Монографический метод исследования экономических процессов представляет собой. Методология и методика исследования. Сравнительное исследование и его разновидности

Под общим понятием «сравнения» в научных исследованиях подразумевают сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение предполагает две операции – сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий). Исследователь прежде всего должен определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения и воспитания .

Метод сравнения применяется в разных науках. В педагогических исследованиях распространены сравнительно-исторические методы . Они включают в себя генетический, сравнительно-исторический, исторический методы.

Генетический метод позволяет вести исследование явлений на основе анализа их развития.

Важно установить факт возникновения явления, отметить ступени его развития, проследить процесс постепенного формирования у исследуемых определенных качеств, профессиональных знаний и умений, происшедших в результате применения психолого-педагогических мер воздействия или взаимодействия. Генетический метод решает эти задачи, выявляя специфику, тенденции развития исследуемого явления, новые подходы к решению задач, определяя результативность этих подходов и делая прогноз развития ситуации.

Реализуется генетический метод чаще в форме срезов, то есть изменение соответствующих показателей устанавливается в определенные временные интервалы. По существу, этот метод представляет собой одну из форм диалектического метода, позволяющего выяснить сущностные характеристики явлений, определить причинные зависимости и, тем самым, формировать оптимальные условия развития личности, движущие силы процесса ее формирования.

Сравнительно-исторический метод сформировался на основе методологического принципа историзма и применяется в психолого-педагогических исследованиях, обеспечивая такое изучение явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии. Например, анализ категории образования в рамках этого метода позволяет объяснить, как это понятие формировалось ранее, какие этапы оно прошло в своем развитии; выявить, каким образом возникали те или иные концепции образования, каковы их источники; сравнить этапы развития отдельных концепций. Углубляя представление о предыстории, сравнительно-исторический анализ обогащает понимание современных проблем образования.

Исторический метод применяется, прежде всего, при изучении проблем истории педагогики. Помогает раскрыть возникновение, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, педагогических теорий в конкретных исторических условиях.


Оценка того или иного явления с точки зрения его прогрессивности или реакционности должна учитывать характер конкретных исторических условий существования этого явления с позиции – что нового сделали педагоги по сравнению со своими предшественниками.

Таким образом, историзм не может быть сведен лишь к описанию явлений прошлого. Он позволяет выявить внутренний механизм изменений в явлениях, причинные связи на конкретных этапах развития, проследить, каким образом новое состояние явления возникает из старого.

В процессе исследования анализ исторического развития педагогических явлений всегда находится в единстве с процессами логического анализа и, напротив, теоретический анализ, проводимый логически, используется для объяснения исторического развития явлений .

Ранжирование – способ, с помощью которого исключают второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выделить главное в явлении и отделить второстепенное.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс, в свою очередь, делится на подклассы. Классификация одной и той же группы объектов может быть проведена по разным основаниям в зависимости от предмета и задач исследования.

Монографический метод позволяет рассматривать в качестве основного объекта исследования целостную, относительно самостоятельную педагогическую систему, сосредоточится на изучении отдельных проблем, анализе конкретный фактов .

. Экономическое познания законов и закономерностей развития предприятий - процесс очень сложный и требует определенной методологии и методов исследования

. Методология - учение о совокупности основных принципов, методов познания и преобразования действительности

. Метод науки - это совокупность средств, способов и приемов исследования, свойственный для нее способ проникновения в содержание изучаемого . Метод экономики предприятий определяется содержанием и особенностями ее предмета как науки, требованиями и задачами. Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучается, то метод - как изучается

. В основу исследования науки"Экономика предприятий"положен диалектический метод. Это означает, что ученые, исследуя экономические явления и процессы, используют диалектические принципы, категории и законы согласно которыми все стороны жизни общества как единого организма рассматривают во взаимодействии, взаимосвязи и в развитии в розвитку.

. Применение принципа взаимосвязи и развития явлений объективной действительности означает, что экономические явления надо рассматривать не изолированно, в отрыве от конкретно-исторических обстоятельств, а всесторонне - в взаимодействием емозвьязку и развития. Например, необходимо анализировать уровень развития производительных сил и рациональное использование ресурсов в аграрных предприятиях во взаимосвязи с другими отраслями народного хозяй арства, их предприятиями, развитием производства отдельных видов ресурсев.

. Анализируя экономические отношения и явления, надо замечать и то, что они находятся во взаимосвязи с политическими, юридическими, демографическими, идеологическими и социальными отношениями, явлениями приро оды и технико.

. Явления следует рассматривать не в состоянии покоя, а в состоянии непрерывного движения, и этот процесс понимать как постепенное по восходящей линии от низшего к высшему, в переходе от количества к новому качеству, от запе еречення одного явления к отрицанию

другой

. Изучать экономику предприятий нельзя без знания практики, постоянных связей с ней. Имеется в виду не описательное или эмпирическое познание практических аспектов производства, - приобретает значение научное обоснование практики, перспектив развития предприятия, выявления закономерных тенденций. Такой подход позволяет внед аджуваты в практику все новое и передовое. Обосновывая и распространяя передовой опыт хозяйствования, нужно замечать различия в условиях использования природных ресурсов в различных регионах, то есть п ростежуваты сопоставимость соответствующих услоов.

. Использование фактического материала играет важную роль и позволяет применять различные методы. С целью улучшения выражения результатов экономического мышления и для его облегчения каждый экономист может е использовать четыре основные альтернативные виды:

- выражение словом - когда нет необходимости проводить глубокие исследования с использованием различных научных методов, снижение себестоимости продукции, при всех прочих равных условиях, будет обеспечивать увеличение я прибыли предприятий

- арифметическая иллюстрация показывает зависимость спроса от цены: при снижении цены продукт будет продаваться и потребляться больше, и наоборот;

- геометрический эквивалент - это выражение информации относительно изменения цены на товар, урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, графически;

- алгебраическое выражение-использование математики в экономике, т.е. математическое моделирование экономического явления, ситуации или процесса для изучения определенного аспекта

его развития

В процессе научного познания экономических явлений широко применяют элементы диалектического метода - анализ и синтез, индукцию и дедукцию

. Анализ - это расчленение объекта, предмета или экономических отношений между ними на составные части и элементы изучение в уединенном состоянии и выяснение связей между ними (рис 16)

. Рис 16 элементов диалектического метода исследования

. Синтез-объединения (мысленно), отдельных элементов воедино

Анализ и синтез широко применяется в изучении структуры явлений, которые наблюдаются, - затрат на производство продукции, производственных фондов предприятий, валового производства продукции, структуры посеве ей т.д.. Своеобразным выражением анализа и синтеза является метод статистических группировок: статистическая совокупность разделяется на группы, а выводы делаются на основании всей совокупностиі.

. Индукция - это получение общего вывода на основе единичных фактов, т.е. от фактов исследовательских - к природе объектов

Индукции принадлежит важная роль в использовании такого элемента диалектического метода исследования, как восхождение от конкретного к абстрактному. Так, при обмене одного товара на другой выясняется, что в они нечто общее, а необходимо свести к чего-то третьего. Этим общим является затраты труда на производство товаров. Использование такого элемента не требует изучения всей совокупности отдельных фактов и явлений, поскольку этот процесс бесконеченний.

. Дедукция предполагает движение исследования от общего к

отдельного и единичного. Она играет важную роль в использовании такого элемента диалектического метода исследования, как восхождение от абстрактного к конкретному. Например, выяснения категории"Дополнительно ва стоимость"дает возможность, с помощью дедуктивного метода, выявить такие конкретные формы прибыли, как предпринимательский доход, торговая прибыль, процент, земельная рентамельна рента.

Индукция и дедукция как элементы диалектического метода исследования взаимодополняющие. Результаты их применения - теории, экономические принципы и обобщения, методики, рекомендации - используются я для выработки экономической политикии.

. Исторический элемент диалектического метода познания предполагает исследование конкретного процесса развития, реальных явлений в их исторической последовательности, а логический - способ познания экономической системы, отдельных ее элементов в период достижения полной зрелости самых форм

. Эти два элемента используются в определенных исторических исследованиях и могут служить основанием для глубоких теоретических выводов

. При исследовании конкретных явлений и процессов, кроме описанных элементов диалектического метода познания, в экономике предприятий распространены и другие методы и приемы

. Метод сравнения - самый метод познания. С его помощью сравнивают экономическую эффективность различных мероприятий, технологию производства. Такие расчеты можно использовать для сравнения норматив в них и фактических затрат с последующим выяснением причин их разногласий. Метод сравнения применяют для экономической оценки в динамике показателей - уровня производства валовой продукции, уровня рентабельности ьность, производительности труда тощощо.

. Изучая массовые явления, процессы, факты и проявляя тенденции и закономерности их развития, используют экономико-статистический метод. Он позволяет выяснить количественное влияние отдельных факторов на а изменение дослиджуваного

результата

. Экономико-математический метод применяют при оптимизации в планировании производства, как предприятия в целом, так и прогнозирования отдельных элементов экономического развития (оптимизация машинно-тракторного парка, оптимизация кормово иробництва и под). Математическое моделирование и алгебраическое изображения полученных результатов в экономике аграрных предприятий используют тогда, когда на основе исходной информации с помощью компьютер а определяют оптимальные количественные выражения прогнозируемых показателей. Применяя математику, следует помнить, что речь идет не о замене экономических методов исследования математическими, а о совер ния математического аппарата и расширения материальной базы экономических методедів.

. Балансовый метод широко используют для балансов материальных, стоимостных и трудовых ресурсов в управлении экономикой предприятия. Он позволяет обеспечивать количественные пропорции относительно необходимости и наличия ресурс сел, а также увязать имеющиеся ресурсы с их использованием, выявить пропорции, взаимосвязи, образующихся в процессе производстваа.

. Монографический метод позволяет изучить передовой опыт, выявить передовые и прогрессивные методы хозяйственной деятельности предприятий, проанализировать причины упадка предприятия и обосновать меры, направленные на дальнейшее льшие его развитие. Монографическое изучения и описания отдельных вопросов, явлений, передового опыта и его обобщения способствует выявлению всего нового и прогрессивного в экономике предприв.

. Расчетно-конструктивный метод распространен в прогнозировании и планировании производства и экономических процессов развития. Он предусматривает разработку нескольких вариантов решения определенной экономической проблемы предприятия, их оценку с пода альшим выбором лучшего них.

. Экспериментальный метод позволяет проверить на практике правильность теоретических положений, степень эффективности новых рычагов экономического регулирования экономики предприятия. Использование этого метода рассматривается как практ тический шаг к проверке теоретически осмысленных проблем. С его помощью можно подтвердить правильность теоретических разработок, уточнить их или опровергнуть. Ограниченность применения этого метода связан ана со сложностью создания условий для сравнения, опасностью нанести вред, поэтому теоретические разработки должны быть точными и реальными в предусмотренномнні.

. Абстрактно-логический метод используют на всех ста действиях решения экономических проблем. По его работодателем * формулируются категории, понятия, экономические теории и гипотезы, выводы и рекомендации. Здесь на первом плане постают абстракция и логика мышленияня.

Итак, методом экономики предприятий как науки является комплексное и взаимосвязанное исследование экономической ситуации с целью изучения взаимоотношений между людьми в процесс производственной деятельности посредством опра ацювання информации различными научными способам.

Монографическое исследование-в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает casestudy, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия. 2) В широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Объект исследования отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что он характерен для всего класса явлений

Монографический метод не может быть воплощен в какой либо одной методике. То есть он практически представляет собой некоторый синтетический метод и конкретизируется чаще в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Этот метод использует многие науки, связанные с деятельностью человека. Например, психологи для глубокого, тщательного изучения индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими их людьми во всех основных сферах жизни. Но при этом исследователи всегда пытаются, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности изучаемого предмета и сделать обобщающие выводы.

Монографический метод по своей сути близок к качественным методам исследования, практикуемым широко в социологии. Преимущество этих методов состоит в том, что они позволяют глубже понять изучаемое явление и часто - выйти на формулирование новых проблем. Ограничения статистического количественного подхода особенно ощущаются в условиях повышенной динамики социальных процессов. Методология качественного анализа во многих таких ситуациях бывает более плодотворной, позволяя учитывать новые тенденции развития явлений, и что особенно важно - в начальной стадии их становления. Социологи-практики отмечают особую востребованность метода исследования случая для работы в переходные, кризисные периоды развития общества. Потому что в эти периоды возникают новые социальные отношения, формируются проблемы, по отношению к которым не просто не найдены методы решения. Эти проблемы часто неизвестны, их только предстоит идентифицировать

Безусловно, любой метод, любая исследовательская стратегия имеет ограниченные возможности получения научных результатов. Неправомерные установки и надежды на возможности метода могут привести к существенным ошибкам. Непременным условием использования любого метода является четкое определение границ его возможностей. В этой связи следует отметить, что главной целью монографического исследования является обнаружение и детальное описание образцов социальных отношений. При этом научно значимым является уже сам факт обнаружения определенного механизма таких отношений. Возможности монографического исследования обеспечивают понимание происходящих процессов, во-первых, в условиях высокодинамичного окружения, тревожной нестабильной ситуации, когдалюди меняют самоидентификацию, культурные регуляторы теряют свой привычный смысл; во-вторых, при изучении уникальных явлений; в-третьих, при изучении конкретных кратковременных событий.



Назначение такого исследования заключается в том, чтобы детально изучив один или нескольких случаев, раскрыть содержание скрытых от внешнего наблюдения процессов, протекающих в социальной среде, глубже понять изучаемое явление и предложить его множественную интерпретацию.

Монографический метод может быть использован для разных целей. Но в каждом применении он конкретизируется в зависимости от исследуемых объектов, имея конечную цель собрать «достаточное количество данных для создания теории объекта. Ибо только на уровне теории можно говорить о научном анализе.

Безусловно, при использовании монографического метода исследователя волнует вопрос его валидности. Как и для любого другого метода, она в значительной степени определяется способом и инструментами сбора информации. В каждом случае использования монографического исследования исследователь выбирает свой набор таких методов. В их перечень входят методы качественной социологии (наблюдения и свободное интервью, анализ документов), репрезентативный опрос, анкетирование. При использовании опросов и анкетирования монографический метод ориентируется, в основном, на малые выборки. На этих выборках реализуются такие приемы обобщения информации, как комплексно-функциональный анализ; сопоставление, детализация; изучение взаимосвязей с помощью многомерных группировок и аналитических показателей; расчет непараметрических коэффициентов ранговой корреляции; построение обобщающих показателей методом таксономии и некоторые другие. Но в любом случае еще раз отметим, набор процедур, привлекаемый в изучении случая, целиком зависит от задач исследования и не ограничен только качественными методами.



Все предыдущие характеристики условий применения монографического метода и его сущности показывают, что он находится в поле социокультурной парадигмы. Именно она допускает наличие непроверяемого (интуитивного) опыта в логических построениях, ненаучного метода получения фактов. То есть, исследованный монографическим методом факт нельзя воспроизвести в полном соответствии с зафиксированным событием. При выборе монографического метода и его структуры целесообразно предварительно познакомиться с его достоинствами и проблемами.

К достоинствам этого метода можно отнести такие:

1. Возможность получения глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений. Только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми.

2. Этот метод позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальность каждого объекта, и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

Для активизации таких потребностей человека как самовыражение, самоутверждение универсальные инструменты не применимы. Эти потребности во многом если не полностью определяются индивидуальностью и желанием.

Познавательные возможности этого метода обеспечивают понимание происходящих процессов в конкретных ситуациях («сейчас и здесь»). Это очень важно, в условиях динамичной реальности, когда для объяснения поступка, имеющего позитивный исход, трудно и некогда подобрать объяснения, когда необходимо изучать неформальные отношения, когда необходимо анализировать уникальные явления.

Монографический метод лишен недостатков статистического метода, который показывает больше корреляцию, чем причинность и, чаще всего имеет дело с внешними аспектами жизни. Поскольку пользователь монографического метода испытывает чувство сопереживания и участия, он на основе таких чувств может разглядеть больше того, что лежит на поверхности явления

Проблемы, возникающие при работе с монографическим методом:

1. Необходимость получения больших исходных объемов разноплановой иногда избыточной информации, которая частично не найдет применения в оценках и анализе.

Ограниченные возможности получения научных результатов в строгом подходе к этому понятию на основе общепризнанных критериев.

Возможная субъективность исследовательского подхода.

Отсутствие логичных обоснований возможных рамок обобщения.

Следует иметь в виду, что в результате монографического исследования модели социальных отношений в пределах данного метода не решается задача выявления степени распространяемости полученных выводов

К недостаткам типичного монографического метода относится также субъективный выбор единиц наблюдения

Отличительные черты монографическогоисследования, как логики самостоятельной исследовательской стратегии:

1. Рассмотрение изучаемой реальности в разных аспектах и мелочах, в их разнообразии, глубине и единстве.

2. Существенная ориентация на интуицию исследователя.

3. Коллективный характер исследования.

4. Доверительные отношения с исследуемым контингентом.

5. Гибкость подхода на разных стадиях исследования.

Что касается такой особенности, как рассмотрение изучаемой реальности в разных аспектах и мелочах, в их разнообразии, глубине и единстве, то, безусловно, всесторонность и в то же время целостность восприятия предмета исследования практически недостижима ни в одном научном методе. Однако четкое ограничение рамок случая и наличие предварительно определенной концептуальной схемы позволяет хотя бы попытаться охватить явление в целом иизбежать (насколько это возможно) частичного, разрозненного видение реальности. Предполагаемая многоаспектность анализа предмета, как комбинации подсистем разной природы, позволяет сформулировать гипотезы о наличии причинно-следственных связей между характеристиками внутренней структуры изучаемого явления и характеристиками его внешней среды.

Успех этого метода обеспечивается степенью развития интуиции исследователей и квалификации, базирующихся на их теоретических знаниях и практическом опыте в предметной области проблемы.

Монографический метод предполагает четкую ориентацию на холистический подход, рассмотрение предмета как реальной целостности, имеющей цели, функции, отличающиеся от целей и функций каждого входящего в нее элемента.

Качество же собранных в процессе монографического исследования данных зависит от желания сотрудничать и искренности респондентов. Здесь необходимы доверительные отношения и формирование позитивного эмоционального контакта. Для развития таких способностей необходимо предварительно позаботиться об уровне развития эмоционального интеллекта исследователей и накопления ими навыков межличностного общения, ведения деловых переговоров.

Следует иметь в виду, что соблюдение в монографическом методе требований обеспечить коллективный характер исследования, в определенной мере снимает субъективизм его результатов, повышает валидность методик. При многостороннем анализе сложного социального объекта качественными методами, желательно каждое видение ситуации проверять посредством обсуждения с другими участниками. Ибо объективность, понимаемая как контроль и проверка на всех этапах исследования, более глубока у группы, чем у индивидуального исследователя.

Программа реализации монографического исследования выступает в виде плана исследования. Главная его цель -сосредоточить внимание каждого этапа на основных исследовательских вопросах. При проектировании исследования (составлении плана) можно выделить четыре основных действия.

К специальным методам научных исследований относятся монографическое исследование, эмпирический, лингвистический, проектный и многие другие, подобные. Рассмотрим их подробнее.

Монографический метод.

Название этого метода связано с широко употребительным в научном мире термином «монография», происхождение которого в свою очередь следует искать в двух греческих словах monos и grapho. Monos в переводе означает один, единственный, значение слова grapho - пишу. Таким образом, исходя из этимологии, термин «монография» можно истолковать как «описание одного». Как правило, монография - это результат научного труда. От других форм она отличается глубиной и целостностью рассмотрения проблемы.

При проведении научных исследований иногда допускается смешение понятий «монографический метод» и «метод монографических исследований».

Собственно монографический метод - его еще называют методом изучения отдельного случая - носит по преимуществу описательный характер. Метод заключается в том, что экономическое явление или проблему (группу проблем) тщательно и всестороннее исследуют (анализируют) на одном, но представительном объекте, выделяют в нем типологические особенности, после чего делают гипотетический вывод о том, что складывающиеся тенденции в развитии анализируемого объекта имеют место и на других, аналогичных ему объектах. Данный метод характеризуется сосредоточенностью исследователя на изучении отдельных проблем, целостностью рассмотрения анализируемых фактов, единством структуры исследовательской деятельности, фундаментальностью и обобщенностью, теоретической направленностью содержания. В общем и целом монографический метод воплощен в совокупности методик, в конкретных методологических приемах. Например, в таких, как редукционизм, органицизм, интегратизм.

Редукционизм, как уже указывалось в параграфе 1.7, предполагает разделение сложного изучаемого социально-экономического явления на более простые составные части и изучение их природы и свойств отдельно друг от друга. Допускается, что при суммировании свойств этих частей можно получить знания свойств исходного целого. Например, процесс управления может быть расщеплен на такие компоненты: объект управления (воздействия), управляющий объект, выполняемые функции. По сумме их свойств делается вывод о свойствах всей структуры управления.

Органицизм, в отличие от редукционизма, отрицает возможность сведения сложного к простому: свойства целого определяются на основе рассмотрения этого же целого без дробления его на части и установления суммы его частей. Органицизм как метод используется в качественных описаниях интегративного целого, его интегральных свойств. Например, в качестве интегративного целого может быть представлен процесс управления. Его основные составляющие - организационная структура управления, постановка учета и контроля, планирования, организации деятельности, мотивации. Определяя и характеризуя сущностные параметры указанных явлений без расчленения их на составные компоненты, исследователи тем самым добиваются реализации органицизского метода.

Интегратизм - это своего рода редукционизм наоборот. Суть его состоит в том, что научный поиск ведется в направлении от простого, элементарного к все более возрастающей сложности организации (явления, процесса) и в конечном итоге - к системам. Другими словами, системный подход (см. о нем в параграфе 1.7), кроме всего прочего, является всеобъемлющим методологическим подходом к организации научных исследований. И все перечисленные выше методы, как, впрочем, и те, что будут рассмотрены ниже, в каждом отдельном научном исследовании должны быть объединены на системных (холистических) принципах, дополнять друг друга не механически (составляя простую сумму), а диалектически, т.е. в том числе с учетом противоречивых взаимодействий этих методов, получаемых результатов и т.п.

В отличие от монографического метода метод монографических исследований основан на изучении и анализе результатов исследований обозначенной в научной работе проблемы, которые проводились ранее другими учеными и практиками. Он предполагает работу диссертанта не только с бумажными носителями информации, но и с рукописями, а также с электронными и цифровыми носителями информации, содержащими данные, относящиеся к проблеме исследования (см. параграфы 2.2 и 2.3).

от греч. monos - один, единый и grapho - пишу) - метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном соц. объекте ("случае"), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов. В социологии XIX в. М.м. широко использовал Ле Пле, при исследовании отдельных семей (их бюджетов, окружения и др.). Школа Ле Пле разрабатывала также проблематику и схемы исследования локальных общностей, прежде всего деревенских общин. На дальнейшее развитие М.м. большое влияние оказали описания жизни первобытных об-в и культур. Методы полевых исследований, заимствованные из этнографии, культурной и соц. антропологии, были использованы для анализа классовой, демография., организационной, экологич. (соц.-пространственной) структур современных местных общностей (различн. территориальных, городских, сельских и т. п. сооб-в). Изучались на протяжении многих лет также культура, образ жизни, судьбы отдельных лиц и целых семей и групп, входящих в эти общности. В достаточно крупной общности представлены почти все соц. процессы, характерные для об-в в целом, поэтому из монографич. исследований локальных общностей возможны более широкие выводы. М.м. в такого рода исследованиях применяли социологи школы чикагской (см.) и др. См. также Изучение случая. А.Д. Ковалев.

error: