Очень старый человек с огромными крыльями краткое содержание. Отзыв об очень старом человеке с огромными крыльями

План

1. Сращивание фантастических элементов с бытовыми деталями - характерный признак художественного мира произведения. Реальность и вымысел в рассказе.

2. Своеобразие образа ангела: его беспомощность и терпимость к людям, родство с человеческой природой.

3. Образная система произведения. Философско-этический смысл встречи ангела с людьми.

4. Изображение человеческого общества, в котором нет места ангелам.

5. Смысл финала и названия рассказа. Символика произведения.

Задача для подготовительного периода

2. Повторить понятие о "магический реализм". Найти в тексте черты этого метода.

3. Подумайте, какая роль художественных деталей в произведении?

4. Найдите в рассказе символы, дайте им характеристику.

Литература

1. Земсков В. Маркес. - М., 1986.

2. Маркес Г. Г. Старик с крыльями // Всемирная литература. - 1998. - № 12.

3. Покальчук Ю. Латиноамериканский роман. - М., 1980.

4. Ромащенко Л. Крылья как символ духовного взлета человека // Там же.

5. Ступак Л. Ангел в мире фальши. По рассказу Г. Г. Маркеса "Старик с крыльями" // Зарубежная литература. - 2007. - № 10-11 (506-507). - С. 39-40.

6. Чужшова Т. И был он необычен... По рассказу Г. Г. Маркеса "Старик с крыльями". 10 кл. // Зарубежная литература. - 2007. - № 10-11. (506-507). - С. 33-36.

Инструктивно-методические материалы

Особенность данного повествования - сочетание реального и фантастического, комического с серьезным. Это помогло автору осветить проблемы повседневной жизни. Поэтому творческую манеру Маркеса называли "магическим реализмом". Сюжет рассказа довольно фантастический. В приморском поселке появился ангел. Почему, никто не поинтересовался, ибо все удовлетворились заключением "разумной соседки", что якобы это посланец за душой больного ребенка, следовательно, смертельно опасное существо.

Фантастическое появился в произведении с самой реальности, и дало рассказу фантастического звучания, но при этом не лишило реалистического содержания. Произведение о событиях удивительные и одновременно обычные. Для автора необычного не столько выделилось из обычного, сколько стало его частью.

Ох, соседка! Это типичный реалистичный образ всезнающей сплетницы, воплощение са-мовпевненои серости, которая все знало, все умело, стремилась быть в центре всех событий, ее репутацию не поколебало даже совсем бессмысленное утверждение, что ангелы питались только вонючей камфорой. Что-то не в порядке в обществе, когда такой человек - одна из самых авторитетных.

По совету соседки (а советы у нее есть всегда) полицейский Пелайо изменил свое доброжелательное отношение к старому и, сидя в теплой кухне с палкой в руках, сторожил немощного беднягу, тот не барахтался в холодной луже. Сцена полна иронии и имела сатирический смысл. Но в данном случае; трудно осуждать Пелайо, ведь держа ангел арестом в проволочном курятнике, он защищал своего ребенка.

Небесную чистоту брошен в грязь (в прямом и переносном смысле этого выражения). Такая метафора стала олицетворением жизненного грязи, жизнь без милосердия и доброты, но одновременно и ограниченности жалкого существования. В этом заключался идейное содержание рассказа.

Ангел - это божество. Согласно библейской традиции, Бог проявлял свою волю через ангелов. Слово "ангел" означает "вестник", тот, кто доносил божественную истину, Господа волю к людям.

*** Интересно знать, что Моисей Маймонид считал ангелов бесплотными, Дамаскин - бессмертными, Аристотель - интеллектуальными.

В произведении автор не избегал описания внешности небесного пришельца и изобразил его именно таким: "Он был одет как нищий, череп его был лысый, рот беззубый, как в дряхлого старика, большие птичьи крылья, общипанные и грязные лежали в болоте, и все это вместе давало ему смешного и неестественного вида ". Маркес показал ангела немощным, возможно, он претерпел много боли, страданий, печали. Его душа болела за грехи, а лицо преждевременно постарело за потери людьми морали, духовной деградации. Поэтому он и потерял возвышенность, таинственность, святость. Он стал некрасивым, невзрачным, обычным, будничным, более того, от него идет ужасный запах. Писатель подал и подобную картину, в то время как появился ангел. Кажется, что он описал загробный мир, где царила смерть. Дождевые бури предшествовали появлению небесного посланника.

В библейской легенде

В рассказе Маркеса

И посмотрел Господь Бог на землю, и вот она растлении: потому что всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Господь Бог: - Конец всякой плоти, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли... Я наведу на землю потоп водный... Вселенский потоп выступает как средство наказания разлагающего мира

На земле царят сырость и вонь, "Мир полетел в печаль", небо и море "смешались в какую-то пепельно-серую массу", дождь не утихает третьи сутки, и с полузатопленного дома ползут крабы; свет "неверное", вонь от крабов невыносимый, путь превратился в жидкую кашу с болота и гнилья.

Бурный и противоречивую жизнь разлагающего обывательского мира требует духовного очищения

В произведении Маркеса ангел похож на обычного человека, но крылья. Он - носитель идей, которых человечество так и не понятно. Поэтому крылья общипанные, избиты ветрами. И он Божий посланник, и поэтому его миссия на земле - своим терпением, добротой, гуманностью разоблачить обывательское равнодушие, эгоизм, духовное разъединение, недостаток веры, нравственных идеалов.

В Божьего вестника крылья выросли не благодаря, а вопреки людям. Это символизировало вечное обновление жизни, вечное его возрождения. Сам автор твердо убежден в неуничтожимости духовности.

Через отношение к ангелу раскрылась истинная сущность каждого из героев. Поселок, куда потраплив ангел, даже не имело названия - это аллегория человеческого общества. Все, кто видел ангела, даже не смогли понять его речи. НЕ исключением был и отец Гонгазе - служитель церкви, который тоже не нашел с ангелом общего языка. Жителей поселка удивила не столько само появление божественного создания, сколько его внешность. Это говорило о том, что не было ничего интересного, что могло бы удивить простую обывательскую реальность.

Представители провинциального поселка

их отношение к ангелу

Семья Пелайо и Элисенды

Держали на веревке;

Закрыли в курятнике вместе с курами;

Брали с каждого, кто приходил смотреть на ангела, пять сентаво

Отношение хуже чем к животному. Ищут материальную выгоду

Население провинции

Продвигали в дыры сетки кусочки хлеба, как животному в зоопарке;

Кормили остатками еды;

Его все время клевали куры;

Он чманив от вони свечей;

Люди бросали в него камни, а один просто прижег ему бока раскаленной железкой

Души людей черствые, жестокие, злые и грешные.

Они наглухо закрыты для божественных истин

Отец Гонгазе

Сначала заглянул в курятник и поздоровался по-латыни;

Не понравилось, что ангел "не понимает Божьей языка и не умеет уважать Божьих слуг"

Человек ограничен.

Не понимала языка небесного создания и считала его дьяволом, способным перевоплощаться

Папа из Рима

Не мог дать толкование божественного явления;

Выяснял, имеет тот пуп и способен удерживаться на кончике иглы

Служители церкви проявили недоверие и равнодушие.

Пришли к выводу, что они должны уважать Божьего посланника, а наоборот

Должностные лица

Никто не прибыл на место происшествия;

Отправили войско, чтобы разогнать толпу

Общественная власть не интересовалась появлением крылатого старика. Способны только применять методы, боясь каких-то нововведений

Сын Пелайо и Элисенды

Равнодушно относился;

Играл в курятнике и заразил старика ветряной оспой

Ребенок уже заражена бациллами равнодушия, черствости, зла. Ребенок - это отражение жестокого, больного общества

Финал произведения закономерен: ангел оставил поселок, а Элисенда облегченно вздохнула. Теперь он не будет помехой в ее жизни. Загнанный и униженный дух вытянул крылья и взлетел ввысь. Наконец покой воцарился в доме Пелайо; исчезли сомнения в конкуренции у отца Гонзаго и епископа. К сожалению, никакой борьбы в человеческих душах не произошло. Совесть, совесть, добро спали. Даже он, божий посланник, не способен разбудить высокие добродетели этого мира. Так Гарсиа Маркес подтвердил незгасимисть настоящих духовных ценностей, их неизбежность и незнищенисть. А бездуховные люди остался в грязи своего огороженного мелкого материального мира. Они не выдержали испытания на духовность.

Роль деталей и символов

Слезы на глазах ангела

Отчаянный боль за деградировавшее человечество, понимание своей беспомощности в бренном обществе, которое потеряло духовные ориентиры.

Страдания старика

Желание ангела через физический и моральный боль приблизить мир к очищению

Больное сердце

Болезненное восприятие действительности

Решетки на окнах дома, чтобы не залетали ангелы

Подтверждение того, что человечество жило в тюрьме материальных благ, оно безразлично к чужому горю; духовный взлет считало ненужным

Свежий ветер, лучи солнца

Вера в новые силы, которые принесут перестройку в обществе

Мощь, сила, духовный взлет человека

Больной ребенок

Неблагополучия человечества, "больное" будущее

Девочка-паук

Деградация общества

Вывод: "Человек сможет выстоять, победить, но только вместе со всем народом, со всем родом человеческим, рост дерева которого и гарантирует преимущество жизни над смертью".

Мифология подала пример бесстрашного Икара, что решился на риск ради своих высоких устремлений. Украинские художники тоже обращались к теме окрыленности человека.

Так, в балладе И. Драча «Крылья» говорилось о том, что люди не всегда готовы к осознанию высоких Божественных истин. А в поэме Б. Олейника "Крыло" окрыленность ассоциировалась с высокими духовными порывами, со стремлением делать добрые дела. Самый страшный грех - убить человеческую мечту, перебить крылья.

Шел по лугам весело юноша

На встречу со своим длинноногая братом.

И сгоряча обо что-то мягкое споткнулся.

Под ноги глянул - побледнел месяца:

Лежал вниз мертвый журавль.

Пришелся по нему и отпрянул дико,

Когда в мертвом глазу журавля,

Как в зеркале, свое лицо увидел,

Просто на глазах старело трудно:

Одна за другой морщины проступали, крошились зубы, западали щеки, - и он становился столетним, древним стариком, а потом что-то под сердцем оборвалась, и сыч захохотал, как потурнак: "Уже тебе никогда не летать!" Повел невидящим взглядом. Вдруг

Обжегся глазом о палку терновый - И все в крик понял. Все!

В семье рыбака Пелайо и его жены Елисенды случилось несчастье: заболела единственный ребенок. Однажды утром, вернувшись с моря, Пелайо увидел на своем дворе старенького деда с крыльями. «Он был одет, как нищий, череп его был лысый, как колено, рот беззубый, которую старика, большие птичьи крылья, общипанные и грязные, лежали в болоте, и все это вместе придавало ему смешного и замысловатых форм …» Супруги осмелилось обратиться к старому, но тот ответил им какой непонятном языке. Тогда Пелайо и Елисенда позвали соседку, много видела странного в жизни, и та сразу сказала, что это ангел, который, возможно, прилетел за ребенком, но ливень сбила его на землю.

Вскоре все село узнало, что в доме Пелайо находится живой ангел. Рыбалка, предупрежден соседкой, что ангелы в это время года являются очень опасными, запер старика в проволочном курятнике. А когда наконец утих дождь, оказалось, что ребенок супругов выздоровела. Пелайо и Елисенда решили, что утром дадут ангелу воды, пищи на три дня и отпустят старого в открытое море. Но когда они вышли во двор, оказалось, что возле курятника скопились соседи, которые бросали старом пищу через сетку, словно цирковой животному.

И все думали, что делать с ангелом: некоторые предлагали назначить его председателем вселенной, другие — генералом, который выиграл бы все войны, третьи — вывести с его помощью новый род крылатых людей.

Появился и отец Гонзага. Он поздоровался со старым латыни, но тот в ответ буркнул что-то на своем языке. «Священнику сразу не понравилось то, что ангел не понимает Божьей языка и не умеет уважать Божьих слуг. Потом отец Гонзага заметил, что старик слишком похож на земного человека … и ничего в жалкой внешности старика не свидетельствовало о величии и достоинстве ангела ».. Поэтому, выйдя из курятника, священник предостерег прихожан, сказав, что крылья ни о чем не свидетельствуют, и они — атрибут не только ангелов, ибо и дьявол умеет перевоплощаться и обманывать неосторожных людей. Но эта речь не имела никаких последствий. Вскоре во двор Пелайо набилась уйма людей, которые чуть не развалили дом. И тут Елисенди пришло в голову брать с каждого, кто хочет посмотреть на ангела, деньги — пять сентаво. Люди шли и шли, и Пелайо с Елисендою вдруг обнаружили, что «у них собралась уже кругленькая сумма; менее чем за неделю они заполнили медяками все сосуды, которые имели в доме …».

Двор Пелайо снова стало безлюдным, хотя хозяева не имели на что жаловаться, за полученные деньги они перестроили дом, завели целую кроличью ферму, накупили много дорогих нарядов. Но ангел так и остался в курятнике. Ребенок рос, начала ходить, играла в курятнике, ангел относился к ней так же равнодушно, как и к другим. «Однажды мальчик и ангел одновременно заболели ветряной оспой. Вызвали врача. … Больше врача удивили крыла старого, которые были такими естественными в этом организме, возник логичный вопрос: почему их не имеют другие люди »?

Через несколько лет мальчик пошел в школу, новый дом состарился, а курятник совсем развалился, и ангелу некуда было деваться. Он слонялся по двору, домом и мешал хозяевам. Ангел очень постарел, уже почти ничего не видел, а из крыльев повыпадали перьев. Хозяева даже боялись, что старый умрет, но ангел выздоровел, и у него даже начало расти долгое и твердое перья, как у старых птиц. А однажды утром Елисенда увидела, что ангел пытается взлететь, и хотя не сразу, но ему удалось подняться вверх. Елисенда долго смотрела вслед ангелу, «который наконец собрался от них и полетел в сторону моря, превратившись в маленькую черную точку».

На улице сыро и мрачно. Третий дождь льет дождь. Пелайо бьет заползающих к ним в дом крабов палками и отбрасывает обратно в море. Они живут рядом с морем. С трудом Пелайо увидел, что кто то шевелится в дальнем углу патио. Присмотревшись, он увидел старого человека с крыльями. Пелайо с женой в оцепенении смотрели на странное существо. Он был очень стар и истощен. Вскоре Пелайо привыкли к виду существа. Соседка сказала, что это ангел, поэтому они не решились его убить. И решили отпустить его. На следующий день вся деревня собралась возле курятника с диковинкой. Был и Падре Гонсага, который убеждал, что это существо, дурно пахнущее, измученное и в грязи, не ангел, но все таки обещал написать письмо в Ватикан, они разберутся. Но толпа только увеличилась, даже войска вызывали, чтобы не поломали забор. С каждого, кто хочет посмотреть на ангела, хозяева решили брать по монете. Паломников было много. Пелайо набили деньгами все матрасы. А ангел был недоволен, не реагировал и пытался скрыться. Каждый пытался вырвать у него перо, кинуть камень, один раз даже прижгли каленой железякой, отчего у него выступили слезы. После этого его не трогали. Ватикан слал бесконечные письма с вопросами и без ответа. Но однажды интерес к ангелу угас. Приехал цирк с женщиной- пауком, и все ушли смотреть на новое чудо. У Пелайо стало пустынно, но он не жаловался. На вырученные деньги они построили новый дом, и сделали ряд приобретений. А ангел жил в курятнике, на него лишь иногда обращали внимание. Уже и ребенок Пелайо пошел в школу, когда солнце и дождь совсем разрушили курятник. Он еще больше ослаб, и стал совсем надоедать Пелайо своим присутствием. Но однажды весной ангел стал поправляться, у него выросли новые крылья. И в одно утро Элисенда, жена Пелайо увидела, как ангел разогнался по огороду, с трудом взлетел и скрылся в небе. Она с облегчением следила за ангелом, пока он не скрылся. Он был уже не помехой в ее жизни, а просто воображаемой точкой над морским горизонтом.

Здесь искали:

  • Старик с крыльями
  • старик с крыльями краткое содержание
  • старик с крыльями кратко

Уже довольно-таки давно, что я успел об этом позабыть, мой друг настоятельно мне посоветовал прочитать Маркеса. Благо рассказ оказался совсем небольшим и был осилен в один присест и после прочтения удачно выкинут из головы. Но буквально на днях услышав слово «ангел», сразу вспомнил про этот рассказ (всё же удивительным образом работает наше подсознание). И решил прочесть его ещё раз, только взглянуть на него не в буквальном смысле, а исключительно в символическом.

Может я чего-то и не понял, но напишу небольшой отзыв об этом рассказе, то каким удалось его увидеть мне.

Условно я могу разделить этот рассказ, на три части:

1) Появление ангела

2) Жизнь в курятнике

3) Ангел улетает

Первая часть рассказывает о чудесах. Когда ангела нашли на берегу, его сначала приняли за матроса, с потерпевшего кораблекрушения судна. Необычным было только то, что у него были крылья. В остальном чудо оказалось вполне обычным:

На нем было нищенское одеяние. Несколько прядей бесцветных волос прилипло к голому черепу, во рту почти не осталось зубов, и во всем его облике не было никакого величия. Огромные ястребиные крылья, наполовину ощипанные, увязли в непролазной грязи двора.

Точно так же приходят чудеса в нашу с вами жизнь, под маской серых будней и в неприветливом одеянии, просто нужно уметь их различать.

Дальнейшие события рассказа у меня почему-то на прямую ассоциируются с церковью.

Люди, которые нашли ангела на берегу и заперли в курятнике, словно те, кто додумался создать религию: «Это мы придумали, и только мы можем быть посредниками между людьми и Богом!». Чушь, конечно полная про посредничество между Богом и людьми, но до сих пор эта тема вкатывает.

Посреди этого столпотворения, от которого дрожала земля, Пелайо и Элисенда хотя и бесконечно устали, но были счастливы — меньше чем за неделю они набили деньгами матрасы, а вереница паломников, ожидавшая своей очереди посмотреть на ангела, все тянулась, пропадая за горизонтом.

Хотя священник прибывший в патио, назвал ангел приспешником самого Сатаны, принявшим ангельское обличье, чтобы ввести в заблуждение простых смертных. Да, и сам ангел вытворял довольно-таки странные вещи, вместо того, чтобы творить чудеса:

Кроме того, те несколько чудес, что приписывала ему людская молва, выдавали его некоторую умственную неполноценность: слепой старик, пришедший издалека в поисках исцеления, зрения не обрел, зато у него выросли три новых зуба, паралитик так и не встал на ноги, но чуть было не выиграл в лотерею, а у прокаженного проросли из язв подсолнухи.

И заключительная часть, в которой упавший на песчаный пляж ангел обретает силы, достаточные, чтобы покинуть дом своих эксплуататоров и в то же время благодетелей, для меня является символом расставания двух людей, которые когда-то любили друг друга. Они нашлись, когда находились в ужасном состоянии, но любовь смогла их исцелить, так происходит и в этом рассказе.

Ангел «пережил эту самую свою тяжелую зиму и с первым солнцем стал поправляться», а хозяева жилища, в котором он пережил эту зиму «на вырученные деньги построили просторный двухэтажный дом с балконом и садом».

Все взяли от того, что с ними случилось по максимуму, далее каждому уготована своя дорога, которую им нужно пройти, но уже в одиночку. Очень старый человек с большими крыльями улетает, а Элисенда следит за ним, нарезая лук в своём новом доме.

Вот такой символизм я углядел в этом произведении. В целом, рассказ мне понравился (я его даже перечитал несколько раз), поэтому и вам рекомендую не оставить его без внимания, тем более он отнимет не так много времени.


На улице сыро и мрачно. Третий дождь льет дождь. Пелайо бьет заползающих к ним в дом крабов палками и отбрасывает обратно в море. Они живут рядом с морем. С трудом Пелайо увидел, что кто то шевелится в дальнем углу патио. Присмотревшись, он увидел старого человека с крыльями. Пелайо с женой в оцепенении смотрели на странное существо. Он был очень стар и истощен. Вскоре Пелайо привыкли к виду существа. Соседка сказала, что это ангел, поэтому они не решились его убить. И решили отпустить его. На следующий день вся деревня собралась возле курятника

с диковинкой. Был и Падре Гонсага, который убеждал, что это существо, дурно пахнущее, измученное и в грязи, не ангел, но все таки обещал написать письмо в Ватикан, они разберутся. Но толпа только увеличилась, даже войска вызывали, чтобы не поломали забор. С каждого, кто хочет посмотреть на ангела, хозяева решили брать по монете. Паломников было много. Пелайо набили деньгами все матрасы. А ангел был недоволен, не реагировал и пытался скрыться. Каждый пытался вырвать у него перо, кинуть камень, один раз даже прижгли каленой железякой, отчего у него выступили слезы. После этого его не трогали. Ватикан слал бесконечные письма с вопросами и без ответа. Но однажды интерес к ангелу угас. Приехал цирк с женщиной- пауком, и все ушли смотреть на новое чудо. У Пелайо стало пустынно, но он не жаловался. На вырученные деньги они построили новый дом, и сделали ряд приобретений. А ангел жил в курятнике, на него лишь иногда обращали внимание. Уже и ребенок Пелайо пошел в школу, когда солнце и дождь совсем разрушили курятник. Он еще больше ослаб, и стал совсем надоедать Пелайо своим присутствием. Но однажды весной ангел стал поправляться, у него выросли новые крылья. И в одно утро Элисенда, жена Пелайо увидела, как ангел разогнался по огороду, с трудом взлетел и скрылся в небе. Она с облегчением следила за ангелом, пока он не скрылся. Он был уже не помехой в ее жизни, а просто воображаемой точкой над морским горизонтом.

Глоссарий:

  • старик с крыльями краткое содержание
  • Старик с крыльями
  • старик с крыльями читать

Другие работы по этой теме:

  1. Действие разворачивается в Колумбии в 1956 г., когда в стране происходила ожесточенная борьба между политическими группировками и царила обстановка насилия и террора. На окраине маленького...
  2. Старик рыбачит в море один. За восемьдесят четыре дня он еще не поймал ни одной рыбы. В первые сорок дней с ним рыбачил мальчик. Затем...
  3. На протяжении сорока дней Гольфстрим был пристанищем для одного старого рыбака с мальчиком. Они рыбачили с упорством, но это не приносило никаких успехов. Поэтому мальчику...
  4. Основатели рода Буэндиа Хосе Аркадио и Урсула были двоюродными братом и сестрой. Родичи боялись, что они родят ребенка с поросячьим хвостиком. Об опасности инцестуального брака...
  5. Хемингуэй Э. “Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной...
  6. “Старик рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые...
error: