Классный час "праздник белых журавлей". Классный час на тему: "Белые журавли" Вы уверены во всем, что пишете

0 Внеклассное мероприятие «Певец родного края», посвящённое творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова

Россия,Республика Дагестан,г.Избербаш
МКОУ СОШ №1
Учитель русского языка и литературы
Абакарова Зарема Магомедовна

Цель: 1)повышение интереса к произведениям Р. Гамзатова, 2)расширение читательского кругозора, 3)привитие любви к родному краю и родному слову через поэтическое слово Р.Гамзатова.

Оформление : презентация, книжная выставка, газеты о Р.Гамзатове.

(Слайд 1,2)

Чтец 1 (Слайд3)

Расул Гамзатов - сердца откровенье.

Ушел ли он? Уехал на коне ли?

Но - все равно, к своим вернувшись предкам,

Ушел он в память новых поколений...

А может, - глянув сверху на долины,

С печальным вздохом небеса раздвинул,

И на прощанье всех людей прощая,

Взлетел к своей он стае журавлиной

Ведущий 1

Почему люди читают стихи?

Ведущий 2

Потому что слово настоящего поэта, наполненное внутренней музыкой и гармонией способно порой сказать больше, чем целые тома обыденных серых слов.

Ведущий 1

Почему людям нужны стихи?

Ведущий 2

Достаточно оглянуться на опыт наших предков, чтобы увидеть: "поэт" и "мудрец" часто значили одно и то же. Недаром на Востоке могучие владыки не чуждались поэтического слова, а великие поэты становились крупными государственными деятелями.

Ведущий 1

Поэзия Расула Гамзатова – и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да еще тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.

Ведущий 2

Расул Гамзатов – аварский поэт. Но это лишь первая ступень. Это поэт всего Дагестана, его «визитная карточка». Не каждый ответит, что это за страна такая – Дагестан? Но редко, кто не слышал имени - Расул Гамзатов.

Ведущий 1

Лирико-философской энциклопедией малого народа называет книгу «Мой Дагестан». Но не может быть малым народ, рождающий такие песни и подвиги, какие были явлены свету в дагестанских горах и долинах. Исповедальностью, доверительностью и лиричностью пронизаны все строки удивительной книги «Мой Дагестан».

Ведущий 2

Мой маленький Дагестан и мой огромный мир. Два ручья, которые сливаются в один поток, достигнув долины. Две слезинки, которые вытекают из двух глаз и текут по двум щекам, но рождены одним горем или одной радостью.

Чтец 2

Капли на щеки поэта упали,

На правой щеке его и на левой.

То капля радости – капля печали,

Cлезинка любви – и слезинка гнева.

Две маленьких капли, чисты и тихи,

Две капли бессильны, пока не сольются,

Но, слившись, они превратятся в стихи,

И молнией вспыхнут, и ливнем прольются.

Ведущий 1

Мой маленький Дагестан и мой огромный мир. Вот моя жизнь, моя симфония, моя книга, вот моя тема.

«Пусть мою книгу прочитает хотя бы один человек, и я буду рад. Я хочу рассказать этому человеку о моей маленькой, простой и гордой стране. Где она находится, на каком языке говорят её жители, о чём они говорят, какие песни поют»,- писал Р. Гамзатов в книге «Мой Дагестан».

Чтец 3

Дагестан – ты моё лицо. Я запрещаю трогать тебя.

Чтец 4

Дагестан ты мать для меня.

Чтец 5

Дагестан – моя любовь и моя клятва, моя мольба и моя молитва. Ты один – главная тема всех

моих книг, всей моей жизни.

Чтец 1 (Слайд 4)

МОЙ ДАГЕСТАН

Когда я, объездивший множество стран,

Усталый, с дороги домой воротился,

Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

"Не край ли далекий тебе полюбился?"

На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

"Немало краев повидал я, но ты

По-прежнему самый любимый на свете.

Я, может, в любви тебе редко клянусь,

Не ново любить, но и клясться не ново,

Я молча люблю, потому что боюсь:

Поблекнет стократ повторенное слово.

И если тебе всякий сын этих мест,

Крича, как глашатай, в любви будет клясться,

То каменным скалам твоим надоест

И слушать, и эхом вдали отзываться.

И все же, вернувшись к тебе из чужих,

Далеких столиц, и болтливых и лживых,

Поющих потоков и гор горделивых.

Ведущий 1 (Слайд 5)

Когда горец отправляется куда – нибудь, он, конечно, берёт с собой и осла. На спине этого доброго животного всегда видишь привязанными три вещи: наполненный чем – то большой мешок,тут же, рядом, небольшой бурдючок и тут же, рядом, ещё кувшинчик.

(Сценка)

Что это навьючено на твоём осле? Продай нам.

У вас не хватит не золота, ни серебра, чтобы купить это.

Назначь свою цену, а там посмотрим.

Этому не может быть цены.

Что же такое в твоих мешках, чему нет никакой цены?

Моя Родина, мой Дагестан.

Родина навьючена на осла! – расхохотались молодые люди.- Ну-ка, ну-ка, покажи свою родину!

Горец развязал мешок, и люди увидели в нём обыкновенную землю.

Впрочем, земля была необыкновенная. На три четверти она состояла из камней.

И это всё?! Это и есть твоё сокровище?

Да. Это земля моих гор. Первая молитва моего отца, первая слеза моей матери, первая моя клятва, последнее, что оставил мой дед, последнее, что я оставлю своему внуку.

А это ещё что? (показывает на кувшин)

Это вода из Каспия. Как в зеркало смотрится Дагестан в это море.

Ну, а что в бурдючке?

Дагестан состоит из трёх частей: первая- земля, вторая- море, а третья- всё остальное.

Значит, в бурдючке у тебя всё остальное?

Да. Это так.

Ну и зачем ты возишь с собой этот груз?

Чтобы родина всегда была со мной. Если умру в пути, могилу посыплют землёй, надгробный камень омоют морской водой.

Ведущий 1 (Слайд 6)

Ведущий 2 (Слайд 7)

Мой родной аварский язык! Ты моё богатство, сокровище, хранящее про чёрный день, лекарство от всех недугов. Если человек родился с сердцем певца, но немым, то лучше бы ему родиться. У меня в сердце много песен, у меня есть голос. Это голос – ты, мой родной аварский язык.

(Слайд 8)

Чтец

«Родной язык»

Всегда во сне нелепо и странно.

Приснилась мне сегодня смерть моя

С свинцом в груди лежал недвижим я.

Звенит река, бежит неукротимо.

Забытый и ненужный никому

Я распластался на земле родимой

Пред тем как,землёю самому

Я умираю, но никто про это

Не знает и не явится ко мне,

Лишь в вышине орлы клекочут где-то

И стонут лани где –то в стороне.

И, чтобы плакать над моей могилой

О том, что я погиб во цвете лет,

Ни матери, ни друга нет, ни милой,

Чего уж там- и плакальщицы нет.

Так я лежал и умирал в бессилье

И вдруг услышал, как невдалеке

Два человека шли и говорили

На мне родном аварском языке.

В полдневный жар в долине Дагестана

Я умирал, а люди речь вели

О хитрости какого –то Гасана,

О выходках какого-то Али.

И, смутно слыша звук родимой речи,

Я оживал, и наступил то миг,

Когда я понял, что меня излечит

Не врач, не знахарь, а родной язык.

Кого –то исцеляет от болезней

Другой язык, но мне на нём не петь,

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

Ведущий 1 (Слайд 9)

Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай:

(Сценка)

Расул (в зрелом возрасте):

Однажды в детстве отец сильно наказал меня, побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко. Утром я вышел как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал мне на книги.

За целый день штаны мои продрались насквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали меня по всему аулу. И вот я предстал перед судом отца.

Что это?

Это колени

Колени – то колени, но почему они на виду? Расскажи-ка, где ты порвал штаны?

В школе … зацепил за гвоздь…

Как, как? Повтори….

За гвоздь.

В школе.

(Отец ударил его по щеке ладонью.)

Скажи теперь, как ты штаны порвал?

Расул молчал. Отец ударил его второй раз.

Отец: Если сейчас же не расскажешь все как было, ударю плетью.

Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился. Три дня Расул ходил сам не свой. На третий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил

Ты знаешь, за что я тебя бил?

За то, что играл на деньги

Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.

За то, что порвал штаны?

Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.

За то, что не пошел в школу.

Конечно, это твоя большая ошибка, - сказал отец, но побил я тебя, сын, за твою ложь. Ложь - это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.

(Слайд 10)

Чтец 2:

Отец говорил: если совершишь недостойный, позорный поступок, сколько бы потом ни молился, сделанного назад не воротишь.

Чтец 3:

Отец ещё говорил: человек, совершивший позорный поступок, а потом через несколько лет начавший раскаиваться, подобен тому, кто хочет погасить долг старыми дореформенными деньгами.

Чтец 4:

И ещё отец говорил: если ты позволил сделать злу всё, что она хотела, и выпустил его из сакли на волю, что толку бить то место, где это зло сидело?

Ведущий 1 (Слайд 11)

В книге «Мой Дагестан Расул Гамзатов говорит: «Красиво любить, тоже нужен талант. Может быть, любви талант нужен больше, чем любовь таланту, любовь сопутствует таланту, но не заменит его». Свои самые светлые, самые страстные, самые чувственные стихи поэт посвятил женщине. Любовь к женщине – вот самая преданная муза поэта. А образом, в котором воплотились все лучшие качества любимых женщин, стал образ его жены Патимат.

Чтец 5:

Боюсь писать стихи. Вдруг, их прочтя,

Другой, меня достойней и моложе,

Тебя полюбит, тоже не шутя.

Я о тебе, кто мне всего дороже,

Боюсь писать. Вдруг кто-нибудь, любя,

Заговорит с другой, любимой тоже,

Словами, что нашел я для тебя.

(Слайд12. Звучит песня «Исчезли солнечные дни» в исполнении В.Леонтьева)

(Слайд 13)

Ведущий 2:

Книга первая - Абуталиб,

И во второй – Абуталиб.

Влюблён в него поэт,

Ну, прямо скажем, влип.

Ведущий 1:

В книге Расула Гамзатова «Мой Дагестан» мудрые мысли, облаченные в форму афоризмов, пословиц, поговорок, всерьез и в шутку обильно рассыпаны по страницам. И они чаще всего предварены двумя словами: «Абуталиб сказал». Абуталиб, действительно, был очень оригинального мышления человек и как поэт, и как умудренный жизненным опытом собеседник.

(Слайды 14,15)

Чтец 2:

Абуталиб сказал:

Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.

Чтец 3:

Абуталиб сказал:

Если вода протухнет, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена.

Чтец 4:

Абуталиб сказал:

Плохое всегда называй плохим, хорошее называй хорошим.

Чтец 2:

Абуталиб сказал:

Если похвалишь, то потом не ругай то же самое; если поругаешь, то потом не хвали.

Чтец 3:

Абуталиб сказал:

Если у тебя в кармане нет ста рублей, то не притворяйся, будто ты их имеешь.

Ведущий 2:

Был случай с Абуталибом. Принёс он часовщику исправить часы. Мастер в это время был занят починкой часов сидящего тут же молодого человека.

(Сценка)

Садись,- сказал часовщик Абуталибу.

Да у тебя, я вижу, люди. Зайду в другой раз.

Где ты увидел людей? – удивился часовщик.

А этот молодой человек?

Если бы он человеком, то он сразу встал бы, как только ты вошёл, и уступил бы тебе место…

Дагестану нет никакого дела, будут ли отставать часы у этого лоботряса, а твои часы должны идти правильно.

Ведущий 2:

Абуталиб потом говорил, что, когда ему присвоили звание народного поэта Дагестана, он не был так обрадован, как тогда в мастерской часовщика.

Ведущий 2: (Слайды16,17)

Все мы знаем Расула Гамзатова как оптимиста и острослова, человека,обладающего тонким чувством юмора. Из страниц записной книжки:

Чтец 2:

Он мудрецом не слыл

И храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был

Чтец 3:

Горцы говорят, чтобы узнать настоящую цену человеку, надо спросить у семерых:

2. У радости.

3.У женщины.

4.У сабли.

5.У серебра.

6.У бутылки.

7. У него самого.

Чтец 4:

Произойти от обезьяны

Был человеку путь не мал.

В обратный путь пустился пьяный,

За час опять животным стал.

Чтец 2:

Человек и свобода, человек и честь, человек и отвага сливаются в одно понятие. Горцы не представляют, что орёл может быть двуликим. Двуликих они называют воронами. Человек – это не просто название, но званье, притом званье высокое, и добиться его не просто.

Ведущий 1: (Слайд 18)

Каждое литературное произведение имеет свою судьбу. Интересна судьба песни «Журавли», которой поэт посвятил в своей прозаической книге «Мой Дагестан» несколько страниц. Эта песня родилась в 1965 году в городе Хиросиме.

Увидев в Хиросиме проект памятника, простой японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, поэт испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи.

Сегодня крик журавлиный продолжает звать всех нас, живущих на Земле к миру, братству и к единению.

Прислушайтесь, пожалуйста, к журавлиному крику! (Слайд 19)

Подготовили: Ибрагимова Х.М., Демидович А.В.

Открытый классный час, посвященный

творчеству Р.Гамзатова

«По страницам истории…»

Цели : ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести студентов по основным вехам творчеств Р.Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова; эстетическое воспитание студентов.

Оборудование : портреты Р.Гамзатова, раскладушка, бурка, папахи, свадебное платье,шкатулка.

План

I Вступительное слово куратора
II Выход горянки и студентки

III Освещение биографии поэта

IV Сценка, посвященная детству Р.Гамзатова

V Письма, написанные поэту. Чтение писем:

VI Интервью с Р.Гамзатовым

VII Стихотворение «Журавли». История создания. Чтение наизусть на англ. и русс. языках.

VIII Сценка «Глухая невеста» по книге «Мой Дагестан»

IX Выставка книг Р.Гамзатова – творческое наследие поэта. Ознакомление с выставкой.
X Стихи Р.Гамзатова на разных языках.

XI Зачитывание указа о присвоении Буйнакскому педколледжу имениР.Гамзатова.

XII Песня

XIII Стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи».

XIV Завершающее слово кураторов

Ход классного часа

Мы все умрем, людей бессмертных нет.

И это все известно и не ново.

Но, мы живем, чтобы оставить след,

Дом или тропинку…дерево иль слово.

I Вступительное слово куратора

Преподаватель: В Индии считается, что змеи

Первыми на землю приползли

Горцы верят, что орлы древнее

Прочих обитателей земли.

Я же склонен думать, что вначале

Появились люди и поздней

Многие из них орлами стали,

А иные превратились в змей.

Великие слова великого поэта. Именно ими хочется открыть наш классный час.

–«Люблюписать о жизни, о людях кем бы ни не были: орлами или змеями»-говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета.

Преподаватель: Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.

Преподаватель: Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу.

Преподаватель: Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.

Преподаватель : Мы все умрем, людей бессмертных нет.

И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след,

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.

II Выход горянки и студентки

Горянка: Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р.Гамзатова, нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!

Студентка : Кого, кого!?

Горянка : Расула Гамзатова

Студентка : А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?

Горянка : Как ты можешь так говорить?! Ведь Р.Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!

Студентка :Нет, я не знаю такого.

Горянка :Не знать Р.Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!

Студентка : (с обидой) Ну зачем ты так?!

Горянка :А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?

Студентка : Конечно, хочу!

Горянка :Пойдем я тебе покажу.

(в кабинете столы расставлены в определенном порядке. За каждым столом происходит определенное действие)

Горянка : Слушай!

(подходят к первому столу)

III Освещение биографии поэта

На столе располагается раскладушка, рядом стоит портрет Р.Гамзатова, фотографии его семьи. Докладчик рассказывает биографию поэта.

(Приложение 1)

Горянка :Может, слышала где-то?

Студентка : Что-то не припомню.

Горянка :Думаю, для начала лучше вернуться в самую рань его жизни, в его

IV Сценка, посвященная детству Р.Гамзатова

Автор : Отец был примеромво всем для Расула.В своей книге «Мой Дагестан»Расул описывает один случай: « Однажды в детствеотец сильнонаказалменя, - пишетРасул, -побоия давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».

Утром он вышел как-будто в школу, а на самом делесвернул в переулоки с уличными мальчишкамидо вечераигралв стуколкуна деньги,которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились, он стал думать, где бы достать еще. Когдаиграешьв азартную игруи когдаотдаешьпоследнюю копейку, кажется, найдисьеще пятачок и всеотыграешь.

Он сталпроситьвзаймыу мальчишек, с которыми играл, нониктоне захотел ему дать.Ведь есть примета:если во времяигрыдашь взаймыпроигравшему, проиграешь и сам.

Тогда он придумалвыход.Стал обходитьвсе дома в аулеи говорил:

Расул: Завтра в аул приезжаютпехлеваныи мнепоручилисобрать для них деньги.

Автор : Но и этих несчастных денег не хватилонадолго. К тому же во время игрыприходилось ползатьпо земле на коленях. За целый деньего штаныпродрались на сквозь, а колениисцарапались. Между тем старшие братьяискали его по всему аулу. Жители аула, которым Расулнаплелнасчет пехлеванов, приходили один за другимк ним в дом,чтобы узнатьпоподробнейнасчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой,о его похожденияхбыло известно все.

И вот Расул предсталперед судом отца.

Отец : - Что это?

Расул - Это колени

Отец :Колени – то колени, но почемуони на виду?Расскажи-ка, гдетыпорвалштаны?

Расул :В школе … зацепилза гвоздь…

Отец :Как, как? Повтори….

Расул : За гвоздь.

Отец :Где?

Расул :В школе.

Отец ударил егопо щекеладонью.

Отец :Скажитеперь, как ты штаны порвал?

Отец :Если сейчасже нерасскажешьвсе как было, ударю плетью.

Автор :Расул знал, что такое плетьс окаменевшимузелкомна конце.Страхперед ней заставил рассказатьвсе злоключенияпо порядку, начиная с утра. Суд окончился.ЗдняРасулходилсам не свой. На 3-ий деньотец усадил егорядом, погладилпо головеи спросил:

Отец :Тызнаешь, за чтоя тебя бил?

Расул :За то, что играл на деньги, - ответил Расул.

Отец : Нет, не за это.Кто из нас в детствене играл на деньги. И я играл, и твоистаршие братья играли.

Расул :За то, что порвал штаны?

Отец :Нет, и не заштаны.Ты ведь не девчонка,чтобы ходить все времяпотропочке.

Расул: За то,что не пошел в школу.

Отец : Конечно, это твоя большая ошибка, - сказалотец,но побил ятебя, сын,за твою ложь. Ложь -это страшный сорняк на полетвоей души.Если егововремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорастидоброму семени. Если ты солжешьеще раз,я тебя убью.

Автор : Много лет спустяРасул рассказал эту историюсвоему другу. «Как? – воскликнул он, -ты до сих пор не забылэтумаленькуюничтожнуюложь?» Расул ответил: « Ложь естьложь,а правдаесть правда. Они не могут бытьни большими, ни маленькими».

Студентка : Да…, прав отец Расула, ложь есть ложь, какая бы она не была большая или маленькая по размеру. Интересно, а как люди относятся к его творчеству?

Горянка : Сейчас увидишь, пойдем!

V Письма, написанные поэту. Чтение писем:

(за третьи столом шкатулочка с письмами)

(Приложение 2)

Горянка : Таланты, как известно, с душевным трепетомдумают о своей главнойкниге,которую они напишут. О такойже мечтал, наверное,и Гамзатов. Но мнекажется, чтоу негонеглавных книг нет. Иначе, как объяснить письма, приходившие к Расулу со всех концов мира.

Расул Гамзатов – гениальный писатель. Он умел писать о том, что волновало всех людей.

(чтение письма о матери)

а) отрывок из поэмы «Целую женские руки»

(чтение письма о совести)

б) отрывок из поэмы «Пять пальцев»

Студентка : Сколько о нем хорошего говорят! А сам он, небось, был зазнавшимся поэтом. Ведь если верить тому, что о нем говорят, он так талантлив.

Горянка : Да нет! Он был простым человеком. Многие его слова и поступки указывают на это. Впрочем, послушай сама.

VI Интервью с Р.Гамзатовым

(Стоят два стула. На один из них садится поэт, на другой корреспондент)

-Расул Гамзатович, когда выпишитестихи?

- Нет времени, когдая ихне пишу: и летоми зимой, и на

цветущей поляне, и когдаосенний ветерсдувает сдеревьев

листья. Осень будит меняото сна, бросаетвкостер любви.

- Бываетлиу поэтаучитель?

- Главным учителем поэтаявляется сама жизнь и то,с какой

любовью он относится к ней. Учителем поэта является он сам.

Его совесть подсказывает, как писать, куда идти.

- Что такоемноголетняя жизнь, по-вашему?

- Главное, не сколько лет прожить на свете, а как прожить,

и думать, какую ты пользу принес миру, обществу.

-Откудавычерпаете темы для таких чудесныхстихов?

- Для писателя главнойтемой являетсятема Родины.

Если не было бы неба,не было бы и орла, без родины писатель

Разве он писатель?

- Вы уверены во всем, что пишете?

- Еслибы не былуверен, я не писалбы.Человекдолженбыть уверенв своих силах.

- Гордитесь ли выстоль многими званиями,орденами?

- Я горжусь тем, что Родина оцениваетмой труд,что онне

остается безвнимания.

- Сохранились ли сегодня в Дагестане многократно описанные вами горские обычаи?

Сейчас, к сожалению нет. Традиции меняются.

Студентка : Он учился здесь? Сидел за этими партами?

Горянка : Ну не совсем за этими, ну …практически да.

Студентка : Да, великий поэт. А что тебе нравится из его творчества?

Горянка : Мне?Ну конечно же «Журавли». У этого стихотворения целая история.

VII Стихотворение «Журавли». История создания. Чтение наизусть на англ. и русс. языках.

(пятый стол)

Чтение истории создания стихотворения «Журавли»

(Приложение 3)

Чтение стихотворения на англ. и на русс. яз.

Cranes

(«Журавли»-перевод на английский язык)


I sometimes think that riders brave,

Who met their death in bloody fight,

Were never buried in a grave

But rose as cranes with plumage white.

And ever since until this day

They pass high overhead and call.

Is that not why we often gaze

In solemn silence at them all?

In far-off foreign lands I see

The cranes in evening , s dying glow

Fly quickly past in company,

As men on horseback used to go.

And, as they fly out of reach,

I hear them calling someone , s name.

Is that why sounds in Avar speech

Recall the clamour of a crane?

Across the weary sky they race,

Who friends and kinsman used to be,

And in their ranks I see a space-

Perhaps they , re keeping it for me?

One day I , ll join the flock of cranes,

With them I shall go winging, by

And you, who here on earth remain,

Will hear my loud and strident cry.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей.

Не в землю нашу полегли когда – то.

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса.

Сейчас я вижу: над землей чужою

В тумане предвечернем журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.

Они летят свершают путь свой длинный

И выкликают чьи – то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?....

Летит,летит по небуклинусталый,

Мои друзьябылыеи родня.

И в их строюесть промежуток малый-

Быть может, этоместо для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой жесизоймгле,

Из-под небеспо –птичьиокликая

Всех вас, кого оставил на земле.


Студентка : Все так трогательно: журавли, стихи о матери, родном народе, хочется поразмыслить о жизни…А есть у него что-нибудь юмористическое?

Горянка : Ну, не совсем юмористическое, но есть!

VIII Сценка «Глухая невеста» по книге «Мой Дагестан»

(стоит парта, 4 стула)

(появляется невеста под руку с подругой)

Невеста : Я так не хочу, чтобы узнали о моей глухоте! А давай сделаем так. Если будут рассказывать что-то веселое, такое, что бы смеяться, ущипни меня за левое плечо. Если же надо будет грустить, то ущипни за правое плечо.

Подруга : Не волнуйся, никто не узнает!

Но подруга вскоре забыла про уговор.

(входят гости, жених. Музыка, все танцуют)

Подруга рассказывает анекдот. Все смеются, невеста грустит.

друг жениха, рассказывает о кончине своего друга. Все грустят, невеста смеется.

Жених : (рассержено) Что за невесту вы мне подсунули! Рыдает когда всем весело, и хохочет когда всем грустно! Да, она глупа и не разумна, не нужна мне такая невеста. Отправьте ее домой!

(все уходят)

Студентка : Да, забавно, только невесту жалко. Интересно, а есть у него еще какие-нибудь веселые рассказы?

Горянка : А вот сейчас мы об этом узнаем.

IX Выставка книг Р.Гамзатова – творческое наследие поэта. Ознакомление с выставкой.

(рассказ преподавателя о книгах)

«Книга любви»

«Мой Дагестан»

«Земля моя»

«Расул Гамзатов»

«О бурных днях Кавказа»

X Стихи Р.Гамзатова на разных языках.

Стихотворение на англ. и русс. яз. «Звезды»


Stars

Stars of night, stars of night,

At my verses peer,

Like the eyes, like the eyes.

Of men no longer per.

In the hour of night repose

I can near them say:

“Be the conscience bright of those

The wan years took away!”

A Hillman, true to Dagestan,

No easy pathe is mine.

Who knows, perhaps, who knows, perhaps

I’ll be a star sometime?

Then at another’s verse I’ll peer,

An earth – committed star.

The conscience bright of those

Contemporaries are.

Звёзды

Звёздыночи, звёздыночи

В мой заглядывают стих,

Словно очи, словно очи

Тех, кого уж нет в живых.

Слышу, с временем не сорясь,

В час полночной тишины:

«Будь как совесть, будь как совесть

Не вернувшихся с войны!»

Горец, верный Дагестану,

Я избрал нелегкий путь.

Может, стану, может, стану

Сам звездой когда-нибудь.

По- земному беспокоясь,

Загляну я в чей-то стих,

Словно совесть, словно совесть

Современников моих.


Стихотворение на аварском языке

Стихотворение на англ. яз.

Стихотворение на кумыкском языке

Студентка : - Да, видимо, нет темы, про которую бы не писал Р.Гамзатов.

Горянка : Он величайший из писателей. Он очень много сделал для нас, дагестанцев, ведь во многом нас знают благодаря ему.

Студентка : Нельзя такого человека просто выбросить из памяти. Давай его увековечим!

Горянка : Да уже увековечили!

XI Зачитывание указа о присвоении Буйнакскому педколледжу имени

Р.Гамзатова.

УказГосударственного СоветаРеспублики Дагестан

обувековечениипамяти Расула Гамзатова

Госсовет РД, в целях увековеченияпамяти видного государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда,кавалера ордена Святого апостола АндреяПервозванного, лауреата ЛенинскойиГосударственных премий, председателя Правления Союза писателей РД, народного поэта Дагестана Гамзатова Расула Гамзатовича

Постановляет:

Присвоить имя Гамзатова Р.Г.Буйнакскому педколледжуи впредь именовать егоБуйнакский педагогический колледж им. Расула Гамзатова

ПредседательГоссовета РДМ.Магомедов

XII Песня

(песню на стихи Р.Гамзатова исполняет студент)

XIII Стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи».

Несут, несут друзей земные смерчи

Не по моей, и не по их вине.

Нас с каждым днем все меньше, меньше, меньше,

И я стою с собой наедине

И если путь чуть больший мне отпущен

Их в памяти хранить даю обет

Надеясь непременно, что в грядущем

Когда-то тоже вспомнят обо мне.

XIV Завершающее слово кураторов

Преподаватель: Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив пока мы помним о нем.

Дорогие студенты, спасибо большое за ваше активное участие. Уважаемые преподаватели, спасибо и вам за то, что вы пришли. На этом позвольте считать наш классный час закрытым.

Приложение 1

Р асул Гамзатов – выдающийсясоветский поэт, лауреатГосударственнойпремии (1952) и Ленинскойпремии(1963). Егоимя стоитв одном рядус именами лучших поэтов Советского Союза.Сын маленького аварского народа, выходец из семьинародного поэта ДагестанаГамзата Цадасы, он обрел широкую популярностьв стране, и далеко за ее пределамисвоимисодержательнымии высокохудожественнымипоэтическимипроизведениями.

Расул Гамзатовсамозабвенновлюбленв поэзию, находитв нем своепризвание, счастье, радость, форму участия в борьбенародаза строительство коммунизма.

О себе он рассказывает: « Как путниквспоминает, преждевсего, тот двор, где онседлал коня,так и я… вспоминаю ту саклю,где я родился. Слово «Цада»означает« в огне»:у насочень рано встает солнце и долго горит. Здесь выроси мой отец – народный поэтДагестана ГамзатЦадаса. Я родился четвертым ребенкоми третьимсыномв 1923г. Два старшихбратапалисмертьюхрабрыхна полях Отечественной войны. В июне1951 г.я лишилсяи 74- летнего своего отца.Теперьиз тех, ктов нашейсемье носитпапаху«Я» самый старший.В 1937 г.Расул Гамзатоввпервыеспустилсяс гор.Веселый и любознательный, он полюбилпрофессиюшкольногоучителя.В том году переднимоткрылисьдверипедагогического училища в городеБуйнакске.Через три годаРасула, молодогоучителя, ждут ребята начальных классов той жеХунзахскойшколы. Летом следующего года в Хунзах приехал аварский театр.Расула Гамзатовапотянуло на сцену и вскоре,бросив учительскуюработу, он пришел в искусство. Играл комические роли. Его повысили в должности – сталпомощником режиссера.В связис начавшейся Отечественнойвойной семья Гамзата Цадасы перебралась в Махачкалу, туда же из Буйнакска в 1943г.приехал Расул Гамзатов. К томувремени он уже подготовилпервый сборник стихов, егоприметил редактор областной газеты Загид Гаджиев. Он взял его в редакцию. Расул Гамзатовжурналист,три года сотрудничал в «Большевике гор»,писал длягазеты «Патриот» острыестатьи.

Приложение 2

«Уважаемый Расул Гамзатович! Извините,что немощная,

стихи. Я должна гордиться и горжусь своими сыновьями-они отдали жизнь за свою Родину, а стыдно и совестно должно быть тем кто подло спрятался дожидаясь дня победы.

А вы живите, и процветайте, нарадость и утешение таким

же как я матерям.

Живитедолго, чтобы высказать

нашу боль и радость».

Жительница г. Свердловска, старая и

немощнаяК.И.Сыркова

« Мнерадостно,что я могуназваться

вашей современницей. Большое спасибо Вам за поэмы, образы матерей, женщин. Имя«Мать» - свято для насвсех. Мать, родившая такого сына, каквы, можно считатьсчастливой. Счастливастрана,в которой выростакой сын, как вы. Какие проникновенныесловао матери вы пишите!

А третья песня – песни остальные.

Я тоже очень люблю свою мать. Она мой жизненныйдруг исоветчик. Хотя моя мама была молода, она невышлазамуж и целиком посвятила себя мне.Огромное спасибо Вам, за ваши слова в адрес женщин.

Пишу, чтобы вы знали, чтоесть

ценителивашеготаланта.

Спасибо за все.

Лидия Асриянг.Киев

Приложение 3

Журавли

Песня «Журавли»родилась у Расула в 1965 году в городеХиросиме в Японии. Расул Гамзатов пишет, что увидел в Хиросиме проекты памятника простойяпонской девочки с журавликом в руках,узнав ее историю ониспытал глубокое волнение,котороевылилось потом в стихи.Девочка лежала в госпитале и должна была вырезатьиз бумаги 1000журавликов внадежденавыздоровление, но неуспела,скончалась.Стихи о ней были написаны до«Журавлей» Р.Гамзатова.

Последниеродились позже. А потом уже у памятника японской девочки сбелымжуравлем, он виделвпечатляющее зрелище- тысячии тысячи женщин в белых одеждах. Дело в том, чтов траурев Японии носят белое одеяние, а не черное, как у нас в Дагестане.

Случилось так,чтокогдаРасулстоял в толпе, в центречеловеческого горя, внебе появилисьвдруг настоящие журавли. Говорили что ониприлетелииз Сибири. Их стая была небольшая.

«Вэтой стае, я заметилмаленький промежуток. Журавли из нашей родины в Японском небе, откудав августе1945 годаамериканцысбросилиатомнуюбомбу».

И надо же такому случится, какраз в это время Гамзатовувручилителеграмму из нашего посольства в Японии, в которойсообщалосьо кончине его матери.

Немедленно он вылетел. На всейвоздушной трасседумало журавлях, о женщинах в белых одеждах, о маме, о двух погибших братьях, о девяносто тысячахпогибших дагестанцев, о двадцати миллионах(даже больше)не вернувшихсяс войны, о погибшейдевочке из Освенценаи еемаленькой кукле, о многом думал, но мысливозвращались к белымжуравлям. «Раньше мне неприходилось писатьо журавлях, хотя еще в детстве сплоской крыши своей сакли,яследилзаихполетом и ихкрикибудоражили мою душу, но моими любимыми птицами были горные орлы и голуби.О них я писал без устали. Но в этот разменя«позвали» журавли,я написалнесколько вариантов стихов,не предполагая, что одно из них станет песней.

Музыку к стихотворению «Журавли»написалЯн Френкель. Именнок немуобратилсяМаркБернес с просьбойнаписатьмузыкуна эти слова.

И он, солдат и музыкант, прошедшийвсювойну,сделалэто великолепно. Он скончался, не насладившись любимойпеснейсполна. Но его мелодия, обращенная к нам, осталась с нами. Песня не умирает.Ее пели и поют. По мотивам песнисняты картины,воздвигнутыпамятники.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ №52 «ГЮНЯШ»

Классный час на тему:

Подготовила учитель начальных классов

Деникаева Валентина Станиславовна

denikaeva 1960@mail .ru

г.Махачкала

Классный час в 3 «а» классе, посвященный 90-летию со дня рождения поэта:

«Расул Гамзатов – певец добра и человечности»

Цели : раскрыть жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Помочь увидеть и понять, что поэзия Р.Гамзатова стала частью нашей культуры, частью нашей жизни. Формировать поэтическую культуру младшего школьника. Приобщать детей к ценностям межличностных отношений. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, к культуре и традициям своего народа; к поэзии через творчество дагестанских поэтов.

Задачи: содействовать формированию УУД.

1.Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям.

2.Регулятивных: учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.

3.Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия, работать с информацией, формировать исследовательские умения.

4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание материала, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в группах, коллективно.

Материалы и оборудование: портрет Расула Гамзатова, плакаты с высказываниями Эдуардоса Межелайтиса, Расула Гамзатова; презентация песни «Журавли»; фильм о жизни и творчестве поэта, компьютер, выставка книг.

Предварительная работа:

Экскурсия к памятнику Расулу Гамзатову.

Форма проведения: классный час.

Место проведения : классное помещение.

План проведения:

- организационный момент;

Вступительное слово учителя;

Знакомство с новым материалом;

Групповая работа: информация учащихся;

Просмотр фильма о творчестве поэта;

Слушание песни;

Беседа;

Словарно-орфографическая работа;

Подведение итогов.

Практическая реализация.

Ход мероприятия.

I .Орг. момент.

II . Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день дорогие дети!

Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна.

Самая большая страна в мире! Это - Россия. И есть в этой стране замечательная республика, которая называется Дагестан. Ребята, назовите столицу Дагестана (ответы детей).

Учитель: Правильно Махачкала !

В городе огромном, среди сотен школ

Есть одна, в которую учиться ты пришел.

Есть одна, в которой жить нам всем, друзья.

Есть одна такая. Без нее нельзя.

Это наша прогимназия.

Учитель: А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете свой город и его историю.

Вы должны ответить на мои вопросы:

Как наш город назывался раньше? (Порт-Петровск)

- В честь кого переименовали в город Махачкала? (в честь видного революционера Махача Дахадаева)

Как называется море (точнее озеро) на берегу которого располагается наш город? (Каспийское)

Как называется кинотеатр, который находится на проспекте им.Шамиля? («Россия»)

Кто является президентом нашей республики? (Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович)

Как называется главная улица столицы? (проспект Расула Гамзатова) .

Учитель: Кто из вас знает, кто такой Расул Гамзатов? (ответы детей).

А теперь внимательно посмотрите на доску, прочитайте тему нашего классного часа (читают хором).

На доске эпиграфы:

Гляди вперёд, вперёд стремись.

И все ж когда – нибудь

Остановись и оглянись на свой пройденный путь.

Расул Гамзатов

Его нельзя не любить:

Он теплый, как солнечный день в горах, он весёлый, словно стремительный горный ручеёк, он смелый, словно крылатый горный орел, добр и нежен, словно горный олень…

Эдуардос Межелайтис

III . Знакомство с новым материалом.

Сегодня наша встреча посвящена памяти народному аварскому поэту Расулу Гамзатову. Группа ребят подготовила информацию о творчестве поэта.

Ученик:

Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.

Ученик:

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР.

Ученик:

Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья – поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского и многих других.

Ученик:

Поэзия Расула Гамзатова - и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да ещё тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.

Ученик:

Расул Гамзатов очень любил детей. Послушайте стихотворение «Берегите детей!»

Ученик:

Видел я, как орёл, беззащитных птенцов

Учит крылья свои расправлять,

Если б он научил нерадивых отцов

Так с потомством своим поступать.

Этот мир, как открытая рана в груди,

Не зажить никогда уже ей.

Но твержу я, как будто молитву в пути

Каждый миг: «Берегите детей!»

Всех, творящих намазы, прошу об одном –

Прихожан всех на свете церквей:

«Позабудьте про распри, храните свой дом

И своих беззащитных детей!»

От болезней, от мести, от страшной войны,

От пустых сумасбродных идей.

И кричать мы всем миром сегодня должны

Лишь одно: «Берегите детей!»

Учитель: К чему призывает Расул Гамзатов? (учащиеся высказывают своё мнение, участвуют в диалоге).

Учитель : А теперь посмотрите фильм о жизни и творчестве поэта.

Учитель:

Многие его стихи стали песнями. Послушайте песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

Белые журавли – это символы чистоты и красоты, к которым должны стремиться все люди.

На доске плакат с песней «Журавли» (дети подпевают).

Кому посвящена эта песня? (ответы детей)

Как вы думаете, что означают следующие слова? (расширение словарного запаса, развитие речи).

Клин - сужающийся к своему заостренному концу кусок дерева, металла; фигура в форме треугольника.
На исходе - о том, что кончается, чего почти не осталось; завершение, конец.
Промежуток - пространство или время, разделяющее что-нибудь.
Пора - время, период, срок.
Стая - группа животных одного вида, держащихся вместе.
Сизый - темно-серый с синеватым оттенком.
Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек)
Оклик - крикнув, остановить или подозвать.
До сей поры - до этого времени или до этого места.
Полечь - погибнуть, быть убитым.
Замолкнуть - перестать говорить, затихнуть.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации. С кем беседует Расул Гамзатов? (Беседует с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным ). Где установлен памятник поэту в Махачкале? (ответы детей).

Учитель: 3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось, похоронен он в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау.

Для потомков он оставил такое завещание:

«Мое завещание – в книгах, которые я написал. Оставляю потомкам Дагестан, который и я унаследовал от предков – мой край любви, надежды, радости, землю, красивых девушек, гордых женщин и мужчин. Дагестан – и моя мулатка, и моя Кумари, и мое колесо жизни, и гора моей тревоги – Ахульго. Берегите всё это. Без этого нет ни моей жизни, ни самих родных гор.

Я ничего не забираю туда из этого хорошего, доброго, красивого мира. Потому и прошу – берегите свой Дагестан. Храните и возвеличивайте ещё больше его славное имя. Дагестан – сама ваша жизнь, ваше достоинство и ваша любовь. Нет, не глупы его адаты – дорожите ими и берегите их. Его приметы и символы не дикие – несите их гордо и сохраняйте во славе. Малочисленны его народы – любите их особенной любовью».

В заключение беседы прошу вас послушать стихотворение «Памяти Расула Гамзатова», которое я посвятила 90-летию поэта.

Расул Гамзатов – аварский поэт,

Таких как он не видывал свет.

В далеком и горном Цада он родился:

Он там же учился, затем и женился.

Прошел сквозь огонь и тысячи бед,

Теперь он прославленный в мире поэт.

В стихах воспевал Расул край свой родной,

Который любил он всею душой.

Мы память сохраним о нем,

В своих стихах его мы воспоем.

Он будет жить в сердцах людей,
Как «клин усталых журавлей».

Кого еще из дагестанских поэтов вы знаете? (ответы детей).

Наша замечательная поэтесса Фазу Алиева говорит, что человек не может выбирать три святыни: родителей, Родину и национальность, но любить и беречь эти святыни – его долг.

Учитель: Я очень хочу, чтобы всегда в нашей республике был мир и покой, чтобы веротерпимость и уважительное отношение к представителям другой веры, национальности и культуры у нас стали нормами жизни. Чтобы вы, дети, выросли умными и здоровыми. Чтобы сбылись все ваши мечты и также как Расул Гамзатов, каждый в своем деле, прославил Дагестан. А сейчас, ребята, ваша главная задача – хорошо учиться.

IV . Итог занятия.

Учитель: А теперь, дорогие дети, заканчивая классный час, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что он помог нам больше узнать о замечательном аварском поэте Расуле Гамзатове. Закончить наше мероприятие хочу тоже словами поэта:

«Мне хотелось сказать и взрослым и детям, всем школьникам – пусть наши имена, наши песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений.

Пусть добрые люди пребывают в добре, а плохие станут хорошими».

- Вы согласны с высказыванием поэта?

Вас заинтересовало его творчество?

Анализ классного часа «Расул Гамзатов – певец добра и человечности».

Считаю, что цели мероприятия достигнуты. В процессе занятия раскрыла жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Материал занятия был разнообразным и отражал основные задачи развития и обучения младших школьников. Структура соответствовала типу и целям данного мероприятия. Знакомство с творчеством поэта прошло в необычной форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий, что повысило познавательный интерес к занятию; способствовало формированию УУД. Ребята продемонстрировали сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках чтения, музыки, дагестанской литературы.

Классный час «Белые журавли».

Здравствуйте. Кто из вас знает, какой завтра праздник?

Ответы детей (…)

В честь этого замечательного праздника, мы сегодня посвящаем наш классный час. (Звучит мелодия песни «Белые Журавли».) Скажите, дети, кто из вас знает, что эта за песня?

Ответы детей(…)

Правильно. И сегодня наш классный часпосвящен «Белым журавлям» Расула Гамзатова. (Слайд1 ) Скажите, дети, кто из вас знает кто такой Расул Гамзатов? (На доске портреты Расула Гамзатова)

Ответы детей(….)

А кто из вас знает или может быть слышал песню «Белые журавли»?(Слайд2)

Ответы детей(….)

Трудно найти человека, который не знает песню "Журавли": "Мне кажется порою, что солдаты..." Если вы попросите кого-нибудь вспомнить любую песню о войне, то большинство сразу назовёт "День Победы", но сразу следом за ним - "Журавлей".

При этом, немногие знают историю этой песни, искренне полагая, что она была написана в годы Второй Мировой. Но нет, родилась песня "Журавли" позже, гораздо позже - более чем через 20 лет после окончания войны.

Давайте же сегодня познакомимся с "Журавлями" чуть ближе. Но сначала вспомним эту песню, прослушав её в самом первом - и самом знаменитом исполнении. Итак, Марк Бернес (1968 год записи):

Исполнение песни Марком Бернесом (Включить запись).

Началось всё 6 августа 1945 года в Японии. Именно в этот страшный день на Хиросиму была сброшена атомная бомба. Дом двухлетней Садако Сасаки находился всего в полутора километрах от эпицентра взрыва, но девочка не только выжила - казалось, она вообще не получила никаких повреждений. До одиннадцати лет Садако росла самым обычным ребёнком - активным и весёлым. Девочка занималась спортом, участвовала в соревнованиях... Но внезапно её жизнь стала совсем иной. В ноябре 1954 года у Садако проявились первые признаки лучевой болезни, а в феврале врачи поставили страшный диагноз: "лейкемия" - рак крови, который в Японии в то время называли "болезнью атомной бомбы".

Девочку поместили в госпиталь, но надежд на выздоровление не было. Однажды лучшая подруга Садако, Чизуко, пришла навестить больную и принесла ей необычный подарок: бумажного журавлика . Чизуко рассказала старинную японскую легенду: тот, кто сложит тысячу бумажных журавликов, сможет загадать любое желание, и оно исполнится. Садако мечтала выздороветь. Она начала складывать журавликов, занимаясь этим целыми днями. Любой клочок бумаги, который попадал в её руки, превращался в бумажную птицу.

Часто пишут, что Садако успела сделать всего 644 журавлика . Но это не так. Просто в 1977 году писательница Элеанор Коэр выпустила книгу под названием "Садако и тысяча бумажных журавликов", в которой и рассказала про 644 журавлика - якобы, больная девочка не успела воплотить свою мечту в жизнь. На самом деле, всё было гораздо печальнее: Садако сделала тысячу журавликов, но... её желание не исполнилось. Болезнь не уходила. Девочка продолжала бороться и складывала всё новых и новых журавликов... (Слайд3) Посмотрите на этих журавликов, сделанных из бумаги. Вы видели где нибудь таких журавликов?

Состоялся 21 декабря 2017 г. под руководством Казакова Э. А. в 10 классе. Отличительной особенностью этого необычного классного часа явилось то, что он был представлен в виде цельного театрального номера. На сцене «горел» - «Вечный огонь» . В своем недолгом представлении ученики класса охватили весь творческий путь Великого поэта, его биографию и наследие. В исполнении учеников класса прозвучали произведения Великого поэта - стихи, проза. Арсланбеков Раджаб - почитал стихотворение «Мой Дагестан. Фотографии Расула Гамзатова, его наиболее известные высказывания и цитаты были представлены в презентации. Но основной темой всего классного часа стали стихи о войне Р. Гамзатова. Ребята с чувством и выразительно прочитали стихи о войне, спели знаменитую песню «Журавли». Завершением классного часа стала сцена «Возложение цветов к памятнику жертвам всех войн». Сильное впечатление на всех присутствующих произвела атмосфера, которую создали ученики класса вместе со своим воспитателем - печальная, порой трагическая. Сочетая в себе традиции и элементы современного направления «флэш - моб» им удалось сделать этот классный час, столь необычным и интересным!

error: