Классный час является. Классные часы классный час (3 класс) на тему. Доклад для методического объединения воспитателей и классных руководителей «Родник»

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час - это между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 - 45 минут.

В целом, такая политика не совсем верна. может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача - выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская , которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая . Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель - ориентирующая . С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным классного часа относится:

Создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

Обогащение их знаний об окружающем мире;

Формирование эмоционально-чувственной сферы;

Формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Конкурса;

Викторины;

Встречи;

Экскурсии.

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого - активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час - это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило - создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Дискуссия;

Сюжетно-ролевая игра;

Устный журнал;

Социально-культурный проект.

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия - формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

Основные формы работы на таких уроках:

Газетные сообщения;

Пересказ события с помощью цитат;

Работа со словарем;

Работа с политической картой;

Комментирование информации;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через... лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость - что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

В зимний период можно провести классный час «Профилактика гриппа», а также «Профилактика травм», «Правила поведения на льду», «Как вести себя в зимнее время», «Праздники без нарушений» и прочие.

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, - озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов - врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час - это одна из важнейших Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

Классный час занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Класс является основным структурным звеном в школе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между учащимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках.

Классный час — одна из форм прямого общения между учителем и учащимися, в процессе которого происходят социальное и этическое воспитание учащихся, развитие каждого школьника как личности, формирование классного коллектива. Таким образом, организация классного часа для преподавателя — нелегкое и очень ответственное дело.

Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями.

Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.

Участвуя в формировании первичного детского кол-лектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.

Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Классный час представляет собой время, проведенное учителем с учениками класса и организованное таким образом, чтобы ребята имели возможность принимать участие в определенной деятельности, способствующей развитию социальных отношений и формированию нравственных ценностей.

Классный час проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли-тельного общения.

Тематический классный час отличается тем, что по-священ определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

Понятие классного часа Обобщенное понятие классного часа: Классный час (Час классного руководителя) – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. «Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».


Понятие классного часа Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова) Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разно- образные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)




Функции классного часа Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.


Функции классного часа Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.




Функции классного часа Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе.


Типы классного часа Информационный классный час Цели: формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; формирование своего отношения к происходящему; развитие исследовательских умений.






Типы классного часа Нравственный классный час Цели: просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.).


Формы классного часа классное собрание; беседа (этическая, нравственная); диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии, КВН; интерактивные игры; игры – путешествия; театральные премьеры; Тренинги; читательские конференции и др..


Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога! Формы классного часа


Основные компоненты классного часа Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни. Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности. Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.


Подготовка классного часа может строиться по плану: определение темы разговора с обучающимися; формулировка целей и задач классного часа; подбор необходимого материала и оборудования; создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними; определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.






Заключительная часть (10 минут) Важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа. Технология проведения классного часа


Анализ классного часа Выделяют две стороны анализа: Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). Другая сторона - это педагогический анализ: Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы. Что? – цель. Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности. И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы.


Критерии оценки классного часа. Соответствие структуры, форм организации классного часа его целям, задачам, возрастным особенностям обучающихся; использование нетрадиционных форм и приемов для развития личности ученика; использование активных форм воспитательной работы; уровень подачи подготовленного материала школьникам; внимание, активность обучающихся на различных этапах мероприятия; взаимоотношения педагога с обучающимися.


Советы по проведению классного часа От предметной информации к оценке информации; от общих оценок к развернутым суждениям; внимание к выступлениям обучающихся; акцент на важных моментах; размышления вместе с детьми; совместный поиск решений проблемы; учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание, смена деятельности, муз. пауза, физминутка, острый вопрос).




«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами». Притча «Лавка возможностей»

Цель

— объяснить детям основные правила тактичного поведения.

Задачи

Рассмотреть правила тактичного поведения в различных ситуациях.

В конце занятия сделать с детьми карточки, на которых будут записаны основные правила.

Ход мероприятия

ЧТО ТАКОЕ ТАКТИЧНОСТЬ?

Учитель . Когда мы говорим об идеальном друге, то одним из обязательных качеств, которым он должен обладать, является тактичность. И это неудивительно. С тактичным человеком легко общаться. Он никогда не обременит вас лишними просьбами, не будет назойливым, не станет мешать вашим планам и даже не станет некстати шутить. Тактичность — это способность внимательно относиться к внутреннему миру ваших собеседников, желание и умение понять их, порадоваться за них или посочувствовать. Это качество, которое воспитывается в человеке самостоятельно. Только он сам может понять, что можно делать, а что нельзя. Научиться быть тактичным можно, но только для этого вы должны приложить свои собственные усилия, иначе время будет потрачено впустую. Вы же хотите, чтобы другие ребята уважали вас и ценили вашу дружбу. Именно поэтому сегодня мы поговорим о том, как стать тактичным человеком.

КРИТЕРИИ ТАКТИЧНОСТИ

Учитель . Тактичность — способность видеть границу и не переходить ее как в личных, так и в деловых отношениях. Если человек переходит ее, то он может незаслуженно обидеть своего собеседника. При разговоре с другим человеком нужно учитывать определенные критерии. Вы никогда не будете разговаривать с незнакомым человеком как с другом или с учителем как со своим родственником. Поэтому и существует несколько пунктов, которые вы должны обязательно учитывать. Как вы считаете, что это может быть?

Ребята отвечают.

Учитель . Давайте отметим эти критерии:

— разница в возрасте;

— общественное положение;

— место разговора;

— наличие или отсутствие посторонних.

Как вы считаете, почему эти критерии важно соблюдать при общении с человеком?

Ребята отвечают.

Учитель. Давайте разберем все по порядку. Первое правило, которое нужно знать, — это учитывать возраст вашего собеседника. Это важно по нескольким причинам: во-первых, если он старше вас, то это накладывает на вас определенную ответственность за ваши слова. Например, вы разговариваете с вашим соседом по лестничной клетке, как вы к нему будете обращаться — на вы или на ты?

Ребята отвечают.

Учитель . Обращение на вы говорит о вашем уважительном отношении к соседу. А если вы будете разговаривать с младшим братиком, то вы будете разговаривать с ним на «простом языке», то есть говорить медленнее и простыми короткими предложениями, чтобы малыш вас понял.

При разговоре вы также должны учитывать то общественное положение, которое занимает ваш собеседник. Как вы считаете, что называется обществен н ы м положением?

Ребята отвечают.

Учитель . Общественное положение — это место, которое занял человек в обществе благодаря своим заслугам: знаниям, таланту. Общественным положением во многом определяется, как другие люди будут относиться к нему. Например, вы по- разному будете относиться к врачу в поликлинике и к своим одноклассникам. Когда вы болеете, то идете к врачу, и он благодаря своим знаниям говорит вам, какие лекарства нужно принять, чтобы вы выздоровели. А одноклассники вам ничего не могут сказать по этому вопросу, потому что они не знают. Именно знания в области медицины позволяют врачу занять более высокое положение, чем те люди, которые их не имеют.

Также важно учитывать и место разговора: если вы с друзьями находитесь одни дома, то вы можете себе позволить громко разговаривать и не сдерживать свои эмоции, а вот если вы находитесь в общественном месте, то там есть свои ограничения.

К тому же надо помнить и том, есть ли вокруг вас посторонние люди. Например, вы разговариваете со своей одноклассницей и видите у нее какой-то недостаток во внешнем виде (порвала колготки, испачкала рукав). Как вы считаете, можете ли вы при других говорить ей об этом?

Ребята отвечают.

ЧТО ЗНАЧИТ НЕТАКТИЧНО?

Ребята отвечают.

Учитель. Вы же знаете поговорку «Сначала думай — потом говори». Так вот, каждый человек сначала строит свою речь в голове, а уж потом ее произносит. Если его перебить, то он может совсем запутаться и даже потерять мысль. Когда человек что-то рассказывает, он абсолютно уверен в своих словах, а если его начинают перебивать словами «чепуха» или «чушь», то уверенность пропадает. Самое главное, что человек, который его перебил, не может даже аргументировать свое высказывание. А тактичный человек никогда не позволит себе подобных вещей.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЗГЛЯД

Учитель. Вы когда-нибудь замечали, как долго вы смотрите на человека, который проходит мимо вас? Наверное, нет. А зря, ведь иногда мы настолько долго задерживаем на нем взгляд, что это считается неприличным. Самой допустимой нормой считается 5 секунд. За это время можно полностью оценить внешний вид прохожего. В противном случае получится, что вы его разглядываете, а это мало кому нравится. Тактичный человек никогда не будет пристально рассматривать внешний вид своего знакомого и критиковать его, если ему что-то не нравится. Конечно, если вы считаете, что ваша подруга перестаралась с прической или с одеждой, то можно попросить ее отойти с вами в сторону и спросить, действительно ли она все так задумала. Но делать это нужно только наедине, потому что, задав ей такой вопрос при посторонних, вы поставите ее в довольно неловкое положение.

СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПРОСЯТ

Ребята отвечают.

ЕСЛИ СКАЗАЛ ЧТО-ТО НЕ ТАК

Учитель . Тактичность — это чувство, которое позволяет быстро определить реакцию вашего собеседника на высказывание. Представьте, что вы разговариваете с подругой, с которой вместе ходили в танцевальную секцию. А неделю назад она сломала ногу и теперь никак не может выступать. Вы рассказываете ей о своем последнем выступлении в школе. Говорите, что это было самое лучшее выступление вашей группы, и вдруг видите на ее глазах слезы. Она плачет, потому что тоже хотела выступать на сцене, но из-за своей травмы она не может это сделать. Вы должны понимать, что ей слушать это не очень приятно. Если вы допустили какую-то ошибку и видите, что это обидело вашего собеседника, то обязательно извинитесь за свои слова. Ошибаться могут все, а вот признать свою вину — нет. Кстати, вовремя произнести извинение может только тактичный человек.

ТАКТИЧНОСТЬ ДОМА

Учитель. Тактично необходимо относиться не только к посторонним людям, но и своим родственникам. Они, конечно, реагируют на ваши реплики совсем по-другому и все вам могут простить, но так же легко могут обидеться на вас, как и посторонние люди. Представьте, что вечером за семейным ужином вы начинаете критиковать приготовленное мамой блюдо. «Слишком соленое или острое, невкусное» — такие высказывания никогда не должны исходить с вашей стороны. Ведь мама очень старалась приготовить для вас ужин, а так вы ее легко обидите. Единственное, что можно говорить, — это благодарить за приготовленный ужин, других комментариев не нужно. Часто у ребят в комнате живет настоящий монстр, — по имени бардак, и в большинстве случаев с ним периодично борются мамы. Представьте, что вы приходите домой, заходите в свою комнату, а там чистота и порядок. Но вам нужен диск, который лежал в одной и тех «куч». Вместо того, чтобы поблагодарить маму, вы начинаете обижаться на нее за то, что она все перепутала. Как же поступить в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Учитель . Для начала действительно скажите маме спасибо, за то, что она убралась в вашей комнате. Затем спросите у нее, куда она положили этот диск. Это спокойно решит все проблемы. Если вы хотите избежать подобных ситуаций, то заведите себе привычку самостоятельно наводить порядок в своей комнате. Вы люди взрослые и вполне можете с этим справиться. Так вы сразу убьете двух зайцев: облегчите маме домашнюю работу и всегда будете знать, где что у вас лежит.

ТАКТИЧНОСТЬ В ГОСТЯХ

Учитель . Никто из нас не застрахован от ошибок. Тактичный человек внимательно следит за собой и старается не допускать оплошностей, а вот ошибок других он замечать не должен. Представьте, что вас пригласили на день рождения. За столом один из гостей потянулся к салату, и случайно пролил сок, и испачкал белоснежную скатерть. Как вы считаете, как должен поступить в этой ситуации тактичный человек?

Ребята отвечают.

Учитель . Он просто не заметит этого. Ведь гостю и самому неудобно, что так получилось. Он, наверняка, сидит и ругает себя за то, что вообще захотел есть и потянулся к вазе с салатом. Поэтому не стоит еще больше усугублять положение и привлекать внимание других гостей к этому маленькому, но достаточно неприятному происшествию. В этой ситуации гостю нужно просто обратиться к хозяину, и самому не привлекать внимания. Часто такт проявляется именно в том, чтобы не заметить оплошностей других людей. Ведь вам и самим неприятно было бы, если бы вы оступились, а все остальные смеялись бы над вашими ошибками, лучше пусть они ничего не заметят. Поэтому и вы должны соблюдать это правило.

СВИДЕТЕЛЬ ЧУЖИХ РАЗГОВОРОВ

Учитель . Любой воспитанный человек никогда не будет подслушивать чужие разговоры. Но иногда мы можем попасть в ситуации, которые от нас не зависят. Как быть, если вы случайно стали «третьим лишним»? Представьте, что вы разговариваете со своим другом, и вдруг у него звонит телефон. На другом конце провода — ваш общий с другом знакомый, только у вашего друга с ним хорошие отношения, а у вас — плохие. Друг отвечает на звонок, и вы невольно становитесь свидетелем диалога. Конечно, вы услышите только часть всей беседы, другая часть будет доступна только вашему другу. И все же приятно ли вам слушать чужой разговор? Как себя повести в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Учитель . Лучше всего, если вы выйдите и дадите вашему другу возможность поговорить по телефону одному. Тогда и он не будет смущаться того, что разговаривает с человеком, который вам не очень приятен, и вы будете спокойны. Если же такой возможности нет, то займите себя сами и постарайтесь не вслушиваться в разговор. Когда ваш друг закончит разговор, не спрашивайте его, о чем он был, даже если вам это жутко интересно. Если нужно, ваш друг вас просветит, если нет, то и лезть не стоит.

О ЧУЖОМ САМОЛЮБИИ

Учитель. Мы уже говорили о том, что самолюбие свойственно каждому человеку, поэтому все мы любим поговорить о себе. Тактичный человек всегда выслушает историю о том, как вы когда-то заняли первое место в конкурсе школьного рисунка. Даже если вы будете рассказывать об этом в 40 лет. Безусловно, к этому времени должны появиться множество других достижений, но дело не в этом. У каждого человека есть какое-то качество, какой-то талант, которым он очень дорожит. Именно этот талант выделяет его из толпы. А так как каждый человек в чем-то талантлив, то, значит, каждому есть о чем рассказать. Нередко люди преувеличивают свои достоинства в разговоре об их личных достижениях. Как же поступить тактичному человеку, когда он в десятый раз слышит историю о том, как его друг «поймал голыми руками ядовитую змею», хотя это был маленький уж?

Ребята отвечают.

Учитель . Тактичный человек будет вести себя так, словно он слышит эту историю в первый раз и искренне радуется за рассказчика. Нужно уметь щадить чужое самолюбие, но самому себе никогда не позволять надоедать людям подобными разговорами. Способность не перенагружать других рассказами о своей собственной персоне свойственна не всем, зато воспитать ее может каждый. Для этого нужно внимательно следить за тем, что именно вы говорите. Представьте, что вы рассказываете кому-то историю какого-то вашего достижения, а в ответ вам: «Да мы это уже сто разслышали!». Как вы считаете, как нужно поступить в этой ситуации?

Ребята отвечают.

Учитель. Если ваши знакомые позволили такие высказывания, значит, ваша история действительно уже поднадоела, поэтому вы должны извиниться перед ними и сказать, что это был особенный случай, который вам сильно запомнился. А затем просто переведите разговор на другую тему.

КАК СТАТЬ ТАКТИЧНЫМ?

Учитель. Чувство тактичности могут привить родители, но в большинстве случаев его нужно воспитывать в себе самостоятельно. Как это сделать? Лучший способ — это научиться ставить себя на место своего собеседника: если вы шутите, то подумайте, как бы вы отреагировали на подобную шутку в свой адрес, если даете совет, подумайте, нужен ли он. Нужно как можно чаще примерять свои поступки на себя, чтобы выработать в себе чувство тактичности. Нужно запомнить правило: относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.

Подведение итогов

Учитель. Вы уже поняли, что быть тактичным человеком сложно, но важно. Некоторые правила кажутся непонятными, поскольку раньше вы и не задумывались о таких вещах. Запомните, что тактичность — это не только умение видеть границу, но и не переступать ее черты. А теперь давайте подведем итог нашему занятию и запишем основные правила тактичного человека:

— всегда внимательно выслушает собеседника, не перебив его и не оборвав словами «чушь», «бред», «ерунда»;

— никогда не будет пристально разглядывать внешний вид собеседника и критиковать его;

— никогда не будет давать советы тем людям, которые не просили их;

— старается не вмешиваться в чужие разговоры;

— никогда не поставит в неловкое положение другого человека, заметив оплошность, которую он допустил;

— всегда терпимо относится к проявлению самолюбия другими людьми, но сам старается немного говорить о себе;

— всегда первый признает свою вину, если в чем- то ошибся.

Этих правил не так уж много, но зато, соблюдая их, вы выработаете в себе чувство такта, а это одна из главный черт культурного человека и хорошего друга.

Классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной работы в школе. Теперь он вошел в школьное расписание, что дает возможность классному руководителю еженедельно в течение часа общаться с детьми, решать организационные и воспитательные задачи.

Классным часам посвящено огромное количество литературы. Методические пособия, профессиональные периодические издания обобщают опыт лучших классных руководителей России, приводят примеры отличных сценариев классных воспитательных мероприятий.

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и т. п.

По мнению некоторых ученых, классный час выполняет следующие воспитательные функции : просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников. Предметом классного часа может быть информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.

Направляющая функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.

Формирующая функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует навыки учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Тематика классных часов разнообразна.

Классные часы могут посвящаться:

Морально-этическим проблемам;

Проблемам науки и познания;

Эстетическим проблемам;

Вопросам государства и права;

Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни;

Психологическим проблемам;

Проблемам экологии;

Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, праздничным датам).

При составлении плана классных часов на учебный год, необходимо учитывать ряд нормативных документов:

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе на 2002-2005 годы».

Федеральная целевая программа «Дети России» на период с 2006 по 2010 год.

Конвенция о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании».

Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

При составлении сценариев классных часов автор исходил из того, что основная цель воспитания школьника - это социализация ребенка, то есть включение его в общество, врастание в человеческую культуру, формирование человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.

По мнению ученых, процесс социализации имеет такие стадии:

Адаптация (ощущение себя частью народа, страны, края, семьи);

Индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей самопознания, саморазвития);

Интеграция (желание «вписаться» в контекст современного общества, развивать навыки общения).

Во многих школах работа классного руководителя планируется на год по неделям: к примеру, первая неделя месяца - организационные классные собрания, на которых решаются текущие вопросы классной жизни, вторая неделя - подготовка общешкольных мероприятий, третья и четвертая недели месяца - классные часы различной тематики. На них и ориентировано содержание данной книги.

Таким образом, в течение года классный руководитель может провести в классе 17 классных часов (по 2 мероприятия в месяц, кроме января). Планируя тематику классных мероприятий в классе, можно рассмотреть такое соотношение:

Тематические классные часы информационно-познавательного плана - 8 сценариев (по 1 на каждый месяц);

Классные часы нравственной, психологической, интеллектуальной, информационной направленности - 8 сценариев (по 2 сценария каждого направления);

Диагностические классные часы - 2 сценария (в начале и в конце года).

Организация классного часа

Работа с детьми включает в себя распределение ролей, организацию команд (выбор названия, девиза и т. п.), советы по подготовке к конкурсам.

Самое трудное для организатора - обеспечить детей текстами ролей. Заставлять детей переписывать свои реплики из книжки - занятие долгое и неблагодарное. Ребенок, переписав свои реплики, не знает, в каком месте сценария он должен выходить, после кого он должен говорить эти реплики, кто будет говорить после него и т. п.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к классному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где также указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаг и в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

Во время классного часа дети могут сидеть, как на уроке. Но иногда, чтобы организовать групповую работу, работу в командах, лучше поставить парты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

Музыкальное оформление классного часа

Музыка во внеклассной работе, конечно же, необходима. Удачно подобранная музыка создает необходимый эмоциональный фон для общения во время классного часа. Музыкальные фразы могут заполнить паузы во время конкурсов, заданий. Музыка не оставляет детей равнодушными, они обязательно поинтересуются, что это за произведение, кто автор, что, безусловно, расширит кругозор детей.

Где взять необходимую музыку, на чем ее воспроизводить, если школьный магнитофон уже год не работает? Все эти вопросы неминуемо встанут перед классным руководителем.

Что тут можно посоветовать?

Самый главный и простой совет - использовать компьютер и Интернет. Компьютер с небольшими колонками может воспроизводить любую музыку, записанную на лазерных дисках. Музыкальные произведения можно скачать из Интернета. Лучше искать музыку в формате midi. Музыкальные файлы этого типа невелики по объему и быстро, а главное - бесплатно скачиваются из Интернета. А вот музыку в формате mpЗ лучше не искать. Музыкальные файлы этого типа очень хороши по качеству, но велики по объему, требуют много времени для закачки и часто небесплатны.

Музыкальное оформление можно поручить одному из учеников класса или старшеклассникам, которые работают в школьном компьютерном кабинете. Многие школы сейчас подключены к Интернету, и скачать любую музыку не составляет труда.

error: