Хороший человек - не профессия - психология эффективной жизни - онлайн-журнал. Хороший человек – это не профессия Биология нас к этому не готовила

На первый взгляд кажется, что фраза «Хороший человек - не профессия» представляет собой абсолютную банальность, что она примитивна и элементарна. Действительно, если мы хотим от человека выполнения неких профессиональных обязанностей, то нам не слишком важны его личные качества, важнее - уровень профессионализма.

Но если бы эта фраза была всего лишь банальностью, она не стала бы так известна, ее не повторяли бы так часто. Значит, в ней содержится какой-то парадокс, какое-то внутреннее противоречие, что позволяет ей претендовать на некую мудрость. И парадокс этот становится очевиден, если хоть чуть-чуть подумать.

Итак, утверждается, что есть кое-что поважнее самой главной оценки человека. Хороший человек, как выясняется, может иногда, в некоторых ситуациях оказаться далеко не самым полезным, а то и просто вредным. А вот плохой человек в этих же случаях может быть гораздо полезнее, чем хороший. То есть выбор между добром и злом, между хорошим и плохим не имеет всеохватного, универсального значения, порой он даже вредит человеку, обществу, миру. Вот в чем парадоксальность и секрет успеха данной фразы.

Попробуем теперь разобраться, где здесь логическая ошибка.

Самое главное состоит в том, что термин «хороший человек» имеет несколько разных значений.

В глобальном смысле хороший человек - это активный служитель добра, отказывающийся от зла в любых формах. К таким людям данная фраза не имеет отношения.

Но в локальном, бытовом смысле мы порой называем хорошим человеком покладистого, неконфликтного, вежливого, готового выслушать других и посочувствовать им. Он не служит злу активно - и уже за это мы готовы признать его хорошим. И вот именно по отношению к таким «хорошим» людям рассматриваемая фраза действительно оказывается часто абсолютно правильной, хотя и банальной. Такие «хорошие» люди вполне могут быть недостаточно умными, малообразованными, неумелыми, ленивыми, что мешает любому делу. Такие люди могут быть даже скрытыми, пассивными служителями зла, поэтому называть их «хорошими» вообще-то неправильно.

По-настоящему хороший человек - это прежде всего человек честный. Поэтому к любому делу он относится добросовестно. Он никогда не обманывает ни партнеров, ни коллег по работе, ни тех, для кого работает. Хороший человек никогда не согласится занять должность, для которой ему не хватает образования, способностей, особенностей характера, здоровья, желания работать. Хороший человек всегда будет стремиться к тому, чтобы наиболее эффективно выполнять свои обязанности. Для хорошего человека самое важное - не корысть, а польза дела. Если он чувствует, что дело, которым он занимается, действительно важное, он готов работать за минимальное вознаграждение (и как же это качество любят у нас использовать!). Поэтому если за какое-то дело берется хороший человек, то можно быть спокойным - все будет в порядке.

Зато по-настоящему плохой человек способен завалить любое дело, которое ему поручат. Даже если он умен, образован, энергичен, целеустремлен, но у него нет чести, совести, ответственности, он будет бесполезен и даже вреден на любой работе. Плохой человек всегда будет думать прежде всего о своих личных интересах, о том, как поменьше сделать и побольше получить. Он будет стремиться за свои профессиональные обязанности получить дополнительное вознаграждение в виде прибавления зарплаты, взяток, воровства, ухода от налогов. Он постоянно будет стараться сменить место работы на более выгодное, теплое, хлебное, пусть даже и требующее регулярных нарушений закона.

Может быть, данному вопросу и не стоило бы уделять столько внимания, если бы из рассматриваемой фразы не делали все чаще и чаще совершенно неверные выводы.

Например, многие уже вполне серьезно полагают, что хорошо работать может только негодяй.

Мол, хорошо работать чиновником будет только тот, кто при этом быстро обогащается за счет взяток и расхищения государственных средств. То есть хорошо работает только тот, кто хорошо ворует. А кто плохо ворует, тот и работает плохо. Честно работать за зарплату не будет ни один дурак. Поэтому надо закрывать глаза на быстрое обогащение чиновников, ни в коем случае нельзя выяснять, откуда у них средства, тем более конфисковывать у них имущество. Иначе никто не пойдет работать чиновником.

Точно так же хорошим бизнесменом может быть только тот, кто работает нечестно: уходит от налогов, платит своим работникам низкую зарплату, сбывает некачественный товар, дает чиновникам взятки, наживается на насилии и человеческих пороках. Вот такой энергичный, изобретательный, алчный и бессовестный человек действительно может достигнуть успеха. При этом польза от его бизнеса - это незначительный побочный продукт от его личного обогащения. Поэтому ни в коем случае нельзя устанавливать в бизнесе честных законов и строго следить за их неуклонным соблюдением. Это может отпугнуть от бизнеса самых бесчестных, то есть самых успешных, и стране будет нанесен большой урон.

Но ставка на зло, на его служителей никогда не приносит настоящей, долговременной пользы. Временная выгода от этого в конце концов обязательно обернется массовым падением нравственности и экономическим крахом.

Все время спорим с мужем какой сотрудник лучше: к репкий профи и полное г...о как человек; или порядочный человек, но добротный середнячок в работе ? По состоянию на сегодня к консенсусу не пришли! Продолжаем спорить.

Первое мнение: «Хороший человек - не профессия? »

Всем приходилось слышать эту фразу. Как правило, хорошим человеком мы называем покладистого, неконфликтного, вежливого, готового выслушать других и посочувствовать им сотрудника . К онечно, хорошие люди бывают разные - есть и откровенные бездельники, но сейчас не о них! П росто когда в активе есть не только профессиональные навыки, но и человеческий капитал, это огромный плюс.

По-настоящему хороший человек — это прежде всего человек честный. Поэтому к любому делу он относится добросовестно. Он никогда не хитрит ни перед коллегами по работе, ни перед работодателями. Не лукавит, хотя вовремя высказанная правда перед последними иногда очень сказывается на его каръере. Как ни парадоксально, «комплиментарщиков» любят больше, чем тех, кто может сказать правду — матку. Хороший человек никогда не согласится занять должность, для которой ему не хватает образования, способностей, здоровья или элементарного желания работать. Он всегда будет стремиться к тому, чтобы наиболее эффективно выполнять свои обязанности, пусть даже в силу своих ограниченных возможностей . Для хорошего человека самое важное — не корысть, а польза дела. Если он чувствует, что дело, которым он занимается, действительно важное, он готов работать за минимальное вознаграждение. К ачество, которое, к сожалению, любят у нас эксплуатировать нечестные работодатели, организовывая работу по принципу «Кто едет, того и погоняют », а кто тихо сидит — получают заплату. Поэтому если за какое-то дело берется хороший человек, то можно быть спокойным — все будет в порядке. Вы получите ожидаемый «продукт». «Ожидаемый» - в смысле то, на что максимально способен этот человек.

Н апример, «блестящих» юристов много, а вот просто порядочного правоведа поди — сыщи!

Второе мнение: «Профессионал — не всегда «хороший человек»

П о-настоящему плохой, даже талантливый в своей профессии человек способен не только блестяще выполнить, но и «блестяще» завалить любое дело, которое ему поручат. Даже если он умен, образован, энергичен, целеустремлен, но у него нет совести и ответственности, он будет бесполезен и даже вреден на любой работе. И чем талантливее он в своей профессии, тем эффективней может навредит. Плохой человек всегда будет думать прежде всего о своих личных интересах, о том, как поменьше сделать и побольше получить. Он будет стремиться за свои профессиональные обязанности выклянчивать под любыми предлогами дополнительное вознаграждение за «допуслуги». Такой человек — не кошка, которая привязывается к своему дому и хозяину. Он в постоянном поиске где лучше, удобней и сытней. И предает старых работодателей так же легко, как обещает «райские кущи» новым.

Какой из этого вывод?

Хороший человек и высокий профессионал одновременно - это, безусловно, клад! Но вот почему — то практика показывает, что таких людей катастрофически мало. Здесь, как в анекдоте про обезяну — либо умная, либо красивая.

Почему так несовместимы порядочность и профессионализм — вопрос отдельный. Решать его можно бесконечно. А работники нужны! Причем не «на когда-то», а чаще - «еще вчера».

Поэтому и приходится делать нелегекий выбор.

ПРОФЕССИЯ - ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК

Классный час, посвященный проблеме нравственного самоопределения при выборе профессии

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

С развитием рыночной экономики ученые отмечают деградацию человеческих ресурсов в нашей стране. Это подтверждают множество социологических опросов с начала 1990-х гг. Так, только 7% взрос­лого населения считали, что заработок зависит от личных усилий, остальные связывали успех с деньгами, связями, спекуляцией, мо­шенничеством. «По своей системе ценностей типичный россиянин начала XXI в. - это даже в большей степени "типичный американец", чем житель самих Соединенных Штатов» (Исследование «Томская инициатива», 2002-2003 гг.). Ученые подчеркивают, что основа про­фессионализма - в нравственности. Только нравственная личность может быть эффективной. И только на этом нравственном фундаменте можно строить эффективную экономику, возрождать нормальные человеческие отношения.

Ключевые понятия предлагаемого классного часа: эффективная лич­ность, саморазвитие, самостоятельность мышления, хороший человек.

Цели: дать детям представление о нравственной основе профессионального выбора; формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность, воспиты­вать отрицательное отношение к карьеризму, погоне за наживой, халтуре; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Оформление:

Написать на доске задания для групповой работы:

Незавершенные предложения:

1. Идеальный работник должен...

    Идеальный руководитель должен...

    Идеальная работа должна...

Признаки эффективной личности:

Эффективная личность:

1. Это нравственная личность.

    Это саморазвивающаяся личность.

    Это самостоятельно мыслящая личность.

План классного часа

    Интерактивная беседа.

    Незавершенные предложения (Работа в группах).

    Работа с понятием «эффективная личность».

    Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?».

    Заключительное слово.

VI . Подведение итогов.

Ход классного часа

I . Интерактивная беседа

Классный руководитель . Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы детей.)

Ну хорошо, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России по­меняли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо?

Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?

Нужно ли бояться, что придется менять профессию?

(Высказывания детей.)

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприя­тия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Примерные ответы детей:

    Нужно получить 2-3 образования.

    Нужно овладеть смежными специальностями.

    Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.

    Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.

II . Незавершенные предложения

Классный руководитель . Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.

    1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложе­ние (читает с доски).

    2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение (читает с доски).

    3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение (читает с доски).

(В течение 5 минут дети обдумывают ответы.)

Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?

(Представители групп выступают.)

И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.

III . Работа с понятием «эффективная личность»

Классный руководитель . Сейчас стало очень модным словосочетание «эффективная личность».

Эффективная - значит результативная, успешная, счастливая. Эф­фективная личность обладает такими характеристиками (читает с доски). Раскройте смысл этих понятий, работая в группах.

(В течение 5 минут дети обсуждают смысл понятий.)

Итак, раскрываем смысл понятия «эффективная личность». Три характеристики. Слово представителям групп.

    Что значит «нравственная личность»?

    Саморазвивающаяся личность?

    Самостоятельно мыслящая личность?

(Дети дают ответы с места, дополняют и уточняют.)

А теперь давайте попробуем определить признаки неэффектив­ной личности. Пусть каждая группа подберет антонимы к своей ха­рактеристике. Без подготовки.

(Представители, дополняя друг друга, дают характеристики неэффек­тивной личности.)

Примерные ответы:

Неэффективная личность...

Безнравственная, работает ради денег, карьеры, все подчиняет личной выгоде и т. п.

Не хочет работать над собой, ищет покоя, комфорта, хочет рас­слабиться и т. п.

Подражает другим, живет по шаблону (реклама), некритически следует общепринятому образу жизни (ценности, стиль, темп, имидж, вещи и т. п.).

Классный руководитель . А теперь вопросы ко всем.

    Кого в нашем классе можно назвать эффективной личностью?

    Считаете ли вы себя эффективной личностью?

    Хотите ли вы быть эффективной личностью? (Дети отвечают.)

Некоторые ученые предполагают, что если бы Россия смогла воспитать несколько поколений эффективных людей, она вошла бы в число высокоразвитых стран мира.

IV . Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?»

Классный руководитель . Мы говорили о том, что нравст­венность - это важнейший признак эффективной личности. Другими словами: хороший работник должен быть хорошим человеком. А как же тогда поговорка «Хороший человек - это не профессия»? Может быть, поговорка неверная, или под словами «хороший человек» подразумевается что-то другое. Давайте проведем дискуссию на эту тему. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса. Обсудим этот вопрос. Как и когда могла появиться у нас такая поговорка? (Появилась с тех пор, когда на производство приходили полуграмотные специалисты, которые даже читать и писать не умели)

Какой смысл вкладывается в эту поговорку? В каких ситуациях ее употребляют? (Когда говорят о плохом, малограмотном, неумелом, ленивом работнике, которого терпят только за то, что он ни с кем не ругается, вежливый, добрый, но толку от него мало и т. п.)

Почему словосочетание «хороший человек» звучит иронически в этой фразе? (Потому что подразумевается, что нужно еще что-то уметь делать.)

Кто такой в действительности «хороший человек»? (Тот, у кого есть честь и совесть. Он никогда не возьмется за работу, для кото­рой у него нет образования, способностей, желания. Для него глав­ное - не корысть, а польза дела.)

Применима ли к нему эта поговорка? (Высказывания детей.)

А плохой человек - это профессия? Можно ли поручить дело пло­хому человеку, даже если он очень умный, образованный, пробив­ной? (Если у него нет ни чести, ни совести, ни ответственности за дело, если он работает только ради выгоды - он может принести много вреда, даже пойти на преступление.)

Ответственность, совесть, честность - как эти качества характера связаны с мастерством, квалификацией? (Нужно во все вникать, до всего докапываться, ничего не пропускать, все изучать добросове­стно, тогда ты станешь мастером своего дела.)

А может ли бессовестный, бесчестный, безответственный человек быть хорошим специалистом? (Врядли, он будет халтурить во всем, искать только свой выгоды, даже во вред делу.)

А может ли такой человек занять высокое положение, получить ордена и награды? (Очень часто так бывает.)

А кто из вас считает себя хорошим человеком? В чем это прояв­ляется? (Дети отвечают.)

Кого вы считаете хорошим человеком? Уважаете ли вы его? (Вы­сказывания детей.)

Какой пример вы могли бы привести, чтобы доказать, что мас­терство специалиста не зависит от того, сколько денег он требует за свою работу? (Дети отвечают.)

Наше обсуждение закончилось. Какой вывод можно сделать по поводу этой пословицы?

Примерные ответы детей:

    Выражение «хороший человек» здесь употребляется с иронией, имеется в виду «хороший» только по внешним признакам, а не по внутренним качествам. Хороший человек никогда не возь­мется за работу, которая ему не по силам.

    Хороший человек - это, действительно, не профессия. Но это основа профессионализма.

V . Заключительное слово

Классный руководитель . Что от нас требуется? быть нормальными людьми. Надежными и верными людьми, на которых можно положиться. Тогда и любая профессия станет нам интересна. А об эффективной личности говорил еще великий русский педагог К. Ушинский: «Только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нрав­ственности и счастья».

VI . Подведение итогов

Классный руководитель . Доброта, честность, ответ­ственность - пригодится ли это вам при выборе профессии? Нужно ли знать, что такое эффективная личность?


Как найти «работу» в одной из самых близких к Господу организаций, и что подразумевает в Церкви компетентность - рассказывают Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) и его «правая рука» - митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами УПЦ.

– Как попасть на работу в Православную Церковь?

Во-первых, Церковь - это не бизнес-корпорация, и сюда не поступают на работу, а приходят по зову сердца. У священников - не работа, а служение. А если мирянин пожелает трудиться в каких‑либо церковных структурах, важным для него будет толь­ко одно - призвание христианина. Поэтому вопрос упирается в личный выбор человека, а главной мо­тивацией для принятия решения должна быть ис­ключительно любовь к Богу и людям.

Митрополит Антоний: Принято говорить, что в Церкви не «работают», а служат. Это касает­ся и священников, и каждого человека, который вы­бирает путь служения Богу. Всякий, кто слышит в сердце призвание к такому служению, может его реализовать в Церкви.

– Какими качествами должен обладать кандидат?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Как сказал один богослов, чтобы стать настоящим хри­стианином, нужно сначала стать настоящим челове­ком. И хотя среди обычных работодателей существу­ет мнение, что хороший человек - это не профессия, и профессиональные качества важнее человеческих, с христианской точки зрения все как раз наоборот. Главное тут человек и лучшие человеческие качества: честность, искренность, верность.

Митрополит Антоний: Прежде всего, предан­ность Христу. Человек, который решает служить Богу, должен быть готов отказаться от всего, чтобы следовать за Христом.

– Престижно ли служить в Церкви?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Весь­ма символично, что понятие «престиж» происхо­дит от латинского слова, которое означает иллюзию, обман чувств. И действительно, для многих поиски престижности превращается в погоню за миража­ми. И если в мирском смысле слово «престиж» озна­чает признание и некое уважение, то в Церкви все это достигается через положительное взаимное от­ношение к миру и людям. Как сказал преподобный Максим Исповедник, «мое только то, что я отдал».

Митрополит Антоний: Если вспомнить апосто­лов, едва ли можно сказать, что они избрали для себя «престижную работу». Почти все ближайшие учени­ки Христа окончили жизненный путь мученической смертью. Мы все наследники апостолов и должны быть готовы отдать жизнь за Христа. В глазах мира это безумие, а не престиж.

– Есть ли у вас понятие здорового карьеризма? Если да, в чём он заключается?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Карье­ра - это показатель того, насколько успешен человек в осуществлении той или иной профессиональной деятельности. А главным двигателем профессио­нального успеха должны быть интерес и любовь че­ловека к делу, которым он занимается. Если работа приносит удовольствие и радость, является приори­тетом в жизненных интересах, то и результат - вну­тренний и внешний - будет соответствующим.

Митрополит Антоний: Если под карьеризмом понимать стремление получить как можно больше власти и материальных благ, такой карьеризм чужд Евангелию. При этом каждый христианин, и тем бо­лее тот, который приходит на служение в Церковь, должен стремиться раскрыть таланты, данные ему Богом. Если человек зарывает талант в землю, не раскрывая свои дарования, он попадает под осу­ждение. Призвание человека - стремиться к совер­шенству.

– Как вы заботитесь о повышении квалификации персонала?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Не­сколько лет назад мы провели курсы повышения квалификации для преподавателей Духовных школ. Кроме того, регулярно в Украине и за рубежом про­ходят конференции, научные симпозиумы и круг­лые столы для представителей нашего духовенства и сотрудников церковных отделов.

Митрополит Антоний: В Церкви есть учеб­ные заведения, которые готовят кандидатов и в свя­щеннослужители, и для иных церковных должно­стей. Церковь поощряет получение священниками и светского образования, чтобы они могли нести служение с еще большим успехом. Те, кто чувству­ет к этому способность, могут заниматься богослов­ской наукой.

– За что у вас «увольняют»?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Такое происходит не часто. В основном в связи с перехо­дом на другое послушание или переездом в другую епархию.

Митрополит Антоний: «Профессиональная не­пригодность» обычно имеет в Церкви нравствен­ное измерение. Служитель Церкви, на какое бы ме­сто служения он ни был поставлен, должен помнить о высоком звании: христианин. Это обязывает нас жить в соответствии с теми нравственными нормами, которые мы проповедуем. Если же человек не отвечает высокому призванию, Церковь может запретить ему служение.

– Что вы думаете о конкуренции? Конкурируете ли вы с другими церквями?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: В Евангелии нет ни одного упоминания Церкви во множественном числе. Наоборот, Писание учит нас, что «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5). Святая Православная Цер­ковь уже две тысячи лет со дня Святой Пятиде­сятницы несет служение спасения человеческих душ, и ее спасительные действия ограничены толь­ко одним - личным выбором. Господь принес Ис­купительную Жертву за всех нас, и каждый решает сам - принять ее или пройти мимо. Спасение чело­века - вопрос Истины, а не конкуренции.

Митрополит Антоний: Что касается взаимо­отношений внутри Церкви, то еще апостол Павел говорил, что между христианами может и должно быть разномыслие, дабы открылись наиболее ис­кусные (1 Кор. 11, 19). В определенном смысле это можно назвать здоровой конкуренцией. Что же ка­сается взаимоотношений с другими конфессиями, мы не стремимся с ними конкурировать. Мы ищем единства во Христе. Как говорил святой Григорий Богослов о тех христианах, с которыми у нас нет единства: «Мы домогаемся не победы, а возвраще­ния братьев, разлука с которыми терзает нас».

– Какие важнейшие нововведения произошли в Цер­кви за последние сто лет?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Глав­ное нововведение совершилось две тысячи лет на­зад, когда в мир пришел Спаситель и открыл лю­дям ошеломляющую весть - мы не чужие друг другу и Богу, и главный закон жизни заключается в жертвенной бескорыстной любви. То, что сегодня этот вопрос как никогда актуален в своей остроте, наводит на мысль, что главные нововведения дол­жны осуществляться не в Церкви, а в самом чело­веке и в обществе. Наверное, поэтому Завет, в кото­ром мы живем, называется Новым. Он всегда будет для нас новым, требующим внутреннего обновле­ния, ибо рождается человек в падшем ветхозавет­ном состоянии и требует исправления и освящения.

Митрополит Антоний: Церковь остается то­ждественна сама себе во все века. Поэтому в сфере вероучения в нашей Церкви нет никаких нововве­дений. Что же касается внешних форм жизни Цер­кви, они постоянно меняются. Появляются новые богослужебные тексты, церковные композиторы со­здают новые произведения, иконописцы разрабаты­вают новые иконографические сюжеты. Меняется и статус Церкви в разных странах. Сегодня Укра­инская Православная Церковь является самоуправ­ляемой с правами широкой автономии. А столетие назад Церковь на территории Украины никаких ав­тономных прав не имела.

– Является ли Церковь прогрессивной организацией?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Именно с христианством связано понятие всестороннего про­гресса человеческой цивилизации, так как без Христа и Его учения все человечество осталось бы в прими­тивном состоянии дохристианской эпохи. Несмотря на постоянные проблемы в роде людском, христиан­ство все же оказало решающую роль в формирова­нии новой развитой цивилизации, особой культуры, системы нравственных ценностей. И если человек прогрессивный - это человек ищущий и думающий, то именно Церковь дает тот импульс к новой жиз­ни и тот путь, без которых никакой прогресс, будь то личностный или общественный, невозможен.

Митрополит Антоний: Церковь всегда была от­крыта к принятию того лучшего, что создает челове­чество, но это довольно консервативный институт.

Сама идея прогресса как процесса, который ве­дет человечество от мрачного прошлого к светло­му будущему, не соответствует церковному пониманию истории.­

В Новом Завете ясно сказано о том, что в конце времен человечество в нравственном отношении придет к полной деградации. Разви­тие наук и технологий еще не означает возрастание нравственности. А для Церкви главным является именно нравственное измерение жизни.

– Кому вы подчиняетесь? Кто является вашим выс­шим начальством?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Главой Церкви является Сам Иисус Христос, Который обе­щал, что не оставит нас до скончания века (Мф. 28, 20). В смысле управления земной церковной струк­турой наша Церковь Соборная. Патриархи Все­ленского Православия равны между собой в сво­ем достоинстве, и решения принимаются на основе общего взаимного согласования иерархов, священ­ников и мирян. Это принципиальный для нас во­прос, так как место главы Церкви принадлежит Тому, Кто ее создал Своей Кровью - Господу Иисусу Хри­сту. А Поместные Церкви, которые называются так по месту своего земного пребывания, руководятся Поместными Соборами и Предстоятелем.

Митрополит Антоний: В Церкви принято назы­вать всех «рабами Божиими». Внешним людям это кажется странным и даже нелепым. Но это как раз и означает, что вся наша жизнь подчинена Богу. Он является нашим «Высшим начальством».

Что же касается земного измерения Церкви, тут порядок управления в Церкви определяется как древними канонами, так и современным уста­вом. В нашей Церкви высшая власть принадлежит Собору Украинской Православной Церкви. В про­межутках между Соборами высшая власть принад­лежит Собору епископов, а в промежутках между Соборами епископов - Священному Синоду и Ми­трополиту Киевскому.

– Как сочетается церковная иерархия с идеей о том, что перед Богом все равны?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Цер­ковная иерархия не предполагает разделение лю­дей на касты. Перед Богом действительно все равны, и Господь явно указал главный принцип взаимодей­ствия между христианами: «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27).

Принцип иерархичности заложен в мироздании и является выразителем особой Божественной гар­монии, без которой мир превратился бы в хаос.

Сам человек иерархичен - в нем тело должно подчиняться душе, а дух главенствовать над ду­шой и телом. Проблемы начинаются тогда, когда иерархия нарушается и распадается личность. Так же и в церковном теле: иерархия является залогом единства и гармонии, при которых взаимная под­чиненность проявляется не во власти над другими, а в ответственности за них перед Богом, служении им и взаимоуважении.

Митрополит Антоний: Да, перед Богом все рав­ны, но в Церкви каждый несет свое служение в соот­ветствии с теми дарованиями, которые вручены ему Самим Богом. Апостол Павел ясно говорит, что уже в первые десятилетия существования Церкви в ней одни были апостолами, другие учителями, третьи имели дар управления, а кто‑то занимался благотво­рительностью. Так что служения в Церкви различ­ны, но совершаются они одним Духом. Потому раз­личие служений не означает нарушения принципа равенства всех пред Богом.

– Как вы относитесь к дизайну? Нужен ли он в ва­шей сфере?

Преображе­ние внешнего мира - отблеск нашего внутреннего состояния. Обустраивать повседневный быт, делать его красивым и привлекательным - важная и нуж­ная задача.

Митрополит Антоний: Насколько мне известно, сегодня дизайн является очень широким понятием. В него включают практически всю среду, которая окружает человека. Дизайн востребован и в церков­ной среде. Ведь мы издаем книги, журналы, газеты, создаем интернет-сайты, строим или обустраива­ем здания для церковных нужд. Во всех этих сферах нельзя достичь качественного результата без уча­стия профессиональных дизайнеров.

– Что вы думаете об архитектуре храмов? Дол­жны ли они строиться по старинным канонам, или же авторы могут вносить веяния современ­ности?

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Есть множество примеров современного решения храмо­вых архитектурных комплексов, и лично я не вижу ничего плохого в таких новых творческих подходах. Главное, чтобы у архитектора было чувство меры и понимание того высокого назначения, которому служит Дом Божий. Храм - частица Неба на земле, и самое главное, чтобы архитектура отражала эту идею. Поэтому эпатаж в данной сфере неуместен.

Митрополит Антоний: Канонические формы христианских храмов имеют вполне земное происхо­ждение. Они выросли из традиций дохристианской архитектуры. И в течение двух тысяч лет жизни Цер­кви она постоянно обогащалась новыми архитектур­ными формами. Храмы XVII века не похожи на хра­мы XVIII столетия, которые, в свою очередь, заметно отличаются от храмов, построенных в XIX веке. Этот процесс заимствования храмовой архитектурой но­вых форм никогда не останавливался и, наверное, никогда не остановится. Думаю, церковная архитек­тура всегда будет развиваться в творческом взаимо­действии между традициями и новациями.

error: