Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции. Самые известные экспедиции Переговоры с японцами

Несмотря на то, что Сибирь была частью России уже около полутора веков, о ней было известно очень мало. Были данные от первопроходцев, но они, идя всё дальше на восток, описывали только основные географические объекты - реки, горы, озёра, а природа, за редким исключением, оставалась в стороне от наблюдений. Растительность, животный мир, геология, история - всё это было практически неизвестно. Именно поэтому, следом за указом об организации Великой Северной экспедиции (17 апреля 1732 г.), последовал новый указ (19 июня 1732 г.) - об участии в ней Академии наук , которая должна была послать в экспедицию одного профессора и с ним двух «из российских студентов, которые б могли по Юпитеровым спутникам в разных местех долготу обсервовать и после, яко будучие в практике, сами в профессоры вступить». На профессора и студентов возлагалось «такожде географическое порядочное описание и осмотр или примечание о плодах земных и минералах и металлах и ботаническое, ежели найдутся, учинить». Академия наук посчитала необходимым послать двух профессоров; один должен был производить «обсервации, или наблюдения астрономические, физические, анатомические и что до истории натуральной, или естественной, принадлежит», а другой должен был изучать все, что касается «до уставов веры и обычаев (тамошних) людей, до языков же древностей и письмен». Для выбора двух лучших студентов из Славяно-греко-латинской академии было затребовано 12 студентов .

Описание экспедиции

Эта экспедиция стала первой из академических экспедиций по изучению России.

Путешествие 1733-1736

К лету 1733 года определился состав отряда. Во главе его были поставлены профессор астрономии Л. Делиль де ла Кроер и профессор истории Г. Ф. Миллер. Указом 11 июня 1733 года к ним был присоединён профессор И. Г. Гмелин , намечавшийся и ранее в состав экспедиции, но замененный вследствие болезни Миллером. При них состояли художники Беркхан (Johann Christian Berckhan) и Люрсениус (Johann Wilhelm Lürsenius), а также, вместо двух пять 5 студентов: Степан Крашенинников , Фёдор Попов, Лука Иванов, Василий Третьяков, Алексей Горланов и академический инструментальный ученик Гаврила Кобылин .

В начале августа 1733 года отряд начал своё путешествие; 18 октября он прибыл в Казань , где была организована метеорологическая служба (Василий Григорьев, затем - Семён Куницын). В декабре метеорологические наблюдения были организованы в Екатеринбурге (А. Татищев, геодезист Н. Каркадинов, учитель арифметики Ф. Санников), в январе 1734 года - в Тобольске , где академический отряд догнал Беринга .

В мае, как только вскрылись реки, отряды двинулись в путь. Делакройер, вместе со студентами Поповым и Ивановым, отправился вместе с обозом Чирикова в Енисейск , а Миллер и Гмелин , освобождённые Берингом от подчинения ему, отправились на юг, - вверх по Иртышу . Сделав короткие остановки в Таре , Омске и Ямышевской крепости , 26 июля академический отряд прибыл в Семипалатинск , и далее по приграничной дороге через Усть-Каменогорскую крепость достиг недавно открытых Колыванских медных заводов . По пути путешественники изучали флору и фауну, собирали коллекции редких растений, проводили геологические исследования; Миллер помимо архивной работы занимался археологическими раскопками, Гмелин - организацией метеорологических наблюдений.

В Якутске между профессорами и Берингом начались несогласия. Сыграли свою роль и трудность пути, и трудности снабжения на Камчатке. Атмосфера в коллективе была накалена, писались доносы (одним из основных доносчиков был Писарев), по которым многих репрессировали, отправляя под конвоем в Иркутск. Из Петербурга приходили вести, что Берингом и Шпанбергом недовольны за медлительность. В одном из писем в Петербург Миллер просил «совершенно освободить» всех учёных из-под руководства Беринга.

В Петербурге был собран совет Сената и Адмиралтейств-коллегии для решения о продолжении экспедиции, требовавшей больших средств и дающую ничтожные результаты. Сенат был против такого расходования средств (до 300 тыс. рублей в год), но Адмиралтейство проявило упорство и разрешение было получено. Писарев был переведён из-под начала Беринга в отряд Шпанберга; Беринг же получил выговор за медлительность с предупреждением о том, что если он не поторопится, то как Муравьёв и Павлов будет разжалован в матросы, и лишён добавочного жалованья.

В такой атмосфере Миллер и Гмелин отказались ехать на Камчатку и выехали на Лену, а вместо себя послали Крашенинникова. Для путешествия на Камчатку они потребовали для себя «особо поместительного» судна, для наблюдения за строительством которого, а также для подготовки помещений и был отправлен Крашенинников. В конце концов, по приказанию Беринга, никого из академического отряда было решено на Камчатку не брать. Вдобавок ко всему, в Якутске во время пожара сгорел дом Гмелина вместе со всеми книгами, инструментами, записями и собранными коллекциями. Требовалось, насколько это возможно, восстановить утерянное. Для этого пришлось проехать тем же маршрутом в 1737. Время было упущено: Беринг в отсутствие академиков покинул Якутск.

Крашенинников отправился из Якутска в Охотск, откуда он должен был отплыть на Камчатку, 5 июля 1737 года. Там он встретился с Чириковым и Шпанбергом, помощниками Беринга, а позже и с самим Берингом, который оказал ему всяческое содействие в снаряжении на Камчатку. До самого отъезда на Камчатку 4 октября 1737 года Крашенинников продолжал вести научную работу: производил метеорологические обсервации, вёл наблюдения над приливом и отливом моря, составлял описание флоры и фауны. 4 октября 1737 года он отплыл из Охотска на судне «Фортуна», начав четырёхлетнее путешествие, во время которого восемь раз пересек полуостров .

Академики в Сибири: 1737-1743

Миллер с Гмелиным добрались до Киренска , но заболевший Миллер вынужден был вернуться в Иркутск, где провёл всю зиму. Весной к нему присоединился Гмелин. Учитывая, что дальше на восток двинуться они не могли, вернуться без приказа - то же, Гмелин и Миллер подали прошение об отставке, но не получили никакого ответа. Таким образом, не получая никаких других назначений и будучи не в состоянии продолжить свой первоначально намеченный маршрут, они не знали, чем заниматься дальше. К тому же возникли проблемы с выплатами жалованья.

В это время закончились сроки, выделенные на экспедиции Челюскина и Дмитрия Лаптева . Командиры их, не находя в Якутске Беринга, обращаются за рекомендациями о дальнейших действиях к Миллеру, который рекомендовал им прекратить исследования. Но в Петербурге с ним не согласились; то, что к нему не прислушиваются, ещё больше угнетает Миллера.

Несмотря на всё это, Миллер всё же оставался руководителем и членом исследовательского отряда. В 1740 году он отправил Фишера и Линденау в Охотск, где они исследовали архив (на обратном пути в 1742 Фишер арестован по ложному обвинению, вскоре освобождён, но какое-то жил в Томске; вернуться в Петербург ему было разрешено только в 1746). Линденау на обратном пути совершил путешествие вдоль Охотского моря и по сибирским рекам. Крашенинников же, добравшись до Камчатки, организовал там метеорологическую станцию и совершил путешествие по северу полуострова (1738-1740).

Чуть ли не единственным из учёных, отправившимся с Берингом в плаванье, стал Георг Стеллер , разделивший с отрядом Беринга все тяготы зимовки, но не перенёсший ареста по доносу одного из участников того плаванья, и умерший в Сибири в 1746 году.

Делакройер в 1740 году отправился в Берёзов , где соорудил обсерваторию для наблюдений за Меркурием , но небо все 6 недель, что он провёл в Берёзове, было затянуто облаками. После этого, не дождавшись Гмелина и Миллера, он отправился по Оби и Иртышу в Тобольск. В отсутствие ветра баржу должны были всё время тащить казаки или, если это было возможно, шли на вёслах. Путь занял целый месяц, во время которого проводились астрономические исследования. В Тобольске же Делакройер занялся географическими исследованиями, разыскивая в архивах карты и изучая их, составляя их списки и снимая копии. По окончании работы он отправился в Соликамск , оттуда - в Новоусолье на Каме , принадлежащее Строгановым . В гостях у них Делиль провёл месяц, за время которого он занимался астрономическими наблюдениями, после чего отплыл на барке по Каме и Волге . 30 августа 1740 года он прибыл в Казань, где он снова разыскивал различные карты. 29 декабря он вернулся в Петербург.

Миллер вместе с Гмелиным продолжали путешествовать по Сибири, пока им не разрешили вернуться в 1743 году. После возвращения они недолго жили в Петербурге, предпочтя вернуться к себе на родину.

Итоги экспедиции

Составлены карты внутренней Сибири, описаны имеющиеся там пути, реки, озёра и другие объекты, а также получены зарисовки чем-либо замечательных местностей, открыты и исследованы неизвестные ранее различные сибирские древности, исследованы архивы сибирских городов, абсолютно не известные в столице, в Петербург доставлено огромное количество выписок из них, а также образцы руд и их чертежи там, где не было возможности до них добраться, а также образцы растений, рисунки рыб, птиц и животных, проведено множество исследований по этнографии сибирских народов, астрономические и другие исследования.

Примечания

Открытия Джеймса Кука

Джеймс Кук (рожд. 27 октября (7 ноября) 1728 года– смерть 14 февраля 1779 года) - английский военный моряк, путешественник-исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС. Возглавил три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана.

Основные события биографии. Экспедиции

1759 - 1760 — Исследовал и нанес на карту берега Канадской реки Св. Лаврентия.

1763 - 1766 — Нанес на карту берега Ньюфаундленда.

1768 - 1771 — Первая тихоокеанская экспедиция: исследовал Таити и острова Сообщества. Нанес на карту берега Новой Зеландии и восточной Австралии.

1772 - 1775 — Второе кругосветное путешествие: исследовал Таити и Новую Зеландию, посетил Маркизские о-ва, Новую Каледонию Новые Гебриды и другие о-ва Полинезии и Макранезии. Впервые в истории пересек Южный полярный круг. Исследовал Южную Георгию и Южные Сандвичевы.

1776 - 1780 — Третье кругосветное путешествие: поиск Северо-Западного прохода со стороны западного побережья Северо-Американского континента. Возвращение к Новой Зеландии и Таити. Посетил Гавайские о-ва.

Исследовал западное побережье Америки от Орегона до Поинт Барроу, Аляска.

1779 — В 1779 г. был убит в стычке с гавайцами.


Каково бы ни было мнение публики о моем плавании, я должен с чувством истинного удовлетворения, не требуя никаких иных наград, кроме признания, что я выполнил свой долг, закончить… отчет следующим образом: факты подтверждают, что мы доказали возможность сохранения здоровья многочисленного экипажа в долгом плавании, в разных климатических условиях, при неустанных трудах.

Джеймс Кук. «Путешествие к Южному полюсу и вокруг света»

Один из самых выдающихся деятелей в истории открытий. Человек века Просвещения, Джеймс Кук был не только открывателем и завоевателем новых земель, который добывает славу и богатство или открывает новые пути торговле. Благодаря своим плаваниям он стал авторитетным в решении научных вопросов.

Вальтер Кремер. «300 путешественников»

Джеймс Кук — один из виднейших английских мореплавателей. Был руководителем трех кругосветных экспедиций. Открыл множество островов в Тихом океане, Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии, выяснил островное расположение Новой Зеландии. Делал попытки отыскать Южный материк – Антарктиду. Его имя носят залив возле полуострова Кенай на Аляске, группа островов в Полинезии, пролив между обоими островами Новой Зеландии и др.

Детские годы

1728 год, 27 октября — в бедной семье йоркширского батрака в деревушке Мартон родился девятый по счету ребенок, впоследствии снискавший славу национального героя Англии и укрепивший ее влияние в Тихоокеанском регионе.

Жизнь его была нелегкой, полной неустанного труда и упорства в достижении цели. Уже в возрасте семи лет мальчик стал работать на Эйри-Гольмской ферме, принадлежавшей помещику Томасу Скоттоу. Он-то и помог способному ребенку получить начальное образование, определив Джеймса в школу на собственные средства.

Спустя несколько лет Кук в приморском поселке Стей поступил на службу к бакалейно-галантерейному торговцу Вильяму Сандерсу, который в последствии утверждал, что даже в юные годы будущий путешественник отличался зрелостью суждений и тонким расчетом. Возможно, именно здесь, увидав впервые море, Кук почувствовал свое истинное призвание, так как спустя полтора года, намного раньше истечения срока 4-х летнего договора, записался учеником на парусный корабль «Свободная любовь», перевозивший каменный уголь. Любовь к «угольщикам» сохранилась у Кука до конца жизни. Он считал эти суда наиболее пригодными для многолетних плаваний в неизведанных водах.

Первые успехи

1752 год — умный и властный Кук стал помощником капитана на корабле «Дружба». На этой должности и застало его начало Семилетней войны, когда его корабль находился в Лондонском порту. После некоторых колебаний молодой человек записался добровольцем в английский военный флот, желая, как он сказал сам, «испытать свое счастье на этом пути». И оно его не подвело. Уже спустя 3 года, в 1759 году, Кук получил первый офицерский чин и отплыл в Канаду на корабле «Меркурий», направленном для ведения военных действий на р. Святого Лаврентия. Там он смог отличиться, выполнив с риском для жизни промеры в фарватере реки и составив точную карту.

По окончании войны Кук сосредоточился на совершенствовании своего образования. Упорно, без чьей-то помощи он освоил геометрию и астрономию, да так, что глубиной познаний поражал коллег, учившихся в дорогих специальных школах. Сам он оценивал свою «ученость» более скромно.

Дальнейшая карьера Джеймса Кука благодаря его беспримерному трудолюбию, уму и проницательности непрерывно шла вверх. 1762 год, сентябрь — участвуя в военных действиях против французов на Ньюфаундленде, он произвел подробную опись бухты Пласентия и топографическую съемку ее берегов, обследовал условия навигации между островом Ньюфаундленд и полуостровом Лабрадор. Результатом его трудов стали восемь точных карт этих мест.

Тихоокеанская экспедиция

1768 год — Британским адмиралтейством была организована тихоокеанская экспедиция для наблюдения на Таити за прохождением планеты Венеры через диск Солнца. Кроме официальной, преследовались и другие цели: препятствовать захвату новых земель иными державами, возобновить создание в регионе опорных пунктов и баз для установления здесь британского контроля. Немаловажное значение придавалось открытию новых богатых земель, развитию торговли «колониальными товарами», в том числе и рабами. Наиболее подходящей кандидатурой в качестве главы экспедиции оказался не имеющий еще широкой известности, но прекрасно зарекомендовавший себя в профессиональных кругах Джеймс Кук.

Лейтенант лично выбрал на Темзе барк (трехмачтовое судно «Индевор» – «Попытка»), который 30 июня 1768 года покинул устье Темзы, с командой состоящей из 84 человека, а в январе 1769 года, миновав Мадейру, Канарские о-ва, о-ва Зеленого Мыса, уже обогнул мыс Горн и вышел в Тихий океан. Так началась тихоокеанская эпопея Джеймса Кука, обессмертившая его имя и превратившая его в человека-легенду.

13 апреля экспедиция достигла Таити, где 3 июня при отличных погодных условиях были произведены астрономические наблюдения за Венерой. Отсюда Кук повернул на запад и заново открыл острова Общества, названные так в честь Лондонского научного общества; потом он обогнул Новую Зеландию, выяснив, что это двойной остров, чем опровергнул мнение Тасмана, который считал ее частью легендарного Южного материка.

Следующими открытиями были обнаружение неизвестного ранее восточного побережья Австралии, Большого Барьерного рифа, повторное открытие Торресова пролива. В конце концов корабли Кука обогнули мыс Доброй Надежды и в 1771 году возвратились в Англию, завершив плавание, продолжавшееся 2 года и 9,5 месяца. Были составлены точные карты всех обследованных территорий. Таити и близлежащие острова были объявлены владениями английской короны.

Второе кругосветное путешествие

Еще больший резонанс имело второе кругосветное путешествие, которое продолжалось с 1772 по 1775 г. О Куке начали говорить как о новом Колумбе, Васко да Гаме, Магеллане.

Задача экспедиции связывалась с поисками Южного материка, который вот уже в течении нескольких столетий безуспешно разыскивали мореплаватели разных стран. Адмиралтейство, находясь под большим впечатлением от успехов Кука, выделило два корабля для разрешения этой сложной задачи.

На протяжении почти трех лет находились в плавании «Резолюшн» и «Эдвенчер» – новые корабли Джеймса Кука. Выйдя 13 июня 1772 года из Плимута, он первым из кругосветных путешественников обследовал всю до того неизвестную часть Тихого океана между 60° и 70° ю. ш., при этом дважды пересек Южный полярный круг и достиг 70°10? ю. ш. Обнаружив огромные айсберги и ледяные поля, Кук пришел к убеждению, что «риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях, настолько велик, что… ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» и что земли, которые «могут находиться на Юге, никогда не будут исследованы».

Кук ошибался, а его ошибка – до такой степени был велик авторитет капитана – на несколько десятилетий затормозила поиски Антарктиды. Во втором плавании Кук открыл о-в Южная Георгия, Южные Сэндвичевы острова, Новую Каледонию, Новые Гебриды, о. Норфолк; он также продолжал исследования и измерительные работы.

Третье кругосветное путешествие

Реконструкция «Индевора»

Год Кук отдыхал, получив длительный отпуск, а 12 июля 1776 года отправился в третье и последнее путешествие. На кораблях «Резолюшн» и «Дискавери» он, теперь уже в звании капитана, отплыл на поиски торгового пути из Тихого океана в Атлантический вокруг Северной Америки – давно разыскиваемого северо-западного прохода.

В этой экспедиции была заново открыта группа Гавайских островов, названных в честь тогдашнего главы Адмиралтейства Сэндвичевыми, положено на карту все еще абсолютно неизвестное северо-западное побережье Америки, вплоть до Аляски, выяснено расположение Азии и Америки относительно друг друга. В поисках северо-западного прохода путешественники достигли 70°41? с. ш. у мыса Ледяного, где путь кораблям был прегражден паковыми льдами. Экспедиция повернула на юг, и в ноябре 1778 года экипаж снова высадился на Гавайских островах.

Смерть Джеймса Кука

Там и произошла известная всему миру трагедия. У гавайцев существовало древнее предание о боге О-Роно, который должен возвратится на Гавайи на плавучем острове. Жрец О-Роно объявил Кука богом. Почести, воздаваемые островитянами, были неприятны мореплавателю. Однако, считая, что это сделает пребывание команды на Гавайях более безопасным, он не стал разубеждать туземцев.

А в их среде началась сложная борьба интересов жрецов и воинов. Божественное происхождение капитана поставили под сомнение. Возникло желание проверить его. Воровство в лагере экспедиции привело к стычкам с туземцами. Обстановка накалилась, и в одном из столкновений, 14 февраля 1779 года, Джеймса Кука убили ударом копья в затылок. Труп гавайцы забрали с собой, а на следующий день жрецы – друзья капитана – с плачем привезли куски тела, доставшиеся им при дележе. Уступив требованиям матросов, капитан Клерк, заменивший Кука, разрешил расправиться с гавайцами. Матросы безжалостно убивали всех, попадавшихся им на пути, сжигали селения. Туземцы запросили мира и вернули части тела, которые команда с большими почестями предала морю.

Вклад внесенный в историю географических открытий

Деятельность Кука расценивалась современниками и исследователями более позднего времени неоднозначно. Как у любой талантливой и яркой личности, у него были свои поклонники и недруги. Во втором плавании в качестве ученых-естествоиспытателей принимали участие отец и сын – Иоганн и Георг Форстеры. Убеждения старшего из них, находившегося под сильным влиянием идей Руссо о «естественном» человеке, сделали его серьезным оппонентом Кука в оценке многих ситуаций путешествия, в особенности связанных с взаимоотношениями европейцев и туземцев. Форстер беспощадно критично относился к действиям Кука и часто идеализировал жителей островов.

Серьезные разногласия между ученым и капитаном возникли сразу по возвращении из плавания. Оба Форстера категорически отказались придерживаться официозного плана записок о путешествии, намеченного Адмиралтейством. Наконец Иоганну пришлось дать обязательство не публиковать собственное описание путешествия. Но он передал свои записки Георгу, который их обработал и все-же издал на три месяца ранее выхода в свет записок Кука. А в 1778 году Форстер-старший опубликовал свои «Наблюдения, сделанные во время кругосветного путешествия».

Обе книги Форстеров стали любопытным комментарием к запискам их бывшего начальника и заставили современников несколько по-другому посмотреть на «доблестное» и «милосердное» поведение англичан во время экспедиции. В то же время, рисуя идиллические картины райского благоденствия на островах южных морей, оба натуралиста погрешили против истины. Потому во всем, что касается быта, религии и культуры туземцев, записки Кука, человека ясного и холодного ума, более точны, хотя труды Форстеров на протяжении долгого времени служили своего рода энциклопедией стран южных морей и имели огромную популярность.

Спор же между капитаном и учеными не решен и по сей день. И сейчас ни одно серьезное издание о Джеймсе Куке не обходится без цитат или ссылок на Форстеров. Тем не менее Кук был и остается ярчайшей звездой в созвездии открывателей Земли; он доставил современникам множество точных, объективных наблюдений за природой, обычаями и нравами жителей территорий, которые посещал.

Убедиться в этом несложно: на русском языке изданы все три книги Дж. Кука: «Первое кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание на «Индеворе» в 1768–1771 гг.» (М., 1960), «Второе кругосветное плавание Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772–1775 гг.», (М., 1964), «Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом океане в 1776–1780 гг.» (М., 1971). Несмотря на отдаленность написанного от нашего времени, книги читаются с живым интересом и несут в себе множество сведений, в том числе о личностях самого капитана и людях которые его окружали.

После победных войн со Швецией и Османской империей к началу XIX века Россия закрепила за собой статус одной из ведущих мировых держав. Но мировая держава не может существовать без сильного флота, поэтому его развитию уделялось отдельное внимание. Например, русских офицеров отправляли набираться опыта на флоты зарубежных стран. Кратко о кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Подготовка

Идея Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна принадлежала последнему. Обдумывать ее он начал сразу по возвращению в Россию в 1799 году. Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и довольно быстро одобрен морским министром и министром коммерции. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем стал его старый друг, знакомый еще со времен учебы в Морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский. Большая часть расходов кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского были оплачены Российско-американской компанией. Купцы имели свой интерес, они надеялись на открытие нового перспективного морского маршрута, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке.

Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом. В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым - Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, ведь опыта дальних океанских походов у русских кораблей и экипажей не было. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией.

Европа и Атлантический океан

26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Русских мореплавателей, отправляющихся в первое свое кругосветное путешествие, торжественно провожали местные жители и команды кораблей, стоящих на рейде. Через десять дней экспедиция дошла до Копенгагена, где в обсерватории были откорректированы хронометры. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где задержались до 5 октября, чтобы проконопатить корпуса. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где запаслись провизией и пресной водой. После этого отправились к берегам Южной Америки.

26 ноября русскими кораблями был впервые пересечен экватор. Это событие отметили торжественным подъемом Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Нева» нуждалась в замене мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции ознакомились с природой тропической страны. Многое вызывало удивление, ведь в южных тропических широтах январь является самым жарким месяцем, и перед путешественниками предстало все разнообразие животного и растительного мира. Было составлено детальное описание острова, внесены поправки и исправления в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений.

Тихий океан

Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили свой путь уже по Тихому океану. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, подождав там три дня, отправилась к где и встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.

Выяснилось, что, потеряв из Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши. Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» - к северо-западным берегам Америки.

Граф Федор Толстой

На пути к Камчатке на одном из островов экспедиция рассталась с одним из членов экипажа, Федором Толстым. Он был известнейшим представителем русского дворянства тех годов, причем славу свою получил за эксцентричное и провокационное поведение. Не изменил своему характеру он и в путешествии. В конце концов, Крузенштерну надоели выходки Толстого, поэтому он высадил его на берег. Оттуда Толстой добрался до Алеутских островов и Аляски, после чего вернулся обратно на Камчатку и через Дальний Восток, Сибирь и Урал прибыл в Петербург.

Камчатка

В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта.

Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии.

Япония

26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки. Но местные власти оказали русским морякам довольно холодный, даже враждебный прием. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие, только после этого кораблю было позволено зайти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, все это время морякам не разрешалось даже сойти на берег. В конце концов, послу сообщили, что император не может принять его. Более того, русским кораблям впредь запрещалось показываться вблизи японских берегов. Попытка установить дипломатические отношения закончилась провалом. Впрочем, это неудивительно, ведь Япония в тот период строго придерживалась политики изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанова освободили от дальнейшего участия в плавании.

Впрочем, плавание в Японию не было напрасным. Европейцам был плохо известен тот регион, карты пестрели неточностями и ошибками. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов, внес некоторые поправки в карты.

В июле 1805 года «Надежда» совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обогнуть его, экспедиция столкнулась с туманами и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин - это полуостров, соединенный с материком перешейком, и повернул обратно на Камчатку. Пополнив запас провизии, совершив необходимый ремонт и загрузившись пушниной, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт были убраны несколько несуществующих островов, а сама «Надежда» несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ждать прибытия Лисянского.

Путешествие «Невы»

После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк. Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага.

После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание. В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.

После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. И действительно, случаев заболевания в дальнейшем пути не было.

Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом окончится гибелью корабля. «Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь.

Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. 21 ноября 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где ее уже ожидала «Надежда».

Китай

По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт.

С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими. Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.

Возвращение

Во время плавания через Полинезию, Индийский и Атлантический океан каких-либо географических открытий сделано не было, так как этот маршрут был широко известен и давно исследован. Впрочем, несколько интересных событий все же случилось. До берегов Африки корабли шли вместе, но, проходя мимо попали в туман и 3 апреля потеряли друг друга из виду. По договоренностям на такой случай предполагалось вновь встретиться на острове Святой Елены. По прибытии туда Крузенштерн получил известие, что Россия и Франция находятся в состоянии войны. Это заставило его изменить дальнейший маршрут экспедиции кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и «Надежда» пошла вдали от европейских берегов, обогнув Британские острова.

Лисянский же решил возвращаться самостоятельно, не заходя на остров Святой Елены. Бросив якорь в Портсмуте и узнав о войне, он все же продолжил плавание через Ла-Манш. Так или иначе, оба корабля успешно завершили первое кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт 22 июля, а «Надежда» пришла 7 августа 1806 года.

Значение

Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции. После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный этнографический материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации. Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари.

Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии. Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.

Сведения, полученные в кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского (описание было представлено вашему вниманию в статье), были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки и изданы за рубежом.

Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен - будущий и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.

Началось наше Печорско-Югорское путешествие с того, что мы на самолете долетели до Нарьян-Мара - единственного города Ненецкого Автономного Округа, а затем на такси добрались до реки Печоры, где на пляже поселка Искателей собрали нашу байдарку.

Река Печора

Стартовали мы вечером 28 июня. Погода нас с самого начала не баловала - дул встречный Северо-Западный ветер, было довольно холодно - всего около 10 градусов. В итоге по Печоре мы шли почти восемь дней, вместо запланированных трех-четырех, ибо помимо сопротивления ветра, неизменно дующего в лицо, нам приходилось преодолевать еще и очень крутую и короткую встречную волну.

Печора - полноводная река, поэтому при таких ветрах, дующих против ее мощного течения, она становится весьма труднопроходимой. В некоторых местах нам приходилось стоять по паре дней, пережидая непогоду. На реке в это время была очень большая вода, и ее низкие берега часто были сплошь залиты водой, над которой торчали лишь непролазные заросли ивняка, поэтому со стоянками было очень туго.

Дней через пять погода улучшилась, в один из дней задул юго-западный ветерок, для нас боковой и очень удобный для движения под парусом. Под парусом мы быстро продвинулись еще ближе к устью, и через два дня успешно вышли в Баренцево море. Теперь нам предстояло преодолеть Болванскую губу - первое препятствие на нашем пути. Но погода вновь испортилась. Мы не решились пересекать губу напрямик и отправились обходить ее по периметру под парусом.

Надо сказать, парусное вооружение у нас на этот раз было очень хорошим и позволяло ходить курсами до 45 градусов к ветру. Рангоут изобретали мы, а сами паруса заказывали у питерского мастера Сергея Новицкого, все время я мысленно благодарил его.

Прохождение небольшой Болванской губы затянулось на несколько дней. Под парусом мы могли идти лишь недолгое время, а большую часть времени приходилось медленно ползти на веслах против ветра. Дело осложнялось еще и исключительно неудобным дном в губе: здесь было исключительно мелко, и во время отлива губа обсыхала на многие сотни метров от берега, а дальше глубина в течение нескольких километров достигала, дай Бог, 15-20 сантиметров. При такой глубине, понятное дело, ходить, скребя пузом, очень тяжело.

Кстати, здесь нас угораздило потерять единственный компас. Какая досада - ориентироваться теперь придется только по солнцу, часам и картам.

В море

Но все когда-нибудь кончается, и 11 июля мы оставили Болванскую губу позади, зашли в деревню Фариха, где попили чаю с местным рыбаком и расспросили его о здешней погоде и условиях плавания. После этого мы двинулись дальше на северо-восток, миновали уже не работающий нефтяной терминал в деревне Дресвянка, а через три дня добрались до метеостанции, расположенной в десяти километрах западнее мыса Константиновского, где вновь повстречали рыбаков, пообщавшись с которыми, отправились дальше. Пройдя совсем немного от метеостанции, мы встали на довольно неудобном, низком и болотистом месте.

На следующий день погода начала портиться, поднялся западный ветер, попутный нам, но слишком сильный для того чтобы идти дальше. Еще через день начался самый настоящий шторм, который нагонял на берег огромное количество воды из океана, из-за чего ее уровень повысился, и наш лагерь буквально чуть не смыло. Мы успели эвакуироваться на более высокое место примерно за полчаса до того, как море залило тундру на несколько километров вдаль от обычной береговой линии.

17 июля шторм закончился, снова задул спокойный восточный ветерок. На веслах мы отправились дальше, достигнув мыса Горелка. В течение дня погода портилась, начался дождь, а следующим утром ветер вновь зашел на запад и усилился. Выйдя, мы подняли парус, но переход ограничился пятнадцатью минутами: ветер резко усилился, заштормило, и мы спешно выбросились на берег. Да уж, погода здесь капризнейшая, в этом месте нам пришлось провести еще два дня, ожидая пока ветер ослабеет.

Следующий переход сложился более удачно. Обойдя под парусом огромные мели, мы минули мыс Черная Лопатка, и встали в Паханческой губе. Место здесь опять оказалось страшно неудобным, низким. Теперь мы точно знали, что тут так же, во время западных штормов тундра будет заливаться морем на несколько километров. Все озера и ручьи здесь оказались совершенно солеными, и в поисках пресной воды нам приходилось уходить довольно далеко, чтобы найти хоть какую-нибудь пресную лужу.

Вечером следующего дня мы отправились дальше, нам очень хотелось поскорее достичь Варандея, населенного пункта, расположенного ровно посередине нашего маршрута. Мы решили перейти Паханческую губу напрямик. Легкий ветерок дул с юга, мы неторопливо двигались вперед, но вскоре нас нагнал дождь. Ветер усилился, с чистого юга он стал заходить на юго-восток. За дождем скрылись из виду и берега, и низкое ночное солнце - мы тут же потеряли ориентацию в пространстве. Чтобы не выскочить ненароком в открытый океан из губы, мы забрали восточнее, и через несколько часов оказались на берегу, в двадцати пяти километрах южнее протоки Песяков Шар. Здесь нас снова подстерегали проблемы с водой, но мы простояли в этом месте еще один день, после чего, вновь под парусом, за три перехода, к 25 июля достигли Варандея.

Море возле Варандея встретило нас высокими крутыми волнами и встречным восточным ветром. Мы почувствовали смертельную усталость и, зайдя на погранзаставу в Новом Варандее, отступили на десяток километров на запад, на остров Песяков, на котором надеялись дождаться более подходящей погоды. Наша усталость, как выяснилось, имела вполне конкретную природу: содержание кислорода в воздухе в высоких широтах значительно ниже, чем в средней полосе. Потребность организма в пище и отдыхе возрастает, а сил становится гораздо меньше. Все осложнялось и тем, что у нас заканчивались продукты, а в Варандее не было магазина. На счастье здешняя земля очень богата дичью, и поэтому голод нам не грозил.На Песякове мы провели еще три дня, после чего отправились дальше.

Ветер по-прежнему дул нам в лицо, и мы двигались вперед очень медленно, делая небольшие переходы. Так, 1 августа мы достигли мыса Полярного, где располагалась полузаброшенная база «Медынка», охраняемая двумя сторожами. Здесь мы гостили два дня, отъедались, а потом приобрели месячный запас круп на соседней буровой.Теперь мы могли смело идти дальше и, обогнув мыс Медынский, перейдя с попутным ветром перевозную губу, мы встали в двадцати километрах севернее от мыса Перевозный Нос.

Далее нам предстояло пересечь в узком месте Хайпудырскую губу - последнее серьезное препятствие на пути к Вайгачу. 7 августа, под парусом мы добрались до мыса, повернув возле которого, двинулись через шестнадцатикилометровое горло губы, чтобы достичь ее восточного берега.Когда мы отошли от Перевозного носа уже темнело, но света все еще хватало, чтобы разглядеть противоположный высокий берег. Ветер утих, мы опустили паруса и на веслах двинулись вперед. Однако, не прошло и часа, как свежий ветер задул с запада нам в спину. Ветер все свежел, небо заволакивало облаками, кругом темнело и, наконец, мы стали терять из виду берег, к которому шли.

К счастью до сих пор была видна заря на севере, и мы могли уверенно держать правильное направление. Волны постепенно становились круче и злее, скоро они хаотично покатились с разных сторон и мы, наконец, поняли, что, вероятно, погорячились, отправившись через губу мало того, что ночью, так еще и по отливу.Сделалось ясно, что сейчас мы попадем в самый настоящий сулой: во время отлива огромная масса воды устремляется из Хайпудырской губы в океан и, сталкиваясь с океанским течением, образует очень высокие хаотичные волны, беснующиеся на протяжении нескольких километров.

Мы смертельно испугались этого, но вернуться назад уже не имели никакой возможности из-за сильного западного ветра. Смирившись с неизбежным, мы очертя голову бросились в этот сулой, и за оставшуюся часть пути натерпелись такого страху, что едва не поседели.

Чтобы понять, что такое морской сулой, представьте себе мощный порог десятикилометровой длины, в котором нет камней, но постоянно бушуют валы, как минимум, двухметровой высоты.Однако, через пару часов мы все-таки преодолели Хайпудырскую губу и утром высадились в шести километрах от мыса Синькин Нос. Погода безнадежно испортилась, разбушевался шторм. Здесь нам пришлось провести еще четыре дня, пережидая непогоду. Пешком мы ходили в нежилую деревню Синькин, где познакомились с одиноким охотником, живущим там, и от которого мы узнали множество интереснейших местных баек.

Когда погода улучшилась, мы отправились дальше, и за два перехода добрались до мыса Черный Нос возле устья реки Коротаихи. В сорока километрах от устья располагается поселок Каратайка, крупнейший населенный пункт в этих местах, но он нас тогда не интересовал, и на следующем переходе мы дошли до реки Большая Талата в Бельковской губе. Здесь мы отдохнули в течение дня, а 16 августа отправились на север вдоль побережья Югорского полуострова.

Дул свежий южный ветер, который, как выяснилось позже, достигал скорости в 21 м/с. Всего лишь за два дня мы достигли пролива Югорский Шар, где переночевали на полярной станции Белый Нос.Теперь нам оставалось пересечь пролив, чтобы достигнуть заветной цели. Это не вызвало затруднений, и 19 августа мы уже высаживались на белые скалистые берега острова Вайгач, рядом с мысом Канин Нос. Здесь мы и получили возможность, наконец, ополоснуть наши сапоги в холодных водах Карского моря, западная граница которого здесь проходит как раз по линии Белый Нос - мыс Гребень.

Отсюда мы решили возвращаться в Каратайку, хотя до Амдермы и оставалось всего-то 40 километров, в связи с тем, что из Амдермы было практически нереально выбраться «на землю» за реальные деньги. Теперь от желанного финиша нас отделяло около 200 километров, но ветер упорно дул с юго-запада и мы едва ли могли рассчитывать быстро вернуться обратно к устью Коротаихи. Так и вышло: 70 километров до избы на реке Седаяха мы проползли за шесть дней. На Седаяхе мы простояли несколько дней, пережидая очередной шторм.

В окрестностях нам посчастливилось встретить оленеводов и попутный вездеход, на котором 30 августа мы успешно добрались до Каратайки, откуда, так же, на вездеходе к 3 сентября доехали до Воркуты.

Вообще, в этом путешествии, из семидесяти дней всего, ходовых было не более сорока. А в среднем, если разделить общий километраж на общее количество времени, проведенного в экспедиции, наша скорость составила чуть более десяти километров в сутки. Это очень мало по сравнению даже с Белым морем, где наш среднесуточный километраж составлял почти пятнадцать километров. Кроме того, как мы поняли, выходить надо было не в конце, а в начале июня, как только море начинает освобождаться ото льда. В этом случае продолжительность сезона составит не два месяца (как в нашем случае), а почти три. Ведь в конце августа на байдарке ходить здесь уже практически невозможно - ветер дует гораздо сильнее, штормит почти каждый день, а по ночам начинаются заморозки.

Тем не менее, Баренцево море нельзя назвать более суровыми и сложными, чем, например, Белое море. Шторма бывают и здесь и там, и в любом море они опасны. Если сравнивать Белое и Баренцево моря, то можно сказать, что на Баренцевом море на байдарке гораздо проще высаживаться на берег - здесь нет таких огромных литоралей покрытых вязким илом, мешающим подойти к суше.

На Баренцевом море дно песчаное или каменистое - бродить по нему одно удовольствие. В начале лета штормов тут не много и бывает довольно много дней, когда на море абсолютный штиль и вода гладкая как стекло. Поэтому, нельзя говорить, что Баренцево море крайне опасно и для байдарки непроходимо. Просто надо учитывать, что шторма тут бывают чаще и силы уходят гораздо быстрее.

Сложности у нас возникали скорее не на море, а на суше - из-за сильнейших ветров, нехватки кислорода и холодной погоды. Еды у нас уходило в три раза больше чем обычно, а силы кончались в два раза быстрее. К примеру, за тридцать пять дней мы прошли всего четыреста километров до Медынского заворота, и к этому времени у нас уже почти закончилась еда, запасенная на два месяца.

Тем не менее, несмотря на все сложности и неожиданности, путешествие получилось просто незабываемым, и мы продолжим его в следующем году. Думаю, оно должно получиться не менее интересным и захватывающим, чем это.

Ну а теперь, самое время перейти к чтению рассказов о Печорско-Югорском путешествии.

  • Вперёд

Роальд Амундсен и поиск Северо-Западного прохода. Амундсен появился на свет в семье норвежских судовладельцев. Несмотря на обещания своей матери стать врачом, после ее смерти Роальд присоединился к семейному бизнесу. Его первой экспедицией стала бельгийская антарктическая экспедиция 1897-1899 годов, где он был первым помощником Адриена де Жерлаша. Первая же самостоятельная экспедиция под руководством Амундсена ставила своей целью отыскать Северо-Западный проход (предположительно связывающий Атлантику и Тихий океан на севере) в 1903 году. Этот неуловимый проход был целью поиска множества исследователей, начиная еще с 1539 года. Именно тогда Кортес поручил Франциско Улоа плыть вдоль полуострова Баха, что в Калифорнии. Амундсен начал свой путь с шестью членами экипажа на 47-тонной стальном корабле охотников на тюленей под названием "Иоа". Путь начался в море Баффина, передвижение начиналось решительно, но затем команда расположилась на зимовку, пропав из поля зрения общественности на целых два года. Роальд за это время сдружился с эскимосами, многому у них научившись. Норвежец узнал, как выживать в условиях вечного холода, научившись использовать ездовых собак и носить шкуры вместо шерстяных курток. В это время Амундсен сумел сделать еще и несколько научных заметок о магнетизме. Затем экспедиция взяла курс вокруг южного побережья острова Виктории и вдоль северного побережья Канады и Аляски. С побережья этого штата начался последний этап экспедиции на 800 километров вглубь материка к городку Игл-Сити, где имелся телеграф. Отсюда Амундсен 5 декабря 1905 года сообщил всему миру о своем успехе. Перезимовав тут же, путешественник прибыл в Осло только в 1906 году. Амундсен застал отделение Норвегии от Швеции, сообщив о своем достижении для всей Норвегии уже новому королю, Хокону. Но в желании новых открытий Амундсен не остановился, став первым человеком, достигшим Южного полюса и одним из первых, кто пролетел над Северным по воздуху.

Эрнан Кортес и падение империи ацтеков. Эрнан Кортес родился в 1485 в Медельине, в тогдашнем Королевстве Кастилии в Испании. Он поступил в университет Саламанки, когда ему было четырнадцать лет, но вскоре устал от учебы и вернулся в Медельин. В этот момент в страну пришли новости об открытии Колумба. Кортес быстро оценил перспективы покорения новых земель и в 1504 году отбыл в Новый Свет. Испанец планировал стать колонистом на острове Эспаньола (ныне остров Гаити). Именно там он зарегистрировался гражданином по прибытии. В 1506 году Кортес принял активное участие в завоевании Гаити и Кубы и был награжден недвижимостью и индейцами-рабами. В 1518 году он возглавил экспедицию в Мексику. Но испанский губернатор, боясь соперничества со стороны Кортеса, отменил поход. Это не остановило Кортеса, он все равно отправился в путь. В феврале 119 года его сопровождало 11 кораблей, 500 человек, 13 лошадей и несколько пушек. Прибыв на полуостров Юкатан, Кортес сжег свои корабли, отрезав себе таким образом путь назад. Здесь исследователь встретился с Херонимо де Агильяре, испанским священником, который выжил после кораблекрушения и попал к майя в плен. Со временем тот стал переводчиком Кортеса. В марте Юкатан был объявлен испанским владением, а сам Эрнан в качестве дани от покоренных племен получил 20 молодых женщин, одна из которых, Малинче, стала его любовницей и матерью его ребенка Мартина. Женщина стала не просто наложницей, но и переводчицей и советником. Испанец быстро привлек на свою сторону тысячи индейцев, которые устали от господства ацтеков, обещая им независимость. Когда Кортес вошел в столицу ацтеков, город Теночтитлан в ноябре 1519 года, его приветствовал император Монтесума II. Он посчитал Кортеса воплощением и посланцем бога Кецалькоатля. Обилие золотых даров и богатство вокруг вскружило голову испанцу, да и власти решили вернуть своего строптивого исследователя. Когда Кортес узнал, что к нему из Кубы направляется группа войск, он оставил часть своих войск в Теночтитлане, а сам отбыл в долину Мехико. Когда Кортес вернулся в город, там вспыхнуло восстание. В 1521 году войска ацтеков были подавлены, завоеванной оказалась вся их империя. Вплоть до 1524 года всей Мексикой правил Кортес.

Путешествие Чарльза Дарвина на корабле "Бигль". Чарльз Дарвин родился в 1809 году. Еще до того, как начать посещать школу, он проявил большой интерес к природоведению и коллекционированию. Обучаясь медицине в Университете Эдинбурга, Дарвин быстро понял, что это направление не для него. Вместо этого он заинтересовался таксидермией под руководством Джона Эдмонстоуна, который в свое время сопровождал Чарльза Уотертона в его путешествии по тропическим лесам Южной Америки. На втором году обучения Дарвин присоединился к Плиниевскому научному обществу, став членом группы по изучению истории природы. Там он стал заниматься классификацией растений и животных. Отец Дарвина, раздосадованный занятиями сына, решил перевести его обучаться в Кембридж. Важную роль сыграло письмо от Джона Хенслоу, друга Чарльза и профессора ботаники. Тот предложил кандидатуру Дарвина в качестве бесплатного натуралиста для капитана "Бигля" Роберта Фицроя. Чарльз тут же принял предложение поучаствовать в двухлетней экспедиции на южноамериканское побережье. Путешествие началось 27 декабря 1831 года и продлилось почти 5 лет. Большую часть своего времени Дарвин провел, исследуя геологические образцы и собирая коллекции по естественной истории. В это время сам корабль изучал побережье. Маршрут экспедиции пролегал из английского Портсмута в Санкт-Яго (ныне Сантьяго), Дарвин побывал в Кабо-Верде, Бразилии и Патагонии, Чили и Галапагосских островах. Затем было южное побережье Австралии, Кокосовые острова, Кейптаун и Южная Африка. Во время экспедиции Чарльз не пользовался какими-то четкими инструкциями. Однако в своей работе он применял труды нескольких известных геологов и естествоиспытателей. Ведь за время работы в университете Дарвин находился под влиянием Роберта Гранта, Уильяма Палея (труд "Доказательство христианства"), Джона Хенслоу, Александра фон Гумбольдта ("Личное повествование") и Джона Гершеля. Во время своего путешествия Дарвин ознакомился с тысячами видов. Когда ученый вернулся домой и попытался каталогизировать свою коллекцию, то в его голове стало формироваться идеи, послужившие основой фундаментального труда "О происхождении видов" и всей теории эволюции. Эта работа стала определяющей в жизни ученого, расположив его имя в истории.

Фернан Магеллан и первое кругосветное путешествие. Магеллан появился на свет в 1480 году в Саброзе, Португалия. Когда мальчику было всего 10 лет, умерли его родители. Маленький Фернан стал пажом королевы Элеоноры. Уже в молодости будущий мореплаватель побывал в качестве Египте, Индии и Малайзии. Но проекты Магеллана не понравились королевской семье, и в 1517 году он вместе с космографом Фалейру предложил свои услуги испанской короне. В то время Тордесильясский договор разделял Новый Свет между Португалией и Испанией. Магеллан рассчитал, что пограничные Молуккские острова принадлежат именно испанцам, предложив им свои услуги по нахождению пути к ним. Экспедиция была одобрена королем Карлом V, и 20 сентября 1519 году Магеллан вместе с 5 кораблями отбыл из страны. В экипаж входило 234 мужчины из Испании, Португалии, Италии, Греции и Франции. Первоначально путь экспедиции лежал в Бразилию, а затем, вдоль южноамериканского побережья в Сан-Хулиан, что в Патагонии. Там была совершена зимовка, там же случилась и попытка мятежа. Часть команды потребовала возвращения обратно в Испанию. Магеллан жестко подавил бунт, казнив главаря и заковав в кандалы его сообщников. В сентябре 1520 года экспедиция открыла Магелланов пролив. К тому времени кораблей осталось трое. Южное море было названо мореплавателем Тихим океаном, потому что на нем не было бурь. После высадки на остров Гуам последовал изнурительный рейд к Филиппинским островам. Туда Магеллан доплыл весной 1521 года. Испанец решил подчинить местные земли короне и ввязался в междоусобную войну двух здешних племен. В ходе сражений погиб и сам Фернан Магеллан. Оставшиеся в живых вынуждены были затопить один корабль, еще один повернул обратно. До Испании 8 сентября 1522 года добралась лишь "Виктория" с 18 выжившими под руководством капитана Хуана Элькано, бывшего мятежника. Интересно, но рейс Магеллана планировался совсем не так. Коммерческого эффекта кругосветное путешествие иметь не могло в принципе. Лишь под угрозой нападения португальцев "Виктория" продолжала следовать на запад.

Путешествия Марко Поло. В нашем списке этот исследователь является самым ранним. Но именно он вдохновил многих своих последователей на новые географические открытия. Марко родился в Венеции предположительно в 1254 году. И его отец, Никколо, и дядя Маттео были богатыми купцами, торговавшими с Ближним Востоком. Когда Марко родился, отец был в отъезде, увиделись они лишь спустя 15 лет. Семья воссоединилась на два года, прожив в Венеции, после чего купцы отправились в Китай в 1271 году. Туда их послали с письмами от Папы Григория X к Хубилай-хану, с которым старший Поло познакомился во время предыдущей экспедиции. Путешествие пролегало через Армению, Персию, Афганистан, горы Памира, вдоль Шелкового пути через пустыню Гоби и вплоть до Пекина. Такой длинный путь потребовал целых трех лет! Следующие 15 лет своей жизни Марко Поло провел в качестве государственного китайского чиновника, он побывал и послом Хана и губернатором города Янчжоу. С помощью Хана и его слуг купец выучил монгольский язык. Также итальянец провел несколько экспедиций в районы Китая, Индии и Бирмы до этого момента еще неизвестные. В 1291 году хан выдал одну из своих принцесс замуж за персидского ильхана, а семейству Поло разрешил сопровождать делегацию. Итальянцы побыли на Суматре и Цейлоне и через Иран, и Черное море вернулись в Венецию. Дальнейшая история жизни исследователя известна мало. Он участвовал в войне с Генуей и был взят в плен в 1298 году. Находясь в неволе, Поло познакомился с писателем Рустичано, который и помог купцу записать рассказы о его путешествиях. Изданная книга, известная как "Путешествия Марко Поло" стала одной из самых популярных в средневековой Европе. Надо отметить, что открытия итальянца не были бы возможны без его отца и дяди, которые уже проложили путь в Китай, наладив контакты с Великим Ханом.

Путешествия Ливингстона и Стэнли. Доктор Дэвид Ливингстон являлся миссионером, посланным в Африку в 1841 году. Он решил изучить внутренний мир континента, когда вдруг оказалось, что миссия в Колобенге, где он работал, закрывается. Именно Ливингстон первым обнаружил водопад Виктория и стал одним из первых европейцев, которые совершили трансконтинентальное путешествие по Африке. Затем внимание англичанина привлек исток Нила, тайне которого уже более трех тысяч лет. Его путешествие началось из Занзибара по реке Рувума к озеру Малави и затем к Уджиджи на берегу озера Танганьика. К тому времени Ливингстон остался практически один, большинство его грузов и медикаментов было украдено. Неудивительно, что Дэвид заболел. Но он упрямо двигался дальше, открыв озера Мверу и Бангвеулу. К концу марта 1871 года англичанин достиг реки Луалаба, полагая, что именно ее исток и является истоком Нила. Но не в силах путешествовать дальше Ливингстон вернулся в Уджиджи, где обнаружил, что все его запасы пресной воды украдены. Хотя дальше путешествовать уже и не было возможности, открытия Ливингстона стали бесценными – так глубоко в сердце Африки еще никто не забирался. К тому времени слухи о пропаже экспедиции Ливингстона и о го смерти наполнили Европу и Америку. Эта информация привлекла внимание молодого американского журналиста Генри Мортона Стэнли. Он родился в Уэльсе и остался сиротой еще в детстве, а в возрасте восемнадцати лет переехал в Новый Свет. Юноша стал работать на торговца Генри Стэнли, а когда тот умер, взял его имя и вступил в армию конфедератов. По окончании Гражданской войны Стэнли стал журналистом, работая в газете "Нью-Йорк Герольд". Именно это издание профинансировало экспедицию, чтобы найти экспедицию Ливингстона, начатую на Занзибаре. Стэнли следовал маршруту своего предшественника, столкнувшись со многими точно такими же проблемами – дезертирством и тропическими болезнями. 27 октября 1871 года Стэнли нашел больного Ливингстона в Уджиджи 27 октября 1871 года. Англичанин стоял среди группы арабских работорговцев, а журналист приветствовал его фразой, ставшей впоследствии знаменитой: "Доктор Ливингстон, я полагаю?". Экспедиция Стэнли насчитывала около 200 опытных носильщиков, большинство из которых сбежали или умерли по дороге. Стэнли при этом порол тех, кто отказывался идти дальше. А вот Ливингстон шел вместе с освобожденными рабами, двенадцатью сипаями и двумя верными слугами из предыдущих путешествий. Именно они доставили тело умершего в 1873 году исследователя на побережье, откуда оно было доставлено в Англию.

Льюис и Кларк. Экспансия на запад. В 1803 году Америка обратила свое внимание на Запад, на Луизиану. Американское правительство толком не знало, что за земли были ранее приобретены у Франции. Именно поэтому Президент Томас Джефферсон поручил Конгрессу выделить 2,5 тысячи долларов на экспедицию, которая была подготовлена всего за несколько недель после завершения сделки. Исследования должен был возглавить капитан армии Мерриуэззер Льюис, который выбрал Уильяма Кларка в качестве своего партнера. В мае 1804 года с ними в путь отправились 3 сержанта и 22 солдата, а также волонтеры, переводчики и рабы – всего 43 человека. Экспедиция начала движение вверх по реке Миссури, затем была зимовка у индейцев племени мандан. Весной путь лежал в верховьях реки, затем был перейден континентальный водораздел. Льюис и Кларк преодолели Скалистые горы, найдя реку Колумбию. В ее устье был построен форт Клэптсоп. Идя по реке, американцы вышли к Тихому океану. На обратном своем пути группа после Скалистых гор разделилась на три части, воссоединившись позже и с триумфом вернувшись в Сент-Луис. Город встречал их 23 сентября 1806 года как героев. 28-месячное путешествие доказало, что существует сухопутный трансконтинентальный путь. Льюис и Кларк привезли с собой много информации, включая карту своего маршрута, описание культуры индейцев и наблюдения за окружающей средой. В путешествии отважных американцев не обошло без помощи коренных жителей. Так, с ними решила пойти молодая индианка из племени шошонов Сакагавея, которая тысячи километров несла на спине своего малолетнего сына. Ее знания и отношения с людьми в значительной степени определили успех миссии.

Сэр Эдмунд Хиллари и первое успешное покорение Эвереста. Эдмунд Хиллари родился в новозеландском Окленде 20 июля 1919 года. В местном университете он изучал математику и науки. Затем Эдмунд занялся пчеловодством, вместе со своим братом-близнецом покорив несколько пиков в свободное время. С началом Второй мировой войны он решил вступить в ВВС, но снял свою заявку еще до момента ее рассмотрения. Зато вскоре, благодаря призыву, Хиллари все же присоединился к ВВС в качестве штурмана. В 1951 и 1952 годах в составе британских разведчиков исследовал подходы к Эвересту и Чо-Ойю. В 1953 году Хиллари решил-таки взобраться на самый высокий пик мира. В то время дорога к Эвересту со стороны китайского Тибета была закрыта, а правительство Непала разрешало только одну экспедицию в год. В 1952 году швейцарцы из-за непогоды потерпели неудачу, на следующий год настала очередь англичан. Глава экспедиции, том Хант, создал две команды для восхождения. Хиллари попал в одну группу с опытным Норгеем Тенцигом. Всего в экспедиции было 362 носильщика, 20 проводников и около 4 тонн груза. Первая попытка покорения пика была предпринята Бурдильоном и Эвансом, однако они не дошли до вершины из-за поломки системы снабжения кислородом. 28 мая Хиллари и Тэнциг с тремя компаньонами начали свой штурм Эвереста. Ночевка состоялась на высоте в 8500 метров, откуда отважные альпинисты же вдвоем продолжили свой путь. 29 мая в 11-30 утра по местному времени пара достигла вершины. Там они пробыли всего 15 минут. За это время они сфотографировались, оставили шоколадку, как подношение богам, и водрузили флаг. Первым человеком, приветствовавшим героев, стал Джордж Лоу, лучший друг Хиллари. Он поднялся к паре навстречу с горячим супом. За свои усилия Хиллари и руководитель экспедиции Хант получили рыцарство от королевы, а Тэнциг был награжден медалью. Хант стал пожизненным пэром, а Хиллари получил множество наград и признание на всю жизнь. Подвиг Хиллари не был бы возможен без участия Норгея Тенцинга, непальского шерпа. Он родился в 1914 году и имел богатый опыт участия в гималайских экспедициях. Он уже принимал участие в 6 предыдущих попытках покорить Эверест. Норгей первоначально вступил в экспедицию в качестве руководителя шерпов, но когда он спас Хиллари от падения в трещину, его стали воспринимать как идеального партнера для восхождения.

Христофор Колумб и открытие Америки. Этот исследователь, один из самых известных в мире, родился в итальянской Генуе в 1451 году. Отец Колумба был ткачом, юноша должен был продолжить это дело. Но в 1472 году семья переехала в Савону, а сам Христофор стал принимать участие в морских походах, записавшись в португальский торговый флот. Возможно, еще в 1474 году в ходе переписки с астрономом и географом Тосканелли Колумб задумался о поиске морского пути в Индию через Запад. Однако долгое время этот проект был не востребован. Лишь в 1492 году Колумб при участии короля Испании Фердинанда II и королевы Изабеллы смог снарядить экспедицию. 3 августа 1492 года из гавани города Палос вышли три корабля – "Санта-Мария", "Нина" и "Пинта". Они посетили Канарские острова, принадлежащие Кастилии, и в течении пяти недель шли через Атлантический океан. И вот в 2 часа ночи 12 октября 1492 года матрос Родриго де Триана с борта Пинты увидел землю. Найденный остров получил название Сан-Сальвадор, это был один из Багамских островов. Колумб далее открыл острова Эспальола (Гаити), который был похож на земли Кастилии, и Хуана (Куба). Во время экспедиции Колумб встретился с индейцами араваками, которых он первоначально принял за бедных китайцев. Вернувшись в Испанию, он похитил около 25 из них, выжило лишь семеро. Вернулся в Палос Колумб 15 марта 1493 года и был назначен адмиралом Моря-Океана и генерал-губернатором всех уже и будущих найденных земель. Впоследствии Колумб совершил еще три путешествия в Новый Свет, все больше и больше дополняя карту современного Карибского бассейна. В своих поисках у Колумба практически не было единомышленников, ведь его идеи были довольно странными для западного мира. Только вот ошибка Колумба была в том, что он, ища Азию, нашел новый материк, хоть и убеждал испанцев в обратном. В своей же оценке проекта Колумб использовал труды марко Поло, Имаго Мунди и оценки окружности Земли Птолемеем.

Первые шаги Нила Армстронга на Луне. Армстронг родился 5 августа 1930 года в Уапаконете, штата Огайо. Еще в раннем возрасте мальчик увлекся самолетами. На свой шестнадцатый день рождения Армстронг получил лицензию пилота, а в подвале своего дома он даже смог построить аэродинамическую трубу. В ней он проводил опыты с моделями самолетов. После двухлетнего обучения в Университете Пердью он был призван на действительную военную службу, совершив 78 боевых вылетов во время войны в Корее. По возвращении с войны Армстронг получил степень в области авиационной техники. Затем была должность летчика-испытателя в NASA. В сентябре 1962 года Армстронг стал первым гражданским космонавтом Америки и начал свою подготовку в Хьюстоне, штат Техас. Нил был запасным пилотом для экспедиции "Джемини-5", а в 1966 году совершил полет в космос на "Джемини-8". Армстронг отметился тем, что смог устранить неисправности аппарата и вернуть контроль над управлением, совершив аварийную посадку всего в 1,1 мили от намеченного места посадки. Космонавт стал готовиться к полету на "Джемини-11", но прошел отбор для команды, готовящейся к полету на Луну. В январе 1969 года именно Нил Армстронг был выбран командиром миссии "Аполлон-11", которая должна была доставить землян на спутник. В 9-32 16 июля 1969 года из Космического центра Кеннеди стартовал экипаж в составе Армстронга, Майкла Коллинза, и Эдвина Олдрина. Успешное путешествие до Луны заняло четыре дня. Команда высадилась на Луне 20 июля, это транслировалось по всему миру по радио и телевидению. В 10-56 вечера Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну. Его фраза: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества" - сразу же стала знаменитой. Армстронг и Олдрин провели на поверхности Луны два часа, они собрали пробы грунты, установили телевизионную камеру, сейсмограф и флаг США. Такое великое достижение Армстронга и "Аполлона-11" не было бы возможно без помощи группы из сотен помощников на Земле, в Центре управления полетом. За работу каждого блока транспортного средства кто-то отвечал. Все они управлялись Руководителем полета, Джином Кранцом, который также руководил "Джемини-4" и нечетными миссиями "Аполлона". Именно Кранцу экипаж "Аполлона-13" в первую очередь благодарен за свое возвращение домой.

error: