Монгольская империя. Каракорум - столица монгольской империи

Монгольская империя – средневековое государство, которое занимало огромную территорию – около 38 миллионов км2. Это самое большое государство в мировой истории. Столицей империи был город Каракорум. История современной...

Монгольская империя – средневековое государство, которое занимало огромную территорию – около 38 миллионов км2. Это самое большое государство в мировой истории. Столицей империи был город Каракорум.

История современной Монголии начинается с Тэмуджина, сына Есугэй-багатура. Тэмуджин, более известный как Чингисхан, родился в 50-х годах XII века. В начале XIII века он подготовил реформы, которые легли в основу Монгольской империи. Он разделил армию на десятки тысяч (тьму) тысячи, сотни и десятки, искоренив тем самым организацию войск по родовому принципу; создал корпус специальных воинов, который делился на две части: дневную и ночную стражи; создал из лучших воинов элитное подразделение. А вот с религией у монголов сложилась очень интересная ситуация. Сами они были язычниками, и придерживались шаманизма. На некоторое время роль главенствующей религии занял буддизм, но затем жители Монгольской империи вновь вернулись к шаманизму.

Чингисхан

Примерно в это же время, в середине XIII века, Тэмуджин стал Чингисханом, что переводится как «великий правитель» (Чингиз Хан). После этого он создал Великую Ясу – свод законов, который регламентировал правила призыва в армию. Это привело к созданию огромной орды из 130 подразделений, названных им же «тысячами». Татары и уйгуры создали для монголов письменность, а в 1209 году Чингисхан начал готовиться к завоеванию мира. В этом году монголы завоевали Китай, в 1211 рухнула империя Цзинь. Началась череда победных сражений монгольской армии. В 1219 году Чингисхан начал завоевывать территории в Средней Азии, а в 1223 году направил свои войска на Русь.

На тот момент Русь представляла собой большое государство с серьезными междоусобными войнами. Этим не преминул воспользоваться Чингисхан. Войска русских князей не сумели объединиться, а потому битва на реке Калка 31 мая 1223 года стала первой предпосылкой для начала многовекового ордынского ига.

Из-за огромных размеров управлять страной было практически невозможно, поэтому завоеванные народы просто платили дань хану, а законам Монгольской империи не подчинялись. В основном, жизнь этих народов не сильно отличалась от той, к которой они привыкли. Единственное, что могло бы омрачать их счастливое существование – размеры дани, которые порой были непосильными.

После смерти Чингисхана к власти пришел его сын, который разделил страну на три части – по количеству сыновей, отдав самому старшему и самому нелюбимому маленький участок неплодородной земли. Однако сын Джучи и внук Чингисхана – Бату – по всей видимости, не собирался сдаваться. В 1236 году он завоевал Волжскую Булгарию, а после, в течение трёх лет монголы громили Русь. С этого момента Русь стала вассалом Монгольской империи и платила дань на протяжении 240 лет.

Бату хан

Москва в то время была самой обычной укрепленной крепостью. Именно татаро-монгольское нашествие помогло ей приобрести статус «главного города». Дело в том, что монголы на территории Руси появлялись редко, а Москва стала своеобразным коллектором монголов. Жители всей страны собирали дань, а московский князь передавал ее в Монгольскую империю.

После Руси Бату (Батый) пошел дальше на запад – в Венгрию и Польшу. Остальная Европа тряслась от страха, ожидания с минуты на минуту наступления огромного войска, что было вполне понятно. Монголы убивали жителей завоеванных стран, не взирая на пол и возраст. Особенное удовольствие им доставляли издевательства над женщинами. Города, оставшиеся непокоренными, сжигались ими дотла, а население уничтожалось самым жестоким образом. Жители города Хамадана, что находится в современном Иране, были убиты, а спустя несколько дней военачальник отправил войско на руины, чтобы добить тех, кто отсутствовал в городе на момент первого нападения и успел вернуться к возвращению монголов. Мужчин часто забирали в монгольскую армию, предоставляя право выбора: умереть или присягнуть империи.

Считается также, что эпидемия чумы в Европе, которая разыгралась столетием позже, началась именно из-за монголов. В середине XIV века Генуэзская республика была осаждена монгольским войском. Среди завоевателей распространилась чума, которая унесла много жизней. Они решили использовать зараженные трупы в качестве биологического оружия и стали катапультировать их на стены города.

Но вернемся в XIII век. С середины и до конца тринадцатого столетия были завоеваны: Ирак, Палестина, Индия, Камбоджа, Бирма, Корея, Вьетнам, Персия. Завоеваний у монголов с каждым годом становилось все меньше и меньше, началась междоусобица. С 1388 по 1400 годы Монгольской империей управляли пять ханов, ни один из которых не дожил до преклонных лет – все пятеро были убиты. В конце XV века ханом стал семилетний потомок Чингисхана – Бату-Мункэ. В 1488 году Бату-Мункэ или, как его стали называть, Даян-хан отправил китайскому императору письмо с просьбой принять дань. Фактически это письмо считалось договором на свободную межгосударственную торговлю. Однако установившийся мир не мешал Даян-хану совершать набеги на Китай.


Большими усилиями Даян-хана Монголия была объединена, но после его смерти вновь разгорелись междоусобные конфликты. В начале XVI века Монгольская империя снова распалась на княжества, главным среди которых считался правитель Чахарского ханства. Так как Лигдан-хан был самым старшим среди поколения потомков Чингисхана, он и стал ханом всей Монголии. Он безуспешно пытался объединить страну, чтобы избежать угрозы от маньчжуров. Однако монгольские князья гораздо охотнее объединялись под маньчжурским началом, нежели монгольским.

В конце концов, уже в XVIII веке, после смерти последнего из потомков Чингисхана, правящего в одном из княжеств Монголии, разгорелась нешуточная борьба за престол. Моментом очередного раскола воспользовалась империя Цин. Китайские военачальники ввели огромное войско на территорию Монголии, которое к 60-м годам XVIII века уничтожило когда-то бывшее великим государство, а также практически все его население.

Забытая столица Чингисхана. Путешествие в древний Каракорум

Древняя столица Монголии значима для России. Сюда за 7 тысяч вёрст отправлялись за ярлыками русские князья, в том числе и Александр Невский. В XIII веке из Каракорума контролировались территории от Тихого океана до Балтики. Каков город сейчас?

Почему-то на просторах Восточной Сибири популярна легенда о том, что Россия является правопреемницей гигантской империи Чингисхана . Местные сказители на Алтае или Байкале рассуждают об этом полунамёками, как-то вскользь, после прославления великих побед монголов в разных частях обширных степей. Такие же рассказы, словно цитаты из Льва Гумилёва , мы услышали и в самой Монголии во время Трансазиатской экспедиции под эгидой Русского географического общества в пустыню Гоби, к родине Чингисхана.

Город Каракорум является ключом к этой легенде. Он был основан в 1220 году, когда Чингисхан перенёс в верховья реки Орхон военную резиденцию. После нашествия Батыя Каракорум на какое-то время стал и русской столицей тоже. Здесь получали ярлыки русские князья, здесь же согласовывал политические планы Александр Невский .

Ветер времён замёл столицу Чингисхана, но после долгого периода забвения Каракорум вышел из небытия. Открыл его российский путешественник, член Русского географического общества Николай Ядринцев . Его отряд в сопровождении казаков отправился к верховьям Орхона в 1886 году. В течение нескольких летних месяцев учёные искали развалины и обнаружили древний город неподалёку от знаменитого буддийского монастыря Эрдэни-Дзу. До 1891 года развернулись раскопки, и о древней столице Чингисхана узнал мир. Для местных народов это известие стало символичным и всколыхнуло память о временах, когда мощная империя объединяла большую часть Евразии.

Восточные сюрпризы

Путешествие по дорогам Монголии полно сюрпризов. Ровная как стеклышко двухполосная магистраль прерывается дорожными работами, не обозначенными никакими знаками. Ночные переезды крайне опасны. Никогда не знаешь, что попадётся под колёсами. Но автомагистралей в Монголии маловато, и многие путники летят напрямик, через степи. Неудивительно, что монголы предпочитают внедорожники. На первом месте «Лэнд-Крузеры» с правым рулём, подержанные «Тойоты», но самыми престижными считаются «Гелендвагены».

В городах засилье гибридных «Приусов», которые в Улан-Баторе снуют буквально на каждом шагу. Они не требовательны к качеству бензина и сравнительно экономичны. Плюс на них в Монголии распространяются налоговые льготы.

Улан-Батор похож на обычный российский или казахстанский город. Архитектура, нормы и правила дорожной инфраструктуры заимствованы у северного соседа, благодаря чему современная столица Монголии показалась намного краше городов в Китае. Есть здесь размах и простор.

Правда, пробок побольше, чем в Москве. Массовая автомобилизация началась лет 20 назад и пошла такими темпами, что дорожники не поспевают за ростом числа автомобилей. Нередко в семьях по 2-3 машины. В этом году введены правила, по которым ездить на личном транспорте можно только через день. Если номерной знак оканчивается на чётную цифру, то за руль садись по чётным числам календаря. Но эта мера подстегнула покупать ещё больше машин. Город стоит всегда. Лишь дорожное строительство способно вывести его из коллапса.

Но если выехать из Улан-Батора, проблемы с пробками пропадают. Раскрывается широкая ровная степь, где можно гнать на внедорожнике до горизонта под 100 км/ч. Именно так многие и поступают, чтобы сократить расстояния. Так поступили и мы, чтобы достичь древней столицы Монголии: Каракорума.

Volkswagen Amarok оказались хорошо приспособлены к скачкам по пересечённой местности. Непробиваемая подвеска и длинная база помогали держать хороший темп. Дорога пролегала не где-нибудь, а через краешек знаменитой пустыни Гоби, одной из самых загадочных и красивейших на планете.

Прошлое и настоящее

Неизменным атрибутом полупустынь и степей являются юртовые посёлки. Они сворачиваются и развёртываются за несколько часов и перемещаются с места на место вслед за стадами скота. Монголы умудряются совмещать быт средних веков с технологиями современных лет.

Рядом с юртами высятся мачты с солнечными батареями и спутниковыми тарелками. Кое-где видны вышки сотовой связи. Во дворах стоят новенькие китайские мотоциклы, суровые УАЗы для повседневной работы и щеголеватые японские внедорожники для визитов в город. Однако юрты всё так же отапливаются кизяком, разложенным сушиться на глиняных оградах.

«Юрта проста и удобна, — рассказывает наш сопровождающий по имени Евгений . — Её можно быстро разобрать и погрузить на старенький „ЗИЛ“, чтобы уже через сутки водрузить где-то снова. Но посёлки могут стоять на одном месте по несколько десятилетий. Юрты уже делают на каменных основаниях».

К слову, подобные юрты встречаются и во дворах крупных многоэтажек в городах, и даже на окраинах Улан-Батора, словно наши сараи. Старики, получившие квартиры, время от времени спускаются вниз и живут в юртах, чтобы не отрываться от природы.

Монголы привыкли жить родами и кланами, поэтому до сих пор помнят мифы и легенды, уходящие корнями в глубины тысячелетий. Старики при желании расскажут байки о том, как и кем их предки служили в войсках Чингисхана.

Старейшин узнать легко. За просаленной одеждой они носят табакерки с нюхательным табаком ценой в несколько десятков тысяч долларов. Вытащить её из-за пазухи и эффектно угостить товарища считается достойным. В крупных городах ювелиры делают неплохую кассу на этих атрибутах местной власти и статуса.

Священные реликвии

Наши Volkswagen Amarok колонной прошли по степи. По сторонам попадались пасущиеся табуны. Конь в Монголии до сих пор священен, хотя некоторые пастухи обленились и гоняют за табунами на китайских мопедах.

Каждый крупный скотовладелец участвует в скачках и хвастается реликвиями. В этом ключе примечателен город Арвайхээр, названный в честь побед на скачках двухсотлетней давности. В переводе это значит «быстрый конь», а на подъездах к городу в степи выстроен целый мемориал в честь победителей прошлых десятилетий. К слову, в качестве наездников выступают дети и подростки от 5 до 15 лет. Они мало весят, отчего конь на бегу устаёт меньше.

И вот он заветный Каракорум. Когда-то это был огромный город. Сюда свозились оружейники, пленённые в окрестных странах. В городе выковывалось оружие для кочующих армий. Жилые кварталы раскинулись до горизонта. Но во время упадка монгольского государства китайцы разрушили Каракорум. Империя распалась на мелкие части. Затем в XV веке сюда вернулись буддийские монахи и основали монастырь Эрдэни-Дзу, существующий и поныне.

МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ - дер-жа-ва, об-ра-зо-вав-шая-ся в XIII веке в ре-зуль-та-те монгольских за-вое-ва-ний.

Ос-но-ва-на Чин-гис-ха-ном, ко-то-рый в 1206 году за-вер-шил объ-е-ди-не-ние монгольских пле-мён и был про-воз-гла-шён их вер-хов-ным пра-ви-те-лем.

Он ввёл но-вое административно-территориальное де-ле-ние государства без учё-та преж-них ро-до-пле-мен-ных гра-ниц, соз-дал лич-ную гвар-дию - кэ-шиг, на-би-рав-шую-ся из чис-ла сы-но-вей ной-о-нов ; уч-ре-дил цен-тра-ли-зов. кон-но- поч-то-вую служ-бу, ввёл еди-ное за-ко-но-да-тель-ст-во.

В це-лях сни-же-ния на-рас-тав-шей на-пря-жён-но-сти в монгольском об-ще-ст-ве, вы-зван-ной жё-ст-ки-ми по-ряд-ка-ми но-вой го-су-дар-ст-вен-но-сти, и в це-лях обо-га-ще-ния ко-че-вой эли-ты Чин-гис-хан с 1207 году при-сту-пил к за-вое-ва-нию со-сед-них стран. Ко вре-ме-ни его смер-ти (1227 год) в со-став им-пе-рии во-шли Южная Си-бирь, Средняя Азия (Хо-резм, Ма-ве-ран-нахр, Се-ми-ре-чье), Хо-ра-сан, восточный Дешт-и-Кип-чак, тер-ри-то-рия раз-гром-лен-но-го тан-гут-ско-го государства Си Ся, бы-ло на-ча-то за-вое-ва-ние Северного Ки-тая (Цзинь).

Бы-ст-ро-му тер-ри-то-ри-аль-но-му рас-ши-ре-нию им-пе-рии спо-соб-ст-во-ва-ли уме-лая ди-пло-ма-тия и во-енное искуство мон-го-лов, сла-бость и раз-дроб-лен-ность со-сед-них го-су-дарств, ис-поль-зо-ва-ние мон-го-ла-ми ре-сур-сов за-хва-чен-ных стран для обес-пе-че-ния даль-ней-шей экс-пан-сии.

Около 1224 года Чин-гис-хан вы-де-лил трём сво-им стар-шим сы-новь-ям уде-лы (улу-сы) в но-во-при-сое-ди-нён-ных вла-де-ни-ях: Дешт-и-Кип-чак и Хо-резм по-лу-чил в управ-ле-ние Джу-чи, Ма-ве-ран-нахр и Се-ми-ре-чье - Ча-га-тай, Ал-тай-скую гор-ную стра-ну - Угэ-дэй; млад-ший сын То-луй унас-ле-до-вал управ-ле-ние Мон-го-ли-ей («Ко-рен-ным юр-том») и ко-ман-до-ва-ние основной ча-стью вой-ска.

Сво-им пре-сто-ло-нас-лед-ни-ком Чин-гис-хан на-зна-чил Угэ-дэя, всту-пив-ше-го на трон в 1229 году и при-няв-ше-го ти-тул «ка-ан». При пре-ем-ни-ках Чин-гис-ха-на - каа-нах Угэ-дэе, Гую-ке (1246-1248 годы), Мун-кэ (1251-1259 годы), Ху-би-лае в со-став Монгольской империи во-шли Иран, Ме-ж-ду-ре-чье, За-кав-ка-зье, Ко-рея, Ти-бет, часть Ма-лой Азии; за-вер-ши-лось по-ко-ре-ние все-го Ки-тая.

В ре-зуль-та-те по-хо-дов Ба-тыя бы-ли за-воё-ва-ны западный Дешт-и-Кип-чак, Бул-га-рия Волж-ско-Кам-ская и большая часть Ру-си; пред-при-ни-ма-лись по-пыт-ки втор-же-ния в Япо-нию и стра-ны Юго-Восточной Азии.

В конце 1250-х годов из монгольских вла-де-ний на Среднем и Ближ-нем Вос-то-ке сфор-ми-ро-вал-ся ещё один улус, ос-но-ван-ный вну-ком Чин-гис-ха-на - Ху-ла-гу. Сто-ли-цей им-пе-рии пер-во-на-чаль-но яв-лял-ся го-род Ка-ра-ко-рум в Мон-го-лии. В 1260 году Ху-би-лай пе-ре-нёс её на тер-ри-то-рию Ки-тая - в Кай-пин, а в 1264 году - в Хан-ба-лык (китайский Даду, Чжун-ду; ныне Пе-кин).

В государственном уст-рой-ст-ве Монгольской империи со-че-та-лись яв-ле-ния, при-су-щие тюр-ко-монгольской ко-че-вой тра-ди-ции, и ин-сти-ту-ты, за-им-ст-во-ван-ные в за-воё-ван-ных стра-нах. Фор-маль-но им-пе-рия счи-та-лась дос-тоя-ни-ем «зо-ло-то-го ро-да» Чин-гис-ха-на. Важ-ней-шие во-про-сы, в том числе про-воз-гла-ше-ние оче-ред-но-го каа-на, ре-ша-лись на ку-рул-та-ях - съез-дах Чин-ги-си-дов. Од-на-ко в дей-ст-ви-тель-но-сти боль-шин-ст-во ку-рул-та-ев со-би-ра-лись лишь для одоб-ре-ния ре-ше-ний, за-ра-нее вы-ра-бо-тан-ных при-двор-ны-ми груп-пи-ров-ка-ми.

Наи-бо-лее за-мет-ны чер-ты ко-че-во-го об-щественного строя бы-ли в управ-ле-нии на-се-ле-ни-ем сте-пей и в ор-га-ни-за-ции воо-руженных сил - ие-рар-хия вое-на-чаль-ни-ков, чле-не-ние тер-ри-то-рии и на-ро-да на «кры-лья» (флан-ги) и де-ся-тич-ные под-раз-де-ле-ния (ту-ме-ны, ты-ся-чи, сот-ни, де-сят-ки). По-доб-ное рас-пре-де-ле-ние на-ло-го-пла-тель-щи-ков по де-ся-тич-ным ок-ру-гам ино-гда прак-ти-ко-ва-лось и в от-но-ше-нии под-дан-ных - осед-лых зем-ле-дель-цев. Монгольское пра-ви-тель-ст-во ис-поль-зо-ва-ло опыт уй-гур-ских и в мень-шей сте-пе-ни ки-дань-ских и ки-тай-ских, а позд-нее так-же хо-рез-мий-ских чи-нов-ни-ков.

К монгольском языке бы-ла адап-ти-ро-ва-на уй-гур-ская пись-мен-ность, на ко-то-рой ве-лась официальная и де-ло-вая до-ку-мен-та-ция (в XIV веке в кан-це-ля-ри-ях западных улу-сов всё боль-ше ста-ло упо-треб-лять-ся арабское пись-мо).

В прав-ле-ние Угэ-дэя и Мун-кэ бы-ла ус-та-нов-ле-на уни-фи-ци-рованная сис-те-ма по-да-тей и по-вин-но-стей, ор-га-ни-зо-ва-на поч-то-вая служ-ба (сис-те-ма ямов).

За-ко-но-да-тель-ст-во им-пе-рии ба-зи-ро-ва-лось на «Великом Ясе» - основных нор-мах, при-ня-тых Чин-гис-ха-ном, а так-же на ясах каа-нов и улус-ных ха-нов. Од-ним из важ-ней-ших прин-ци-пов, дик-туе-мых «Великим Ясой», бы-ла ве-ро-тер-пи-мость, ко-то-рая про-яв-ля-лась, в ча-ст-но-сти, в ос-во-бо-ж-де-нии ду-хо-вен-ст-ва всех кон-фес-сий от на-ло-гов и по-вин-но-стей.

В Могольской империи от-сут-ст-во-вал чёт-кий по-ря-док пре-сто-ло-нас-ле-дия. Спо-ры и кон-флик-ты воз-ни-ка-ли по-сле смер-ти поч-ти ка-ж-до-го каа-на, от-че-го на-сту-па-ли пе-рио-ды ме-ж-ду-цар-ст-вия (1227-1229 годы, 1234-1246 годы, 1248-1251 годы), ко-гда им-пе-ри-ей фак-ти-че-ски управ-ля-ли ре-ген-ты из чис-ла бли-жай-ших род-ст-вен-ни-ков умер-ше-го пра-ви-те-ля. Наи-бо-лее тя-жё-лый кри-зис раз-ра-зил-ся по-сле смер-ти Мун-кэ , ко-гда его бра-тья Ариг-Бу-га и Ху-би-лай од-но-вре-мен-но объ-я-ви-ли се-бя каа-на-ми. Их про-ти-во-стоя-ние по-ло-жи-ло на-ча-ло рас-па-ду им-пе-рии. Чин-ги-си-ды раз-де-ли-лись на два вра-ж-дую-щих ла-ге-ря, и по-сле по-бе-ды Ху-би-лая над со-пер-ни-ком на-ча-лось не-об-ра-ти-мое от-де-ле-ние улу-сов Джу-чи, Ча-га-тая и Ху-ла-гу от им-пер-ско-го цен-тра.

По-ми-мо меж-до-усо-биц, главными при-чи-на-ми ут-ра-ты государственного един-ст-ва по-слу-жи-ли раз-ли-чия в уров-нях раз-ви-тия за-воё-ван-ных стран, не-сов-па-де-ние эко-но-мических и по-ли-тических ин-те-ре-сов пра-вя-щих элит в различных час-тях им-пе-рии, а так-же различная куль-тур-ная ори-ен-та-ция по-том-ков монгольских за-вое-ва-те-лей.

В западных улу-сах всё бо-лее за-мет-ным ста-но-ви-лось влия-ние му-сульманской куль-ту-ры и го-су-дар-ст-вен-но-сти, в XIV веке ис-лам стал там государственной ре-ли-ги-ей. Восточная часть им-пе-рии, на-хо-див-шая-ся под управ-ле-ни-ем каа-на, ис-пы-ты-ва-ла мощ-ное воз-дей-ст-вие китайской ци-ви-ли-за-ции.

В 1271 году Ху-би-лай по китайскому об-раз-цу про-воз-гла-сил на-ча-ло но-вой имперской ди-на-стии и на-звал под-вла-ст-ные ему зем-ли им-пе-ри-ей Юань. Но-ми-наль-но ка-ан про-дол-жал счи-тать-ся глав-ным в ие-рар-хии мо-нар-хов-Чин-ги-си-дов, од-на-ко его пер-вен-ст-во про-яв-ля-лось лишь в том, что из Хан-ба-лы-ка в западные улу-сы эпи-зо-ди-че-ски на-прав-ля-лись жа-ло-ван-ные гра-мо-ты (яр-лы-ки) с ут-вер-жде-ни-ем оче-ред-но-го ха-на на пре-сто-ле.

С па-де-ни-ем ди-на-стии Юань в Ки-тае (1368 года) эта фор-маль-ная связь ме-ж-ду час-тя-ми бывшей Монгольской империей бы-ла ут-ра-че-на.

Улус Ху-ла-гу в середине XIV века ох-ва-ти-ли меж-до-усо-би-цы, и он рас-пал-ся; Улус Ча-га-тая во второй половине XIV века раз-де-лил-ся на два го-су-дар-ст-ва; на мес-те Улу-са Джу-чи (Зо-ло-той Ор-ды) в те-че-ние XV века об-ра-зо-ва-лось несколько вра-ж-дую-щих ханств и орд.

Одним из самобытных очагов мировой цивилизации в XIV–XV вв. была империя Чингисхана. Первоначально это было средневековое раннефеодальное государство, которое возникло в результате завоевательских войн и включало в себя великое множество народностей и регионов. Основным принципом, лежавшим в основе его существования, было административно-силовое принуждение. Практически все время, пока существовала империя, среди многих ханов велась борьба за власть. В единый клубок сплелись и личные амбиции, и самолюбие, и эгоизм, и необузданность нрава, и своеволие. Это в значительной степени ослабляло общественное согласие, вызывая протесты и недовольство среди народов, которые населяли огромную территорию. Вместе с тем данная цивилизация являла собой образец одного из больших и могущественных центров, достигших значительных успехов в градостроительстве, скотоводстве и земледелии. Особенно высоки достижения империи Чингисхана в области государственности и культуры.

К началу XIII в. Темучин, глава одного из монгольских племен, покорил другие монгольские и тюркские племена, а также татар. В 1206 г. он образовал государство и, став его правителем, взял себе имя Чингисхан. Государство раскинулось на огромной территории. Это были степи Центральной Азии (к северу от Китая и южнее озера Байкал). Менее чем за 18 лет (с 1206 по 1220 г. с небольшими перерывами) Чингисхан завоевал Северный Китай и Среднюю Азию, Иран и Багдад. Затем Чингисхан присоединил к своим владениям Закавказье и в 1223 г. вплотную подошел к территории Северного Кавказа, на которой проживали половцы из кипчакских племен. Перед опасностью монгольского порабощения половецкие ханы заключили военный союз с русскими князьями. Но решающая битва на реке Калке 5 мая 1223 г. вновь показала несокрушимую мощь монголов. После этого сражения территория монгольской империи стала простираться от Тихого океана до Черного моря.

Правитель империи Чингисхан был выдающимся государственным деятелем и искусным военачальником. Его кодекс законов – «Великая яса» – был известен не только в Монголии, но и за ее пределами.

В создании великой империи вместе с монголами принимала участие и еще одна народность – татары. Отношение монголов к татарам было неоднозначным. С одной стороны, они были союзниками монголов в завоевательских походах, с другой – сам Чингисхан обвинял их в том, что они приняли участие в отравлении Есугей-багатура, его отца. Чингисхан даже велел истребить их, но это было нереально по причине их многочисленности. Вместе с тем у самого Чингисхана были две жены татарского происхождения и приемный сын-татарин. Наконец высокий пост и важную должность в стране (верховный судья и военачальник) занимал также татарин Шики-Хутуку.

Монголы использовали татар в авангарде наступающих сил и другим народам в своей армии навязывали наименование одиозных для них татар.

Рождение империи

Чингисхан умер в 1227 г., когда ему было 72 года. Перед смертью он разделил империю между своими сыновьями. Саму Монголию и Северный Китай получил Удэге, Среднюю Азию (Мавераннахр) и Южный Казахстан (Семиречье) – Чагатай. Иранские владения достались Тулую, а старшему сыну Джучи отходили Хорезм, Кипчакская степь и земли, которые еще нужно было завоевать, – Русь, угро-финские земли и Волжская Булгария.

Завоеванные монголами территории назывались улусами, а монгольские правители из рода Чингисхана – Чингисидами. Волею судеб Джучи умер раньше Чингисхана, и его улус перешел к его сыну Бату, но за улусом закрепилось название Джучиев.

Две попытки Бату завоевать территорию волжских булгар были безрезультатны (в 1229 и 1232 гг.). В 1235 г. по его просьбе всемонгольский курултай помог ему собрать огромную армию в 140 000 воинов. И осенью 1236 г. войско Бату покорило Волжскую Булгарию. Такие города, как Джукетау, Булгар, Суляр и др., не устояли перед мощью монгольской армии.

В Лаврентьевской летописи говорится, что «в лето 6744 (1236 г.) тое же осени придоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии татары и взяша славный великий город болгарьский, и избиша оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца, взяша товара множьство, а город их пожгоша огнем и всю землю их плениша».

Окрыленный победой, Бату без передышки в том же году пошел в наступление на кипчакские земли, завоевание Дешт-и-Кипчака продолжалось до 1238 г. В 1237 г. монгольская армия вторглась на русскую территорию. Первым на ее пути было Рязанское княжество. В 1240 г. вся Русь оказалась под игом монголо-татар, а князь Александр Ярославович (Александр Невский) заключил союз с Бату, признав его власть над собой.

После Руси монголы завоевали Венгрию и, возможно, продвинулись бы дальше в Европу, но в это время в Каракоруме скончался хан Угэде. Все правители дома Чингисхана собрались на курултай, чтобы выбрать нового главу империи. Великим ханом стал Гуюк. Бату же, поставив золотой шатер на реке Ахтубе (Нижняя Волга), стал правителем нового государства – Золотой Орды. Его владения простирались на западе от Карпатских гор до Дуная и на востоке – от Иртыша до Алтайских гор. В Золотую Орду приезжали правители покоренных стран и получали от Бату ярлыки, удостоверявшие их право управлять землями от имени хана.

Джувейни в своей книге «История завоевателя мира» писал: «Бату в ставке своей, которую он имел в пределах Итиля, наметил место и построил город, и назвал его Сараем… Купцы со всех сторон привозили ему товары; все, что бы ни было, он брал и за каждую вещь давал цену в несколько раз больше того, что она стоила». Другой современник, Гильом Рубрук, так описывал свое впечатление от аудиенции у Бату: «Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном, рядом с Бату сидела одна госпожа… Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе».

Бату правил Золотой Ордой до 1255 г. Он умер в 47 лет, и трон занял сначала его сын Сартак, а затем (в 1256–1266 гг.) его брат Берке.

Понятие «Золотая Орда» (по-тюркски – Алтын-Урда) означало позолоченную резиденцию правителя государства. Вначале это был расшитый золотом шатер, позднее – роскошный дворец, покрытый позолотой.

В период правления Берке продолжалось развитие государства, основы которого заложил Бату (была создана эффективная система управления, состоявшая, в частности, во взимании налогов, пошлин и дани; с этой целью все население подворно переписали). В это же время Берке вышел из состава Монгольской империи, перестав платить дань великому хану Хублаю, и принял ислам. Египетский историк ан-Нувайри (начало XIV в.) свидетельствовал, что «Берке – первый из потомков Чингисхана принял религию ислама; (по крайней мере) нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, большая часть его народа приняла ислам».

Так Золотая Орда стала самостоятельной державой, а ее столицей – город Сарай. После Берке государством начал править внук Бату – Менгу-Тимур. Он активно сотрудничал (в экономическом плане) с голландскими, немецкими, итальянскими городами и городами Средней Азии; в это время в Золотой Орде стали чеканить золотые монеты.

После смерти Менгу-Тимура наступил период междоусобной борьбы за престол. Главным интриганом дворцовых переворотов был Ногай, крупный феодал тюрко-татарского происхождения. В силу своей принадлежности к татарской национальности сам Ногай не мог претендовать на должность правителя государства. Поэтому он последовательно продвигал на этот пост своих ставленников – безвольного Туда-Менгу (младшего брата Менгу-Тимура), Туля-Буга, Токтая (сына Менгу-Тимура). Между Токтаем и Ногаем вскоре возник острый военный конфликт. Армия Ногая потерпела сокрушительное поражение от войск Токтая. В 1300 г. Ногай был убит в причерноморских степях, а его отрубленную голову торжественно преподнесли Токтаю. Так были подавлены амбиции местной феодальной знати и укреплена верховная власть хана.

На пике могущества

После смерти Токтая политическая обстановка в Золотой Орде вновь накалилась. Несмотря на то что по завещанию править страной должен был старший сын Токтая – Ильбасар (его поддерживали кочевники-феодалы), в результате политических интриг трон занял внук Менгу-Тимура – хан Узбек, который управлял страной с 1312 по 1342 гг. И этот период был самым продуктивным. Золотая Орда вступила в пору своего политического, экономического и культурного расцвета. В большой степени это было связано с личностью самого Узбекхана, его бесспорным талантом политического деятеля и выдающегося организатора.

Об Узбеке писали многие его современники и давали ему самую высокую оценку. Например: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира» (арабский писатель Ибн-Баттута); «Он (Узбек) был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался (советов) их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро» (арабский географ и историк аль-Айни); «Это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный» (арабский историк-хронист аль-Муфаддал).

Секретарь Египетского султаната, известный арабский ученый-энциклопедист XIV в. А аль-Омари писал, что «из дел своего государства он (Узбек) обращает внимание только на сущность дела, не входя в подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания (налогов) и расходования».

При Узбек-хане Золотая Орда стала мощным централизованным государством, с которым считались страны Евразии. Политику Узбек-хана продолжил его сын Джанибек, в правление которого были завоеваны земли на Восточном Кавказе (в настоящее время это территория Азербайджана), усилилась роль ислама, дальнейшее развитие получили наука и художественное творчество.

В 1357 г. правителем стал сын Джанибека – Бердибек, человек злой и мстительный. Через год против него устроили заговор и убили. Бердибек был последним потомком Бату-хана.

Династия Чингисхана правила всей Монгольской империей, династия старшего сына Чингисхана – Джучи – возглавляла Золотую Орду. Точно так же, как не принадлежавший к Чингисидам не мог претендовать на пост правителя империи, так и любой хан, не будучи Джучидом, не вправе был управлять Золотой Ордой. Когда в 1260-х гг. Монгольская империя распалась на независимые государства, они все равно считались улусами великой империи Чингисхана. Характерно, что та система политического управления, основы которой заложил Чингисхан, практически не изменилась за все время существования покоренных им государств. В большей степени это относится к Золотой Орде. Более того, после ее распада система власти осталась неизменной во вновь образовавшихся татарских княжествах.

Государственное устройство

Высшим правителем империи был хан. Он опирался на Государственный Совет – диван, состоявший из родственников (мужей, сыновей, братьев), а также крупных феодалов, военачальников и высшего духовенства.

Власть в империи разделялась на военную и гражданскую. Первую осуществлял великий князь – беклери-бек. Он командовал ханской армией. Вторая была в руках у везиря, в ведение которого входил и контроль над государственной казной. При Государственном Совете существовала должность писца – битикчи. По существу он исполнял обязанности государственного секретаря и обладал немалым политическим весом. Между ханом с окружавшей его элитой и народом существовал широкий слой средних и мелких феодалов. Многие из них в то же время были государственными служащими, благодаря чему освобождались от податей и налогов.

В Золотой Орде, например, государственные чиновники получали тарханные ярлыки. Сохранился ярлык хана Тимура-Кутлука следующего содержания: «Мое Тимур-Кутлуково слово: правого крыла и левого крыла уланам, тысяцким, сотским, десятским, бекам во главе с темником Едигеем; внутренних селений даругам, казиям, муфтиям, шейхам, суфиям, писцам палат, таможенникам, сборщикам подати; мимохожим, мимоезжим послам и посланцам, дозорам и заставам, ямщикам и кормовщикам, сокольникам и барсникам, лодочникам и мостовщикам, базарному люду…»

Существовала также должность для выполнения особо важных государственных поручений. Чиновник на этом посту (обязательно знатного рода) обладал дощечкой – пайцзой, которую выдавал хан. Пайцза изготавливалась из серебра, золота, бронзы, чугуна, могла быть и деревянной. Чиновник, предъявлявший пайцзу, обеспечивался в своих поездках всем необходимым – пропитанием, ночлегом, проводниками, средствами передвижения.

В военном ведомстве существовала должность букаула. Она была настолько важна, что букаулу подчинялись даже правители улусов. В его обязанности входили распределение, расквартирование и отправка войска, обеспечение провиантом и многое другое.

Суд в империи вершили как мусульманские судьи (кадии), так и гражданские (аргучи). Первые руководствовались шариатом, вторые – законами «Великой ясы». Контроль над сбором дани осуществляли баскаки (военные представители власти) и дарухачи (гражданские лица, управлявшие определенным районом). Таким образом, империя обладала хорошо развитой системой центрального и местного управления, таможенной службой, сильной армией, судебной и налоговой властью.

Экономическая жизнь

В разных государствах, входивших в состав Монгольской империи, развивались определенные отрасли хозяйства. В Золотой Орде, например, господствовавшими были земледелие и скотоводство. Земледельческими районами являлись Волжская Булгария и Крым, а также Приднестровье.

Скотоводство преобладало на южных степных и полупустынных территориях. Практически все путешественники отмечали большое количество скота и в Золотой Орде, и во всей Монгольской империи. Так, итальянец Плано Карпини писал: «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них такое большое количество, какого по нашему времени нет в целом мире».

Что же касается земледелия, то оно более было развито в Крыму, Волжской Булгарии и Хорезме. Еще до того как образовалась Монгольская империя, эти земли давали большой урожай пшеницы, проса, бобовых и ячменя. Впоследствии здесь стали выращивать и фрукты, такие как персики, абрикосы, яблоки, груши, айва, гранат, виноград.

Из овощей наибольшую популярность приобрели капуста, брюква и репа. Современник отмечал, что «земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-десят… А урожай проса – сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи».

Ибн-Батута свидетельствовал, что, в частности, лошадей в империи «чрезвычайно много и стоят они безделицу, ими они, тюрки, питаются… Бывает их у одного тюрка (по нескольку) тысяч». Его соотечественник Иосифат Барборо подтверждал: «Мне случалось встречать в пути купцов, гнавших лошадей в таком количестве, что они покрывали пространство целых степей».

В Золотой Орде был широко распространен рыбный промысел. Особенно много осетровых водилось в водах Каспия и в реке Яик. Что же касается охоты, то преимущественно она была соколиной и барсовой и считалась привилегией ханов и их окружения.

Между государствами Монгольской империи шла оживленная торговля. Самые важные торговые караванные пути проходили через Золотую Орду. В частности, это был Великий шелковый путь, по которому товары из Китая доставлялись в Среднюю и Переднюю Азию. А такие города, как столица Золотой Орды (Сарай), Хаджитархан (ныне Астрахань), Ургенч (центральный город Хорезма), Булгар, Солхат (Крым) и Сарайчик (в низовье Яика), были важнейшими транзитными пунктами международной торговли. Караваны состояли из верблюдов и лошадей.

Часто сами лошади становились объектом торговли. Так, Иосифат Барборо писал, что татары поставляют в Персию лошадей по 4000 в партии, а в Италию, Румынию, Польшу и Германию – крупных быков. Что же касается других товаров, которыми торговали государства империи, то это были хлеб, вино, мед, рыбы ценных пород, соль, меха, кожа, шелк, краски, жемчуг, фарфор, изделия из серебра и многое другое.

Помимо сухопутной, существовала морская и речная торговля. Через расположенные на южном берегу Крыма порты Солдайя (ныне Судак), Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава) товары отправлялись в Европу, Северную Африку и Переднюю Азию. Наконец в самих городах империи процветала местная торговля на многочисленных базарах.

Почти все купцы и путешественники отмечали, что путь в Китай через Золотую Орду удобен и безопасен в любое время суток. Историк Ибн-Арабшах так описывал часть пути: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опаски, вплоть до (самого) Крыма, а переход этот (занимает) около трех месяцев».

Города империи, помимо функций торговых узлов, были средоточием ремесел и культуры.

Из перечисленных выше городов современники особенно выделяли Сарай. Как уже было сказано, Бату-хан построил Сарай – столицу своих владений, а его брат Берке воздвиг город в нескольких десятках километров выше Сарая-Бату. Этот город получил название Сарай аль-джадид (в переводе с арабского – «Новый Сарай»).

Аль-Омари писал о городе, возведенном Берке: «Город Сарай построен Берке-ханом на берегу туранской реки (Итиля). Он (стоит) на солончаковой земле, без всяких стен. Место пребывания хана там большой дворец, на вершине которого – золотое новолуние (весом) в два кинтаря египетских. Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его. В этом дворце их зимние помещения. Это река размером в Нил, по ней плавают большие суда и ездят к русским и славянам. Начало этой реки также в земле славян. Он, т. е. Сарай, город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения благочестия, место, куда направляются товары. Город Сарай – один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами… В нем тринадцать мечетей для пятничной службы… Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей».

Государства империи славились своими высокоразвитыми ремеслами, причем нередко наблюдался обмен мастерами. Так, в Золотую Орду приезжали мастера из Волжской Булгарии, Ирана, с Кавказа. Часто в одном городе возникали национальные ремесленнические поселения.

Очевидцев поражали красота дворцов правителей, мечети, мавзолеи, караван-сараи и другие здания. Особенно прекрасными были сооружения в городах Золотой Орды. Главное их украшение – белые и голубые изразцы с растительным и геометрическим орнаментом и витиеватыми арабскими письменами, цитировавшими Коран и восточную поэзию. Нередко изразцы покрывали сусальным золотом и стеклянной глазурью. Внутреннее убранство составляли мозаичные и майоликовые панно с позолотой и разноцветные изразцовые кирпичи. Самобытный стиль золотоордынской керамики демонстрирует найденная при раскопках красноглиняная посуда с геометрическими, растительными и животными изображениями, оформленными глазурью на фоне блестящей толстой поливы.

Высокоразвитым было и ювелирное искусство. Мастера использовали такие приемы, как филигрань, скань, зернь, гравировка. Замысловатая орнаментика покрывала кувшины, чаши, кубки, оружие, светильники, а также ожерелья, браслеты, перстни и медальоны.

Немалых масштабов достигла чеканка монет из серебра, меди и золота. Наиболее распространенными были золотые индийские динары, медные пулы и серебряные диргемы (в улусе Джучи).

Культура и наука

В государствах империи высокого развития достигли наука, просвещение и культура. Нередко ученые и деятели культуры из одного государства, посещая другие страны империи, оставались там жить и работать. Известно, что в Сарае проживали иноземные медики, в городе также были развиты такие науки, как астрономия и геодезия (этот факт подтвержден археологическим раскопками, во время которых были найдены части астролябий и квадрантов). Ибн-Арабшах писал: «Сарай сделался сосредоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нем набралась (такая) добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников да всяких людей заслуженных, какой подобной не набиралось ни в многолюдных городах Египта, ни в деревнях его». Сарай к тому же был и самым многолюдным городом: в нем проживали более 100 000 человек (в то время как, например, в Риме число жителей составляло 35 000, в Париже – 58 000).

Показательна судьба поэта Саифа ас-Сараи, который родился, жил, учился и творил сначала в Сарае, а затем перебрался в Египет, где и умер в 1396 г. В Египте он создал свои знаменитые поэмы «Гулистан бит-тюрки» и «Сухайль и Гульдурсун».

В странах империи широкое распространение получили арабская письменность и литература. Бессмертные творения Фирдуоси, Рудаки, аль-Маари, Омара Хайяма представляют собой яркие образцы красноречия и поэтического вдохновения. В произведениях воспеваются такие качества, как доброта, щедрость, справедливость, скромность. Особенно много поэм посвящено любви и верности. Эти чувства отображаются как самые благородные и возвышенные. Нравственная чистота и одухотворенность – таковы основные черты героев их художественных произведений.

Закат империи

Как уже было отмечено, во второй половине XIII в. в результате народно-освободительного движения великая империя Чингисхана распалась на независимые государства. Ослаблению центральной власти способствовали и стихийные бедствия (например, сильная засуха), и эпидемия чумы, возникшая в Китае и распространившаяся затем на другие земли, и междоусобная борьба за власть в окружении правителей. Но, пожалуй, одной из главных причин распада империи явилась консолидация сил на покоренных землях для борьбы за независимость. Этот процесс особенно ярко проявился в виде конфликта между русским князем Дмитрием Ивановичем и Золотой Ордой.

В конце XIV в. князь Дмитрий открыто бросил вызов золотоордынскому хану, перестав платить дань. На Куликовом поле 8 сентября 1380 г. князь Дмитрий победил войско эмира Мамая. Однако новый хан Золотой Орды Тохтамыш в 1382 г. пошел на Москву, и Дмитрию Донскому вновь пришлось признать власть Золотой Орды.

Египетский историк аль-Макризи писал: «В 833 г. (1429–1430) и предшествующих ему годах в землях сарайских и дештских и в степях кипчакских были сильная засуха и чрезвычайно большая моровая язва, от которой погибло множество народа, так что уцелели из них (татар) со стадами только немногие роды».

Между тем на огромной территории продолжались мятежи и выступления. Многие из них жестоко подавлялись, но расправы не могли устранить тенденцию, заключавшуюся в росте политических сил государств-вассалов. В первой половине XV в. в той же Золотой Орде вновь резко ухудшилась экономическая ситуация в связи с эпидемией и засухой.

В 1430-1440-е гг. междоусобная борьба в Золотой Орде достигла наибольшей силы. Кроме того, усилилась политическая власть Москвы: князь Василий II внес свою лепту в раздор между золотоордынскими ханами, поддержав внука Тохтамыша (Сеид-Ахмеда) в борьбе против прежнего правителя – Улу-Муххамеда. И наконец в это время произошел сильный отток населения из Золотой Орды. Устав от бесконечных войн, болезней и голода, сотни тысяч скотоводов и земледельцев уходили в соседние государства – на Русь, в Литву, Румынию, Польшу.

Даже знатные золотоордынские князья переходили на службу к великому московскому князю, поменяв ислам на православие.

Известно, что один из последних правителей Золотой Орды Улу-Муххамед в 1438 г., спасаясь от своих недругов, был вынужден бежать в русский город Белев, расположенный на Оке. Василий II послал против него войско, но хан устоял.

Князь Витовт в письме в Ливонский орден писал: «К нам прибыло бесчисленное количество татар из пределов Киева, которые устали от войны… И просят дружественного приема с вашей стороны».

Постепенно от Золотой Орды стали отпадать отдельные территории. Восточные области улуса Джучи перестали подчиняться Золотой Орде, на путь отделения встал Крым, в самостоятельное государство оформилась левобережная степная территория Волги во главе с потомками Удэгея. Говоря о распаде империи Чингисхана, следует подчеркнуть, что это был объективный естественно-исторический процесс. Практически все феодальные государства подверглись экономической раздробленности и распаду. Не стала исключением и Великая Монгольская империя Чингисхана. Общество, построенное на насилии, вызывало протест и недовольство, власть потеряла поддержку основной части населения.

На руинах былого величия

Великая империя Чингисхана распалась на отдельные государства, такие как Китай, Иран, Арабские Эмираты. Золотая Орда трансформировалась Астраханское, Казанское, Касимовское, Крымское и Сибирское ханства и Ногайскую Орду (последняя просуществовала до 1502 г.). Наибольший след в истории оставили Казанское и Крымское ханства. Это были сильные и влиятельные государства, особенно Казанское ханство. Оно в 1552 г. было завоевано Иваном Грозным.

Многовековое существование великой империи оказало влияние на последующий ход истории. Многие составляющие ее системы власти и управления были использованы другими государствами, в частности Иваном IV, когда он в конце XV в. заложил основы Русского государства. Не менее важными оказались и духовные, а также материальные ценности империи Чингисхана.

Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн в своей книге «Записки о московитских делах» писал: «Царство Казанское, город и крепость того же имени расположены на Волге, на дальнем берегу реки, почти в семидесяти милях ниже Нижнего Новгорода; с востока и юга по Волге это царство граничит с пустынными степями, с летняго же востока смежны с ним татары, называемые шейбанскими (сибирские)… За татарами казанскими прежде всего встречаем татар с прозвищем ногаи, живущих за Волгою, около Каспийского моря, по реке Яику… Астрахань, богатый город и великое татарское торжище, от которого получила имя вся окрест лежащая страна, находится на десять дней пути ниже Казани…»

error: