Лекция Типы стратификационных систем. Социальная структура, стратификация и мобильность. Стратификационные изменения. Исторические типы стратификационных систем Сословная система стратификации утверждается и поддерживается

В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

  • доход -то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;
  • богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;
  • власть — возможность и способность управлять другими людьми;
  • престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой бОльших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и .

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год — каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика — наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система — закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора — в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Представления о социальной мобильности

Понятие социальной мобильности впервые ввел П. Сорокин, определявший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Сорокин рассматривал мобильность как одну из необходимых социальных функций. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности — снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, утратой популярности политическими партиями и т.д.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе социальной стратификации из одного слоя в другой. Имеется по крайней мере две причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм. Она может быть:

  • вертикальной — это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, а если автомеханик станет уборщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;
  • горизонтальной — изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет означать горизонтальную мобильность;
  • межпоколенной (интергенерационной), определяемую сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы не намного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;
  • внутрипоколенной (интрагенерационной), которая предполагает сравнение социального статуса индивида в течение продолжительного времени. Как свидетельствуют результаты исследований, многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность большинства ограниченна. Перемещения на короткое социальное расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность-достаточно распространенное явление, если говорить не о головокружительных прыжках из низов в элиту, а о перемещениях шаг за шагом. Например, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли, с одной стороны, десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных крестьян, ас другой — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности говорят приведенные в исторических источниках названия улиц, например Хлебный переулок, улица Кузнецкий Мост в Москве. Ремесленники передавали из поколения в поколение свой статус и профессию и даже жили все рядом.

Типы стратификационных систем

Социальное неравенство можно представить в виде шкалы, где на одном полюсе — богатые, люди, владеющие максимальным количеством дефицитных ресурсов, на другом — бедные, соответственно с минимальным доступом к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности (в пище, одежде, жилище) либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем лишь биологическую выживаемость. Невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты рассматривают как относительную бедность.

Бедность — это не только экономическое и социальное состояние людей, но и особый образ, стиль жизни, передающийся из поколения в поколение и ограничивающий возможности для нормального цивилизованного развития. В России для характеристики масштаба бедности , которая определяется удельным весом части населения страны, находящейся у официально зафиксированной черты , или порога бедности . обычно используется показатель прожиточного минимума. Учитывая, что в настоящее время около 30% российского населения проживает у черты или за чертой бедности. важной задачей государства является снижение масштабов бедности.

Для измерения неравенства П. Сорокин ввел два параметра:

  • высота стратификации - величина социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;
  • профиль стратификации - соотношение численности социальных позиций, занимаемых в иерархии ценностей статусного слоя (страты).

Следует отметить, что существует следующая закономерность: чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. Так. в развитых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет многочисленного среднего класса, а в отсталых — к пирамидальной, или «конусной». Российский профиль стратификации, скорее, напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом.

Важным эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент , под которым понимают отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых низкооплачиваемых групп. Так, в высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4-7, где даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается как показатель грядущих социальных потрясений.

В целом, несмотря на различия во взглядах разных социологических школ и направлений, можно отметить, что социапьное неравенство выполняет позитивную функцию в обществе, поскольку служит стимулом прогресса общественного развития.

Под системой социальной стратификации принято понимать совокупность способов, поддерживающих в том или ином обществе неравномерность этого распределения. В социологии выделяют четыре основных исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Четвертый тип принадлежит к открытому обществу, где переходы из низших слоев в высшие вполне реальны.

1. Рабство — форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Это единственная в истории форма социальных отношений, при которой один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод.

2. Кастовая система - стратификационная система, которая предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Своим членством в данной системе человек обязан исключительно рождению. Классическим примером кастовой системы является Индия, где существовала детальная регламентация для каждой касты. Так. согласно канонам данной системы принадлежность к той или иной касте передавалась по наследству, и потому возможности перехода из одной касты в другую были запрещены.

3. Сословная система — стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определенной стратой. При этом права и обязанности каждой страты определялись законом и освящались религией. Членство в сословии в основном передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

Сословная организация европейского феодального общества подразделялась на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность осуществлялась не столько между, сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.

4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.

Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.

Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой. В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а четвертый тип – открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены (6.7).

1. Рабство – форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.

2. Кастовая система – стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенное место в общественной иерархии. Это место детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация видов деятельности для каждой касты. Поскольку принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были ограничены.

3. Сословная система – стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.

Сословная организация европейского феодального общества предусматривала деление на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Поскольку межсословные барьеры были достаточно жесткими, социальная мобильность существовала, главным образом, внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, профессий, слоев и т. д. Однако, в отличие от кастовой системы, иногда допускались межсословные браки и индивидуальные переходы из одной страты в другую.

4. Классовая система – стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих стратификационных систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.

Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, накопление собственности и богатства, успешная предпринимательская деятельность позволяют автоматически занять более высокую социальную позицию.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие:

? физико-генетическая стратификационная система, в основе которой лежит ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств – силы, ловкости, красоты и др.;

? этакратическая стратификационная система, в которой дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти;

? социально-профессиональная стратификационная система, в соответствии с которой группы делятся по содержанию и условиям труда; ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т. д.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и званий и т. д.);

? культурно-символическая стратификационная система, возникающая из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию (для доиндустриальных обществ характерно теократическое манипулирование информацией, для индустриальных – партократическое, для постиндустриальных – технократическое);

? культурно-нормативная стратификационная система, в которой дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект, – все это может служить основанием ранжирования социальных групп);

? социально-территориальная стратификационная система, формирующаяся в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т. д.

В реальности все эти стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Так, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы. Поэтому исследование стратификации современного общества не может быть сведено лишь к анализу какого-либо одного типа стратификационной системы.


| |
  • Общество как система. Методы системного анализа общества
  • 1. Понятия «общество» и «система» в современной социологии. Системные качества общества, уровни его организации.
  • 2. Проблема типологизации обществ.
  • 3. Методы системного анализа общества.
  • Социальное действие и взаимодействие
  • 1. Анатомия социального действия
  • 2. Механизм социального действия
  • 3. Социальное взаимодействие
  • 4. Регуляция социального взаимодействия
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Социокультурная динамика
  • 1. Специфика социокультурных систем.
  • 2. Природа социокультурной динамики.
  • 3. Формы социокультурных процессов.
  • Социальное время
  • 2. Характеристики социального времени
  • 1. Множественность времени
  • 3. Качественное и количественное в социальном времени
  • Процессуальность социального времени схватывается в разнообразных и чрезвычайно популярных сегодня изысканиях, объединенных «биографическим методом».
  • 1. Опрос как метод сбора первичной социологической информации, его особенности, типология опросов
  • Вопрос 131. В наше сложное время не так много счастливых моментов. И все-таки, что в этой жизни Вам доставляет радость? _________
  • 2. Метод наблюдения
  • 3. Анализ документов
  • 4. Возможность проведения эксперимента в социологии
  • 5. Маркетинговые исследования
  • 6. Качественные методы в социологии
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Процедура социологического исследования
  • 1. Этапы социологического исследования
  • 2. Необходимость составления программы
  • 3. Методологический раздел программы
  • 4. Процедурный раздел программы
  • 5. Обработка собранной информации, интерпретация полученных данных
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • «Социально-профессиональное самочувствие учителя»1
  • 1. Основные понятия теории социальной структуры
  • Культура
  • Личность
  • 2. Классово-слоевая структура российского общества
  • 3. Социальная стратификация. Типы стратификационных систем
  • Стратификация современных обществ
  • Основные черты стратификационных систем
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Социальная мобильность
  • 1. Социальная мобильность: определение, классификация.
  • Горизонтальная
  • 2. Эмпирические исследования социальной мобильности.
  • 3. Механизмы социальной мобильности.
  • 4. Тенденции мобильности в российском обществе.
  • Социально-демографическая структура населения
  • 1. Общий анализ социально-демографической структуры России.
  • 2. Социально-демографические группы в структуре населения России.
  • 160 См 180 см 150 см 160 см 180 см
  • 3. Проблемы качества населения.
  • Вопросы для самоконтроля
  • Социология поселений
  • 1. Социально-территориальная структура общества
  • 2. Социология поселений (регион, город, село)
  • Образы города в социологии
  • Распределение городского населения России
  • 3. Город, в котором мы живем
  • Динамика смертности и рождаемости по Екатеринбургу (тыс.Чел.)
  • 4. Основные тенденции развития поселенческой структуры
  • Основные черты урбанизации в современном мире
  • Особенности урбанизации в России
  • Соотношение городского и сельского населения в России
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Этносоциология
  • 1. Предмет этносоциологии. Основные понятия этносоциологии
  • 2. Этносциальная стратификация российского общества.
  • 3. Современные проблемы межэтнических отношений в России
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Социология экономической жизни
  • 1. Предмет экономической социологии
  • 2. Трудовая мотивация и модели трудового поведения
  • 3. Социальные аспекты занятости
  • Основные особенности первичного и вторичного рынков труда
  • 4. Предприниматели и предпринимательство
  • Этапы становления бизнес-элиты в России
  • 5. Экономическая культура
  • Социология культуры
  • 1. Феномен культуры
  • 2. Культура и общество
  • 3. Культурная жизнь современного российского общества: тенденции и проблемы
  • Социология религии
  • 1. Специфика социологического подхода к исследованию религии.
  • 2. Функции религии.
  • 3. Типы религиозных организаций.
  • 4. Религиозность. Формы религиозного сознания и поведения.
  • Типы религиозности
  • 5. Основные тенденции изменения религии и религиозного сознания в современном обществе.
  • Социология семьи
  • 2. Социальные функции семьи
  • 3. Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.
  • 1. Объект и предмет социологического изучения образования
  • 3. Система образования как социальная организация
  • 4. Проблемы и трудности реформирования системы образования. Концепция модернизации образования до 2010 г.
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • III. Личность в социальных процессах социология конфликта
  • 1. Теоретические исследования конфликта
  • 2. Понятие социального конфликта
  • 3. Структура конфликта
  • 4. Динамика конфликта
  • 5. Социальные конфликты в современном российском обществе
  • Социология и кризиология личности
  • 1. Понятие и структура личности
  • 2. Основные социологические теории личности.
  • 3. Противоречия социализации личности
  • Структура общей социализации
  • 4. Личностные кризисы в процессе социализации
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Социология лидерства
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Социология девиантного поведения
  • 1. Всеобщий характер девиаций. Девиантное поведение как социальное отклонение: его сущность, роль, структура, механизм действия
  • 2. Основные формы девиантного поведения
  • 3. Методы и средства регулирования девиантного поведения. Место и роль школы в этом процессе
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Основные черты стратификационных систем

    Тип системы

    Основа дифференциации

    Способ закрепления социальных различий

    Механизм передачи

    Физико-генетическая

    Пол, возраст, физические данные

    Физическое принуждение, обычай

    Биологическое наследование

    Рабовладельческая

    Права гражданства и собственности

    Военное принуждение, кабальное право, продажа в рабство

    Социальное наследование

    Кастовая

    Религиозное и этническое разделение труда

    Религиозный ритуал, этническая замкнутость

    Социальное наследование

    Сословная

    Обязанности перед государством по выполнению важных функций

    Правовое оформление

    Социальное наследование

    Этакратическая

    Ранги во властной иерархии (политической, военной, хозяйственной)

    Военно-политическое господство

    Не наследуется. Возможен протекционизм

    Социально-профессиональная

    Род занятий, квалификация

    Образовательные сертификаты, корпоративная мораль

    Не наследуется

    Классовая

    Размеры доходов и собственности

    Рыночный обмен

    Не наследуется.

    Возможно использование института майората

    Культурно-символическая

    Священное знание, доступ к информации

    Религиозное, научное, идеологическое манипулирование

    Не наследуется

    Культурно-нормативная

    Нормы поведения, стиль и образ жизни

    Моральное регулирование, подражание, идеологический контроль

    Не наследуется

    Эти системы имеют широкое основание в историческом развитии, хотя не всегда совпадают с соответствующими типами общественного устройства. Они сохраняются в любом обществе, и совокупность представляющих их факторов в каждом конкретном случае своя.

    Общество, по мнению В. Радаева, может быть описано, как определенная конфигурация, констелляция («созвездие») систем. Высокий или низкий статус групп в одной системе может подкрепляться таким же статусом в другой. Статус богатых (классовый) подкрепляется особым стилем жизни (культурно-нормативный статус), обладанием информацией (символический капитал), профессиональными успехами (квалификационный статус) или просто хорошими физическими данными (статус «крутого», «звезды спорта») и т.д. В большей или меньшей степени подобные системы представлены и в стратификационной картине постсоветской России, где исторически наследовался приоритет статуса в этакратической системе, лишь за ним шли статусы экономические, культурные и др. Проблема социологии - как их адекватно описать. Свой вариант многомерного анализа предлагает П. Штомка, выделяя 4 измерения сети социальных связей:

      Нормативное (по Э. Дюркгейму) – в зависимости от законов, норм, ценностей, институциональных взаимодействий, характерных для общности и действующих принудительно.

      Идеальное (по М. Шелеру, А. Шюцу) – по совокупности идей, убеждений взглядов, образов, которые действуют в данной общности, коллективе, команде в качестве убеждающей, устанавливающей силы.

      Организационное (интеракционное, по Г. Зиммелю) – связанное с типичными для конкретной общности, слоя формами взаимно скорректированных действий.

      Измерение интересов (по К. Марксу, Р. Дарендорфу, М. Веберу) – с точки зрения различия жизненных ресурсов, возможностей доступа к власти, богатству, престижу, знаниям и другим благам.

    Нетрудно понять, что эти измерения лишь в совокупности позволяют охарактеризовать общность, ибо каждое влияет на другие и находится под их влиянием. Вместе взятые они и характеризуют стратификационный метод как многомерный , многофакторный .

    Но этим не исчерпывается особенность стратификационного анализа и трудности его применения в социальных исследованиях.

    Другой его существенной чертой является использование объективных и субъективных критериев в их неразрывном единстве . Наряду с объективными социально-экономическими признаками, качествами (плюс престиж, плюс статус в системе власти и др.), важно учитывать и такие моменты, как самоидентификация человека со статусом той или иной группы, как система его ценностей , в том числе этических, социальное самочувствие , социальное поведение (подвижность или инертность). М.Вебер вообще считал, что первичными факторами трудовой активности являются духовные: мотивация, стимуляция, целеполагание, ориентация, рациональность, религиозная мораль, светская индивидуальная мораль.

    В российской социологии применяются в качестве субъективных индикаторов статуса социальная идентификация и социальное самочувствие.

    Социальная идентификация – отождествление индивида с тем или иным сообществом, понимание человеком своей общности с другими, осознание включенности в социальную группу (профессиональную, этническую, политическую, социальную). Это осознание и «причисление» себя к какому-либо сообществу («я – врач, молодой, горожанин, предприниматель, образованный, состоятельный») помогает успешно овладевать различными видами деятельности, принимать стандарты поведения, социальные нормы и ценности. Идентификацию как социальное сравнение своего уровня и качества жизни с другими людьми и группами можно рассматривать и как механизм развития, мобильности, действующий в любом обществе. Результатом процесса идентификации является то или иное социальное самочувствие.

    Социальное самочувствие – субъективное восприятие человеком своей собственной жизни, уровня реализации жизненной стратегии. Это состояние возникает в результате сравнительной оценки человеком своего места в группе и положения группы в обществе. Социологи отмечают, что это такой элемент самосознания личности, в котором отражается соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения её потребностей. О нем нельзя сказать, хорошее оно или плохое (в отличие от состояния здоровья или психологического самочувствия), поскольку оно типологизируется по другим основаниям – к примеру, по степени и способу реализации в разных сферах жизни – трудовой, семейной, культурной и др.

    Когда человек преодолевает кризис идентичности, обретает желаемый статус в группе и обществе, реализует свой потенциал, перейдя из низшей статусной группы в высшую, ощущая себя носителем особенностей «среднего класса», у него формируется позитивный тип социального самочувствия, опирающийся на стабильность и защищенность.

    Кроме того, как показано в исследованиях многих западных социологов, в частности П.Бурдье, метод стратификации направлен на изучение социальной динамики, мобильности , постоянных переходов людей (агентов капиталов – экономического, политического, социального, культурного, символического) из одного поля сил (отношений) в другие. Группы, понимаемые им как логические классы, выступают в виде ансамбля агентов, занимающих сходные позиции, и не всегда совпадают с реальными группами по численности, составу членов, границам и т.п. Отсюда важность проблемы номинации: от чьего имени говорит агент, от имени каких качеств, какого статуса (я – народ, я – учитель, я – «новый русский», я – богатый, я – христианин и т.д.). Уловить динамику можно опять-таки на основе единства объективного и субъективного. По Бурдье, говоря «от имени группы», человек-агент тем самым одновременно как бы замещает ее собою как представитель, которому делегированы ее свойства, утверждает, что она есть.

    Наша отечественная социология, как отмечалось, используя новые подходы, пытается получить более полную социальную и стратификационную модель российского общества с акцентом на новые формы социального расслоения, дифференциации и интеграции (см. 15). Это делается с учетом двух важнейших факторов, влияющих на изменения социальной структуры общества:

      Преобразуются все социальные институты (экономические, политические, культурные, образовательные) и в первую очередь институты собственности и власти.

      Меняется сама социальная природа основных компонентов структуры - групп, слоев, индивидов: они восстанавливаются как субъекты собственности, власти, различных капиталов. Происходит, как отмечают специалисты, ресубъективация гражданского общества в неодинаковых условиях хозяйствования, на фоне отраслевых, региональных и других различий, стагнации, а затем падения производства, поляризации статусов и интересов групп.

    Уже выявлены несколько трансформационных процессов, тенденций в развитии общества. Среди них:

      Формирование олигархической властной структуры путем слияния собственности и политической власти.

      Срастание экономической и политической элиты с помощью ротации (экономика на 70% пополнилась партийными функционерами, в политическую власть внедрились лидеры крупных экономических структур).

      Углубление социальной дифференциации.

      Изменение социального статуса и функций интеллигенции (уход как романтиков, так и рационалистов в экономическое творчество, т.е. в предпринимательство, превращение интеллектуалов в номенклатурных работников и т.п.)

      Формирование классов в собственном смысле этого слова – бизнес - класса или необуржуазии, лиц наемного труда в негосударственных структурах.

    В процессах социальной стратификации, в различных формах группового и межгруппового взаимодействия проявляются определенные закономерности . Эти закономерности также изучаются социологией социальной структуры. Выделим в заключение некоторые из них:

    1. Социальная структура общества как система взаимодействующих групп и слоев развивается через противоречия. Современная социология выделяет в Российском обществе такие противоречия (различия интересов), как, например, между группами с властными функциями и без таковых, между работниками различных сфер и отраслей, между занятым и не занятым населением, группами свободного и несвободного труда, «светлыми» и «теневиками», между владельцами различных «потребительских корзин», между этническими и конфессиональными группами и т.п.

    2. В противоречивом единстве процессов социальной дифференциации и интеграции преобладание какого-либо из них определяется конкретно-историческими условиями жизни, уровнем и характером развития общества.

    3. Чем более общество развито, тем сильнее оно дифференцировано, структурировано, тем сложнее и динамичнее социальное пространство.

    4. Чем более общество дифференцировано, тем теснее сплачиваются группы, тем острее осознаются и отстаиваются корпоративные интересы.

    5. В обществах с динамичной, деформированной, «размытой» стратификационной структурой детерминация социальных ролей и поведения людей оказывается более разнообразной, но слабой и трудно предсказуемой (кто и как скоро захочет стать собственником, в какие слои устремятся новые поколения молодежи, кто окажется «на краю»?).

    6. В переходных типах обществ (от одной структуры к другой) неизбежны новые формы дифференциации и новые проявления поляризации интересов групп, находящихся на пересечении “сеток”, типов структур, стратификационных систем.

    Для изучения и анализа этих тенденций и закономерностей российская социология стремится использовать различные методы и методологии, постепенно освобождаясь от идеологического догматизма и опираясь на достижения мировой науки.

    Ранжирование социальных позиций, как уже отмечалось, может осущес­твляться посредством различных критериев. Характер социального расслое­ния и способ его утверждения составляют стратификационную систему . В социологии выделяют 5 типов стратификационных систем: физико-генетическую, кастовую, рабовладельческую, сословную и классовую.

    В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств (силы, красоты, ловкости). Более слабые занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, которое закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта "естественная" стратификационная система существовала в первобытной общине. В настоящее время, хотя она и не имеет былого значения, но продолжает воспроизводиться в конкурсах красоты, спортивных турнирах, пропаганде культа силы и физической красоты.

    Рабовладельческая стратификационная система дифференцирует социальные группы по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственников. Она также основана на прямом насилии. Однако неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Жесткость закрепления людей в непривилегированных стратах отличалась в двух исторических формах рабовладельческой стратификационной системы. Примитивная форма была присуща патриархальному рабству, при котором раб обладал всеми правами младшего члена семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. Подобная форма рабства (холопство) была характерна для Руси X – XII вв. Источником пополнения рабов выступала долговая кабала.

    Зрелую форму олицетворяло классическое рабство, при котором раб был собственностью рабовладельца, "говорящим орудием" и лишен всех прав. Он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Он не владел собственностью, его разрешалось убивать. Данная форма была распространена Древней Греции и Риме, Китае, США (до 1865 г.). Если источником по­полнения рабов в античности было население завоеванных новых территорий, то в Древнем Китае рабами становились преступники.

    Третий тип стратификационной системы - кастовый. В ее основе ле­жат этнические различия , которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Кастовый строй распространен до сих пор в некоторых государствах Африки. Однако классичес­кие формы он приобрел в Индии. Хотя юридически кастовая система отменена в 1950 г., на практике она сохранила свое значение.



    Кастой называют социальную групп (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. В Индии существуют 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст и полукаст. Особняком стоят неприкасаемые - они не входят ни в одну касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами, однако основная масса индийского населения проживает в деревнях, где сохраняется кастовый строй.

    Принадлежность к касте определяет все: членом касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые - погребению). Все это происходит в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древ­ним религиозным законом.

    Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - сводом пред­писаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства.

    Так, одно из предписаний гласит: "Только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как и ты; только она может стать твоей женой и матерью твоих детей".

    Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков.

    Высокие не должны общаться с низкими - ни есть вместе, ни пить из их рук, ни курить вместе, ни смотреть на их жен­щин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Даже тип одежды говорит о принадлежности человека к той или иной касте. Характер жилища, пищи, форма и тип сосудов для ее приготовления - все определено, все предписано, все изучено с детства.

    В сословной стратификационной системе группы различаются юриди­ческими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязан­ностями. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству пра­вами и обязанностями.

    Для сословной системы, включающей в себя несколько страт, харак­терна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Сословия в Европе сложились к XIV в. Выделялись высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ре­месленники, купцы, крестьяне).

    В России сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои) утвердилось в XVIII в. в "Табели о рангах" 1722 г. Он предусматривал три основных рода государ­ственной службы: воинскую, штатскую, придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов. К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. Характерная черта сословий - нали­чие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.

    Наиболее распространенной является классовая стратификационная система. Промышленная революция XVIII - XIX вв. разрушила сослов­ную структуру феодального общества и вместо знатности происхождения установила ранжирование социальных групп - классов - по богатству и собственности. Классы представляют собой социальные группы свобод­ных в политическом и правовом отношении граждан.

    Различия между группами заключаются прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый про­дукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального бла­госостояния. В отличие от предыдущих типов стратификации принадлеж­ность к классам - буржуа, пролетариев, фермеров и т. п. не регламентирует­ся политической властью, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передается только имущество, капитал, но не сам статус).

    В социологии существуют два подхода в понимании термина "класс". Традиционный (социально-экономический) подход , сформулированный К. Марксом, интерпретирует класс как большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую опре­деленное место в системе общественного разделения труда и характери­зующуюся специфическим способом получения дохода. Данное понимание было характерно для периода зарождения капиталистического общества, когда отношения собственности на средства производства были основой выделения классов.

    В современном обществе значение индивидуального и семейного капитала постепенно снижается и возрастает роль акционерного капитала. Достаточно отметить, что в США акционерами являются 50 млн. граждан, что составляет почти четверть населения страны. По этой причине в социологии преобладает статусный подход, согласно которому под классом понимается любая социальная страта (слой), отличающаяся от других доходом, властью, образованием, престижем.

    В современном обществе социологи насчитывают до 6 классов. Например, в США выделяют 4 основных класса - высший, средний, рабочий и низший, каждый из которых разбивается еще на три слоя. Классическая классовая стратификационная система сложилась в США, поскольку здесь не было сословий и классовая структура формировалась с "чистого листа".

    В высший класс входит старая родословная аристократия и нувориши, пришедшие из рядов финансистов, торговцев недвижимостью, королей нарко- и порнобизнеса. Внутри высшего класса американский социолог Л. Уорнер выделял:

    - верхний высший класс (так называемые "старые родовые семьи"; преуспевающие бизнесмены; тех, кого называют профессионалами, то есть людей, имеющих университетское образование, большой практический опыт, занятых творческим трудом и добившихся общественного признания (юристы, врачи, ученые, преподаватели);

    - нижний высший класс (они не уступали верхнему высшему классу по уровню материального благополучия, однако не могли похвастаться своей родовитостью).

    Обычно богатые - не одиночки, а семьи и семейные кланы. Среди 400 фамилий, отнесенных журналом "Форбс" к числу самых богатых (то есть обладающих состоянием не менее 200 млн. долл.), значатся 14 Рокфелле­ров и 8 Меллонов. Многие нажили богатство на нефти: 9 из 50 миллиардеров, 3 наследника Г. Ханта - относятся к нефтяным королям. Харак­терная черта американской стратификации - самовоспроизводство богатых.

    На другом полюсе социальной лестницы находится низший класс, живущий у черты или за чертой бедности. Но не только он. По официаль­ным данным, в 1990 г. 32 млн. американцев, или 14% населения, жили ниже официального уровня бедности, который был равен тогда доходу в 6024 долл. в год на одного человека или 9435 долл. на одну семью. В число бедных должна попасть какая-то часть представителей рабочего класса. Другая его часть, квалифицированная, попадает в средний класс.

    Низший класс также неоднороден. В нем выделяют верхний низший класс (малоквалифицированные рабочие, живущие в относительном дос­татке) и нижний низший класс (обитатели подвалов, чердаков, трущоб, которых называют "социальным дном").

    Между очень богатыми и очень бедными располагается средний класс , составляющий до 70% населения развитых стран. Его рост связан с со­кращением доли ручного труда и расширением удельного веса умствен­ного труда как в промышленности, так и сельском хозяйстве, с развитием сферы услуг, появлением новых профессий, связанных с наукоемкими технологиями. В средний класс включают мелких и средних предприни­мателей, торговцев, адвокатов, священников, писателей, художников, учителей, врачей, средних менеджеров.

    Средний класс выполняет роль социального стабилизатора, предот­вращающего столкновение крайних полюсов социальной структуры: очень богатых и очень бедных. Поскольку он состоит из тех, кто создал собственную экономическую независимость своими руками, то эти люди заинтересованы в сохранении того строя, который предоставил им по­добные возможности. Средний класс выступает социальной базой демо­кратии в силу умеренности своих требований.

    Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество.

    Выделяют девять типов стратификационных систем, которые, по нашему мнению, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

    1.Физико-генетическая . В основе лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости.

    2.Рабовладельческая. Основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности.

    3.Кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

    4.Сословная. Представлена сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - «тягло» в виде податей или трудовых повинностей.

    5.Этакратическая. В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях.

    6.Социально-профессиональная. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли - обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности.

    7.Классовая. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся и данном случае на более традиционной - социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

    8.Культурно-символическая. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье - служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время - ученым, технократам и партийным идеологам.

    9.Культурно-нормативная. В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «но обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле».

    Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого антиобщественного поведения, кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.

    16.Становление среднего класса в Казахстане. В условиях стабильного развития экономики Казахстана важное значение приобретает задача формирования в стране среднего класса. Не случайно в одном из своих выступлений президент страны Нурсултан Назарбаев подчеркнул: "Мы делаем ставку на преобладание в стране среднего класса, и вся наша социально-экономическая политика направлена на то, чтобы большинство граждан Казахстана стали собственниками.

    Единственно доступным показателем для выделения среднего класса является показатель материального благосостояния. К среднему слою Казахстана можно отнести следующие социальные группы, выделяемые по роду деятельности. Управляющие среднего звена крупных промышленных, финансовых, сельскохозяйственных предприятий Казахстана. В этой группе особо следует выделить работников банковской и строительной сфер. Нижний слой быстро разбогатевших частных предпринимателей - недостаточно богатых, чтобы являться представителями казахстанской экономической и политической элиты, но уже заметно отличающихся от основной массы населения. Представители научной интеллигенции, видные деятели культуры.

    Из этого списка особо можно выделить некую группу предпринимателей, которая и составляет большинство среднего класса Казахстана. Основными направлениями проводимой государственной политики являются облегчение налогового бремени для малого и среднего предпринимательства, сокращение лицензируемых видов деятельности и т.д Заинтересованность государства в формировании среднего класса нацелена на долгосрочную перспективу.

    В настоящий момент в Казахстане созданы все основные условия для активного формирования и развития среднего класса. Повышение уровня здоровья населения является характерной чертой формирования среднего класса. Важным условием также является доступность и качество предоставляемых образовательных услуг населению.

    Помимо этого, необходимо предоставление качественных и доступных общественных услуг, что является основной формой инвестирования в человеческий капитал и повышает темпы развития среднего класса.

    Необходимо отметить, что президент и правительство прикладывают максимум усилий для формирования устойчивого, соответствующего мировым стандартам среднего класса

    17.Социальная мобильность: понятие, разновидности. Совокупность социальных перемещений людей в Обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.Одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности был П.Сорокин.

    Движение вверх и вниз называется вертикальной мобильностью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (соц подъем).

    Горизонтальной мобильностью называется переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр).

    Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у инд-да независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после социальных революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл.

    Как показал на огромном историческом материале Сорокин причинами групповой мобильности выступали: соц рев-ции, иностранные интервенции, войны, военные перевороты, смена полит режимов.

    К факторам индивид мобильности относятся: социальный статус семьи, ур образ, национальность, место жительства.

    Особую разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом род-лей (дети либо достигают более высокой социальной позиции, чем родители, либо опускаются на более низкую ступень).

    Тенденции социальной мобильности:Молодым свойственна профессиональная, взрослым - экономическая, пожилым - политическая мобильность.Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших кл, как правило, больше детей, а у высших меньше.

    18.Личность как объект и субъект общественных отношений. Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих присущих всем людям качеств и способностей.

    Понятие личность отражает конкретно исторические особенности развития человека на разных уровнях его индивидуального исторического развития. Личность как субъект характеризуется автономностью, определение степени независимости от общности, способностью противопоставить себя общности. В процессе жизнедеятельности личная независимость и самосознание трансформируется в определенную жизненную позицию, которая представляет собой мировоззренческий принцип поведения, основанный на определенных уставах, нормах, ценностях и идеалах личности.

    Как ранее отмечалось, личность – не только объект, но и субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Это означает, что каждый человек так или иначе влияет на других людей, по крайней мере, в тех сферах, где он вступает с ними в реальное взаимодействие. Индивид оказывает воздействие и на общество в целом, например, отдавая свой голос за того или иного кандидата, принимая участие в демонстрациях, митингах.

    Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе - других. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».

    Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.

    Таким образом, социальнопсихологическая характеристика личности – это рассмотрение индивида в неразрывной связи с социальным окружением, т.е. с конкретными людьми и социальными группами, в состав которых он входит, пространством, где осуществляется его активная жизнедеятельность.

    19.Структура личности. Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Личность – человек как носитель сознания.

    А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:темперамента (структуры природных свойств),направленности (система потребностей, интересов, идеалов),способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

    Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

    В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью, общим уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью. С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

    Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности1.Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).3.Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).4.Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

    20. Социальный статус и социальная роль. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

    Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (детство, юность, зрелость.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.

    Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему.

    Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

    Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастание» человека в общество себе подобных Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

    Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

    Итак, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

    Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

    Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

    21. Приписываемый и достигнутый статус. В группу предписанных статусов входят пол, национальность, раса. Цвет кожи «предписан» природой. Его невозможно поменять, если не произвести специальной и очень дорогостоящей хирургической операции. Точно также обстоит дело с полом. Его предопределила нам природа. Но статус короля - не природная, а социальная предзаданность. Его предписало нам общество. Статус короля передается по наследству, а наследование - один из важных социально-политических институтов общества.

    Приписываемым называется статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Биологическое наследование - раса, национальность. Общество позволяет наследовать титулы (дворянский титул).

    Если приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля, то достигаемый статус приобретается в результате свободного вы бора, личных усилий и находится под контролем человека. Та ковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии и множество других.

    Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты. Приобретенными статусами в первобытной общине являются статус лекаря, исполнителя ритуальных танцев, рассказчика. Добиться положения лидера в племени человек может, либо, заслужив его своим трудом и щедростью, либо обладая харизмой и специальными умениями.

    22. Понятие социализации. Агенты социализации. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Парсонс, Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация". Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии

    Агенты социализации - это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию.

    Основные агенты социализации: -семья, -школа, -друзья, -сверстники,

    Семья.В семье ребенок принимается безусловно, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

    Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.

    По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

    Школа В школе ребенок получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе.

    Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать ребенку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.

    Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

    Друзья и сверстники В группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке.

    23. Первичная и вторичная социализация. Ресоциализация. Социализация есть рождение личности - члена человеческого сообщества. Социализация - это врастание человека в мир людей. Потребность в социализации появляется в момент соприкосновения человека с миром (социумом). При этом социализация не есть гомогенный и линейный процесс, но процесс, имеющий свои этапы и переходы.

    Первичная социализация - это освоение человеком микросоциума, то есть своего непосредственного (семейного) окружения. Это - "мир детства" (первичный мир). Он играет посредническую роль между человеком и "большим миром", или "миром взрослых" (вторичным миром).

    Сначала человек естественным образом врастает в тот мир, который вокруг него создают взрослые.

    Однако постепенно с развитием человека расширяются его социальные знания, он встречается с новыми людьми, разнообразными обстоятельствами и ситуациями. Он имеет возможность сравнивать этот новый опыт с опытом прошлым. Он обретает возможность мыслить абстрактно и сравнивать свое детство с чужим, а также мир детства с миром взрослых. В результате этого старый мир не может более оставаться незыблемым. Человек своим собственным развитием подготавливает необходимость перехода в новый мир.

    Вторичная социализация - это следствие кризиса того первичного представления о мире, который был усвоен человеком во время первичной социализации. Переходя в новый мир, человек теряет старый и все те чувства, которые были с ним связаны. Обратная сторона вторичной социализации - это ностальгия по утерянному раю.

    Ресоциализа́ция - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

    24. Структура личности. Целостное понимание личности не означает, что она является чем-то аморфным, бесструктурным.

    Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

    Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

    В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

    Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

    25. Девиация и девиантное поведение. Девиантное поведение- это поведение отклоняющихся от норм права и морали, принятых в том или ином обществе и ведущее к совершению преступлений и правонарушений.

    В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:

    1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние.Это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься.

    2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

    3) Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности.

    4) Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.

    5) Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения.Это особый тип отклоняющегося поведения выходящий за рамки обычного, способности человека значительно и существенно превышает среднестатические способности.

    26. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе. Распространенные виды девиантного поведение в современном обществе Казахстана.

    Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

    Наркомания - одна из наиболее опасных форм проявления девиатного поведения в молодежной среде. В Казахстане, как и в других странах СНГ, идет процесс вовлечения в наркоманию молодежи, в первую очередь подростков.

    Наркотизация - процесс распространения наркотиков, вовлечение в потребление психоактивных (наркотических, токсикоманических) веществ отдельных индивидов, групп людей. Следствием наркотизации выступает наркомания. По определению Всемирной Организации Здравоохранения - это состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением в организм наркотика.

    27. Методы социального контроля. Формальные и неформальные методы контроля. Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

    Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля.

    Методы социального контроля:

    Изоляция-Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его

    Обособление-Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы

    Реабилитация-Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе

    Неформальный (внутригруппо-вой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

    Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

    29. Массовое и элитарное образованиею В обществе всегда была и будет необходимой практически в каждой области профессиональная элита. Это и ученые, и политики. и врачи, и юристы, и художники, ремесленники. Под профессиональной элитой понимаются такие профессионалы, которые задают в обществе образцы, высшие уровни профессиональной деятельнос­ти.

    Чем же отличаются элитарные учебные заведения от обычных? Таких отличий можно насчитать, пожалуй, десять:

    1. Системой отбора. Но не какого-то искусственного, а именно естественного отбора.

    2. Режим учебы – особый, жесткий и напряженный.

    Причем, в элитарных учебных заведениях жесткий, чаще всего «интернатный» режим не только в смысле бытовых «лишений», но и в смысле огромной, тяжелейшей учебной нагрузки.

    3. Преподавание всех предметов на высоком уровне трудности. От студентов требуется не только знать все правила – этому учат и в «обычных» учебных заведениях, но знать все без исключения исключения из правил. Такая постановка обучения вырабатывает способность не бояться никакой новой научной области, никакого нового вида деятельности, отсутствие страха прослыть «непрофессионалом». Причем, важно отметить, что в процессе обучения в элитарном учебном заведении не делается никакого различения по «степени важности» между естественнонаучными, техническими и гуманитарными предметами. И это важнейшая отличительная черта элитарных учебных заведений.

    4. Высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности.

    5.Четкая профессиональная ориентация, формирование профессионального самосознания обучающихся.

    6. Методологическая подготовка. Подобная подготовка достигается посредством чтения литературы по истории развития той или иной профессии, а также встреч с профессионалами высокого уровня, которые рассказывают о своей профессиональной жизни.

    7. Разностороннее развитие. В элитарных учебных заведениях учащимся, студентам предоставляются широчайшие возможности участия в факультативных курсах, курсах по выбору, кружках, секциях, обществах и т.д.

    8. Общение с выдающимися людьми. Это также особенность элитарных учебных заведений.

    9. Развитие лидерских качеств, умения работать в команде. Эта особенность больше свойственна английским и американским элитарным школам и университетам.

    10. Традиции. Элитарные учебные заведения сильны своими традициями. Во-первых, учебное заведение становится элитарным не сразу, «вдруг». Необходимы хотя бы несколько блестящих выпусков, чтобы заработать себе «славу» элитарного, а затем эту славу постоянно поддерживать, «держать планку». Во-вторых, с годами формируются собственные, внутренние традиции: в постановке учебного процесса, в режиме и т.д. вплоть до атрибутики – герба, гимна, формы учащихся и учителей и т.п.

    Массовое Высшее Образование - национальная система высшего образования, перешедшая от " предоставления условий лишь узкому меньшинству подходящей возрастной группы к учету беспрестанно возрастающего населения и в конечном счете включающая большинство жителей.

    30. Централизованное и децентрализованное образование. Обучение осуществляется обществом в целом, а не только семьями, школами или другими группами. Поскольку образование жизненно важно для социального единства, оно всегда находилось под контролем или по крайней мере под влиянием тех, кто стоит у власти (т.е. государства). Взаимосвязь между образованием и государством характеризуется степенью централизации контроля над образованием.

    В Советском Союзе образование было строго централизовано. Обучение на всех уровнях находилось под контролем двух центральных министерств: Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образования. В свою очередь, министерства подчинялись Коммунистической партии и Совету Министров Эти организации контролировали выпуск учебников, подготовку учителей и ассигнования на обучение (Волков, 1979). Их основная цель заключалась не в приобщении к знаниям максимального числа людей, а в удовлетворении потребностей государства - имеются в виду создание продуктивной экономики и строительство коммунистического общества.

    В отличие от этих стран американская система образования всегда была в какой-то мере децентрализованной. Федеральное правительство никогда не осуществляло прямого контроля за деятельностью системы образования на каком-либо уровне. Лишь в последние десятилетия его влияние на образование стало более заметным. Это обусловлено выделением правительственных фондов на программы научных исследований, оказанием финансовой помощи студентам, а также политическими мероприятиями, например поддержкой некоторых начинаний. Тем не менее принимаются решительные меры, направленные против вмешательства правительства в повседневный процесс обучения. Контроль за образованием в Америке сохраняется главным образом на государственном и местном уровнях.

    31. Политические партии как объект политических исследований.Политическая социология (социология политики) - отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение:взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;взаимодействия личности, общества и государства;функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений свойственных различным социальным группам.

    Выделяются также четыре уровня исследований социологии политики:на уровне международных отношений (политические конфликты и мировой политический процесс);на уровне государства (характер и роль государства в обществе);на уровне общественных отношений (природа и организация политических движений и партий);на личностном уровне (участие индивидов в политике).

    Возникновение социологии политики обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе, а также с именем М. Я. Острогорского - основоположника социологии политических партий.

    Одним из самых известных политических социологов двадцатого века был Сеймур Липсет.

    error: