Кружок по чтению детском саду. Программа кружка по обучению дошкольников чтению «Абвгдейка. "Уроки правильной речи и правильного мышления"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №

ПРИНЯТО на заседании

Педагогического совета

протокол № _____

«___» __________ 20 __ г.

Утверждаю

Заведующий

«___»___________20___ г.

Перспективное планирование занятий

кружка по обучению чтению

«Книжкины друзья»

2016 – 2017 уч. год

Время проведения кружка:

один раз в неделю в 15.30

Место проведения:

Подготовительная к школе

группа №14

Руководитель кружка:

воспитатель

Широкая Олеся Евгеньевна

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Книжкины друзья» для детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по речевому развитию. Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа кружка «Книжкины друзья» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

В систему занятий включены методики обучения чтению Л.Штернберга «Ребус – метод», «Логоритмика»; Е.В.Колесникова «От А до Я»; элементы методки обучения чтению в начальных классах О.Узоровой, Е.Нефедовой; «Как хорошо уметь читать» Шумаевой Д.Г.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Конституция РФ

Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

СанПиН 2.4.1.3049-13

Устав ДОУ

ФГОС ДО

Актуальность :

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе. Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.

Цель программы : легкое, непринужденное обучение детей чтению в игровой форме с учетом индивидуальных интересов ребенка.

Основные задачи :

Развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями.

Образовательные – обеспечение овладения минимальным уровнем знания фонематических, звуко – буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению, обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Организация деятельности кружка:

В организации работы кружка использовались методики обучения чтению Л.Штернберга «Ребус – метод», «Логоритмика»; Е.В.Колесникова «От А до Я»; элементы методики обучения чтению в начальных классах О.Узоровой, Е.Нефедовой; «Как хорошо уметь читать» Шумаевой Д.Г.

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня (пятница), длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность 25-30 минут). Кружок работает в течение учебного года (октябрь-май). План кружка рассчитан на один год. Количество детей, посещающих кружок «Книжкины друзья», - 20 человек. В основе кружковой работы лежит игровая мотивация, т.к. игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую деятельность на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребенка на игре, данные методы превращают в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.

Перспективное планирование по обучению чтению дошкольников включает в себя работу по следующим разделам:

Звук. Основные цели: научить правильно произносить согласные и гласные звуки, развивать фонематический слух путем различения на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце); работать над интонацией и выразительностью речи.

Слог. Основные цели: читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга; чтение прямых и обратных слогов; открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги и находить ударный слог.

Слово. Основные цели: уточнять, обогащать и активизировать словарный запас; учить правильно употреблять слова – названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова – названия; учить определять и называть место расположения предметов

Работа над предложением и устной речью. Основные цели: обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или предметов; совершенствовать диалогическую речь детей; формирование умения задавать вопросы и отвечать на них; заучивание стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей

Порядок изучения звуков и букв:

    ГЛАСНЫЕ А, О, У, Ы, Э , Я, Е, Ё, Ю, И

    СОГЛАСНЫЕ (сонорные) Л, М, Н, Р

    СОГЛАСНЫЕ (парные) З – С, Г – К, Т – Д, Б – П, В – Ф, Ж – Ш

    Согласные, не имеющие пары,- Х, Ч, Щ, Ц, Й, буквы Ъ, Ь

Форма организации : фронтальная групповая

Интегрируемые образовательные области :

Каждое занятие построено с уче­том принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностя­ми ребенка.

«Социально-коммуникативное развитие » направлено на развитие общения и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, целенаправлен­ности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к учебной деятельности.

« Познавательное развитие » предполагает формирование понятий и представлений о букве и звуке, слоге и слове, предложении, алфавите, развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения.

«Речевое развитие » включает: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

«Художественно-эстетическое развитие» предполагает восприятие художественной литературы и фольклора, заучивание и выразительное чтение отдельных отрывков произведений.

«Физическое развитие» представлено физкультминутка­ми, которые проводятся на каждом занятии. На них дети вы­полняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.

Такое построение занятий обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

К концу года дети должны:

1. Овладеть понятием «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит».

2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.

3. Правильно ставить ударение в знакомых словах.

5. Составлять предложение.

Перспективное планирование совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы

Сентябрь - мониторинг

Октябрь

[У] от прочих гласных

[А] от прочих гласных

Выделение начального ударного гласного звука. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

Анализ звукового ряда из двух гласных. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

(начало и середина слова)

[И] от прочих гласных

Анализ звукового ряда из трех гласных. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

Выделение последнего глухого согласного из слов типа МАК, КОТ. Анализ обратного слога АП. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

Анализ обратного слога УТ. Воспроизведение слог. ряда (ат-ут-ит). Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

Выделение последнего глухого согласного в слове. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

О от прочих гласных

Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слогового ряда. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

Воспроизведение слоговых рядов(прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного. Печатание букв.

Слова со звуком О.

Ноябрь

Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Упражнения с разрезной азбукой.

Печатание букв.

Выделение начального согласного перед гласным. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

Ы от прочих гласных

Выделение ударного гласного после согласного.

Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.

Выделение начального согласного звука. Звуковой анализ слов типа МАК, КИТ. Печатание букв, слов. Упражнения с разрезной азбукой.

С-ц-з-ш-ч-щ

С-с`-т`-з-ц-ч-щ

Определение места звука в слове. Деление слов на слоги. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв, слов.

Звуко-слоговой анализ слов ГУСЬ, ГУСИ. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв, слов.

Звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв, слов.

Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова САНИ. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв, слов.

Слова со звуками С, С`.

Сложные слова: снегопад, листопад, самокат и т.д.

Декабрь

Звуко-слоговой анализ слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА, ЗОНТ. Схемы слов. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв, слов.

Слова со звуками З, З`.

Звуко-слоговой анализ, схемы слов БАНТ, БИНТ. Ударение. Мягкие и твердые согласные.

Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв, слов.

Звонкие и глухие согласные. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв, слов.

Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов: квас, звон, звук, дубы, дубок, домик, Тома, дымит.

Звонкие и глухие согласные. Печатание букв, слов.

Упражнении с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов: диван, сатин.

Слова со звуками Т`, Д`.

Январь

Звуко-слоговой анализ слов: ЭТА, ЭТОТ, ЭТИ, ДЕТИ, ВЕТКА. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание предложений. Ударение.

Звуко-слоговой анализ слов: голуби, бумага. Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова.

Звуко-слоговой анализ. Схемы слов: утюги, книга, кофта. Чтение и печатание слов по следам анализа.

Слова со звуками К, Г.

Звуко-слоговой анализ и схемы слов: стол, стул, слон, волк, белка, волки. Чтение и печатание предложений.

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание предложений. Ударение.

Февраль

Преобразование слов (миска – мышка). Составление схем слов по индивидуальным картинкам. Чтение, печатание.

Слова со звуками С и Ш.

Самостоятельное составление схем слов. Упражнения с разрезной азбукой, чтение, печатание.

Глагол неопределенной формы, обозначающие действия человека.

Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко -слоговой структуры.

Слова со сложной звуко-слоговой структурой.

Март

Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко - слоговой структуры. Чтение, печатание предложений

Схема предложения. Чтение, печатание предложений. Слова сложной звуко-слоговой структуры. Ударение.

Слова со звуками Ш, Ж

Составление схем слов со стечением согласных. Чтение и печатание слов и предложений.

Слова со звуком Ц.

Составление схем слов со стечением согласных. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений.

Слова со звуком Ч.

Апрель

Твердые и мягкие согласные. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение. Печатание. Ударение.

Слова со звуками Ч, Т` в нале, середине и конце слова.

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение. Печатание. Ударение. Звонкие и глухие согласные.

Слова со звуком Щ. Антонимы.

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение. Печатание. Ударение. Схема предложения.


Упражнения с разрезной азбукой. Чтение. Печатание. Ударение. Схема предложения.

Синонимы.

Шипящие и свистящие звуки.

Мягкие и твердые звуки.

Упражнения с разрезной азбукой. Чтение. Печатание. Ударение. Схема предложения.

Работа над техникой чтения.

Гласные звуки.

Глухие и звонкие согласные.

Работа над техникой чтения. Ударение.

Работа над техникой чтения. Мониторинг.

Май

Литература

    Жукова О.И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. М.,2007

    Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду.- Педагогика, М., 1978

    Рогалевич Н.Н. 100 заданий для подготовки ребенка к школе, М

    Жукова Н.С. Букварь. Пособие по обучению детей правильному чтению. Екатеринбург, 2011

    Колесникова Е.В. От А до Я. М., 2010.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Быстрое обучение чтению. М.: АСТ, 2015.

    Школа семи гномов. 6-7 лет. Дошкольные прописи. Рабочая тетрадь. М, 2016

    Школа семи гномов. 6-7 лет. Уроки грамоты. Рабочая тетрадь.М., 2016

    Штернберг Л. Ребус-метод. Начальное обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм: рабочая тетрадь. М., 2009

    Штернберг Л. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. М., 2010.

Елена Смирнова
Программа кружка по обучению дошкольников чтению «Абвгдейка»

Пояснительная записка :

Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Занятия по данной программе «Подготовка детей к школе в детском саду» направлены на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу в группе. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова. «Программа подготовки детей к школе в детском саду» поможет детям научить правильному произношению звуков, развитию фонематического слуха и восприятия, сформировать навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Основной целью данной программы является совершенствование навыка чтения , формирование слитного чтения , закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием.

Основные задачи :

Развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов : внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями.

Образовательные – обеспечение овладения минимальным уровнем знания фонематических, звуко-буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению , обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами ; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Воспитательные – формирование интереса к чтению , воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Ожидаемые результаты :

К концу обучения дети могут узнать :

что все слова состоят из звуков;

как четко и правильно произносить начальные звуки в названиях предметов таблицы;

как правильно употреблять окончания для согласования слов в предложениях;

как правильно построить предложение;

Перспективное планирование по обучению чтению дошкольников включает в себя :

ЗВУК. Основные цели : научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) ; работать над интонацией и выразительностью речи.

СЛОВО. Основные цели : уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки) .

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И УСТНОЙ РЕЧЬЮ. Основные цели : обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Порядок изучения звуков и букв.

Гласные

А О У Ы Э Я Е Ё Ю И

Сонорные

Согласные парные

З – С Г – К Д – Т Б – П В – Ф Ж - Ш

Методическое обеспечение :

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Дидактические игры.

4. Словесные игры

Список литературы

Жукова О. И. «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе» . «Астрель» , Москва; 2007 г.

Затулина Г. Я. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте » . «Центр педагогического образования» , Москва; 2008 г.

Рогалевич Н. Н. «100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе» . Москва, АСТ; 2007 г.

Управителева Л. В. «Подготовка к школе в детском саду» . Ярославль, Академия развития; 2006 г.

6. «Букварь» Н. С. Жукова - Пособие по обучению детей 5-6 лет правильному чтению , Екатеринбург, 2011.

7. «Ступеньки к школе» - обучение грамоте детей с нарушением речи Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова, Москва Творческий Центр 2000.

8. «Обучение дошкольников чтению » Л. Н. Смирнова. Москва мозаика-синтез, 2005.

9. «Читалочка» Книга для чтения . Москва «Просвещение» 1996.

10. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2001.

11. «Умные гласные» «Белый город» 2004г.

12. «Хитрые согласные» М. В. Сергеева. Издательство «Белый город» 2004г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Большинство родителей полагают, что для ребёнка будет лучше,.

Программа кружка «Здоровей-ка» Авторская разработка: кружок “Здоровей-ка». Актуальность оздоровительный работы по физическо РАЗВИТИЮ детей дошкольного возраста. Забота.

Планирование работы кружка «Абвгдейка» Задача кружка. Освоение детьми звукового состава, словарного фонда, грамматического строя и фразовой связной речи в диалогической форме.

Обучение чтению ребенка-дошкольника Учимся читать Первое и самое главное: прежде чем учить ребенка читать, задайте себе вопрос, а читаете ли Вы? Очень трудно привить ребенку.

Цели и задачи кружка по обучению чтению «По дороге к Азбуке» Цель кружка: Основной целью кружковой работы по обучению чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения,.

Программа

дополнительного образования детей по курсу

« Веселая азбука».

/обучение чтению/

I . Актуальность.

В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - одно из тяжелых речевых нарушений, которое приводит к плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, в чтении, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

Обучение грамоте детей 5-ти летнего возраста с ОНР III уровня является необходимым условием в успешной коррекции речевого нарушения. Недосформированность, а в некоторых случаях и грубое нарушение фонематического слуха не позволяют детям в полной мере овладеть звуковым анализом слова: дети с трудом могут выделить на слух заданный звук из ряда данных, не определяют начальные и конечные звуки в слове, место звука в слове, не дифференцируют звуки по слуховому и артикуляторному сходству. Обучение чтению, знакомство с буквами в данном случае выполняет компенсаторную функцию: при несформированном фонематическом слухе в помощь подключается зрение.

Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

Новизна программы.

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

II . Пояснительная записка.

Данная рабочая программа адресована детям 5-6 лет с общим недоразвитием речи 1-го года обучения в группе компенсирующей направленности. Программа предназначена для обучения чтению детей. Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).

Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью постановки звуков учителем – логопедом. Сначала изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные

от простых в произношении к сложным.

Цель программы:

Предотвратить появление нарушений при овладении процессами письма и чтения у детей.

Задачи:

    Учить буквы.

    Формировать буквенный гнозис.

    Формировать навык слогослияния.

    Обучать грамотному, осознанному чтению.

    Формировать языковой анализ и синтез слов.

    Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.

    Развивать психологические процессы.

    Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

    Автоматизация звуков.

Программа разработана с учетом основных принципов :

    Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

    Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

    Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

    Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

    Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

    Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)

32 занятия для детей 5 – 6 лет с разным уровнем речевого развития.

Формы и режим занятий.

Проведение занятий планируется 1 раз в неделю фронтально,

продолжительностью 25 минут во вторую половину дня.

Ожидаемые результаты.

По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык

осознанного грамотного чтения.

III. Содержание программы

Организация процесса обучения


Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года - 32 занятия

20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),

Содержание занятий:

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия . Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

1.Звуки:

Понятие «звук»;

Акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;

Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;

Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

Звуковой анализ состава слогов и слов;

Чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2.Буквы:

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.

Знакомство с буквами А О У И ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р .

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;

- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

    Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

    Обведение буквы по трафарету;

    Обведение буквы по контуру;

    Запись буквы в воздухе;

    Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д.

Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

3.Слоги:

Подбор слов на заданный слог;

Составление.

Чтение прямых и обратных слогов

4.Слова:

Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

Составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

Последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

Чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.

5. Предложение.

Составление предложений с заданным словом;
- Подсчет слов в предложении;

Чтение простых предложений.

Мониторинг

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг в начале года с учетом индиви дуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индиви дуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводиться в конце года.

По окончании обучения

Дети должны знать:

    определения понятий: звук, буква, слово, предложение, текст;

    отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков;

    графическое обозначение звуков и слов ;

Дети должны уметь:

    различать гласные и согласные звуки;

    дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;

    различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение;

    определять в словах место и последовательность звуков;

    определять количество звуков в словах, слов в предложениях,;

    выполнять звукобуквенный анализ слов;

    Составлять из букв разрезной азбуки слова.

    Проводить звуковой анализ слов типа мишка.

IV . Литература и оборудование.

Список оборудования и материалов:

    Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (1 часть);

    Магнитная азбука;

    Графические изображения букв;

    Индивидуальные разрезные азбуки;

    Карточки для индивидуального чтения;

    Фланелеграф;

    Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

    Раскраска «Азбука» на каждого ребенка;

Список литературы:

    Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

    серия Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте.Часть I», г Киров

    Георге Виреу «Веселая азбука»

Перспективный план занятий

занятия

Тема занятия, задачи

октябрь

Мониторинг

    Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

Речевые и неречевые звуки

- знакомство детей со звуками речи.

Знакомство с понятиями гласный, согласный

Звук и буква. Алфавит

  • Дифференциация понятий звук и буква.

    Знакомство с алфавитом.

ноябрь

Буква А

Познакомить с гласной буквой Аа.

Буква О

Познакомить с гласной буквой Оо

Буква У

Познакомить с гласной буквой Уу

Буква И

Познакомить с гласной буквой Ии

Повторение пройденных букв

Анализ сочетаний ау, ау

декабрь

Буква ы

Познакомить с гласной буквой ы.

Буква Ээ

    Познакомить с гласной буквой Ээ;

Учить детей словоизменению.

Буква Мм

    Познакомить с согласной буквой Мм;

    Анализ и чтение открытых слогов с буквой М.

Буква Нн

- Познакомить с согласной буквой Нн

Анализ и чтение открытых слогов с буквой Н

январь

Буква Хх

- Познакомить с согласной буквой Хх

Анализ и чтение открытых слогов с буквой Х

Повторение пройденных букв.

Анализ открытых и закрытых слогов с буквами Н М Х

Чтение закрытых слогов с буквой М

Буква Кк

- Познакомить с согласной буквой Кк

Анализ и чтение слогов и слова мак с буквой К

занятия

Тема занятия, задачи

февраль

ь

Буква Пп

Познакомить с согласной буквой Пп

Анализ и чтение слогов с буквой П

Буква Сс

Познакомить с согласной буквой Сс

сок, сом, нос, сын, суп

Буква Дд

Познакомить с согласной буквой Дд

Чтение и анализ слогов и слов дом, дым

Буква Тт

Познакомить с согласной буквой Тт

Чтение слогов и слов кот, туман. Анализ слова вата .

март

Буква Вв

Познакомить с согласной буквой Вв

Чтение слогов и слов вода, сова, совок, сумка. Анализ слова совы.

Буква Бб

Познакомить с согласной буквой Бб

Чтение слогов и слов типа собака. Анализ слова быки .

Буква Зз

Познакомить с согласной буквой Зз

Чтение слогов и слов типа замок. Анализ слова зима .

Буква Фф

Познакомить с согласной буквой Фф

Чтение слогов и слов типа кофта. Анализ слова фото .

Повторение пройденных букв.

- Учить читать простые предложения типа: У сома усы. У Тани кот. У мамы сын.

апрель

Буква Гг

Познакомить с согласной буквой Гг

Чтение слогов и слов типа погода; Гуси сыты. Анализ слова гуси .

Буква Шш

Познакомить с согласной буквой Шш

Чтение слогов и слов типа машина, кошка; У Маши мишка. Анализ слова мышка .

Буква Лл

Познакомить с согласной буквой Лл

Чтение слогов и слов типа лодка; Лида мыла окно. Анализ слова мышка .

Буква Жж

    Познакомить с согласной буквой Жж;

Чтение слогов и слов типа ложка; Даша ловит жука. Анализ слова пижама .

май

Буква Рр

- Познакомить с согласной буквой Рр

Чтение слогов и слов типа горка, радуга; Рома варит суп. Анализ слова рыжик .

Повторение пройденных букв.

Повторение пройденных букв.

Чтение предложений с изученными буквами.

Мониторинг

Пояснительная записка

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С.Я. Маршак)

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

Читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

Чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

Многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

Чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание курса занятий рассчитанный на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 4-5 лет; 2-й год обучения для детей 5-6 лет) чтению в игровой форме.

Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Задачи 1-й год обучения (4-5 лет):

Подготовка к обучению чтению : обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Учим буквы : полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

- запоминаем слоги : научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога

К концу первого года обучения дети должны уметь :

  • читать слоги:
  • сочетание двух гласных;
  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
  • понимать прочитанное.

Задачи 2-й год обучения (5-6 лет):

Читаем слова : после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.

- от словосочетания к предложению : главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.

- читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

- учим "читать" знаки препинания : ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

К концу второго года обучения дети должны уметь :

  • читать односложные слова со стечением согласных;
  • простое двусоставное предложение без предлога;
  • простое предложение с предлогом;
  • доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
  • отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

Принципы построения программы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

Доброжелательный климат

Недопустимость менторской позиции и порицания

Положительная оценка любого достижения ребенка

Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

Занимательность

Наглядность

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются (занятия), продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин

2-й год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Всего 72 занятия 32 часа в год.

Учебно-тематический план первого года обучения

количество часов

I квартал

Подготовка к обучению чтению

Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия (различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу). Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Конструирование букв и их запоминание. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

сентябрь

формирование зрительного восприятия

формирование представления о собственном теле на примере собственного тела учить различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.

развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

учить порядок следования времен года, месяцев, дней недели, выкладывать последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;

складывать разрезные картинки и изображения из кубиков

составлять рассказ на основе последовательных картинок.

играем с неречевыми звуками

развитие тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений

звуковой период обучения

показать, что речь «строится» из звуков

выделение в словах определенных звуков: звукоподражание, главный звук, первый звук

учить придумывать слова на заданный звук, развивать фантазию, развивать речь, выделять в словах определенные звуки.

II квартал IIIквартал

Буквенный период обучения

продолжить работу по формированию фонетического слуха знакомить с алфавитным обозначением букв, учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь

учить детей применять знания и умения, полученные на занятиях

«Живые звуки»

А, У, О, И, Й

познакомить детей с гласными звуками

развивать слуховое внимание,

«Живые звуки»

Э, Ы

закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

формировать понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

звуки и буквы-соединения букв, в слоги «буквы дружат»

М, Н,

познакомить детей с согласными звуками

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

звуки и буквы

М, Н, Т, К

различать на слух твердые (строгие) и мягкие (ласковые) согласные звуки

отработка навыка чтения слов с открытыми слогами

звуки и буквы

закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

упражнять в подборе картинок к заданному звуку.

развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

звуки и буквы

учить определять твердость или мягкость согласного звука

упражнять в подборе слов к заданному звуку

формировать умение выполнять игровые задания творческого характера

большая и маленькая буква

звуки и буквы

формировать понятие «согласными звук»

развитие графических навыков (штриховки, графическое письмо)

чтение обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов

звуки и буквы

закрепить практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове

развитие тонкой моторики

закрытый слог

звуки и буквы

выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами

Учебно-тематический план второго года обучения

количество часов

I квартал

Запоминаем слоги

Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой.

сентябрь

слог основная единица чтения

сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; овладение чтением слов различной слоговой структуры:

«Живые звуки»

гласные II ряда

закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».

познакомить детей с гласными звуками II ряда

формировать понятие «гласный звук»,

развивать слуховое внимание,

развивать и корригировать фонематический слух

формирование представлений о слоговом составе слова

звук и буква

учить проговаривать слово по слогам

«уменьшая» предмет, добавляя определенный слог.

закрепить практическим путем знания о звуке и букве

развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха

отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами

звуки и буквы

закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами

отработка навыка чтения

выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами

чтение слогов, начинающихся с гласной буквы

звуки и буквы

подбор зрительного образа к букве

закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц)

печатанье слогов

II квартал

Читаем слова

отработка навыка чтения по слогам

звуки и буквы

развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, общую и тонкую моторику

узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв

читаем короткие тексты звуки и буквы

выделение нужной буквы из ряда букв

отработка навыка чтения

печатанье слогов, слов

IIIквартал

От словосочетания к предложению, от предложения к тексту

Учиться в полной мере осмысливать прочитанное.

понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

учится осмысливать слова, и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги.

звуки и буквы

ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки

анализ размера и расположения элементов буквы подбор зрительного образа к букве

стихотворное описание графического образа буквы

изображение буквы детьми («живые» буквы)

конструирование букв из элементов

знакомство с простым двусоставным предложением без предлога

печатанье буквы, слогов, слов, предложений

составление и печатанье слов с заданным слогом

от словосочетания к предложению

знакомство с простым предложением с предлога

развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом.

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов,

т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

3. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство

«Просвещение». Москва. 1965.

4. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

5. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998

6. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

error: