Что разместили французы на колокольне ивана. Как наполеон пытался взорвать кремль. Спасская башня оказалась не по зубам

Почти два столетия неприметное озеро в Вяземском районе Смоленской области приковывает внимание историков, учёных и... кладоискателей. Здесь покоятся несметные сокровища, вывезенные Наполеоном из Москвы. По крайней мере, так утверждали французский генерал де Сегюр и английский романист Вальтер Скотт.

19 октября 1812 г. «великая армия» Наполеона покидала разорённую Москву. За войсками тянулись бесконечные вереницы повозок, доверху забитые награбленным добром. Впоследствии чиновники русского МВД подсчитали: французы захватили в Москве 18 пудов золота, 325 пудов серебра, множество церковной утвари, драгоценных камней, старинного оружия, мехов и т.п. Сняли даже позолоченный крест с колокольни Ивана Великого и двуглавых орлов с башен Кремля. Самую ценную добычу Наполеон, разумеется, оставил себе, разместив в «золотом обозе» под охраной гвардии. Но до Парижа трофеи не добрались - исчезли.

В 1824 г. французский генерал де Сегюр опубликовал мемуары. Вряд ли бы кто помнил о них сегодня, если бы не одна фраза: «Пришлось бросить в Семлёвское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест с колокольни Ивана Великого». Сегюру вторит Вальтер Скотт в биографии Бонапарта: «Он (Наполеон – Д.К.) повелел, чтобы московская добыча - древние доспехи, пушки и большой крест с Ивана Великого - были брошены в Семлёвское озеро как трофеи… которые он не имел возможности везти с собою».

В 1835 г. смоленский губернатор Николай Хмельницкий, коротая время за чтением Скотта, обратил внимание на эти строки. Энергичный чиновник загорелся желанием найти клад, благо Семлёвское озеро находилось на территории его губернии. Хмельницкий немедля выехал в Вяземский уезд, добрался до лесного озера в паре вёрст от села Семлёво, и три недели тщательно его «обыскивал». Тщетно. Затем, в 1911 г., попытали счастья члены Вяземского комитета по увековечению памяти Отечественной войны. На свет божий извлекли лошадиные кости, обломки повозки, ржавую саблю - но не сокровища.

Позднее, в 1960 и в 1979 гг. дно Семлёвского озера и его окрестности изучали две научные экспедиции: учёные исследовали берега, проводили анализы воды. Как же они обрадовались, обнаружив в северо-западной части озера повышенное содержание драгоценных металлов! Но нет – очередное разочарование: ничего кроме камней и строительного мусора не нашли. После очередного фиаско учёные призадумались: а был ли клад?..

О затоплении московских сокровищ в Семлёвском озере мы знаем лишь со слов де Сегюра и Вальтера Скотта. Стоит ли им доверять? Британец с Наполеоном в Россию не ходил, книгу свою писал по документам и воспоминаниям очевидцев. Скорее всего, Скотт просто повторил версию «главного свидетеля» - де Сегюра. Некоторые исследователи обвиняют генерала во лжи, но справедливо ли?

Двести лет назад ландшафт в районе Семлёво сильно отличался от сегодняшнего: кроме Семлёвского озера существовало множество других водоёмов. Французские военные карты не отличались безупречной точностью, ведь GPS ещё не изобрели. Поэтому «Семлёвским» де Сегюр мог назвать любое из здешних озёр, запруд и даже болот. Кроме того, попавшим в «историю» не до географии с топонимикой: русские шли по пятам, и французы в спешке могли затопить ценности где угодно.

Впрочем, слова «где угодно» можно отнести не только к семлёвским водоёмам: голодные, усталые солдаты «великой армии» разбросали добычу от Малоярославца до Березины. Об этом писал Кутузов: «Неприятель в бегстве своем оставляет обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища, из храмов Божиих похищенные». Старая Смоленская дорога была усыпана ценностями, немало добра сбрасывалось в реки. Вся Россия превращалась в огромное, бескрайнее «семлёвское озеро», затягивая на дно «великую армию» и её доселе непобедимого императора.

Отменно били французов лихие казаки. Однажды они захватили у неприятеля знатную добычу - 20 пудов серебра, Кутузов отослал его в Казанский собор Петербурга. Активно участвуя в «исчезновении» наполеоновского «золотого обоза», донские станичники добыли изрядное количество драгоценных металлов, пожертвованных затем храму в Новочеркасске.

Итак, картина ясна. Но никакие доводы не могут убедить энтузиастов, по сей день разыскивающих легендарный «клад Семлёвского озера». И зачем только обмолвился о нём генерал де Сегюр?

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня суббота, а значит в эфире Первого канала идёт еженедельная интеллектуальная телеигра "Кто хочет стать миллионером?" с ведущим Дмитрием Дибровым. В статье можно узнать все вопросы и ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 24 июня 2017 года (24.06.2017).

Итак, за игровым столом находятся игроки: Ольга Погодина и Алексей Пиманов. Участники телеигры "Кто хочет стать миллионером?" за 24.06.2017 выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. Как заканчивается пословица: "И волки сыты..."?

  • и дед Мазай рад
  • и премии лишили
  • и пастухов уволили
  • и овцы целы

2. Кто пришёл к отцу в стихотворении Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"?

  • крошка сын
  • крошка Енот
  • смешарик Крош
  • Крошечка-хаврошечка

3. Что ответит суеверный охотник на вопрос, куда он направляется?

  • к чёрту на кулички
  • на кудыкину гору
  • в тридевятое царство
  • на седьмое небо

4. Как звали коллегу Тарапуньки в популярном советском эстрадном дуэте?

  • Рубильник
  • Провод
  • Штепсель
  • Разъём

5. Как закончить строчку песни: "Мир не прост, совсем не прост, не боюсь я..."?

  • ни смеха, ни слёз
  • ни пуль и ни роз
  • ни бурь и ни гроз
  • ни снов и ни грёз

6. Под каким псевдонимом писал стихи Игорь Лотарёв?

  • Сибиряк
  • Полярник
  • Северянин
  • Снеговик

7. Как называется самый старый ботанический сад в России, находящийся в ведении МГУ?

  • "Больничный огород"
  • "Аптекарский огород"
  • "Госпитальный огород"
  • "Санитарный огород"

8. Как называют одного из героев пьесы Горького "На дне"?

  • Принц
  • Барон
  • Князь

9. В каком году Швейцария стала членом ООН?

  • 2002

10. Как возвращаются в Петербург герои фильма "Окно в Париж"?

  • через волшебное окно
  • прорыв тоннель
  • угнав самолёт
  • обратившись в посольство

К сожалению на этот вопрос игроки ответили неправильно и выиграли 0 рублей. Их места в креслах игроков заняли другие участники игры "Кто хочет стать миллионером?" от 24 июня 2017 года: Натали и Митя Фомин. Игроки выбрали стандартную несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. К чему обычно прикрепляют сувенирные магнитики?

  • к утюгу
  • к автомобилю
  • к кастрюле
  • к холодильнику

2. Что произошло с компьютерной программой, не реагирующей на нажатие клавиш?

  • заснула
  • зависла
  • застряла
  • залетела

3. Где чаще всего звучит камерная музыка?

  • в тюрьме
  • в фотоателье
  • в консерватории
  • в камере хранения

4. Кто в расчётах использует постоянную Планка?

  • плотники
  • физики
  • портные
  • прыгуны в высоту

5. Кто попрошайничал: "Подайте на домики для бездомных поросят!"?

  • Пятачок
  • Хрюша
  • Фунтик
  • Свинка Пеппа

6. В разметке какой площадки используются только прямые линии?

  • баскетбольной
  • гандбольной
  • волейбольной
  • хоккейной

7. Какой советский космический корабль был грузовым и беспилотным?

  • "Восток"
  • "Восход"
  • "Союз"
  • "Прогресс"

8. Кто из актёров не имеет звания мастера боевых искусств?

В центре Кремля стоит устремленный ввысь златоглавый столп колокольни «Иван Великий» с двумя звонницами, примыкающими с севера. Название колокольни говорит о том, что в ней находилась церковь св. Иоанна Лествичника (или Ивана Святого), а также о том, что колокольня была самой высокой в Москве.

История «Ивана Великого» началась в 1329 году, когда при Иване Калите в Кремле была построена небольшая церковь св. Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн Лествичник - святой, живший в VI веке, достиг духовного совершенства путем строгого поста и молитвы в течение 40 лет отшельничества. Он изложил свой духовный опыт в виде поучения под названием «Лествица» (лестница). В 1505-1508 годах обветшавший храм сменила возведенная итальянским зодчим Боном Фрязиным по заказу Ивана III столпообразная колокольня высотой около 60 м. В ее основании со стенами толщиной целых пять метров на оставшейся площади размером всего 25 кв. м разместили прежнюю церковь.

Имя архитектора верхней части колокольни, надстроенной в 1600 году, неизвестно.

Борис Годунов, ставший царем в 1598 году, пожелал увеличить высоту колокольни. По мысли царя Бориса, надстроенный столп «Ивана Великого» должен был способствовать возвеличиванию новой династии Годуновых. У затеянного Годуновым строительства была и еще одна причина. В Москве тогда свирепствовал голод, и царь решил дать народу заработок и отвлечь его от смуты. Надстройка с ложными, закрашенными черной краской, узкими окнами выше красивого ожерелья кокошников третьего яруса увеличила высоту колокольни до 81 метра, и в просторечии она получила второе название - «Годунов столп». Под куполом появилась длинная надпись в три ряда с именами и титулами Бориса Годунова, его сына Федора и датой надстройки колокольни. С воцарением Михаила Федоровича надпись залепили (в прошлом Романовы сильно пострадали от годуновских репрессий). Спустя сто лет по велению Петра I ее расчистили.

В народе ходила легенда, что крест на колокольне будто бы сделан из чистого золота. В 1812 году Наполеон велел снять крест. Предание говорит о том, что французский император хотел поставить его над куполом Дома инвалидов в Париже. Однако крест сорвался с веревок и с грохотом разбился. Оказалось, что он был обложен медными пластинами, покрытыми позолотой. Новый крест был установлен в 1813 году и составлен из нескольких железных полос, обитых медными позолоченными листами.

В XVI-XVII веках на Ивановской площади у колокольни «Ивана Великого» стояли здания приказов - государственных учреждений. Здесь громогласно читали царские указы, отчего и произошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Примерно до середины XVII века возле колокольни стояла так называемая Ивановская палатка - прообраз первой нотариальной конторы. В ней сидели писцы, которые за плату составляли для просителей челобитные. На площади также производились наказания плетьми (обычно за взяточничество, казнокрадство или обман). Тут же выставляли на позор воров, вешая им па шею краденые вещи и продукты (не только кошельки, но, например, и соленую рыбу). С 1685 года наказывать стали на Красной площади.

В течение долгого времени колокольня служила и главной дозорной вышкой Кремля, а позднее - пожарной каланчой. В 1896 году во время коронации императора Николая II на колокольне была устроена электрическая иллюминация. Наподобие горящей свечи «Иван Великий» возвышался над городом.

До революции 1917 года колокольня была открыта для посещения. Вход в нее одновременно являлся и входом в церковь. Над ним в прямоугольном каменном киоте, ныне пустом, находилась икона св. Иоанна Лествичника. Наверху были две смотровые площадки: одна - на среднем ярусе, над нижней звонницей, другая - над верхней. Чтобы добраться до самого верха колокольни, следовало преодолеть 329 ступеней. Упорство вознаграждалось великолепным видом на Москву и окрестности. В ясную погоду как на ладони видны были даже местности, находящиеся в 40 км от Кремля.

Успенская звонница

В 1532 году возле Ивановской колокольни итальянский архитектор Петрок Малой, строитель стен Китай-города, начал возведение церкви Воскресения, позже переименованной в храм Рождества Христова. Затем эту церковь перестроили в звонницу для больших колоколов, ныне известную как Успенская - по названию главного Успенского колокола. На первом этаже Успенской звонницы до революции 1917 года располагались квартиры сторожей и звонарей, а сейчас устроен выставочный зал музеев Кремля со сменной экспозицией.

На третьем ярусе звонницы когда-то находился престол церкви Рождества Христова. А в XIX - начале XX века здесь размещалась церковь св. Николы Гостунского. Ее перенесли сюда в 1817 году, после сноса старинного Никольского храма, стоявшего на Ивановской площади. Дьяконом этого храма служил Иван Федоров - родоначальник книгопечатания в России. В церкви хранилась частица мощей св. Николая Чудотворца и древняя икона святителя Николая, для которой при великом князе Василии III был построен сам храм. Икону доставили в Кремль в 1506 году из села Гостуни под Калугой, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Местонахождение этих святынь в настоящее время неизвестно.

В храме сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми «к святителю Николаю» перед свадьбой, чтобы устроить замужество. Обычай этот основан на предании, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. Церковь была действующей до 1917 года.

Высокая каменная лестница, которая снаружи ведет к входу в храм, сначала была построена при Иване Грозном в 1552 году. Позже она была разобрана архитектором Матвеем Казаковым по требованию Павла I для строительства здесь кордегардий. В 1852 году лестницу восстановил «в древнерусском вкусе» Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Проход на лестницу в настоящее время закрыт.

Филаретовская пристройка

Здание, расположенное рядом с Успенской звонницей и перекрытое шатровой кровлей, называется Филаретовской пристройкой, по имени патриарха Филарета. В 1624 году патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова, вернувшись из польского плена, на радостях повелел возвести эту пристройку. Повеление было исполнено русским архитектором Баженом Огурцовым и, вероятно, англичанином Джоном Талером, строителем Царицыных палат в Теремном дворце.

В 1812 году Наполеон приказал взорвать колокольню «Иван Великий». При этом звонница и пристройка разрушились, но большие фрагменты уцелели и были впоследствии
использованы при восстановлении в 1815 году группой архитекторов, в числе которых были Дементий (Доменико) Жилярди, Алоизий (Луиджи) Руска, Иван Еготов. Интересно,что сама колокольня, сложенная из кирпича, а в цоколе и фундаменте - из белокаменных блоков, устояла, дав трещину вверху. Учитывая, что глубина фундамента колокольни составляет лишь пять метров, это говорит о мастерстве ее строителей и архитекторов.

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол - Успенский , весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола - надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут » был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие - 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии - «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,
был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса - 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавил
изображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол - «Лебедь » - весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь » получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

Знаете ли вы, где находится резиденция главы нашего государства - президента Российской Федерации? С девяностых годов прошлого века она расположена в здании Сената, что в Кремле.

За свою историю это здание много раз меняло предназначение. Построено оно было по приказу Екатерины II. Императрица поручила своему лучшему архитектору Матвею Казакову возвести здание для двух департаментов Сената.

Здание выглядит необычно, имеет треугольную форму. Сделано это для того, чтобы оно поместилось между древними монастырями, которые окружают территорию Сената.

Главное украшение Сената - Екатерининский зал с огромным куполом. Сохранилась легенда, что рабочие не хотели убирать устройства, с помощью которых делали свод. Боялись, что все обрушится. Тогда Казаков сам взобрался на вершину свода, "делал разные прыжки и притоптывания", чтобы убедить строителей в надежности и прочности конструкции. Над куполом была установлена статуя Георгия Победоносца, которая после наполеоновского нашествия исчезла.

Здание строилось с 1776 по 1788 годы. На строительство было потрачено 759 395 руб. 73,5 коп. - такой тщательный отчет был представлен.

Екатерине II сооружение очень понравилось. "Как все хорошо, какое искусство!" - сказала она Казакову. За строительство Сената Казаков получил драгоценный перстень, очередной чин и хорошую пенсию.

После распада Советского Союза над куполом вместо спущенного красного взвился трехцветный российский флаг.

Колокольня "Иван Великий"

Отправившись гулять по Москве, отовсюду можно увидеть золотую шапку "Ивана Великого". А в старые времена путешественники могли заметить "Ивана Великого" даже за несколько верст.

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..

Ф. Глинка

Колокольня "Иван Великий" - самое высокое сооружение в Кремле - 82 метра. Долгое время среди москвичей бытовало суеверие, что никакое сооружение города не должно превзойти "Ивана". Про высокого ладного человека раньше говорили: "Вырос детинушка с Ивана Великого". Свое название колокольня получила по церкви св. Иоанна Лествичника, которая находится в основании колокольни. Эта башня известна с древнейших времен. Начало "Ивану Великому" было положено при Иване Калите. Столпообразную постройку возводил итальянский зодчий Бон Фрязин. Много позднее Борис Годунов пожелал надстроить башню. В давние времена она служила главной дозорной башней Кремля. На самой высокой площадке сидел караульщик и следил, нет ли опасности за рекой, в случае тревоги - ударял в колокола, тогда стража разводила подъемные мосты и запирала ворота.

На колокольне "Иван Великий" и звоннице размещено более двадцати уникальных колоколов. Самый большой - Успенский весит 70 тонн, был отлит в XIX веке.

На нижнем ярусе находятся колокола с более низким звучанием - "Гудит, гудит Иван Великий, как бы из глубины веков идущий звон!", а на вершине колокольни висит колокол с высоким звучанием, похожим на крик птицы, название его "Лебедь". Венчает столп крест. Это самый большой из кремлевских крестов, на нем надпись "Царь славы".

Забраться на колокольню не так-то просто. На верхнюю смотровую площадку ведут 329 ступеней. Тому, кто сумеет их преодолеть, открывается прекрасный вид на столицу.

Облака - вокруг,
Купола - вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук!

В ясную погоду видно окрестности Москвы на 40 километров от Кремля. В 1812 году во время войны с французами колокольня устояла при взрыве и до наших дней восхищает своим величием и красотой колокольного звона.

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец расположен на высоком Боровицком холме. Построили его в 1838–1849 годах по инициативе Николая I на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в XVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны. Разработать проект нового дворца доверили известному в те времена архитектору Константину Тону. К работе была привлечена группа ведущих архитекторов. Н. И. Чичагов проектировал внутреннее убранство, Ф. Ф. Рихтер - интерьеры, В. А. Бакарев составлял сметы. По задумке Николая I дворец должен был стать памятником русской истории и славы русского воинства. Средств на его строительство не жалели.

Главный фасад дворца по традиции обращен к югу, к Москве-реке. Он украшен белокаменными фронтонами, окна - резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. Благовещенский подъезд Большого Кремлевского дворца выходит на Соборную площадь Кремля. Длина здания составляет 125 метров.

Дворец предназначался для пышных многолюдных церемоний, внутри был роскошно украшен. Великолепное убранство, обилие ценнейших материалов - настоящий праздник архитектуры. Новый дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве.

Во дворце около 700 комнат и залов. В цокольном этаже находились подсобные помещения, комнаты для слуг и черные службы. Первый этаж был отведен под личные покои императора, там же находились комнаты придворных чинов и дежурных слуг, а также кладовые дворцового имущества и кухни. В западном корпусе дворца на первом этаже были две квартиры - министра императорского двора и дежурного флигель-адъютанта. В личных покоях императора комнаты отделаны с роскошью, демонстрирующей богатство и блеск российского царствующего дома.

Самыми известными в Большом Кремлевском дворце являются знаменитые парадные залы, названные в честь главных российских орденов: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский. Они расположены на втором этаже.

Георгиевский зал выглядит сейчас, как и сто лет назад. Это самый большой зал, его площадь 1250 квадратных метров, высота - 17,5 метра. На мраморных досках и на стенах золотом написаны имена прославленных воинских частей и георгиевских кавалеров.

Большой Кремлевский дворец является частью резиденции президента России.

Успенский собор

Главный исторический памятник Кремля - Успенский собор - расположен в глубине Соборной площади. Все остальные здания в Кремле возводили, ориентируясь на него. На протяжении пяти столетий это был главный собор Российского государства.

История храма началась в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. "Успение" по-старославянски означает "блаженная кончина".

Собор прост и величествен. В плане представляет правильный четырехугольник. Высота с крестом 45 метров. Стены построены из белого камня, а своды и остальные части здания из кирпича. Свод храма поддерживают четыре колонны толщиной более двух метров.

Архитектора собора, Аристотеля Фиораванти, великий князь Иван III пригласил из Италии. Строительство длилось четыре с небольшим года, за работу архитектор получил приблизительно 43 кг серебра.

Посмотришь, голову задрав
На пять позолоченных глав,
Тотчас на ум
Придут слова:
"Золотоглавая Москва!"

В. Борисов

На посетителей собор производит неизгладимое впечатление. Его освещают двадцать два огромных паникадила. Когда электричества не было, то использовались свечи из чистого пчелиного воска. При горении свечи не плавились и давали мягкий свет, тепло и особый душистый аромат. Центральное серебряное паникадило в виде огромного снопа пшеницы весит около 330 килограммов. Серебро было отбито у наполеоновских войск казаками атамана Платова.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. "Мономахов трон" - моленное место, созданное в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного.

В Успенском соборе молились Дмитрий Донской перед битвой с Мамаем, Петр Великий перед походами на шведов и турок.

Здесь до конца XIX века проходил обряд венчания на царство. После него представители всех сословий присягали на верность государю. Здесь же была чудотворная Владимирская икона Божией Матери, на месте которой сейчас находится ее список. Эту икону почитали как покровительницу России, связывали с ней спасение Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году и окончательное освобождение от татаро-монгольского ига в 1480 году.

Почти век, начиная с 1918 года, внутреннее пространство колокольни Ивана Великого, самого высокого сооружения Московского Кремля, было недоступно для туристов. Любоваться башней можно было только снаружи. Сегодня в отреставрированной колокольне открыты музей истории Кремля и смотровая площадка. Ознакомившись с музейной экспозицией, экскурсанты поднимаются по каменной винтовой лестнице на гульбище, расположенное на высоте 25 метров, и замирают в восхищении.
Ансамбль колокольни Ивана Великого объединяет собственно колокольню, Успенскую звонницу и Филаретову пристройку. Из летописи известно, что ранее на этом месте стояла церковь Иоанна Лествичника, построенная в 1329 году при Иване Калите в честь его святого покровителя. Это был второй по времени постройки каменный храм в Москве. В 1505-1508 годах на его месте возвели новую трехъярусную церковь-колокольню – восьмерик на восьмерике высотой60 метров. Строительством руководил итальянский архитектор Бон Фрязин. Зодчий создал удивительную конструкцию фундамента. Она представляла собой ступенчатую пирамиду, образованную близко забитыми друг к другу сваями. Такие фундаменты закладывали в Венеции. А вот внешний вид колокольни отличается от итальянских башен. Они имеют в плане круг или прямоугольник. А здесь – восьмигранник. В нижнем ярусе колокольни был размещен престол старого храма Иоанна Лествичника, отчего она и получила название «Иван Великий». Колокольня стала главной дозорной башней Кремля. С нее хорошо обозревалась Москва и ее окрестности. Приближающихся врагов можно было увидеть за30 километров.
В 1532-1552 годах к «Ивану Великому» присоединили церковь Вознесения Господня (проект итальянского зодчего Петрока Малого), которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году комплекс дополнила Филаретова пристройка (архитектор Бажен Огурцов) – еще одна звонница, но с шатровым верхом.
В 1600 году Борис Годунов, решив воздвигнуть в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, чтобы она соответствовала столь масштабному проекту. «Ивана Великого» надстроили, добавив высокий барабан с золоченым куполом. В результате высота колокольни вместе с крестом достигла81 метра. При этом башня выглядит необычайно легкой и стройной. Такое впечатление создается благодаря специально просчитанной композиции: по мере подъема вверх ярусы уменьшаются в диаметре и по высоте, и каждый имеет слегка выраженную коническую форму.
Чтобы сохранить высотный приоритет колокольни, все другие колокольни на Руси должны были строить на метр ниже. Вплоть до конца XIX века, когда был возведен храм Христа Спасителя, «Иван Великий» оставался самым высоким сооружением в Москве. Что касается его цвета, изначально это был красный облицовочный кирпич, а в XVIII веке ансамбль колокольни покрасили в нарядный белый цвет.
Придя в 1812 году в Москву, Наполеон решил уничтожить этот архитектурный памятник. Сначала французы сняли крест с колокольни, полагая, что он целиком золотой. Но оказалось, только позолоченный. Мародеры содрали позолоту и бросили крест у стен колокольни. При отходе французов из Москвы саперы по приказу Наполеона подорвали «Ивана Великого». Успенская звонница и Филаретова пристройка были полностью разрушены, а колокольня дала трещину, но устояла. В некоторых местах размер трещин был такой, что в них можно было просунуть руку. В 1814-1815 годах все строения восстановили с некоторыми отклонениями от первоначального облика. Автором проекта был Жилярди. В таком виде ансамбль колокольни Ивана Великого и предстает сегодня перед нами.

error: