Съезды князей xi нач xii вв. Съезды русских князей. Политическое значение любечского съезда князей

План
Введение
1 Порядок проведения, состав участников
2 Съезды XI - нач. XII вв
3 Съезды XII - 1-й пол. XIII вв
4 Съезды с половцами
5 Съезды в русских княжествах
5.1 Черниговское княжество
5.2 Рязанское княжество
5.3 Смоленское княжество
5.4 Северо-Восточная Русь

Список литературы

Введение

Съезды русских князей - личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV век.

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI - начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» - регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. По подсчётам А. С. Щавелева в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является не достаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков, А. П. Толочко).

1. Порядок проведения, состав участников

Типичная процедура съезда выглядела следующим образом: князья каждый со своей дружиной прибывали в заранее условленное место и, расположившись отдельно друг от друга, начинали «стояние на конях». Происходил обмен послами для предварительных переговоров. Затем начинался непосредственно съезд. Местом его проведения чаще всего были княжеские шатры, разбитые вне городских стен, либо небольшие городки и замки, иногда сёла. Реже съезды проходили в Киеве и региональных столицах. В ходе съезда князья произносили речи. Договорённости имели преимущественно устную форму и сопровождались риторическими формулами и ссылками на правовые прецеденты прошлого. Достигнутые соглашения скреплялись крестоцелованием, которое должен был совершить лично каждый князь. Кресты хранили и могли предъявить в случае нарушения клятвы, такой поступок считался абсолютным грехом и очень остро воспринимался обществом. По завершению съезда устраивался пир (иногда несколько пиров, даваемых князьями друг другу по очереди). Пир сопровождался совместным распитием из одной чаши и обменом подарками. Их предметами были меха, дорогая одежда, лошади, оружие и амуниция, а также просто различные редкие или необычные вещи. Например, на съезде 1160 года Ростислав Мстиславич Смоленский присовокупил к своим дарам Святославу Ольговичу Черниговскому рыбьи зубы.

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с кон. XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году, по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском (1211, по инициативе Всеволода Большое гнездо).

2. Съезды XI - нач. XII вв

Городецкий съезд (1026/1027) - первый достоверно известный съезд Рюриковичей. Состоялся между братьями Ярославом Мудрым и Мстиславом Тмутараканским - единственными к тому времени оставшимися в живых детьми Владимира. Согласно «Повести временных лет», их встреча состоялась у Городца (очевидно, Городец-Остёрский Черниговской земли, либо одноимённый Городец близ Киева). Братья заключили мир на условиях признания старшинства Ярослава и раздела «Русской земли» по Днепру. Левобережье с центром в Чернигове отошло к Мстиславу. Тем самым была выработана модель, по которой в дальнейшем улаживались конфликты между русскими князьями. Об исторической значимости съезда свидетельствует тот факт, что ещё в конце XII века Мономаховичи и Ольговичи аппелировали к нему в своих спорах;

Съезд у Орши (10 июля 1067) - «неудавшийся» съезд сыновей Ярослава Мудрого - киевского князя Изяслава, черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода с одной стороны и полоцкого князя Всеслава Брячиславича с двумя своими сыновьями - с другой. Съезду предшествовала война, в которой Всеслав потерпел поражение. Ярославичи пригласили его на встречу, поцеловав крест, что не причинят зла. Но как только Всеслав переплыл на левый берег Днепра, где располагался лагерь братьев, и вошёл в шатёр к Изяславу, он вместе с сыновьями был вероломно пленён. Его привезли в Киев и посадили в поруб. Через год его освободили восставшие киевляне, и он даже смог на короткое время стать киевским князем. Это событие пришлось на праздник Крестовоздвиженья и было воспринято современниками как божья кара за клятвопреступление;

Вышгородский съезд (20 мая 1072) - съезд Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода), состоявшийся в присутствии митрополита и духовенства в Вышгороде для торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Большинство исследователей трактует эту церемонию как официальную канонизацию погибших князей и объясняют её желанием создать культ покровителей княжеского рода. Существует предположение, что именно на этом съезде была принята «Правда Ярославичей»;

Съезд на Желяни (4 декабря 1093?) - съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира». В летописях не упомянут. О его нём известно из граффити на стене киевского Софийского собора. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что съезды проводились чаще, чем это отмечено в летописях. Год встречи не назван. По мнению А. С. Щавелева, вероятнее всего она имела место в 1093 и была связана с неудачными действиями Святополка против половцев;

Любечский съезд (1097) - самый известный съезд русских князей. Состоялся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде присутствовало 6 князей - князь киевский Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Мономах, черниговский князь Олег Святославич, его брат Давыд Святославич, волынский князь Давид Игоревич и князь Василько Ростиславич. Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси и в перспективе открыл процесс создания региональных династий.

Городецкий съезд (весна 1098) - военный съезд, устроенный по инициативе Владимира Мономаха с Давыдом и Олегом против Святополка, после того как тот бесцеремонно нарушил договорённость Любечского съезда и пленил Василька Ростиславича, а затем позволил Давыду Игоревичу его ослепить. Братья собрались вместе с дружинами в лесу под Городцом и отправили послов к Святополку со словами: «Зачем ты зло это учинил в Русской земле и вверг нож в нас? Зачем ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами, а, доказав его вину, тогда и поступил бы с ним так» . Не приняв оправдания Святополка, на следующее утро братья перешли Днепр и двинулись на Киев. Святополк хотел бежать из города, но киявляне не дали ему этого сделать. Кровопролития удалось избежать при посредничестве матери Владимира Мономаха и митрополита. Святополк обязался перед братьями изгнать Давыда.

Съезд в Уветичах (1100) - Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи заключили между собой мир 10 августа, a 30 августа собрались вновь для суда над Давыдом Игоревичем, нарушившим перемирие, установленное в Любече. Давыд был лишён Владимиро-Волынского княжества, получив взамен городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и 400 гривен серебра. Примирение князей позволило им в последующие годы организовать широкомасштабные походы против половцев;

Золотченский съезд (1101) - съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче. На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережней Киевщины). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир;

Долобский съезд (весна 1103) - съезд Святополка и Владимира Мономаха у Долобского озера близ Киева для организации совместного похода на половцев. В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святопока выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.

Мир велик, чтобы удовлетворить нужды человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди

Русь, раздираемая междоусобными войнами, бесконечными жестокими набегами половцев нуждалась в перемирии, как минимум внутри страны, чтобы избавиться от всех противоречий между князьями. Именно с этой целью и был созван съезд князей в Любече , на берегу реки Днепр, в 1097 году. В нем приняло участие 6 князей.

Любеческий съезд князей - цель

Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага – половцев. Любеческий съезд князей прошел успешно и удолось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях . Билы определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять. Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов, город, которым он сам управлял, но который в давние времена уппринадлежал равлялся родителем Олега. В остальном было решено следующее:

  • Святополку съезд князей в Любече передал в управление Киев, а вместе с ним и тутул Великого Князя.
  • Владимир Мономах стал властителе Смоленска. Белоозерска, Переяслявля и Суздальско0Ростовских земель.
  • Олег и Давит Святославичи по общему решению получили в удел Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань.
  • Давид Игоревич закрепил свое право на правление Владимир-Волынскиий.
  • Василько Ростиславич же получил в правление Теребовль, Перемышль, а также Червень.

Таким образом, съезд русских князей в Любече главной своей задачей имел решение вопроса о сферах влияния в Киевской Руси. Это острый вопрос, который породил немало войн. В результате все участники съезда признали права других на города, которые были за ними закреплены в результате устного соглашения.Завершился любеческий съезд целованием креста и присягой всех участников на вечный мир и дружбу.

Съезд князей в Любече - итоги

Результаты, которых достиг съезд, должны бил стать основой, прочным фундаментом, для строительства нового, мощного государства. И этого можно было добиться, если бы не коварство Давида Игоревича, правителя города Владимиро-Волынского. Он тайно сообщил Святополку о том, что Мономах и Василько Ростиславич задумали захватить киевский престол и тайно сговорились за спинами других. Святополк поверил и пригласил Василько в Киев. Василько отправился в Киев. Въезжая в Киев ему сообщили о коварстве Давида, но Василько не поверил, сказав: «Мы крест целовали, не мог Святополк заподозрить меня в предательстве ". В Киеве Василько был встречен Давидом, который силой посадил его в темницу, а его слуги выкололи Василько глаза. Так началась на Руси новая междоусобная война. А любеческий съезд князей из благого начинания перерос в убийства.

Второй съезд - завершение междоусобицы

Видя необходимость остановить Давида Игоревича, дабы остановить междуусобную войну на Руси, Владимир Мономах решил собрать новый съезд князей. На нем присутсвовал сам Мономах, Святополк, Олег и Давид Святославичи, а также сам Давид Игоревич. Съезд этот прошёл 30 июня 1110 года вблизи Киева. Мономах, посовещавшись с другими участниками, объявил, что они прошают Давида Игоревича и не хотят мстить ему. Они заверили его, что тот может жить спокойно на земле русской. В знак своей дружбы Святополк отдал Давиду Игоревичу города Черторижск и Дубна. Владимир Мономах, Олег Святослави и Давид Святославич предоставили со своей стороны по 200 гривен золота каждый. На этом междоусобная война прекратилась.

Любечский съезд - собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.

Первый съезд князей в Любече

Съезд русских князей состоялся в г. Любече (на р. Днепр) в 1097 г. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:

  • жестокая между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
  • необходимость создать единую армию для сопротивления , чьи набеги наносили серьезный вред стране.

Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом , который первым понял все печальные последствия междоусобицы.

Значение Любечского съезда

Киевская Русь в конце 11-го в. находилась в крайне сложном положении. С 1094 г. шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось половцев.

Владимир Мономах потерпел поражение в битве на Стугне в 1093 г., уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 г., князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова. Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории. В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей - с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.

Основные решения Любечского съезда князей

Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.

Территории были поделены следующим образом:

  • Василько Ростиславич (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль;
  • Владимир Мономах - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Давыд Игоревич - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Олег и Давыд Святославичи - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя.

Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, - родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство.

Последствия Любечского съезда князей

К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.

Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал второй съезд князей (1110 г.), на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство.

Итоги Любечского съезда князей

Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.

История знает много примеров того, как благие и разумные решения, способные направить развитие государства по благоприятному для него пути, остаются лишь пустыми декларациями, ввиду их злостного неисполнения. Одним из таких эпизодов прошлых веков является Любечский съезд князей, состоявшийся в 1097 году.

Роковая ошибка мудрого князя

Почувствовав в 1054 году близость кончины, Киевский князь Ярослав Мудрый принял давно уже вынашиваемое им решение - разделить территорию огромного, подвластного ему государства на несколько княжеств, во главе каждого из которых поставив своих детей.

Несмотря на все прежние заслуги, дававшие ему право именоваться Мудрым, это его решение никак нельзя назвать дальновидным, так как именно оно положило начало феодальной раздробленности Руси и многим последующим бедам.

Чтобы исключить возможное недовольство среди наследников, Ярослав, руководствуясь возрастным принципом, отдал Киев во владение старшему сыну Изяславу, а остальным пяти по убыванию возраста прочие земли - от Черниговской, полученной Святославом, до Владимир-Волынской, ставшей вотчиной Игоря. В общем, хотелось престарелому князю сделать как лучше, а вышло…

Начало княжеских междоусобиц

Сразу после его кончины начались между наследниками раздоры, перешедшие в открытую вражду, нередко приводящую к кровопролитию. Не остались в стороне от неё и простые люди, понесшие основные тяготы княжеских междоусобиц. Именно на их долю выпало больше всего страданий и горя. Усугубляли же бедственность положения постоянные набеги половцев, воспользовавшихся ослаблением государства и не встречавших со стороны удельных князей организованного сопротивления.

В сложившейся обстановке необходимо было принимать срочные меры, для обсуждения которых Владимир Мономах, являвшийся ещё при жизни Ярослава Мудрого его правой рукой, предложил братьям собраться вместе и мирно решить все вопросы. Местом общей встречи, вошедшей в историю как Любечский съезд князей, был выбран расположенный на берегу Днепра одноименный город, вблизи которого помещалась родовая усадьба Владимира Мономаха.

Попытка решения разногласий

Для участия в решении важнейших вопросов того времени, кроме сыновей Ярослава Мудрого и прочих его родственников, в Любеч съехались также все наиболее знатные князья. Таким образом, Любечский съезд (1097 год) стал форумом, в работе которого приняла участие вся политическая элита конца XI века.

После длительных обсуждений, споров, клятв и взаимных упрёков был выработан ряд решений, делавших честь участникам совещания трезвостью подхода к обсуждаемым проблемам. Запись о них сохранилась в знаменитой «Повести временных лет» - летописном своде, составленном в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

Постановления съезда

Киевский летописец, в частности, сообщает, что Любечский съезд обозначил границы владения каждого из Рюриковичей и обязал их неукоснительно соблюдать принятое решение, не претендуя при этом на чужие владения. В случае же попыток с чьей-либо стороны посягнуть на земельную собственность соседа, виновник будет считаться преступником, и его действия должны пресекаться силами объединённого ополчения прочих князей.

В случае же очередных набегов кочевников Любечский съезд вменил в обязанность каждому из собравшихся Рюриковичей участие в их совместном отражении. Этот пункт был особенно важен, поскольку на тот момент установилась порочная практика не только уклоняться от помощи подвергшемуся нападению соседу, но и использовать половцев в междоусобной борьбе для ослабления возможных конкурентов.

Значение Любечского съезда заключается ещё и в том, что одним из пунктов его решений было узаконено наследственное владение землёй, переходящей от отца к сыну. Такое решение, по замыслу его авторов, должно было положить конец территориальным спорам и борьбе за власть. Даже несмотря на то, что в полной мере этого не произошло, оно стало одним из важнейших законодательных актов Средневековья, поскольку на его основе впоследствии оформилось крупное феодальное землевладение.

Распределение земельных владений

В целом же разделение спорных на тот момент земель свелось к тому, что Матерь городов русских - Киев, а в придачу к нему Пинск и Туров достались старшему из князей - Святополку. Ему был также дарован титул Великого князя. Инициатор съезда Владимир Мономах получил во владение Переяславское княжество, а вместе с ним Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро и Смоленск.

Два Святославовича - Давид и Олег - завладели Тмутараканью, Рязанью, Муромом и Черниговом, а князь Давид Игоревич - Луцком и Владимиром-Волынским. Младший же из всех - Василько Ростиславович - стал хозяином Червени, Теребовля и Перемышли.

Завершился Любечский съезд, как и заведено на Руси, всеобщим целованием креста, которое должно было свидетельствовать о готовности каждого из присутствующих свято соблюдать принятые решения. Однако, как показали последующие события, этой готовности хватило ненадолго, и данные клятвы оказались забыты.

Печальный результат клятвопреступления

Решения Любечского съезда князей способствовали прекращению междоусобиц лишь на левобережье Днепра, но не смогли помешать начавшейся вскоре войне за юго-западной территории, часть которых отошла к Васильку Ростиславовичу. Коварным агрессором оказался присутствовавший на съезде и вместе со всеми целовавший крест Давид Игоревич. Он не только посягнул на чужие владения, но и, захватив в плен, ослепил их законного владельца, князя Василько.

Дурной пример, как известно, заразительный, и через непродолжительное время уже Великий Киевский князь Святополк запятнал себя клятвопреступлением, напав на Волынь и Перемышль. Вскоре вслед за этим запылал и весь юго-запад Руси.

Таким образом, решения, которые принял состоявшийся в 1097 году Любечский съезд, в большинстве своём не были соблюдены, и русская земля вновь обагрилась кровью междоусобных войн. Не став единым монолитным государством, она и впредь продолжала подвергаться набегам кочевников, а через полтора столетия оказалась под ярмом татаро-монгольского ига.

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ, принятый в научной литературе термин для обозначения периодических княжеских встреч-советов (снемов, сеймов) - одного из ключевых политических институтов в Древнерусском государстве, русских землях и княжествах в 11 - начале 15 века. Основные функции княжеских съездов: организация власти внутри рода Рюриковичей (выбор киевского князя, раздел и установление порядка наследования владений; примирение отдельных князей, урегулирование конфликтов княжеских кланов и коалиций), а также проведение внешнеполитических акций, урегулирование внешнеполитических вопросов, в частности, с половецкими ханами (в кочевом мире бытовал типологически идентичный институт периодических встреч ханов и нойонов), с польскими, чешскими и венгерскими правителями.

Княжеские съезды были советами правящей династии Рюриковичей (или отдельных её «домов»), каждый представитель которой обладал потенциальным правом на власть и возможностью обратиться к общему для всех собратьев «княжому праву». В 11 - 1-й трети 13 века проводились согласно устойчивой процедуре и при соблюдении устоявшейся обрядности. Князья встречались в заранее условленном или определённом самой ситуацией месте, затем начиналось «стояние на конях» напротив друг друга, переговоры через послов; в случае их благоприятного исхода начиналась сама встреча. Иногда для этого подавался специальный знак - «билинч» (от тюркского - знак, примета). Князья зачастую встречались вне городских стен (в шатрах), в небольших городах и сёлах, реже - в столицах княжеств (Киеве, Чернигове, Владимире, Ростове). Места для княжеских съездов выбирались с особым смыслом; например, черниговские Ольговичи в 12 веке неоднократно собирались в селе Ольжичи (возможно, их родовое владение). Формула летописи «сесть с братьями на едином ковре» (как предложил князь Владимир Всеволодович Мономах князю Давиду Игоревичу на Витичевском съезде 1100), по всей видимости, являлась не только метафорическим обозначением коллективного совета, но и отражала реальную «походную» обстановку съезда. Речи князья произносили в соответствии с переговорным этикетом, который предусматривал использование устойчивых риторических и правовых формул. Междукняжеская дипломатия до середины 13 века носила преимущественно изустный характер, затем чаще стали употребляться письменные грамоты, фиксировавшие договоры. По достижении консенсуса каждый князь целовал крест, что скрепляло договор: князья предъявляли кресты клятвопреступникам или лицам, их представлявшим, в случае нарушения клятвы. Княжеские съезды нередко сопровождались или завершались пиром и взаимными подарками.

В историографии высказывались различные взгляды по вопросу о роли лиц некняжеского достоинства, присутствовавших на княжеских съездах. Б. Д. Греков и его последователи считали, что на княжеских съездах на равных выступали не только князья-Рюриковичи, но и другие представители феодальной элиты, прежде всего, бояре и епископы. Другие исследователи (в частности, Я. Н. Щапов) пришли к выводу, что в большинстве съездов 11-12 веков участвовали князья и иногда их представители (послы, советники), но не духовные лица. Бояре и дружинники чаще всего выступали на переговорах как советники, послы или телохранители князя; при этом они, вероятно, обладали правом «совещательного голоса». Ситуация принципиально изменилась во 2-й половине 13 - начале 15 века, когда княжеские съезды окончательно трансформировались в советы феодальной знати.

Первый надёжно зафиксированный в источниках княжеский съезд состоялся в 1026 году в Городце (скорее всего, в городе Городец-Остерский, ныне Остёр), где заключили мир киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый и черниговский князь Мстислав Владимирович. На этой встрече были подведены итоги многолетней войны за власть сыновей киевского князя Владимира Святославича, а достигнутые договорённости стали прецедентом мирного урегулирования междукняжеских отношений (ссылки на условия мира использовались в политических переговорах русских князей даже в 1195). На съезде в Вышгороде (1072) осуществлялось, по предположению ряда исследователей, составление и редактирование Русской правды. В конце 11 - начале 12 века княжеские съезды стали проводить чаще, что было связано как с решением ключевых вопросов политической жизни Древнерусского государства, так и с усилившейся половецкой опасностью. Особое место занял Любечский съезд 1097, после него прошли Витичевский съезд (10.8.1100), съезд на реке Золотча (1101), Долобские съезды (1103 и 1111), к этому же периоду относится съезд на реке Желянь, запись о котором входит в комплекс граффити Софийского собора в Киеве.

На Витичевском съезде 1100 года, собранном для урегулирования конфликта вокруг Теребовльского и Владимиро-Волынского княжеств, возникшего после Любечского съезда, киевский князь Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах, черниговский князь Давид Святославич и новгород-северский князь Олег Святославич заключили между собой мир. 30 августа на встречу явился князь Давид Игоревич, инициатор нападения на теребовльского князя Василъко Ростиславича в 1097. Однако переговоры зашли в тупик, после чего все князья демонстративно отдалились от Давида Игоревича, встав отдельно «на конях» со своими дружинами. Князья, вместе обсуждая его судьбу, не допускали его к себе, лично к нему больше не обращались, а решение съезда сообщили ему через своих приближённых. Давид Игоревич стал «отречённым», то есть князем-изгоем, потерял право речи на съезде. На том же съезде Василько Ростиславич был лишён Теребовля и должен был остаться на попечении брата - Володаря Ростиславича - или киевского князя (братья Ростиславичи не подчинились этому решению и отстояли свои владения). Решения съезда 1100 подтвердили политико-юридическую норму княжеского права, согласно которой «муж» отвечает за преступление «головой», а князь - волостью. На Долобском съезде 1103 Владимир Всеволодович Мономах, Святополк Изяславич и их советники-дружинники приняли решение организовать поход против половцев весной, когда кочевники ослаблены после зимовки. К походу присоединились и другие русские князья. На Долобском съезде 1111 Святополк Изяславич и Владимир Мономах вновь настояли на внеурочном (весной, в разгаре посевной) походе на половцев, который снова завершился разгромом кочевников. На Долобских съездах сложилась новая военная доктрина русских князей, предполагавшая отказ от оборонительной тактики и организацию дальних походов для уничтожения половецких кочевий.

В 12 - 1-й трети 13 века традиция проведения княжеских съездов сохранилась. Проводились и масштабные съезды старших князей (1115, 1135, 1145, 1150, 1154, 1155, 1159, 1170, 1195, 1203, 1223), и встречи представителей отдельных князей, княжеских кланов и коалиций (1142, 1147, 1158, 1159, 1194, 1206, 1207, 1216/17).

Помимо собственно княжеских съездов, русские князья регулярно проводили съезды совместно с половецкими ханами (каждой весной и при смене киевского князя). Впервые в «Повести временных лет» подобный съезд упоминается в 1054/55, когда мир заключили переяславский князь Всеволод Ярославич и половецкий хан Болуш.

После монголо-татарского нашествия княжеские съезды проводились в Северо-Восточной Руси вплоть до начала 15 века. В историографии они изучены недостаточно, отсутствует их полный перечень, не проведена реконструкция процедуры. На них в качестве полноправных участников присутствовали не только князья-Рюриковичи, но и представители боярства, церковные иерархи, татарские послы (нередко контролировали организацию и ход княжеских съездов от имени ханов Золотой Орды) и др. А. Н. Насонов отметил типологическую близость княжеских съездов этого времени и монгольских курултаев. Представительные княжеские съезды прошли в 1296 году во Владимире, в 1300/01 в Дмитрове, в 1340 в Москве; в ноябре 1374 в Переяславле, в марте 1375 (на них вырабатывалась общая позиция русских князей по отношению к Мамаю). Одним из последних зафиксированных в летописях княжеских съездов стал съезд 1.11.1380 после Куликовской битвы 1380.

Институт княжеских съездов, наряду со схожими польскими институтами, стал прообразом аристократических сеймов в Великом княжестве Литовском. Традиция совместно решать важнейшие внутри- и внешнеполитические вопросы воплотилась в деятельности совещательных органов - Боярской думы, а позднее - Земских соборов и др.

Лит.: Любавский М. К. Литовско-русский сейм. М., 1900; Тельберг Г. Г. Несколько замечаний о междукняжеских снемах в древней Руси // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. №6; Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3; Новицький В. Снеми Руської Зeмлi Х-XIII в. // Праці Koмiciï для виучування icторii зaxiдньo-руського та вкpaїнcькoгo права. Kиїв, 1927. Вып. 3; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940; Греков Б. Д. Киевская Русь // Греков Б. Д. Избранные труды. М., 1959. Т. 2; Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965; Russocki S. Zjazdy ksizeçе // Slownik starozytnoäci slowianskich. Warsz., 1982. Т. 7. Gz. 1; Кизилов Ю. А. Княжеские съезды Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. и их место в процессе централизации (традиции и действительность) // Общество, государство, право России и других стран. Норма и действительность. Ранний и развитой феодализм. М., 1983; Пашуто В. Т. Опыт периодизации истории русской дипломатии (ранний и развитый феодализм) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981. М., 1983; Лихачев Д. С. Русский посольский обычай XI-XIII вв. // Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси Х-XIII вв. М., 1989; Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999; Водаtyrev S. The Sovereign and his counsellors: ritualised consultations in Muscovite political culture, 1350s - 1570s. Hels., 2000; Щавелев А. С. Съезды русских князей с кочевниками как механизм политического решения конфликтов XI - начала XIII в. // Славяне и их соседи: Исторические корни этноконфессиональных конфликтов в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Средние века - начало Нового времени. М., 2003; он же. Съезды князей как политический институт Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004 г. М., 2006; он же. Процедура съезда князей // Восточная Европа в древности и средневековье. Политические институты и верховная власть. М., 2007; он же. К вопросу о первом съезде князей Рюриковичей // Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008.

error: