Электробезопасность. Определение Электробезопасность – система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного. Проект по электробезопасности "Его величество Электричество" в подготовительной к школе группе про

Шамраев Е.Д. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

Шамраева С.Н. 1

1 МБОУ "Пятницкая СОШ"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У игр с напряженьем печальный итог - не любит шутить электрический ток!

Актуальность: Электрический ток очень прочно вошел в жизнь современного человека. Но данный помощник требует бережного обращения, иначе может случиться непредвиденная ситуация.

Цель: Показать условия, когда электрический ток становится безопасным.

Задачи: выяснить, что такое электрический ток, чем опасен электрический ток для детей, показать способы защиты от негативного действия тока.

В настоящее время невозможно прожить без электричества. Современная жизнь настолько электрифицирована, что ни дома, ни в школе, ни на даче мы не обходимся без электрических приборов. В связи с этим возрастает потенциальная опасность электротравматизма, а также возрастает опасность возникновения пожаров от несоблюдения правил пожарной безопасности. Особая категория населения, попадающая в группу риска - дети . Для исключения случаев электротравматизма среди детей и подростков необходимо формировать психологию их безопасного поведения вблизи энергообъектов и в быту, знаний об электричестве, умений обращения с электрическими приборами.

Среди детей разных возрастов, случаи электротравматизма распределяются неравномерно, в большей мере под воздействие электрического тока попадают дети младшего школьного возраста. Особое внимание необходимо уделить взаимодействию именно с данной возрастной категорией, однако учить элементарным правилам можно и нужно начинать с раннего детства.

Но для начала давайте ответим на вопрос: что же такое электрический ток?

Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц в проводнике. Движение происходит под воздействием электрического поля.

На протяжении всей своей истории, человек сталкивался с электрическими явлениями. Впервые на электрический заряд обратил внимание древнегреческий ученый Фалес Милетский за 600 лет до н. э. .Он обнаружил, что янтарь, потёртый о шерсть, приобретает свойства притягивать легкие предметы (пушинки, кусочки бумаги). А уже в 1826 г. Немецкий физик Георг Ом открыл свой основной закон электрической цепи - Закон Ома устанавливает, что сила постоянного электрического тока в проводнике прямо пропорциональна разности потенциалов(напряжению) U между двумя точками участка цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка:

Этот закон не сразу нашел признание в науке, а лишь после того, как Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби, К.Гаусс, Г.Кирхгоф и другие ученые положили его в основу своих исследований.

В 1881 году на Международном конгрессе электриков именем Ома была названа единица электрического сопротивления R=1 OМ. Сопротивление ограничивает силу тока и преобразует электрическую энергию во внутреннюю. Так что, сопротивление кожи при контакте является определяющим фактором, который ограничивает ток.

Из истории электробезопасности

Первые представления об опасности электрического тока, о том, что электрический разряд действует на человека, стало очевидным в последней четверти XVIII века. Одно из первых обстоятельных описаний этого действия принадлежит Марату, видному деятелю Великой французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Англичанин Уориш, итальянцы Гальвани и Полетто и ряд других ученых установили, что на человека действует разряд, полученный не только от источника статического электричества, но и от электрохимического элемента. Однако никто из названных исследователей не указал на опасность этого действия на человека. Впервые установил эту опасность изобретатель первого в мире электрохимического высоковольтного источника напряжения В. В. Петров.

Создав в петербургской Медико-хирургической академии хорошо оборудованную для своего времени физическую лабораторию, В. В. Петров приступил к систематическому изучению действия электрического тока на организм животного и человека, а также к разработке мероприятий по защите человека от тока. Закономерно, что именно в этой академии был проведен ряд интересных исследований механизма взаимодействия электрического тока с человеком, имевших, правда, не только защитную, но и терапевтическую направленность. В 1863 г. француз Леруа-де-Меркюр привел описание производственной электротравмы на постоянном токе, а в 1882 г. австрийский ученый С. Еллинек описал первую электротравму на переменном токе.

С первых же номеров основанный в 1880 г. русский журнал «Электричество» начал систематическую публикацию на своих страницах сообщений о несчастных случаях, вызванных электрическим током. Такие же публикации стали появляться и в других русских технических журналах. Например, в журнале «Электротехник» только за период с 1898 по 1903 г. приведены данные более чем о 20 электротравмах, сопровождавшихся тяжелым исходом.

Уже в первые годы развития электротехники была достаточно четко выявлена меньшая опасность постоянного тока.

Опасность поражения электрическим током при эксплуатации электротехнического оборудования возникла, собственно говоря, лишь в результате широкого применения переменного тока частотой 50 Гц. Однако обстоятельных данных о механизме действия электрического тока на человека в то время еще не было. Неизвестны были и достаточно простые и эффективные защитные мероприятия. Поэтому есть все основания считать, что электробезопасность как проблема возникла в последней четверти XIX века и именно к этому времени относятся первые попытки ее разумного разрешения.

Действие электрического тока на организм

Электрический ток, проходя через тело человека, оказывает тепловое, химическое и биологическое воздействия. Тепловое действие проявляется в виде ожогов участков кожи тела, перегрева различных органов, а также возникающих в результате перегрева разрывов кровеносных сосудов и нервных волокон. Химическое действие ведет к изменению физико-химического состава крови и других содержащихся в организме растворов, а значит, и к нарушению нормального функционирования организма. Биологическое действие электрического тока проявляется в опасном возбуждении живых клеток и тканей организма. В результате такого возбуждения они могут погибнуть.

Воздействие электрического тока индивидуально:

1. Порог ощущения электротока у женщин на 30 %, а у детей на 50% ниже, чем у мужчин.

2. Для одного человека электрический ток может быть уже неотпускающим (судорожное сокращение мышц кистей рук), а для другого только слабо ощутимым.

3. Люди с большей массой тела и лучшей физической подготовкой переносят воздействие электрического тока легче.

4. Больные (особенно с нервными расстройствами, кожными и сердечно-сосудистыми заболеваниями) переносят воздействие электрического тока тяжелее.

5. Повышенная чувствительность к электрическому току отмечается при утомлении и в состоянии опьянения.

6. Чем более сосредоточен и внимателен человек в момент воздействия электрического тока, тем меньше он пострадает.

Основным фактором, определяющим величину сопротивления тела человека, является кожа, ее роговой верхний слой, в котором нет кровеносных сосудов. Этот слой обладает очень большим сопротивлением, и его можно рассматривать как диэлектрик. Внутренние слои кожи, имеющие кровеносные сосуды, железы и нервные окончания, обладают сравнительно небольшим сопротивлением. Внутреннее сопротивление тела человека является величиной переменной, зависящей от состояния кожи (толщины, влажности) и окружающей среды (влажности, температуры и т. д.).

Поражение человека электротоком зависит от пути прохождения, вида тока (постоянный или переменный), силы и точки соприкосновения (сопротивления). Большое значение в исходе поражения имеет путь тока. Поражение будет более тяжелым, если на пути тока оказывается сердце, грудная клетка, головной и спинной мозг.

Электрический ток - невидимая опасность

Электричество приносит много пользы человеку. Но оно опасно, особенно для детей. Если взрослый человек уже обладает определенным жизненным опытом и знает элементарные правила безопасности, то дети, особенно маленькие, только познают этот мир. Они любознательны, активны, подвижны, а все, что их окружает, оценивают своими органами чувств.

Однако органы чувств человека не способны определить наличие напряжения, а дети не понимают его опасности. Все взрослые обязаны создать безопасные условия для их жизни, научить аккуратному обращению с электроприборами.

Но ограничение допуска к электрооборудованию — это не единственная мера. Главное внимание надо сосредоточить на обучении детей основам безопасности.

Дети должны понимать, что электроэнергия передается по проводам и представляет огромную опасность. Нельзя лазить по опорам ЛЭП, играть под ними, бросать на провода какие-либо предметы.

Дети любят коллективные игры с воздушными змеями, но проводить их можно только на открытых площадках вдали от линий электропередач. Потоком воздуха змей может быть заброшен на провода, а это уже серьезная предпосылка поражения электротоком.

Во дворах домов или возле них установлены трансформаторные подстанции, распределительные шкафы. Одна из любимых детских игр — прятки. Проникать за ограждение электрического оборудования нельзя. Это ребенок должен четко представлять.

К моменту, когда детям предоставляется свобода выхода во двор, у них должен быть выработан инстинкт:

    не подходить к отдельно лежащим или оборванным проводам (возможно поражение);

    не приближаться к ограждению электротехнического оборудования, даже если оно закрыто;

    не играть вблизи опор ВЛЭП;

    обо всех замеченных нарушениях незамедлительно сообщать взрослым.

Оставаясь один дома, он не должен:

    заниматься ремонтом и снимать защитные крышки с бытовых устройств, заменять предохранители, электрические лампы;

    прикасаться к работающим приборам мокрыми руками, а тем более протирать их или мыть водой;

    оставлять включенными электроприборы;

    при обнаружении запаха горелой изоляции или искрения необходимо сразу сообщить взрослым, позвонить в МЧС - 112.

Находясь на улице в компании сверстников, дети совершают «героические» поступки, демонстрируя свою ловкость, смелость, меткость и другие качества. Они могут пытаться разбить изоляторы на ВЛ, залезть на высоту по опоре ЛЭП, забыв под влиянием озорников обо всех уроках безопасности или открыть замки шкафов с электротехническим оборудованием.

Все эти случаи взрослые просто обязаны обговорить с детьми, и не один раз.

Даже в школе под контролем учителя во время занятий на уроках труда или на лабораторных работах по физике или химии существует опасность получения электротравм. Чтобы их избежать, ребенок должен внимательно выполнять все указания преподавателя, не заниматься самостоятельными экспериментами и озорничать.

Основными мерами предохранения детей от поражения электрическим током являются:

    поддержание в технически исправном состоянии электрооборудования;

    своевременное проведение ремонта отказавших в работе электроприборов;

    постоянное обучение ребенка мерам безопасного поведения, включая обращение с электрическими устройствами;

    периодический контроль за поведением детей со стороны родителей и педагогов.

Заключение

Электричество и электробезопасность - технические области науки, сложные для изучения и понимания детьми. Как убедить в необходимости соблюдения правил электробезопасности, которые в большинстве запрещающие, а не разрешающие?

10 «НЕ» в быту и на улице

    НЕ тяни вилку из розетки за провод

    НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками

    НЕ пользуйся неисправными электроприборами

    НЕ прикасайся к провисшим, оборванным и лежащим на земле проводам

    НЕ лезь и даже не подходи к трансформаторной будке

    НЕ бросай ничего на провода и в электроустановки

    НЕ подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод

    НЕ влезай на опоры

    НЕ играй под воздушными линиями электропередач

    НЕ лазь на крыши домов и строений, рядом с которыми проходят электрические провода.

Методы обучения должны быть доступными, должны развивать у детей интерес, отражать особенности изучаемого материала.

Я предлагаю свою работу, как способ пропаганды электробезопасности.

Что такое сила тока, надо твердо с детства знать,Провода рукой не трогать, гвоздь в розетку не вставлять!Осторожным быть ты должен и не лазать по столбам,Ведь на них, вполне возможно, ток идет по проводам!Если ты увидишь провод или кабель у земли,Никогда его не трогай, в МЧС скорей звони!Телевизор и компьютер, как уходишь выключай,Свет на кухне или в ванной погасить не забывай!Сам утюг чинить не вздумай, есть на то специалист,Что и как включить подумай, не спеши, не суетись!Электричество опасно, если правила не знать,Ведь электробезопасность надо строго выполнять!Электричество ребята - это свет, тепло, уют,Без него и мамы сладкий вам пирог не испекут!Всем запомнить надо строго эти правила и знать,Что такое сила тока, силу надо уважать!!!

Я презентовал свой проект для учащихся нашего класса и других начальных классов нашей школы. Я думаю, он поможет ребятам лучше запомнить правила электробезопасности.

Мы отвечаем за свою безопасность.Берегите себя, помните правила электробезопасности!

Список использованной литературы и интернет сайтов:

    Гулиа Н.В. Удивительная физика. Москва, Издательство НЦ ЭНАС, 2005г

    Манонлов В. Е. Основы электробезопасности. Изд. 3-е, перераб. и доп. Л., «Энергия», 1976 (Электронная электротехническая библиотека)

    Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс». - М., Дрофа, 2010.

    Энциклопедический словарь юного физика. Москва, Педагогика, 1991г

    http://www.krugosvet.ru/ - онлайн энциклопедия;

    http://www.uznaete.ru/ - интересные вопросы и ответы.

    http://www.wikipedia.org

    www.glu-suh.ru/informacziya/pozharnaya-bezopasnost.html?start=3

Цель : формирование представлений у детей об электричестве и правилах электробезопасности.

Задачи :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы живем в мире полном опасностей. Подстерегают они нас везде: и дома, и в природе, и на улице. Наибольшей опасности подвергаются дети из-за их еще небольших знаний. И чтобы жизнь их была более безопасной нужно помочь им усвоить правила безопасности.

Электричество – это то, что всегда вокруг нас, но так как оно нам не видимо дети совсем о нем не задумываются. В результате чего, мной была выявлена проблема того, что у детей совсем не сформированы представления об электричестве и электробезопасности. Также мало об этом задумываются и родители.

Из всех своих наблюдений и заключений я выбрала для себя работу в этой направленности, и в итоге было принято решение выполнения педагогического проекта «Знакомство с электричеством и электробезопасностью».

Данный проект актуален потому что в нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.). Электроэнергия – наш незаменимый помощник. Но для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи электрообъектов, электроэнергия таит в себе смертельную опасность. Зачастую виновниками поражения электрическим током являются дети. Именно поэтому профилактика электротравматизма приоритетная проблема общества, требующая решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

В связи с этим роль детского сада совместно с родителями - доступно разъяснять детям основы безопасности жизнедеятельности, используя самые разнообразные формы и методы обучения, донести до них значимость данной темы.

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к элекропознанию и электробезопасности.

Новизной проекта является то, что он ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

В процессе реализации проекта прогнозируется:

Проект «Знакомство с электричеством и электробезопасностью»

Актуальность:

В настоящее время широчайшее использование электроэнергии в быту приводит к значительному риску электротравматизма. Электрический ток является фактором повышенной опасности (по условиям воздействия его на организм человека), поэтому требует большего внимания при его использовании в быту не только взрослыми, но и особенно детьми. Во всех несчастных случаях, связанных с электричеством, основными причинами электротравм являются недооценка, нарушение и даже игнорирование правил, а иногда и незнание опасности действия электрического тока. А недостаточная осведомленность детей о правилах использования электричества приводит к значительному риску электротравматизма.

Возрастная группа : старшая группа.

Цель : формирование представлений у детей об электричестве и правилах электробезопасности.

Задачи :

  1. Познакомить детей с электричеством.
  2. Закреплять знания об электроприборах.
  3. Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.
  4. Показать связь между прошлым и настоящим.
  5. Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами.
  6. Приучать к соблюдению правил электробезопасности.
  7. Развивать мыслительную активность, наблюдательность, самостоятельность, интерес к познанию окружающего мира, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
  8. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Срок реализации : 2,5 недели.

Участники : воспитатели, дети, родители.

Вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий, краткосрочный.

Взаимодействие с социумом : сотрудники библиотеки.

В процессе реализации проекта прогнозируется :

Познакомить детей с электричеством;

Закрепить знания об электроприборах;

Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;

Показать связь между прошлым и настоящим;

Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами;

Приучать к соблюдению правил электробезопасности.

№ п/п

Мероприятия

Интеграция областей

Срок проведения

Ответственные

Практичес-кое прило-жение

I этап - целеполагание

Анкетирование родителей «Электроприборы, их использование детьми дома»

17.04.2017

Воспитатель

Анкета

Чтение сказки «Как лиса и волк узнали об электричестве» (дать детям представление об электричестве, электроэнергии; расширять представления детей, о том где живёт электричество и как оно помогает человеку; закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами; воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию мира.)

Речевое развитие

18.04.2017

Воспитатель

Картинки животных, картинки с правилами

Рассматривание иллюстраций по правилам электробезопасности (учить внимательно рассматривать иллюстрации, вызвать эмоциональный отклик на рисунки)

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

17.04.2017 – 21.04.2017

Воспитатель

Иллюстрации и альбомы в уголке безопасности

Раскраски для детей «Бытовая техника»

Художественно-эстетическое развитие, познавате-льное развитие

20.04.2017

Воспитатель

Рисунки бытовой техники

Просмотр с детьми мультфильмов «Фиксики» (расширять представления об электричестве)

Познавательное развитие

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

II этап – разработка проекта

Изучение информации интернет-ресурсов

с 17.04.2017

Воспитатель

Оформление наглядного материала для родителей «9 правил электробезопасности для взрослых и детей»

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

Папка-передвижка

Изучение познавательной литературы на тему «Электричество и электробезопасность»

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

Подбор литературы для проекта

Речевое развитие

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

Создание презентаций для НОД и бесед

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

III этап – выполнение проекта

Утренняя гимнастика «Мы - электроприборы»

(знать об особенностях работы разных домашних электроприборов; уметь представлять их в воображении; выразительно через физические упражнения передавать образ электроприбора; выполнять движения ритмично, в едином темпе, красиво)

Физическое развитие

24.04.2017 – 28.04.2017

Воспитатель

Рассказ «Откуда берётся электричество» (познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток», «электроподстанция»)

Познавательное развитие,

24.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды

НОД: Чтение художественной литературы Нефедова К.П. «Бытовые электроприборы. Какие они?» (знакомство с бытовыми электроприборами, для чего они, знакомство с правилами пользования ими)

Речевое развитие

24.04.2017

Воспитатель

Картинки с изображением электропри-боров

С/р игра «Магазин бытовой техники» (продолжать развивать игровые умения детей, объединять несколько взаимосвязанных действий в единый сюжет; развивать диалогическую речь, распределять роли)

Социально-коммуникативное развитие

24.04.2017

Воспитатель

Бытовая техника, касса, деньги

Д/и «Собери картинки» (собрать разрезанные картинки электроприборов, назвать их и какие действия они выполняют)

Социально- коммуникативное развитие

25.04.2017

Воспитатель

Настольно- печатная игра

НОД: Рисование «Нарисуй самый опасный элекропредмет» (закреплять знания детей о предметах быта; упражнять в умении аккуратно раскрашивать рисунок; объяснять свой выбор)

Художественно-эстетическое развитие

25.04.2017

Воспитатель

НОД: «Электричество в природе» (дать представление о том, что электричество существует и в природе, правила безопасного поведения)

Социально-коммуни-кативное развитие,

25.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды

Опыт с воздушными шарами (познакомить с безопасным электричеством (статическим), показать, что человек является проводником, мы наэлектризовали шарик с помощью трения)

25.04.2017

Воспитатель

Воздушные шары

Беседа «Электричество – наш помощник, электричество – нам опасно!» (систематизировать знания детей о пользе электричества в быту и вреде, наносимом окружающей среде)

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

26.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды

НОД: Аппликация «Телевизор» (продолжать

учить пользоваться ножницами, закреплять навыки аккуратного наклеивания, развивать фантазию)

Художественно-эстетическое разви-тие

26.04.2017

Воспитатель

Изображения телевизоров

Разгадывание загадок (закреплять знания детей о бытовых предметах; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь)

Познавательное развитие, речевое развитие

26.04.2017

Воспитатель

Иллюстрации к ответам

Рассказ «Что было – что есть» (рассказать об усовершенствовании предметов быта, развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы)

Познавательное развитие, речевое развитие

27.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды

НОД: «Правила безопасности» (закрепить правила обращения с электричеством, пользования электроприборами, соблюдать меры безопасности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами)

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

27.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды, иллюстрации правил безпасности

НОД: Рисование «Правила безопасности» (закреплять имеющиеся знания, упражнять в аккуратном рисовании, закрашивании, развивать творчество и воображение)

27.04.2017

Воспитатель

Д/и «Угадай что звучит» (развивать слуховое восприятие, закреплять знание элекроприборов)

Социально-коммуникативное развитие

27.04.2017

Воспитатель

Проигрыва-тель, диск

Чтение «Кот Федот» (закрепление знания правил электробезопасности; учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями)

Речевое развитие

28.04.2017

Воспитатель

Иллюстрации к сказке

Фокусы для детей (развивать интерес детей; разоблачение фокусов и объяснение детям, развитие исследовательских способностей)

28.04.2017

Воспитатель

Деревянные палочки, сахар, перец, расческа, шерстяная ткань, шарики из пенопласта, оргстекло

Составление правил «Моя электробезопасность» (обобщение изученного материала, закрепление пройденного)

28.04.2017

Воспитатель

Игра-ходилка по правилам электробезопасности

Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие

28.04.2017

Воспитатель

Настольно- печатная игра, кубик, фишки

IV этап – подведение итогов

Систематизация собранной информации

29.04.2017

Воспитатель

Оформление стенгазеты «Электробезопасность»

02.05.2017

Воспитатель, дети

Стенгазета

Выставка рисунков для родителей «Самый опасный электропредмет»

Художественно- эстетическое развитие

02.05.2017

Воспитатель, дети

Рисунки детей

Итоговое мероприятие: викторина об электричестве

Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

02.05.2017

Воспитатель

Выводы:

Краткосрочный проект «Знакомство с электричеством и электробезопасностью» был успешно реализован. Были выполнены познавательные, исследовательские и творческие задачи. Дети активно и заинтересованно принимали участие в реализации проекта.

Активную деятельность проявили и родители, они ответственно сотрудничали в подборе материалов, средств для знакомства детей с электричеством и электробезопасностью. Большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя на улице, иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл, к чему в результате родители и начали стремиться.

Активное сотрудничество и помощь проявили сотрудники библиотеки в подборе материала по электробезопасности.

Исходя из реализованного проекта и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что у детей сформировалось осознанное отношение к своей безопасности и максимальная активность в самостоятельном познании мира, расширились представления о способах охраны здоровья и безопасного поведения. В процессе игровой деятельности ребята применяют полученные знания на практике: правила безопасного использования электричества в быту, правила поведения при нахождении рядом с объектами, находящимися под напряжением. В процессе творческих игр дети с большим интересом берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усложняют типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений.

В процессе работы над проектом были реализованы все поставленные задачи.


I Введение. Электричество, совокупность явлений, обусловленных существованием, движением и взаимодействием заряженных тел или частиц.

II Основная часть. Электробезопасность.

1. Медицина об электротравмах.

2. Причины поражения током

3. Электротравматизм и состояние полмещений

4. Меры предосторожности при работе с электроприборами.

5. Меры помощи при поражении током.

6. Юридическая ответственность при работе с электрическим током.

7. «Жизненные ситуации»

8. Опасность молнии.

9. Электрическое поле и защита от него.

III Заключение. Физика и экология быта.

I Введение

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (от греч. elektron - янтарь), совокупность явлений, в которых обнаруживается существование, движение и взаимодействие (посредством электромагнитного поля) заряженных частиц. Учение об электричестве - один из основных разделов физики.

Часто под электричеством понимают электрическую энергию, напр., когда говорят об использовании электричества в народном хозяйстве; значение термина «электричество» менялось в процессе развития физики и техники.


ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, совокупность явлений, обусловленных существованием, движением и взаимодействием заряженных тел или частиц - носителей электрических зарядов.

Связь электричества и магнетизма

Взаимодействие неподвижных электрических зарядов осуществляется посредством электростатического поля. Движущиеся заряды (электрический ток) наряду с электрическим полем возбуждают и магнитное поле, то есть порождают электромагнитное поле, посредством которого осуществляются электромагнитные взаимодействия. Таким образом, электричество неразрывно связано с магнетизмом. Электромагнитные явления описываются классической электродинамикой, в основе которой лежат уравнения Максвелла.

Происхождение терминов «электричество» и «магнетизм»

Простейшие электрические и магнитные явления известны с глубокой древности. Близ города Магнесия в Малой Азии были найдены удивительные камни (по месту нахождения их назвали магнитными, или магнитами), которые притягивали железо. Кроме того, древние греки обнаружили, что кусочек янтаря (греч. elektron, электрон), потертый о шерсть, мог поднять маленькие клочки папируса. Именно словам «магнит» и «электрон» обязаны своим происхождением термины «магнетизм», «электричество» и производные от них.

Электромагнитные силы в природе

Классическая теория электричества охватывает огромную совокупность электромагнитных процессов. Среди четырех типов взаимодействий - электромагнитных, гравитационных, сильных (ядерных) и слабых, существующих в природе, электромагнитные взаимодействия занимают первое место по широте и разнообразию проявлений. В повседневной жизни, за исключением притяжения к Земле и приливов в океане, человек встречается в основном только с проявлениями электромагнитных сил. В частности, упругая сила пара имеет электромагнитную природу. Поэтому смена «века пара» «веком электричества» означала лишь смену эпохи, когда не умели управлять электромагнитными силами, на эпоху, когда научились распоряжаться этими силами по своему усмотрению.

Трудно даже перечислить все проявления электрических (точнее, электромагнитных) сил. Они определяют устойчивость атомов, объединяют атомы в молекулы, обусловливают взаимодействие между атомами и молекулами, приводящее к образованию конденсированных (жидких и твердых) тел. Все виды сил упругости и трения также имеют электромагнитную природу.

Велика роль электрических сил в ядре атома. В ядерном реакторе и при взрыве атомной бомбы именно эти силы разгоняют осколки ядер и приводят к выделению огромной энергии. Наконец, взаимодействие между телами осуществляется посредством электромагнитных волн - света, радиоволн, теплового излучения и др.

Основные особенности электромагнитных сил

Электромагнитные силы не универсальны. Они действуют лишь между электрически заряженными частицами. Тем не менее они определяют структуру материи и физические процессы в широком пространственном интервале масштабов - от 10-13 до 107 см (на меньших расстояниях определяющими становятся ядерные взаимодействия, а на больших - нужно учитывать и гравитационные силы). Главная причина в том, что вещество построено из электрически заряженных частиц - отрицательных - электронов и положительных атомных ядер. Именно существование зарядов двух знаков - положительных и отрицательных - обеспечивает действие как сил притяжения между разноименными зарядами, так и сил отталкивания между одноименными, и эти силы очень велики по сравнению с гравитационными.

С увеличением расстояния между заряженными частицами электромагнитные силы медленно (обратно пропорционально квадрату расстояния) убывают, подобно гравитационным силам. Но заряженные частицы образуют нейтральные системы - атомы и молекулы, силы взаимодействия между которыми проявляются лишь на очень малых расстояниях. Существенен также сложный характер электромагнитных взаимодействий: они зависят не только от расстояний между заряженными частицами, но и от их скоростей и даже ускорений.

II Основная часть

Применение электричества в технике

Широкое практическое использование электрических явлений началось лишь во второй половине 19 в., после создания Дж. К. Максвеллом классической электродинамики.

Изобретение радио и Г. Маркони - одно из важнейших применений принципов новой теории. Впервые в истории человечества научные исследования предшествовали техническим применениям. Если паровая машина была построена задолго до создания теории теплоты (термодинамики), то сконструировать электродвигатель или осуществить радиосвязь оказалось возможным только после открытия и изучения законов электродинамики.

Широкое применение электричества связано с тем, что электрическую энергию легко передавать по проводам на большие расстояния и, главное, преобразовывать с помощью сравнительно несложных устройств в другие виды энергии: механическую, тепловую, энергию излучения и т. д. Законы электродинамики лежат в основе всей электротехники и радиотехники, включая телевидение, видеозапись и почти все средства связи. Теория электричества составляет фундамент таких актуальных направлений современной науки, как физика плазмы и проблема управляемых термоядерных реакций, лазерная оптика, магнитная гидродинамика, астрофизика, конструирование вычислительных машин, ускорителей элементарных частиц и др.

Бесчисленные практические применения электромагнитных явлений преобразовали жизнь людей на земном шаре. Человечество создало вокруг себя «электрическую среду» - с повсеместной электрической лампочкой и штепсельной розеткой почти на каждой стене.

Медицина об электротравмах

Ребята и взрослые люди часто неправильно обращаются с электроприборами, подвергая свою жизнь опасности. В нашем городе известны случаи электротравматизма, есть среди них и с трагическим исходом. Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств(зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности. Как известно, тело человека является проводником. Если кто-то случайно прикоснется к токоведущим частям электроустановки, к оголенным проводам или клеммам, находящимся под напряжением, то по его телу пойдет электрический ток. В результате человек может получить электротравму. Все мы постоянно имеем дело с электроприборами. Чтобы избежать поражения током, необходимо знать действия тока на организм человека; факторы, от которых зависит поражающее действие тока; как предотвратить электротравмы и как оказать первую помощь при поражении электротоком.

Электротравмы – повреждения организмов электрическим током - встречаются в промышленности, сельском хозяйстве , на транспорте, в быту. Их причиной может быть и атмосферное электричество (молния).

Тяжесть поражения организма зависит от силы тока, напряжения, длительности действия тока и его вида (постоянный или переменный). Установлено, что наиболее опасен переменный ток. Опасность возрастает с увеличением напряжения. Чем длительнее воздействие тока, тем тяжелее электротравма.

Ток вызывает различные местные и общие нарушения в организме. Местные явления (в месте контакта) могут варьироваться от незначительных болевых ощущений до тяжелых ожогов с обугливанием и обгоранием отдельных частей тела. Общие явления выражаются в нарушении деятельности центральной неверной системы, органов дыхания и кровообращения. При электротравамах наблюдается обмороки, потеря сознания, расстройства речи, судороги, нарушения дыхания (вплоть до остановки), в тяжелых случях шок и даже может наступить мгноговенная смерть.

Для электроожогов характерны «знаки тока»-плотные струпы на месте соприкосновения кожи с проводом. У пораженных молний на коже остаются следы прохождения тока в виде красноватых полюс – «знаков молний». Воспламенение одежды при воздействии тока приводит к ожогам.

· Основные фактор поражения организма - это сила тока, протекающего по телу. Она определяется законом Ома, а значит, зависит от приложенного напряжения и сопротивления тела. При точечном контракте сопротивление кожи является определяющим фактором, который ограничивает ток. Сухая кожа имеет большое сопротивление, а влажная - малое. Так, при сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например от ноги до руки или от одной руки до другой, может быть равно 10 5 Ом, а между потными руками составляем 1500 Ом.

Вычислим максимальные силы токов, возникающие при контакте с бытовой техникой электросетевого напряжения (220 В):

I1=2,2мА (сухая кожа);

I2=150мА (мокрая кожа).

Наиболее чувствительный к электрическому току – мозг, грудные мышцы и нервные центры, которые контролируют дыхание и работу сердца.

Прохождение тока по телу человека можно наглядно показать на такой модели. Внутрь скелета человека вставлена гирлянда из лампочек (для новогодней ёлки), проходящая через органы, которые больше всего поражаются током.

· Если ток от внешнего источника проходит через сердце, то могут возникнуть нескоординированные сокращения его желудочков. Этот эффект называется желудочковыми фибрилляциями. Самопроизвольно возникнув, они не прекращаются, даже если тока уже нет. В это состояние сердце может быть приведено при силе тока от 50 до 100 мкА. Сердечные мышцы, в течение 1-2 мин не получающие крови, слабеют, в результате чего они не могут быть снова приведены в состояние нормальных сокращений. Если до этого момента будут приняты экстренные меры то регулярное действие сердца может быть восстановлено.

Даже более слабые токи, чем те, что вызывают желудочковые фибрилляции, могут привести к остановке дыхания, парализуя действия нервных центров, контролирующих работу лёгких. Это состояние сохраняется даже после прерывания тока. Дыхательный паралич может возникнуть при силе тока от 25 до 100 мА. Даже при 10 мА грудные мышцы могут сократится так, что дыхание прекратится. Некоторые действия тока на организм приведены в следующей таблице:

Сила тока

Действия тока

Отсутствует

Потеря чувствительность

Боль, мышечных сокращения

Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

Дыхательный паралич

Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)

Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги

Причины поражения током

Основные причины электротравматизма:

1. Неисправность приборов или средств защиты

2. Замыкание фазовых проводов на землю.

раздражительность, боли в

области сердца

III Заключение

Все больше и больше электрических приборов входит в наш быт. Но все ли они улучшают наше здоровье? Вовсе нет. Работа многих из них облегчает труд, создает комфорт, но отрицательно сказывается на самочувствии человека. Так что весьма часто за комфорт мы платим здоровьем. В таблице указано отрицательное воздействия некоторых бытовых приборов и возможные меры по уменьшению этого влияния на наше здоровье.

659 " style="width:494.2pt;border-collapse:collapse;border:none">

Бытовой прибор

Фактор опасности

Как его уменьшить

Электробритва

Электромагнитное поле большой интенсивности

Уменьшить время её работы, а лучше пользоваться механической бритвой

Микроволновая печь

Электромагнитное поле

Не подходить близко к включенной печи

Электронная трубка компьютера или телевизора

Электромагнитное поле, рентгеновское излучение

Ограничить время работы, учитывать, что излучение максимально по бокам и сзади этих приборов

Радиотелефон

Узкополосное электромагнитное излучение

Меньше разговаривать по нему

Электрическое одеяло

Электромагнитное поле

Использовать только для нагревания постели, но не спать под ним

Звукотехника

Низкочастотные звуки, шумы

Избегать громкого звучание аппаратуры

На меня действуют такие электрические поля:

Источник поля

Частота, Гц

Состояние (вкл. или выкл.

Напряженность поля, В/м

На расстоянии 0,5 м

Настольная лампа

Настольная лампа

Вкл., выкл.

Электрический чайник

Вкл., выкл

Будьте осторожны с электричеством!

Прохождение тока через тело человека силой около 100мА вызывает серьезные поражения организма. Безопасным для человека считается ток силой до1 мА. Удельное сопротивление верхнего слоя сухой кожи человека очень велико. Если кожа на повреждена и на ней нет влаги, то сопротивление тела человека весьма значительно (15кОм). Однако в сыром помещении сопротивление тела человека резко снижается и безопасным считается напряжение до 12 В. Помните, что электромонтаж и ремонт электрической цепи следует проводить только тогда, когда напряжение снято.

Использованная литература.

1. Блудов по физике. – М.: Просвещение, 1975.

2. Богатырев. – М.: 1983.

3. Гостюшин себя и близких. – М.: 1978.

4. Топорев безопасности жизнедеятельности . 10 – 11 класс . – М.: Просвещение,2000.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД, величина, определяющая интенсивность электромагнитного взаимодействия заряженных частиц; источник электромагнитного поля. Электрический заряд любых заряженных тел - целое кратное элементарного электрического заряда е . Электрические заряды составляющих адронов - кварков - дробные (кратны 1/3 е ). Полный электрический заряд замкнутой системы сохраняется при всех взаимодействиях

МАКСВЕЛЛ (Maxwell) Джеймс Клерк (13 июня 1831, Эдинбург, - 5 ноября 1879, Кембридж), английский физик, создатель классической электродинамики, один из основоположников статистической физики, основатель одного из крупнейших мировых научных центров конца 19 - нач. 20 вв. - Кавендишской лаборатории; создал теорию электромагнитного поля, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею электромагнитной природы света, установил первый статистический закон - закон распределения молекул по скоростям, названный его именем.

(/06), российский физик и электротехник, один из пионеров применения электромагнитных волн в практических целях (в т. ч. для радиосвязи. В нач. 1895 создал совершенный по тому времени вариант радиоприемника и продемонстрировал его 2, используя в качестве источника электромагнитного излучения вибратор Герца. На базе своего радиоприемника сконструировал (1895) прибор для регистрации грозовых разрядов («грозоотметчик»). В 1897 начал работы по беспроволочному телеграфированию. В том же году передал на расстояние ок. 200 м свою первую радиограмму, состоящую из одного слова «Герц». В 1901 достиг дальности радиосвязи ок. 150 км. Золотая медаль на Всемирной выставке 1900 в Париже.

МАРКОНИ (Marconi) Гульельмо (), итальянский радиотехник и предприниматель. С 1894 в Италии, а с 1896 в Великобритании проводил опыты по практическому использованию электромагнитных волн; в 1897 получил патент на изобретение способа беспроводного телеграфирования. Организовал акционерное общество (1897). Способствовал развитию радио как средства связи. Нобелевская премия (1909, совместно с).

Виды поражения электрическим током.

Проходя через живой организм эл. ток производит действие:

1. Термическое --в ожогах определённых участков, нагреве кровеносных сосудов, крови, нервов.

2. Электролитическое --разложение крови и других органических жидкостей.

3. Биологическое --раздражение и возбуждение живых тканей организма, что сопровождается непроизвольными судорожными сокращением мышц, в том числе мышц сердца и лёгких.

В результате всего этого могут возникнуть различные нарушения в организме плоть до полной остановки работы сердца и лёгких.

Всё это приводит к двум поражениям: электрическим травмам и электрическим ударам.

Электрическая травма --это чётко выраженное местное повреждение тканей организма, вызванное воздействием эл. тока или дуги. Обычно это поражение кожи, связок и костей. В большинстве случаев эл. травмы излечиваются полностью или частично. В отдельных случаях может наступить смерть.

Различают следующие эл. травмы: эл. ожог, эл. знаки, металлизация кожи и механические повреждения.

Эл. ожог --самая распространённая эл. травма.

Ожоги бывают двух видов: токовый и дуговой.

Токовый ожог-- возникает при прохождении тока через тело при этом наблюдаются ожоги.

Дуговой ожог-- является результатом воздействия на тело эл. дуги, здесь наблюдается высокая температура -- до 3500.

Эл. знаки --метки на теле серого цвета--при прохождении эл. тока.

Металлизация кожи --проникновение в кожу мелких частичек металла, расплавленных эл. дугой.

Эл. удар --это возбуждение живых тканей при прохождении эл. тока. Их бывает четыре по мере тяжести:

Клиническая (мнимая) смерть --переходный период от жизни к смерти, наступающий с момента прекращения работы сердца и лёгких. У человека находящегося в состоянии клинической смерти отсутствуют все признаки жизни. Однако, организм ещё не погиб, продолжаются обменные процессы.

Причина смерти от эл. тока--прекращение работы сердца, лёгких, эл. шок.

Фибриляция --это хаотические быстрые сердечные сокращения.

Сопротивление тела человека при сухой чистой коже--от 3000 до 100 000 ом.

Основные факторы влияющие на исход поражения током.

Величина тока, проходящего через человека является основным фактором, обуславливающим исход поражения. Человек начинает ощущать прохождение переменного тока промышленной частоты (50 гц) величины 0.6-1.5 мА, а пост тока -- 5-7мА это так называемые пороги ощущения токов. Большие токи вызывают у человека судороги.

При 10-15 мА боль становится едва переносимой, а судороги такие что человек не может их преодолеть.

Длительность прохождения тока через тело человека оказывает влияние на исход поражения: чем продолжительнее действие тока, тем больше вероятность тяжелого смертельного поражения.

Путь тока в теле пострадавшего играет существенную роль в исходе поражения. Так если на пути тока жизненно важные органы--сердце, лёгкие, головной мозг, то опасность поражения весьма велика.

Род тока и частота постоянный ток менее опасен чем переменный примерно в четыре раза однако это справедливо до 250-300 в. Увеличение частоты ведет к увеличению опасности.

Основные меры защиты от поражения эл. током являются:

Обеспечение недоступности токоведущих частей, находящихся под напряжением для случайного прикосновения, устранение опасности поражения при появлении напряжений на корпусах, кожухах;

Защитное заземление, зануление, защитное отключение;

Использование низких напряжений;

Применение двойной изоляции.

Классификация помещений по опасности поражения током:

1.Помещения без повышенной опасности --это сухие, бес пыльные помещения с нормальной температурой. Пример : жилые помещения.

2.Помещения с повышенной опасностью :

Сырость, относительная влажность 75%;

Высокая температура более 30 градусов;

Токопроводящая пыль.

Пример : цехи механической обработки, металлические полы, металлические лестницы.

3.Помещения особо опасные :

Сырость 100%;

Химически активная среда.

Защитное заземление.

Преднамеренное соединение с землёй и других конструктивных, металлических частей электрооборудования, которые нормально не находятся под напряжением, но могут оказаться под напряжением при случайном соединении с токоведущими частями. Задача защитного заземления--устранение опасности поражения тока человека в случае прикосновения к корпусу, оказавшемуся под напряжением.

Область применения защитного заземления трёхфазные сети питания до 1000 в. с изолированной централью.

Принцип действия защитного заземления--снятие напряжения между корпусом, оказавшемся под напряжением, и до безопасного значения. Так разница при защитном заземлении и без по току будет примерно в 150 раз.

Заземляющие устройства --это совокупность заземлителя--металлических проводников.

Заземлители бывают искусственные и естественные.

Заземляющие проводники обычно изготавливаются из листовой стали.

Оборудование подлежащее заземлению--это металлические нетоковедущие металлические части электрооборудования, при этом в помещениях с повышенной опасностью или особо опасных заземлений установки выше 12 вольт переменного или 110 вольт постоянного тока.

Зануление.

Занулением наз. присоединение к неоднократно заземленному нулевому проводу питающей сети корпусов и других металлических частей электрооборудования, которые нормально не находятся под напряжением.

Задача зануления та же что и защитного заземления.

Принцип зануления --превращения пробоя на корпус в однофазное короткое замыкание (т.е. замыкание между фазой и нулевым проводом) с целью вызвать большой ток, способный обеспечить срабатывание защиты, т.е. отключить установки от питающей сети. Такой защитой являются: плавкие предохранители, автоматы.

Область применения зануления: трёхфазные четырех проводные сети до 1000 в. с глухо-заземленной нейтралью.

Защитные средства

Защитные средства делятся на три группы: изолирующие, ограждающие, предохранительные.

Изолирующие --обеспечивают изоляцию человека от токоведущих частей, а также от земли. Изолирующие защитные средства делятся на основные и дополнительные.

Основные изолирующие средства --способны длительное время выдерживать рабочие напряжения (до 1000 в. -- резиновые перчатки, инструмент с изолированными рукоятками).

Дополнительные изолирующие средства --до 1000 в. диэлектрические калоши, коврики.

Ограждающие средства --временное ограждения--щиты, переносное заземление.

Предохранительные --защитные очки, противогазы, предохранительные пояса.

пораженному эл. током

Т.К. срочное прибытие медиков маловероятно, то каждый работающий с эл. должен уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Первая помощь при поражении эл. током состоит из двух этапов: освобождение от действия эл. тока и оказание ему медицинской помощи. Поскольку длительное прохождение эл. тока--критерий очень опасный, то очень важно как можно оперативной освободить пострадавшего от воздействию эл. тока. Также надо быстро начать оказывать первую медицинскую помощь и вызвать врача, пусть даже если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.

Высвобождение человека от действия эл. тока: отключение--с помощью ближайшего рубильника, если неизвестно где он находится или он далеко расположен, то нужно рубить провода топором с деревянной ручкой (до 1000 в.). Если пострадавший находится на высоте, то при отключении напряжения он может упасть--принанять меры чтобы человек не получил новых травм. Кроме того при отключении напряжения может погаснуть свет. Если одежда сухая то можно попытаться оттащить за неё человека, при этом не касаясь тела. Если напряжение до 1000в. попробовать оттолкнуть пострадавшего от токоведущих частей сухой палкой или наоборот откинуть провода от человека, для этих же целей можно использовать сухую верёвку. Если нельзя ничего предпринять произвести короткое замыкание.

Меры первой помощи

Если пострадавший в сознании, но был в обмороке уложить на подстилку, обеспечить покой и ждать врача. После поражения эл. током нельзя двигаться тем более работать.

Если пострадавший без сознания, но с устойчивым дыханием--уложить, расстегнуть одежду и пояс, привести в сознание--нашатырным спиртом или просто побрызгать водой.

Если пострадавший плохо дышит судорожно, прерывисто, необходимо делать искусственное дыхание и массаж сердца.

Если у пострадавшего отсутствуют признаки жизни--надо считать что он находится в состоянии "клиническая смерть" и немедленно приступать к оживлению. И делать это надо до прихода врача т.к. смерть может констатировать только он.

Производство искусственного дыхания

Искусственное дыхание обеспечивает быстрое насыщение крови пострадавшего кислородом. Кроме того искусственное дыхание вызывает рефлекторное возбуждение дыхательного центра головного мозга, что обеспечивает восстановление естественного дыхания.

Наиболее эффективный способ искусственного дыхания "изо рта в рот". В выдыхаемом воздухе достаточно кислорода.

Перед тем как начать делать искусственное дыхание необходимо быстро:

1. освободить пострадавшего от стесняющей одежды--расстегнуть галстук, ворот, брюки.

2. уложить на спину.

3. раскрыть рот, пальцами обследовать полость рта, носовым платком удалить слизь, слюну и др.

4. раскрыть гортань, чтобы обеспечить беспрепятственный проход воздуха в лёгкие. Запрокинуть голову, положить под затылок руку, а второй рукой надавливать на лоб.

По окончании подготовительных операций оказывающий помощь делает глубокий вдох и с силой выдыхает воздух в рот пострадавшего. При этом он должен охватить своим ртом весь рот пострадавшего и своей щекой зажать ему нос. В 1 минуту следует делать 10-12 вдуваний. при наличии воздуховода вдувание производить через него.

Массаж сердца

Массаж сердца--искусственное ритмичное сжатие сердца пострадавшего, имитирующее его самостоятельное сокращение. При оказании помощи поражённому эл. током проводить непрямой массаж сердца--ритмичное надавливание на грудь, т.е. на переднюю стенку грудной клетки.

Подготовка к массажу сердца проводится одновременно с подготовкой к искусственному дыханию. Оказывающий помощь располагается справа от пострадавшего, наклоняется над ним, определяет положение нижней трети грудины, кладёт ладонь на неё, на неё вторую и ритмично надавливает на грудную клетку. Надавливать надо с частотой 1 раз в секунду. Через 4-6 "ударов сердца" произвести один "вдох". После появления сердцебиения проводить эту операцию в течении 5-10 минут.

Устранение фибриляции сердца с восстановлением работы сердца может быть достигнута путём кратковременного воздействия большого тока на сердце пострадавшего. В результате мощного импульса происходит сокращение всех волокон сердечной мышцы, которые до этого сокращались не ритмично. Дефибрилятор--это, в основном, конденсатор ёмкостью 6 мкФ и рабочим напряжением 6 тыс. в. Разрядный ток 15-20 А, длительностью 10 мк секунд. Это делает только врач.

Не отпускающий ток --10-15мА при 50 гц, 50-60мА для постоянного тока--пороговый не отпускающий ток.

Ток 25-50 мА (50 гц) воздействует на мышцы не только рук, но и туловища, в том числе на мышцы грудной клетки, движение которой сильно затрудняется. Длительное воздействие этого тока может вызвать прекращение дыхания, после чего может наступить смерть от удушья.

Ток от 100 мА до 5 А переменного тока и от 300 мА до 5 А постоянного тока -- через 1-2 секунды фибриляция сердца. При этом прекращается кровообращение, в организме возникает недостаток кислорода, что в свою очередь приводит к прекращению дыхания, т.е. наступает смерть.

Токи более 5А фибриляцию сердца не вызывают. При таких токах происходит немедленная остановка сердца минуя состояние фибриляции. Если действие тока оказалось кратковременным 1--2 секунды и не вызвало повреждений сердца, после отключения тока, как правило сердце самостоятельно продолжает свою деятельность. Переменный ток более опасен, но в пределах от 0 до 50 гц, дальнейшее повышение частоты несмотря на рост тока, проходя через тело человека, сопровождается снижением опасности, которая полностью исчезает при 450-500 Кгц. Но эти токи сохраняют опасность ожогов.

Актуальность проекта

Сегодня без электроэнергии немыслима жизнь современного человека. Электричество – наш верный помощник в труде и в быту, но оно становится опасным для жизни человека, если с ним неправильно и небрежно обращаться. К сожалению, из года в год повторяются несчастные случаи с детьми, связанные с электротравматизмом по причине их неосведомлённости об опасности электрического тока. И зачастую они приводят к печальному исходу от действия поражающих факторов.

Во избежание электрических травм необходимо строго соблюдать элементарные требования техники безопасности и следовать правилам эксплуатации электрооборудования.

Для предупреждения травматизма с детьми необходимо постоянно вести разъяснительную работу об опасности электрического тока и мерах безопасности. Необходимо объяснять детям, что категорически запрещается: приближаться к электроустановкам и оборванным проводам; влезать на опоры воздушных линий, крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода; набрасывать проволоку и другие предметы на линии электропередачи. Непонимание детьми опасности электрического тока может привести к трагедии.

Сегодня в каждом доме имеется десяток, а то и более различных электрических устройств. Это осветительные приборы, телевизоры, холодильники, стиральные машины, чайники, обогреватели и т.п.

Проект поможет детям научиться выделять среди предметов домашнего обихода электроприборы; усвоить, что электричество может быть очень опасным; научит, как уберечь себя от поражения электрическим током; запомнить правила безопасного обращения с электроприборами и электрооборудованием (проводами, выключателем, розеткой); познакомит с правилами безопасного обращения с электричеством дома и на улице;

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Цель проекта: Расширить представления детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования. Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать. Довести до понимания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.
Задачи проекта:

· Обобщить знания детей об электричестве.

· Расширять представления о том, где «живёт» электричество, как оно помогает человеку и как может быть опасно для жизни.

· Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

· Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

· Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

· Воспитывать умение работать в коллективе.

· Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

· Воспитывать сознательное отношение к вопросам личной безопасности в доме.

По окончании работы предполагается получить следующий результат: Владение правилами безопасного обращения при работе с электроприборами в быту.

Соблюдение правил безопасности на улице вблизи электрообъектов повышенной опасности.

Довести до понимания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.

Форма проведения

Тема

Цель

электричества

Дать детям информацию, что такое электричество, для чего оно нужно человеку.

Рассматривание иллюстраций

«Предметы

помощники»

Закрепить знания детей о бытовых приборах, как они помогают человеку.

« Чем опасно

электричество»

Изучение правил техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме.

Рассматривание иллюстраций

безопасности»

Дидактические

«Найди не выключенный электроприбор»

«Собери картинку»

«Можно и нельзя»

Закрепить знания правил электробезопасности.

Экспериментальная деятельность

Опыты со статическим

электричеством

Выявить способности наэлектризованных предметов, развивать любознательность.

Экскурсия в

библиотеку

«Путешествие в прошлое лампочки»

Познакомить с прошлым электроприборов.

Чтение художественной литературы

Рассказ «Искрёнка»

Обсуждение с детьми ситуации, которая произошла с героем.

Закрепить знания правил электробезопасности.

Просмотр документального фильма

« Тайна жёлтого

треугольника»

Показать, как и где вырабатывается электроэнергия. Как электричество помогает людям и чем оно может быть опасно.

Изобразительная деятельность

error: