Как составить учебный план урока. Планирование урока. План урока состоит из нескольких частей

Очень часто молодому учителю бывает трудно спланировать урок так, чтобы успеть обсудить с учениками всё, что требует программа. В сегодняшней статье мы расскажем, как правильно составлять план урока, благодаря которому педагог сможет достичь поставленных целей и провести занятие максимально продуктивно.

Тема урока

Тема урока всегда обозначается в поурочном годовом плане педагога. Однако есть и случаи, требующие уточнения. Например, такая тема, как «Биография А. С. Пушкина», в 5 классе будет отличаться по объёму от идентичной темы в 9 классе. Поэтому перед формулировкой темы в обязательном порядке разберитесь с объёмом материала.

Основные цели урока

Основная цель групповой работы – обучение работе в команде

Современные методики не предполагают разделение целей на развивающие, обучающие и воспитывающие. Но, как показывает практика, многие молодые учителя предпочитают всё же использовать старый и проверенный способ чёткого разграничения целей по трём основным позициям:

  1. Обучающие цели. Здесь ставятся следующие задачи: ознакомить учащихся с…, систематизировать знания о…, выработать определённые навыки (например, анализа стихотворения).
  2. Воспитательные цели. Основные задачи: воспитать у школьников чувства трудолюбия, гуманизма, патриотизма, развить эстетический вкус, ознакомить с этическими нормами и рассказать о важности дисциплинированности.
  3. Развивающие. Здесь указываются цели, благодаря которым у школьника развивается мышление, аналитические способности, память, фантазия, самостоятельность и т. д. Если урок предполагает групповую работу, то следует указать, что основной развивающей целью будет обучение работе в команде (а также развитие умения работать в команде) и навыкам коммуникации.

Оборудование на занятии

Довольно часто на уроках химии школьникам приходится работать с пробирками

Здесь необходимо перечислить все предметы, которыми учитель будет пользоваться в ходе урока. Это могут быть как мультимедийные презентации, аудио- и видеоматериалы, так и различные пробирки и реагенты.

Ход урока

Организационный момент является обязательным этапом любого занятия. Он помогает дать представление ученикам о теме, которая будет обсуждаться, сконцентрировать их внимание и проверить готовность школьников к уроку.

Проверка домашнего задания позволяет выявить полученные знания школьников по предыдущей теме

Проверка домашнего задания . Все педагоги со стажем советуют ежеурочно проверять заданный на дом материал. И не зря, ведь это позволяет проверить знания учеников по предыдущей теме и напомнить классу главные тезисы прошлого урока.

Тема и цель урока . В обязанности учителя входит обозначение темы и целей урока. Советуем подвести к этому учеников в ходе небольшого теста или викторины.

Основная часть урока. Данная часть урока может различаться в зависимости от формы и вида занятия. Если речь идёт об обычном уроке, то принцип построения здесь достаточно прост: двигаемся от простого к сложному и от общего к частному.

Завершение урока. Согласитесь, в некотором смысле трактовать урок можно как разговор или беседу. Поэтому, если вы закончите его без подведения итогов, то может показаться, что он завис в воздухе. Не забывайте – в конце каждого занятия учителю желательно «пройтись» по основным тезисам урока и рассказать ученикам о том, что же они сегодня изучили.

Возможно, потребуется задать несколько вопросов по изученному материалу. При этом постарайтесь не вводить новую информацию, чтобы лишний раз не запутывать школьников.

Современное образование предполагает практику системы самооценок

Выставление оценок . Этот этап вряд ли требует каких-либо объяснений. Скажем лишь то, что в последнее время молодые педагоги практикуют систему самооценки, когда ученик сам оценивает свои знания. Если учитель согласен, он ставит заслуженную отметку. В противном случае педагог обязательно должен объяснить школьнику, почему он не согласен с его оценкой .

Домашнее задание. Практически все учителя оставляют данный этап на конец урока. Но можно дать задания и в начале, и даже в середине занятия. Это полезно тем, что учитель сможет заранее сориентировать внимание учеников на то, что рассматриваемые на уроке тезисы будут главным помощником ребят при выполнении домашнего задания.

Современные методические пособия помимо обязательного задания дополнительно предлагают и более творческие варианты. Например, не просто выучить отрывок из произведения, но и сделать небольшую презентацию или подготовить доклад по теме.

Главное, не забывайте, что абсолютно каждый урок должен иметь некую «изюминку», которая обязательно заинтересует учеников и позволит сосредоточить их внимание исключительно на вашем материале. Желаем удачи в подготовке плана!

Схема 1 (для специальности технология и предпринимательство)

Дата __________ класс_____

Тема урока __________________________________

Тип урока

Цель урока ___________________________________

З

Эскиз оформления доски

адачи урока :

    обучающие;

    развивающие;

    воспитательные;

Методы проведения урока :

Объект труда :

Межпредметные связи :

Материально-техническое оснащение :

Литература для учителя :

Литература для внеклассного чтения учащихся :

Ход урока (примерные этапы и время):

1. Организационная часть - 5 мин.

2.Изложение нового материала - 15 мин.

3.Практическая работа (Вводный инструктаж) - 10 мин.

4. Самостоятельная работа (Текущий инструктаж) – 40 мин

5. Заключительный инструктаж (подведение итогов) - 10 мин.

6.Домашнее задание – 5 мин.

7. Уборка рабочего места – 5 мин.

Примечание. В ходе урока расписываются:

    Вопросы для повторения (предполагаемые ответы учащихся);

    Целевые обходы;

    Предупреждение типичных ошибок;

В конспекте выполняются все схемы, таблицы, рисунки и т.д., которые предлагаются для выполнения учащимся или будут использованы учителем для объяснения материала (например, рисунки или чертежи на доске).

Схема 2 (для специальности изобразительное искусство)

    Класс, дата, проведения

    Общая тема четверти.

    Тема урока.

    Тип урока.

    Цель и задачи урока:

      образовательная;

      воспитательная;

      развивающая.

    Формы и методы, используемые на уроке.

    Оборудование для учителя.

    Оборудование для учащихся.

    Задание для учащихся (формулировка).

    Зрительный, литературный, музыкальный ряды.

    Литература для учителя.

    План урока по времени.

    Эскиз оформления доски.

    Ход урока:

Приложение 3

Схема самоанализа урока

    Тема, цель и задачи урока.

    Общая оценка учителем самого себя (удовлетворительно, неудовлетворительно).

    Дать оценку целям и задачам:

    достигнуты ли цели;

    насколько достигнуты;

    что способствовало или препятствовало достижению целей.

Дать характеристику объема материала:

  • достаточно ли материала для достижения цели или нет;

    распределение материала по времени (осталось время или не хватило);

    есть ли опора на предыдущие знания;

    учет индивидуальных особенностей (качество усвоения).

Характеристика применяемых методов и оценка эффективности их использования:

  • озвучить методы; средства, приемы;

    почему выбраны именно эти методы;

    эффективны или нет.

Оценка активности учащихся:

  • что влияло на активность.

    Общие выводы по занятию:

    что хотелось бы сделать по другому;

    что понравилось, что не понравилось;

    высказать свои ощущения.

Тема урока

Задачи урока :

  • образовательная;
  • коррекционно-развивающая;
  • воспитывающая.

Оборудование урока

1) Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):

  • по звонку найти свое место;
  • взаимное приветствие;
  • рапорт дежурного, определение отсутствующих;
  • запись числа;
  • настрой учащихся на работу, организация внимания;
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
  • сообщение темы и цели урока.

2) Проверка домашнего задания

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить прой-денный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Воз-можные варианты проверки домашнего задания:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос с вызовом к доске;
  • фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
  • индивидуальный письменный опрос;
  • уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
  • практическая работа;
  • программированный контроль;
  • проверка тетрадей;
  • технические средства обучения.

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, це-ли и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

  • загадка;
  • ребус;
  • кроссворд;
  • игра "Четвертый лишний";
  • словарная работа (связь с новым материалом);
  • проблемный вопрос.

4) Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

  • в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
  • самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;
  • вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
  • чередование беседы и рассказа;
  • применение ТСО.

5) Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:

  • беседа;
  • работа с учебником;
  • работа с тетрадью;
  • практическая работа;
  • программированные задания;
  • дидактические игры;
  • таблицы, схемы, тесты;
  • самостоятельная работа.

6) Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

  • выводы;
  • вопросы на понимание изученного материала;
  • разбор и запись домашнего задания;
  • оценка работы учащихся.

Образец плана урока - это план вашего урока.

(выступление на курсах по методике ИКАО)

План представляет собой письменный конспект, составленный с учётом логической последовательности. Какого-либо одного метода не существует, есть много хороших методов, которым можно следовать.

Планирование урока необходимо потому, что оно позволяет вам:

    Мысленно представить себе или тщательно обдумать урок до начала его преподавания, т. е. осмыслить возможности мотивации, повышения активности курсантов, определить, на какие части урока обратить особое внимание, когда задавать вопросы, как эффективно пользоваться наглядными пособиями, как распределить время, а также установить, удалось ли осветить всю важную информацию

    Предвидеть трудности

    Организовать вспомогательные средства

    Выработать уверенность в своих силах

Для успешного планирования вы должны:

    Знать преподаваемый вами предмет

    Знать цели учебного процесса

    Правильно выбирать методы преподавания и материал для каждой части урока

    Быть в состоянии применять различные методы, поощряя слушателей к изучению материала

    Уметь принимать решения относительно порядка представления материала урока

    Знать курсантов

План урока обычно включает:

    Заголовок

    Способы проверки

    средства преподавания

    Литературу и справочный материал

    Вводную часть

    Основную часть

    Заключительную часть

    Временные графики

Помните: «Думайте, что учитесь, а не преподаёте»

Последовательность при составлении плана урока.

1. Подготовьте такой план урока, чтобы быть уверенным в том, что ваши уроки
правильны и имеют завершенный вид

    До начала урока необходимо повторить предыдущий урок

    Дайте новому уроку название

    Кратко осветить его цели с тем, чтобы курсанты имели полное представление о том, чему посвящен урок Полезно использовать при этом классную доску или презентацию урока

    Мотивация. Объясните, почему каждый урок необходим, когда, где и каким образом он повлияет на их работу. Будьте немного коммерсантом, это окупится большей заинтересованностью, вниманием и отношением к учёбе

    Варьируйте методы проведения урока. Сочетайте демонстрацию, постановку вопросов, дискуссии и лекционные методы и т. д. Пользуйтесь классной доской, картами, фильмами и т. д.

    Избегайте пользоваться только лекционным методом. Это наихудший метод преподавания

    Записывайте на доске новые термины и разъясняйте их. Курсанты не смогут следовать вашей мысли, если термины будут им не понятны

    Ведите диалог со слушателями, а не с доской, не с оборудованием или окном

    Подкрепляйте знания, полученные на уроке в классе, практическими навыками на месте работы

    Чаще задавайте вопросы как в ходе так и после его проведения. Вы не сможете убедиться в том, следуют ли слушатели вашей мысли, если не будете проверять этого. Это 1 очень важно. Включайте вопросы в ваш план урока с тем, чтобы в нужное время ставить их перед слушателями. Хорошие вопросы - это хорошая помощь хорошему преподаванию.

    Добивайтесь участия слушателя. Любой процесс обучения требует активности. Поощряйте слушателей задавать вопросы, стимулируйте дискуссию, заставляйте вести конспекты и решать задачи, пользуйтесь методом состязательности. Пассивные слушатели не примут участия.

    Строго придерживайтесь темы занятия

    Любое обсуждение заканчивайте чёткими выводами. Вопрос, повисший в воздухе, вводит слушателей в заблуждение.

    Не забывайте о резюме нескольких вопросов. Можно пользоваться и промежуточными резюме.

    Ключевые вопросы служат хорошей проверкой степени усвоения материала, а также резюме урока.

изучаемым темам.

План урока должен включать:

    Разбивку на основные разделы или этапы

    Разбивку основных разделов или этапов на подразделы, вопросы и пункты

    Организацию их в логической последовательности

Проверочный лист преподавателя для планирования урока

    Отвечает ли вводная часть урока целям курса?

    Какая часть времени урока используется на вводную часть?

    Обеспечивает ли вводная часть мотивацию курсантов?

    Достаточно ли эффективно спланирована работа класса?

    В правильной ли последовательности расположены составные части плана урока?

    Оставляет ли преподавание ощущение целостности?

    Соответствует ли преподавание уровню знаний слушателей?

    Устраивает ли слушателей темп преподавания?

    Предусмотрено ли в плане урока повторение и достаточно ли времени отведено для этого? ,

    Сформулированы ли вопросы таким образом, чтобы заставить курсантов задуматься?

    Помогает ли резюме вопроса на классной доске обучению слушателей?

    Достаточно ли просты и понятны визуальные средства представления информации?

    Реален ли хронометраж плана урока?

    Позволяет ли время, отведённое для закрепления материала, ответить на возникающие у слушателей вопросы?

Занятия в школе обязательно должны отличаться эффективностью, по возможности реализовывать индивидуальный подход. Время очень важно использовать рационально, не заставлять учеников слишком спешить на уроке, но и не оставлять незанятых пауз, когда есть несколько минут, а основная работа уже завершена. Педагогу необходимо составить план урока, пластичный, разумный и максимально объективный, хорошо адаптированный к конкретным условиям. Он будет зависеть от уровня подготовки детей, сложности темы, планируемой работы. Каждый урок также понадобится вписать в общий план занятий, соотнести его с предыдущими и последующими уроками. Только так учитель сумеет донести до учеников полезную информацию, привить им навыки и умения, выстроить процесс обучения точно и грамотно. Продуманность действий, их строгий распорядок создадут отличную рабочую атмосферу, дадут самому педагогу ощущение уверенности, ему не придётся торопить учеников, заставляя их нервничать, перенапрягаться. Урок станет эффективным и действительно полезным.

Составляем план урока. Универсальные рекомендации и особенности работы
Правильно составленный план урока – лучший помощник каждого учителя. Писать планы необходимо, как начинающим педагогам, так и опытным, проработавшим в школе много лет. Образовательный процесс имеет множество нюансов. Даже высококвалифицированный специалист, имеющий огромный опыт, может не сориентироваться прямо на месте, допустить ошибки при распределении времени и нагрузок. План урока решает практически все затруднения.
  1. Составляйте планы уроков всегда, независимо от времени, которое есть в вашем распоряжении, нагрузок и наработок. Каждый урок должен быть индивидуальным, особенным, отличаться от остальных. Простой пример: учитель проводит занятие по одной теме в двух классах. Казалось бы, в данном случае для обоих занятий вполне подойдёт один план. Но это совершенно не так. В плане важно учесть уровень подготовки учеников, выстроить занятие в соответствии с необходимыми временными затратами на повторение, анализ домашнего задания, индивидуальную работу с конкретными ребятами, когда класс выполняет другую самостоятельно. Поэтому для каждого класса план урока будет особенным, поскольку именно так можно не только эффективно давать знания, прививать умения и заниматься практической работой, но и реализовывать индивидуальный подход.
  2. Чтобы правильно составить план урока, его нужно грамотно встроить в общую систему занятий. Обратите внимание на темы занятий, которые были до этого, обязательно учитывайте предстоящие уроки, их структуру и степень нагрузки на ребят. Например, если у вас был урок, посвящённый объяснению новой темы, на следующем занятии вам понадобится сделать закрепление, дать ученикам тренировочные задания. Когда на одном уроке вы увидели, что ученики плохо что-то запомнили, не ориентируются в теме и практике, остались какие-то пробелы, нужно не только сразу, на месте, повторить и ещё раз быстро закрепить то, что вызвало затруднения, но и посвятить этому хотя бы несколько минут на следующем занятии. Тогда ребята наверняка запомнят важный момент, разберутся во всех тонкостях, а в дальнейшем проблем не возникнет.
  3. Старайтесь хорошо распределять нагрузки. Если одно занятие у вас прошло очень продуктивно, дети много и напряжённо работали, не планируйте серьёзных нагрузок на следующий урок. Желательно чередовать уроки по уровню сложности. Несмотря на трудную программу, небольшое количество часов, которое принято сейчас называть недостаточным, вам необходимо не только дать детям знания, но и сохранить их здоровье. Когда уроки проходят в позитивной атмосфере, ученики знают, что учитель не будет оказывать на них излишнее давление, они будут и заниматься лучше, и положительно настраиваться на работу. В итоге результаты тоже порадуют. Постоянное увеличение нагрузок может превратить учёбу в гонку за оценками, когда более подготовленные дети будут вполне довольны, а менее способным останется надеяться на помощь репетиторов или получать неудовлетворительные оценки.
  4. Учитывайте в плане урока все этапы, пусть они и совсем маленькие по времени. Делайте план максимально подробным, чтобы вам было им удобно пользоваться. Когда план состоит из двух-трёх основных позиций, не отражая других этапов занятия, он не станет настоящей поддержкой и руководством для учителя. Например, педагог проводит закрепляющий урок в классе, где дети имеют разный уровень подготовки. Ему понадобится составить план урока, указав в нём целый ряд основных моментов, разных по величине этапов:
    • организационный момент (учитель говорит детям, каковы цели и задачи урока, чем предстоит заниматься);
    • вопросы по домашнему заданию, уточнения, возможный разбор нескольких примеров;
    • закрепляющий опрос учеников;
    • разъяснение непонятных моментов;
    • самостоятельная работа учеников (задания разного уровня сложности, индивидуальные карточки, консультации);
    • проверка выполненной работы;
    • заключительный краткий опрос (что именно непонятно, какие моменты полностью стали доступны для всех);
    • запись на доске домашнего задания, необходимые уточнения и разъяснения по нему.
    Так может выглядеть примерная основа плана урока, но настоящий полный план более подробен, включает конкретные детали и задачи, зависящие от темы, состава класса.
  5. Реализуйте в вашем плане индивидуальный подход. Сейчас очень много сказано о его огромной роли, необходимости в процессе обучения, особенно, когда учителя нередко отмечают недостаток часов в сравнении с нагрузками и уровнем сложности программ. Со всеми этими сложностями вам поможет справиться план урока, в который вы заложите индивидуальный подход, учитывая при составлении особенности каждого ученика. Подробно расписывайте все нюансы предстоящего занятия. Например, отметьте:
    • каких учеников обязательно нужно опросить;
    • кому вы дадите индивидуальные задания;
    • кого вызовете к доске;
    • кому надо уделить внимание, повторяя материал;
    • каким ученикам может понадобиться ваша помощь, направляющие вопросы, советы при выполнении самостоятельной работы.
    Учитывайте уровень подготовки класса, количество слабо подготовленных учеников, когда распределяете время, описываете различные этапы урока.
  6. Делайте план урока более гибким, всегда оставляйте небольшой запас времени (хотя бы 5-7 минут), который вам понадобится в случае непредвиденных обстоятельств, когда, например, ученикам придётся объяснять материал дольше, давать дополнительные закрепляющие задания. При этом всегда имейте под рукой материалы и задания на тот случай, если у вас останется время, чтобы не терять ни минуты.
Общие правила составления плана урока
Составить план урока вам помогут и общие правила работы.
  1. Сначала запишите тему занятия.
  2. Укажите тип урока:
    • комбинированный;
    • закрепляющий;
    • контрольный;
    • обобщающий;
    • ознакомительный.
  3. Отметьте цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
  4. Обозначьте задачи урока.
  5. Запишите, какими наглядными средствами, оборудованием собираетесь пользоваться.
  6. Кратко укажите приёмы и методы работы, общие требования к ученикам.
  7. Подробно и по пунктам опишите ход урока. Обязательно указывайте планируемое время, которое вы отводите на каждый этап.
  8. Обозначьте индивидуальный план, согласно которому вы будете формировать умения и навыки, учитывая особенности, уровень подготовки учеников.
  9. Запишите обобщающие выводы по вашей работе.
  10. Укажите домашнее задание.
Относитесь к составлению плана внимательно, тщательно работайте над ним. Тогда вы сумеете рационально распределить время, а уроки всегда будут проходить эффективно.
error: