Царь спарты. Цари спарты Что такое цари в спарте

Как известно, в системе городов-государств классического периода истории древней Эллады ведущее положение занимали два полиса -- Афины и Спарта. Оба этих государства, каждое по-своему, внесли огромный вклад в становление и развитие античной цивилизации. Долгое время, однако, Афины привлекали к себе гораздо более пристальное внимание ученых, нежели Спарта: до определенного момента греческий полис изучался в основном на афинском материале, что было продиктовано как наличием богатой древней традиции, так и политической конъюнктурой -- в Афинах западные демократии видели прообраз открытого общества.

В свою очередь, давление политических и идеологических установок нового времени сильнейшим образом повлияло и на образ Спарты в работах западных антиковедов. При этом тема спартанского полиса оказалась необычайно актуальной и злободневной для нескольких поколений исследователей.

О том, как сложилась спартанская государственная форма, можно составить себе, если принять во внимание предания о поре, предшествовавшей исследуемому периоду, которые сохранены исследователями. Мы узнаем, таким образом, «что по прибытии дорийцев вся страна разделилась на шесть городских округов, столицами которых были Спарта, Амик-лы, Фарис, три внутренние местности близ Эврота, затем Эгинт близ аркадской границы, Ласу Гифейского моря; шестой была, вероятно, морская гавань Бея. Как и в Мессении, дорийцы разбрелись по различным местностям, управляемым царями» Курциус Э. Указ.соч., с.185 ; они смешались с прежними жителями; новые поселенцы, как, например, минии, переходили из сел в города.

Из-за того, что уже в древности историческая Спарта и ее мифологизированная модель переплелись в сложную и запутанную комбинацию, выделить историческое зерно в предании о первоначальной реформе представляется нам достаточно сложной задачей. Для ее решения необходимо, прежде всего, оценить дошедшую до нас античную традицию о первоначальной реформе. Большинство древних авторов связывают древнейшее законодательство Спарты с именем Ликурга. Но само имя Ликурга как спартанского законодателя впервые упоминается только Геродотом, т. е. сравнительно поздно -- не ранее середины V в. По словам Геродота, законы Ликурга носили главным образом политический характер.

В качестве основного правительственного органа, но подчиненного апелле, названа герусия, или совет старейшин, во главе с царями. Плутарх характеризует герусию как первое и самое главное из всех многочисленных нововведений Ликурга Плутарх, Ликург, 5, 10. Судя по тому, какое большое внимание Плутарх уделил обсуждению числа геронтов, он сам не сомневался, что цифра 30 для геронтов была установлена именно ЛикургомТам же, Ликург, 5, 10-14. Все попытки современных ученых дать подходящее объяснение числу ликурговых геронтов, исходя из родового или территориального принципа, носят сугубо гипотетический характер. Так, Г. Бузольт думает, что численный состав спартанской герусии был смоделирован по образцу совета в Дельфах, состоящего из 30 членов Цит по: Псчатнова Л. Г.История Спарты, с. 46 . Неизвестно, что собой представляла герусия до Ликурга. Но с введением ликурговой герусии Спарта превратилась в полис с аристократической формой правления. Плутарх, подробно описывает процедуру избрания в геронты Плутарх, Ликург, 26, 1. Цели реформы государственного строя были следующие: ограничить двух царей (согласно спартанским преданиям, двоецарствие было основано близнецами Эврисфеиом и Проклом), изменить состав совета (герусии) и наделить некоторыми правами народное собрание.

Два царя сохраняли верховное командование во время войны и свою роль при отправлении религиозных культов, но в отношении текущей политики они являлись простыми членами совета. В прошлом, вероятно, совет состоял из глав 27 фратрий. Теперь их число увеличилось до 30, включая и царей. Советники избирались с одобрения народного собрания, причем быть избранными имели право лишь «равные» в возрасте 60 лет и старше, и эту должность они занимали пожизненно. «Совет обладал исключительным правом вносить предложения в народное собрание и распускать его. В народном собрании участвовали все «равные»; оно отныне должно было собираться в установленное время в установленном месте» Хаммонд.Н. Указ.соч., с.118 . Его избирательные полномочия были четко определены, а решения по предложениям, внесенным советом, окончательны.

В народном собрании все спартанцы были равны перед государством вне зависимости от своей знатности и богатства, и согласно новому государственному устройству «их голос был решающим в кардинальных вопросах избраний должностных лиц и ратификации законопроектов» Там же, как бы ни была велика власть Герусии. Граждане при голосовании могли сказать только «да» или «нет». Можно предположить, что народное собрание имело право изгонять царей и возвращать обратно на трон Павсаний, III, 5, 8.

В Большой Ретре значится, что в состав герусии вошли также архагеты. В своем комментарии к тексту Ретры Плутарх поясняет, что под архагетами имеются в виду цари Плутарх, Ликург, 6, 3. Возможно, что это был первоначальный титул спартанских царей, который отражал представление о царях как предводителях, стоящих во главе войска. «Л. Джеффри, а за ней и Дж. Хаксли предположили, что в данном контексте слово архагет не является безальтернативным синонимом к слову «цари». Слово «архагет» -- более широкого диапазона. Его можно понять как «основатель», будь то основатель нового государства или нового культа» Псчатнова Л. Г.История Спарты, с. 47. Можно предположить следующее: спартанские цари были названы архагетами как члены и председатели герусии. Этот титул четко формулировал их положение в герусии при Ликурге -- первые среди равных и не более того. «Не исключено, что было закреплено новое качество спартанских царей, которые, став при Ликурге членами герусии, были тем самым поставлены под контроль общины» Там же, с.48 .

Наличие двух и более царей не является чем-то редким для ран- ней Греции. Так, у Гомера нередко упоминаются подобные ситуации: в царстве феаков, например, кроме Алкиноя было еще двенадцать царей Од., VIII, 390-392, и на Итаке Одиссей был не единственным царем, а лить одним из многих Там же, XVIII, 64. Следовательно, единодержавие в гомеровский период вполне могло сосуществовать с режимом многодер - жавия. Между гомеровскими и спартанскими царями, несомненно, про слеживается глубокая родственная связь. И те, и другие не являются самодержавными монархами наподобие эллинистических царей. Это, скорее, представители ведущих аристократических кланов, осуществляющие коллегиальное руководство общиной. В таком контексте более понятным становится как наличие в Спарте двух царских семей, так и их место внутри спартанского полиса. Так или иначе, основные черты государственного устройства в Спарте остаются ясными. Там правили одновременно два царя, принадлежавшие к родам Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии считали себя потомками Геракла; «и в самом деле, пусть это уводит нас в область мифов и легенд, происхождение этой монархии было весьма древним -- даже если она приняла свою историческую, известную нам, форму не ранее 650--600 гг. до н. э.» Грант М.Указ.соч., с.131 Полномочия обоих наследственных царей носили прежде всего военный характер; к тому же они приглядывали друг за другом (это вносило известное равновесие) и, как правило -- хотя не всегда, -- шли на уступки другим политическим силам Спарты. Прослеживается особая роль царей при разделении властных полномочий, «в том числе в области применения устного права, их несомненное влияние на внешнюю политику Спарты, сравнение двух царей с «божественными близнецами» Тиндаридами (хранителями города) и религиозный ореол, который окружал царей как верховных жрецов Зевса» Геродот, VI, 56, нераспространение на представителей царских семей агоге Плутарх, Агесилай, 1, наличие «царских привилегий» Геродот, VI, 56-59, даннические обязанности периэков перед царями, выделение десятой части любой военной добычи говорит о том, что они были воспринимаемы античным обществом не просто как «первые среди второстепенных». Исключительное положение имели спартанские цари и в идеологической сфере. Власть их посредством родства с Гераклом и олимпийскими богами Там же, VII, 204 имела божественную основу. «Кроме того, осуществляя через пифиев прямое общение с Дельфийским оракулом, они являлись хранителями божественной истины» Дарвин А.Л. Указ.соч., с. 47. Личные интересы и налаживание связей за границей могли осуществляться царями посредством назначаемых ими лично проксенов Геродот, VI, 57. Скорее всего такие царские порученцы иногда были полностью зависимы от самого царя и входили, «если будет позволительно так сказать, в число его «клиентов» Дарвин А.Л. Указ. соч., с. 48.

Э. Курциус обращает внимание на то, как чопорно и чуждо держали себя с самого начала в отношении друг друга эти два «царя-близнеца», как эта резкая противоположность передавалась непрерывно через все поколения, «как каждый из этих домов остался сам по себе, не связанный с другим ни браком, ни общим наследством, как каждый имел свою собственную историю, летописи, жилища и гробницы. По его мнению это были два совершенно различных поколения, взаимно признававших права друг друга и установивших по договору совместное пользование царской верховной властью» Курциус Э. Указ.соч, с.184 . Если один из представителей царского рода, который должен править был ребенком, то ему назначался опекун. У Павсания мы встречаем упоминания об этой традиции: «Павсаний, сын Клеомброта, не был царем; будучи опекуном Плейстарха, сына Леонида, оставшегося (после смерти отца) еще ребенком, Павсаний предводительствовал лакедемонянами при Платеях и затем флотом при походе на Геллеспонт» Павсаний, III, 4, 7. Общим для этих родов было то, что могущество их возникло не из среды дорийцев, а коренилось в микенской эпохе. Помимо этого, «двоецарствие служило также залогом того, что вследствие соревнования двух линий становилось невозможным тираническое превышение царственных прерогатив» Курциус Э. Указ.соч, с.192 . Не вызывает сомнения, что цари самостоятельно вершили суд. В подтверждение этому могут служить слова Павсания о царе Полидоре: «совершая суд, хранил справедливость не без чувства снисходительности к людям» Павсаний, III, 3, 3. Смерть царя была особенным событием в Древней Спарте. По всей Лаконике объявлялся траур. «Представители всех групп общества (спартиатов, периэков и илотов) по несколько человек от каждой семьи прибывают на траурную процессию. После похорон закрыты на 10 дней суды и рынок, являющиеся основными общественными местами в Спарте» Дарвин А.Л. Указ.соч., с. 48. После кончины царя вступивший на престол наследник прощал все долги царскому дому или общине.

Все институты, перечисленные в Ретре, не являются изобретением Ликурга. Они существовали, без сомнения, и до него.

Первой серьезной модификации после Ликурга спартанская конституция подверглась, по-видимому, в 30--20 гг. VIII в. По свидетельству Плутарха, авторами поправки к Большой Ретре были спартанские цари Феопомп и Полидор. «Смысл подобной поправки заключался в том, что геронты и цари не должны были ратифицировать «кривое» решение народа, но закрыть заседание и распустить народ» Печатнова Л. Г. Указ.соч., с.58 .

Нововведение заключалось в лишении народа права па свободное и ничем не ограниченное обсуждение вносимых герусией предложений. Теперь только герусия была вправе решать, продолжать дискуссию в апелле или прекратить ее и распустить собрание. Суть этой поправки, таким образом, заключается в том, что герусия вместе с возглавлявшими ее царями вновь была поставлена над народным собранием, ибо она теперь обладала правом накладывать veto на любое неугодное ей решение апеллы. Именно такой взгляд на значение данной поправки является общепризнанным и редко оспаривается.

Особое значение имели отношения политиков с крупнейшим святилищем Эллады -- оракулом Аполлона в Дельфах, центром традиционной мудрости, игравшим роль духовного лидера Эллады в архаическое и классическое время. Цари обращались за божественной санкцией в Дельфы Плутарх, Ликург, 6, 10. Так что и здесь, как в случае с Ликургом, имеет место апелляция к Аполлону. Особый интерес вызывают взаимоотношения Дельф со спартанскими политическими лидерами «как из-за специфики политической жизни Лакедемона, так и потому, что именно Спарта из всех греческих полисов оказывается в античной традиции наиболее тесно связанной с Дельфами» Кулишова О.В.Спартанский царь Клемеон…, с. 66. Мы видим целый ряд спартанских правителей, которые зачастую весьма цинично пытались поставить авторитет святилища на службу своим интересам в политических интригах, не гнушаясь даже прямого подкупа. Данном проблеме О.В. Кулишова посвящает свою монографию, где приводит примеры влияния Дельф на законодательство крупнейших полисов Греции Кулишова О.В. Дельфийский оракул, с 155.. «Первым и, пожалуй, одним из самых примечательных среди правителей, связанных с данной тенденцией, был царь Клеомен I » Кулишова О.В.Спартанский царь Клемеон…, с. 67.. В связи с этим укажем на особые связи Пифийского святилища Аполлона и спартанской басилейи, важнейшим аспектом которой был ее сакральный характер. Роль спартанских царей в отправлении культа была чрезвычайно значимой в контексте другой их важнейшей функции -- военного командования. Война, являясь неотъемлемой частью политических и межгосударственных отношений полисного мира греков, была связана с традиционным комплексом религиозных представлений и сакральных действий, в ряду которых едва ли не первостепенная роль принадлелсала так называемой военной мантике, которая находилась преимущественно в ведении Аполлона и Дельф. «Само происхождение двойной царской власти, по легенде, вело свое начало из Дельф» Там же. Отметим также положение специальных посланников в Дельфы - пифиев (каждый из царей должен был избирать себе по два пифия), которые совместно с царями совершали трапезу и также совместно с ними выполняли обязанности по сохранению оракулов. Важная роль оракула проявляется и в любопытном обычае Плутарх, Агис, 11, который сохранялся в Спарте, по крайней мере, до III в. до н.э., когда эфоры каждые восемь лет в одну из ночей наблюдали, не появится ли знамение, свидетельствующее о том, что один из спартанских царей разгневал богов. Цари перед лицом местных богов были представителями всего государства; «благодаря им одним стала возможной связь нового порядка вещей с прошлым временем без нарушения священных преданий» Курциус Э. Указ.соч., с.92 . Войско всегда сопровождалось целым стадом священных животных, предназначенных для гадательных жертвоприношений и готовых для использования на предмет определения воли богов в любое время: на границе государства, перед битвой.

Среди ученых также нет единства мнений о времени появления эфората в Спарте. В науке обсуждалось три возможных варианта возникновения эфората: до Ликурга, при Ликурге или после Ликурга. Так, не раз высказывалось мнение о том, что эфорат -- древний дорийский институт, точно так же, как апелла, цари и совет старейшин, а Ликург не создал эфорат, а преобразовал, установив количество эфоров соответственно числу об, т. е. руководствуясь новым территориальным принципом. Н. Хаммонд считает, что Ликург все же создал эфорат: «Ликург также основал эфорат, состоящий из пяти эфоров, которые ежегодно избирались с одобрения народного собрания из числа «равных» Хаммонд.Н. Указ.соч., с. 118 . Первоначально эфоры не обладали ведущим положением в государстве. Они всего лишь надзирали за работой социальной системы: инспектировали физическое состояние мальчиков, вершили суд в случаях неповиновения и возглавляли шествия на Гимнопедиях (национальном спортивно-музыкальном празднике).

Традиция о постликурговом происхождении эфората представляется нам наиболее достоверной уже потому, что она достаточно подробно изложена Аристотелем. Аристотель считал реформу Феопомпа очень важным этапом в развитии спартанского полиса. Царь Феопомп, по его словам, сознательно пошел на умаление своей власти, уступив рядовым гражданам часть своих функций во имя сохранения царской власти как таковой: «Ослабив значение царской власти, он тем самым способствовал продлению ее существования, так что в известном отношении он не умалил ее, а, напротив, возвеличил» Аристотель, Аф. пол., V, 9, 1, 27--30. Компромисс, заключенный между царями и обществом, способствовал сохранению в Спарте гражданского мира и приданию устойчивости ее государственному строю. Как царская власть, так и совет старейшин были отодвинуты эфорами на задний план. Они присвоили себе право вести переговоры с общиной, стали продолжателями законодательного дела, насколько об этом могла идти речь в Спарте; они решали все общественные дела. «Словом, старинные звания и должности, происходившие еще из героических времен, бледнели все болыше и больше, между тем как эфория достигала все более неограниченного могущества» Курциус Э. Указ.соч., с.229 .

Первоначально коллегия из пяти эфоров должна была исполнять судебные функции спартанских царей в их отсутствие Плутарх, Клеомен, 10. «В классическое время данная должность была выборной. Когда произошел подобный качественный сдвиг в сторону создания регулярной выборной магистратуры, сказать трудно» Печатнова Л. Г.История Спарты., с. 63 . В немалой степени этому могла способствовать полная занятость царей военной сферой в ходе затяжных военных конфликтов.

На середину VI в. приходится последний, третий этап реформирования спартанского общества, в результате которого возникает т. н. классическая модель спартанского полиса.

Возможным инициатором имевших тогда место изменений был эфор Хилон. Несмотря на то что наши сведения о нем крайне скудны, тем не менее это единственный персонаж, с которым можно связать спартанские реформы конца архаического периода. Мы не знаем, в чем конкретно заключалось реформирование эфората, которое традиция связывает с именем эфора Хилона. «Вероятно, Хилон был инициатором закона, передавшего председательство в народном собрании и в герусии от царей к эфорам» Печатнова Л. Г. История Спарты, с. 65 . Это был последний шаг в реформировании эфората, который полностью освободил данную магистратуру от всех остальных властных структур. Во всяком случае, к началу классического периода эфорат обладал уже всей полнотой исполнительной и контролирующей власти в государстве, став, в сущности, правительством Спарты был заключен формальный договор, в котором условием сохранения царской власти было безусловное подчинение царей общине в лице ее главных представителей -- эфоров. Собственно эти полномочия наделяли эфоров властью надзирать за повседневной жизнью спартанских граждан, а «заодно и ограничивать влияние Совета старейшин -- герусии» Грант М.Указ. соч., с. 131

Как не раз уже высказывалось в научной литературе мнение, что учреждение эфората знаменовало собой установление нового государственного порядка и вместе с тем означало победу общины над суверенной царской властью. Преобразованный эфорат, таким образом, становится гарантом равенства всех граждан перед законом.

Эфоры, как уже говорилось, обладали функцией контроля над царями. Необходимо сказать, что он имели даже право судить царей. Примером этому может служить неоднократный суд над царем Павсанием. Павсаний, автор «Описания Эллады», следующим образом рассказывает о суде над спартанским царем: «Когда он [Павсаний] вернулся из Афин после такого бесплодного сражения, его враги призвали его на суд. В суде над лакедемонским царем заседают так называемые геронты, двадцать восемь человек, вся коллегия эфоров, а вместе с ними и царь из другого царского дома. Четырнадцать геронтов, а также Агис, царь из другого царского дома, признали, что Павсаний виновен; все же остальные судьи его оправдали» Павсаний, III, 5, 2. Павсания оправдали с перевесом в 4 голоса, которые принадлежали эфорам. На суде вся коллегия эфоров единодушно проголосовала за Павсания и тем самым решила дело в его пользу. Эфоры имели безоговорочное право вмешиваться в личную жизнь царя. Примером может служить случай с царем Анаксандридом, жена которого не могла родить наследника. В этом случае эфоры настаивали на том, чтобы царь женился на другой: «когда эфоры стали настаивать, чтобы он отослал ее обратно (к родителям)» Там же, III, 3, 7. Эфоры следили в государстве за наследственными правами и так же имели право отстранять от власти правителей, если считали, что он не должен занимать эту должность: «отстранили его от царского сана и отдали власть Клеомену на основании законов о старшинстве» Там же, III, 3, 8.

При эфоре Хилоне будет издана целая серия законов, с помощью которых эфоры, наконец, справятся с самоуправством царей и поставят под свой контроль их деятельность как главнокомандующих. Запрет постоянно вести войну с одним и тем же противником мог означать следующее: «эфоры получали право отменять повторные военные экспедиции царей, которые, по их мнению, могли принести вред Спарте» Печатнова Л.Г. Античная традиция об эфоре Хилоне, с. 47. Возможно, это ограничение военной власти царей было введено после нескольких неудачных походов спартанской армии против Аргоса. По, скорее всего, причина подобного нововведения имела более глобальный характер и была связана с появлением нового направления в спартанской внешней политике: Спарта к середине VI в. отказалась от безудержной военной экспансии и насильственного порабощения соседних народов и перешла к более гибкой и перспективной политике - организации межполисных объединений. «В такой ситуации военное ведомство, возглавляемое царями, требовало к себе самого пристального внимания со стороны гражданских властей, чтобы вовремя предотвратить нежелательные военные конфликты» Печатнова Л.Г. Античная традиция об эфоре Хилоне, с. 47..

Необходимо сказать и об институте навархов, который обладал достаточно большими полномочиями. Навархом называли командующего союзным флотом во главе со Спартой. «Из четырех известных нам спартанских адмиралов, командующих союзным флотом в промежуток между 480 и 477 г., т. е. в период Греко-персидских войн, один был царем (Леотихид в 479 г.) Геродот, VIII, 131, другой -- близким родственником царя (Павсаний в 478 г.) и двое являлись рядовыми спартиатами, не принадлежавшими к царской фамилии» Печатнова Л. Г.История Спарты, с.352. полномочия командующих флотом примерно были такими же, как полномочия царей, стоявших во главе спартанской армии. Навархи непосредственно подчинялись эфорам, а не царям. Между навархией и царской властью, по всей видимости, вообще не существовало какой-либо принципиальной соподчиненности. Полномочия навархов на флоте были примерно такими же, как полномочия царей в армии. В известной мере навархи пользовались даже большей свободой, чем цари, чья деятельность находилась под постоянной опекой общества в лице эфоров. Обычай посылать в действующую армию эфоров ведет свое начало еще от эпохи греко-персидских войн Геродот, IX, 76. Количество эфоров при этом не оговаривалось, но чаще всего царя сопровождал только один эфор. К концу Пелопоннесской войны, «как видно из сообщений Ксенофонта, каждого спартанского царя кроме советников стало сопровождать уже два эфора вместо одного» Цит по: Печатнова Л. Г.История Спарты, с.481.. Решение увеличить присутствие эфоров в армии с одного до двух выглядит как очередная превентивная мера, острием своим направленная на предотвращение коррупции в армии.

Спартанские цари представляли собой исток и начало нового государства лакедемонян, которое объединяло спартиатов, периэков, лаконийских илотов, а позже и мессенийцев» Хаммонд.Н. Указ.соч., с.157. На торжественном погребении спартанских царей были обязаны присутствовать мужчины и женщины, представляющие все слои населения Лакедемона -- спартиатов, периэков и илотов, и по всей стране соблюдался официальный десятидневный траур. Цари от имени Лакедемонского государства объявляли войну, командовали армией, в которые входили спартиаты, периэки и илоты, и приносили жертвы на границах Лаконии, прежде чем повести войско за границу. Они являлись верховными жрецами Зевса Лакедемонского и Зевса Урания, совершали все жертвы от имени общины и назначали посланников государства к оракулу Аполлона в Дельфах. Их имена первыми появлялись на документах Лакедемонского государства, они председательствовали на всех государственных торжествах и церемониях, их сопровождал конный отряд телохранителей. Таким образом, функции спартанских царей были сходны с обязанностями Британской короны.

Происхождение института двойной царской власти в Спарте, причина его удивительной долговечности, его роль и значение в обществе и государстве являются предметом длительных дискуссий. Исследователи, считающие, что спартанские цари играли большую и важную роль в жизни своего государства, признают Спарту очень своеобразным полисом, непохожим на все остальные. Их оппоненты считают, что своеобразие Спарты не стоит преувеличивать, поскольку в то время, когда в Спарте сформировался полисный строй, цари не обладали реальной властью, а само сохранение института царской власти было всего лишь данью традиции со стороны консервативных спартиатов. Таким образом, до сих пор остается неясным, был ли этот институт чисто декоративным или же являлся реальным органом власти и управления. Играли ли спартанские цари в силу своего происхождения, положения и полномочий важную роль в спартанском обществе и государстве, либо не обладали сколько-нибудь значительной властью и влиянием?

В отечественной историографии нет специального исследования, посвященного этой проблеме. В работах общего характера обычно указывается, что спартанские цари играли видную роль во время войны в походных условиях, а в мирное время в самой Спарте пользовались большим почетом, но реальной политической власти, как правило, не имели. В последние годы намечается отход от этой концепции. В отдельных работах отмечается, что цари пользовались значительной властью. В современной зарубежной историографии эта точка зрения является преобладающей. Некоторые исследователи доказывают, что спартанские цари благодаря своим полномочиям и авторитету своего сана играли выдающуюся, а иногда даже решающую роль в политической жизни.

Задача докладчика - попытаться решить эту проблему на основании данных Геродота. Для этого ему необходимо рассмотреть не только полномочия царей и других представителей власти в Спарте, но также и возможные источники влияния, которыми могли располагать цари благодаря своему происхождению и общественному положению. Для ответа на главный вопрос необходимо выяснить, могли ли цари использовать для укрепления власти и влияния свой особый сакральный статус и связанные с ним жреческие функции. Обладали ли они особыми источниками дохода и могли ли использовать свое богатство в политической борьбе? Имели ли они возможность в своей политической деятельности опираться на поддержку богатой, влиятельной, наделенной большими привилегиями родни?

Примерный план основной части доклада:

1. Сакральные основы царской власти

а) представления спартанцев и остальных греков о божественном происхождении царей и их связи с богами

б) жреческие функции царей

в) связь царей с Дельфийским оракулом

2. Имущественное положение царей

3. Царская родня

а) состав царской родни (родственники по крови и родственники по браку)

б) особые привилегии и имущественное положение царских родственников

в) взаимоотношения между царями и их родней 4) Участие царей в государственной жизни

а) внешнеполитические и военные функции царей

б) судебные и административные функции царей

в) взаимоотношения царей с другими органами власти

г) взаимоотношения царей друг с другом

Первый параграф первого раздела или третий раздел докладчик обычно подготавливает заблаговременно с помощью преподавателя. Поскольку тема доклада обширна, ее можно для удобства докладчиков разделить на две: 1) Сакральные основы царской власти по Геродоту и 2) Спартанские цари по Геродоту. В этом случае первый раздел плана превращается в примерный план основной части доклада «Сакральные основы...» Как показывает практика, по каждой из этих тем можно писать и доклад, и курсовую работу.

Наиболее типичная ошибка - изложение предмета в описательном ключе с использованием лишь тех данных, которые лежат на поверхности, подмена анализа свидетельств источника их пересказом. Так, говоря об участии царей в государственной жизни, нередко ограничиваются пересказом известного фрагмента о привилегиях спартанских царей, не пытаясь анализировать его и сопоставлять с другими свидетельствами, а иногда даже просто описывают походы и битвы, которые велись под руководством царей. Докладчик должен иметь в виду, что вывод о роли царей во внутренней или внешней политике можно сделать только на основе всех данных, касающихся решения важных политических вопросов в Спарте, и что иллюстративное выборочное использование данных источника лишает его работу какой-либо ценности. Чтобы избежать соблазна описательного подхода, докладчику стоит обратить внимание на следующие вопросы: существует ли связь между особым сакральным статусом царей и исполнением ими обязанностей командующего спартанской армии? Кто, по мнению спартанцев, лучше подходил для поста командующего: опытный военачальник или человек, пользующийся благоволением богов? В чем заключалась специфика спартанского престолонаследия и как ее можно объяснить? С какими представлениями связан обряд царских похорон? Есть ли данные об использовании царями в политических целях своего жреческого статуса? Почему спартанцы нередко приговаривали провинившихся царей к изгнанию, и никогда - к смертной казни? Почему цари столь часто вступали в брак с близкими родственниками? Что может быть общего у всех судебных и административных функций царей? Являлась ли Спарта, по мнению спартанцев и остальных греков, республикой или монархией? Кто, по мнению Геродота, пользовался большим влиянием на решение важнейших политических вопросов - цари или народное собрание?

В числе нередко встречающихся ошибок - отступление от темы доклада (например, заранее обреченная на провал попытка решить вопрос о происхождении двойной царской власти) и смешение воедино формальных полномочий царей и их неформального влияния (когда, например, совет, данный царем эфорам, докладчик именует приказом).

Темы «Сакральные основы царской власти по Геродоту» и «Спартанские цари по Геродоту» не являются ни слишком сложными, ни чересчур трудоемкими благодаря наличию компактного источника. С ними может благополучно справиться даже рядовой студент. Вместе с тем, как показывает практика, сильный студент, работая над одной из этих тем, имеет возможность прийти к самостоятельным нетривиальным выводам и подготовить прекрасную курсовую работу.

Источники

Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Г.А. Стратановского. Л., 1972 (или любое более позднее издание).

Обязательная литература

Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса / Античная Греция. Проблемы развития полиса. Под ред. Е.С. Голубцовой. Т. 1. Становление и развитие полиса. М., 1983.

Борухович В.Г. Научное и литературное значение труда Геродота / Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.

Древняя Греция. Отв. ред. В.В. Струве и Д.П. Каллистов. М., 1956.

Зайков А.В. Юрисдикция спартанских царей (к интерпретации Hdt.VI. 57, 4-5) / Античная древность и средние века. Вып. 31. Екатеринбург, 2000.

История, древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1986 (или любое более позднее издание).

Кулишова О.В. Дельфийский оракул в общественной жизни древних греков. Автореф. канд. дисс. Л., 1990.

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч. П. Богослужебные и сценические древности. Изд. 2. СПб., 1997.

Лурье С.Я. История Греции. Курс лекций. СПб., 1993.

Мифологический словарь. М., 1990.

Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001.

Строгецкий В.М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте / Античный полис. Вып. 4. Л., 1979.

Строгецкий В.М. Некоторые особенности внутриполитической борьбы в Спарте конца VI- началеVвв. до н.э. Клеомен и Демарат // ВДИ, 1982, №3.

Хаксли Д.Л. Геродот о мифе и политике в ранней Спарте / Античность и средневековье Европы. Пермь, 1994.

Дополнительная литература

Бергер А. Социальные движения в древней Спарте. М., 1936.

Виппер Р.Ю. История Греции в классическую эпоху. М., 1916. Зельин К.К. Олимпионики и тираны // ВДИ, 1962, № 4.

Зубов А.Б., Павлова О.И. Религиозные аспекты политической культуры древнего Востока: образ царя / Религии древнего Востока. М., 1995.

Колобова К.М. Древняя Спарта. Л., 1957. Лурье С.Я. Геродот. М.-Л., 1947.

Паршиков А.Е. Павсаний и политическая борьба в Спарте // ВДИ, 1968, № 1.

Смышляев А.Л. Спартанская «община равных» в современных историко-правовых исследованиях / Актуальные проблемы правоведения за рубежом. Вып. 1. М., 1989.

Античные спартанцы не разделяли увлечения Афинян архитектурой и искусствами, а потому в городе почти ничего не сохранилось от той поры, когда его звезда стояла в зените. Свято веря в то, что никакие стены не сохранят полис лучше доблести граждан, они предпочитали инвестировать средства государства в воспитание молодежи, подарив Греции целую плеяду прославленных полководцев. Сегодня многие из них подзабыты. А потому Grekoblog решил посвятить отдельный пост этой теме, отобрав пятерых спартиатов, судьба которых в наибольшей степени переплелась со славой древней Спарты.

Ликург (предположительно IX в.до н.э.)

Хотя многие историки сомневаются, что Ликург был реальной исторической личностью, влияние этого полулегендарного персонажа на место Спарты в истории сложно переоценить. Ликург, собственно, и был тем человеком, благодаря которому – согласно легендам – Спарта ступила на путь развития человеческой доблести. Главное достижение Ликурга – составление свода законов, поспособствовавших быстрой трансформации этого, очень заурядного на тот момент, греческого полиса в одну из первых сверхдержав Древнего мира.

Что же сделал Ликург? Он провел политическую, экономическую и общественную реформы, каждая из которых являлась важной составляющей общего замысла – превращения Спарты в сверхдержаву. Сейчас сложно сказать, было ли это целью Ликурга, однако то, как органично реформы дополнили друг друга, позволяет предположить, что это не случайное совпадение.

Человеку, который предлагал установить в Спарте демократию, Ликург сказал: «Сперва установи демократию в своем доме».

С политической точки зрения Ликург ограничил власть царей введением герусии – совета старейшин – и передачей значительных полномочий народному собранию. Базисом экономических реформ Ликурга стали передел земли и введение в оборот железных денег вместо золотых и серебряных. Такой подход позволил уравнять спартанцев и надолго отбить у них желание к накоплению богатства, не признаваемого ни в одной другой стране. Стержнем же общественной реформы стал новый подход к воспитанию молодежи, который позволил Спарте с детства прививать подрастающему поколению ценности государственного и общественного устройства, равно как и уделять огромное внимание его военной подготовке.

Реформы Ликурга позволили преодолеть внутренний кризис государства и открыть новую страничку в истории, преисполненную славы и воинской доблести – период, продолжавшийся почти 500 лет.

Клеомен I Эврисфенид (годы правления: 520 г.до н.э. – 491 г.до н.э.)

Говорят, что все великие люди немного безумны, и Клеомен I — не исключение. Ужасная смерть царя стала странным окончанием его доблестной жизни.

О Клеомене I упоминают редко, а известно о нем совсем мало. Но многие историки сходятся в одном – годы правления Клеомена I стали зенитом могущества Спарты. Если перейти от абстрактных выражений к конкретным примерам, то к наиболее значительным деяниям Клеомена следует отнести разгром Аргоса, изгнание тиранов из Афин, и объединение общин Пелопоннеса в союз, где Спарта занимала доминирующее положение.

Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят.

Так ли значимы эти события, что мы внесли Клеомена в наш короткий список? Ответить на это можно только положительно. На тот момент Аргос и Спарта были главными государствами Пелопоннеса, которым уже становилось тесно на полуострове. Поэтому победа Клеомена над Аргосом, пусть и кровавая, позволила Спарте «расправить крылья», надолго отбив у «конкурента» желание и возможность тягаться силами со спартанцами. Это, в свою очередь, позволило более активно продвигать линию внешней политики и сформировать союз, который на несколько последующих веков стал главным оплотом могущества государства.

Леонид (годы правления: 491 г. до н.э – 480 г. до н.э.)

Сменивший на царском троне Клеомена, Леонид за первые 10 лет своего правления если и сделал что-либо стоящее отдельного упоминания, то история этих подробностей не сохранила. Тем достойней выглядит смерть царя в 480 г.до н.э. при Фермопилах, ценой собственной жизни (и нескольких сотен других греков) прикрывшего отход объединенной греческой армии от превосходящих сил персов.

Когда кто-то сказал Леониду, что он ведет в бой слишком мало людей, он ответил: «Слишком много — ведь они обречены на смерть».

О подвиге Леонида было снято два фильма и написан целый ряд книг, а потому его имя вряд ли нуждается в отдельном представлении. Заметим лишь, что имя царя на тысячелетия вперед стало символом спартанской и воинской доблести, а подвиг, в котором он сыграл роль «первой скрипки», отодвинул на задний план многие, порой весьма неоднозначные моменты спартанской истории.

Лисандр (452-396 года до н.э.)

Роль Лисандра в Спартанской истории сложно оценивать однозначно. С одной стороны он положил конец Пелопоннесской войне и взял Афины, уже всерьез и небезосновательно претендовавшие на гегемонию в Элладе. Это возвысило Спарту на небывалую высоту и на короткий период уже не номинально, а вполне реально позволило диктовать свою волю большей части древнегреческих государств на материковой Элладе, островах Эгеиды и даже в Малой Азии.

Видя лакедемонян в нерешительности перед стенами Коринфа, Лисандр заметил, что из города через ров выскочил заяц и воскликнул: «Неужели вам страшны враги, которые так ленивы, что у них под. стеною свят зайцы»

С другой стороны следствием побед на внешних фронтах стал значительный приток в Спарту золота, страсть к обладанию которым впервые за многие века после Ликурга начала размывать устои общественного порядка спартанцев. Позже именно имущественное расслоение когда-то однородного общества спартиатов исследователи назовут одной из главных причин упадка. Однако при Лисандре до этого еще далеко – ведь Спарта при нем являлась самым могущественным государством Греции.

Агесилай (около 442 - около 358 до н. э.)

Хотя после Агесилая спартанская земля взрастила немало доблестных полководцев, царь стал, пожалуй, последним лидером еще великого государства. Именно при Агесилае Спарта утратила главенствующее положение в Греции и едва не лишилась независимости. После смерти Агесилая спартанцам еще удавалось одерживать блестящие тактические победы, но истощенные постоянными войнами и, лишившись многих союзников, они уже не смогли восстановить былого могущества.

Когда некий врач предписал Агесилаю тщательно разработанный курс лечения, выполнять который было очень трудно, царь воскликнул: «Клянусь богами, нигде не сказано, что мне непременно нужно жить и на все идти ради этого».

Тем не менее, потерю спартанской гегемонии в Греции нельзя вменять в вину Агесилаю. Нежелание Спарты адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, отсутствие крепкой экономики и снижение роли законов Ликурга в обществе в куда большей степени ответственны за финальный результат. Грамотная внутренняя и внешняя политика властей могли бы, наверное, еще на какое-то время задержать процесс разложения спартанского общества, но предотвратить его — вряд ли.

Правя спартанцами, Агесилай совершил немало доблестных подвигов, проявив блестящие качества полководца и политика. Под его руководством, в частности, греческая армия высадилась в Малой Азии и нанесла серию поражений персам (396-394 годы до н. э.). Не будучи в состоянии справится с Агесилаем на суше, персы были вынуждены субсидировать освободительное движение в подконтрольных Спарте государствах. Тогда внутренние войны заставили бы Агесилая покинуть Империю. Расчет оказался верным – нуждаясь в войсках для укрепления пошатнувшегося положения, Спарта отозвала Агесилая обратно в Грецию. В противном случае, кто знает, слава разгрома персов вполне могла бы принадлежать Агесилаю, а не Александру Великому.

Но история, как известно, не признает слова «бы».

Как звали и кем был глава Спарты??? и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей M.r[гуру]
Спартанские цари - один из высших и древнейших органов спартанского государства. Одновременно правили два царя (диархия) из двух разных царских домов (Агиады и Еврипонтиды) . Оба царя обладали равными полномочиями, причем каждый из них имел право принимать решение без согласования со своим коллегой по царской должности, что делало невозможным концентрацию власти в одних руках.
Обычное именование спартанских царей в повествовательных источниках - басилевсы. Однако в тексте «Большой ретры» (которая в целом признается аутентичным древнейшим документом, имевшим конституционное значение для ранней Спарты) цари названы титулом архагеты.
Почему два царя?
Версия первая, этиологическая. У царя Аристодема было два сына-близнеца - Еврисфен и Прокл. После смерти Аристодема их обоих провозгласили царям Лаконии. От них и произошли две династии спартанских царей - Агиды, по имени сына Еврисфена, и Еврипонтиды, по имени внука Прокла.
Версия вторая, «историческая» . Диархия возникла после прихода дорийцев в результате смешения двух общин - дорийской и ахейской.
Агиды
Еврисфен - XI век до н. э.
Агис I - XI век до н. э.
Эхестрат - X век до н. э.
Лабота
Дорисс
Агесилай I - IX век до н. э.
Архелай
Телекл - VIII век до н. э.
Алкамен
Полидор
Еврикрат (или Еврикрат I)
Анаксандр
Еврикратид (или Еврикрат II)
Лев - VI век до н. э.
Анаксандрид 560-520 до н. э.
Клеомен I - 520-491 до н. э.
Леонид I - 491-480 до н. э. - царь спартанский. Когда Ксеркс наступал на Грецию, Леонид летом 480 г. повел 300 спартанцев и 7000 других греков в Фермопилы с намерением защищать как можно долее этот проход. Персы в течение двух дней безуспешно пытались овладеть им, но изменник Эфиалт провел ночью отряд горной тропинкой, в обход позиции Л. Тогда, отправив большую часть своего войска внутрь страны, сам Л. , чтобы прикрыть отступление, устремился навстречу персам и задерживал наступление их до тех пор, пока он сам и все его воины не легли на поле битвы.
Плистарх - 480-459 до н. э.
Плистоанакт - 459-409 до н. э.
Павсаний - 409-395 до н. э.
Агесиполид I - 395-380 до н. э.
Клеомброт - 380-371 до н. э.
Агесиполид II - 371-370 до н. э.
Клеомен II - 370-309 до н. э.
Арей I - 309-265 до н. э.
Акротат - 265-262 до н. э.
Арей II - 264-254 до н. э.
Леонид II - 254-243 до н. э.
Клеомброт II - 243-241 до н. э.
Леонид II (вторично) - 241-235 до н. э.
Клеомен III - 235-221 до н. э.
Эвклид (соправитель Клеомена III)
Агесиполид III - 219-215 до н. э.
Еврипонтиды
Прокл - XI век до н. э.
Сой
Еврипонт - X век до н. э.
Пританид
Евном
Полидект - IX век до н. э.
Харилай
Никандр - VIII век до н. э.
Теопомп
Завксидам - VII век до н. э.
Анаксидам
Архидам I
Агасикл - нач. VI век до н. э.
Аристон - ок. 550-515 до н. э.
Демарат - ок. 515-491 до н. э.
Левтихид 491-469 до н. э.
Архидам II - 469-427 до н. э.
Агис II - 427-399 до н. э.
Агесилай II - 399-360 до н. э.
Архидам III - 360-338 до н. э.
Агис III - 338-331 до н. э.
Эвдамид I - 331 - ок. 305 до н. э.
Архидам IV - ок. 305-275 до н. э.
Евдамид II - ок. 275-244 до н. э.
Агис IV - ок. 244-241 до н. э.
Евдамид III - ок. 241 - ок. 228 до н. э.
Архидам V - 228-227 до н. э.
Евклид - 227-221 до н. э.
Ликург - 219 - ок. 212 до н. э.
Маханид (узурпатор) - 212-206 до н. э.
Пелоп - ок. 212 - ок. 200 до н. э.
Набис (узурпатор) - до 195-192 до н. э.


Роль царей

Одним из влиятельных политических учреждений Спарты был институт царской власти. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям - Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н. э. В V–IV вв. до н. э. эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии. Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. Кроме того, даже в мирное время подразделения спартанского войска (моры, лохи, эномотии) сохраняли свою структуру и, естественно, над ними довлел, если не юридически, то фактически, авторитет их главнокомандующего.

Дерево на развалинах древней спарты. Фото: sean_yusko

При царе находилась свита, которая постоянно поддерживала его политический авторитет. Два пифия сопровождали царя, присутствовали при его общественных трапезах, и именно их царь посылал в Дельфы к знаменитому дельфийскому оракулу. Росту авторитета царей содействовали также исполнение жреческих функций, те знаки почета, которые им полагались по закону: цари были крупнейшими землевладельцами и, по словам Ксенофонта, «в городах периэков царю разрешают брать себе достаточное количество земли». На общественных трапезах царю предоставлялось почетное место, двойная порция, они получали в определенные дни в качестве почетного приношения лучшее животное и установленное количество ячменной муки и вина, они назначали проксенов, выдавали замуж невест - наследниц, потерявших родственников. Высокий авторитет царской власти проявлялся также в оказании особых почестей умершему царю. «Что касается почестей, - писал Ксенофонт в IV в. до н. э., - воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно, что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев». При таком положении царей в государстве всегда существовала реальная опасность усиления царской власти, вплоть до ее превращения в настоящую монархию. Вот почему царям уделяли столько внимания.

«Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям, сердцу которых дорог чудный город Спарта; после них - старцам-геронтам и, наконец, народу, который должен только отвечать им «да» или «нет» (Плутарх. Ликург, гл. 7).

В VII в. до н. э., в период второй Мессенской войны, была проведена реформа армии и вооружения. К этому времени и относится, по-видимому, создание фаланги гоплитов (пехотинцев в полном военном вооружении).

Со времени создания «общины равных» зародилась и новая этика спартанской общины, выразителем которой был поэт Тиртей. Обязанность каждого гражданина состоит в борьбе за славу спартанского полиса, а если понадобится, он должен умереть за славу города, мужчин и отцов Спарты; погибшего в бою ожидает неувядаемая слава среди его потомков.

В ранний период цари были тесно связаны с народом, они являлись религиозными и военными главами общины. Происхождение двух царей обычно объясняется результатом синойкисма дорийской и ахейской общин: один царский род был дорийским, другой - ахейским. Царская власть была наследственной и передавалась от отца к сыну. Цари были военачальниками и жрецами. В качестве верховных жрецов спартанской общины они приносили от имени полиса жертвы богам как в мирное время, так и во время войны.

Дома царей были расположены у пруда, чтобы они имели в изобилии воду. При появлении царей в герусии, геронты должны были приветствовать их стоя. Любое дело, рассматривавшееся в герусии, должно было начинаться с обращения к царям.

Наиболее важной функцией царей были их военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти над любым воином. В походе никто из должностных лиц не имел права вмешиваться в распоряжения царей или не подчиниться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.

После окончания войны власть царей ограничивалась их жреческими функциями. Кроме того, они сохранили от старых времен судебную власть по делам семейного права: выносили решения по вопросам наследства и усыновления. В ранний период истории Спарты эти религиозно-правовые функции царя имели еще большее значение, так как заключались в контроле за продолжением рода. Выдача замуж дочери-наследницы и усыновление в семье, где не имелось прямых потомков, имело отношение к наследованию клеров и к сохранению их в пределах одних и тех же родов. Дочь-наследница первоначально выдавалась замуж только за своих родственников, так же как из числа родственников обычно происходило усыновление. Наследований по завещанию в Спарте не было. Таким образом, судебные функции царя диктовались интересами сохранения семейной собственности и семей спартиатов.

Смерть царя была большим событием в жизни Спарты. Городской рынок в это время закрывался на 10 дней, общественная жизнь города замирала. Тело царя, положенное в гроб, заливалось медом, чтобы предохранить его от разложения. Гроб сопровождала процессия из граждан, представителей из всех поселений периеков и многих илотов. Илоты при этом были обязаны обнаруживать горе - стонать, царапать лица, рвать на себе волосы и т. д.

Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периеков, они владели также наиболее плодородными участками, выделенными из государственных земель. Кроме того, по свидетельству Геродота, в каждое новолуние и седьмой день каждого месяца царям поставлялось «от народа» по взрослому жертвенному животному, по медимну муки и по лаконской четверти вина, т. е. содержание царского дома в значительной степени покоилось на натуральных поставках спартанской общины. При жертвоприношении цари получали двойную порцию угощения; им принадлежали и кожи жертвенных животных (Геродот, VI, 57). Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей государственной общины.

Судя по сообщению Геродота, после смерти царя новый царь прощал кому-либо из спартиатов его долг царю или общине спартиатов, т. е. долг частному царскому хозяйству или государству (Геродот, VI, 59). Таким образом, здесь царь выступал еще как руководитель всей общины, от ее имени.

Кроме царей, которые были председателями герусии, в совет старейшин входило 28 человек из спартанских знатных семей не моложе 60 лет. Эти геронты выбирались пожизненно на народном собрании спартиатов. Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Ее решения касались и внешней и внутренней политики Спарты. Позже гражданский суд перешел к эфорам, а за герусией сохранился суд по уголовным делам и государственным преступлениям.

Армия

Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов - спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.

В спартанской армии была хорошо продуманная организационная структура, в том числе многочисленный командный корпус, пользующийся в обществе определенным политическим влиянием. Одной из высших военных должностей была должность наварха, командующего спартанским флотом. Должность наварха не была постоянной. Аристотель называет навархию «почти второй царской властью», а навархов как командующих и политических деятелей считает реальными соперниками спартанских царей. Нужно отметить, что, так же как и цари, спартанские навархи находились под постоянным контролем эфоров. Например, знатный спартиат Лисандр, по словам Плутарха, «самый могущественный из греков, своего рода владыка всей Греции», распоряжавшийся судьбами громадного флота, внушительной армии, многих городов, строго выполнял все указания эфоров, по их приказу покорно возвратился в Спарту, где с большим трудом смог оправдаться в своих действиях.

В структуре сухопутного войска предусматривался постоянный штат различных военных командиров. По данным Ксенофонта, служившего в спартанском войске и хорошо знавшего его порядки, командный состав в Спарте был довольно многочисленным. Он включал командиров подразделений, на которые делилась спартанская армия: полемархов, командующих морой (от 500 до 900 человек), лохагов, командующих лохом (от 150 до 200 человек), пентекостеров, командующих пентекостией (от 50 до 60 человек), и эномотархов, командующих эномотией (от 25 до 30 человек). Полемархи составляли ближайшую свиту царя и его военный совет, они постоянно находились около царя и даже питались вместе с ним, присутствовали при жертвоприношениях. В царскую свиту входили также отборные воины, выполнявшие функции современных адъютантов, гадатели, врачи, флейтисты. Здесь же находились пифии, а также командиры союзных отрядов, подразделений наемников, начальники обозов. В управлении войском царям помогали специальные должностные лица: различные воинские преступления разбирали судьи - элланодики, распоряжаться финансами помогали особые казначеи, распродажей военной добычи занимались лафирополы. Царскую особу охранял отряд из 300 «всадников» - молодых спартиатов (на самом деле это были пешие воины, название условное), три его командира - гиппагрета - входили в ближайшее окружение царя. В источниках мало данных о том, кто назначал многочисленных военных командиров в спартанской армии и как действовала такая отлаженная система в мирное время. Можно предположить, что их избирали в апелле (в собрании тех же воинов - спартиатов), но по представлению царей. Время пребывания в должности, видимо, зависело от воли царя как командующего армией. Особое место среди спартанских командиров занимали гармосты, назначаемые в качестве начальников гарнизонов Лаконики или на ближайшие острова, имеющие стратегическое значение, например на остров Киферу. В целом спартанский государственный строй как строй олигархический представлял собой сочетание гражданских и военных властей, в котором власть спартанской олигархии уравновешивалась авторитетом военных командиров во главе с царями, с которым спартанская геруссия и эфорат вынуждены были считаться.


error: