Секреты мозаики древних помпей. Секреты мозаики древних помпей Битва александра с дарием мозаика

Уже в 336 г. до н. э. Филипп во исполнение главной задачи Панэллинского союза отправил в Малую Азию 10-тысячную армию, но в том же году он был убит в Македонии. Кто стоял за этим убийством, мы не знаем. Во главе государства оказался сын Филиппа Александр, которому суждено было стать величайшим полководцем и завоевателем в истории человечества.

Отношения с отцом у Александра были непростыми. Филипп любил сына и надеялся на его помощь в управлении государством и на войне, но порывистость Александра и его боязнь лишиться трона из-за второй женитьбы отца выливались временами в серьезные конфликты. Так или иначе, но в момент смерти Филиппа II его отношения со старшим отпрыском находились в положительной фазе, поэтому особого противодействия при занятии престола Александр не встретил. Молодого царя с детства готовили к осуществлению больших задач. Слова об исключительности Македонии и ее возвышении среди государств Эллады наложились на природное честолюбие Александра. Обладая большими полководческими талантами, пользуясь ресурсами всей Греции, находясь во главе наиболее передовой армии того времени, этот человек добился поразительных успехов и, по сути, изменил мир.

Александр Македонский начал правление с подавления восстаний иллирийцев и фракийцев, обеспечив себе тыл. Затем он решительно и жестоко расправился с попытавшимися вернуть свободу Фивами, тем самым показав всей Греции, что македонская гегемония после смерти Филиппа не ослабела. Теперь можно было продолжить дело отца - отомстить персам за поругание греческих святынь. Поход в Азию начался в 334 г. до н. э. Через Геллеспонт в Малую Азию вместе с Александром отправилась большая греческая армия.

Первый бой с персами состоялся на реке Транше. Александр лично возглавил казавшуюся безрассудной атаку конницы через реку и полностью разгромил врага. Затем македонский царь принялся закреплять успех в Малой Азии. Ему сдались греческие города побережья, македонская армия заняла Карию, Ликию, Памфилию, Великую Фригию. К весне 333 г. до н. э. персидская армия попыталась остановить Александра в Северной Сирии, но у города Исс македоняне опять обратили персов в бегство. После этого великий завоеватель покорил финикийские города, лишив тем самым баз персидский флот (который и состоял-то в большей мере из финикийских кораблей). В Египте греческие войска встречали как освободителей от персидского господства, самого Александра жрецы объявили сыном бога Амона и фараоном. С тех пор он постоянно подчеркивал свое божественное происхождение.

Пока Александр учреждал новое управление на захваченных землях, обеспечивал коммуникации, закладывал города, персы собирали все наличные силы, чтобы дать грекам решающий бой. Теперь речь шла уже об охране «сердца Персии», ее крупнейших городов - Персеполя, Вавилона, Суз. Армия Дария III сосредоточилась в 400 км севернее Вавилона у местечка Гавгамелы. Туда же в сентябре 331 г. до н. э. подошли войска Александра Македонского. За время двухгодичной передышки персидское преимущество в численности войск еще увеличилось. Их армия под Гавгамелами насчитывала 80 тысяч человек, в том числе 12 тысяч кавалерии, 100 боевых колесниц, 15 слонов. У Александра же было 50–60 тысяч воинов, в том числе 4–7 тысяч конницы.


Боевой порядок македонян состоял из центра (фаланга тяжелой пехоты), правого фланга под командой Филона (македонская конница) и левого фланга под командой Пармениона (союзная греческая пехота). Фланги прикрывали легкие конница и пехота. Во второй линии находилась средняя пехота. Перед фронтом расположились лучники, которые должны были встретить колесницы персов. Дарий также расположил свои войска в две линии: в первой выстроилась пехота, во второй - вспомогательные войска. На флангах первой линии расположилась конница; впереди персы выставили колесницы и слонов. Равнинная местность и численное превосходство позволяли персам рассчитывать на успех.

Дарий начал сражение, бросив в атаку колесницы и слонов. Колесницы были снабжены серпами и должны были буквально выкосить македонские ряды, но те вовремя получили приказ расступаться перед «машинами смерти». Колесницы, не нанеся никакого вреда, проехали сквозь войско противника, за первой линией ими овладели конюхи Александра при поддержке средней пехоты. Частично наступление отразила легкая пехота, поражая возниц стрелами и хватая лошадей за поводья.

После первой неудачи Дарий приказал перейти в наступление по всему фронту, но в то же время Александр Македонский тяжелой конницей нанес стремительный удар по левому флангу противника. Здесь персидская конница была опрокинута и обращена в бегство. Успех флангового удара был поддержан македонской фалангой, вклинившейся в образовавшийся разрыв боевого порядка персов.

На своем правом фланге воинам Дария удалось прорвать линию врага, но затем, вместо того чтобы развивать успех, недисциплинированное разноплеменное персидское воинство принялось грабить обоз. Мародерство было прекращено македонской средней пехотой, выступившей в роли тактического резерва.

Тем временем конная группа под командованием самого македонского царя прошла по персидским тылам и внезапно обрушилась на правое крыло персов сзади. Дарий едва ли не первым покинул поле боя, за ним потянулась вся его армия. Персы в беспорядке бежали в направлении Арбел. Уже на следующий день авангард македонской армии оказался в 75 км от места сражения.

Диодор сообщает, что армия Александра Великого потеряла лишь 500 человек, весь огромный обоз персидского войска оказался в руках победителей. Теперь перед македонским царем был открыт путь на Вавилон, после взятия этого города были захвачены Сузы с царской казной, затем Персеполь. Держава Ахеменидов перестала существовать, Александр стал считать себя законным наследником побежденного им Дария III. В его руках уже была колоссальная территория, но завоевания на этом не прекратились. «Сын Амона» уже не мог остановиться, он мечтал объединить под своей властью всю ойкумену. Впереди были Бактрия, Согдиана, Индия…

Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе.Дом Фавна.Помпеи,ок. 100 до н. э.
Мозаика. 313 ; 582 см,Национальный археологический музей, Неаполь

Многие из наиболее интересных мозаик Помпей хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора цвета и размер мозаичных элементов - всего несколько миллиметров.

Наиболее известная мозаика Помпеи - Битва при Иссе из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия эмоциональность и драматизм.

Сюжет мозаики - один из ключевых моментов истории древней цивилизации. Битва армии Александра Македонского с войском персидского царя Дария открыла великому полководцу дорогу на восток, в Индию. И нанесла ошеломляющий удар по Персидской империи. Авторам мозаики удалось передать не только переживания главных действующих лиц, но и общий накал страстей.

Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.

Александр на мозаике.

Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью.

В мозаике Битвы при Иссе ограничена цветовая гамма - используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.

В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции - 5,84 на 3,17 метра (площадь - свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов - более полутора миллионов
Реконструкция картины.

Помпейский кот
Вторая растиражированная мозаика из Помпеи - изображение леопарда (некоторые, впрочем, считают, что это - кот). Характерная пятнистая раскраска передана довольно точно, не оставляют сомнений в хищности зверя и выраженные когтистые лапы. Но оскал на морде сложно считать агрессивным - кот скорее играет, приготовившись к прыжку за игрушкой, чем всерьез собирается нападать.

На этой мозаике хорошо заметен один из типовых приемов римских мозаик - силуэт рисунка подчеркнут не только цветными кубиками, но и выложенными по линии фоновыми белыми элементами. В мозаике хорошо передан объем самого тела животного, а тени от лап призваны подчеркнуть реалистичность изображения.
Хорошая киска, хорошая...

Cave Canem - Бойся собаки

Еще один "хит" мозаик Помпеи - сторожевая собака.В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то вроде охранного талисмана и предупрежения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме - охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне.

Размеры и сюжеты мозаик с собаками индивидуальны - встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно свернулись клубочком и спят.

На примере приведенных мозаик заметны различия в стилистике и форме изображений. В искусстве Помпеи выделяют несколько периодов, ведь город развивался и рос на протяжении нескольких столетий. Не вдаваясь в искусствоведческие тонкости, просто обратим внимание посетителей на заметную разницу в подаче изображений и форме исполнения мозаик.

В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки - это цербер, охраняющий вход в иной мир. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА.

Мозаика в одной из вилл Помпеи, как предполагается, изображает группу философов классического периода. Второй слева - Лисий, третий слева - Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей. Античный храм, дерево, капителий колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны. Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы.

Но к моменту изготовления мозаики в Помпее царил иной стиль - к сюжетному изображению мастера мозаики добавили шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками. Каждая маска - оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над пафосом центрального сюжета.

Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета в одном флаконе). По большому счету - так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски - сколько раз еще повторит такую коллизию мировое искусство...

Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт. Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ.

В Помпейской живописи и мозаике часто встречаются мифологические и жанровые сюжеты. Подчас отделить, где изображена легенда,а где - реальная жизнь попросту невозможно. Для нас весь мир Древнего Рима - большая легенда, со своими устоявшимися образами, клише, заблуждениями.

Наш поголовно образованный мир подчас слишком зациклен на предопределенности. А вот помпейцы, судя по этой картине, большое значение придавали Фортуне, Случаю, Удаче. (Что-то вроде - от сумы не зарекайся). Колесо, череп, весы, мера - символика понятна и спустя пару тысячелетий. Два платья, два мира - и подчас так легко оказаться с другой стороны.

Искусство мозаики было настолько широко распространено, что среди сюжетов мозаичных картин и панно встречаются самые разнообразные звери, птицы, рыбы - в родной среде обитания, во взаимодействии или просто в виде натюрморта (а до знаменитых охотничьих "развалов" Снейдерса еще века и века...).

Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями "Рыбы", "Морское дно" и - даже - "Морские гады". На черном фоне представлена энциклопедия рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство существ (больше двадати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже мелкие детали - плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.

Композиционный центр картины - осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет диалог со зрителем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами. Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика - своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям двухтысячелетней давнос

Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеи. Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с изяществом и роскошью.

Вероятно, большинство полов в домах аристократии и богатых семейств украшали геометрические и растительные орнаменты, выложенные из черных и белых элементов. Но не редкость и огромные цветные напольные композиции (вроде уже упоминавшейся Битвы при Иссе).

История римской мозаики далеко не исчерпывается художественными картинами, найденными в Помпеях. Однако именно засыпанный пеплом город дал представление о том, насколько масштабно применялась мозаика в искусстве внешней и внутренней отделки общественных зданий и жилых домов в древне-римском мире. Погибнув, Помпея стала памятником себе и древней цивилизации, уделявшей столь значительное внимание красоте и эстетике своей повседневной жизни.

Чтобы посмотреть гелерею помпейских мозаик,перейдите по ссылке.Многие снимки я сделала в археологическом музее Неаполя.http://maxpark.com/community/6782/content/2229683

Другие рассказы о ПОМПЕЯХ.

Гибель города Помпеи.

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Мозаику делали из натурального камня...

Или смальты - цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.

Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.

Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.

Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!


Битва при Исе. Помпеи.

Портреты, особенно женские, часто идеализированы.

Натюрморт - один из популярнейших жанров. Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.
Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Мозаичные картины часто были окружены широкой орнаментальной рамой.
Мозаика из Британского музея.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.

Обнаружение и сохранность

Мозаика была обнаружена 24 октября при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в в Национальный археологический музей Неаполя , где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313x582 см², но часть фрагментов не сохранилась.

Фрагмент мозаики с царём Дарием

Изображённый на мозаике царский доспех Александра реконструирован в фильме Оливера Стоуна «Александр» . Доспех украшен на груди горгонейоном , изображением головы горгоны Медузы . Часть мозаики, где изображены телохранители Александра из гетайров, не сохранилась, и только беотийский шлем гетайра с позолоченным венком передает внешний вид прославленных античных всадников . Также повреждён фрагмент с изображением штандарта персидских войск.

Иконография

Прообраз

Александр разит персов на стенке Сидонского саркофага.

В смысле иконографии сходство с мозаикой имеет рельеф на царском Сидонском саркофаге (IV век до н.э.), который также изображает схватку Александра с персами; вероятно, оба памятника восходят к общему первоисточнику. Помпейское произведение считается копией мастеров александрийской школы мозаики с живописного древнегреческого полотна, исполненного в другой технике. Греческий оригинал, видимо, упомянут древнеримским писателем Плинием Старшим («Натуральная история», 35.110) как работа по заказу македонского царя Кассандра , выполненная Филоксеном из Эретрии, греческим художником конца IV в. до н. э. Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, потверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерного для раннеэллинистического времени.

Дополнительные иллюстрации

Мозаика Александра Великого или «Битва при Иссе».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мозаика Александра" в других словарях:

    - (2 в. до н. э.), напольная мозаика (см. МОЗАИКА) в доме Фавна в Помпеях с изображением битвы Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) и Дария III при Иссе. Возможно, из Александрии. Повторение знаменитой картины греческого художника… … Энциклопедический словарь

    Палестринская мозаика, I в. до н. э. 585 × 431 см Нильская мозаика античная мозаика размером 585 на 431 см, изображающая русло Нила и сцены из египетской жизни эпохи Птолемеев. Дата создания мозаики спо … Википедия

    - (2 в. до н. э.) напольная мозаика в доме Фавна в Помпеях с изображением битвы Александра Македонского и Дария III при Иссе. Возможно, из Александрии. Повторение знаменитой картины греческого художника Филоксена (кон. 4 в. до н. э.). В настоящее… … Большой Энциклопедический словарь

    мозаика - Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… … Словарь храмового зодчества

    - (от греческого μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. opus musivum, итальянск. musaico, франц. mosaïque, старинное русское мусия) в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого либо твердого тела,… …

    - (от греческого μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. opus musivum, итальянск. musaico, франц. mosa ï que, старинное русское мусия) в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого либо твердого тела,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мозаика - изображение из мелких камешков (галька) или кубиков (тессеры), однотонных или цветных, уложенных на раствор; украшала полы, иногда стены и своды жилых, обществ., культовых сооружений. М. из керамики известна в странах Др. Востока в IV II тыс.… …

    Александра мозаика - картина, изображающая битву Александра Македонского и Дария III при Иссе. Покрывала пол экседры дома Фавна в Помпеях (5 х 2,7 м; II в. до н. э.). Возм., была привезена из Александрии и явл. копией с картины др. гр. художника Филоксена (к IV в … Античный мир. Словарь-справочник.

    АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА - [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана. А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от… … Православная энциклопедия

    Musīvum, из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivum), напр., прекрасная картина в Помпеях, изображающая битву Александра, на которой на одном… … Реальный словарь классических древностей

Книги

  • Греческая мозаика. История. Люди. Путешествия , Наталья Ниссен. Историк и журналист Наталья Ниссен, которая много лет прожила в Греции и в настоящее время работает в этой стране, рассказывает о ней на страницах своей книги. Авториспользует особую форму…
Филоксен из Эретрии [d] Битва при Иссе . ок. 100 до н. э. Мозаика. 313 × 582 см Национальный археологический музей , Неаполь Медиафайлы на Викискладе

Обнаружение и сохранность

Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя , где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

Иконография

Мозаика изображает сражение между Александром Македонским и персидским царём Дарием III . В композиционном отношении в центре картины доминирует Дарий . Взгляд его широко раскрытых от ужаса глаз направлен влево, где копьё Александра пронзает одного из телохранителей персидского царя. Правой рукой умирающий ещё пытается обхватить смертельное оружие, словно хочет вынуть его из своего тела, но его ноги уже подкашиваются, и он опускается на своего истекающего кровью вороного коня. Сам Дарий с растерянным лицом, безоружный, пытается развернуть свою колесницу. Его протянутая с сочувствием, но тщетно правая рука и отчаянный взгляд адресованы смертельно раненому воину, который бросился между ним и атакующим Александром. Однако и взгляд, и жест Дария в равной мере относятся и к приближающемуся Александру. Сам персидский царь уже перестал бороться и поэтому становится пассивной жертвой в атмосфере всеобъемлющего ужаса.

Македонский царь, наоборот, самым активным образом предопределяет события на поле битвы. Александр без шлема , в роскошном льняном доспехе, верхом на своём Буцефале он пронзает тело врага копьём, не бросив даже взгляда на свою жертву. Взгляд его широко открытого глаза сосредоточен на Дарии; даже взгляд Горгоны на его горгонейоне обращён в сторону испуганного врага, словно стремясь ещё больше усилить это мощное гипнотическое воздействие.

Портрет Александра соответствует так называемому лисипповскому типу, к которому причисляют, например, и статую головы Александра из Лувра . Здесь отсутствует традиционная идеализация Александра, который зачастую изображался с длинными локонами и полными, мягкими чертами лица как воплощение образа Зевса , бога Солнца Гелиоса или Аполлона .

Вокруг Александра по похожим на колпаки шлемам можно распознать лишь несколько македонцев - в том числе и из-за разрушения мозаики. Однако преобладающая часть картины - примерно три четверти всей площади - отводится персам. На персах надеты характерные для Центральной Азии доспехи, похожие на чешую или панцири из пластинок. Они закрывают всё тело и состоят из железных или бронзовых палочек прямоугольной формы, стянутых между собой вверху, внизу или по бокам шнурами. Изображённый под очень смелым ракурсом, один из персов пытается обуздать испуганного коня прямо перед Дарием; вероятно, этот конь принадлежал одному из павших наземь воинов. Лицо умирающего, на которого как раз наезжает колесница Дария, отражается в его щите; это единственное лицо на мозаике, взгляд которого устремлён на зрителя.

Изобразительными средствами в мозаике отражён переломный момент битвы. С одной стороны, показано превосходство Александра. Его царственная осанка и самообладание, которые находят отражение в его широко раскрытом глазе и в вонзающемся в тело врага копье, оказывают такое ошеломляющее и подавляющее воздействие на его противников, что они в панике обращаются в бегство. С другой стороны, положение тела Дария, трое борющихся перед ним персов, многочисленные копья, устремлённые под углом влево и вверх, всё ещё отражают первоначальную линию наступления персов, что отдаёт должное противнику македонцев. Вместе с тем три копья у правого края мозаики намечают движение в противоположную сторону. Встречное движение этих вражеских линий повторяется, кстати, во многих отношениях в стволе и ветвях голого дерева.

Интерпретация боя в мозаике совпадает с имеющимися у нас историческими сведениями: в обоих генеральных сражениях похода в Азию (при Иссе и при Гавгамелах исход битвы Александр решал путём решительного тактического манёвра. В каждом случае он устремлялся во вражеские наступательные линии в окружении своих конных гетайров , сламывал сопротивление таким внезапным нападением и совершенно неожиданно появлялся перед Дарием, который затем и спасался бегством.

Доказательств того, что на мозаике изображён сюжет сражения при Иссе , не обнаружено (кроме схожих описаний битвы у

error: