Гигиена в древней греции. Гигиена - языческая традиция и христианское пренеб. Взаимосвязь гигиены с другими науками

2.1. РАЗВИТИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Возникновение гигиены уходит в далекое прошлое, к истокам народной предупредительной медицины. В целях сохранения здоровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в неблагоприятных условиях окружающей среды. Постепенно народный опыт, накопленный за много веков и широко используемый в жизни, оформился в народную медицину.

В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, ибо происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Но уже в те далекие времена было известно, что лечение еще не предотвращает распространения массовых болезней и что наряду с умением лечить не менее важное значение имеет умение предупреждать заболевания.

Поэтому была попытка обобщить и систематизировать отдельные гигиенические советы о сохранении здоровья. В Древней Индии задолго до нашей эры были распространены многие гигиенические правила, которые затем вошли в свод законов Ману. В Китае были распространены правила диетического питания, водные процедуры, солнечное облучение, лечебная гимнастика как мероприятия по укреплению здоровья и повышению общей сопротивляемости болезням.

Особый интерес для понимания истории гигиены представляет развитие идей профилактики в Древнем Египте, Древней Греции и Римской империи. Так, в Древнем Египте задолго до нашей эры проводились работы по осушению почвы, существовали правила по устройству и содержанию улиц, сооружались водопроводы. В античной Греции уже осуществлялись систематизация и даль-

нейшее накопление гигиенических знаний. Основоположник научной медицины Гиппократ (460 г. до н. э.), обобщая знания и опыт в области лечебной медицины, сделал попытку определить значение окружающей среды для здоровья человека. Уже тогда особое значение Гиппократ придавал особенностям климата и условиям местности, образу жизни людей, труду, питанию, физическим упражнениям. Гиппократ систематизировали обобщил гигиениче-ские знания в виде трактатов: "О воздухе, воде и почве", "О здоровом образе жизни". Именно в этих трудах Гиппократ впервые определил роль и значение чистого воздуха, воды, почвы для жизни человека. В своих наставлениях Гиппократ требует от врача заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели.

Прогрессивные взгляды Гиппократа оказали большое влияние на развитие медицины не только в Греции, но и в Риме. В историю медицины вошли также имена Аристотеля, Асклепия, Галена и многих других.

Уже в Древнем Риме появляются инженерные сооружения для водоснабжения и канализации, которые для той эпохи являлись настоящим чудом. Осуществлялось строительство полей орошения, были попытки организации санитарного надзора за жилищным строительством, продажей пищевых продуктов.

Однако в то время в Греции и Риме не могло быть и речи о гигиене как науке, а отдельные мероприятия не преследовали цели общественного здравоохранения, ибо они проводились весьма ограниченно. Средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла 25 лет. Массовые эпидемии, опустошавшие страны Древнего мира в этот период, были обусловлены отсутствием необходимых гигиенических знаний, навыков и способов эффективной профилактики болезней.

2.2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Период Средневековья (VI-XIV вв. н. э.) характеризовался глубоким застоем во всех областях жизни - в политике, философии, быту, медицине и т. д. В науке того времени господствовали всякого рода идеалистические и мистические представления.

Общественная санитария в Средние века играла ничтожную роль в силу господствовавших в то время воззрений на причины болезни. Не случайно этот период вошел в историю как эпоха грозных эпидемий чумы, тифа, холеры, лепры, сифилиса и т. д. Только в XIV в. от чумы в Европе умерло 25 млн человек, т. е. у 4 насе-

ления. Распространению различных эпидемий способствовали торговля, мореплавание, расширявшие контакты между людьми.

В XV-XVI вв. с развитием естествознания внимание ряда ученых вновь было привлечено к отдельным вопросам гигиены, в частности к профессиональной гигиене. Интерес к последней был обусловлен в первую очередь развитием кустарного производства и мануфактур.

Однако наибольший интерес к санитарным мероприятиям возник в конце XVII - начале XVIII столетий, что связано с изменением экономических отношений и созданием буржуазного государства. В этот период появляется обобщенный научный труд итальянского врача Б. Рамаццини (1633-1714) "О болезнях ремесленников", в котором автор впервые представляет материал о влиянии различных факторов производственной среды на организм ремесленников и раскрывает характер влияния различных видов производственной пыли на развитие заболеваний легких.

2.3. ГИГИЕНА В ПЕРИОД КАПИТАЛИЗМА

В период перехода от феодального строя к капитализму отмечается рост научных и технических знаний, в первую очередь в области физики и химии. Рост производства и торговли, который со-здавалновые экономические связи между различными странами, вызвалнеобходимость ограждения передовых для того времени капиталистических стран от опасности эпидемий.

Главные интересы медицины были сосредоточены на борьбе с эпидемическими болезнями, уносившими большое количество жизней и ослаблявшими военную мощь государств. Развитие капитализма в связи с внедрением машинного производства привело в конце XVIII - начале XIX вв. к резкой интенсификации труда, высокому травматизму и массовым профессиональным болезням. Промышленные предприятия своими выбросами загрязняли воздух, водоемы, почву. При этом развитие химии и других наук создало возможность исследований окружающей среды. В связи с этим, во второй половине XIX в. в гигиене лабораторно-эксперимен-тальный метод получил широкое применение. В этот период благодаря работам Л. Пастера, Р. Коха, Э. Паркса, М. Петтенкофера, К. Флюге и М. Рубнера профилактическая медицина впервые смогла опереться на научную основу. В руководствах по гигиене М. Пет-тенкофера, К. Флюге, М. Рубнера нашли отражение положения, ставшие впоследствии основой коммунальной гигиены, гигиены пи-

тания, гигиены детей и подростков. Ф. Ф. Эрисман называл М. Пет-тенкофера отцом экспериментальной гигиены. По мнению М. Пет-тенкофера, гигиена не может удовлетворяться только знанием физиологии человека, необходимо изучать окружающую среду - воздух, воду, почву, одежду, которые являются факторами, определяющими состояние здоровья людей.

2.4. РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ В РОССИИ

Возникновение санитарной культуры в Древней Руси можно отнести к XI-XII вв., когда во время жестоких эпидемий чумы и оспы древние славяне, зная о заразности этих болезней, стремились защититься от них. Для этого ставили заставы и принимали меры, направленные на предупреждение распространения инфекционных заболеваний (сжигание одежды больных, окуривание полынью и пр.). Народам Древней Руси были известны важные правила строительства и благоустройства городов. В древних памятниках русской письменности встречаются указания, что при строительстве городов и деревень следует избегать низких и болотистых участков, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье. В Новгороде уже в XI в. были сооружены водопровод и канализация, некоторые улицы и площади были замощены, проводилась их регулярная очистка. С незапамятных времен на Руси устраивались шахтные колодцы, тайники, предназначенные для снабжения города водой во время осады. Подобного рода сооружения имелись в Воронеже, Ельце и других городах. В Москве с 1633 г. жители города начали пользоваться водопроводом; сточные воды удалялись через канавы, создавались зачатки ассенизации.

В Древней Руси существовали представления о пищевой санитарии. Так, документ времен Ивана Грозного "Домострой" предписывал столовую посуду всегда тщательно мыть, чистить, скрести, полоскать горячей водой и высушивать. Были известны противоцинготные свойства ряда овощей. В школах Киевского княжества было организовано питание детей.

В XVI в. в Московском государстве появляются азбуковники, в которых приводятся сведения по личной гигиене учащихся, предписывающие выполнять ее важнейшие требования.

В XVII в. выходит труд Епифания Славеницкого под названием "Гражданство обычаев детских", где автор впервые подробно излагает вопросы гигиенического воспитания подрастающего поколе-

ния. Примерно в этот период издаются и другие гигиенические советы и правила (сборник Святослава 1706 г. и др.).

Для организации медицинской помощи в 1581 г. была создана Аптекарская палата, а с 1620 г. медицинская помощь сосредоточилась в Аптекарском приказе. С этого периода начали издаваться законодательные акты: "О предосторожностях от скотского падежа" (1640 г.), "О мерах против распространения чумы и других болезней" (1670 г.). После вспышки эпидемии чумы (1654 г.) положено было начало учета умерших от эпидемии.

В XVII в. по указу Петра I вместо Аптекарского приказа создается Медицинская канцелярия (1716 г.), издается ряд указов по охране здоровья населения, вводится в церквах запись родившихся и умерших (1712 г.). Большое внимание Петр I уделял развитию войсковой санитарии и общему санитарному благополучию русской армии. Сам руководил проведением многих санитарных мероприятий, понимая их значение для сохранения здоровья; им было написано наставление о предохранении войск от болезней во время похода в Персию.

В 1737 г. в России впервые учреждается надзор за санитарным состоянием городов, а в 1741 г. выходит первый закон ("Регламент"), в котором регламентировались условия труда на суконных фабриках. С 1743 г. устанавливается обязательное оповещение Сената о случаях эпидемических заболеваний, вводится обязательный врачебный осмотр заболевших заразными болезнями, устройство карантина и принятие других санитарных мер. По инициативе военного врача Е. Т. Белопольского в русской армии был организован надзор за санитарным режимом в казармах, питанием солдат, качеством воды и пр. А. В. Суворов в специальном приказе (1794 г.) строго требовал поддержания этого порядка. Однако все эти меры носили разрозненный характер и далеко не всегда позволяли задержать рост эпидемических заболеваний.

Особую роль в развитии гигиены в России сыграл М. В. Ломоносов. По его инициативе в 1755 г. был открыт Московский университет, который объединял вокруг себя все русские прогрессивные силы той эпохи. М. В. Ломоносов в монографии "Первые основы металлургии или рудных дел" не только осветил вопросы организации труда и отдыха рудокопов, их рациональной одежды, удаления подземных вод, но и создал оригинальную теорию естественной вентиляции шахт.

По инициативе М. В. Ломоносова в 1765 г. был открыт при Московском университете медицинский факультет, что обосновывалось им потребностью "в достаточном количестве докторов и аптек

с лекарствами". В статье о построении плана медицинского факультета М. В. Ломоносов писал: "Медицинский класс или факультет управления имеет в рассуждении человеческого здоровья и жизни, в оном обучаются практической и теоретической медицине, химии, ботанике, анатомии и хирургии, из него должны выходить такие люди, которые как лекари и врачи согражданам своим помогать, о здоровье их попечение иметь и таким образом общему благу в бесчисленных случаях споспешествовать могут".

Идеи М. В. Ломоносова о значении и роли общественной гигиены оказали огромное влияние на деятельность первого профессора медицинского факультета С. Г. Зыбелина (1735-1802). Он читал лекции по многим медицинским дисциплинам и умело сочетал клиническую и общественно-гигиеническую работу. С. Г. Зыбелин впервые ввел в преподавание практические занятия, показывая разные случаи заболеваний, рассматривая способы их лечения и уделяя особое внимание вопросам профилактики. Он первый в своих лекциях говорил о значении перегревания организма, роли свежего воздуха и т. д. Его взгляды на значение профилактики и в даль-нейшем поддерживались и развивались в Московском университете другими видными представителями медицинской науки.

Важная роль в развитии гигиены принадлежит и другому основоположнику отечественной медицины - М. Я. Мудрову, который разработал целую систему гигиенических мероприятий по предупреждению болезней. В 1808 г. М. Я. Мудров впервые стал читать в университете курс лекций "О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапии болезней в лагерях и госпиталях наиболее бывающих".

9 июля 1809 г. по предложению университета М. Я. Мудров произнес актовую речь "О пользе и предметах военной гигиены, или науке сохранять здоровье военнослужащих", в которой сформулировал перед русскими врачами задачи гигиены вообще и военной гигиены в особенности. Определяя понятия гигиенической науки, он указал, что гигиена должна базироваться на достижениях физиологии, физики и химии. Актовая речь М. Я. Мудрова обратила внимание правительства на необходимость образцовой постановки лечебного и санитарного дела в армии и изменения отношения к врачам в армии. М. Я. Мудров предлагал ввести военную гигиену в курс преподавания в университетах, и особенно в Медико-хирургической академии и в военных училищах. Эта речь немедленно была напечатана, дважды переиздавалась (в 1813 и 1826 гг.) и сыграла большую положительную роль в канун нашествия Наполеона на Россию. М. Я. Мудрову мы обязаны тем, что с начала

XIX в. русские врачи пошли своим самобытным путем в науке, в преподавании гигиены. С этого времени они не только успешно соперничали с западноевропейскими врачами, но во многом их превосходили.

Основоположники отечественной клинической медицины (Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов и мно -гие другие) не только были сторонниками профилактики, но и считали гигиену важнейшей отраслью медицинских знаний в борьбе за здоровье населения. Известный представитель русской школы клиницистов Г. А. Захарьин (1829-1897) говорил: "Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного медицинского образования, но и одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача. Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения. Кто не знает, что самые губительные и распространенные болезни, против которых пока бессильна терапия, предотвращаются гигиеной. Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены".

Предохранительная медицина - вот где спасение человечества от массовых единичных заболеваний. Эту мысль высказал великий русский хирург Н. И. Пирогов: "Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной".

Во второй половине XIX в. отечественная гигиена стала развиваться как экспериментальная наука, чему способствовали успехи физики и химии. Основы научной гигиены в этот период были заложены крупнейшими учеными Алексеем Петровичем Добросла-виным и Федором Федоровичем Эрисманом.

А. П. Доброславин был первым русским профессором, возглавившим организованную им кафедру гигиены Военно-медицинской академии в Петербурге, создателем экспериментального направления в гигиене. Кафедра военной гигиены стала в России центром научно-гигиенической мысли. А. П. Доброславин организовал гигиеническую лабораторию и широко поставил экспериментальные работы по гигиене, впервые в России создалшколу гигиенистов-экспериментаторов; в дальнейшем им была организована также специальная аналитическая станция для исследования пищевых продуктов.

Будучи консультантом по многим вопросам санитарной практики, А. П. Доброславин в значительной степени способствовал развитию санитарной экспертизы как одного из основных разделов работы гигиениста. В своей деятельности А. П. Доброславин стре-

мился к строгому экспериментальному обоснованию всех вопросов санитарной практики. Он выезжал в Астрахань на борьбу с чумой, в Киев для проведения противоэпидемических мероприятий по ликвидации сыпного тифа. Его труды "Курс военной гигиены" и "Гигиена, курс общественного здравоохранения" были первыми обстоятельными учебниками. За двадцать лет, начиная с 1871 г., А. П. Доброславиным и его учениками было издано по различным вопросам гигиены около 150 научных работ, в числе которых было 96 диссертаций. Основоположником общественного направления в гигиене явился Ф. Ф. Эрисман. Он родился в Швейцарии. Уже в годы студенчества Ф. Ф. Эрисман увлекался вопросами профилактической медицины. После окончания университета в Цюрихе (1865 г.) Ф. Ф. Эрисман начал работать в глазной клинике, изучал естественные и социальные науки. В 1867 г. защитил дис-сертацию "Интоксикационные амблиопии (алкогольного и табачного происхождения)". В 1869 г. приехал в Петербург, где как врач-окулист занимался практической деятельностью.

В 1960-е гг. в России в недрах земства стала создаваться русская общественная медико-санитарная организация. На страницах журнала "Архив общественной гигиены и судебной медицины" регулярно публиковались статьи, которые отражали идеи передовых земских врачей. В этот период Ф. Ф. Эрисман, изучив зрение более 4000 учеников средних школ, вскрыл причины близорукости среди них. Им разработана модель парты, которая была введена в школах и демонстрировалась в русском отделе Международной гигиенической выставки в Брюсселе (1876 г.). Одновременно в этот период он написал труд "Общественная гигиена", переведенный на многие языки, издал руководство "Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда".

В 1877 г. во время войны с Турцией он был назначен помощником председателя комиссии для оздоровления местностей, занятых русской армией, действующей за Дунаем. Ф. Ф. Эрисман положил много труда для ограничения распространения эпидемий сыпного тифа в русских войсках. Московская санитарная комиссия поручила Ф. Ф. Эрисману вместе с А. В. Погожевым и Е. М. Дементьевым проведение санитарного обследования фабрично-заводских предприятий Московской губернии в целях разработки оздоровительных мероприятий по улучшению труда рабочих. Результаты этой работы были опубликованы в 17 томах печатных трудов. Одновременно была составлена общая сводка по санитарным исследованиям фабрично-заводских предприятий Московской губернии (1890 г.). В 1883 г. организовалось Московско-Пе-

тербургское общество русских врачей в память Н. И. Пирогова. Ф. Ф. Эрисман был членом правления общества, активным участником съездов (неоднократно избирался председателем).

На 3-м Пироговском съезде в Петербурге (1889 г.) Ф. Ф. Эрисман сказал: "Несомненно то, что съезды русских врачей имеют огромное значение не только для нас, медиков, но и для всей России вообще, и главным образом, конечно, потому, что на этих съездах обсуждаются не только вопросы частные, но и вопросы о возможном улучшении медицинского и санитарного дела в России, дальнейшем развитии нашего сокровища, которому нет ничего подобного в Западной Европе, нашей общественной, земской медицины".

В 1882 г. Московский университет присудилФ. Ф. Эрисману степень доктора медицинских наук, а в 1884 г. Ф. Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете университета. В своей первой лекции Ф. Ф. Эрисман объявил студентам программу нового курса по гигиене, которую он называл наукой об общественном здоровье: "Лишите гигиену ее общественного характера, и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп, оживить который вам никоим образом не удастся".

Преподавание гигиены проводилось в темном, малом помещении на Моховой. Через 7 лет кафедра переехала в новое здание на Девичьем поле в Гигиенический институт клинического городка. При Институте гигиены была создана станция для исследования пищевых продуктов, воды, почвы. Ф. Ф. Эрисман принимал участие в планировке клинического городка, выборе фильтров для Рублевского водопровода и др.

В 1892 г. начало работать Московское гигиеническое общество, организованное Ф. Ф. Эрисманом. В 1896 г. Ф. Ф. Эрисман вместе с 42 профессорами университета подал петицию на имя Московского генерал-губернатора о пересмотре дел высланных полицией студентов. Царское правительство давно ожидало случая, чтобы освободиться от неугодного ему ученого. В этом же году Ф. Ф. Эрис-ман, уехав в Швейцарию, больше не смог вернуться. Ф. Ф. Эрисман до конца жизни тяжело переживал разлуку с Россией, которую счи-тал своей второй родиной и которой щедро отдавал энергию и талант ученого.

А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман явились выразителями прогрессивных идей русской общественной мысли 1870-1880 гг. Их деятельность была тесно связана с деятельностью первых земских и городских санитарных органов, а также Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова. В Московском земстве работали

многие крупнейшие гигиенисты: П. И. Куркин, С. М. Богословский (санитарные статистики), В. А. Левицкий (крупнейший теоретик, много сделавший в области гигиены труда, практик широкого диапазона), А. В. Мольков (школьный гигиенист).

Ученики и последователи А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисма-на много сделали для развития санитарного дела и гигиенической науки в дооктябрьский период. Имена санитарных врачей, работавших в Московской и других губерниях, Е. А. Осипова, А. В. Пого-жева, Е. М. Дементьева, А. К. Соколова, А. В. Молькова, М. Ф. Сос-нина, Д. Д. Бекарюкова, П. А. Пескова, А. П. Никитина и других известны как имена основоположников санитарного дела в нашей стране.

Первая мировая война, а затем Гражданская война и неурожайные годы усилили и без того тяжелую санитарную обстановку в России в начале XX столетия. Коренная перестройка старой частной медицины в государственную систему здравоохранения началась буквально с 1920-х гг. Уже 26 октября 1917 г. при Военно-революционном комитете был создан медико-санитарный отдел во главе с М. И. Барсуковым. В июле 1918 г. на Всероссийском съезде Советов был утвержден Народный комиссариат здравоохранения РСФСР. Наркомом здравоохранения был назначен Н. А. Семашко, его заместителем - З. П. Соловьев.

В 1922 г. была создана санитарно-эпидемиологическая служба. В 1933 г. с образованием Всесоюзной государственной санитарной инспекции произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы.

Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко проводил ти-таническую организаторскую работу по обеспечению санитарного благополучия страны, разрабатывал важнейшие законодательные документы по вопросам профилактической медицины. B 1922 г. в Московском университете организовал первую в нашей стране кафедру социальной гигиены. Под его руководством осуществлялась борьба с социальными болезнями, закладывались основы охраны материнства и детства. В разработку проблем социальной гигиены наряду с Н. А. Семашко большой вклад внес З. П. Соловьев, возглавлявший военно-санитарную службу Красной армии.

Выдающимся ученым-гигиенистом, оставившим большое научное наследие и создавшим свою школу гигиенистов советского периода, является Григорий Витальевич Хлопин (1863-1929). Ученик Ф. Ф. Эрисмана, продолжил лучшие традиции своего учителя в деле совершенствования и развития экспериментального направления в гигиене. По окончании естественного отделения физи-

ко-математического факультета Петербургского университета и медицинского факультета Московского университета он работал в лаборатории Ф. Ф. Эрисмана, под руководством которого защитил диссертацию, совершенствовался за границей, заведовал кафедрами гигиены в Юрьевском университете (1896-1903 гг.), в Одесском университете (1903-1904 гг.), в Ленинградском (б. Женском) медицинском институте (1904-1929 гг.), одновременно в Институте для усовершенствования врачей (1906-1918 гг.) и в Военно-медицинской академии (1918-1929 гг.).

Создание санитарного законодательства и санитарных органов Советской Республики во многом было связано с именем А. Н. Сы-сина, который написал ряд работ по дезинфекции и дератизации.

Под его непосредственным руководством изучались вопросы гигиены атмосферного воздуха, водоснабжения, планировки и благоустройства городов и рабочих поселков, больничной гигиены, акклиматизации и др. Его учебник по общей гигиене издавался несколько раз. B 1930-х гг. в Москве создается Научно-исследовательский институт санитарии и гигиены, переименованный в 1956 г. в Институт общей и коммунальной гигиены АМН СССР им. A. H. Сысина.

К числу виднейших советских гигиенистов принадлежит и A. H. Марзеев, возглавлявший украинскую санитарную организацию. При его непосредственном участии в 1936 г. издается первое двухтомное руководство "Основы коммунальной гигиены", а в 1951 г. - учебник "Коммунальная гигиена". В развитии коммунальной гигиены важная роль принадлежит C. H. Черкинскому и В. А. Рязанову.

С. Н. Черкинский впервые сформулировал представление o гигиенических критериях вредности веществ, поступающих в водоемы, разработал методическую схему гигиенического изучения влияния поступающих в водоемы вредных веществ на условия жизни и здоровье населения. Существенный вклад в решение вопросов по охране атмосферного воздуха внес профессор В. А. Рязанов, который впервые сформулировал критерии вредности и принципы гигиенического нормирования атмосферных загрязнений. Он широко изу-чал механизмы действия атмосферных загрязнений при их изолированном и комбинированном поступлении в организм, разраба-тывал методические подходы к изучению влияния атмосферных загрязнений на здоровье населения.

Неоценимый вклад в развитие коммунальной гигиены внесли профессора А. Н. Марзеев, З. Г. Френкель, А. А. Минх и др.; в области гигиены труда - М. С. Уваров, В. А. Левицкий, А. A. Ле-тавет, H. A. Вигдорчик, H. C. Правдин и др.; в области гигиены

питания - М. Н. Шатерников, И. П. Разенков, O. П. Молчанова, Б. A. Лавров, А. А. Покровский, K. C. Петровский и др.; в области школьной гигиены - Д. Д. Бекарюков, B. И. Бонч-Бруевич (Ве-личкина), А. B. Мольков и др.; в области военной гигиены - В. А. Углов, Ф. Г. Кротков, H. Ф. Галанин, В. А. Виноградов-Волжин-ский, П. E. Калмыков, H. Ф. Кошелев и др.

Наряду с названными выше основоположниками отечественной гигиены следует упомянуть и других видных ученых и организаторов здравоохранения, труды которых способствовали развитию гигиенической науки. Так, актуальные вопросы гигиены атмосферного воздуха освещены в трудах Р. A. Бабаянца, К. А. Буш-туевой, М. А. Пинигина, вопросы гигиены водоснабжения-вра-ботах C. В. Моисеева, С. М. Строганова, С. М. Грачева, И. И. Беляева, В. М. Жаботинского, Г. И. Сидоренко, Г. Н. Красовского, Ю. А. Рахманина. Для развития гигиены питания большую ценность представляют исследования И. П. Разенкова, O. П. Молчановой, В. А. Лаврова, А. А. Покровского, К. C. Петровского, A. П. Шиц -ковой.

Впервые расслоение общества произошло в Шумере и Египте (IV тыс. до н.э.). В других регионах земного шара этот процесс разви­вался в более поздние сроки. В Индии - в середине III тыс. до н.э., в Китае - во II тыс. до н.э., у народов Восточного Среди­земноморья - и III - II тыс. до н.э., в Западной и Центральной Европе - в I тыс. до н.э., в Америке - в I тыс. н.э.

Древний Египет

Большое внимание уделялось гигиене, санитарии и благоустройству жилья. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го­родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, предписывающих гигиенические правила лич­ной и общественной жизни.

Месопотамия

Предприняты попытки, группировать заболевания. В частности были выделены тифоидные болезни (или болезни от ветров), болезни нервно-душевные, половые, от укусов ядовитых змей и др. Причем в диагностике большое значение придавалось сос­тоянию рта, носа, губ, виду ног, ладоней, характеру движения. Ви­зуально исследовали кровь, мочу, молоко женщины. Врачи-хи­рурги производили вскрытия глубоких нарывов, удаление поверхнос­тных опухолей, ампутации, трепанации черепа. Из лекарственных средств широко применялись нефть при наружных и внутренних бо­лезнях, серебро при заболеваниях половых органов, свинец в глазной практике. Кроме того большой популярностью пользовались чеснок, лук, горчица, шафран и др.



При борьбе с заразными болезнями осуществляли сжигание вещей больных и умерших, изоляцию больных, закрытие государствен­ных границ.

Большое внимание уделялось благоустройству жилищ в городах. В п. Мари раскопаны кварталы города, где были тротуары, водопровод, канализация. В одном из домов были обнаружены ванные комна­ты, уборные, пол, покрытый гипсом, из хозяйственных построек - кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения пищевых продук­тов, бани.

Древняя Индия

Здесь имелись семейные и ремесленные школы как система меди­цинской подготовки. Они назывались по месту обучения или по име­ни ученого. Преподавание вели наставники из высшего сословия. Они обучали не более 3-4 учеников.

В системе медицинских знаний важное место занимала диагнос­тика. Во внимание принимались возраст больного, его место жи­тельства, физическое сложение, привычки, характер. Каждый врач владел методикой пальпации брюшной полости, определения размеров селезенки, печени. Хирургия считалась пер­вой и лучшей из всех медицинских наук. Врачи Древней Индии умели производить кровопускания, ампутации, грыжесечения, камнесечения, лапаротомии, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа, губ ("индийский способ"), знали ряд акушерских приемов (поворот плода на ножку и головку, операция краниотомии и эмбриотомии) и др. Хирургический инстру­ментарий насчитывал более 120 наименований. Применялось об­щее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых.

В литературных источниках содержатся санитарные предписания, касающиеся режима питания и личной гигиены. Так законами Ману осуждается пресыщение, реко­мендуется ограничивать употребление мяса и больше употреблять свежую растительную пищу, молоко и мед; указывается на необходимость ухода за полостью рта, купания, растирания тела, смены белья и одежды. В Древней Индии имелись и элементы общес­твенного благоустройства: в стране было много городов с широкими улицами,- в городище Чанхударо раскопаны бани, имевшие под полом трубы для подогрева, а Мохенджо-Даро (IIIтыс. до н.э.) - колод­цы, бани, купальня, система канализации, в Таксиле (VI-V вв., до н.э.) обнаружены мусорные ямы общественного пользования.



Древний Китай

В Древнем Китае впервые был создан государственный медицин­ский орган управления - Медицинский Приказ. Для диагностики врачи применя­ли неинструментальные методы наружного исследования больного. Особое внимание уделялось "окнам тела" - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела. Большую роль играло учение о пульсе. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. В медицинской практике широко ис­пользовали такие методы лечения, как иглоукалывание (чжэнь-цзю терапия – иглоукалывание и лечебное прижигание), пластическая гимнастика, массаж. Арсенал лекарственных средств состоял из большого числа веществ растительного, животного и минерального происхождения. Особое место занимали женьшень, ревень, морские водоросли, пе­чень морских рыб, панты оленя, железо, ртуть и др. Развитие оперативного лечения было стеснено религиозными запретами,

В китайской хронике сообщается о благоустройстве древних городов. Территории будущих поселений подвергались санитарной ме­лиорации, площади и улицы были замощены, кварталы располагались на освещенных склонах, вблизи источников доброкачественной воды. На высоком уровне стояла военная гигие­на. С целью предупреждения заболевания оспой применяли вариоляцию.

Основные черты медицины Древнего мира.

1. Зарождались этические врачебные нормы и правила.

2. Создавались первые государственные медицинские органы управления.

3. Появились семейные и ремесленные школы обучения врачеванию.

4. Возникли зачатки военно-медицинской организации.

5. Развивалось учение о болезни, ее этиологии, диагностике и прогностике.

6. Развивались анатомо-физиологические знания.

7. Составлены классификации лекарственных средств по их фармакологическим свойствам (кровоочистительные, чихательные, слабительные).

8. Процветал культ здоровья и красоты человеческого тела.

Древняя Греция

Наряду с храмовой медициной в Древней Греции существовала и народная медицина. В ряде городов были общественные врачи, которые лечили больных и принимали меры против эпидемий. У зна­ти были домашние врачи. Странствующие врачи (периодевты) обслужи­вали торговцев и ремесленников. Помощь ране­ным во время войн оказывали военные врачи.

Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического. В Древней Греции были воздвигнуты храмы, посвященные богу врачевания Асклепию – Асклепионы, где большая роль отводилась водолечению, массажу, гимнастическим упражнениям, внушению. Врачей-жрецов, принимавших больных в асклепионах, называли асклепиадами. Наряду с Асклепионами су­ществовали лечебницы и школы врачей не жрецов, а также мелкие "атрейи" - лечебницы на дому у врача. В атрейях хранились и хирургические инструменты.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание кфизическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене.

Древние римляне, как и Древние греки, и египтяне, внесли огромный вклад в медицину и здравоохранение. Римляне в основном ориентировались на общественное здравоохранение. Во времена становления Древнего Рима медицина не представляла собой чисто профессиональную отрасль, так как из-за плохой гигиены люди являлись постоянным источником заболеваний, поэтому любое улучшение здоровья населения оказывало положительное влияние на общество.

Римляне многое узнали от Древних греков. Взаимоотношения римлян и греков начались с 500 года до н. э. В 146 году до н. э. часть Греции стала провинцией Римской империи, и в 27 году до н. э. римляне стали контролировать не только Грецию, но и греко-говорящие народы земель, окружающих Средиземное море. Римляне использовали идеи греков, не просто копируя их. Греческие идеи, которые не несли в себе никакой практической пользы, игнорировались римлянами, и, казалось, что Римская империя была более заинтересована в вещах, которые могли бы привести к улучшению качества жизни людей во всей огромной империи.

«Города Греции славятся своей красотой. Римляне преуспели в тех вещах, которые мало интересовали греков, таких как строительство дорог, водопроводов и канализации». (Страбон, греческий географ)

И действительно, кажется, что римляне были более практичными, особенно похоже, что они больше греков интересовались математикой и решением практических задач.

В первые годы становления Римской империи не было людей, имеющих медицинскую профессию. Считалось, что каждый глава семьи имел достаточные знания о лекарственных травах и медицине, для лечения заболеваний в домашних условиях. Римский писатель Плиний писал: «Необработанная шерсть, применяемая с медом, излечивает старые болячки. Раны лечат, смачивая их вином или уксусом… Желтки яиц используются для лечения дизентерии, применяются с размельченной скорлупой, соком мака и вином. Рекомендуется промывать глаза отваром печени и костного мозга тем, у кого болят глаза или опухают».

После вхождения Греции в Римскую империю, многие греческие врачи примкнули к Риму. Некоторые из них были военнопленными, и, возможно, были куплены богатыми римлянами, для работы в домашнем хозяйстве. Многие из этих врачей становились членами состоятельных римских семей. Известно, что многие из таких врачей зарабатывали себе свободу и создавали собственные практики в самом Риме. После 200 года до н. э. все больше греческих лекарей стало приезжать в Рим, но их успех за счет римлян вызывал некоторое недоверие.

Однако, многие греческие врачи имели поддержку императоров, а наиболее известные, были очень популярны у римской общественности. Плиний писал, что когда Фессала практиковал общественное лечение на публике, он привлекал больше толпы, чем любой из известных актеров и всадников колесниц, обосновавшихся в Риме.

Древние римляне и общественное здоровье

Римляне глубоко верили, что в здоровом теле здоровый дух. Существовало поверье, что если человек поддерживал себя в форме, то он мог более успешно бороться с болезнью. Вместо того, чтобы тратить деньги на лекаря, многие римляне предпочитали тратить их на поддержание своей фигуры.

«Человек должен выделить некоторую часть дня для ухода за своим телом. Он должен быть убежден, что его тело получает достаточную физическую нагрузку, особенно перед едой». (Цельс)

Римляне верили, что болезни имели естественную причину, и что плохое самочувствие может быть вызвано плохой водой. Отсюда и их стремление к улучшению системы здравоохранения в Древнем Риме, так, чтобы она была доступна всему населению, а не только богачам. Тем, кто работал на римлян, также как и солдатам, было необходимо иметь хорошее здоровье . В этом смысле римляне были первыми в цивилизации, кто развивал систему общественного здравоохранения для всех, независимо от их материального достатка.

Римские города, виллы и фермы строились в местах, которые признавались экологически чистыми. Римляне знали, где можно строить дома, а где строить не нужно.

«При строительстве дома или фермы особая внимательность проявлялась, чтобы разместить его у подножья лесистого холма, где он будет находиться под воздействием целебных ветров. Следует быть осторожными при строительстве там, где есть болото, так как на них размножается множество крошечных, не видимых глазу насекомых. Они вдыхаются с воздухом и попадают в организм через нос и рот, вызывая серьезные заболевания». (Марк Варрон)

«Вблизи зданий не должны располагаться болота, которые выделяют ядовитые пары в летний период времени. В это время размножаются многие насекомые и распространяют болезни через укусы». (Колумелла)

Римляне практиковали осушение болот, чтобы избавить области от комаров, зараженных малярией. Юлий Цезарь осушил болото Codetan, а на его месте посадил лес.

Римляне уделяли повышенное внимание здоровью своих солдат, так как без них Римская империя могла рухнуть. Особое внимание уделялось, чтобы у солдат был доступ к чистой питьевой воде, для поддержания себя в форме. Командиры приказывали офицерам не разбивать лагерь близко к болотам и запрещали пить болотную воду. Солдаты часто перемещались, поскольку считалось, что если они будут слишком долго оставаться на одном месте, то начнут страдать от болезней, которые могут существовать в этой области.

Чистая вода была очень важна для римлян.

«Мы должны проявлять большую осторожность в поиске источников, и при выборе их иметь ввиду здоровье людей». (Витрувий, римский архитектор)

Города, поселки и форты строились вблизи источников. Однако, с ростом городов и поселков в Древнем Риме, возникла необходимость доставлять воду из дальнего зарубежья. По мере прироста населения, потребность в чистой воде возрастала. Попытки пустить воду под землей по трубам были невозможны, так как свинцовые трубы были слишком хрупкими, а бронзовые - слишком дорогими. Римляне не могли сделать чугунные трубы, так как методы производства чугуна в то время еще не были известны. Раз римляне не могли пустить воду под землей, то они решили провести водопровод на поверхности. Когда вода по трубопроводу поступала в город, она подавалась через бронзовые или керамические трубы. Чтобы вода бежала с небольшим напором, трубопроводы строились на склонах. Долины соединялись с помощью акведуков. Одним из самых известных является акведук Пон-дю-Гар в Ниме на юге Франции. Там, где это было возможно, римляне прокладывали водопровод по тоннелям.

Древний Рим, являясь столицей империи, должен был иметь хорошее водоснабжение. Поставка воды была разработана Юлием Фронтинусом, который в 97 году н. э. был назначен комиссаром по водоснабжению Рима. Акведуки, которые обеспечивали Рим водой, пропускали около одного миллиарда литров воды в день.

Личная гигиена также имела важное значение в каждодневной жизни жителей Древнего Рима . Важную роль в этом играли римские бани. Бани использовали все, бедные и богатые. Во многих римских поселениях были общественные бани.

Даже те люди, которые были больны, должны были посещать баню, для того, чтобы восстановить свое здоровье.

В римских домах и на улицах были туалеты. Другие также использовали их и по сути своей несли в себе признак богатства. К 315 году н. э. в Древнем Риме насчитывалось 144 общественных туалетов, которые снабжались чистой водопроводной водой. Все форты имели туалеты. Также туалеты снабжались эффективной дренажной системой.

Развитие медицины в первобытном обществе.

Болезни существовали во все эпохи, а заболевшие люди нуждались в лечении и помощи. Собирая растения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, постепенно вырабатывая методы траволечения. Владение навыками медицины требовалось каждому человеку, поэтому целительство первоначально являлось занятием коллективным. Возникновение первых религиозных верований отразилось на методах врачевания и представлении о причинах болезни.

Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые духи изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, на-пример его вещи, имени или изображения.

Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Са-мой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магичес-кой медициной. Современные знания о первобытном целительстве полу-чены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патоло-гиюскелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.

Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформациикостей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности.

Основные черты медицины первобытного общества:

1. Несмотря на то, что развивались фетишистские, тотемистические, анимистические, онтологические представления о болезнях, и первобытные люди при их лечении, прежде всего, прибегали к заговорам и обрядам, все же рациональное врачевание имело место и постепенно укрепляло свои позиции. 2. В первобытном обществе совершился переход от инстинктивной само- и взаимопомощи (предмедицина) к сознательной взаимопомощи и к формирующейся медицине.

Эпоха Древнего мира.

Особенности медицины древних цивилизаций

Впервые расслоение общества произошло в Шумере и Египте (IV тыс. до н.э.). В других регионах земного шара этот процесс разви-вался в более поздние сроки. В Индии - в середине III тыс. до н.э., в Китае - во II тыс. до н.э., у народов Восточного Среди-земноморья - и III - II тыс. до н.э., в Западной и Центральной Европе - в I тыс. до н.э., в Америке - в I тыс. н.э.

Древний Египет

Большое внимание уделялось гигиене, санитарии и благоустройству жилья. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го-родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, предписывающих гигиенические правила лич-ной и общественной жизни.

Месопотамия

Предприняты попытки, группировать заболевания. В частности были выделены тифоидные болезни (или болезни от ветров), болезни нервно-душевные, половые, от укусов ядовитых змей и др. Причем в диагностике большое значение придавалось сос-тоянию рта, носа, губ, виду ног, ладоней, характеру движения. Ви-зуально исследовали кровь, мочу, молоко женщины. Врачи-хи-рурги производили вскрытия глубоких нарывов, удаление поверхнос-тных опухолей, ампутации, трепанации черепа. Из лекарственных средств широко применялись нефть при наружных и внутренних бо-лезнях, серебро при заболеваниях половых органов, свинец в глазной практике. Кроме того большой популярностью пользовались чеснок, лук, горчица, шафран и др.

При борьбе с заразными болезнями осуществляли сжигание вещей больных и умерших, изоляцию больных, закрытие государствен-ных границ.

Большое внимание уделялось благоустройству жилищ в городах. В п. Мари раскопаны кварталы города, где были тротуары, водопровод, канализация. В одном из домов были обнаружены ванные комна-ты, уборные, пол, покрытый гипсом, из хозяйственных построек - кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения пищевых продук-тов, бани.

Древняя Индия

Здесь имелись семейные и ремесленные школы как система меди-цинской подготовки. Они назывались по месту обучения или по име-ни ученого. Преподавание вели наставники из высшего сословия. Они обучали не более 3-4 учеников.

В системе медицинских знаний важное место занимала диагнос-тика. Во внимание принимались возраст больного, его место жи-тельства, физическое сложение, привычки, характер. Каждый врач владел методикой пальпации брюшной полости, определения размеров селезенки, печени. Хирургия считалась пер-вой и лучшей из всех медицинских наук. Врачи Древней Индии умели производить кровопускания, ампутации, грыжесечения, камнесечения, лапаротомии, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа, губ ("индийский способ"), знали ряд акушерских приемов (поворот плода на ножку и головку, операция краниотомии и эмбриотомии) и др. Хирургический инстру-ментарий насчитывал более 120 наименований. Применялось об-щее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых.

В литературных источниках содержатся санитарные предписания, касающиеся режима питания и личной гигиены. Так законами Ману осуждается пресыщение, реко-мендуется ограничивать употребление мяса и больше употреблять свежую растительную пищу, молоко и мед; указывается на необходимость ухода за полостью рта, купания, растирания тела, смены белья и одежды. В Древней Индии имелись и элементы общес-твенного благоустройства: в стране было много городов с широкими улицами,- в городище Чанхударо раскопаны бани, имевшие под полом трубы для подогрева, а Мохенджо-Даро (IIIтыс. до н.э.) - колод-цы, бани, купальня, система канализации, в Таксиле (VI-V вв., до н.э.) обнаружены мусорные ямы общественного пользования.

Древний Китай

В Древнем Китае впервые был создан государственный медицин-ский орган управления - Медицинский Приказ. Для диагностики врачи применя-ли неинструментальные методы наружного исследования больного. Особое внимание уделялось "окнам тела" - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела. Большую роль играло учение о пульсе. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. В медицинской практике широко ис-пользовали такие методы лечения, как иглоукалывание (чжэнь-цзю терапия – иглоукалывание и лечебное прижигание), пластическая гимнастика, массаж. Арсенал лекарственных средств состоял из большого числа веществ растительного, животного и минерального происхождения. Особое место занимали женьшень, ревень, морские водоросли, пе-чень морских рыб, панты оленя, железо, ртуть и др. Развитие оперативного лечения было стеснено религиозными запретами,

В китайской хронике сообщается о благоустройстве древних городов. Территории будущих поселений подвергались санитарной ме-лиорации, площади и улицы были замощены, кварталы располагались на освещенных склонах, вблизи источников доброкачественной воды. На высоком уровне стояла военная гигие-на. С целью предупреждения заболевания оспой применяли вариоляцию.

Основные черты медицины Древнего мира.

1. Зарождались этические врачебные нормы и правила.

2. Создавались первые государственные медицинские органы управления.

3. Появились семейные и ремесленные школы обучения врачеванию.

4. Возникли зачатки военно-медицинской организации.

5. Развивалось учение о болезни, ее этиологии, диагностике и прогностике.

6. Развивались анатомо-физиологические знания.

7. Составлены классификации лекарственных средств по их фармакологическим свойствам (кровоочистительные, чихательные, слабительные).

8. Процветал культ здоровья и красоты человеческого тела.

Контрольные вопросы.

    Какие источники изучения медицины первобытного общества существуют?

    Как формировалась медицина первобытного общества?

    Как религиозные верования отразились на представлении о причинах болезни и способах лечения?

    Дайте характеристику эпохи Древнего мира.

    Общая характеристика источников изучения медицины Древнего мира

    Назовите методы познания анатомических знаний в древних восточных государствах.

    Как развивалось учение о сущности болезни.

    Особенности медицины древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай.

    Показать зарождение медико-гигиенических представлений вДревнем мире.

Темы рефератов.

    Медицина Древнего Египта. Влияние верований на развитие медицины в Египте.

    Достижения древнеегипетской медицины в области гигиены и санитарии

    Врачевание в древней Индии.

    Врачевание в древнем Китае.

    Тибетская медицина.

    Особенности медицины и гигиенических традиций в странах Древнего Востока.

1. Сорокина Т.С.

2. Лисицын Ю.П

3. Заблудовский П.Е

4. Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины. – Л., 1991.

ЗАНЯТИЕ № 3.

Тема: Медицина античного мира (конец III тыс. до н.э.- V в. н.э.)

(Древняя Греция, Древний Рим) (2 часа).

Цель занятия: Показать важнейшие достижения медицины Древней Грециии Древнего Рима.

Задачи занятия:

    Изучить основные направления врачевания в Древней Греции. Развитие храмовой медицины.

    Охарактеризовать философские основы древнегреческой медицины.

    Показать роль врачебных школ. Аристотель, Герофил, Эразистрат.

    Гиппократ, историческое значение его трудов. «Гиппократов сборник».

    Изучить основные направления медицинского дела в Древнем Риме. Военная медицина. Становление светской медицины. Особенности организации медицинского дела.

    Философские основы древнеримской медицины. Выдающиеся врачеватели (Авл Корнелий Цельс, Плиний Старший и др.).

7. Клавдий Гален - крупный врач и естествоиспытатель, клас-сик античной медицины. Галенизм.

8. Показать развитие профилактики в Древней Греции и Древнем Риме.

Санитарно-технические сооружения.

Древняя Греция

Наряду с храмовой медициной в Древней Греции существовала и народная медицина. В ряде городов были общественные врачи, которые лечили больных и принимали меры против эпидемий. У зна-ти были домашние врачи. Странствующие врачи (периодевты) обслужи-вали торговцев и ремесленников. Помощь ране-ным во время войн оказывали военные врачи.

Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического. В Древней Греции были воздвигнуты храмы, посвященные богу врачевания Асклепию – Асклепионы, где большая роль отводилась водолечению, массажу, гимнастическим упражнениям, внушению. Врачей-жрецов, принимавших больных в асклепионах, называли асклепиадами. Наряду с Асклепионами су-ществовали лечебницы и школы врачей не жрецов, а также мелкие "атрейи" - лечебницы на дому у врача. В атрейях хранились и хирургические инструменты.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене.

Гиппократ, историческое значение его трудов.

ГИППОКРАТ (460-377 гг. до н.э.) в трактате "О воздухах, во-дах и местностях" большое внимание уделял причинам возникновения болезней. Во второй части этого произведения он впервые описал основные конституции, или типы телосложения и темпераменты людей.

Из других его трудов представляют интерес "Афоризмы", "Прог-ностика", "О природе ребенка", «О переломах», «О ранах головы»

"Афоризмы" состоят из восьми разделов, в который собраны дие-тические и терапевтические наставления для врачей, практикующий в области как внутренней медицины, так и в хирургии, акушерстве и др.

В "Прогностике" подробно освещены основные составляющее прогноза: наблюдение, осмотр, опрос больного. Стало классическим приведенное в ней описание лица умирающего больного (Facies Hippocratica). В работе "О природе ребенка" даются рекомендации о том, как перевязать пуповину, пеленать и одеть ребенка, ухаживать за по-лостью его рта. Основные принципы терапии, которых придерживались Гиппократ и его последователи:

1. Прежде всего - не навредить!

2. Противоположное излечивается противоположным

3. Природа исцеляет, врач лечит.

Первой обязан-ностью врача считал оберегать здоровье здоровых.

Древний Рим

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы. Сна-чала рабы из вольноотпущенных, затем - вольноотпущенники и приез-жие иностранцы. В организации медицинского дела были элементы го-сударственной регламентации: наряду с "эдилами" (они не были вра-чами, а следили за соблюдением общественного порядка и санитар-ных законов) и "водным ведомством" (надзор за чистотой и состоя-нием акведуков) были утверждены в городах и отдельных провинциях "врачи-архиатры". Они работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках, получали большие права и льготы. Подоб-ные привилегии обусловили широкий наплыв в Древний Рим иноземных врачей, а, следовательно, их избыток, конкуренцию, узкую специа-лизацию. Уже к концу II века до н.э. здесь наряду с глазными вра-чами появились врачи, которые лечили только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только од-ну операцию, например, удаление грыжи или камнесечение.

Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной меди-цины: были созданы военные госпитали (валетудинарии), по одному на 3-4 легиона. Обслуживающий персонал валетудинариев состоял из врачей, экономов, инструментариев, младшего персонала –санитаров, которые были рабами и использовались для ухода за больными.

Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприя-тиям санитарного характера являются Законы "Двенадцати таблиц", включавшие постановления, посвященные охране чистоты города и здоровья его обитателей. До нашего времени сохранились следы са-нитарных сооружений: акведуки (арочные каменные мосты и системы подземных труб, служащие для подачи чистой воды из горных источ-ников), бани, клоаки – канализационные трубы для стока нечистот. Cloaca maxima функционирует по сей день.

Клавдий Гален - классик античной медицины

КЛАВДИЙ ГАЛЕН (130-200 гг.н.э.) систематизировал основные положе-ния античной медицины в области физиологии, анатомии, понимания и лечения болезней. Он впервые ввел в практику медицины экспери-мент. Подробно изучил анатомию всех систем организма, описал кости, связки мышцы, внутренние органы. Особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален считал головной мозг источником движения, чувствительности, душевных способностей, описал блуждающий нерв, четверохолмие, 7 пар черепно-мозговых нервов, высказал идею о чувстви-тельных, двигательных и смешанных нервах в зависимости от их твердости. Перерезая спинной мозг обезьян и свиней на разных уровнях, К.Гален наблюдал выпадение дыхательных функций и чувствительнос-ти. Писал о перекресте нервных волокон в спинном мозге. Считал печень органом кроветворения. Выявил соотношение между дыха-тельными движениями и частотой пульса, влияние на пульс перевяз-ки сосудов. Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Описал механические и физико-химические способы обработки природного лекарственного сырья - получение галеновых препаратов. Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе.

Большое влияние на формирование мировоззрение Галена оказали учение Платона о пневме и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой (теология). Исходя из идеалистического учения Платона о пневме, Гален считал, что в организме «пневма» обитает в трех её видах: в мозге – «душевная пневма», в сердце – «жизненная пневма», в печени – «естественная пневма». Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных сил, которые образуются при разложении пневмы. Подобные трактовки придавали идеалистическое содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описал то, что видел, но неправильно трактовал полученные результаты. В этом состоит дуализм учения Галена.

Медицина периода эллинизма

Период эллинизма охватывает три столетия: начинается с воца-рения на престол Александра Македонского (336 г. до н.э.) и за-канчивается в середине I века н.э. Самым крупным эллинистическим го-сударством было Царство Птолемеев (эллинистические Египет и Ли-вия) со столицей Александрией. В нем был основан александрийский Мусеион (от греч. museion - храм или святилище муз), где жили и творили механик Архимед, математик Эвклид, физиолог Зенодот, вра-чи Герофил, Эраэистрат и др.

ГЕРОФИЛ (IV - III в. до н.э.) считается первым греком, вскрывавшим человеческие трупы. В труде "Анатомия" подробно опи-сал основные элементы центральной и периферической нервной систе-мы: твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга и особенно его желудочки, проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны печень, двенад-цатиперстная кишка (дал ее название) и другие внутренние органы. Некоторые анатомические структуры до сих пор носят данные Герофилом названия: Plexus chorioidel. Sinus Venosi и др. В работе "О глазах" он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в со-чинении "О пульсе" - легочную артерию, дал название легочным ве-нам, положил начало учению об артериальном пульсе (с помощью во-дяных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, час-тоту, силу, ритм). Также Герофил положил начало учению о специфи-ческом действии лекарств.

ЭРАЗИСТРАТ (IV - III вв. до н.э.) описал сердечные и веноз-ные клапаны, мозговые извилины, ветвления некоторых нервов, разделил нервы на чувствительные и двигательные. Он считал, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий, которые, в свою очередь, соединены мелкими сосудами (подошел к идее циркуляции крови). Изобрел желудоч-ный зонд.

В период эллинизма успехи анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии. Была введена практика перевязки со-судов. Александрийские врачи проникли в полости организма и опе-рировали почку, печень и селезенку, делали ампутации конечностей, вскрывали грудную полость при накоплении в ней жидкости, опериро-вали мочевой пузырь и извлекали из него камни, производили лапаротомию при завороте кишок и др.

Контрольные вопросы.

    Медицина античного периода. (Древняя Греция, Древний Рим).

    Асклепий, как представитель древнегреческой медицины, методы и средства врачевания.

    Влияние древнегреческой наивно-материалистической философии (Демокрит, Гераклит и др.) на развитие медицины.

    Гиппократ, как основатель рационально-эмпирической медицины. Методы врачевания.

    Гиппократ о врачебной этике. «Клятва Гиппократа».

    Гален, развитие экспериментального метода исследований, учение о кровообращении, новое в методике приготовления лекарств.

Темы рефератов.

    Гиппократ – выдающийся врач древней Греции.

    Гиппократ о причинах болезней, их течении и исходе, вопросы хирургии в трудах Гиппократа.

    Гиппократ. Его учение об основных типах телосложения и темперамента у людей. Значение этого учения на развитие медицины.

    Гален – выдающийся врач Древнего Рима.

    Гигиенические традиции и санитарно-технические сооружения древнего мира.

    Врачебная этика в рабовладельческом обществе (на примерах разных государств).

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. - 2004.

2. Лисицын Ю.П . История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е ., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

4. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

5. Цельс Авл Корнелий О медицине (в восьми книгах) перевод с латинского. – М, 1959.

6. Шульц Ю.Ф. Медицина в памятниках античной литературы. – М., 1980.

7. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко. М., 1987.

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Медицина эпохи средневековья (V - XVI вв.).

Медицина в Византийской империи (395-1453 гг.).

Медицина в арабоязычных халифатах (VII - XIII вв.).

Медицина народов Средней Азии (X - XII вв.) (2 часа)

Цель занятия: изучение истории медицины периода раннего средневековья (Византийская империя, Арабские халифаты, Средняя Азия).

Задачи занятия :

1. Познакомиться с организацией медицинской помощи, системой подготовки врачей, арсеналом лекарственных средств, применявшихся для осуществления лечебной помощи.

2. Выявить важнейшие направления развития медицинского дела и образования в Византии.

3. Показать взаимоотношения христианства и медицинской науки.

4. Показать основные достижения арабоязычных культур и медицины.

5. Показать роль выдающихся ученых и врачевателей Востока. Абу Али ибн Сина (Авиценна). «Канон врачебной науки».

6. Показать профилактическое и санитарно-гигиеническое направление в трудах врачей арабского Востока.

Краткая характеристика периода средневековья.

Переход к феодализму условно датируется 476 годом, когда па-ла Западная Римская империя. В различных странах он осуществлял-ся в разные сроки, причем рабовладельческие и феодальные отноше-ния длительное время сосуществовали. Для некоторых народов (восточные славяне, японцы и др.) фео-дализм был первой классово-антагонистической формацией. Это и обусловило различие в социально-экономическом развитии стран. В странах Западной Европы средние века подразделяют на три периода: раннее средневековье (V-X вв.), развитое средневековье (XI-XV вв.) и позднее средневековье - эпоха Возрождения (XVI-XVII вв.).

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачный период истории, который характеризует невежество и суеверие. Подтверждается это тем, что для философов и врачей в течение всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества. О слабости средневековой медицины свидетельствует и отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и в городах; свирепствовавшие эпидемии чумы, проказы, оспы, различного рода кожных заболеваний. Однако здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в развитии медицинских знаний, и бурное развитие медицины нового времени происходило не на пустом месте, в её фундамент были заложены и достижения врачей средневековья.

Средневековье условно заканчивается английской революцией 1640-1649 гг.

Министерства РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ...

  • Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации (39)

    Программа

    СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «СОГЛАСОВАНО» ... Фамилия, инициалы Подпись МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное...

  • Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации центр довузовского образования и профессиональной ориентации

    Исследование

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской...

  • Далеко не всегда приветствовалась чистота и уход за своим телом. Нередко это считалось бесовщиной и бездуховным занятием. Такая картина ярко прослеживалась в Средневековье. Согласно некоторым мнениям того времени, после мытья в поры тела могли попасть злые духи. И в этом нет ничего странного, так как люди могли мыться в грязной воде. При этом в одной и той же воде мылась вся семья, а после слуги и рабы. Однако постепенно отношение к чистоте менялось. Поэтому будет интересно проследить за некоторыми фактами из истории по отношению к чистоте и мытью.

    Чистота в Средние века

    Если говорить о банных традициях, то они уходят корнями далеко в прошлые века. Например, на Руси баня была в почете. Те, кто не любил баню, считались странными. Например, Дмитрий Самозванец не был сторонником бани, поэтому его считали нерусским. Но если заглянуть вглубь истории, то можно увидеть, что для славян баня была не просто средством гигиены, в ней находили некий сакральный смысл. В обязательном порядке люди должны были два раза в неделю посетить баню, так как полагалось, что в ней они смогут смыть свои грехи.

    В Европе, для сравнения, к бане относились с подозрением. Тогда верили в то, что достаточно омовения человека при крещении.

    Причины того, что люди боялись воды, кроются в бытующем мнении по распространению чумы посредством воды. По сути, это могло так и быть, ведь принимали не горячие ванны, а теплые, используя воду по несколько раз. Безусловно, в такой среде могли развиваться болезни.

    Изабелла Кастильская в 15 веке с гордостью говорила о том, что она мылась за свою жизнь только дважды – при крещении и перед свадьбой.

    Другой интересный случай, зафиксированный в истории, произошел с Людовиком XIV. На протяжении своей жизни он мылся всего лишь два раза и то в медицинских целях. И при этом он каждый раз сильно болел. Исходя из этого и других подобных случаев, становится понятно, что чистота и гигиена отходили на второй план.

    Когда в 13 веке начали использовать нижнее белье, речь об обязательном принятии ванн вообще не шла. Нижнее белье было легче и дешевле постирать, чем верхнюю одежду, выполненную из дорогих тканей. Таким образом, тело не соприкасалось с верхним платьем. Чтобы спастись от клещей и блох, знать носила нижнее белье из шелка.

    Отношение к гигиене в Древнем Риме и Париже

    Если заглянуть в историю Древнего Рима, то здесь отношение к чистоте и мытью было настолько вознесено, что из этого сделали культ. Каждый день римские термы посещали для принятия банных процедур. В этих помещениях не только мылись, но и занимались спортом, туда приглашали артистов. Это было поистине культурное мероприятие.

    В таких помещениях имелись туалеты. Они были расположены по периметру помещения, поэтому люди могли между собой нормально общаться. В IV веке н.э. в Риме имелось 144 общественных туалета.

    Если заглянуть в Париж, то здесь картина была совсем противоположная. Как говорили современники, здесь стоял ужасный смрад. Туалеты здесь не строились, поэтому фекалии из горшка могли выливать прямо из окна. Именно отсюда и пошла мода шляп с широкими полосами, чтобы не запачкать свою дорогую одежду. Спустя время был введен закон, который требовал предупреждать перед выливанием горшка возгласом «Осторожно, вода».

    Русь и гигиена

    Если сравнивать такое отношение к чистоте в Европе, русские обычаи были странными. Ведь именно у нас широко были распространены бани. Как свидетельствуют исторические факты, Людовик XIV засылал шпионов, чтобы узнать, чем занимаются в русских банях. И это не удивительно, ведь у него и в голове не укладывалось то, что мыться можно регулярно. Но, несмотря на такой отношение к чистоте, на улицах стоял неприятный запах, ведь система канализации в 18 веке была только в десяти процентах городов России.

    Из всего следует вывод, что в Средневековье в Европе с чистотой и гигиеной особо не дружили. Что касается России, то она смогла избавиться от чумы только благодаря русским баням.

    До 1743 года в банях мылись одновременно женщины и мужчины. В этом же году был издан указ, запрещающий это. Но далеко не везде он соблюдался!

    Те иностранцы, которые долго жили в России, привезли в Европу обычай бани. Они оценили все ее преимущества. Постепенно в Европейских странах отношение к чистоте и гигиене вышло на новый уровень.

    Если вспомнить уже близкие к нам годы, то в СССР занимались гигиеной на уровне государства. Телевиденье вело активную пропаганду даже среди детей. Стоит хотя бы вспомнить всем известный мультик «Мойдодыр».

    error: