Лексикон прописных истин Что такое Послание, что означает и как правильно пишется. Сообщение о жанре литературного послания. Примеры из творчества русских писателей Что такое послание

ПОСЛАНИЕ

Поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-л. и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. П.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОСЛАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОСЛАНИЕ
    ПРЕЗИДЕНТА ПАРЛАМЕНТУ - одна из важнейших форм взаимодействия между главой государства и общенациональным представительным органом. Представляет собой, как правило, ежегодный …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    БЮДЖЕТНОЕ - см БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ …
  • ПОСЛАНИЕ. в Литературной энциклопедии:
    1. Стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, 172 любовного или дружеского характера — популярный литературный жанр в античной и европейской …
  • ПОСЛАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПОСЛАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    эпистола (греч. epistole) литературный жанр - стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появляется у Горация (1 в. до н. э.), …
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ПОСЛАНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности ("Наука …
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по …
  • ПОСЛАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОСЛ́АНИЕ, поэтич. или публицистич. произв. в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотв. П. как жанр существовали от античности …
  • ПОСЛАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ПОСЛАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    посла"ние, посла"ния, посла"ния, посла"ний, посла"нию, посла"ниям, посла"ние, посла"ния, посла"нием, посла"ниями, посла"нии, …
  • ПОСЛАНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ПОСЛАНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОСЛАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • ПОСЛАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) а) Письменное обращение, письмо к кому-л. (обычно пространное). б) Официальное обращение государственного или общественного деятеля к другим официальным …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    посл`ание, …
  • ПОСЛАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    послание, …
  • ПОСЛАНИЕ в Орфографическом словаре:
    посл`ание, …
  • ПОСЛАНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    устар. и ирон. вообще - письмо, письменное обращение Любовное п. послание поэтическое или публицистическое произведение в форме обращения к кому-нибудь …
  • ПОСЛАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, …
  • ПОСЛАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому-н., письмо. Послание, полное яду. А.К. Толстой. Я получил твое посланье. Лермонтов. Любовное …

Жанр послание в лирике русских поэтов. Авторы проекта: Шадрина Дарья и Качурова Яна, учащиеся 6 «Д» класса. Учитель: Ворошнина Елена Анатольевна. Январь 2016

Введение.

На уроках литературы мы изучали жанр послание.

Нас заинтересовала эта тема, и мы решили узнать о ней побольше.

Введение.

*Узнать, что такое послание в художественной литературе.

*Выяснить, кто из русских поэтов использовал данный жанр в своих произведениях.

*Проанализировать, используется ли жанр послание в современной литературе.

Цели и задачи.

Жанр послание

*ПОСЛАНИЕ(от греч. Epistole)-литературный жанр в поэзии и публицистике;

стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу(лицам).

*ПОСЛАНИЕ- это текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо.

Из истории жанра

Возникло в античной поэзии, у Горация . Квинт Гораций Флакк- древнеримский поэт «Золотого века» римской литературы.

Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо об искусстве поэзии.

«Послание» Гораций Флакк

«Сам не творя, покажу я, в чем дар, в чем долг стихотворца, Что ему средства дает, образует его и питает, Что хорошо, что нет, где верный путь, где неверный»

2) В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро.

Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю.

3)В эпоху романтизма послание из письма конкретному лицу превращается в письмо обобщённому адресату (напр., «Послание цензору» А. С. Пушкина ).

После пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной формой поэзии, а теперь, если изредка встречаются, то как подражания стилю той эпохи.

В дальнейшем развитии послания теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений.

«Рассказ о себе»

На весну моей юности безумной

Я был похож на ласточку,

Перелетавшую с места на место:

Юность бесстрашно и беззаботно толкала меня туда Куда меня влекло мое сердце.

«В альбом к Пущину»

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою. Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья…

Послание в пушкинскую эпоху:

А) Послания А.С. Пушкина

Б) Послания В.А. Жуковского

В) Послания К.Н. Батюшкова.

А.С.Пушкин

Самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С. Пушкина - дружеское послание. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний –признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание «К Чаадаеву». Поэт посвятил Чаадаеву три послания, четверостишие «К портрету Чаадаеву» и более десятка писем.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - русский поэт, драматург и прозаик.

Отрывок из послания «К Чаадаеву»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой…

В.А.Жуковский

ПОСЛАНИЕ К ПЛЕЩЕЕВУ

В день светлого воскресенья

Ты прав, любезный мой поэт!

Твое послание на русском Геликоне,

При русском мерзлом Аполлоне,

Лишь именем моим бессмертие найдет!

Но, ах! Того себе я в славу не вменяю!

А почему ж? Читай. И прозу и стихи

Я буду за грехи

Марать, марать, марать и много намараю,

Шесть томов, например (а им, изволишь знать

Готовы и титул и даже оглавленье)

Потом устану я марать…

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

К.Н.Батюшков.

О ты, который средь обедов,

Среди веселий и забав

Сберег для дружбы короткий нрав,

Для дел - характер честный дедов!

О ты, который при дворе,

В чаду успехов или счастья,

Найти умел в одном добре

Души прямое сладострастье!...

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) - русский поэт.

Послание «К Тургеневу».

Жанр послание в литературе ХХ века

В современной литературе существуют 6 признаков послания.

Во-первых, возникают послания, где содержанием письма становится разговор о самом письме. Так, например, стихотворение Павла Васильева «Чтоб долго почтальоны не искали…»

Во-вторых, послания к адресату обобщенному (в ХХ веке их количество резко возрастает; это связано с тем, что советская поэзия стремится к большей просвещенности).

В-четвертых, варьируется отправитель. Специфика отправителя обнажается в ролевой лирике, где автор послания скрывается под маской героя. В 40-е годы частотными становятся ролевые послания, как, напр., «Письмо по радио» М.В. Исаковского

В-третьих, наряду с дружескими появляется немалое количество сатирических посланий. Скажем, такая разновидность, как открытое сатирическое письмо (К. Симонова «Открытое письмо» 1943 г.):

В-пятых, варьируется контакт. «Тело письма» в ХХ веке все более осознается как условность. Возникает множество посланий «на смерть», но, в отличие от стихотворений, посвященных памяти адресата, содержат диалог с умершим как с живым. Примером такого послания может служить стихотворение А. Ахматовой «Памяти В.С. Срезневской», заглавие которого не позволяет провести различие между посланием и стихотворением по случаю смерти, но уже первая строка демонстрирует продолжение диалога с адресатом как с живым человеком.

В-шестых, варьируется контекст. В ХХ веке появляются послания, в которых текст, лишенный внешних признаков жанра, воспринимается именно как послание из-за знания читателями затекстовой ситуации. Иногда адресат стихотворения «прочитывается» через знание определенных культурных фактов, указание на которые дается в тексте или в заголовочном комплексе. Так, например, стихотворение Д. Бедного «Любимому» на первый взгляд лишено конкретного указания адресата, его имени нет ни в заглавии, ни в тексте.

Жанр послание в литературе 21века.

В «дружбе» литературы и жанра «послание» в 21 веке практически ничего не изменилось.

Люди также пишут дружеские и лирические послания, но жанр стал использоваться реже.

Примеры современных посланий:

П.Березкин

Hallo,родная моя hallo

Я знаю много значений слов. Не знаю, где ты и с кем. «Hallo,родная моя,hallo», - осталось на языке. Смотри: чтобы это письмо дошло, я марки наклеил две. Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет. Я оказался в том месте, где слова мои - белый шум. Я вижу лица других людей, но писем им не пишу. Я вместо карточки голубой сжимаю жетон в горсти. Мне жаль, что я не уехал с тобой. Прости, родная, прости. С тех пор человеческое тепло - заряженный пистолет. Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет. Летаю Берлин-Петербург-Берлин, не схватишься за крыло. Я здесь, родная моя, один. Hallo,родная,hallo. Здесь оказалось не так светло, во все пределы мело, и, чтобы увидеть свет - «Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет».

А.Невзлюбцкий

Нинка,Нинка

Нинка,Нинка,

Ты замуж собралась, а мне так дико,

Ну чем тебя привлек твой генерал,

Ведь он же старый, чем тебя он взял.

А ты надела на пальцы побрякушки,

И ты смеешься, завидуют подружки,

И в белой шубке ходишь по двору,

Ну как снегурка, возьму да украду.

И мне так душно, жить твоим обманом,

Ты раньше была глупой, а сейчас подавно,

Ну кто тебя тебя услышит там вдали,

Со старым мужем, без денег на мели.

Анкетирование среди учеников школы №79

  • 90% учащихся нашей школы выбрали ответ а)
  • 88% учащихся знают поэтов, писавших в этом жанре
  • 50% учащихся не считают послание актуальным в наше время
  • 46% учащихся считают жанр актуальным.

Таким образом, послания ХХ века демонстрируют вариацию признаков классической модели жанра. Видимо, с этим связана вариативность заглавий: «Послание друзьям», «Письмо любимой Молчанова, брошенной им», «Ответ поэту», «Разговор с матерью». Послание, сохраняя жанровую доминанту и варьируя признаки, выявляет изменение статуса коммуникации в культуре ХХ века: катастрофическая нехватка общения обуславливает диалог в его маргинальных вариантах – с умершими, условными или фиктивными адресатами.

2) Жанр послание в нашей современной литературе не угас, но его стали использовать гораздо реже.

Спасибо за внимание!!!

Иногда - что более свойственно посланию - понижается до простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которому оно обращено.

Особенно свойственными стилю послания старая поэтика считала изящество, остроумие , лёгкость стиха. Наиболее употребительные размеры - гекзаметр и александрийский стих , но допускаются и другие. Пушкин часто пользовался в посланиях оригинальным трёхстопным ямбом .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    2-8. Послание Иакова 1 глава 13-18 стихи. Ю. К. Сипко

    Стихи из Библии (Первое послание к Тимофею 4:16) @biblevideosverse

Субтитры

Примеры посланий

Классическая литература

Классические литературы не знали посланий до Горация , создавшего этот литературный жанр и давшего его образцы, которые долго считались неподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частных писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них - 3 послания, посвящённые литературе, особенно послания к Пизонам: «De arte poetica».

Французская литература

Истинное отечество посланий - Франция , где издавна столь популярен изысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая болтовня (causerie) о чём угодно, легко укладывающаяся в рамки посланий. Клеман Маро , давший первые образцы посланий во французской литературе, создал их под влиянием своих античных предшественников. Известны его послания из тюрьмы Шатле к его другу Лиону Жаме и два послания к королю - первое «pour sa délivrance» и второе «pour avoir été desrobbé»; эти шутливые письма могут считаться образцом тонкого такта , умеющего соблюдать границу между фамильярностью и почтением.

В XIX веке во Франции послания писали Делавинь , Ламартин , Гюго ; есть отдельные сборники посланий Вьенне - «Epîtres et satires» (1845) и Отрана - «Epîtres rustiques».

Английская литература

Послание - довольно распространенная литературная форма и в Англии . Классическими считаются четыре послания Поупа , составляющие его «Опыт о человеке», а равно «Элоиза к Абеляру » (1716).

Немецкая литература

В немецкой изящной литературе послание приняло лирическую окраску. Послания писали Виланд («Zwölf moralische Briefe», 1752), Гекинг («An meinen Bedienten»), Глейм , Якоби (Johann Georg Jacobi), Шмидт, Юнг , Николаи, И. В. Михаэлис; особенно известны послания Шиллера «Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die Bühne brachte», Гёте - «Zwei Episteln über das Lesen schlechter Bücher», и Рюккерта . Из последующих поэтов послания писал Рудольф Готшалль .

Итальянская литература

В Италии известны послания Киабреры («Lettere famigliare»), который ввёл эту форму в итальянскую поэзию, и Фругони (Carlo Innocenzo Frugoni ), (XVIII век).

Русская литература

В русской литературе XVIII в., покорной французским образцам, форма посланий (также под названиями «письмо, эпистола, стихи») была очень распространена; едва ли за это время найдется хоть один выдающийся поэт, не писавший послания. Наиболее известны послания Кантемира («Письма» к Трубецкому, Потёмкину, «К стихам моим»), Тредьяковского («Эпистола от российския поэзии к Аполлину»), В. Петрова , Княжнина («Послание прелестницам», «Послание трём грациям», «К российским питомцам свободных художеств» и др.), Козодавлева , Кострова («Эпистола на всерадостный день восшествия на престол Екатерины», «К председателю муз» и др.), Сумарокова (пять «эпистол» - «О русском языке», «О стихотворстве» и др.), который оставил их очень много; между ними есть и настоящие послания в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочки в стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову, Батюшкову, И. И. Дмитриеву , императрице Марии Феодоровне, Воейкову, кн. Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку, Нарышкину, Дмитриеву. Писали послания также Карамзин («К Плещееву», «К женщинам», «К бедному поэту»), Гнедич («Перуанец к испанцу») и др.

Послания Пушкина - превосходные образцы этой литературной формы; они глубоко искренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны и остроумны, далеки от условного стиля классических посланий; послание к Дельвигу («Череп») вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие послания также были первоначально предназначены не для печати, но лишь для адресата. В лирике Пушкина послания занимают видное место, особенно послание к Батюшкову, «Городок», Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину, Кошанскому («Моему Аристарху»), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко; особый характер имеют послания «В Сибирь» и «Овидию».

См. также

Жанр послания известен ещё с времён античности (Квинт, Гораций, Овидий).
В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам.
В русской поэзии начала XIX века дружеское послание было весьма распространенным жанром (послания В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.А.Фета). Популярность его во многом объяснялась малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения мыслей. Дружеское послание напоминает непринужденную беседу, часто это разговор "на равных". Адресат мог быть самый разный: реальное, близкое автору лицо, лицо, с которым автор не был лично знаком, лицо воображаемое.
Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания. От первоначального стихотворного размера – гекзаметра – авторы посланий вскоре отказались. Дружеское послание создается с целью обретения единомышленника и союзника.

Пушкин-лицеист использует различные жанры: от оды до романса, элегии и сказки. Но самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С.Пушкина – дружеское послание ("К Наталье" – первое стихотворение поэта, "К другу стихотворцу" – первое печатное произведение). Многие послания Пушкина берут в качестве образца "Мои пенаты" Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В обращениях к друзьям ( , , "Кюхельбекеру") возникает тема Лицея, которая встречается и в более поздних стихотворениях поэта.
Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний – признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание

Кратко:

Послание - литературное или литературно-публицистическое произведение, написанное в форме обращения к какому-либо лицу или лицам. Например, «В Сибирь...» А. Пушкина.

Как правило, они содержат просьбу, требование, пожелание, увещевание, укор и т.п., в зависимости от отношения автора к адресату, и выражают любовь, дружбу, уважение, неприязнь, осуждение и проч.

Послание может быть и публицистического характера, к примеру, опубликованное письмо В. Белинского к Н. Гоголю, где затрагивались вопросы творчества.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Родословную поэтического послания принято вести от «Послания к Пизонам» Горация, которое еще в древности именовали «наукой поэзии». В форме посланий, адресаты которых не названы, написаны «Скорбные элегии» Овидия. Одновременно поэтом-изгнанником создавались и послания обращённые к конкретным лицам, имевшие более интимный характер. Впоследствии они были собраны в книгу «Письма с Понта».

И в древности, и в эпохи Возрождения и барокко тематическое разнообразие посланий было почти безграничным. В произведениях Дж. Донна встречаем великолепные реалистические зарисовки («Кристоферу Бруку»), философские этюды («Сэру Генри Гудьеру»). Однако во многих из них собственно эпистолярное начало проступает слабо, лишь обрамляя текст характерными обращениями.

В западноевропейской литературе жанр послания достигает расцвета в эпоху классицизма. Наиболее известны послания Буало, Вольтера, А. Попа. Едва ли не все русские классицисты (А. Сумароков. «Две эпистолы (в первой предлагается о русском языке, а во второй - о стихотворстве) »; А. Кантемир. «К стихам своим» и т. д.) отдали дань этому популярнейшему в то время жанру. В сборниках стихотворений начала XX в. часто встречается раздел «Послания». Есть он у Батюшкова в «Опытах в стихах и прозе», в сборнике стихотворений В. Л. Пушкина (1822). Шестнадцать посланий включил в специальный раздел сборника «Стихотворения» (1826) А. С. Пушкин. Инерция была столь сильна, что такой раздел есть и в первом выпуске «Вечерних огней», хотя многие стихотворения А. А. Фета очень далеки от традиционных посланий.

Конечно, «письма в стихах» писали во все времена. Но самые благоприятные для них — эпохи «дружества» поэтов, ведь чаще всего письмами обмениваются друзья. Великое множество стихотворных писем написано арзамасцами, вдохновленными поэтическим братством. Но однажды дух братства был осквернён. За «дорожные» стихи В. Л. Пушкин был сурово наказан: из Старосты его переименовали в Вотрушку и приговорили к покаянию хорошими стихами. Своё возмущение В. Пушкин выразил, разумеется, в послании. Чем же более всего он был обижен? «Я слух ваш оскорбил, вы оскорбили друга», «В дурных стихах большой не вижу я вины; / Приятели беречь приятеля должны». Арзамасцы были побеждены: Василию Львовичу возвратили имя Старосты.

Дух лицейского братства воплотился в многочисленных посланиях «19 октября», которые писали все лицейские поэты — Пушкин, Дельвиг, Илличевский, Кюхельбекер.

Русским поэтическим посланиям XVIII в. свойственна развёрнутая, детальная характеристика адресата. Ей посвящена большая часть «Послания к Аркадию Ивановичу Толбугину» И. Дмитриева.

Но даже если адресат не назван, «следы» его присутствия обнаруживаются в тексте непременно. «Анакреон под дуломаном. / Поэт, рубака, весельчак...» — адресат послания П. Вяземского легко узнавался современниками по первым строкам.

Иногда послания, отделенные друг от друга годами, слагались в своеобразный эпистолярный цикл, ибо одно поэтическое письмо подхватывало мотивы другого. В послании «Чаадаеву. С морского берега Тавриды» (1824) Пушкин продолжает разговор шестилетней давности («К Чаадаеву», 1818).

Излюбленный мотив произведений — приглашение на обед. Вспомним захватывающие державинские натюрморты в послании «Евгению. Жизнь Званская». Начинались такие поэтические письма обычно с обращения, завершались — приглашением.

В лучших традициях жанра 16-летний Пушкин обращался к «мудрецу ленивому», «верному другу бокала / И жирных утренних пиров» с призывом-упреком:

Давно в моём уединенье,
В кругу бутылок и друзей.
Не зрели кружки мы твоей...

При всей лицейской вольности в таком послании к профессору Галичу было очень много «от литературы». В пушкинскую эпоху послания были, по словам Б. Эйхенбаума, одной из форм «олитературивания быта».

Поэтическое послание не случайно излюбленный жанр поэтов пушкинского круга, ревностно защищавших свою независимость. Многие стихотворные письма создавались как бы в расчёте на то, что, кроме адресата, их никто не прочтет. Вероятно, только в этом жанре можно было обратиться к другу так, как это сделал П. Вяземский: «Икалось ли тебе, Давыдов, когда шампанское я пил...» («Эперне (Денису Васильевичу Давыдову)») Однако были и послания, изначально предназначавшиеся для печати. Но и они, как правило, приближались к пределу официально допустимой вольности. Характерно, что в николаевскую эпоху было опубликовано посланий много меньше, чем в александровскую.

Эти произведения оказывали влияние и на другие жанры. В пушкинской лирике часто обращение «мой друг«. Черты посланий обретали многие стихотворения признанного мастера этого жанра Н. Языкова, написавшего даже поэтическое послание в историческом роде — «Баян к русскому воину при Дмитрии Донском, прежде знаменитого сражения при Непрядве».

Иногда письма в стихах вызывали ответные. Вспомним: «Во глубине сибирских руд... » (часто именуемое «Посланием в Сибирь») и ответ А. Одоевского «Струн вещих пламенные звуки... ». В «Вестнике Европы» (1810. № 3) вместе с посланием Н. Гнедича «К Батюшкову» напечатан и «Ответ Г <недичу>». Некоторые стихотворения этого жанра просто необходимо читать в контексте обоюдной поэтической переписки. На присланные Катениным балладу «Старая быль» и послание А. Пушкин, полагая, что под льстивым греком автор подразумевает его, автора «Стансов» и «Друзьям», ответил посланием, в котором отверг подносимый ему кубок («Ответ Катенину»)

Особое место занимают поэтические послания публицистического характера, которые, несмотря на указанный конкретный адресат, предназначались «всем«. Таким произведениям не свойственна характерная для жанра повествовательная интонация. Примеры — «К Чаадаеву» Пушкина, «К ненашим» Языкова.

Иногда форма посланий использовалась в произведениях другого жанра. В «Валерике» Лермонтова текст как бы обрамлен эпистолярными началом и концом. К середине XIX в. поэтическое послание было отодвинуто на периферию поэтических жанров. Одна из причин — профессионализация писателей и коммерциализация литературы. Письма начинают писать только деловые...

Время было безжалостно не только к обычным, но и к поэтическим письмам. Лишь некоторые, довольно редкие стихотворения сохранили в XX в. связь с некогда популярным жанром. Это — «Послание пролетарским поэтам», «Письмо Татьяне Яковлевой» В. Маяковского, «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому», «Письмо матери», «Поэтам Грузии» С. Есенина. Изредка обращались к письмам в стихах П. Антокольский («Ольге Берггольц»), К. Симонов («Открытое письмо»). Ныне посланий в поэтических сборниках, пожалуй, не найти, разве что «открытку» у Вознесенского («Величальная открытка В. Бокову»).

error: