Александровский дворец. Рабочий кабинет и Приемная императора Николая II. Традиции в дизайне и архитектуре

Санкт-Петербург – это город, который можно изучать всю жизнь, слишком много значительных и талантливых людей приложили усилия для его строительства и развития как культурной столицы нашей огромной родины. В Санкт-Петербург сложно не влюбиться, а влюбившись – не потратить множество дней на прогулки по его улицам, музеям, театрам, концертным залам и культовым барам.

  • Этот рассказ – один из серии материалов по нашей двухнедельной поездке в Питер.

Главная достопримечательность Санкт-Петербурга – это Эрмитаж . Один из ключевых музеев мира и один из главных музеев России. Центральный корпус Эрмитажа – Зимний дворец . Только на изучение этого корпуса можно потратить два-три дня, да и то, если вам повезет оказаться не в самом конце огромной очереди за билетами.

Основные экспозиции – на втором этаже. Одна из выставок, которые нужно посетить обязательно – это ряд залов, которые посвящены дворцовым интерьерам разных эпох . Большинство залов довольно небольшие и представляют из себя небольшие коллекции мебели, сгруппированной по создателю, эпохе или одному из модных в прошлом направлениях. Но один из залов требует отдельного рассказа.

Библиотека Николая II

Библиотека и кабинет Николая II – единственный зал, чья обстановка полностью соответствует прошлому.

В первую очередь, это библиотека. Практически все стены закрыты книжными шкафами из массива дерева, и сейчас заполненные книгами прошлых эпох. Даже на взгляд со стороны коллекция книг впечатляет. О ней, правда, ничего не сказано. Но скорее всего на полках – различные географические, экономические и другие научные труды.



Библиотека Николая II . Современная Экспозиция в Эрмитаже.

Николай II с супругой, решив однажды вернуться в столичную резиденцию, то есть в Зимний дворец, поручили обстановку комнат архитектору Красовскому, чья основная задача была создать внутри огромного дворца обособленное по стилю и обстановке крыло, которое император с супругой назвали «квартирой» и которое должно было стать уютным семейным «гнездышком» для главной семьи империи.

Библиотека императора точно соответствует этой задаче – зал небольшой, во всем лаконичность и строгость. Есть место и для спокойных размышлений и для того, чтобы ходить из угла в угол, обдумывая что-то на ходу. Столики в библиотеке небольшие, но они вполне могут быть не именно такими, какими пользовался Николай II, или же император мог работать не именно за этими столами. Хотя возможно, небольшие столики – это дань моде. Больших массивных столов в дворцах Санкт-Петербурга не наблюдается вообще.

Архитектор А.Ф. Красовский осуществил сочетание исторических стилизаций под средневековье с элементами модного для тех времен модерна и этим сделал апартаменты последнего русского императора настоящим произведением искусства. К сожалению, в случае большинства комнат до нашего времени дошли лишь некоторые фотографии комнат, а также чертежи и архивные документы архитектора.

Кабинет и Библиотека Николая II– это уподобление стилю английского средневековья – отделаны деревом. Детали интерьера и мебель кабинета-библиотеки декорированы стилизованной под средневековую готику резьбой.

Очень важным эстетическим элементом интерьеров стали камины, украшенные в готическом стиле изображениями грифонов и львов — геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен-Дармштадт.

  • 23 Июль, 2017


Игорь Зимин в своей книге «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции» описывает будни молодой семьи императора Николая II и Александры Федоровны. Ничто человеческое царям не чуждо, поэтому молодожены тоже должны были решить свой квартирный вопрос и съехать от родителей.

Решение о переезде наследника-цесаревича, будущего Николая II, в Зимний дворец его родители приняли еще в начале 1890-х гг. «Мальчик вырос», и петербургский бомонд оживленно обсуждал, какая из европейских царственных невест станет женой российского цесаревича. Далее известно – 14 ноября 1894 г. молодой император женился на гессенской принцессе. Сначала молодые жили в Аничковом дворце, со свекровью, но такая ситуация молодую императрицу, конечно-же, не устраивала, и уже с весны 1895 г. императорскую половину начали обустраивать на втором этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца.


Серебряная гостиная молодой императрицы Александры Федоровны (зал 186)

В дневнике Николая II за 1894–1895 гг., в котором он прилежно фиксировал все происходившее, нашла отражение «квартирная тема», столь важная для любой молодой семьи. Отметим, что младшая сестра Николая II, великая княгиня Ксения Александровна, вышедшая замуж на полгода раньше брата, к осени 1894 г. уже устроилась на жительство с мужем на одной из запасных половин Зимнего дворца. И старший брат вместе с женой часто навещал их в Зимнем дворце.


Цесаревич Николай и Принцесса Алиса, 1894

Итак, немедленно после свадьбы молодая императрица начала решать «жилищный вопрос». 16 ноября 1894 года (два дня после свадьбы) она писала своей любимой бабушке – английской королеве Виктории: «У нас здесь (в Аничковом дворце) хорошенькие комнатки, пока наши апартаменты в Зимнем дворце не готовы, и мы не хотим сразу оставлять одну его дорогую матушку…». В этих коротких строках и характеристика настоящего – «комнатки», в которых всю жизнь чувствовал себя очень уютно в доме родителей Николай II, и перспективы на будущее – «апартаменты в Зимнем дворце».

После свадебной суеты Николай и Александра впервые предметно осмотрели помещения западного фасада Зимнего дворца 18 ноября 1894 г.: «В 8 ч. поехали обедать вчетвером у Ксении и Сандро. Они замечательно мило отделали свое помещение в Зимнем – бывшие комнаты д. Сергея и Павла». 21 ноября 1894 г. молодые уже специально приехали в Зимний дворец, «где нас ожидала Элла. Обошли вместе и переговорили о всем относительно устройства наших будущих комнат». 1 декабря 1894 г. молодая чета вновь посетила Зимний дворец, «где выбирали образцы мебели и материи для нашей будущей квартиры; затем осматривали тоже мои японские, китайские и индийские вещи». 3 декабря 1894 г. молодая семья отправилась из Аничкова дворца через Фонтанку во дворец Белосельских-Белозерских, где жила с мужем старшая сестра императрицы.


Елизавета Федоровна и Александра Федоровна

Следует иметь в виду, что координировала усилия архитекторов и выступала главным «дизайнером проекта» именно старшая сестра императрицы Александры Федоровны, великая княгиня Елизавета Федоровна. Именно она принимала все окончательные решения в ходе ремонта императорской половины. В результате господствующим стилем в отделке комнат Николая II и Александры Федоровны стал так называемый английский стиль. Встретившись, сестры поработали с каталогами, выбирая образцы тканей, мебели и прочих деталей интерьера. Николай II записал в дневнике: «Поехал с Аликс к Элле; смотрели разные подробности устройства наших комнат».

Хозяйственники, конечно, решали многое, но в таком почти интимном вопросе, как оформление квартиры царя, требовались бесконечные консультации с молодыми супругами. Поэтому 15 января 1895 г. в дневнике появляется запись: «Долго разговаривали со Сперанским втроем и выбирали окончательно образцы материй, ситцев и ковров для наших комнат в Зимнем дворце». Обойдя комнаты второго этажа северо-западного ризалита в ноябре 1894 г., Николай II с женой впервые поднялись на его третий этаж только 7 февраля 1895 г.: «Катались и заехали в Зимний; осмотрели верхние комнаты Папа, кот. Аликс еще не видела». Наверняка молодые супруги зашли и в предполагаемую квартиру Николая II, устроенную на третьем этаже в бывшей квартире г-жи Рорбек.


Кабинет Николая II в Зимнем. Фотография К.К. Кубеша. 1917 г (зал 181)

Ближайшее окружение молодой семьи уже с ноября 1894 г. начало заселять квартиры третьего этажа Зимнего дворца. 9 февраля 1895 г. Николай II упомянул в дневнике, что они с женой «заехали в Зимний», где «посетили Е.А. Шнейдер, живущую на самом верху». Госпожа Шнейдер учила русскому языку старшую сестру императрицы и саму Александру Федоровну, поэтому ей и предоставили квартиру в Камер-юнгферском коридоре Зимнего дворца. В зимний сезон 1895 г. император вместе с женой часто бывал у Ксении и Сандро, т. е. великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича.

В бесконечной суете дел Николай II и Александра Федоровна время от времени возвращались в свою квартиру на втором этаже Зимнего дворца. 26 апреля 1895 г. они «заехали в Зимний, где окончательно решили все в последних подробностях». Поскольку императрица уже была беременна, то «последние подробности» предусматривали и отделку детской комнаты, распределение служебных комнат под обязательно-традиционный контингент нянь-англичанок.


Император Николай II и императрица Александра Федоровна (в положении) на отдыхе около столика с фотопринадлежностями, 1895

Когда в мае 1895 г. молодые покинули Петербург, великая княгиня Елизавета Федоровна продолжила следить за ремонтом императорской половины в Зимнем дворце. Как любящая сестра, она периодически отчитывалась перед императорской четой о «ходе работ». 15 июля 1895 г. Николай упомянул в дневнике: «Пили чай с Эллой и долго разговаривали о наших комнатах в Зимнем».

Баронесса С.К. Буксгевден вспоминала: «Императрица была занята проектами реконструкции и оформления Зимнего дворца и Царского Села, которые, как она надеялась, должны были стать ее собственным домом. Совместно с великой княгиней Елизаветой Федоровной, специально приехавшей из Москвы, молодая императрица намечала те преобразования, которые следовало произвести в старом дворце. Мысль о том, что она создает свое собственное, неповторимое жилище, доставляло ей величайшую радость».


Угловой кабинет императрицы Александры Федоровны (зал 185). Фото 1900 г. В этом кабинете находилась горка, в которой хранились 10 пасхальных яиц фирмы К. Фаберже

К осени 1895 г. отделочные работы на втором этаже северозападного ризалита Зимнего дворца подошли к концу. Сроки уже поджимали, поскольку в октябре 1895 г. императрица Александра Федоровна должна была родить своего первенца. В это время молодая семья жила уже в Александровском дворце Царского Села. 5 октября 1895 г. царь записал в дневнике: «Элла переехала к нам из Большого дворца; она ездила в город осматривать наши помещения в Зимнем, которых отделка близится к окончанию». 23 октября 1895 г. великий князь Сергей Александрович упомянул, что великая княгиня Елизавета Федоровна, приехав в Санкт-Петербург, прямо с вокзала отправилась в Зимний дворец «по делам комнат», и констатировал, что они «недурны». Вскоре после рождения 3 ноября великой княжны Ольги Николаевны в Александровском дворце Царского Села счастливый отец сам «поехал в Зимний, где осмотрел с Эллой наши комнаты, которые почти готовы» (8 ноября 1895 г.).


Главный дизайнер проекта – Великая княгиня Елизавета Фёдоровна с её сестрой императрицей Александрой Фёдоровной и императором Николаем II

Великая княгиня Елизавета Федоровна очень волновалась, демонстрируя Николаю II результаты своих дизайнерских усилий. Ее муж, великий князь Сергей Александрович, писал тогда своему младшему брату: «… у жены были большие эмоции за осмотр комнат Ники!» 26 ноября 1895 г. в Зимнем дворце состоялось традиционное празднование дня Св. Георгия. После представительской суеты, Николай II впервые «Отдыхал в своих новых и покамест голых комнатах». Впервые после рождения дочери молодые супруги выехали в Петербург 16 декабря 1895 г. Конечно, они посетили Зимний дворец, где молодая императрица наконец увидела комнаты, в которых ей предстояло прожить 9 лет: «Вернулись в наши комнаты; Аликс их еще не видала, и поэтому мы их осмотрели во всех подробностях». Видимо, в эти «подробности» вошел и осмотр самого настоящего бассейна, сооруженного специально для императора на его половине. Бассейнов в Зимнем дворце еще не было.

Окончательно молодая семья переехала в Зимний дворец 30 декабря 1895 г.: «Со станции в Питере поехали прямо в Зимний в наши новые комнаты. В библиотеке отслужили молебен, все комнаты, наши и детские, были окроплены. После двухчасовой работы я устроился, и все вещи расставил на места, им соответствующие. Мама и Ксения посетили нас. Много читал. Обедали вдвоем. Вечером еще читал. С удовольствием купался в своей чудесной писсине». Для молодых это было настоящее новоселье.

Особенно довольна была Александра Федоровна, скованно чувствовавшая себя в доме свекрови – в Аничковом дворце. 31 декабря 1895 г. царь записал в дневнике: «Оба спали прекрасно на новоселье. Солнце прелестно освещало мой кабинет, пока я утром занимался. В 11 час. поехали в Аничков к обедне; странно себя чувствовать там гостями! После завтрака сошли в наши старые комнаты и выбрали все картины и фотографии и последние вещи, какие еще оставались, для перевозки их тоже в Зимний. Днем сидели у себя и приводили все в порядок.»


Спальня Николая II и Александры Федоровны (зал184)


План северо-западного ризалита Зимнего дворца

Вечером 31 декабря 1895 г., за несколько часов до Нового года, в Зимний дворец принесли поздравительную телеграмму от Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, в которой вновь упоминалось о новом доме царской семьи: «…Целуем трио нежно. Так счастливы, что Вам нравятся комнаты». 1 января 1896 г. молодая семья ответила следующей телеграммой: «От души благодарим и поздравляем Вас. Не насладимся новыми комнатами. Аликс. Ники». Великий князь Сергей Александрович констатировал в дневнике: «…Вот снова ожил Зимний – дай Бог, в добрый час». Так началась семейная жизнь Николая II в Зимнем дворце.


Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна с дочерью Ольгой. 1895

Мы все ходим по Зимнему, рассматриваем картины, плафоны, вазы, шпалеры, паркет, позолоту в общем, всякие произведения искусства, но ведь здесь не всегда был музей, здесь жили люди и не какие-нибудь, а правители великого государства, вот и хочется посмотреть в каких покоях проходила их жизнь. Поэтому наведаемся в жилые помещения Зимнего дворца. В настоящее время в Зимнем дворце сохранилась лишь часть великолепной череды жилых апартаментов некогда занимавших значительное место в огромном здании.

16 апреля 1841 года состоялось бракосочетание наследника цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго и принцессы генсендармштатской, получившей в этот день титул великой княгини-цесаревны. Мария Александровна, будущая императрица поселилась в предназначенных ей комнатах второго этажа северо-западной части дворца. В этих покоях она прожила вплоть до своей кончины в 1880 году. Апартаменты Марии Александровны состояли из восьми помещений, часть которых сохранила свое убранство до настоящего времени.

Большой кабинет великой княгини Марии Николаевны, акварель Э.П.Гау

Будуар, или Малый кабинет был один из самых любимых мест Марии Александровны. Его убранство выполнено в середине девятнадцатого века архитектором Гарольдом Боссе в стиле модного в то время второго рококо.


Будуар великой княгини Марии Александровны, акварель Э.П.Гау
Спальня великой княгини Марии Александровны, акварель Э.П.Гау

Здесь словно создана атмосфера волшебной сказки, причудливо извиваются узоры, блеск позолоты оттеняет стройные фигуры белоснежных кариатид. Великолепная бронзовая люстра отражается в различных по форме зеркалах. В своем уютном будуаре Мария Александровна проводила много свободного времени, читала, писала письма родным, пила чай со своим супругом. Отсюда был выход на лестницу, по которой можно было спуститься на первый этаж, в комнаты детей.

Малиновый кабинет


Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны, акварель Э.П.Гау

В Большом или в Малиновом кабинете проходили приемы личных гостей императрицы и встречи с родственниками царской семьи. Кабинет так же был своеобразным музыкальным салоном. На рисунках ткани обтягивающих стены можно увидеть многочисленные изображения музыкальных инструментов и нот. Раму огромного каминного зеркала венчают амуры со щитком в руках, на котором изображен вензель Марии Александровны.


Малиновый кабинет Зимнего Дворца, © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Золотая гостиная

Сияющим обилием позолоты Золотая гостиная напоминает палаты московского кремля с их сводчатыми потолками и богато декорированными стенами. Правда сама хозяйка апартаментов сравнивала свою гостиную с тронным залом баварских королей.

Рабочий кабинет императора Николая II

В VII выставочной комнате можно увидеть парадные платья и мундиры, принадлежавшие членам императорской семьи, парадные портреты Николая II и Александры Федоровны, изображающие императрицу в интерьере Александровского дворца, а также другие предметы, находившиеся в дворцовых залах, комнатах и кладовых. На месте этой выставочной комнаты, рядом с Приемной, убранство которой сохранилось, ранее располагался Рабочий (Старый) кабинет Николая II, оформленный по проекту Р. Мельцера в 1896-1898 годах. Стены кабинета, окрашенные в темно-красный цвет, в нижней части были облицованы панелями и оборудованы встроенными шкафами орехового дерева. В шкафах располагались книги по военным вопросам и истории дома Романовых. Убранство кабинета дополняли оттоманка, покрытая персидским ковром, и большой стол, уставленный семейными фотографиями и разнообразными предметами: здесь находились личная печать Николая II, кожаная пепельница, подаренная детьми, трубки, домино, блокнот и другие вещи.

Гардеробная, уборная и бассейная императора Николая II

Экспонаты выставки в бывшей Уборной императора Николая II посвящены наследнику цесаревичу Алексею и его сестрам. Здесь представлены крестильный комплект цесаревича, комплект обмундирования подпоручика 12 Восточно-Сибирского стрелкового полка, принадлежавший Алексею, а также шефские мундиры великих княжон Татьяны и Ольги. На месте VIII-й выставочной комнаты ранее находилась Уборная (Мавританская) императора Николая II - служебное помещение на половине императора в левом флигеле Александровского дворца.

Название «Мавританская» комната получила по ажурной перегородке, решенной в восточном вкусе. В этой комнате находился большой бассейн на 7000 ведер воды, турник для гимнастических упражнений, а также стойка с винтовками тульского оружейного завода; на стене были развешены пистолеты, охотничьи ножи и шашки. Здесь же хранилась ценная коллекция портсигаров, которую собирал император Николай II.

Рядом с Парадным (Новым) кабинетом Николая II находились служебные комнаты - Гардеробная и Камердинерская, над обоими помещениями находились антресоли. В конце ХIХ века в Гардеробной вдоль стен, окрашенных зеленовато-серой краской, располагались шкафы ясеневого дерева, один из которых сохранился и экспонируется на своем историческом месте. В шкафах размещались предметы гардероба императора Николая II: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту, незначительная часть которых представлена в зале, особым экспонатом является форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Император Николай II был зачислен в списки Лейб-гвардии Гусарского полка 6 мая 1868 года, а 2 ноября 1894 года стал шефом лейб-гусар и венчался в мундире именно этого полка. В Камердинерской, сообщавшейся с антресолью и подвальным этажом, находился письменный стол дежурного камердинера и телефон, единственный на половине императора. Служебные комнаты на половине императора Николая II - Гардеробная и Камердинерская - в настоящее время объединены в одно помещение. Анфиладу личных комнат императора замыкает Парадный (Новый) кабинет императора Николая II, воссозданный в первоначальном виде.

Личные комнаты Николая II отделены от половины Александры Федоровны коридором, в котором после десяти часов вечера находилась охрана. По вечерам Романовы не выходили; для связи между комнатами Николая и Александры оставался только проход через антресоли, над коридором.

Дворец тщательно охранялся. В подвалах Александровского дворца, под спальней Романовых, соединенная с нею электрическим звонком, была дежурная офицерская компата. По первой тревоге офицеры должны были спешить на половину царицы.

В коридоре находится много картин, для которых не оказалось места в личных комнатах; среди них произведения Сурикова, Рябушкина, Рериха и две работы Репина: «Застенок» и портрет Федора Никитича Романова, от которого вел род Николай II. Одна из стен увешана деревянными резными блюдами, поднесенными с «хлебом-солью» Николаю II во время его путешествий по Россини в дни торжественного празднования трехсотлетия дома Романовых.

Первая комната половины Николая II - . Прежде она служила столовой. В дневнике Николая II часто встречаются подобные записи: «24-го мая (1915 года. - Л. Б). Воскресенье… Обедали в моей приемной, как в доброе старое время. Вечером с помощью Мари наклеивали фотографии последних поездок в альбом».

Стены отделаны высокой дубовой панелью, заканчивающуюся широкой полкой, на которой находились вазы, мелкая пластика и деревянные блюда. На полке стояли несколько ценных бокалов художественной работы, сделанных в память вступления русских войск в Париж (19 марта 1814 г.), и три бокала XVIII века. Здесь-же-турий рог в серебряной оправе.

Над панелями стены были затянуты сохранившейся французской дорожкой с трафаретным рисунком (эта ткань была приобретена пожеланию Николая II и Александры Федоровны).

С потолка спускаласьлюстра кованой бронзы в русском стиле. (поставленная во дворец Ф. Мельцером в 1899 году). Пол был покрыт персидским ковром.

Мебель из дуба, крытая зеленой кожей. В помещении всегда находились большой стол со скатертью кустарной работы и дубовая мебель, крытая зеленой английской кожей.

Стены приемной занимали картины по личному выбору царя. Отметим «Жатву в Малороссии» художника Пимоненко и «Вечер в поле» - Крачковского и картина И. Владимирова: „Русские войска преследуют немецкую артиллерию", написанная в 1915 г… На противоположной стене висел портрет Александры Федоровны, работы Мюллер-Норден. Картина, стоящая на мольберте - акварель Косякова: «Путешествие Николая по Днепру и Десне». Картины, приобретенные или заказанные Николаем II, в настоящее время находятся в коллекции Государственного музея-заповедника «Павловск».

В стойке, у окна, стояла медная стойка со знаменами „собственных его величества воинских частей. В приемной ожидали встречи с царем министры и государственные деятели.

В этой комнате можно увидеть парадные платья и мундиры, принадлежавшие членам императорской семьи, парадные портреты Николая II и Александры Федоровны, изображающие императрицу в интерьере Александровского дворца, а также другие предметы, находившиеся в дворцовых залах, комнатах и кладовых.

Стены рабочего кабинета окрашены темно-красной масляной краской и облицованы панелью из орехового дерева. Ковер русской работы.

Мебель ореховая. Бросается в глаза .

Такая же по величине, стояла в кабинете Александра III, Перед оттоманкой- два столика и детское кресло для сына царя - Алексея. Напротив оттоманки - письменный стол особой формы, в виде буквы Г. На полках, этажерках и, вообще, везде, где только возможно, огромное количество фотографий-в рамках и без рамок, любительских и профессиональных. Много фарфора, главным образом, датского и русского производства. Комната наводнена всякого рода безделушками и мелочью.

В глубине - круглый стол, покрытый индейским платком. Посреди стола находится лампа, привезенная Николаем из Японии, куда он отправился, будучи наследником, по воле отца, с образовательной целью.

Рабочий стол в этом интерьере был сплошь уставлен семейными фотографиями и разнообразными письменными принадлежностями; здесь находилась миниатюрная печать в виде шапки Мономаха, сувенирные коробки с длинными спичками для камина, синие и красные карандаши, которыми император наносил резолюции, а также пепельницы, трубки, домино, перочистки, блокноты.

В комнате много картин . Их около сорока, не считая миниатюр. Среди них - в глубине комнаты: Р. Майнелло- „Мираж в пустыне" и „Караван в пустыне", над оттоманкой - К.Е.Маковский -, Бабушкины сказки**, Э. Детайль- "Наполеон, следящий в подзорную трубу за ходом боя". На противоположной стороне комнаты: О. Коннель -"Александр III", Альма Тадема - „Приготовление к празднику", Э. Пойнтер» - Пенелопа" и - Л. Каравак „портрет Петра I", «Наполеон на поле боя», работы Детайля.

В книжных шкафах - личная библиотека Николая II, насчитывающая около 700 томов. Книги по государственным вопросам касаются, главным образом, Финляндии: доклады финляндских генерал-губернаторов и отдельные сочинения о сейме, русском языке в финляндских школах и т. п. Стремление Финляндии к независимости, видимо, серьезно беспокоило самодержца. Из пособий по общим дисциплинам отметим курс лекций по народному хозяйству и политической экономии, прочитанный гр. Витте брату Николая II-Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. Много сочинений по военным дициплинам: всякого рода уставы, юбилейные памятки и брошюры для распространения среди солдат. Исследовательские труды по военному делу представлены, главным образом, сочинениями по изучению опыта русско-японской войны. Историческая литература состоит почти полностью из книг, выпущенных к празднованию трехсотлетия дома Романовых. Художественных произведений мало, и подбор их случаен. Очень много писателей-юмористов, книжек «Дешевой юмористической библиотеки Сатирикона» и отдельпых изданий Аркадия Аверченко, Тэффи, Бухова и др.

Здесь незадолго до Февральской революции Николай II объявил председателю Совета министров Голицыну о своем согласии на введение ответственного министерства, но вечером того же дня изменил решение и уехал в Ставку.

Рабочий или Старый кабинет находился на месте сегодняшнего Мемориального зала, предпоследний зал современной экспозиции.

По плану реставрации Александровского дворца (2010 / 2011 гг) в Приемной Николая II предстоит реставрировать обивочные ткани и вензель императора на фризе камина.

Сразу после кабинета расположен бассейн.

Источники:

  • Бардовская Л.В., Бертельс В. Александровский дворец. Страницы истории. Альфа-Колор., СПб, 2008. 34 с.
  • Фомин Н. Детское Село. Александровский дворец-музей. Л., 1935
  • Фомин Н. Детское Село. Дворцы и парки. Л., 1936.

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

error: