Г.в.носовский, а.т.фоменко потерянные евангелия. новые свидетельства об андронике-христе. Триумфальная процессия в риме рассказ по картине. Триумф Вакха

Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно). Фото: Matthias Kabel

Триумф — это одновременно одна из самых почитаемых и наименее известных римских церемоний. Когда-то Мэри Бирд, автор книги «Римский триумф» (2007), приложила немало усилий, чтобы отделить факты от вымысла. А вот Мэгги Попкин в своей книге «Архитектура римского триумфа» претендует на «первое критическое исследование архитектуры римского триумфа». Что же относилось к этой «архитектуре»? Автор утверждает, что здания и сооружения, стоявшие по маршруту следования триумфальной процессии, «строились в соответствии с тем, как совершали, переживали и помнили триумфальные церемонии римляне, и с тем, что они считали идентичностью своего города».

Maggie L. Popkin. The Architecture of the Roman Triumph: Monuments, Memory and Identity. Cambridge University Press. 350 с. На английском языке

Это заявление верно лишь в том случае, если в Древнем Риме существовал тот самый «триумфальный маршрут». Однако вплоть до недавнего времени ученые доказывали, что постоянного маршрута не было. Так, Питер Вайзман предположил, что, несмотря на некие «определенные пункты» для каждой процессии, полководцы могли соединять их в любом порядке. Бирд обращает внимание на то, что попытки реконструировать маршрут по большей части основываются на фрагменте из труда еврейского историка Иосифа Флавия, описывающем триумф Веспасиана и Тита в 71 году н.э. Хотя, помимо этого источника, ясности здесь нет.

В описании монументов у Попкин немало интересного, но не все убедительно. Например, исследователь придает большое значение словам Иосифа Флавия о том, что процессия шла «через театры», чтобы дать возможность людям лучше ее рассмотреть. Она даже предполагает, что Колизей был построен на триумфальном маршруте, чтобы дать «театральные подмостки» триумфам Домициана. Отрывок из Проперция Попкин толкует как изображение того, как «люди в театрах вставали, чтобы приветствовать» триумфаторов; на самом деле этот фрагмент относится к рано умершему преемнику императора Августа Марцеллу, который никогда не устраивал триумфов.

Самые очевидные «триумфальные памятники» — арки, и Попкин пытается использовать этот факт в своей аргументации, однако, как справедливо утверждает Бирд, «одни арки, возможно, воздвигались на пути процессии, а другие — совершенно точно нет (и не всегда легко определить, какая из них в какую категорию попадает)». Что же касается арок, которые Плиний Старший называет самыми первыми, то следует помнить, что, по легенде, консул Стерциний воздвиг их после того, как были оставлены всякие надежды на триумф. Кандидатом на звание «триумфального памятника» могла бы стать арка Септимия Севера у Капитолийского холма, однако свидетельств того, что этот император когда-либо праздновал триумф, не имеется. При этом Попкин предполагает, что многочисленные памятники, в частности на триумфальном маршруте, воздвигли в его правление, чтобы сформировать «ложную память» о победах императора.

В молодости Максимилиану довелось побывать пленником города Брюгге. Казалось бы, невозможно унизить государя сильнее. Однако Венеции это удалось. Венецианская республика не пустила Максимилиана на его собственную коронацию в Рим. Точнее, венецианцы заявили, что позволят нашему герою проехать через контролируемую ими территорию лишь в том случае, если он будет путешествовать как чaстное лицо, без войска.

Тут читатель может спросить: а как же сумел короноваться в Римe отец Максимилиана Фридрих, известный хроническим недостатком средств и авторитета? Именно так: он отправился на Аппенины с частным визитом. Во времена Фридриха титулы имели столь мало практического содержания, что если кто-то желал быть императором, то вполне мог стать им в частном порядке. С тех пор кое-что изменилось. Была проведена имперская реформа, учредившая в Германии некое подобие государства. Титул Максимилиана был делом не только его личного престижа, но и государственного значения.

И тогда он решил обойтись без коронации в Риме. 8 февраля 1508 года в Триенте кардинал Матеус Ланг, близкий друг и советник Максимилиана, провозгласил его избранным императором Священной Римской империи. С тех пор избрание курфюрстами стало считаться достаточным основанием для использования императорского титула. Заведённый Максимилианом порядок вещей сохранялся до времён Наполеона. Коронации в Риме больше не проводились. Кстати, именно при Максимилиане к названию "Священная Римская империя" были добавлены слова "германской нации" .

Венецианцы между тем отобрали у Максимилиана часть Истрии и Фриуля. Венеция была на вершине могущества и не намеревалась терпеть присутствие конкурентов в Адриатическое море. Республикa св. Марка не боялась никого и ничего. Она сама была способна внушить страх кому угодно. Европейцы опасались, что венецианцы подомнут под себя весь континент. Кажется, я где-то уже писал, что вся конспирология, посвящённая еврейским, масонским, иезуитским и т.п. глобальным заговорам, восходит к антивенецианским памфлетам рубежа XV-XVI веков.

Якопо де Барбари, карта Венеции, 1500 год. Работа над картой заняла три года. Благодаря размерам 2,8 x 1,3 м эта изготовленная на шести досках гравюра стала самым большим графическим произведением своего времени. Впечатление, произведённое картой Венеции на Европу, соответствoвaл o её габаритам. После 1503 года Барбари перебрался во Фландрию и работал на детей Максимилиана, сначала - на Филиппа Красивого, а после его смерти - на Маргариту.

Для предотвращения венецианской угрозы 10 декабря 1508 года в Камбре была создана лига, в которую вошли император Максимилиан, папа римский Юлий II, король Испании Фердинанд Арагонский, король Франции Людовик XII, герцог Савойский Карл III и т.д. Oдним из основных организаторов Камбрийской Лиги стала дочь Максимилиана Маргарита, пожившая и при французском, и при испанском, и при савойском дворax и повсюду нашедшая себе друзей. Союзники составили план раздела венецианских владений, а папа объявил венецианцев врагами церкви.

Людовик XII наголову разбил венецианские войска при Аньянделло. Но оказалось, что Венеции было легче оправиться от поражения, чем Франции - воспользоваться плодами победы. Говорят, кардинал Руанский однажды заметил: "Итальянцы ничего не понимают в военном деле" , на что Макиавелли тут же ответил: "Французы ничего не понимают в политике" . Венецианская армия состояла из кондотьеров, и гибель войска означала для республики всего лишь потерю одной риcкованой инвестиции. Венеция немедленно наняла себе новую армию, а вот Франции было негде нанять дипломатию венецианского уровня.

Компромисс там, территориальная уступка тут, сепаратные переговоры здесь... Французы сами не заметили, как от Кембрийской лиги ничего не осталось. Война не прекратилась, но в 1511 году союзником Франции оставалось одно лишь герцогство Феррарское, а Венецианская республика, Священная Римская империя, королевство Испанское, Швейцария и папа римский уже входили в созданную для борьбы с французской агрессией Священную лигу. Впрочем, описание затянувшихся на полвека Итальянских войн не входит в мои намерения, а посему вернёмся к Максимилиану.

Слева: император Максимилиан I. Портрет работы Альбрехта Дюрера. Справа: Альбрехт Дюрер, автопортрет.

В декабре 1510 года в возрасте тридцати восьми лет скончалась его вторая жена Бьянка-Мария Сфорца. Её смерть, в отличие от многих других смертей в этой истории, трудно назвать неожиданной. Если супружество родителей Максимилиана не было счастливым, то его собственный второй брак являл собой какую-то чудовищную пародию на их несчастье. Максимилиан женился на деньгах и, похоже, испытывал к своей жене отвращение. Обычно это объясняют тем, что он сравнивал её с Марией Бургундской, сопоставления с которой в его глазах не выдержал бы никто. Но это не вполне удовлетворительное объяснение. У Максимилана было свыше тридцати внебрачных детей, и к их матерям он относился хорошо. А к Бьянке - плохо. Так плохо, что хуже некуда.

Говорят, уже в брачную ночь Максимилиан оставил невесту одну и отправился на охоту. Растратив приданое Бьянки, он полностью потерял интерес к ней. К тому же у Сфорца были проблемы - французы нa время выгнали семейство из Милана, и оно перебралось в Иннсбрук. Теперь Максимилиан смотрел на миланских родственников не как на ценных союзников, а как на обузу. Он до такой степени пренебрегал Бьянкой, что буквально оставлял её в качестве залога у своих кредиторов. Он даже не пригласил её на собственную коронацию в Триенте. Она ходила в поношенных платьях и иногда испытывала проблемы с ночлегом - любой хозяин постоялого двора в Германии знал, что Максимилиан не оплачивает её счета. Максимилиан усаживал за стол рядом с женой своих любовниц. Чтобы этого не было мало, он заразил её сифилисом.

Подобно многим другим несчaстным женщинам, римская императрица, в жилах которoй текла кровь Сфорца, Висконти, Бурбонов и Валуа, пыталась уменьшить свои страдания, заедая стресс. По официальной версии, она умерла, объевшись улитками. Максимилиан на её похоронах отсутствовал.

Наш герой по-прежнему был полон энергии и планов. В сентябре 1511 года он написал своей дочери Маргарите: "Завтра я пошлю Матеуса Ланга в Рим для заключения соглашения с папой об избрании меня коадьютором. Это наверняка позволит мне после его смерти получить трон папы, принять сан священника и быть объявленным святым. Когда я умру, меня будут почитать как такового, хотя я сам о себе так не думаю..."

Максимилиан действительно намеревался добавить к императорскому титулу папский. Говорят, на протяжении своей жизни он возвращался к этому плану в общей сложности пять раз. Никаких канонических препятствий для занятия императором папского трона не было - папами и прежде становились люди, не имевшие сана священника. Избрание папой, как и избрание императором, было лишь вопросом денег. Матeус Ланг вёл в Риме переговоры, Фуггеры оценивали необходимые для подкупа конклава суммы. В конце концов от затеи пришлось отказаться - Медичи могли заплатить кардиналам больше, чем Фуггеры, и после смерти Юлия II папой стал не Максимилиан I, a Лев Х.

Слева: Юлий II (наст. имя - Джулиано делла Ровере). Справа: Лев Х (наст имя - Джулиано Медичи). Парадные портреты мало говорят о реальном характере ренессансных пап - жизнелюбов, воинов и меценатов. Рассказывают, что однажды, будучи уже в шестидесятисемилетнем возрасте, Юлий II при штурме неприятельской крепости в доспехах взобрался по лестнице на стену и, размахивая мечом, кричал, что отлучит от церкви каждого, кто встанет у него на пути. Он же создал швейцарскую гвардию (форму для которой придумал Рафаэль Санти) и начал строительство собора св. Петра. Лев X, сын Лоренцо Великолепного, любитель охоты и театральных предстaвлений, прославился фразой "Насладимся папством, которое нам дал Бог" и учредил римскую курию. Его понтификат считается вершиной Ренессанса.

В последние годы жизни Максимилиана озаботила репутация, с которой он войдёт в историю. Император написал две автобиографические книги - "Многоблагодарный" и "Мудрый король". Насколько велик был его непосредственный вклад в эти произведения, сказать трудно - они создавались при ассистенции целого коллектива придворных гуманистов. Основными сюжетами творчества Максимилиана были собственный героизм и любовь к Марии - он описал свою поездку из Австрии в Бургундию, как полное невероятных трудностей и приключений путешествие. На пути к даме сердца лирический герой Максимилиана покорял стихии, выносил стужу и зной, преодолевал горы и водные преграды, боролся с коварными врагами и сражался с чудовищами.

Однако книгами дело не ограничилось. Максимилиан был подлинным ренессансным князем. Он ощущал себя настоящим римским императором в античном духе и желал устраивать триумфальные шествия, ездить в трумфальных колесницах и строить триумфальные арки. Средств на осуществление подобных затей у него не было. Но у него был Альбрехт Дюрер - величайший мастер ксилографии, когда-либо ступавший по европейской земле.

Дюрер стал придворным художником Макссимилиана в 1512 годy. В этом же году он начал работу над уникальным проектом, призванным превзойти не только "Карту Венеции" Якопо де Барбари, но и вообще всё, что до той поры создала рука человеческая на бумаге. Пусть Максимилиан не мог победить венецианцев ни на суше, ни на море, зато oн мог затмить их в памяти потомков.

Альбрехт Дюрер в соавторстве с архитектором Йoргом Кёлдерером, историком Иоганном Стабием, художником Альбрехтом Альтдорфером и другими нарисовал для Максимилиана самую великолепную триумфальную арку на свете. Точнее - отпечатал её со 192 отдельных досок. Получилась гравюра длиной в три и высотой в три с половиной метра. В 1515 году Tриумфальная арка Максимилиана была закончена.

Никто никогда не собирался строить эту мега-арку в реале (да это было и невозможно). Данный архитектурный проект предназначался только для бумаги. Это был ничем не ограниченый полёт фантазии, виртуальная реальность в чистом виде. Арку украшали изображения предков Максимилиана (включая Юлия Цезаря, Александра Македонского и Геракла), сцены из его семейной жизни, исторические картины, символы всевозможных добродетелей, египетские иероглифы и тексты, подробно разъясняющие, что же именно здесь изображено.

Триумфальная арка Максимилиана. По-видимому, самая монументальная ксилография в истории. Предполагалось, что графика площадью 10 квадратных метров будет выставляться в императорских дворцах, городских ратушах и прочих присутственных местах.

За Триумфальной аркой последовало Триумфальное шествие Максимилиана. Ещё более мегаломанский проект - состоящая из ста тридцати с лишним блоков графика длиной в 54 метра. Совершенно фантастическая процессия, в которой принимают участие музыканты, рыцари, ладскнехты, германские князья со своими гербами, индийцы из Калькутты верхом на слонах, индейцы из Америки, кто-то верхом на грифоне, люди с портретами предков Максимилиана, люди с изображениями его побед, Мария Бургундская, Кунц фон дер Розен, аллегорические фигуры муз и добродетелей, экзотические животные и повара с кастрюлями и горшками. Вот несколько фрагментов, дающих предстaвление о виртуальной реальности Максимилиана:

Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, изображающий главное событие жизни Максимилиана - его свадьбу с Mарией Бургундской (Бьянке Сфорца и здесь не повезло). Увы, цветная версия этого фрагмента мне в Сети не попадалась.

Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, на котором участники шествия несут изображение Венецианской войны. Обратите внимание на венецианского льва, спасающегося от императорских войск в море. Hе имевшaя места в действительности процессия, участники которой выдают поражение за победу. Фальсификация мистификации. Обожаю такие сюжеты.

Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, изображающий германских князей.

Триумфальное шествие Максимилиана. Фрагмент, изображающий неизвестно кого. Многие картуши на "Триумфальной процессии" зияют чернотой. В общей сложности на этом гигантском изображении можно насчитать свыше сотни таких чёрных дыр. Согласно официальной версии, надписи вырезались в последнюю очередь, и некоторые картуши просто остались незаполнены, поскольку весь проект так и не был завершён. Новохронологи утверждают, что надписи на картушах были замазаны, чтобы скрыть великую тайну: Максимилиана звали Василием Ивановичем (или Иваном Васильевичем? - вечно я путаю детали), и он был атаманом-оттоманом, московским ханом и Великим Моголом.

Наконец, несколько забегая вперёд, скажу, что позже Дюрер выделил Триумфальную карету Максимилиана, первоначально предназначенную для его Триумфального шествия, в отдельное произведение. Вместе с Аркой и Шествием, Карета образует триаду, отражающую виртуальноe величие Максимилиана.

Триумфальная карета Максимилиана. Чёрно-белая и цветная версии. Размеры изображения - полметра в высоту, около двух с половиной метров в длину.

Триумфальная карета Максимилиана. Фрагмент. Императора окружают музы и т.п. создания. Согласно надписям, украшaющим венки над головой триумфатора, он покорил Галлию, Венгрию, Богемию, Германию, Гельвецию и Венецию.

Пока в виртуальном мире Максимилиан одерживал одну великую победу за другой, в реальности дела складывались следующим образом.

В 1513 году состоялась Вторая битва при Гинегате, возможно, известная вам под названием Битва шпор. При подготовки этого поста я обнаружил, что если Первая битва при Гинегате обычно фигурирует в русскоязычных источниках под своим настоящим названием, то Вторая по прихоти переводчиков превратилась в битву при Гингейте. Это явный англицизм советской эпохи (в дореволюционных русских изданиях использовалась форма Гинегатъ). Видимо, он появился благодаря тому, что в этом сражении на стороне Максимилиана участвовали и англичане Генриха VIII. Для Максимилана это была вторая победа над одним противником на том же самом поле. В первый раз он разбил французов при Гинегате тридцатью четырьмя годами раньше. Впрочем, некоторые источники заходят в своей англофилии так далеко, что вообще не упоминают о его участии в сражении 1513 года, целиком приписывая этy викторию англичанам.

22 июня 1515 года в Вене была сыграна одна из самых роскошных и значительных свадеб во всемирной истории. Максимилиан повторил свой испанский успех. Свадьба опять была двойной, и на этот раз его внуки вступили в брак с детьми Владислава II Ягеллонa, короля Богемии и Венгрии. Ягеллонской невестой была Анна, а ягеллонским женихом - Людовик. Габсбургскую сторону представляли Мария (причём переговоры о её замужестве начались ещё до рождения её жениха Людовика) и... один из принцев (в момент бракосочетания ещё не было решено, который из них - Карл или Фердинанд).

К алтарю в Вене шёл сам Максимилиан. Когда-то друзья замещали его на двух его свадьбах. Теперь он сыграл роль жениха на свадьбе своего внука. На том основании, что Карл был наследником испанского трона, а Фердинанд - неаполитанского, Максимилиан прямо у алтаря провозгласил Анну, невесту не вполне конкретного жениха, королевой не вполне определённого королевства.

В 1515 году Анне было двенадцать, Фердинанду - тринадцать, Людовику - девять, а Марии - десять лет. На свадьбе этиx двух детских пар присутствовали едва ли не все, кто что-то значил в Европе.

Ещё один пример виртуальной реальности Максимилиана. На этом семейном портрете работы Бернхарда Стригеля изображены люди, которые в силу хронологических причин никогда не могли собраться вместе в таком составе. Взрослые в верхнем ряду - это Максимилиан, его сын Филипп Красивый и навсегда оставшаяся в сердце Максимилиана Мария Бургундская. Дети внизу - сыновья Филиппа Фердинанд и Карл Габсбурги, а также его зять Людовик Ягеллон. Картина создана в 1515 году. К тому времени Филиппа не было в живых уже десять, а Марии - тридцать лет.

Между тем Анна Бретонская, в детстве формально побывавшая супругой Максимилиана, а потом ставшая женой его врагов Карла VIII и Людовика XII, предприняла интригу, попытавшись выдать свою дочь Клод за внука Максимилиана Карла (Анна была беременна четырнадцать раз, но лишь две её дочери дожили до взрослого возраста). Из этого ничего не вышло, и Клод пришлось выйти за Франциска Ангулемского. Вскоре Людовик умер, и Франциск в возрасте двадцати одного года стал королём Франции Франциском I. У него появилась идея занять трон императора Священной Римской империи.

Франциск вторгся в Миланское герцогство. Власть в Милане принадлежала Массимилиано Сфорца, считавшемуся марионеткой своих буйных швейцарских наёмников. 14 сентября 1515 года в знаменитой битве при Мариньяно Франциск разгромил швейцарцев, сорок лет пользовавшихся репутацией непобедимых, и занял Милан.

Максимилиан вознамерился отбить город. Он выступил в поход во главе своих ландскнехтов и швейцарцев. Но до Милана не дошёл. Как обычно, ему не хватало денег на оплату солдат. Первыми взбунтовались швейцарцы. Максимилиан попытался рассчитаться с ними своим стoловым сребром. Узнав об этом, восстали ландскнехты. По иронии судьбы, государь, в виртуальной реальности превзошедший триумфы римских цезарей, в жизни познал, что значилo быть солдатским императором. Армия развалилась, и Максимилиан вернулся домой с горсткой соратников.

В январе 1516 гоа умер Фердинанд Арагонский. Внук Максимилиана Карл стал королём Испании под именем Карлос I. Через несколько месяцев Карл заключил мирный договор с Фрaнциском. Ещё через год - публично заявил, что ввиду состояния здоровья деда все должны рассматривать его как скорого наследника императорского трона.

Здоровье действительно начинало отказывать Максимилиану. Сказывались и возраст, и старые раны, и приобретённые в ходе бурной жизни болезни. Он начал повсюду возить за собой гроб и думать о душе.

Максимилиан I Габсбург умер 12 января 1519 года, не дожив двух месяцев до шестидесяти лет. После смерти с его телом поступили так, как он приказал - остригли волосы, вырвали зубы и подвергли бичеванию. Император, всю жизнь заботившийся о том, как обеспечить себе славу в веках, нашёл и способ покаяться, посмертно наказав своё тело за все совершённые им грехи.

Посмертный портрет Максимилиана.

Похоронили Максимилиана в Нойштадте. Его настоящая могила являет собой образец минимализма и резко контрастирует с пустым кенотафом в Инсбруке. Кстати, инсбрукская гробница, апофеоз роскоши, выглядит несколько иначе, если её посетителю известно, что незадолго перед смертью Максимилиан не смог остановитьcя в Инсбруке на ночлег - в этом городе все просто закрыли перед императорской свитой двери, зная, что государь неплатёжеспособен.

Сердце Максимилиана, в соответствии с его последней волей, похоронили в Брюгге, радом с Марией Бургундcкой.

Настоящая могила Максимилиана в Винер-Нойштадте

Это конец истории Максимилиана I Габсбурга, германо-итало-поляко-португальца, последнего рыцаря и отца ландскнехтов, эрцгерцога австрийского, герцога бургундского, короля римского и императора Священной Римской империи. Но это ещё не конец повествования о том, как эпоха городских республик сменилась эпохой монархий и территориальных государств. На момент смерти нашего героя многие независимые города всё ещё были в зените своей славы, а понятие государство оставалось довольно эфемерным. Однако у Максимилиана были наследники - его внуки Карл и Фердинанд. Борьба за мироустройство продолжалась...

(ЕЩЁ НЕ КОНЕЦ)



Крылатые кони. Деталь фронтонной композиции храма Ара делла Регина в Тарквинии. Терракота. IV в. до н. э.



Фибула из гробницы Реголини-Галасси и Черветери. Золото. Ок. 650 г. до н. э. Ватикан, Грегорианский этрусский музей



Голова музыканта. Деталь росписи гробницы Леопардов в Тарквинии. 475-455 гг. до н. э.


Так называемый «Черный камень» с древнейшей латинской надписью


Саркофаг с изображением супружеской четы из Черветери. Деталь. Терракота.

Начало VI в. до н. э.

Сервиева стена

Предметы, найденные в погребениях на Форуме

Капитолийская волчица

Тарквиний и Мастарна. Этрусская живопись

Круглый храм на Бычьем форуме в Риме. Ок. 120 г. до н. э.

Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме.

Ок. 100-80 гг. до н. э.

Юпитер. Римская работа I в.


Афродита (Венера), так называемая «Афродита в садах».



Арес (Марс).

Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э.

Бронзовый гладиаторским шлем из Геркуланума

Бой гладиаторов

Бой гладиаторов. Мозаика времен Империи


Богиня Рома, покровительница города Рима. Статуя в Капитолии, Рим

Реставрированная в I в. колонна Дуилия, украшенная носами разбитых кораблей

Мост Мульвия в Риме. Конец II в. до н. э.


Римский денарий 268-264 гг. до н. э.

На лицевой стороне изображена богиня Рома, на оборотной - Диоскуры

Медный римский асс (aes grave) 311- 271 гг. до н. э. На лицевой стороне - изображение двуликого Януса, на оборотной - нос корабля


Монета (денарий) восставших италиков. Италийский вол попирает римскую волчицу

Монета с изображением Антония и Октавиана


Так называемая гробница Тарквиниев.

Предполагаемый склеп Тарквиниев найден в конце XIX в. в Цере. На его стенах 35 раз выбито имя Тарквиниев по-этрусски: «Тархна». Но этого еще недостаточно для утверждения, что это гробница римских Тарквиниев

Пирр. Мраморный бюст


Гай Цильний Меценат. Резной аметист. Работа знаменитого гравера Диоскорида

Аппиева дорога. Реконструкция Жанина

Сципион Африканский


Переправа войск Ганнибала через реку Родан (Рону)

Ганнибал

(по современной гравюре)

Сулла. Мрамор

Гай Марий. Мрамор

Гней Помпей Великий.

Цезарь. Мрамор. Конец I в. до н. э.

Мраморный бюст I в. до н. э.


Этрусская статуя воина. Бронза

Самнитский воин. Бронза



Самнитские знаменосец и воин. По изображениям на италийской вазе. Вооружение воинов напоминает греческие образцы, но имеет местные особенности, в частности полуки­раса (слева) и боевые бронзовые пояса на обоих воинах

Воины республиканского Рима: триарий, гастат и велит

Боевой порядок римского легиона в III в. до н. э.

Манипулярный боевой порядок


Организация римской армии в III в. до н. э.

Вооружение древних римлян


Щит воина римской конницы

Шлем воина римской конницы

Панцирь богатых римских всадников

Римский большой щит-скутум

Центурион

Метание пилума


Юпитер, посылающий дождь римской армии. Рельеф с колонны Антонина.

Юпитер в виде крылатого старца, распростершего свои длинные руки, с которых льются потоки воды, легионеры собирают ее в шлемы и щиты, а варвары лежат на земле, сраженные молниями

Римский велит

Римский всадник


План римского лагеря для двух легионов. Схематическая реконструкция по Полибию: 1. Преторий, площадь, где находилась палатка командующего. 2. Форум, площадь, служившая для сходок. 3. Алтарь. 4. Помещения преториан­ской когорты, личной стражи командующего. 5. Казармы вспомогательной конницы. 6. Казармы легионеров. 7. Казармы вспомогательных отрядов пехоты. 8. Казармы отряда ветеранов, вновь призванных на военную службу. 9. Пло­щадь, где находилась палатка квестора. 10. Главная улица лагеря. 11. Улица, параллельная главной, на которой помещались торговавшие с солдатами купцы. 12. Улица, отделявшая части, расположенные непосредственно у укреплений,

от внутренней части лагеря. 13. Улица, соединявшая преторий с воротами лагеря. 14. Промежуток между окружавшим лагерь оборонительным валом и первыми казармами. 15. Ворота лагеря

Инсигнии понтификата. Барельеф из музея Сен-Жермен

Триумфальное шествие




Этрусская бирема. Этрусская ваза (находится в Британском музее в Лондоне) ук­рашена живописным изображением биремы, которое показывает нам, на что были похожи корабли этого древнего итальянского народа мореходов около VI в. до н. э. Ясно видны два ряда весел: верхний ряд с уключинами на планшире или, возмож­но, на аутригере и нижний, весла которого выходят из портов в корпусе, или с уключинами вдоль планшира, скрытого за аутригером, как это можно предполо­жить по длинной трещине на вазе. На носу имеется таран и, что особенно инте­ресно, бак, который никогда доселе не был представлен столь длинным и высо­ким на других живописных изображениях. При реконструкции нос был воссоздан наподобие носов древнегреческих бирем того же периода, его образовывали свя­занные вместе окончания продольных планок

Римский военный корабль. Барельеф

Башни на судах


Трирема. Здесь представлен корабль со сплошной боевой палубой и «вороном» на носу. Имеются три ряда весел: для верхнего проделаны овальные порты в аут­ригере, в то время как два нижних выходят из круглых портов в бортах судна. Кожаные рукава, предназначавшиеся для того, чтобы не дать морской воде про­никнуть внутрь через отверстия для нижних весел, не видны. На римских трире­мах число гребцов во всех командах было одинаковым. Помимо гребцов на борту было минимум 10-12 матросов и 80-90 солдат. Приблизительные размеры: дли­на - 18,3 фута (5,6 м), включая 2 фута (0,6 м) для аутригеров по каждому борту,



осадка - 3,2 фута (1 м)

Квадрирема. При раскопках в афинском порту были обнаружены остатки анга­ров, где хранились триремы во время зимнего сезона. Из размеров ангаров был сделан вывод, что греческие триремы были примерно 114,8 фута (35 м) длиной и 16,4 фута (5 м) шириной. В отношении римских квадрирем, которые были круп­нее, можно предположить, что длина их составляла 131 фут (40 м), а ширина - 32 фута (7 м). На судне должно было разме­щаться 200 гребцов плюс 15-20 матросов и сотня солдат - таков был полный экипаж. Согласно Полибию, первой квадриремой римского флота был карфагенский корабль, захваченный в 260 г. во время осады Милаццо


Нумидийский всадник времен Пунических войн и самнит Ш в. до н. э.

Древнегерманский воин

Мечи германцев

Легионер I в. до н. э. - I в., центурион и легионер конца I в. - начала II в.

Организация римской армии в середине I в. до н. э.

Построение легиона по когортам

Гражданская война в Риме в 49-45 гг. до н. э.


План базилики в Помпее План терм Каракаллы в Риме

План Пантеона в Риме

План обыкновенного Римского дома

Боевой порядок легиона Цезаря

Римская дорога

Август, изображенный в позе Юпитера. Статуя из Кум. Первая половина I в.

Октавия, сестра Октавиана. Базальт

Тиберий. Мрамор

Нерон. Мрамор. 60-68 гг.

Калигула. Мрамор. 37-41 гг.


Осада города римлянами. I в. до н. э.

План Рима. I-IV вв.

Колизей в Риме. Фотография XIX в.


Рим. Форум Романум. Реконструкция:!. Храм Сатурна. 2. Священная дорога. 3. Храм Веспасиана. 4. Ростры. 5. Арка Септимия Севера. 6. Курия. 7. Базилика Эмилия. 8. Базилика Максенция. 9. Храм Антонина и Фаустины. 10. Колизей. 11. Круглый храм Ромула. 12. Колонна Фокаса


Большой цирк (Circus Maximus). Реконструкция

Колонна Траяна на Форуме Траяна в Риме. 107-113 гг.

Римский дом. Реконструкция. Релендера.



Интерьер дома богатого римлянина Интерьер римского дома


Конная статуя Марка Аврелия в Риме. Бронза. 161-180 гг.


Стена Аврелиана в Риме. 270-275 гг. Арка Константина в Риме. 312-315 гг.

Амфитеатр в Арле, Франция. I в. Общий вид



Акведук близ Нима, так называемый Гарский мост.

Конец I в. до н. э. - начало I в.



Барельефы с колонны Траяна.

Траян отдает приказ осадить Сармизегетузу (вверху). Децебал изъявляет покорность


Пахарь. Прорисовка с античной геммы

Кузнец с клещами и двуручным молотом. Каменотесы.

Один вытесывает каменный

блок, другой - колонну. По Вергилию Ватиканскому

Ликтор, полководец (консул или пропретор), имагинифер.

Солдаты вспомогательных войск Римской империи. I в.

Воины Римской империи. IV-V вв.

Солдаты преторианской гвардии


Пергамское царство во II в. до н. э.

Парфянское царство

Завоевание Римом Италии в конце VI - середине III в. до н. э.

Подвластная Риму Италия. Ок. середины III в. до н. э.

Римская Средиземноморская держава в середине II в. до н. э.

Вторая Пуническая война. 264-241 до н. э.

Третья Пуническая война. 149-146 гг. до н. э.


Битва при Тразименском озере в 217 г. до н. э.


Бой при Киноскефалах в 197 г. до н. э. Битва при Пидне в 168 г. до н. э.

Македония и Греция во II в. до н. э.



Поход римской армии в Парфию и бой под Каррами в 53 г. до и. э.



Походы армии Спартака в 73-71 гг. до н. э.


Осадные сооружения римлян под Алезией

Осада римлянами Алезии в 52 г. до н. э.

Схема маршрутов походов Цезаря в Галлии


Римская империя в IV-V вв. до н. э. и вторжения племен


Римская империя при Константине (306-337 гг.)

3 Среди многочисленных обзоров литературы по проблемам гибели респуб­лики и становления принципата самыми доступными для российского читателя

2 Быть может, это прозвище он имел еще до галлов просто потому, что жил на Капитолии.

увеличена римской анналистикой.

3 Традиция о войне с Пирром в очень плохом состоянии. Сохранилась она глав­ным образом у поздних или второстепенных писателей и носит чрезвычайно

2 Право одного и того же лица дважды подряд занимать должность народного трибуна было спорно. Хотя, как мы видели, существовал плебисцит Генуция 342 г. (не вполне достоверный), запрещавший до истечения 10-летнего срока выстав­лять свою кандидатуру на ту же должность, но это правило на практике не раз нарушалось. К тому же плебисцит Генуция относился только к магистратам, а народные трибуны, строго говоря, не являлись магистратами. Действительно, в

1 Тиберий Гракх, XX.

дают возможности разграничить вполне точно мероприятия обоих этих перио­

1 В 59 г. Цезарь женился на Кальпурнии, с которой благополучно прожил до самой своей смерти.

(по апрель).

1 В 355 г. провозглашен цезарем, с 361 г. - правил единолично.

Для римского солдата триумф был всем. Быть награжденным сенатом Рима триумфом в знак признания заслуг на военном поприще было величайшей почестью, на которую солдат мог надеяться. Триумф приносил ему славу, богатство и восхищение сограждан. Если у солдата были политические амбиции, триумф гарантировал ему голоса, необходимые для занятия высокой должности. Более того, человек возносился до полубожественного статуса триумфатора, руководителя священных церемоний, проводимых в честь победы в храме Юпитера, священнейшего места в Риме. Даже по прошествии времени триумфатора продолжал окружать ореол величественного, почти божественного.

Для римских граждан триумф был кульминационным торжеством города, государства и общества. Парады и празднования, прославляющие великолепие и силу Рима, стали символом того, что значило быть римлянином. Это было время, когда боги спускались с небес на землю, чтобы отпраздновать величие Рима и его народа.

Само собой, ничто в этом мире не могло сравниться с Триумфом.

Удивительно, но для церемонии, столь значительной и пышной, каким являлся триумф, информации о нем очень мало. Главные религиозные обязанности триумфатора были понятными и редко менялись, однако сценарий проведения триумфа мог изменяться, и достаточно существенно. Дело не только в том, что некоторые детали праздника являются для нас полной загадкой, складывается впечатление, что сами римляне, устраивавшие эти праздники, не до конца понимали их значения. Например, мы знаем, что для торжественной церемонии триумфа лицо победоносного полководца раскрашивалось красной краской, но не знаем почему.

Мы знаем, что толпа выкрикивала в адрес шествующей кавалькады непристойности, но не знаем зачем.

Изначально триумфом была простая процессия, устраиваемая солдатами римской армии по возвращении домой в честь очередной победы. Согласно свидетельствам древних писателей, самый первый триумф был проведен в 740 году до н. э. Ромулом, первым царем Рима. Город Рим, будучи на тот момент больше похожим на большую деревню - его население составляло всего несколько сот человек, - воевал с соседней деревней Ценина, расположенной на небольшом расстоянии к северо-востоку. Перед началом сражения Ромул пообещал посвятить свою победу Юпитеру за его участие в роли Феретрия, сокрушителя врага. Ромул убил Акрона, царя Ценины, в первом же бою и разгромил врага. Затем он приказал побежденному народу уничтожить свою деревню и отправляться жить в Рим, увеличив таким образом население собственного царства.

Чтобы выполнить свое обещание, Ромул срубил дуб, священное для Юпитера дерево, и вырезал из него стойку, на которую повесил оружие и доспехи Акрона. Затем он взвалил ее на плечо и понес в Рим, сопровождаемый своими солдатами и жителями Ценины. На голове у Ромула был лавровый венок, надетый в знак победы, солдаты пели песни. Процессия направилась прямо на Капитолийский холм, где Ромул воздвиг свой трофей и отдал дань Юпитеру.

Первый триумф Ромула был относительно простым мероприятием, основанным на греческой традиции. Подношение доспехов, оружия или вещей врага богу - покровителю города, празднующего победу, - было давней устоявшейся традицией. Нововведение Ромула заключалось в том, что шествие солдат стало частью торжественной церемонии. И действительно, римляне сделали процессию главным событием триумфа, отодвинув подношение трофеев на второй план.

Разбив антеманатов, Ромул отпраздновал второй, аналогичный первому, триумф, однако после победы над могущественной армией этрусского города Вейи ввел новшество, которое продержалось до имперских времен. Армия Вейи возглавлялась старым полководцем, одетым в пурпурную мантию, демонстрирующую его главенство. Во время процессии этот старик, закованный в цепи, шел впереди группы пленных. После завершения триумфа пленников отправляли на невольничий рынок. С тех пор и повелась традиция, чтобы в конце церемонии триумфа один из магистратов Рима проводил по Форуму седовласого раба и отводил его на Капитолийский холм. Затем он должен был повернуться лицом к Форуму и прокричать: «Этрусков на продажу».

Нума, второй царь Рима, был слишком занят налаживанием торговли и проблемами религии, чтобы вести захватнические войны, поэтому не организовал ни одного триумфа. Его последователь, Тулл Гостилий, был настроен более воинственно: он сокрушил города Альба и Фидены, разбил сабинов. Единственное, что нам известно о его триумфе, это то, что царь Альбы Миттий после падения своего города был доставлен в Рим и казнен. Четвертый царь, Анк Марций, провел только одну войну, в которой разбил армию латинов. Он организовал триумф, во время которого он и его солдаты прошли через улицы города на Капитолий.

Подробности этого события неизвестны, единственное, что мы знаем, так это то, что он преподнес Юпитеру гораздо больше доспехов, чем кто-либо до него.

После смерти Анка Марция трон был свободным. Римляне устроили выборы и провозгласили королем Луция Тарквиния Приска, сына изгнанного коринфского аристократа. Тарквиний оказался не только талантливым правителем и полководцем, но и большим любителем пышных представлений. Он настоял на том, чтобы должностным лицам предоставили особую одежду и особые привилегии. Тарквиний, будучи царем, имел привилегий и почестей больше, чем кто-либо другой. Город Коринф славился своей роскошью и непомерным богатством, поэтому Тарквиний решил привнести в Рим частичку своего родного города.

Первое, что сделал Тарквиний на «должности» царя, это начал строительство на Капитолийском холме храма Юпитеру. Он не мог поверить, что римляне отдают почести своему верховному богу посредством установки дубового столба, окруженного трофеями и несколькими статуями. Храм Тарквиния выполнили в греческом стиле, впоследствии ему суждено было сыграть выдающуюся роль в торжествах триумфа.

Одним из нововведений Тарквиния стало обеспечение каждого магистрата слугой, ликтором, чтобы тот расчищал ему путь через огромные толпы, бродившие по улицам Рима. Слуга был вооружен топориком, чтобы показать всем и каждому, какая незавидная участь ждет того, кто осмелится обидеть хозяина. Топорик был привязан к пучку прутьев, которые символизировали народ Рима, показывая, что вместе они непобедимая сила. Сам же по себе этот предмет, получивший название фасцы, являлся символом римской власти. Низшие магистраты имели в своем распоряжении по одному ликтору, высшие чины - больше. В свое распоряжение Тарквиний взял двенадцать ликторов.

Помимо этого Тарквиний выделил себе и высшим магистратам новый вид транспорта - колесницу. Безусловно, сам он имел самую большую и красивую колесницу. В ней было достаточно места, чтобы вместить его самого, слугу и возничего.

Корпус колесницы был украшен рельефными изображениями сцен из жизни богов и отделан золотом.

Эти нововведения, как, впрочем, и другие, были использованы во время триумфа Тарквиния, приблизительно в 600 году до н. э., устроенного в честь его победы над латинским городом Апиолы. Для своего триумфа Тарквиний счел унизительным устраивать простое шествие вернувшихся с войны солдат. На протяжении нескольких дней он готовился к своему торжеству, уделяя пристальное внимание каждой мелочи.

Впереди процессии шли сенаторы - Тарквиний, что было очень мудро с его стороны, позволял самым уважаемым гражданам Рима принимать участие в подобных процессиях. Следом - трубачи, играя торжественный марш. Далее шли пленные из Апиол, которым суждено теперь было стать рабами. Следом за пленными ехали повозки, груженные трофеями, захваченными в результате военной кампании. Восторженные римляне смотрели на все то богатство, которое привезли в их город. Они и представить себе не могли, что военная кампания может принести столько денег. Позади повозок маршировали двенадцать ликторов, символически расчищая путь через город к строящемуся храму Юпитера на Капитолии. Далее, одетый в пурпурную мантию и восседая в роскошной колеснице, запряженной четверкой коней, появился сам Тарквиний. И наконец, завершая процессию, маршировала римская армия, вернувшиеся с войны солдаты и офицеры, которые грелись в лучах славы триумфа на глазах у своих родственников и друзей.

После завершения триумфального шествия Тарквиний приступил к традиционным церемониям на Капитолии. Затем он явил народу еще одно новшество: повел население Рима к долине Мурсии смотреть игры, которые он организовал. Впоследствии на этом месте будет построен великий Циркус Максимус, но на тот момент это была всего лишь открытая долина.

Так как Тарквиний являлся поклонником греческой культуры, игры, организованные в честь его триумфа, были показом достижений греческих атлетов. В Греции атлеты состязались полностью обнаженными, чтобы показать гармонию и совершенство своих тел народу как часть поклонения богам. В Риме публичное обнажение сурово порицалось, поэтому атлеты соревновались в нижнем белье. Римлянам пришлись по душе скачки и представления, что же касается атлетики, то ей не удалось завоевать популярность, и в скором времени она была удалена из программы празднеств. Но было одно исключение: пугилатус - бокс.

Бокс, существующий в эпоху античности, имеет некоторое сходство со своим современным аналогом. Как и сегодня, наносить удары можно было исключительно кулаками, удары ногами, ребром ладони или захваты были запрещены, а боксер, применивший запрещенный прием, мог быть дисквалифицирован. Наряду с этим правила римского бокса разрешали наносить удары кулаком в любую часть тела, хотя есть свидетельства, что позднее удары ниже пояса были запрещены.

Во время боя не было ни раундов, ни временных ограничений. Бой продолжался до тех пор, пока один из боксеров не был нокаутирован или сдавался. Даже когда человек лежал на земле, его сопернику разрешалось наносить по нему удары, вынуждая тем самым его сдаться.

Римляне не делили боксеров на весовые или ростовые категории. Соперниками на ринге могли стать боксеры разной комплекции. Перед началом состязаний проводилась жеребьевка: для этого в горшок помещались глиняные дощечки, которые потом вытягивались боксерами. В современном боксе подобное распределение поставило бы легковеса в очень сложное положение. В античном же аналоге в силу того, что ринга как такового не существовало, легковесного боксера нельзя было загнать в угол и заставить сдаться. Наоборот, маленький человек мог вволю бегать, подныривать и приседать, используя преимущества собственного веса, чтобы вымотать более крупного и сильного соперника.

Базовая стойка боксера была аналогична стойке лучника. Левая рука, ладонью вперед, была выставлена перед собой. Это положение позволяло мешать сопернику и отражать его удар. Правая рука находилась возле груди, готовая нанести удар сокрушительной силы.

Первые боксеры, как и те, что участвовали в играх Тарквиния, дрались с кожаными повязками на руках. Приблизительно к 400 году до н. э. повязки превратились в специальные перчатки. Предплечье было защищено толстым кожаным рукавом, подбитым мехом, который позволял смягчать пропущенные удары. Ладонь обматывалась несколькими слоями кожи. Костяшки пальцев, основные «ударные» точки кулака, были дополнительно оснащены толстой полоской из грубой, вареной кожи с острыми углами. В кулаке зажималась D-образная кожаная подушечка, защищающая пальцы во время нанесения удара.

Травмы были частым явлением во время пугилатуса. Сломанные носы, выбитые зубы, подбитые глаза и разорванные уши были обычны, а травмы головы, должно быть, более распространенным явлением, чем сейчас. Смертельные случаи во время боксерских матчей происходили не часто. В основном ущерб здоровью, полученный от занятий боксом, проявлялся по прошествии некоторого времени, так как постоянные сотрясения мозга пагубно влияли на его работу.

После смерти Тарквиния его место занял его приемный сын Сервий Туллий. Будучи латином, Сервий провел серию войн с этрусками, в результате которых отпраздновал три триумфа в той же манере, что и Тарквиний Приск. Сервий был убит собственным зятем, внуком Луция Тарквиния Приска, известным как Тарквиний Гордый. Тарквиний II отпраздновал два триумфа, но самым главным его вкладом в развитие этой церемонии было завершение строительства храма Юпитера. Здание было построено в этрусском стиле, но позднее еще несколько раз переделывалось.

С завершением строительства храма церемония триумфа превратилась в самое грандиозное шествие. Но именно около храма суждено было совершиться большому числу жертвоприношений и пролиться рекам человеческой крови.


Позднереспубликанский период. Триумфальная процессия победоносного полководца шествует по улицам Рима. Триумфатор восседает в парадной колеснице, запряженной белыми лошадьми. Солдаты, проявившие особую храбрость во время военной кампании, идут впереди колесницы, неся флаги подразделений, участвовавших в войне. Каменная арка - знаменитая Триумфальная арка - отмечала начало триумфального шествия по городу.

Несмотря на то, что был сентябрь, солнце светило ярко, по - летнему. Густые толпы празднично разодетого народа заполнили всё пространство от храма римской богини войны - Беллоны - на Марсовом поле до самого Капитолия.

Третий день Рим праздновал триумф консула Люция Эмилия Павла, покорителя Македонии, захватившего в плен самого македонского царя Персея. С раннего утра по римским улицам проходили колонны войск. Выступавшие впереди трубачи играли всё один и тот же грозный воинственный марш, под звуки которого обычно легионы шли в битву. Звуки труб перемешивались с радостными криками, которыми толпы народа приветствовали проходящие войска. «Ио! Триумф!», - не переставая, кричал народ (восклицание «ио» у римлян соответствовало нашему «ура»).

Казалось, со дня основания Рима никогда ещё не было такого ликования. Войска консула захватили невиданно богатую добычу. Даже привычные к таким пышным зрелищам римляне были изумлены. Первого дня триумфа едва хватило на то, чтобы провезти на 250 повозках все произведения искусства, статуи и картины, захваченные у неприятеля. На следующий день везли оружие, доставшееся победителям: золочённые щиты и длинные македонские копья - сариссы, оружие фракийцев и конскую сбрую, мечи, панцыри, шлемы… Дальше следовали 3 тысячи человек, нёсших 750 сосудов, наполненных серебряными монетами. В каждом сосуде было по 3 таланта - около 80 кг серебра. Поэтому каждый сосуд несли 4 человека. 750 воинов пронесли богато украшенные, тонкой работы чаши и вазы. Последний, третий день триумфа должен был быть самым интересным и блестящим.

Как только под грозный марш и крики толпы прошли войска, вслед за ними двинулись юноши в праздничных, богато расшитых одеждах. Они вели 120 белых быков, предназначенных для жертвоприношения. Их сопровождали мальчики с золотыми и серебряными сосудами для жертв - патерами. За ними шли люди, которые несли 77 сосудов с золотыми монетами, по 3 таланта золота в каждом.

Толпа ожидала самого интересного зрелища: пленников, идущих перед колесницей триумфатора.

Вот, наконец, пронесли священную чашу из золота, украшенную драгоценными камнями, предназначавшуюся в дар Юпитеру, и из - за поворота улицы показалась вереница пленных. Они шли, понуря головы, с унылыми, скорбными лицами. Среди них были женщины и совсем маленькие дети, взятые в плен вместе с родителями. Толпа стихла. Слышалось только бряцание цепей: все пленники были в оковах. Но вот снова оглушительно грянули торжественные крики: римляне увидели в толпе пленных царя Персея. Казалось, он был настолько погружён в свои горестные размышления, что, совершенно ничего не видел вокруг себя. Рядом с ним шли его дети: два мальчика и девочка. Они были ещё слишком малы, чтобы понимать происходящее вокруг, и только пугливо озирались по сторонам, удивлённые громкими криками и огромным стечением народа. Македонский царь уже скрылся за поворотом, когда показались ликторы - телохранители консула - с пучками прутьев, обвитых лавровыми ветками. За ними двигалась золотая триумфальная колесница, запряжённая четвёркой белых коней.

Консул Люций Эмилий Павел, согласно обычаю, сидел в кресле, а сзади него стоял государственный раб, который держал над его головой золотой венок, украшенный драгоценными камнями. Консул был в пурпурном плаще, затканном золотыми пальмовыми листьями. В одной руке он держал жезл из слоновой кости, украшенный золотым орлом, а в другой - лавровую ветвь. Лицо триумфатора было выкрашено ярко красной краской. Древние говорили, что это делалось для того, чтобы не было видно, как выступала краска радости от оказанных ему почестей. Раб, державший венок, время от времени выкрикивал, обращаясь к триумфатору: «Не гордись! Помни, что ты только человек!» К колеснице были привязаны звонок и бич, которые должны были напоминать триумфатору, что судьба переменчива и, несмотря на сегодняшние почести, в будущем он может подвергнуться самым суровым наказаниям (звонок в Риме вешался на шею осуждённым на смерть). Несмотря на эти мрачные напоминания, лицо полководца выражало нескрываемую гордость.

Странно, что солдаты не поют песен, прославляющих полководца, - говорил в толпе человек в грубой некрашеной тоге простолюдина.

Ещё бы, - отвечал ему сосед в коротком военном плаще, - едва ли найдётся другой полководец, которого бы так ненавидели воины. Ради сегодняшнего триумфа каждому рядовому воину дали по сто денариев. Триумфатор выдал бы им втрое больше, если бы они согласились прославлять его, но они даже не хотели сначала участвовать в его триумфе.

Как могло случиться, что воины были против участия в таком почётном для них шествии? - удивился человек в тёмной тоге, вероятно, приезжий крестьянин, незнакомый с последними городскими новостями.

Ты же знаешь, что право праздновать триумф предоставляется победоносному полководцу сенатом, - начал своё объяснение человек в военном плаще, очевидно, бывший воин. - Получивший это высокое отличие до конца дней своих носит почётное звание императора. Вот почему решение сената должно утверждаться народным собранием. Чтобы полководец, пользуясь своей военной властью, не мог через подчинённых ему воинов влиять на решение народного собрания, он должен распустить свою армию и сам, до решения вопроса о триумфе, находиться вне черты города. Воины Эмилия Павла также были распущены по домам и получили право участвовать в народном собрании. Аристократы думали, что решение сената о триумфе, как всегда, легко будет утверждено народом. Но когда народные трибуны внесли предложение утвердить постановление сената, мы решили показать аристократам, что победа - дело рук не только полководца. Ведь битвы выиграны нашими мечами, и только воины должны решать, достоин ли полководец почестей. Пусть он не ждёт нашей благосклонности, если он её не заслужил.

Чем же плох Эмилий Павел? Такой богатой добычи Рим ещё не видал от самого основания города, - сказал удивлённый крестьянин.

Но мы ничего не получили из этой добычи, мы, которые завоевали её своей кровью! - с озлоблением закричал воин. - Взять хотя бы случай в Эпире. Было уничтожено 70 городов, 150 тыс. человек продано в рабство, а нам, воинам, досталась такая ничтожная награда, как будто и не мы вели войну.

Но главное даже не в этом, - мрачно продолжал он. - Никто из римских полководцев не издевался так над солдатами. Он даже отбирал у идущих в караул солдат щиты. Сколько воинов погибло потому, что принуждено было вступать в бой без щитов!

Ну, конечно, вашим часовым было очень удобно дремать на посту, опираясь на щиты. Павел правильно делал, что отбирал их, - усмехнулся какой - то аристократ в белой тоге из тонкой шерсти, внимательно слушавший весь разговор.

А что было в Амфиполе? - не отвечая ему, продолжал возмущаться воин. - Наш военный трибун разрешил снимать черепицы с городских зданий, чтобы покрыть зимние помещения для войска. Эмилий Павел приказал отнести черепицы на место.

Ты забыл, какой это полководец! - заговорил аристократ. - Он сам водил легионы против македонской фаланги. Как он мудро поступил в ночь перед боем, удерживая вас от битвы и предоставляя македонянам первым напасть. Он знал, что, наступая по неровной местности, фаланга расстроит свои несокрушимые ряды и будет разбита. Вспомни, что по его поручению вам сообщили накануне боя о предстоящем затмении луны. Как спокойны были вы, предупреждённые об этом предусмотрительным вождём, и в какой ужас повергло затмение македонян! Полководец, сумевший покорить для Рима великое македонское царство и ведущий в своём триумфальном шествии самого царя, наследника Александра Македонского, достоин всяческих почестей. Правильно, что сенат заставил всё - таки народное собрание утвердить этот триумф. На весь римский народ пал бы позор, если бы в угоду своеволию и корыстолюбию воинов великий полководец был бы лишён заслуженной награды.

Крестьянин и воин недоверчиво прислушивались к словам аристократа.

Колесница триумфатора скрылась за триумфальной аркой. Толпа медленно двигалась вслед. Аристократ, не попрощавшись, свернул в сторону, а воин продолжал говорить крестьянину:

Почему, думаешь ты, этот Эмилий Павел сдал всю добычу в государственную казну? Ведь этой казной распоряжается сенат, те же аристократы. Они для того и боролись за триумф Эмилия Павла, чтобы лишний раз показать, что мнение народа, простых солдат мало что значит в нашем государстве.

error: