Коллективами между коллективом и личностью. Личность и коллектив в прерогативе современной школы. Когда руководитель может быть неправ, и к чему это приводит

В условиях демократичного воспитания, когда соблюдаются свободы и права человека, особую важность приобретает вопрос отношений коллектива и личности. В отечественной литературе вопрос о том, как формируется личность человека под воздействием коллектива, не рассматривался несколько десятилетий. Полагалось, что личность безусловно должна починиться коллективу. Сегодня, в соответствии с духом времени, учитывая опыт мировой педагогики и философские концепции человека, возникает необходимость искать новые решения.

Процесс, при котором ученик включается в систему отношений в коллективе, сложный, неоднозначный и часто противоречивый, и главное – очень индивидуален. Школьники, которые становятся членами коллектива, имеют разное состояние здоровья, черты характера, внешность, знания и умения, обладают разной степенью общительность и другими качествами и чертами. Поэтому они по-разному вступают в коллектив, вызывают разную реакцию товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

То, на каком месте в системе коллектива окажется личность, наиболее зависит от индивидуального социального опыта. Он определяет характер суждений личности, линию поведения и систему ценностных ориентаций. Опыт может или соответствовать, или не соответствовать сложившимся в коллективе суждениям, традициям поведения и ценностям. Когда налицо совпадение , то личность намного легче включается в систему уже сложившихся коллективных отношений. Когда школьник имеет другой опыт (меньший, больший, уже), то установить взаимоотношения с коллективом ему немного труднее. Наиболее сложно положение такого школьника, если его социальный опыт противоречит принятым в коллективе ценностям, при этом практически неизбежно столкновение противоположных взглядов на жизнь и линий поведения, которые могут привести к самым непредсказуемым результатам. То, как сложатся отношения личности с коллективом, зависит и от качеств личности, и от коллектива. Согласно имеющемуся опыту, наиболее благоприятно отношения складываются в коллективе, который достиг высокого уровня развития, представляет собой силу, основанную на общественном мнении, традициях и авторитете самоуправления. Именно такой коллектив может легко установить нормальные отношения со школьником, который в него входит.

Модели развития отношений

Каждый человек стремится самоутвердиться в коллективе и занять в нем желаемое для себя положение, отличается лишь степень стремления. Но по субъективным и объективным причинам достичь этого всем не удается. Не каждый может в силу возможностей добиться видимых успехов, осмыслить критически расхождения с коллективом, преодолеть застенчивость. Наибольшие трудности испытывают младшие школьники, у них еще недостаточно развита самооценка и самосознание, умение правильно оценить то, как к тебе относятся товарищи и коллектив, найти место в нем по своим возможностям. Эти причины субъективны , а среди объективных можно назвать однообразие деятельности, узкий диапазон социальных ролей, доступных для принятия школьником в коллективе, однообразные и бедные по содержанию организационные формы общения в коллективе, недостаточная культура воспитания, неумение заметить в товарище те моменты, которые заслуживают внимания.

Проведенные исследования позволили выделить самые распространенные модели развития отношений, которые складываются между личностью и коллективом:

  1. Конформизм – личность подчиняется коллективу;
  2. Гармония – между личностью и коллективом оптимальные отношения;
  3. Нонконформизм – личность подчиняет коллектив себе.

Каждая из этих моделей имеет несколько линий взаимоотношений, когда, к примеру, коллектив отвергает личность или наоборот, происходит сосуществование, основанное на принципе невмешательства.

Конформизм и гармония

Первая модель показывает, что личность может естественно и добровольно подчиниться тем требованиям, которые к ней выдвигает коллектив, может уступить ему, как превосходящей силе, но может продолжать сохранять свою индивидуальность и независимость, при этом подчиняясь коллективу только формально, внешне. Коллектив починяет личность нормам, традициям и ценностям своей жизни, поглощая ее.

Вторая линия поведения гласит, что пути развития событий могут быть различными: личность либо сохраняет свою внутреннюю независимость, подчиняясь требованиям коллектива внешне, или личность открыто конфликтует, сопротивляется, бунтует. Различны и мотивы , которые побуждают личность приспосабливаться к коллективу, его ценностям и нормам. Самым распространенным и бытующим в школьном коллективе является мотив стремления избежать ненужных и лишних неприятностей, осложнений, страх испортить характеристику. В таком случае школьник внешне воспринимает ценности и нормы коллектива, ведет себя так, как принято в коллективе и говорит то, чего от него ждет коллектив. Но вне школьного коллектива его рассуждения и мысли иные, он ориентируется на социальный опыт, сложившийся у него ранее. В таком состоянии школьник может быть временно, оно может быть переходным или оставаться навсегда. Последний вариант возникает, когда социальный опыт, сложившийся у личности, неадекватен сложившемуся опыту в коллективе, при этом его (школьника) опыт подкреплен другими коллективами (друзей во дворе, семьи и т.д.).

В наших школах редко возникает открытый бунт школьника против коллектива. Бунтуют лишь иногда, по вопросам непринципиальным, берет верх чувство самосохранения. Когда коллектив ломает личность, он становится жандармом, а это противоречит принципу гуманности воспитания и является поводом для педагогов задуматься, разработать пути, совершенствующие отношения между личностью и коллективом.

Целью взаимоотношений является гармония личности и коллектива. Опросы говорят, что только 5% школьников считают свою жизнь в школьном коллективе комфортной. Когда исследователи углубленно изучили этих детей, оказалось, что у них есть редкие природные коллективистские качества, поэтому они могут ужиться в любом коллективе, у них есть положительный социальный опыт и они находятся в хорошо сформированных коллективах. В таком случае не возникает противоречий между личностью и коллективом. Каждый, кто входит в коллектив, заинтересован в том, чтобы он был дружным.

В современной школе самой типичной моделью отношений между личностью и коллективом является сосуществование. Они соблюдают формальные отношения, при этом называются коллективом, но, по сути, им не являются. В коллективе возникает двойная система ценностей, когда деятельность между школьниками, организованная с участием педагогов, имеет позитивные отношения, но при общении отношения остаются отрицательными. Связанно это с навязанными ролями, когда школьники не могут проявлять свою индивидуальность в коллективе. Найти позиции, которые бы удовлетворили школьников, и иметь более благоприятные отношения в коллективе можно только при расширении ролей.


Нонконформизм

Очень редко встречается третья модель, при которой личность подчиняет себе весь коллектив. Но эту модель нельзя игнорировать, поскольку существуют неформальные лидеры, проявляющие свою деятельность, и двойные, а то и тройные системы ценностей в коллективе. Члены коллектива могут заметить яркую личность с определенным индивидуальным опытом. Такая личность становится привлекательной для коллектива по причине личностных качеств, необычных поступков или суждений, оригинальной позиции или статуса. Тогда возможно, что социальный опыт коллектива изменится. У такого процесса довольно двойственный характер, поскольку в случае более низкой системы ценностей неформального лидера по сравнению с уже существующей в коллективе, такое положение может привести к обеднению социального опыта коллектива, и наоборот, если его система ценностей выше – к обогащению.

Как отмечают педагоги и психологи, очень часто члены школьных коллективов проявляют свою индивидуальность в скрытой форме. Многие школьники с радостью берутся за новую работу, особенно если она ответственная, мотивом их усердий выступает возможность блеснуть своими умениями и знаниями, быть на виду, продемонстрировать свое превосходство, причем, как и на фоне других, так и за счет других. Такие школьники не огорчаются по поводу плохого состояние коллектива, часто при возникновении общих неудач класса они радуются, потому что на этом фоне их собственные достижения выглядят ярче.

Эти модели, конечно же, не иллюстрируют все существующее разнообразие отношений, которые складываются между личностью и коллективом. При рассмотрении каждой такой ситуации нужно руководствоваться психологическими механизмами мотивации деятельности, поведения личности, закономерностями психологии и социальной педагогики.


Группы личностей и коллектив

В каждом школьном коллективе существуют микрогруппы, в которых учеников связывают неформальные отношения. В таком случае между ними возникает дружба или симпатия, основанная на совпадении личностных характеристик или же идентичном социальном опыте, взглядах и рассуждениях. Чем старше школьники, тем более устойчив состав партнеров группы. Эти группы оказывают влияние на коллектив, в котором под их воздействием трансформируются ценности, определяется ранговое положение участников, формируется общественное мнение. Лидирующая группа , которая имеет высокий авторитет среди сверстников, часто становится эталонной и играет большую роль в коллективе. Неофициальная структура коллектива, таким образом, определяет его возможности и качества в качестве инструмента и субъекта воспитания.

Когда неформальная группа является авторитетом, носителем для ученика позитивных социальных ценностей, то ее влияние обогащает социальное развитие личности, дополняет и углубляет влияние коллектива. В тех случаях, когда влияние микрогруппы расходится с влиянием, которое имеет коллектив, затрудняется процесс развития личности.

Определение и координация направления влияния неформальных групп на личность является не только педагогической задачей, а и социальной проблемой огромной значимости, поскольку нравственное здоровье подрастающего поколения – забота общества. Нужно уделять к классному коллективу усиленное внимание, поскольку среди всех средств воздействия на личность он является самым влиятельным, и может быть управляемым; часто он является единственным средством, способным уберечь личность от неформальных объединений, которые могут оказывать на него опасное негативное воздействие. Классный коллектив усиливает воздействие всех средств, которые имеются в распоряжении педагогов, и становится единственной средой, в которой дети приобретают свой социальный опыт, включаются в совместную общественно полезную деятельность.

Гармоничные взаимоотношения в коллективе — одно из главных преимуществ любой рабочей среды.Это основа основ.К ним должно стремиться любое разумное и современно руководство.Существует несколько классификаций типов взаимоотношений в коллективе. Например, их подразделяют на формальные отношения и теплую компанию, а также коллектив, не имеющий строгих правил.

Плюсы и минусы таких взаимоотношений

При формальных отношениях все в коллективе четко знают свои обязанности и приходят на работу работать, а не проводить время. Такие коллективы считаются более работоспособными и наличие таких отношений больше характерно для мужского коллектива.
Иногда это может быть и смешанный коллектив, но, если человеку не хватает теплоты и общения, то человеку может быть тяжело в нем работать.
Дружеская компания кажется более сплоченной за счет совместных посиделок и дружеских отношений, однако имеет свои минусы.

Она отвлекает от работы и человек слишком раскрывается перед коллегами, порой демонстрируя свои слабые стороны. Если этим хотят воспользоваться, то такие отношения оборачиваются для него очень печально.Существуют некоторые типы организаций, где не принят ни один из выше перечисленных способов, поэтому каждое взаимоотношение с сотрудниками становится некоторым испытанием для вновь прибывшего. Там могут завязаться и дружеские отношения, и его могут просто игнорировать, считая все формальностью.

Зачастую в таком коллективе кто-то может считать, что коллега обязан решать его личные проблемы, поэтому не каждый справится с такой нагрузкой, где помимо рабочих задач на него будет падать и психологическая составляющая.

Пять типов управления командой

Кроме этого сам тип руководства компанией часто подразделяют на пять составляющих, где начальник не вмешивается в управление коллективом, много делает сам и не делегирует свои функции.

  1. Он нацелен сохранить свою должность и больше ничего. Не удивительно, что коллектив его недолюбливает, ведь заботы о себе он не чувствует.Часто страдает в таком случае и производство, ведь руководитель просто физически не может знать все, а так как к помощи других он не прибегает, то и топчется практически на месте.
  2. Второй тип руководства практически панибратство. В такой компании руководитель заботится о каждом, задает удобный темп работы, но результаты его также не особо волнуют, ведь забота о людях их порой невольно расхолаживает, и они садятся на шею. Также могут появляться любимчики, что тоже ведет к снижению результатов, так как с них спрос меньше.
  3. Руководитель, ставящий задачи, но не интересующийся человеческим фактором также не очень хорош в компаниях, так как люди просто работают в них на износ. Задача может быть поставлена сотруднику, не имеющему достаточной компетентности с ней разобраться.
    Еще, такой командный стиль выдерживает не каждый, так как приказы обычно не обсуждаются, и инакомыслящих ждет увольнение.
    Если руководитель имеет золотую середину в руководстве и психологическом подходе, то он добивается от команды прекрасных результатов, так как он не требует невозможного, но и не дает спуску в решении задач. Это удобно в тех структурах, где коллектив небольшой, и разновозрастной.
  4. Однако, лучше всего себя зарекомендовала работа в команде. Так как руководитель учитывает интересы компании и в тоже время объединяет коллектив во всех уровнях. Не каждый способен объединить людей с разными интересами и характерами в одну команду, однако у особо одаренных и харизматичных личностей это получается. Естественно такой руководитель должен сам быть образцом самоотверженности и компетентности, чтобы сотрудники тянулись за ним.
  5. Руководитель дает сотруднику уверенность в себе, позволяет ему получить больше управленческих функций, растит из него профессионала. Доверие со стороны руководителя и сокращение опеки позволяет сформировать дополнительные руководящие кадры компании, которые могут самостоятельно справиться с любыми задачами компании.

Формы руководства

Итак, рассмотрев несколько типов руководителей, можно придти к выводу, что существует две формы руководства :

  1. Высокий профессионализм (приказ, внушение, участие, делегирование, доверие)
  2. Низкий профессионализм (инструктаж, руководство, малое доверие, контроль)

Если сотрудник готов взять на себя ответственность к самостоятельному выполнению задачи, то внушение ему уже не понадобится, там руководитель просто принимает участие в его работе и в дальнейшем делегирует свои полномочия. Получив такого сотрудника в свою компанию, или вырастив его самостоятельно, руководитель может гордиться тем, что он нашел себе отличного помощника, а может и замену в будущем. В данном случае эмоциональная поддержка сотрудника уже не нужна, и он самостоятельно принимает любые решения в зависимости от ситуации.

Когда руководитель может быть неправ, и к чему это приводит

  • Если он наказал другого сотрудника, а не того, кто совершил ошибку, коллектив или наказанный могут не понять и не принять такой стиль руководства
  • Если решение было принято без сотрудника, которому поручали выполнить работу
  • Разборки в присутствии третьих лиц или «за глаза»
  • Вместо того, чтобы признать свою ошибку руководитель ищет виновного среди подчиненных
  • Исполнитель не владеет важной информацией для качественного выполнения работы
  • Профпригодный сотрудник засиделся на месте и не продвигается по службе в компании
  • Жалобы начальника на своих работников своему вышестоящему руководству
  • Поощрения достаются не тому работнику, кто сделал всю работу
  • Любимчики и отверженные в коллективе, разный уровень спроса с команды

Все эти ошибки руководителя говорят о том, что он не компетентен в своей работе и профессионально не готов руководить людьми. Это не является критическим, но, тем не менее, влияет на результаты команды в целом и взаимоотношения внутри коллектива. Такого начальника не любят, часто не слушаются и тем более не уважают. Если есть возможность уйти из такого коллектива, сотрудник это делает с удовольствием. При выборе такого начальника на должность нужно понимать, что сплоченности команды в таком коллективе не достичь.

Взаимоотношения в коллективе зависят от воспитания людей, их возрастных категорий и общечеловеческих ценностей. Чем более воспитан человек, тем лучше у него отношения в коллективе. Он знает, где промолчать, а где ответить, и естественно не забывает о выполнении своих задач, оставляя выяснение личных качеств каждого за пределами своего офиса.

При желании можно сформировать любой тип коллектива, определив наиболее важную цель его личностей внутри, но не нужно забывать, что самый продуктивный из них коллектив команда.Если начальник заинтересован в продвижении своего дела и получении высоких результатов, то он должен делегировать свои полномочия наиболее подготовленным членам команды, в тоже время оставляя себе роль контролера и координатора действий.

Модели развития отношений между личностью и коллективом:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально . Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.

По второй модели поведения возможны различные пути развития событий:

1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость;

2) личность открыто «бунтует», сопротивляется, конфликтует.

Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны . Наиболее распространенный, бытовавший в наших школьных коллективах мотив - стремление избежать лишних и ненужных осложнений, неприятностей, боязнь испортить «характеристику». Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива . Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют разные модели развития между личностью и коллективом и в каждой из них уровень влияния коллектива будет различным.

Воздействие коллектива на личность

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение.

Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания . Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

Влияние коллектива на формирование личности: детский коллектив является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам . Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения.

Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом . Однако подросткам не всегда присущи положительные эмоции, вызываемые поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и недоброжелательность.

Общественная похвала оказывается в некоторых случаях значительно весомее личного поощрения педагога.

Обычно использование общественного мнения связывают с борьбой против отрицательных поступков и недисциплинированностью школьников. О нём вспоминают тогда, когда происходит Ч.П. или когда учитель оказывается бессильным в своих попытках повлиять на ученика.

Одним из эффективных методов в педагогике можно назвать метод одобрения, но при применении этого метода без участия коллектива, появляется множество ненужных слухов и кривотолков в среде школьников . Награждение сверху без учёта мнений снизу снижает эффективность самого метода.

А.С. Макаренко придерживался, как и многие современные педагоги того, что, общественное мнение одно из наиболее, и даже наиболее эффективное средство в воспитании личности. Он считал, что в каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть воздействием на коллектив . И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будит и воспитанием каждой личности входящей в коллектив.

Однако общественное одобрение не должно превратиться в некоторое возвеличивание мнимых заслуг школьников, что может привести к появлению зазнайства и других отрицательных черт личности.

Чтобы в сознании ученика произошёл перелом, общественное воздействие на личность должно удовлетворять следующим требованиям:

1 выражать непримиримую волю всего коллектива

2 быть выразительным, эмоционально насыщенным.

3 отражать истину, быть объективным и справедливым.

Особенно важно последнее требование, так как отсутствие его приведёт к тяжёлому нравственному травмированию личности.

Итак, можно сделать вывод, что общественное мнение становится результативным воспитательным средством, если использование его связано с проявлением чуткости, внимания, доверия к личности.

а) Личность подчиняется коллективу: конформизм. Личность может подчиняться добровольно, может уступать коллективу, как более сильной внешней силе, может подчиняться формально, сохраняя свою независимость и индивидуальность.

б) Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях: гармония.

    Личность сохраняет внутреннюю независимость

    Бунтует, сопротивляется и конфликтует

в) Личность подчиняет себе коллектив: нонконформизм. Такая модель встречается не часто, её нельзя игнорировать. Этот процесс может иметь двойственный характер. Если личность неординарная, с обычными качествами, то он способен повести за собой, но не длительное время.

Система деятельности классного руководителя.

1. Типы классного руководства.

2. Функции классного руководителя.

3. Основные направления деятельности (программы)

1. В любой школе основным организационным элементом является класс. Организационной деятельностью в классе занимается классный руководитель. Важной особенностью деятельности классного руководителя в современных условиях является вариативность.

    Традиционный вариант. (Педагог имеет полную учебную нагрузку, классное руководство, совместную деятельность с учениками и родителями).

    Освобожденныйклассный руководитель – воспитатель. (Он может вообще не вести уроков, используя воспитательную функцию, или ведёт уроки только у своего класса. Такойклассный руководитель может быть классным руководителем и в параллели. Организация воспитательных дел, работа с родителями, изучение школьников и организация индивидуальной работы с каждым, занятие исследовательской деятельностью.)

    Вальдорфский вариант (Классный руководитель – главный в своём классе, и через него ведет воспитание и обучение. Ведет все предметы).

    Клубный вариант (классный руководитель является организатором клуба по какому-то из воспитательных направлений). Осуществляет защиту детей, заботу об их здоровье, работу по самообслуживанию, работает в клубном объединении.

Вариативность определяется запросами, интересами, потребностями учеников и родителей, их возможностями, условиями класса, школы и социума, а также возможностями самого педагога. Меняется в зависимости от возраста детей, опыта их самоуправления. Может определяться видом совместной деятельности. Классный руководитель может быть организатором, старшим товарищем, наставником, то есть через сферы жизнедеятельности ребёнка: деятельность, общение и просто бытие. Классный руководитель развивает способности каждого ребёнка, формирует его базовую культуру.

Основные задачи классного руководителя:

    Защита ребенка и его прав

    Изучение личности каждого ребёнка для составления воспитательных приемов и для правильной оценки ситуации и своих собственных действий.

    Коррекция межличностных отношений

    Помощь каждому школьнику в его самоопределении, саморазвитии, саморегуляции.

    Формирование коллектива класса, помощь организации, самоорганизации различной творческой деятельности.

    Координация усилий семьи, педагогического дополнительного образования, воспитания взрослых, которые взаимодействуют в данном классном коллективе и направляют в сторону развития базовой культуры.

Гармония – это понятие, применяемое во многих отраслях и означающее согласованность, слаженность и сочетаемость, применимо относительно разнородных или противоположных понятий или явлений (погодных и ландшафтных, моделей личностного взаимодействия и прочее), целой конструкции чего-то целостного, состоящего из частей (применимо как для характеристики человека, так и музыки, неживых предметов).

Изначально, слово гармония возникло в философских науках, и использовалась для отображения закономерностей природных процессов, развития и угасания элементов действительности, отображала внутреннюю и внешнюю аутентичность, цельность и согласованность (например, содержания форме, поведение внешности, событий ситуации). Далее гармония начала использоваться для эстетических характеристик, становясь синонимичным понятием прекрасного, включающего сочетание и многообразие, при этом согласованность и уравновешенность различных компонентов целого таким образом, чтобы не создавалось ощущение напряженности, а энергия была равномерно распределена внутри произведения.

Что такое гармония

Помимо понимания гармоничных сочетаний звуков в мелодии, красок в картине и хода естественных процессов становится интересно, что такое гармония в человеческой жизни. Считается, что гармония присутствует изначально, поскольку мы существуем в мире, где все синхронизировано и для чего-то нужно, каждое существо выполняет свою необходимую функцию, так же как и каждая клеточка организма и каждый орган изначально имеют природный гармоничный механизм развития. Возможно лишь нарушение подобного состояния, когда нарушается естественный ход процессов или неравномерное перераспределение энергии, вызывающее напряжение в одной из областей. Естественный ход процессов может быть нарушен заболеваниями или травмами (касательно состояния человеческого тела), а также стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями иного рода (нарушается гармоничный социальный климат или условия взаимодействия).

Гармония считается стремлением к равновесию, а соответственно она может нарушаться, когда какой-то сфере человек уделяет больше внимания, забывая о развитии остальных. Так, руководителя с приличным счетом в банке, проводящем все время на работе и в командировке можно назвать успешным в своей профессиональной деятельности, но нельзя назвать гармоничной личностью, поскольку нет должной заботы о своем здоровье, отсутствуют близкие интимные связи и семья, человек может мало времени посвящать своим эмоциональным переживаниям.

Гармоничная личность вызывает интерес своей многогранностью, ведь ее познания и деятельность не ограничиваются только детьми или только работой, нет перекоса в какую-то из сторон, что позволяет поддерживать все стороны и аспекты в активном состоянии и развивать их. Если вся энергия стекается в одну сферу, то идет рост вверх и не остается ресурсов для остальных проявлений, при гармоничном же развитии, энергия распределяется горизонтально, питая все направления.

Умение позаботиться о своем физическом состоянии и душевном спокойствии, материалом благополучии и хороших отношениях с окружающими людьми, способность развиваться как специалист и умение строить глубокие эмоциональные отношения – вот чему учит гармоничное развитие. Когда одна сфера помогает развивать другую, а не когда ради продвижения в каком-то из направлений приходится пожертвовать другими.

Внутренняя и внешняя гармония

Гармония свидетельствует о личностной целостности, когда внешние и внутренние проявления соответствуют друг другу, когда все сферы являются самодостаточными и развитыми. Что такое гармония в человеческой жизни, зависит от самого человека – кто-то посчитает, что это отсутствие проблем, а кто-то наличие друзей и семьи, но любые описания будут сводиться к душевной удовлетворенности и покою. Само разнообразие ответов порождено наличием перекосов и недостатков или несоответствием между тем, что человек создает в своей внешней жизни, внутренним .

Внешняя гармония (относительно понятия существования человека) отражается в наличии дополняющий и питающих социальных связей (семья, друзья, рабочий коллектив), работы, приносящей достойный уровень материального и морального удовлетворения и возможностей для развития, возможности позволить себе приобретать желаемые вещи, находиться в желаемых местах и проводить время с желаемыми людьми. Сюда включается не только ресурсная часть, позволяющая все это сделать чисто на материальном уровне, но и способ организации окружающего пространства таким образом, чтобы не было преград к осуществлению (например, работа классная и денежная, но общения с неприятными личностями избежать тяжело).

К внутренней гармонии относится эмоциональная и ментальная сфера, душевные переживания. Она заключается в стабильном и позитивном эмоциональном состоянии, являющимся преобладающим или фоновым, отражается соответствием внешних реакций (т.е. человек плачет, когда грустно, а не натягивает улыбку).

Внутренняя гармония – это про душевный покой и уверенность, когда есть доверие близким людям, нет необходимости претворяться, а жизнь течет таким образом, что тревога бывает лишь ситуативной (от упавшей мебели у соседей), а не от внутренних переживаний, становясь постоянной спутницей.

Гармоничная личность умеет балансировать в развитии внутренних и внешних качеств, тогда как дисгармония выражается в нехватке развития чего-то. Примерами могут быть люди, посвятившие себя науке и являющиеся гениальными в своих интеллектуальных и эрудиционных успехах, но при этом они могут быть в такой мере асоциальны и полностью забыть о заботе про внешность, что остаются одинокими. Нередки ситуации и обратной картины, когда основная ставка делается на внешность, большая часть времени проводится в заботе о красоте своего тела, но совершенно забывается душа и интеллект и тогда оказывается, что с таким человеком хочется познакомиться, но совершенно не о чем общаться. Считая себя в чем-то выдающимся, человеку может показаться, что только одной этой характеристикой он сможет построить отличные отношения и карьеру, а здоровье купить, но жизнь оказывается сложнее и следование социальным нормам является столь же необходимым, как следование моральным, поддержание своего умственного развития не отменяет заботы о внешности.

Прекрасно, когда внутренние идеи человека, отражает его внешность и стиль жизни, но это не обязательно для гармоничной жизни, обязательно, чтобы каждая из сфер получала достаточно внимания и энергетического питания для развития.

Гармония в отношениях между мужчиной и женщиной

Гармония межполовых отношений складывается из большого списка различных моментов: психологический комфорт, общность целей, бытовую и половую совместимость, похожие взгляды на устройство жизни и стиль взаимодействия. Главное, что должно происходить в отношениях – это дополнение и уравновешивание друг друга, поэтому идея о том, что два одинаковых человека отлично сойдутся, не всегда успешна (например, два , борющиеся за свое личное пространство могут разругаться вплоть до применения рукоприкладства в достаточно короткие сроки, когда люди противоположных будут отлично дополнять друг друга). Большее значение имеет выбор совместного пути и интересов, взгляды и мнения, чем способы реагирования – это даст возможность паре двигаться в одном направлении, а как раз различия в других проявлениях (характерологических, преобладающего типа мышления и пр.) помогут быстрее и комфортнее добраться в желаемое место.

Чтобы выстроить подобные отношения необходимо всегда выдерживать баланс между собственным и общим, тем, что представляет ценность для вашей личности и для развития отношений.

Гармония возникает там, где двое умеют приспосабливаться к нуждам и особенностям партнера, и сохраняют вместе с тем активную заботу об удовлетворении собственных эмоциональных, дистанционных или физических нужд. Это дает возможность не потерять собственное достоинство и уважение партнера, а также поддерживать отношения, где есть не только ваши потребности. Также необходимо построить грамотную манеру выражения собственных , поскольку гармония – это не то, где не ссорятся и замалчивают обиды, а то, где об этом умеют говорить, не травмируя другого. Честность в проявлении собственных эмоций может ранить другого, зародить в нем ощущение ненужности, но сокрытие недовольства, ради хорошего настроения партнера в своей привычке делает ложь постоянным спутником, обиды копятся, невысказанное находит пути реализации в психосоматике.

Гармоничные отношения подразумевают постоянное развитие, как самих отношений, так и личности их участников. Т.е. если вы уже три года ходите в парк и ничего нового не происходит, то и отношения не развиваются, поскольку нарушена гармония динамики (может в сфере доверия, может в сфере ожиданий) и придется либо искать причину и заниматься ее устранением, либо начинать строить отношения с другим человеком (ведь подобное возможно из-за отсутствия готовности кого-то). Если вы замечаете, что начинаете терять себя или ваш партнер буквально влип в вас, то что-то пошло не так.

Гармоничные отношения дают человеку больше сил для развития, являются источником вдохновения для новых свершений, открывают мир новых занятий. Вы можете обмениваться мыслями и идеями, делиться интересами и проводить совместные вечера, занимаясь поочередно хобби то одного, то другого, можете объединить компании ваших друзей. В общем, если все хорошо, то вы чувствуете новый и свежий ветер, обогащаетесь духовно и хорошеете физически.

Гармоничные отношения – это всегда труд, они не возникают изначально, и если ваши отношения по многим пунктам не соответствуют описанию гармоничный, то их не нужно выкидывать, это значит, что пора начинать больше делать для гармонизации взаимодействия.

error: