Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему. Гласные О Е после шипящих и Ц. В корне, суффиксах и окончаниях. Правило. Примеры Окончание сущ после шипящих и ц

Урок русского языка в 5 классе.

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

Цель: 1. Создать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

2. Развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике;

    Воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Тип урока: комбинированный урок по орфографии (повторение, изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний).

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер; учебник; карточка с индивидуальным заданием; словарь ударений, фразеологический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Проверьте, чтобы у вас всё было готово к уроку. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число – девятнадцатое марта, классная работа.

Сколько букв и сколько звуков в слове девятнадцать ? (13 букв, 11 звуков). Почему не совпадает количество букв и звуков? (Мягкий знак звука не обозначает, звук [д] не произносится).

Хорошо, вспомнили фонетику, непроизносимых согласных. А теперь проверим домашнее задание.

2. По следам домашнего задания.

1) Индивидуальная работа у доски: обозначить склонение имен существительных

Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь.

2) Синтаксический разбор предложения с характеристикой:

Ветер с...рдито срыва...т последние л...сты с дерев...ев.

3) О бразовать форму множественного числа:

1 вариант – дела, места, грузины, апельсины

1 вариант – валенки, чулки, армяне, томаты.

4) Вставьте, где нужно ь :

Много туч..., грач..., мяч..., товарищ..., много рощ..., молодеж..., мыш..., глуш..., печ..., много задач...

5) Дополнительные вопросы к отвечающим у доски:

Что называется именем существительным?

Какие существительные относятся к 1, 2 , 3 склонению?

Что называется склонением?

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы:

1) На доске записан материал для наблюдения:

болеть душой, болеть сердцем. (слайд)

Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

храбре ц óм – земледéль ц ем (слайд)

клю ч óм – задá ч ей

черте ж óм – стóро ж ем

малы ш óм – лáнды ш ем

пла щ óм – товáри щ ем

После каких согласных стоят выделенные буквы?

Правильно, выделенные буквы стоят после шипящих согласных и ц. (Учитель подчёркивает двумя чертами шипящие и ц).

Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц) (слайд).

В какой части слова орфограмма?

Новая орфограмма в окончании. (Учитель выделяет окончания у слов, записанных на доске).

К какой части речи относятся слова с орфограммой?

К имени существительному.

В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

Сформулируйте тему урока.

«Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях).

Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с...

2) Научиться.....

Цель нашего урока – выяснить, при каких условиях пишется о, а при каких е в окончаниях существительных после шипящих и ц. Для этого давайте поставим ударение в словах. (Дети проговаривают слова, учитель на доске проставляет ударение).

Какую закономерность вы заметили?

Под ударением пишется о, без ударения – е.

Сформулируйте правило.

В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.

Откройте учебник на странице 221, прочитаем правило. (1 ученик читает правило).

Итак, мы с вами верно сформулировали правило. Давайте его ещё раз повторим. (2 учащихся повторяют правило). Обратите внимание на обозначение орфограммы: шипящий / ц подчёркивается двумя чертами, окончание выделяется, ставится ударение.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5 . Закрепление материала

1) Объяснительный диктант (у доски)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.

2) Ребята, а сейчас творческое задание . Буду показывать рисунки, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.

(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом, блюдцем, тучей)

Проверим, выделите орфограмму.

3) Выборочный диктант (выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика:

1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны.

Проверим, 1 столбик -о, второй – е.

Кто допустил ошибки?

Молодцы.

4) «Назови другим словом»

Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж.

Суп со свеклой называется – борщом.

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу - пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Воина (бойцом), луну (месяцем),

Родник (ключом), юношу (хлопцем), д етёныш птицы (птенец).

Большое, обычно тёмное облако, несущее осадки (туча).

Небольшой зверёк отряда грызунов с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом (заяц).

Справились, а теперь поменялись тетрадями. Взаимопроверка. Исправили ошибки, если есть. Объяснить в чем ошибка. Поднимите руку у кого нет ошибок? Молодцы!

5) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй .

6) (Если время) Самостоятельная работа . Списать вставить о или е.

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

10. гребц..в

4. удач..й

11. неудач..й

5. зайц..в

12. мудрец..в

6. сторож..м

13. пейзаж..м

7. ш...пот

14. ш...колад

7. Итог урока.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся методикой незаконченного предложения.

Сегодня на уроке мы познакомились....

Мне удалось на уроке....

Самым интересным для меня на уроке было....

Я думаю, что с домашним заданием....

Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все, карточку я проверю к следующему уроку, в мини-проекты мы с вами оценим на следующем уроке по закреплению этой темы.

8. Домашнее задание: параграф 101, упр 556(п).

Самоанализ урока русского языка.

Урок русского языка в 5 классе

Тема:

Ужом, багажом, гаражом, чертежом, ножом, стрижом, малышом, шалашом, лапшой, ковшом, пряжей, пейзажем, сторожем, экипажем, пляжем, порошей, крышей, ландышем, сушей.

Лучом, мечом, ключом, кумачом, сургучом, кирпичом, каланчой, калачом, саранчой, бичом, врачом, свечой, грачом, силачом, ткачом, плащом, борщом, дачей, задачей, смерчем, добычей, тучей, плачем, рощей, товарищем.

Пловцом, продавцом, хитрецом, пыльцой, рысцой, птицей, шприцем, страницей, пшеницей.

I. 1. По ниве прохожу я узкою межой. (Майк.) 2. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (Т.) 3. Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. (Гарш.) 4. Был за школой пруд с чистой водой и песчаным пляжем. (В Кулагин.)

II. 1. Гаврик снял с крыши весла и взвалил их на маленькое, но крепкое плечо. (Лаг.) 2. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой. (Алд-Сем.) 3. Капитан гаечным ключом легонько стукнул по трубе, она звонко отозвалась. (Воскр.) 4. Наденька зябко ежилась под холодным резиновым плащом. (В. Кур.) 5. Дениска подался всем туловищем назад и осадил гнедых (Ч.) 6. Тогда считать мы стали раны, товарищей считать. (Л.) 7. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом с своей ношей. (Т.)

III. 1. Однообразная дикая тундра замкнула путешественников в свое кольцо. (Алд.-Сем.) 2. Суровое лицо отца стало еще угрюмее. (Кор.) 3. Всей своей жестокой, слепой силой природа обрушивалась на беглецов. (Бык.) 4. Рука бойцов колоть устала. (Л.) 5. Конь плелся дорожной рысцой, весь покрылся инеем. (А. К. Т.) 6. Пыль, жара, солнце так и печет, (Л. Т.) 7. Далеко за рекой слышатся веселые песни косцов. (С.-М.) 8. Народ справедливо называет землю кормилицей. 9. Над станицей низко летели рваные хлопья облаков. (Ш.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова в три колонки: 1) с о - е после шипящих в окончаниях существительных; 2) с о - ё после шипящих в корнях слов; 3) с ё после шипящих в окончаниях глаголов.

1. Мы не хотим, чтобы на поле боя опять шагали тысячи бойцов, чтоб стало черным небо голубое, чтоб дети оставались без отцов. (Агаш.) 2. Движение и шепот в шеренге школьников все усиливались. 3. Шорохи переросли в тревожный гул. (Алд.-Сем) 4. Сухой жесткий комок подкатился к горлу матери. (С. Арутюнов.) 5. Обоз беженцев сливается с последними пехотными частями, и все вместе без отдыха течет по шоссе в безбрежных облаках пыли. (Сераф.) 6. Сквозь косую зеленую решетку, увитую плющом, мальчику удалось увидеть стол с кувшином молока и нескольких человек… (Кат.) 7. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. (П.) 8. Выползло из-за облаков солнце, побежало лучом по полям (Прилеж.) 9. Опять отворилась дверь, и вошел хозяин со свечой. (Ч.) 10. Джулия прислонилась плечом к выступу скалы. (Бык.) 11. Кто хочет сделаться глупцом, тому мы предлагаем: пускай пренебрежет трудом и жить начнет лентяем. (Н.)

Учитель: Кудрявцева Л.В.

Предмет: русский язык

Тема урока: ц в окончаниях имён существительных. Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: формирование у учащихся понятия о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Задачи урока: предметные: ознакомление с правиломправописаниягласных О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц, овладение умением правильно писать О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и графически обозначать условия выбора правильных написаний; метапредметные : овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения; личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, формирование умения общаться через работу в группе. Оборудование : мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник русского языка для 5 класса/ Ладыженской Т.А. и др, рабочие листы с материалами к уроку.

I. Организационный момент. (слайд 2) Картина Репина Д.П. «Весна»

Здравствуйте, ребята.– С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Какие чувства вызвала у вас картина Д.П. Репина «Весна»? Какие краски использовал художник, чтобы передать радостное настроение? - А теперь улыбнитесь, подарите свою улыбку тому, кто рядом с вами. Приступим к работе. Вперёд за новыми знаниями!

II. Постановка проблемы. Определение целей и задач урока.

Цель этапа : - содействовать развитию умений формулировать тему, проблему, ставить цели, планировать свою деятельность на личностно-деятельностном уровне.

Ребята, прочитайте стихотворение. (слайд 3)

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малыше й
Улыбаться до уше й? Юнна Мориц Весна

О каком луче говорит Юнна Мориц в своём стихотворении?

Определите, каким настроением проникнуто следующее стихотворение?

Что с нею? Что с моей душо й?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней! Евгений Баратынский

Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом?
- А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами. (Малышей, ушей, душой)
- Какой частью речи они являются?
- В какой части слова выделены буквы О и Е?
- После каких согласных стоят эти буквы?

Вывод: Все слова имена существительные, орфограмма в окончании перед Ш, но буквы пишутся разные.

Проблемный вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Хотелось бы получить вам ответ на этот вопрос? Какова тема нашего урока? - Откройте тетради, запишите число и тему урока, а я запишу её на доске (Правописание О и Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных).

Тема урока известна, есть проблема, а что же нужно сделать, чтобы к концу урока мы с вами вместе смогли ответить на этот вопрос? - Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока. А для этого позовём на помощь слова помощники: познакомиться…научиться правильно …(дети говорят) - познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных - научиться писать слова с данной орфограммой - соотнести это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в других морфемах.

III. Актуализация знаний.

Цель этапа : Актуализировать знания путём создания «ситуации успеха», активизировать умственную деятельность

Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока. (Тема на доске) - Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? Выделите ключевые слова в формулировке темы урока. (имя существительное, окончание, шипящие) - Дайте определение данным понятиям. (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием, какие звуки речи являются шипящими и назвать их)

– Снова обратимся к стихам. Найдите в первых двух строчках (Это чей пушистый луч /Так щекочет из-за туч) существительные. Докажите свой выбор. - Какую морфему слова мы называем окончанием?
- Укажите окончание в словах. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слова)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ). - Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы?

III. Разъяснение нового материала.

Цель этапа: -вызвать интерес к изучению темы

Учить сравнивать слова с однотипными орфограммами

Повторить тему «О-Ё в корне имён существительных после шипящих»

Употребим слова луч и туч в творительном падеже в единственном числе (лучом, тучей) Можете ли вы объяснить, какие гласные надо написать в окончании? - Посмотрите внимательно на слова малышей, ушей, душой. (буквы пишутся разные). Что же является условием выбора орфограммы?

Организация наблюдения. Работа с карточками по группам

Цель этапа: - содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

У вас на столе лежит рабочий лист. Найдите 1 задание. Это карточка-информатор. Выполните задание. Работа в группах

1 задание Карточка-информатор

    Прочитай слово.

    Поставь знак ударения.

    Выдели окончание.

    Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

    Сделай вывод.

Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!


- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных. (Обращение к теоретическому материалу на с.76.)

Цель: - познакомиться с правилом написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Обратимся за разъяснением к учебнику (с.76). Проведём наблюдение над словами, записанными в столбиках. - Прочитайте правило. Это орфограмма.

Запишите правило кратко в карточке (задание 2)

2 задание Карточка – правило:

В окончаниях существительных после________________

под ударением пишем ___, без ударения _____.

Технология изучения нового материала «Оратор». (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо, ответьте на вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Назовите условие выбора написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).
- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма?

Работа в парах. Составление схемы. Запись в тетради и на доске (слайд 4)

Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.

Задание 3 Карточка-памятка
- Впишем условия выбора орфограммы в приготовленную памятку. Итак, с чего начнем?

1) часть речи -____________________ (сущ.)
2) морфема -__________________ (окончание)
3) после шипящих и ц под ударением _____ (О) без ударения _____ (Е)

Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (объясняют написание слов, пользуясь памяткой.

Птицей, чёрный, грачом (пишут на доске и в тетради)

Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е. В корне слова после шипящей под ударением пишется ё, а не о (исключение…..)

- Какая цель нашего урока сейчас выполнена?

(изучили правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; соотнесли это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в корне слова).

Так теперь, ребята, вы можете объяснить, какие гласные надо написать в окончаниях слов лучом и тучей ?

Физкультминутка. (слайд 5) - Молодцы, ребята. Чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку. (солнышко лучистое)

IV. Усвоение нового материала.

Цель этапа: формировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

- Выполним упражнение №557на доске и в тетрадях(написать не все слова)

V. Выработка умений и навыков. (слайд 6)

Цель этапа:закрепить умение пользования памяткой.- научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой - научиться графически обозначать орфограмму

Работают по вариантам (6 вариантов, проверить на интерактивной доске)

VI. Закрепление полученных знаний на практике. (слайд 7)

Цель этапа: - закрепить полученную информацию

Вспомнить цели урока, осознать их достижение или недостижение.

Оценить собственную деятельность; Для учителя: зафиксировать неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы

Задание 4 Задание личностно-ориентированного характера. - А теперь у нас с вами следующий вид работы. На рабочем листе напечатаны три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно инструкцию.

Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2. Если вы уверенно чувствуете себя, хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.

- Давайте ознакомимся с заданиями.

Какой цели урока мы добьёмся, если выполним это задание? (Научимся правильно писать слова с изучаемой орфограммой; научимся графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных).

Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой.

(слайды 8,9,10) - Давайте проверим правильность выполнения заданий. Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Оцените свою работу.

VII. Инструкция домашнего задания.

- Итак, ребята, как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? (ответы детей)

Домашнее задание: п. 99, правило стр. 76, упр.555.Давайте посмотрим задание. Озвучим план ваших действий по его выполнению.

Задание творческого характера: сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных или несколько предложений на тему Весна», используя слова с изученной орфограммой. (по выбору)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведем итоги сегодняшнего урока.Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?

Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

Обратимся ещё раз к вашему настроению. Изменилось ли оно?

(слайд 11)

Приложение

    задание Карточка-информатор

1.Прочитай слово. 2.Поставь знак ударения. 3.Выдели окончание. 4.Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5.Сделай вывод.

Ландышем, задачей, плащом, товарищем, лучом, карандашом.

Задание 3 Карточка-памятка

1) часть речи___________________
2) морфема __________________
3) после шипящих и Ц под ударением ____ без ударения ____

Задание 4 Самостоятельная работа

Вариант № 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму «О –Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».

Вариант № 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м. _________

Вариант № 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е в окончании. Обозначьте орфограмму. Если есть «лишние» слова, запишите их в 3 столбик.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой. _________

Мудрец…м, меж…й, морж..м, репортаж…м, свинц…м.

Колодц…м, свеч…й, лапш…й, сторож…м, борщ…м.

Туч…й, малыш…м, кож…й, глупц…м, старц…м.

Огурц…м, плащ…м, юнош…й, меч…м, марш…м.

Ландыш…м, певц…в, полотенц…м, учениц…й, луч…м.

Товарищ…м, задач…й, кольц…м, дворц…м, карандаш…м.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: доска, дидактический материал, учебник,

Цель:

1. Научить грамотно писать о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Познакомить с алгоримом зависимости выбора написания о - е - е после шипящих в существительных от морфемы (корня, окончания) Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о - е- е после шипящих и ц.

2. Способствовать развитию образного и логического мышления и речи, овладению приемами языкового анализа, сравнения, обобщения. Развивать понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы. Учить овладению приемам учебной деятельности.

3. Воспитание уважительного отношения к родному языку, привитие интереса к его познанию. Воспитание чувства ответственности по отношению к изучаемым орфограммам и правильного применения их на письме. Формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.

Ход урока

Организационный момент: Учитель и ученики приветствуют друг друга. Происходит положительный настрой на урок. Записывается число и тема в тетрадь. Учитель объясняет учащимся цель урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Знаний, где побываем в гостях у шипящих согласных. Познакомимся с правилами распорядка их жизни, а также у вас будет уникальная возможность поговорить с ними, услышать те проблемы, которые их волнуют, а также задать свои вопросы. Шипящие согласные приготовили для вас загадку, связанную с новой темой нашего урока Нам с вами предстоит отгадать эту загадку и научиться правильно находить новую орфограмму в окончаниях существительных после шипящих и ц. Кто готов отправиться в гости к шипящим, поднимите руки.

Итак, наше путешествие начинается: Обратите внимание на тему, записанную на доске. Найдите и подчеркните шипящие, которые вы здесь увидели. Выписываем шипящие буквы Ш, Щ, Ч. Однако чуда не произошло и дверца не открылась. Почему? Нам не хватает одной шипящей. Какой? Правильно Ж.

Вот мы и в гостях у шипящих. (Учителем вывешивается домик, внутри которого располагаются шипящие буквы и звуки)

Проверка домашнего задания.

Учащиеся определяют различие между буквой и звуком. Дают характеристику шипящим звукам.

А теперь, давайте прислушаемся. Слышите, наши друзья о чем- то бурно спорят. (В центре домика вывешивается Ь знак). Оказывается, что уважаемая госпожа Орфограмма пригласила наших друзей на бал, но поехать они смогут только тогда, когда решат свой спор, связанный с написанием Ь знака после шипящих. Если они не определятся с правилом, то не смогут поехать на королевский бал, потому что принцесса Орфограмма не терпит беспорядка в своем королевстве. (На доске вывешиваются унылые огорченные "рожицы", символизирующие плохое настроение согласных). Давайте поможем нашим согласным. Кто из вас расскажет правило о правописании Ь знака после шипящих в именах существительных. (Ученик рассказывает правило). Проверяется домашняя работа с применением перфокарты. Здесь же проверяется и выставляется оценка. Обращается внимание на допущенные ошибки. Попутно вспоминается, что сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.

Таким образом, ваше знание правила и умение применять его на практике, еще раз убедило шипящих в правильности и нужности его применения. (На доске вывешивается улыбающаяся рожица, символизирующая хорошее настроение).

Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

Вы слышите, как обрадовались наши друзья. Они вас благодарят и приглашают вместе с ними поехать на бал (На доску вывешиваются слова: спасибо, благодарим, вы настоящие друзья).

Ура! Мы все едем на бал. (На доску вывешивается дорога как символ движения к знаниям). По дороге шипящим встретилась согласная буква Ц. " Ах, какая я несчастная",- произнесла буква Ц, - мой звук Ц не имеет пары, он глухой и твердый, а мне так хочется иметь друзей среди согласных. букв. Шипящие подумали и решили взять с собой букву Ц на бал. Зная, что принцесса Орфограмма любит новые правила, наши друзья решили удивить ее и придумали загадку. Давайте мы вместе с принцессой попробуем разгадать эту загадку. (На доску вывешивается 2 рисунка. Наблюдаем. Сравниваем. Сопоставляем)

Как вы думаете, что зашифровано на каждом из этих рисунков?

На каждом из этих рисунков зашифрована часть нового правила, которую мы с вами должны разгадать. Соединив эти две части, мы отгадаем загадку наших друзей.(На рисунке напечатаны существительные с написанием гласной о после шипящих и ц в окончании. Окончание выделено. Рядом нарисован человек с поднятым молотком. Над гласной о поставлено ударение. На другом рисунке напечатаны слова с написанием гласной е после шипящих и ц в окончании. Окончание выделено. Рядом нарисован человек с опущенным молотком. Ударение не поставлено.)

Учащиеся приходят к выводу, что после шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, а без ударения пишется буква е.

Работа с учебником. Открываем страницу 221, параграф 101.Работа в парах. Друг другу рассказывают правило. Учебник закрывается и несколько учащихся по желанию рассказывают правило с примерами. Тому, кто точнее и правильнее рассказал правило, выставляется оценка в журнал.

Закрепление изученного материала. Физминутка. Ребята, принцессе так понравилось новое правило, что она решила немедленно применить его на практике, но для этого надо было изменить форму существительных с основой на шипящую. Услышав это, слова разбежались по всему дворцу. Тогда принцесса Орфограмма послала своих верных слуг- предлогов над, под, перед, с найти существительные и изменить их форму так, чтобы они именительный падеж сменили на творительный. Ваша задача найти эти слова и поставить их в творительный падеж. (Слова в именительном падеже записаны на карточках и приклеены по всему классу. Учащиеся делятся на 2 группы. Отводится на данную работу 5 минут. В группе есть ответственный, который распределяет обязанности, также есть ответственный за время. По одному человеку от группы отправляются на поиски слов, затем в группе на карточке фломастером записывается существительное в творительном падеже. Графически выделяется окончание, ставится ударение. Слова вывешиваются на доску от одной группы и от другой. Слова взяты из упражнения 557 на стр.221. Когда работа будет завершена, представитель от каждой группы зачитывает слова в творительном падеже, объясняя правописание изученной орфограммы. Та группа, которая больше и правильнее сделает слов, получит 5 баллов, другая 4 балла.)

Вывод. Данная орфограмма находится в окончании. Окончание - это часть слова, которая служит для изменения формы слова. При изменении формы существительного с основой на шипящую и ц под ударением пишется о, без ударения е.

Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения в речи.

Какую похожую орфограмму, связанную с шипящими, мы уже с вами изучали?

Почему так важно знать, в какой части слова находится орфограмма?

(Правило о правописании о - е после шипящих в корне слова задано было повторить дома, поэтому дети без труда вспоминают его и объясняют важность знания морфем слова, чтобы правильно применить правило).

Составляется алгоритм рассуждения различия этих орфограмм.

Вам надо решить, что писать после шипящих и ц буквы о или е:

  • определите, в какой части слова находится орфограмма, выделите ее.
  • если орфограмма в корне, подберите проверочное слово. Если слово можно изменить так, чтобы слышалась Е, то в корне пишем е, если нет, то пишем о.
  • если орфограмма в окончании, то нужно поставить ударение. Если ударение падает на окончание, то пишем букву о, если не падает, то букву е.

Работа в тетрадях. Открываем стр. 222, упражнение 560. Закрепление изученного материала и тренировка алгоритма его применения в речи.

Задание: Запишите словосочетания, в которых имеются слова с буквами е - о после шипящих и ц, в 2 столбика: слева - в корне, справа - в окончании. Обозначьте в словосочетании главное слово. (Работа проводится по цепочке, с устным объяснением)

Буквы о - е в корне слова Буквы о - е после шипящих и ц в окончании существительных
Черные проталины Заросло камышом
Шепот в аллее Выращивать птенцов
Желтые тычинки Прилетают с добычей
Громко щелкать Жир под кожей
Легкий шорох Лютой стужей
Белая шерстка Темной тучей
Жесткий волос Схвачен лисицей
Шелест шелка Ждать скворцов
Любуюсь птицей

Лексико-орфографическая работа.

Пока мы с вами работали, куда-то пропали шипящие буквы ш и щ. Вот они о чем- то спорят. Давайте послушаем их спор.

Почему ты назвала меня невежей? Конечно, ты невежа: не можешь выучить правило и правильно применить его.

А ты не знаешь значение слов " невежа" и "невежда".

Ребята, давайте попробуем разобраться в этом споре. Кто такой "невежа" и "невежда"? Разобраться нам поможет диалог между двумя мальчиками, о котором мы узнаем из упражнения № 558. (Из упражнения учащиеся узнают, что невежей называют грубого невежливого человека, а невежда - это необразованный, несведущий человек.)

Карандашом расставляются пропущенные знаки препинания. В первом предложении находят обращение, объясняют постановку запятой. Выписывают слово с орфограммой, графически объясняют ее правописание.

Самостоятельная работа.

Учитель. Ребята, принцесса Орфограмма осталась довольна жителями своей страны и тем порядком, который воцарился в ней. Но ее величеству очень хотелось бы знать как вы на практике научились применять изученное сегодня правило. Я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом.

(раздаются карточки с текстом. Работа проводится в карточках с целью экономии времени).

Задания для работы:

1. Прочитайте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Определите стиль текста.

4. Докажите свою точку зрения. Обратите внимание на образные средства языка.

5. Выполните задания.

Уровень "3"

Пользуясь правилом на стр. 221 учебника, графически объяснить правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. В пятом предложении подчеркнуть однородные члены предложения.

Ранним утром легким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоваться громадами снежных дворц..в и слушать тишину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й тянулись гуси к ближнему озеру.

Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и золотые березы.

(М.Пришвин)

Уровень "4"

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Найдите однородные члены предложения и подчеркните их.

Ран..им утром ле..ким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоват..ся гр..мадами снежных дворц..в и слушать т..шину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й т..нулись гуси к ближн..му озеру.

Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и з..л..тые березы.

Уровень "5"

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Составьте схемы однородных членов предложения. Придумайте заключение этого текста из 2-х, 3-х предложений.

Ра..им утром ле..ким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоват..ся гр..мадами снежных дворц..в и слушать тишину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й т..нулись гуси к ближн..му озеру.

Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и золотые березы.

Подведение итогов урока.

Учитель. Вот и подошло к концу наше с вами путешествие в страну Знаний.

Кто мне ответит, у кого в гостях мы сегодня побывали и чем мы с вами занимались?

Какое правило мы узнали, и как изученную орфограмму отличить от других орфограмм?

(Учащиеся рассказывают о том, какую работу они проделали на уроке и сами делают вывод по пройденной теме.)

Ребята, сегодня у наших друзей ни один раз менялось настроение. Давайте посмотрим, каким оно было и почему? Внимание обращается на доску, где в течение всего урока вывешивались "рожицы", символизирующие настроение. Без труда называются слова: грустное, унылое, печальное, радостное, веселое. Также с учащимися повторяется, что "грустное, унылое, печальное" - слова синонимы, которые характеризуют плохое настроение. "Радостное, веселое" - тоже слова синонимы, но которые характеризуют радостное настроение. А слова "грустное" и "радостное" - антонимы.

В какие моменты у наших героев преобладало хорошее настроение.

(Когда мы помогали шипящим согласным с правильным написанием ь знака, вместе дружно выполняли задания, порученные принцессой Орфограммой. Мы не кричали, не ругались, не обижали друг друга.)

У каждого из вас на парте лежат 2 " рожицы" с плохим и хорошим настроением. Поднимите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению.

Оценивание работы учащихся на уроке.

В течение урока каждому учащемуся за каждый вид учебной деятельности на уроке выставлялась оценка, которую ученик записывал себе в тетрадь. В конце урока каждый подсчитывает свой средний бал, что и является его итоговой оценкой.

Домашнее задание.

Цель: продолжить работу по усвоению пройденной темы и подготовиться к обобщающему уроку по теме " Имя существительное".

Общее задание: Параграф 101, выучить правило, стр. 223, вопр. 1-5, подготовиться к уроку-обобщению по теме " Имя существительное". Дифференцированное задание.

Предлагается три варианта домашней работы. У каждого ученика есть возможность выбрать тот вариант, который ему более приемлем..

  • 1 вариант. Стр.221 упр. 556 (Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме. Обозначьте изучаемую орфограмму. Сделать фонетический разбор слова " идем" и синтаксический разбор третьего предложения.
  • 2 вариант. Подберите и запишите 6-7 слов с буквами е - о после шипящих в корне слова и 6-7 слов с правописанием о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Из Упр. 556 на стр.221 сделать фонетический разбор слова "идем" и синтаксический разбор третьего предложения.
  • 3 вариант. Сочинить сказку о шипящих согласных. Сделать фонетический разбор любого слова на выбор. Синтаксически разбор любого предложения.
error: