Цели и задачи образования. Основные цели, задачи и принципы Образования. Структура Образования в России Ставит цели перед системой образования

Определение понятия «Образование» - (целенаправленная, поэтапная, системная, взаимообусловленная, научная передача ЗУНов следующему поколению: в области Науки, Техники, Культуры, Нравственности, Этики, Эстетики, Духовной практики (религии) и т.д.

С целью (цель образования) - сохранения, выживания, развития нации (народов) и государства..

Образование (Система образования)– это ЛИЦО Государства, лицо его экономики, нравственного, морального и культурного развития его народа и всей нации .

Настоящая (действующая) Система образования всегда определяет ближайшее и перспективное будущее жизни и экономики любой страны.

В русском языке, в таком же значении, применил как категорию Н.И. Новиков.(19век. Основатель журнала «Педагогические записки»)

Понятие Образование - рассматривалось в широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека.

В 1978 г. на XX-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО было записано, что «Образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при которых она достигает зрелости и индивидуального роста».

В законе РФ «Об Образовании» (1996г) сказано, что «Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определённого уровня (образовательного ценза). Получение образования – это достижение и подтверждение образовательного ценза соответствующим документом. (Аттестат, Диплом, Свидетельство и т.д.)

На 29 сессии Генеральной конференции МСК (Международная Стандартная Классификация) в 1997 году было представлено такое уточнение: Образование – «это организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение.» Далее: «Процесс коммуникации – это взаимодействие между 2-мя и более лицами, для передачи информации, знаний, идей, стратегий. Обучение – это любая перемена в поведении, в знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в навыках, в системе ценностей человека».

(чтобы считаться образованием , обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации); а быть организованным – планируемым в соответствии с определенной последовательностью, с четко обозначенными или подразумеваемыми целями ; быть устойчивым – т.к. в любом учебном опыте есть элементы продолжительности и непрерывности, и традиции».

Можно определить, что образовательный процесс – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.

Образование - это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.

Главное определение: Образование- это системный, взаимообусловленный, поэтапный Процесс передачи накопленного Человечеством опыта и знаний юному поколению

Итак, к настоящему времени в научной среде Образование рассматривается как Системный Процесс (поэтапное получение ЗУНов) и как Результат (Аттестат, Диплом).

1) системунаучных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного и культурного опыта поколений , которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

1. Знание – это понимание, способность анализировать, воспроизвести и применить на практике определенные элементы общественного опыта, выраженные в понятиях, категориях, законах, фактах, теориях.

2. Умение – способность применить на практике полученные в процессе обучения знания.

3. Навык – составной компонент умения, доведенный до автоматизма и совершенства.

4. Отношение – способность к оценке и эмоциональному восприятию опыта поколений.

5. Творческая деятельность – высшая форма человеческой активности и самовыражения.

Знания – это уверенное понимание, владение информацией.

Умения – это уверенное воспроизведение Знаний. Самостоятельное их применение на практике. (Например: разбор пьесы дома)

Навыки – это Автоматическое, рефлекторное использование Знаний и Умений в повседневной жизни, деятельности, в концертной практике.

II. Цели Образования -

1. - Это создание, развитие, закрепление устойчивых Знаний, Умений, Навыков. (Расшифровать)

2. – Это Воспитание Гармонически развитой, нравственной Личности человека, способной принести пользу своему народу, обществу, семье.

3. – Это Реализация способностей Личности, её творческих и научных талантов.

4. – Это Развитие навыков Самовоспитания, Самообучения, Самообразования личности на протяжение всей жизни.

5. – Реализация Философии Самосовершенствования на основе гуманитарной Этики. Как Учителя, так и Ученика (гуманизм, сочувствие и помощь слабым, труд во имя облагораживания себя и среды обитания, равенство, демократизм, и т.д. + 10 заповедей Христовых)

III. Задачи Образования (для индивидуума и государства):

Раскрытие и Развитие творческих задатков и способностей человека;

Получение профессиональных ЗУНов,

Создание мотивации для самосовершенствования человека.

Создание новых трудовых кадров,

Совершенствование нравственных, духовных, культурных ценностей человека и общества.

1. Создание у ученика мотивации к обучению, тяги к Знаниям.

2. Создание Эффективной учебной Среды. (уч.план, воспитат.план, индивид. план, кадры педагогические);

3. Создание новейших и научных Средств обучения. (инструменты, технич. оснащённость, кабинеты, и т.д.)

4. Создание демократичной коммуникативной среды для общения между Учителем-Учеником-Родителями-Директором-Технич. персоналом на основе уважения, доброжелательности.

5. Стратегическое Планирование развития ученика (конечные ЗУНы)

6. Тактическое планирование, корректировка имеющихся ЗУНов

7. Оперативное планирование – проверка ЗУНов (Практическое воплощение ЗУНов, например, в ак.концерте, в контрольной, самостоятельной работе)

8. Диагностика ученика, его способностей и возможностей.

9. Развитие и Подготовка Ученика к Следующей ступени обучения (СПО, ВУЗ, Академия и т.д.)

10. Практическое применение полученных ЗУНов в условиях реальной деятельности. (Конкурсы, Фестивали, Деловые игры, Экскурсии, Экспедиции, Отчётные концерты, и т.д.)

IV. Как Системный Процесс – Образование включает в себя 2 составляющих его категории (Функции):

Обучение – получение ЗУН-ов в области науки, техники, медицины, экономики, Искусства, Культуры, творчества, общественного Права, природы, космоса, в выбранной профессии, в области экономических и юридических основ современного общества и государства.

Воспитание – получение ЗУН-ов в области гигиены, сексуального, семейного и общественного поведения, нравственности, этики, эстетики, коммуникации, мировоззрения, идеологии, философии;

V. Как Системный Процесс – Образование включает в себя 3 составляющих его, стороны (3 юридичкских лица):

1. Объект – это Ученик. Объект для воздействия. Защищён международной конвенцией «О правах ребёнка» (Подробнее)

2. Субъект – это Учитель, осуществляет Воздействие на Объект. Подчиняется Закону «Об образовании» от 2012г; Защищён Трудовым Кодексом РФ.

3. Родители – Юридически ответственные лица за здоровье и готовность ребёнка к обучению. (Семейный кодекс РФ)

VI. Как Системный Процесс – Образование регулируется:

- Конституцией РФ,

- Законом РФ, и подзаконными положениями министерства образования РФ, Комитетами культуры области,

Уставом учебного заведения

Учебным Планом учебного заведения, строящимся на Основе ФГОСов,

ПООПами – программами каждого предмета;

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Государственный образовательный стандарт .

В федеральном законодательстве это понятие трактуется следующим образом:«Государственный стандарт общего образования – это система норм и требований , определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса».

VII. Государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Система образования в Российской Федерации – это:

Совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Сеть реализующих их образовательных учреждений;

Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные стандарты – это прописанные цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.).

Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

На основании государственного образовательного стандарта (ФГОС):

1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы , учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам ;

2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех учреждениях страны;

3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением;

4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений (средства обучения);

5) устанавливается эквивалентность документации об образовании,

6) происходит лицензирование учебного заведения и его аккредитация.

В состав стандарта общего образования входит три компонента: федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ.

2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов.


Похожая информация.


Понятие образование – это сложное и многоаспектное понятие. Образование это - процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений, навыков, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Н.Г. Чернышевский считал, что образованного человека отличают три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Образование - это общественно организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенестическом плане становления личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

В современной отечественной педагогике существуют разные концепции содержания образования.

Принципы государственной политики в области образования:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны:

Теоретическую (научные обобщения и понятия в совокупности с фактическим материалом);

Практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях);

Мировоззренческо-нравственную (мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи заключенные в знаниях).

Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Термин "образование" отсутствовал в отечественных педагогических сочинениях и официальных документах вплоть до второй четверти XVIII века. Впервые "образование" упомянуто в педагогических статьях Н.И. Новикова (термины образование и воспитание в то время были тождественны). Так, в указах Петра I об основании школы математических и навигаторских наук, об учреждении Морской академии и Академии наук в "Духовном регламенте" употреблялось только слово "учение". В трактате "Разговоре о пользе наук и училищ", где речь идет о значении знаний для дворян и народа, В.Н. Татищев также обходился без терминов "воспитание" и "образование". Потребность в широком употреблении этих понятий возникла не из-за "удобства рассуждений", а тогда, когда изменилось содержание школьной работы, когда на ряду с навыками чтения и письма важное значение приобрели воспитательные задачи. Они становились главенствующими, и в качестве самого широкого педагогического понятия стало употребляться не "учение", а "воспитание".

Это отразилось в документах "Генеральный план Московского воспитательного дома" (1763), "Устав народных училищ в Российской империи" (1786). Авторы этих документов понимали под воспитанием учением и соответственно воспитание. Термин "воспитание" фиксировал внешнюю сторону поведения, сближаясь с понятием "этикет".

В XVIII-XIX веках под влиянием просветителей широко стал применяться термин "просвещение" как эквивалент термина "образование" с акцентом на целостности и определенной оценке явлений окружающей жизни.

Цели образования - один из определяющих компонентов дидактической системы. Они зависят от социального заказа, особенностей образовательной системы, задач конкретного учебного заведения, общих целей совокупности учебных программ и конкретного курса.

В истории дидактики традиционно выделяют два взгляда на цели обучения: во-первых, целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности ("формальное образование"); во-вторых, целью является усвоение основ наук, формирование конкретных, необходимых в жизни знаний ("материальное образование").

М.В. Кларин отмечал, что цели обучения формируются через учебные результаты, выраженные в действиях учащихся. Построение четкой системы целей, внутри которой выделяются категории и последовательные уровни (иерархия), получили название педагогических таксономий. Наиболее распространенной в мире является таксономия американского ученого Б. Блума, в основу которой положены области деятельности: когнитивная, аффективная, психомоторная.

Использование такого рода классификации позволяет педагогу концентрировать усилия на главном, вносить ясность и гласность в совместной работе обучаемого и обучающихся, создавать эталоны оценки результатов обучения. Когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе одного или нескольких уроков, аффективные имеют глубокий личностный и долгосрочный характер.

Таблица 3

Перечень целей в познавательной и аффективных сферах

Познавательная сфера

Запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостных причин

Понимание

Преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую (из словесной в математическую), интерпретация или выдвижение предположений

Применение

Использование изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях

Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого

Комбинирование элементов с целью получения нового целого (сообщение, план действий, совокупность обобщенных связей)

Аффективная сфера

Восприятие

Готовность и способность воспринимать явления и стимулы

Реагирование

Отклик, активные проявления, исходящие от самого обучаемого

Усвоение ценностных ориентаций

Принятие, предпочтение или приверженность определенным ценностным ориентациям

Организация ценностных ориентаций

Осмысление, соединение, разрешение противоречий и формирование значимой и устойчивой системы ценностей

Распространение ценностных ориентаций на деятельность

Ценности определяют поведение

Выписка из Закона «Об образовании»

Образование принято разделять на общее и профессиональное. Общее образование должно быть областью деятельности общеобразовательной школы, а профессиональное - различных профессиональных учебных заведений.

Факторами формирования содержания образования выступают потребности общества в образованных людях; цели, которые ставит общество перед учебными заведениями; реальные возможности процесса обучения, средние и оптимальные возможности учащихся; потребности личности в образовании.

Принципы построения содержания образования. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин сформировали десять принципов, каждый из них означает, что содержание образования должно быть насыщенно таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед учебным учреждением. Однако это только общие направления, а потому далее авторы формируют частные основания:

    в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;

    сознательность усвоения и развитие научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытие процесса и истории познания, движение идей;

    необходимо реализовать межпредметные связи.

Б.Т. Лихачев выделил две группы принципов:

Общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки, искусства, труда, физического развития.

Ю.К. Бабанским и И.Л. Лернером была разработана общедидактическая система критериев отбора содержания образования.

Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

Интеграцию личности в системе мировой и национальных культур;

Формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В свою очередь профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за границами определяющих его статус образовательных программ.

Система образования

Система образования РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

Образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

    Выявить основные особенности системы образования РФ;

    Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

    Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

    Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

1.1 Система образования в Российской Федерации:

Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

    Кризис старой системы образования.

    Излишняя теоритическая направленность образования.

    Отсутствие должного финансирования;

    Низкий уровень связи между этапами образования;

    Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

В заключении исследования

- Пресс-центр Года учителя |
Образование и Наука




Петербургский образовательный форум, прошедший с 22 по 26 марта 2010 года, собрал представителей 10 стран и 60 регионов России. Форум стал одним из мероприятий, проведенных в рамках Года учителя в Российской Федерации. В течение пяти дней специалисты представляли опыт модернизации образования, сравнивали степень новизны своей работы с идеями и практиками своих коллег.


В рамках Форума прошли две международные конференции – «Воспитание духовности в современном мире» и «Образование и семья»; три всероссийские конференции – «Образовательная программа для 11 класса: возможности выбора и ответственность за результат» и «Информационные технологии для Новой школы»; городская конференция «Петербургский учитель 21 века». В рамках форума прошли круглые столы и презентации с участии руководителей образования России, научных и образовательных учреждений, общественных и коммерческих организаций.

«Самостоятельность школ – как элемент инновационного климата», - такой тезис выдвинул директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко на состоявшемся в рамках форума семинаре «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – школа инноваций».

Как подчеркнул И.М. Реморенко, важнейшие условия для возникновения инновационного климата, который необходим, чтобы перейти нашей стране от сырьевой экономики к инновационной, – новые образовательные стандарты, самостоятельность школ, поддержка талантливых учеников и изменения в положении об аттестации учителей.

«Наверное, важно то, что впервые школа становится полноправным субъектом построения образовательных программ с учетом рамок, заданных образовательными стандартами. Если мы говорим о свободном обществе свободных людей, цитируя одно из посланий Президента, то атмосфера свободного общества должна быть и в школе. И каким образом школа может делать свои образовательные программы, какие процедуры для этого нужны, что необходимо для того, чтобы эти программы были успешными, – это регламенты нам придется обсуждать и вырабатывать», - отметил И.М. Реморенко.

По мнению генерального директора издательства «Просвещение», руководителя проекта по разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования Александра Кондакова, инновационность разработанного в настоящее время стандарта заключается в том, чтобы от догоняющей модели модернизации образования перейти к опережающей.

«Мы сформулировали основную цель российского образования: воспитание, социально-экономическая поддержка, становление развития высоко нравственного, ответственного, инициативного, авторитетного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности», - сказал он на семинаре «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - школа инноваций».

Одной из основных задач для разработчиков стандарта сейчас является работа с учителями, с самой системой педагогического образования. В своём докладе «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа формирования новой личности» Кондаков представил педагогической общественности новую книгу С. Л. Лескова «Живая инновация. Мышление XXI века», рекомендованную учителям в качестве дополнительного материала для подготовки и повышения квалификации учителей.

2010 год объявлен в Российской Федерации Годом учителя. Основная цель Года учителя – повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе. В течение года по всей стране пройдут сотни мероприятий в поддержку российского учителя. Пресс-центр освещает мероприятия Года учителя, поддерживает информационные ресурсы в сети Интернет, посвященные Году Учителя, ведет системную работу с журналистами. Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ (www.agt-agency.ru)








На протяжении многих столетий цель обучения видоизменялся. Еще недавно, целью воспитания и обучения являлось формирование гармонически всесторонне развитой личностью. В связи с внедрением ФГОС – цель и задачи образования изменились.Новаяцельобразования: Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Для начала дадим определение понятию образование и целью обучения.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (закон «Об образовании РФ»).

Цель обучения – это то, к чему оно стремится, на что направлены главные усилия. Независимо от того, осознается ли человеком цель, близкая она или отдаленная, значимая или не очень, она всегда есть или подразумевается. Цели подчиняется все – содержание, методы, организационные формы, технологии.

Цели образования определяются личностью, семьей, социальным строем общества и государством.

Н. К. Крупская считала целью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих все происходящее вокруг, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду . А. С. Макаренко утверждал, что цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук.

В.С.Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности . Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности.

В настоящий момент,Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована как высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Дадим определение ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, которыйпредставляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию .

Зададимся вопросом: Чем стандарты нового поколения будут отличаться от предыдущих?

1. Изменение понимания

…это фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечивает достижение планируемых результатов…

…это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. Изменение компонентов стандарта

Обязательный минимум содержания; Требования к уровню подготовки выпускников; требования:

К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

К структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

К условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

3. Деятельность образовательного учреждения выполняют: семья в первую очередь, ОУ (учителя, администрация школы) и муниципалитет.

4. Менталитет учителя: учитель должен находиться на заднем плане, лишь помогать, направлять детей. Школьник должен научиться самостоятельно, заниматься, добиваться успеха, овладеть универсальными учебными действиями.

5. Новыми целями, которые я уже упоминала в своем выступлении: формирование универсальных, учебных действий, самоорганизация и саморазвитие в детях

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Также в настоящий момент разработаны примерные программы начального общего образования; среднего общего образования; в процессе разработки – программа полного общего образования. Помимо этого, существуют проекты программ среднего профессионального и высшего профессионального обучения. Данные программы раскрывают содержание образования на разных этапах обучения.

error: