Подробный анализ стихотворения "дума" лермонтова. «Дума» Лермонтова: анализ стихотворения Анализ дума кратко

Дума _ распространённая поэтическая форма в литературе XIX века. Этот жанр широко использовали поэты-декабристы, особенно популярны были «Думы» К. Ф. Рылеева. Однако вокруг жанра «Думы» М. Ю. Лермонтова сразу же разгорелись жаркие споры. Выдающиеся литературные критики давали произведению самые разноречивые оценки: В. Г. Белинский утверждал, что «Дума» есть сатира», С. П. Шевырёв писал, что стихотворение Лермонтова — «ужасная эпитафия молодому поколению».

Перед нами не традиционная элегия, а некое смешение стилистических пластов: кроме печального рассуждения, в стихотворении звучит и гневное обличение, и язвительные насмешки, и страстный призыв к молодому поколению, В «Думе» есть сатира, как и в стихотворении «Смерть Поэта». Только сатира здесь направлена не на великосветское общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 1830-х годов.
Можно сказать, что стихотворение «Дума» — это
гражданский суд Лермонтова над своим поколением.
И это не взгляд со стороны, а откровение человека,
принадлежащего к тому же поколению. Гражданская
тема для поэта глубоко личная, выстраданная.
Лермонтов не отделяет себя от своих соотечественни-
ков — он употребляет местоимение мы.
В стихотворении раскрывается трагедия людей, об-
речённых состариться «в бездействии» «под бременем
поананья и сомненья » Лермонтов видит причину
этой трагедии в общественной обстановке в России
после восстания декабристов, когда наступила эпоха
безверия и бесцельного существования, когда люди
таили даже от близких и друзей « надежды лучшие и
Голос благородный». Это время, когда молодые люди

разуверились в идеалах, в которые верили их отцы,
они «богаты ошибками отцов».
Поэт обвиняет своих современников в постыдном
равнодушии к добру и злу, в трусости и раболе-
пии перед властью, в неспособности испытывать
радость жизни и чувствовать красоту искусства.
Общественная пассивность людей 1830-х годов свя-
зана с их позорным малодушием:
к добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Мысль о бездействии поколения многократно
варьируется. Стихотворение приобретает не только
скорбный, но и едко-иронический тон. Передавая
пустоту бесцельного существования, поэт использует
двойное сравнение:
и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на прааднике чужом.
Образы «ровный путь» и «чужой праздник» кон-
кретны, эмоциональны и вызывают у читателя чув-
ство грусти и сожаления.
Автор употребляет так называемую философскую
и гражданскую лексику, слова: познание, сомненья,
власть, судья, гражданин, грядущее, поприще. Но
стихотворение звучит очень эмоционально, потому
что написано в романтической традиции и насыщено
выразительными метафорами (иссушили ум наукою
96

бесплодной; чаша наслажденья; царствует холод;
огонь кипит в крови) и эпитетами (плодовитая
мысль; восторг сладостный).
Выразительный эффект достигается употреблением
антонимов — слов с противоположным значением:
ненавидим — любим; холод — огонь. Поэт часто ис-
пользует слова и выражения в переносном смысле.
Например, состариться означает не только физи-
ческую, но и духовную старость, а ровный путь
без цели — это равнодушие и апатия, отсутствие
жизненных тревог.
Гипербола «Богаты мы, едва из колыбели» харак-
теризует раннее наступление зрелости поколения,
«разбуженного выстрелами на Сенатской площади»
(А. Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения
получает в четвертой строфе образное воплощение в
сравнении-метафоре: « тощий плод».
Поэт высказывает беспощадную правду не о чём-то
постороннем и чуждом, а о том, что ему дорого и кров-
но близко. Это делает произведение трагическим.
Передовые люди 1830-1840-х годов увидели в
«Думе» выражение собственных мыслей и чувств и
нередко цитировали лермонтовекие строки в своих
письмах и дневниках. «Эти стихи писаны кровью;
они вышли из глубины оскорбленного духа, — пи-
сал Белинский, — это вопль, это стон человека, для
которого отсутствие внутренней жизни есть зло,
в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! .. И
кто же из людей нового поколения не найдет в нём
разгадки собственного уныния, душевной апатии,
пустоты внутренней и не откликнется на него своим
воплем, своим стоном?.»

тихотворение «Дума» М. Ю. Лермонтова относится к позднему периоду его творчества и представляет собой итог многочисленных размышлений о сущности и судьбе поколения, к которому принадлежал и сам поэт.

Неторопливый темп и печальное настроение «Думы» приближают ее к элегии, но сатирический тон и необычная форма делают ее весьма нетрадиционной. Написанное шестистопным ямбом стихотворение читается очень размеренно и как бы приглашает прислушаться к невеселым рассуждениям лирического героя, которым, очевидно, является сам автор.

Свое поколение Лермонтов видит крайне потерянным и обмельчавшим. Представители его с колыбели влачат на себе «ошибки отцов», «вянут без борьбы» и шагают навстречу своему мрачному будущему смиренно, не пытаясь ничего изменить или оставить след. «И ненавидим мы, и любим мы случайно», - говорит лирический герой, подчеркивая, что не только дела, но и чувства его современников лишены смысла. Не только будущее страны – даже собственные жизни не волнуют этих людей, и это - самое страшное.

Важно понимать, что речь идет о молодежи 30-х годов девятнадцатого века. То есть поколение прошлое – смелые и деятельные декабристы, сражавшиеся за свои идеалы. Будущее же поколение хоть и лишено в тексте Лермонтова ясных черт, автор как бы заранее чувствует его превосходство и осуждение. В настоящем же нет ничего: и жизнь пуста, и люди исчерпали себя раньше, чем успели сделать хоть что-то.

Надо заметить, что автор никак не выделяет себя из этого равнодушного строя. Неустанно повторяя «мы», он смотрит на самого себя как на часть пропащего поколения, но именно его критический и печальный взгляд говорит читателю о том, что он – не то же, что эти безразличные люди, на душе у него беспокойно и горько. Это сочетание объективности и участия - одна из причин, по которой «Дума» является сильнейшим стихотворением в гражданской лирике М.Ю. Лермонтова.

Анализ стихотворения Дума Лермонтова

Стихотворение «Дума» было создано Лермонтовым в 1838 г., в зрелый период его творчества. Тема, развивающаяся в произведении, во многом перекликается с «Героем нашего времени».

Автор затрагивает серьезные философские и гражданские вопросы. Он скептически смотрит на современное поколение, которое недостойно своего великого прошлого и не имеет будущего. В стихотворении легко угадывается намек на поколение декабристов, которое имело перед собой четкие идеи справедливости и добра. Декабристы были мужественными людьми, которые ради блага родины не щадили своих жизней.

Последекабристское поколение выросло в удушливой атмосфере строжайшей цензуры и запретов. Ему было разрешено стремиться лишь к богатству и развлечениям. Великие идеи были похоронены и осмеяны обществом.

Лермонтов признает, что молодые люди, обладающие сильной волей и характером, не имеют возможности проявить себя на достойном поприще. Образование делает их холодными и расчетливыми эгоистами, которые «к добру и злу постыдно равнодушны». Покорность перед властью делает из людей «презренных рабов», дорожащих лишь собственным благополучием.

Автор считает, что его современники с рождения заражены слабостью и безволием. Это порождает раннюю духовную опустошенность и преждевременную усталость от жизни. По мнению Лермонтова, это означает нравственную смерть, которая намного страшнее смерти физической.

Ничто не может расшевелить зачерствевшие человеческие души. Любовь и ненависть не овладевают людьми. Эти чувства случайны, возникают и исчезают без следа. Один из главных недостатков людей – отсутствие каких-либо возвышенных целей. Каждый стремится к тому, чтобы спокойно, не вызывая нареканий в обществе, прожить свою никчемную жизнь.

Неутешителен суровый приговор Лермонтова своему поколению. Бессмысленно прожитая жизнь не оставит после себя ничего хорошего и достойного подражанию. Автор верит в наступление лучших счастливых времен. Он считает, что потомки с презрением будут смотреть на его современников, которые не сделали абсолютно никакого вклада в духовную копилку общества.

Анализ стихотворения Дума по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасова Школьник 4, 6 класс

    Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.

  • Анализ стихотворения Вдохновение Дельвига

    Произведение относится к раннему лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой строгую поэтическую форму сонета в виде стихотворного послания к лицейскому другу.

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    «Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.

  • Анализ стихотворения Фантазия Бальмонта

    Бальмонта довольно часто легко узнать по его характерному слогу и способу рифмовки. Его ритмика и рифмы как бы накатываются на следующие строчки и создают своеобразное ощущение некоторого нагнетания, погружения в стихотворение

  • Анализ стихотворения На железной дороге Фета

    Афанасий Афанасьевич Фет начал описывать путешествия по железной дороге только спустя восемь - девять лет после ее появления. Современники Фета расценивали тему путешествий, как совершенно новую и интересную.

Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени.

Стихотворение «Дума» было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе. Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. Это шло достаточно в яркий контраст с тем, с какими людьми М.Ю. Лермонтов общался до этого. Именно та разница, которая складывалась между поколением декабристов и его поколением, и анализ таких противоречий и натолкнул поэта на написание «Думы».

Существует две основные точки зрения на жанр стихотворения. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры . Однако невозможно выделить что-то одно, поскольку стихотворение, являясь одним целым, все-таки можно условно разделить на несколько частей. М. Ю. Лермонтов начинает стихотворение ярко, используя ораторские приемы. Затем автор переходит на более спокойный тон романтичной, спокойной грусти. Автор мастерски переплетает эти части, используя контрастные понятия «ненавидим – любим», «холод – огонь». Именно поэтому кто-то определяет жанр как элегию, кто-то – как сатиру, а некоторые считают, что стихотворение и вовсе не помещается в рамки одного жанра.

Лирический герой стихотворения – уставший человек, хоть и окруженный людьми, но очень одинокий. В этом стихотворении он не пытается бороться со стеной непонимания, он предпочитает пережить все это в себе. Герой не говорит о смерти физической, его больше беспокоит смерть чувств, смерть эмоций - духовная смерть. И он, описывая это поколение, покорное и ненастоящее, причисляет себя к нему. Таким образом, герой хоть и отделяет себя от соотечественников, но все же говорит «мы» , «нас» .

По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между строфами. Связь между ними сохраняется только единством темы и настроением стихотворения. Настроение поддерживается, в первую очередь, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь-путь» , «старость души» ) и сравнений («старость» – не столько физическая, сколько духовная; «ровный путь без цели» – обособленность ото всех переживаний и эмоций). Очень много встречается эпитетов («голос благородный» , «рабы презренные» , «насмешкой горькою» ). Присутствует и гипербола («богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов» ).

Структурно «Дума» разделена на строфы 16/8/12/8. В первой строфе поэт освещает те проблемы своего поколения, которые ему открылись. Во второй он, обращаясь к прошлым событиям, ищет решение проблем. В третьей он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же относя себя к нему. И, наконец, в четвертой части он пытается взглянуть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы, стоящие в разном времени.

Кроме того, поэт пользуется разнородными рифмами , подчеркивая созвучность разных частей речи между собой. Это также добавляет стихотворению некоторой сумбурности, эмоциональности.

В центр автор ставит проблему безысходности, порожденную бездействием поколения. Подчеркивает он данную проблему, используя кольцевую композицию текста, начиная с безысходности и к ней же возвращаясь в конце.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Анализ стихотворения Дума

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Оновная мысль

1. История создания. Стихотворение «Дума» было создано Лермонтовым в 1838 г., когда он находился на пике своей известности. Многие современники расценили произведение, как своеобразный программный манифест поэта. Его суровый приговор высшему обществу разделяли ведущие творческие деятели. При жизни Лермонтова в публикациях цензурой были изъяты две строки: от «Перед опасностью…» до «…презренные рабы».

2. Жанр произведения - элегия с элементами сатиры. По уровню воздействия на современников стихотворение вполне может считаться гражданской лирикой.

3. Основная тема стихотворения - пессимизм автора при взгляде на современное ему поколение. Эпоха правления Николая I приобрела печальную славу. Последствием восстания декабристов стало значительное усиление цензуры. Малейшие отклонения от официального государственного курса, попытки высказать собственное мнение яростно пресекались. Все это, по мнению поэта, оказало разрушительное воздействие на последекабристское поколение, которое выросло в мрачной атмосфере бездуховности и всеобщего разочарования. Отсутствие высших целей и идеалов привело к тому, что люди рождались уже уставшими от жизни. Поколение Лермонтова в большинстве своем получило прекрасное образование, которое, по сути, стало «бесплодной наукой». Свои знания люди не могли применить на практике, т. к. в авторитарном государстве всякая инициатива под запретом. Официальные ограничения дополнялись светскими предрассудками. Внешний блеск и благополучие ставились выше искренних чувств и побуждений. Равнодушие и лень - главные отличительные признаки поколения Лермонтова. Холодный рассудок и действия по расчету стерли границы между добром и злом. Люди утратили способность к проявлению своих эмоций, они уже не могут адекватно оценить величие или ничтожество. Любовь и ненависть только мешают человеку жить, руководствуясь собственной выгодой. Поэт считает, что его поколение не даст будущему абсолютно ничего. Оно промелькнет «толпой угрюмою» и навеки исчезнет. Единственное чувство, которое возникнет у потомков по отношению к этому времени, - бесконечное презрение.

4. Композиция стихотворения. Произведение не делится на отдельные части. Все его содержание - непрерывное печальное размышление лирического героя. Оно начинается с первого взгляда на «наше поколенье» и закономерно заканчивается неутешительным приговором потомков.

5. Размер произведения. Стихотворение представляет собой сложную конструкцию. В его основании лежит шестистопный ямб, перемежающийся с четырех- и пятистопным.

6. Выразительные средства. Произведение насыщено эпитетами, выражающими печаль и мрачное настроение автора («чужом», «позорно-малодушны», «презренные», «бесполезный» и т. д.). Лермонтов удачно использует метафоры («тощий плод», «чаши наслажденья», «лучший сок») и сравнения («пир на празднике чужом», «бесполезный клад»). Употребление слов высокого стиля («грядущее», «поприща», «прах») придает стихотворению торжественность гражданского призыва.

7. Основная мысль стихотворения - бесполезность современников Лермонтова. Поэт считает, что его поколение недостойно своего прошлого, ничего не добьется в настоящем и не заслужит упоминания в будущем. Крайний пессимизм поэта был вызван понятными причинами. Будущее показало, что Лермонтов все-таки ошибался. Яркий пример - он сам и его бессмертное творчество.

Стихотворение "Дума" было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год. Основная его мысль - размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.

Время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.

Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не дающая покоя человеку.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно…

Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет

…без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит "мы", испытывая горечь от того, что его поколение:

"К добру и злу постыдно равнодушны…" и "Перед опасностью позорно малодушны…"

Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение "отцов", прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения "детей", в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Лингвистический анализ стихотворения.

Автор стихотворения "Дума" - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику ("Дума", "Пророк", "И скучно и грустно"; поэма "Мцыри"). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.

Заглавие стихотворения - "Дума". В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой - это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.

Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение.

В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем", "познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.

Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.

Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.

error: