Мировой океан колыбель жизни так как. Мировой океан-колыбель жизни. Проблемные вопросы образовательной темы

Наука утверждает, что мировой океан - это колыбель жизни на нашей планете. Однако, по необъяснимой причине, именно океан остается для человека самой загадочной и враждебной средой. Гигантские волны, рожденные полным штилем, смывают с лица земли целые континенты. Непознанные наукой подводные объекты по-хозяйски вмешиваются в нашу повседневную жизнь. Подводные города, оставленные своими таинственными обитателями много тысяч лет назад, поражают своей красотой и совершенством. И почти ежедневно мировой океан собирает свою смертельную дань человеческими жизнями, не оставляя шанса объяснить, во имя чего эти великие жертвы. Группа европейских ученых заинтересовалась рассказом о волнах-убийцах единственного выжившего матроса при таинственном исчезновении четырех российских кораблей с экипажами, и выяснила, что такое явление действительно существует. В рамках программы «Максимальная волна» радарные спутники европейского космического агентства исследовали поверхность мирового океана, и получили сенсационный результат. Только за три недели наблюдений спутники зафиксировали около десятка одиноких гигантских волн, которые возникали как будто ниоткуда, и горе было тем кораблям, которые оказывались у них на пути. Военные корабли НАТО неоднократно фиксировали подобные гигантские волны. Волны убийцы высотой до 30 метров возникают за считанные секунды даже в полнейший штиль, а затем так же быстро исчезают, уничтожив все, что попалось им на пути. Объяснить феномен блуждающих волн ученые не могут до сих пор, но все сходятся во мнении, что их появление результат каких-то мощных непознанных процессов, которые происходят в глубине океана. Что это за процессы, и кто гонит эту гигантскую волну неизвестно. Впрочем, гигантские волны убийцы тоже не дают ответ на таинственные исчезновения, и что заставляет моряков в панике бросаться за борт и расставаться с жизнью. Гигантская волна убийца уничтожает и судно, и моряков, но тогда как объяснить многочисленные случаи, когда корабль остается совершенно целым, даже чай в кают-компании не расплескивается, а люди таинственно исчезают. Первым научное объяснение этого мистического явления попробовал дать в 1937 году известный советский гидрофизик, академик В. Шулейкин. Якобы во всем виновато загадочное явление «Голос моря». Это такой гул, который человек не слышит, причем, достигает он 7 Гц, - это частота страха, это частота землетрясения. Перед землетрясением, сейсмодатчики тоже фиксируют инфразвук как издает голос моря - 7-7,3 Гц. Во время экспедиции гидрографического судна «Таймыр» по Карскому морю в 1937 году, Шулейкин работал с метеозондом. Это беспилотный аэростат для изучения атмосферы, заполненный гелием. На нем подвешивается контейнер с аппаратурой. Снарядив зонд, академик должен был его выпустить из рук, но замешкался, и чтобы уберечь его от внезапного порыва ветра Шулейкин на мгновение прижал его к себе. В это мгновение его пронзила невероятная головная боль. Она была так ужасна, как писал позже академик, что хотелось голову засунуть в раскаленную печь. Скорчившись, он выпустил шар в небо, и как только он улетел, боль так же внезапно прошла. Именно этот инцидент позволил академику Шулейкину выдвинуть сенсационную теорию о том, что ветер во время шторма, соприкасаясь с волнами, создает не слышимые ухом человека низкочастотные колебания, разрушительные для мозга. Именно эти низкочастотные излучения позже назвали «Голосом моря». При этой частоте, когда звучит голос моря человек внезапно начинает вести себя неадекватно, испытывая страх, выбрасывается за борт, не понимает вообще, что он делает. Позже были проведены эксперименты, подтверждающие эту теорию. Такое объяснение можно было бы принять, будь на корабле все перевернуто, что свидетельствовало бы о панике, но как объяснить таинственное исчезновение людей, если все предметы на местах, и нет никаких признаков поспешного бегства.

ОКЕАН – КОЛЫБЕЛЬ ЖИЗНИ

Жизнь в океанах зародилась свыше тысячи миллионов лет назад, но какие таинственные силы заставили развиваться и множиться живые организмы - остается загадкой до наших дней.

Происхождение жизни на земле пытаются объяснить четыре основные теории . Первая утверждает, что вселенная существует вечно, и в ней всегда существовали живые клетки. Как только раскаленная звезда охлаждается до температуры, при которой возможно существование жизни, ее заселяют крошечные живые частицы «cosmozoans» , которые переносятся космическими излучениями с других небесных тел. Эта простая и своеобразная гипотеза соответствует теории о непрерывности материи, которая в последнее время появилась в научном мире. Гипотеза построена настолько искусственно, что ее невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить.

Вторая гипотеза основана на мистическом начале, считая зарождение жизни на земле результатом вмешательства сверхъестественных сил . Гипотеза примитивна, но на ней основаны все религии мира и даже в наши дни немало людей, наделенных великим разумом, склоняются к этой точке зрения. Признать эту гипотезу - значит бросить человечество в бездну невежества и суеверий и полностью отрицать величие современной науки.

Третья гипотеза полагает, что жизнь зародилась совершенно случайно, в результате взаимодействия
химических элементов, которому способствовали благоприятные условия. Когда накопилось достаточное разнообразие химических элементов, значительно возросло число их хаотических соединений, одно из которых зародило живые клетки. Математика доказывает, что если непрерывно бросать двадцать игральных костей, то после многочисленных попыток может выпасть сразу двадцать шестерок или двадцать единиц. Также математически можно доказать, что химические элементы, непрерывно взаимодействуя друг с другом в условиях определенной температуры и давления, могут образовать живую клетку . Многие сторонники этой гипотезы считают, что изменения в природе происходят случайно, как случайна и сама эволюция материи.

Четвертая гипотеза утверждает, что живая природа появилась вследствие неизбежного и закономерного процесса : земноводные развились из позвоночных и беспозвоночных, обитавших в древних морях, пресмыкающиеся - из земноводных, млекопитающие - из пресмыкающихся. В единой эволюции между живой и неживой природой не было разрыва. Один из основных этапов эволюции - развитие живого существа из неживого протекал на границе между сушей и первичным океаном.

В природе существуют удивительные организмы - фильтрующие вирусы , которые находятся на границе между живым и неживым веществом. Некоторые из этих вирусов, взятые изолированно, представляют собой крошечные твердые тела, но стоит этим вирусам соединиться с живой тканью, как они сразу «оживают». Примером может служить вирус мозаичной болезни табака . В изоляции этот вирус является неживым веществом, неспособным к воспроизведению, но введенный в ткань табачного листа, быстро размножается и поражает растение.

Все современные гипотезы признают за морской водой ведущую роль в зарождении и развитии жизни. Океан не только зародил жизнь, но и продолжает ее поддерживать своей живительной влагой. Жидкость, содержащаяся в теле всех живых организмов, начиная от простейшего беспозвоночного и кончая человеком, по своему составу близка к морской воде, и очень мало отличается от нее по составу солей, а у некоторых животных (например, у собаки) совпадает полностью. Это может служить главным доказательством того, что жизнь возникла в океане, который является прародителем всего живого.

Но океан не только дал начало жизни, он продолжает ее поддерживать во всех биологических формах . Все наземные животные бережно хранят свою влагу, защищаясь водонепроницаемой кожей, а растения своими корнями высасывают из земли живительную влагу. В экстремальных условиях одной из главных опасностей для человека нередко является обезвоживание . Предельное выживание без воды при нормальных температурах не более 14 суток, при высокой температуре тропических широт этот срок значительно меньше. При отсутствии пищи предел выживаемости достигает 60-70 суток. Морским животным не надо вести борьбу за сохранение влаги пока они находятся в своей родной стихии, но выброшенные приливом или штормом на берег, они становятся беспомощными и быстро погибают. Отсюда и известная поговорка: «Как рыба, выброшенная из воды» .

Жизнь в океане имеет свои особенности: соленость воды, освещенность, большое давление, незначительное содержание кислорода и низкие температуры на больших глубинах. Морские организмы способны жить при большой концентрации солей, но соленость оказывает заметное влияние на распределение видов. В сравнительно мелких местах, куда солнечные лучи проникают в достаточном количестве, рыба лучше освещена со спины, чем с боков, и поэтому мелководные рыбы имеют соответствующую защитную окраску - темная окраска спины постепенно переходит в светлую окраску брюха. Чем глубже солнечные лучи проникают в водяную толщу, тем слабее они становятся, на больших глубинах царит мрак, а глубоководные животные приобрели светящиеся органы, позволяющие им ориентироваться в темноте.

С увеличением глубины нарастает давление и при погружении на 1000 метров достигает 100 атмосфер. При таком давлении кусок деревянного бруска или пробки уменьшается в объеме в два раза, а на глубине 5000 метров наблюдается явление «взрывов», под действием которых ломаются на куски стеклянные изделия, заключенные в толстостенные металлические ящики. Глубоководные животные комфортно себя чувствуют на любых глубинах, так как давление жидкости внутренних тканей равно давлению воды, но если оно окажется за пределами глубинной среды, его немедленно выбросит на поверхность и разорвет на куски - животное погибнет, «разбившись при падении вверх» .

Океан содержит строго ограниченное количество кислорода, которого достаточно только для химических процессов, обеспечивающих рост морских животных и их перемещения в поисках пищи. Физическая активность любого животного зависит от количества кислорода, и поскольку его концентрация в океанской среде невелика, темп жизни в океанах медленнее, чем на суше. Больше всего кислорода в поверхностном слое морей, который в процессе фотосинтеза насыщает кислородом микроскопический планктон. Морские обитатели не страдают от недостатка кислорода, так как они затрачивают на свое движение значительно меньше энергии, преодолев силы земного притяжения. Плотность тел морских животных и растений очень близка к плотности океанской воды, поэтому среда поддерживает их - они могут легко всплыть, опуститься на глубину или просто в раздумьи остановиться, наблюдая за окружающим миром. Примерно так чувствует себя в воде и хороший пловец.

На больших глубинах царит не только вечный мрак, но и вечный холод . Плавая в тропических широтах под потоками солнечного света, прогревающего верхние слои океана, трудно представить, что внизу, на глубине 600 метров, температура всего на 4° выше точки замерзания. В высоких южных широтах начинает сказываться влияние вечных льдов, и температура воды у дна в Антарктике понижается до 0,5°С. Таким образом, глубинные животные живут в почти не меняющемся мире, где царит вечная ночь и властвует вечная зима.

Океан является одной из великих естественных областей Земли, создающей условия для разнообразных форм жизни.

Стелла Князева
Проект «Загадки подводного мира»

Фамилия, имя, отчество

Князева Стелла Витальевна

Камчатский край

Населенный пункт, в котором находится ОУ

Город Петропавловск-Камчатский

Название ОУ

КГБОУ «Центр образования «Эврика»

Описание проекта

Название темы проекта:«Загадки подводного мира».

Актуальность : Мировой океан - колыбель жизни и ее надежда. Загрязнение Мирового океана и морей подрывает здоровье его обитателей и планеты в целом.

Цель:

Углубить знания о водной стихии и его обитателях.

Задачи

Уточнить и расширить представления детей о водной стихии, о природных явлениях, о его обитателях.

Формировать предпосылки экологического сознания.

Развивать у детей стремление к творческому познанию.

Осваивать плавательные навыки, совершенствовать технику во время работы в соответствии с темой.

Побуждать создавать динамичные выразительные образы в групповых композициях.

Развитие у детей интереса к занятиям физкультурой, содействие творческому проявлению физических и волевых условий соревнования.

Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Организовать взаимодействие участников проекта: детей, воспитателей групп, инструктора по плаванию, родителей.

Создать условия для развития творческой активности и самостоятельности старших дошкольников по данной тематике.

Результаты полученных знаний, умений, навыков дети продемонстрируют на празднике «Загадки подводного мира», объединяющей цикл непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой и спортивно-игровой направленности. Совместная работа детей и родителей отразится в создании мини-выставки «Подводное царство».

Участники проекта:

Дошкольники старших групп

Воспитатели старших групп

Инструктор по плаванию

Родители

Продолжительность проекта:

Краткосрочный - 4 недели

Основа проекта

Ожидаемые результаты:

Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о морской стихии и его обитателях.

Обогащение словарного запаса.

Обогащение знаний о море путём использования игровых приёмов на занятиях в бассейне.

Развитие у детей интереса к занятиям физкультурой и плавания содействие творческому проявлению физических и волевых условий соревнования.

Формирование умения у детей вести сравнения, анализировать и делать выводы.

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы ЗОЖ через развитие плавательных умений и навыков.

Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Какую тайну хранят глубины морей? Как передать образ морского обитателя через физическую культуру и плавание?

Проблемные вопросы образовательной темы:

Что представляет собой морская стихия?

Что такое Цунами и откуда они берутся?

Что растет глубоко под водой?

На чём люди передвигаются под водой?

Какие морские животные обитают в морях и океанах?

Как себя надо правильно вести на воде?

Как правильно пользоваться умениями и навыками плавания в нестандартной обстановке?

Сведения о проекте

Суть проекта заключается в следующем:

Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с новой темой, посвящённой морям, океанам и их обитателям. Во время продуктивной деятельности в области плавания изучаются приёмы и техника изображения отдельных игровых упражнений и композиционных решений в целом. На заключительном этапе даётся краткое повторение темы, организуется мини-выставка «Подводное царство» и завершается праздником «Загадки подводного мира».

Этапы работы по проекту:

1. Подготовительный этап

Задачи:

Определить цель и задачи проекта.

Изучить и создать информационную базу по проекту.

Составить план проекта.

Организовать родителей и педагогов для помощи проведения данного проекта.

2. Основной этап

Задачи:

Непосредственно образовательная деятельность.

Создать мини-выставку «Подводное царство»

Провести познавательно-развлекательный праздник «Загадки подводного мира».

3. Заключительный этап

Задачи:

Подвести итоги проекта.

Проанализировать полученные результаты.

Мероприятия проекта:

Непосредственно образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим

1.«Морское путешествие».

Рассматривание фотографий и иллюстраций по данной тематике.

Беседа о морях и океанах.

Беседа о природных явлениях связанных с водой.

2 .«Подводный мир»

Просмотр презентаций о морских обитателях.

Дидактическая игра «Растительный и животный мир».

Беседа о безопасности на воде.

ПЛАВАНИЕ

«Маленькие превращения»

«Водолазы за работой»

«Сердитая рыбка»»

«Море волнуется»

Праздник «Путешествие по морским глубинам»

Поисково-познавательная деятельность:

Создание мини-выставки «Подводное царство».

Наблюдение за рыбами и водорослями в аквариуме.

Свободная деятельность:

Просмотр мультфильмов «Русалочка», «В поисках Немо».

Аудио прослушивание «Музыка моря».

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Вечерняя беседа об освоении морских просторов: истории, значении для науки и хозяйственной деятельности людей, перспективах.

Вечерняя беседа о мореплавателях.

Свободное рисование на тему «Морское приключение».

Оценка эффективности:

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги.

Оценка заинтересованности детей, их успешности, в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ непосредственно образовательной деятельности, детской продуктивной деятельности, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в создании мини-выставки «Подводное царство», анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Книги о морях, океанах и их обитателях.

Фотографии и репродукции по данной тематике.

Видеоматериалы.

Мультимедиа материалы.

Настольные игры.

Телевизор.

Компьютер.

Фотоаппарат.

Выводы, сделанные в ходе проекта:

Вода - источник жизни на всей планете.

Морская стихия прекрасная, но небезопасная.

Ощущения человека умеющего плавать «Как рыба в воде»

Конечные результаты проекта и показатели эффективности:

Пропаганда массовости физической культуры, спорта, а в частности плавания.

Популяризация значимости физической культуры и плавания среди родителей.

Удовлетворённость детей своей деятельностью, повышения эмоционального фона.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Плавание».

Мировой океан занимает почти три четверти поверхности Земного шара. Как ни странно, подводный мир менее изучен, чем космос, и на глубину более 6 километров ещё никто не погружался. Это вызвано огромными техническими трудностями, связанными с большим давлением воды, отсутствием света и кислорода в глубинных слоях океана. Тем не менее, жизнь в океане есть и она довольно разнообразна.

Ученые утверждают, что в поверхностных, срединных и глубинных слоях океанических вод обитает более 200 000 видов организмов. Жизнь в океане распределена неравномерно, наиболее насыщены растениями и животными прибрежные места с глубиной до 200 метров, эти места хорошо освещаемы и прогреваемы солнечным светом, который необходим водорослям для существования. Вдали от прибрежной зоны водоросли встречаются редко, потому что лучи солнца с трудом проникают через большой слой воды. Здесь господствует планктон – очень маленькие растения и животные, которые не способны противостоять течениям, переносящим их на большие расстояния.


Большую часть этих организмов (планктонов) можно увидеть только под микроскопом. Планктон разделяется на фитопланктон и зоопланктон. Фитопланктон – это различного рода водоросли, зоопланктон – это мелкие рачки, а также одноклеточные животные. В жизни океана планктон является основной пищей большинства его обитателей, по этой причине районы богатые планктоном, богаты и рыбой. Здесь же можно встретить и усатых китов.


Жизнь в океане существует также и на его дне: здесь обитает бентос – это растительные и животные организмы, обитающие на грунте и в грунте морского и океанического дна. К бентосу относятся: моллюски, красные и бурые водоросли, ракообразные и другие организмы. Среди них важное промысловое значение имеют омары, креветки, устрицы, крабы, морские гребешки. Бентос является отличной пищевой базой для моржей и некоторых видов рыб.


Кроме планктона и бентоса в океане повсеместно обитают и активно мигрируют такие морские млекопитающие, как дельфины, киты, тюлени, моржи, морские змеи, кальмары, черепахи и многие другие. Жизнь в океане всегда была также и пищей для человека. В океане ведется промысел рыб, млекопитающих, в нем собирают водоросли, а также добывают вещества, которые являются сырьем для лекарств.


Жизнь в океане так богата, что казалась людям неисчерпаемой. Большие судна разных стран отправлялись на промысел китов и рыб. Самыми крупными китами являются синие киты, их масса может достигать 150 тонн, в результате хищнического промысла людей синие киты оказались под угрозой исчезновения. Поэтому в 1987 году СССР прекратил китобойный промысел. Заметно сократилось также и количество рыб в океане. Проблемы Мирового океана должны быть заботой не только какого-нибудь одного государства, но и всего Земного шара. От того, насколько рационально человек будет их решать, зависит его будущее.

error: