классов, для преподавания рисования и иностранного языка также по одному. Училища находились под надзором губернатора, который управлял ими через приказы общественного призрения, ответственных за хозяйственную часть лиц и директоров, в ведении которых находилась учебно-воспитательная часть (ПСЗ, № 16421, с. 646-669). Таким образом, «Устав народных училищ 1786 г.» положил начало государственной системе школ, носившей общеобразовательный и бессословный характер.

Важным этапом осуществления образовательной реформы следует рассматривать указ «Об открытии народных училищ» от 12 августа 1786 г (ПСЗ, № 16425, с. 672). Именно с этого указа началась реализация широкомасштабной школьной реформы. 22 сентября 1786 г. в 25 губерниях и наместничествах Российской империи открылись главные народные училища, в том числе и в Казанском наместничестве .

Открытие Казанского главного народного училища состоялось в назначенный срок - 22 сентября 1786 г., в день двадцать четвёртой годовщины коронации Екатерины II (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2).

Следует отметить, что открытие Казанского главного училища сопровождалось торжественной церемонией, детально разработанной по образцу церемоний других училищ. В Казанском наместничестве данная церемония проходила следующим образом: «Накануне этого дня в кафедральном соборе и во всех прочих церквях происходило всенощное бдение; на другой день по утру все учителя, вместе с учениками, коях числом было 20 человек, шли из училищного дома в кафедральный собор, где говорил и проповедовал, совершал Божественную литургию Амвросий...» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2). После окончания торжественной литургии и назидательного слова, сказанного архиепископом Амвросием, в котором подчёркивалось, что Екатерина II является одной из достойнейших просвещённых правителей, следовал праздничный обед в доме генерал-губернатора Мещерского (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2-2 об.).

Центральное место в Уставе 1786 г. занимает раздел «О должностях учительских», в котором сформулированы основные требования, предъявляемые к преподавателям училищ. Главнейшие качества школьного учителя «суть праводу-шие и благочествие»; основательное знание во всех науках, которым он должен обучать, способность их преподавать «вразумительно и ясно». Его «нежная любовь к юношеству» должна была сочетаться с «умеренной строгостью». Помимо этого ему следовало обладать большим терпением и «совершенным беспристрастием» (ПСЗ, № 16422, с. 649).

Огромное значение в рамках проводимых образовательных реформ имела подготовка преподавателей. По Уставу 1786 г. губернаторам и попечителям народных училищ требовалось обеспечить подготовку будущих учителей для преподавания в малых народных училищах. Набор учителей предполагалось осуществлять из числа обучающихся в духовных семинариях. Поэтому, следуя указаниям власти, в частности распоряжению генерал-губернатора П.С. Мещерского и предложению попечителя народного училища И.А. Татищева, из казанской семинарии в главное народное училище были представлены четверо студентов для переподготовки к преподавательской деятельности (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3 об.).

Учителями 3-го и 4-го классов в открывшемся народном училище были назначены Пётр Сироткин и Алексей Фиалковский. Первый был определён к преподаванию арифметики, механики и геометрии, второй - всеобщей и российской истории и географии. Учитель 1-го класса Степан Смирнов обучал букварю, знакомил с правилами для учащихся, преподавал сокращённый катехизис. Учитель 2-го класса Спиридон Николаев учил чистописанию и первой части арифметики (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3). Указанное распределение предметов строго соответствовало Уставу народных училищ. Подготовка учителей рисования и иностранного языка для главных народных училищ губернских городов не осуществлялась в учительской семинарии в Петербурге.

Заметим, что учителя высших классов Петр Сироткин и Алексей Фиалков-ский являлись уроженцами Симбирского наместничества. Учитель 2-го класса Спиридон Николаев был выходцем из Спасского уезда Казанского наместничества. Учитель 1-го класса Степан Смирнов происходил из Демитровского уезда Московской губернии. Все четыре учителя обучались прежде в епархиальных

семинариях, а затем в Санкт-Петербургской учительской семинарии, как это было положено по Уставу 1786 г. (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3).

На момент открытия Казанского училища в него было принято 20 учеников. Разнообразие социального состава учащихся свидетельствовало об интересе к образованию во всех слоях населения. Материалы полугодовых ведомостей о состоянии училищ позволяют установить сословный состав учащихся в Казанском училище. На начало 1787 г. выходцы из купцов и мещан составляли среди них 53%, дворовые люди - 13%, дети нижних чинов армии и казаков - 21%, дети дворян, офицеров, чиновников - 13%. Эти данные позволяют заключить, что представители дворянства и чиновничества не желали обучаться вместе с представителями низших сословий (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3 об.).

Важным источником для характеристики возраста учащихся Казанского главного училища являются именные списки учеников (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3-12). Возраст учеников колебался в широких пределах. В первом классе преобладали ученики в возрасте от 5 до 19 лет, во втором классе - от 8 до 14 лет, в третьем классе - 9-13 лет, в четвертом - 10-18 лет (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3-12).

Поддерживать общественный интерес к школьному делу были призваны не только торжественные мероприятия, например по случаю открытия училищ, но и публичные испытания, проводить которые предписывалось Уставом каждое полугодие. Публичные экзамены впервые состоялись в Казанском главном училище 3 февраля 1877 г. в присутствии архиепископа Амвросия, генерал-губернатора Мещерского, попечителя народного училища Татищева «и прочего знатного дворянства и купечества»1 (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4).

Начиная с первых публичных экзаменов, вошло в обычай отмечать это событие с награждением отличившихся учеников книгами, а учителей - сукном. Кроме того, все отличившиеся ученики и учителя «имели честь на обеденный стол у Мещерского» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3). Это была одна из мер, целью которой являлось не только поощрение способных и талантливых учащихся и их наставников, но и повышение авторитета нового училища.

В целом можно констатировать, что все проведённые мероприятия популяризаторского характера положительно сказались на дальнейшей судьбе училища. Уже по итогам первого публичного испытания становится возможным открыть и 4-й класс в составе 12 человек (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3).

Устав 1786 года определял широкий набор общеобразовательных предметов, обязательных для программы народных училищ. Указанные в Уставе учебные предметы, порядок их изучения не подлежали изменению. В Казанском училище в течение 1789 г. учащиеся 1-3-го классов сумели освоить ряд учебных дисциплин. Первый класс обучился письму, изучил в сокращённом виде катехизис, древний период истории (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 3-6). Второй класс продолжил изучать катехизис, арифметику до сложений именованных чисел, «закончили читать» историю Ветхого Завета (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 710). В третьем классе продолжали изучение грамматики, арифметики, географии,

1 Впоследствии публичное проведение экзаменов с участием архиепископа, генерал-губернатора, попечителя и других знатных гостей стало проводиться дважды в год (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4 об.).

истории Греции (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 10-11). В четвёртом - повторяли российскую географию, учили всеобщую историю, российскую грамматику (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 11-12).

В полугодовых ведомостях о состоянии Казанского главного народного училища за 1789 г., кроме общей численности учащихся, представлены разнообразные характеристики учеников. Большинство учеников характеризовались «хорошим благонравием», «честным поведением», «хорошо исправен» и «средст-венного прилежания». Их же способности оценивались как «хорошие», «понятны», «посредственны» и «тупень» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3-12).

При создании государственных школ основная трудность заключалась в финансовом обеспечении учебных заведений. Ведение хозяйственных дел и содержание училищ возлагались на губернаторов и подведомственные им приказы общественного призрения. Под контроль последних переходили также все частные учебные заведения и их педагогический состав. Устав 1786 года, подробно регламентировавший учебный процесс, не касался вопроса о средствах на содержание училищ, отметив только то, что приказы общественного призрения обязаны самостоятельно решать данный вопрос, не растрачивая государственную казну (ПСЗ, № 16425). Таким образом, государство устранялось от финансирования учебных заведений, ставя их существование всецело в зависимость от наличия потребности в них у провинциального общества, а значит, и желания вкладывать средства в их развитие.

Основным источником финансирования училищ являлись средства местных благотворителей, так как расходы государства на содержание учебных заведений были минимальными. Благодаря полугодовым ведомостям о состоянии училищ мы имеем возможность определить отношение состоятельных слоёв Казанского наместничества к образовательным планам Екатерины II. Приведём некоторые статистические данные. При открытии Казанского главного училища архиепископ Амвросий после молебна и водосвятия, сделав краткое приветствие, первый внёс 50 руб., генерал-губернатор и попечитель - по 100 руб., после них внесло свои пожертвования и «благородное дворянство, и именитое купечество» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2).

Сохранились сведения о том, что казанское дворянство, «видя благо в учении», решило в 1788 г. внести в Приказ общественного призрения с каждого человека по 20 коп., в итоге была собрана сумма в размере 2968 руб. 60 коп. (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4 об.). Средства, получаемые от благотворителей, были невелики, но и они оказывались для училищ существенной финансовой поддержкой.

Необходимо отметить, что местная администрация, добиваясь успехов в распространении образования, предпочитала преподносить их общественности как результат проявления социальной активности определённых сословных групп. Так, во время посещения Казанского главного народного училища графом Алексеем Романовичем Воронцовым в апреле 1787 г. купечество пожелало внести пожертвования «в пользу училища народного 5000 руб.» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4).

В феврале 1789 г. скончался наместник И.А. Татищев, вследствие чего на эту должность был назначен генерал-майор князь Семён Михайлович Баратаев.

Уже 1 июля он посетил Казанского главное училище (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5). Первой его инициативой стало устранение нехватки учебных книг в главном училище (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5).

В течение 1789 г. Баратаев требовал соблюдения правил Устава об осмотре малых народных училищ директором не реже одного раза в год. Он лично проводил ревизии в ряде уездных городов - Свияжске, Цивильске, Ядрине, Козь-модемьянске, Чебоксарах (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5 об.). Целью этих поездок был не столько надзор, сколько распространение народного просвещения посредством практической помощи при открытии малых училищ. В частности, 30 августа 1789 г. в Чебоксарах открывается малое народное училище. Богослужение совершил игумен Троицкого монастыря Севастьянов. «Для пользы в учении» граждане внесли 400 руб. Учеников насчитывалось 38 человек. В учителя был определён студент Михаил Голосницкий (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5 об.).

Для управления школами на местах Уставом 1786 года была предусмотрена должность смотрителя училищ. Смотрители выбирались попечителем (губернатором), как правило, из числа жителей городов, в которых находились малые народные училища. Отсутствие денежного стимулирования и большой круг обязанностей (регулярное посещение школ, отслеживание состояния учебного дела и материального положения заведений) приводили к тому, что при открытии школ не сразу удавалось найти желающих занять пост смотрителя. Так, надзор над малым училищем в Чебоксарах Баратаев поручает купцу Льву Клюеву (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5 об.).

23 июня и 22 декабря 1789 г. в Казанском главном училище проводятся публичные испытания при участии казанского архимандрита Амвросия, генерал-губернатора Мещерского, наместника Баратаева. После экзамена почётные гости внесли пожертвование в размере 925 руб. Из них 200 руб. были внесены Мещерским, 100 руб. - Баратаевым. После экзамена по традиции все шли на обеденный стол к генерал-губернатору (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5).

В результате реализации образовательной реформы в Казанском наместничестве к концу 1789 г. в Казанском главном училище насчитывалось 116 человек учащихся (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5).

Начальный этап (1786-1788 гг.) школьной реформы, первые мероприятия по расширению сферы общего образования показали серьёзные изменения во взглядах Екатерины II и её окружения на проблемы просвещения, что свидетельствует о трансформации идейно-политических установок просвещённого абсолютизма.

Школьной реформе Екатерины II был присущ системообразующий характер. Народные училища, открывавшиеся в провинции, являли собой не просто очередной новый вариант училища, они стали одной из важнейших основ государственной системы народного образования. Существенную роль в её формировании сыграли также меры по обеспечению учебных заведений педагогическими кадрами, основными учебниками и пособиями.

Следует отметить, что механизм осуществления школьной реформы заключался в строгом разделении функций, с одной стороны, центральных органов управления и, с другой стороны, губернской, уездной и городской администрации,

на которые возлагалось материальное обеспечение школ и внедрение идеи об их необходимости в общественное сознание. В Казани к народному училищу, как к учреждению новому, возникшему по инициативе Екатерины II, было привлечено всеобщее внимание.

Однако стоит сказать и о причинах, тормозивших реализацию образовательной реформы. Основная из них - проблема материального обеспечения учебных заведений. Она была обусловлена прежде всего тем, что в проекте школьной реформы не были продуманы вопросы финансирования народных училищ. Оно осуществлялось не напрямую из казны, а из доходов губернских приказов общественного призрения, которые были заведомо недостаточными для содержания даже части находившихся в их ведении школ. Требовались дополнительные финансовые вливания, которые в основном осуществлялись за счёт пожертвований местных благотворителей.

Вместе с тем определённые неудачи не должны заслонять положительные результаты образовательной реформы 80-х годов XVIII в. По статистическим сведениям, в Казанском наместничестве за период 1787-1788 гг. наблюдается рост числа учащихся на 1.6%. Следует отметить, что более высокий по сравнению со средним по стране рост числа школ и учеников был достигнут в Казанской губернии в первую очередь за счёт открытия малых народных училищ.

Разнообразный в социальном плане состав учащихся Казанского главного народного училища свидетельствовал об интересе к образованию во всех слоях русского общества. Тем не менее среди школьников преобладали выходцы из непривилегированных сословий.

В заключение необходимо отметить, что именно реформа в области образования, проведённая в 80-е годы XVIII в., открыла новую страницу истории народного образования в Российской империи. К началу правления Александра I были созданы необходимые условия для дальнейшего преобразования единой светской системы народного просвещения.

G. V. Ibneeva, G.R. Kinzyabulatova. The Beginning of the School Reform in the Kazan Vicegerency (1786-1788).

In this article, we analyse the first results of the school reform in the Kazan vicegerency, realized by the government of Catherine II in the 1780s. The research is based on the archival documents: the semi-annual records about the state of schools and the historical records about the state of public schools in the Kazan vicegerency. We examine the process of preparation for the opening of the Kazan main public school, describe its teaching staff and the social composition of pupils. We also reveal the problems connected with the financial support of public schools, when the donations of local philanthropists were the main source of their material support.

Keywords: Russian Empire, vicegerency, school reform, main and small schools, national school.

Источники

ПСЗ - Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 1830. - Т. 22. - 1168 c.

РГИА - Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург). Ф 730 (Комиссия об учреждении народных училищ).

Литература

1. Смагина Г.И. Академия Наук и российская школа. Вторая половина ХУШ в. -СПб.: Наука, 1996. - 162 с.

2. Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. - М.: Нов. лит. обозр., 2002. -976 с.

3. Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции ХУШ -начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России). - Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2001. - 392 с.

Поступила в редакцию 19.12.12

Ибнеева Гузель Вазыховна - доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]

Кинзябулатова Гульназ Рамилевна - аспирант кафедры отечественной истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]

error: