Индивидуальный проект солнце источник жизни на земле. Проект "мы дети солнца". Проектная работа на тему

по имени Солнце


Цель узнать, как образо- валось Солнце.

Солнце . Единственная и неповторимая звезда Солнечной системы, дающая энергию всему живому на Земле.

Солнце - желтый карлик, совсем маленькая звезда в созвездии Ориона нашей Галактики.


Гипотеза возникновения Солнца Ученые предполагают, что этот огненный шар возник мил-лиарды лет назад в результате сильнейшего взрыва огромной звёзды, такие звёзды называют Сверхновыми. После того как взорвалась звезда, возникло гигантское облако газа и пыли, из которого и образовалось Солнце.


Разряженный межзвездный газ стал собираться в облако

Вся солнечная система,

к которой принадлежат и

Земля и Луна, возникла

из одного большого

газопылевого облака

5 миллиардов лат назад.


Облако сжималось и вращалось все быстрее.

Под действием сил вращения

облако превратилось в диск.


В центре образовался газовый шар, в котором начались химические реакции. В результате сформировалось Солнце, а во внешних областях образовались планеты.

Постепенно вся система планет приобрела свой современный вид.


Срок жизни Солнца , предполагают ученые, около 10 миллиардов лет, Солнце сейчас находится на середине своего жизненного цикла.



превратиться в « Красного гиганта ». Орбиты планет изменятся. В конце концов Солнце превратится в туманность с « Белым карликом », размером с Землю.



Что такое солнце Солнце - монетка, - скупой проворчал. Нет, сковородка! - обжора вскричал. Нет, каравай, - хлебопёк произнёс. Компас, - сказал убеждённо матрос. Солнце - звезда, - астроном объявил. Доброе сердце, - мечтатель решил. Аня Еськова

Слайд 2

С каких пор известно, что Солнце Звезда?

«Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни как вода кипят,
Горящи там дожди шумят»
М.В. Ломоносов

Слайд 3

Древний Египет

Бога Солнца Ра изображали в виде огненного диска на корабле. Египтяне верили, что за день корабль с диском пересекает небо, а за ночь переплывает огромную реку, окружающую всю Землю…

Слайд 4

Анаксагор Афинский

Солнце – раскаленный железный шар, величиной не более полуострова Пелопонес (160 км!), удаленный от земли на 30 тысяч километров…

Слайд 5

Аристотель

Солнце – твердый шар, а темные пятна – тени, отбрасываемые горловинами огромных отверстий …

Слайд 6

XVI век.

Солнце – центр вселенной. Земля, планеты и остальные звезды вращаются вокруг Солнца…

И. Кеплер

Слайд 7

XIX век

Солнце – одна из многих звезд…

Слайд 8

  • Слайд 9

    Из чего оно состоит?

    В натоящее время известно, что Солнце состоит в основном из водорода и гелия

    В меньших количествах содержатся более тяжелые элементы – кислород, углерод, железо… (всего около 30)

    Слайд 10

    Такое ли оно в самом деле горячее?

    • 15,5 млн градусов – в центре.
    • 5500градусов – в фотосфере
    • 100 тыс градусов – хромосфера
    • 1-2 млн градусов – Солнечная корона.
  • Слайд 11

    Каков источник его яркого сияния?

    Гипотезы:

    1. Нагрев газа в результате его сжатия
    2. Экзотермическая химическая реакция

    Противоречия: Эти процессы не могут поддерживать выделение энергии в течение более 30 млн лет.

  • Слайд 12

    Решение:

    • Термоядерная реакция слияния 4 ядер водорода в одно ядро гелия.
    • Ежесекундно более 500млн тонн водорода превращается в гелий.
  • Слайд 13

    Солнечные пятна, что это такое?

    • Пятна – самое яркое проявление активной жизни светила.Своим происхождением они обязаны магнитному полю Солнца.
    • Движение пятен доказывает вращение солнца вокруг своей оси.
  • Слайд 14

    Что происходит на поверхности Солнца?

    • Вспышки – извержения, во время которых всего за несколько минут локально выделяется энергия, соответствующая взрыву сразу нескольких бомб, мощностью 2 млрд т тротилового эквивалента каждая
    • Протуберанцы – крупные плазменные образования, имеющие размеры порядка сотен тысяч километров.
  • Слайд 15

    Испускает ли Солнце что-нибудь кроме света?

    • Солнечный ветер – поток очень быстрых частиц, изотропно истекающих из Солнечной атмосферы. Будучи сильно ионизированным – увлекает за собой магнитное поле.
    • Нейтрино – испускаются при ядерных реакциях и за несколько секунд беспрепятственно достигают поверхности Солнца. Позволяют изучать процессы, происходящие в Солнечном «термоядерном реакторе»
  • VIII Конкурс исследовательских работ и проектов

    младших школьников «Я познаю мир»

    (в рамках Российской программы «Я – исследователь»)

    Направление: астрономия

    Название работы: «Солнце – источник жизни»

    Место выполнения: МБОУ СОШ № 38, 2 класс,Владикавказ

    Научный руководитель: Малышева Инна Николаевна, учитель начальных классов.

    Владикавказ. 2014 г.

    Оглавление

    Введение

    Глава I . Теоретическая часть

    1.1. Название параграфа

    1.2. Название параграфа

    1.3. (и т.д.)

    Глава II . Практическая часть

    2 .1. Цель и задачи исследования

    2.2. Условия и место проведения

    исследования

    2.3. и т.д.

    Заключение

    Библиографический список

    Приложения

    Введение

    С неба смотрит Солнце

    Миллионы лет.

    Льет на Землю Солнце

    И тепло и свет.

    Отрывок стихотворения Д.Гулиа

    Меня зовут Гусева Аида, мне 8 лет. Я ученица 2 «В» класса МБОУ СОШ № 38. Еще в первом классе на уроке окружающего мира учитель нам рассказывал о звездах, Луне и Солнце, и мне стало интересно, что такое Солнце, как оно появилось, сколько ему лет и как долго оно будет светить? И я решила заняться изучением Солнца.

    Нас природа окружает

    Много тайн она скрывает,

    Чтобы тайны все узнать,

    Надо думать, размышлять.

    В своей исследовательской работе я попробую выяснить, что такое Солнце, как оно выглядит на самом деле, как оно далеко от нас, насколько важно для нашей жизни Солнце и сможем ли мы прожить без него?

    Окружающий нас мир

    Интересно познавать!

    Его тайны и загадки

    Мы готовы разгадать!

    Актуальность выбранной темы:

    Развивает познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

    Воспитывает интерес к окружающему нас миру.

    Повышает уровень знаний в области науки и Космоса.

    Объект данного исследования:

    Космическое тело.

    Предмет данного исследования:

    Звезда Солнце.

    Гипотеза данного исследования:

    Мне кажется, что Солнце для нас – это источник жизни. Исследование этого небесного тела будет способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла.

    Цель данного исследования:

    Собрать информацию о Солнце.

    Изучить литературу по данной теме.

    Воспитать интерес к энциклопедической литературе.

    Пополнить знания интересными сведениями о Космосе.

    Изучить какую пользу приносит нам Солнце.

    Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.

    Задачи по реализации цели:

    Получить знания о Солнце и Космосе.

    Воспитать интерес к окружающему нас миру.

    Развивать интерес изучать и знакомиться с тайнами Космоса.

    Развивать воображение и наблюдательность.

    Подобрать вопросы и загадки по данной теме.

    Провести опрос учащихся нашего класса.

    Развивать умение делать выводы.

    Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был разработан план выполнения исследования:

    Посетить библиотеку.

    Изучить различную литературу по исследуемому объекту.

    Найти необходимый материал в интернете.

    Посмотреть мультфильмы о Солнечной системе.

    Подготовить методические пособия (стихи, песни, диафильмы, фотографии).

    Выучить стихотворения.

    Изготовить макет Солнца.

    Обработать и систематизировать найденные материалы.

    Провести опрос учащихся.

    Создать слайды.

    Провести презентацию исследовательской работы.

    Что такое Солнце?

    Солнце – монета – скупой проворчал.

    Нет, сковородка! – обжора вскричал.

    Нет, каравай, - хлебопек произнес.

    Компас, - сказал убежденно матрос.

    Солнце – звезда, - астроном объявил.

    Доброе сердце, - мечтатель решил.

    Аня Еськова

    Так что же такое Солнце? Астроном правильно сказал, Солнце – это звезда. Если ночью мы посмотрим на небо, то мы увидим множество крохотных огоньков. Это все звезды, такие же, как наше Солнце, только они гораздо дальше находятся от Земли. Если мы будем рассматривать небо в бинокль, то сможем насчитать около 5000 тысяч звезд. Но астрономы полагают, что на самом деле звезд несколько триллионов. Дело в том, что некоторые звезды так далеко, что их свет не долетает до Земли. Днем звезды точно так же сверкают в небе, просто мы их не видим, потому что слишком светло.

    ЗВЕЗДЫ

    Что такое звезды?

    Если спросят вас –

    Отвечайте смело:

    Раскаленный газ.

    И еще добавьте,

    Что притом всегда

    Ядерный реактор –

    Каждая звезда!

    Римма Алдонина

    Звезды – это огромные, светящиеся, огненные шары из газа. Они светятся потому, что в них горит газ. Температура звезд невероятно высокая и именно поэтому они способны освещать и обогревать планеты, которые вращаются вокруг них. Как и все звезды, Солнце представляет собой гигантский огненный шар. В центре Солнца температура составляет 15 миллионов градусов! А на поверхности Солнца – температура 6000 градусов. Солнце гораздо горячее любого огня, который можно зажечь на Земле. Внутри звезды один газ все время превращается в другой, именно поэтому Солнце непрерывно излучает свет. Из всех звезд солнце расположено ближе всех к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем его тепло. Солнце – это звезда, дающая нам жизнь.

    Ученые предполагают, что около пяти миллиардов лет назад Солнце возникло из гигантского холодного облака газа и пыли. Сначала образовалось облако, которое, сжимаясь, вращалось всё быстрее и быстрее. Вращаясь вокруг центра, газ и пыль постепенно соединялись за счет силы притяжения. Потом оно превратилось в диск. Почти всё вещество облака сгустилось в центре этого диска в большой шар. Давление и температура внутри этого шара достигли критических величин и началась термоядерная реакция. В результате в самом центре возникло Солнце. Наверное именно так это и произошло.

    СОЛНЦЕ – ШАР ВЕЛИКАН

    Солнце – звезда преогромнейший шар

    Свет излучает, как будто пожар.

    Я выяснила, что на Солнце очень жарко и, что само Солнце – это большая, просто огромная очень горячая звезда. Но, когда мы смотрим на Солнце, нам кажется, что оно размером как футбольный мяч. Но это потому, что оно от нас очень – очень далеко. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они так далеко от Земли, что кажутся нам лишь маленькими точками на ночном небе.

    На самом деле Солнце – очень огромное, что рядом с ним все земные предметы кажутся крошечными. Если Солнце сравнивать с футбольным мячом, то наша планета Земля рядом с ним будет величиной с горошину.

    Размеры и масса Солнца огромны. Солнце по размеру больше Земли в 109 раз. Диаметр Солнца составляет почти 1,4 миллиона километров. Солнце может вместить в себя 1 330 000 таких планет, как Земля. Если бы было возможно положить Солнце на космические весы, оно весило бы более чем в 330 тысяч раз больше Земли.

    Солнце – это огромный светящийся шар, состоящий из горячих газов. Этот шар состоит в основном из двух самых легких газов - на 90% из водорода и на 10% из гелия. Поверхность нашего светила напоминает суп, кипящий в глубокой кастрюле. Над поверхностью Солнца то и дело поднимаются огромные языки пламени – это выплескивается горячий газ. Такие языки пламени называют протуберанцами. Их температура достигает 20 тысяч градусов. Высота некоторых из них достигает десятки и даже сотни тысяч километров. Поверхность Солнца испускает огромное количество заряженных частиц – это атомных ядер и электронов. Ученые называют их поток солнечным ветром. Космическая станция SOHO обнаружила на Солнце ураганы, или торнадо, которые по размерам равны нашей планете. Горячий газ, наращивая скорость, движется по спирали в направлении от Солнца. Скорость ветра в этих ураганах очень велика. Солнечные торнадо способствуют возникновению солнечного ветра, который порождает на Земле такие явления как магнитные бури и полярные сияния. Энергия Солнца определяет и погоду на Земле – солнечное тепло вызывает движение воздуха (ветер), а также дождь, усиливая испарение.

    ДАЛЕКО ЛИ ОТ НАС СОЛНЦЕ?

    Ученые подсчитали, что от Земли до Солнца почти 150 миллионов километров. Если бы человек захотел дойти до Солнца, он бы не смог этого сделать. Ведь в Космосе нет никаких дорог – ни пешеходных, ни автомобильных.

    Расстояние от нас до Солнца очень велико и человеку пришлось бы идти примерно четыре с половиной тысячи лет.

    На экспрессе можно было бы преодолеть это расстояние примерно за 57 лет.

    На автомобиле он смог бы доехать примерно за 200 лет.

    А ведь человек в среднем живет около 70 лет. Ему бы просто не хватило жизни, чтобы добраться до Солнца.

    Если добираться до Солнца на реактивном самолете, на это ушло бы почти 20 лет. На ракете космонавт смог бы долететь за несколько месяцев. Вот как далеко от нас Солнце.

    Если Солнце так далеко – далеко от нас, тогда сколько же времени нужно солнечному лучу, чтобы добраться до Земли? Ученые подсчитали, что это огромное расстояние 150 миллионов километров, свет, который излучает Солнце, достигает Земли за 8 минут. В природе не существует большей скорости, чем скорость света.

    БУДУЩЕЕ НАШЕГО СОЛНЦА

    Наше Солнце светит вот уже почти пять миллиардов лет, расходуя свое «ядерное топливо» -водород. Очевидно, что как бы ни были велики его запасы, рано или поздно они будут исчерпаны. Когда же это произойдет, и что тогда случится с нашим светилом? Ученые предполагают, что Солнце будет обогревать нашу планету еще в течение пяти миллиардов лет, постепенно становясь все горячее и горячее. Когда ядро Солнца практически выгорит, огонь будет медленно пробираться наружу. Солнце, которое в течении многих миллиардов лет сохраняло примерно одинаковые размеры, станет в 3 раза больше, чем теперь. В конце концов Солнце остынет, превратившись в белый карлик. Угасание Солнца неизбежно, но нам оно пока не угрожает.

    СОЛНЦЕ – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

    Я, скажу вам, не тая –

    Жить без Солнца нам нельзя.

    Ольга Чусовитина

    «Солнце посылает свое тепло и свет во все направления. До Земли доходит совсем немного, однако и этого вполне хватает, чтобы осветить и обогреть нашу планету. Не будь Солнца, на Земле царила бы кромешная тьма. А еще на нашей планете стало бы в сто раз холоднее, чем в Антарктиде» (Джон Фарндон «Детская энциклопедия Космоса» 2011 г.). А значит жизнь без Солнца - не возможна потому, что станет холодно и темно. И все живое погибнет на Земле.

    Вспомним сказку Корнея Чуковского о том, как крокодил Солнце проглотил, и как плохо стало жить на Земле.

    «Горе! Горе! Крокодил

    Солнце в небе проглотил!»

    Наступила темнота,

    Не ходи за ворота:

    Кто на улицу попал –

    Заблудился и пропал.

    Плачет серый воробей:

    «Выйди, солнышко, скорей!

    Нам без солнышка обидно –

    В поле зернышка не видно!»

    Плачут зайки

    На лужайке:

    Сбились, бедные, с пути,

    Им до дому не дойти.

    «Если бы Солнце внезапно погасло, то уже через несколько недель на Земле прекратилась бы любая форма жизни. Только Солнце может нагреть нашу планету настолько, чтобы температура поддерживалась на необходимом уровне, а вода океанов не превратилась бы в ледяной панцирь. Только под воздействием Солнца вода озер и морей может испаряться, а затем проливаться благодатным дождем на земную поверхность. Рост растений также возможен только благодаря солнечным лучам.» (Эрих Абельакер. Солнце. Энциклопедия.)

    Солнце дает нам колоссальное количество энергии. Ученые предлагают множество вариантов использования энергии Солнца. Например, солнечные коллекторы на крышах домов могут обеспечивать жителей горячей водой, а солнечные Электростанции и солнечные батареи – давать нам экологически чистую электроэнергию. С помощью полученной тепловой энергии можно, например, вырабатывать пар, который приводит в действие турбины и генераторы, которые используют для получения электричества. В будущем большая часть общей потребности человечества в энергоресурсах может быть покрыта за счет энергии Солнца.

    «К сожалению, пока даже самые современные технологии не позволяют людям в полной мере использовать даровую солнечную энергию в необходимых объемах. Пока лидерами ее потребления на нашей планете являются растения. Животные тоже не могут ее использовать для поддержания собственной жизни. Лежащий на пляже человек загорит, нагреется и проголодается. Он никогда не сможет жить только благодаря солнечной энергии, а растения обладают этой удивительной способностью благодаря особому веществу – хлорофиллу.» (Афонькин С.Ю. Космос. школьный путеводитель). С помощью солнечной энергии растения производят пищу для себя буквально из воздуха.

    Жар, который пылает в растопленной дровами печке, - это тоже энергия Солнца, которую когда-то запасли деревья для своих нужд. Каменный уголь образовался из древних растений и его энергия также имеет «солнечное» происхождение. По мнению многих ученых, даже нефть и получаемый из нефти бензин, своим происхождением обязаны нашему Солнцу. И получается, что и автомобили двигает Солнце.

    Со временем большинство домов будут строиться с крышами, способными накапливать солнечное излучение и превращать его в электрическую энергию. Человек научится подражать растениям и станет синтезировать продукты из воды и воздуха. Автомобилям и самолетам не нужен будет бензин, а компьютеры не придется втыкать в электрическую розетку. Время этих чудес настанет, когда человечество в полной мере научится пользоваться источником космической энергии – звездой по имени Солнце.

    Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Издавна у разных народов Солнце было объектом поклонения. Его считали самым могущественным божеством, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека. Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит, проходит свой дневной путь по небу и заходят за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды. Недостаток точных знаний часто порождает легенды. Некоторые из них я хочу представить вашему вниманию.

    Экспериментальная часть

    Опыт №1

    Мы провели опыт с комнатными растениями. Одно растение мы убрали в тёмное место, а другое оставалось на свету. Через некоторое время мы заметили, что растение, находящееся в темноте, завяло, сбросило листья. А второе продолжало расти, пустило побеги, набрало цвет.

    Вывод:

    Для того, чтобы растение росло, ему нужен солнечный свет.

    Опыт №2

    Мы взяли семена фасоли, разделили их на две равные части и положили их на влажную вату в стеклянные банки. Одну банку поставили в тёплое место, а другую – в холодильник. Семена в обеих банках регулярно смачивали водой. Через несколько дней семена из банки в тепле проросли, а в банке в холодильнике они остались без изменений.

    Вывод:

    Для того чтобы растение росло, ему необходимо тепло. А без тепла оно погибнет.

    Из проделанной мною работы я сделала выводы:

            1. Солнце – стимулятор роста растений.

              Солнце даёт тепло и свет для жизни всего живого на Земле.

              Благодаря Солнцу – есть кислород на нашей планете.

    заключение

    Проводя исследования в рамках проекта по теме «Солнце – источник жизни», я научилась добывать информацию из разных источников. Удалось изготовить макет Солнца (это оказалось,очень увлекательным занятием). Я самостоятельно сделала фотографии Солнца. Выучила стихотворения. Посетила детскую библиотеку. Посмотрела познавательный мультфильм о Солнечной системе. Читала детскую энциклопедию Космоса, школьный путеводитель и другую литературу о Солнце. Провела опрос одноклассников. А также получила ответы на многие вопросы и сделала для себя выводы, что:

    Солнце – имеет шарообразную форму

    Солнце – выделяет свет и тепло

    Солнце – это огромная звезда раскаленного газа

    Солнце – определяет погоду на Земле

    Солнце – это звезда, дающая нам жизнь

    Солнце – это самая важная для нас звезда

    ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ!

    Эти слова – из песни, которую хорошо знают и взрослые и дети. Действительно, всем хочется, чтобы никогда не погасло Солнце, дающее нам тепло, свет и жизнь.

    Исследовательская работа помогла мне раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле и убедиться в том, что Солнце – это главный источник жизни на Земле.

    Объектом моего исследования было Солнце. Занимаясь проектом, я достигла цели, которую поставила перед собой. Обращаясь к различным источникам информации можно узнать много интересного об окружающем нас мире. Про Солнце можно говорить бесконечно. И я хочу продолжить знакомство с Солнечной системой и Космосом. А также узнать о других планетах и звездах.

    Библиографический список

      Джон Фарндон. Детская энциклопедия Космоса. М., «ЭКСМО», 2011г.

      Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах»

      Чуковский К.И. «Краденое Солнце». М., « Алтей-Бук», 2012г.

      Комаров В.Н. Приглашение к звездам. М. « Детская литература», 1985г.

      Левитан Е.П. Сказочные приключения маленького астронома. М., « Детская литература», 1990г.

      Афонькин С.Ю. Космос. Школьный путеводитель. СПб., « Балтийская книжная компания», 2013г.

      Эрих Абельакер. Солнце. Энциклопедия. М., «Издательство Мир книги». 2009г.

    Приложение

    Опрос

    Мы решили узнать, что знают о солнце мои ровесники. Я провела исследование методом опроса учеников в своем классе. Для этого мы с моим руководителем составили анкету, и я попросила ответить на заданные вопросы учащихся нашего класса. Потом мы обработали заполненные анкеты, и вот что у нас получилось:

    Анкета

    1.Что такое Солнце?

    а) звезда – 80%

    б) планета – 10%

    в) небесное тело – 10%

    2.Как вы думаете, вред или пользу приносит нам Солнце?

    а) пользу – 90%

    б) вред – 5%

    в) затрудняюсь ответить – 5%

    3.Какую пользу приносит Солнце?

    (ваши варианты ответов)

    а) тепло – 60% б) свет – 20% в) другие ответы – 10%

    4.Как вы думаете, на каком расстоянии от нас находиться солнце?

    (ваши варианты ответов)

    а) очень большом – 90% б) не знаю – 5% в) другие ответы – 5%

    По результатам опроса я выяснила, что большинство ребят (80%) знают, что Солнце – это звезда. Почти все ученики считают, что Солнце приносит пользу (тепло, свет и другое). 90% считают, что оно находится от нас на очень большом расстоянии.

    Легенды о Солнце

    Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Дождь-бог, или Ярило. Князья, чтобы укрепить свою власть, чтобы возвеличить себя, старались внушить людям, что являются потомками бога Солнца. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздники масленицы (блин как образ Солнца), пасхи, когда с приходом весны обновляется природа.

    Издревле люди селились вблизи воды. Большая река Нил играла важную роль в жизни древних египтян. От времени ее разлива зависело начало полевых работ, сроки уборки урожая, на лодках можно было перевезти груз. Люди представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке. Ночью он по подземному Нилу перебирается на другой край неба, под землей побеждает злого бога тьмы, который коварно набрасывается на Ра, но бог Солнца каждый раз оказывается сильнее. Добро и свет побеждали.

    По представлениям древних греков миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса - верховного бога. В переводе с греческого языка Гелиос означает Солнце. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с квадригой быстрых коней он каждое утро с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он из колесницы пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту восхода. Так объясняли греки движение Солнца.

    Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так, жители древней Африки считали, что Солнце - это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку - становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать - наступает ночь. Древние китайцы думали, что Вселенная - это тело великана, который рос почти 17 тыс. лет, до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, правый - Луной, а голос - громом.

    Древние австралийцы полагали, что Солнце - это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо! От ее красоты и доброты людям стало тепло и светло. Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Но прошло еще очень много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце, звездах и планетах.

    С древних времен люди поклонялись Солнцу, украшали одежду и посуду солнечными узорами, сочиняли пословицы, загадки, заклички. В его честь устраивали праздники.

    Солнцу радуются и взрослые и дети. Теплое, ласковое солнышко дарит нам хорошее настроение.

    Солнечные странички

    Пословицы

    На солнышко во все глаза не взглянешь.

    Что мне золото – светило бы солнышко.

    Солнышко низенько, так и вечер близенько.

    Худо лето, когда солнца нету.

    Солнышко садится – надо домой торопиться.

    Где солнце пригреет, там и вода примелеет.

    Кто от солнца убегает, тот всегда прозябает.

    Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

    Солнышко садится – лентяй веселится; солнышко всходит – лентяй с ума сходит.

    При солнышке тепло, при матери добро.

    Придет солнышко и к нашим окошечкам.

    От солнца бегать - света не видать.

    Солнышко на всех ровно светит.

    Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

    Солнце встанет, так и утро настанет.

    Солнце всходит - старым радость, а заходит - молодым сладость.

    И сокол выше солнца не летает.

    И красно солнышко на то такое солнце.

    Закличка:

    Солнышко – солнышко,

    Выгляни в окошко!

    Наши детки пляшут,

    Солнышку машут,

    Лепёшку валяют,

    Тебя поджидают.

    Во двор зовут,

    Громко песни поют.

    Загадки о Солнце.

    До чего сияет ярко,

    Щедро дарит всем подарки:

    Теплоту, добро и свет

    Миллионы долгих лет.

    Утром выгляну в оконце,

    В небе радостное…

    Колокольчик синенький прозвенел букашке:

    Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

    Выросла над облаком жёлтая такая,

    Яркая, лучистая, очень уж большая?

    Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,

    Это крупное светило под названьем…

    Ты весь мир обогреваешь,

    Ты усталости не знаешь,

    Улыбаешься в оконце,

    И зовут тебя все...

    Без него плачемся,

    А как появится,

    От него прячемся.

    Голубой платок, алый колобок,

    По платку катается, людям улыбается.

    Без него плачемся,

    А как появится,

    От него прячемся.

    Что выше леса,

    Краше света,

    Без огня горит?

    На улице рубашка,

    В избе рукава.

    Алёна Никитина

    Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Какое оно - Солнце?» на базе экспериментальной площадки по программе этно-экологического воспитания дошкольников "Загадки родной природы" под руководством Мурашкиной Т. В.

    Никитина А. В.

    Альмешкина Г. М.

    Паспорт проекта:

    Место реализации проекта - МБДОУ «Детский сад №112» г. Чебоксары Чувашской Республики.

    Продолжительность проекта - 1 неделя.

    Участники проекта - воспитанники старшей группы "Колокольчик", воспитатели группы, а также родители воспитанников.

    Цель проекта – Дать детям преставление о Солнце, как об источнике жизни на нашей планете, о значимости солнечного света и тепла для роста и жизни растений.

    Задачи проекта:

    Познакомить детей со различными методами добычи информации об изучаемом объекте на примере Солнца.

    Развивать навыки наблюдения за Солнцем.

    Развивать познавательно-исследовательские навыки, умение находить причинно-следственные связи и делать выводы.

    Формировать у детей первичных представлений о Народном календаре, о народных приметах о погоде по Солнцу.

    Учить зарисовывать карты-схемы народных примет по Солнцу.

    Развивать у детей устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе.

    Планируемые результаты проекта:

    развитие интереса к явлениям и объектам неживой природы и их влияние на объекты живой природы;

    развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, экспериментированию;

    развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и проводить целенаправленный анализ явлений.

    У педагогов:

    приобретение нового опыта работы по проектной деятельности, повышение профессионального мастерства;

    пополнение развивающей среды в группе;

    повышения мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;

    разработка конспектов занятий;

    практический материал по всем видам детской деятельности.

    Продукты проекта:

    Календарь Народного природоведения в группе;

    Выставка творческих работ "Орнамент Солнца";

    Сборник стихов, потешек и загадок про Солнце;

    Схемы народных примет о погоде по Солнцу.

    Методы, используемые в процессе реализации проекта:

    Словесные (познавательные беседы, опрос взрослых, чтение сказок и стихов);

    Наглядные (просмотр фотографий и иллюстраций, презентаций);

    Практические (наблюдение, экспериментирование, зарисовка схем, творческая продуктивная деятельность).

    Реализация проекта.

    1. Познавательные беседы по темам: "Солнце - звезда", "Восход солнца", "Закат солнца".

    2. Чтение сказок «Краденное солнце», «Подарок для солнышка», «В гостях у солнышка», «Четыре лебедя», «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

    3. Дидактические игры "Горячо-холодно", "Прочитай примету по схеме", "Если--- то. ".

    Подвижные игры "День-ночь", "Солнце и планеты".

    4. Наблюдения:

    Наблюдали солнце в пасмурную погоду – наблюдение не удалось, так как солнце не было видно.

    Наблюдали солнце в ясную погоду – смотреть на солнце нельзя в ясную погоду, потому что светит очень сильно.

    Утром солнце немного светит в окно группы, оно находится над первым корпусом детского сада, днем солнце совсем не светит в окна группы, оно находится над нашим корпусом, а вечером солнце находится за соседним домом.

    Вывод: солнце можно наблюдать только днем и в ясную погоду, Солнце «путешествует» по небосводу в течение дня.

    Наблюдение за движением солнца по небосводу в течение дня.

    В начале прогулки дети положили формочку на тень от столба.

    Через 15 минут увидели, что тень сместилась. Снова положили на нее формочку. Через некоторое время тень снова «убежала».

    И так в течение всей прогулки дети с удовольствием следили за движением тени.

    5. Рассматривание детских энциклопедий.



    6. Просматривали презентации о Солнце, о Солнце в Чувашских узорах.


    7. Аппликация «Солнце в чувашском орнаменте».



    8. Экспериментирование:

    Дети обратили свои лица к Солнцу и рассказали о своих ощущениях: стало тепло, приятно.

    Потом они отвернулись от солнца: холодно лицу.


    9. Экспериментирование:

    В начале прогулки положили кусочек снега и одну формочку на солнце, другие кусочек снега и формочку спрятали в ящик.

    В конце прогулки на солнце кусочек снега почти полностью растаял, а формочка немного стала теплее. В тени (ящике) с кусочком снега и формочкой ничего не произошло.




    10. Опыты: Опыт «День - ночь».

    Опыт «Солнечное затмение».


    11. Опыт «Значение солнечного света и тепла для роста растений на примере лука».

    Поместили луковицы в разные условия:

    1 – вода, свет, тепло;

    2 – вода и тепло, но отсутствие солнечного света (в темноте).

    3 – вода и свет, но отсутствие тепла (на холоде).


    Дети вели дневник наблюдения по-недельно за ростом лука в различных условиях.


    12. Знакомились с народными приметами о погоде по солнцу и зарисовывали схемы народных примет о погоде по восходу и закату солнца.


    Если при восходе солнца небо окрашено во все цвета, нужно ждать в этот день дождя.

    Если солнце после восхода тотчас зайдет за тучу, будет дождь.

    Если восход солнца красный, будет дождь.


    Если закат солнца красный, то на другой день или дождь, или ветер.

    Если солнце садится в толстую тучу, то на другой день с утра дождь.


    Если вокруг солнца круг, летом будет дождь, зимой – вьюга.

    Если круг этот будет близко к солнцу – ненастья не будет.


    13. Обновили уголок природы в группе. Календарь авторский, идея и материалы взяты у Евгении Леоновой в блоге мамаделки. ру.




    Спасибо за внимание!

    МОУ «СОШ № 1 р. п. Татищево»

    Ход проекта

    Урок - путешествие на тему: «Свет – наш, солнышко»

    Приложение 1 (презентация)

    1. Организационно-подготовительный этап.

    Цель этапа: приветствие, организация внимания и раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

    Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в космическое путешествие на летающем корабле, а вы будете его пилотами.

    Внимание! Всем пилотам занять свои места! Слайд 0

    Игра «Старт»

    Учитель: Пристегнуть ремни!

    Ученики: Есть пристегнуть ремни!

    Учитель: Включить зажигание! Включить мотор!

    Ученики: Есть включить мотор!

    10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,0, СТАРТ!

    2. Постановка учебных целей.

    Цель этапа: обеспечить мотивацию учения.

    Учитель: Командир корабля, доложите, как идёт полёт?

    Командир: Две минуты, полёт нормальный. Но мы получили сообщение на головной компьютер с планеты Земля. (чтение текста)

    Слайд 1

    Учитель: Пилоты, вам понятна наша задача?

    Ученики: Да!

    Учитель: Тогда я предлагаю собрать совет и действовать по плану. Ваши предложения.

    3. Усвоение новых знаний.

    Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание существенных признаков и понятий о Солнце.

    1) Учитель: Я, как главный научный консультант, предлагаю сначала выяснить, к каким объектам природы относится Солнце?


    Ученики: Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.

    Учитель: Какие ещё объекты относятся к неживой природе? А какие объекты мы относим к живой природе? (дети дают варианты ответов)

    Слайд 2

    Подводится вывод: Солнце – объект неживой природы.

    Специалист по словарям: Я, как специалист по словарям нашла в словаре значение слова «Солнце»,

    Слайд 3 (читает с компьютера)

    «СОЛНЦЕ» - центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная звезда – карлик спектрального класса G 2, масса около М ¤ ~ 2.103 кг, радиус R ¤ = 696т. Км, средняя плотность 1, 416.103 кг/м3, эффективная температура поверхности (фотосферы) около 6000К. Период вращения (сидонический) изменяется от 27 суток на экваторе до 32 суток у полюсов. Химический состав, определённый из анализа солнечного спектра: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С.»

    Учитель: Пилоты, всё ли вам понятно в этом тексте? (нет) В каком стиле написан текст?

    Ученики: В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины.

    Учитель: Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация).

    2) Работа по учебнику

    Учитель: Ещё можно найти информацию и в странице учебника (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию)

    Учитель: Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли?

    Слайд 4

    Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

    Специалист по истории: Слайд 5

    Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком . Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступление темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца.

    3) Задание для пилотов: рассмотреть и раскрасить солнечные узоры.

    Специалист литературовед: Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве.

    Слайд 6 (дети делают физ. минутку)

    Учитель: А ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу. Кто ещё знает и расскажет?

    4) Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!»

    4. Формирование навыков научной организации труда.

    Цель этапа: максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладение способами действий через практическую опытную деятельность.


    Учитель: Пилоты, но мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические.

    1специалист исследователь: Я провёл наблюдение за появлением Солнца на Земле. Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года. Слайд 7

    2 специалист исследователь: Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещённом помещении, а второй поставила в тёмной комнате. Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца.

    3 специалист исследователь: Я взял для своего опыта зеркало и навёл его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит о том, что солнечный свет отражается в предметах. Слайд 8

    Учитель: А я знаю, что солнечный луч может преломляться. В 1666 году Исаак Ньютон пропустил солнечный луч через кусок стекла, называемый призмой. Свет, который прошёл через призму, распался на все цвета радуги. Так Ньютон открыл, что обычный белый цвет состоит из многих цветов, смешанных друг с другом. Слайд 9-10

    5. Обобщение знаний.

    Цели этапа: Обеспечить у учеников обобщённых понятий и умений выделять главное из потока информации.

    Учитель: Пилоты, мы достаточно собрали информации о Солнце? Тогда давайте подведём итог по плану:

    Слайд 11

    v Солнце это – плазменная звезда

    v Солнце предмет неживой природы

    v Оно даёт тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле

    v Почитается людьми и находит отражение в творчестве

    v Лучи солнца отражаются и преломляются через предметы

    Учитель: Пилоты, вы согласны с этим выводом? Есть дополнения? Тогда нам необходимо вернуться домой на Землю.

    Игра «Пуск»

    6. Рефлексия.

    Цель этапа: осмысление своих действий и самооценка.

    Учитель: Ребята, вот и подошёл к концу наш полёт. Понравился он вам? Мы смогли выполнить поставленную нам задачу. Оцените своё участие в данном проекте (карточки самооценки учащихся)

    7. Итог урока:

    Оценивание детей учителем.

    8. Домашнее задание:

    Слайд 12

    Итог реализации проекта

    На уроке изобразительного искусства нарисовали стенгазету на тему: «Солнце источник света и тепла»

    error: