Повышенный уровень спо медицинской сестры. Среднее профессиональное образование (СПО) - колледж института Среднее профессиональное образование

Структура среднего профессионального образования играет сегодня важнейшую роль в вопросе подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

С каждым днем возрастает потребность в специалистах-практиках. Вместе с тем с развитием экономики и производства регулярно повышаются требования к их профессионализму и уровню квалификации.

Дефицит кадров повышает интерес к специалистам среднего профессионального образования. Должности, считавшиеся ранее непрестижными, сейчас все более востребованы на рынке труда. Вопрос подготовки кадров в данных областях становится актуальным. В связи с этим специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров среднего звена (ссузы), по-прежнему занимают прочное место в системе российского образования.

Государственные учреждения среднего профессионального образованияосуществляют на сегодняшний день обучение по 280 различным специальностям. С развитием и модификацией производства этот список регулярно растет и пополняется.

Виды ссузов

Среднее профессиональное образование может быть реализовано на двух ступенях. Выделяют начальный и повышенный уровни.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует два типа учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов в сфере профессионального образования второй ступени:

  • техникум - основной тип где студенты имеют возможность получить среднее профессиональное базовое образование;
  • колледж - заведение повышенного уровня, где ведется преподавание по углубленным программам (может быть подведомственным подразделением университета или института либо самостоятельной структурой).

Начальное профессиональное образование, в свою очередь, можно получить в лицеях и профтехучилищах (ПТУ). Эти учебные заведения имеют разную образовательную базу.

Профессиональный лицей отличается от училища более высоким уровнем подготовки студентов.

По окончании учебного заведения с углубленным преподаванием выпускнику присваивается квалификация «специалист», учащимся лицеев и училищ - «специалист начального уровня».

Среднее профессиональное образование начального уровня

Средние профессиональные учреждения в сфере начальной подготовки включают в себя специализированные лицеи и училища.

Количество заведений с базовым обучением составляет в нашей стране порядка 4 тысяч на сегодняшний день. Их посещает более 1,5 миллиона подростков.

Граждане, получившие профессиональное начальное образование, вправе продолжить учебную карьеру в ссузах повышенного уровня по сокращенным программам.

Также при необходимости учащиеся могут получить аттестат об общем среднем образовании. Для этого следует сдать государственный экзамен, на основании которого выдается соответствующий документ.

Выпускники, получившие среднее профессиональное образование начального уровня, имеют право продолжить учебную карьеру в техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях.

Среднее профессиональное образование повышенного уровня

Желающие получить среднее образование повышенного уровня должны выбрать для поступления не лицей, не ПТУ, а колледж или техникум.

В России насчитывается более 2,5 тысячи ссузов с углубленным изучением, которые посещают около 2,3 миллиона студентов.

Повышенный уровень средние специальные учебные заведения получают за счет введения в образовательные нормы дополнительных программ:

  • профессиональная практика;
  • углубленное изучение отдельных предметов и дисциплин;
  • получение дополнительной специальности параллельно с основной.

Обучение в ссузах повышенного уровня максимально приближено к университетскому. Студенты здесь имеют большее количество аудиторных часов, чем в заведениях начального образования, сдают экзамены и зачеты, пишут курсовые и дипломные работы.

Например, студентам, выбравшим строительный колледж, наравне с выпускниками вуза того же направления необходимо сдавать и защищать квалификационные дипломные проекты, связанные со специализированной тематикой. Единственное отличие - в заниженных требованиях к учащимся ссузов. Поэтому средние учебные заведения повышенного уровня вполне можно считать низшей ступенью высшего профессионального образования.

Нередко колледжи являются структурным подразделением университета и находятся под ведомством данного учебного заведения. Студентам, планирующим продолжить обучение в заведениях высшего профессионального образования, следует обратить внимание на этот факт. Имея диплом такого колледжа, выпускники вправе получить профильное образование в университете по сокращенным программам. Это является большим преимуществом, так как дает возможность сократить срок обучения в вузе, а также совмещать работу и учебу.

Условия поступления

В ссузы могут поступить лица, получившие основное общее или среднее общее образование. Этот пункт является одним из основных требований.

Абитуриенты учебных заведений начального профессионального образования освобождены от сдачи обязательных вступительных экзаменов. Для зачисления необходимо представить следующие документы:

  • подлинник документа о школьном образовании (9 или 11 классов);
  • 4 фотографии (3 х 4);
  • медицинскую справку;
  • копии паспорта и свидетельства о рождении;
  • заявление на имя директора о зачислении.

В некоторых случаях при поступлении на отдельные специальности среднего профессионального образования при необходимости на усмотрение учебного заведения проводится собеседование с кандидатом. Абитуриенту может быть предложено пройти письменные и на уровень знаний по школьным предметам. Подобные требования могут предъявляться и в том случае, если число желающих обучаться по данной специальности превышает количество бюджетных мест. В такой ситуации конкурс производится на основании среднего балла аттестата и результатов пройденных тестов.

Прием в учреждения среднего профессионального образования повышенного уровня осуществляется на конкурсной основе на базе вступительных экзаменов.

Одним из основных требований, предъявляемых к ссузам, является наличие лицензии. Поэтому перед подачей документов как в государственное, так и в коммерческое учреждение следует удостовериться в том, что у заведения имеется соответствующий документ с текущим сроком действия.

Студенты, нуждающиеся в жилплощади на период учебы, обеспечиваются общежитием.

Вне конкурса в ссуз зачисляются следующие категории граждан:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • лица иных категорий, льготное поступление которых предусмотрено государством.

С развитием современных информационных технологий процесс подачи документов в средние профессиональные учебные заведения модифицируется и упрощается. Многие заведения активно используют интернет-технологии для приема заявлений. Формы анкет выкладываются на официальном сайте учебного учреждения.

Такой способ удобен и абитуриенту, и членам приемной комиссии. Для того чтобы подать заявку, необходимо заполнить анкету на сайте учебного заведения. Решение об участии в конкурсе принимается дистанционно. Оригиналы документов абитуриент представляет после получения положительного решения. До этого момента его личное присутствие необязательно.

Формы и длительность обучения

Среднее профессиональное образование возможно получить на следующих формах обучения:

  • очная;
  • очно-заочная (вечерняя);
  • заочная.

Срок получения начального профессионального образования составляет от двух до трех лет на базе девяти классов и от одного до двух лет после одиннадцати классов. Сроки напрямую зависят от учебного заведения и выбранной специальности.

Длительность получения среднего повышенного профессионального образования также определяется уровнем подготовки учащихся. Для поступивших после девяти классов он составляет от трех до четырех лет. На базе одиннадцати классов - от двух до трех лет.

Сроки подачи документов

Учебные заведения вправе устанавливать свои сроки начала приема документов. Обычно комиссия начинает работать в июне, после окончания выпускных экзаменов (но не позднее 20 числа), и принимает заявления до конца августа (но не позднее 26 числа).

Следует иметь в виду, что сроки подачи на очную и заочную, бюджетную и контрактную формы обучения могут разниться.

Образовательные стандарты

Как правило, стандарты среднего профессионального образования состоят из двух частей. Первая - это федеральная программа, утвержденная Министерством образования. Каждый год этот документ может модифицироваться. Общие нормативы и требования, принятые в отношении ссузов, обязаны соблюдать все учреждения сферы среднего профессионального образования.

Вторая - программа, утвержденная на региональном уровне. Поэтому лица, обучающиеся в однотипных учебных заведениях, могут изучать разные предметы и иметь разное количество аудиторных часов.

Программы среднего профессионального образования повышенного уровня допускают получение дополнительных специальностей на бюджетной или платной основе.

По окончании обучения учащиеся в обязательном порядке проходят После успешной сдачи выпускникам присваивается квалификация. В случае отрицательного результата учащийся получает справку о прохождении курса обучения в данном заведении с указанием срока и количества аудиторных часов.

Лица, не прошедшие итоговую аттестацию, вправе пройти ее на следующий год.

Финансирование

Студенты, получающие среднее профессиональное образование, имеют право обучаться в учебном учреждении бесплатно.

Выпускники заведений, получившие диплом начального уровня и решившие продолжить свою образовательную карьеру в колледжах или техникумах, также могут претендовать на государственное финансирование.

Получение второго образование в ссузе того же уровня - только платное.

Кроме того, лицеи и ПТУ Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России предлагают возможность контрактного обучения на коммерческой основе.

Студенты, проходящие обучение на бюджете, получают стипендию в установленном порядке.

Специальности среднего профессионального образования

Для тех, кто решил получить гуманитарное или техническое образование, специальности, список которых утвержден для учебных учреждений Минобразованием, дают возможность освоить достойную профессию.

Средние профессиональные образовательные учреждения проводят подготовку кадров в следующих отраслях:

  • сельское и рыбное хозяйство;
  • медицина и здравоохранение;
  • топливно-энергетическая сфера;
  • производство продуктов питания, напитков и табачных изделий;
  • изготовление текстильных изделий;
  • изготовление кожгалантереи и обуви;
  • деревообработка;
  • целлюлозно-бумажное производство;
  • издательское и полиграфическое производство, производство печатной продукции;
  • производство нефтепродуктов, газовая и ядерная промышленность;
  • химическое производство;
  • производство электрооборудования и оптического оборудования;
  • машинное производство;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • металлургия;
  • транспортное производство;
  • мебельное производство;
  • ювелирные изделия;
  • изготовление музыкальных инструментов;
  • производство спорттоваров;
  • обработка вторсырья;
  • прочие производства;
  • гостиничный и ресторанный сервис;
  • торговля (оптовая и розничная);
  • логистика;
  • строительство;
  • образовательная и педагогическая деятельность;
  • медицина и здравоохранение;
  • финансовая деятельность;
  • социальные науки;
  • недвижимость;
  • естественные науки;
  • гуманитарные науки;
  • культура и искусство;
  • экономика и управление;
  • информационная безопасность;
  • обслуживание;
  • землеустройство и геодезия;
  • геология и полезные ископаемые;
  • авиа- и ракетно-космическая техника;
  • морская техника;
  • радиотехника;
  • автоматизация и управление;
  • информатика и вычислительная техника;
  • лесопереработка;
  • защита окружающей среды и безопасность жизнедеятельности.

Специализация учебных заведений зачастую связана с региональными особенностями, спецификой экономики и производства в том или ином регионе. С целью подготовки квалифицированных кадров и осуществляется профориентирование учебных заведений.

ПТУ, техникум или колледж - чему отдать предпочтение?

Выбор учебного заведения напрямую зависит от ваших планов.

Если после окончания учебного заведения вы хотите стать студентом вуза, больше всего подойдет колледж с обучением по данной специальности (например, для последующего поступления в строительный университет стоит выбирать строительный колледж; чтобы в дальнейшем освоить профессию врача - медицинский колледж и так далее).

Рабочую специальность высокой квалификации вы получите в специализированном техникуме.

В ссузах повышенного уровня также занимаются подготовкой кадров интеллектуального труда среднего разряда - бухгалтеров, учителей младших и средних классов, аудиторов, а также специалистов многих других направлений.

Если вы хотите в короткие сроки получить специальность, лучшим выбором станет среднее профессиональное образование начальной ступени.

Среднее профессиональное образование в России

Образовательные учреждения СПО

В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи . В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах . Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) :

7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России от 12.04.2005 № 112 (в редакции от 18.05.2006 ). С 1 января 2010 года . при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, применяется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355 .

Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием

Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение) .

  1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
  2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
  3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
  4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Среднее профессиональное образование" в других словарях:

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Среднее профессиональное образование - 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального… … Официальная терминология

    Среднее профессиональное образование - среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего или начального профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. С.п.о. имеет целью… … Педагогический терминологический словарь

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Среднее профессиональное образование - образование на базе основногообщего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иныхобразовательных учреждениях среднего профессионального… …

    Среднее профессиональное образование - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования,… … Словарь юридических понятий

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс подготовки специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширений образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; является частью… … Профессиональное образование. Словарь

    Образование,которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Среднее профессиональное образование повышенного уровня - Средним профессиональным образованием повышенного уровня является образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной … Словарь юридических понятий

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА - в целях подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в области финансов и кредита Минобразование РФ ввело в действие с 17 июня 1997 государственный стандарт для специалистов со средним образованием по специальностям: 060100 –… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Методика преподавания русского языка (начальные классы). Учебник , Е. С. Антонова , С. В. Боброва , Учебник может быть использован при освоении профессионального мо­дуля ПМ. 01 ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВА­НИЯ (МДК. 01. 01- 01. 08) по специальности 050146 -… Серия: Среднее профессиональное образование Издатель: Среднее профессиональное образование ,
  • Электротехнические изменения Практикум учебное пособие Среднее профессиональное образование Хрусталева З Кнорус ,

Введение

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.

В настоящее время это образование имеют 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общей численности занятых или 62% от численности занятых специалистов.

Специалисты со средним профессиональным образованием - это работники преимущественно интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действий.

Численность студентов, осваивающих программу среднего профессионального образования составляет 270 человек на 10 тысяч населения и большинство из них не знают права, которые предоставляет ему государство, но студент обладает не только правами, а еще и обязанностями, знать которые ему необходимо.

Целью данной работы является: рассмотреть права и обязанности студента, осваивающего программу среднего профессионального образования в РФ.

Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:

Раскрыть обязанности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;

Изложить общие права студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;

Рассмотреть ответственность студентов осваивающих программы среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование - звено системы образования РФ

Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.

В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34% от общей численности занятых.

Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация "техник". Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация "старший техник", при расширении подготовки - "техник с дополнительной подготовкой в области …" (с указанием конкретной области - менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента.

Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год - при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1 - 2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального образования, находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2800 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,4 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

профессиональное образование правовой статус

  • 9. Деньги и их функции. Количество денег в обращении.
  • 11.Издержки производства и их виды.
  • 13.Рынок капитала. Процент. Ставка процента и факторы его определяющие.
  • 14.Рынок труда и его характеристика. Цена труда. Формы и системы заработной платы.
  • 15.Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы и полная занятость. Государственное регулирование рынка труда.
  • 16.3Емельная рента и ее виды. Дифференциальная рента 1 и 2.
  • 17. Инвестиции и национальный доход. Теория мультипликатора.
  • 18.Национальная экономика и измерение ее результатов. Основные макроэконо­мические показатели. Ввп, внд и их составляющие.
  • 20. Рынок совершенной конкуренции. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
  • 21. Банки и их роль в рыночной экономике. Инструменты денежно-кредитной по­литики.
  • 23. Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и государствен­ный долг.
  • 24.Налоги в рыночной экономике.
  • 25.Фискальная политика государства и ее виды.
  • 26.Совокупныйспрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
  • 27.Экономический рост, его типы и факторы.
  • 28. Международная торговля. Государственная внешнеторговая политика.
  • 29. Международное движение капитала и его формы.
  • 30. Мировая валютная система. Валютный курс и факторы его определяющие.
  • 9 Вопрос.Практические методы.
  • 16. Уровни и формы осуществления методической деятельности.
  • 17. Содержание и структура научно-исследовательской деятельности педагога профес­ сионального обучения.
  • 18. Понятие средств обучения. Классификация средств обучения.
  • 22. Формы организации процесса обучения. Лекция, семинар, практические и лабора­торные работы как формы организации учебной деятельности.
  • 23. Производственная практика как форма организации учебной деятельности
  • 24. Содержание начального профессионально-технического образования. Типы об­разовательных учреждений
  • 26. Образовательные учреждения спо
  • 5. Методы обучения
  • 28. Технология подготовки специалистов в средней профессиональной школе
  • 29. Особенности дополнительного профессионального образования
  • 30. Виды дополнительного профессионального образования:
  • 26. Образовательные учреждения спо

    В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище ).

    В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи . В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах . Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального обра­зования (среднем специальном учебном заведении) ш:

    7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

    а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные об­ разовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

    б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные обра­ зовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

    Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профес­сиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям - за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

    С точки зрения организационно-правовых форм , в сфере среднего профессионального образова­ния действуют:

      Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе - автономные учреждения;

      Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образова­ния (НОУ СПО)

      Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНОО СПО).

    Приём в образовательные учреждения СПО

    Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образова­ ния (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования . В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование : закон «О воин-

    ской обязанности и военной службе» u не даёт отсрочки от призыва на военную службу лицам, имею­щим среднее (полное) общее образование , не обучающимся в вузах ; кроме того, из-за низкого конкурса на многие специальности в высших учебных заведениях , абитуриенты, имеющие среднее (полное) об­щее образование предпочитают получить высшее образование .

    Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Ми- нобрнауки России от 12.04.2005 № 112 ш (в редакции от 18.05.2006 й1). С 1 января 2010 года , при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, при­меняется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355 ш.

    Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют под общим терминов ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).

      Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основно­го общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

      Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего про­филя, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.

      Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреж­дениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

      Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализо-вывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответ­ствующей лицензии

    Виды учебных заведений среднего профессионального образования

    Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) колледж

    Техникум (училище)

    Основной тип среднего профессионального учебного заведения, которое реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня.

    Колледж

    Среднее профессиональное учебное заведение повышенного уровня, которое реализует основ­ные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Колледж может быть самостоятельным учебным заведением или структурным подразделением вуза

    Кроме техникума и колледжа среднее профессиональное образование можно получить и в выс­шем учебном заведении, если вуз предлагает программы СПО.

    25. Учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифициро­ванных рабочих и служащих.

    Прием в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учре­дителем и Уставом образовательного учреждения.

    Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащие­ся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку. Тем не менее, в неко­торых начальных профессиональных заведениях наблюдается смещение к профилю техникумов. Это проявляется в продлении сроков обучения до 3-х или 4-х лет, в зависимости от уровня образования уча­щегося.

    Формы обучения - дневная и вечерняя.

    Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования - профессиональные учили­ща (профессионально-технические училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образова­тельных учреждений начального профессионального образования нового типа - профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.

    Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 05.06.1994.

    В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот спи­сок был резко сокращён.

    Несмотря на то, что за последнее 10-летие наметилась явная тенденция к снижению общей чис­ленности учащихся, до сих пор начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном сис­темы образования, которое предполагает получение профессии до окончания средней школы. Как пра­вило, такое образование востребовано молодежью из неполных или неблагополучных семей, когда тре­буется дополнительный источник доходов. Для детей этого социального слоя, когда перспектива полу­чения аттестата о среднем образовании закрыта, появляется шанс продолжить учебу.

    За короткий отрезок времени система начального профессионального образования пережила значительные изменения в специализации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется более чем по 280 интег­рированным профессиям). На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии социальных работни­ков, организаторов малого бизнеса, экологов, дизайнеров, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. При этом удельный вес профессий промышленности и строительства снизился.

    Разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального обра­зования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования.

    Среднее профессиональное образование

    Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным об­разованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых спе­циалистов.

    В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доунивер-ситетскому высшему образованию.

    Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образователь­ным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уров­ня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессиональ­ного образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уров­нем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваи­вается квалификация «старший техник», при расширении подготовки - «техник с дополнительной под­готовкой в области...» (суказанием конкретной области - менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

    Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

    Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламенти­руется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока его действия в 2001 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - Классификатор специальностей среднего профессионального образования.

    Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступ­ление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

    Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по оч­ной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профи­ля подготовки.

    Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сро­ком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основ-

    ного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

    Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

    Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы сред­него профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образо­вательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реа­лизация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществ­ляться в высших учебных заведениях.

    Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образо­вательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заве­дении), принятое 03.03.2001 г.

    Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За 1990-е годы введено несколько десятков новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.

    Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут по­лучать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом со­кращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионально­го образования базового уровня, 1-2 года - при наличии среднего профессионального образования по­вышенного уровня.

    Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образо­вательные программы среднего профессионального образования.

    В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и му­ниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образова­тельные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

    Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.

    В 2005 году была осуществлена передача учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень. Это позволило приступить к созданию интегри­рованных образовательных учреждений, реализующих программы разных уровней. В соответствии с Программой реорганизации профессионально-технического образования, разработанной Департаментом образования правительства Москвы, предусматривается интеграция всех трех уровней квалификации в рамках единого учебного процесса. В соответствии с Городской Программой предусматривается деле­ние учебных заведений профессионально-технического профиля на 4 основных типа. Политехнический колледж, строительный колледж, колледж по подготовке работников торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, и колледж, который будет готовить рабочих и специалистов среднего звена для малых и средних предприятий.

    Таким образом, в Москве произошло укрупнение образовательных учреждений.

    Это позволит развить систему многоуровневого непрерывного профессионального образования, при которой уровень подготовки кадров квалифицированных рабочих существенно повысится, престиж профессиональных училищ нового типа возрастет, а ПТУ превратятся в колледжи, соответствующие европейским стандартам профессионального образования. Теперь учреждения довузовского профессио­нального образования представлены одним типом образовательных учреждений.

    Колледжи - государственные образовательные учреждения среднего профессионального обра­зования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного обще­го, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обу­чающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессиональ­ного уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и спе­циальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обу­чения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на кон­кретной территории

    Высшее профессиональное образование

    В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, акаде­мии и институты.

    Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального обра­зования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

    Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального обра­зования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

    Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.

    Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной про­граммы, действует единый государственный образовательный стандарт.

    Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образова­тельные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

    Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образо­вательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

    Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет.

    В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий - 5 лет.

    Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется кон­трольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным орга­ном исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

    Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании» от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреж­дении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.

    Поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Сту­денты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

    К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 - от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.

    Однако в будущем количество желающих получить высшее образование начнет сокращаться. Это будет вызвано не оттоком абитуриентов в другие уровни образования, а демографической ситуаци­ей в стране. Пик рождаемости закончился в 1986 - 1987 гг. Поэтому к 2010 г. по данным фонда «Обще­ственное мнение» поступающих будет максимум 759 тысяч против нынешних 1,3 миллиона человек. Это может означать, что количество высших учебных заведений также станет сокращаться

    Дополнительное профессиональное образование

    Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоя­тельное направление в педагогической науке и практике. Оно является системным объектом, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения

    профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.

    Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно - повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она является составной частью системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподава­тели, обучающиеся, средства обучения и т.д.).

    Профессиональное развитие инженерно-педагогических работников идет как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредст­вом самообразования. Оба эти процесса взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя роль каждого из них в процессе профессионального роста неодинакова. Курсовое обучение служит стимулом самооб­разования, ориентирует его в нужном направлении. В свою очередь самообразование существенно до­полняет те знания, которые педагоги приобрели на курсах.

    В настоящее время самообразование занимает главное место в повышении квалификации, и необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее становится одной из главных целей системы повышения квалификации: используя все возможные формы обучения - очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно-заочную, заочную, ознакомить инженерно-педагогического работника с методами и приемами самообразования, указать ему верный путь самосо­вершенствования, вооружить его соответствующими методическими рекомендациями и учебными по­собиями.

    Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования инженерно-педагогических работников.

    Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслежи­вать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.

    Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования - овладеть знания­ми, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и вос­питания молодежи.

    В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций, система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

    Использование принципа полифункциональности и многоуровневости предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отме­тить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержа­тельный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения являются новые педагогические технологии.

    В системе дополнительного профобразования главное - продуманная постановка последова­тельности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности педагогом. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степе­ни их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний - средством ее достижения. Мо­тивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их примене­нию. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь реша­ется с помощью внутренней мотивации учения.

    При обучении в традиционной системе образования объем знаний педагога задавался априорно, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, в силу того, что он выбрал данную профессию, то при обучении в новой педагогической системе - в системе непрерывного профессионального развития объем знаний задается на основе расширяющегося опыта работы специалиста - как то, что необходимо ему в решении возникающих задач.

    Анализ реальной образовательной системы России подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс посте­пенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкое внедрение идей и мето­дов проблемного обучения. Непрерывное образование становится приоритетным и центральным на­правлением в стратегии образовательной политики. Образованию придается новое качество, стержневой идеей является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности.

    Непрерывное образование - это не уровень, ступень, форма или тип образования, - это систе­ма, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собствен­ных идеях и принципах, утвердившая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    Документ с изменениями, внесенными:
    (вступает в силу с 1 сентября 2003 года).
    ____________________________________________________________________

    На основании Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ , постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" , приказа Минобразования России от 02.07.2001 N 2574 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения" (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2001 за N 2921) и в соответствии с решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 11.04.2000 N 3-2001

    приказываю:

    1. Утвердить Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (приложение N 1).

    2. Утвердить критериальные значения основных показателей государственной аккредитации, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (приложение N 2).

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д. Шадрикова

    Министр
    В.М.Филиппов

    Приложение N 1. Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Приложение N 1

    от 01.10.2001 N 3251

    1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "образовательное учреждение среднего профессионального образования"

    Показатель 1.1. Содержание подготовки (соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов).

    Показатель 1.2. Качество подготовки:

    организация образовательного процесса;

    соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов;

    система управления и контроля качества в образовательном учреждении;

    востребованность выпускников.

    Показатель 1.3. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса:

    состояние библиотечного фонда;

    состояние учебно-информационного фонда.

    Показатель 1.4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

    наличие учебно-лабораторной базы, специализированных кабинетов, производственного оборудования и технических средств, необходимых для реализации профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

    наличие и оснащенность баз практики, связь с предприятиями и организациями.

    Показатель 1.5. Воспитательная деятельность образовательного учреждения

    1.5.1. Наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися:

    наличие концепции воспитательной работы в образовательном учреждении [программы, плана, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность (отчеты совета образовательного учреждения, отделений, разработка инструкций, методических рекомендаций, семинаров и т.д.)];

    наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу в образовательном учреждении (управления, отдела, ответственного за воспитательную работу, кураторства);

    наличие органов студенческого самоуправления (профкома, клубов, объединений, службы занятости, студенческих строительных отрядов, службы порядка и т.д.);

    наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.);

    финансовая обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования).

    1.5.2. Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности:

    использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в рабочих учебных программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, разработка специализированных курсов, наличие культурологического и регионального компонента);

    наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (опросы обучающихся, преподавателей, отчеты);

    наличие элементов системы воспитательной работы:

    гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;

    научно-исследовательской и профориентационной работы в образовательном учреждении (студенческое научное общество, олимпиады, конкурсы, организация вторичной занятости, содействие в трудоустройстве);

    работы по формированию традиций образовательного учреждения (многотиражная газета, музей истории образовательного учреждения, проведение праздничных мероприятий и т.д.);

    культурно-массовой и творческой деятельности обучающихся (система творческих объединений, смотры, конкурсы, фестивали, выставки и т.д.);

    спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;

    организация психолого-консультационной и профилактической работы (адаптация первокурсников, проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций);

    формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся (грамоты, премии, именные стипендии, звания и т.д.).

    Данный показатель оценивается по десятибалльной шкале:

    Оценка показателя

    Количество
    баллов

    Информация не представлена

    Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется

    Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно

    Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов

    Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе

    Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки

    Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны

    Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы

    Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям

    Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям

    Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать для распространения опыта

    (Показатель 1.5. в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2003 года приказом Минобразования России от 27 декабря 2002 года N 4669

    2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида образовательного учреждения среднего профессионально образования (техникум /училище/, колледж)

    Показатель 2.1. Реализуемые профессиональные образовательные программы.

    Показатель 2.2. Информатизация образовательного учреждения.

    Показатель 2.3. Качественный состав педагогических кадров.

    Показатель 2.4. Учебная и учебно-методическая работа.

    Приложение N 2. Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Приложение N 2
    к приказу Минобразования России
    от 01.10.2001 N 3249

    Критериальные значения основных показателей государственной аккредитации,
    используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего
    профессионального образования

    Показатель государственной аккредитации

    Критерий

    Реализуемые профессиональные образовательные программы

    Для колледжей -

    а наличие аттестованных углубленных профессиональных программ, обеспечивающих обучающимся повышенный уровень квалификации

    Информатизация образовательного учреждения

    Количество ЭВМ на 100 студентов контингента, приведённого к очной форме обучения:
    для техникума - 4,0
    для колледжа - 5,0

    Качественный состав педагогических кадров

    Процент преподавателей с высшим образованием:
    для техникума - 90
    для колледжа - 95

    Процент преподавателей с квалификационными категориями:
    для техникума - 48,0
    для колледжа - 54,0

    Процент преподавателей с высшей категорией, учёными степенями и званиями:
    для техникума - 10,0
    для колледжа - 18,0

    Учебная и учебно-методическая работа

    Объём (в печатных листах) учебных, учебно-методических разработок, имеющих рецензию региональных или отраслевых УМК, НМК, приходящийся на единицу приведённого штата ПС:
    для техникума - 0, 1
    для колледжа - 0,25

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений
    подготовлена юридическим
    бюро "КОДЕКС"

    error: