Что такое духовно рыцарские ордена. Духовно-рыцарские ордена – кратко. Уничтожение ордена тамплиеров

8-04-2017, 13:38 |


Монашеские и рыцарские ордена Западной Европы это, пожалуй, самая привлекательная тема Средневековья. Наверное, по популярности она стоит в одном ряду с . Тема рыцарских орденов привлекательна своим мистическим смыслом, которым его окружили многие современники. Рыцарские и монашеские ордена стали потом прототипом для создания разных тайных организаций в Европе.

Самым известным орденом является орден тамплиеров. Его настолько уже мистифицировали, приписали ему множество проклятий и убийств. Не все так однозначно. Это тема не совсем чисто историческая. Она скорее похожа на тему больше философскую, которая требует глубокого осмысления. Осмысление нужно для того, чтобы понять, что же все-таки такое средневековый орден, присущ ли ему мистицизм, и разгаданы ли все тайны этих организаций.

Возникновение рыцарских орденов


Традиционно временем возникновения орденов рыцарей приписывают периоду - это примерно начало XII века. Если помните в Клермоне в 1096 г. папа Урбан II созвал собор, провозгласил идею совершить крестовый поход. Необходимо было отбить захваченные мусульманами святые земли в Иерусалиме, в которой располагались главные святыни христиан. Участникам похода должны были простить все грехи.

В ходе движения родились рыцарские ордена, которые сохраняли у себя монашеский устав. Само слово «орден» - буквально означает повиноваться. Так в Раннем Средневековье появились полу монахи и одновременно полу воины. Причем это было не очень характерно для того периода. Одновременно участники ордена могли проливать кровь и молиться, при этом они защищали паломников () на пути в Иерусалим.

Если вдаваться в подробности глубже, то у монашеских орденов была своя гуманная предыстория. Ордена складываются, постепенно начиная еще с VII в. в тот период существовал госпиталь для паломников. Это место где паломники могли отдохнуть, подлечиться. Располагался он в Иерусалиме. Там верующие могли сделать передышку, перед тем как отправиться домой. Госпиталь существовал на пожертвования христианских стран и богатых паломников. После междоусобиц в Арабском халифате госпиталь был закрыт, но 1023 г. по указу Египетского халифа его открыли вновь.

Каким же образом простой госпиталь стал иметь отношение к монашеским орденам? Дело в том, что оказание медицинской помощи было связано с деятельностью монастырей. Монахи были обязаны оказывать приют и помощь странникам и паломникам. Так госпиталь имени святого Иоанна Крестителя в Иерусалиме стал в скором времени монашеским. Монахом тех назвали ионитами, либо госпитальерами.

Превращение монашеского ордена в рыцарский


Для того чтобы монашескому ордену стать военным или рыцарским надо было сделать лишь один шаг. Военный в то время были необходимы для охраны паломников на караванных путях на пути в Иерусалим. Изначально эти военные набирались даже из числа местных арабов-мусульман. Особого значения это в принципе не имело. Они были просто людьми, которые сопровождали караваны с паломниками.

В 1096 г. все изменилось, в 1099 г. первых прошел удачно, взяли Иерусалим. В город въехали паломники (крестоносцы) и их охранники военные. Начинается устройство Иерусалимского королевства. Постепенно часть рыцарей, из числа крестоносцев, поступило на службу в госпиталь Иоанна в Иерусалиме.

1099-1113 гг. Это период скрытого развития госпиталя. Тогда не было еще понятно, что же это за организация. Либо это госпиталь с небольшой военной охраной, либо это все-таки рыцарская военная организация. Далее деятельность этого госпиталя пересекается с деятельностью другой рыцарской организацией. Она станет наряду с госпитальерами самой известным рыцарским монашеским орденом. И ее деятельность будет привлекать внимание историков и других ученых.

Возникновение нового рыцарского монашеского ордена

Гуго де Пейен с другими рыцарями и слугами организовали отряд, который должен был охранять паломников, которые следовали в Иерусалим по сухому пути. Прибыв в Иерусалим рыцари обратились к королю с просьбой назначить их официально охранниками паломников и дать помещение для размещения ордена. Так они пообещали защищать христианскую веру и приносить доход в местную казну.

В помещение рыцарям дали бывшие конюшни, которые находились в ранее существовавшем иудейском храме. Позднее свое название они получили от французского языка - тамплиеры. Так появляется следующий рыцарский монашеский орден, который пока не имеет официального статуса. В нем нет еще никаких правил, отсутствует устав. Изначально это просто организация людей, которые решили посвятить себя такой деятельности - то есть вести войну с неверными и охранять Иерусалимское королевство.

Постепенно появляется и еще один новый орден. Там же в Иерусалиме, при храме Гроба Господня, то есть в центре христианской веры. Это охрана Святого Гроба. Сейчас их называют рыцарями Гробы Господня и нередко их путают с орденом Тамплиеров. Прежде всего, у них похожи на первый взгляд эмблемы. В отличие от остальных орденов - эти рыцари не имеют руководителя (магистра). А подчиняются они напрямую королю Иерусалима. Являясь частью личной армии короля, рыцари Гроба Господня получали от него разные привилегии.

Рыцари Гроба Господня получали оплату от Иерусалимского короля. Однако их почет в обществе был несколько меньше, нежели у госпитальеров и тамплиеров. Эти два ордена жили за счет пожертвований от паломников, купцов. Тамплиеры также пользовались уважением и получали пожертвования от церковных общин и других людей, кто не участвовал в походе непосредственно. Однако эти люди хотели получить благословение Папы и чтобы им отпустили их грехи.

Оформление статуса рыцарских орденов


Только через 20 лет после начала деятельности этих орденов монах и очень почитаемы человек, святой Бернард пишет трактат или устав рыцарского монашеского ордена. В нем он четко определил, что рыцарь-монах это совершенно новая, элитная и престижная, святая и грозная социальная страта. Наличие такого статуса у человека резко возвышал его в обществе.

Член ордена - он монах, именно поэтому

  1. Должен быть сдержан;
  2. Соблюдать все посты;
  3. Ежедневно молиться;
  4. Он не имеет права прикасаться к женщинам;
  5. Не может обладать собственным имуществом.

В обмен на такое послушание он получает хорошее питание, одежду, оружие. Они воевали и хи считали военной элитой того времени. Именно для таких рыцарей впоследствии появилось понятие в современном представлении пенсионное обеспечение. Раненый или увеченный воин все равно продолжался оставаться членом ордена, получал пищу и другие блага. Еще важен был аспект духовный - представитель ордена мог рассчитывать на спасение души. Даже если он совершал какие-то проступки, то война с мусульманами все искупала.

Такие рыцарские организации представляли собой микрогосударство. Они подчинялись магистру, подчинялись дисциплине. Это сделало из важной частью военной структуры. Для них не существовало срока службы в году, как это было, например, у простых рыцарей. Они должны быть всегда готовы по первому же призыву вступить в бой.

Устройство и быт рыцарских монашеских орденов


Тамплиеры и другие ордена всегда были наготове. Даже когда не велись военные действия, рыцарь должен был заниматься ежедневно военной подготовкой:

  1. Тренировки;
  2. Обучение;
  3. забота о своем коне;
  4. уход за своим оружием;

Все это главные занятие члена ордена. Если брать рыцаря госпитальера, то он еще и служит в госпитале, то есть получает медицинские навыки. При этом неважно какому роду принадлежит рыцарь и какое у него звание, заниматься он этим должен.

Можно предположить, что таким образом военная элита становилась все более дисциплинированной и смеренной. Каждый в ордене должен понимать, что он служит более высокой цели и должен ей подчиняться. Главная цель она важнее каких-либо унижений и несчастий, она превыше всего.

Рыцарские монашеские ордена становятся со временем новым ополчением, новой элитой военной иерархии. И многие последующие победы связаны как раз таки с действиями орденов. Любые успехи повышали статус орденов, возвышали их среди остальных военных подразделений. Делались попытки основать новые ордена, их было основано несколько десятков потом. Самые крупные ордена изучены историками, некоторые из них сохранились и до наших дней в той или иной форме, в основном как благотворительные организации.

Вступая в ряды ордена, рыцарь отказывался от своего имущества, от всех материальных благ. Он передавал его своим родственникам. Очень часто рыцари жертвовали свои богатства в пользу ордена. Со временем многие рыцарские организации таким образом разбогатели, в основном за счет участков земли. Это были феодальные участки, которые населяли крепостные крестьяне. Они выполняли все феодальные повинности, а доход шел в пользу ордена .

Расцвет духовных орденов

При всех богатствах, которые получали ордена в качестве пожертвований они не останавливались на достигнутом. Имея общее управление своей собственностью, они рационализировали свои хозяйства и делали их более продуктивными. Так их богатство еще более приумножалось. Можно предположить, что духовные ордена стали в Европе первыми капиталистическими организациями.

Со временем хозяйство таких орденов стало играть даже большую роль, чем их военное составляющее. Они продолжали так же охранять паломников и религиозные объекты. При этом делали это небольшими отрядами. Членом ордена мог стать только знатный человек. Обычно это были младшие сыновья феодалов, которые уже не могли претендовать на получение в наследство земельного надела.

Таким образом, рыцарские организации возникли с начала . Со временем они превратились в мощную военную организацию, которая имела свой устав и была очень дисциплинированной. Во времена своего расцвета они имели обширную хозяйственную деятельность, с которой получали доход в пользу ордена.

Рыцарские ордена видео

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, - существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Египетские отшельники

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки - орден, состоящий только из женщин - напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарей соединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Вход во дворец великих магистров ордена Иоаннитов на острове Родос

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма ; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский , покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д"Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д"Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.

Герман фон Зальца - гроссмейстер Тевтонского ордена, перенесший в начале XIII века его местопребывание из Палестины в Прибалтику

Общие черты духовно-рыцарских орденов

Все эти три духовно-рыцарских ордена были религиозными братствами и принимали обычные три обета бедности, целомудрия и послушания. Каждый орден был организован по образцу клюнийского или цистерцианского. Генеральный капитул (то есть собрание должностных лиц и глав обителей, входивших в состав ордена) управлял всем орденом. Отдельные монастыри были как бы угодьями, которые управлялись за счет ордена. Но эти монахи были вместе с тем и рыцарями: их миссией была война. Они были все без исключения благородного происхождения, а их вождями часто бывали крупные сеньоры . Глава духовно-рыцарского ордена назывался не аббатом, а великим магистром, глава монастыря не приором, а командором. Их одежда была наполовину монашеская, наполовину – военная: они носили рыцарские доспехи и сверху плащ. У госпитальеров плащ был черного цвета, крест – белого; у тамплиеров – плащ белого, крест красного цвета; у рыцарей Тевтонского ордена плащ белого, крест черного цвета. Каждый орден со своей казной, своими поместьями, крепостями и воинами представлял собой как бы маленькое государство.

Возникновение духовно-рыцарских орденов относится к временам крестовых походов, которые организовывала католическая церковь с девятого века. Цель была благая: освобождение Палестины и Гроба Господня в Иерусалиме, но попутные задачи обходились не дешевле: и верховные католики, и сами крестоносцы нуждались в новых землях и жаждали богатств восточных городов.

Образование духовно-рыцарских орденов

Когда крепость Иерусалима сдалась на милость победителя в 1099 году, Папа Римский благословил создание новых организаций по охране и защите как христианских владений, так и самих паломников от местных исламистов. Базу к тому времени уже создали - различные духовные братства, из которых и образовались духовно-рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров и некоторых других.

Достаточно сложно было примирить две противоположные, согласно Священному Писанию, ипостаси - служение Богу и военную службу, где приходилось убивать себе подобных. Но к двенадцатому веку история духовно-рыцарского ордена приросла и собственными идеологами, вполне оправдывавшими не только создание, но и образ жизни рыцарей-крестоносцев.

Святые обеты

Рыцарь, вступающий в орден, становился монахом, принеся обеты бедности, послушания, целомудрия, непримиримости к неверным и исполнения долга гостеприимства. Простолюдин, примкнувший к ордену, становился военным монахом. Впрочем, простолюдины и в круге посвящённых всегда держались своей, отдельной группой. Некоторые ордены принимали в свои ряды даже женщин.

Дисциплина была армейская, все беспрекословно подчинялись главе - великому магистру, гроссмейстеру, который мог держать отчёт только перед Римским Папой. Правители, на землях которых располагался духовно-рыцарский орден (тамплиеров и любой другой), если не вступали в его ряды, никакого права голоса, тем более - командования, не имели.

Иерархия

История духовно-рыцарского ордена писалась на особых скрижалях. От монашеских и друг от друга рыцарские ордены отличались одеждой и собственным уставом, который заверял подписью Но, в отличие от монашеских, ряды рыцарей-монахов прирастали очень и очень быстро, как того требовала постоянная война.

Рыцари не только грабили восточные селения и города, они нарушали множество заповедей Христа: давали деньги в долг под проценты, эксплуатировали местных жителей, занимались работорговлей. И неуклонно несметно богатели. Рыцарь-крестоносец девятого века отличался от своего собрата в тринадцатом как небо от земли. Нужно признать, что, разбогатев, многие ордена вкладывали деньги в науку.

У каждого члена ордена была определённая должность. Со временем её можно было распознавать по одежде (только посвящённым, разумеется). Тамплиеры - в белом плаще с красным крестом, госпитальеры - в чёрном, - в белом с чёрным крестом.

История духовно-рыцарского ордена показывает, что нашивать специальный крест на одежду папской буллой разрешили только в 1146 году, причём не всем сразу, а только самым знатным по крови рыцарям. Со временем, когда значительно обогатили казну не только ордена, но и отдельных рыцарей, роскошь даже в одежде не заставила себя ждать.

Три главных ордена

До начала пятнадцатого века история духовно-рыцарского ордена во время крестовых походов описывает чуть больше двадцати орденов, из них три - самые богатые, влиятельные и сильные. Они обладали такими огромными состояниями, что им завидовали короли. Вот эта замечательная тройка:


История духовно-рыцарского ордена писалась не только на Святой Земле. Крестоносцы участвовали в войнах на всех территориях христианского мира. В Испании первыми начали боевые действия рыцари орденов госпитальеров и тамплиеров, а тевтонцы приручили всю Центральную и Северную Европу. В Восточной Европе их военная слава, правда, и закончилась (вспомним и Александра Невского).

История духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Колоссальное состояние позволяло орденам скупать лучшие земли по всей Европе. Как доказательство могущества тамплиеры, например, чеканили собственные деньги, свободно ходившие по всей Европе. Монеты были из серебра и золота, и появилось их так много, что тамплиерам приписывали алхимические открытия, например, из свинца...

Эта организация смогла просуществовать довольно долго. В далёком 1118 году девять французских рыцарей под предводительством Гюга де Пайена и Жофруа де Сен-Оме остались защищать дорогу к Иерусалиму от Средиземного моря после первого крестового похода. Прежде всего, христианских паломников от разбойников и грабителей. От Болдуина они получили резиденцию, именем которой впоследствии и стали называться - замок Тампль, построенный на месте древнего храма Соломона. У этого Ордена несколько названий:

  • Орден бедных рыцарей (или братьев) Иерусалимского Храма (или Храма Соломона).
  • Орден храмовников.
  • Орден тамплиеров.

Устав

Желающие вступить в Орден рыцари непременно должны были стать монахами - смиренными, бедными и безбрачными. Это был, тем не менее, очень успешный проект. История духовно-рыцарского ордена говорит о том, что устав его был одним из самых жёстких и строгих, а разработал его сам Святой Бернар, утвердил же - Римский Папа Евгений III в 1128 году, то есть после десяти лет неофициального существования.

В Ордене тамплиеров рыцарь обязан был забыть всё мирское, включая родственников, питаться только хлебом и водой, одеваться в самую простую и грубую одежду. Он не мог иметь никакой собственности. Если в его вещах после смерти находили золото или серебро, в освящённой земле кладбища ему не было места.

Однако всё это не помешало тамплиерам стать особо жадными до добычи, развлечений и даже пьянства. Художественные произведения, написанные о том времени, например, роман сохраняют историческую правду, которую нашли в исторических хрониках.

Деление на сословия и отличительные знаки

Сословия у тамплиеров были. Это, безусловно, нужный организационный проект. История духовно-рыцарского ордена сохранила для нас три деления: собственно рыцари, священники и так называемые сержанты, к которым относились все низшие чины: пажи, оруженосцы, солдаты, прислуга, охранники и так далее.

Нужно признать, что при всём этом категорическом делении монашеские обеты принимали все, и устав все одинаково безукоризненно должны были выполнять. Однако исключений из правил было предостаточно.

Для всех рыцарей-тамплиеров обязательным являлся белый плащ, похожий на мантию, с мальтийским восьмиконечным алым крестом. Сержанты же одевались в коричневое, крест был тот же. Узнать тамплиера на большой дороге можно было по боевому выкрику "Босеан!", а также по флагу - чёрное с белым полотнище и девиз на латыни - "Не нам, Господи" (первые слова из девятого стиха сто тринадцатого псалома).

Герб тамплиеров был просто символом бедности: на нём изображались два рыцаря на одном коне. Если рыцарь направлялся в крестовый поход, то крест он нёс на груди, а возвращаясь - на спине. Фасон, покрой, размер и материал одежды, а также местоположение креста обычно выбирал он сам.

Национальная и сословная принадлежность

В рыцари тамплиеров поначалу могли посвятить только француза благородного происхождения. Чуть позже эту возможность получили и англичане. Тем не менее рыцарями становились и испанцы, и итальянцы, и фламандцы. Только рыцари могли занимать руководящие должности - от великого магистра и магистра владений до каштеляна, капитульера, драпиера.

Сержантами становились более богатые горожане, которые занимали неплохие должности счетоводов, оруженосцев, управителей и кладовщиков. Те, что победнее, шли в прислугу, в солдаты или в охрану.

Епископы римской церкви и сам Папа не могли управлять священниками Ордена. Духовно-рыцарский Орден тамплиеров требовал от своих священников отправления духовных нужд, несмотря на то, что все рыцари Ордена были наделены правами духовника. у членов Ордена мог отправлять только орденский священник, потому что многие тайны охранялись и от римской католической церкви.

Несмотря на строгий устав и походный быт, Орден тамплиеров быстро стал популярен. Через несколько лет к девяти рыцарям примкнули ещё триста, среди которых было немало коронованных особ. Количество сержантов, естественно, тоже возросло.

Откуда дровишки?

Принадлежность к Ордену давала как личную безопасность, так и приумножение состояния. Обижать члена Ордена было нельзя. "Один за всех" - девиз, рождённый далеко до первого мушкетёра.

Провозглашённый нищенским Орден стремительно богател. И не только потому, что правители часто завещали ему несметные богатства. Целые сёла, города, церкви, замки, монастыри со временем стали принадлежать Ордену. Они смиренно отдавали ему налоги и подати. Дело в том, что духовно-рыцарский Орден тамплиеров занимался ростовщичеством.

Это не евреи, а Орден тамплиеров создал банковскую систему Европы. В средние века евреи были только уличными менялами, а тамплиеры уже имели систему кредитования, векселя, собственные деньги. Оперировали они не только золотом, но и ценными бумагами.

Отошедшие от Креста

Тамплиеры отметились как самые большие предатели дела носителей Креста Христова. Таков был и октябрь 1240 года, когда мусульмане Дамаска и Египта перессорились, крестоносцы приняли сторону Египта, заключив сделку договором, и получили за это не только Иерусалим, но и почти всю Палестину. Бескровно! Тамплиеры же, сговорившись с Дамаском, напали на египтян вкупе с Тевтонскими рыцарями и госпитальерами. Причём были более жестоки, чем мусульмане с иудеями. Кровь доходила лошадям до колен, как гласит история духовно-рыцарского Ордена тамплиеров. Даже собратьям-крестоносцам не позволили похоронить своих мёртвых. В 1243 году мусульмане отплатили тамплиерам сполна и взяли Иерусалим обратно, выпустив живыми только троих тевтонцев, двадцать шесть госпитальеров и тридцать три тамплиера.

Дальнейшие крестовые походы были сколь многочисленными, столь и безуспешными. В 1298 году последним Великим магистром Ордена стал Жак де Моле. Идея крестовых походов погасла, смысл существования военных монахов стал неясен. У Тевтонского ордена ещё оставалось немного работы - века на полтора. А вот тамплиерам стало неуютно сидеть на тех богатствах, которые не снились и королям. Первый Тампль остался за мусульманским миром, и духовно-рыцарский Орден тамплиеров разместил резиденцию на Кипре - там основалось убежище христиан, которые смогли покинуть Палестину, но которых совсем не ждали в Европе.

Разбойники

Карл Валуа, брат затеял войну с Византией. С греческим христианством воевать было не легче, чем с мусульманами. Тамплиеры вместо того, чтобы сражаться с Андроником, уходят вдоль берега от Фесалоники к Фракии и Моравии, туда, где уже воцарился католицизм.

Добыча у тамплиеров была богатой. Но монархи европейские возмутились. Кому интересно иметь рядом силу в пятнадцать тысяч настоящих солдат, хорошо вооружённых и закалённых в боях, к тому же агрессивных, самовольно и хитро управляемых? И, конечно же, алчность сыграла свою роль: тамплиеры были сказочно, несказанно богаты.

В 1307 году Филипп Красивый издал указ об аресте всех тамплиеров на территории страны. Узников жестоко пытали, сжигали на кострах. Казна Франции значительно пополнилась. История духовно-рыцарского Ордена тамплиеров пришла к концу.

Духовно-рыцарские или, как их иногда называют, военно-монашеские ордена появились сразу же после начала Крестовых походов. Их появление столь же необычно и загадочно, как и сами Крестовые походы. Если же учесть ту огромную роль, которую они сыграли в борьбе за Святую Землю, а также их последующую сколь славную, столь же и трагическую судьбу, то можно с уверенностью сказать, что мы сейчас затрагиваем одну из самых интересных и таинственных тем в истории средневековой Европы .

Если в эпоху Средневековья рыцарство и в самом деле воспринимали как путь к Спасению, то, наверное, ни в одном другом рыцарском учреждении эта идея не была выражена столь ярко, как в этом. Членом духовно-рыцарского ордена становился рыцарь, который приносил три монашеских обета: нестяжания, послушания и целомудрия. Вступая в орден, рыцари часто делали в него богатые вклады. Им запрещалось иметь жен, и еще они должны были подчиняться строгой воинской дисциплине. Все это вместе и в самом деле превращало жизнь членов орденского братства в настоящий, суровый подвиг.

Впрочем, помимо духовно-рыцарских орденов в истории рыцарства существовали и другие образования орденского типа. Вообще рыцарские ордена можно разделить на три категории:

1. духовно-рыцарские ордена, действовавшие по большей части во время Крестовых походов главнейшие из них - орден тамплиеров, орден иоаннитов-госпитальеров, Тевтонский орден и др.;

2. почетные рыцарские ордена, носившие вполне светский характер и имевшие целью награждение личных заслуг, а не особенную какую-либо деятельность орден Подвязки, орден Золотого Руна и другие;

3. вымышленные и легендарные рыцарские ордена, известные только в литературе, например, орден короля Артура, известный под именем братства рыцарей Круглого Стола .

История почетных светских орденов составляет важную часть рыцарской культуры. Их расцвет приходится на XIV-XV вв., когда в Европе стал набирать темп процесс всеобщей секуляризации. Если духовно-рыцарские ордена находились в подчинении у папы Римского, то почетные ордена имели главой обычно короля или герцога и служили орудием укрепления их личной власти в противовес власти папы. Светские ордена - очень интересная тема, напрямую касающаяся истории рыцарства, но ее рассмотрение лежит уже за рамками «Апологии».

После первого Крестового похода, когда крестоносцам удалось отвоевали Антиохию и Иерусалим, возникла потребность в постоянной защите новых латинских государств, образованных на Востоке, от арабов и турок. Этой цели - защите Святой Земли - посвятили себя два рыцарских ордена: орден тамплиеров и орден госпитальеров. Ниже приводится краткая история этих двух орденов, а также история Тевтонского ордена - как третьего наиболее могущественного и известного рыцарского ордена, история которого затрагивает, в частности, и историю Древней Руси.

Орден тамплиеров. Основан в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет орден начинает военные действия в Палестине против мусульман. Штаб-квартира ордена находится в Иерусалиме, близ бывшего храма Соломона. Отсюда происходит название ордена - тамплиеры, или храмовники (le temple, фр. - храм). В 1129 г. орден получает признание на церковном соборе в г. Труа. Папа Гонорий II утверждает устав ордена. Начинается активная боевая деятельность ордена, как в Палестине, так и на других театрах военных действий, например, в Испании с 1143 г.. Орден получает помощь из самых разных стран Европы, имеет многочисленные отделения в Европе, владеет землями, ведет финансовые операции. В 1307 г. по приказу французского короля Филиппа IV Красивого во Франции в одну ночь арестовывают всех рыцарей-тамплиеров. После суда над тамплиерами в 1312 г. орден ликвидируется указом папы Климента V. В 1314 г. в Париже сжигают на костре последнего великого магистра ордена Жака де Моле .

Орден иоаннитов-госпитальеров. Братство иоаннитов основывается еще до Первого Крестового похода при госпитале св. Иоанна Милостивого в Иерусалиме отсюда и название ордена. Целью братства являлась помощь бедным и больным пилигримам. Имеет широкую сеть приютов и больниц, как на Востоке, так и в Европе. После Первого Крестового похода берет на себя также функции военной защиты латинских государств от «неверных». Штаб-квартира располагается в Иерусалиме. После потери Иерусалима и вытеснения крестоносцев из Палестины госпитальеры основывают штаб- квартиру на о. Родос с 1311 г.

В 1522 турки осаждают и захватывают о. Родос. Госпитальеры покидают о. Родос. В 1530 г. император Священной Римской империи Карл V предоставляет госпитальерам о. Мальту возле Сицилии. Орден получает новое название - Мальтийский орден. Госпитальеры строят мощный флот и активно участвуют в военно-морских операциях против турок в Средиземноморье.

В 1792 г. во Франции в ходе революции конфискуется имущество ордена. В 1798 г. французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом захватывают Мальту и изгоняют оттуда госпитальеров. Мальтийский орден под покровительство берет Павел I, который учреждает Мальтийский крест - высшей наградой Российской Империи. После смерти Павла I в 1801 г. орден лишается покровительства в России, а с 1834 г. обретает постоянную резиденцию в Риме. В настоящее время члены ордена занимаются оказанием медицинской и иной помощи больным и раненным .

Тевтонский орден. Вырос из братства при германском госпитале. Датой основания ордена считается 1199 г. В 1225 г. Тевтонский орден приглашают в Пруссию, куда и переносится его штаб-квартира. С 1229 орден начинает завоевание Пруссии, и с тех пор эта задача становятся главной в его деятельности.

Прием рыцарей ведется в основном только с немецких земель. В 1237 г. происходит объединение Тевтонского ордена с орденом Меченосцев, после чего начинает также завоевание Ливонии. В 1242 г. орден терпит поражение на Чудском озере от Александра Невского. В 1245 г. орден получает разрешение на ведение «непрерывного» Крестового похода в Пруссии. В 1309 г. орден переносит свою штаб-квартиру в Пруссию в г. Мариенбург. В 1410 г. войска Тевтонского ордена терпят поражение в битве при Грюнвальде от соединенных сил поляков, литовцев, чехов и русских. В 1466 г. при заключении Торуньского мира Тевтонский орден признает себя вассалом Польского королевства.

Таким образом, в XI - XIII вв. католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и «гроба господня», который, по преданию, находился в Иерусалиме . Истинная же цель походов заключалась в захвате земель и грабеже восточных стран, о богатстве которых много тогда говорилось в Европе.

В результате военных походов в армиях крестоносцев с благословения папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации - духовно-рыцарские ордена. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи. С этого времени он беспрекословно повиновался главе ордена - гроссмейстеру, или великому магистру. Ордена подчинялись непосредственно папе, а не правителям, на землях которых располагались их владения.

Захватив огромные территории на Востоке, ордена развернули на «святой земле» широкую деятельность. Рыцари закрепощали крестьян, как местных, так и пришедших с ними из Европы. Грабя города и села, занимаясь ростовщичеством, эксплуатируя местное население, ордена скапливали огромные богатства. На награбленное золото покупались большие имения в Европе. Постепенно ордена превращались в богатейшие корпорации. Вскоре самым богатым орденом стал орден тамплиеров.

Отправляясь в крестовый поход, крупные феодалы и рыцари нередко закладывали под ссуду свои земли и другое имущество в европейских конторах ордена. Боясь ограбления в пути, они брали лишь расписку, с тем, чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим. Так тамплиеры становились не только ростовщиками, но и организаторами банковского дела. И оно принесло им огромные богатства: ведь многие крестоносцы погибали в пути, не успев добраться до Иерусалима...

Аспекты о детальной истории создания духовно-рыцарских орденов и их роли в истории средневековой Европы более подробно будет освещено и рассмотрено во второй главе нашего дипломного проекта.

error: