Какие типологии учителей существуют. Типы учителей. Свойства нервной системы

или Новая типология педагогов

С самого начала я хотел бы сделать два важных предупреждения для излишне рьяных психологов.
Во-первых, предлагаемая мной типология вовсе не преследует цели обидеть учителей или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика учительских типов необходима прежде всего для понимания причин появления этих недостатков и для предостережения учителей от грубых воспитательных ошибок. Поэтому очень хотелось бы, чтобы школьные психологи не восприняли материал как повод для начала боевых действий против педагогов.
Во-вторых, не спешите предъявлять полученную информацию учителям и демонстрировать их принадлежность к какому-либо из перечисленных типов. Постарайтесь просто учесть возможность и такого взгляда на педагогов при психологической работе с ними.
А теперь - к делу.
Педагогический труд представляет собой единство трех пространств - педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). В каждом из этих пространств можно выделить некоторое системообразующее качество, которое кристаллизует вокруг себя в определенной иерархии другие значимые качества и свойства.
Так, по мнению многих психологов, ведущим качеством личностного развития учителя правомерно считать творческое начало. Именно выраженность творческой составляющей в личности определяет нашу оценку учителя: «личность» или «серость». Представим эту основополагающую характеристику педагога в виде первой оси, края которой обозначим как «самостоятельность» и «зависимость».
Базовой составляющей педагогического общения является система отношений. Здесь можно рассмотреть вторую ось, задаваемую понятиями «принятие» и «непринятие» учеников.
Можно считать, что фундаментальной характеристикой педагогической деятельности является основной способ ее осуществления. Один край этой третьей оси - действия, направленные на подавление личности и самостоятельности ребенка, на принуждение к учению и регламентацию поведения (система принуждения). Другой - действия, ориентированные на создание оптимальных условий для творческой самодеятельности ребенка (система, направленная на развитие).
Ни одна из фундаментальных характеристик педагогического труда сама по себе, по нашему мнению, не свидетельствует однозначно о его эффективности. Только в указанном триединстве эти составляющие характеризуют педагогическую работу.
На основе высказанных положений можно построить трехмерную модель пространства педагогического труда. Выделенные нами фундаментальные характеристики трех основных сторон труда учителя - творчество, система отношений, способ осуществления педагогических действий - можно представить как оси системы координат (см. схему вверху).
Восемь пространственных углов, обнаруживаемых на этой схеме, определяются тремя сторонами каждый и могут интерпретироваться как восемь возможных вариантов проявления учителем своих особенностей в пространстве педагогического труда. Иными словами, возникает четко определенная типология учителей, состоящая из восьми основных типов. Предлагаемая типология отражает разные уровни профессионального развития учителей - от самого низкого до абсолютно совершенного.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

"НАПОЛЕОН"

Девиз:

Ученики - неприятное, но необходимое средство моей творческой деятельности.

Краткая характеристика. Неприязненное отношение к детям здесь сочетается с откровенным использованием их в собственных целях. Такой учитель напоминает полководца, для которого солдаты - это просто «пушечное мясо». Обладая прекрасными творческими способностями, он может блистать чудесными методическими находками и, возможно, высоко цениться руководством. Но дети его не любят. За его абстрактными построениями человека часто не видно. Этот тип часто встречается в администрации школ, рай- и гороно.
Пример поведения . В связи с тем что десятые классы были переполнены, директор принял решение о расформировании одного из классов. Часть учащихся должна была перейти в новую, только что построенную школу. Вернувшись после летних каникул, ребята обнаружили на дверях школы список учащихся, которые остаются в прежней школе. Это были исключительно «хорошисты» и «отличники». Остальным недвусмысленно было указано на дверь. Ребята были в недоумении: столько лет учились вместе, общие интересы, взаимные симпатии, дружба и не только дружба... И вдруг, даже не посоветовавшись с ними, живой организм класса разрезали пополам. Возмущенные десятиклассники пришли к директору. Мария Антоновна (кстати, отличник просвещения, учитель-методист, бывшая до этого момента в неплохих отношениях с классом) была непреклонна:
- Я так решила! Это выгодно и удобно нашей школе. Тех, кто хорошо учится, мы не отдадим - столько сил в вас вложено! А остальным у нас делать нечего.
- Но Марья Антоновна, мы хотим быть вместе, - возразили отличники. - Мы тоже уйдем в новую школу.
- Только через мой труп.
Тем не менее ребята попытались всем классом перейти в новую школу, но учителя не пустили на уроки «лишних». Две недели десятиклассники не учились. Письма от Марии Антоновны на работу к родителям «прогульщиков» подлили масла в огонь. Большинство ребят не выдержало натиска директора и укоров родителей. Но трое продержались еще почти месяц, пока директор новой школы на свой страх и риск не разрешил им посещать занятия в своей школе без документов.
С тех пор Мария Антоновна не отвечает на приветствия своих «бывших» ребят и только багровеет при встрече.
«Пушечное мясо» проявило неповиновение...

"САМОДУР"

Девиз:

Вы виноваты, что я посредственность

Краткая характеристика . Это яркий представитель агрессивных обывателей, оказавшийся в школе из-за неблагоприятного и случайного стечения обстоятельств. Этот тип разрушителен и страшен для детей. Неспособность к творчеству и неприязнь к детям выливаются в жесткий контроль над ними, в стремление ограничить учеников твердыми рамками запретов.
Пример поведения. Семиклассники написали обращение к директору школы с просьбой заменить у них учителя физкультуры. Под обращением подписался весь класс. Директор сразу не нашел времени отреагировать на него, и на следующий день ни один из учеников класса не явился на урок физкультуры. Разбор конфликта показал, что ребятам пришлось вынести немало унижений и даже физических наказаний от пресловутого физкультурника. Поводом для оскорбления детей («осел», «кретин», «пенек с ушами») служили самые малейшие проступки - двухсекундное опоздание в строй, неудачное выполнение упражнения, задержка в выполнении команды. Нарушения дисциплины - громкая реплика или смех - незамедлительно карались ударами классным журналом, пинками или подзатыльниками.
Подобное обращение дети терпели несколько месяцев, пока наконец по инициативе одного из учеников не написали заявление на имя директора. Выяснилось, что и в других классах на уроках физкультуры происходило то же самое. В результате после обсуждения на педсовете учитель физкультуры уволился из школы. Это принесло облегчение и детям, и ему самому. В системе образования он больше не работает.

"НАРЦИСС"

Девиз:

Я творю, а вы мне не мешайте

Краткая характеристика . Этот тип характеризуется неприязненным отношением к ученикам, но без активного манипулирования ими, с концентрацией на себе и своей творческой работе. Такой учитель похож на лектора, вдохновенно читающего лекцию и внимательно следящего за внешней реакцией слушателей, которая должна подтверждать его профессионализм. Но на самом деле он совершенно равнодушен к тому, каково их истинное мнение. Его не интересуют слушатели как личности. Главное, что он по-своему реализовался, получил удовлетворение.
Другой пример - академический ученый, умозрительно понимающий ценность и уникальность других людей, но в педагогической деятельности решающий только свои научные проблемы, стараясь не проявлять никакого насилия по отношению к детям. Без души.
Пример поведения. Ярко иллюстрирует характерные для этого типа особенности поведения юмористический (но абсолютно реальный) случай, произошедший на одном из уроков физики.
Учитель увлеченно объясняет сложный раздел термодинамики, глядя только на доску, где он делает нужные записи. В какой-то момент он все-таки поворачивается к классу:
- Все понятно?
- Нет! - дружно и искренне отвечает класс.
- Замечательно! Идем дальше.
И как ни в чем не бывало продолжает объяснение.

"НАБЛЮДАТЕЛЬ"

Девиз:

Я вас не трогаю, и вы меня не трогайте

Краткая характеристика . Педагогическая деятельность в этом случае превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности в отношениях. Отсутствие творчества делает такого учителя неспособным даже к манипуляциям. По-видимому, такие люди совершенно нерасположены к педагогической профессии.
Пример поведения . На педагогическом совете было принято решение провести в школе субботник. Учитель М.К. пришел в свой девятый класс и традиционно тихим голосом объявил:
- Завтра суббота. Хоть мы и не учимся, но все должны прийти мыть школьный коридор.
- Но мы завтра идем в поход всей секцией! - выкрикнул один из ребят (надо сказать, что больше половины класса посещало секцию краеведов в районном Доме творчества). - Давайте сделаем уборку в другой день.
- Это ваши проблемы. Нам директор сказал сделать завтра, - опять так же тихо ответил М.К. - Завтра в девять.
И удалился. На следующий день пришли только три ученика, да и те через некоторое время потихоньку улизнули. М.К. подождал до десяти, после чего написал докладную директору. Тот предложил ему самому поговорить с классом и разрешить возникшую ситуацию.
- Я им объявил о субботнике и сам пришел. А они не пришли, - обычным спокойным тоном сказал М.К. - Теперь вы с ними разбирайтесь. Это ваши проблемы.
В описанной ситуации характерными являются слова учителя «это ваши проблемы». Нежелание действовать, стремление переложить ответственность на другого, позиция пассивного созерцателя определяют низкую эффективность педагогического труда.

"ШТАМПОВЩИК"

Девиз:

Я вас люблю, но если надо...

Краткая характеристика. Вероятно, это - самый распространенный тип учителя. Он любит детей, но из-за отсутствия творческого начала действует под давлением сложившихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований, работает по готовым рецептам одинаково со всеми классами и со всеми детьми. Поэтому такой учитель осуществляет насилие по отношению к детям.
Пример поведения . Идет урок геометрии в восьмом классе. Проверочная контрольная работа, присланная из управления образования. Учительница Мария Алексеевна, проходя по классу, бросает взгляд в тетрадь одного из лучших учеников класса и обнаруживает, что тот доказал теорему не тем способом, который описан в учебнике, да еще и произвольно оформил запись доказательства.
Учительница, ткнув пальцем в тетрадь ученика, коротко и негромко командует:
- Переделать!
- Но Мария Алексеевна! - с удивлением отвечает ученик. - Разве я сделал неправильно?
- Правильно или неправильно - неважно! Я вас учила по-другому. Запись доказательства тоже не соответствует нужной форме.
- Как это неважно? - начинает возмущаться строптивый мальчишка. - Я придумал доказательство красивее и интересней! А оформление - дело пятое. Главное же - понятно.
- Что ты споришь со мной? - раздражается учительница. - Есть четкие правила: доказывать так, а не выдумывать чего-то. Сказано - переделать!
- Не буду!
- Не будешь? Получай то, что заработал: двойка за контрольную. Остальные задания я и проверять не стану!
В этой ситуации учитель отказывает ученику в праве на творчество, на индивидуальный способ мышления и требует беспрекословного подчинения формальным требованиям и правилам.

"КОТ ЛЕОПОЛЬД"

Девиз:

Ребята, давайте жить дружно!

Краткая характеристика . Этому типу свойственны слабость творческого начала, застенчивость, уважение и любовь к ребенку. Эти характеристики приводят к боязни навредить, к полной пассивности. Такой учитель напоминает садовника, который настолько любит деревце, что опасается даже поливать его, окапывать, обрезать веточки, надеясь, что лучше всего оно разовьется само, без всякой помощи. Подобная позиция порой может привести к гибели деревца.
Пример поведения . Миша В., ученик восьмого класса, слыл грозой школы и микрорайона. Он никогда не выполнял домашние задания, пропускал уроки, а если появлялся на них, то только для того, чтобы откровенным образом сорвать их, подраться с кем-нибудь из одноклассников и нахамить учителю. Мальчик также был замечен в попытках отобрать деньги у младших ребят. Райотделу милиции его имя было хорошо знакомо.
Классный руководитель Анна Васильевна, никогда не повышавшая голос на детей, периодически вела с ним душеспасительные беседы. Когда в очередной раз Мишу застали, что называется, с поличным (проникнув в раздевалку, он шарил по карманам чужих курток в поисках денег), Анна Васильевна решила снова поговорить с ним:
- Миша, ты знаешь, что я тебе скажу? Брать чужое нехорошо!
- Что вы говорите? - Миша делает вид, что до глубины души поражен этим откровением.
- Миша, вот представь, что у тебя самого кто-то украл деньги.
- Я бы ему в морду дал.
- Но ведь и тебе могут дать!
- Пусть попробуют!
- Миша, давай договоримся, что ты больше не будешь этого делать?
- А почему? - теперь уже вполне искренне удивляется Миша.
- Потому что это противоречит нормам морали.
- А-а!
- Мишенька, я тебя очень прошу, ну пообещай, что этого больше не случится! Я не стану вызывать родителей.
Это аргумент. Отец может и ремень взять.
- Ну ладно... обещаю.
Миша уходит, мгновенно забыв о разговоре. Через три дня ему исполнится четырнадцать, а еще через неделю он попадется на квартирной краже. Колония для несовершеннолетних.
Могли иметь смысл подобные беседы? Сомнительно. Стиль поведения такого учителя не может предотвратить негативные поступки учащихся, ведет к «свободе роста сорняков» в душах детей. Боязнь вмешательства ведет к неоказанию помощи.

"ДОКТОР ФАУСТАС"

Девиз:

Я сделаю тебя таким, каким хочу видеть!

Краткая характеристика . Учитель «лепит» ученика в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Он «формирует» личность. Многие, даже несомненно талантливые учителя поднаторели именно в этом, и для многих это - единственный видимый путь.
Пример поведения . Зинаида Борисовна, блестящий учитель математики, человек разносторонне эрудированный, уроки которой интересны и содержат много методических находок, является классным руководителем десятого класса. Однажды, придя на урок, она заявила, что с завтрашнего дня все ее десятиклассники должны посещать еженедельный математический лекторий в педагогическом институте.
- Простите, Зинаида Борисовна, - возразила Настя, - но я, например, не имею никакого желания каждую неделю ездить на другой конец города ради какого-то лектория.
- Как! - вспыхнула учительница. - Вы должны блестяще знать математику, и вам просто необходимо посещение лектория.
- Школьную программу мы осваиваем нормально, - снова не согласилась Настя, у которой были твердые «четверки» и по алгебре, и по геометрии. - Сверх нее нужно тем, кто будет поступать в технические вузы. А мне нужно знать литературу, я ведь пойду на гуманитарный факультет.
Лицо Зинаиды Борисовны сделалось каменным:
- От кого я это слышу?! А я считала тебя культурным человеком. Да как ты сможешь жить, не зная математику! Любая интеллектуальная работа немыслима без математики. Я лучше тебя знаю, что нужно вкладывать в твою голову.
И обращаясь ко всему классу:
- И вы все будете знать математику на уровне спецшколы! Современный человек должен все знать блестяще: и стихи Маяковского, и теорему Пифагора...
- Я не люблю Маяковского! - фыркнула строптивая Настя.
- Культурный человек не может не любить Маяковского, - категорически заявила Зинаида Борисовна. - И вы у меня все полюбите Маяковского. И все полюбите формулу косинусов, и все, что я считаю нужным, полюбите.
Класс затих. Придется полюбить...
В таком явном виде особенности этого типа проявляются не столь часто. Но почувствовать сходный подтекст можно в словах и поведении многих учителей.

"САМОАКТУАЛИЗАТОР"

Девиз:

Ты уникален, как и я, но мы поймем друг друга!

Краткая характеристика . Как нам кажется, именно в этом пространственном углу лежит путь самоактуализирующейся личности учителя. Система отношений с детьми, основанная на принятии их как ценностей, на любви к ним, одухотворенная личностным творческим потенциалом, порождает и систему соответствующей педагогической деятельности, направленную на развитие уникальной сущности каждого ребенка.
Пример поведения. Одна из самых ярких черт учителей этого типа - уникальная гибкость поведения, способность мгновенно находить неожиданные, но педагогически верные способы разрешения возникающих педагогических ситуаций.
Молодая, но педагогически одаренная учительница пришла на первый урок в новый класс. Шестиклассники решили, как обычно в таких случаях, устроить ей испытание. Она входит в класс и видит на шкафу одного из учеников, который сидит там как ни в чем не бывало и жует бутерброд.
Реакция учителя была мгновенной.
- Осторожно, не урони бутерброд за шкаф - потом будет сложно доставать, - невозмутимо говорит она, проходит к учительскому столу, здоровается с учениками и начинает вести урок, как будто забыв о мальчике на шкафу.
Через несколько минут она предлагает ребятам сделать записи в тетрадях и поворачивается к несколько растерявшемуся ученику:
- Дружок, а ведь ты не захватил туда тетрадь, ручку, учебник. Как же ты там будешь работать? Давай я тебе туда все подам?
- Нет, спасибо, я уж лучше за партой, там удобней, - смущенно отвечает тот и слезает со шкафа.
Никаких последствий для озорника этот поступок не повлек, но подобных проверок учительнице дети больше не устраивали.
Возможно, это был и не лучший вариант поведения, но в указанной ситуации он неплохо сработал. С классом сразу установились прекрасные отношения.

Чтобы сделать из ленивого ученика активного и ответственного необходимо учителю мастерство, повышенное чувство долга и повышенную ответственность.
В Википедии записано: «По классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Структура готовности к педагогической деятельности
1. Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).
2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.
Классификация типов учителей
По характеру ценностных ориентаций (В.Н.Сорока-Росинский) - учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.
По специфики интеллектуально-волевой сферы (Э.Г. Костяшкин) - Интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.
По личностным установкам (Я.Корчак) - воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.
По преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).
Качества необходимые для эффективной работы
1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.[
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
9. Креативность.
10.Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.
Педагог предпочитаемый детьми. 1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора. 2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность. 3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять. 4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность».

Есть много подходов к выделению типов учителей.
Типология педагогов на основании их профессиональной позиции, роли (Тален М.). Типология отражает различные потребности педагогов без ориентации их на потребности учащихся.
"Сократ"
Это Педагог с репутацией любителя дискуссий, споров намеренно провоцирующий их в учебной группе. Он часто принимает роль "адвоката дьявола", отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе. Из-за конфронтации, напоминающей перекрестный допрос,учащиеся в результате усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их..
"Руководитель групповой дискуссии"
Для такого педагога главным является достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, себе же он отводит роль посредника, для которого поиск согласия важнее результата дискуссии.
"Мастер"
Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию учениками не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни.
"Генерал"
Педагог подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всём прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам.Этот стиль наиболее распространен среди педагогов.
Р. Блэндер, Джон Гриндер в книге: "Из лягушек - в принцы" замечают: "Однажды мы обедали вместе с полковником в отставке, который решил, что собирается стать коммуникатором. У него было две стратегии. Одна - давать команды и ещё одна, предназначенная для получения согласия. Ни та, ни другая не имеют никакого отношения к сбору информации; Вся эта последовательность попросту заканчивается там, где имеется согласие. Так что независимо от того,что он говорит,если вы отвечаете: "Я с вами согласен" он больше не может функционировать. Он человек такого типа, с которым естественным образом вы никогда ни в чём не согласитесь, что бы он ни говорил, потому что у него голос такой, что принуждает вас реагировать отрицательно.

"Менеджер"
Педагог проповедует индивидуальный подход к учащимся, поощряет их самостоятельность и проявление инициативы. Стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи,качественному контролю и оценке конечного результата.
"Тренер"
Педагог исполняет роль вдохновителя групповых усилий, для него главное - конечный результат, блестящий успех, а учащиеся - только члены единой команды, а не индивидуальности.
"Гид"
Преподаватель этого типа - ходячая энциклопедия. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Он лаконичен, точен, сдержан, поэтому скучен.
Типы педагогов в зависимости от развитости у учителей профессиональных качеств.
Выделяют (Рогов Е.И., 1998) несколько типов учителей:
"Организатор"
Для него характерны такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Он часто является лидером среди учеников и учителей, склонен к проведению внеклассных мероприятий. Из педагогических функций он лучше осуществляет исполнительную, мобилизационную, организаторскую.
"Предметник"
"Предметник" обладает наблюдательностью. стремлением к творчеству, профессиональной компетентностью. Он рационалист, уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни. "Предметник" при осуществлении педагогической деятельности лучше реализует конструктивную, методическую конструктивную, методическую. обучающую ориентировочную функции.
"Коммуникатор"
Его главными чертами являются общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он экстравертивен, отличается низкой конфликтностью,эмпатичностью, любовью к детям, а процессе своей деятельности лучше осуществляет коммуникативную функцию.
"Интеллегент"(просветитель)
Этот тип характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Он принципиален, соблюдает моральные нормы, легко может обеспечить в своей профессиональной деятельности выполнение гностической, воспитательной, информационной, развивающей, исследовательской функций, а также функцию самосовершествования.
Для учителей, функционирующих в парадигмы знаний, характерен девиз (или принцип): "Знание - сила". Они действуют по заповеди пришедшую из древних времен: "Ученик - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит"(Митина Л.М.,2008, с.29.) .
Другой подход к типизации учителей избран,Б.П.Ковалевым (1989). В основу деления учителей на типы он положил два признака - рефлексивные способности учителя и стиль его общения. В результате выделено пять групп учителей.
Первая группа - самооценка соответствует оценке учителя учащихся, характерен демократический стиль общения.
Вторая группа - учитель правильно прогнозирует свою оценку, но самооценка не адекватна, характерна авторитарность в общении.
Третья группа - у учителя адекватная самооценка, но не адекватен прогноз. В отношениях с учащимися проявляется либерализм; отношения с учащимися хорошие и доброжелательные.
Четвертая группа - низкая адекватность представлений и самооценки; такой учитель стремиться узнать о себе у учащихся, но не умеет общаться, отсюда часты конфликты. Характерен авторитарный стиль общения или общение ситуативно.
Пятая группа - представления учителя противоположны мнению о них учащихся, что вызывает наибольшие трудности в общении.
Типы педагогов по установке на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися.
Р.Атаханов и М.Г. Бобкова (2007) выдели пять типов педагогов:
* с активно положительной профессиональной установкой;
* функциональной профессиональной установкой;
* с нейтрально-безразличной профессиональной установкой;
* ситуативной профессиональной установкой;
* скрыто-отрицательной профессиональной установкой.
Педагоги с активно-положительной установкой на эмпатийное общение дают эмоциональный отклик на переживания учащихся. Они способны предвосхищать поступки учеников, основываясь на понимании их эмоций и мыслей по невербальным проявлениям - мимике, жестам, позе. Эти педагоги хорошо понимают речевую экспрессию, легко находят соответствующий тон общения с разными учениками в разных ситуациях. Проявляют на уроке доброжелательность, используя похвалу и подбадривание. Это стимулирует активность учащихся: дети подают реплики с мест, выдвигают предположения по решению проблемных задач, свободно высказывают собственное мнение без специального указания учителя. Принятие учителем высказанных учениками идей создает условия для сотрудничества не только с педагогом, но и с другими учащимися.
Педагоги с функциональной установкой на эмпатийное общение имеют следующие особенности: дают недостаточный эмоциональный отклик на переживания учащегося, потому что не всегда правильно оценивают эмоциональные состояния учеников по вербальным признакам. Это существенно снижает способность педагогов понимать учащихся. Они не всегда могут найти правильный тон общения с разными учащимися в разных ситуациях, используют похвалу и подбадривание редко, в зависимости от степени успешности выполнения учебных заданий и от своих индивидуальных предпочтений. Создание на уроке таким педагогом благоприятных условий для "хороших" учеников исключает всякое сотрудничество между учащимися, а спонтанная речь воспринимается как нарушение дисциплины. Отсутствие на уроке возможности учащимся свободно высказывать своё мнение компенсируется указаниями и распоряжениями педагога. Таким образом, для этих педагогов характерна избирательность взаимоотношений с учащимися.
Педагоги с нейтрально-безразличной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом противоположные переживания, так как они плохо понимают связь между поведением и его последствием, больше ориентируются на содержание вербального общения, поскольку недостаточно владеют распознаванием эмоций по невербальным признакам. Не всегда могут находить соответствующий тон общения, так как не владеют достаточным репертуаром ролевого поведения. Очень мало используют на уроке похвалу и подбадривание. Направленность педагога только на деловое, официальное общение провоцирует спонтанную речь учащихся.
Педагоги с ситуативной профессиональной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом болезненно развитое сопереживание. При этом не всегда могут предсказывать события,так как высокий уровень эмоциональности не дает им возможности правильно распознать сложные ситуации взаимодействия, понять логику их развития. Эти педагоги с присущими им колебаниями настроения характеризуются изменчивостью взаимоотношений с учащимися.
педагоги со скрытно- отрицательной установкой не дают эмоционального отклика на состояние учащегося, плохо понимают связь между поведением и его последствием, так как недостаточно умеют расшифровать невербальные проявления эмоций. Это приводит к тому. что педагоги часто ошибаются в понимании смысла слов учащихся. они относятся к учащимся предвзято. имеют с ними формальные отношения. Вследствие всего этого они плохо адаптируются к различным ситуациям взаимодействия с учащимися (как, впрочем,и с коллегами). Похвала и подбадривание, принятие идей учащихся вообще не применяются на уроке.
Различия в обучающей деятельности педагогов-мужчин и педагогов-женщин.
Современное образование выполняет функцию трансляции и ретрансляции науки и культуры, т.е. роль консерватора общественного опыта.
В современных условиях данного типа школы легче адаптировались педагоги-женщины. Как пишут Г.М Бреслав и Б.И Хасан (1990), «легче всего адаптировались педагоги-женщины, которые достаточно легко приняли на себя роль проводника «прогрессивных» идей и знаний, то есть роль репродуктора и надзирателя, ибо эффективность обучения и воспитания в значительной степени определялась контролем правильности выполнения данного действия-образца и соответствующими карательными санкциями» (с.340).
Педагоги-женщины в силу более выраженного их стремления к упорядоченности, конкретного и прагматического мышления, ориентированны на получение необходимого результата и они лучше справляются с образовательными задачами, чем мужчины-педагоги. А почему?
Существуют гендерные различия деятельности и личности педагогов.
Понятие гендер (англ.hender - социальный пол) зачастую рассматривают как обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин. Наверное было бы главным рассматривать личностные проблемы мужчин и женщин, порождаемых дифференциаций их психических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в профессиональных сферах(в данном случае педагогической, обучающих сферах).
Мужской контингент, более склонный к самоанализу и рефлексии, постепенно был вытеснен из школы.
Нельзя не видеть естественного предрасположения женщин к учительской профессии, сочувствие и терпение, приветливость и веселость, заботливость и трудолюбие женщин внесли многие из благороднейших черт учителя (Г. Мюнстенберг.,2003.с.311).
С.А. Гаранин (1993) выявил, что учителя-женщины в большей степени, чем учителя мужчины, стремятся к расширению своих знаний, в то время как учителя-мужчины больше стремятся к научному осмыслению своей педагогической деятельности, к экспериментированию в работе и к изучению динамики развития своих учеников.
Болгарский психолог С.В.Иванов (1990) выявил, что у учителей-женщин проявляется больше, чем у учителей-мужчин, стремление к показу и объяснению учебного материала, они дают учащимся как положительные, так и отрицательные эмоциональные оценки, чаще используют на уроке шутки.
Указания, требования, ультимативные рекомендации, прямые распоряжения чаще используют учителя-мужчины. У них проявляется большее стремление к конкретным указаниям по организации работы. В воспитательной работе они больше внимания обращают на внешнюю и формальную сторону, меньше вникая в мотивы поведения учащихся. Они чаще используют дисциплинирующие замечания. Таким образом, у учителей-мужчин деятельность несёт в себе отпечаток авторитарности, что связано, очевидно, с их личностными особенностями такими как агрессивность, напористость, неуступчивость, мстительность, нетерпимость к мнению других и повышенную требовательность. У учителей-мужчин по сравнению с учителями-женщинами больше всего выражена склонность к прямой вербальной агрессии, а не к косвенной вербальной агрессии (c. 349-342)

Литература:
1. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек - в принцы: Нейро-лингвистическое программирование. Воронеж: НПО "Модэк", 2001.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.

Главной из основных профессиональных значимых качеств педагога является его личностная направленность. Предпочтение основных стратегий деятельности задает три типа тенденции:

1) подлинно педагогическую;

2) формально педагогическую;

3) ложно педагогическую.

Только первый тип направленности благотворен для получения высоких результатов в работе педагога.

Основным мотивом поистине педагогической направленности является интерес к содержанию самой деятельности педагога.

Л. Фестингер классифицирует учителей с учетом их суждений о результативности учащихся. Он считает, что существуют два вида заключений о результативности:

1) заключение о достижениях на основе сопоставления результатов с прежними достижениями (индивидуальная относительная норма);

2) заключение о достижениях при сравнении достигнутого результата человека с соответствующими результатами других людей (социальная относительная норма, критерий различий).

В первом случае сравнение осуществляется в определенной временной перспективе развития человека; во втором - при сравнении результата по отношению к результатам других людей, при этом часто в определенном временном периоде.

Результаты эмпирических наблюдений подтверждают наличие различий в стратегиях и тактиках учителей, которые ориентированы на "развитие" и на "результативность" школьников.

Учителя, которые стремятся к "развитию", довольно часто обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений; учителя, стремящиеся к "результативности", больше уделяют внимание устойчивым факторам достижения в учебе. Исходя из этого учителя, которые ориентированы на "результативность", считают возможным производить длительные прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Учителя, которые ориентированы на "развитие" и на "результативность", по-разному подкрепляют успех ученика.

Учителя, направленные на "результативность", хвалят школьников, показатели которых превосходят средние, даже при условии снижения их успеваемости. Педагоги, которые стремятся к "развитию", в подобной ситуации порицают таких учеников. При этом только последние реагируют похвалой на чуть заметные успехи своих учеников. Также они позитивно подкрепляют и оказывают помощь ученикам в учебной деятельности. В противоположность этому учителя, которые направлены на "результативность", хвалят или ругают тогда, когда учебный результат уже получен.

Существование в каждой выборке учителей двух крайних типов преподавателей было подтверждено данными исследований Д. Райиса. Он обозначил данные типы как тип Х и тип У.

Тип Х направлен прежде всего на развитие личности ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Такому учителю свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения.

Тип У стремится только к умственному развитию учащихся. Он строго придерживается содержания изучаемой программы.

Но, несмотря на тип учителя, хороший учитель - это тот, у которого "все дети хотели и могли с помощью учителя хорошо учиться".

Учитель, также как и ученик, является индивидуальностью. В. Н. Сорока-Росинский с удивлением спрашивал, почему не говорят об индивидуальности и типизации учителей. Он одним из первых предложил такую классификацию. По его мнению, есть две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, "породой", личности и безличные, "беспородные". Породистых учителей он делил на таких представителей:

  • учителя-теоретисты, у которых теория преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике;
  • педагоги-реалисты, которые разбираются в мире вещей и людей, они тонко чувствуют настроение ребят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого;
  • педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и в людях. Для них весь мир - лишь материал, и учащиеся лишь объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности;
  • педагоги-артисты. Это те, как говорил В. Н. Сорока-Росинский, кого у эллинов называли "вдохновителями". Он дал им еще одно название - "интуитивисты". Главное свойство этих учителей - способность действовать по вдохновению, наитию, интуиции. В этом их и сила, и слабость.

Несмотря на то что в каждой из названных категорий есть масса недостатков и слабых сторон, самая сильная их сторона, повторим вслед за автором, та, что они - Личности. "Одним словом, он должен быть олицетворением зрелого, воспитанного, если не совершенного, то стремящегося к совершенству человека. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа обучения и воспитания. Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя" (А. Дистервег).

Януш Корчак определил такие тины учителей:

Воспитатель-тиран - создает многочисленные запреты и требует их исполнения, свои обязанности видит в том, чтобы быть бдительным, надзирать и таким образом застраховать себя от любых неприятных неожиданностей. Такой тип порождается профессиональным невежеством.

Честолюбивый воспитатель - стремится подчинить каждого ребенка своему мнению и нормам, заставляет ребенка действовать соответственно их намерениям и расчетам. Сюда же он относил и тех учителей, которые считали, что ребенка можно легко переделать, убеждая, ласково наставляя, выманивая обещание исправиться.

Разумный воспитатель - действует только во имя добра к детям, ясно осознает воспитательные и образовательные задачи, доброжелателен, хорошо понимает детей.

В настоящее время есть типизация по преобладающей направленности личности учителя: организатор, предметник, коммуникатор, интеллигент. Каждый из указанных типов имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Структуру личности типа "организатор" составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий, скорее всего, обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

"Предметника" характеризуют наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для учителя-предметника, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Согласно имеющимся связям, может быть промежуточный тип - "предметник-организатор", сочетающий в себе характеристики обоих этих типов. Его отличием от "предметника" будет более жесткая направленность учащихся па предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от "чистого" организатора, основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа "коммуникатор" составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом "бытовом" поведении ученика.

Учитель-интеллигент , или "просветитель", отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует его;! посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. "Интеллигент" характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью.

Существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, "предметник-коммуникатор", "предметник-просветитель". В то же время вероятность появления "интеллигента-организатора" очень мала.

Учитель является организатором педагогического процесса, постоянно находится во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами и другими людьми, все это накладывает на него огромную ответственность и предъявляет к нему большие требования. Что значит хороший учитель? "Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком" (В. А. Сухомлинский).

Интегрирующим личностные и профессиональные качества учителя является феномен педагогической культуры.

Педагогическая культура - совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Личностная культура учителя формируется из совокупности социальных компетенций, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям.

Компоненты педагогической культуры: педагогическая направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и компетентность.

Педагогическая направленность - система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

Структура педагогической направленности:

  • направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
  • направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
  • направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Профессиональное мастерство в педагогической деятельности возможно лишь при наличии определенных личностных качеств. Исследователи (Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, С. Г. Вершловский, В. А. Сластенин, Ф. Н. Гоноболин и др.), занимающиеся проблемой учителя, называют самый различный набор таких качеств. Еще К. Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что в педагогические учебные заведения надо принимать людей "специально к тому подготовленных, по крайней мере, настолько, чтобы выразился их характер и способности, подающие надежды образовать из них хороших деятелей на поприще народного образования". В "каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения, потому что в классах малолетних детей и в народных школах большее влияние на учеников оказывает личность учителя, чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах" (К. Д. Ушинский).

Ведущий специалист в вопросах подготовки учителя В. А. Сластенин так определяет портрет современного учителя:

  • высокая гражданская активность и социальная ответственность. Главный ориентир его деятельности - высокий профессиональный долг;
  • любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;
  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими. Он выше мелочных обид, амбиций и пристрастий;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владеет индивидуальным стилем педагогической деятельности;
  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нем}";
  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Н. В. Кузьмина отмечает, что при безответственном отношении к делу педагогические способности не обеспечивают достижения педагогического мастерства. В то время, как при средних способностях, но развитом чувстве долга и ответственности можно стать мастером. В зарубежных исследованиях выявлен феномен локуса контроля. Локус контроля - свойство видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде либо в самом себе. Два тина людей но локусу контроля - интерналы, объясняющие события внутренними причинами и принимающими ответственность па себя. И экстерналы - объясняющие события внешними причинами, т.е. пытающиеся всю ответственность возложить на других людей или внешние обстоятельства. У учителя-экстернала всегда и во всем виноват ребенок.

Профессия учителя требует подвижничества и самоотверженности. Об истинности этого тезиса свидетельствуют примеры жизни видных педагогов: И. Г. Песталоцци, А. Макаренко, Я. Корчака, В. Сухомлинского.

Перечисленные личностные качества учителя можно дополнить следующими:

  • аттракция - социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности, мере всех вещей;
  • способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, вживанию в переживания другого человека);
  • сензитивность к потребностям учащихся - раскрытость и восприимчивость к ним;
  • способность к рефлексии;
  • креативность - способность к творчеству, нестандартности мысли и поступков, неординарности;
  • экстравертность - раскрытость на общение с людьми;
  • эмоциональная устойчивость - уравновешенность, подвижность эмоциональных состояний, умение удержать себя от крайних проявлений - слепого гнева, безудержного веселья, страха и т.п.; уверенность в себе, оптимизм, жизнерадостность и динамичность нервной системы (способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде);
  • способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;
  • развитое профессионально-педагогическое мышление, позволяющее проникать в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, предвидеть результаты работы, давать теоретическое обоснование своим действиям;
  • умение придать личностную окраску преподаванию;
  • умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания учащегося, прежде всего, своим личным примером. "Никто не сможет воспитывать человека, если он сам себя не воспитывает" (В. А. Сухомлинский);
  • владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми;
  • личностная самостоятельность учителя, которая "...никакие исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности" (С. Л. Рубинштейн).

Подлинные профессионалы учительского труда неизменно владеют ситуацией, культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учениками, симпатизируя им и понимая их непосредственные нужды. Умея благодаря чувству юмора разрядить обстановку, великолепно зная свой предмет, они преподают его с энтузиазмом и выдумкой, очень рационально используя время. Профессионально действующие учителя последовательны в своих установках, справедливы, уважают личность обучаемого, тактичны.

Педагогический такт - чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Тактичный учитель всегда старается понять воспитанника, его состояние, настроение, выяснить причины возникшей ситуации. Он всегда корректен, вежлив, внимателен, руководствуется идеями поддержки и помощи.

Пускай во всем, что совершаешь ты. Проступит след душевной чистоты: Ведь сила не во внешности твоей, А только в человечности твоей.

М. Джалиль

Вот некоторые утверждения А. С. Макаренко по этому поводу. Ваши аргументы "за" и "против" такой позиции.

А. С. Макаренко

"В прошлом году я читал в вашем педагогическом журнале, каким топом надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанниками ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его просто все возненавидят. Нет, я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по-настоящему, а не так, что - не то сердится, не то педагогическую мораль разводит".

А. С. Макаренко

"В то время, как мне еще приходилось спорить с Украинским Нарком-просом, меня спросили на педагогической конференции: вы знаете, что такое такт?

  • - Знаю.
  • - А что это такое?
  • - Предположим, вы обедаете с каким-нибудь человеком, и он плюнул вам в тарелку, и вы можете ему сказать: что вы делаете, это нетактично.

А можно поступить и так: взять тарелку и разбить у него на голове. И никакого риска не будет.

Иногда нужно разбивать такую тарелку на голове, доводить человеческий поступок до логического предела, а не замазывать его.

Разве такт иногда не является уклонением от ответственности?

Передо мной мальчик или девочка, с которыми надо что-то сделать, а я не хочу ничего делать, боюсь риска и начинаю тактично поступать. Тактично отъезжать от данного случая в какой-то закоулок".

Все стороны проявления педагога в деятельности оцениваются окружающими с позиции его авторитетности. Авторитет - внутреннее признание окружающими за учителем права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности с детьми, родителями, коллегами. Авторитет - степень доверия к человеку. Авторитет складывается из профессиональной компетентности учителя, его личных качеств, способностей к общению, характера лидерства. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя. Есть два свойства педагогического авторитета.

Спецификация авторитета - признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в других он не выступает в качестве авторитета: "Иван Петрович великолепный физик, но организатор из него плохой". "Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем" (А. С. Макаренко).

К важнейших качеств преподавателя, способствующие успешному выполнению им своих функций, принадлежит педагогическая коммуникативность. Много трудностей и неудач в педагогической деятельности обусловлено именно недостатками сферы профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение - это совокупность методов и средств, применение которых обеспечивает достижение цели обучения и воспитания, и определяет характер взаимодействия между двумя главными субъектами педагогического процесса. Известный российский психолог В.А. Кан-Калик выделяет такие стили педагогического общения.

1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят". В высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профильных кафедрах.

2.Общение на основе дружеского отношения. Этот вид коммуникации предусматривает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности (но при этом следует избегать панибратства). Особенно это касается молодых педагогов, если они не желают попасть в конфликтную ситуацию.

3.Общение-дистанция. Это наиболее распространенный тип педагогического общения, за которого постоянно наблюдается дистанция во всех сферах: образовании - со ссылкой на авторитет и профессионализм; воспитании - на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать педагога как ровесника.

4.Общение-заигрывание. Оно свойственно молодым преподавателям, которые чрезмерно стремятся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь фальшивый, дешевый авторитет.

Как правило, в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в определенной пропорции при доминировании одного из них.

Заслуживает внимание классификация стилей педагогического общения, предложенная М. Таленом: "Сократ" - Педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, которые он намеренно провоцирует на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе через постоянную конфронтацию: студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать; "Руководитель групповой дискуссии" - Главным в учебно-воспитательном процессе педагог считает достижение согласия и сотрудничества между студентами, беря на себя роль посредника, для которого поиск демократического консенсуса важнее результат дискуссии; "Мастер" - Педагог выступает как образец для подражания, который необходимо безусловно копировать, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще; "Генерал" - Не допускает любого двузначного смысла, подчеркнуто требовательный, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а студент, как солдат-новобранец, должен беспрекословно подчиняться приказам. По данным Г. Талена, этот стиль распространен в педагогической практике больше, чем все другие вместе; "Менеджер" - Распространен в радикально ориентированных школах и связан с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности учащихся. Педагог стремится к обсуждению с каждым учеником смысла задачи, качественного контроля и оценки конечного результата; "Тренер" - Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Ученики при этом выступают игроками одной команды, где каждый в частности не важен как индивидуальность, а все вместе составляют силу. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа; "Гид" - Воплощенный образ "ходячей энциклопедии". Лаконичный, точный, сдержанный. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен, и именно поэтому часто откровенно скучный.

В зависимости от качества владения мастерством педагогического общения студенты относят преподавателя к соответствующей категории: Преподаватели - "вечные студенты" - Понимают студентов, видят в них личность, охотно общаются на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; Преподаватели - "бывшие моряки" - Пытаются установить военную дисциплину. Требуют полного и безусловного принятия их мысли. Ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить. Пытаются задавить "я" студента путем административных мер; Преподаватели-формалисты - На работе "отбывают" свои часы. К студентов безразличны: делайте, что хотите, чтобы мне не мешали; "Безразличны", "завистливые", "ограниченные", "господа", "работы" - Преподаватели, которые за человеческими и профессиональными качествами не соответствуют идеалу, приемлемом для студента; "Трудяги", "гурманы", "друзья" - Преподаватели, которые пользуются авторитетом у студентов в связи с отдельными привлекательными личностными чертами; "Преподаватель-стандарт" - Знает свой предмет, живет своей работой. Тяжелый в общении. Амбициозный. Упрямый, не интересен ни себе, ни студентам.

Важное место в учебно-воспитательном процессе высшей школы принадлежит личности преподавателя, его коммуникативным навыкам, способности устанавливать диалог со студентом, понимать и адекватно воспринимать мир другой - не подчиненного, а равноправного партнера, коллеги в сложном искусстве обучения.

error: