Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры. Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры Ууд на уроках физической культуры примеры

Пичугова Ольга
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Актуальность

«Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

Джон Дьюи

Действительно , в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос : как обучать в новых условиях?

Каждое утро я вхожу в спортивный зал своей школы, но для меня это не только моё рабочее место, а поле моей профессиональной деятельности, на которое необходимо вывести не просто игроков, а слаженную команду единомышленников, способную привести к высоким профессиональным результатам.

Кто же они – игроки моей профессиональной команды?

На переднюю линию я вывожу двух игроков – Новые образовательные стандарты и Планируемые результаты.

Приоритетной целью школьного образование, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться .

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

Личностных

Познавательных

Регулятивных

Коммуникативных

Важным и востребованным в современном мире является умение общаться, строить отношения в коллективе и с окружающими людьми, становиться лидером.

Как я на своих уроках , в своей профессиональной деятельности работаю над формированием коммуникативных универсальных учебных действий ?

Целью моей работы считаю :

Обучение учащихся поведению в группе (команде, общению с окружающими людьми

Для реализации цели ставлю следующие задачи :

Активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- взаимодействовать с товарищами уважительно и доброжелательно, не забывая о взаимопомощи и сопереживании.

Не секрет, что уроки физкультуры нравятся детям , но для меня принципиально важно :

Чтобы они были максимально полезными – соответствовали возрастным особенностям, потому что здоровьесбережение – главный аспект уроков физкультуры (не навреди) .

Чтобы умение взаимодействовать в игре ребята могли применить в повседневной жизни.

Чтобы опыт, приобретённый ребёнком в учебной спортивной ситуации , помог ему при решении жизненных проблем.

Конечно, в играх, соревнованиях дети расширяют круг друзей, учатся контролировать своё поведение, эмоции в общении с малознакомыми людьми.

Ещё один игрок моей команды, без которого в современных условиях нельзя начинать урок – это новые инновационные технологии, главной из которых я считаю технологию сотрудничества.

Для формирования навыков общения применяю упражнения, в которых требуется согласовывать свои двигательные действия с действиями других детей , - общеразвивающие упражнения в парах, передвижения в строю, групповые и командные подвижные игры. Наряду с ними используются этюды психогимнастики, разработанные М. И. Чистяковой (1990) и направленные на развитие выразительных движений.

Овладение выразительными движениями помогает детям преодолеть барьеры в общении, способствует развитию умений понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.

Особенно нравится ребятам выполнение движений под музыку. Здесь использую лидерские качества, способности в танцах.

Так, в 7 классе на уроке «Круговая тренировка» учащиеся выполняют работу в прохождении станций (прыжки через барьер, кувырок вперёд, поднимание туловища из положения лёжа, прыжки через скакалку, приседания и др., которую они выполняют в парах или небольшими группами, показывая навыки самостраховки и самоконтроля за 30 секунд, (один делает – второй считает, затем меняются местами. После прохождения станции отдых 1-2 минуты, во время которого ребята заносят результаты в карточки. Я подаю только сигнал для начала и конца выполнения задания (30 секунд) и слежу за техникой безопасности и техникой выполнения.

Все упражнения, входящие в урок , необходимы для сдачи норм ГТО.

1. При сдаче зачётов по нормам ГТО подсказывать товарищу не разрешается, но дети мимикой, жестами стараются помочь друг другу эмоционально, правильно занять исходное положение, исправить ошибку.

2. Использую приём проговаривания упражнений (например, на вводных уроках обучающийся проговаривает само упражнение, и только потом приступает к выполнению). При этом ученик контролирует свои действия , реже допускает ошибки.

3. Эффективнее организовывать работу учащихся в группе, в парах.

На уроках , для большей плотности двигательной активности и для решения коммуникативных задач провожу различные упражнения в группах.

Например, делю класс на два, три отделения; каждое отделение получает своё задание, в отделении с более трудным заданием остаюсь сама, в другие назначаю командиров, которые отвечают за дисциплину и правильность выполнения. Сначала командирами назначаю более ответственных учащихся, которые сами хорошо владеют данным видом упражнения. Они получают хорошую оценку, если справились с заданием, в их отделении была хорошая дисциплина, и они правильно выполняли задание. Каждый из учащихся может стать командиром, поэтому дети стараются не подводить друг друга (этот метод начинает действовать с начальных классов ) .

Одним из приёмов методики формирования коммуникативной компетентности на уроках физической культуры , которые я применяю, является следующий : метод упражнений по словесной инструкции. Такую работу можно проводить в парах. Делю класс на два отделения, даю задание : выполнить комбинацию из нескольких упражнений. Первое отделение выполняет, второе проверяет (в парах) . Далее выборочно опрашиваю второе отделение, они должны назвать ошибки, совершённые их партнёрами (если были ошибки, если проверяющий отвечает неуверенно, мямлит, значит, сам не понял задания. Затем второе отделение выполняет аналогичное задание.

Также провожу урок по инструкции , представленной в письменной форме . Даю неправильную, неполную инструкцию (провокация на уточнение, задавание вопросов) . Даю домашнее задание по написанию инструкций по выполнению упражнений для партнёра, для группы.

После такой работы наблюдаю уменьшение количества ошибок при выполнении двигательного действия после словесной инструкции, что показано на диаграмме (до инструкции и после инструкции) .

На внеклассных мероприятиях и во внеурочное время, большое значение для формирования коммуникативных универсальных действий уделяю организации работы учащихся в соревновательной деятельности, в игре. Игры соревновательного характера начинаю с деления на команды. Можно выбрать капитанов считалочкой (1-3 класс) или ребята сами предлагают капитанов (4-5 класс, а капитаны уже выбирают по очереди членов команды. 1-3 классах дети выбирают тех, с кем дружат : мальчики-мальчиков, девочки-девочек. А дети постарше уже начинают думать, с кем выгоднее играть. Здесь формируются лидерские качества , ребята прислушиваются к своему капитану. В спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, волейбол, они начинают согласовывать свои действия с партнерами . Здесь формируется способность к общению в совместной деятельности, проявляется толерантность в общении, соблюдаются правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Сейчас большое внимание уделяется формированию важнейшей группы результатов, а именно метапредметных результатов (применение полученных знаний на практике) . Я, совместно с учащимися, ввела в практику своей работы, выявление областей практического применения полученных знаний в повседневной жизни. Например, изучение акробатических элементов кувырок вперед-назад. Мои учащиеся знают, что эти упражнения используются гимнастами, при выполнении сложных элементов. Ну и, конечно же, довожу информацию мальчикам , что данные упражнения – пригодятся для службы в армии. Здесь есть поле для проектной деятельности.

И снова вижу необходимость в свою профессиональную команду ввести еще одного важного игрока – информационно коммуникативные технологии – видеофрагменты с разминки и показом упражнений, фото-рефераты, схемы игр. Для пропаганды спорта оформляю стенды победителей , информационный стенд , турнирные таблицы. Использую возможности социальных сетей для информирования обучающихся . В группе школа №7 размещаю фотоматериалы победителей соревнований.

Для работы моей команды нужен инструментарий. На занятиях, во внеурочное время, применяю нестандартное оборудование, что увеличивает работоспособность ребят, вызывает интерес к различным упражнениям. Многие идеи разработки я выполняю своими руками и успешно применяю на различных этапах урока . Четвероклассницы увлеклись изготовлением лент и костюмов для спортивного танца, старшеклассники с удовольствием упражняются в меткости на изготовленном мною тренажере, для упражнений в равновесии в ход пошли старые автомобильные шины, от моего автомобиля. Для развития ловкости и быстроты предлагаю детям встать на самодельные лыжи, ведь у нас на юге снег это редкость. Усложняем эстафеты бросками искусственных снежков.

Для того чтобы игра моей команды была грамотно спланирована и привела к победе, необходимо умение анализировать, делать выводы и выстраивать необходимую тактику, а следовательно нужно иметь четкое представление о цели дальнейшей работы. Эти функции в моей команде выполняют важные игроки - Диагностические инструментарии и Мониторинги. В течение урока , для контроля нагрузки важны результаты ЧСС. Ежегодный мониторинг среди отрядов «Самый здоровый класс» позволяет отслеживать активность участия в спортивной жизни школы. При организации внеурочной деятельности учитываю мнения ребят по их спортивным предпочтениям. Анкетирование родителей детей, которые учатся в школе, показало, что большинство родителей отводят приоритетную роль в формировании коммуникативной компетенции именно школе.

Вывод :

В любой деятельности важен результат, в спорте нужна Победа.

Всякий раз я радуюсь вместе с ребятами их победам. Мы участники Спартакиады школьников и соревнований, организованных комитетом по делам молодежи и спорта. Я делюсь с коллегами результатами своего труда :

Делюсь опытом работы на методических семинарах различных уровней, показываю открытые уроки для коллег района и школы.

Имею дипломы, почетные грамоты, благодарственные письма за подготовку спортивных команд районных и республиканских соревнований.

Профессионализм учителя не стоит на месте, я ищу новых игроков для своей команды и вижу дальнейшие перспективы её развития :

Продолжать сплочение классных коллективов;

Активизировать интерес к укреплению своего здоровья;

Повышать результативность сдачи ГТО;

И … новых побед!

Литература :

1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. «Управление начальной школой» -2009.-№2

2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни/ москва 2013

3. Чистякова М. И. Психогимнастика. Под редакцией кандидата медицинских наук М. И. Буянова Москва "Просвещение" 1990

Формирование УУД на уроках физической культуры.

Термин «универсальные учебные действия»(УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это открывает учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения).

Формирование универсальных учебных действий учащихся, на уроках по каждому общеобразовательному предмету, является актуальной задачей. При этом очень важно описать условия, при которых это происходит обязательно.

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Функции универсальных учебных действий:

    обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    личностное, профессиональное самоопределение;

    установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

    Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.

    нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор.

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами2.Постановка вопросов3.Разрешение конфликтов

Как же формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др. отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе. Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, с использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной наукой и практикой. Для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания самими учащимися фотографий, рисунков, схем.

3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию.

Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.

На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.

На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

4. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Библиографический список

    Бальсевич, В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. – С.33-35.

    Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. - №5. – С. 15-18.

    Лубышева, Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л. И. Лубышева. – 2003. Лукьяненко, В. П. Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. – 120с.

    Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.

    Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта нового (второго) поколения, основой которого является системно-деятельностный подход, коренным образом меняется как содержание образования по предмету «Физическая культура», направление на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося, так и основы преподавания данного предмета (Поздеева С. И. Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура» в свете нового ФГОС НОО // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12).

В качестве основного результата образования по предмету «Физическая культура» выступает формирование у обучающихся перечня УУД, позволяющих достигать решения важнейших жизненных и профессиональных задач.

Анализируя образовательный стандарт по предмету «Физическая культура» можно выделить ряд УУД формируемых у обучающихся средней школы посредством данной дисциплины, в частности личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

К перечню личностных УУД, относятся умения обеспечивать ценностно-смысловую направленность обучающихся и понимание ими социальных ролейх и межличностных отношений.

Регулятивные УУД заключаются в соотнесении известного и не известного знания, планировании действий и их оценке. Также к этой группе относится развитие способности школьников к волевому усилию.

Среди познавательных УУД в стандарте обозначены действия школьников по формулированию цели занятия; умение выделять и структурировать, анализировать, синтезировать и сравнивать необходимую информацию; делать выбор эффективных способов решения учебной задачи; осуществлять рефлексию учебных действий; выполнять классификацию учебной информации; осуществлять действия постановки и решения проблемы.

Не маловажная группа УУД, формируемая на занятиях по физической культуре - коммуникативные УУД. К этой группе относится умение строить продуктивную коммуникацию между сверстниками и педагогами; формулировать вопросы по изученному теоретическому материалу; умение разрешать межличностные конфликты.

В. И. Лях отмечает, что не смотря на высокую значимость работы педагога по формированию УУД, для данной методики разрабатывать новые средства физического воспитания ненужно (Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. М.: Просвещение,2012. С. 64). Приоритет отводиться самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не запоминали готовые материалы, а сами учились решать двигательную задачу. Однако, чтобы обучающиеся смогли это сделать задания должны соответствовать их возрасту.

Обучение школьников двигательным действиям происходит поэтапно. Овладение УУД происходит на всех этапах обучения. В частности, на этапе начального разучивания необходимо уделить пристальное внимание определению предполагаемого результата обучения. В связи с тем, что основной частной задачей обучения на данном этапе является формирование представления о двигательном действии, то учитель на пути формирования УУД должен работать не только с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии, но и способствовать нахождению обучающимися последующих способов выполнения действий, близких по технике к вновь изучаемому.

Н. Е. Дидковская отмечает, что отдельные разделы учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в овладении УУД (Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования. Пермь. 2015. С. 29).

Физическая культура имеет 4 основные формы:

  • - физическое воспитание и физическая подготовку к конкретной деятельности, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка;
  • - восстановление здоровья силами и средствами физической культуры - реабилитация;
  • - занятия физическими упражнениями в целях отдыха - рекреативная физическая культура;
  • - спорт высших достижений.

Понимание сути физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. В физическом воспитании в научной литературе различают две узко специфические «части»: во-первых, обучение движениям и воспитание физических кондиций. Обучение двигательным действиям в своем основном содержании имеет физическое образование, под которым понимается системное освоение человеком в процессе специального обучения наиболее выгодных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни арсенала двигательных умений, навыков и связанных с ними теоретических знаний (Гончаров С.Т. Российская система физического воспитания. СПб.: Кристалл, 1997. С.16).

Своим первостепенным значением ообразовательная сторона физического воспитания имеет рациональное применение человеком двигательных возможностей в практике жизни. Еще одна не менее важная и значимая сторона физического воспитания - целенаправленное влияние на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим кондициям человека. К ним можно отнести стимулирование и регулирование их развития посредством строго нормированных функциональных нагрузок, связанных с физическими упражнениями, а также путем оптимизации персонального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания в научной литературе обозначают воспитанием физических качеств или физическим воспитанием в узком смысле. Более того Л.И. Лубышева говорит не о процессе воспитания физических кондиций, а об управлении их развитием (Лубышева Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне: [сайт]. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot). С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом, как посредством физических упражнений, так и других средств физического воспитания можно в достаточно широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, вызывая прогрессивные адаптивные изменения в нем, например совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию и т. д.

Овладение учащимися УУД - залог успешного освоения не только физической культуры, но и любого предмета. Ведущая черта УУД - их метапредметность, то их сформированность - результат работы педагогического коллектива образовательного учреждения по всем предметам.

Ученые в области физической культуры и спорта отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи - оздоровительную и тренирующую (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.). В свою очередь согласно образовательному стандарту нового поколения современный урок физического воспитания решает более широкий спектр задач. Таких как развитие персональных способностей детей; создание условий для самосовершенствования детей средствами физической культуры; обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации по освоению новых двигательных действий путем переработки и переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих вариантов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

В практике образования учитель физической культуры в образовательном процессе сталкивается со многими трудностями. Большинство трудностей связаны с такими недостаточным развитием у обучающихся УУД, в частности: нежелание слушать задание; отсутствие понимания цели выполнения задания; отсутствие умения работать в группе; отсутствие фокусировки внимание на ключевых моментах изучаемого двигательного действия; неумение сравнивать изучаемое двигательное действие с уже изученным движением и др. В связи с наличием у школьников проблем в образовательном процессе освоение движения с последующим его выполнением происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к значительному снижению качества образования по предмету (Милованова Н. Г. От общих умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2008. 28 с.).

Таким образом, необходимость организации работы по овладению УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и ФГОС.

Рассмотрим пример отрывка урока в 6 классе по теме «Баскетбол» - ловля и передача мяча.

К предметным УУД осваиваемым школьниками на этом уроке относятся: совершенствование технико-тактических действий баскетбола ведение мяча, передачи - ловли баскетбольного мяча, как на месте, так и в движении.

Среди личностных УУД можно перечислить развитие таких физических способностей как скоростно-силовые качества, быстрота реакции, точность движений, меткость.

К метапредметным УУД относятся: регулятивные УУД, коммуникативные и познавательные.

Регулятивные УУД формируют потребности и умение школьников выполнять упражнения игровой деятельности в баскетболе.

Формирование собственного мнения и позиции, умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности развивают коммуникативные УУД

В свою очередь познавательные УУД формируют мыслительные операции по каждому из осваиваемых школьниками элементов баскетбола, например, выполнить перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет - корзина, бол - мяч).

Для основной части данного урока характерны такие этапы образовательного процесса как: жонглирование мячом, персональная работа с мячом и работа в тройках.

Выполняя жонглирование мячом школьники осуществляют такие упражнения как: передача мяча вокруг себя; подбрасывание мяча над собой; чередование подброса и ловли мяча; поочерёдное перебрасывание мяча через правое и левое плечо; повороты вокруг себя на 360 с подбрасыванием мяча; приседание, после подбрасывания мяча.

В разделе персональная работа с мячом школьникам предлагается к выполнению ведение мяча в движении и бросок с двух шагов.

Работа в тройках заключается в ведении мяча до кольца с последующим броском после двух шагов; в ведении мяча с выполнением остановки прыжком и броска в прыжке.

Согласно данным рабочей программы по физической культуре в основной части урока формируются специфические для раздела «Баскетбол» УУД (Рабочая программа по физической культуре. 3 класс. М.: ВАКО, 2014. - С. 12).

Среди личностных УУД на уроках баскетбола школьники определяют для себя влияние элементов баскетбола на результат (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину); место баскетбола в жизни человека. Определяет собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке, а также осознает необходимость выполнения домашнего задания по предмету.

Посредством регулятивных УУД школьники осваивают умения сравнивать усилия, затрачиваемые на обычные упражнения и упражнения с мячом и персональную работу с групповой (с мячом). Овладевают движениями рук при ловле мяча направленными на развитие координации. Определяют смысл поставленной на уроке учебной ззадачи. Постигают условия, необходимые для достижения поставленной цели.

К познавательным универсальным учебным действиям, формируемым на баскетболе относится формирование мыслительных операций по каждому из осваиваемых элементов баскетбола; определение эффективной модели броска мяча с двух шагов, а также формирование умения видеть ведущие признаки сопоставления выполнения учебной задачи.

На занятиях по баскетболу формируются и коммуникативные универсальные учебные действия. В частности, распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий; развитие умения выразить свою мысль по поводу освоения элементов баскетбола одноклассниками; обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей (Бальсевич, В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России. Теория и практика физической культуры. 2002. С. 33-35).

Таким образом, каждый школьный учебный предмет не зависимо от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся имеет определенные возможности для формирования УУД.

На уроках физической культуры так же, как и на других предметах, ученик овладевает универсальными учебными действиями. Овладение УУД на уроках физической культуры ведет к формированию умения самостоятельно эффективно усваивать новые знания, двигательные действия и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Умение учиться необходимо для каждого человека, так как является залогом его успешной адаптации в обществе, а также его профессионального роста.

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

___________________________________

Структурное подразделение

Итоговая аттестационная (проектная) работа

«Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе »

Работа выполнена:

Давлетшин Рустем Адгамович,

учитель физической культуры, I квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением английского языка»

слушателем курсов повышения квалификации учителей _______

Руководитель проекта:

ФИО, должность, ученая степень,

ученое звание

Работа допущена к защите:

ФИО, руководитель структурного подразделения, ученая степень, ученое звание

____________________

(подпись)

Казань, ________________ 201_ года

(сроки обучения)

Раздел I.ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта………………………………………………

Объект проектирования……………………………………………………………

Предмет проектирования…………………………………………………………..

Гипотеза проекта…………………………………………………………………..

Цель проекта………………………………………………………………………..

Задачи проекта……………………………………………………………………...

Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы и механизм реализации проекта…………………………………………

Ожидаемые результаты проекта (индикаторы, показатели, значения)…………

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта……………………………….

Перспективы развития и реализации проекта…………………………………

План по реализации проекта………………………………………………………

Вывод..........................................................................................................................

Список использованных нормативных документов и источников информации.

Введение

Актуальность.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации (декларация министров образования стран Европы на встрече в Болонье 19 июня 1999 г.) отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Обоснование выбора темы проекта:

    Здоровый образ жизни и использование ИКТ технологий являются приоритетными направлениями федерального уровня (нацпроект «Наша новая школа»);

    Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы, на уроках физической культуры является стратегическим направлением МБОУ «СОШ №9 с углубленным изучением английского языка» г. Казани.

Противоречие:

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.

В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках физической культуры.

Гипотеза проекта: Если использовать УУД на уроках физической культуры, то это обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету.

Цель проекта: формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе.

Задачи:

    Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС;

    Рассмотреть УУД на ступени начального образования;

    Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры

    Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе;

    Составить календарно-тематическое планирование по лыжной подготовке

Научно-методическое обоснование проекта:

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Этапы реализации проекта:

    Организационно-подготовительный;

    Технологический;

    Заключительный.

1. Организационно-подготовительный этап

    анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами;

    изучение методической литературы и существующего опыта по данной проблеме.

2. Технологический этап

Механизм реализации проекта

    актуализировать понимание учителей о способах формирования УУД на уроках физической культуры;

    систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры;

    систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры;

    способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры.

3. Заключительный этап

    сравнение результатов с ожидаемыми;

    теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику.

Ожидаемые результаты:

В соответствии с поставленной целью, УУД должны помочь:

Обучающемуся:

    получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;

    обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;

    повысить интерес к предмету;

    повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках;

    повысить эффективность самостоятельной работы.

Педагогу:

    реализовать принципиально новые формы и методы обучения;

    повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке;

    повысить эстетическую привлекательность урока;

    привлечь учащихся к использованию ИКТ.

Формы трансляции опыта работы:

Публикации с выступлением на НПК разного уровня;

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий реализуется через педагогические технологии:

    проектную;

    информационную;

Виды УУД

Лёгкая атлетика

Гимнастика

Спортивные игры

Лыжная подготовка

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры.

Самоконтроль (рефлексия) и контроль

Разработаны:

    тестовые задания по разделам курса «Спортивные игры»;

    комплексы утренней зарядки для начальной школы;

    информационные буклеты для родителей «Физическая культура – здоровые дети»;

    информационные буклеты для учащихся «Почему нужно заниматься физкультурой»;

    программа дополнительного образования «Основы физической подготовленности» для обучающихся 1 – 4 классов.

Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

    обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

    нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

    оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    структурирование знаний;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

    моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

    преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;

    подведение под понятие, выведение следствий;

    установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

    построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

    доказательство;

    выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

    формулирование проблемы;

    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Характеристика результатов формирования универсальных

учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,

прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

прочитанное.

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом

своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

художественных и научно-популярных книг, понимать

прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в

совместном решении проблемы (задачи).

6. Критично относиться к своему мнению

договариваться друг с другом.

4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать

свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом

своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

художественных и научно-популярных книг, понимать

прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в

совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого

этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов

и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на

ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли,

договариваться друг с другом. Предвидеть последствия

коллективных решений.

Урок «Физическая культура»

Формируемые УУД

Предметные действия

Формирование личностных универсальных действий:

    основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

    освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

    развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

    освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Освоение способов двигательной деятельности.

Регулятивные действия: умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Коммуникативные действия взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Рис.1. Требования ФГОС к результатам обучения

Для того чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено:

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Рассмотрим более подробно третью составляющую – УУД. УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (рис.2):

Рис.2. Результаты обучения предмету «Физическая культура»

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

Для модернизации системы физического воспитания учащихсяформулируются разные задачи , которые можно объединить в две группы (слайд):

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).

Таблица 1 Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопре-деление

2.Смысло-образование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

    Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

    Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.

    Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

    Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

План мероприятий по проекту

Этапы

Мероприятия

Срок

Форма представления результатов

Диагностический

1. Анализ трудностей УВП;

2. Постановка проблемы;

3. Изучение литературы по проблеме.

2013-14 уч.г.

    Постановка проблемы на МО.

    Публикации, участие в НПК

Прогностический

1. Постановка цели, задач работы в рамках проекта;

2. Разработка проекта.

    Выступление на МО.

    Публикации, участие в НПК.

Практический

1. Внедрение проекта в УВП;

2. Формирование методического комплекса по проекту;

3. Диагностика – первичная выборка;

4. Корректировка проекта.

2015-16 уч.г.

    Открытые уроки, конференции.

    Выступление на заседании МО.

    Публикации, участие в НПК

Обобщающий

1. Подведение итогов внедрения;

2. Оформление результатов работы по проекту;

3. Дальнейшая реализация проекта в УВП;

4. Повышение квалификации (курсы);

5. Распространение опыта;

6. Диагностика – вторичная выборка.

2016-17 уч.г.

    Выступление на педсовете.

    Трансляции опыта работы. (НПК, публикации).

Внедренческий

1. Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы;

2. Распространение опыта.

2017-18 уч.г.

    Аналитический отчет по итогам внедрения проекта.

    Рефлексия.

Внеурочная деятельность по предмету

    Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции.

    Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения.

    Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.

Формы внеклассной работы

    однодневные походы;

    конкурсы;

  • выставки;

    соревнования;

  • месячники.

Оценка эффективности проекта

Диагностика и оценка сформированности компонентов УУД (методика под ред. Г.В. Репкиной, Е.В. Заика).

В результате проведения контроля по основным и дополнительным диагностическим признакам определяются уровни сформированности компонентов УД. Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс.

Вывод

Гипотеза подтвердилась

В результате реализации проекта отмечается:

    положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету;

    более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности;

    повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть. согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Список использованных нормативных документов и источников информации:

    Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий/ А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.

    Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.

    Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14 с.

    http://klyazmogorodetsckaja-sosh.narod.ru uud.doc

    http://rae.ru forum2011/137/1070

    http://web.snauka.ru/issues/2011/05/131

    http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта

    Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.

    Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. – М.: Вита-Пресс, 2012.

    Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

    http://pedsovet.org/forum/ - Педсовет - форум

ФОРМИРОВАНИЕ УУД на уроках физической культуры

Нам много говорили о ФГОСах
Но что такое? С чем его едят?
Не знал никто.

Известно было только, что ФГОСы
Нужны для наших маленьких ребят.
Пришел сентябрь, программы нам спустили
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
ФГОСы есть, программы утвердили
Но как преподавать, не говорят.
Помучившись, немного поразмыслив

Мы дружно все на курсы подались
Надеясь хоть немного научиться
Вести уроки, современным быть.
Но что такое значит современным?
А это означает, что теперь
Работать мы должны не так, как прежде
Традиционный вид теперь тупик для всех.
Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в спор вступаем с ним.
Уметь он должен доказать иное -
Коль не согласен он с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое,
Ведь с обществом считаться должен он.
В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему:
Петь, танцевать, решать глобальные проблемы,
Не обращаясь ни к кому.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока. Какие?

Личностные универсальные действия. При их формировании нужно помнить, что: главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.

    Регулятивные универсальные действия - нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

    - умение работать с информацией. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Нужно найти способ научить ребенка применять свои знания.

    Коммуникативные универсальные действия- умение общаться, взаимодействовать с людьми . Нужно использовать работу в парах, в группах и коллективную работу для освоения материала.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Помните, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного

повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно.

Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Фрагменты познавательных учебных действий:

Уметь сравнивать, значит уметь:

Выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

Выделять признаки сходства;

Выделять признаки различия;

Выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;

Выделять существенные признаки объекта;

Уметь анализировать, значит уметь:

Разделять объект на части;

Характеризовать части этого объекта;

Уметь делать выводы, значит уметь:

Находить главное в изучаемом объекте или явлении;

Устанавливать главную причину явления;

Кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;

Уметь составить схему, значит уметь:

Разделять объект на части;

Располагать части в определенной последовательности;

Определять связь между частями;

Оформлять графическое изображение;

Познавательные универсальные действия включают:

Общеучебные универсальные действия,

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.

Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно

включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он

должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли

четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

error: