Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений материал по логопедии на тему Коррекция звукопроизношения через театрали

Скачать:


Предварительный просмотр:


Театрализованная деятельность детей,
как средство преодоления речевых нарушений

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Функции детской игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:

Катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний) ;

Регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния) ;

Коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки) .

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры - драматизации;

Игры - представления (спектакли) .

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог) .

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Данные упражнения делятся на три вида:

Дыхательные и артикуляционные;

Дикционные и интонационные;

Творческие (со словом) .

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра - драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа - весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.

Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное, изобразительное. Отличительная особенность драматической формы - соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, то есть театральное творчество имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

Экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела) ;

Предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы) .

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других) . И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес.

В музыкальном зале есть сцена, занавес, стилизированные театральные колонны, где отведено место мини-театру. Есть костюмерная и гримерная.

К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов. Конечно, самыми благодарными зрителями детских спектаклей выступают мамы, папы, бабушки и дедушки.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью. В детском саду работает театральный кружок «Сказка» для занятий наиболее артистичных детей. С ними отдельно занимается музыкальный руководитель.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение) ; овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.


«Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специализированной группы»

Для того чтобы найти подход к ребенку, необходимо изучить его, любить и уважать его настолько, чтобы отдавать ему все самое лучшее, что имеешь в душе. Любовь ребенка состоит из доверия и веры. Его привлекают внешние проявления, приветливый взгляд, ласковая улыбка, но привязывает каждодневное поведение. Дети моей группы с удовольствием идут в детский сад, значит им здесь хорошо и уютно. И это меня радует, ведь в настоящее время не каждый ребенок чувствует себя комфортно дома.

Главной целью своей деятельности, как воспитателя группы компенсирующей направленности, считаю создание оптимальных условий для всестороннего развития детей с тяжёлыми нарушениями речи, устранение или компенсацию дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, а так же охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Тактика и стратегия моей работы как воспитателя группы компенсирующей направленности определялась все эти годы федеральной, региональной, городской политикой в области образования, нормативными документами детского сада, в частности, образовательной программой детского сада и ежегодно разрабатываемой мною рабочей программой. Свою работу планирую с учетом Федеральных государственных требований, основной общеобразовательной программы детского сада, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы. Совместно с логопедом планируем работу по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму.

Основную общеобразовательную программу детского сада реализую по основным направлениям: познавательно - речевому; физическому; художественно - эстетическому; социально - личностному.

Качество образования детей оценивается через реализацию системы мониторинга.

В познавательно-речевом развитии акцент делаю на развитие у ребенка любознательности, инициативности, связной речи, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиску ответов на возникающие вопросы в решении проблемных ситуаций.

Для удовлетворения познавательных потребностей детей использую разнообразные формы организации работы непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками, а так же различные методы и приемы такие как: развивающие игры, занятия - сомнения где совместно с детьми осуществляем поиск истины («Тает - не тает», «Летает - не летает» и др.), игры - путешествия в «Грибное царство», занятия - диалоги проводятся по типу беседы, выбирается актуальная и интересная тематика, игры-инсценировки, создание проблемных ситуаций, познавательные беседы «Как маскируются животные», «Кто как зимует», наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира «Путешествие в осенний лес», знаково-символические обозначения ориентиров, создание ситуаций проектирования (метод проектов - каждая лексико-тематическая неделя являлась минипроектом по углубленному изучению данной темы.)

Для обогащения словаря, развития произносительных навыков, грамматического строя - читаем книги, прослушиваем аудиозаписи, используем разнообразные звукоподражательные игры и упражнения, скороговорок, чистоговорок, загадок, разучивания стихотворений и т.п. Побуждаю детей к речевому общению между собой и взрослыми через игру: «Задай вопрос», «О чём хочешь узнать». Использую в своей работе карточки-схемы для описания предметов по методике Воробьёвой. Знакомлю детей с фольклором народов Среднего Урала (мифами, легендами, сказками).

Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики, использую комплексный подход, т.е. развиваю руку в разных видах детской деятельности через активное использование пальчиковой гимнастики, массажа, пальчиковых игр и разнообразных заданий.

Для развития у детей представлений об основных физических явлениях организую детское экспериментирование. Обеспечиваю условия для развития у детей элементарных географических представлений. В группе подобрали совместно с детьми и родителями коллекцию «Камни Урала», литературу о нашем городе, наборы открыток. В работе использую: энциклопедию, набор открыток, иллюстрации, д/и.

Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний. Моя работа в данном направлении направлена на то, чтобы воспитать интерес к самому процессу познания, преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.

Огромную роль в развитии имеет развивающая среда, которая позволяет детям проявлять инициативу и любознательность получать новые знания. Мною подобраны дидактические игры «Славянская игра», «Палочки Кьюзинера», «Блоки Дьенеша», «Фразовый конструктор», головоломки, задания на смекалку, задачи-шутки, «Времена года» и сделала альбомы, картинный и дидактический материал, комплексы артикуляционных и пальчиковых гимнастик, игр с воздухом и т.д.

Целью работы в направлении преодоления общей соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций детей с нарушением речи стала охрана жизни и здоровья детей их физическое развитие.

Для её реализации в группе для свободного пользования оборудовала уголок активности, который постоянно обновляется, подобрала иллюстративный материал для ознакомления и приобщения к здоровому образу жизни, изготовила нетрадиционное оборудование.

Оздоровительную работу в группе построила по 3-м направлениям: закаливание (составила график проведения закаливающих мероприятий в зависимости от времени года, все виды закаливания проводятся с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей организма), лечебно - профилактическая работа , физкультурно - оздоровительная работа.

В непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми, на прогулках кроме развития психофизических качеств детей формирую потребности в ежедневной двигательной активности: побуждаю старших детей самостоятельно организовывать подвижные игры, продумывать варианты игр, комбинировать движения, поддерживаю интерес к физической культуре и спорту. Наряду с традиционными формами были включены и нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми: «игровые дорожки», гимнастика после дневного сна; туристско-эколого-краеведческие походы, использую климатические условия, особенности сезона, природные факторы оздоровительный «час» - основой его организации является «игровой момент», «час» двигательного творчества, динамический «час» - состоящий из оздоровительной разминки и тренировки определенного вида физических умений и навыков, «День здоровья» в разных видах («Праздник Молока»)

Система здоровьесберегающих мероприятий позволила реализовать главную потребность детей - потребность в движении. Формированию здоровьесберегающей компетентности дошкольников способствуют закаливание и лечебно-профилактические мероприятия: воздушные и солнечные ванны, обширное умывание, полоскание рта, профилактика нарушения осанки, плоскостопия, фитотерапия, ароматерапия, психогимнастика, коррегирующие и логоритмические гимнастики.

Совместно с музыкальным руководителем один раз в неделю проводим занятия по ритмике, а утренняя гимнастика проводится с элементами логоритмики.

Разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Здоровый малыш», целью которой является: сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание основ культуры здоровья и осознанного отношения к собственному здоровью, формирование потребности в разнообразной двигательной активности.

Таким образом, все вышеперечисленные формы физкультурно-оздоровительной работы способствуют формированию у детей осознанного отношения к собственному здоровью, организации оптимальной двигательной активности.

Мониторинг уровня здоровья показывает, что постоянная работа по сохранению физического и психического здоровья детей помогла мне достичь хороших результатов.

Для создания условий, обеспечивающих право воспитанников реализовать собственные цели самостоятельно использую различные способы мотивации детей на деятельность: игровые мотивации, сюрпризные моменты, включение игровых и сказочных персонажей, использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию, использование художественного слова (рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.), обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности, групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп, предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.), поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Помимо индивидуальных работ организовывала групповые коллективные выставки с детьми, в том числе и для оформления художественной галереи в детском саду («Бабочки и мотыльки», «Осенний пейзаж», «Зимняя сказка», «Весеннее настроение» и др.) , привлекая детей к созданию коллективных композиций, в совместной деятельности, обучаю детей способам взаимодействия друг с другом.

В группе придаю важное значение развитию самостоятельной художественной деятельности, для этого имеется ИЗО-уголок с необходимым оборудованием, позволяющим детям самостоятельно заняться любым видом изобразительной деятельности, дидактическими играми на развитие сенсорных, творческих, креативных способностей, а так же материал для реализации своего собственного замысла (краски, восковые мелки, пластилин, гуашь, маркеры, цветные карандаши, листы бумаги).

Для знакомства и привития интереса детей к народному творчеству мною была собрана и оформлена папка, в которой подобран материал о народных промыслах Урала.

Используя нетрадиционные формы организации обучения, знакомлю детей с различной техникой изображения (пальчиковая живопись, монотипия, рисование сухими листочками и др.).

Тематика НОД по конструктивной деятельности согласуется с содержанием работы учителя-логопеда. Синтез речевой и продуктивной деятельности (единство содержания, задач, форм и методов работы) ставит детей с тяжёлым нарушением речи в условия, побуждающие их общаться, ориентироваться на действия и высказывания сверстников, налаживать диалог, принимая позицию партнёра.

Ведущим условием реализации содержания образования детей дошкольного возраста является освоение детьми социального опыта совместной деятельности со сверстниками, взрослыми и установление отношений, которые основаны на чувстве общности и доверия, и которые учитывают собственные интересы и интересы других (детей, взрослых).

В своей деятельности я практикую такие методы как: общение взрослых и детей, положительные формы общественного поведения, беседы на этические темы: «Минутки вежливости», «На кого мы хотим быть похожими», «Учусь прощать», «Зачем нужен друг», задачи на решение коммуникативных ситуаций, придумывание историй, сказок, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, просмотр телепередач, видеофильмов, рассматривание альбомов «Моя семья», «В гостях у бабушки», сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, созданные условия обеспечили развитие социальной компетентности воспитанников, что проявилось в успешном, активном, результативном установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий.

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специализированной группы»

Проанализировав исходную ситуацию и проведя обследование речи в своей группе, я пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы преодолению общего недоразвития речи.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью) .

Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из цели, я выделила следующие задачи : развитие речи детей и коррекция её нарушений; развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность; развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.

Предполагаемый результат: дети хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики; играют в пальчиковые игры; показывают эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами; произносят одну и ту же фразу с разными и интонациями, разной силой голоса; двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке; умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

Я создала специально организованную предметно-пространственную среду для этого: систематизировала материал по лексическим темам, создала библиотеку детской художественной литературы, подобрала картотеку стихов, словесных и театрализованных игр, оборудовала театрализованный уголок в группе для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, бутафория разработала цикл сценариев, тематических вечеров, спектаклей.

Любые действия в жизни детей совершаются естественно и оправданно. Я развиваю эту способность при помощи упражнений и этюдов близких и понятных детям, например этюды - «Ссора», «Обида», «Встреча». Умение общаться с людьми развиваю при помощи этюдов на вежливое поведение: «Просьба», «Благодарность», «Разговор по телефону». С помощью мимики и жестов разыгрываем этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Гордость».

Мои дети любят играть в пантомимы, например: «Вырастили репку», «Кот крадётся за птичкой - не поймал » нежится, жмурится, потягивается.

Игры на развитие выразительной мимики: «Сердитый гном», «Грязная рубашка». Речевые игры и упражнения, которые я использую в работе с детьми, направлены на развитие дыхания, умение владеть речевым аппаратом, правильной артикуляцией, четкой дикцией и разнообразной интонацией. В этом направлении я также включаю игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие сказки и рассказы.

В коррекционной работе с детьми ТНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица ребенок легче раскрепощается, общается с партнером, развивает память и интеллект, способствует правильному грамматическому письму.

Создание спектакля с дошкольниками очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Мои дети с удовольствием берут в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывают о своих мыслях, кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Так же на выбор художественных произведений влияет тематический принцип подбора лексики для коррекционной деятельности. Например, в сентябре при прохождении темы «Овощи» предлагаю игру «Огород», а во втором периоде при прохождении темы «Дикие животные» мы разыгрываем сказку «Лиса и заяц» и т.д.

В конце года на заключительном представлении дети награждаются дипломами юного актера.

Благодаря театрализованным играм у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества, как в воображаемых ситуациях, так и реальных. Кроме того театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. В группе сложилась традиция - театрализованная пятница и дети с нетерпением ждут этого дня.

В результате целенаправленной работы наблюдается ежегодная положительная динамика развития детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется в разнообразной деятельности:

В познавательной - круглый стол, семинары-практикумы, консультации и др., открытые мероприятия, но наиболее продуктивными считаю практикумы, мастер-классы, деловые игры, дни открытых дверей, выставки сотворчества детей и родителей, на которых, в непринуждённой обстановке родители на практике знакомятся с методами и приёмами по преодолению того или иного затруднения в развитии и воспитании своих детей.

В трудовой - участие в акции «Участок нашей мечты», изготовление игрушек «Подарки для Деда Мороза» и др. Также дети совместно с родителями принимают участие в таких народных праздниках, как «Рождество», «Масленица», «Колядки», а кции «Помогите птицам!» изготовление кормушек, «Берегите ель!» (изготовление листовок), посадка саженцев «Аллея выпускников».

В досуговой - стал традиционным ежегодный конкурс, в котором с интересом принимают участие родители, совместная встреча родителей и детей «День Матери» , «День Земли», «Праздник цветов»; спортивный праздник «Папа и я - лучшие друзья» и т.д.

В нашей группе есть свои традиции в течение многих лет мы совместно с родителями и детьми один раз в квартал выезжаем на базу отдыха «Бодрость», где проводятся спортивные соревнования и развлечения. В преддверии 9 мая с детьми ходим к обелиску для проведения занятия по патриотическому воспитанию и возложению цветов и др.

В рамках образовательного проекта «Организация предшкольного образования» для родителей была организована и проведена дискуссия «Образовательные достижения детей» .

Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует: повышению уровня педагогической грамотности, расширению педагогического кругозора, активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения.

С родителями и детьми поддерживаем дружеские взаимоотношения и после того как дети уходят в школу. Ребята приходят в гости, играют с детьми, рассказывают о своей школьной жизни. Встречая родителей, в беседах они делятся успехами своих детей и проблемами.

Основной целью всех форм и видов взаимодействия с семьей стало установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателем, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

На протяжении последних трёх лет осуществлялось взаимодействие с субъектами ЕОК: детской библиотекой, городским музеем (выставки, экскурсии), станцией юных натуралистов (экскурсии, беседы, конкурсы - ежегодные призовые места, участие в эко - акциях), со станцией юных техников (участие в конкурсах организованных СЮТ, детской музыкальной школой (концерты, прослушивание детей).

Современные информационно-коммуникативные технологии использую и для самообразования и саморазвития. Через интернет знакомлюсь: с опытом коллег. Использую мультимедийные презентации во время родительских собраний, практикумов, дискуссий с родителями.

Использую технологии музыкального воздействия в качестве вспомогательного средства для: снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, физ. минутках, концертах организованных в группе детьми, театральных постановках, мини-этюдах, в момент разучивания танцев к праздникам.

Таким образом, вся представленная работа помогла достичь положительных результатов в воспитательной работе, а положительная динамика показателей развития индекса здоровья, мониторинга достижений детей по направлениям развития говорят об эффективности проводимой работы.

Галалетдинова Резеда Ильгамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБЛОУ " Радуга" комбинированного типа
Населённый пункт: город Заинск Р.Т.
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Дата публикации: 06.10.2017
Раздел: дошкольное образование

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет

педагогические

касающиеся

формирования

выразительности

интеллектуального

художественно-

эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному

богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё

отношение

связанную

преодолением

трудностей общения, неуверенности в себе.

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, рассматриваются,

нарушения

Отклонения

развитии

отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная

сверстниками

взрослыми

театрализованная

деятельность

оказывает

выраженное

психотерапевтическое

воздействие

аффективную

когнитивную

обеспечивает

коррекцию

нарушений

коммуникативной

коллективе

проявляют

индивидуальные

особенности,

способствует

формированию

внутреннего

преодолению коммуникативной дезадаптации

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя

следующие разделы: - игры в кукольный театр; - игры - драматизации; игры -

представления

(спектакли). Игры

кукольный

театр; 1.Вязаный

Развивает

моторно-двигательную,

зрительную,

слуховую

координацию;

Формирует

творческие

способности,

артистизм;

Обогащает

пассивный

активный

словарь 2 Конусный, настольный театр Помогает учить детей

координировать

движения

Сопровождать

движения

Побуждает

выражать

посредством

3.Пальчиковый

театр .

Способствует

развитию

внимания,

формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность,

выразительность,

координацию

движений;

повышает

работоспособность,

тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, движение

кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного

развит 4Театр кукол Би-ба-б о Посредством куклы, одетой на руку, дети

говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью

отождествляют себя(свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр,

используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти

куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!

1Игра-драматизация

«разговорный»

театрализованной

деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не

способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как

игра - драматизация Театрализованная деятельность - это не просто игра! Это

прекрасное

средство

интенсивного

развития

обогащения

развития

мышления,

воображения,

творческих

способностей.

Распределяя

игре-драматизации,

учитывать

возможности

определенный

логопедической

работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой

маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от

речевого

продемонстрировать

правильную

значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с

несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и

свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный

быстрого

обучения

говорить

правильно.

2 Игры

представления

(спектакли). Самый

интересный и самый сложный для

детей “сценический

театр” .

пилотаж»

т е ат р а л ь н о й

деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко

не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети,

достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а

также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо

справляются с данной им ролью. Целый комплекс мимических упражнений,

где дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное

дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.

Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность,

совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит

одновременно.Театрализованная

деятельность

помогает

передать

разговоре,

публично.

Привычку

выразительной

публичной

(необходимую

последующего

школьного

обучения)

воспитать

привлечения

выступлениям

аудиторией.

словообразованием

включает

использование

выразительных

вариациях

интерпретациях,

позволяющих

реализовать свои коммуникативные потребности: - экспрессивно-мимические

выразительные

вокализации,

выразительные

движения

предметно-действенные

(локомоторные

предметные

движения, позы)

Данный раздел также

и упражнения , направленные на

развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной

артикуляцией,

разнообразной

интонацией,

орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную

речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

подбирать простейшие рифмы. Данные упражнения делятся на три вида: -

дыхательные и артикуляционные; - дикционные и интонационные; -

творческие

Заниматься

дошкольниками

специальной

профессиональной

подготовкой

невозможно,

поскольку

стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более

выразительной,

зависимости

поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то

на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. В коррекционной работе с

детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их

эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика

роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный

ритмически

организованная

активизирует

организм

только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи,

но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными

различные игры и задания.Особенно нравятся детям диалогические стихи.

определенного

действующего

раскрепощается,

общается

партнером.

следующем

стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме

этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс

логопедиче ской

детского

о б о руд о ва н

специализированный

мини-центр

театрализованной

деятельности,

имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и

других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы

костюмов

декораций;

ширма-занавес.

музыкальном

занавес. Есть костюмерная и гримерная. К созданию театрализованной среды

привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в

изготовлении

элементов

декораций,

атрибутов,

костюмов,

составлении

пригласительных

благодарными

зрителями

спектаклей

выступают

бабушки и дедушки.

Применение

театрализованной

деятельности

средства

коррекции

эмоциональной

коммуникативной

нарушением

оказывает

положительное

развитие

эмоциональной

экспрессивности,

экспрессивной

воображение,

формирование

образного

мышления

подготовки

Наблюдается

значительное

повышение

активности

коммуникативной

направленности

использование

различных

коммуникативных

высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение -

сообщение);

овладение

смысловым

аспектом

человеческой

естественных

экспрессивных

использование

практике

общение; развитие связной, диагностической речи. Таким образом, искусство

театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным

средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с

логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

Конопацкая Лидия Леонидовна, город Норильск, МБДОУ № 3 «Детский сад «Солнышко», e-mail: *****@***ru

Цель статьи - повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию театрализованной деятельности. Использование театральных средств, атрибутов и их элементов обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления высказывания, нормализует произносительную сторону речи, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы. Кроме того, занятия становятся интересными, эмоционально окрашенными, в них исключена монотонность и скука.

Основные ключевые понятия и слова: общее недоразвитие речи, артикуляция , коррекция, мимика, жесты, голос, интонационная выразительность, речевой выдох, модуляция голоса, связная речь.

Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена тем, что нарушение речевой деятельности никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями (Т. Б.Филичева, Р. Е.Левина, Р. И.Лалаева, Л. Ф.Спирова, В. А.Ковшиков, В. В.Ковалев и др.).


ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Как отмечают Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина, у детей с ОНР трудности общения связаны с задержкой формирования коммуникативной и обобщающей функцией речи, Л. Г.Соловьева считает, что особенности речевого развития детей с ОНР препятствуют полноценному общению, выражающемуся в снижении потребности в нем, несформированности коммуникативных навыков, особенностями поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Система занятий с этими детьми должна быть направлена как на устранение имеющихся у них речевых недостатков, так и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления личности.

Особенности развития связной речи, ее механизмы раскрываются в трудах Л. С.Выготского, утверждающего: в овладении речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее к простой фразе, еще позже к сложным предложениям. Формирование связной речи, изменение ее функций зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, уровня его интеллектуального развития.

У детей с ОНР уровень сформированности навыка связной речи отличается недостатками: связные высказывания короткие и непоследовательные, малоинформативные, состоящие из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Следует отметить, что чаще дети рассказывают очень активно о событиях своей жизни, но неохотно составляют рассказы по заданной теме. Это обусловлено несформированностью речевого высказывания ребенка.

Элементы театрализации включаю в основные направления логопедической работы: совершенствование произносительной стороны речи; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к обучению грамоте.


Активное использование элементов театрализованной деятельности на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях на этапе постановки и автоматизации звуков дает ощутимый результат. Здесь мы не только отрабатываем правильное речевое дыхание, но и нормализуем мышечный тонус артикуляционного аппарата ребенка, развиваем у него фонема тический слух и формируем фонематическое восприятие, вырабатываем необходимый алгоритм движения для произнесения нужного звука. Для коррекции конкретных нарушений мною подбирается определенный комплекс упражнений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Затем использую уже знакомые артикуляционные сказки, или сочиняю свои таким образом, чтобы была возможность решить поставленные задачи. Комплексы артикуляционных и дыхательных упражнений в виде занимательных историй и сказок вызывают у детей интерес к органам артикуляции, активизируют зрительное восприятие (все упражнения выполняются перед зеркалом). Очень эффективно использовать элементы драматизации в период автоматизации звуков, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями тяжело переживают свои трудности, часто проявляют негативизм по отношению к занятиям. Обыгрывание какого-либо персонажа вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно. Дошколята отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается, они с удовольствием бегут на занятия.

Совмещая на занятиях различные виды театрализованной деятельности (пальчиковый театр, маски-шапочки различных героев, куклы, игрушки), удается создать положительную атмосферу и желание выполнять артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики.

В нашей группе основной контингент детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи с дизартрическим симптомокомплексом. Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии имеют свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции. Интонационная сторона речи у детей с дизартрическим симптомокомплексом часто формируется фрагментарно, что негативно влияет на процесс преодоления данного речевого нарушения. Это позволило определить основные задачи логопедического воздействия: развитие физиологического и фонационного дыхания; формирование голосовых модуляций и умения использовать их для выражения различных интонационных структур; формирование эмоциональной лексики. Эти задачи решаем на протяжении всех занятий. Большое внимание уделяем развитию дыхательных функций в определенной последовательности. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Все упражнения выполняются в игровой форме, с использованием театральных средств, атрибутов и их элементов. Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания (игровые упражнения «Хомячок» - пошмыгать носом при закрытом рте; «Собачке жарко»). Далее ведется работа над развитием длительного выдоха (игровые упражнения «Бабочка», «Лодочка», «Футбол» и т. д.). Игровые упражнения с использованием театральных средств развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков. Так постепенно дети переходят к диафрагмальному дыханию – дыханию животом. Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунную системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, укрепляет здоровье, улучшает внимание, мышление. Превращение монотонных упражнений в увлекательные театрализованные игры пробуждает в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционном процессе.

Развиваем через гимнастику, игры и упражнения – мимику, жесты, голос, интонационную выразительность. Для этого использую комплекс специальных приемов, направленных на отработку интонации на материале эмоциональных междометий, мимики, жестов, выражающих: радость (Браво! Вот это да! Ура!); горе, печаль, ужас, досаду (Ах! Ох!); удивление (Ух, ты! Да? Ба!);страх (Ой-ой! Ух!).

Можно предложить ребенку повторить разные чистоговорки с вопросительной, восклицательной интонацией, используя мелкие игрушки, «би-ба-бо», шапочки и т. д. А можно предложить другой вариант заданий, когда ребенок повторяет одну и ту же фразу, наделяя своих героев различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, обида, удивление). Важно давать детям возможность самостоятельно придумать имя своему герою, подобрать для него новую интонацию. Такие виды заданий направлены на закрепление правильного произношения, способствуют эмоциональному развитию детей. Закрепляем умения выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности на материале стихотворных текстов, сказок, коротких рассказов, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применять.

На фронтальных занятиях использование театрализованных игр, создание игровых ситуаций повышает умственную и эмоциональную активность, развивает диалогическую речь, пополнять словарь, совершенствует умение составлять описательные рассказы, а также способствует нравственно-этическому воспитанию. На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки, маски-шапочки. На занятиях по продуктивным видам деятельности дети совместно с воспитателями изготавливают различные поделки по всем лексическим темам. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, обогащает фантазию и образное мышление. Тем интереснее их обыгрывать. Уже один вид «своего произведения» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению. Данные игры используются на занятиях при составлении описательных рассказов, рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. Использование элементов театрализации на логопедических занятиях помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации поставленных звуков), тренирует мелкую моторику рук.

Особое внимание хочу обратить на использование такой формы работы, как театр кукол «би-ба-бо», пальчиковый театр, так как дети с ОНР чаще имеют ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность. Дети управляют куклой при помощи движений пальцев и кистей рук, в результате чего они становятся более подвижными и гибкими. Им приходится внимательно следить за всеми движениями куклы – это развивает внимание, мышление, память. Ребенку предлагается объяснить своей кукле, как должны работать язык, губы, работает или нет голосовой «моторчик» при произнесении определенного звука. В этой ситуации ребенок выступает в роли логопеда. Можно предложить ребенку выполнить руками куклы хлопки, произнести правильно закрепляемые звуки в слогах, словах, например: ша-ша-ша, шо-шо-шо. Вместе с куклой можно преодолевать любые препятствия, пройти по звуковой дорожке, проехать по станциям и т. д.

Заключительным этапом в театрализованной деятельности является участие детей в сказках-драматизациях и сценках. Определенная роль, диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться, пополнять словарь, совершенствовать грамматический строй речи. Подразумевается последовательное усложнение речевого материала и увеличение его объема. К примеру, если в начале года дети готовили короткие инсценировки, то позже уже разыгрывали целые музыкальные сказки.

Распределяя роли в игре-драматизации, важно учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Фиксация ребенка на речевом дефекте часто порождает неуверенность в себе, собственных силах. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность научиться преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью и робостью. Работа над ролью позволяет детям овладевать навыками, необходимыми для построения связного высказывания: отбирать лексический материал, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Для драматизаций используем такие сказки, в которых много персонажей, чтобы задействовать в постановке каждого ребенка речевой группы: «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха», «Волк и семеро козлят». При создании спектакля большое значение уделяется музыкальному оформлению. Музыка в сочетании с движением и речью помогает более точно создать образ того или иного сказочного персонажа.

Немаловажное значение в успешной работе имеет тесный контакт логопеда с родителями. Когда логопед и родители предъявляют единые требования к речи и поведению детей, помощь будет эффективной. Родители активно участвуют в пошиве костюмов, изготовлении элементов декораций. Это как нельзя лучше сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. И, несомненно, самыми благодарными зрителями детских выступлений являются мамы, папы, бабушки и дедушки. Благодаря увлекательности, эмоциональности, образности театрализованных постановок ребенок сочувствует героям, сопереживает с ними, учится выражать свое отношение к добру и злу и тем самым формирует выразительную речь. Выступление перед аудиторией взрослых и детей, признание и поддержка зрителей повышают самооценку ребенка, помогают поверить в собственные силы, развивают самостоятельность и уверенность в себе.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

Литература:

А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание. 1998. №12.

В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

Б., П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб., 2001

С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка . // Вопросы психологии. 1966. № 6.

В. Театр для малышей. М., 1960.

В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Дошкольное воспитание. 1948. № 9.

П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.

Практическое пособие. М., 2004.

И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.

Б. Шесть шагов к развитию речи. Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок. М., 2001.

Б., В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.

Августа Гаврилова
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»

Март 2015 года

Театрализованная деятельность детей ,

как средство преодоления речевых нарушений

Творчество делает жизнь ребенка

богаче, полнее, радостнее.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада , являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения - одна из главных задач, стоящих перед воспитателями дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для

детей , он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра…

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

По мнению Л. С. Выготского, проблемы в развитии речи у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру» .

Дети с нарушениями речи - это дети , имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны , они могут проявляться в нарушении произношения , грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Любое нарушение речи в той или иной степени, как правило, отражается на деятельность и поведение ребенка .

Речевые нарушения , возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми оказывает воздействие на эмоциональную и познавательную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

В основу её заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, развития коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения, развития диалогической и монологической речи, обогащения словаря.

(Овладение выразительными средствами общения : вербальными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

обогащение словаря : образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.)

Она даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.

Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов .

Из этой основной цели вытекают следующие задачи :

развитие речи детей и коррекция ее нарушений ;

развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы ;

обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности , эмоционально-личностной сферы;

развитие эстетических способностей.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях .

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Развитие диалогической и монологической речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата , умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали : речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр , теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении . Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность , так и на эмоциональную сферу ребенка.

В режиссерских играх, к которым относятся настольный театр игрушек и картинок , стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр , театр на фланелеграфе ) ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного) . Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируем го действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра , его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо . Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику) . Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях . Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды . Для них необходим разнообразный дидактический материал : костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Театрализованные игры дают возможность детям перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка , и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря ним движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата , правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр .

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров : настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.

Театрализованная игра вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость, удивление и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе.

Театрализованная деятельность – это мостик , который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи , ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

error: