Легкорельсовый трамвай. Легкорельсовый транспорт. Уточненные планы всех линий


Мельбурн, Австралия. 9-11 октября 2000 года. 2-й Азиатско-Тихоокеанский Конгресс. Выставка "Городской транспорт".
(публикуется по материалам "Вестника ГЭТ России, №6 (39) 2000 г.)

5-я Международная Конференция по легкорельсовому транспорту состоялась в Австралии, г.Мельбурн, трамвайная сеть которого - одна из наиболее развитых в мире и самая большая в Южном полушарии.
Конференция, рассчитанная на два дня и названная "Легкорельсовый Транспорт и Жизнеспособные Города" , была приурочена ко 2-му Конгрессу МСОТ по Азиатско-Тихоокеанскому региону и выставке "Городской Транспорт-2000". Совместное проведение этих мероприятий стало крупнейшим событием в жизни транспортного сообщества Южного полушария. Итоговым документом мероприятия стало принятие Мельбурнской декларации , которая, вместе с Дрезденской , являются на сегодняшний день основополагающими документами при принятии градостроительных решений в подавляющем большинстве стран мира.

  • Участники конференции услышали доклады ведущих специалистов из всех уголков земного шара по таким темам, как: "Почему легкорельсовый транспорт есть наиболее привлекательная альтернатива пассажирского транспорта жизнеспособного города", "Как построить бизнес-план по развертыванию сети легкорельсового городского транспорта". Делегатам были представлены сообщения о последних разработках и внедрениях в области легкорельсового транспорта на примере таких городов, как Париж, Куала-Лумпур, города Северной Америки, Цюрих и Мельбурн.
  • Конференция по легкорельсовому транспорту представила особый интерес для операторов и разработчиков подвижного состава и оборудования, руководителей и специалистов городского планирования, консультантов и поставщиков. На ней были также подробно освещены вопросы маркетинга и информации для пассажиров, другие аспекты работы сетей легкорельсового транспорта. Конференция собрала около 500 крупнейших профессионалов в области общественного транспорта со всех частях земного шара из 35 стран.
  • Выставка "Городской Транспорт-2000", которая проходила в Мельбурнском Центре Конгрессов, включала всех основных участников международного рынка транспортных средств. Для участия в выставке было зарегистрировано 80 фирм, которые разместили свою экспозицию на территории в 4 тысячи квадратных метров.

Основные выводы, которые можно сделать из изложенного материала :

1. ЛРТ сегодня наиболее динамично развивающийся общественный транспорт в крупных городах мира.

2. ЛРТ более скоростной вид транспорта, чем автобус, троллейбус и традиционный трамвай, обладающий большими провозными способностями.

3. Для большинства крупных городов мира, да и России ЛРТ - высокоэффективная альтернатива метрополитену.

4. ЛРТ как экологически чистый электрический транспорт во многом решает проблемы экологии в крупных промышленных городах.

5. ЛРТ обладает существенно (на порядок и выше) более высокими провозными способностями, чем личный автотранспорт, что позволяет решать с его помощью проблему ограниченной пропускной способности дорожно-уличной городской сети, снимает потребность в её существенном расширении и реконструкции, снижает затраты на содержание.

6. ЛРТ, что особенно актуально в современных условиях топливного кризиса, позволяет существенно экономить на общенациональном потреблении топливно-энергетических ресурсов, т.к. на один пассажиро-километр ЛРТ расходуется на порядок меньше энергии, чем на автомобильном транспорте.

В современных условиях существенную роль при внедрении ЛРТ играет значительный объем первоначальных инвестиций. Поэтому полезен опыт ряда городов, привлекших для строительства систем ЛРТ нетрадиционные источники: концессионный подход, сочетание частного и общественного капитала, предоставление исключительных прав инвесторам на освоение прилегающих территорий, на подвозящие маршруты прочим городским транспортом (автобусом) и т.д.

Активно развивается индустрия в области подвижного состава для ЛРТ. В выступлениях на Конференции и на сопутствующей ей Азиатско-Тихоокеанской выставке общественного транспорта было представлено много новинок транспортных средств.

Фирма АЛЬСТОМ, помимо прочего, представила комплексный проект СИТАДИС (CITADIS), обеспечивающий участие фирмы в создании или реконструкции системы ЛРТ от проектной стадии до пуска "под ключ" с новым дизайном подвижного состава. Проект проходит реализацию в ряде городов мира: Монпелье, Орлеане, Лионе (Франция), Дублине (Ирландия), Катовице, Гданьске (Польша). Эта же фирма предлагает концепцию МЕТРОПОЛИС (МЕТROPOLIS) по новым решениям в области традиционного ("тяжелого") метро. Реализуемые проекты по данной концепции: Лондон (Англия), Париж (Франция), Сингапур, Варшава (Польша), Шанхай (Китай). А также концепции ЭКСТРАПОЛИС (X"TRAPOLIS) и КОРАДИА (CORADIA) - скоростные поезда и "рельсовые автобусы" для городских и пригородных железных дорог. Все концепции объединены единой идеологией и общими конструктивными решениями.

Свое развитие концепции КОМБИНО (COMBINO) предлагает фирма Сименс. На её основе реализуются проекты ЛРТ в г.г. Аугсбурге, Амстердаме, Базеле, Берне, Эрфурте, Фрейбурге, Хиросиме, Мельбурне, Потсдаме, Дюссельдорфе. С использованием подхода КОМБИНО проектируются и строятся транспортные средства для метрополитенов и пригородных железных дорог. Фирма активно работает на рынке модернизации подвижного состава трамваев и ЛРТ в ходе капитальных ремонтов на специализированных ремонтных предприятиях по всему миру.

Также представляет интерес направление развития конструкторской деятельности еще одной транснациональной компании АДТРАНС (ADtranz), которая больше специализируется на подвижном составе и инфраструктуре для железных дорог и метрополитенов. Однако эта фирма также проявляет интерес к ЛРТ и скоростному внеуличному транспорту на новых принципах, например: транспортные пассажирские "шаттлы" в сингапурском аэропорту, подвижной состав ЛРТ для Берлина и т.п. Также применяется модульный принцип, на основе которого реализуются проекты: ИННОВИЯ (INNOVIA) - автоматически управляемые транспортные системы, ИНСЕНТРО (INCENTRO) - 100% низкопольный подвижной состав для ЛРТ, МОВИЯ (MOVIA) - подвижной состав для метро, ИТИНО (ITINO) - "рельсовые автобусы".

В выставке также приняли участие ряд автобусостроительных фирм. Интерес представляет предложенная фирмой МЕТРОТЕК (METROTEC International) конструкция шасси для автобусов с ультранизким уровнем пола (25 см) и вместимостью до 82 пассажиров.

Интересный проект ЦИВИС (CIVIS) представила фирма ИРБАС (IRBAS), дочернее предприятие фирм МАТРА и СИМЕНС. В этом проекте предложено универсальное городское пассажирское транспортное средство, которое может приводиться в движение как дизелем, так и от электросети (троллейбус). Ультрасовременный дизайн этого транспортного средства больше приближается к внешнему виду подвижного состава ЛРТ, чем к традиционным автобусам.

Большой интерес проявили к разработкам в области ЛРТ представители российских городов. На выставке были проведены переговоры с представителями указанных фирм о возможности их участия в подготовке проектов, привлечении инвесторов и участии в поставке подвижного состава и другого оборудования. Особо следует отметить активность поиска иностранных партнеров представителя г. Ростова-на-Дону. Этот город превысил уже уровень числа жителей в 1 млн. чел., и городу требуется современный высокоскоростной транспорт. Однако, строительство метрополитена для города чрезвычайно дорого, поэтому ЛРТ может стать самой эффективной альтернативой. Достигнуты договоренности с представителями ведущих фирм об установлении рабочих контактов, обмене Ростова-на-Дону и этими фирмами информацией и налаживании сотрудничества.

Нa эту же тему была проведена рабочая встреча с участвовавшим в работе Конференции представителем ЕБРР Guido Bruggerman, командированным банком из Лондона с целью поиска интересных для банка проектов в области городского пассажирского транспорта. В ходе рабочих контактов была достигнута договоренность, что ЕБРР будет проинформирован о заинтересованности Ростова-на-Дону и других российских городов в совершенствовании инфраструктуры общественного транспорта и будет оказано содействие в обращении на это особого внимания московского представительства ЕБРР. По словам Guido Bruggerman, он вскоре может оказаться в Москве для ознакомления с предлагаемыми Россией инвестиционными проектами по городскому транспорту.

Учитывая отсутствие в России опыта проектирования и технико-экономического обоснования строительства систем ЛРТ было сделано обращение к МСОТ об оказании содействия в такой работе на одном или нескольких пилотных проектах. Руководство МСОТ положительно откликнулось на эту просьбу, проведена встреча с главным менеджером департамента МСОТ по программным исследованиям Stefaan Willequet. В ближайшее время он обещал дать предложения (рекомендации) по фирмам, специализирующимся в области консалтинга на городском транспорте, имеющим опыт работы по ЛРТ, обладающим авторитетом перед ведущими банками, которых российские города смогут привлекать для получения кредитов (в т.ч. ЕБРР, МБРР).

Отдельно состоялась встреча с президентом МСОТ Ж.-П.Байи и генеральным секретарем МСОТ Г.Ратом по вопросам расширения и углубления контактов России с МСОТ. Сегодня членами МСОТ являются основные ассоциации и союзы транспортных предприятий, работающих в области городского общественного транспорта: Ассоциация "Метро", Ассоциация ГЭТ, РАС. Членами МСОТ являются отдельные транспортные предприятия, их число незначительно. А также отдельные заводы-изготовители. Очевидно, что необходимо более активное представительство и сотрудничество с МСОТ транспортных предприятий, заводов-изготовителей, администраций городов (заказчиков перевозок), для которых предусмотрен отдельный комитет.

В ходе встречи руководители МСОТ высоко оценили столь представительное участие России в Конференции, высказали благодарность за переданное послание АП.Насонова. Изложили позицию МСОТ по развитию сотрудничества с Россией и прочими государствами Евро-Азиатского региона.

Сегодня МСОТ проводит реорганизацию своей структуры. В основу положена матричная схема. Деление производится по территориальному признаку на ассамблеи и по предметному признаку (т.е. по виду транспорта: автобус, ЛРТ, метро, административное управление и т.п.) на секции. К региональным ассамблеям относятся, например: Северо-Американская, Латиноамериканская, Африканская, Европейская и т.п. Ряд стран бывшего социалистического лагеря стремятся к Европейской Ассамблее, хотя и заметно отстают в своем развитии от развитых европейских стран, что сказывается на подходах к решению тех или иных проблем в области городского транспорта. Особую озабоченность МСОТ вызывает плохой их охват России, стран СНГ, ряда стран центральной Азии. Учитывая, что проблемы у этих стран общие в области городского транспорта, высказано предложение объединить их в Евро-Азиатскую Ассамблею при определенной лидирующей роли в этой ассамблее России. Конечно, при этом сохраняется свобода каждого участника МСОТ принимать участие в ассамблеях других регионов.

Первые шаги уже сделаны Ассоциацией "Метро" и, особенно, руководителем московского метрополитена Д. Гаевым. Начат выпуск на русском языке журнала МСОТ, создана группа по обеспечению рабочих контактов с МСОТ (в частности, эта группа обеспечила техническую сторону организации поездки российской делегации в Мельбурн на высоком уровне). Д. Гаев является вице-президентом МСОТ, все члены Ассоциации "Метро" (в т.ч. из СНГ) постепенно стали членами МСОТ.

МСОТ готов пойти на определенные уступки и послабления организованным участникам из Евро-Азиатской ассамблеи, снизить уровень взносов, оплаты участия в мероприятиях МСОТ, при большом представительстве обеспечивать синхронным переводом на русский язык. Руководители МСОТ высказали готовность оказать поддержку российским проектам в области городского транспорта в международных инвестиционных и финансово-кредитных структурах, в т.ч. ЕБРР. Могут оказать содействие к привлечению специализированных консалтинговых фирм и специалистов для реализации проектов.

Учитывая большие масштабы России, большое количество городов в ней и т.п. МСОТ призывает к более активному сотрудничеству с ним органов государственной власти, в первую очередь Минтранса России. Высказано пожелание участия представителей Минтранса России в большем числе мероприятий, получено приглашение принять участие во главе российской делегации на 54 Конгрессе МСОТ в мае 2001г.

Было проведено обсуждение предполагаемой нами конференции по ЛРТ в России для администраций крупных городов и специалистов в 2001г. МСОТ готов оказать содействие в привлечении к участию в этой конференции специалистов из других стран, оказать содействие в привлечении спонсоров к этой конференции. Достигнута договорённость о проведении совместной работы по подготовке и проведению в перспективе в России регионального Конгресса МСОТ по городскому общественному транспорту в рамках региональной ассамблеи.

После окончания Конференции прошло заседание Первой Ассамблеи секции МСОТ по ЛРТ. В ее работе приняли участие делегаты российской группы. На этой Ассамблее выбраны руководящие органы секции, обсуждены первые результаты работы секции ЛРТ, приняты заключительные положения 5-й Конференции по ЛРТ и Мельбурнская декларация о важности ЛРТ сегодня для городов мира.

На Ассамблее было отмечено, что Международной ассоциации работников горэлектротранспорта России и СНГ в этом году исполнилось 10 лет. Российской делегации были переданы поздравления по этому поводу и подарок от МСОТ Ассоциации ГЭТ.

Почему легкорельсовый транспорт так перспективен?

1. Большая провозная способность.

Капитальные затраты на создание ЛРТ высоки, и следовательно, необходимо выбрать конкретный тип ЛРТ для решения конкретных задач по перевозке пассажиров в данном городе. ЛРТ идеально подходит для перевозки от 2000 до 10000 пассажиров в час в одном направлении (при нормативной наполняемости подвижного состава). При использовании многовагонных поездов пропускная способность ЛРТ может быть увеличена до 20000 пассажиров в час в одном направлении.

Однако, необходимо наличие минимального пассажиропотока (например, не менее 1500 пасс/час. в одном направлении), для обеспечения эффективности эксплуатационных издержек. Ниже этой цифры более эффективно могут использоваться автобусы или другие промежуточные виды транспорта, а ЛРТ целесообразно внедрять на более поздних этапах.

2. Скорость и регулярность.

Благодаря своим техническим характеристикам подвижной состав ЛРТ быстро разгоняется и способен поддерживать высокую скорость. За счет особенностей конструкции системы, например, современного пути, приоритета прохождения перекрестков и т.п., подвижной состав ЛРТ может двигаться с хорошей скоростью сообщения (более 25 км/час), что сокращает время нахождения пассажира в пути. Кроме того, не создаются скопления транспорта на улицах.

Доступность такой транспортной системы, высокая скорость движения и регулярность достигаются также благодаря мерам по сокращению времени ожидания пассажиров на остановках, за счет низкого пола подвижного состава, широких дверей, продажи билетов в вагоне и т.п.

3. Надёжность.

Транспорт, не создающий уличных пробок, работает регулярно и, следовательно, является надёжным. ЛРТ также может работать в сложных погодных условиях, например, в условиях снегопада и гололеда.

4. Комфорт и простота использования.

Транспортные средства с хорошей подвеской, движущиеся по хорошему полотну, обеспечивают плавную езду. Привлекательный дизайн вагона позволяет убедить потенциальных пассажиров оставить свою машину и воспользоваться общественным транспортом. Вагоны ЛРТ с низким уровнем пола становятся все более доступными для всех категорий пассажиров, особенно для пожилых людей, пассажиров с маленькими детьми и детскими колясками, а также пассажиров в инвалидных креслах. Приятные и хорошо спроектированные остановки и информационное обеспечение также способствуют привлечению пассажиров на ЛРТ.

5. Безопасность.

ЛРТ во много раз безопаснее езды на личном автомобиле. Обособленное полотно и приоритет у светофоров снижает риск ДТП. Чувство неуверенности у пассажиров можно уменьшить, если городские власти и перевозчики будут тщательнее проектировать остановки и принимать другие необходимые меры.

6. Экологическая чистота.

Работая на электроэнергии, ЛРТ не загрязняет улицы выхлопами. Современное оборудование позволяет регенерировать энергию торможения и, таким образом, значительно экономить электроэнергию. ЛРТ - это относительно тихий вид транспорта, шум колес и вибрация могут быть еще больше снижены, если поддерживать вагоны и рельсовый путь в хорошем состоянии. Путь, покрытый современным травяным покровом, ("зеленый путь") не только уменьшает шум, но и зрительно производит приятное впечатление.

7. Способность к адаптации.

ЛРТ может работать в любой городской и пригородной среде. Лучше, если он движется по наземному полотну, но при необходимости вагоны могут проходить под землей или над землей по эстакаде. Этот вид городского транспорта великолепен для обслуживания пешеходных зон в городских центрах. Поезда ЛРТ могут двигаться по железнодорожному полотну и работать одновременно с обычным железнодорожным транспортом. Одновременное движение разных транспортных средств по одному рельсовому полотну, а также вариант ЛРТ "трамвай-поезд" могут открыть широкие возможности для развития ЛРТ в пригородной зоне, а также во внутриобластном и межобластном сообщении, что обеспечит беспересадочные пассажироперевозки с периферии к центру города.

8. Вклад в положительный имидж города.

Современный ЛРТ имеет приятный внешний вид, что способствует формированию положительного образа города. Его современный дизайн способствует привлечению пассажиров на общественный транспорт. Как показывает опыт, все чаще пассажирами новых или модернизированных легкорельсовых транспортных систем становятся владельцы частных автомобилей. В итоге, ЛРТ помогает уменьшить скопление транспорта, снизить потребность в местах для парковки частных автомобилей, повышает эффективность использования дорожной инфраструктуры. Городской ЛРТ положительно влияет на жизнь города, улучшает качество жизни и делает город более пригодным для жизни.

9. Влияние на городскую жизнь.

В отличие от автобусного транспорта, пути ЛРТ постоянно и легко видны. Они символизируют горожанам приверженность городских властей общественному, экологически чистому транспорту. ЛРТ способствует возрождению и модернизации городских центров и развитию новых районов. Он привлекает инвесторов и развивает строительство недвижимости, нового жилья, офисов и торговых предприятий. ЛРТ играет важную роль в расширении компактного и плотного развития городов, что позволяет избежать ненужного их разрастания, что увеличивает эффективность градостроительных решений.

10. Влияние на транспортную ситуацию в целом.

Внедрение ЛРТ приведет к увеличению числа жителей, пользующихся общественным транспортом. Это, в свою очередь, снизит скопление индивидуальных автомобилей на улицах города, и сократит потребность в развитии улично-дорожной сети и ее инфраструктуры, а также парковок.

Поэтапное развитие.

Развитие ЛРТ должно планироваться и осуществляться в несколько этапов. При этом преимущества от использования этой системы должны быть получены уже на ранних стадиях проекта и пассажирами, и перевозчиками. Первоначальные уличные перевозки или унифицированный подвижной состав могут сократить первоначальные капитальные затраты и привлечь частных партнеров. Это снизит риск слишком больших расходов и продолжительность начального периода перевозок.

Перспективы.

В течение последних десятилетий ЛРТ успешно развивался. Это, по-видимому, будет продолжаться, т.к. по-прежнему существуют предпосылки для успеха ЛРТ.

Кроме того, есть несколько новых тенденций, которые могут ускорить развитие ЛРТ в привычных условиях, а также могут создать новые рынки и сферы его применения

Технология.

Технологические решения в области ЛРТ постоянно совершенствуются. За последние 15 лет были широко внедрены технологии низкого пола, управления асинхронным приводом, концепции модульной конструкции транспортных средств. Тенденции ближайшего будущего будут включать использование композитных материалов, меры по снижению потребления энергии, упрощение ремонта и обслуживания.

В дополнение к классическому ЛРТ появляются "промежуточные". Во Франции проходят испытания несколько типов "трамваев на шинах". Первая такая линия будет пущена в эксплуатацию в Нанси до конца 2000г.

Двухрежимные системы или системы с гибридным приводом в сочетании с бортовыми устройствами накопления и хранения энергии (как, например, батареи или маховики) позволят осуществлять движение вне контактного провода и рельсового пути.

Доступный легкорельсовый транспорт.

Успешные примеры реализации этого подхода показывают системы ЛРТ в Стамбуле, Тунисе, где пассажиропотоки очень велики.

Высокие инвестиционные затраты часто тормозят планирование и создание систем ЛРТ. Новые технологии финансирования, такие как государственно-частные товарищества, могут помочь в финансировании новых проектов. Более простой, базовый вариант ЛРТ, как в плане вагона, так и в плане инфраструктуры может сделать ЛРТ доступным для развивающихся стран.

Новое применение.

ЛРТ не имеет достаточных мощностей для массовых перевозок на большие расстояния в больших городах. Однако, он может использоваться как дополнительный вид транспорта, например, для передвижения в пределах пригородов или отдаленных районов, а также для связи между ними, минуя центр города.

"Трамваи-поезда", движущиеся по железнодорожному полотну в сельских районах и в пригородах и въезжающие в город по классическим легкорельсовым путям, позволяют передвигаться без пересадок на маршрутах между городом и сельской местностью.

Выводы.

ЛРТ доказал, что он может уменьшить зависимость городских жителей от частных автомобилей и имеет много других преимуществ, приносящих пользу городу.

В течение нескольких последних десятилетий ЛРТ успешно развивался, и имеются все предпосылки для такого же его успешного развития в будущем.

МСОТ уверен в важности ЛРТ и его позитивном вкладе в увеличение мобильности городских жителей в будущем. МСОТ выражает свое намерение поддерживать развитие этого вида транспорта во всем мире.

Возможность пуска в столице России такого транспорта, как скоростные трамваи, начала обсуждаться уже давно. В 2005 г. проект прокладки такой линии был представлен на одной из пресс-конференций председателем общественного движения «Москвичи за трамвай» А. Морозовым, представителем МСОТ В. Тихоновым и редактором издательства «Железнодорожное Депо» А. Мясниковым. Перспективы развития этого долгое время рассматривались и властями столицы. На настоящий момент (2015 г.) принято решение о реализации четырех проектов скоростного трамвая: до Бирюлево, до платформы «Лианозово» и до районов Ивановское и Северное. Планируется, что в ближайшие годы все эти ветки уже начнут функционировать.

Как возникла идея

В Европе скоростные трамваи используется достаточно широко. Имеются такие линии и у нас в стране: Усть-Илимске, Казани и Старом Осколе. Конечно, они не отличаются особой масштабностью, но отзывы горожан заслужили очень даже неплохие. На Украине же в Киеве такие трамваи были пущены еще во времена СССР - в 1978 г. Так что новой идею использования этих легких, быстрых и при этом экономичных ТС назвать нельзя. По мнению властей, пустив в трамваи, можно значительно снизить нагрузку на другие виды пассажирского транспорта. Жителям столицы и ее гостям при наличии таких линий, будет гораздо проще добираться до метро, в отдаленные районы мегаполиса или, возможно, даже в города-спутники.

Что такое скоростной трамвай

Что же представляет собой этот вид ТС и насколько он может быть удобным? Скоростными, согласно СНиП, называют те линии, по которым трамваи способны проехать за час более 24 километров. К основным особенностям таких магистралей можно отнести также:

  • Изолированность от уличного движения и (полную или частичную).
  • Очень большую длину перегонов и ограниченное количество остановок. В проектах московских линий между последними предусмотрено расстояние не менее, чем в 700 метров. Для сравнения: автобус от остановки до остановки едет примерно 300-400 м.
  • Использование трамвайных поездов длиной не менее 28 метров.

Скоростной трамвай в Москве, согласно проектам, будет полностью соответствовать всем этим нормативам.

Достоинства скоростного трамвая

Строительство линии этого относительно нового в России вида транспорта рассматривается московскими властями как очень неплохая альтернатива метро, автобусам и троллейбусам. По мнению Администрации, скоростные трамваи сделают перемещение по столице гораздо более удобным. наземного транспорта объединяет в себе лучшие качества как метро, так и автобусов. Его основными достоинствами являются:

  • Высокая скорость перевозки. 24 км/ч - это только нижний порог движения таких составов. На практике трамваи этой разновидности могут ехать со скоростью до 80 км/ч. С уменьшением количества остановок время проезда сокращается еще больше.
  • Строительство скоростной трамвайной трассы обходится в 10 раз дешевле прокладки линии метрополитена той же длины.
  • Этот вид транспорта считается более удобным, чем метро. Ведь пассажирам не приходится спускаться под землю. Пропускная же способность его мало чем отличается от того же показателя метро.
  • Скоростной трамвай, скорость которого на практике в действительности довольно-таки высока, ко всему прочему еще и не испытывает никаких затруднений при движении в гололед и снегопад (в отличии от тех же автобусов и троллейбусов).
  • Поскольку транспорт этого вида не зависит от пробок, он никогда не отклоняется от разработанного графика движения.
  • Немаловажным преимуществом является и то, что этот вид ТС - экологически абсолютно безопасен.

Недостатки скоростного трамвая

Минусов у этого вида транспорта практически нет. К некоторым недостаткам можно отнести лишь необходимость строительства обособленного полотна, что значительно увеличивает ширину городских магистралей. Дополнительная нагрузка на городские электросети также косвенно может быть отнесена к минусам такого транспорта, как скоростные трамваи. Однако, поскольку энергии такие составы потребляют не слишком много, этот недостаток не считается особенно серьезным.

Линия до Бирюлево

Согласно проекту, эта новая в Москве магистраль будет рассчитана на перевозку порядка 150 тыс. пассажиров в сутки. Маршруты трамваев этой линии будут проходить от станции метро «Пражская» в западную и восточную часть Бирюлево. По предварительным данным, время проезда жителей этого района до «подземки» сократиться примерно на 30 %. Если сейчас бирюлевцам приходится добираться до «Пражской» 70-85 минут, то с пуском скоростного трамвая на дорогу они будут тратить не больше часа.

Общая протяженность этой линии составит 8.2 км. Часть ее (2.1 км) пройдет по эстакаде. Предполагается, что ходить трамваи будут с периодичностью в 4-6 мин. Средняя их скорость составит 25-28 км/ч. Время пути от конечной остановки в Бирюлево до станции «Пражская» не будет превышать 10-12 мин. Проектом предусмотрено обустройство всего десяти остановок (на расстоянии в 800 м). Одна из них будет действовать на эстакаде.

Первоначально предполагалась закольцевать одну из линий в Западном Бирюлево. Однако местные жители выразили возражение и проект был пересмотрен.

Линия в район Ивановское

Это еще один проект, утвержденный московскими властями. Эта линия скоростного трамвая свяжет район Ивановское и станцию метро «Шоссе Энтузиастов». Согласно проекту, длина ее составит около 6.5 километров. Останавливаться трамвай по пути следования будет шесть раз.

Строительство этой линии улучшит транспортное обслуживание 80-ти тысяч жителей не только района Ивановское, то и Перово. Рассчитана линия будет примерно на 105 тыс. пассажиров ежедневно. До метро жители районов после пуска линии будут добираться на 30-40 мин меньше.

Линия до района Северный

Эту трассу также планируется принять в ближайшее время. Протяженность линии Северный - платформа «Лианозово» составит около 5.4 км. Остановок по пути следования будет пять. трамвая, как и в предыдущих случаях, составит 25-28 км/ч. В пути жители района от начальной станции до конечной будут проводить около 11 минут. В сутки трасса сможет принять нагрузку в 50 тыс. человек.

Линия до «Медведково»

От станции платформы «Лианозово» будет проложена еще одна ветка до метро «Алтуфьево». Далее пути протянутся до «Медведково». Ниже представлена схема скоростного трамвая из района Северный до «Алтуфьево» и далее до «Медведково». Таким образом, четвертый проект трассы является продолжением третьего. То есть после того, как они оба будут реализованы, от станции «Медведково» можно будет доехать вплоть до района Северный.

Скоростной трамвай и цены на жилье

Жители тех районов, где будут проложены такие трассы, скорее всего, получат и еще одно преимущество. Как считают эксперты, в этих частях города возрастет стоимость квадратных метров. Конечно, рост цен не будет таким заметным, как при строительстве, к примеру, линий метрополитена. Однако трассы скоростных составов способны жилья в Бирюлево, Северном и Ивановском довольно-таки значительно.

Собственно сами маршруты трамваев всех линий разрабатывались с учетом пожеланий жителей тех районов, где намечена их прокладка. Так что в любом случае этот вид транспорта будет максимально удобным, надежным и к тому же очень недорогим.

Власти определили режим движения для линии скоростного трамвая Подмосковья. Составы будут ходить по расписанию с минимальным интервалом времени, генеральный директор АНО "Дирекция московского транспортного узла" Алексей Петров.

Он пояснил, что от идеи тактового движения было решено отказаться. Вместо этого скоростные трамваи будут ходить по расписанию. Интервал будет больше, чем у поездов метро и МЦК, однако ненамного – чтобы пассажир не ушел, не дождавшись транспорта.

Петров добавил, что сами трамваи по характеристикам будут аналогичны "Ласточке", но с меньшей нагрузкой на ось. Сейчас ведутся переговоры с топовыми производителями рельсового транспорта – компанией Siemens (Германия), Bombardier (Канада), "Синара", CNR (Китай), ALSTOM (Франция), Трансмашхолдинг и многими другими.

"Состав должен развивать скорость 100 километров в час, быстро разгоняться и быстро тормозить, подобно метропоезду, в вагоне будет, как минимум, три двери, чтобы быстро выходить и заходить. Под подвижной состав будет проложена стандартная колея – 1520 мм. Движение будет привязано к расписанию", – сказал Петров.

В Подмосковье намерены активно развивать рельсовый транспорт. Протяженность линии легкого метро в Московской области составит 246 километров. Новая транспортная сеть соединит более 20 крупных городов: Химки, Долгопрудный, Одинцово, Подольск, Домодедово, Раменское, Котельники, Люберцы, Балашиху, Мытищи и другие. Для этого в Подмосковье планируется построить порядка 50 станций. Проектная скорость движения поездов будет варьироваться от 45 до 100 км/ч. В марте 2016 года власти Подмосковья протяженностью 74 километра.

"При обычном расписании интервалы следования не всегда соблюдаются"

Интервал движения скоростного трамвая области не должен превышать двадцати минут, считает замруководителя экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев .

"Потребность в частотности движения определяются пассажиропотоком в пиковые периоды, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность. Поэтому интервалы не должны превышать 20 минут даже в позднее вечернее время. Если ждать слишком долго, то человек уйдет с остановки на альтернативный вид транспорта", – утверждает Чекмарев.

Проект трамвая должен быть хорошо проработан, добавил он. "Этот проект пока еще не совсем продуман, потому что маршрут проходит преимущественно по районам, где практически нет жилой застройки. Также не достаточно хорошо спланированы пересадочное узлы. Например, на пересечении в районе города Домодедово между скоростным трамваем и Павелецким направлением МЖД не предусмотрено пересадок, зато есть неудобное пересечение со станцией Авиационная", – отметил специалист в беседе с сайт.

При этом эксперт полагает, что тактовое расписание для пассажиров все-таки удобнее. "Тактовое расписание удобно тем, что имеет определенные периоды времени, через которые каждый раз приходит трамвай. Например, каждые 15 минут на остановку приедет состав. При обычном расписании интервалы следования не всегда соблюдаются, и расписание может сдвигаться, а это будет неудобно для пассажиров", – заключил собеседник сайт.

Столичный наземный транспорт, метро и Московское центральное кольцо ходят по тактовому расписанию. При этом в городе

Легкорельсовый трамвай (ЛРТ), который также называют «легким метро» - пожалуй, самый амбициозный и многообещающий транспортный проект в Московской области, который планируется реализовать уже в ближайшем будущем. На «легкий» трамвай возлагают большие надежды: он должен разгрузить вылетные автотрассы и железнодорожные ветки, а также упростить жителям Подмосковья доступ в аэропорты и соседние районы области. Каким образом планируется «закольцевать» Московскую область с помощью ЛРТ и что предусмотрено в проекте первого пускового комплекса, выяснил корреспондент РИАМО.

Без заезда в Москву

Ключевое слово здесь - хорды. Как отметил в интервью РИАМО министр транспорта Московской области Михаил Олейник, основная транспортная проблема региона - в перегрузке радиальных пассажирских направлений, то есть, чтобы попасть из одного города-спутника в другой, жители Подмосковья зачастую вынуждены ехать до МКАД и снова возвращаться в область. Запуск ЛРТ должен решить эту проблему за счет строительства хордовых линий пассажирского сообщения.

Согласно материалам пресс-службы Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, официально заявленная цель ЛРТ - улучшение транспортного обслуживания жителей и экономики Московской области.

На самом деле, за столь обобщенной формулировкой стоят серьезные цифры: снижение транспортной нагрузки на автодороги на 25%, обеспечение связи между 20 крупными городами Московской области, сокращение времени в пути от мест проживания до мест приложения труда с 2 часов всего до 35 минут.

Кольцевой трамвай

Скоростной поезд Siemens для легкого метро

Основой создания единой системы рельсового скоростного пассажирского транспорта Московской области и Москвы является «Кольцевой трамвай».

Линия «Кольцевого трамвая» пройдет по наиболее населенным местам Московской области, где проживают в сумме более 4 миллиона человек - 7 муниципальных районов, 9 городских округов.

Кроме того, линия ЛРТ свяжет между собой международные аэропорты Московского авиационного узла, которые ежегодно перевозят около 50 миллионов пассажиров, соединит 8 станций Московского метрополитена: «Котельники», «Волоколамская», «Мякинино» и планируемые к открытию «Некрасовка», «Челобитьево», «Рассказовка», «Столбово», «Коммунарка».

Первый пусковой комплекс

Пресс-служба ГУ архитектуры и градостроительства МО

Согласно данным Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, общая запланированная протяженность линии кольцевого трамвая составляет 246 километров, из них по территории Московской области пройдет 192 километра, по Москве - 54 километра.

Линия ЛРТ будет состоять из четырех пусковых комплексов - хорд. Протяженность первого пускового комплекса - двухпутной ветки Подольск - Домодедово - Раменское составит 74 километра. Первый пусковой комплекс состоит из двух очередей строительства: Подольск - аэропорт Домодедово протяженностью 36 километров (Подольск - Климовск - Домодедово - аэропорт Домодедово) и аэропорт Домодедово - Раменское протяженностью 38 километров (аэропорт Домодедово - Константиново - Раменское, включая аэропорт «Жуковский».

Первый пусковой комплекс пройдет только по территории Московской области в городских округах Подольск, Домодедово, Жуковский, городском поселении Раменское, а также сельских поселениях Константиновское, Чулковское, Софьинское, Заболотьевское Раменского района и обеспечит транспортное сообщение с аэропортами «Домодедово» и «Жуковский».

Немаловажно, что линия соединит между собой города Подольск и Раменское, в которых существует дефицит рабочих мест, с аэропортами «Домодедово» и «Жуковский» где избыток мест приложения труда. Строительство 8 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на линии ЛРТ обеспечит 27 тысяч новых рабочих мест к 2030 году и 56 тысяч мест трудоустройства к 2045 году, следует из проекта.

Численность населения в обслуживаемых районах и городах первого пускового комплекса, как ожидается, увеличится с 850 тысяч до 1,3 миллиона человек к 2030 году.

Восемь новых ТПУ

Проект ТПУ «Кузнечики»

Пресс-служба ГУ архитектуры и градостроительства МО

Всего в рамках первого пускового комплекса планируется построить 8 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ): «Кузнечики», «Весенняя», «ВСМ Подольск», «Большое Домодедово», «Аэропорт Домодедово», «Константиново», «Ивановка» и «Раменское».

Линия первого пускового комплекса начнется в микрорайоне Кузнечики в Подольске. По плану, ТПУ «Кузнечики» общей площадью 2,5 гектара разместится вдоль Октябрьского проспекта в Подольске, в районе улицы Ленинградской. Жители микрорайона Кузнечики смогут добираться до ТПУ городским общественным транспортом - автобусом или троллейбусом.

Подъезд к ТПУ будет с Октябрьского проспекта. В составе ТПУ в районе станции и остановок троллейбусов и автобусов планируется строительство пешеходного перехода в разных уровнях через Октябрьский проспект.

Строительство ТПУ «Весенняя» общей площадью 12,2 гектара планируется в южной части Подольска, на расстоянии около 7 километров от ТПУ «Кузнечики» в районе платформы Весенняя Курского направления МЖД. Для организации подъезда предусмотрено строительство проездов общей протяженностью 1,4 километра с двумя полосами движения. Подъезд к ТПУ будет со Старосимферопольского шоссе (только въезд), с улицы Заводской (въезд и-выезд).

В проекте планировки территории предусмотрен перенос остановок общественного транспорта на Старосимферопольском шоссе и устройство пешеходного перехода в разных уровнях через шоссе, связывающего восточную и западную части ТПУ.

ТПУ «Аэропорт Домодедово» будет расположен на территории аэропорта в одном уровне с пассажирской эстакадой в зоне вылета. На расстоянии 2-3 километров от ТПУ предусмотрены остановочные пункты. Для обеспечения безопасности движения пешеходов в районе остановок и ТПУ на линии первого пускового комплекса ЛРТ планируется строительство 9 пешеходных переходов.

Для обслуживания линии первого пускового комплекса в проекте предусмотрено размещение трамвайного депо севернее аэропорта «Домодедово» в границах городского округа.

Как уточняется в материалах ГУ архитектуры и градостроительства, ТПУ «ВСМ Подольск» планируется построить в западной части деревни Чулпаново городского округа Домодедово, ТПУ «Большое Домодедово» разместится в западной части города Домодедово, ТПУ «Константиново» расположится в сельском поселении Константиновское Раменского района, ТПУ «Ивановка» - на территории сельского поселения Софьинское Раменского района, ТПУ «Раменское» - в районе платформы Раменское в центральной части города Раменское.

Работа началась

Проект нового терминала аэропорта «Домодедово»

Пресс-служба ГУ архитектуры и градостроительства МО

Линия легкого трамвая «Подольск - Климовск - Домодедово - аэропорт «Домодедово» - Константиново - Раменское» пересекает в разных уровнях автомобильные дороги и улицы, водные объекты посредством тоннелей, путепроводов, эстакад и мостов в 37 местах. В частности, 48 километров линии ЛРТ пройдет по земляному полотну, 26 километров - с использованием искусственных сооружений.

«Мы исходили из потенциального пассажиропотока и возможности максимально безболезненной трассировки линии. Плюс необходимо принимать во внимание, что аэропорт «Домодедово» будет развиваться. Кроме того, в обозримой перспективе намечено открытие четвертого аэропорта «Жуковский», который также сформирует значительный пассажиропоток», - прокомментировал работу над первым пусковым комплексом Олейник.

Проект планировки территории под строительство участка линии кольцевого трамвая от Подольска до Раменского уже утвержден постановлением Правительства Московской области.

Как сообщил Олейник, строительство линии ЛРТ предполагается в формате государственно-частного партнерства. В 2016 году планируется заключить договор с концессионером, который будет осуществлять дальнейшее развитие этого проекта.

Антон Шамарин

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Как стало известно из общения губернатора региона Андрея Воробьева с журналистами ПМЭФ 2017, правительство Московской области приостановило проектирование линии легкорельсового транспорта (ЛРТ), о котором было заявлено еще в 2013 году. В ходе форума губернатор озвучил причину сдвигов срока начала строительства:

«Необходима более детальная проработка проекта на предмет взаимодействия ЛРТ с Московским метрополитеном и другими видами пригородного транспорта»

Речь, в частности, идет о перспективах интеграции нового проекта в систему московского метро. В частности, о действующих станциях «Мякинино», «Волоколамская» и «Котельники», а также о станциях «Челобитьево» и «Некрасовка», строительство которых запланировано на ближайшее время.

Итак, давайте разбираться, какая судьба ждет легкое метро в Подмосковье, и какие новости о перспективном строительстве стоит ожидать в 2018 году?

По словам губернатора Андрея Воробьева, все дороги, связывающие города Подмосковья, идут через Московскую кольцевую дорогу, что доставляет большие неудобства, как жителям городов-спутников, так и жителям столицы. Данный проект призван разгрузить автомобильные дороги и пригородный железнодорожный транспорт, обеспечить дополнительные удобства при передвижении людей.

Строительство легкого метро обеспечит стратегическое развитие Подмосковья. По расчетам специалистов, на реализацию только первого участка, который соединит Подольск и аэропорт Домодедово, потребуется четыре года и 57 миллиардов рублей. Два года на проектирование, два на строительство и введение в эксплуатацию. По заверениям представителей пресс-службы Минтранса, уже в 2022 году, первые пассажиры смогут воспользоваться скоростным трамваем.

В этом же году планируется начало строительства второго участка ЛРТ Домодедово-Раменское с заездов в воздушную гавань «Жуковский». Протяженность этой ветки составит около 35 км.

Стоимость первого пускового комплекса оценивается в 107 миллиардов рублей. Для старта программы выбраны населенные пункты:

  • Подольск;
  • Домодедово;
  • Раменское.

Выбор не случаен. Все дело в максимальной напряженности движения именно в Южной части Подмосковья. Ежегодный пассажиропоток через аэропорт Домодедово, сейчас составляет около 30 млн. человек и в ближайшем будущем, он будет только расти. Строительство легкого метрополитена позволит пассажирам и работникам воздушной гавани попадать непосредственно в зону вылета.

Кроме этого, в транспортно-пересадочных узлах, линия легкого метро будет вплотную подходить к железнодорожным станциям, Курского, Рязанского и Павелецкого направлений.

Ввод в эксплуатацию ЛРТ позволит пассажирам осуществлять пересадку на другие виды транспорта еще на подъезде к столице. На 2018 год, схема легкого метро в Подмосковье, решает транспортную проблему по следующим направлениям:

  1. На Юго-западном участке новая ветка ЛРТ, объединит города Подольск и Одинцово.
  2. На Юго-восточном направлении начнется прямое сообщение между городами Жуковский, Видное, Люберцы и Домодедово.
  3. В Северо-восточночном направлении планируется наладить прямее сообщение между населенными пунктами: Балашиха, Королев, Ивантеевка, Мытищи и Фрязино.
  4. На северо-западе, линия ЛРТ соединит Химки, Долгопрудный и Красногорск.

Ветка Подольск-Домодедово будет включать в себя 10 станций, пять из которых задуманы, как крупные транспортные узлы. Вся программа строительства легкого метро в Подмосковье рассчитана на 11 лет. До 2028 года планируется сдать в эксплуатацию порядка 50 станций.

Легкое метро в Подмосковье 2018: проект и схема строительства

Кольцевая линия легкого метро, протяженностью 241 км, свяжет между собой самые крупные населенные пункты и аэропорты области.

Скоростные трамваи, которые будут курсировать по ЛРТ, представляют собой железнодорожный состав, состоящий из -3 сдвоенных вагонов, оборудованных по самым современным стандартам: WI-FI, системы отопления и кондиционирования, видеонаблюдения. Скорость движения бесшумного состава между станциями будет достигать 80-100 км/ч.

Если сейчас жители Подольска только до Домодедова, тратят не менее 90 минут, то при введении в эксплуатацию ЛРТ в Подмосковье, время в пути сократится до 15-17 минут. Вместительность трамвая до 500 человек, что обеспечит ежегодный пассажирооборот до 60 млн. человек.

Финансирование и стоимость проекта

По оценкам специалистов, занимающихся проектированием ЛРТ в Подмосковье, стоимость каждого километра линии будут составлять от 1,5 до 2 миллиардов рублей. Общая стоимость проекта, в первом приближении, составит 250 млрд, что даже для столицы является достаточно крупной суммой.

Данный проект привлек множество инвесторов. Более 10 зарубежных и Российских компаний готовы вложить около 20% необходимых средств в строительство и запуск системы рельсового сообщения между Москвой и Подмосковьем. Источниками возврата инвестиций будут не только оплата за проезд.

Согласно расчетам проекта, стоимость билета на ЛРТ не будет превышать цену, установленную на поезд в транспорте пригородного сообщения.

Основные деньги инвесторы получат от развития прилегающих к ЛРТ территорий. По задумке создателей, рядом со станциями появятся торговые и бизнес центры. Проведение проектных изысканий и выкуп земель производится за средства государства. Все остальные расходы лягут на плечи инвесторов, среди которых ряд крупных китайских, французских и немецких компаний. По словам чиновника из Подмосковного правительства, о заинтересованности в развитии проекта заявили и российские банки и компании:

  1. Сбербанк,
  2. Уралвагонзавод и пр.

Вложить деньги в «легкое метро» готова и холдинговая группа «Мортон», компании которой занимаются строительством жилья в Подмосковном Видном. Застройщик выразил желание протянуть ветку ЛРТ к своим новостройкам. В интервью, руководитель группы компаний «Мортон», Александр Ручьев сообщил, что ориентировочная стоимость данной линии составит 280 млн. у.е.

error: