Конфликтология, психология конфликта. Сущность, классификация и виды конфликтов в психологии Виды конфликтных ситуаций в психологии

Конфликт (лат. conflictus) - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса : если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт - это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов - поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

По У. Линкольну , положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  • способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств - до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  • благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  • приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  • благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  • конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Существуют многочисленные классификации конфликтов . Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д..

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, - это приблизительно 70-80% всех конфликтов.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые - вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности :

  • «подлинный» конфликт - существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  • «случайный, или условный» - зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» - явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» - конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» - конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» - конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

Классификация конфликтов по типу социальной формализации : официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Когда Вам кажется, что в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс Ч. Ликсон.

Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как предотвращать их деструктивности, негативных проявлений и разрушающим последствиям, как вести себя в процессе различных конфликтов, как вести себя в значимых, жизненно важных конфликтах, как завершать и конструктивно, удачно для всех конфликтующих сторон, решать конфликт.

Психологические знания о личностных предпосылки конфликтного поведения указывают нам на важность осознания собственных желаний и поступков, целей и умений слушать другого, оформлять в слова свои желания, необходимость гибкого применения различных стратегий и тактик в конфликтах, и, прежде всего, тех конфликтов, которые являются конструктивным выходом из сложной и не совсем ясной критической ситуации.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

Стороны (участники, субъекты) конфликта;
условия прохождения конфликта;

Образы конфликтной ситуации;
возможные действия участников конфликта.

Причины конфликтов

В основном основные причины возникновения конфликтов - это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения - конфликтогенных и синтонных.

Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники умолкли (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонная ситуация). Или: я даю человеку совет, когда она меня просит (синтонно ситуация), я даю совет, когда она этого у меня не просит (конфликтогенна ситуация). Когда с вами переходят на «ты» без разрешения, это может стать началом конфликтной ситуации - там, где люди чувствуют равными, скажем, в очереди («я с тобой свиней не пас!"). Но даже если вы должны терпеть такое хамство со стороны или начальника, то искреннего друга, в вашем лице он, согласитесь, не приобретет себе единомышленника. Правильным путем до начала конфликта является притворно доброжелательные фразы вроде «Как бы это вам объяснить?», «Ты не понимаешь...».

Немало конфликтов возникает из-за того, что люди по-разному понимают одно и то же слово или болезненно воспринимают логические и языковые ошибки (нелогичность изложения или употребление слова в неверном смысле). В свое время известный философ Б. Рассел создал «семантическую философию»: она утверждала, что все конфликты, вплоть до войн включительно, возникают исключительно из-за неадекватного восприятия и толкования чужого языка и чужих слов. Например, в украинском, русском и польском языках существует различное семантическое насыщение слова «жалко». В украинском и польском языках «сожаление» - это эмпатия, понимание проблем собеседника как собственных. В русском же языке слово «пожалеть» воспринимается как унижение.

Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия - недвусмысленные образы и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы хотите быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещам.

Однако для создания конфликтогенной ситуации не надо особых обидных слов. Нейтральное слово или предложение могут создать как синтонно, так и конфликтогенную ситуацию, если включаются невербальные факторы. Например, «спасибо» можно сказать таким ледяным тоном, что у собеседника пропадет всякое желание продолжать разговор. Таким образом, кофликтогенные ситуации формируются не только в русле собственно речевой деятельности. Скажем, демонстративно не замечать или не слушать человека, когда он к вам обращается, не отвечать на приветствие (такая себе примитивная имитация «аристократизма», как его себе представляет данный субъект) - конфликтогенная ситуация. И даже такой фактор, как угрюмое выражение лица, тоже может привести к ссоре.

Синтонное поведение (от лат. «Тон» - «звук») - это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д. - то, что в упоминавшейся выше методике нейролингвистического программирования (НЛП) называется «подстройкой" под собеседника. Пример: жена разбила чашку, я, человек, виню ее - и это конфликтогенна ситуация, но если я виню себя в том, что собственноручно поставил чашку на край стола, - это ситуация синтонная.

Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять выполнение требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонно) обязан, а не сделал (конфликтогенная) обязан и сделал (нейтральная). Соблюсти нейтральную линию не всегда удается: например, только моральный урод, может спокойно слушать, как оскорбляют близкого ей человека.

Классификации конфликтов, можно выделить следующие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

По составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликтов (внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, мижколективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные и др..)
по проблемно-деятельностному признаку (управленческие конфликты, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие и др..),
по времени протекания конфликтов (острые и хронические конфликты; мимолетные и долговременные и др..)
по содержанию конфликтов (содержательные или проблемные и «коммунальные» или бессодержательные),
за тенденцией к преобразованиям и вариативностью (конструктивные и деструктивные или неконструктивные конфликты);
по степени остроты противоречий (недовольство, расхождение, противодействие, раздор, вражда, война и др..)
по степени интенсивности конфликтов (основные и неосновные, реалистичные и нереалистичные и др.)..

В обозначенных типов в рамках каждой из названных классификаций типы конфликтов конкретизируются и определяются виды конфликтов.

Виды конфликтов

Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Названы конфликты могут возникать как на уровне микросередо-высшее (общества), так и в маленьких объединениях, между отдельными лицами. Эти конфликты могут быть глубокими, острыми и сложными, могут касаться отношения к государства той или иной партии; могут быть связаны с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.
Экономические конфликты, в основе которых - столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, тем глубже и устойчивее конфликт, тем труднее (иногда и невозможно) его решить. Именно экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми.
Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т.д..
Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемам в психологической атмосфере семьи. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых столкновений, морально-бытовой распущенности членов семьи в серьезных идеологических разногласий, прямо или косвенно влияют на организацию многочисленных сторон ее жизни.
Социально-психологические конфликты, которые проявляются как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов - нарушения в сфере взаимоотношений. Причина нарушений: психологическая несовместимость, есть неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывает у одной из сторон или одновременно у каждой стороны неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих. Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку и наконец перерастают в настоящие конфликты разного характера: от экономических, идеологических в семейно-бытовых. Причины такого рода конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические влечения (алкоголь, наркотики).
Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, возникающих в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты требуют гармонизации отношений в системах «учитель - ученик», «учитель - ученики», «учитель - учитель», «учитель - родители», «учитель - руководитель».
Конфликты принадлежности, которые проходят через двойную принадлежность индивидов, например, когда они образуют группу.
Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеобъемлющей и фундаментальной является классификация конфликтов по количеству сторон, принимающих в нем участие:
межгрупповые конфликты (конфликты в больших социальных группах, организациях, малых группах), когда конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их реализации и т.п.. Личностно-групповые конфликты, возникающие в случае несоответствия поведения личности групповым нормам, ожиданиям, интересам, потребностям, ценностям, целям между отдельной личностью и группой;
межличностные конфликты, когда члены одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;
внутриличностные конфликты - столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями одного человека.

Распространенной основанием для классификации конфликтов может быть продолжительность их протекания и степень их напряженности:

Кратковременные острые конфликты отличаются большой эмоциональной окрашенности, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда заканчиваются тяжелыми или даже трагическими результатами. В основе таких конфликтов чаще всего лежит не столько глубина, острота противоречий, сколько проявление особенностей характера и темперамент,а личности. Длительные острые конфликты характеризуются глубокими, устойчивыми противоречиями конфликтующих сторон, которые контролируют свои реакции и поступки.
Слабые за проявлением, «вялые» конфликты отмечаются в противоречиях, имеющих неострый характер, зачастую активная бывает только одна из сторон; другая не стремится найти свою позицию, избегает открытой конфронтации.

Динамика развития конфликта включает такие особенности.

1. Возникновение конфликтной ситуации. Конфликт не возникает внезапно, мгновенно, ему предшествуют скрытые или открытые социально-психологические процессы между личностями или в сознании личности, и, наконец, в какой-либо группе, то есть, сначала, возникает конфликтная ситуация.

Под конфликтной ситуацией понимается относительно устойчивое на каком-то промежутке времени сочетание намерений человека с условиями их достижения. При таком определении психологическая ситуация оказывается тем, что состоит из двух основных частей: намерений и условий, изменения в которых ведут к изменению ситуации.

В период, предшествующий конфликту, психический мир личности (психические процессы, свойства, образования и состояния) может проявляться по-разному. При этом эмоциональные переживания могут характеризоваться повышенной тревожностью, страхом, враждебными чувствами, желанием оказать сопротивление, предвзятостью, агрессивностью, подъемом, спадом, уверенностью или неуверенностью и т.д. Эти внутренние состояния и переживания порождают неуравновешенность системы «личность - окружающая среда», которое влияет на человека, что, в свою очередь, вызывает несогласованность ее внутреннего и внешнего состояния, негативно влияет на восприятие им его окружения.

В конкретной ситуации неуравновешенность внутренней психологической структуры личности может выражаться в повышенной раздражительности, негативной реакции на людей, слова, предметы, явления и т.п. Расстройство в психологической структуре личности приводит ее в такой критическое состояние, для которого достаточно иногда незначительного действия, чтобы возник конфликт. Поэтому важно своевременно принять меры для предотвращения или нейтрализации конфликтного состояния. Конфликт можно и необходимо предотвращать на этой стадии, т.е. стадии предконфликтной ситуации, когда разногласия, противоречия только зарождаются.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Когда противоречия становятся осознанными и противоположная сторона отвечает реальным действиям (поведением), конфликт становится реальностью, ибо только восприятие ситуации, как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого также следует, что противоречие может быть не только объективным, то есть реально существующей, а суб "объективной, мнимой, или только воспринятой такой). Для того чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т.е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Существуют такие варианты соотнесенности между субъективными и объективными сторонами конфликтной ситуации:

Конфликт, адекватно понимается участниками. Это объективная конфликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают;
конфликт воспринимается относительно неадекватно и не понимает участниками. В этом случае имеет место объективная конфликтная ситуация, а стороны воспринимают конфликт относительно адекватно, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей;
конфликт в целом не понимает. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не воспринимается как таковая потенциальными участниками конфликта;
ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

После того как конфликт осознается, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтную. Может быть и так, что действия одного субъекта по отношению к другому становятся средством для снятия внутреннего напряжения. В этом случае внутриличностный конфликт переходит в межличностный.

Инцидент, мотив конфликта. Обстоятельства, способствующие созданию конфликта, могут быть разные. Толчком для вступления личности в конфликт бывает, как правило, внутреннее или внешнее побуждение, вызванное личной реакции на основе отношения, что уже сложилось, личности к окружающей его среде. Таковыми могут быть презрительный жест, мимика, грубое, резкое слово, оскорбительный тон, физическое или нравственное оскорбление, недоброжелательный взгляд, унижение достоинства человека, предвзятое отношение к личности, необъективная оценка результата деятельности личности или группы, равнодушие, формализм, бюрократизм и др..

При этом слово и интонация, с которой оно произнесено, является активным раздражителем, что толкает человека на конфликтное противоборство. Само слово имеет стимулирующую функцию при наличии определенного отношения к партнеру. Негативная реакция на слова является свидетельством напряженности в отношениях между людьми. Она может выразиться в мимике, жестах, «нехорошем взгляде», настороженности, подчеркнуто невнимательной или бестактном поведении, безразличия, неуважительном отношении и др..

4. Разрастание и эскалация конфликта сопровождаются обычно столкновением противоборствующих сторон в форме демонстративного поведения, высказываний, а иногда и физических действий. Это столкновение имеет острый эмоциональный характер и отмечается высокой степенью внутренней напряженности конфликтующих. Необъективное или неполное решение возникшего конфликта вызывает повторный конфликт. При этом время, даже если конфликт разрешен объективно, бывает достаточно лишь уничижительной позы, жеста, взгляда, выражения для возникновения нового конфликта. Это объясняется тем, что ранее негативные установки в отношении конфликтующих лиц, сформировавшихся продолжают еще действовать некоторое время, и человек может невольно испытывать предубеждение к своему противнику самопроизвольно хранить о нем предвзятое мнение и даже действовать в ущерб ему. Негативное влияние на коллектив оказывают как сильные, и слабые, но повторяющиеся конфликты, которые являются следствием меньшего внимания к ним. Необходимо стараться не допускать повторных конфликтов с одного и того же вопроса, поскольку конфликтные отношения имеют тенденцию закрепляться в стереотипах поведения.

5. Разрешение конфликта является заключительным этапом динамики конфликта, потому что субъективное завершения не устраняет причины конфликта, зачастую усиливает разногласия, противоречия, разграничивает группу.

Последний этап развития конфликта возможен как вследствие изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, которые есть у участников конфликта.

Решение конфликта может быть полным или частичным:

Полное решение на объективном уровне через преобразования объективной конфликтной ситуации. Например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;
частичное решение на объективном уровне вследствие изменения объективной конфликтной ситуации в связи с потерей заинтересованности в конфликтных действиях;
полное решение на субъективном уровне благодаря кардинальной смене образа конфликтной ситуации;
частичное решение на субъективном уровне из-за ограниченной, но достаточной (для временного прекращения противоречия) изменение образа конфликтной ситуации.

Иногда для полного решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, которое удовлетворит обе стороны. Третья сторона (арбитры, посредники или медиаторы, помощники) - индивид или группа, внешняя по отношению к конфликту, их специально подбирают и приглашают для оказания профессиональной помощи в достижении согласия и решение конфликта.

В зависимости от сторон конфликта выделяют:

  1. Внутриличностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. выражаются в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. По своей природе и содержанию являются во многом психологическими, хотя они имеют и социальную окраску. Вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Может носить и деструктивный и конструктивный характер, т. е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. Причинами внутри – личностного конфликта могут быть противоречие потребностей, противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида, трудность выбора между различными вариантами поведения;
  2. межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Большое значение в межличностном конфликте имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики, их межличностная совместимость или несовместимость. Причины этих конфликтов могут быть самыми разнообразными;
  3. конфликты между личностью и группой – это более многоплановые конфликты, которые кроме внутри – личностных и межличностных причин включают причины, обусловленные групповой организацией. Они возникают в том случае, когда одна из личностей занимает позицию, отличающуюся от позиций группы. Могут быть конструктивными (способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции) и деструктивными (дезидентификация личности и групповая дезинтеграция);
  4. межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. Причинами межгрупповых конфликтов могут быть: экономические, политические, национально-этнические и т. д. В зависимости от уровня социальных групп конфликт имеет свои особенности возникновения и способы их разрешения. На уровне малых социальных групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет социальная идентификация групп, которая вызывает социальную дифференциацию между группами. Для больших социальных групп характерна большая масштабность и глубина конфликтов;
  5. международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. Основой этих конфликтов являются противоречия интересов стран.

По сферам жизнедеятельности людей выделяют:

  1. бытовые;
  2. трудовые;
  3. семейные;
  4. воинские;
  5. учебно-педагогические и др.

По характеру объектов , по поводу которых возникают конфликты:

  1. статусно – ролевые;
  2. ресурсные;
  3. социокультурные;
  4. идеологические и др.

По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют:

  1. конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);
  2. конфликты «по горизонтали» (между коллегами).

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

  1. кратковременные;
  2. быстротечные;
  3. длительные.

По результативности конфликты делятся на:

  1. конструктивные – конфликты, несущие положительные последствия (укрепление сотрудничества в группе, достижение какого-либо результата);
  2. деструктивные – конфликты, несущие негативные последствия (распад группы, нецивилизованные формы взаимоотношений между людьми).

По характеру причин :

  1. реалистические конфликты – конфликты, служащие средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта;
  2. нереалистические – объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним.

Время на чтение: 3 мин

Виды конфликтов. Для выработки наиболее приемлемой конструктивной формы выхода из ситуаций конфронтации и адекватной формы управления ими, необходимо провести типологию конфликтов и классифицировать их. Но перед этим целесообразным будет дать определение описываемому понятию. В современных источниках можно отыскать более ста дефиниций данного термина. Наиболее справедливым из них принято считать нижеприведенное определение. Конфликтом называется способ разрешения разногласий в воззрениях, увлечениях или целях, зарождающихся в процессах коммуникативного взаимодействия с социумом. Сопровождается обычно ситуации противостояния негативными эмоциями, которые часто могут выходить за грани установленных норм или принятых правил. Другими словами, конфликтом является расхождение, которое выражается в противоборстве его участников. Такое несогласие может быть беспристрастным или нести субъективный характер.

Виды социальных конфликтов

В общих чертах конфликт можно представить в виде обычного спора либо столкновения двух индивидов или коллективов за обладание одинаково ценимым обеими противоборствующими сторонами. Участники конфронтации именуются субъектами конфликта. Среди них можно выделить: свидетелей, подстрекателей, пособников, посредников. Свидетелями являются субъекты, наблюдающие за течением конфликтной ситуации со стороны, подстрекателями – индивиды, подзадоривающие других участников к ссоре, пособниками – люди, способствующие эскалации конфликта через рекомендации, техническую помощь либо иными доступными способами, посредниками - это особы, которые своими деяниями стремятся предотвратить, разрешить либо остановить противостояние. Не все лица, участвующие в противостоянии, обязательно пребывают в непосредственной конфронтации друг с другом. Позиция, благо или вопрос, порождающий развитие противоборства называется предметом конфликта.

Повод и причина зарождения конфликтов разнятся с его предметом. Причиной конфликтной ситуации являются объективные обстоятельства, предопределяющие возникновение противостояния. Причина всегда имеет связь с потребностями противоборствующих сторон. Поводом для развития конфронтации могут служить незначительные происшествия, способствующие возникновению спорной ситуации, сам конфликтный процесс при этом может не созреть. Кроме того, повод бывает специально созданным или случайным.

Для всестороннего понимания конфликтной ситуации нужно отграничить ее от противоречия, которое означает фундаментальную несовместимость, несхожесть в каких-то принципиально важных интересах, например, политико-экономического или этнического характера.

Противоречия бывают: объективные и субъективными, основными и неосновными, внутренними и внешними, антагонистическими и неантагонистическими.

Внутренняя конфронтация возникает вследствие столкновения внутриорганизационных, внутригрупповых и иных интересов членов незначительных социальных групп. Внешние – зарождаются между двумя и больше социальными системами. Базисом конфликтных движений, в которых его участники защищают противолежащие интересы, являются антагонистические (непримиримо враждебные) разногласия. Примирить таких субъектов, преследующих полярные интересы, можно на непродолжительное время, тем самым отсрочив конфликт, не разрешив его. Разногласия, зарождающиеся между субъектами конфликтной ситуации, которые характеризуются наличием согласованных интересов, называются неантагонистическими. Другими словами эта разновидность противоречий подразумевает под собой возможность достижения компромиссов посредством взаимно направленных уступок.

Основные противоречия обуславливают зарождение и динамику конфликтного процесса, характеризуют связь между его ведущими субъектами. Неосновные расхождения – сопровождают конфликтные ситуации. Преимущественно, они взаимодействуют с второстепенными участниками конфликта. Объективные разногласия – определяются процессами и явлениями, которые не зависят от интеллекта и воли индивидов, поэтому разрешить такие противоречия без устранения непосредственно причины их возникновения невозможно. Субъективные несогласия – характеризуются зависимостью от воли и разумности субъектов. Они обусловлены особенностями характеров, отличиями в поведенческой модели, мировоззрении, морально-ценностных ориентациях.

В основе всякого конфликта обязательно лежит противоречие, проявляемое в напряжении вследствие неудовлетворенности настоящим положением и готовности изменить его. Однако разногласие может не перерасти в открытое столкновение, то есть непосредственно в конфликт. Следовательно, противоречие выказывает сокрытый и неподвижный момент явления, в свой черед, конфликт выражает открытый и динамический процесс.

Социальный конфликт является высшей точкой развития противоречий во взаимодействии индивидов, социальных коллективов и институтов, который характеризуется увеличением антагонистических тенденций, противоположных интересов социальных групп и отдельных индивидов.

Виды и функции конфликтов

Истории социологии богата различными концепциями, которые раскрывают саму суть явления социальный конфликт.

Немецкий социолог Г. Зиммель утверждал, что сущность социального противостояния заключается в замене старых, изживших себя форм культуры, новыми. Другими словами происходит столкновение между неизменно обновляемым содержимым жизни и отжившими культурными формами.

Английский философ Г. Спенсер сутью конфликта считал борьбу за существование. Эта битва, в свой черед, обусловлена ограниченной вместимостью жизненных ресурсов.

Экономист и социолог из Германии К. Маркс считал, что существует устойчивое противостояние между производственными связями и производящими силами, которое делается все более острым по мере развития производительных мощностей и техники, покуда не приведет к изменению способа производства. Борьба классов, социальный конфликт – это движущая сила истории, вызывающая социальные революции, поднимающие развитие общества выше на ступень.

Немецкий историк, социолог и философ М. Вебер утверждал, что социум является ареной общественного действия, на которой происходит столкновения моральностей и норм, присущих тем либо иным индивидам, социальным общностям или институтам. Противостояние между социальными устройствами, отстаивание ими собственных социальных позиций, жизненных стилей, в конечном итоге, стабилизируют общество.

Социальные конфликты могут нести позитивный смысл и отрицательную направленность. Положительное воздействие проявляется в информировании о наличии общественной напряженности, стимулировании социальных трансформаций и снятии этой напряженности.

Негативная направленность общественного противостояния заключается в образовании стрессовых ситуаций, разрушении социальной системы, дезорганизации жизни социума.

Виды конфликтов в коллективе различаются по:

Длительности: разовые и повторяющиеся, краткосрочные и долгосрочные, затяжные; вместимости (объему): глобальные и локальные, национальные и региональные; личные и групповые;

Употребляемым средствам: насильственные и ненасильственные;

Источнику образования: ложные, объективные и субъективные;

Форме: внутренние и внешние;

Характеру развития: спонтанные и преднамеренные;

Воздействию на ход общественного развития: регрессивные и прогрессивные;

Сферам социального бытия: производственные (экономические), этнические, политические и семейно-бытовые;

Типу отношений: индивидуально и социально-психологические, внутринациональные и международные.

Войны, территориальные споры, международные споры – это все примеры видов конфликтов (по объему).

Основные виды конфликтов

Основополагающие виды конфликтов в психологии классифицируются в соответствии с признаком, находящимся в основе систематизации. Поэтому противостояния можно группировать по количеству участников конфликта: внутри и межличностный, а также групповой.

Внутриличностный конфликт зарождается при столкновениях собственных целей индивида, которые одновременно являются для него актуальными и несовместимыми. В свой черед конфликт, происходящий внутри личности, подразделяется в зависимости от выбора. Варианты могут быть одинаково привлекательными и одновременно недостижимыми. Ярчайшим примером такого «равностороннего» выбора, порождающего противостояние, считается история о Буридановом осле, умершим голодной смертью, поскольку не сумел выбрать из двух стогов сена, находящихся на одинаковом расстоянии, один.

Варианты могут быть одинаково непривлекательными. Примеров этому можно найти в различных кинолентах, где героям приходится совершать выбор, в равной мере неприемлемый для него.

Результат выбора может одновременно быть привлекательным и незаманчивым для индивида. Человек напряженно анализирует, подсчитывая плюсы и вычисляя минусы, поскольку боится принять неверное решение. Примером этому служит присвоение чужих ценных вещей.

Столкновения разнообразных ролевых позиций личности порождают ролевые внутриличностные противоречия.

Виды ролевых противостояний подразделяются на личностный, межличностный и межролевой.

Личностно-ролевое противоречие наступает вследствие изменений требований к роли извне, когда такие требования не согласуются с мнением индивида, с его нежеланием либо неспособностью соответствовать. Поскольку всякая социальная роль субъекта характеризуется наличием у него индивидуальных требований, сложившихся пониманий и представлений о ней.

Межролевое противоречие обнаруживается, когда чересчур сильное «вживание» в определенную социальную роль, не позволяет индивиду становиться в иной ситуации на другую ролевую позицию.

Ярчайшими проявлениями межличностного конфликта являются взаимно направленные упреки и споры. Всякое участвующее в противоречии лицо стремится удовлетворить личностные потребности и собственные интересы.

Межличностные противостояния также классифицируются по:

Сферам: семейные и бытовые, деловые и имущественные;

Действию и следствиям: конструктивные, приводящие к сотрудничеству, нахождению средств для улучшения взаимоотношений, достижению целей, и деструктивные, опирающиеся на стремление индивида подавить противника, направленные на достижение первенства любым путем;

Критерию реальности: ложные и подлинные, случайные, скрытые.

Групповой конфликт происходит между несколькими малыми общностями, которые находятся в составе большой группы. Его можно охарактеризовать как конфронтацию групп, основой которого является принцип «мы – они». При этом своей группе участники приписывают исключительно положительные качества и цели. А второй группе – отрицательные.

Классификация видов конфликтов: подлинный, ложный, неверно приписанный, смещенный, случайный (условный), латентный (скрытый). Подлинный конфликт воспринимается адекватно и существует объективно. Например, супруга желает использовать свободное помещения в качестве гардеробной комнаты, а муж – мастерской.

Условное или случайное противостояние отличается легкостью его разрешения. При этом его субъекты не осознают этого. Например, вышеприведенное семейство не замечает, что в квартире есть иное свободное пространство, подходящее либо под мастерскую, либо под гардероб.

Смещенное противостояние наблюдается, когда за очевидной конфронтацией скрывается другое. Например: супруги, препираясь из-за свободного помещения, в действительности конфликтуют из-за не согласующихся представлений о роли супруга в семейных отношениях.

Неверно приписанное противоречие отмечается когда, супруга бранит благоверного за сделанное им по ее же просьбе, которую она уже забыла.

Скрытый или латентный конфликт базируется на объективно существующем противоречии, не осознаваемом супругами.

Ложный конфликт – это противоречие, которое в действительности не существует. Он зависит от восприятия супругов. Другими словам, для его появления не нужны объективные причины.

Виды конфликтов в организации

Организация не может существовать без разнообразных конфликтных процессов. Поскольку она состоит из индивидов, характеризующихся различным воспитанием, взглядами, целями, потребностями и стремлениями. Любое столкновение является отсутствием согласия, разногласием мнений и воззрений, противостоянием разнонаправленных позиций и интересов.

Виды конфликтов в менеджменте организаций принято рассматривать на различных уровнях: социальном, психологическом и социально-психологическом.

Виды конфликтов в коллективе могут нести положительный заряд или быть негативными. Считается, что конфликты в деловой среде способствуют определению позиций и точек зрения членов организации, предоставляют возможность проявить собственный потенциал. Кроме того, они позволяют всесторонне рассмотреть проблемы и выявить альтернативы. Таким образом, конфронтация в организации часто приводит к ее развитию и продуктивности.

Виды и функции конфликтов в трудовых отношениях. Противостояние является движущей силой и мотивацией. В свой черед, боязнь и избегание конфронтаций порождается неуверенностью в возможности успешного разрешения конфликтного процесса. Поэтому следует принимать конфликт в качестве инструмента.

Классификация видов конфликтов

Конфронтации в трудовом коллективе обусловлены организационными уровнями, к которым принадлежат участники, вследствие этого конфликты подразделяются на:

Вертикальные, наблюдающиеся между разными ступенями иерархической лестницы (таких конфликтов большинство);

Горизонтальные, происходящие между отдельными направлениями функционирования компании, между формальными группами и неформальными коллективами;

Смешанные, охватывающие элементы вертикальных противоречий и горизонтальных конфронтаций.

Кроме того, конфликты в организации систематизируются по сфере появления и формирования конфликтных ситуаций и бывают:

Деловыми, то есть связанными с профессиональной деятельностью субъектов и с выполнением функциональных обязанностей;

Личными, затрагивающими неофициальные интересы.

Также конфликты классифицируются по разделению между выигравшими сторонами и проигравшими на:

Симметричные, то есть происходит равное распределение результатов противостояния;

Ассиметричные, наблюдаются, когда одни выигрывают либо теряют намного больше, нежели другие.

По степени выраженности можно подразделить конфликты на сокрытые и открытые.

Скрытое противостояние обычно затрагивает двух индивидов, старающихся до определенного момента не выказывать, что между ними существует конфронтация.

Скрытый разлад часто развивается в виде своеобразной интриги, под которой подразумевается умышленный нечестный поступок, выгодный инициатору, вынуждающий коллектив либо субъекта к конкретным действиям, что наносит личности и коллективу урон. Открытое противостояние находится под управлением руководства, вследствие чего они считаются менее опасными для организации.

Конфликтные ситуации подразделяются в зависимости от их последствий на деструктивные (наносят вред компании) и конструктивные (способствуют развитию организации).

Конфликты в организации также как иные типы конфронтаций бывают: внутри и межличностными, межгрупповыми, между работающим индивидом и группой.

Часто специалистам предъявляются неуместные претензии и завышенные требования относительно его профессиональной деятельности и результатов работы либо требования компании несходные с персональными потребностями работающего либо его интересами – это примеры видов конфликтов внутриличностного характера. Эта разновидность противостояний является своеобразной ответной реакцией на трудовую перегрузку.

Межличностный конфликт чаще наблюдается между руководителями.

Противостояние между работягой и группой возникает, если ожидания коллектива не соответствуют ожиданиям отдельного специалиста.

Межгрупповой конфликт базируется на конкуренции.

Разрешать все виды конфликтов в менеджменте необходимо либо руководителю, или же компромисс.

Виды межличностных конфликтов

Коммуникативное взаимодействие с социальным окружением занимает значимое место в человеческом существовании, наполняя ее смыслом. Взаимосвязь с близкими, коллегами, знакомыми, друзьями – это неотделимая часть бытия каждого человеческого субъекта, а конфликт является одним из проявлений такого взаимодействия. Большинство людей склонно ошибочно относить противостояния к негативным издержкам процесса общения. Поэтому с удвоенными усилиями стараются их избегать. Однако уберечься ото всех конфликтных ситуаций невозможно, поскольку бесконфликтного социума не существует в принципе. Каждый индивид является не просто частью социального механизма. Любой человеческий субъект – это уникальная неповторимо-индивидуальная личность, имеющая персональные желания, цели, потребности, интересы, которые часто могут противоречить интересам окружения.

Межличностным противостоянием называют открытое столкновение субъектов, взаимодействующих между собой, которое базируется на основе противоречий, выступающих в форме противоположных стремлений, задач не совместимых в определенной ситуации. Оно всегда проявляется в коммуникативном взаимодействии двух либо и более лиц. В конфронтациях межличностного характера субъекты противодействуют друг другу, выясняя отношения лицом к лицу. Данная разновидность противоречий является самой распространенной, поскольку могут наблюдать как между коллегами, так и между близкими людьми.

Межличностный конфликт характеризуется рядом особенностей и специфических признаков:

Присутствие объективных расхождений – они должны быть значимыми для каждого субъекта конфликтного процесса;

Необходимость преодоления несогласия как инструмент, способствующий налаживанию взаимоотношений между субъектами противостояния;

Активность участников процесса – действия либо их полное отсутствие направлены на удовлетворение собственных интересов или на уменьшение противоречий.

Виды конфликтов в психологии также можно систематизировать в зависимости от сути затрагиваемых проблем:

Ценностные (противостояние, причиной которого являются значимые представления и базовые личностные ценности);

Интересы, то есть затрагиваются противоречивые цели, интересы, стремления субъектов в конкретной ситуации;

Нормативные (конфронтация возникают вследствие нарушения в ходе взаимодействия нормативно-правовых правил поведения).

Кроме того, конфликты подразделяются в зависимости от динамики на острые, затяжные и вялотекущие. Острое противостояние наблюдается здесь и сейчас. Оно затрагивает значимые ценности или события. Например, супружеская измена. Затяжные расхождения длятся на протяжении большого количества времени со средней и устойчивой напряженностью. Они также затрагивают значимые вопросы для личности. Например, конфликт поколений.

Вялотекущие конфликтные ситуации характеризуются малой интенсивностью. Они вспыхивают периодически. Например, противостояние коллег.

Виды управления конфликтов

Чтобы противостояние несло позитивный итог, им нужно уметь управлять. Управленческий процесс контроля над конфликтной ситуацией должен включать в себя встречи субъектов конфликта, которые помогают выявить причины конфронтации, и пути преодоления расхождений. Главным принципом поведенческого реагирования в конфликтной ситуации является нахождение общих целей конфликтующих индивидов, которые будут пониматься и приниматься всеми. Таким образом, формируется сотрудничество. Также важным шагом является согласие на участие посредника, который поможет разрешить конфликтную ситуацию. При этом решение посредника должно быть принято беспрекословно и обязательно для исполнения всеми действующими лицами противостояния.

Виды внутриличностных конфликтов

Противоречием, происходящим внутри индивида, называется состояние внутренней личностной структуры, которое характеризуется противостоянием ее элементов.

Сторонники психологического подхода разделяют конфликты по сфере их обнаружения на ролевые, мотивационные и когнитивные.

Мотивационное внутриличностное противостояние изучалось в психоаналитической теории и психодинамических концепциях. Последователи этих учений основывались на представлении о первоначальности внутриличностного противоречия как следствия двойственности человеческого естества.

В парадигме Фрейда конфликт личности зарождается вследствие противоборства между «Оно» и «Сверх-Я», то есть между биологическими безотчетными тягами и стремлениями индивида и моральными нормами, освоенными личностью. Вымещение неприемлемых для субъекта желаний не дает ему возможности осознать подлинные причины внутреннего противостояния. Эти противоречия зачастую приводят к включению психологической защиты. В результате этого внутреннее напряжение снижается, при этом реальность перед индивидом может представать в искаженном виде.

Когнитивное противоречие часто является следствием конфликта несовместимых для субъекта представлений. Когнитивная психология утверждает, что личность устремлена на согласованность собственной внутренней структуры убеждений, ценностей, представлений. Индивид ощущает дискомфорт при появлении противоречий. Согласно концепции Фестингера индивиды стремятся к минимизации состояния дискомфорта, которое связано наличием у личности одновременно двух «знаний», психологически рассогласованных между собой.

Ролевые противостояния зарождаются вследствие столкновения в сфере деятельности индивида между разными «ролями» личности, между возможностями субъекта и надлежащим ролевым поведением.

Виды ролевых конфликтов. Традиционно выделяют два главных вида конфликтов ролевых позиций личности, а именно противостояние «Я – ролевая позиция» и межролевая кофронтация.

Столкновение «Я – ролевая позиция» наблюдается, когда возникают противоречия между возможностями субъекта и требованиями, когда вследствие нежелания или неспособности личности соответствовать своей ролевой позиции перед ней предстает проблема выбора. Межролевое противоборство заключается в несовместимости различных ролей личности. Наиболее часто встречаемым межролевым конфликтом считается столкновение профессиональной ролевой позиции и семейной роли.

Виды политических конфликтов

Конфронтации политической направленности являются неотъемлемой частью исторического формирования государств и развития социума. С одной стороны, политическое противостояние разрушает государственно-правовые институты и социальные взаимосвязи. А с другой – оно обеспечивает подъем на новую ступень политического развития.

Таким образом, конфронтация в политике представляет собой столкновение, целью которого является устранения неприятеля или причинения ему урона. Другими словами, политическая конфронтация возникает тогда, когда осуществление интересов одного государства ведет к ограничению интересов другого.

Политическое противостояние также можно определить в качестве столкновения субъектов политического взаимодействия вследствие расхождения интересов или средств их достижения, соперничества, неприятия ценностей враждебной стороны, отсутствия взаимопонимания.

Все конфликты в политическом мире подразделяются по сферам, типу политической организации, характеру предмета конфронтации.

По сфере распространения противостояние бывает межгосударственным или внешнеполитическим и внутриполитическим.

По типу политической организации конфликты разделяются на конфронтацию тоталитарных режимов и противоборство демократических систем.

По специфике предмета противостояния делятся на статусно-ролевое противоборство, столкновение интересов и конфронтация идентификации и ценностей.

При этом содержимое, обуславливающее эти категории понятий, зачастую совпадает. Так, к примеру, политическое противостояние между государствами может одновременно являться выражением несхожести политического устройства (демократического и тоталитарного) и формулированием интересов и ценностей, которые отстаиваются этими политическим системами.

Виды разрешения конфликтов

Перевод конфликта в целесообразное русло деятельности субъектов, осознанное воздействие на поведение участников конфронтации ради достижения желаемых целей – в этом заключается управление конфликтным процессом. Оно включает: прогнозирование возможных конфликтов, предупреждение возникновение одних и одновременно с этим стимулирование иных, прекращение и усмирение конфронтации, урегулирование и разрешение.

Все существующие виды управления конфликтов можно подразделить на: негативные (виды противостояния, целью которого является победа одной стороны-участника) и позитивные способы. Под термином «негативные способы» подразумевается то, что результатом столкновения станет разрушение отношения общности сторон, участвующих в конфронтации. Итог позитивных методов заключается в сбережении сплоченности между конфликтующими участниками.

Необходимо понимать, что способы разрешения конфликтных ситуаций условно подразделяются на негативные и позитивные. На практике же оба метода прекрасно и гармонично дополняют друг друга. Например, часто переговорный процесс содержит элементы борьбы в различных вопросах. Одновременно с этим даже самая жесткая борьба противоборствующих сторон не исключает возможности проведения переговоров. Кроме того, прогресс не существует вне соперничества устаревших идей и свежих инноваций.

Существует множество разновидностей борьбы, каждой из которых свойственны общие признаки, ибо всякая борьба подразумевает взаимно направленные действия минимум двух индивидов. При этом обязательно целью действий одного - это препятствовать другому.

Главная задача борьбы заключается в изменении конфликтной ситуации.

Позитивные способы разрешения споров и конфликтов, в первый черед, включают переговоры.

Кроме того, выделяют следующие стили разрешения конфликтов: уход от противостояния, сглаживание ситуации, принуждение, нахождение компромисса и непосредственно решение проблемы.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

В зависимости от природы возникновения различают конфликты:

Социальный конфликт - представляет собой высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей, коллективов, индивидов. Среди них выделяются такие конфликты как: межнациональные, национальные, этнические. Конфликты такого типа предполагают наличие значительного расхождения во времени между причинами, породившими эти конфликты и их последствиями. Примером такого конфликта является сложившаяся ситуация в Югославии. Положение косовских албанцев является камнем преткновения возникшего в Югославии межнационального конфликта. Неразрешимые противоречия, возникшие в Косово, являются ярким примером межнациональной розни. Вмешательство Соединенных Штатов Америки во внутренние дела Югославии предает этому конфликту особую выразительность. Обострение национальных противоречий может явиться началом третьей мировой войны, поскольку стратегические интересы России и НАТО пересекаются непосредственно на территории Восточной Европы.

Эмоциональные или личностные . Эмоциональные конфликты во многом зависят от структуры потребности человека. Именно потребности определяют взаимоотношения человека с другими людьми. Расхождение их интересов, потребностей является основной причиной личностных конфликтов. Также этот тип конфликтов характеризуется зависимостью от ситуации. Например, часто возникают конфликты между мужем и женой в семье. Если жена является деловой женщиной и видит смысл своей жизни в построении карьеры, а не в работе по домашнему хозяйству, то в 70% случаев у нее возникнут проблемы в эмоциональной сфере отношений с мужем, поскольку его точка зрения по этому вопросу может отличатся от позиции его жены. С учетом направленности воздействия конфликты могут быть:

  • 1. Внутриличностный конфликт . Участниками такого конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности: потребности, мотивы, чувства. Этот конфликт может быть функциональным и дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Такой конфликт может принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином, человек должен вечера проводить дома с семьей, а положение руководителя может обязывать его нередко задерживаться на работе. Причиной такого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работников или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
  • 2. Межличностные конфликты . Это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из-за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта. Они всегда индивидуальны и неповторимы. Зависят от конкретных условий взаимодействия, психологических особенностей состояния людей.

Во многих случаях причиной межличностного конфликта является сам человек, личностные особенности, формы его поведения, т.е. ситуационные предпосылки развития конфликта, таких, как физическое утомление, плохое настроение, так и характерологических предпосылках, таких, как устойчивые качества личности, ее характера, которые располагают к столкновению с окружающими, вызывают чувство антипатии, противодействия.

Такой конфликт проявляется по-разному, например, как борьба руководителей различных структурных и функциональных подразделений за ограниченные ресурсы, рабочую силу, капиталовложения. Каждый руководитель считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера. Например, два начальника, имеющих холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг с другом. По субъективному признаку можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:

  • · конфликт между управляющими и управляемыми в рамках данной организации;
  • · конфликт между рядовыми сотрудниками;
  • · конфликты на управленческом уровне, т.е. конфликты между менеджерами одного ранга;
  • 3. Конфликт между личностью и группой . Это столкновение между частями или всеми членами группы, влияющие на результаты работы группы в целом. Отдельные группы людей определяют нормы поведения присущие только им. Каждый член группы должен их соблюдать и подчиняться, чтобы потом быть принятым неформальной группой. Конфликт возникает тогда, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, а также, позиция, занимаемая отдельной личностью, находится в противоречии с позицией группы. Такой конфликт может возникать на почве должностных обязанностей руководителя обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила организации. В свою очередь подчиненные могут изменить отношения к руководителю, дестабилизируя обстановку, что может выразиться в снижении производительности. Можно выделить конфликты между группой и личностью - не членом группы, а также внутригрупповые конфликты - между группой и одним из ее членов. Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Здесь следует различать конфликт:
    • · между менеджером и подчиненным ему подразделением;
    • · подразделением и руководителем другой группы;
    • · между менеджерами различных подразделений, если в конфликт вовлекаются члены разных групп;
  • 4. Межгрупповой конфликт. Представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп. Он возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях, которые могут иметь различную основу. Например, конфликт между конструкторами, производственниками и маркетологами (профессионально - производственный), рабочими и руководством. Межгрупповой конфликт носит интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной стороне выигрыша. Переход межгруппового конфликта в чувственно - э моциональную стадию разрушающе действует не только на вовлеченные в него группы, но и на организацию в целом и на каждого индивидуального участника. Различают следующие типы такого конфликта:
    • · конфликт между высшим и более низким уровнями управления;
    • · между линейным и штабным персоналом;
    • · между неформальными группами внутри подразделений;
error: