Левополушарный тип мышления. Два полушария – два типа мышления. Упражнения для активизации правого полушария

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика левополушарного, правополушарного и равнополушарного типов организации мозга

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.

Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.

Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: "пятерка любой ценой". Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта.Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются
равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.



Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художники» и «мыслители». Что это значит? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое полушарие, которое отвечает за логическое . Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понятие, что творческое и логическое начало личности напрямую зависит от преобладания деятельности правого либо левого полушарий. Некоторые психологи и нейрофизиологи считают, что то, какое полушарие работает лучше, напрямую отражается в способностях человека, его характере. Некоторые учёные утверждают, что гораздо большей ценностью обладает развитое правополушарное мышление. Почему? Ответ вы найдёте в нашем материале.

О работе двух полушарий

Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления:

  • левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе
  • правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут эмоции, и образы
  • смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент
  • интегрированное мышление – когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.

Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки. Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.

Как узнать, какое полушарие преобладает?

Узнать, какое полушарие у вас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к и управлению человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента – сильные эмоции, — у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести , вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, — у вас левополушарный тип мышления.

Характеристики правополушарного мышления

Человек, у которого преобладает правополушарное мышление, часто использует интуитивный подход к решению жизненных проблем и профессиональных задач. Логику такая личность подключает в ситуациях крайней необходимости. Для правополушарного человека имеют ценность высокие идеалы и нравственные ориентиры, он склонен философствовать. «Художнику» не нравится, когда им кто-то управляет: он предпочитает действовать по собственной инициативе. Для правополушарного человека важны отношения с окружающими. Такой человек способен рождать уникальные идеи, создавать нечто новое, прекрасное.

Надо сказать, что классическая система образования построена так, чтобы развивать преимущественно левополушарное мышление, практически полностью игнорируя развитие правополушарных навыков. Это выражено в том, что детей и студентов учат лишь запоминать и воспроизводить информацию в рамках учебной программы, максимум – мыслить логически, и очень мало уделяют внимание развитию образного мышления, фантазии, интуиции, творчества. К сожалению, правополушарное, творческое мышление не культивируется в традиционных учебных заведениях и, в результате, учащиеся становятся обычными «стандартными» взрослыми. Такой подход значительно ограничивает процесс развития личности, делает его односторонним.

Зачем развивать правополушарное мышление?

Немало учёных подчёркивали особую ценность правополушарного мышления. Один из основателей научной педагогики, немецкий исследователь Иоганн Фридрих Гербарт отмечал, что плохой педагог преподносит истину, а хороший учит её находить. Нейропедагог Наталия Трауготт говорила, что «нужно предостеречь образовательную систему от левополушарного обучения, так как это воспитывает людей, которые не будут способны осуществлять реальные действия в реальных ситуациях». Профессор Т. П. Хризман сетовал, что «исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: надо спасать нацию».

«Эксперимент в области педагогики и психологии, проведённый американскими, швейцарскими и австрийскими учёными показал, что школьники начали значительно преуспевать во всех дисциплинах, когда обычную школьную программу уменьшили за счёт увеличения часов уроков музыки».

В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Упражнения для активизации правого полушария

«Рекомендация. Интуицию, внутреннее образное видение, комплексный подход – все эти проявления правополушарного мышления можно развивать. Делать это можно как самостоятельно (с помощью известных методик , Майкла Микалко, Джулии Камерон, Мерили Зденек и других), а можно, заняться интенсивной тренировкой креативности в группе на специальном тренинге».

Начните тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений, которые выполняются в паре.

  1. Упражнение «Образы». Удобно сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Так вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь ваш партнёр будет медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.

Вначале зрительные образы : банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.

Телесные образы : поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.

И в конце – обонятельные и осязательные образы : аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.

  1. Упражнение «Пословицы». Ваш партнёр по упражнению загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Вы угадываете. Потом – меняетесь ролями.

Удачи в развитии правополушарного мышления! Ваше мнение: каким образом правополушарное, интуитивно-образное мышление связано с лидерством?

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Еще в 1981 году ученые из СССР придумали тест , который позволяет с невероятной точностью определить доминирующее полушарие мозга человека. Разные полушария отвечают за разные действия, мышление и подход к решению задач.

Зная, какое полушарие лучше развито, можно выбрать наиболее подходящую профессию или обьяснить свое странное, казалось бы, поведение в какой-либо ситуации. А родители могут определить навыки и таланты ребенка и в зависимости от этого решить, отдать его в шахматную секцию, например, или на рисование.

сайт предлагает вам пройти этот тест, а в конце расскажет несколько интересных фактов о вас.

Перед тем как начать, подготовьтесь

Возьмите 2 листа бумаги: на одном вы будете записывать результаты, а второй понадобится вам для выполнения некоторых пунктов. После прохождения каждого задания отмечайте результат, записывая его на бумаге. На весь тест у вас уйдет не более 7 минут.

1. Переплетите пальцы

Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?

Если левой руки, то поставьте на листе букву «П», если правой руки  - букву «Л».

  • Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

2. Проба Розенбаха

Возьмите в руку карандаш и вытяните его перед глазами, как на картинке. Теперь посмотрите на кончик карандаша и «прицельтесь». Закройте сначала один глаз, затем другой. При закрытии какого глаза изображение смещается сильнее?

Если при закрытии правого глаза изображение смещается сильнее, то поставьте на листе букву «Л», если левого - «П». Если изображение смещается одинаково, то поставьте «ноль».

3. Поза Наполеона

Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки - ставьте «П», если правой - «Л».

4. Аплодисменты

Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась у вас сверху.

Если левая ладонь - ставьте букву «П», если правая - букву «Л».

5. Положите ногу на ногу

Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая - поставьте букву «Л», если левая - букву «П».

6. Подмигните

Каким глазом вы подмигнули? Если правым - «Л», левым - «П».

7. Вращение

Встаньте на ноги и немного повращайтесь вокруг своей оси. В какую сторону вы вращались? Против часовой стрелки - «Л», по часовой - «П».

8. Штрихи

Возьмите второй листок. Теперь каждой рукой, не считая , нарисуйте в ряд несколько вертикальных штрихов. Затем посчитайте штрихи. Какой рукой вы нарисовали больше штрихов?

Если левой рукой нарисовали больше, пишите букву «П», если правой - букву «Л». Если линий одинаковое количество, то пишите «ноль».

9. Окружность


Затем подсчитайте результат:

Больше 30 % - полное доминирование левого полушария.
От 10 % до  30 % - неполное доминирование левого полушария.
От −10 % до +10 % - неполное доминирование правого полушария.
Больше −10 % - полное доминирование правого полушария.

Немного фактов о вас

  • В левом полушарии находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить. Но левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
  • Зато правое полушарие отвечает за интонацию. «Правополушарные» люди говорят мало, но уделяют особое внимание интонации.
  • Правое полушарие чувствительно к юмору и понимает метафоры.
  • Левое полушарие не воспринимает музыку - за нее отвечает правое.
  • Опознание обычных человеческих лиц -  функция правого полушария. Поэтому «левополушарные» люди могут не узнать вас на улице.
  • «Левополушарные» люди любят углубляться в детали, они скрупулезны.
  • Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории.
  • «Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали.
  • «Левополушарные» сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом.
  • Правое полушарие хорошо запоминает эмоции, чувства, личный опыт.
  • Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 180

г. Нижнего Новгорода


Учебный проект по биологии

«Правополушарное мышление»


Выполнил

Серова Майя; 10 А

Руководитель:

Пантелеева Ольга Юрьевна

преподаватель биологии высшей категории


г. Нижний Новгород 2012 г.


Введение


К сожалению, возможности человеческого мозга на сегодняшний день изучены плохо. Во многих вопросах, связанных с деятельностью высшей нервной системы, ученые и исследователи вынуждены учитывать многочисленные «белые пятна». Даже обладая современной научной и технической базой, вести исследования в этой области сложно. Необходима систематизация данных многочисленных наблюдений за поведением человека в течение многих лет. Тем не менее, научно установлено, что функции полушарий головного мозга в мыслительной деятельности человека весьма различны: основной сферой специализации правого полушария является интуиция; левое полушарие мозга отвечает за языковые способности, контролирует речь и память. Согласно исследованиям, левое полушарие мозга более развито у большинства людей. А вот появление выдающихся талантов и гениев человечества часть научного сообщества связывает с активным подключением правого полушария. Настоящая работа посвящена изучению имеющихся данных об асимметрии полушарий головного мозга и тому, как данная асимметрия проявляет себя в повседневной жизни человека.

Актуальность темы заключается в том, что и человеческая цивилизация как таковая, и научно-технический прогресс требуют неординарного творческого мышления, способности быстро реагировать на стремительно изменяющиеся реалии времени, т. е. нуждаются в людях, способных на фантазию, творческий полет, необычность мышления. По одной из версий ученых, дальнейшее развитие человека и освоение им всех возможностей мозга и организма вообще связано с гармонизацией степени развития полушарий. Если в процессе жизнедеятельности будут одинаково задействованы оба полушария головного мозга, мы откроем для себя множество новых возможностей, если не «сверхспособностей». Пока это теория, но основные постулаты уже подтверждает практика. Да и ранее человечество не раз задумывалось о том, что такое «всесторонне развитая личность» и каково должно быть ее становление.

Меня заинтересовала эта тема потому, что я учусь в школе с углубленным изучением физики и математики, следовательно, в процессе учебы развиваю левое полушарие мозга, тогда как для развития правого полушария нет специальных предметов и дисциплин. Не лишаю ли я себя, таким образом, каких-то навыков, которые помогут мне совершенствоваться? Что мне следует делать, чтобы решить эту проблему, и как это скажется на моем состоянии, моих возможностях, моей деятельности? Эти вопросы волнуют меня и помогли сформулировать цель настоящего проекта.

Целью работы является изучение возможностей стимуляции активности полушарий головного мозга для равномерного и гармоничного их развития.

Задачи работы:

изучить, как функциональная асимметрия полушарий головного мозга влияет на способности и деятельность человека;

исследовать, как сказывается неравномерное развитие полушарий на поведении человека;

определить, в каком возрасте определяется доминирующее полушарие;

изучить возможности и перспективы направленной стимуляции активности менее развитого полушария для улучшения работы головного мозга в целом;

выяснить зависимость устойчивости к стрессам от пропорциональности развития полушарий мозга.



Американский психолог Говард Гарднер в конце 20 века выдвинул гипотезу о существовании семи типов интеллекта: логико-математический, вербальный, музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный. Практика современного образования и утилитарный практический подход к узко специализированным видам профессиональной деятельности приводит к тому, что все, чем человек занимается совершенствует (тренирует) только определенный тип мышления. По большей части это логико-математическое и вербальное мышление, являющееся функцией левого полушария мозга. Выделяется также ряд творческих профессий в сфере искусства, но у их ярких представителей чаще всего отсутствуют выраженные способности к аналитике, что указывает на меньшую задействованность левого полушария.

Левое полушарие.

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

буквальное понимание слов. Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

последовательность обработки информации. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

математические способности:

Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

контроль за движениями правой половины тела.

Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Правое полушарие.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

пространственная ориентация:

Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

музыкальность:

Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

метафоры:

С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

воображение:

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.

художественные способности:

Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Получается либо ты логик, либо интуитивист? Не совсем так. Считается, что наиболее важные открытия в науке, свершения в искусстве, иные достижения человека, выходящие за рамки «обычного» и «стандартного», совершались и совершаются в моменты равной активности обоих полушарий головного мозга. Это и пресловутые сны, где приходит решение какой-то задачи (например, Дмитрий Менделеев увидел свою таблицу химических элементов во сне), и озарения в момент совершения нестандартных действий или необычных ситуациях. Ряд ученых предполагает, что это и есть слаженная работа всего головного мозга, логика вместе с интуитивно-творческим началом. По одной из версий, имеющих достаточно подтверждений, подобные состояния «озаренности» происходят, когда в работу включается обычно более «пассивное» полушарие. «Включать» его помогают определенные направленные тренировки. Скажем, ученому может помочь погружение в совершенно иной вид деятельности. Тот же Дмитрий Менделеев, выдающийся химик, довольно много времени посвящал изготовлению чемоданов. Такое у ученого было хобби. Современные психоаналитики назвали бы это «тренировкой правого полушария мозга», ведь любой вид творчества, рукоделия, прикладного искусства напрямую связан с «правополушарным» мышлением. Активность правого полушария дает нам новые возможности, однако, если оно доминирует, тип мышления становится хаотичным, неспособным на анализ. Равномерное развитие полушарий головного мозга - то, что позволит человеку открыть для себя идеальное равновесие.

Таким образом, задача стимулировать мозг для решения задач любой важности и сложности, очевидно, лежит в области гармоничного взаимодействия полушарий и активизации того полушария, которое в обычной деятельности менее задействовано.


Глава II. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ


Функциональная асимметрия полушарий головного мозга не является нормой в строгом понимании. Степень развитости и активности участков мозга зависит от того, как формируется личность человека начиная с первых лет жизни, какие задачи, «логические» или «эмоционально-художественные» преобладают в становлении и развитии. Современные образовательные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей. Современные школы и ВУЗы ориентированы в большей степени на развитие логико-знаковых, левополушарных компонентов мышления, что приводит к их доминированию в процессе формирования человеческой личности. Правополушарное образное, творческое мышление постепенно угнетается - талантливые дети не развивают свои возможности, теряют уникальность и неординарность мышления.

Согласно исследованиям, примерно до десяти лет у детей активизируется, т.е. доминирует преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Следовательно, изначально у большинства из них заложена леворукость в следствие активно действующего правого полушария мозга, и только благодаря всей системе образования, в том числе и дошкольной, в России огромное количество праворуких детей с плохим почерком.

Для сравнения:

В начальной школе на пять праворуких детей приходится один леворукий. Через несколько лет обучения картина меняется. В среднем и старшем звене один леворукий ребенок на 10 праворуких. (около 90% людей имеют ведущую правую руку и лишь 10% - левую или одинаково хорошо владеют левой и правой рукой).

Самый простой способ за короткие сроки максимально сократить асимметрию развития мозга связан именно с навыками владения телом. Реально сокращать асимметрию можно, научившись управлять и правой и левой частями тела одинаково. Специалисты советуют, занимаясь физкультурой, менять толчковую ногу (опорную), а также тренироваться писать и левой, и правой рукой. Этот способ долго считался едва ли не единственным, но современные исследования смогли предложить другие методы. С одним из таких познакомимся подробно.


Глава III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИЕМАМИ И ТЕХНИКАМИ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ


Правополушарное рисование - это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга. Разработан американской преподавательницей рисования Др. Б.Эдвардс и основан на исследовании мозга Нобелевского лауреата Др. Р.Сперри. Первоначальный полугодовой курс обучения был улучшен и сокращён до 40 часов, т.е. до 5-и дней 8-и часовых занятий или соответственно 8 пятичасовых занятий. Как работает метод? Правое полушарие мозга обладает творческой силой, чувством пространства и формы и, следовательно, естественным «природным» умением рисовать, в то время как левое полушарие чувствует языки, логику, символы, но совершенно не умеет реалистично рисовать. Согласно методике, в детстве мы все являемся художниками, но так как активно действует правое полушарие, а левое «отмалчивается», детские рисунки хаотичны и нереалистичны. Они на этом этапе развития ребенка и не могут быть правдоподобными, «взрослыми» картинами. Вырастая, мы забываем о том, что являемся художниками, хотя благодаря развитию левого полушария уже могли бы рисовать реальные картины. Просто левое полушарие «побеждает» правое. Доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В курсе правополушарного рисования перед учеником ставятся такие задачи и упражнения, от которых как от несерьезных, неэффективных и «не своих» отказывается левое полушарие, а это, в свою очередь освобождает правое для рисования. Таким образом, правое полушарие активизируется и посещающие курсы с огромным для себя удивлением обнаруживают, что способны рисовать «настоящие» картины. Происходит это невероятно быстро. Скорость достигается именно благодаря включению в работу правого полушария мозга.

Исследуя вопросы асимметрии полушарий мозга, я посетила первое занятие в технике правополушарного рисования, на практике попробовав подтвердить теорию.

Простейшие тактические приемы первого занятия цикла обучения рисованию, позволяющие пробудить правое полушарие мозга:

.Психологическая обстановка. Обучающий безгранично уверен в эффективности методики и показывает работы таких же учеников - рисунки их, когда они только пришли на занятие впервые, рисунки после 5 часов тренировки, рисунки после курса из 40 часов. Работы убедительно доказывают, что обучение с нуля возможно.

.Снятие барьеров. Ученики выполняют безумные и нелепые с точки зрения левого полушария задания, например, обмакнув руки в гуашь, возят пальцами по бумаге. Выполнение бессмысленных действий невозможно для левого полушария, его работа затормаживается.

.Никаких профессиональных художественных терминов. Объясняя ученикам самые простые вопросы - как держать кисть, насколько глубоко обмакивать кисточку в гуашь и т.д. - преподаватель прибегает к «смешной и детской» лексике. Мазки кистью называются «тык», «шмяк», «вжих», «ляп» и т.п. Здесь логика отказывает, но повторять за учителем нужно, и ученик вынужден понимать и общаться на таком «детском», «образном» языке. Обучение есть, но его трудно воспринимать с точки зрения логики.

.Один из приемов - нарушение границ. Задание - закрасить листок альбома фоном для рисунка не обращая внимание на «памперсе» - это подложка из газет. Задание тоже нарушает логику. Затем за границы листа должен выйти и рисунок или его часть. Вместе с рисунком за границу привычного выходит и восприятие человека, активизируется правое полушарие, левое - «в шоке».

.Преподаватель предлагает «детским» языком последовательность действий, ученик ее воспроизводит. Ученик не знает, какой рисунок он в данный момент рисует, что именно будет изображено. Ломается стереотип цели и ее достижения, одно из обязательных условий работы левого полушария.

.Изменение настроения. По прошествии определенного времени выполнения заданий, сознание уже отказывается воспринимать происходящее с точки зрения логики, но как раз в этот момент начинает что-то получаться. Собственные рисунки вызывают удивление и «детскую радость». Правополушарный режим - это бескритичное состояние удовлетворения собой, легкой эйфории, состояние полета, состояние «здесь и сейчас» и отличный ресурс для многочасовой работы без усталости. Именно поэтому многочасовые занятия проходят абсолютно легко.

Результат первого (5 часов) занятия «с отключением левого полушария» - 10 вполне реалистичных рисунков гуашью, что постороннему человеку кажется совершенно невозможным, если начинающий не обладал до этого серьезными навыками рисования. Плюс ощущение приподнятого настроения, потому что пришлось убедиться в том, что, кажется, для человека реально нет ничего невозможного. Собственно, это и является целью курса. Вводя в состояние повышенной активности правого полушария мозга, дать навыки рисования, а также зафиксировать положительные эмоции на включение этой активности. С каждым занятием правополушарное мышление подключается все проще, и после курса можно направленно задействовать правое полушарие в других ситуациях, при выполнении любых других задач.

Итогом всего курса занятий (по отзывам тех, кто его посещает, а также их близких и знакомых) является не только умение рисовать. Хотя именно высокий уровень изобразительного искусства работ учеников подтверждает, что правополушарное мышление стало более развитым. Бывшие ученики говорят, что жизнь воспринимают более ярко, улыбаются чаще, а нервничают меньше. Появляется определенная психологическая устойчивость, смелость, уверенность в себе, интуитивное умение вовремя абстрагироваться от каких-то ситуаций, или наоборот, принять верное, но не всегда логичное решение, а главное, появляется желание развиваться и совершенствоваться дальше. Эмоции и интуиция - то, за что отвечает правое полушарие, и это еще одно подтверждение эффективности тренировок, направленных на его развитие.

Так, я получила практическое подтверждение того, что можно направленно развивать правополушарное мышление. Развитие же правополушарного мышления ведет к открытию новых возможностей, способностей и качеств человека, как минимум меняющих к лучшему качество его жизни.

стресс головной мозг асимметрия


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, функциональная асимметрия полушарий головного мозга влияет на успехи человека в той или иной деятельности. Люди с более развитым левым полушарием лучше усваивают точные науки, анализируют происходящее. Люди с более развитым правым полушарием могут рассматривать всю ситуацию в целом, им удается параллельно и беспристрастно обрабатывать информацию. Доминирующее полушарие определяется в возрасте 9-11 лет. Подтверждено, что развитие того или иного полушария связано с особенностями образования, воспитания, развития. Ученые доказали преимущества навыков одинаково хорошего владения и право-, и левополушарным мышлением. В целом ряде исследований групп лиц с равномерным развитием полушарий показано, что подавляющее большинство испытуемых одинаково успешно выполняли задания, как связанные с применением счетно-логических операций, так и требующие пространственно-образной ориентировки. Задания, с половиной которых не могла справиться контрольная группа, лица с выраженной асимметрией развития полушарий. Также выяснено, что наиболее устойчивый к психологическим стрессам - человек с обоюдоразвитыми полушариями.

Доказано, что можно направленно активизировать работу менее развитого полушария головного мозга. Чтобы наиболее прогрессивно и целесообразно развивать оба полушария мозга, образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. Т.е. требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации. Пока таких методов немного, однако, они имеются. Разработка подобных методов преподавания полезна и перспективна именно сейчас, когда детей учат аналитическому и очень одностороннему подходу в восприятии учебного материала. Приобщение к каким-либо видам искусства вообще не считается прямой задачей школы, и в результате нет никакого противовеса иссушающей формальной логике.

Это приводит не только к сужению интересов и недостаточно гармоничному развитию - дефицит образного мышления отрицательно сказывается на творчестве даже в сфере точных наук, ослабляет механизмы психологической защиты.


Список используемой Литературы


1. Говард Гарднер, Структура разума: теория множественного интеллекта, М., «Вильямс», 2007 г.

Карл Альбрехт, Практический интеллект. Наука о здравом смысле, М., «Бизнес Психологи», 2011 г.

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г.

4. Бетти Эдвардс Правополушарное рисование - Seven Lessons to Enhance Creativity and Artistic Self Confidence, 2004 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Уже давно известно, что правое и левое полушария мозга значительно отличаются между собой и выполняют разные функции в целостности человеческого мышления. Правополушарное мышление характеризуется чувственностью, абстрактным и пространственным восприятием окружающего мира. Также подобный тип мышления называют художественным или творческим.

Однако такое увеличение письменности, по мнению ученых, может быть связано с навязчивой тенденцией, которая вызывает художественную передержку. Тем не менее, не все пациенты Паркинсона в результате увеличения лекарственного вещества, вызванного лекарством, демонстрируют толчок к художественному производству, поэтому эффекты дофамина на творчество все еще неясны.

Таламус играет важную роль в мозге, поскольку он функционирует как своего рода мозговой фильтр, который размывает информацию, поступающую в области коры, ответственную, помимо прочего, за познание и рассуждение. С этого момента психологи разработали образовательные программы, предназначенные для продвижения творчества и изобретательности во многих дисциплинах и в каждом студенческом населении.

Теория о том, что у левши преобладает правополушарное мышление полностью подтверждается тем, что для мозга характерен перекрест и мозга отвечает за координацию левой части тела.

Творческий тип мышления развит у каждого человека, однако в современном мире из-за высокого уровня социализации, определенных норм поведения и воспитания в конечном итоге правое полушарие подавляется. Наиболее оптимально, чтобы правополушарное мышление гармонировало с левополушарным, тогда работа мозга становится в 5 раз эффективнее.

Творческие методы мышления сегодня основаны на способности изменять направление мышления, создавать новые идеи, изменять старые модели посредством процессов, которые фокусируют внимание, преодолевают пределы нынешней ситуации и создают новые и различные связи, которые принимают ум всегда активен.

Очень часто решение проблемы требует усилий, оно утомительно, потому что путаница, которую он порождает в нас, может быть сильной и трудной в обращении, одним из тех методов, которые наиболее часто полезны в этом случае и ломают проблему, сосредоточиться на одном аспекте за раз, разделяя эмоции от логики, креативность от информации, которую мы имеем. Учиться останавливаться на проблеме и делать паузу, чтобы оставить свободное творческое мышление, - это еще одна возможность, очень часто лучшие идеи появляются так же, как вы отклоняетесь от проблемы.

Люди, у которых ярко выражено доминирование правого полушария, характеризуются рядом особенностей:

  • Трудно организовываются, не имеют порядка в действиях, не умеют жить по намеченному плану;
  • Эмоционально открытые люди, с которыми просто найти общий язык , но очень непредсказуемые;
  • Любят поразмышлять, пофилософствовать;
  • В жизни преобладает спонтанность, из-за чего могут быть проблемы с распределением времени и выполнением задач в намеченные сроки;
  • Любую картинку, задачу или идею оценивают в целом, не вникая и не анализируя детали;
  • Решения и поступки у них основаны на эмоциях, чувствах;
  • Зачастую имеется талан к какому-нибудь творческому направлению или к нескольким сразу;
  • Полагаются на интуитивные ощущения, а не на логическую оценку ситуации;
  • Хорошо работают в коллективах, любят творческий подход к работе;
  • Предпочитают современные направления в музыке;
  • Работу могут выполнять в любых условиях (телевизор, музыка, разговоры), но легко отвлекаются и перескакивают с одного занятия на другое;
  • Из животных больше всего любят кошек.

У людей, имеющих такие характеристики, отмечается подавление левого полушария, и для более эффективной работы мозга следует обратить внимание на развитие логического мышления.

Точно так же научиться добровольно фокусироваться очень полезно в развитии расходящегося мышления, обучения остановке на конкретном предмете, которого никогда не было, наблюдать детали сцены, пейзажа, витрины или образа, развивает наши творческие способности, заставляет нас создавать новые идеи или привносить инновации в то, что уже существует. Также, делая невозможным мышление, противоречивые и нелогичные вещи могут служить потрясением для расходящейся мысли и предложения идей для новых идей. Выйдя за пределы логического, рационального, известного, может привести к чему-то новаторскому, идти по новым направлениям, никогда не изучавшимся до.

Зачем развивать правополушарный тип мышления?

Известный профессор Хризмен отмечал, что люди-правополушарники подлежат исчезновению, что является угрозой для нации, так как именно они являются генераторами идей.

Развитие правополушарного мышления имеет огромное значение на современном рынке бизнеса, так как именно оно отвечает за креативность. Люди, достигшие гармонии в работе обоих полушарий, придумывают удачные идеи, непохожие ни на чьи раннее, могут находить неординарные выход из плачевных ситуаций, умеют находить связи между понятиями. Рекомендуем подробнее почитать о креативном мышлении и его развитии на нашем блоге.

Что касается наиболее полезных упражнений для развития и реализации творчества, то те, кто не предвидит единственно правильного решения, безусловно, являются наиболее полезными, те упражнения, которые оставляют мысль о возможности реагировать на стимул, следуя нескольким путям. Способность создавать новые идеи, а не сдаваться первой возможности решить проблему, - это то, что называется открытость, способность смотреть на вещи разными глазами, не отпуская жестких моделей мышления, которые они использовали для разума.

Некоторые из этих упражнений - это, например, те, которые требуют способности находить новые виды использования для общих объектов или строить проекты из представления абстрактной формы , придумывать рассказ из некоторых приведенных слов, создавать случайные ассоциации, чтобы доказать, что два объекта, два слова, два случайно захваченных изображения похожи или все еще описывают гипотетические ситуации, например, представьте, каким будет мир, если бы человек знал, как летать.

Развитие правополушарного типа мышления позволяет:

  • Значительно улучшить условия на производстве;
  • Создавать и приводить в действие новые удачные концепции развития;
  • Достигать более высоких результатов в коллективе благодаря понимаю индивидуальных особенностей каждого его члена;
  • Принятие интересных, но обоснованных решений;
  • Построение действующих схем, позволяющий максимально организовать работу коллектива.

Активизация правополушарного мышления позволит видеть картинку целиком, а не отдельные детали. Человеку будет проще находить общий язык с коллективом, конкурентами, просто окружающими людьми, что несомненно важно в мире тесных контактов друг с другом.

Еще одним полезным упражнением для облегчения творческого мышления является построение «ментальных карт». Учитывая слово стимула, вас попросят привлечь или написать вокруг него все слова, которые каким-то образом связаны с данным словом. Для каждого найденного термина вы можете расширить упражнение, ища больше ассоциаций. Таким образом, вы получаете свою ментальную карту термина. Этот метод является важным инструментом для восприятия проблемы и позволяет нам сразу же найти связь между центральной идеей и другой, которая вращается вокруг нее.

Как развивать правополушарное мышление?

Современная система обучения активно подавляет правое полушарие мозга, активируя левое. Для достижения гармонии в образности и логичности следует произвести обратное действие.

Существует несколько эффективных особых методик йоги, направленных на остановку левого полушария и запуск правого. Эффект достигается специально разработанными тренингами, основанными на знаниях о функционировании мозга.

Восприятие проблемы, выраженное через ментальные карты, позволяет лучше организовывать мысли и облегчает творческий процесс. Тот факт, что каждый человек может создавать разные понятия, связанные с данным словом, говорит нам, сколько межсубъективных различий может существовать и сколько коммуникации является сложным процессом, на самом деле, возможность понять из своего собеседника тесно связана с способностью вступать в его ментальная карта , если этого не происходит, существует риск того, что понимаемое отличается от того, что нужно выразить.

Для того чтобы добиться развития правополушарного типа мышления без затрат времени и сил, достаточно выполнять несколько простых, но эффективных упражнений;

  • Активация образного мышления. Для этого вам нужно будет принять максимально удобную позу, расслабиться и закрыть глаза. Помощник будет медленно зачитывать вам слова, которые нужно наиболее реалистично представить. Начинают, как правило, со зрительных образов предметов, например, стол, ковер, радуга. Затем переходят к слуху, пытаясь воспроизвести в голове шум дождя, рычание тигра и множество других образов. После этого продвигаются к тактильными ощущениям, к которым относятся: поглаживание шерсти кошки, прикосновение ко льду и т. д. В последнюю очередь приступают к запахам и вкусу, которые также нужно представить максимально реалистично.
  • Угадывание пословиц. Известные выражения следует изображать без помощи слов только жестами и мимикой. Развитие правополушарного мышления при этом упражнении отмечается у обоих участников.
  • Рисование. Экспериментально доказано, что уроки рисования (некоторые из которых целенаправленно созданы для активации правого полушария мозга) положительно влияют на образность мышления и улучшают навыки креативности.

Прослушивание гармоничной и красивой музыки оказывает положительное влияние на правополушарное мышление. К тому же все известные композиторы, несомненно, обладали доминирующим правополушарным типом мышления.

Существует много упражнений, полезных для развития функции, полезной для человека, поскольку она позволяет ему преодолевать ограничения своего бытия, творческое развитие - это путешествие, которое расширяет знания и знания всех. Все можно наблюдать под разными углами, все в процессе их наблюдения.

СМИ и общественные коммуникации. Истинные знания чтения и чтения начинаются с понимания отношений «чтение-мозг». Мой вывод состоит в том, что ни чтение не является уменьшающейся культурной практикой, ни читателями все более низкими. Болгария страдает от неоплачиваемого родительского учреждения, от его пассивности к формированию основной культуры чтения среди детей. И решение проблемы состоит в том, чтобы повысить грамотность родителя как «создателя читателя».

Развивать правополушарное мышление можно в любом возрасте, как и тренировать свой ум. Кроме того, после окончания учебы, когда нет факторов, подавляющих данный тип мышления, сделать это гораздо проще.

Наверняка все слышали о том, что правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности - левое полушарие решает логические задачи, а правое - творческие. Но возможно не все слышали следствие из всего этого, которое касается одного из творческих занятий - рисования. Особенности нашей системы образования способствуют развитию в первую очередь логической составляющей. Как следствие, левое полушарие явно доминирует над правым и очень часто подавляет все его творческие потуги.

Окно чтения Одна из самых плодотворных теорий понимания прочитанного - это так называемое «окно возможностей» в человеке. Согласно исследованиям в области нейрофизиологии, включая результаты профессора Карла Штаатс, дислексического специалиста из Университета Беркли, Калифорния, при рождении, у человеческого мозга около 100 миллиардов нейронов, но отношения между ними формируются и укрепляются примерно до 18 лет в зависимости от воздействия информации на окружающую среду. В течение первых 10 лет существует несколько критических периодов, называемых «окнами», когда мозгу требуется определенный тип накопления информации, чтобы временные соединения были постоянными. «Окно» для разработки синтаксиса языка, а также для принятия второго языка наиболее широко открыто до 6-го года.

А за навыки рисования отвечает именно правое, творческое полушарие. Важный вывод - практически любой человек может научиться рисовать, если он предварительно научится заглушать доминирующее левое полушарие и давать волю правому.

Почему же левое полушарие так плохо справляется с задачами рисования? Потому, что оно привыкло мыслить штампами, заложенными в нас с детства. Именно эти штампы мешают увидеть истинную суть вещей, увидеть их такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они представляются левому полушарию. И именно поэтому многие люди видят одну и ту же вещь совершенно по-разному.

С 6-го по 10-й год формируются умственные способности, которые предлагают и совершенствуют абстрактное мышление . Способность «читать мысли» формируется параллельно с абстрактным мышлением. Организация мозговых структур под воздействием внешнего источника питания прекращается в возрасте 18 лет, когда мозг выгружается из неиспользуемых звеньев, отбрасывает свободные «шоссе» и концентрирует свою энергию только на отработанных маршрутах или привычках. Очевидно, что если ребенок не формирует привычку к чтению в возрасте, он теряется для читающего сообщества.

Обо всем этом я вычитал в замечательной книге Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника» , которую рекомендую к прочтению как тем, кто хочет научиться рисовать, так и тем, кто уже умеет это делать. В книге даются простые упражнения, благодаря которым развиваются навыки активации правого полушария мозга. Смысл упражнений прост - нужно выполнять действия, с которыми очень хорошо справляется правое полушарие и для которых абсолютно не подходит левое, и тогда рано или поздно левое полушарие сдастся и отдаст бразды правления правому. После таких упражнений человек учится по своему желанию переключаться в «правостороннее» мышление.

Не то, чтобы человек не мог научиться читать 50 или 80 лет. Но он получит «читателя», а не читателя. Пренатальное чтение Вопрос о генеалогии читателя, который все еще ждет определенного ответа от науки, - это когда родители должны начать читать своего ребенка. Ребенок - читатель, хотя и «читатель аудио», все еще находится в животе матери. Плод получает информацию в утробе матери. Пока она находится в животе матери, она готова выучить звучащий рассказ. Естественно, речь идет не о восприятии, а о понимании.

Но все же нерожденный, он становится привычкой к восприятию конкретного ритма письменных предложений. Вот почему будущая мать должна читать вслух. Это даже не должны быть детские книги, но читать вслух то, что вы читаете о себе. Однако, чтобы доказать это, исследование взаимосвязи между любовниками и необразованными детьми может быть сделано, соответственно, между матерями, читающими и не читающими во время беременности. Любая беременная женщина, которая прочитала что-то вслух, могла прислушиваться к реакциям, вызывающим особый интерес к ее животу.

Привожу примеры таких упражнений. Смысл первого упражнения заключается в том, чтобы нарисовать зеркальную копию имеющегося изображения, одновременно «очерчивая взглядом» имеющееся изображение (пример в книге - «лицо-ваза», см. иллюстрацию к этому посту).

Другой пример - рисование перевернутого изображения. Здесь мы берем любое понравившееся изображение, переворачиваем его и стараемся рисовать, обращая внимание на отдельные детали, без видимости картины в целом. То есть мы стараемся просто скопировать каждую черточку, не задумываясь о том, чем именно она является на рисунке. Результаты поражают - даже люди, казалось бы совершенно не умеющие рисовать, достигают практически идеального результата. Вот что значит избавиться от штампов.

И затем проследите его развитие, чтобы понять, что ребенок действительно является читателем. Нет родного не читателя. Она переполнена ругательством, чтобы читать. Он был заблокирован от чрезмерного бронирования. Существует культ книги. Разумеется, мое личное убеждение заключается в том, что беременный студент, который учится на громких экзаменационных программах, является надежным и стабильным взрослым читателем в своем ребенке. Человек является синонимом читателя. Очевидно, что главная ответственность за будущего приверженца или противников практики чтения лежит на родителях или педагогах будущего великого человека.

Третий пример - так называемое «чистое контурное рисование». Заключается оно в методичном рисовании хаотических узоров без контроля за тем, что получается в итоге. На практике рекомендуется не глядя на бумагу рисовать узор морщинок на собственной ладони. Этот метод считается одним из самых действенных.

Когда начинаешь задумываться об особенностях мышления левого и правого полушарий, некоторые вещи становятся на свои места. Например, за контроль времени отвечает левое полушарие мозга, поэтому при погружении в творческие занятий (в том числе рисование), человек теряет контроль над временем. Очнувшись от своего занятия человеку может не вериться, что с момента начала прошло целых три часа. Еще один пример - речь, за которую опять же отвечает левое полушарие. Человек, занятый чем-то творческим, может не слышать, что ему говорят, а на вопросы отвечать невнятным мычанием.

И если сегодня мы слышим жалобы на сокращение числа читателей, это может означать, что качество людей уменьшается. Человек является синонимом читателя, потому что чтение имеет самые высокие требования к умственной деятельности. Прежде всего, это стимулирует языковую культуру, поскольку она обрабатывает слово и обогащает множественность слов. Во-вторых, он активизирует воображение и улучшает абстрактное мышление. И в-третьих, чтение развивает эмоции, поскольку письменное слово незаменимо в крупномасштабных описаниях внутренней жизни , ментальных картин, ментальных представлений и понятий.

error: