Нужно ли современному человеку милосердие? Что для вас значит милосердие? Милосердие и сострадание в современном мире

Что такое милосердие? Как быть милосердным? В данном материале Вы найдёте список статей, раскрывающих смысл этого явления, а также прочитаете цитаты о нём.

Милосердие: избранные статьи

Как понимать милосердие?

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), заповедует нам Евангелие. Эти слова заставляют задуматься. Ведь не сказал же нам Господь, например: «будьте сильными, как и Отец ваш силен и могуществен». Тем более невозможно представить, чтобы Христос сказал что-нибудь вроде «будьте постниками, как Отец ваш Небесный». Значит, милосердие – это то, что наиболее уподобляет нас Богу, и, с другой стороны, то, что состоит в нашей власти.

Чулпан Хаматова: Будешь ждать благодарности - сразу же сломаешься

Насколько разделение в обществе отразилось на благотворительности? Почему слово «благотворительность» остается для нас незнакомым? Страшно ли сегодня растить детей? Различаются ли люди, живущие в столице и провинции? Об этом и многом другом народная артистка России, соучредитель фонда «Подари жизнь!» Чулпан Хаматова рассказала Правмиру.

Блиц-опрос: Каким должно быть повседневное милосердие?

Что такое повседневное милосердие? Первая ассоциация со словом «милосердие» - помощь в детском доме, интернате, больнице. Но это не всем под силу - как заниматься милосердием семейным людям, у которых работа, дети и постоянная нехватка времени? А ведь бывает и так, что человек готов помогать в больницах и хосписах, но результат такого милосердия – лишь тщеславие в душе. Богоугодна ли такая помощь?

Цитаты о милосердии

Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Ветхий Завет. Притчи Соломона

Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.
Аврелий Августин

Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.
Иоанн Златоуст

Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
Иоанн Златоуст

Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
Иоанн Златоуст

Милосердие не бывает чрезмерным
Фрэнсис Бэкон

Ошибочное милосердие не только слабость, но граничит с несправедливостью и весьма пагубно для общества, потому что поощряет порок.
Генри Филдинг

Мы слишком часто препоручаем людей милости Господа и слишком редко сами проявляем милосердие.
Джордж Элиот

Милостыня развращает и подающего и берущего, и сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство.
Федор Михайлович Достоевский

Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.
Виктор Мари Гюго

Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?
Виктор Мари Гюго

…Источник зла есть тщеславие, а источник добра - милосердие.
Франсуа Рене де Шатобриан

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.
Лев Николаевич Толстой

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.
Лев Николаевич Толстой

Почти ни один человек не думает о смерти, пока она не подошла к нему вплотную. Трагизм и вместе с тем ирония заключаются в том, что все люди на земле, начиная от диктатора и кончая последним нищим, ведут себя так, будто они будут жить вечно. Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными.

Эрих Мария Ремарк, «Жизнь взаймы»

Во все времена сострадание и стремление помогать нуждающимся и немощным, больным и слабым считалось одной из главных добродетелей. Однако ныне в реальной жизни многие из нас руководствуются иным принципом: «Главное - чтобы МНЕ было хорошо!». Одним милосердие кажется архаизмом, другие считают его хорошим и благородным явлением, и даже восхищаются милосердными людьми, но сами не готовы палец о палец ударить ради помощи страждущим. И ведь, правда - какой смысл нарушать собственный душевный комфорт, принимая близко к сердцу чужие беды, страдания и проблемы? С какой стати отказывать себе в удовольствиях и дорогих покупках, помогая другим людям или спасая чьи-то жизни? И, в конце концов, какую выгоду получает человек, в ущерб своим желаниям и интересам становящийся на путь милосердия?

О пользе безкорыстного добра

Когда Таня К. поступила на курсы сестёр милосердия, её мать была в шоке: «Ты с ума сошла, дочка! Мало тебе, что жених тебя бросил, что по жизни вечно не везёт - так ты ещё и профессию нашла хуже некуда! Хочешь за копейки мучиться там, где и за нормальные деньги ни кто работать не будет, готова за «спаси Господи» г…но за лежачими выносить и гнилые раны перевязывать?! Старой девой остаться хочешь?!» Но Таня её не слушала.

Добрую и отзывчивую младшую медсестру очень скоро полюбили все тяжелобольные областной травматологической больницы. В палатах, где она работала, заметно снизилась смертность - ведь прежде многие пациенты умирали только потому, что их некому было вовремя перевернуть и обработать пролежни, либо унять смертельную душевную тоску добрым словом и молитвой. Таню стали называть «добрым ангелом отделения». Считавшаяся прежде «гадким утёнком» девушка обрела душевную гармонию и заметно похорошела. Гуляя на её свадьбе, я мог только порадоваться за то, как всё удачно сложилось для моей приятельницы. Став счастливой женой и матерью, после декретного отпуска она и поныне работает там, где её так любят и всегда с нетерпением ждут…

С эгоистической точки зрения участие в чужой боли, проблемах и лишениях, мягко говоря, дело не привлекательное и не сулящее ничего хорошего. Непонятно, как это люди могут добровольно и непринуждённо вешать на себя чужие беды и страдания, отказываясь от спокойной беззаботной жизни. Но даже эгоист, оставив предубеждения и попробовав помочь нуждающимся, может с удивлением осознать, что на самом деле быть добрым и милосердным - весьма отрадно для души и очень полезно, причём, не только в морально-духовном смысле. Поскольку внешний мир - прямое продолжение нас самих, сострадая и помогая другим мы приносим пользу самому себе. Как показывает практика, тем, кто старается безкорыстно помогать другим и творить добро, обычно везёт по жизни, их сопровождает удача и хорошее настроение.

Не так давно доводилось общаться с бизнесменом В., которого друзья и родные порой упрекают в «излишней расточительности». Он не может пройти мимо чужой беды и очень многим помогает. Из-за этого ему приходится отказывать себе в любых излишествах - у него нет крутой виллы где-нибудь на курорте, яхты и прочих дорогих игрушек, но ему вполне хватает московской квартиры и скромной подмосковной дачи. Зато редко встретишь среди подобного круга людей столь жизнерадостного и весёлого человека, излучающего добро и любовь.

Как-то жена почти уговорила его купить престижный дорогой внедорожник взамен скромной иномарки, которую может себе позволить даже простой менеджер, и он уже деньги на покупку собрал… Но в последний момент случайно узнал, что маленький сын его рядовой сотрудницы тяжко болен, и если срочно не собрать деньги на дорогостоящую операцию за границей - он умрёт. Он отдал ей деньги, и малыш был спасён. Как признался А., отказав себе в покупке ради спасения чужого ребёнка, он был вознаграждён такой радостью и душевным наслаждением, каких у него, пожалуй, ещё никогда не было. Да и доходы фирмы после этого заметно выросли. Как-нибудь попозже он купит себе новую машину. Если, конечно, опять кому-нибудь не понадобится его помощь…

Мой знакомый, обычный парень Серёга, любил жить «в кайф» и никогда не считал себя альтруистом. В прошлом году он собирался съездить в отпуск на юг. Он уже предвкушал, как будет отдыхать на море, наслаждаясь ничегонеделанием и курортными романами. Но из-за аномальной жары и засухи начались лесные пожары. Узнав, что огонь приближается к деревне, где он в детстве часто отдыхал летом у бабушки, он неожиданно для всех сдал билеты и вместо моря отправился спасать лес в составе добровольной пожарной дружины. Уже нет в живых бабушки, и в её доме живут чужие ему люди, но спокойно отдыхать, зная, что его родной деревне грозит гибель, Сергей не мог. Деревню отстояли, и можно было уезжать, но он так вошёл во вкус, что решил остаться и потом ещё две недели помогал тушить пожары в соседних районах.

С обывательской точки зрения Серёга поступил как «лох» - лишил себя безмятежного отдыха и безплатно вкалывал большую часть отпуска. Но в реальности он получил огромное моральное удовлетворение и ощутил, что не зря живёт на свете. А ещё он познакомился с замечательной девушкой, которая тоже как и он не смогла остаться равнодушной, узнав о горящих лесах и деревнях. Они полюбили друг друга и, похоже, дело идёт к скорой свадьбе.

Лекарство для души

У прихожанина соседнего прихода Николая Л. был богатый и успешный двоюродный брат Олег, коему многие завидовали. Он менял как перчатки красивых жён, дорогие машины и ни в чём себе не отказывал. Но когда однажды Коля предложил ему посильно помочь их возрождающемуся храму, тот в ответ скривил презрительную мину и покрутил пальцем у виска: «Вот ещё, у меня лишних денег на такую фигню нет, всё в деле!» В другой раз у Коли тяжело заболела дочка, и он попросил кузена всего лишь одолжить ему деньги на лечение. Но и тут родственник категорически отказал ему. Выручили прихожане любимого храма, собравшие «с мира по нитке» на лечение девочки.

Зла на жадного кузена Коля не держал, он даже сочувствовал ему - как ни красива на поверхностный взгляд его жизнь, но в реальности жить столь немилосердному человеку наверняка тяжело и безотрадно. Недавний финансовый кризис подкосил бизнес Олега и привёл его фирму к банкротству. Пришлось продать обе дачи - в Подмосковье и на Чёрном море, и почти все машины. Очередная жена сбежала к более успешному конкуренту и Олег от отчаяния запил. Недавно он загадочным образом вывалился с балкона одиннадцатого этажа и разбился. Родственники считают, что это был не несчастный случай, а самоубийство.

Действительно, можно лишь посочувствовать тем, для кого милосердие кажется чем-то излишним и ненужным. В то время как добрые, отзывчивые люди духовно обогащаются, обретая радость и мир в душе, их немилосердные антиподы впускают в свои сердца холод, зло и уныние. Такие люди даже живя в роскошных дворцах способны ощущать себя словно в аду, безуспешно пытаясь заглушить работой или поиском удовольствий тоску и внутреннюю пустоту.

Но шансы исправиться и начать новую жизнь есть у каждого, даже у самого закоренелого уголовника.

Андрей Г. почти полжизни провёл за решёткой за убийства, кражи и разбои. На зоне его боялись и уважали за силу и крутой нрав. Однажды, сидя в штрафном изоляторе, он заболел и ощутил себя на грани жизни и смерти. Им овладела безпроглядная чёрная тоска. Неожиданно для себя самого он явственно увидел и почувствовал, насколько грязна его душа, которую он сам же изуродовал, как мерзка и безысходна его жизнь, которая вот-вот оборвётся. Он плакал и скулил от отчаяния, а дальше с ним случилось нечто вроде покаянного катарсиса. Он явственно ощутил и увидел Бога, и ему дали понять, что даже такого падшего Господь любит и ждёт его покаяния и исправления. После этого заключённый Г. радикально преобразился и, как сочли большинство его коллег - «сошёл с ума и стал блаженненьким». Андрей вдруг стал тихим и кротким, а открытие у них на «зоне» церкви воспринял как драгоценный подарок Свыше. После освобождения он категорически порвал со старыми дружками и по рекомендации тюремного батюшки устроился на работу. Ныне он - постоянный прихожанин храма, где служит один из моих знакомых священников. В свободное время Г. регулярно ходит в дом престарелых и в больницу, принося с собой еду и конфеты для брошенных стариков и ведя с ними задушевные беседы. Добрыми делами и помощью людям он старается компенсировать то зло, которое прежде натворил.

Раньше я, можно сказать, не жил, когда людей грабил и жизни лишал - по сути, я самого себя изнутри убивал! - признался он мне во время беседы. - А теперь, когда другим помогаю - «отпускает» помаленьку, оживать начала душа, появляется радость и удовлетворение. И надежда, что Бог меня за всё простит...

Не делай добра - не получишь зла?

До чего ж несправедлив и ненормален этот грешный мир! - заявила мне как-то одна из знакомых, бойкая пятидесятилетняя женщина, считающая себя образцом доброты и милосердия. - Как же тяжело быть доброй и всем помогать, ведь кругом одни неблагодарные свиньи!

Последние годы Ольга ведёт активную благотворительную жизнь, надеясь заслужить себе хорошее местечко в Царстве Небесном. Но творимое ею добро слишком уж пропитано тщеславием и самодовольством. С родным сыном взаимопонимания нет - «вырос балбес и ничего делать не хочет». Словно назло ему она время от времени приводит в дом «странниц» и даже откровенных бомжей, возится с ними, отмывает, кормит, даже на ночь оставляет несмотря на шумные протесты сына. А потом негодует, если после их пребывания недосчитывается денег и каких-то вещей. Облагодетельствованные пользуются её добром, но, как правило, взаимностью не отвечают. Даже родной брат, которому она столько помогала деньгами и от тюрьмы спасла, даже не подумал помочь, когда ей самой потребовалась неотложная помощь. Вот и помогай потом людям!

Пословица «не делай добра - не получишь зла» по своей сути хоть и лукава, но возникла не на пустом месте и в ряде ситуаций может оказываться актуальной. Не всем милосердным в жизни везёт, особенно если они не свободны от гордыни и ждут от других ответного добра, а если не дожидаются - то обижаются. К тому же, добро следует творить с умом и рассуждением, иначе оно порой может обращаться во зло для тех, кому это добро делают и для самого благодетеля.

Знаю доброго, но уж больно авторитарного отца семейства, который пытается за всех всё решить, «чтобы всем было хорошо». Жена его втихомолку спивается, любимая дочь сбежала жить к любовнику, не в силах выносить «слишком правильного» отца, а сын пытался покончить с собой после того, как папа запретил ему поступать в театральный институт, о котором он мечтал с детства. По мнению Виктора, мальчик должен идти в «серьёзный» вуз - на юриста или инженера, а не «чёрт знает куда». Недавно он загорелся идеей помочь реставрировать православный храм. Но денег с доходов его фирмы не хватало, и тогда он стал задерживать и урезать зарплаты и премии своих сотрудников. Ему даже почётную грамоту от имени Церкви выписали, которую он повесил у себя в офисе на видном месте. Вот только работники его почти все поувольнялись, не в силах выносить и терпеть «православного» шефа-самодура.

Делая добро, полезно анализировать - всем ли оно принесёт пользу, и не обернётся ли во зло. Добрые дела надо делать просто так, от доброго сердца, тут же забывая об этом, не теша себя самолюбованием и не ожидая ни от кого отдачи и благодарности. А также не пытаясь «купить» себе прощение грехов. И лучше о своей доброте и милосердии никому не рассказывать

Образцом для подражания мог бы считаться живший в XIX веке в Москве доктор Фёдор Гааз, которого при жизни многие почитали святым. Он был очень богатым человеком, но все свои доходы тратил, помогая бедным, больным и заключенным. Открывал больницы и школы, безплатно лечил и снабжал лекарствами страждущих. В итоге, к концу жизни он потратил все свои сбережения, и даже хоронить его пришлось на государственные средства. Но такой пример совершенного милосердия способен вместить далеко не каждый человек. Чтобы не обрекать самих себя на крах и нищету, лучше рассчитывать свои способности и возможности.

Какой хороший Бог у христиан!

В первые века распространения христианства многие язычники уважали христиан и тянулись к ним именно за искреннюю любовь и милосердие. В житии святого Пимена есть интересный случай из его юности. Он был язычником и служил в императорской армии. Обычно население городов и сёл встречало солдат враждебно, не желая делиться с ними едой и терпеть на постое ненасытную армейскую орду. Но однажды после долгого утомительного похода изнурённые войска зашли в удивительную деревню, жители которой не попрятались, а сами вышли им навстречу и оказали радушный приём. Мужчины и женщины тащили большие корзины с хлебом и плодами, девушки улыбаясь протягивали солдатам кувшины с водой.

Это христиане, - пояснил Пимену его друг, старый бывалый солдат. - Их Бог велит любить людей и служить всем...

«Какой хороший Бог у христиан! - подумал юноша, - а наши боги такого не велят. Хорошая вера, надо бы узнать о ней получше...» Впоследствии Пимен стал великим христианским подвижником. Известно его изречение: «Три главных дела необходимы нам: бояться Бога, молиться и делать ближним добро».

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» - учил Спаситель (Мф.5:40-42) . Любовь к ближним у христиан неразрывно связана с заповедью любви к Богу и умением видеть в любом нуждающемся человеке «образ Божий» независимо от его недостатков. Новый Завет содержит массу призывов к милости и состраданию, и даже весь смысл ветхозаветного закона Христос сводит к заповеди о любви к Богу и ближнему. А его притча о милосердном самарянине, спасшем пострадавшего от разбойников человека, от которого отвернулись проходившие мимо «благочестивые» священник и левит, актуальна и поныне. Если мы видим, что другому человеку плохо, наша совесть не должна позволить нам пройти мимо, даже если мы заняты благочестивыми заботами или семейными попечениями.

Милосердие может иметь самые разные виды и формы. Помогать можно не только деньгами и едой, но и просто добрым словом. Подавая милостыню, надо стараться делать это с любовью, от искреннего сердца. А если у вас не хватает денег, чтобы помочь нуждающемуся - можно хотя бы мысленно помолиться о нём, чтобы Господь ему помог и защитил.

По мнению святых отцов, на последнем всеобщем Страшном Суде все люди (в том числе и не христиане) будут судиться Богом прежде всего по их делам любви и милосердия. Так что можно сказать, что добрым и отзывчивым повезёт вдвойне. Ещё при жизни познав радость добра и счастье, сопутствующее милосердным людям, оставив после себя добрую память, они после смерти будут спасены от зла и станут жить у Бога в блаженной безконечно счастливой Вечности.

К аждый из нас обладает рядом качеств, которые характеризуют нас, как человека. Кто-то более добрый, искренний, справедливый. Кто-то напротив, полон желчи, злобы и гнева. Но все мы люди. Правда, есть два понимания слова человек. Можно понимать слово «человек», как биологический вид, представитель отряда млекопитающих. Но так рассуждают учёные, которые видят род людской, как вид. На самом же деле, человек, если смотреть с позиции менее рациональной, и более чувственной, это существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами. Именно наши чувства делают нас людьми, создают наш моральный облик, характеризует нас как личность. И что бы соответствовать высокому званию «ЧЕЛОВЕК», нам надо иметь в себе такие качества, как милосердие и сострадание.

Именно милосердие и сострадание к другому существу делает нас человечнее, в понимании морали. В этом уверены все учёные, писатели, поэты, духовенство и общественность. Но что такое милосердие, и как проявлять сострадание, об этом мало сказано. Давайте постараемся вместе разобраться, что же на самом деле делает нас человечнее и какова роль в этом милосердия и сострадания. Милосердие напрямую связанно с понятием сострадание.

Милосердие – это готовность человека оказать помощь кому-либо из сострадания, проявлять доброту, заботу, высшие эмоции (даже любовь) к какому-либо существу, не обязательно даже человеческому и при этом, не просить ничего взамен. Сострадание же, в свою очередь, это сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого существа. Сострадание сродни гуманности, жалости. Согласитесь, действительно хорошие качества личности, которые должны быть у представителей человечества.

Быть человечнее, значит быть милосердным, проявлять сострадание, видеть боль другого существа, и помочь ему, а не стоять на месте. Быть человечнее, значит быть неравнодушным, иметь душу и сердце. Быть человечнее, значит оказывать помощь нуждающимся, и при этом не просить ничего взамен. Вот что значит быть человечнее.

Согласитесь, в современном мире, эти качества, были бы весьма нужны, ведь в мире очень много нуждающихся, и каждый из нас, если бы хоть немного помог другому человеку, или даже маленькому котёнку, который и в дождь, и в снег, ищет себе пропитание, мир был бы намного человечнее, добрее, лучше. Но в наши дни, всё меньше и меньше людей проявляют милосердие и сострадание – оно почти исчезло.

В современном мире, всё больше и больше людей, живут по принципам эгоистического существования, делают те вещи, которые им выгодно, которые только им пойдут на пользу, про других, окружающих их существ (не говорю уже про людей, а про маленьких, беззащитных и немощных животных), человек не думает, не заботиться. Происходит это по той причине, что каждый из таких людей знает, что за них никто же не позаботиться. Вот они сами о себе и заботятся, ведь никто другой это не сделает. И так думает почти каждый, но правильно ли это?

Конечно, весь мир нам не изменить, и всё так же будет существовать эгоизм, самолюбие и бесчеловечие. Но мы можем изменить себя, под силу это сделать каждому. Станьте более милосердным, проявляйте сострадание, и не просите ничего взамен, будьте людьми, не только с биологической точки зрения, но и с моральной, и Вы увидите, как мир измениться. Сначала, конечно, Вам покажется, что Ваши усилия зря, и за Ваше милосердие, Вы получаете лишь «ножи в спину». Но, поверьте, такова участь всех людей. Милосердие и сострадание, просто делает Вас лучше, человечнее. А это, на самом деле, дорогого стоит.

Не всегда легко быть добрым в мире, который может быстро расстроить, но если вы приложите усилия, чтобы иметь больше милосердия в своей повседневной жизни, то сможете начать меняться к лучшему. Вот как это сделать.

Часть 1 из 3: Будьте милосердным по отношению к другим

1. Благодарите людей за их усилия. Одним из наиболее важных качеств милосердного человека -способность благодарить людей за их усилия, независимо от того, насколько большими или маленькими они были. Даже если коллега просто звонит вам кое-что сказать, поблагодарите его за усилия. Если друг берет вам кофе или напоминает вам, что ваше любимое шоу будет позже, скажите ему «спасибо».

Большая часть того, чтобы быть добрым, заключается в возможности оценить то, что люди делают для вас. А как вы показываете свою признательность? Вы говорите «спасибо».

2. Будьте хорошим слушателем. Милосердные люди не ориентируются на свои проблемы, они больше заботятся о других людях. Сделайте усилие, чтобы действительно услышать то, что человек вам говорит. Не прерывайте людей и придержите свои вопросы до конца, чтобы человек мог досказать, пусть почувствует, что вы действительно заботитесь о нем.

Не забывайте детали, какие человек говорит, чтобы вы вернуться к ним позже. Если кто-то упоминает, что его сестра только что родила девочку, в следующий раз, когда вы увидите его, можете спросить, как поживает его маленькая племянница; человек будет приятно удивлен тем, что вы помните об этом.

Покажите сочувствие. Если человек расстроен, вы можете сказать: «Я не могу себе представить, через что вы прошли. Это должно быть так трудно, потому что …» Пусть человек видит, что вы действительно слышали, что он вам сказал.

3. Обратите внимание на других. Быть милосердным означает обращать внимание на людей в социальных ситуациях. Вместо того чтобы беспокоиться о том, с кем поговорить или что сказать дальше, вы должны следить за чувствами и настроением других людей, чтобы увидеть, вдруг они беспокоятся или тревожатся, и понять, как они взаимодействуют друг с другом.Важно подмечать, что думают и чувствуют другие.

Милосердный человек понимает, что другие люди так же важны, как он. Вот почему так важно обращать на них внимание.

4. Дайте людям презумпцию невиновности. Милосердные люди не ищут способы унизить человека, критиковать его или заставлять его чувствовать себя мелкой сошкой. Они делают совершенно противоположное. Даже если они не уверены в намерениях человека, они стараются придерживаться положительных вещей и представляют, что люди также хотят лучшего для всех. Вместо того чтобы сплетничать или говорить что-то негативное о человеке, которого вы не знаете, представьте, что он хороший человек, как и вы.

Если вы заведете привычку делать это, вы будете иметь своего рода репутацию милосердного человека, а не банального сплетника и люди захотят проводить с вами еще больше времени.

5. Делайте комплименты другим. Милосердные люди всегда ищут в людях хорошее и поэтому инвестируют в то, чтобы другие хорошо себя чувствовали. Не потому, что это сделает людей «больше», а самым прямым, подлинным способом заставит их захотеть доверять вам в ответ. Посмотрите вокруг. Делайте комплименты не только самым очевидным вещам, но и тому, над чем люди упорно трудятся.

Если вы не чувствуете, что хотите делать комплимент, не делайте это только для того, чтобы казаться хорошим. Но если вы сделаете привычку хвалить людей, вы будете лучше ориентироваться в моментах, когда люди действительно заслуживают комплимент.

6. Помилуйте вместо победы. Если вы хотите быть милосердным, то помните, что более важно для всех быть счастливыми, чем для вас быть правильным. Вместо того чтобы доказывать свою точку зрения, спорить с человеком рядом с вами (даже если вы уверены, что вы правы), вы должны быть добры к нему, сменить тему или сказать что-то вроде: «Я думаю, мы просто должны согласиться». Проглотить свою гордость не может быть чем-то веселым, но никто и не спорит, что только так можно выглядеть хорошо. В этом нет ничего милосердного, правда?

Если у вас действительно есть желание спорить с кем-то или исправлять его, просто считайте в обратном порядке от десяти и скажите себе, что это действительно того стоит. Что вы с этого получите?

7. Пусть другие люди говорят. Вы действительно постоянно должны выкладывать все, что у вас на уме? Скорее всего, у других тоже есть что сказать. Если вы и кто-то еще начинаете говорить одновременно, настаивайте, чтобы ваш конкурент был первым. Задавайте много вопросов, вместо того чтобы говорить о себе, и показывайте, что вы действительно заинтересованы в людях. Это не значит, что нужно превратиться в застенчивого тихоню, если это не то, кем вы являетесь на самом деле. Это просто означает, что вы должны позволить другим людям говорить вместо того, чтобы быть самому в центре беседы.

Если два человека спорят перед вами, будьте добры, измените тему.

8. Позволяйте другим быть первыми. Быть милосердным — это говорить «после вас» в прямом и переносном смысле. Если вы хотите быть милосердным, вы должны уступить другому право заказать мороженое, прежде чем вы решили убить свою тягу к шоколаду, или же вы позволить автомобилю развернуться перед вами.

Это не значит, что вы должны позволять людям идти перед вами все время. Это значит, что вы должны уступить другим, когда это разумно.

Часть 2 из 3: Разработка милосердных качеств

1. Будьте скромны. Милосердные люди всегда скромны. Они не хвастаются, насколько они велики или показательны; вместо этого они действуют скромно и ждут других людей, чтобы отметить свои достижения. Они не привлекают к себе всеобщего внимания, они трепещут перед большим и сложным миром, и они не заходят в комнату как, как будто владеют этим местом. Если вы хотите быть скромными, то просто будьте и не хвастайтесь этим.

Всегда доверяйте другим людям. Если кто-то говорит, что вы сделали большую работу по проекту, скажите, что вы не могли бы сделать это без помощи других ваших коллег.

2. Будьте почтительны. Относитесь к другим людям с добротой и уважением, даже если они не всегда этого заслуживают. Будьте пунктуальны, если вы сказали, что собираетесь быть где-то в определенное время. Придерживайте дверь для людей. Не пишите смски своим друзьям и не отвлекайтесь, когда должны полностью сконцентрироваться на другом человеке. Смотрите прямо в глаза, не ругайтесь и относитесь к людям доброжелательно, независимо от их социального статуса или их должности.

Относитесь к людям с уважением независимо от того, что они могут сделать для вас.

3. Будьте тактичны. Это означает не говорить ничего оскорбительного, необычного или просто странного. Тактичные люди думают, прежде чем говорят, и они весьма осторожны, если им нужно сказать что-то неприятное, как если бы они должны были сказать человеку, что у него что-то застряло в зубах. Понимайте, что вы говорите, а также то, как вы это говорите. Это означает, что ваш комментарий может быть неверно истолкован из-за вашего тона или слов, которые вы используете.

Используйте тактичные средства. Пользуйтесь словами так, чтобы они не вызвали переполох. Если вы знаете, что гуляете с двумя людьми, которые имеют противоположные взгляды на правление президента, не затрагивайте эту тему в беседе.

4. Будьте щедры. Щедрые люди способны давать, будь то их время, их деньги или их любовь и доброта. Будьте человеком, который всегда ищет способ помочь другим, говорим ли мы о ваших ближайших друзьях или совершенно незнакомых людях, которые нуждаются в помощи. Будьте щедрым со своим временем. Конечно, помогать другу очистить квартиру будет не очень приятно, но он оценит вашу помощь, так как он был подавлен этими свалками в квартире после развода.

Быть щедрым означает признать возможности, когда вы можете помочь. Ваш больной друг не может сказать, что он был бы очень рад, если бы вы принесли ему куриный суп на обед, но это не значит, что он не будет это ценить.

5. Учитесь принимать комплименты. Важно правильно принимать комплименты, если вы действительно хотите быть милосердным. Говорите «спасибо» людям за их комплименты и покажите, насколько их слова много значат для вас. Вы не должны преуменьшать их и говорить, что вы этого не заслуживаете; притворяясь чрезмерно скромным, вы можете начать немного раздражать людей.

Если вы можете сделать обратный комплимент, это было бы здорово.

6. Правильно воспринимайте критику. Милосердные люди знают, как обращаться с критикой, конструктивная она или нет. Если критика конструктивна, то вы должны видеть в ней ценность, что-то узнать из нее и составить план для изменения или улучшения качества, за которое вас критиковали. И если критика направлена только на то, чтобы вас обидеть, вы можете позволить ей скатиться по спине и быть выше, не говоря в ответ что-то негативное о человеке.

7. Будьте благодарны. Добрые люди действуют своим способом, потому что они знают, как посчитать их благословения вместо того, чтобы сосредоточиться на трудностях, с которыми они должны столкнуться. Они точно знают, за что должны быть благодарны, будь то их здоровье, их друзья, их семья, и/или их возможности, и они никогда не забывают ни на секунду любую из этих вещей.

Если вы действительно чувствуете себя где-то на свалке, это поможет написать список благодарностей. Он может включать в себя все вещи, за которые вы благодарны, и вы можете добавлять к нему пункты всякий раз, когда с вами что-то происходит. Пусть у вас будет время, чтобы прочитать этот список и улыбнуться. Это может заставить вас чувствовать себя более благодарным независимо от того, насколько плох был ваш день.

Часть 3 из 3: Делайте все возможное

1. Занимайтесь волонтерством. Подарите свое время людям, которые действительно в нем нуждаются. Делайте это, по крайней мере, один раз в неделю и посмотрите, сколько всего вы можете сделать для окружающих вас людей, и как сильно они могут изменить вашу жизнь к лучшему. Вы должны делать это добровольно, потому что вы действительно чувствуете разницу, насколько более добрым вы становитесь, когда видите проблемы, с которыми сталкиваются другие.

Вы увидите, что люди, которым вы помогаете, будут помогать вам настолько, насколько вы помогаете им. Волонтерство может заставить вас чувствовать себя более благодарным за все преимущества, которые у вас есть и даст вам свежий взгляд на вещи.

2. Делайте одолжения другим людям. Если вы действительно хотите быть милосердным, вы должны не только помогать своим друзьям, когда они действительно нуждаются в вас; вы должны говорить им слова благодарности только потому, что они были хорошими друзьями или потому, что вы знаете, что их нужно немного подбодрить. Приготовьте обед для своих друзей, помогите постирать или дайте прокатиться на своей машине до работы, когда их машина сломается. Помогите своей маме помыть пол. Вы будете становиться милосерднее.

Если у вас есть хорошие отношения, вы будете получать некоторое одолжение в ответ, и вы будете чувствовать себя счастливым.

3. Признавайте свои ошибки. Милосердные люди знают, что они не совершенны и готовы признать свои недостатки. Независимо от того, сказали ли вы что-то обидное другу или испортили что-то на работе, важно признать тот факт, что вы не совершенны, и поставить себе цель – улучшиться себя в следующий раз. Гораздо важнее признать свои недостатки, чем отрицать их, чтобы сохранить свое лицо и выглядеть жестким. Конечно, это будет неприятно, но вы будете более добрым, а люди вокруг станут уважать вас больше, если вы будете признавать свои ошибки и извиняться за них.

4. Напишите на открытках «спасибо». Отправить людям такие открытки — еще один замечательный способ показать вашу признательность. Скажите «спасибо» вашим преподавателям, коллегам или другим важным людям, которые улучшают вашу жизнь и делают это привычкой. Вам даже не нужно быть настолько формальным: поблагодарите ваших лучших друзей, вторую половинку или даже соседей за помощь в трудное время. Попробуйте отправлять, по крайней мере, одну открытку с благодарностью каждый месяц, и вы будете еще более осведомлены обо всем, за что вы должны быть благодарны.

5. Покажите людям, что вы действительно заботитесь о них. Это заставляет людей чувствовать себя важными. Получайте хорошие оценки, чтобы показать учителям, что вы уважаете их и следуете их хорошим правилам обучения. Следуйте советам своего родителя о том, что делать и слушайте их мнение. Делайте вещи, которые заставляют вас и других людей чувствовать себя великолепно. Они будут чувствовать себя важными, потому что вы нашли время, чтобы учиться у них.

  • Улыбайтесь и цените все вокруг вас.
  • Предлагайте помочь младшим братьям и сестрам с их домашним заданием, утешайте их, когда им грустно, или играйте с ними, когда им скучно. Они по достоинству оценят это и будут поддерживать с вами добрые отношения.
  • Уважайте своих друзей. Ваши друзья заставляют вас чувствовать себя на подъеме. Старайтесь изо всех сил благодарить их или чаще собирайтесь вместе, чтобы стать ближе к ним.
  • Если это день рождения ваших родителей, подготовьте подарок и сделайте специальную открытку, чтобы показать, как вы заботитесь о них и что вы нашли время отложить свои дела и отпраздновать их праздник.

Предупреждения

  • Если вы когда-нибудь ругаетесь со своими родителями, слушайте их мнение и пробуйте учиться на своих ошибках. Никогда не кричите и не обвиняйте их в том, что они губят вашу жизнь.
  • Никогда не лгите, чтобы выйти из ситуации. Делайте свою работу и пусть люди знают, что вы честный человек. Обязательно говорите правду в любой ситуации.

Время на чтение: 3 мин

Милосердие – это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями. Проявление милосердия присутствует как в благотворительности материальной, так и в духовных дарах, таких как поддержка или понимание заранее порицаемых поступков человека.

Данная черта доступна не каждому в её действенных проявлениях, особенно с развитием технологической части мира, когда все время в виртуальном пространстве и нельзя на собственном опыте прочувствовать беду другого. Она всегда требует отодвинуть не только собственные проблемы и переживания, но также и выделить время, чтобы подарить его другому. Понятие милосердие включает в себя обязательно действенное проявление высказанных переживаний, также может выражаться только в поступках, но редко выражается только в словесной форме.

Что это такое

Разбираясь, что такое милосердие и как отличить его от других духовно одобряемых качеств важно отметить не только желание человека помочь или эмпатийно посочувствовать, но также отсутствие внутренней критики к тому, кому оказывается помощь. Т.е. тот, кто действует из данных побуждений, не будет одновременно поучать или критиковать другого, указывать на его ошибки или показывать правильный путь. Тут скорее заранее работает ощущение, что нуждающийся человек невиновен, раскаялся или совершил что-то не по злому умыслу, а вообще оценка отсутствует как таковая.

В милосердии всегда присутствует жертва, т.е. когда человек даёт немного денег нищему, при этом имея миллионы, то это не милосердие, а вот тот же самый поступок от того, кто считает копейки, чтобы выжить можно отнести к милосердному. Там где много свободного времени и его некуда потратить, и эта личность выбирает участие в благотворительных акциях, есть только желание себя развлечь, безусловно направленное на благое дело. Совершенно иначе обстоит ситуация там, где человек едет помогать в приют после двенадцати часов собственной работы, жертвуя нормальным сном, обедом и отдыхом. Стремление помочь, превосходящее собственные нужны, сила духа понять, что хоть и сам нуждаешься, но можешь и из этого состояния помогать другим – это истинное проявление милосердия.

Но никогда милосердие не является соседством глупости, когда таким человеком будут помыкать – это умение предоставить возможность и стать рядом с тем, у кого трудности в их решении, это попытка показать другие пути и научить, если об этом попросят. Когда другой только пользуется помощью, а её все продолжают оказывать, то скорее речь может идти о созависимых отношениях, где один служит моральным или материальным «донором», а на деле там нет помощи, поскольку в ней никто и не нуждается, а требуется только постоянное вливание энергии.

Отсутствует при проявлении милосердия не только материальная выгода, но прежде всего моральная, проявляющаяся в желании получить благодарность или хвалу от других. В нём нет эгоизма, который может проявляться в совершении благих дел ради собственной репутации, подкармливания эго или раздувания личной важности. Но оно всегда несёт спокойствие и благость собственной душе того, кто поступает милосердно, т.к. у него просто нет моральной возможности поступить иначе. Также тот, кто милосерден, получает уникальную возможность меньше гневаться, ведь нет осуждения другого и представления, как тот должен себя вести. Это принятие мира таким, какой он есть, с негативными моментами и личной возможностью их исправить. Чем больше таких проявлений, тем проще становится общение на любом уровне, тем легче складываются отношения, а в итоге человек получает помощь, не ожидая её. Это очень важный момент, что всё равно получит именно потому, что помогает другим не ради собственной выгоды. А тот, кто делает добро, надеясь, что в любой ситуации ему все ринутся на выручку чаще всего остаётся один, потому что в самом начале побуждения была корысть.

Милосердие не является врождённой чертой и приобретается только в социуме, причём определённой направленности, где с раннего возраста человеку прививается доброжелательность, снисхождение, бескорыстие и стремление помогать ближнему. В любой группе присутствует стремление к взаимопомощи, даже у животных, но там оно продиктовано биологической необходимостью держаться вместе, что помогает стае выжить. В таких вариантах, если особь совершает проступок, то может быть наказана или изгнана, милосердие же может действовать в ущерб другим, против , но ради блага другого.

В целом данная черта считается положительной и духовной, но может порицаться другими членами общества в тех ситуациях, когда, по их мнению, оступившийся, не заслуживает помощи или поддержки. Оно может объясняться глупостью или наивностью, незаслуженным уважением или недальновидностью, но в любом из этих вариантов отсутствует гуманное отношение к окружающим, а присутствует только страх и погоня за собственной безопасностью или выгодой.

В религиозных конфессиях различного уровня проявление милосердия считается одной из духовных практик, показывающих не только любовь к конкретному человеку, но к божеству через заботу о его творении. Именно поэтому в верующей среде такие поступки самоотречения всегда воспринимаются благосклонно, а в наиболее ярких вариантах даже канонизируются.

Проблема милосердия

Милосердие вызывает всё больше споров, когда речь заходит о его влиянии на глобальное развитие общества. Те, кто придерживается духовной направленности, независимо от веры или её отсутствия, говорят о том, что именно такие черты сохраняют что-то человеческое и дают всем людям шанс. Это своеобразный маркер того, с чем мы все отличаемся от животных, и чем больше милосердия в человеке, тем больше он приближён к духовному миру, где возможны трансформации .

Но существует и ряд особенностей, например проблема милосердия по отношению к преступникам, когда человеческая душа раздваивается в своих порывах. Наказывать – немилосердно, такая прерогатива отдана только высшему разуму и собственной совести человека, но, к сожалению, любая система (а социум является именно системой) требует строгого соблюдения правил для её общего существования. Одним из способов заставить соблюдать такие правила является именно наказание, наиболее ярко проявляющееся в системе судового законодательства.

Этот и другие вопросы можно решить не только чётким установлением правил и их слепым соблюдением, но руководствуясь принципом отношения к другим с позиции, как бы хотелось, чтобы поступали с самим человеком. Это применяется в действенном мире, когда наблюдая раскаяние или то, что человек исправляется, ему дают амнистию. Это же присутствует, когда родители наказывают ребёнка, но не для проявления жестокости, а с заботой о нём и вовремя чувствуют, когда необходимо остановиться, пока такая забота не стала причиной серьёзной травматизации психической сферы личности.

Исключить милосердие ради справедливости не представляется возможным, поскольку именно оно даёт возможность построения гуманного мира и гармоничных отношений на индивидуальном уровне. Это та черта, которая поможет самому человеку в трудную минуту, потому что все оступаются или совершают нелицеприятные поступки по незнанию или преднамеренно, потом раскаявшись.

Исключительная справедливость без участия сердца, любви, снисхождения всегда приравнивается к жестокости, т.к. то, что объяснимо логикой не всегда является таковым с позиции чувствования. Кроме того, что помощь и возможность развития получает нуждающийся, ему также предоставляется возможность относиться к другим милосердно, почувствовав на собственном опыте, как это важно. Таким образом, гуманная стратегия поведения может распространяться среди людей, минимизируя количество применения силы, гнева, войн и прочих негативных и изматывающих проявлений для психики. Принцип личной выгоды оказывается работающим только в первое время, пока не наступают отдалённые последствия, когда отдаляются люди, исчезает доверие и возвращается справедливость, лишённая сочувствия.

Понимая необходимость таких поступков, многие пытаются выражать ложное милосердие, оказывая помощь более похожую на откуп. Когда проще выслать денег, чем приехать к человеку, нуждающемуся не столько в лечении, сколько в общении или когда кормят голодных животных излишками собственных продуктов, а не в ситуации собственной нехватки. Милосердие не должно проявляться именно через собственные страдания, но проблема современности в погоне за духовностью и мнимым её наличием – все стремятся её демонстрировать ради поощрения или принятия в кругах, кому-то это льстит, а кто-то делает из чувства долга. Это также является не проблемой милосердия не как категории, но как способа его проявления, возможности искренности и настоящего участия души.

Примеры милосердия

Абстрактное описание качества человеческой личности не всегда доступно пониманию без приведённых жизненных примеров. Примерами со стороны веры могут быть случаи наставления на путь истинный, не только в контексте соблюдения предписаний или почитания богов, а избавляя от невежества и заблуждений. Порой простой разговор, объясняющий, как что происходит в этом мире, помогал людям значительно больше, чем наказания и стандартные призывы верить в высшие силы. Священники, которые позволяли себе гнев, но из благих побуждений и общались с грешниками из сочувствия и милосердия, как с неразумными детьми, продолжая помогать и наставлять их, несмотря на ошибки, являются примером бескорыстной заботы.

Похожие вещи случаются и за рамками конфессий, когда какое-либо человеческое непонимание устранялось добрым уроком, собственным примером или просвещением. Так родители учат детей, обычные прохожие, оказывая услугу, показывают, что есть доброта, а учителя, преподнося новые знания, устраняют возможность совершения ошибок по незнанию.
Многое в милосердии обучения и наставления направлено не на помощь, когда ситуация уже требует спасения, а когда ещё можно предотвратить тяжёлые времена.

Милосердие проявляется в словах утешения тех, кто пребывает в отчаянии или кому больно от произошедших событий – это возможность найти правильные слова, помогающие человеку отыскать силы вернуть веру. Это вера в собственные силы упавшего, в его возможность встать с колен и продолжить путь без лишней помощи и костылей. Так не инвалидизируют травмированных, и они начинают бороться за развитие своих возможностей, так дают надежду потерявшим близких и они начинают действовать ради главных идей.

Внутренняя работа является милосердием. Когда кого-то прощают за обиды искренне, иногда про себя, даже не говоря это в лицо, или когда молятся за человека, совершившего зло или находящегося в сложной ситуации. Это те моменты, когда вообще никто кроме самого милосердного не знает, что происходит у него внутри, но это меняет дальнейшее взаимодействие. Но милосердие это не только нужные слова или внутренняя работа, это также поступки или не совершение некоторых. К недеяниям относится умение не отвечать злом на зло, а наоборот видеть причину такого поведения (часто люди агрессивны из-за собственной боли, обижают, потому что сами обижены). Чем меньше будет грубого ответа на грубость, тем меньше этого становится на земле.

К милосердным действиям относится практическая помощь там, где это необходимо. Можно накормить голодного вместо того, чтобы жертвовать ему деньги (возможно, их просят на алкоголь) или дать воды жаждущему. Простые вещи, поддерживающие жизненные функции являются основополагающими. Когда человек помнит о бездомных и отдает им свою одежду, а не выкидывает или когда отдает то, что еще носил бы сам, но понимание, что имеет две пары рубашек, заставляет отдать одну нуждающемуся.

Дать приют путешествующему, или подвезти голосующего на трассе, посетить больного, заключенного, ограниченного в передвижении – это все важнее, чем многотысячные пожертвования в благотворительные фонды, поскольку касаются непосредственной ситуации и конкретных людей.

error: